Понятие и виды вещных прав в римском праве. Понятие и классификация вещей в римском праве. Виды вещных прав

1. Понятие вещи в римском частном праве.

2. Классификация вещей.

3. Понятие и виды прав на вещи.

Тема 7

Вещные права: понятие, виды. Владение и его защита по римскому частному праву

1. Понятие вещного права, отличия от обязательств. Виды вещных прав.

2. Понятие владения по римскому частному праву.

3. Отличие владения от держания.

4. Виды владения: правомерное (iusta) и неправомерное (iniusta), добросовестное (bonae fidei) и недобросовестное (malae fidei), владение для давности (ad uscapionem) и для интердиктной защиты (ad interdicta).

5. Приобретение и прекращение владения.

6. Защита владения. Виды владельческих интердиктов. Посессорная и петиторная защита владения.

Контрольные вопросы

1. Какое значение имело признание владения неправомерным, добросовестным или недобросовестным?

2. Что означает приобретение владения телом (физически) и намерением? Можно ли приобрести владение только при наличии физического или только психологического элемента?

3. В чем различие между владением и держанием?

4. В чем принципиальное отличие владельческой (поссессорной) защиты от исковой (петиторной) защиты? В чем преимущества владельческой защиты по сравнению с исковой?

Письменное задание

1. Какова правовая природа владения? Можно ли считать владение субъективным правом. Приведите аргументы в подтверждение того, что владение – это факт и владение – это право, опираясь на Институции Гая и Дигесты Юстиниана (книги 41-43).

2. «Мы удерживаем владение зимними и летними пастбищами сознанием (голой волей), хотя и покидаем их на определенное время» /Paul.,54 ad ed., D. 41, 2, 3, 11/.

Является ли сезонное удаление пастуха вместе со стадами с пастбища необходимым элементом эксплуатации таких пастбищ? Имеется ли при этом намерение хозяина прекратить владение пастбищем? Что в связи с этим означает выражение «удерживать владение пастбищем сознанием»? Когда удалившийся с пастбища пастух считается утратившим владение? Существенно ли намерение удержать владение для его сохранения? Существенно ли намерение утратить владение для его прекращения?

3. «Привычное выражение, что мы удерживаем владение летними и зимними пастбищами волей, Прокул, как я узнал, употреблял лишь в качестве примера: ведь то же самое признается в отношении любого участка, с которого мы удаляемся не с тем желанием, чтобы утратить владение» /Ulp.,69 ad ed., D. 43,16,1, 25/.

Какой юридический смысл вкладывал Прокул в выражение «удерживать владение волей»? Что общего между намерением пастуха, кочующего с одного сезонного пастбища на другое, и намерением владельца иного участка, удаляющегося по делам? Какой смысл в изучении воли владельца для квалификации владения? Можно ли сказать, что воля владельца, присутствующего на участке, квалифицирует владение? Можно ли утверждать, что римские юристы судили о воле владельца удержать владение по отсутствию выраженного желания его утратить?

Можно ли сказать, что пастух, удаляясь с пастбища в связи с сезонным отгоном скота, утрачивает corpus - телесный контакт с вещью? Не является ли сезонное отсутствие пастуха на таком пастбище формой его использования, а значит - присутствия?

4. «Если тот, кто удерживает владение пастбища волей, сошел с ума, он не может, пока безумен, утратить владение этим пастбищем, поскольку безумный не может утратить намерение владеть»/(Proc.,5 epist., D. 41,2, 27/.

Можно ли утратить владение при сохранении corpus? Почему безумный не может этого сделать? Правомерно ли утверждение, что безумный в принципе не может осуществлять владение, в том числе удерживать начатое?

5. Павел писал:

· «Как нельзя приобрести владение иначе как волей и телом, так и утратить можно только то владение, в отношении которого и то и другое приведено к своей противоположности» /Paul,65 ad ed, D. 41, 2, 8/.

· «В отношении утраты владения следует изучить намерение того, кто владеет: так, если ты присутствуешь на поле и, тем не менее, не желаешь им владеть, сразу же утрачиваешь владение. Следовательно, утратить владение можно и одной волей, хотя приобрести нельзя» /Paul,54 ad ed., D. 41, 2, 3, 6/.

Нет ли противоречия между текстами? Как согласовать тексты между собой?

2. Павел писал:

· «Мы приобретаем владение и волей и телом: волей - непременно нашей; телом - или нашим, или другого лица. Но голой волей мы не можем приобрести владение, удержать же голой волей можем, как это происходит в отношении зимних и летних пастбищ» /Paul,sent, 5, 2, 1/.

· «И приобретаем мы владение телом и волей, а не само по себе только волей или только телом. Когда мы говорим, что мы приобретаем владение и телом, и волей, это не следует понимать так, что тот, кто хочет овладеть полем, обходит каждую пядь земли, но достаточно войти хотя бы на часть этого поля, если при этом мысль и намерение таковы, чтобы овладеть все полем в целом» /Paul, 54 ad ed, D. 41, 2, 3, 1/.

