Памятка "безопасность на улицах и дорогах". Основные правила поведения и обязанности пешехода на дороге. Права и обязанности пешеходов Основные правила поведения на дороге школьника

С самого раннего детства родители прививают своим детям главные правила поведения на дороге, рассказывают, когда можно переходить проезжую часть, а когда нельзя, говорят о том, что самое важное на дороге - это внимательность, а не суетливость. Изучение правил дорожного движения (далее ПДД) осуществляется порой и в игровой форме: викторины с вопросами в детском саду, обучающие книги и рисунки, даже модели кукольных светофоров - все это помогает малышу запомнить основную информацию, которая, вполне вероятно, сможет спасти ему жизнь.

Хотя в большинстве своем ПДД касаются, скорее, водителя, который находится за рулем автомобиля, без грамотного поведения пешеходов во время пересечения проезжей части эти правила были бы лишены смысла. Их обновления происходят ежегодно (редко - несколько раз в год), поэтому для большей уверенности в своей безопасности их следует мониторить всем участникам дорожного движения.

Кто такие пешеходы?

Правильно будет сказать, что к ним относятся все люди, которые передвигаются пешком. Если человек идет вдоль обочины дороги и толкает рядом с собой велосипед - он пешеход. Если он перестал идти, сел на транспортное средство и поехал - значит, стал уже полноправным участником дорожного движения, в данном случае велосипедистом.

Пешеходами признаются люди, передвигающиеся в инвалидных колясках или на роликах. А также ведущие рядом с собой мопед. Поэтому всем полезно будет знать права и обязанности пешеходов.

Не имеет значения, есть ли у вас с собой какой-либо вид транспорта - пока вы ходите пешком, вы пешеход. Приведем пример. Даже если выйдет из него, чтобы дойти до ближайшего магазина и купить питьевой воды, то, пока он будет стоять на своих ногах, он будет считаться пешеходом. Что из этого следует? То, что все общие обязанности пешеходов будут относиться и к нему тоже.

Как вести себя на дороге?

Родители должны объяснять своим детям с ранних лет эти основы. Чтобы узнать, как правильно себя вести на проезжей части с другими участниками дорожного движения, необходимо заглянуть в сборник ПДД. Обязанности пешехода там описаны в отдельной главе, с удобным делением на подпункты. Это необходимо для упорядочивания информации и быстрого запоминания. Но многие будут удивлены, начав их читать. На самом деле всю эту информацию большинство знает уже с самого детства.

Если систематизировать обязанности пешехода, кратко и емко их сформулировать, то можно условно разделить их все на следующие группы:

Правила поведения при переходе проезжей части дороги;

Правила поведения с автотранспортом;

В темное время суток.

Что обязан знать пешеход?

Дорожное полотно - не место для игр и легкомысленного поведения. Знание своих обязанностей и их соблюдение позволит пассажиру увереннее вести себя на улице.

Перечислим обязанности пешехода на дороге:

Если нет тротуара или пешеходной дорожки, то двигаться следует по обочине по ходу движения транспорта;

Переходить дорогу человек обязан только по переходу или «зебре», если их нет - проезжую часть разрешено пересекать на перекрестках по линии тротуара или обочины;

Если нет регулируемого перехода, то появляться на дороге пешеход может только после того, как убедится в своей безопасности, в том, что рядом нет быстро движущейся машины и он успеет перейти до того, как подъедет транспортное средство, и так далее.

Как должен вести себя пешеход ночью?

Существуют определенные обязанности пешехода в ночное время суток. Эти знания обычно игнорируют, считая ненужной формальностью. Однако правила движения пешеходов на проезжей части в ночное время составлены не случайно. Большинство дорожно-транспортных происшествий случается как раз ночью. Силуэт пешехода может быть виден нечетко, что, возможно, спровоцирует водителя на совершение роковой ошибки.

Обязанности пешехода при переходе дороги в темное время суток касаются наличия при нем любого предмета со нашивки на куртке, футболке или рубашке, например. Водитель никогда не проглядит такого пешехода, даже если он будет стоять в тени. Сейчас есть множество магазинов, готовых помочь людям в этом вопросе: каких только предметов со там нет в продаже!

Как выходить из общественного транспорта?

Существуют права и обязанности пешеходов при выходе из общественного транспорта. Их обязан знать каждый. Человек, находясь на остановке, тоже должен понимать свои права и обязанности, которые прописаны в ПДД. Обязанности пешехода во время выхода из транспорта состоят в том, чтобы покидать его только при открытии дверей полностью. Не торопиться, не толкаться, не выпрыгивать из средства передвижения, едва двери чуть приоткроются. Не просить водителя сделать остановку в не предназначенном для этого месте. Это важно не только из-за того, что за такую остановку сам водитель может получить штраф. Такие требования объясняются тем, что пассажир может попасть под колеса другого транспорта, водитель которого в данной ситуации совершенно не ждал вашего появления в неположенном месте из автобуса и не успел затормозить.

Как правильно переходить дорогу после выхода из автобуса?

Когда удалось благополучно выйти из транспорта, нужно внимательно отнестись к способу перехода через проезжую часть. Если вы ехали на автобусе или троллейбусе, то переходить дорогу необходимо сзади него, но никак не спереди. Следом едущие автомобили должны видеть ваше намерение перейти дорогу.

Если переходить проезжую часть пешеход будет перед автобусом, водитель следом едущего автомобиля не сможет вовремя его разглядеть и затормозить. Это может привести к аварии.

Также нежелательно скопление людей на остановке. Это касается особенно утренних и вечерних часов, когда большинство отправляется на работу. Существует опасность того, что из-за давки кто-то из пешеходов может быть вытолкнут на проезжую часть. Если водитель транспортного средства не успеет среагировать и перестроиться, то такая ситуация окончится плачевно.

Частые ошибки пешеходов

Довольно часто пешеходы пренебрегают своими обязанностями, создавая тем самым угрозу порядку дорожного движения. Но самое главное - они подвергают собственную жизнь опасности.

Довольно часто люди нарушают один из главных законов ПДД - переход дороги только на зеленый свет. Из-за спешки или просто нежелания стоять на морозе лишнюю минуту, пока светофор не сменит цвет сигнала, они перебегают дорогу, совершенно не замечая при этом, какой свет горит. Это недопустимо.

