Поведение его компоненты структура формы поведения. Выделение в онтогенезе. Этапы формирования групп

Структура и организация поведения могут быть поняты с позиций нейрофизиологии, психофизиологии, рефлексологии, биохимии, однако все же полное представление об организации поведения дает только системный принцип.

В частности, М. McGuire (1977) считает, что детерминация поведения, как аномального, так и нормального, обусловлена серией механизмов, в основе которых лежит генетическая предрасположенность к реализации поведения, при этом он указывает, что И. П. Павлов считал, что в основе формирования индивидуального приобретенного поведения лежат врожденные безусловно-рефлекторные комплексы.

Первая элементарная структура инстинктивного акта , по Y. Kregg (1918),- побуждение, требующее удовлетворения (drive), поисковое поведение (appetitive behaviour) и завершающая двигательная активность (consummatory behaviour) - очень приближенно соответствует действительности в связи с нечетким определением побуждения (мотивации). На практике побуждение всегда гипотетично, в то время как внешние проявления можно описать достаточно точно.

Поисковое поведение , содержащее все элементы моторной активности, описанные отечественными физиологами в рамках ориентировочного рефлекса, и собственно двигательная активность, как топическое движение, направленное к источнику, организуется у человека в весьма сложный механизм. Одним из первых его попытался классифицировать С. Л. Рубинштейн (1973).

В соответствии с его теорией , поисковое поведение характеризуется следующими признаками: 1) осанкой, которая организуется согласованием мышечных движений, 2) локомоциеи - моторикой ходьбы, 3) выразительными движениями лица и тела - мимикой и пантомимикой, 4) семантическими движениями, моторными проявлениями, понятными в рамках контекста, например, рукопожатиями, аплодисментами, 5) речью, которая также является двигательной функцией с учетом акцента, силы и интонации голоса, 6) рабочими движениями при трудовых операциях.

В данном подходе структура поведения сводится лишь к типологическим уровням, которые трудно отделить и определить. Например, мимику с таким же успехом можно отнести к выразительным движениям, как к семантическим, а невербальный компонент речи может органично вплетаться в семантически значимые или выразительные движения.

Выделять выразительные движения лишь на основании их тесной связи с эмоциональной сферой (Д. Рамишвили, 1976) вообще затруднительно, так как их особенности трудно отличить от других моторных актов, к тому же практически все проявления поведения так или иначе связаны с эмоциями.

Наиболее удачно общие параметры поведения были определены в функциональной системе П. К. Анохина (1967). Специфической особенностью гипотезы П. К. Анохина является предположение об архитектонике и иерархической организации поведения. Акт поведения по теории функциональных систем включает: синтез аффектации, принятие решений, аппарат предсказания о результатах предстоящего действия, программу действия, информацию о результатах действия на пути обратной афферентации, сопоставление результатов, «смоделированных» в мозге в конце стадии синтеза афферентации с действительно имевшим место результатом в аппарате предсказания акцептора действия.