Какова роль animus для формализации волеизъявления приобретателя?

3. «Безумный и малолетний без одобрения опекуна не может начать владеть, поскольку у него отсутствует желание обладать, хотя бы они вполне осуществляли телесный контакт с вещью, - как если бы кто-то вложил что-нибудь в руку спящему. Но малолетний с согласия опекуна начинает владеть. Впрочем, Офилий и Нерва-сын говорят, что малолетний может начать владеть и без одобрения опекуна: ведь это фактическое, а не правовое отношение. С этим мнением можно согласиться, если они достигли того возраста, когда имеют разум» /Paul,54 ad ed, D. 41, 2, 1, 3/.

Почему у безумного и спящего отсутствует желание обладать? Возможны исключения в квалификации воли малолетнего? Почему?

4. «Мы приобретаем также владение через раба или сына, пребывающего в нашей власти, и притом - теми вещами, которые они держат из пекулия - даже не ведая об этом, поскольку считается, что они владеют по нашей воле, которой мы дозволили им иметь пекулий...» /Paul,54 ad ed, D. 41, 2, 1,5/.

В каких отношениях находятся упоминаемые в тексте держатели с признанным владельцем? Возможно ли сходное отношение между формально независимыми лицами (домовладыками)?

5. Какие вы знаете ситуации голого держания? Сравните свой список с тем, который можно составить на основе следующих текстов, и попытайтесь определить критерий «природного вла­дения» (держания), которым оперировали классики:

· «Следует знать, что этот иск сле­дует выдвигать против владельца, и не только против того, кто вла­деет цивильно, но и против того, кто получил владение естествен­ным образом. Поэтому решено, что кредитор, который получил вещь в залог, отвечает по иску о предъ­явлении вещи» /Ulp.,24 ad ed., D. 10,4,3,15/.

· «… ведь его можно предъявить и тому, у кого вещь оставлена на хранение, или кому она дана в ссуду или в аренду» / Pomp., 6 ad Sab., D. 10,4,4/.

· «Расхожий ответ, что никто не мо­жет сам для себя изменить осно­вание владения, следует понимать так, что имеется в виду не только цивильное, но и естественное вла­дение. И в силу этого дан ответ, что ни арендатор, ни тот, у кого вещь оставлена на хранение, или тот, кому она дана в ссуду, не может ради безвозмездной нажи­вы приобретать по давности как наследник» /lul., 44 dig., D. 41,5,2,1/.

6. Каковы причины того, что в римском праве владение получило самостоятельную защиту? Как можно объяснить избирательность защиты владения (арендаторы и лица, получавшие вещь в пользование с извлечением плодов первоначально не имели права на самостоятельную защиту, а залогодержатель или прекариста могли получить интердикт без обращения к хозяину вещи)? Для ответа необходимо изучить дополнительную литературу.

В римских источниках право, относящееся к вещам, охватывало регулирование всех имущественных отношений как вещных, так и обязательственных. Разграничения прав на вещные и обязательственные у римских юристов нет, но они различали вещные иски (actio in rem) и личные (actio in personam), соответствующие такому разграничению.
Классификация прав на вещные и обязательственные выработана позднее, но на материале римского права. Римские юристы отмечали двоякое положение лица по отношению к вещи и другим субъектам права при удовлетворении своих потребностей в вещах.
Вещные права дают лицу право непосредственного воздействия на вещь независимо от других лиц. Все другие обязаны не посягать на эту вещь, не препятствовать управомоченному лицу осуществлять свое вещное право. Вещные права имеют абсолютную защиту от всех и каждого. Они защищаются вещными исками. Объектом вещного права является вещь.
Обязательственные права дают управомоченному лицу право требовать от обязанного совершить какое-то действие или воздержаться от него. Удовлетворение своих потребностей управомоченное лицо получает не непосредственно, но лишь через исполнение обязанностей должником. Обязательственные права защищаются личными исками. Эта защита относительна, так как дается только против конкретного обязанного лица. Объектом таких прав являются действия.
К вещным правам относятся: право собственности, права на чужие вещи, владение.
§ 2. Понятие и виды вещей