Вторая, не менее серьезная ошибка, которую допускают пешеходы - переход дороги в неположенном месте. Автомобилям приходится тормозить, пропуская бегущего через проезжую часть человека, но, случись что, и вина за аварию ляжет целиком на пешехода.

Опасности пешеходного перехода

Правила движения пешехода построены таким образом, чтобы и он, и водители автомобилей могли чувствовать себя комфортно. Так как они будут включены в четко отлаженный механизм дорожного движения, где все участники знают свое место и двигаются плавно и уверенно. Но, к сожалению, случается и обратная ситуация, когда происходит нарушение ПДД, и опасность для человека может нести даже специальный переход «зебра».

Во всем мире данная часть дорожного полотна является одной из самых безопасных для пешехода. Но в России это, к сожалению, не так. Большинство аварий и наездов на людей происходит именно на «зебре» из-за неумения водителей и пешеходов разумно себя вести.

Обязанности пешехода состоят в том, чтобы не забывать: «зебра» - часть дороги, по которой едут машины, иногда на высокой скорости. Прежде чем перейти дорожное полотно, нужно посмотреть по сторонам. Ведь может случиться так, что, не заметив быстро мчащийся автомобиль, вы начнете пересечение дороги, а водитель не сумеет затормозить.

Наступив одной ногой на «зебру», пешеходу стоит остановиться. Тем самым он продемонстрирует свое намерение переходить дорогу, и водители автомобилей смогут вовремя затормозить, пропуская его.

Дорожные знаки в помощь пешеходу

Среди множества дорожных знаков существуют те, которые могут значительно облегчить жизнь. Это тоже обязанности пешехода - знать их назубок.

Попав на незнакомый перекресток, любой человек ищет глазами знак пешеходного перехода: человечек идет по «зебре» в белом треугольнике на синем фоне. Он показывает разрешенные для пересечения дороги места.

Перечеркнутый человечек в красном кругу может означать только то, что переход категорически запрещен, так как это может повлечь опасность для жизни (слишком оживленное движение на улице, например).

Знак (человечек спускается по лестнице вниз) - тоже весьма полезный. Если местность незнакомая, но вы видите такой символ, то можно не волноваться о том, как перейти на другую сторону улицы.

Также отмечаются дорожными знаками: автобус, троллейбус или трамвай в синем прямоугольнике. Увидев такой символ, можно останавливаться и ждать ближайшего перевозчика.

Обучение детей ПДД

Как уже упоминалось выше, ребенок получает основные знания о правилах дорожного движения в детском саду или в младших классах. Но и родители своим собственным примером должны показывать малышу навыки правильного перехода через улицу.

Печально видеть, как мама, схватив сына за руку, перебегает дорогу на красный свет светофора. Не нужно забывать о том, что проезжая часть - это не игровая площадка для наших детей. Стоит научить их этому, внушить правила поведения на дороге и запомнить их самим.

Таким образом, основные обязанности пешехода определены в Их нужно соблюдать всем без исключения и помнить, что от этого зависит не только удобство, но порой и жизнь.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ

1.1. Общие правила поведения участников
дорожного движения

Участники дорожного движения (водитель, пешеход и
пассажир) обязаны:

Знать и соблюдать относящиеся к ним требования пра­вил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и ра з-
метки, а также выполнять распоряжения регулировщиков;

Помнить, что в нашей стране установлено правосторон­нее движение транспортных средств.

Участникам дорожного движения запрещается:

Повреждать или загрязнять покрытие дорог;

Снимать, загораживать, повреждать, самовольно уста­ навливать дорожные знаки, светофоры и другие технические
средства организации движения;

Оставлять на дороге предметы, создающие помехи для
движения.

1.2. Безопасность пешехода на дороге

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеход­ ным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам, велоси­ педной дорожке или в один ряд по краю проезжей части до­ роги.

Вне населенных пунктов при движении по краю проез­жей части дороги пешеходы должны идти навстречу транс­ портным средствам.

В случае если пешеход ведет велосипед, мотоцикл или
мопед, он должен следовать по ходу движения транспортных
средств.

При следовании по улице пешеход должен стараться об­ ходить стороной выезды из гаражей, с автостоянок и других подобных мест, чтобы не попасть под выезжающий автомобиль.

Пешеход не должен останавливаться в непосредственной близости от проходящего автомобиля.

1.3. Движение пешехода по улице в сильный гололед

Перед выходом из дома следует подготовить обувь, что­ бы повысить устойчивость при ходьбе в гололед (натереть подошву наждачной бумагой, приклеить на подошву изоляцион­ ную ленту, чтобы увеличить сцепление обуви с дорогой);

При ходьбе наступать на всю подошву, расслабив ноги в
коленях, быть готовым к падению. Желательно, чтобы руки
были свободны от сумок и прочих предметов.

При падении напрячь мускулы рук и ног, при касании
земли перекатиться на бок. Помните! Самое опасное падение -
это падение на прямую спину и на расслабленные прямые руки.

1.4. Переход проезжей части дороги

Переходить проезжую часть дороги нужно по пешеход­ ным переходам. Самый безопасный переход - подземный или
надземный. При их отсутствии переходить проезжую часть
можно на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

В местах, где движение регулируется, для перехода про­ езжей части необходимо руководствоваться сигналами регули­ ровщика либо пешеходного светофора или транспортного све­ тофора.

При отсутствии в зоне видимости перехода или пере­ крестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к
краю проезжей части на участках с разделительной полосой
там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны.

На нерегулируемых пешеходных переходах можно выхо­ дить на проезжую часть дороги, убедившись, что переход бу­ дет безопасен. Для этого необходимо внимательно посмотреть
сначала налево, потом направо, чтобы убедиться, что побли­зости нет машин.

Нельзя выбегать на дорогу.

Перед переходом дороги надо замедлить шаг и оценить
обстановку; даже при переходе дороги на зеленый сигнал све­ тофора необходимо осмотреться.

Не следует переходить проезжую часть дороги перед мед­ ленно идущей машиной, так как можно не заметить за ней
д ругую машину, идущую с большей скоростью.

