Политическое убежище в международном праве. Международное право. Выпускная квалификационная работа

  • 11. Международный договор и его взаимодействие с международным обычаем в процессе нормообразования и нормоприменения
  • 12. Вспомогательные средства для определения норм мп
  • 13. Понятие принципов мпп и их юридическая природа
  • 14. Принцип суверенного равенства государств. Принцип невмешательства во внутренние дела
  • 15. Принцип неприменения силы или угрозы силой. Принцип мирного разрешения споров
  • 16. Принцип нерушимости государственных границ. Принцип территориальной целостности государств.
  • 17. Принцип всеобщего уважения прав человека и основных свобод. Принцип самоопределения наций и народов
  • 18. Принцип добросовестного выполнения международных договоров. Принцип сотрудничества.
  • 19. Доктринальные подходы к соотношению международного и национального права.
  • 20.Реализация норм мпп в национальном законодательстве
  • 21. Понятие и классификация субъектов мпп
  • 22. Первичные и производные субъекты мпп
  • 23. Вопрос о провосубъектности индивида в мпп
  • 24. Понятие и правовая природа признания
  • 25. Формы и виды международно-правового признания
  • 26. Признание правительств, органов национального сопротивления (освобождения), восставшей (воюющей) стороны
  • 27. Понятие правопреемства, основные теории
  • 28. Объекты правопреемства
  • 29. Особенности правопреемства в связи с распадом ссср
  • 30. Понятие и виды территорий по их правовому режиму
  • 31. Понятие и правовой статус государственной территории
  • Государственная территория
  • 32. Государственная граница и ее установление
  • 33. Международно-правовой режим Антарктики и правовой режим Арктики
  • 35. Международно-правовые вопросы гражданства, безгражданства и двойного гражданства
  • 36. Правовой режим иностранных граждан
  • 37. Понятие и виды убежища в мпп
  • 1) Территориальное убежище – предоставление лицу убежища на территории определенного государства;
  • 2) Дипломатическое убежище – предоставление лицу (обычно гражданину данного государства) убежища в дипломатическом или консульском представительстве иностранного государства.
  • 38. Понятие и правовой статус беженцев
  • 39. Понятие международно-правовой ответственности, принципы и основания ее возникновения
  • 1. Международное правонарушение налицо, если поведение субъекта международного права, заключающее в себе действие, либо бездействие, явилось нарушением норм международного права.
  • 2. Всякое международное правонарушение влечет ответственность субъекта международного публичного права, вне зависимости от его роли и места в мировой политике.
  • 3. Субъект международного публичного права не может снять с себя ответственности, ссылаясь на то, что его органы действовали в точном соответствии с внутригосударственными правовыми предписаниями.
  • 40.Классификация международных правонарушений
  • 41. Виды и формы ответственности субъектов мпп
  • Ответственность субъектов
  • Уголовная ответственность
  • Деликты
  • Преступления
  • 1. Экономические (эмбарго) – материальный вид ответственности.
  • 2. Политические (разрыв дипломатических отношений) – политический вид ответственности.
  • 3. Военные. Согласно ст. 39, 41, 42 Устава оон Совет Безопасности может принять меры военного и невоенного характера в случаях угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии.
  • 43. Понятие международных споров и их классификация
  • 44. Виды мирных средств разрешения международных споров
  • 1. Дипломатические средства:
  • 2. Способы, требующие участия третьей стороны:
  • 3. Разбирательство спора в судебных органах:
  • Мирные средства разрешения международных споров
  • 45. Арбитражный и судебный порядок рассмотрения международных споров
  • 53. Понятие и классификация международных организаций
  • 54. Создание международной организации и прекращение ее существования
  • 55. Принятие решения международными организациями
  • 56. Международные конференции как средство многосторонней дипломатии
  • 59. Цели и структура оон
  • 60. Специализированные Учреждения оон
  • 61. Европейский Союз (ес): этапы создания и современное состояние
  • 62. История создания и современная деятельность Совета Европы
  • 63. Международные организации по вопросам мира и безопасности (нато, обсе)
  • 64. Содружество Независимых Государств (снг): этапы создания, организационная структура и цели работы
  • 1)Дипломатические представительства,2) кон­сульские учреждения, 3)постоянные представительства государств при между­народных организациях,4)специальные миссии.
  • 66. Начало и прекращение дипломатической и консульской миссии
  • 67. Состав и функции дипломатического представительства. Дипломатический корпус
  • 68. Классы и персонал консульских учреждений. Консульские функции.
  • 69. Привилегии и иммунитеты дипломатического представительства, консульского учреждения и их сотрудников
  • 70. Правовой статус постоянных представительств при международных организациях.
  • 83. Правовой режим космического пространства и небесных тел.
  • 84. Правовой режим космических объектов и статус космонавтов.
  • 86. Сотрудничество субъектов мпп в борьбе с преступлениями международного хар-ра и его осн. Международно-правовые формы
  • Формы международной борьбы с преступностью
  • 89. Системы коллективной безопасности
  • 90. Разоружение. Меры контроля за разоружением
  • 92. Организационно-правовой механизм сотрудничества государств в сфере охраны окружающей среды.
  • 93. Программа оон по окружающей среде (юнеп)
  • 94. Понятие и принципы международного экономического права
  • 95. Международные экономические и финансовые организации универсального характера
  • 96. Правовой статус Всемирной торговой организации (вто)
  • 37. Понятие и виды убежища в мпп

