Первый авианосец китая. Как пекин обзавелся собственной длинной палубой. Другие базы в теории

Китайская Народная Республика удивляет мировую общественность своими разработками и амбициями с каждым годом все больше и больше. Не стал исключением и флот. Еще пару десятилетий назад не могло быть и речи о мощных военно-морских силах Поднебесья. Однако события последних лет показывают, что страна имеет далеко идущие планы и на сегодняшний момент выполняет все свои задачи согласно установленному графику. Так, Китай вошел в число стран, имеющих на вооружении авианосцы – корабли, выполняющие атакующие функции. Такое положение вещей в корне не устраивает США, однако пока они вынуждены лишь наблюдать за развитием восточной страны в сфере кораблестроения.

На сегодняшний день на вооружении ВМС КНР находится 1 тяжелый авианосец, второй проходит финальные испытания, а третий расположен на судостроительном заводе и должен быть спущен на воду к 2020 году. И пусть в данный момент эти судна далеки до мощнейших американских кораблей, но за последние годы был сделан очень большой рывок в оснащении флота, что вызывает уважение. В данной статье изучим подробнее предпосылки появления авианосных кораблей, текущие китайские разработки и планы на будущее.

Покупка Авианосца в качестве лома

Стоит отметить, что Китай давно наблюдает за развитием кораблестроения в мире. Так, он купил свой первый авианосец еще в 1985 году.

Авианосец «Маджестик»

Британский «Маджестик» – начало строительства авианосцев этого типа уходит в далекий 1943 год, более 30 лет прослужил Королевскому флоту Австралии. В 1982 году он был списан, а спустя 3 года КНР выкупила судно в качестве металлолома. Однако никто не спешил разбирать корабль. В течение долгих лет его изучали и разбирали по пластам, дотошно фиксируя все технологические разработки. И пусть это был очень старый несовременный авианосец – основы конструкции можно было изучать сколь угодно долго.

Все вооружение и электрика на «Маджестике» были сняты перед продажей. При этом катапульта и оставались на судне. Это позволило инженерам-проектировщикам разобрать механизмы по элементам и наглядно увидеть принцип работы.

Австралийский корабль был разрезан лишь в 2002 году, когда в Китай пришел новый авианосец – «Варяг».

История строительства ТАКР «Варяг» – будущего авианосца Китая

Советские власти только в 80-е годы решили начать строительство . Было запланировано несколько идентичных кораблей, которые должны были встать на вооружение страны. Первое судно было спущено на воду 4 декабря 1985 года. Это был будущий ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». В этот же день на судостроительном заводе города Николаева (Украинская ССР) заложили новый авианосец – точную копию предшественника. Согласно планам Советского руководства, он должен был служить на . Названный «Рига», корабль спустили на воду в 1988 году, после чего работы были продолжены. Через 2 года название было изменено на «Варяг». Развал Союза остановил строительство. Консервация «Варяга» произошла в тот момент, когда он был сделан на 67%.

“Воряг” модель корабля

Тяжелое финансовое положение страны – Украины, не позволило продолжать финансировать охрану военного объекта. А потому уже в 1993 году авианосец был разграблен.

Не понимая, что делать дальше с гигантским судном, Украина объявила тендер по продаже «Варяга». На завод приезжала делегация из России во главе с председателем правительства Черномырдиным. Однако в этот же период в самой России строился атомный ракетный крейсер «Петр Первый». В те годы страна находилась также в непростых условиях. Материальное обеспечение военно-морского флота, как, впрочем, и других военных объектов, было ограниченным, а значит, руководство могло позволить себе выделение бюджета на строительство только одного корабля. Ельцин сделал выбор в пользу «Петра Первого».

“Воряг” модель корабля

В 1998 году покупкой заинтересовалась туристическая компания Agencia Turistica e Diversoes Chong Lot Limitada, юридический адрес которой находился в Китае. Фирма планировала устроить на корабле плавучий развлекательный центр. Сделка была заключена. Тяжелый авианесущий крейсер «Варяг» был продан за смешные деньги – 20 миллионов долларов. Еще 7 миллионов долларов было потрачено на простой корабля до момента его отправки и на его подготовку к дальнему путешествию.