В классическом римском праве выработано понятие вещей в широком значении- не только вещи в обычном смысле как материальные предметы внешнего мира, но также юридические отношения и права. Римляне различали вещи телесные (res corporales) и бестелесные (r. incorporales). Вот как определяет эти виды вещей Гай: "Некоторые вещи телесны, а некоторые бестелесны. Телесные вещи, которые можно осязать, как земля, человек, одежда, золото, серебро и многое другое. Бестелесны же те, которые осязать нельзя, как например, наследство, пользование плодами (узуфрукт), обязательства, возникающие каким-либо образом" (Гай, 2.12-14).
Телесные вещи- предметы, существующие в материальном мире независимо от правовых предписаний. Бестелесные вещи не существуют в физическом мире, но лишь в человеческих отношениях на основании предписаний права.
Деление вещей на виды производится по их специальным свойствам, имеющим значение для экономического и правового оборота.
Главным делением римляне считали деление вещей на вещи божественного права и вещи человеческого права. К вещам божественного права принадлежат три вида: вещи священные (res sacra), посвященные богам, в том числе храмы, рощи, алтари, статуи, культовые предметы; вещи святые (r.sanctaе), священно неприкосновенные, находящиеся под защитой богов, главным образом- городские стены и ворота, межи; вещи религиозные, посвященные подземным богам, особенно гробницы и могилы, в том числе рабов.
Священной вещь делается только вследствие утверждения и признания со стороны римского народа (закона). Религиозной вещь делаем мы сами, хороня умершего.
Вещи божественного права не находятся ни в чьем владении, с точки зрения принадлежности римляне делили вещи на пять групп. Одни вещи доступны в пользовании всем (реки, гавани, морской берег, театры, ристалища, общественные сооружения и т.п.); другие образуют государственную собственность, третьи принадлежат юридическим лицам; четвертые не находятся ни в чьем частном обладании; наконец большая часть вещей принадлежит отдельным лицам, которые приобретают их по разным законным основаниям (I 3.2.1 pr).
Близким по значению является деление на вещи в обороте и вещи вне оборота (res commercio и r. extra commercium). Первые могли быть объектами гражданского оборота, с ними совершались разнообразные сделки; вторые были изъяты из гражданского оборота и не могли быть объектом сделок. К вещам вне оборота относились вещи божественного права, постоянно текущие реки, большие дороги, общественные здания, воздух, море и т.п.
Исключительно римским было деление вещей на манципируемые (resmancipi) и неманципируемые (r.nec mancipi). В праве Юстиниана это деление уже утратило значение. К манципируемым относятся вещи, для приобретения права собственности на которые требовался специальный формальный обряд манципации. К ним относились рабы, земля Италии и строения на ней, скот (быки, лошади, мулы), сельские сервитуты. Остальные вещи были неманципируемыми и для отчуждения требовали простой передачи (traditio).
Вещи движимые и недвижимые
К движимым относились вещи, которые могли изменять свое положение в пространстве без повреждения сущности. Недвижимые не могли его изменять: земля и все, что тесно соединено с нею (строения, посеянное и посаженное, недра, воздушное пространство над землей как часть поверхности). Уже Законы XIIТаблиц установили разные сроки приобретательной давности- 2года для недвижимых и 1год для движимых вещей.
Вещи делимые и неделимые
К делимым относились те, которые могли быть разделены на части без изменения их сущности и функции. Каждая отдельная часть такой вещи представляет ту же вещь, только в меньшем объеме. Например, земля, здания (в Риме они делились по вертикали), сырье, руда, песок и т.п.
Вещи потребляемые и непотребляемые
Потребляемые при первом же пользовании материально уничтожались (продовольствие). Непотребляемые не изнашивались от употребления (драгоценный камень), а если уничтожались, то постепенно (одежда).
Вещи, определяемые родовыми признаками и индивидуально определенные
Родовые обладали чертами данной группы вещей, они определялись по их роду, мере, весу, числу. Еще с римских времен установилось правило, по которому случайная гибель родовых вещей не прекращает обязательства, а индивидуально-определенных- прекращает.
Соответственно родовые вещи считаются заменимыми, а индивидуально-определененные- незаменимыми вещами.
Вещи простые и сложные (составные), совокупность вещей
Римский юрист Помпоний так разъяснял это деление: "Существуют же три рода тел: один, который составляет одно целое и по-гречески обозначается как "единое бытие", как, например, раб, бревно, камень и подобное; другой род, который состоит из составных, т.е. нескольких, между собой связанных тел, что называется составным телом, как, например, здание, корабль, шкаф; третий, состоящий из раздельных вещей, не связанных одно с другим, но объединенных одним именем, например, народ, легион, стадо" (Д.41.3 30. pr).
Таким образом, римские юристы различали единые (простые) вещи, предметы, представляющие собой естественное и физическое целое, и вещи сложные (составные). Сложные вещи в свою очередь делятся на две группы:
вещи, сомкнутые в искусственное единство человеческим трудом;
вещи, которые были и остаются отдельными или собранными, но право считает их едиными в силу единой цели, которой они служат (улей, наследство). Эти вещи следует называть совокупностью вещей.
При этом второй вид сложных вещей- совокупные вещи- можно, в свою очередь, разделить на подвиды:
вещи, функциональное единство которых образовалось естественным путем (стадо);
вещи, которые получили единую функцию только по предписаниям права (наследство, пекулий).
В римских источниках имеется немало примеров, иллюстрирующих эти положения.
Например, стадо. Его особенность заключается в том, что стадо остается прежней вещью, несмотря на смерть или рождение отдельных составляющих его особей (Д.2.20.18). Как и всякая другая составная вещь, стадо является единым объектом вещных исков, узуфрукта, залогового права. Но ворованная овца, попадая в чужое стадо, не сливается со стадом, сохраняя особый правовой режим (Д.6.1.2), и может быть изъята прежним собственником. Если стадо уменьшится до таких размеров, что оно не может считаться стадом, то узуфрукт, установленный на него, прекращается (Д.7.4.31). Римляне считали, что если по завещанию отказан узуфрукт на квадригу и один из коней сдох, то узуфрукт не сохраняется, так как квадриги как вещи больше не существует (Д.7.4.10.8).
Вместе с тем, если чужая вещь стала частью составной вещи, до тех пор, пока она является такой частью, собственник не может ее изъять. Законы XIIТаблиц запрещают собственнику требовать бревно, использованное в чужой постройке, пока цела сама постройка (Табл.VI.7.8).
Главная вещь и принадлежность
Относительно принадлежности существует много других наименований: побочные, дополнительные (или придаточные) вещи. Богата и казуистика римских источников на этот счет.
Часть вещи (не путать с идеальной долей в праве)- это элемент целого, вне которого эта часть теряет свое качество (например, ключ от замка, пробка от бутылки). Когда вещь в целом является объектом юридической сделки, то последствия этой сделки распространяются и на все части вещи. Объектом самостоятельной сделки часть может быть только в случае отделения от целого. Так, в приведенном примере с чужим бревном в застройке: оно не может быть самостоятельным предметом иска, пока не отделено от застройки. Не всегда просто определить, является ли та или иная вещь частью главной вещи, если речь идет о сложных (составных) вещах, об их совокупности.
Когда части вещи выступают в виде придаточных, побочных вещей, в виде принадлежностей, критерием выступает экономическая функция вещи, а римляне говорили: "Что чему служит" (qruid cui servit) (Д.1.9.1.17). Например, пифосы для хранения зерна или вина, вкопанные в землю погреба, зернотоки, винодавильни не считаются частью дома, но считаются частью зерно- или винохранилища; ключи и замки всегда принадлежат зданию, даже если отделены от него. Выкопанная земля, песок, глина, срубленные и срезанные насаждения не являются частью участка (частью участка является только то, что укорено в земле).
В современном российском праве достаточно четко употребляется термин главная вещь и принадлежность (ст.135 ГКРФ). Принадлежностью называется вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи. Принадлежность следует судьбе главной вещи. В науке гражданского права обращается внимание на необходимость отличать принадлежности от составных частей главной вещи (такие детали главной вещи, которые связаны с нею конструктивно, без которых вещь вообще не может функционировать,- например отопитель автомобиля) и от запасных ее частей (автомобиль и запасной аккумулятор).
Плоды (fructi)- это вещи, регулярно получаемые от эксплуатации другой, плодоносящей вещи. Плоды делятся на натуральные (шерсть, молоко, фрукты, приплод животных и др. Однако считая рабыню объектом прав, вещью, римляне не считали тем не менее плодом ее ребенка) и доходы (цивильные плоды), получаемые вследствие использования вещи в гражданском обороте (проценты с капитала, например). По общему правилу плоды принадлежат собственнику вещи. В отношении плодов могут иметь место различные соглашения собственника плодоносящей вещи с третьими лицами.
Так, узуфрукт (личный сервитут) дает право узуфруктарию на пользование чужими плодами. Римляне различали плоды висячие, отделенные, собранные и усвоенные, потребленные. Неотделенные плоды считаются частью вещи-матери. Если, например, плодоносящий сад находится в аренде и вор украл плоды с дерева (неотделенные), то он украл вещь, принадлежащую собственнику сада, и соответственно истцом в этом деле будет собственник сада. Если же арендатор успел догнать вора и отобрал у него плоды, их собственником становится арендатор. Деление плодов на потребленные и непотребленные имеет значение при истребовании вещи от добросовестного или недобросовестного владельца по виндикационному иску.
Таким образом, исключая чисто исторические виды вещей, присущие только Риму (вещи манципируемые и неманципируемые, вещи божественного и вещи человеческого права), основные виды вещей сохранили свое значение и в современном праве.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Понятие и признаки вещных прав в Древнем Риме


Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое

Римское право">


ius in re – вещное право.

iura in re – вещные права.

Термин вещное право используется в двух значениях.

1. В объективном смысле - это совокупность норм Древнего Рима, регулировавших вещные отношения. Являлась подотраслью Римского частного права. В ее состав входили следующие институты: институт права собственности и соответствующие институты ограниченных вещных прав (сервитут, эмфитевзис, суперфиций, залог). Отдельные нормы права в составе этой подгруппы по предмету регулирования делились на 3 подгруппы в зависимости от объекта регулирования:

  • - нормы, регулирующие основания возникновения и прекращения вещных прав;
  • - нормы, которые регулировали содержание вещных прав (правомочия их субъектов), т.е. «что можно делать с вещью»;
  • - нормы, регулирующие порядок защиты вещных прав.

2. В субъективном смысле - это юридическое господство лица в отношении вещи.

В Римском частном праве существовало два вида имущественных прав:

  • - вещные (пример: право собственности)
  • - личные (обязательственные)

Признаки вещных прав – это одновременно их отличие от другого вида имущественных прав (личных или обязательственных).

1. По объекту: вещные права – вещи (res); обязательственные права – определенное поведение обязанного должника, например, действия должника по возврату долга кредитору в договоре займа.

2. По способу реализации: вещные – за счет действий управомоченного лица, содействия обязанных лиц не требуется (пример: собственник может за счет собственной деятельности реализовать право, т.е. главное, чтобы ему не препятствовали); обязательственные – может быть реализовано только при активном содействии должника, и никак не может быть реализовано кредитором.

3. По правовой природе: вещные – абсолютный характер, т.к. вещное право – часть вещного правоотношения, в котором точно определена только правомочная сторона, а все остальные лица – обязанная сторона; обязательственные – относительный характер (аналогично искам), точно определен и кредитор, и должник, т.е. обязанное лицо всегда конкретизировано; кредитор может требовать совершения действий только от обязанного лица (должника) – чаще всего, это контрагент по договору.

4. По способу защиты: вещные – защищались и вещными, и личными (обязательственными) исками; обязательственные – только личными исками.

5. По перечню имущественных прав, закрепленных в законе: перечень вещных прав являлся исчерпывающим, т.е. у лиц могли возникать только прямо предусмотренные законом права; перечень обязательственных (личных) прав – за счет непоименованных пактов являлся открытым, т.к. у лиц могли возникать прямо не предусмотренных законом права (сейчас: «непоименованный договор», который не предусмотрен законом)

Римское право не выработало понятий вещного и обязательственного права, однако делалось различие между вещными исками и исками лич­ными.

Вещное право - это право (возможность) непосредственно и независи­мо от чьей либо воли воздействовать на вещь. Воздействовать - это зна­чит владеть, пользоваться и распоряжаться вещью.

Таким образом, объектом вещного права является вещь, и ее соб­ственник пользуется абсолютной защитой (то есть против любого на­рушителя его прав как собственника).

Признаки вещных прав :

1.Вещные права возникаю по поводу телесных вещей, и они на столько тесно связаны с объектом, что гибель вещи есть всегда прекращения права.

2.В вещных правах интерес у правомочного лица от обладания вещи удовлетворяется за счет своих собственных действий.

3.Вещные права реализуются в абсолютных по характеру отношениях, где управомочивающиму лицу противостоит группа пассивно обязанных лиц. В вещных правах абсолютная защита не зависимо кто посягает

4.Вещные права мыслятся как бессрочные.

Система вещных прав:

1.Право собственность

2.Ограниченные вещные права:

2.Сервитуты;

3.Супер-фикцияй;

4.Эмфитезис.

3.Институт владения

Классификация на вещные права и обязательства. В римском праве появились такие объекты: вещь и действия другого лица по поводу вещи.

Различия исков:

Вещные права:

1.Право владения;

2.Право собственности;

3.Право на чужие вещи;

4.Владения и пользование земельным участком;

Понятие и виды вещей по римскому праву.

Из-за того, что некоторые классификации вещей огромны. Ве щь - это определенная часть живой и неживой природы отделенная пространственной и физической оболочкой. Наряду с такими физическими вещами, как телесные существует и без телесные (т.е. определенные права).

Определенные права или комплекс прав тоже принимались определенным источником вещи. Все это является понятием вещей.

Как бестелесные вещи они определенную часть живой природы, они не имеют темы, но они вполне реальны.



24. Понятие и виды владения. Соотношение владение и
права собственности.

Владение - реальное господство лица над вещью, вытекающие их фактического физического отношения лица к предмету владения. Это состояние не могло быть временным, оно предоставляло собой прочное отношение лица к вещи. Только в этом случае владение получал защиту права.

Элементы владения:

1.Субъективный (или волевой) - воля лица владеть вещью для себя;

2.Объективный (или материальный) - реальное господство над предметом владении, т.е. фактическое обладание вещью.

Наличие первого элемента внешне не проявлялось, но предполагалось, если присутствовал второй элемент.

Владение как право существовало лишь настолько, насколько защищено правовыми нормами. В этом смысле различалось владение, в котором фактически господство связано с намерением владельца осуществлять это господство подобно собственнику, и держание - простое обладание вещью при отсутствии или с сознанием высшей власти над вещью другого лица, фактическая ситуация индивидуальной принадлежности вещи, взятая от ее официального признания и защиты.