    В международном публичном праве существует такое понятие,как право убежища. Согласно международно-правовой практике, это означает право государства разрешить въезд и проживание на его территории лицу, преследуемому в другом государстве по признаку расы, вероисповедания, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Право убежища предполагает невыдачу лица преследующему его государству. Согласно Всеобщей декларации прав человека , любой человек имеет право искать убежища в других государствах и пользоваться этим убежищем (ст. 14).

    В международной практике встречаются две формы предоставления права убежища:

    1) Территориальное убежище – предоставление лицу убежища на территории определенного государства;

    2) Дипломатическое убежище – предоставление лицу (обычно гражданину данного государства) убежища в дипломатическом или консульском представительстве иностранного государства.

    В отличие от территориального, дипломатическое убежище признается и практикуется только в странах Центральной и Южной Америки.

    Предоставление убежища – это осуществление государством своего суверенитета. Оно самостоятельно оценивает основания для предоставления убежища тому или иному лицу. Общепризнанно, что правом на убежище не могут пользоваться лица, виновные в совершении международных преступлений, преступлений международного характера и скрывающиеся от правосудия .

    Международные положения о праве убежища нашли свое закрепление в принятых в рамках ООН Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и Декларации о территориальном убежище (1967 г.). В последней устанавливается ряд основополагающих принципов, касающихся территориального убежища. В ней говорится, что предоставление территориального убежища «является мирным и гуманным актом и поэтому не может рассматриваться другим государством как недружелюбный акт». В ней, как и во Всеобщей декларации прав человека, закрепляется основной гуманитарный принцип запрета принудительного возвращения беженцев, право покидать любую страну и возвращаться в эту страну, право искать убежища и пользоваться этим убежищем.

    38. Понятие и правовой статус беженцев

    Впервые дефиниция «беженец» была сформулирована в 1930-е гг. Беженец – лицо, вынужденное покидать территорию своего государства, как жертва насилия, либо в случае, если государство не предоставляет ему своей защиты. Это определение зафиксировали международные конвенции, подписанные в рамках Лиги Наций, в частности, Конвенция о статусе беженцев, прибывающих из Германии (1938 г. ) и др.

    После окончания второй мировой войны в целях содействия возвращению на родину перемещенных лиц и предоставления убежища тем, кто не мог вернуться, в 1946 г. была создана Международная организация по делам беженцев . Позже, в 1951 г., на ее базе начало свою работу Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН).

    Международно-правовой статус беженцев регулируется Конвенцией о статусе беженцев (1951 г . ) , протоколами, касающимися статуса беженцев 1967 г. и другими документами; а также внутригосударственным законодательными актами. Конвенция 1951 г., подготовленная по рекомендации Комиссии ООН по правам человека, представляет собой имеющий обязательную силу договор, участниками которого являются 139 государств. Документ дает определение термина «беженец», устанавливает правовой статус беженцев, их права и обязанности, запрещает высылку и принудительное возвращение лиц, имеющих статус беженцев.

    В 1995 г. в Республике Беларусь был принят Закон Республики Беларусь «О беженцах», а в 1999 г. изменения и дополнения к нему. Закон определяет основания и порядок признания иностранного гражданина или лица без гражданства беженцем на территории Республики, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев, определяет основания лишения и утраты статуса беженца.

    Согласно ст. 2 Закона беженец – лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе и политических убеждений и которое не может, либо не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этого государства; или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на территории Республики Беларусь, вследствие подобных обстоятельств не может или не желает вернуться в государство своего обычного местожительства в силу таких опасений.

