Порядок прекращения государственной гражданской службы. Основания прекращения государственной гражданской службы. Прекращение государственной службы

Согласно статье 33 ФЗ «О ГГС» законодатель предусматривает перечень оснований прекращения гражданской службы (их 15).

    Расторжение служебного контракта по согласию сторон. Инициатива со стороны государственного служащего. Он пишет заявление « Прошу освободить от замещающей должности» Дата. Если руководитель соглашается, то государственный служащий должен получить расчет – деньги, подлинники документов. Руководитель издает приказ.

    Расторжение контракта по инициативе государственного служащего. Вступают в действие нормы трудового договора. Он находится на службе еще 14 дней. В течении которых вправе отозвать свое заявление. После 14 дней все прекращается, если в последний день не получил расчета и содержания, то может собрать документы и отправиться в суд.

    По инициативе представителя нанимателя. (Должна быть указана причина). Статья 37.

а) не соответствие служащего замещаемой должности

По состоянию здоровья

В следствие недостаточной квалификации, подтвержденной комиссией

Б) неоднократное не исполнение служебно-должностных обязанностей

Он должен иметь взыскания (2)

Не позднее 1 года – т.е. от 1 взыскания должно быть 1 год

В) неоднократное грубое нарушение служащим должностных обязанностей.

(прогулы более 4 часов подряд, всего 10 часов, отсутствие на служебном месте)

Г) Появление на службе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (Кто может определить, что он пьяный?) Нужно медицинское освидетельствование.

Д) Совершение по месту службы хищений, подтверждающих приговором суда.

Е) разглашение государственной тайны

Ж) Прекращение и приостановление контракта, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

С призванием на военную службу

С восстановлением служащего, ранее замещающего данную должность по решению суда

Избрание и назначение на государственную должность

С наступлением чрезвычайных обстоятельств (военные действия)

При поступлении на военную службу – прекращает служебный контракт, на значение или избрание- приостанавливает служебный контракт.

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

1. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должностигражданской службыи увольнения с гражданской службы являются:

1) соглашение сторон служебного контракта

2) истечение срока действия срочного служебного контракта

3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего

4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

7)отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта

8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе

9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

10) обстоятельства, независящие от воли сторон служебного контракта

11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы

12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации

13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17настоящего Федерального закона;

15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.

2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

Как и поступление на государственную службу, прекращение государственной службы имеет свои основания и процедуру. Прекращение государственной службы - это нормативно установленный порядок прекращения государственно-служебных правовых отношений между государственным служащим и государственным органом, которые были образованы при поступлении гражданина на государственную службу и в процессе выполнения им должностных обязанностей. Прекращение государственной службы предусматривает исключение государственного служащего из перечня лиц, занимающих в государственном органе штатную государственную должность государственной службы. Прекращение государственной службы является в некоторых случаях одновременно и окончанием служебной карьеры государственного служащего. В других случаях прекращение государственной службы связывается лишь с изменением служебного статуса государственного служащего (например, при поступлении государственного служащего на государственную службу в другом государственном органе).

При прекращении государственной службы государственный служащий на законных основаниях утрачивает свой административно-служебный статус. Само законодательство о государственной службе (как и законодательство о труде) перестает действовать для государственного служащего. Следовательно, отсутствие

законного режима действия правовых норм служебного права в отношении конкретного лица порождает автоматическое прекращение государственно-служебных отношений.

Прекращение государственной службы возможно только по тем основаниям, которые устанавливаются законодательством о государственной службе и законодательством о труде.

Можно выделить следующие три вида оснований прекращения государственной службы:

1) смерть (гибель) государственного служащего. Например, ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (ст. 48) предусматривает прекращение службы в случае гибели (смерти) сотрудника таможенного органа;

2) увольнение государственного служащего по основаниям, предусмотренным действующим законодательством. В этом случае необходимо издание административного акта (приказа) об увольнении государственного служащего;

3) выход на пенсию.

При прекращении государственной службы в связи с выходом на пенсию государственный служащий считается находящимся в отставке и сохраняет присвоенный ему квалификационный разряд. В трудовой книжке производится запись 6 последней государственной должности государственной службы с указанием "в отставке".