На самом высоком уровне абстракции П. К. Анохин выделяет два основных механизма организации поведения: а) «полезный конечный эффект» поведенческих актов, б) систему рецепторов, предназначенную для успешного действия (акцептор действия). Круг между ориентировочным поведением и афферентацией в ЦНС замыкается через обратную афферентацию. Тактически оценивать все параметры поведения как в клинике, так и при анализе экспериментального поведения, пользуясь функциональной системой, можно, если анализировать цепь действий (решений), тогда можно полагать, что некоторые структуры и цепи действий гипотетически связаны с программой действий или акцептором действия.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ПОДХОД В МЫШЛЕНИИ
«Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных - опытом, самых невежественных - необходимостью, животных - природою».
Марк Туллий Цицерон
Любая вещь может рассматриваться как относительно устойчивая конфигурация свойств, связанных с не¬которым местом в пространстве. Поэтому познание вещи есть постижение ее свойств, различение среди них существенных и несуще¬ственных, а также их организацию.
А что такое свойства? Если вдуматься в такие слова как твер¬дый, быстрый, съедобный, легкий, то мы увидим, что эти прилагательные имеют значения глаголов быть твердым, быть съедобным, быть легким. Путем добавления слова «быть» наш язык легко превращает свойства в действия, в результате которых образуются свойства. Гла¬гол, как известно, обозначает действие. Значит, свойство и действие внутренне едины. Только в языке мы их разъединяем. Если это так, то познание свойства вещи предполагает понимание ее поведения. Таким образом, все вещи, если они признаются имеющими свойства, совершают поведения, которые мы воспринимаем как свойства, и обозна¬чаем прилагательными. Следовательно, понимание свойств равнозначно пониманию поведения как такового.
Есть вещи, знание которых обеспечивает понимание многих дру¬гих вещей. К такого рода вещам может быть отнесено и поведение. Подобно тому, как слово "свойство" может быть связано с любым предметом, так же универсально и понятие поведения. Оно связано с любым объектом, имеющим свойства.
Надо сказать, поведенческий подход к пониманию свойств вещей представляется более плодотворным, чем сущностный. Поведение – это универсальное явление в мире, соответственно, поведенческий подход является эффективным способом не только познания, но и управления вещами. Знание поведения, его функций и структур является универсальным знанием. Оно необходимо не только ученому, но и каждому человеку в его повседневной жизни. Знание строе¬ния поведения важно не только для понимания, но и для управления пове¬дением, как своим, так и чужим.
Таким образом, отвечая на вопрос - зачем заниматься поведением и изучением поведения, можно сказать просто: из соображений здравого смысла. Что нас больше всего интересует в других людях? Их свойства, их поведение. Что больше всего интересует других людей в нас? То же самое.
Следует отметить, что слово «поведение» употребляется людьми в отношении всего, что движется. Поведение ледников, поведение тектонических плит, поведение плазмы в реакторе. Представляется целесообразным несколько заузить спектр применения этого термина - просто чтобы потом не путаться в словах.
Итак, что такое поведение?
Поведение - прежде всего движение, изменение. Но не всякое изменение есть поведение. Поведение, в отличие от неорганизованного движе¬ния, характеризуется наличием информации об ожидаемом результате поведения, и оно заканчивается с достижением этого результата. Существенным признаком поведения является то, что ожидаемый результат дол¬жен быть задан информационно еще до начала движения. Это информационное образование, задающее результат, именуется целью и является главным признаком поведения.
Поведение – это движение, имеющее цель. Оно не может существовать без цели. Когда говорят «целенаправленное или целесообразное поведение», говорят лишнее, вводя в заблуждение, намекая на то, что может существовать поведение без цели. Если есть поведение, есть и цель, которая не всегда осознается. Но «бесцельного поведения» не бывает.
Существует бесчисленное множество видов поведения, и для облегчения ориентировки в этом многообразии придумывают отдельные наименования, которые чаще всего существуют в виде глаголов и существительных: ходить - ходьба, петь - пение, и т.д.. Одно поведение отличается от другого целью, которая придает специфику и выступает как фактор управления поведением. С достижением цели поведение прекращается или переходит в другое поведение. Если цели нет, то мы не можем гово¬рить о поведении как таковом.
Разные виды поведения отличаются функциями. Одно и то же поведение может исполнять различные функции и выступать в качестве отдельных поведений. Например, можно петь для наслаждения самим пением или ради заработка. Ребенок может есть кашу, чтобы утолить голод или для того, чтобы избавиться от наказания и показать, как он любит ма¬му. Это - разные поведения, хотя внешне они одинаковы.
Поведение состоит из некоторого числа отдельных этапов, назовем их субповедениями, каждое из которых возникает в определен¬ном порядке. Окончание одного субповедения запускает другое в строгой последовательности, и так до конечного результата, который определен заранее. Этот порядок последовательного запуска отдельных действий обусловлен наличием плана поведения. Следовательно, для того, чтобы изменение привело к цели, требуется план, который организует поведение.
Поведение происходит не в пустом пространстве, а в определенных обстоятельствах, в пространстве и во времени. Поведение и ситуация свя-заны, и их нельзя мыслить отдельно.
Как правило, ситуация определяется в соответствии с актуализированной потребностью. Ситуация может быть пищевой, сексуальной, ситуацией угрозы или ожидаемого успеха. Связь ситуации с потребностью носит вероятностный характер. Сервированный стол вероятнее всего актуализирует пищевую потребность, но тот же стол может для ребенка быть ситуацией угрозы и вызывать потребность в безопасности в зависимости от его прошлого опыта, когда его третирова¬ли за обеденным столом, или папа сильно обижал маму. Одна и та же кон¬трольная работа для одного ученика является ситуацией, возбуждающей потребность в успехе, а для другого – угнетающей предвидением неудачи и последующе¬го наказания.
Составление и изменение плана, соотнесение плана и поведения, определение моментов запуска и прекращения поведения принято называть управлением поведением. Таким образом, поведение - это такое изменение или движе¬ние, в котором имеются цель, план, управление и функция этого поведения. С другой стороны, поведение – это программа реализации определенной цели.
Поведение всегда имеет своего носителя, то есть того, кто его совершает - субъект поведения. Если физик рассматривает мир как множество частиц и полей, то нам уместно рассматривать мир как бесчисленное множество субъектов поведений. Кто они,эти субъекты? Человек, животное, организм, микроб. Через что реализуются поведения? Через эн¬докринную, сердечно-сосудистую, дыхательную системы организма, или через Думу и министерство связи. Совокупность компонентов, участвующих в реализации той или иной цели, обозначается понятием «функциональная система».
Различные системы как целостности могут взаимно прони¬кать и взаимодействовать. Организм – это не только целостность, совершающая поведение, но и совокупность частей, каждая из которых решает свою задачу в рамках обеспечения общего целеполагания. В организме имеется пищеварительная, выделительная, опорно-двигательная и другие морфологические системы, которые самостоятельно реализуют опреде¬ленное поведение в соответствии со своими задачами.
Подсистемы составляют не только организм человека, но и его личность. Управление любой морфологической сис¬темой организма предполагает сложною информационную работу, которая происхо¬дит на уровне «субличности». Пищевое поведение, например, подчинено не только и даже не столько биологическим законам организма, сколько социальным условиям и требованиям, в рамках которых осуществляется пищевое поведение. Люди едят по правилам и в условиях, которые выработаны обществом, и управляет этим «пищевая субличность». Именно поэтому существует такое количество книг о неправильном питании и о целесообразности коррекции последнего. О чем там говорится? О том, что «пищевая субличность» плохо знает законы естественного питания, которое в наибольшее степени соответствует оптимальным нормам работы ЖКТ и иных морфологических систем организма.
Поведение включено в широкий контекст. Отсюда следует, что любое поведение может быть также и некоторой функцией, несовпадаю¬щей с изначальной, «природной» целью этого поведения. Еда в определенном ресторане может выполнять функцию повышения престижа или общения с нужным челове¬ком, а сама еда – лишь внешний повод.
Соотношения поведения и его функций разнообразны и переплетаются между собой. Например, жевание с точки зрения ЖКТ является функцией разрушения пищи и ее подготовки к перевари¬ванию. Одновременно жевание исполняет функцию извлечения вкусового удовольствия, а может быть, и функцию аг¬рессии и разрушения. Удар лапой у собаки в эксперименте может испол¬нять функции поиска, ориентировки, агрессии. Тот же удар лапой вслед¬ствие научения может приобрести функцию извлечения пищи. Таким образом, в процессе научения может происходить приобретение поведением новой функции.
Поведение может соответствовать естественным функциям, и тогда мы имеем все основания называть его истинным поведением. Например, отделение ки¬слого желудочного сока является функцией разложения пищи до уровня молекул. Однако у некоторых людей отделение этого сока может происхо¬дить не в ответ на действие пищевого стимула, а как защитная реакция на обиду или иной эмоциональный стресс. В результате пове¬дение приобретает несвойственную ему функцию защиты против стресса. У таких людей появля¬ется неестественная, странная система защиты от стресса с помощью желудка и поджелудочной железы. Не удивительно, что эти люди обраща¬ются к гастроэнтерологу по поводу гастрита или язвы, а врачи называют их язвенными личностями. В таком случае уместно говорить о неистинном, ложном пищеварительном поведении, или о псевдоповедении. Как следствие, возникает болезнь, невроз, психосоматические расстройства. Все психосоматические заболе¬вания являются следствием приобретения морфологическими системами организма несвойственных им функций, чаще всего, социальных. Лече¬ние в таких случаях должно состоять в возвращении поведению его подлинных функции и ликвидации псевдоповедний.
Жизнедеятельность в самом широком смысле является поведением, ведущим к выживанию живых существ. Можно обобщить сказанное: главной функцией поведения, в конечном счете, является само¬сохранение и рост.
Жизнь есть управление поведением. Управление состоит в реализации желательного или устранении нежелательного (для управляющего субъекта) поведения.
Работа организма и его систем невозможна без процесса управления. С этой точки зрения возникает иное понимание бо¬лезни - не как внешнего повреждения, а как появления изъянов в управлении. Работа наших органов, их состояние определяется соответствием или несоответствием между поведением этих органов и естественными функциями поведения. Сбои в управлении приводят к дисфункциям, т.е. болезням. Если пище¬варительные соки выделяются до еды, то будет изжога. А если желчный сфинктер закроется перед едой, будет дискинезия желчный путей, ведущая к развитию желчно-каменной болезни. Патогенез, таким образом, следует рассматривать как процесс научения, в результате которого системы и органы приобретают патогенные, неадекватные поведения.
Рассмотрим это чуть детальней. Поведенческий подход намного облегчает понимание различных вещей. Например, язва желудка может рассматриваться врачом как повреждение слизистой по причине ее слабости, и тогда он ее будет лечить, защищая слизистую с помощью диеты и режимом питания. Но если врач рассмат¬ривает язвенную болезнь как псевдоповедение, в котором отделение сока запускается социальной ситуацией, обидой или виной, а не пищей, то он примет меры к устранению защитной функции и восстановлению подлин¬ной функции желудка, и лечить будет иначе. Он должен будет или пере¬учить организм, или сделать человека способным контролировать свои эмоции. Читателю судить, какой - сущностный или поведенческий поход более интересен, и у какого из этих двух врачей ему лечиться.
Структура поведения. Деятельность, действия, акты, операции, движения

