Позитивный имидж образовательного учреждения как фактор повышения качества. Имидж образовательного учреждения

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(НИУ)
Выпускная квалификационная работа на тему:

«Имидж образовательной организации»

Пояснительная записка

к ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ

ЮУрГУ – м енеджмент организации. Управление образованием

354. 2014 ПЗВКР
Руководитель работы

И.О. Котлярова

С.В.Тегачева _____________2014 г.


Нормоконтролер

Ю.В. Тягунова

«___»____________ 2014 г.

Челябинск 2014


Содержание

Введение 2

Глава 1


  1. Теоретические основы проектирования имиджа образовательной организации
1.1 Современные подходы к формированию имиджа образовательной организации 3

1.2 Механизмы проектирования и способы построения имиджа образовательной организации 10

1.3 Общая характеристика мероприятий по созданию имиджа образовательной организации 15

Глава 2


    Проектирование мероприятий по созданию имиджа образовательной организации
2.1 Определение миссии, целей и образовательной политики школы как основа проекта по созданию имиджа образовательной организации 20

2.2 Система мероприятий по созданию имиджа образовательной организации 26

3. Заключение 29

4. Список использованной литературы 32

5. Приложения 37

Введение

С каждым годом в образовании возрастает конкуренция между учреждениями, расположенными в одном микрорайоне, в одном городе или районе. Как показывает опыт реструктуризации образовательных учреждений в сельской местности, и здесь встречаются элементы конкурентной борьбы между школами за учеников.

Введение механизма подушевого финансирования образовательных учреждений обострило процесс конкуренции, внеся в него элементы рыночной экономики. Учреждения на практике вынуждены задуматься о том, в чем же преимущество нашего учреждения по сравнению с другими. И как мы понимаем, стремление школы конкурировать только на основе высоких показателей ЕГЭ или количества победителей в олимпиадах не совсем оправдано.

Не все родители ориентированы только на результат обучения, многие, прежде всего, уделяют внимание комфортным условиям в образовательном учреждении, наличию системы дополнительного образования, разнообразию досуга детей, желанию ребенка учиться именно в этой школе, классе и т.д.

Из каких источников получают родители и общественность информацию о своей школе? Пока ребенок учится, его рассказы - основной источник положительной или отрицательной информации.

К сожалению, чаще всего, отрицательной. Большинство детей на вопрос: «Как у вас в школе?», отвечают – «Нормально» или подробно рассказывают о неприятных моментах: кому-то несправедливо поставили оценку, с кем-то учитель вступил в открытый конфликт и прочее.

1. Имидж должен быть признан одним из активов, в основе которого лежат эксклюзивные особенности школы, нуждающиеся в изучении, развитии и активном продвижении.

2. Необходима единая стратегия продвижения организации, основанная на традициях и предполагающая нововведения.

3. Необходимо создание специальной группы, занимающейся продвижением организации.

4. В состав группы данной группы можно включить специалистов, владеющих информационными технологиями, творческие и социальных педагогов, специалистов по связям с общественностью.

6. К процессу продвижения стратегического имиджа организации, при необходимости, подключать СМИ .

Говоря об имидже, необходимо иметь ввиду, что у него всегда есть две стороны. Одну определяет отношение к нему внешних аудиторий, которым собственно адресован данный имидж, а другую – отношение самого носителя имиджа, а именно учебного заведения. Профессиональный подход к формированию желаемого имиджа учебным заведением должен строится на полномасштабном и всестороннем изучении потребителей, которым данный имидж адресован – родителей, учеников, социальных партнеров.

Ученики. Именно ученики, еще учась в школе, служат ее своеобразной «визитной карточкой»: то, что они рассказывают о своих учебных буднях, или то, как они себя ведут в общественных местах, напрямую демонстрирует определенные стандарты, принятые в учебном заведении.

Родители учеников. Пожалуй, это самые авторитетные субъекты, способные не только дать реальную оценку работе школы, но и откорректировать общественное мнение и мнение своих детей о ней. Именно поэтому родители являются главной целевой группой, на которую необходимо ориентироваться в работе по созданию имиджа.

Социальные партнеры (реальные и потенциальные). Сегодня все большее значение для успешного продвижения компании на рынке играет ее общественная деятельность. Но вряд ли какая-то организация, нуждающаяся в обретении позитивного имиджа, будет вкладывать деньги в невнятные школьные проекты. Как правило, помогают только тем, кто имеет хорошую репутацию и высокую социально-общественную активность, ведь польза от такого партнерства должна быть обоюдной.

Своеобразными посредниками между школой и обществом являются средства массовой информации, поскольку благодаря своевременному информированию о достижениях образовательной организации, ее деятельности, формируется позитивное мнение в глазах окружающих .

Можно выделить постоянные и переменные слагаемые позитивного имиджа образовательной организации.

К числу постоянных имиджа А. Я. Стройлова относит:


  • четкое определение педагогическим коллективом миссии и концепции образовательной организации;

  • оптимистичный настрой и доброжелательный микроклимат в учительском и детском коллективах;

  • педагогическая, социальная и управленческая компетентность сотрудников;

  • сформированный образ руководителя-профессионала, лидера, личности яркой, увлеченной, обладающей неформальным авторитетом, способной вдохновить коллектив на достижение высокой цели;

  • эффективная организационная культура образовательной организации, включающая разделяемые всеми нормы, ценности, определенную философию управления, весь спектр взглядов, отношений, определяющих специфику поведения коллектива в целом;


  • наличие и функционирование детских общественных организаций;

  • связи образовательной организации с различными социальными институтами, высшими учебными заведениями и т.д.;

  • уклад образовательной организации в развитие образовательной подготовки учащихся, их воспитанности, психических функций, творческих способностей, формирование здорового образа жизни;

  • забота администрации об оказании своевременной актуальной психологической помощи отдельным участникам образовательного процесса (тем или иным ученикам, молодым специалистам, испытывающим затруднения родителям и пр.);

  • наличие яркой внешней символики.
В числе переменных имиджа выделяются:

  • содержание миссии и приоритеты образовательного учреждения;

  • виды образовательных услуг;

  • материальную базу образовательной организации .
Следовательно, при работе над созданием устойчивого позитивного имиджа образовательной организации необходимо первостепенное значение придавать прежде всего неизменным и постоянным компонентам. Можно сгруппировать в следующие блоки:

  • комфортность среды образовательной организации;

  • качество образовательных услуг;

  • позитивно воспринимаемый стиль образовательной организации;

  • позитивный образ руководителя и персонала образовательной организации;

  • яркая внешняя атрибутика .
Имидж всегда направлен на те услуги, которые оказывает образовательная организация. Имидж, как правило, является средством воздействия на общественное мнение. Именно тот образ, который складывается в глазах общественности об образовательной организации, его руководителе и учителях, существенно влияет и на приток родителей, и на получение высоких наград, и на развитие социального партнерства.

Таким образом, конечным результатом, целью формирования имиджа, является повышение конкурентоспособности образовательной организации, которая достигается сформированным отношением. Если то отношение, которое имеется у желаемых союзников, полностью устраивает, можно считать, что цели достигнуты.

Механизм достижения здесь выглядит так: имидж влияет на развитие социальных связей, которые становятся ресурсом для получения инвестиций.
Имидж

Развитие партнерских связей


Репутация

Получение инвестиций

Повышение конкурентоспособности

Рисунок 1.1.1 - Механизм использования и формирования имиджа

Школа, обладающая большим количеством ресурсов, становится более конкурентоспособной и повышает свою привлекательность для новых партнеров. Ее имидж становится все более позитивным и привлекает все больше партнеров.

1.2. Механизмы проектирования и способы построения имиджа образовательной организации
Прежде чем приступить к работе по формированию имиджа, необходимо его спроектировать, то есть создать желаемый образ

В проектировании важно подчеркнуть его идеальный характер. Действия производятся не с реальными явлениями и процессами, а с их мысленными моделями .