Государственный служащий имеет право на получение пенсии за выслугу лет, которая назначается в соответствии с федеральным законом. В случае смерти, связанной с исполнением государственным служащим должностных обязанностей, в том числе наступившей после увольнения его с государственной службы, члены семьи умершего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца, порядок назначения которой определяется федеральным законом.

Соответствующие федеральные законы устанавливают условия и порядок выхода государственного служащего на пенсию. Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы определен в 60 лет. Руководитель соответствующего государственного органа может продлить нахождение на государственной службе государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших предельного для государственной службы возраста. Вместе с тем однократное продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на один год. Если госу-

дарственный служащий достиг возраста 65 лет, то продление нахождения его на государственной службе не допускается. Однако возможно и при достижении этого возраста продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора, предусмотренного законодательством о труде. Это означает тем не менее, что данное лицо все равно утрачивает правовой статус государственного служащего, так как оно может замещать лишь должности, которые не относятся к государственным должностям государственной службы.

Основания прекращения государственной службы можно также разделить на две категории:

1) основания, которые установлены в законе (иных нормативных правовых актах), наступление которых не требует издания специального административного акта (индивидуального правового акта управления) об окончании государственно-служебных отношений, например: смерть (гибель) государственного служащего; выход на пенсию в соответствии с установленными законом условиями; достижение предельного возраста нахождения на государственной службе; вступление в силу обвинительного приговора суда; прекращение гражданства Российской Федерации;

2) прекращение государственной службы с необходимостью издания специального административного акта (индивидуального правового акта управления) об окончании государственно-служебных отношений, например: увольнение со службы по собственному желанию (по собственной инициативе) до истечения срока контракта; в связи с признанием служащего аттестационной комиссией не соответствующим занимаемой должности; за нарушения (однократное или грубое) служебной дисциплины; в связи с

Для лиц, не находящихся на государственной службе, но занимающих государственные должности субъекта Российской Федерации, ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005) также определяет случаи досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ: смерть лица; его отставка в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ; его отставка по собственному желанию; признание его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; признание его судом безвестно отсутствующим или объявление умершим; вступление в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; его выезд за пределы РФ на постоянное место жительства; утрата им гражданства РФ; его отзыв избирателями субъекта РФ в случае, если такое положение предусмотрено законодательством субъекта РФ.

переводом в другой государственный орган. Административный акт (приказ) об увольнении государственного служащего (прекращении государственно-служебных отношений) издается руководителем (начальником) государственного органа.

  • А. Конец династии Рюриковичей и вопрос о престолонаследии
  • Административно-правовое регулирование. прохождения государственной службы
  • Административно-правовое регулирование прохождения гос. гражданской службы.
  • Б. Внутренняя политика Александра I. Вопрос о конституции. Усиление политической реакции
  • Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

    Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы

    1. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются:

    1) соглашение сторон служебного контракта (статья 34 настоящего Федерального закона);

    2) истечение срока действия срочного служебного контракта (статья 35 настоящего Федерального закона);

    3) расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (статья 36 настоящего Федерального закона);

    4) расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (статья 37 настоящего Федерального закона);

    5) перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида;

    6) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы (часть 4 статьи 31 настоящего Федерального закона);

    7) отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (статья 29 настоящего Федерального закона);

    8) отказ гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (части 2 и 3 статьи 28 настоящего Федерального закона);

    9) отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом;

    10) обстоятельства, независящие от воли сторон служебного контракта (статья 39 настоящего Федерального закона);

    11) нарушение установленных настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности гражданской службы (статья 40 настоящего Федерального закона);



    12) выход гражданского служащего из гражданства Российской Федерации (статья 41 настоящего Федерального закона);

    13) несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

    14) нарушение запретов, связанных с гражданской службой, предусмотренных статьей 17 настоящего Федерального закона;

    15) отказ гражданского служащего от замещения прежней должности гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания (часть 7 статьи 27 настоящего Федерального закона).

    2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы оформляются правовым актом государственного органа.

    Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя

    1. Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае:

    1) несоответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы:



    а) по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;

    б) вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

    2) неоднократного неисполнения гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

    3) однократного грубого нарушения гражданским служащим должностных обязанностей:

    а) прогула (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);

    б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

    в) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;

    г) совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

    д) нарушения гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

    4) совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;

    5) принятия гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;

    6) однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации;

    7) предоставления гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;

    8) прекращения допуска гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям;

    9) в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

    2. Увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы.