Любое поведение состоит из подчиненных субповедений, организованных определенным способом. Между субповедениями существуют не¬сколько уровней соподчинения. Эти подчиненные субповедения мы можем называть по-разному: действия, акты, операции, движения. Действия, подчиненные другому действию, назовем актом. Ес¬ли же в соподчинении поведения обнаружатся три уровня, то будем считать, что действие или акт состоит из операций, а последние - из движений. Каждая операция может рассматриваться как состоящая из простых дви¬жений: сокращение-расслабление мышцы, секреция или прекращение секреции. Для удобства можно представить себе такие соответствия: поведение – это текст, действие – это предложение, операция – слово, а движение –буква.
Поведения или действия могут группироваться по стимулирова¬нию. Под акцией мы будем понимать действие, вызванное внутренними стимулами, будь это потребность или эмоция. Реакция - это действие, акт или операция, котораяе возникает в ответ на какое-либо внешнее воздейст¬вие, именуемое стимулом.
Значение стимула определяется той ре¬акцией, которая возникает в ответ на его воздействие. Громкий или необычный звук - стимул, вызывающий реакцию в виде ориентировочного поведения. Кислый объект во рту является стимулом для слюноотделения.
Поведение может быть и внесознательным, когда цель поведения субъектом не сознается. В тех случаях, когда управ¬ление крупным «куском» поведения происходит сознательно, принято го¬ворить о деятельности.
Деятельность - это поведение, отвечающее особой, осознаваемой потребности личности. Например, врач имеет потребность в оказании по-мощи больному и должен поставить диагноз. Эта деятельность распадает¬ся на действия и операции. Удар по плессиметру – операция,а не только движение. Она составляет элемент перкуссии, а перкуссия, в свою очередь, составляет действие, элемент обследования больно¬го, само же обследование - элемент в деятельности лечения. Расчленение поведения на действия, операции, движения зависит в значительной мере от способа структурирования поведения, которое мы выбираем.
Функциональные элементы поведения
Функцией любого поведения является удовлетворение определен¬ной потребности. Пищевое поведение удовлетворяет потребность в пище, поведение, направленное на подчинение другого человека, удовлетворяет потребность в доминировании, альтруистическое поведение удовлетворяет потребность в оказании помощи другому. Потребность, в свою очередь, вызывает соответствующее поведение.
Поведение состоит из частей, которые принято именовать функ-циональными элементами поведения. Часть поведения несет определен¬ную функцию, которая имеет смысл только в ее отношении к целостному поведению. В любом поведении можно выделить четыре функциональных элемента.
Целеполагание - процесс выработки ожидае¬мого результата предстоящего поведения. Цель представляет собою определенный образ результата, который должен получиться вследствие испол¬нения поведения. Цель - основа для управления поведением. Цель испол¬няет организующую функцию осуществления поведения. Нарушение цели разрушает любое поведение.
Ориентировочное поведение - это действия, в результате которых определяется ситуация и строится программа достижения цели. Ориентировочное поведение состоит в сличении конфигурации стимулов данной ситуации с моделями былых ситуаций, хранящихся в памяти и имевших место в прошлом опыте. Результатом ориентировочного поведе¬ния должно быть определение ситуации, уточнение цели и определение программы поведения при активизации памяти и прошлого опыта. Ориентировка является основой для организации всего поведения.
Построение плана достижения цели. Сличение типового плана, выбранного из памяти, с планом, действующим в данной ситуации, исполнение ко¬торого должно привести к достижению цели. Когда план составлен и приведен в готовность, мы говорим о намерении.
Действие и обратная связь. Управление сопровождается постоянным мониторингом ситуации в контексте места и времени, выбора момента и места для за¬пуска программы исполнения. Запуск всегда является некоторой реакцией на пусковой стимул. Управление предпо¬лагает обратную связь, которая состоит в регулировании поведения путем проверки соответствия исполняемого действия плану и, при необходимо¬сти, его корректировки. Оно также предполагает прекращение пове¬дения с момента, как полученный результат поведения стал соответство¬вать поставленной цели. Заметим, что любое поведение имеет встроенную систему управления, которая действует авто¬матически.
Перечисленные функциональные элементы присутствуют в любом поведении любого существа. Если же от¬сутствует хотя бы один из этих четырех функциональных элементов, то поведение организма, личности, группы, государства становится невоз¬можным. Поведение в этом случае распадается.