Нельзя выходить на проезжую часть из-за стоящего транс­
портного средства или другого препятствия, ограничивающе­ го видимость проезжей части дороги, не убедившись в отсут­ ствии приближающихся транспортных средств.

Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны ос­ тановиться на линии, разделяющей транспортные потоки про­ тивоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора или регулировщика.

При приближении транспортных сре дств с вкл юченным синим проблесковым маячком и звуковым сигналом даже при зеленом сигнале светофора для пешеходов необходимо воздер­ жаться от перехода проезжей части дороги и уступить этим транспортным средствам проезжую часть.

1.5. Безопасность пассажира

Ожидать автобус, троллейбус и трамвай можно только на
посадочных площадках (на тротуарах, на обочине дороги).

Посадку в транспортное средство начинают только при
полной его остановке, соблюдая очередность и не мешая дру­ гим пассажирам.

При посадке в трамвай, если трамвайные пути располо­ жены посередине улицы и нужно пересечь проезжую часть до­ роги, необходимо посмотреть в обе стороны и, убедившись, что путь свободен, направиться к остановившемуся трамваю.

Войдя в салон транспортного средства, необходимо обра­ тить внимание на то, где расположены запасные и аварийные выходы.

При отсутствии свободных мест для сидения, можно сто­ ять в центре прохода, держась рукой за поручень или за спе­ циальное устройство.

Нельзя стоять у входной двери, а тем более опираться на
нее, так как она в любой момент может открыться.

Передвигаться по салону в общественном транспорте ре­ комендуется только при его полной остановке.

1.6. Меры безопасности при возникновении пожара в автобусе, троллейбусе, трамвае

Немедленно сообщить о пожаре водителю и пассажирам,
потребовать остановить транспорт и открыть двери.

При заблокировании дверей для эвакуации из салона
транспортного средства использовать аварийные люки в кры­ше и выходы через боковые стекла (при необходимости мож­ но выбить стекла ногами).

При эвакуации не допускать паники и выполнять указа­ ния водителя.

В любом транспортном средстве имеются материалы, ко­торые при горении выделяют ядовитые газы, поэтому необхо­ димо покинуть салон быстро, но без паники, закрывая рот и нос платком или рукавом одежды.

Помните! В троллейбусе и трамвае металлические части
могут оказаться под напряжением, поэтому, покидая салон, к
ним лучше не прикасаться.

Выбравшись из салона, необходимо отойти подальше от
транспортного средства, оказать посильную помощь пострадав­ шим.

1.7. Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда

Велосипед и мопед относятся к транспортным средст вам. Управлять велосипедом при движении по дорогам раз­ решается лицам не моложе 14 лет, мопедом - не моложе 16 лет.

Водители велосипеда и мопеда должны двигаться только
по крайней правой проезжей части дороги в один ряд как
можно правее.

Допускается движение по обочине, если это не создает
помех пешеходам.

Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

Ездить не держась за руль;

перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сидении, оборудованном надежными подножками;

Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м
по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает его
управлению;

Двигаться по проезжей части дороги при наличии ря­ дом велосипедной дорожки.

Передвигаясь на велосипеде или мопеде, можно выпол­ нять левый поворот или разворот лишь на дорогах, имеющих одну полосу для движения в данном направлении и не имею­ щих трамвайного движения.

1.8. Требования к техническому состоянию и оборудованию велосипедов

Велосипеды должны иметь исправные тормоза и звуко­ вой сигнал, т. е. соответствовать техническим требованиям за­ вода-изготовителя.

При движении на дорогах в темное время суток велоси­ педы должны быть оборудованы внешними световыми прибо­ рами: впереди - фарой белого цвета, сзади - фонарем или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон - све­ товозвращателем оранжевого или красного цвета.

Синько Л.Н. — классный руководитель 11 класса.

Материал взят из учебника

«Основы безопасности и жизнедеятельности».

Правила безопасного поведения на дороге

— полезные советы для пешеходов;

— основные дорожные знаки;

— правила поведения в общественном транспорте

Конспект викторины по правилам дорожного движения для начальных классов

Викторина для младших школьников «Дорожные знаки»

Цели и задачи: закрепить знания детей о дорожных знаках и правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Оборудование: дорожные знаки; светофор; плакаты «На улице — не в комнате, о том, ребята, помните», «Помни, правила ГАИ — это правила твои»

Описание материала: Предлагаю вам конспект открытого занятия для воспитанников детского дома (11-14 лет) по теме «Знайте правила движенья, как таблицу умноженья!».

Данный материал будет полезен для воспитателей детских домов и классных руководителей. Этот конспект итогового занятия, направленного на систематизацию знаний воспитанников по ПДД и закреплению умений работать в команде.

Конспект открытого занятия по теме: «Знайте правила движенья, как таблицу умноженья!»

Цель: Систематизация знаний воспитанников по ПДД, совершенствование умений воспитанников работать в команде.

ПДД в начальной школе. Правила движения для велосипедистов

Беседа с учащимися 1-2 класса о правилах движения на велосипеде

ПДД. Тема «Правила движения для велосипедистов»

Согласно Правилам дорожного движения (пункт 2.3 Правил дорожного движения в редакции от 1996 года, с изменениями - последнее от 7 мая 2003 года) велосипед — немеханическое транспортное средство. Ездить на велосипеде всех типов по улицам и автомобильным дорогам можно лицам не моложе 14 лет.

Из опыта работы педагога дополнительного образования по обучению младших школьников групп продлённого дня безопасному поведению на дорогах и в транспорте.

Материал адресован педагогам дополнительного образования, работающим на базах школ, для воспитателей групп продлённого дня школ, для учителей начальной школы.

Викторины для школьников с ответами. Тема: Правила дорожного движения.

Викторины для начальной школы.

Викторина «Знатоки дорожного движения»

Можно ли играть на улице? Кажется, ответить на этот вопрос несложно. Ведь каждая часть дороги имеет своё назначение. По проезжей части ездят различные машины, трамвайные пути служат для движения трамваев. А по тротуарам ходят пешеходы.

Весной и летом так приятно покататься по улицам и дворам на велосипеде!

Как только растает снег, на дорогах появляются первые велосипедисты. Наверное, и тебе хочется мчаться вместе с ними наперегонки! Ведь это так несложно - сел на велосипед, взялся за руль и крути педали.