    3. Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период временной нетрудоспособности гражданского служащего и в период его пребывания в отпуске.

    4. Гражданский служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

    1. Государственная служба прекращается при увольнении государственного служащего, в том числе в связи с выходом на пенсию.
    2. Помимо оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, увольнение государственного служащего может быть осуществлено по инициативе руководителя государственного органа в случаях:
    1) достижения им предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы;
    2) прекращения гражданства Российской Федерации;
    3) несоблюдения обязанностей и ограничений, установленных для государственного служащего настоящим Федеральным законом;
    4) разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
    5) возникновения других обстоятельств, предусмотренных пунктом 3 статьи 21 настоящего Федерального закона.
    3. Выход на пенсию государственного служащего осуществляется в порядке, установленном федеральным законом. Предельный возраст для нахождения на государственной должности государственной службы - 60 лет. Допускается продление нахождения на государственной службе государственных служащих, занимающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших предельного для государственной службы возраста, решением руководителя соответствующего государственного органа. Однократное продление срока нахождения на государственной службе государственного служащего допускается не более чем на год.
    Продление нахождения на государственной службе государственного служащего, достигшего возраста 65 лет, не допускается. После достижения указанного возраста он может продолжать работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора.

    Комментарий к статье 25

    1. В соответствии с п. 1 ст. 25 основанием для прекращения государственной службы является увольнение.
    Государственный служащий может быть уволен как по общим основаниям, предусмотренным КЗоТ, так и дополнительным, установленным п. 2 ст. 25 Закона.
    2. В соответствии с КЗоТ он может быть уволен по собственной инициативе (в том числе в связи с выходом на пенсию), по инициативе руководителя соответствующего государственного органа, по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и в других случаях, указанных в законе.
    3. По собственной инициативе государственный служащий имеет право расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, в любое время, предупредив об этом руководителя государственного органа за две недели. Предупреждение должно быть сделано в письменной форме (ст. 31 КЗоТ).
    В случаях, когда заявление об увольнении по собственному желанию обусловлено невозможностью продолжать службу (необходимость ухода за больным членом семьи, выход на пенсию и др.), трудовой договор должен быть расторгнут в срок, о котором просит служащий.
    По истечении срока предупреждения об увольнении лицо вправе прекратить работу, а соответствующие службы государственного органа обязаны выдать ему трудовую книжку и произвести расчет.
    По договоренности между сторонами трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения.
    Трудовой договор, заключенный на определенный срок, в соответствии со ст. 32 КЗоТ подлежит расторжению досрочно по требованию государственного служащего лишь при наличии уважительной причины (например, в случае его болезни, инвалидности, препятствующих продолжению службы, и др.). Закон не содержит исчерпывающего перечня таких причин, поэтому в каждом случае вопрос решается руководителем государственного органа с учетом всех обстоятельств.
    Если причина досрочного увольнения признана неуважительной, государственный служащий вправе обжаловать это решение в соответствующий государственный орган или суд.
    4. Общие основания, по которым руководитель государственного органа вправе уволить по своей инициативе, предусмотрены в ст. 33 КЗоТ. К ним относятся:
    ликвидация государственного органа, сокращение его штата (п. 1 ст. 33 КЗоТ);
    обнаружившееся несоответствие государственного служащего занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья (п. 2 ст. 33 КЗоТ);
    систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором, должностной инструкцией или правилами внутреннего трудового распорядка, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания (п. 3 ст. 33 КЗоТ);
    прогул (в том числе отсутствие на службе более трех часов в течение рабочего дня без уважительных причин) (п. 4 ст. 33 КЗоТ);
    неявка на службу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам), если законодательством не установлен более длительный срок сохранения должности при определенном заболевании (п. 5 ст. 33 КЗоТ);
    восстановление на службе (в должности) лица, ранее замещавшего эту должность (п. 6 ст. 33 КЗоТ);
    появление на службе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения (п. 7 ст. 33 КЗоТ);
    совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) государственного имущества, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания (п. 8 ст. 33 КЗоТ).
    Дополнительными основаниями увольнения по инициативе руководителя государственного органа в соответствии с КЗоТ являются:
    однократное грубое нарушение должностных обязанностей руководителем государственного органа (представительства) и его заместителями (п. 1 ст. 254 КЗоТ);
    совершение виновных действий лицом, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны руководителя государственного органа (п. 2 ст. 254 КЗоТ).
    5. Увольнение по любому из оснований, предусмотренных КЗоТ, за исключением случаев полной ликвидации государственного органа, является правом руководителя, а не его обязанностью. Как общее правило, увольнение должно применяться лишь в тех случаях, когда другие меры дисциплинарного воздействия неэффективны или оставление данного лица на службе может отрицательно сказаться на деятельности государственного органа.
    Увольнение в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением его штата (п. 1 ст. 33 КЗоТ) осуществляется с соблюдением гарантий, установленных для государственных служащих ст. 16 Закона, а также ст. 40.2 КЗоТ, определяющей основания и порядок высвобождения работников.
    При увольнении государственных служащих по сокращению штата должно учитываться преимущественное право оставления на работе, предусмотренное ст. 34 КЗоТ.
    Увольнение по основаниям, предусмотренным п. п. 2 и 6 ст. 33 КЗоТ, допускается при условии, если невозможно перевести служащего, с его согласия, на другую государственную должность. При этом следует иметь в виду, что в случае несоответствия государственного служащего занимаемой должности по состоянию здоровья (п. 2 ст. 33 КЗоТ) перевод на другую должность допускается при условии, если его заболевание не отнесено к тем видам, при наличии которых лицо вообще не может находиться на государственной службе (см. коммент. к п. 3 ст. 21 и подп. 5 п. 2 ст. 25 Закона).
    Увольнение по этой причине допустимо в случаях, если имеет место стойкое снижение трудоспособности, препятствующее надлежащему исполнению служебных обязанностей, либо если исполнение этих обязанностей противопоказано государственному служащему или опасно для окружающих.
    Несоответствие занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации должно быть подтверждено, например, решением аттестационной комиссии (см. коммент. к ст. 24 Закона).
    Обязательным условием применения п. 2 ст. 33 КЗоТ является отсутствие вины государственного служащего в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей.
    Увольнение за систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей (п. 3 ст. 33 КЗоТ) допускается при наличии следующих условий:
    неоднократное неисполнение обязанностей;
    виновность действия (бездействия) государственного служащего, послужившая причиной неисполнения;
    к служащему уже применялись меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные п. 1 ст. 14 Закона.
    Увольнение за прогул (в том числе отсутствие на службе более трех часов в течение рабочего дня) возможно, если государственный служащий отсутствовал на службе без уважительных причин. При наличии уважительной причины (болезнь, авария на транспорте и др.) увольнение за прогул (п. 4 ст. 33 КЗоТ) не допускается. Неявка вследствие временной нетрудоспособности более четырех месяцев подряд может быть основанием для увольнения при условии, что отсутствие на службе нарушает нормальный ход работы государственного органа.
    Появление на службе, причем в рабочее время, в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения (п. 7 ст. 33 КЗоТ) может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими доказательствами, например свидетельскими показаниями.
    За однократное грубое нарушение должностных обязанностей в соответствии с п. 1 ст. 254 КЗоТ могут быть уволены только руководитель государственного органа (представительства) и его заместители. Другие государственные служащие могут быть уволены по данному основанию только в случае нарушения федеральных законов, указов Президента РФ, а также неисполнения или ненадлежащего исполнения этих актов или вступивших в законную силу решений суда (п. 1 Указа от 6 июня 1996 г., см. коммент. к ст. 14 Закона).
    Увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с п. 2 ст. 254 КЗоТ допустимо в отношении только тех лиц, которые непосредственно обслуживают товарные или денежные ценности, например, в компетенцию которых входит распределение указанных ценностей.
    Утрата доверия должна быть основана на конкретных фактах совершения государственным служащим виновных действий. Поводом для утраты доверия могут служить не только допущенные злоупотребления, но и халатное отношение к своим должностным обязанностям.