Виды владения:

1.Титульное , которому предшествовало законное основание (цивильное владение). Наличие титула владения определяло правомерность приобретения владения в собственность, впоследствии это могло произойти либо по давности, либо когда приобретение владения и собственности совпадали;

2.Беститульное - осуществляемое неправомерно, злоумышленно или порочно, вопреки воле предшествующего владельца, когда владения отнималось у предшествующего владельца возврата прекаристом. В свою очередь беститульное делилось на два вида:

1.Добросовестное , если он не знал и не должен был знать о неправомерности владения вещью;

2.Недобросовестное , если владелец знал или должен был знать о неправомерности своего владения, но вел себя, как будто вещь ему принадлежала. Для этого случая не действовало приобретение права собственности по давности, и предъявлялись более строгие требования относительно возмещения реальному владельцу после суда стоимости плодов или ухудшения состояния вещи.

Беститульное владения содержит 2 элемента:

1.Карпус владения (вещь доступна вам – не уникальны элемент);

2.Аниму (владельческая воля) - визитная карточка владения, его наличие позволяет отграничить владения от схожей категории держание - обладание вещью в силу каких-либо отношений с ее собственником, к держателям (наниматель, хранитель, залога держатель и т.д.) и относится как к чужой вещи.

Беститульное владение защищается административными средствами.

Защита владения.

Интердикт - приказ претора, носивший административный характер и выносивший без судебного разбирательства. Владельческий интердикт - средство защиты владения.

Владельческие интердикты давались или для того, чтобы защищать от самовольных посягательств на вещь владельца, еще не утратившего владения, еще не утратившего владения, т.е. чтобы удержать за ним владения, или для того, чтобы вернуть утраченное владение.

Интердикты защищались сам факт владения, вопрос о праве не допускался, т.е. деятельность претора не ставила задачей разрешение вопросов о правовом основании владения, а ограничивалась сохранением существующего фактического состояния, его юридической защиты.

Характерная черты защиты владельческими интердиктами - в процессе о владения не только не требовало доказательства права на данную вещь, но даже не допускалась ссылка на такое право. Для того чтобы получить защиту владения, а не факт его нарушения.

В виде исключения интердиктной защитой пользовались детенторы: прекарист, залогодержатель и секвестр.

Виды владельческих интердиктов:

1.В зависимости от последствий интердикта:

· Запретительные - направленные на удержание существующего владения;

· Восстановительные - о возвращении насильственно или тайно утраченного владения. Насилие недолжно быть направленно против личности в виде изгнания или воспрепятствования доступа тайно - в отсутствие владельца.

· Предъявительные - об установлении владения впервые (например, в сфере наследования);

2.В зависимости от предмета интердикта:

· Для защиты владения недвижностью . Направлен на то, чтобы на необходимое владение время обеспечить реальное обладание вещью и гарантировать лицу прекращение посторонних посягательств на его владение (например, чтобы третьи лица не вселялись в его дом). Владельческая защита данным интердиктом не давалось тому, кто захватил недвижимость силой, тайно, получив недвижимость от противника в процессе использования до востребования. Если незаконный захватит недвижимости просил защищать его владения от посягательств не того лица, у которого он незаконно захватил эту недвижимость, а от посягательств третьего лица, то незаконный захватчик получал защиту интердиктом;

· Для защиты владения движимой вещью . Направлен на обеспечение интересов основного владельца по отношению к другим случайным (поскольку движимые вещи реальности легко могли выйти из владения: дал кому-то лошадь на день, раба и т.д.). В этих случаях споры разрешались арифметически: кто обладал вещью большую продолжительность времени в течение года, тот и считался основным ее обладателем, и вещь закреплялась за ним.

Добросовестное владение возникало, когда обладатель вещи не имел права владеть вещью, так как у нее имелся собственник, но не знал, что не имеет такого права.

Основание владения, единожды, возникнув, не могло изменить: вор не мог стать добросовестным владельцем, даже если собственник вещи не предъявлял претензии или умер.

Качество владения было существенно для его правого признания: из незаконного, но добросовестного обладания вещью сформировалось особое вещное право - владение юридическое , в котором соединялось фактическое обладание вещью, стремление удержать эту вещь в своем обладании и признание правом дозволенным, таких стремлений в силу полезности оснований возникновения.

Основания, по которым незаконное владение признавалось добросовестным, были строго определенными, и перечень их в римском праве был исчерпывающим.

Добросовестным считалось:

· Захват брошенного, но неиспользуемого участка земли италийской (исторической для Рима) когда собственник неизвестен или слыл отсутствующим по определенным причинам;

· Приобретение вещи без предписанных правом формальностей, если стороны не выдвигали друг другу претензий по поводу сделки между ними, и только отсутствие исполнения строго предопределенных правом условий для данной сделки не делало пред лицом закона происшедшее отчуждении переходом собственности;

· Владение по причине материального порока вещи, когда приобретший вещь, не знал. Что приобретает вещь у не собственника (по общему принципу римского права, в абстрактном виде он не мог приобрести прав собственности, поскольку продавший ее был вором или также незаконным добросовестным владельцем).