Подготовительная и исполнительная фазы поведения

Поведение проходит две фазы: подготовительную и исполнитель¬ную. Ориентировка, целеполагание, выбор и построение плана относятся к подготовительной части пове¬дения, а исполнение и регулирование, включая обратную свя¬зь, корректировку и прекращение - к исполнительной.
Главным организующим фактором и основой подготовительной фа¬зы поведения является доминирующая потребность, а для исполнительной фазы - цель. На подготовительной фазе строится информационная струк¬тура поведения. Под влиянием доминирующей потребности происходит определение ситуации и на этой основе продолжается целеполагание и синтез плана. Однако доминирующая установка может искажать опреде¬ление ситуации. Например, преобладающая потребность в безопасности или страх перед отравлением могут создать склонность определять пищевую ситуацию как угрожающую.
Угрожающий характер ситуации меняет функцию поведения. Ко¬гда мать говорит ребенку о том, что каша должна быть съедена и тарелка пуста, иначе ему сделают больно, то пищевое поведение немедленно приобретает защитную функцию. Еда становится защитно-оборонительным поведением. Внешне - еда, а, по сути - защита. Наложение одной ситуации на другую порождает псевдоповедение. Возможен и обратный вариант - наложение пищевой ситуации на социальную. Ребенок, к при¬меру, привык, что после обиды, дабы загладить вину и успокоить, мать его кормит. В данном случае на ситуацию обиды накладывается пи¬щевая ситуация, в результате чего эмоция обиды приобретает способность вызывать отделение желудочного сока. Это обстоятельство приводит к тому, что акт отделения сока приобретает не свойственную ему функцию защиты от обиды. Если это наложение повторяется достаточно часто, то обидчивый человек постепенно становится больным.
Если же мать желает, чтобы ребенок съел кашу и воздерживается от угроз, манипулируя ребенком посредством любви, то пищевой ситуации придается любовный смысл: «Покажи, как ты любишь маму!». В результа¬те еда приобретает функцию любовного поведения. Повторяю: внешне еда, а по сути - любовное действие. Последствия такого манипулирования приводят, в конечном счете, к привычке переедания.
Ориентировка
В основе любого поведения всегда лежит потребность. При актуализации последней из памяти вызываются типовые ситуации удовлетворения потребности в прошлом. В ре¬зультате сличения с прошлого опыта с текущим моментом происходит определение ситуации в настоящем.
Возбуждение потребности
Потребность возникает вследствие внутреннего и внешнего рассогласования. Внутренние стимулы вызываются рассогласо¬ванием между реальным состоянием организма и оптимальным, тре¬буемым состоянием. Это активизирует соответствующие рецепторы нервной системы и создает дискомфорт, который и называют потребностью. Например, недостаток пищевых субстанций в крови переживается как голод. Любая живая целостность переживает рассогласование своих элементов как не-благополучие. Рассогласование приводит к мобилизации энергии, которая направляется на устранение неблагополучия и достижение согласованно¬сти между ожиданиями и реальным состоянием организма.
Потребность может возбуждаться и внешними стиму¬лами при отсутствии внутреннего рассогласования. Хорошо сервиро¬ванный стол может и у неголодного вызвать желание поесть. Это проис¬ходит тогда, когда внешние рецепторы воспринимают некоторую конфигурацию стимулов (ключевых раздражителей), которые образуют модель ситуации, связанной с получением пи¬щевых удовольствий.
Любая потребность переживается в виде желаний, которые удовлетворяются в консуматорных действиях. (Консуматорными действиями на жаргоне психологов называются действия, связанные с удовлетворением потребности, например жевание и глотание при утолении голода. Этот термин введен для того, чтобы отличать такие действия от гедонистических, целью которых является получение удовольствия. Когда во время еды смакуют пищу, - с целью повышения удовольствия, - то это поведение принято называть гедонистическим. Таким образом, удовлетворе¬ние содержит косумматороное и гедонистическое поведение, соотношение которых для разных потребностей различно).
Понимание поведения и его функций сильно облегчается, если ситуация определяется в терминах того поведения, которое при этом возбу-ждается. Так, ситуация, вызывающая потребность в пище, является пищевой ситуацией, а активизирующая потребность в безопасности - ситуацией угрозы.
Акт определения ситуации
Выбор целей и планов их достижения определяется ситуацией, опытом и возможностями организма. Оценка ситуации является сущест¬венным функциональным элементом любого поведения. В зависимости от области знания употребляются различные слова для обозначения оценки ситуации. Это маркетинг в бизнесе, разведка в военном деле, диагно¬стика в лечении, обстановочная афферентация у физиологов, характеризующих поведение функциональной системы организма. Оценка ситуации большей частью происходит созна¬тельно.
Когда же поведение отработано до уровня навыка или привычки, оценка происходит автоматически, часто вне¬сознательно. При этом фаза возбуждения потребности может выпасть из поведения, а сама потребность как бы замениться эмоцией. Ориентировка завершается определением ситуации, ее оценкой. Функцией акта определения является запуск дальнейших этапов поведения: выбор конкретного типового плана, его адаптация к данной ситуации и создание намерения.
Цель действия
Итак, цель возникает под влиянием потребности еще до начала поведения, вследствие возбуждения потребности. Цель - это, чаще всего, образ ре¬зультата, существующий в представлении.
Большинство человеческих целей существуют в виде устойчивых представлений о ценностях, элементы которых включаются в цели поведения. Такие цели, как вступление в брак, поступление в инсти¬тут, зарабатывание денег, забивание гвоздя в доску, купля или продажа, стандартны, и отличаются только тем, каким способом и кем это делается. Современный человек имеет готовые, признаваемые или даже отвергаемые культурой и законом представления о целях, которые он заимствует из общественного сознания и превращает в собственную цель, создавая зако-нопослушное или преступное поведение.
Цели не всегда осознаются. На низших ступенях поведения ин-формация о цели существует в виде некоторой нервной модели, формируемой акцептором результата действия. Мы не осознаем целей действия нашего желудка, когда он выделяет сок, или целей акта сокраще¬ния сердечной мышцы.
Привычки, как хорошие, так и не очень, также осу¬ществляются на основе неосознаваемых нами целей
Функция цели
Цель в виде некоего "направляющего образа" формирует действие, обеспечивает синтез всех его функциональных элементов. Цель является основой интеграции про¬шлого опыта, ориентировки и компоновки программ, реализация кото¬рых приводит к ее достижению. Она также обеспечивает автоматиче¬скую регулировку и управление поведением по достижению цели.
Специфика действия в основном определяется целью и ситуацией. Пищевое поведение будет отличаться не только целями, но программами их достижения в зависимости от того, в каких обстоятельствах находится голодный человек, дома, на улице города, или на необитаемом острове. Наименование цели является также и названием поведения.
Цель и желание
Цель действия и желание его исполнения причинно связаны. Чаще всего бывает так, что не сама цель, а ее достижение является условием исполнения желания, а не наоборот. Моя цель купить продукты, чтобы я смог поесть. Мотивация же покупки - желание удовлетворить голод. Желание, таким образом, образует мотивацию действия. Если мы хотим есть, то это предполагает, что кроме покупки продуктов, мы можем совершать и иные действия, обеспечивающие удовлетворения желания, например, пойти в гости к хлебосольному другу. Запомним: цель направляет и координирует действие, а мотив указывает на желание, на то, ради чего оно совершается. Причем эти указания не очевидны. Некто приобрел редкую и дорогую книгу. Это может говорить о разных мотивах: чтобы читать, чтобы показывать дру¬гим и хвастаться или чтобы ее с выгодой перепродать. Дабы было легче распознавать мотивы, важно знать возможные и наиболее вероятные цели, которые преследует человек в данном обществе.
Виды целей в структуре поведения