    6. Пункт 2 ст. 25 Закона предусматривает перечень дополнительных оснований увольнения государственных служащих по инициативе руководителя государственного органа.
    Увольнение по этим основаниям может быть либо правом руководителя государственного органа, либо его обязанностью.
    Так, в связи с достижением предельного возраста - 60 лет, должны быть уволены лица, замещающие старшие и младшие должности государственной службы.
    Увольнение лиц, замещающих высшие, главные и ведущие государственные должности и достигших 60 лет, зависит от усмотрения руководителя государственного органа. Он вправе продлить их нахождение на государственной службе до 65 лет. При этом каждый раз срок продления не должен превышать одного года.
    По достижении 65 лет возможно принятие на работу в государственный орган на условиях срочного трудового договора для замещения должности (выполнения работы), не относящейся к государственной.
    Лица, утратившие гражданство Российской Федерации, подлежат увольнению с государственной службы в обязательном порядке независимо от того, какую должность они замещают. Данное положение вытекает из содержания п. 1 ст. 21 Закона.
    Решение об увольнении государственного служащего в связи с несоблюдением им обязанностей и ограничений, установленных ст. ст. 10 и 11 Закона, а также в связи с разглашением им сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, может быть принято руководителем государственного органа исходя из конкретных обстоятельств, при которых допущено такое несоблюдение. При этом вместо увольнения может быть применено другое дисциплинарное взыскание.
    Увольнение по основаниям, о которых идет речь в подп. 5 п. 2 ст. 25 Закона, является для руководителя соответствующего государственного органа обязательным.
    Это требование вытекает из содержания п. 3 ст. 21 Закона, в соответствии с которым в случаях, перечисленных в указанном пункте, лицо не может находиться на государственной службе (см. коммент.).
    7. Увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, может иметь место в случаях призыва или поступления государственного служащего на военную службу (п. 3 ст. 29 КЗоТ); вступления в законную силу приговора суда, которым государственный служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам или иному наказанию, исключающему возможность продолжения службы (п. 7 ст. 29 КЗоТ).
    8. К другим основаниям увольнения, предусмотренным КЗоТ, следует отнести: соглашение сторон (п. 1 ст. 29 КЗоТ); истечение срока трудового договора, кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения (п. 2 ст. 29 КЗоТ); перевод государственного служащего с его согласия в другой государственный орган или переход на выборную должность (п. 5 ст. 29 КЗоТ); отказ от перевода в другую местность вместе с государственным органом (п. 6 ст. 29 КЗоТ).
    9. Закон не устанавливает специальных правил, определяющих порядок и условия увольнения государственных служащих по инициативе руководителя государственного органа (кроме случаев увольнения в связи с ликвидацией и реорганизацией государственного органа) (см. коммент. к ст. 16 Закона). В связи с этим увольнение в таких случаях должно производиться на условиях и в порядке, установленных КЗоТ.
    В соответствии со ст. 35 КЗоТ увольнение по основаниям, предусмотренным п. 1 (кроме случаев ликвидации государственного органа), п. п. 2 и 5 ст. 33 КЗоТ, производится с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа. Его согласия не требуется в случаях:
    увольнения с работы, где профсоюзный орган отсутствует;
    увольнения руководителя государственного органа (представительства), его заместителей и других служащих, замещающих руководящие должности.
    Согласия соответствующего профсоюзного органа на увольнение не требуется и в тех случаях, когда оно является обязанностью руководителя государственного органа (см., например, п. 3 ст. 21 Закона).
    Когда согласие соответствующего профсоюзного органа на увольнение необходимо, он должен в письменной форме сообщить руководителю государственного органа о принятом решении в десятидневный срок со дня получения письменного представления.
    Государственный служащий, на увольнение которого дано согласие соответствующего профсоюзного органа, может быть уволен не позднее одного месяца со дня получения такого согласия.
    При увольнении по основаниям, указанным в п. п. 3 и 6 ст. 29 и в п. п. 2 и 6 ст. 33 КЗоТ, выплачивается выходное пособие. Оно должно выплачиваться и при увольнении государственного служащего в связи с заболеванием, препятствующим исполнению им должностных обязанностей (подп. 3 п. 3 ст. 21 Закона), так как это основание по своему характеру должно быть приравнено к предусмотренному п. 2 ст. 33 КЗоТ (несоответствие занимаемой должности вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению работы).
    Размер пособия не может быть менее двухнедельного среднего заработка (ст. 36 КЗоТ).
    Глава V. Обеспечение эффективности
    государственной службы