Презумпция добросовестности и законности вытекала из самого факта владения, и обратное предстояло доказать заявляющей о своих прах на вещь стороне.

При приобретении вещи без необходимости формальностей (что не давало основания для защиты требования о собственности на вещь исками строго прав) претор предоставлял защиту, если удавалось доказать полную добросовестность приобретения.

26. Понятие, содержание и ограничения права собственности.

Право собственность в римском праве - правовое господство лица над вещью.

Элементы прав собственности:

· Право на законное правомерное господство лица над телесным объектом;

· Право, принадлежащего собственнику, право на принадлежность вещи данном, а не другому лицу.

1.Право владения - условно или материальное обладание вещью, начиная с возможности держать в руках до права заявить о принадлежности тебе пред другими лицами, в любой момент потребовать гарантированности этого материального обладания. Третьи лица должны знать, что у этой вещи есть хозяин: Содержание в надлежащем состоянии, в безопасности, бремя расходов;

2.Право использования - употребление вещи для собственных материальных или духовных нужд, использование, как самой вещи, так и приносимых ею плодов, доходов, употребления - как непосредственно личное, так и через других лиц;

3.Право распоряжения - возможность распорядиться вещью по своему усмотрению, вплоть до полного ее уничтожения в физическом или в юридическом (предав вещь третьему лицу).

4.Право защи ты - возможность подавать иски против любого и каждого кто посягнет на собственность.

Право собственность - не безгранично . Существовали основания в ограничение право собственностью:

1.Соблюдение закона высоты зданий, ширины между ними и т.п.;

2.Собственник участка судоходной реки был обязан предоставить этот участок для прохода других судов;

3.В интересах соседе: предоставить проход для сбора плодов и т.п.

Виды собственности:

1.От субъекта права:

· Индивидуальная - обладателем было физическое лицо, обладающее соответствующим правовым статусом;

· Публичная - обладателем было юридическое лицо - корпорация публичного права и государственная казан (находившаяся на особом положении);

· Общая - одна и та же вещь была предметом господства нескольких равноправных лиц;

2.От объекта права:

· Общественная (коллективная) - распространялась на вещи, которые не могли быть по своей природе и общественному предназначению предметами индивидуального обладания;

· Частная , когда вещи по своей природе признавались возможными к индивидуальному обладанию.

3.От происхождения и степени обладания:

· Квиритская - древнейший вид собственности. Субъектом мог быть только римский гражданин. Могла быть приобретена путем манципации или мнимого судебного процесса. Объектом могли быть только вещи, способные участвовать в обороте;

· Преторская (бонитарская) . Возникла, когда манципируемые вещи отчуждались без обязательной в таком случае манципации. По закону получалось, что, несмотря на передачу вещи и уплату приобретателем ее цены, вещь оставалась в собственности отчуждателя. В некоторых случаях отчуждателя, несмотря на то он продал вещь приобретателю, заявлял виндикационный иск о возврате вещи, ссылаясь на то, что передача вещи была совершена незаконным образом;

· Провинциальная - распространялась на провинциальные земли, которые принадлежали римскому народу на праве общей собственности по праву завоевания. Одна часть провинциальных земель составляла государственную собственность, другая предоставлялась прежним владельцам. С данной собственности взимались платежи в пользу государства, их оборот регулировался не цивильным правом, а правом народов;

· Перегринская - собственность, принадлежащая перегринам. Получала защиту в эдиктах перегринских преторов.

Понятие и виды вещных прав в римском праве

1. понятие объекта права

2. понятие вещей и их классификация в римском праве

3. вещное право

4. понятие правовладения вещью. Виды владения

5. правовая защита владения

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Обьект права – всякое благо, удовлетворяющее человеческую потребность, пользование и распоряжение которым дозволяется существующим правопорядком, и обладание которым обеспечивается правовой защитой.

Те или иные блага становятся объектами права, когда поддаются денежной оценке, т.е. отражают определенный материальный интерес, в связи с этим их обозначают терминами «хозяйственное благо», «потребительная стоимость».

Объекты права подразделяются на вещи и действия лиц. Такое деление производилось в римском праве, но в иных выражениях. Существовали понятия: «вещи телесные» и «вещи бестелесные».

«Бестелесные вещи» - определенные права (право наследования). В настоящее время широко используются такие термины, как «имущественные и неимущественные права», «материальные и нематериальные блага».

2.Вещь как объект права – отдельный предмет материальной действительности, который обладает относительной устойчивостью существования, имеет пространственные границы и в отношении которого возможны юридические действия. В римском праве для понятия вещи использовалось слово «res». Римское право выработало методологию разграничения видов вещей и особенности их правового статуса :

1) движимые и недвижимые вещи

Недвижимые вещи – земля и то, что с ней физически прочно связано. Недвижимые вещи не допускают своего перемещения в пространстве без применения существенного вреда им самим.

Движимые вещи – вещи, которые свободно передвигаются в пространстве без какого-либо ущерба для себя (одежда, инвентарь).