Первый китайский авианосец «Ляонин»

США уже тогда засомневались в правдивости истории с плавучим казино. А потому, они настойчиво рекомендовали Турции не пропускать корабль через свои воды.

Спустя 2 года после покупки, в 2000 году «Варяг» решили переправить в Китай. Предстоял длинный и сложный путь через три океана. Не стоит забывать, что судно было не на ходу – у него не было ни руля, ни двигателей, а потому его буксировали. Путешествие имело множество преград, самой большой из них оказался проход через пролив Босфор. Турция не пропускала авианосец, для согласования и сбора необходимых документов потребовалось целых 17 месяцев. Сумев договориться, корабль в Эгейском море попал в шторм, в результате которого порвались буксировочные концы – тросы. Следующие передвижения были длительными, но уже без серьезных проблем. «Варяг» пересек Средиземное море, вышел в Атлантику, полностью обогнув Африку, попал в Индийский океан и поплыл в Тихий океан. Всего авианосец проплыл на буксире 15 тысяч миль.

“Ляонин” модель

Через некоторое время после того, как корабль пришвартовали в Китае, мир узнал, что туристическая компания оказалась подставной. Реальными покупателями были морские силы Народно-освободительной армии КНР. США не ошиблись.

Первые три года судно просто изучали, лишь в 2005 году китайцы приступили к ремонту. Его внешний вид был удручающим, многие элементы пришлось заменить, однако корпус и внутренняя конструкция оставались в приемлемом состоянии. В 2011 году китайский авианосец впервые самостоятельно вышел в море на испытания. 25 сентября 2012 года, получив новое имя – «Ляонин», в честь провинции Китая, корабль официально заступил на службу.

“Ляонин” модель

На вооружении у него находится:

  • 26 истребителей J-15, являющиеся китайским аналогом российских Су-33;
  • 6 китайских вертолетов Z-18J с системой радиообнаружения и наведения;
  • 6 китайских противолодочных вертолетов Z-18F;
  • 2 многоцелевых вертолета Z-9S – лицензированная копия французского Aérospatiale Dauphin, сделанного в Китае.

Таким образом, можно сказать, что историческая справедливость «восторжествовала». Авианосец в советские годы строили для службы в Тихом океане, что собственно и произошло.

Новый китайский авианосец «Шаньдун» проекта 001А

В 2013 году в Китае был заложен первый авианосец собственного производства. Он спроектирован по подобию имеющегося в наличии «Ляонин». Первоначальное название проекта было тип 001А. Сегодня в средствах массовой информации появилось официально неподтвержденное название корабля – «Шаньдун».

Авианосец проекта 001А «Шаньдун»

26 апреля 2017 года судно спустили на воду. В данный момент работы продолжаются. Уже в феврале 2018 года проводятся первые ходовые испытания в море. По прогнозам «Шаньдун» сможет войти в состав военно-морского флота Китая в 2020 году.

Некоторые элементы судна модернизированы в сравнении с «Ляонин» – установлен улучшенный радар, к тому же он вмещает увеличенное количество топлива и боеприпасов. А это значит, что появляется возможность нахождения на борту большего числа авиации – 36 истребителей J-15.

Длина судна составляет 315 метров, ширина 75 метров. Максимальная скорость хода достигает 31 узла. Паротурбинная двигательная установка остается без изменений относительно «Ляонина», который имеет советские корни.

Будущие и перспективные китайские авианосцы

Сколько авианосцев еще планирует построить Китай? Будут ли на них использованы новейшие технические разработки или это будут очередные копии советского образца? Естественно, такая информация строго засекречена. Однако экспертам удалось выяснить, что к 2030 году ВМС Китая хочет обладать четырьмя авианесущими кораблями. Учитывая события последний лет, эти планы не кажутся фантастическими.