Приятно поехать зимой за город, чтобы покататься на лыжах. Или погулять осенью по лесу и поискать грибы. Или искупаться жарким летним днём в прохладном водоёме. Чаще всего за город мы ездим или на своей машине, или на электропоезде. При поездке на электропоезде существуют определённые правила поведения. Их необходимо выполнять, чтобы не попасть в беду.

Во многих больших городах есть метро - быстрый и удобный вид транспорта. Пути, по которым ходят поезда метро, нигде не пересекаются ни с путями других транспортных средств, ни с путями пассажиров. Это позволяет поездам метро ездить с большой скоростью, оставаясь при этом самым безопасным видом транспорта.

А теперь представь, что тебе предстоит поездка на трамвае. Знак, которым обозначается трамвайная остановка, ты уже знаешь. По дороге к остановке ты должен соблюдать известные тебе Правила дорожного движения. А вот сама трамвайная остановка отличается от автобусной.

Каждый из нас бывает не только пешеходом, но и пассажиром. В городе ты совершаешь поездки на автобусе, трамвае, троллейбусе, маршрутном такси и метро. За город ты ездишь на электричке. И во время каждой поездки ты должен соблюдать правила, которые определяют обязанности пассажиров.

Ты, конечно, прекрасно знаешь, что такое перекрёстки, и не раз их видел. В дорожном движении перекрёстки играют большую роль.

Было бы очень хорошо, если бы дороги не пресекались, а проходили бы одна над другой. Тогда машины не мешали бы друг другу, не теряли бы время, уступая дорогу; не происходили бы аварии и столкновения.

Наряду с различными дорожными знаками необходимую информацию о движении и о правилах поведения на дороге водителям и пешеходам сообщает дорожная разметка.

Эти знаки предписывают (то есть указывают) водителям и пешеходам, как должно осуществляться движение по дорогам. Они имеют круглую форму и синий фон. Школьникам особенно важно знать два знака - «Пешеходная дорожка» и «Велосипедная дорожка».

Эти знаки - самые строгие из всех дорожных знаков. Ведь они вводят разные запреты и ограничения. Запрещающие знаки имеют круглую форму и красную окантовку. Красный цвет выбран не случайно. Он хорошо виден издалека и в темноте. Запрещающий знак говорит водителям и пешеходам: «Внимание! Этого делать нельзя!».

Памятка поведение на дороге для детей и родителей

Памятка для учащихся

1. Ходите только по тротуару!

2. Переходите улицу в местах, обозначенных разметкой или знаками «пешеходный переход», а где их нет – на перекрестках по линии тротуаров.

3. Переходя улицу, посмотрите налево, а дойдя до середины – направо!

4. На улицах и дорогах, где движение регулируется, переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика.

5. Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом!

6.При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части и там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

7.Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжить переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

8. Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходите только в разрешенных для перехода местах, соблюдайте при этом осторожность. Обходить этот транспорт спереди или сзади опасно!

9.Не устраивайте игры вблизи дорог и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части улицы.

10.Не цепляйтесь за проходящие автомобили, не катайтесь на сцепном устройстве трамвая – это опасно для жизни!

11. При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом не начинайте переходить улицу, а если находитесь на дороге, уступите дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободите проезжую часть.

12. Ездить на велосипедах по улицам и дорогам детям разрешается с 14 лет.

Памятка для пешеходов

Пешеходу запрещается:

1. Двигаться по краю проезжей части дороги при наличии тротуара, пешеходной или велосипедной дорожки, обочины, по которым возможно движение пешеходов.

2. Задерживаться и останавливаться на проезжей части дороги, в том числе на линии горизонтальной дорожной разметки, разделяющей встречные и попутные потоки транспортных средств, за исключением остановки на островках безопасности.

3. Переходить проезжую часть вне подземного, надземного, наземного пешеходных переходов на участке дороги:

— с разделительной зоной, разделительной полосой;

— с общим числом полос движения шесть и более;

— где установлены дорожные ограждения.

4. Выходить на проезжую часть дороги из-за стоящего транспортного средства или иного объекта, ограничивающего обзорность дороги, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Памятка для родителей

— Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.

— Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.

— Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.

— Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

— Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль.

— Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая едет прямо, а какая готовится к повороту.

— Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.

rozhdestveno-school.msk.ru

ПАМЯТКИ для школьников и их родителей по Безопасности Дорожного Движения

Памятка школьнику БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ

Ежегодно в нашей стране жертвами дорожно-транспортных происшествий становятся дети. Каждый день вы выходите на улицу и становитесь участниками дорожного движения. Очень часто ребята нарушают правила дорожного движения или вовсе их не знают. Давайте сейчас, прочитав эту памятку, запомним основные правила и не будем их нарушать.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ

  1. Ходить следует только по тротуару, пешеходной или велосипедной дорожке, а если нет — по обочине. В случае их отсутствия можно двигаться по краю проезжей части дороги навстречу движению транспортных средств.
  2. Там, где есть светофор дорогу надо переходить только на зеленый сигнал светофора.
  3. В местах, где нет светофоров, дорогу безопасно переходить по подземному или надземному пешеходному переходу, а при их отсутствии по пешеходному («зебра»).
  4. Если нет пешеходного перехода, необходимо идти до ближайшего перекрестка. Если по близости нет ни пешеходного перехода, ни перекрестка, дорогу переходим по кратчайшему пути. И только там, где дорога без ограждений и хорошо видна в обе стороны, посмотрев внимательно налево и направо.
  5. Нельзя перелезать через ограждения.
  6. Если дорога широкая, и ты не успел перейти, переждать можно на «островке безопасности».
  7. Если рядом есть взрослые, попросите у них помочь вам перейти дорогу.
  8. Играть в игры на дороге и на тротуаре опасно. Строго запрещено выбегать на проезжую часть из-за деревьев, автомобилей и других объектов, которые мешают водителю увидеть вас вовремя.