Проектирование имиджа образовательной организации – это вид профессиональной деятельности руководителя школы и педагогического коллектива, в котором определяется будущий образ образовательной организации, влияющий на формирование положительного отношения к ней родителей, учащихся, общественности, социальных партнеров, средств массовой информации, позволяющий привлекать дополнительные инвестиции и конкурировать с другими образовательными организациями, с учетом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений, в течение определенного промежутка времени. Продуктом проектирования является имидж образовательной организации.

Процесс проектирования имиджа начинается с выявления социального потенциала, потребностей и интересов объекта, определения базовых установок и ведущих социальных ролей. При помощи диагностических методик извлекается образ, носящий характер установки. Образ должен быть известным, узнаваемым, вызывать необходимые ассоциации. Затем осуществляется корректировка, достраивание, преобразование образа на основе более зрелых интенций.

Затем осуществляется стимулирование креативной идеи с использованием технологии мозгового штурма, поиск слогана организации и программирующих сообщений. Уже после осуществляется выделение основных компонентов имиджа, определение знаковых характеристик, выявление дополнительных составляющих имиджа.

Проектированием имиджа образовательной организации мы будем понимать процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Целью создания имиджа является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей.

Технология формирования имиджа должна включать организацию продвижения информации (формы, каналы, периодичность, дозировку), систему обратной связи (диагностику промежуточных результатов, корректировку, прогностическую оценку).

Анализ нескольких технологий формирования имиджа, разработанных различными авторами, дает основание считать, что алгоритм проектирования имиджа образовательной организации может включать:


  • выявление у социальных групп, заинтересованных в предоставлении образовательных услуг , сложившихся представлений о ней;

  • выявление актуальных предпочтений и ожиданий аудитории;

  • конструирование имиджа образовательной организации, разработку стратегии формирования имиджа образовательной организации непосредственное формирование имиджа образовательной организации.
Мы предлагаем выделить три этапа формирования и подтверждения имиджа образовательной организации.

1. Начало целенаправленной работы по формированию имиджа образовательной организации.

На данном этапе для создания внутреннего имиджа предполагается следующая деятельность:


  • выработка педагогическим коллективом совместного видения перспектив, определение и формулировка миссии образовательной организации, срочных и перспективных целей, составление планов деятельности;

  • анализ сложившейся культуры с ее системой ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения, с утвердившимися ритуалами, церемониями;

  • выявление основных ожиданий учащихся и их родителей;

  • разработка общего стиля (внешних атрибутов образовательного учреждения и этики педагогического взаимодействия).
Для создания внешнего имиджа:

  • разработка (или корректировка) визуальных и деятельностных элементов внешней атрибутики для формирования узнаваемого на рынке образовательных услуг образа;

  • рекламная продукция, делает упор на уникальность предлагаемых услуг, подчеркивает их качественность.
На первом этапе создания имиджа образовательной организации важно строго следить за соблюдением соответствия обещаний и их реализации. Лучше пообещать скромные услуги, но достойно их реализовать, чем обозначить широкий спектр, но обеспечить выполнение лишь какой-то части обещанного. Особое внимание необходимо уделить: рекламы и плакаты на стендах, объявления о кружках, секциях, стенды с фотографиями лучших учеников, педагогов и учеников, приказы и выговоры, праздничные стенгазеты, наличие или отсутствие в них юмора и пр. .

2. Активное формирование имиджа образовательной организации.

Внутренний имидж образовательной организации в это время включает в себя следующее:


  • работа над внедрением и укреплением традиций среди сотрудников для создания корпоративного духа. Творческая модернизация и развитие фирменных знаков, гибкая система материальных и моральных поощрений, внимание к личным праздникам (дню рождения, например), совместное празднование, выделение особых праздников (день основания и т. д.). Это позволяет сотруднику ощутить себя нужным в коллективе и, со своей стороны, стремиться соответствовать этому коллективу. Уважительное отношение к каждому гостю вполне может быть одной из приветствуемых традиций;

  • формирование системы стимулов создания благоприятного имиджа, предполагающей разработку психологических, социальных и экономических механизмов стимулирования заинтересованности членов коллектива в формировании благоприятного имиджа образовательной организации ;

  • создание общего стиля помещений образовательной организации в соответствии с традициями, с особенностями ее деятельности и финансовыми возможностями.
Внешний имидж образовательной организации в это же время направлен на:

  • изготовление разного рода рекламных средств для актуализации желаемого имиджа образовательной организации: рекламные информационные материалы (листовки, буклеты, бюллетени), сувенирная продукция;

  • использование возможностей СМИ (радио, телевидения, интернет-сайтов) для пропаганды достижений образовательной организации;

  • активное использование внешней атрибутики во всех видах имиджевой деятельности;

  • начало связей с общественностью , проведение РR-мероприятий: организация дней открытых дверей, презентаций, участие в специализированных выставках, ярмарках образования и т.п.;

  • организация мероприятий (собраний, семинаров, конференций) для аудиторий, в которых заинтересовано учебное заведение, курирование воспитательных и образовательных организаций, осуществляющих воспитание и обучение будущих учащихся и т.д.;

  • создание собственного сайта в Интернет как проекта, в ходе которого может быть создана рекламная площадка, где будет формироваться благожелательный имидж организации в Интернет;

  • активная социальная реклама, где демонстрируется забота о новом поколении России через конкретную деятельность, через создание условий для творческого развития;

  • подчеркивание в рекламе стабильности деятельности школы, обеспечение достаточно регулярных и продуктивных связей с выпускниками разных лет;
По сути, на первом и втором этапах создается и отрабатывается система проектирования имиджа образовательной организации.

3. Поддержка, корректировка и обновление сформированного имиджа образовательной организации.

Управление процессом поддержки, корректировки и обновления внутреннего имидж образовательной организации на этом этапе предполагает:


  • стимулирование инновационной деятельности, для чего персонал активно задействуется в различных курсах повышениях квалификации, перепрофилировании, конкурсах проектов и др.;

  • создание новых направлений деятельности, как вписывающихся в общий стиль (и активно подающихся именно в этом ключе), так и абсолютно новаторских;

  • постоянное поддержание прямой и обратной связи с потребителями образовательных услуг .
Управление внешним имиджем образовательной организации на этом этапе нацелено на следующее:

  • начало рекламной кампании инновационных проектов;

  • расширение различных видов рекламы (использование доступных видов наружной рекламы и рекламы на транспорте; использование фотографий вместе с информацией; изготовление рекламных вещей (ручки, карандаши и пр.), на которых красуется эмблема школы и т.д.), широкая пропаганда достижений, демонстрация наград и т. д.
Сформированный позитивный имидж образовательной организации позволит повысить привлекательность школы, в первую очередь, для родителей, учащихся и персонала; повысить эффективность мероприятий по информированию населения относительно новых образовательных услуг; облегчить процесс введения новых образовательных услуг; повысить уровень организационной культуры; способствовать улучшению социально-психологического микроклимата в коллективе.

МОУ «Деевская СОШ» была основана в 1912г. Режим работы образовательного учреждения: шестидневная рабочая неделя. Численность обучающихся 172 ученика. Директор – .