2) манципируемые и неманципируемые вещи.

Манципируемые вещи – вещи, которые при отчуждении требовали соблюдения особенных формальностей. К ним относились: пахотные участки земли, скот, рабы, сельскохозяйственный инвентарь. Римское право ограничивало и охраняло переход этих вещей из рук в руки.

Остальные вещи считались неманципируемыми и могли отчуждаться без соблюдения формальностей путем свободного вручения приобретателю.

3) вещи, находящиеся в обороте и изъятые из оборота.

Вещи, находящиеся в обороте – такие объекты, которые могут служить предметом любой сделки. Любой субъект может обладать такой вещью.

Вещи, изъятые из оборота – такие объекты, которые не могут принадлежать отдельным частным лицам, не могут ими отчуждаться и приобретаться. Изъятыми из оборота вещами считались вещи, которые по своей природе не могут никому принадлежать; вещи, посвященные религиозным целям (храмы, алтари).


4) вещи публичного пользования – дороги, крепости, казармы.

6) вещи делимые и неделимые.

Делимые – вещи, которые при разделении не меняют ни своего рода, ни своей ценности. Каждая из этих вещей представляет собой вещь, но в меньшем объеме и количестве. При разделении они не теряют ни качества, ни ценности.

Неделимые – вещи, физический раздел которых равноценен уничтожению. Простая вещь (ваза, кольцо) и сложная (картина, механизм, сооружение).

7) потребляемые и непотребляемые вещи.

Потребляемые – вещи, которые при первом использовании материально уничтожаются (продукты питания, дрова, плоды).

Непотребляемые – вещи, которые не изменяются в процессе потребления, либо те, которые потребляются, но не сразу, а постепенно.

8) заменимые и незаменимые вещи.

Заменимые (родовые) – вещи, которые настолько схожи между собой, что в обороте различаются по родовым, а не по индивидуальным признакам (зерно, масло, шерсть). Ценность этих вещей определяется по весу, количеству.

Незаменимые (индивидуальные) – вещи, которые отличаются определенными индивидуальными признаками. Эти признаки учитываются при включении вещи в оборот (дом, картина).

9) простые и сложные вещи. Совокупность отдельных вещей.

Простые вещи – те, которые образуют нечто физически связанное и однородное, то, что не распадается на отдельные части (драгоценный камень, дерево, животное). Разделение такой вещи ведет к исчезновению этой вещи.

Сложные вещи – вещи, состоящие из соединения простых вещей, имеющих материальную связь и, как правило, единое наименование (корабль, мебель). Сложные вещи, составляющие ее части образуют единое целое и физически, и юридически, но если 1 часть будет отделена, она может оказаться самостоятельным объектом распоряжения.

Совокупность отдельных вещей – набор отдельных вещей, объединенных общим именем, материально между собой не связанное, но составляющие нечто единое целое (библиотека, коллекция, стадо).

10) главные вещи и принадлежности.

Право отличает такое сочетание вещей, при котором одна господствует, а другая служит (картина и рама, замок и ключ). Главной признается та вещь, которая сама по себе удовлетворяет некую потребность. Принадлежностью считается та вещь, которая делает пользование главной вещью более удобным и эффективным.

11) плоды – естественные приращения, произведения, извлекаемые из плода приносящей вещью. Плодами могут считаться и доходы, извлекаемые посредством экономического использования вещи. Поэтому различались плоды естественные и плоды цивильные.

3.Вещное право – совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность вещи отдельным лицам.

Римское право установило, что вещные права могут быть неодинаковы по своему содержанию, соответственно некоторые права представляют наиболее полное господство над вещью, некоторые – ограниченное господство. Выделяют следующие институты вещного прав а:

1) право владения вещью

2) право собственности на вещь

3) право на чужую вещь

4.Владение – фактическое обладание вещью. Владение вызывало юридические последствия. И прежде всего юридическую защиту. Независимо от того имел ли владелец право собственности на вещь или нет.

Виды владения :

1) законное владение – владение собственника вещи

2) незаконное владение – владение, лишенное правового основания.

Основания:

 добросовестное незаконное владение

 недобросовестное незаконное владение

3) производное владение, например, владение вещью кредитора, полученной от должника. Основание владения, которое приводит лицо к обладанию лица вещью – покупка вещи, получение вещи по договору, приобретение вещи через представителя.

Владение прекращается, если вещь выходит из непосредственного физического обладания лица.

5.Правовая охрана распространялась только на законное владение. Владение пользуется самостоятельной владельческой защитой. Основная черта такой защиты заключается в том, что не требуется доказательства права собственности на данную вещь и даже не допускается ссылка на такое право. Чтобы получить защиту владения необходимо установить лишь сам факт владения и факт его нарушения. Если в результате владельческой защиты вещь будет присуждена не тому, кто будет иметь право собственности, то он может после этого предъявить иск о защите права собственности и доказав это право истребовать вещь от фактического владельца.