Правила проведения в транспорте общественного пользования:

  • К городскому транспорту общественного пользования относятся автобус, троллейбус, трамвай, метро и такси.
  • Пассажиры не должны отвлекать водителей во время движения. Ждать автобус или троллейбус надо на специальной посадочной площадке или на тротуаре.
  • Входить и выходить из автобуса и троллейбуса разрешено после полной остановки.
  • Пассажиру запрещается:

  • Открывать двери транспортного средства, высовываться в оконные проемы во время его движения, препятствовать закрытию дверей транспортного средства, а также выбрасывать мусор и другие предметы, приводящие к загрязнению дорог и окружающей среды.
  • Выйдя из автобуса или троллейбуса, нужно дойти до пешеходного перехода и там переходить дорогу. При этом лучше идти на тот пешеходный переход, который находится позади транспортного средства.
  • Если в салон заходят пожилые пассажиры, школьники должны уступить им место.

Правила поведения пешеходов

1 Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создаст помехи для других пешеходов. При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой - по внешнему краю проезжей части).При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств. При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

2 Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - с включенными фонарями: спереди - белого цвета, сзади - красного. Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии - и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.

3 Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

4 В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии - транспортного светофора.

5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

6 Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения, и с учетом сигнала светофора (регулировщика).

7 При приближении транспортных средств с включенными синим проблесковым маячком и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а находящиеся на ней должны уступить дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободить проезжую часть.

8 Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.

Предупреждающие знаки

1.1*"Железнодорожный переезд

со шлагбаумом"

1.2"Железнодорожный переезд
без шлагбаума"


1.3.1"Однопутная
железная дорога"


1.3.2"Многопутная
железная дорога"

Обозначение необорудованного шлагбаумом переездачерез железную дорогу:
1.3.1 - с одним путем

1.3.2 - с двумя путями и более

"Приближение к железнодорожному переезду"
Дополнительное предупреждение о приближении
к железнодорожному переезду вне населенных пунктов.

1.5
"Пересечение с трамвайной линией"

1.6
"Пересечение равнозначных дорог"

1.7
"Пересечение с круговым движением"

1.8
"Светофорное регулирование"
Перекресток, пешеходный переход
или участок дороги,
движение на котором
регулируется светофором.

1.9
"Разводной мост"
Разводной мост или паромная переправа.

1.10
"Выезд на набережную"
Выезд на набережную или берег.

"Опасный поворот"
Закругление дороги малого радиуса или с ограниченной видимостью:
1.11.1 - направо
1.11.2 - налево

"Опасные повороты"
Участок дороги с опасными поворотами:
1.12.1 - с первым поворотом направо
1.12.2 - с первым поворотом налево

1.13
"Крутой спуск"

1.14
"Крутой подъем"

1.15
"Скользкая дорога"
Участок дороги с повышенной
скользкостью проезжей части.

1.16
"Неровная дорога"
Участок дороги, имеющий
неровности на проезжей части
(волнистость, выбоины, неплавные
сопряжения с мостами и тому подобное).

1.17
"Искусственная неровность"
Участок дороги
с искусственной неровностью
(неровностями)
для принудительного снижения
скорости.

1.18
"Выброс гравия"
Участок дороги, на котором
возможен выброс гравия, щебня
и тому подобного из-под колес
транспортных средств.

1.17
"Опасная обочина"
Участок дороги, на котором
съезд на обочину
опасен.

"Сужение дороги"
1.20.1 - сужение с обеих сторон
1.20.2 - справа
1.20.3 - слева

1.21
"Двустороннее движение"
Начало участка дороги (проезжей
части) с встречным движением.

1.22
"Пешеходный переход"
Пешеходный переход,
обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2
и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2.

1.23
"Дети"
Участок дороги вблизи детского
учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного),
на проезжей части которого возможно появление детей.

1.24
"Пересечение с велосипедной дорожкой"

1.25
"Дорожные работы"

1.26
"Перегон скота"

1.27
"Дикие животные"

1.28
"Падение камней"
Участок дороги, на котором
возможны обвалы, оползни,
падение камней.

1.29
"Боковой ветер"

1.30
"Низколетящие самолеты"

1.31
"Тоннель"
Тоннель, в котором отсутствует
искусственное освещение,
или тоннель, видимость
въездного портала которого ограничена.

1.32
"Затор"
Участок дороги, на котором
образовался затор.

1.33
"Прочие опасности"
Участок дороги, на котором имеются
опасности, не предусмотренные
другими предупреждающими знаками.

Запрещающие знаки

"Въезд запрещен"
Запрещается въезд всех
транспортных средств
в данном направлении.

"Движение запрещено"
Запрещается движение всех
транспортных средств.

"Движение механических
транспортных средств запрещено"

"Движение грузовых автомобилей запрещено"
Запрещается движение грузовых автомобилей и составов транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 т (если на знаке не указана масса) или с разрешенной максимальной массой более указанной на знаке, а также тракторов и самоходных машин.

"Движение мотоциклов запрещено"

"Движение тракторов запрещено"
Запрещается движение тракторов
и самоходных машин.

"Движение с прицепом запрещено"
Запрещается движение грузовых автомобилей и тракторов с прицепами любого типа, а также буксировка механических транспортных средств.

"Движение гужевых повозок запрещено"
Запрещается движение гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных, а также прогон скота.

"Движение на велосипедах запрещено"
Запрещается движение велосипедов и мопедов.

"Движение пешеходов запрещено"

"Ограничение массы"
в том числе составов транспортных средств, общая фактическая масса которых больше указанной на знаке.

"Ограничение нагрузки на ось"
Запрещается движение транспортных средств, у которых фактическая нагрузка на какую-либо ось больше указанной на знаке.

"Ограничение высоты"
Запрещается движение транспортных средств,
габаритная высота которых
(с грузом или без груза)
больше указанной на знаке.

"Ограничение ширины"
Запрещается движение транспортных средств,
габаритная ширина которых
(с грузом или без груза)
больше указанной на знаке.

"Ограничение длины"
Запрещается движение транспортных средств (составов транспортных средств) габаритная длина которых (с грузом или без груза) больше указанной на знаке.

"Ограничение минимальной дистанции"
Запрещается движение транспортных средств с дистанцией между ними меньше указанной на знаке.

"Таможня"
Запрещается проезд без остановки у таможни
(контрольного пункта).