Различают конечные и промежуточные цели в зависимости от размеров поведенческого цикла. На каждом этапе действия предполага¬ется возникновение результатов, которые могут рассматриваться как промежуточные цели. А тот результат, с достижением которо¬го действие прекращается, выступает как конечная цель. Принимая это во внимание, легче рас¬познавать смысл действий или деятельности.
Наш знакомый может думать, что мы просто пришли к нему пообе¬дать, поболтать о пустяках, но он не знает, что после обеда, прежде чем распрощаться, мы намерены занять у него деньги. Следовательно, цель визита - занять деньги.
Именно знание целей позволяет нам понять смысл действия, то есть пред¬полагать, какая потребность должна быть удовлетворена, каким образом и чем. Это, конечно, не исключает того, что специфика действия определя-ется еще и условиями, в которых оно происходит.
Цель определяется тремя условиями: потребностями, ситуацией, прошлым опытом деятельности в подобных ситуациях и опытом удовле-творения потребностей. В динамике зарождения цели можно выделить фазы: возбуждения потребности, ориентировки, целеполагания, синтеза программы достижения цели, управления поведе¬нием и удовлетворения потребности в результате достижения цели. Рас¬смотрим их по очереди.
Целеполагание
Возбуждение потребности делает организм чувствительным к определенным объектам окружающей среды, овладение которыми является условием определения ситуации и цели поведения, обеспечивающего удовлетворение потребности. Определение ситуации происходит вследст¬вие ориентировки, в которой активизируется память об удовлетворении данной потребности в прошлом, что позволяет выделить типовую ситуацию, характерную для данной потребности. Это также позволяет выде¬лить информацию о тех поведениях, которые были в прошлом результа¬тивны и определить цель.
Всякая потребность имеет некоторую устойчивую группу целей, каждая из которых определяет желательный результат поведения, создающий условия для удовлетворения этой потребности. Для по¬нимания поведения важно уметь классифицировать цели. Цели могут быть вещественными и невещественными.
При поиске рукописи мне нужно, "чтобы было светло". Чтобы повесить картину на стену, нужно, чтобы был вбитый в стену гвоздь. Здесь цели вещественны.
Большая часть человеческого поведения, по некоторым оценкам, порядка 80%, реализуется для достижения невещественных, нематериальных целей.
Невещественные цели могут быть разного класса, в зависимости от тех поведений, которые ими детерминируются. Для человека характерны цели, определяемые его социальным положением в группе, статусом и ролью. Потребность в сохранении статуса активизирует цель, связанную не с собственным поведением, а с поведением других, содержанием кото¬рого является, скажем, признание его начальником и готовности выпол¬нять его распоряжения. Иначе дело будет обстоять в случае активизации престижного поведения, в осно¬ве которого лежит потребность в повышении престижа. В этом случае целью является совершение некоторых действий, вызывающих восхище¬ние других членов группы. Например, пятиклассник Петька наловчился плевком точно за три метра попадать в цель, что необыкновенно подняло его престиж среди ровесников, хотя он учился плохо и классный руководитель считал, что эта цель абсурдна. Сколько у человека социогенных потребностей, столько и классов целей, достижение которых делают возможным их удовлетворе¬ние. Эти невещественные цели связаны со структурой отношений в группе.
Цели человека могут состоять в достижении определенного психического состояния. Цель любящего, например, может состоять в устра-нении сомнения, и она возбуждается потребностью в вере. Человек в этом случае совершает действия для достижения определенного душевного состояния, связанного со снижением сомнения. Такие цели могут трактоваться, соответственно, как защитно-оборонительные.
Цели, которые направлены на получение удовольствия ради само¬го удовольствия, можно назвать гедонистическими. Некто, к примеру, устраивает сцену ревности для того, чтобы уменьшить сомнение, убедиться в том, что его любят, так как объект ревности в страхе на¬чинает ярко демонстрировать свои чувства. Ожидание этих признаков любви в поведении жертвы ревности создает удовольствие, стимулирую¬щее повторение подобных безобразных сцен. Примеры разнообразных целей можно множить. Важно осознавать необыкновенное обилие и многообразие невещественных целей человека и понимать, что умение их распознавать – исключительно целесообразно для адекватного видения поведения людей.
План

Этот функциональный элемент действия представляет собою последовательность команд к исполнению операций, которые должны при-вести к достижению цели. После синтеза цели поведения эти команды осущест¬вляются сознательно. В процессе выработки навыка приобретается авто¬матизм плана, когда завершение одной операции является стимулом к за-пуску последующей операции вплоть до конечного результата, В тех слу-чаях, когда отработка поведения достигла уровня автоматического запуска плана, данное поведение стано¬вится привычкой, а план - его основой.
Планы носят иерархический характер, поскольку, как мы замети¬ли, поведение состоит из многих субповедений, каждое из которых запускается автоматически после завершения предыдущего элемента программы и зависит от его исполнения. Младенец, которому пощекотали ладонь, сна¬чала крепко охватывает палец и после завершения действия схватывания начинает подтягиваться. Соподчинение проявляется в том, что план на¬чинает исполняться только после команды "пуск", и сегмент программы, который берет управление на себя, включает входящие в него подпрограммы, а не наоборот. Сначала забивают гвоздь в стену, а потом вешают на нее картину.
Итак, команды, запускающие действия, организованные в определенную последовательность, и образуют план. После того, как план отра¬ботан, он действует автоматически. В этом случае все эти операции обра¬зуют целостный навык. План - это информационное образование. Он мо-жет быть закодирован, записан в вещественном объекте, как правило, в нервных клетках организма или на дискете компьютера. Структура плана не меняется от того, где он записан.
Более высокие ступени иерархии плана осознаются, а низшие, доведенные до автоматизма в процессе исполнения, могут и не осоз¬наваться. Синтез этих частей плана осуществляется на подсознательном уровне. Пианист, исполняющий "Апассионату", не держит в сознании от¬дельные движения удара пальцем по клавишам, которые он когда-то в детстве специально усваивал и тренировал сознательно. Навык как раз и состоит в том, что конец одного действия автоматически активизирует начало и цель последующего, в результате чего одно действие плавно переходит в последующее, не занимая внимания исполнителя.
Обучение действию всегда является синтезом новых планов, построенных на основе уже имеющихся более простых планов, которые в результате синтеза становятся субпланами. Комбинации этих простых планов способствуют возникновению новых. Таким образом, из относительно небольшого чис¬ла различных движений и операций может быть построено множество планов самых различных, сильно отличающихся друг от друга поведений. Природа и сознание работают экономно.
Программы, хранящиеся в памяти, существенно отличаются от действующих в данный момент планов. Они просты, коротки, стандартны, не связаны друг с другом и имеют признаки - вроде меток, с помощью ко¬торых легко распознаются в памяти и используются в синтезе новых планов при формировании намерения.
Намерение

План, готовый к реализации, становится намерением. Подготовка плана и его превращение в намерение осуществляется благодаря установ¬ке. Установка - это готовность действовать определенным образом (уже без раздумий, непосредственно после появления пускового стимула).
Установка производит настройку всей системы деятельности к исполнению выбранного плана: ясно представляется цель, возрастает чувст-вительность рецепторов к ключевым стимулам обстановки, концентриру¬ется внимание на пуске и начальной фазе плана действия.
Установка име¬ет и телесно-энергетическую поддержку. В нервную структуру, в соответст¬вующие мышцы и железы, вовлеченные в план, подкачивается и связывается энергия, которая должна освободиться в действии. Если созрела установка к акту агрессии, то все функциональные системы вовлекаются в нее, и в них происходят соответствующие энергетические и био¬химические изменения. То же самое можно сказать о любом намерении. Действующий план представляет собой осуществляющиеся намерения.
В одно и то же время может существовать несколько намерений, но реализуется одно из них. Ситуация угрозы может содержать два намерения: бегства или нападения. В зависимости от принятого решения, че¬ловек реализует либо программу избегания, либо прямого бегства, или же совер-шает агрессию - в зависимости от ситуации.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

К числу ведущих категорий социологии труда относятся социальное поведение и его модификации — трудовое, экономическое, организационное, функциональное, коммуникационное, производственное, демографическое, нормативное и девиантное. В них отражены свойства основных субъектов социальной жизни: личности, группы, коллектива. Социальное поведение — производный компонент социальной среды, который преломляется в субъективных характеристиках и актах действующих лиц, а также результат субъективной детерминации человеческой активности.