Более того, сразу после спуска на воду авианосца типа 001А, в сухом доке началось строительство нового корабля, который выступит в качестве третьего плавучего острова для китайской авиации. Согласно неофициальным источникам, данное судно будет обладать большим размером. Его водоизмещение составит 80 тысяч тонн – строящийся «Шаньдун» имеет 70 тысяч тонн при полной загрузке. Ожидается, что данный корабль, в отличие от двух предшествующих авианосцев, не будет иметь трамплин для взлета самолетов. Он будет оснащен паровыми . Это позволит использовать другие виды самолетов. По прогнозам судно спустят на воду уже в 2021 году.

На сегодняшний день авианосцы Китая, конечно, не в состоянии конкурировать с главным военно-морским гигантом – Соединенными Штатами Америки. Тем не менее их расширяющийся военно-морской флот значительно укрепил страну на политической арене. И в случае появления угрозы со стороны потенциального противника у Китая появилась возможность дать достойный отпор.

Вертолетоносцы ВМС Китая

Непростые отношения складываются у Китая с одним из соседей – Японией. Уровень оснащения японских современных авианосцев, несущих в качестве вооружения вертолеты, вынуждают Китай развивать и этот тип кораблей.

Вертолетоносец Type 075

Так, судостроительная компания Hudong Zhonghua Shipbuilding Company, расположенная в Шанхае, осуществила закладку одного из самих крупных в мире с функциями десантирования. В официальных документах он упоминается как Тип 075. Длина судна составляет 250 метров, водоизмещение находится в пределах 40 тысяч тонн. В качестве сравнения, водоизмещение французского «Мистраль» составляет 21,3 тысячи тонн, а американского «Уосп» – 40,5 тысяч тонн.

Корабль сможет принять на борт около 30 вертолетов различных модификаций. Его зоной ответственности будет патрулирование в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. В то же время он будет представлять собой десантный корабль, то есть сможет подтапливаться для того, чтобы была возможность загрузки и разгрузки военной техники с берега и на берег.

Спуск на воду строящегося судна запланирован на 2019 год. На проведение испытаний потребуется еще около года, после чего вертолетоносец встанет на вооружение ВМФ КНР.

Вертолетоносец Type 071 – «Циньчэньшань»

С 2007 года на вооружение ВМС Китая стал поступать еще один тип десантных вертолетоносцев – «Циньчэньшань». На данный момент в строю находится 4 из 6 запланированных кораблей. Водоизмещение каждого составляет 19 тысяч тонн. На борту находится 4 китайских многоцелевых вертолета Z-8, являющихся лицензионной копией французских Sud-Aviation SA.321 Super-Frelon. Кроме того, на корабле расположено 4 десантных корабля на воздушной подушке. Имеется возможность для размещения до 1000 солдат.

Type 071 “Циньчэньшань”

Судно одновременно может выполнять несколько задач:

  • Принимать вертолеты;
  • Осуществлять десантирование;
  • Выполнять функции плавучего госпиталя;
  • Являться центром командования в случае возникновения такой необходимости.

Любая страна, имеющая выход к морю или океану, просто обязана содержать на балансе военно-морской флот, основной задачей которого является защита береговой линии и территориальных вод. Не стал исключением в этом вопросе и Китай - государство, которое на сегодняшний день является одним из самых быстро развивающихся как в экономическом плане, так и в военном. Зарождающая супердержава делает первые шаги в развитии авианосного флота, что подтверждает китайский авианосец «Ляонин» - пока что единственный в своем роде боевой корабль Поднебесной.

Историческая справка

Корабль под названием «Варяг» после развала СССР достался по наследству Украине. Постройка его была прекращена в 1998 году. В итоге КНР выкупила данный крейсер за 25 миллионов американских долларов. Китайский авианосец «Ляонин» буксировался к берегам страны несколько лет. Такой поворот событий объясняется тем, что вначале шестнадцать месяцев корабль ходил по Черному морю из-за несогласия Турции пропустить его через Босфорский пролив. Все это время шли переговоры. В ноябре 2001 года, пройдя проливы, авианосец оказался в плену стихии - сильнейшего шторма. В результате произошла потеря контроля над морским судном, однако через трое суток авианосец снова оказался управляемым моряками.