"Опасность"
Запрещается дальнейшее движение всех без
исключения транспортных средств в связи с
дорожно-транспортным происшествием,
аварией, пожаром или другой опасностью.

"Контроль"
Запрещает проезд без остановки
через контрольные пункты.

"Поворот направо запрещен"

"Поворот налево запрещен"

"Разворот запрещен"

"Обгон запрещен"
Запрещается обгон всех транспортных средств.

"Конец зоны запрещения обгона"

"Обгон грузовым автомобилям запрещен"
Запрещается грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т обгон всех транспортных средств.

"Конец зоны запрещения обгона грузовым автомобилям"

"Ограничение максимальной скорости"
Запрещается движение со скоростью (км/ч),
превышающей указанную на знаке.

"Конец зоны ограничения максимальной
скорости"

"Подача звукового сигнала запрещена"
Запрещается пользоваться звуковыми сигналами, кроме тех случаев, когда сигнал подается для
предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

"Остановка запрещена"
Запрещается остановка и стоянка
транспортных средств.

"Стоянка запрещена"
Запрещается стоянка транспортных средств.

"Стоянка запрещена по нечетным
числам месяца"

"Стоянка запрещена по четным
числам месяца"

При одновременном применении знаков 3.29 и 3.30 на противоположных сторонах проезжей части разрешается стоянка на обеих сторонах проезжей части с 19 часов до 21 часа (время перестановки).

"Конец зоны всех ограничений"
Обозначение конца зоны действия
одновременно нескольких знаков из следующих:
3.16, 3.20, 3.22, 3.24, 3.26 - 3.30.


опасными грузами запрещено"
Запрещается движение транспортных средств, оборудованных опознавательными знаками (информационными табличками)
"Опасный груз".

"Движение транспортных средств с
взрывчатыми и легковоспламеняющимися
грузами запрещено"

Запрещается движение транспортных средств, осуществляющих перевозку взрывчатых веществ и изделий, а также других опасных грузов, подлежащих маркировке как легковоспламеняющиеся, кроме случаев перевозки указанных опасных веществ и изделий в ограниченном количестве, определяемом в порядке, установленном специальными правилами перевозки.

Горизонтальная разметка

Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения.

Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10 и 1.17 желтого цвета, временная - оранжевый цвет.




Горизонтальная разметка:

1* - разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;

2(сплошная линия) - обозначает край проезжей части(прерывистая линия, у которой длина штрихов в 2 раза короче промежутков между ними) - обозначает край проезжей части на двухполосных дорогах;

3 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более;

4 - обозначает места, где запрещена остановка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.27 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра;

5 - разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении;

6 (линия приближения - прерывистая линия, у которой длина штрихов в 3 раза превышает промежутки между ними) - предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений;

7 (прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками) - обозначает полосы движения в пределах перекрестка;

8 (широкая прерывистая линия) - обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части (на перекрестках, пересечениях дорог на разных уровнях, в зоне автобусных остановок и тому подобное);

9 - обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование;

10 - обозначает места, где запрещена стоянка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.28 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра;

11 - разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы; обозначает места, предназначенные для разворота, въезда и выезда со стояночных площадок и тому подобного, где движение разрешено только в одну сторону;

12 (стоп-линия) - указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика);

13 - указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге;

14 ("зебра") - обозначает пешеходный переход; стрелы разметки 1.14.2 указывают направление движения пешеходов;

15 - обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть;

16- обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков;

17 - обозначает остановки маршрутных транспортных средств и стоянки такси;

18 - указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаками 5.15.1, 5.15.2; разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот;

19 - предупреждает о приближении к сужению проезжей части (участков, где уменьшается количество полос движения в данном направлении) или к линиям разметки 1.1 или 1.11, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений. В первом случае разметка 1.19 может применяться в сочетании со знаками 1.20.1 - 1.20.3;

20 - предупреждает о приближении к разметки 1.13;

21 (надпись "СТОП") - предупреждает о приближении к разметки 1.12, когда она применяется в сочетании со знаком 2.5;

22 - указывает номер дороги (маршрута);

23 - обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств;

24- дублирует соответствующие дорожные знаки и применяется совместно с ними;

25 - обозначает искусственную неровность на проезжей части.

Линии 1.1, 1.2.1, 1.3 пересекать запрещается.

Линию 1.2.1 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка.

Линии 1.2.2, 1.5, 1.6, 1.7, 1.8 пересекать разрешается с любой стороны.

Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах - с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9.

Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.

Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда.

В случаях, когда значения временных дорожных знаков, размещаемых на переносной стойке, и линией разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться знаками. В случаях, когда линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.

Вертикальная разметка

Вертикальная разметка в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования.

Вертикальная разметка:

  1. обозначает элементы дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцевых частей парапетов и тому подобного), когда эти элементы представляют опасность для движущихся транспортных средств;
  2. 2- обозначает нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов;
  3. 3 - обозначает круглые тумбы, установленные на разделительных полосах или островках безопасности;
  4. 4 - обозначает направляющие столбики, надолбы, опоры ограждений и тому подобное;
  5. 5 - обозначает боковые поверхности ограждений дорог на закруглениях малого радиуса, крутых спусках, других опасных участках;
  6. 6 - обозначает боковые поверхности ограждений дорог на других участках;

7 - обозначает бордюры на опасных участках и возвышающиеся островки безопасности.

Давайте поговорим на очень серьезную тему: «Безопасность на дорогах». Она касается абсолютно всех людей. Родители обязаны с малых лет приучать детей к Не рекомендуется бежать с ребенком на красный свет, даже если вдалеке нет машин. Ведь можно малышу запросто «подарить» такую привычку.

На шоссе, проспекте, улице в черте города (регулируемое движение)

В больших городах, как правило, есть регулировка движения светофорами. Разумеется, есть и нерегулируемые участки с «зебрами». Лучше всего и безопаснее переходить там, где есть пешеходный светофор.

Правила безопасности на дороге (регулируемое движение) в черте города следующие:

  • обязательно ждите, когда светофор переключится на «зеленый»;
  • не бегите на «красный», даже если не видно вдалеке машин;
  • не стоит разбегаться, когда уже мигает «зеленый» по завершении перехода;
  • когда загорается «зеленый» для пешеходов, не спешите сразу же идти, убедитесь, что все машины, автобусы, грузовики остановились.