В настоящее время система образования должна работать на опережение, готовить человека к жизни в постоянно меняющихся условиях. Образование должно способствовать развитию человеческого потенциала, решению наиболее значимых и острых социальных проблем. В связи с этим можно говорить о принципиальном изменении роли и места образовательных систем в современном мире. Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует системных изменений в образовании. Школа, как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым моментом обеспечения нового качества образования, от чего зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом. В национальной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом… Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни». Согласно новому видению школы, это не просто место, куда приходят дети и подростки, отсиживают на скучных уроках и получают документы о завершении . Школа – культурный и научный центр, клуб по интересам, надежный компас для поиска возможностей, раскрытия самого себя. Наша школа – это целый мир со сложной многообразной жизнью. В сознании общественности у каждого образовательного учреждения есть своё «лицо», это то, что отличает одну школу от другой. В современном менеджменте это называется имиджем. Сегодня понятия «имидж школы», «имидж современного педагога», «имидж руководителя» наряду с понятиями «инновация», «мониторинг» становятся характеристиками образовательной среды и самих управленцев. ИМИДЖ - это восприятие организации (учреждения), ее товаров или услуг обществом. Иными словами, имидж -­ образ, существующий в сознании людей.

Мы все помним строки из детской песенки: «Вместе весело шагать». Однако «вместе» - не всегда легко и . В прежние времена был на образовательную подготовку школьников и бюджетное обеспечение. В современных рыночных условиях образовательные учреждения ориентированы также и на . Весьма сложны проблемы образовательных услуг, сохранения и привлечения дополнительного контингента учащихся, внебюджетного финансирования, которые без общественного участия не решить. Почему же на практике деятельностное общественное соуправление образовательным учреждением так сложно реализуемо? При ответе на данный вопрос уместна известная крыловская фраза: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет». Действительно, согласование деятельности педагогов с ожиданиями и потребностями учащихся и родителей, демократический уклад школьной жизни способствуют не только повышению качества образования, но и укрепляют доверие общественности к школе. Ведь кому мы доверяем в жизни? Тому, кого хорошо знаем, кто нам нравится, чья репутация не вызывает у нас сомнения. Так и в основе общественной поддержки лежит доверие к системе образования. Не открою большого секрета, если скажу, что актуальным для образовательной и управленческой практики является формирование позитивного имиджа школы. Впрочем, у любого образовательного учреждения существует свой имидж независимо от того, кто над ним работает, и работают ли над ним воо6ще. В случае, когда этот вопрос пущен на самотек, представление о школе у потребителей складывается стихийно, и нет никакой гарантии, что оно будет адекватным и благоприятным. Формирование благоприятного имиджа процесс более выгодный и менее трудоемкий, чем исправление спонтанно сформировавшегося неблагоприятного образа. Таким образом, процесс формирования позитивного имиджа учреждения является инструментом достижения стратегических целей учреждения, затрагивающих основные стороны его деятельности и ориентированных на перспективу. Преимущества позитивного имиджа очевидны. Однако позитивная известность (паблисити) не появляется сама собой и не существует сама по себе. Она требует целенаправленной систематической работы.

Имидж учреждения отражает то, к чему стремятся каждый сотрудник и коллектив в целом. Проведённый анализ показал, что целенаправленно создаваемый имидж представляет собой не набор случайных компонентов, а стройную систему взаимосвязанных качеств, интегративную совокупность характеристик. В силу того, что имидж имеет характер стереотипа, его нецелесообразно структурировать из множества составляющих, он включает ограниченное число сбалансированных компонентов. Под воздействием определённых факторов конкретная школа может уменьшить или увеличить их количество, снизить или повысить требования к содержательному наполнению каждой составляющей, ориентируясь на требования, выдвигаемые к школе государством как социальному институту, так и на требования, которые формулируют потребители образовательных услуг. Следует отметить, что составляющие имиджа трудно ранжировать, так как в зависимости от конкретных потребностей индивидуума или групп, обращающихся к услугам общеобразовательного учреждения, значимость одного и того же компонента имиджа будет варьироваться.

Проанализировав различные источники данной темы выделил основные составляющие имиджа школы: образ руководителя, качество образования, стиль школы, психологический комфорт, образ персонала, инфраструктура образовательного учреждения, самостоятельность школы. Таким образом, разрабатывая педагогическую систему образовательного учреждения, конструируя конкретную концепцию деятельности педколлектива, необходимо ясно видеть её главный компонент – модель (образ) желаемого результата.

Прошло уже 12 лет с тех пор, как я впервые переступил порог школы в качестве учителя. Но с чего все начиналось: в 1998 году я закончил Деевскую .

Второе дыхание для меня - душевное, нравственное и физическое здоровье, поскольку только они делают жизнь по-настоящему насыщенной, уверенной, интересной и значительной. Участвую в жизни села, участвую в художественной самодеятельности, в различных конкурсах, организованных для семейного творчества и спортивных мероприятиях, организовали строительство во дворе своего дома.

Я как директор, учитель должен показывать пример. Всегда веду пропаганду здорового образа жизни. В 2014 год сдал номы ГТО га значок.

Постоянный участник всевозможных школьных, муниципальных спортивных мероприятий. Легкоатлетическая эстафета. Туристические слёты, спартакиады. Очень люблю: лыжи, шахматы, плавание.

Увлекаюсь литературой, театром, люблю читать стихи. Принимаю участие в мероприятиях таких как «Грани талантов», «Конкурс чтецов», день села. Организовываем и проводим мероприятия для Великой отечественной войны и тружеников тыла. Работаю в координационном совете Деевской сельской администрации, на которых решаем вопросы развития инфраструктуры нашего родного села. Состою в партии «Единая Россия», в рамках духовно-нравственного воспитания совместно с коллегами организовали концерт «Романтика Романса», посвящённый великим романсам и стихам Серебряного века.

Являюсь членом жилищного совета Муниципального образования Алапаевское Членом совета руководителей образовательных учреждений Муниципального образования Алапаевское, Работаю в составе комиссии «Аттестации муниципальных служащих и педагогических работников в Муниципального образования Алапаевское».

Имею следующие награды: школьного муниципального областного и международного уровня. Большой эффект в педагогической деятельности даёт участие в конкурсах. В 2014 году стал победителем (Диплом третьей степени) в областном конкурсе «Директор новой школы», организованный ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», под девизом - «Новой школе – современный эффективный руководитель». Победигода заочного этапа областного уроны «Учитель – профессия мужская».

Важным фактором успеха моей деятельности является работа по повышению педагогического мастерства. Принимаю активное участие в работе ММО учителей обществознания. Регулярно повышаю свою квалификацию, посещая курсы, семинары, что позволяет мне быть в курсе современных педагогических новшеств в образовании и делиться с коллегами собственным педагогическим опытом.

Я женат, с супругой Светланой мы прожили 7 лет, в день регистрации мы обвенчались. У нас двое прекрасных детей сын Степан 4,5 года и дочь Илона 3 года. Света как и я работает в системе образования воспитателем в детском саду. Я лично поставил для себя цель - жить в радости, счастье и добре. Поскольку это делает жизнь нужной, но это не приходит само, этому надо учиться, ибо без собственных достижений, успехов, уверенности, без готовности помогать другим, без тех богатств души тебе не с чем будет идти к другим, и вряд ли ты будешь полезен им.

Второй блок имиджа современная инфраструктура школы.

Школа начинается с крыльца, а летом территория всегда облагорожена цветниками. Есть не большой школьный сад. В 2008 году были посажены кедры, за которыми ухаживаем. Каждый год облагораживаем дополнительную территорию, создавая уют и комфорт около школы, часто помогают и родители.

Благодаря совместной работе в школе создаю уют. Много цветов.

Учебные кабинеты школы в хорошем состоянии ежегодно тратим на мебель не большую суммы областных субвенций. В школе обучен специалист по закупках согласно 223 ФЗ проводим закупочную деятельность. И на сэкономленные средства приобретаем необходимое оборудование и мебель для классов. Все кабинеты обеспечены интернетом. 90% кабинетов обеспечено мультимедийным и интерактивным оборудованием, которым педагоги активно пользуются.

Кабинет технологии создавали два года. Совместное работой педагогов доп образования и технологии, и также помогали спонсоры нашей школы и родители. Сдавали картошку, работали у местного фермера по уборке картофеля. Получился такой интересный кабинет.