Переоборудование

Китайский авианосец «Ляонин» в 2005 году был перемещён в сухой док, где последующие шесть лет его достраивали и модернизировали по последнему слову техники. Во время этих операций его корпус подвергся очищению посредством и был окрашен.

Через три года корабль оказался уже в другом доке, где на него установили двигатели и тяжелое оборудование. Также были поставлены новейшие радары, вооружение, оборудованы шахты для противокорабельных ракет системы «Гранит».

В июне 2011 года глава Генштаба Чен Бингде официально заявил, что корабль будет в строю именно в роли авианосца. Вместе с тем также генерал отметил использование судна в качестве тренировочной и экспериментальной базы, которая будет служить в перспективе для помощи в постройке авианосцев уже китайского производства.

В августе 2011 года корабль провёл четырехдневные испытания ходовой части. В середине месяца он вернулся в порт, где пробыл до 29 ноября. В период с декабря 2011-го по июль 2012 года на авианосце проводили взлеты и посадки вертолетов, проверку вооружения. Примечательно, что не выполняли.

Зачисление в состав морского флота

Китайский авианосец «Ляонин» (Liaoning cv 16)стал официальной боевой единицей 25 сентября 2012 года, и это при том, что самолеты ни разу до того момента так и не коснулись его палубы.

25 ноября 2012 года стало известно о первых успешно проведенных посадках истребителей J-15 на корабль.

Технические характеристики

Китайский авианосец «Ляонин», фото которого приведено ниже, создан с такими параметрами:

  • Водоизмещение - 59500 тонн.
  • Длина - 304 с половиной метра.
  • Ширина - 38 метров.
  • Осадка корабля составляет 10,5 метров.
  • Мощность судна - 4×50 000 лошадиных сил
  • Скорость движения - 29 узлов (около 54 километров в час).
  • Дальность плавания может достигать 8000
  • В составе экипажа числится 1980 человек, из которых офицеров - 520.

Корабельное вооружение

На борту китайского авианосца «Ляонин» cv 16находится:

  • Зенитная артиллерия: Type 1130, 3 × 11×30-мм.
  • Ракеты: пусковые установки FL-3000N, 3 × 18-зарядных.
  • Противолодочная защита: две двенадцатизарядных установки неизвестного типа.
  • Авиация: двадцать четыре истребителя Shenyang J-15, четыре вертолета дальнего радиолокационного обнаружения Z-18, шесть вертолетов противолодочных Z-18F, пара поисково-спасательных вертолетов Z-9C.

Мнение экспертов

«Ляонин», как утверждают военные специалисты, имеет достаточно слабые системы вооружения. Если судить объективно, то этот корабль способен защитить себя лишь от очень немногочисленной группировки нападающих судов. Для полноценного выполнения поставленных перед ним задач «Ляонин» нуждается в постоянном наличии рядом с ним внушительной охраны. Вместе с тем он способен нести на себе большее количество самолётов и боезапасов, нежели его ближайший аналог в виде российского авианосца «Адмирал Кузнецов». Эксперты утверждают, что по своей сути авианосец китайского армии - оптимальное орудие для нападения и перехода в атаку, ведь он рассчитан на достаточно долгий автономный поход и способен доставить боевые самолеты практически в любое место на нашей планете для совершения ими последующих боевых и разведывательных вылетов.

«Поход» в Сирию

Впорту Тартус пришвартовался китайский авианосец «Ляонин»! Именно такая сенсационная новость была одной из самых обсуждаемых осенью 2015 года. По сообщениям многих мировых средств массовой информации, этот боевой корабль прошел Суэцкий канал 22 сентября и вошел в сирийскую акваторию. Как говорилось во множестве сообщений, данный поход корабля был связан с подключением его к проводимой Российской Федерацией против так называемого «Исламского государства». Однако спустя некоторое время официальный представитель Министерства иностранных дел Китая Хуа Чуньин заявила в прессе о том, что Поднебесная не отправляла и не планирует отправлять «Ляонин» в Сирию. Более того, судно, как и прежде, эксплуатируется исключительно лишь в научных целях. Также следует учесть, что Китай придерживается позиции, которая основывается на самоопределении сирийского народа. Таким образом, заголовки печатных изданий о том, что в порту Тартус пришвартовался китайский авианосец «Ляонин»,оказались не более чем очередной журналистской «уткой», не имеющей никакого отношения к реальности.