    Статус беженца в Республике Беларусь могут получить, во-первых, иностранцы, законно проживающие на территории Республики и не имеющие возможности из-за преследований вернуться на родину; во-вторых, лица, незаконно въехавшие в Республику Беларусь и обратившиеся в соответствующие органы с ходатайством о предоставлении статуса беженца.

    Белорусское законодательство предусматривает следующие основания для отказа в предоставлении статуса беженца на территории Республики:

    1) если ходатайство иностранца является явно необоснованным;

    2) если иностранец имеет гражданство третьего государства, на территории которого он не подвергается преследованию;

    3) если иностранец уже имеет статус беженца в другом государстве;

    4) если иностранец покинул государство своей гражданской принадлежности из опасения понести наказание за совершенные правонарушения;

    5) если иностранец состоит в браке с гражданином (гражданкой) Республики Беларусь и имеет возможность получить разрешение на постоянное место жительства.

    Лицо может утратить статус беженца в случаях:

    получения разрешения на постоянное жительство на территории Республики Беларусь;

    если приобрело гражданство иного государства;

    если не может больше отказываться от защиты государства своей гражданской принадлежности.

    Лицо может быть лишено статуса беженца в следующих случаях:

    – если лицо сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило подложные документы, послужившие основанием для признания его беженцем;

    – если лицо создает угрозу национальной безопасности, общественному порядку, здоровью населения Республики Беларусь.

    Беженцы на территории Республики Беларусь пользуются в основном теми же правами и выполняют те же обязанности, что и иностранные граждане. Они должны соблюдать Конституцию Республики Беларусь и законы государства, регистрироваться в органах миграции, проходить ежегодную перерегистрацию и т. д.

    По данным представительства УВКБ ООН в Беларуси, статус беженца в государстве на сегодняшний день получили более 400 человек, а более 13000 человек имеют право на получение такого статуса.

    Мировое сообщество при содействии УВКБ ООН проводит политику, целью которой является сокращение числа беженцев, создание условий их проживания и репатриации. Управление содействует заключению и ратификации международных конвенций о защите беженцев, выполнению мероприятий по обеспечению правового положения беженцев на территорию различных государств и т. д.

    УВКБ ООН содействует выработке и поиску долгосрочных решений проблемы, таких как:

    поселение беженцев на месте предоставления убежища;

    расселение беженцев в третьих странах;

    добровольная репатриация.

    Наилучшим решением проблемы беженцев считается репатриация – возвращение беженца в государство гражданской принадлежности. Однако, репатриация возможна в очень редких случаях. Поэтому, решению проблемы беженцев может способствовать только грамотная политика, направленная на интеграцию в общество лиц, покинувших свою страну.

    "

    Под правом убежища понимается предоставление государством возможности въезда на его территорию лицу, преследуемому в государстве, гражданином которого оно является, за политические, религиозные, научные взгляды и деятельность. В ст. 1 Декларации ООН о территориальном убежище 1967 г. подтверждается, что убежище предоставляется государством в осуществление его суверенитета. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. провозглашает право лица искать убежище от преследования в других странах и пользоваться им.

    Право убежища носит строго индивидуальный характер. Предоставление убежища рассматривается в качестве гуманного акта и является правомерным по отношению к другим государствам. Предоставление убежища какому-либо лицу предполагает невыдачу его другому государству. Однако такие лица теряют право на дипломатическую защиту со стороны государства своего гражданства или, для апатридов, государства своего постоянного проживания.

    В настоящее время право убежища закреплено в конституциях многих стран. В соответствии со ст. 63 Конституции РФ «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права».

    В современном международном праве отсутствует всеобъемлющий международно-правовой акт о праве убежища. Данное право регулируется преимущественно международными обычаями. Согласно этим нормам каждый человек имеет право искать убежище в других государствах в случае преследования по политическим и другим причинам; каждое государство, исходя из суверенитета, на уровне своего законодательства определяет порядок предоставления убежища;

    предоставление убежища не следует рассматривать в качестве недружественного акта по отношению к другому государству, ибо в таком случае преобладают гуманные соображения; лицо, которому предоставлено убежище, не может подвергаться высылке в страну, где оно преследуется; убежище не предоставляется лицам, совершившим международные преступления, а также обвиняемым в совершении общеуголовных преступлений.

    В международной практике получило признание территориальное убежище, нашедшее закрепление в Декларации ООН о территориальном убежище 1967 г. В Декларации о территориальном убежище, принятой Советом Министров СЕ в 1977 г., подтверждается право каждого государства предоставлять убежище любому лицу, имеющему вполне обоснованные опасения стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям.