Библиотека как информационный центр оборудована компьютером, принтером Читальный зал рассчитан на 8 посадочных мест. Ежегодно на приобретение учебников выделяем из субвенций львиную долю. Для осуществления образовательного процесса школа располагает необходимым и достаточным количеством учебной литературы, что позволяет обеспечить всех учащихся (100%) бесплатными учебниками. Но по некоторым дисциплинам выручают другие ОУ. Общий книжный фонд составляет 4000 экземпляров, из них учебников, и - 3000 экземпляров, Процент обновления учебного фонда за последние два года составляет 23 % . Но конечно

Школьная столовая оснащена новым оборудованием. Вся необходимый инвентарь и оборудование имеется.

В 2015 году попали в программу спортивного зала и приобретение оборудования для развития спорта на селе, а именно для баскетбола (кольца, мычи), оборудования для , инвентарь для занятий по физической культуре на улице то есть лыжная подготовка.

Отремонтировали спортивный зал: пол, отопление, освещение, покрасили.. Уличный спортивный комплекс, уличные тренажёры, теннисный стол. Нашли спонсоров и общими усилиями заасвальтировали площадку и установили данный комплекс.

Качество образования. Начиная с 2004 года 5 золотых медалистов. В этом году планируется ещё один золотой медалист. Это гордость школы.

11 серебряных медалистов, которые закончили школу.

Процент поступления вы видите на слайде. Тоесть как минимум половина выпускников поступают в вузы.

Такие как СИНХ, УрФУ, педагогический и другие вузы. Отрадно что в каждом выпуске есть ребята, которые в видят себя в будущем педагогами. Учитель истории и права 2 студента, учитель географии, учитель физической культуры. И что не менее важно, не которые собираются вернуться в родную школу.

Качество обученности за три года. Есть и отличники, ударники успевающие. Первые две категории составляют чуть больше 30 % от общего числа обучающихся.

Принцпы нашей работы. Я их не много проговоариваю.

В своей деятельности внедряем новые формы и средства обучения, использую интерактивные методы (дискуссия, мозговой штурм, метод дидактической игры, метод проекта) формы организации учебного процесса (работа в статичных и сменных парах и группах). Проектную деятельность применяем на различных этапах обучения, а также во внеурочное время.

Из 20 педагогов трое заканчивают высшее педагогическое образование.

За последние три года привлекли в работе 4 молодых специалистов, которые начали себя проявлять в конкурсах и соревнованиях, у них есть наставники, педагоги стажисты. Кроме того создаются педагогические династии.

Педагоги дают открытые уроки для своих коллег, родителей, на уровне заместителй директоров и директоров ОУ. Что является богатейшим опытом своей работы. Бесудем разбираем ошибки, порой спорим, но главное, однозначно есть движение вперёд.

Педагогический коллектив Постоянно участвует во всевозможных школьных, муниципальных спортивных мероприятий. Легкоатлетическая эстафета.

спартакиады, день села, грани талантов и многие другие

И конечно спортивные праздники села, лыжня Росиии, спартакиада работников образования.

Традиции школы. В рамках здоровьесберегающих технологий проводим дни здоровья, походы выходного дня, туристическиё слёты и многое другое.

Торжественные праздники, линейки, .

На первом этаже оформлены три галерии: лучшие спортсмены, активисты классов и медалисты. Продолжаем данную традицию. Гордимся спортивными достижениями.

Четвёртый год подряд учавствуем в социально - педагогическом проект БУДЬ Здоров, не мене двух классов. Ребята с интересов принимают участие в данном проекте. Отрадно с родители помогают в реализации данного проекта. Есть и призовые места.

Обучающиеся вместе с активно принимают участие в социальных проектах нашего села, таких как зелёный десант (приборка озера Молтаево от мусора, очистка плотины нашего села, помощь малышам, собирали мягкие игрушки и другие проекты)

Взаимодействие с другими организациями: школа искусств ежегодно приезжают к нам с концертами, ребята всегда с интересом встречают молодых талантов. ФОК. Выезжаем в бассейн каждый месяц. Сотрудничество с Арамашевской школой в рамках нового проекта сплавы. Ребята очень довольны. Пожарный пост села Деево.

Музей, Дом культуры, который помогает нам в проведении летних каникул, в проведении летней оздоровительной компании. , градообразующее предприятие сотрудничает со школой и активно принимает участие в значимых мероприятиях нашей школы.

Эдельвейс

В МОУ «Деевская СОШ» с 2011 года организована шефская помощь за тремя классами. Одним из Шефом выступил депутат Думы МО Алапаевское, который оказал помощь классу и школе на сумму более 50,0 тысяч рублей, плюс частые выезды детей за счёт шефа в различные музеи и другие учреждения, ФОК, оборудование, костюмы для туристов, музыкальный центр, цветной принтер для школы, для класса, жалюзи и многое другое. И многие другие оказывают помощь, Зиновьев, Калугина, новогодние подарки, и многое другое.

В прошлом году в конце мая благодаря совместной работе администрация школы, родительский комитет и спонсоры мы провели огромный праздник Школьные Звёзды. Вручали кубки ученикам года, спортсменам года, ребят планшеты кружки тарелки м многое другое.

Свою жизнь о достижениях победам освещаем в СМИ. Одно из последних наш ученик удостоен премии губернатора Свердловской области. Павел Буньков.

Воспитательная деятельность нашей работы, работы педагогического коллектива включила в себя направления которые представлены на слайде и основана на принципах гуманистической, личностно-ориентированной педагогики. воспитание свободной, социально и профессионально адаптированной личности. изучаем уровни проявления формирующегося характера подростка (любовь к Родине, бережливость, аккуратность, настойчивость в достижении цели и т. д.); работаем по следующим направлениям

Я патриот

на базе школы существует программа патриотического воспитания

Программа «Взаимодействия школа, детский сад, ДК»

Создан клуб «Патриот» (задействованы учащиеся 9-11 классов)

Коллективно-творческие дела.

Планируем создать: филиал поискового движения «Созвездие» на базе Ассоциации «Возвращение», Создание книги «Памяти»

За каждым классом закреплены ветераны, организована шефская помощь. Создан волонтёрский отряд Мы.

Также сотрудничаем с краеведческий музей. Совместные мероприятия, посвященные юбилейным датам, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками афганской и чеченской войн, краеведческие уроки.

За каждым классом закреплены ветераны, организована шефская помощь. Проводим митингы. Помогаем ветеранам и многое другое.

Благоустройство территории школы и села. Разрабатывали проекты оформления уголков школы. Участвовали в посеве и посадке овощей, цветов, зелени, в оформлении клумб, озеленении пришкольного участка и села.

В ходе профориентационной работы решаю следующие задачи: оказываю помощь школьникам в са­мопознании, осуществляю психологическую подготовку уча­щихся к труду, участвую в организации их общественно полез­ного и производительного труда; организую систематическое ознакомление с содержанием массовых профессий; изучаю лич­ность школьника, его профессиональные интересы, намерения, возможности, способности; организую разнообразные , в которых школьники могут осуществить свое­образную «пробу сил», стимулирую их участие в занятиях кружков, различных клубов, факультативов;

Проводим работу с ро­дителями учащихся, родители нашей школы активные помощники в проведении различных мероприятий не только на уровне школы но и муниципального и областного уровня, и туристические слёты и дни здоровья и месячник патриотического воспитания, они всегда с нами.

Это далеко не полный перечень социально ориентированных форм деятельности коллектива. Но они помогают детям понять самого себя и свое место среди других людей, а также закономерностей мира, в котором они живут, осознание личных перспектив. У детей постепенно вырабатывается привычка заботиться об окружающих и думать не только о себе, но и других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно, чтоб никто не чувствовал себя одиноким.

Организую встречи с депутатами, представителями местной власти, создавая информационно-правовое поле.