Косвенным подтверждением правдивости слов китайских руководителей высшего звена могут служить также и слова профессора Военно-морской академии Китая Чжан Цзюньшэ, который указал на наличие в регионе Ближнего Востока специального отряда для борьбы с пиратами.

Уверен в том, что китайский авианосец «Ляонин» в Тартусеотсутствует, и российский эксперт Центра анализа технологий и стратегий Василий Кашин. По его словам, корабль является тренировочным, поэтому не может быть откомандирован к месту боевых действий. А если бы Китай действительно хотел вмешаться в сирийский конфликт, то, скорее всего, отправил бы для борьбы с террористами корабли типа «Проект 071». Хотя все и так понимают, что китайский авианосец «Ляонин» в Тартусе - это нонсенс, ведь руководство Китая заняло позицию выжидания касательно ситуации в Сирии.

Амбиции КНР

Министерство обороны крупнейшей страны мира официально подтвердило, что начато строительство второго авианосца. Представитель ведомства Ян Юйцзюнь заявил, что этот корабль полностью разработан китайскими специалистами. Строительство судна проходит в порту Далянь (провинция Ляонин).

Сообщает также, что водоизмещение новой боевой единицы будет находиться в пределах 50 тысяч тонн. Запланирована ее эксплуатация для транспортировки истребителей типа J -15.

Особенности корабля

Итак, где находится китайский авианосец «Ляонин», мы более-менее разобрались. Теперь стоит разобраться с его авиационно-техническим оборудованием. Оно практически полностью сохранило те элементы, которые были заложены в нем изначально советским проектом 11435, а именно:


Пост руководителя посадки по американскому образцу установлен на левой кромке полетной палубы в кормовой части корабля. Матросы, служащие в палубных дивизионах «Ляонина», так же одеты, как их американские коллеги. Судя по цветовой гамме униформы китайских моряков, форма скопирована полностью.

На вооружении ВМФ КНР стоит два авианосца: «Ляонин» и «Проект 001А», который получит своё официальное название только к 2020-му году.

История этого авианосца крайне запутана и даже несколько драматична. В 1985 году в ныне украинском городе Николаеве на Черноморском судостроительном заводе началось создание нового авианосца для Тихоокеанского флота ВМФ СССР. Название судна несколько раз менялось, но, в конечном счёте, авианосец официально стал «Варягом». По своей конструкции новый корабль практически полностью совпадал с построенным ранее авианосцем «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Однако в конце 1991 года государство СССР прекратило своё существование. Строительство авианосца «Варяг» на тот момент был закончено всего на 68%. Черноморский завод отныне принадлежал исключительно украинской стороне. Но из-за недостатка финансирования новые владельцы корабля не только не закончили постройку авианосца, но и не обеспечили ему должную охрану. С судна было украдено всё, что можно было вынести. Поэтому в 1997 году было объявлено о продаже корабля на металлом. Аукцион выиграла туристическая компания из Макао. Согласно официальному заявлению, покупатели планировали сделать из корпуса боевого корабля казино на воде. До этого китайские компании уже дважды покупали ветхие советские авианосцы для их переоборудования в плавучие развлекательные заведения. Тогда ещё никто не знал, что за подставной фирмой из Макао скрывалось руководство ВМС КНР, желавшее включить в состав китайского флота бывший советский авианосец.

Транспортировка «Варяга» заняла очень много времени, к китайским берегам корабль был пришвартован лишь весной 2002 года. Несмотря на то, что с 1991 года авианосец медленно разрушался, и в нём не хватало части оборудования, обшивка и внутренние механизмы оставались крепкими и надёжными.