    Прекращение государственной гражданской службы представляет собой юридический факт аннулирования административных служебно-правовых отношений между государственным органом, с одной стороны, и государственным гражданским служащим - с другой, на основании расторжения служебного контракта и издания соответствующего индивидуального правового акта в отношении государственного гражданского служащего.

    Для прекращения (или приостановления) служебного контракта, освобождения государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения его с государственной гражданской службы существуют следующие основания.

    1. Соглашение сторон служебного контракта . Служебный контракт может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон (государственного органа и государственного гражданского служащего) с одновременным освобождением государственного гражданского служащего от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнением с государственной гражданской службы.

    При расторжении служебного контракта и увольнении с государственной гражданской службы государственный гражданский служащий исключается из реестра государственных гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа.

    4. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя . Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а государственный гражданский служащий освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы в случаях:

    • несоответствия государственного гражданского служащего замещаемой должности (по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением; вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации);
    • неоднократного неисполнения государственным гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
    • однократного грубого нарушения государственным гражданским служащим должностных обязанностей (прогула, отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);
    • появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
    • разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными государственному гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
    • совершения по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества , растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях ;
    • нарушения государственным гражданским служащим требований охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), если это нарушение повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на службе, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий);
    • совершения виновных действий государственным гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;
    • принятия государственным гражданским служащим, замещающим должность государственной гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;
    • однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации ;
    • предоставления государственным гражданским служащим представителю нанимателя подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении служебного контракта;
    • прекращения допуска государственного гражданского служащего к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей требует допуска к таким сведениям.

    5. Перевод государственного гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида.

    6. Отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности государственной гражданской службы.

    7. Отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности государственной гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.

    8. Отказ государственного гражданского служащего от перевода на иную должность государственной гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствием такой должности в том же государственном органе.

    9. Отказ государственного гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом.

    10. Обстоятельства, не зависящие от воли сторон служебного контракта. Указанное основание предполагает два варианта служебно-правовых последствий:

    • приостановление служебного контракта с освобождением государственного гражданского служащего от замещаемой должности, оставлением его в соответствующем реестре государственных гражданских служащих и включением в кадровый резерв в связи со следующим: призывом государственного гражданского служащего на военную службу или направ-лением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; восстановлением на службе государственного гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность государственной гражданской службы, по решению суда ; избранием или назначением государственного гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, избранием его на выборную должность в орган местного самоуправления либо избранием его на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза; наступлением чрезвычайных обстоятельств, препятствующих про-должению отношений, связанных с государственной гражданской службой (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), если данное обстоятельство признано чрезвычайным решением Президента Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;
    • прекращение служебного контракта с освобождением государственного гражданского служащего от замещаемой должности и увольнением с государственной гражданской службы в связи с осуждением государственного гражданского служащего к наказанию , исключающему возможность замещения должности государственной гражданской службы, по приговору суда, вступившему в законную силу; признанием госу-дарственного гражданского служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением; признанием государственного гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; достижением государственным гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе - 65 лет; смертью (гибелью) государственного гражданского служащего либо признанием его безвестно отсутствующим или объявлением умершим решением суда, вступившим в законную силу.

    11. Нарушение установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» или другими федеральными законами обязательных правил заключения служебного контракта, если это нарушение исключает возможность замещения должности государственной гражданской службы. К указанному основанию относятся:

    • заключение служебного контракта в нарушение вступившего в законную силу приговора суда о лишении лица права занимать определенные должности государственной гражданской службы или заниматься определенной деятельностью;
    • заключение служебного контракта на исполнение должностных обязанностей, противопоказанных лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
    • отсутствие у лица соответствующего документа об образовании, если исполнение должностных обязанностей требует специальных знаний в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» или иным нормативным правовым актом.

    12. Выход государственного гражданского служащего из гражданства Российской Федерации. Служебный контракт расторгается, а государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с государственной гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства Российской Федерации. Государственный гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с государственной гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня приобретения гражданства другого государства , если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

    13. Несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств , установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами.

    14. Нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой.

    15. Отказ государственного гражданского служащего от замещения прежней должности государственной гражданской службы при неудовлетворительном результате испытания.