Последний пункт лучше соблюдать всегда. К сожалению, иногда происходит наезд на пешеходов даже в таких случаях. Понятно, что, скорее всего, вина водителя, но своя жизнь дороже любых доказательств. Наибольшая опасность именно зимой в гололедицу, а также в любое время года во время и после сильного дождя. Тормозной путь, как правило, увеличивается. И не всегда физически возможно затормозить вовремя.

На перекрестках также смотрите внимательно во все стороны, прежде чем переходить на «зеленый».

Там, где нет светофоров, но есть «зебра» (одностороннее движение)

А теперь рассмотрим вариант, где нет светофора, но имеется пешеходный переход с «зеброй». Разумеется, на этом участке намного опаснее. Но, там где все гораздо проще. Рекомендуется все равно смотреть в обе стороны, вдруг кто-то едет реверсом (дает ход назад).

Не стоит разговаривать по телефону, слушать музыку, когда направляетесь к такому переходу. Нужно слышать, где едет машина. Даже если и не слышно, то нужно посмотреть, далеко ли она.

Знайте, что автомобиль, автобус, троллейбус, фура должны быть на почтительном расстоянии (желательно не менее 300 метров) от «зебры», а скорость не слишком высокая. Ни в коем случае не перебегайте дорогу, особенно зимой и во время/после дождя, когда заморозки. Безопасность на дорогах - это очень важный фактор. Об этом нужно помнить всегда. Достаточно привести несколько примеров, где пешеходы по личной неосторожности становились жертвами ДТП. Зачем повторять трагический сценарий? Родители должны уметь объяснять детям и такие вещи.

Не пытайтесь перебегать дорогу там, где нет пешеходной зоны. Лучше пройти лишние 100 - 200 метров, но быть спокойным. Стоит отметить еще один важный момент: если видите, что машина замедляет ход, чтобы остановиться перед «зеброй», то не спешите переходить или даже перебегать дорогу. Пусть остановится транспорт.

Двухстороннее движение и «зебра» без светофора

Где есть двухстороннее движение, тем более многополосное, там намного сложнее и опаснее. Как осуществить безопасность на дорогах такого типа? Представьте себе, вы стоите у пешеходного перехода. В крайнем ряду (с вашей стороны) остановилась машина, идите, но не очень быстро. Заранее смотрите, остановился ли транспорт во втором ряду, затем в третьем. Ни в коем случае не стремитесь остановить машину, давая понять, что вы уже идете перед ней. Посмотрите, все ли машины остановились по «встречке». Если затормозили все, смело переходите.

Разумеется, спокойнее идти вместе с кем-то. Нередко можно наблюдать картину, когда пешеходы, не сговариваясь, поджидают друг друга и вместе переходят. Если вдруг, идя по тротуару, вы видите впереди группу пешеходов, которая уже перемещаются с одной стороны на другую, не спешите. Ведь машины могут уже тронуться. Дождитесь следующего подходящего момента, чтобы перейти.

На шоссе, федеральных трассах

Очень интересно, а как люди оказываются на другой стороне огромной магистрали, где нет пешеходных зон и светофоров? Таким примером могут быть:

  • МКАД (Московская кольцевая автодорога);
  • шоссе как в черте города, так и за пределами;
  • проспекты в черте города;
  • федеральные трассы.

Безопасность движения на дорогах, особенно на таких, требует от водителей высокой бдительности. Ведь есть большой поток машин, присутствуют очень большие скорости, количество полос больше пяти. Многие автомобилисты любят перестраиваться, обгонять. О каких пешеходных зонах может идти речь?

Именно поэтому существуют как пешеходные переходы, так и крытые мосты над автострадой. Пусть и тяжело многим подниматься по лестнице (почти 4-5 этажей жилого дома), но зато жизнь вне опасности.

Несомненно, есть пешеходные переходы в некоторых населенных пунктах, но там должен быть светофор. Или же там, где нет светофора, количество полос должно быть как можно меньше.

Ни в коем случае нельзя выбегать на трассу даже в том случае, если нет машин ни с одной, ни с другой стороны.

К сожалению, часто можно встретить федеральные трассы, где имеется перекресток, есть автомобильный, но нет пешеходного светофора. Будьте очень осторожны. Желательно идти вместе с другими пешеходами, а не в одиночку.

В и в поселках

Чуть выше мы упомянули трассы с перекрестками и светофорами. Так бывает там, где есть населенный пункт. Поведаем, какая должна быть безопасность на дороге для детей в таком случае:

  • без сопровождения взрослых категорически запрещается самостоятельно переходить дорогу;
  • если ребенок едет на велосипеде, в детской машинке, на самокате, обуты ролики, велите ему готовиться идти пешком, при этом, держа рядом с собой (катить) предмет.

Теперь поговорим о дорогах в населенных пунктах. Очень часто можно видеть в провинции дороги без тротуаров, пешеходам приходится идти по проезжей части. Если нет альтернативного маршрута, то идите по более безопасной стороне, желательно по встречной. У нас в стране правостороннее движение. Поэтому, стоит идти по левой стороне, чтобы видеть встречный транспорт и вовремя отойти как можно дальше. Исключением может стать крутой поворот, за которым не видно машины. Тогда придется перейти туда, где будет видно и вам, и водителю.

Если нет возможности идти по противоположной стороне обочины, только по ходу движения, то оглядывайтесь регулярно. Запрещается закрывать уши наушниками, разговаривать по телефону. Вы должны слышать все, что происходит сзади.

На железной дороге

Пришло время затронуть тему «Безопасность на железной дороге». Современный железнодорожный транспорт является скоростным. Что это значит? Приведем пример таких поездов и электричек, как «Ласточка», «Спутник», «Сапсан», да и любой подвижной состав, у которых скорость бывает свыше 200 км/ч.

Переходить железнодорожные пути нужно только там, где есть светофоры и переходные «дорожки». Если таковых нет, то смотрите, нет ли поездов хотя бы за 500 м от вас. Путей должно быть в таком случае не больше двух. Запрещено ходить там, где есть автоматический стрелочный перевод. Естественно, не каждый человек разбирается в сфере железнодорожного транспорта, просто лучше пусть будет правило для каждого: не переходите железнодорожные пути в неположенном месте. Только там, где разрешено. Лучше пройти лишние 1,5 км в безопасности, чем попасть под поезд.