В этом смысле социальное поведение можно понимать как процесс целенаправленной активности в соответствии со значимыми интересами и потребностями человека. Оно, с одной стороны, сложнейшая система адаптации личности к разнообразным условиям, способ функционирования в системе конкретного социума. С другой — активная форма преобразования и изменения социальной среды в соответствии с объективными возможностями, которые человек самостоятельно проектирует и открывает для себя, сообразуясь со своими собственными представлениями, ценностями и идеалами. Разновидностью социального поведения является трудовая деятельность и трудовое поведение.

Необходимо разграничить эти понятия. Трудовая деятельностъ это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в производственной организации. Трудовое поведение это индивидуальные и групповые действия, показывающие направленность и интенсивность реализации человеческого фактора в производственной организации. Это сознательно регулируемый комплекс действий и поступков работника, связанных с совпадением профессиональных возможностей и интересов с деятельностью производственной организации, производственного процесса.

Структуру трудового поведения можно представить следующим образом:

— циклически повторяющиеся действия, однотипные по результату, воспроизводящие стандартные статусно-ролевые ситуации или состояния;

— маргинальные действия и поступки, которые формируются в фазах переходного состояния от одного статуса к другому;

— поведенческие схемы и стереотипы, часто встречающиеся образцы поведения;

— действия, в основе которых лежат рационализированные смысловые схемы, переведенные в план устойчивых убеждений;

— акции, совершаемые под диктатом тех или иных обстоятельств;

— спонтанные действия и поступки, спровоцированные эмоциональным состоянием;

— осознанное или неосознанное повторение стереотипов массового и группового поведения;

— действия и поступки как трансформация влияния других субъектов, применяющих различные формы принуждения и убеждения.

Трудовое поведение можно дифференцировать по следующим критериям:

1. по предметно-целевой направленности, т. е. по тому, на что оно направлено;

2. по глубине пространственно-временной перспективы достижения определенной цели;

3. по контексту трудового поведения, т. е. по комплексу относительно устойчивых факторов производственной среды, субъектов и систем коммуникации, во взаимодействии с которыми развертывается все многообразие поступков и действий;

4. по методам и средствам достижения конкретных результатов в зависимости от предметно-целевой направленности трудового поведения и его социокультурных образцов;

5. по глубине и типу рационализации, обоснования конкретной тактики и стратегии трудового поведения и т.д.

Итак, трудовое поведение:

1) отражает функциональный [алгоритм производственного процесса, представляет собой поведенческий аналог трудовой деятельности;

2) является формой приспособления работника к требованиям и условиям технологического процесса и социального окружения;

3) выступает динамическим проявлением социальных стандартов, стереотипов и профессиональных установок, которые интернализованы индивидом в процессе социализации и конкретного жизненного опыта;

4) отражает характерологические черты личности работника;

5) есть определенный способ и средство воздействия человека на окружающую его производственную и социальную среду.

Виды трудового поведения, механизм регулирования

В специализированной литературе можно встретить различные классификации видов трудового поведения. Это зависит от того, что берется за ее основание. Соответственно этому.можно предложить различные виды трудового поведения:

Основания классификации

Виды трудового поведения

1. Субъекты поведения

Индивидуальное, коллективное

2. Наличие (отсутствие) взаимодействия

Предполагающее взаимодействие, не предполагающее взаимодействие

3. Производственная функция

Исполнительское, управленческое

4. Степень детерминированности

Жестко детерминированное, инициативное

5. Степень соответствия принятым нормам

Нормативное, отклоняющееся от нормативов

6. Степень формализации

Установленное в официальных документах, неустановленное

7. Характер мотивации

Ценностное, ситуативное

8. Производственные результаты и последствия

Позитивное, негативное

9. Сфера осуществления поведения

Собственно трудовой процесс, построение отношений на производстве, создание трудовой атмосферы

10. Степень традиционности поведения

Сложившиеся виды поведения, зарождающиеся виды, в том числе в форме реакции на различные социально-экономические акции

11. Результаты и последствия с точки зрения человеческих судеб

Соответствующие желаемым образцам трудовой жизни, не соответствующие

12. Степень реализации трудового потенциала

Не требующие изменения достигнутой степени реализации трудового потенциала, вызывающие необходимость значительной мобилизации различных компонентов трудового потенциала (как совокупности качеств работника)

13. Характер воспроизводства трудового потенциала

Предполагающие простое воспроизводство трудового потенциала, требующие расширенного воспроизводства трудового потенциала

Виды трудового поведения практически трудно ограничить этим перечнем. Для выявления степени осуществления традиционных позитивных видов поведения в социологические опросы, как правило, включается блок вопросов, отражающих производственные требования к работнику и соответствующих сложившемуся представлению о «хорошем» или «плохом» работнике. Так в ходе социологического опроса рабочих обычно ставится задача обнаружить стремление и сам факт проявления социально одобренного поведения по следующим признакам:

— выполнение и перевыполнение норм выработки;

— повышение качества своей работы и продукции;

— рационализаторская и изобретательская деятельность;

— точное соблюдение требований технологии производства;

— экономия сырья, топлива, электроэнергии;

— забота о машинах и механизмах;

— повышение квалификации и деловых качеств и т.д. Все эти виды поведения можно отнести к исполнительскому. К управленческому поведению традиционно относят участие рабочих в управлении производством, в обмене опытом и т.д. Безусловно, при характеристике трудового поведения необходимо проявлять гибкость.

Трудовое поведение формируется под влиянием различных факторов: прежде всего социальных и профессиональных характеристик работников, условий работы в широком смысле слова (включая условия труда и быта на производстве, оплату труда и т.д.), системы норм и ценностей, трудовых мотиваций. Оно направляется личными и групповыми интересами людей и служит удовлетворению их потребностей.