Поскольку к судну не прилагалось никакой технической документации, китайские специалисты несколько лет изучали корабль. Только в августе 2011 китайской стороне удалось закончить строительство «Варяга», который с этого момента назывался «Ляонин». А в 2012 году списанный в утиль 15 лет назад авианосец получил вторую жизнь и стал полноценной боевой единицей китайского флота.

А вот второй авианосец, стоящий на вооружении КНР, китайская сторона построила самостоятельно. Создание этого судна долгое время держалось в секрете. До общественности только изредка доходили отдельные слухи, но в 2015 году китайские власти официально объявили о строительстве нового боевого корабля. На этапе проектирования будущего судна были использованы чертежи «Ляонина». Поэтому, по иронии судьбы, и этот новейший китайский авианосец напоминает советское боевое судно.

Конечно, новый корабль будет иметь некоторые усовершенствованные детали. Например, большее водоизмещение, более длинные взлётные полосы, электромагнитную катапульту, электронику последнего поколения и многое другое.

Одновременно в Китае была закончена разработка модели новейших палубных истребителей, которыми будут укомплектованы оба авианосца.

В апреле 2017 года авианосец был спущен на воду, но пока он будет проходить дополнительные испытания. По всей вероятности, новой боевой единицей «Проект 001А» станет только в конце 2019 года. Министерство обороны предложило жителям Китая самим выбрать название для судна. Для этого даже было открыто интернет-голосование. Китайцы предпочли назвать свой боевой корабль в честь рака-богомола или ротоногого рака, населяющего моря Дальнего Востока.

Утром 26 апреля Китай спустил на воду первый авианосец собственного производства. До того в ВМС Китая был только один корабль такого типа — "Ляонин", построенный на базе советского крейсера "Варяг". Но, по словам самих китайцев, это только начало. В планах — создание шести авианосных ударных групп и десяти военно-морских баз по всему миру.

Сюй Гуаньюй, отставной генерал-майор и старший советник в Ассоциации по контролю над вооружениями и разоружению, еще в прошлую пятницу на страницах газеты Министерства обороны Китая PLA Daily заявил, что Китай построит десять баз для своиx авианосцев, желательно на всех континентах мира, но это будет зависеть от отношений Китая с различными странами.

Помимо самих авианосцев, там будут базироваться ударные подводные лодки и эскадренные миноносцы с управляемым ракетным оружием. Заявленная цель создания авианосных групп, как пишет PLA Daily, — обеспечение "прорыва" флота Китая через первую цепь островов (Япония, Тайвань, Южная Корея, Филиппины) и установление влияния Китая на западе Тихого океана.

Второй и третий авианосцы

Новый китайский авианосец Type 001A должен встать в строй в 2020 году, на его борту предусматривается базирование от 28 до 36 истребителей "Цзянь-15" (J-15). Корабль пока не получил имя и проходит под названием CV-17. Его строительство заняло всего два года. Для сравнения: бывший "Варяг" купили в 1998 году, а в строй он встал только в 2012 году.

Западные аналитики отмечают, что строительство крупнейшего в истории страны военного корабля дает Китаю бесценный индустриальный опыт. Несмотря на то что новый CV-17 очень похож на "Ляонин", в этом нет ничего страшного. Например, американские авианосцы типа "Нимиц" строятся по одной модели 40 лет, но именно это позволяет потом судостроительной индустрии сделать шаг вперед и выйти на новые классы кораблей.

Эксперт о новом китайском авианосце: это модернизированный советский проект Спуск на воду второго по счету китайского авианосца стал началом нового этапа в развитии авианосного флота КНР. Это мнение в эфире радио Sputnik высказал директор Института Хо Ши Мина Владимир Колотов.

В то же время эксперты отмечают, что CV-17 пока не сможет стать ядром авианосной ударной группы, так как не обладает соответствующей дальностью автономных операций, зависит от авиаразведки наземного базирования (не в состоянии запускать самолеты с системой раннего оповещения) и несет слишком мало самолетов.