Экскурсии в различные заведения государственной власти (Законодательное собрание Свердловской области встреча с депутатом Ивановым Максимом Анатольевичем, встреча с депутатом Думы МО Алапаевское Новиковым Василием Константиновичем.

Также моя педагогическую деятельность, направленную на формирование у учащихся ключевых компетентностей выпускника (информационно-коммуникативной, познавательной, культуры Здорового образа жизни. Преподавание строю на диагностической основе, создавая благоприятные условия для сохранения психического и физического здоровья детей.

В работе своего образовательного учреждения хотелось бы акцентировать внимание на том, что более 90% обучающихся заняты , кружки и секции, которые работают на базе нашего образовательного учреждения представлены на данном слайде. На терриитории школы работает 10 кружков.

Самостоятельность школы. Благотворительная помощь. Привлекли в 2015 году более 20т. р. корме того оборудование для кабинета информатики на сумму более 13 т. р. В 2016 году уже привлекли более 45 т. р. и работаем дальше в этом направлении. Обучили компьютерной грамотности пенсионеров. Работаем дальше над новыми проектами.

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.

Таковы наши педагогические . Может они очень просты? Но что я твердо усвоил за эти годы – это то, что мастерство учителя неслучайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями, открытиями и неудачами.“Работа – лучший способ наслаждаться жизнью”, - утверждал И. Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников. Создавая такие условия для наших детей чтобы результат не заставил себя долго ждать.

На вопрос, какие преимущества предоставляет положительный имидж и репутация компании дает ответ исследование Hill &Knowlton и The Economist Intelligence Unit . Обработав ответы 175 руководителей крупнейших компаний из разных стран мира, исследовательское агентство пришло к выводу, что прежде всего, это:

  • возможность привлечения и удержания сотрудников (59%);
  • увеличение доли продаж (51%);
  • возможность развивать стратегическое партнерство (44%);
  • возможность продавать продукцию по более высокой цене
  • (38%).

Очевидно это важнейшие цели, стремление к реализации которых ставят перед собой эффективные руководители и стремящиеся в высокой конкурентоспособности компании.

Какие именно факторы способствуют позитивному имиджу поводило оценить еще одно исследование. По мнению зарубежных специалистов (опрос проводило агентство Ernst & Young ) лидирующим по значимости фактором, обеспечивающим хорошую репутацию, является:

  • «осуществление корпоративной стратегии» (6,4 балла значимость фактора из 7 возможных);
  • «доверие к руководству» (6,16 балла);
  • «качество корпоративного управления» (5,92 балла);
  • «способность привлекать и удерживать талантливых сотрудников» (5,77 баллов);
  • «инновации» (5,61 балл) и «опыт высшего руководства» - 5,6 балла.

Аналогичные опросы отечественных специалистов (исследование проведено агентством по коммуникационным стратегиям PBN Company ) показали, что на первые места руководители компаний ставят:

  • Качество продукции и услуг компании 86%;
  • Позицию компании на рынке и харизматичность руководителя по 77%;
  • Известность компании 73%;
  • Финансовое состояние компании и информационная открытость по 68%;
  • Публичность компании и привлекательность образа руководителя по 64%.

В данном разделе используем метод дедукции, построив анализ по принципу от общего к частному: прежде всего, более подробно рассмотрим факторы, влияющие на формирование имиджа субъекта или объекта (применительно к предприятию, организации, конкретной личности, товару, услуги), затем выделим факторы, имеющие наибольшее значение для формирования имиджа образовательной организации.

Итак, предварительно проведем обзор существующих подходов к систематизации факторов.

1. Внешние и внутренние факторы формирования имиджа

Рассмотрим это деление на примерах различных отраслей. Применительно к имиджу сервисных организаций Москвина И.А. и Моисеева Н.К. приводят следующие составляющие внутренних факторов:

  • лидирующая роль руководителя (и его функции);
  • миссия и видение;
  • стратегия;
  • организационная структура;
  • ресурсы;
  • управление технологическими процессами и процессами выполнения работ;
  • корпоративная культура;
  • корпоративная индивидуальность;
  • коммуникации;
  • качество товаров и услуг.
  • имидж страны;
  • имидж торговой марки;
  • имидж отрасли;
  • профессиональные ценности;
  • имидж маркетинговых посредников;
  • деятельность конкурентов;
  • предыдущий опыт общения с компанией;
  • имидж, сложившийся у сотрудников;
  • имидж, сложившийся у внешних групп корпоративной аудитории;
  • устные неформальные коммуникации (популяризация).

Авторы подчеркивают, что указанные параметры рассматриваются как имиджевые факторы оценки, которые проявляются в качестве «регуляторов поведения сотрудников и потребителей» и отражающиеся «в их сознании, прежде всего, как оценочные феномены», «ориентирующие на то, в какой мере можно сотрудничать с фирмой, а в какой - нежелательно».

Аналогичный подход классификации (с выделением внутренней и внешней среды) предлагают Ветитнев А.М. и Волынец Е.А. Их работы раскрывают особенности имиджа в санаторно-курортных организациях . Исследования авторов направлены на определение структуры имиджа, состоящей из комплекса компонентов (факторов). Прикладной характер исследований определяется задачей, связанной с оценкой влияния корпоративного имиджа на удовлетворенность отдыхающих качеством санаторно-курортных услуг.

  • ? Имидж санаторно-курортной услуги (связан с представлениями людей об уникальных характеристиках, особенностях предоставляемых организацией услуг). Основные атрибуты имиджа: ценность для здоровья, отдыха, уникальные характеристики курортной зоны, лечебные факторы. Дополнительные (подкрепляющие) атрибуты: цена услуг, условия платежей, соотношение цены и предполагаемой выгоды от услуги.
  • ? Имидж персонала (обобщённый образ персонала, включающий наиболее характерные для него атрибуты: компетентность, культура, социально-демографический профиль).
  • ? Имидж руководителя организации (индивидуальный имидж руководителя, как персоны, включает следующие основные атрибуты: профессиональные достижения, личностные характеристики, социально-демографические характеристики, лидерские качества, форма поведения в определённых ситуациях).
  • ? Корпоративная культура(система ценностей организации, её взаимоотношения между внешней и внутренней средой).
  • ? Имидж-коммуникации (методы и средства, формирующие имидж организации, включают совокупность сигналов, исходящих от компании в адрес различных контактных аудиторий).
  • ? Бизнес-имидж (деловая репутация организации или общее сложившееся мнение о качествах, достоинствах, недостатках организации в сфере делового взаимодействия).
  • ? Характеристика отдыхающих (включает представления о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных характеристиках потребителей, составляющих целевую аудиторию санаторно- курортной организации).

По мнению авторов, корпоративный имидж и соответственно корпоративная репутация организации у различных групп общественности соответствуют представлениям, основанным на информации, поступающей по каналам имидж- коммуникаций, и включают совокупность убеждений и ощущений, которые связаны с данной организацией.

Индикаторами основных компонент имиджа определяются в результате опроса клиентов по следующим вопросам:

Имидж услуги - Насколько в целом оправдались ожидания от данного санатория?

Имидж персонала - Какова компетентность, грамотность персонала?

Имидж руководителя - Каков имидж руководителя здравницы?

Корпоративная культура - Оценка фирменного стиля (буклеты, рекламные материалы, логотип).

Имидж-коммуникации - Соответствуют ли услуги рекламным сообщениям?

Бизнес имидж - Какова оценка репутации и надёжности здравницы бизнес-партнерами?

Характеристика отдыхающих - Каковы характеристики и статус отдыхающих в здравнице?

На вопрос, какие именно из перечисленных внешних и внутренних факторов оказывают наиболее весомое влияние на имидж, дают ответы результаты опросов зарубежных и отечественных экспертов.