3 составляющие поведения человека в организации:

1. природа поведения. Поведение - осознанное действие, поэтому, чтобы понять природу поведения, необходимо знать, что такое сознание. Сознание - человеческая способность к воспроизведению действительности в мышлении, т.е. психологическая деятельность как отражение действительности. Накапливание Определенных знаний представляет собой процесс познания действительности. Это отражение действительности происходит в форме восприятий, мыслей, чувств, которые в совокупности составляют внутреннее содержание нашей жизни и называются переживаниями. Переживая те или иные явления окружающего мира, чело век получает определенную информацию, знание. Накапливание знаний отражает процесс познания.

Бессознательное или неосознанное чувство - это не непережитое чувство, а чувство, в котором переживание не соотнесено или неадекватно соотнесено с объективным миром. Когда говорят, что человек по­ступает несознательно, это означает, что он не осознает не сам поступок, а последствия, которые он должен повлечь за собой. Сознательность человека означает его способность осознавать объективную, общественную значимость своих целей и мотивов и руководствоваться именно ими. Осознание во всех случаях совершается одним и тем же путем, а именно через включение переживания совершаемого субъектом акта или события объективные предметные связи, его определяющие. Совокупность осознанных действий субъекта, обладающих характерной для него особенностью, которая повторяется в разных ситуациях, называется поведением Важнейшими элементами системы сознания являются способности и нормы. Из них вытекают потребности человека. Таким образом, структура сознания состоит из потребностей, норм и способностей, они бывают собственные и общественные. Единица поведения - поступок. Поступок - это действие, которое воспринимается и осознается самим действующим субъектом как общественный акт, как проявление субъекта, которое выражает отношение человека к другим людям. И в основе поведения, и в основе деятельности лежит некий психологический феномен, называемый мотивом.

Системообразующие элементы структуры сознания: способности (это индивидуальные особенности личности, которые проявляет человек в своей деятельности), нормы, потребности (нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности). Самоопределение - процессы, происходящие в сознании, на пути от цели до принятия решения.



2. природа человека. Природу личности отражает ее социально-психологическая структура, в которой выделяется: направленность, характер, темперамент, способности. Темперамент - система природных ка­честв. Способности - совокупность интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств. Характер - синтез отношений и способов поведения. Каждая личность - это индивидуальность. Направленность представляет собой совокупность тенденций, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами. Воля - это организатор поведения (воля регулирует созна­ние). Для совершения волевого акта необходимы целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность. Эмоции- это переживания личности, возникающие под воздействием определенны жизненных обстоятельств. На их основе образуются чувства как свойства личности: моральные (эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному); интеллектуальные (переживания, которые возникают у человека в результате его умственной деятельности); эстетические (возникают и развиваются при восприятии предметов искусства, красоты природы и пр.). Эмоции, мышление и воля человека зависят от его темперамента. Темперамент - самая общая характеристика нервной системы индивида, которая влияет на всю его деятельность. Холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. С качествами темперамента связаны его способности. Все это отражает характер человека. Характер не дается от природы, его можно изменить. Характер -совокупность основных психических свойств личности, от которых, прежде всего, зависит как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях. Среди множества черт характера личности ученые выделяют базовые (уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению или самоорганиза­ции, уравновешенность, объективность) и системные (мировоззрение, убеждения, гражданская зрелость и пр.)



3. природа организации. Традиционно организацией называется объединение людей, работающих совместно для достижения определенных целей и задач. Любая организация вне зависимости от ее конкретное назначения имеет ряд общих параметров, среди которых основными являются: цели (конкретные показатели, к которым стремится организация в определенный период времени), организационная структура управления (форма распределения задач и полномочий на принятие решений между лицами или группами в соответствии с их функциями), внутренняя и вешняя среда, ресурсы (натуральные или природные, материальные и человеческие), нормативная и правовая основа (регламентируют поведение сотрудников и подразделений), организационная культура.

Фундамент организационной концепции основывается на том, что организации представляют собой социальные системы, которые формируются на базе учета взаимных интересов, а отношения менеджмента работников строятся на определенных экономических и этических принципах. Достижение поставленных перед организацией целей предполагает создание, распространение и внедрение системы организационного поведения.

  • Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена (Документ)
  • Картышева С.И. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена (Документ)
  • Шпоры-Тест-экз Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи (Шпаргалка)
  • Ермасова Н.Б. Деньги, кредит, банки. Ответы на экзаменационные вопросы (Документ)
  • Панина З.И. Возрастная анатомия и физиология (Документ)
  • Ответы на экзаменационные вопросы по истории искусств (Шпаргалка)
  • Ответы на вопросы по дисциплине Теоретические основы теплотехники (техническая термодинамика) (Шпаргалка)
  • Ответы на экзаменационные вопросы (Документ)
  • Горбунова М.Ю. Социология. Ответы на экзаменационные вопросы (Документ)
  • Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. Часть 2 (Документ)
  • Шпоры по дисциплине Гидропневмопривод (Шпаргалка)
  • n1.docx

    Выделение в онтогенезе

    Почки новорожденного имеют признаки морфологической и функ-циональной незрелости. Диаметр клубочков небольшой, извитые ка-нальцы невелики, а петли Генле недоразвиты. Количество же клубоч-ков на единицу поверхности у новорожденного в 5-7 раз больше, чем у взрослого. Это позволяет почкам ребенка поддерживать водно-со-левой гомеостаз, но только при условиях покоя организма и при сба-лансированном питании и водопотреблении. В экстремальных ситуа-циях, например при некоторых заболеваниях, детские почки менее надежны, чем взрослые, что может привести к сдвигам гомеостаза. В возрасте от 1 года до 3 лет выделительная функция развивается про-порционально увеличению размеров тела. Работа почек становится более эффективной, но система выделения по уровню развития еще отстает от системы выделения взрослого человека.


    1. Поведение, его компоненты, структура. Формы поведения. Роль генотипа и среды в организации поведения ребенка.

    2. Рефлекторная теория поведения. Характеристика безусловных и условных рефлексов. Торможение условных рефлексов, виды, становление в процессе онтогенеза.

    Высшая нервная деятельность выделяется среди других физиоло-

    гических функций тем, что она связана с явлениями психической

    жизни человека. В то время как низшая нервная деятельность осуще-

    ствляет рефлекторную регуляцию внутреннего состояния и функцио-

    нирования различных частей организма, высшая нервная деятельность

    обеспечивает целесообразность поведения в меняющихся условиях

    жизни: обучение и формирование сознания. Высшая нервная дея-

    тельность развивалась на основе физиологического механизма обра-

    зования временных связей.