    Другой вид - дипломатическое убежище - сложился в практике латиноамериканских государств и получил закрепление в Гаванской конвенции об убежище 1928 г. и в Конвенции о дипломатическом убежище 1954 г. На основании этих актов убежище предоставляется на территории дипломатического представительства и консульского учреждения в государстве пребывания, на борту военных кораблей и воздушных судов и на территории военных баз иностранных государств. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. не признает право убежища на территории дипломатического представительства в государстве пребывания.

    Согласно международному праву на право искать убежище и пользоваться убежищем не может ссылаться лицо, в отношении которого существуют серьезные основания полагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества.

    В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (п. «а» ст. 89) вопросы предоставления политического убежища решаются Президентом РФ. Данное конституционное полномочие осуществляется при содействии совещательного и консультативного органа при главе государств - Комиссии по вопросам гражданства.

    Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746, Административным регламентом ФМС России по исполнению федеральной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного приказом ФМС России от 05 декабря 2007 года № 451.

    Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальными органами ФМС России.

    Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

    Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

    Политическое убежище Российской Федерации не предоставляется, если:

    • лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
    • лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;
    • лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
    • лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
    • лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»;
    • лицо представило заведомо ложные сведения;
    • лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;
    • лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу.


    Федеральная миграционная служба рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, после чего направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией.

    Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения.

    Федеральная миграционная служба в 7-дневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.

    В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

    Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством.

    Территориальные органы Федеральной миграционной службы на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам вид на жительство.

    ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ — предоставленное лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, а также за действия, не квалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение, право на въезд и пребывание на территории другого государства.

    Предоставление П.у. означает:

    Разрешение на въезд в данное государство;

    Право данного лица на законном основании пребывать на территории государства;

    Гарантии государства о невыдаче данного лица другому государству, даже в случае совершения им преступления на территории этого государства.

    Порядок предоставления Россией П.у. предусмотрен Указом Президента РФ от 2 июля 1997 г. № 746, которым утверждено соответствующее Положение.Положение устанавливает, что РФ предоставляет П.у. лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права .

    В соответствии с Положением П.у. не может быть предоставлено лицу:

    а) преследуемому за действия, признаваемые в РФ преступлением;

    б) привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу;

    в) прибывшему из третьей страны, где ему не грозило преследование;

    г) прибывшему из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;

    д) прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ;

    е) представившему заведомо ложные сведения;

    ж) имеющему гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

    В соответствии с данным Указом лицо, желающее получить политическое убежище в РФ, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычного жительства, обратиться с ходатайством в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания.

    Решение о предоставлении П.у. принимает Президент РФ на основании материалов, представленных ему Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ.

    Лицу, которому предоставляется П.у., органы внутренних дел выдают вид на жительство.

    Указом Президента РФ лицо может быть лишено предоставленного ему в России П.у. по следующим основаниям:

    а) по соображениям государственной безопасности;

    б) если такое лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН;

    в) если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

    В МГП нет обязательного для государств, специального международно-правового акта, закрепляющего правила предоставления убежища и пользования им. В Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) также нет упоминания об указанном институте. В науке международного права существует два подхода в определении понятия «убежища». Одни ученые понимают этот институт как право государства предоставить убежище, другие - как право лица получить убежище. Существует и другое, весьма обоснованное определение понятия института убежища, объединяющее обе точки зрения. Так, A.M. Войцехович и Г.И. Тункин определяют институт убежища как неразрывное единство права государства предоставить политическое убежище в осуществление своих суверенных прав и права человека искать убежище в других странах. Однако Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), являющаяся рекомендательным актом, содержит общее указание, что «каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем» (ст. 14). Подобный подход проявляется и в Декларации о территориальном убежище, принятой ГА ООН 14 декабря 1967 г. в качестве рекомендации. В названной Декларации о территориальном убежище (1967 г.) основанием для обращения лица и предоставлении ему убежища считается преследование за деятельность политического или подобного характера. Однако в соответствии с Декларацией государствам предоставляется право устанавливать основания для предоставления убежища самостоятельно. Убежище, которое предоставляется государствами в соответствии с нормами Декларации 1967 г., называется «политическим убежищем», или «территориальным убежищем». Оно предоставляется государством в силу своего суверенитета. Лицу, ищущему убежище, не может быть отказано в разрешении перехода границы оно не может быть выслано в страну, где возможна угроза преследования. Исключения допустимы по соображениям национальной безопасности или в целях защиты населения. Декларация 1967 г. перечисляет и случаи недопустимости предоставления убежища. К таковым относится преследование лица за совершение неполитического преступления или при совершении деяния, противоречащего целям и принципам ООН. Это значит, что убежище не предоставляется лицу, совершившему действия, направленные на подрыв международного мира и безопасности, или совершившему деяния, нарушающие 10 основных принципов международного права, закрепленных в Уставе ООН, Декларации принципов (1970 г.) и Заключительном акте СБСЕ (1975 г.). Данный вид убежища (территориальный) признается многими государствами мира и находит развитие в национальном законодательстве.