Проведенный анализ позволяет сделать выводы о взаимосвязи репутации и имиджа, которые являются отражением деятельности организации. Именно высокие экономические результаты и позитивный имидж демонстрируют эффективность бизнес-процессов предприятия или организации.

Имидж формируется как интегральный показатель и непосредственно зависит от объема и качества информации, поступающей через коммуникационные каналы к целевой аудитории.

Любое предприятие или организация должны контролировать восприятие представителями целевых аудиторий ее имиджа так как «корпоративный имидж и репутация образуют первый и вторые этажи структуры любого бизнеса, над которыми достраивается все остальное» . Не менее актуальна эта задача для образовательных организаций, особенно высшей школы, поскольку процессы образования и воспитания обеспечивает реализацию приоритетных направлений развития любого государства. Главной целью образования является приращение ценности человека как личности, как работника, как гражданина. Поэтому вопрос формирования имиджа применительно ко всей системе образования Российской Федерации - вопрос не тривиальный и значимый. Реформы отечественной системы образования сделали ее более открытой, повысив интенсивности обмена информацией с внешней средой. Коммуникативная функция, которая реализуется через двустороннюю связь по каналу «образование - окружающий мир» стала более интенсивной, поскольку образовательные организации, стремясь к выполнению коммуникационных задач, стали большее внимание предавать работе сайтов, внутренних и внешних СМИ, проводить мероприятия, которые влияют на формирование позитивного имиджа.

Интенсивный процесс формирования единой информационной среды общества, расширяющий возможности развития личности, потребовал обладания знаниями и умениями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве. Результатом активного внедрения информационных технологий во все сферы жизни значительно возрастает необходимость постоянного обновления и пополнения знаний, повышения квалификации. В связи с этим образование превращается в непрерывный процесс на протяжении всей жизни человека. На современном этапе развития человеческого общества образование выходит за рамки отдельных государств и получает статус международного института. Таким образом, можно заключить, что сфера высшего образования специфична, ее регуляторами являются не только макро - и микроэкономические факторы, рынок труда и капитала, но и человеческий потенциал, социальные и социально-психологические механизмы. Это в значительной степени влияет на процесс формирования имиджа этой сферы. Имидж высшего образования следует рассматривать как сложный, многофакторный феномен. Авторы монографии «Концептуальные основы повышения имиджа высшего профессионального образования в Российской Федерации» отмечают, что необходимо оценить влияние имидж отечественного высшего профессионального образования изменений, которые произошли в этой сфере. Проведенные авторами исследование, результаты которых изложены в монографии, отражают результаты научного осмысления и анализа сущности, значения и специфики структуры имиджа в высшем образовании. Исследования позволили разработать комплекс рекомендаций по целенаправленному управлению имиджем высшего профессионального образования РФ как единой системы, выполняющей важнейшие социально-экономические функции.

  • 1) уточнения понятия «имидж» применительно к системе образования;
  • 2) разработка матрицы классификации имиджа в высшем образовании (табл. 2);
  • 3) определение структура имиджа высшего образования, с подробным описанием элементов всех входящих в нее подсистем.

Под имиджем высшего образования авторы предлагают понимать «устойчивый эмоционально окрашенный образ, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать влияние определенной направленности на сознание представителей целевых групп, потребляющих образовательный продукт» . Под образовательным продуктом авторы понимают:

  • образовательные программы, сопровождаемые материально- техническим и методическим обеспечением;
  • выпускников образовательных организаций, обладающих сформированным в процессе обучения профессиональными компетенциями (знаниями, умениями и навыками владения).

Аналогично выделенному нами ранее принципу деления основных факторов влияния на имидж на внутренние и внешние, в образовании это деление также имеет место. Кроме того, сам имидж может характеризоваться как внешний и внутренний. Внешний (международный) имидж представляет собой образ национальной системы образования, сложившийся за рубежом. Он тесно связан и оказывает взаимное влияние на имидж страны в целом. Позитивный внешний имидж российского образования необходим для повышения конкурентоспособности отечественных образовательных структур, привлечения иностранных инвестиций, роста числа иностранных студентов и аспирантов, обучающихся в России, увеличения программ международного обмена в сфере высшего образования .

Внутренний имидж высшего образования представляет собой образ системы высшего образования, сложившийся в сознании наших соотечественников.

Специалисты подчеркивают, что имидж высшего образования является продуктом массового сознания, в связи с этим весьма изменчив и зависит от системы преобладающих в обществе и отдельных общественных группах ценностей.

Этот тезис иллюстрируется изменениями к восприятию высшего образования и его обладателям в различные исторические периоды. Колебания уровня престижности образования, отношения к выпускникам вызов, учителям и преподавателям образовательных организацией имели место в нашей истории. Кроме того, как известно в одних социальных группах образование котируется высоко, у других - интерес к образованию имеет лишь конъюнктурный характер. И это относится как к внутреннему, так и внешнему рынку образовательных услуг вузов России.

Коллектив авторов указанной монографии предложил матрицу факторов, влияющих на имидж и видов имиджа, сформированные под воздействием указанных факторов в образовании. В таблице 2. представлены примеры проявления выделенных видов имиджа применительно к указанным факторам. Как уже отмечалось, авторы предложили структуру имиджа высшего образования, состоящую из четырех основных подструктур. К ним относятся: имидж системы управления высшим образованием на федеральном и региональном уровнях; имидж вузов, входящих в национальную систему высшего образования; имидж профессорско-преподавательского состава системы высшего образования; имидж выпускников вузов, входящих в национальную систему высшего образования. Следует подчеркнуть, что задача авторов монографии была нацелена на описание всей системы образования в России. В связи с чем имидж преподавателей анализировался применительно ко всей системе в цело - имидж преподавателя в России, имидж российского студента.

Наша задача несколько иная и носит конкретный прикладной характер, с подобной задачей сталкивается каждая образовательная организация - оценить имидж конкретного вуза, проанализировав влияние всех определяющих его факторов.

В рамках данного исследования наиболее интересен второй элемента - имидж вуза, а также третий и четвертый - имидж преподаватели и имидж студентов, которые логично рассматривать внутри комплексного интегрального показателя конкретного образовательного учреждения.

Как отмечают специалисты понятие «имидж вуза» сравнительно недавно начало использоваться в России. Связано это с возникновением рыночных отношений в образовании, появлением коммерческих вузов и внебюджетных мест приема абитуриентов в государственных вузах. Процесс коммерциализации образования усилил процесс конкурентной борьбы. Конкурентоспособность наряду с имиджем стали характеристиками, необходимыми для вузов с целью их дальнейшего развития, а в последнее время и с целью сохранения вуза и его научнопедагогического коллектива.

Практика подтолкнула к развитию теорию: в 1990-2000-х гг. появляется все более количество работ, теоретически обосновывающих понятийный аппарат в области конкурентоспособности и имиджа применительно к образованию.

Карпов Е.Б. предлагает понятие - имидж образовательной организации, определяя его как «социально-психологический феномен, имеющий свои закономерности формирования и функционирования» .

Зуева Е.И. предлагает свое определение имиджа вуза: «это сложившийся в массовом сознании эмоционально окрашенный образ, определяемый соотношением между различными сторонами его деятельности, транслируемый во внешнюю среду» .

Таблица 1.3.1.

Матрица факторов, влияющих на формирование имиджа - видов имиджа системы ВПО 102

Детерминантные -

принимающие конкретные числовые значения и характеризующие количественные показатели.

Фактический имидж ВПО - имидж, сложившийся в текущий момент времени, выявленный в ходе опросов представителей целевых аудиторий, анализа характера публикаций о ВПО в СМИ.

Планируемый имидж - целевой имидж, положенный в основу системы формирования имиджа ВПО при необходимости коррекции с учетом выявленных оценок и представлений представителей целевых аудиторий.

Структурные - не

имеющие числовых значений, но характеризующие взаимодействия между ними как элементами общей системы.