Катание на велосипеде

В мегаполисах существуют специальные дорожки для велосипедистов, но далеко не везде. Если не знаете правил, боитесь машин, едет впервые, то ни в коем случае не выезжайте на дорогу. Пользуйтесь тротуаром там, где мало людей.

Какие есть основные правила безопасности на дороге для любителей двухколесного транспорта? Готовясь переходить дорогу, слезайте с велосипеда и идите пешком. Нельзя переезжать по «зебре».

Во дворе возле дома

Здесь преимущественна детская безопасность на дорогах. Почему? Потому что именно малыши любят играть во дворе. К сожалению, нет строгого разделения, где могут ездить машины, а где ходить, бегать, играть дети. Поэтому с малых лет нужно малышам объяснять, чтобы они не выбегали туда, где может проехать машина.

Родителям лучше неоднократно поднимать тему «Безопасность на дороге» для детей, приучать к осторожности, бдительности.

Что бывает, если не соблюдать правила?

  • многочисленные травмы;
  • летальный исход;
  • порча транспорта и вещей пешехода;
  • неприятные процедуры расследования со стороны представителей власти.

Намного лучше, если человек уделит время для личной безопасности, подождет, даже если светофор переключится только через 3 минуты, чем станет участником ЧП.

Общие правила при нахождении на автомобильной или железной дороге

Вот мы и рассмотрели, как осуществляется обеспечение безопасности на дорогах. Давайте кратко еще раз перечислим основные правила:

  • оглядываться;
  • не разговаривать по телефону;
  • не слушать музыку;
  • не перебегать в неположенном месте и с запрещенным (красным)

Родители должны вести маленьких детей только за руку, женщинам с колясками нужно помнить, что ребенок находится ближе к дороге, потому обязательно следует смотреть вперед.

С уверенностью можно назвать наше время - веком технологического и технического прогресса. Темп жизни нашего поколения ускорился. Появились новые возможности, новые специальности, которые требуют от людей большей отдачи, большей энергии и как следствие большей мобильности. Если раньше автомобиль считался предметом роскоши и его наличие говорило о неплохом достатке семьи, то сейчас можно утверждать, что машина - это необходимое средство передвижения для активных людей. Лет 20-30 назад одной машины для семьи было вполне достаточно, но теперь может быть так, что у каждого взрослого члена семьи имеется свое авто. И это уже почти норма. Можно долго расписывать преимущества передвижения на машине, но сейчас я хочу поговорить не об этом. Вместе с изменением человеческих потребностей и увеличением скорости жизни на дорогах возросло количество личного и общественного автотранспорта, следовательно, увечилась и опасность ДТП с участием пешеходов, как взрослых так и детей.

Не стоит забывать, что автомобиль это не только средство для комфортного передвижения, но и источник повышенной опасности. Получая права на вождение, каждый автолюбитель должен понимать и всегда помнить о том, что садясь за руль, он несет ответственность не только за себя; свою жизнь и здоровье, но и становится ответственным за безопасность других участников движения - водителей и пешеходов.

И, пожалуй, самой незащищенной категорией являются маленькие пешеходы. Наши с вами дети. Ведь ребенок не всегда способен правильно оценить ситуацию, может не придать должного значения правилам дорожного движения или просто испугаться. Поэтому первостепенная задача родителей - научить ребенка правильному поведению на улице, в целом и особенно находясь вблизи проезжей части. Прежде чем ребенок подрастет, и его уже можно будет отпускать одного на улицу он должен четко усвоить несложные, но очень важные правила поведения на дороге или около нее.

- Правило 1 . Нельзя играть вблизи проезжей части. Потому что, например, заигравшись в мячик или догонялки можно легко забыть про опасность и не заметить приближающийся автомобиль.

-Правило 2. Нельзя перебегать дорогу в неположенном месте. Лучше дойти до регулируемого светофором перехода или если нет светофора до «зебры». Переходить на другую сторону нужно только на “зеленый свет”, убедившись, что водитель видит пешехода и пропускает. Конечно, водитель обязан это сделать. Но необходимо всегда помнить, что за рулем сидит точно такой же человек как и вы, и его может что-то отвлечь. Он же человек! Я не оправдываю водителей, но все таки более всего за свою жизнь несем ответственность мы сами.

- Правило 3. Обходить стоящий автомобиль можно только сзади. Здесь я бы еще добавила, что нужно обращать внимания на белые фонари заднего хода. Если они горят, значит, автомобиль поедет назад. Не стоит стараться его опередить - лучше подождать, когда водитель закончит маневр и спокойно идти дальше.

- Правило 4. Ни в коем случае не нужно трогать движущийся автомобиль, даже если он движется очень медленно. По инерции человек может упасть и угодить прямо под колеса.

- Правило 5. Нельзя залезать под стоящий на парковке автомобиль, играя например, в прятки или в «партизан».

- Правило 6. Если большая машина перегородила вам дорогу, ни в коем случае не пытайтесь проползти под ней. Нужно обойти ее.

- Правило 7. Нельзя цепляться за машины сзади - это очень опасно!

- Правило 8 . Находясь на улице с велосипедом нужно быть очень внимательным а, переходя проезжую часть везти его рядом с собой.

- Правило 9. Не стоит использовать для зимних игр сугробы на обочинах дорог. Можно просто не рассчитать траекторию съезда с нее и угодить прямо под колеса. Ледяные горки должны быть только в безопасном месте.

- Правило 10. В темное время суток желательно надевать одежду со светоотражательными элементами. Это поможет водителю заметить вас раньше. Мне кажется, этим советом не должны пренебрегать и взрослые.

Хочется так же отметить, что если мы хотим чему-то научить своих детей, то и сами должны соблюдать элементарные правила поведения. Только в этом случае ребенок четко усвоит, что необходимо быть внимательным и тоже будет их соблюдать. А это, в свою очередь, убережет и вас и его от возможных неприятностей.

Марина Фиалкина,специально для портала МариМама