Тем временем в Шанхае уже ведутся работы над созданием третьего китайского авианосца Type 002, который, возможно, будет атомным и будет больше походить на американские разработки типа "Джеральд Форд", а не на советские модели.

База в Джибути

Что касается десяти баз, то пока с натяжкой единственной зарубежной китайской военно-морской базой, или "пунктом поддержки", можно назвать объекты в Джибути в Восточной Африке. Еще год назад Министерство обороны Китая подтвердило, что ведет там строительные работы, а впервые Китай использовал эту базу во время эвакуации своих граждан из Йемена весной 2015 года, после чего начал переговоры о постоянном присутствии.

Китайские военные эксперты утверждают, что хотя на базе и будут дислоцироваться солдаты, она все же будет отличаться от соседей по Джибути — военных баз Франции и США. В первую очередь она будет служить точкой обслуживания судов Китая в регионе, а также позволит держать руку на пульсе судоходства через Суэцкий канал. Впрочем, также она будет служить для поддержки операций ВМС Китая в Индийском океане и для более оперативного реагирования на события в Северной Африке и на Ближнем Востоке.

Шэнь Динли, профессор из Университета Фудань в Шанхае, заявил, что США развивали свой бизнес по всему миру и посылали своих военных защищать его интересы на протяжении 150 лет. Теперь пришло время Китаю делать то же самое.

Другие базы в теории

До создания базы в Джибути китайские ВМС использовали порт Виктория на Сейшелах для заправки кораблей и отдыха моряков наравне с ВМС других стран. Правда, в этом случае Китай пошел дальше и подарил береговой охране Сейшел патрульный катер в знак благодарности за прием своих военных кораблей.

Сегодня Пекин участвует в коммерческих инфраструктурных проектах в порту Гвадар в Пакистане на берегу Аравийского моря и порту Хамбантота в Шри-Ланке. И хотя проекты коммерческие, в том же Гвадаре Китай предлагает пакистанцам услуги по обеспечению безопасности порта. О возможном создании военно-морской базы Китая в Гвадаре говорит и Сюй Гуаньюй.

В 2014 году китайские подводные лодки пришвартовались в порту Коломбо в Шри-Ланке. Причем сделали это в контейнерном терминале, принадлежащем китайской коммерческой компании, а не в обычном месте швартовки кораблей ВМС других стран мира.

На Мальдивах Китай в рамках концепции "Морского Шелкового пути XXI века" инвестирует в инфраструктурный портовый проект iHavan. Ожидается, что Мальдивы не смогут выплатить огромные долги, и, по сути, все объекты в будущем перейдут под контроль Пекина как в коммерческом плане, так и в военном при необходимости.

Действуя по формуле "политика — это большая экономика", Китай в теории может развернуть береговую инфраструктуру на основе своих коммерческих активов в других странах, не обязательно прибегая к уже существующим зарубежным портовым услугам, которыми пользуются ВМС других стран.

Надо отметить, что слухи о планах создания Китаем 18 военно-морских баз по всему Мировому океану циркулируют уже многие годы, как минимум с 2014-го. Агентство Синьхуа в свое время "рекомендовало" создание баз в таких портах, как: Чхонджин (Северная Корея), Порт-Морсби (Папуа — Новая Гвинея), Сиануквиль (Камбоджа), Ко Ланта (Таиланд), Ситтве (Мьянма), Джибути, Мальдивы, Сейшелы, Гвадар (Пакистан), порт Дака (Бангладеш), Лагос (Нигерия), Хамбантота (Шри-Ланка), Коломбо (Шри-Ланка), Момбаса (Кения), Луанда (Ангола), Уолфиш-Бей (Намибия), Дар-эс-Салам (Танзания).

Мало кто верит, что Китай сможет закрепиться во всех этих точках и тем более открыть там базы, но можно напомнить, что в 2014-м никто не верил и в базу Китая в Джибути. Тем не менее сегодня это уже реальность.