Внешний имидж - 1) имидж, сложившийся в кругах внешних целевых аудиторий, например, работодателей, абитуриентов и их родителей или имидж; 2) международный имидж.

Внутренний имидж - 1) имидж ВПО, сложившийся в сознании внутренних целевых аудиторий, т.е. работников этой системы;

2) имидж ВПО в конкретной стране

Вероятностные-

характеризующие имидж и определя-

Положительный имидж - формируется путем использования факторов, формирующих у целевых аудиторий положительный образ к имиджу подсистем или общему

Факторы, влияющие на формирование имиджа

Виды имиджа ВПО, сформированные иод воздействием указанных факторов

ющие его качественную оценку.

имиджу системы ВПО.

Отрицательный имидж - фактический, выявленный в ходе опросов представителей целевых аудиторийили планируемый(«черный PR»), имеющий целью снизить конкурентоспособность по сравнению с альтернативными внутренними или внешними системами образования.

Логическая - объединяет факторы, которые формулируются как элементарные высказывания.

Реальный имидж - формируетсяна основе реальных, существующих фактов, явлений, событий имеющих место в системе ВПО, определяется качеством системы и тесно связан с конкурентоспособностью.

Мифический имидж - сформирован на основе не существующих факторов, а придуманных, мифотворчества, с целью привлечения внимания представителей целевых аудиторий путем разработки различных коммуникационных проектов, нацеленных на реализацию стереотипов и архетипов представителей целевой аудитории.

Даниленко Л.В. определяет имидж образовательного учреждения как «эмоционально окрашенный образ учебного заведения, часто сознательно сформированный, обладающий целенаправленно заданными характеристиками и призванный оказывать психологическое влияние определенной направленности на конкретные группы социума» .

Дагаева Е.А. предлагается несколько определений имиджа высшего учебного заведения в своих работах -

  • 1) «это социальные представления о вузе, носящие целерациональный характер и сформированные на основе информации, оценок, знаний, получаемых посредством различных видов коммуникаций» ;
  • 2) «оригинальный, трудноимитируемый и труднозаменяемый ресурс и система представлений, как о внешних, так и о внутренних характеристиках вуза» .

Звездочкин Ю.Ю. и Сербиновский Б.Ю. утверждают, что «это собирательный образ, отражающий положительное впечатление, престаж, репутацию образовательного учреждения, которые целенаправленно или невольно формируются и поддерживаются инструментами рационального и эмоционального воздействия на людей, отдельные профессиональные и непрофессиональные группы, широкую публику и общественность, создает дополнительные неощущаемые потребителем ценности, способствующий достижению успеха в деле, приобретению конкурентных преимуществ и укреплению позиций на рынке образовательных и научных услуг» .

Панкрухин А.П. предлагает краткое и емкое определение: «Имидж образовательного учреждения - это нематериальные активы, которые принадлежат ему на правах собственности и используются в течение длительного времени в образовательной деятельности вуза» .

Как показывают представленные примеры, исследователи приводят различные трактовки имиджа вуза, но существенных разногласий у авторов нет. Обоснованием для использования различных подходов к данному понятию является сущность изучаемого объекта - имидж вуза представляет собой сложный многофакторный феномен, кроме того каждый из авторов формулирует определения рассматриваю проблему через призму своей конкретной исследовательской задачи.

Например, Карпов Е.Б. предлагает рассматривать имидж вуза с позиции;

  • качества и востребованности на рынке образовательной услуги;
  • способов продвижения и планирование PR-кампаний;
  • взаимоотношения между представителями вуза и студентами и их родителями;
  • кадрового и научного потенциала вуза;
  • состояния учебно-материальной и научной базы .

Дагаева Е. А. выделяет следующие факторы формирования имиджа вуза:

  • образовательные услуги, с учетом востребованности направлений подготовки, качества преподавания, стоимости предоставляемых услуг и т.п.;
  • ППС (их внешний облик, социально-демографические характеристики, общий культурный уровень и компетентность);
  • основатель/руководители вуза (внешний облик, социальнодемографические характеристики, психологические характеристики);
  • студенты вуза (внешний облик, стиль жизни, общий культурный уровень);
  • внутренние социально-психологические характеристики вуза (культура организации, социально-психологический климат коллектива);
  • визуальные характеристики вуза (архитектура, дизайн интерьера, элементы фирменного стиля, внешний облик персонала).
  • социальные характеристики вуза (социальные аспекты деятельности вуза) .

Даниленко Л.В. считает, что к числу основных составляющих имиджа, необходимо отнести:

  • известность и репутацию образовательного учреждения;
  • скорость реагирования на изменения запросов потребителей;
  • инновационный потенциал и его реализацию;
  • престиж образовательных программ;
  • рекламную политику образовательного учреждения;
  • уровень развития и характер зарубежных связей;
  • финансовую обеспеченность (устойчивость), конкурентный статус ио.

Пискунова Т.Н. предлагает рассматривать следующую структуру имиджа:

  • образ руководителя (персональные физические особенности (характер, обаяние, культура), социальные характеристики (образование, биография, образ жизни, статус, ролевое поведение, ценности), профессиональные характеристики (знание стратегии развития образования, технологий обучения, воспитания, экономических и правовых основ функционирования школы), представление о неосновной деятельности, семье, прошлом, окружении));
  • качество образования (показатель «знания-умения-навыки», соответствие Госстандарту, сформированность способностей, познава- тельность процессов, сформированность личности, воспитанность, самоопределение, самореализация, содержание обучения, ТСО, форма обучения (развивающая));
  • стиль образовательного учреждения (контакты сотрудников с внешними объектами, сотрудники (призвание, манеры), визуальная самобытность образовательного учреждения, традиции, стиль взаимодействия между участниками образовательного процесса, стиль работы (системный, штурмовщина), корпоративная культура);
  • внешняя атрибутика;
  • образ персонал (квалификация, личные качества, психологический климат, половозрастной состав, внешний облик);
  • цена на образовательные услуги (платность образовательных и дополнительных услуг, интеллектуальные усилия, подчинение правилам поведения, месторасположение, сроки обучения);
  • уровень психологического комфорта (представление об уровне комфортности среды образовательного учреждения - компоненты: уважение преподаватель-студент; бесконфликтное, духовно обогащающее общение студентов) .

Менщикова В.В. выделяет следующие элементы:

  • история вуза, его традиции, репутация;
  • личность ректора;
  • особенности паблисити;
  • социальная деятельность;
  • фирменный стиль;
  • этичность деятельности и отношений .

Моисеева Н.К. в структуре имиджа вуза выделяет такие важнейшие компоненты, как

  • 1. Имидж образовательной услуги (представления людей относительно уникальных характеристик, которыми, по их мнению, обладает услуга);
  • 2. Имидж потребителей образовательных услуг (включает информацию о стиле жизни, общественном статусе и некоторых личностных (психологических) характеристиках потребителей);
  • 3. Внутренний имидж организации (представления преподавателей и студентов о вузе, основными детерминантами внутреннего имиджа являются культура организации и социально психологический климат);
  • 4. Имидж ректора вуза и научного совета (включает представления о способностях, установках, ценностных ориентациях, психологических характеристиках, внешности высшего руководства вуза);
  • 5. Имидж персонала (собирательный, обобщенный образ преподавательского состава, включает профессиональную компетентность, мобильность, аккуратность в выполнении должностных обязанностей, точность выполнения работы, информированность, профессиональная подготовка; культура, коммуникабельность, правильность речи, социально-психологические характеристики преподавателей). Имидж формируется на основе прямого контакта с преподавателем вуза. При этом каждый сотрудник рассматривается как «лицо» вуза, по которому судят об университете в целом.
  • 6. Социальный имидж организации (представления широкой общественности о социальных целях и роли вуза в экономической, социальной и культурной жизни общества).
  • 7. Визуальный имидж организации (представления об организации, основанные на зрительных ощущениях, фиксирующих информацию об интерьере корпусов, лекционных аудиториях, фирменной символике организации, к визуальному имиджу можно отнести и интернет-представительство, когда вуз позиционирует себя с помощью сайта - символика вуза имеет давнюю традицию и хорошо запоминаема и известна, на сайте вуза можно найти полную информацию о вузе, качественно выполненный сайт и т.д.);
  • 8. Бизнес-имидж организации (представления об организации как о субъекте деловой активности, в качестве составляющих бизнес-имиджа вуза выступает деловая репутация, знаменитые выпускники докторантуры, аспирантуры, инновационные технологии, разнообразие факультетов, новые специальности, скорость реагирования на изменение) 113.