    Рефлекторные реакции, которые могут обеспечить существование

    организма лишь при относительном постоянстве окружающей среды,

    получили название безусловных рефлексов. А так как условия сущест-

    вования организма очень сложны и изменчивы, то приспособление

    его к среде должно обеспечиваться при помощи другого вида реак-

    ций, которые позволили бы организму адекватно реагировать на все

    изменения окружающей среды. Такими реакциями являются услов-

    ные рефлексы. Условный рефлекс представляет собой индивидуально

    приобретенные системные реакции человека, возникающие на осно-

    ве образования в центральной нервной системе временной связи ме-

    жду условным раздражителем и безусловно-рефлекторным актом.
    13.1. Виды условных рефлексов
    Для образования условных рефлексов необходимо, чтобы: дейст-

    вие условного раздражителя совпадало во времени с действием раз-

    дражителя, вызывающего безусловный рефлекс; условный раздражи-

    тель был физиологически более слабым, чем безусловный; действие

    условного раздражителя предшествовало действию безусловного. Услов-

    ный рефлекс может осуществляться только при нормальном состоянии

    коры головного мозга и при отсутствии посторонних раздражителей.

    Условный рефлекс характеризуется следующими признаками: он

    имеет приспособительный характер и делает поведение особенно

    пластичным, приспособленным к конкретным условиям; образуется при участии коры головного мозга; носит приобретенный характер

    и является индивидуальным; имеет сигнальный характер, т.е. всегда

    предшествует возникновению безусловного рефлекса.

    Выделяют следующие группы условных рефлексов:

    По подкреплению: положительные (подкрепляемые) и отрицатель-

    ные (тормозные, неподкрепляемые, которые не только не вызывают

    соответствующей реакции, но и тормозят ее);

    По биологическому значению: витальные (пищевые, оборонитель-

    ные, регуляции сна), зоосоциальные (половой, родительский, терри-

    ториальный), рефлексы саморазвития (исследовательский, игровой,

    имитационный);

    По особенностям подкрепления: рефлекс первого порядка, рефлекс

    второго порядка и т.д.;

    По качеству условного сигнала: экстероцептивные дистантные (зри-

    тельные, слуховые), экстероцептивные контактные (тактильные, вкусо-

    вые), интероцептивные (механические, температурные, осмотические;

    образуются медленнее, чем экстероцептивные, а ответная реакция

    более диффузная);

    По характеру условного раздражения: естественные (образуются на

    естественные признаки безусловного раздражения - запах пищи)

    и искусственные (на любые другие условные сигналы; вырабатывают-

    ся медленнее и разрушаются легче, чем естественные);

    По структуре условного сигнала: условный рефлекс на простой раз-

    дражитель (звонок, свет), условный рефлекс на последовательный

    комплекс раздражителей, условный рефлекс на цепь раздражителей;

    По соотношению во времени условного и безусловного раздражителя.

    совпадающие, отставленные, запаздывающие.
    13.2. Механизм замыкания условного рефлекса
    Структура условного рефлекса представляет собой временную связь,

    замыкающуюся в пределах коры между центром условного раздражи-

    теля и клетками коркового представительства безусловного рефлекса.

    Считается, что замыкание временной связи осуществляется вста-

    вочными нейронами коры, но механизм его выяснен недостаточно.

    Морфологическое объяснение предполагает, что во время образова-

    ния условного рефлекса происходит рост отростков нервных клеток,

    устанавливающих новые межклеточные связи. Функциональное объ-

    яснение предполагает повышенную проводимость существующих

    Синапсов. Ведущим фактором в возникновении временной связи условного рефлекса считается изменение синтеза белка в клетке. Со-

    вместное возбуждение многих нейронов отражается на структуре РНК,

    в которой кодируется сигнальное раздражение. Подтверждением это-

    го является наличие «химической памяти». Предполагают также, что

    след памяти закрепляется на молекулах ДНК, которая сохраняет его

    дольше, чем быстро синтезируемая РНК.
    13.3. Условно-рефлекторная деятельность

    В онтогенезе
    У плода выработать условный рефлекс невозможно. Даже у недоно-

    шенных детей условный рефлекс отмечается лишь в возрасте 1,5-2 ме-

    сяцев. У новорожденного ребенка к концу 1-й недели жизни возника-

    ет первый условный рефлекс на время кормления. За 30 мин до корм-

    ления у ребенка обнаруживается лейкоцитоз и усиление газообмена,

    затем ребенок просыпается. К концу 2-й недели появляется условный

    сосательный рефлекс на «положение для кормления». Затем образу-

    ются условные рефлексы на обонятельные и вкусовые раздражители,

    позднее - на кожно-тактильные и зрительные раздражители. Услов-

    ные рефлексы у новорожденных неустойчивы, вырабатываются зна-

    чительно труднее, чем у детей старшего возраста. В первом полугодии

    жизни условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем в период

    новорожденное™, и становятся более прочными. Условно-рефлек-

    торная деятельность в возрасте от года до 3 лет характеризуется не

    только выработкой отдельных условных рефлексов, но и формирова-

    нием динамических стереотипов, причем часто в более короткое время,

    чем у взрослых. У ребенка 2 лет вырабатывается огромное количество

    условных рефлексов на соотношение величины, тяжести, удаленности,

    окраски предметов. Этот вид условных рефлексов является основой

    понятий,- Системы условных связей, выработанные в это время, отлича-

    ются особой прочностью. Большинство из них сохраняет значение в те-

    чение всей жизни человека. В возрасте 3-5 лет совершенствуется услов-

    но-рефлекторная деятельность, увеличивается число динамических

    стереотипов. Возрастная группа 7-11 лет характеризуется быстрым

    упрочением условных рефлексов, их устойчивостью к внешним воздей-

    ствиям. В это время при образовании рефлексов на комплекс после-

    довательно действующих раздражителей условная реакция вырабаты-

    вается сразу на весь комплекс. В 12-18 лет существенно изменяется

    условно-рефлекторная деятельность подростков. В 13-15 лет ско- рость образования условных рефлексов на непосредственные (зри-

    тельные, звуковые и тактильные) раздражители возрастает, в то время

    как процесс образования условных рефлексов на словесные сигналы

    затруднен. В 17-18 лет нормализуется высшая нервная деятельность,

    организм считается созревшим.


    1. Коммуникативное поведение. Невербальное и вербальное коммуникативное поведение. Нейрофизиологические основы речевой деятельности. Развитие речи у детей.

    2. Ощущение, восприятие: нейрофизиологические механизмы, возрастные особенности.

    3. Нейрофизиологические механизмы внимания. Возрастные особенности внимания детей и подростков.

    4. Мотивация, эмоции, их роль в формировании поведения ребенка. Внешнее проявление эмоций у детей разного возраста. Роль положительных и отрицательных эмоций в процессе воспитания и обучения ребенка.

    5. Память, виды, нейрофизиологические механизмы. Возрастные особенности развития памяти у детей.

    6. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Характеристика основных типов высшей нервной деятельности. Особенности высшей нервной деятельности детей и подростков.

    7. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность ребенка к школе.