    Понятие территориального (политического) убежища строится на основе использования лицом территории государства в соответствии с его законодательством. В противовес территориальному убежищу на региональном уровне существует институт дипломатического убежища в соответствии с Конвенцией об убежище 1928 г., принятой на конференции американских государств. Под ним понимается предоставление лицу, преследуемому по политическим основаниям, укрытия в помещениях дипломатических представительств, консульских учреждений, на борту военного корабля или военно-воздушного судна, на территории военных баз и лагерей. Практика ведущих западных стран развивается в направлении все более широкого применения этого института. В настоящее время универсальных соглашений о дипломатическом убежище не существует. Многие государства мира исходят из необходимости предоставления не дипломатического убежища, а дипломатического укрытия, мотивируя это тем, что необходимо сохранить жизнь и здоровье лица, нуждающегося в защите. При этом они мотивируют свое решение внутригосударственным актом (США). Некоторые государства, не признавая дипломатическое убежище, однако, считают необходимым его применение в тех странах Латинской Америки, где указанный вид убежища предоставляется (Бельгия, Франция). Институт дипломатического убежища имеет место лишь в государствах Латинской Америки и неизвестен общему международному праву. Следует отметить, что он противоречит ч. 3 ст. 41 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. и ч. 2 ст. 55 Венской конвенции о консульских сношениях (1963 г.), согласно которым помещения представительств не должны использоваться в целях, не совместимых с их функциями.

    Институт убежища регулируется одновременно международным и национальным правом. До настоящего времени не выработано единого определения понятия «убежище». В 1950 г. Институт международного права принял резолюцию «Убежище в международном публичном праве», в которой убежище определяется как «покровительство, которое государство предоставляет на своей территории или в каком-либо другом месте, находящемся под контролем его определенных органов, лицу, которое ищет его».

    Данное определение предполагает разделение убежища на территориальное (предоставление убежища лицу на территории государства-убежища) и дипломатическое (предоставление убежища лицу на территории дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства).

    Предоставление территориального убежища является наиболее распространенным, в то время как предоставление дипломатического убежища может рассматриваться как нарушение положений Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. (ч. 3 ст. 41) и Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. (ч. 2 ст. 55). Данные статьи предусматривают, что помещения дипломатических представительств и консульских учреждений не должны использоваться в целях, не совместимых с их функциями. Однако в 1928 г. на конференции американских государств была принята Конвенция об убежище, которая предусматривает предоставление дипломатического убежища в дипломатических представительствах, консульских учреждениях и на военных кораблях.

    В настоящее время не принято отдельного международного правового акта, регулирующего вопросы института убежища. Однако было принято несколько документов рекомендательного характера («мягкое право»), предусматривающих основные правовые; начала данного института. Среди них - ст. 14 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., которая гласит, что «каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах " и пользоваться этим убежищем».

    Как уже упоминалось, институт убежища регулируется в основном нормами национального права. Не является исключением и Российская Федерация. Конституция РФ в п. 1 ст. 63 определяет, что «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права». Далее в п. 2 этой статьи установлено, что Россия не допускает выдачу другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в России преступлением.



    В развитие данных конституционных положений право искать убежище было закреплено в Положении о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденном Указом Президента РФ от 21.07.1997 № 746. Положение закрепляет норму о том, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

    Положение предусматривает, что лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ. Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

    Особой разновидностью территориального убежища в Российской Федерации является институт временного убежища, предусмотренный Федеральным законом «О беженцах».

    Статья 1 Закона определяет временное убежище как «возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

    В п. 2 ст. 12 Закона предусмотрено, что временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: 1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ; 2)



    не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ. Порядок предоставления временного убежища регулируется постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации». Временное убежище предоставляется иностранному лицу или лицу без гражданства сроком до одного года.