Поскольку в данном исследовании задача авторского коллектива связана реализацией первого, в определенной степени подготовительного этапа, принято решение предложить комплексный подход, позволяющий несколько упростить анализ столь сложного феномена, каковым является имиджа вуза, выделив три базовых компоненты оценки: материальная составляющая, коммуникационная составляющая и кадровый потенциал.

Наталья Кравченко
Имидж образовательной организации как фактор обеспечения качественного дошкольного образования

Тема моего выступления «Имидж образовательной организации как фактор обеспечения качественного дошкольного образования ».

Считаю, что вопрос на сегодняшний день актуален для многих учреждений. С каждым

годом возрастает конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями

нашего города, расположенными, как правило, на незначительном по удаленности

расстоянии друг от друга. В настоящее время многие детские сады вынуждены задуматься

о том, в чем же их преимущество по сравнению с другими. А у родителей появилась

возможность выбирать то учреждение, которое удовлетворяет все его потребности. В

данных обстоятельствах создание положительного имиджа дошкольного учреждения представляется необходимым элементом повышения его конкурентноспособности.

Итак, для начала разберемся с самим термином «имидж » .

Термин «имидж » получил распространение во всем мире и привился практически во всех языковых культурах. Этимологическое понятие имиджа восходит к французскому image, что означает образ , представление, изображение . Имидж (англ. image) - образ , т. е. это визуальная привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других . Исконно русское слово, несущее ту же смысловую нагрузку, что и имидж , - образ - существовало всегда. По В. И. Далю, «образ - это вид , внешность, фигура, портрет, писаное лицо… и он связан со временем».

В психологии под имиджем понимают «сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо; формирование имиджа происходит стихийно , но чаще оно является результатом работы специалистов; имидж отражает социальные ожидания определенной группы».

Одним из важных аспектов общего восприятия и оценки организации является впечатление, которое она производит, то есть ее имидж (образ ) . Независимо от желаний как самой организации , так и специалистов по связям с общественностью, имидж - объективный фактор , играющий существенную роль в оценке любого социального явления или процесса.

Согласно толковому словарю Вебстера, имидж - это искусственная имитация или преподнесение внешней формы какого-либо объекта и, особенно, лица.

Итак, Имидж – это искусственный образ , формируемый в общественном или

индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического

воздействия.

Сегодня явление и само понятие «имидж » приобрело особое значение. С усилением

коммуникативной составляющей в общественной жизни, важность положительного

впечатления, особенно впечатления первого, многократно возрастает. Положительный имидж образовательного учреждения позволяет более продуктивно взаимодействовать с

общественностью, с потенциальными потребителями образовательных услуг ; он помогает

эмоционально окрашивать образ учреждения , положительно воздействовать на сознание

людей, ретранслироваться через их оценки во внешнюю среду, и в конечном итоге – достигать поставленных целей.

Вывод : важность создания имиджа дошкольной образовательной организации определяется следующими причинами :

Конкуренция среди ДОУ одной территории в борьбе за набор детей и

сохранение контингента;

Сложившаяся репутация существенно упрощает доступ ДОУ к оптимальным ресурсам из потенциальных : информационным, финансовым, человеческим и т. д. ;

Имея сформированный благоприятный имидж , ДОУ при иных равных условиях

становится более привлекательным для потенциальных работников, поскольку может

обеспечить в большей степени постоянство и социальную защиту, удовлетворенность

трудом и профессиональное развитие;

Устойчивый позитивный имидж создает резерв доверия ко всему

происходящему в стенах учреждения, в том числе к инновационным процессам.

Организациям и руководителям образовательных учреждений заинтересованных проблемой положительного представления себя в сфере образования придется заняться изучением своего имиджа и работой над ним .

Как пишет известный западный специалист по проблемам организационного имиджа Т .

Гарбетт, «. имидж компании : контролируйте его, или он будет контролировать вас». Поэтому постоянная забота об имидже дошкольной образовательной организации выступает как одна из важнейших функций управленческой деятельности руководителя.

Положительный имидж начинается с образа руководителя (его образование , какое учебное заведение закончил, на чем специализировался, научные работы, которые ему принадлежат, где работал в прошлом, внешний вид).

На втором месте стоит образ персонала (научный статус, личностные характеристики, профессионализм, уровень владения материалом). Необходимо помнить, что имидж – явление корпоративное, и его результат определяют все члены коллектива. Поэтому каждый сотрудник должен понимать и разделять ответственность за реализацию отдельных составляющих имиджа , находящихся в его компетенции.

Наконец, большое внимание должно уделяться плате за обучение и ее соответствию качеству преподавания . Большое значение имеет уровень комфортности, стиль пространственно- архитектурной среды и внешняя атрибутика.

В повседневной практике любое учреждение сталкивается с параллельным

существованием трех различных типов имиджа : идеального, зеркального и реального.

Идеальный имидж – тот , к которому организация стремится . Он отражает планы на

будущее, основные цели деятельности.

Зеркальный имидж отражает представление сотрудников о привлекательности и

значимости организации в обществе . При этом зеркальный образ в представлении

персонала и руководства организации должны совпадать .

Реальный имидж характеризует действительное отношение представителей

имидж максимально приблизился к идеальному, и направлены усилия PR-специалистов.

Создание положительного имиджа детского сада , приобретение его высокой репутации является сложным и длительным процессом.

Итак немного об этом процессе :

Во-первых, нужно определиться с базовой идеей образовательного

учреждения. Ее можно назвать также «концепцией» , «миссией» , «изюминкой» .

Второе – определение целевой аудитории. На этом этапе необходимо

определить, какую целевую аудиторию, хотелось бы привлечь в союзники.

Собственно, здесь мы должны привлечь все четыре группы - это воспитанники,

родители, СМИ и социальные партнеры.

Как ни странно главными «пиарщиками» образовательного учреждения являются выпускники. Память о детском саде хранится долго, и если тот образ , который сложился у ребенка по окончании образовательного заведения , малопривлекателен, отдать в ваш детский сад своих детей они вряд ли кому-то посоветуют. К тому же именно воспитанники, еще находясь в ДОУ, затем, учась в школе, служат своеобразной «визитной карточкой» дошкольного образовательного учреждения : то, как они себя ведут в общественных местах, или то, какой они показывают уровень знаний, напрямую демонстрируют определенные стандарты, принятые в ДОУ.

Слайд 10 - 16.

Родители воспитанников - это самые авторитетные субъекты, способные не только дать реальную оценку работе, но и откорректировать общественное мнение своих детей о ДОУ. Именно поэтому родители являются главной целевой группой, на которую необходимо ориентироваться в имиджевой работе . Например : в нашем учреждении родители хотели, чтобы были разнообразные кружки дополнительного образования . Мы их организовали .

Социальные партнеры тоже, как правило, помогают только тем, кто имеет хорошую репутацию.

Средства массовой информации являются своеобразными посредниками между ДОУ и обществом : именно благодаря своевременному информированию о ваших планах или достижениях вы можете существенно расширить круг своих потенциальных партнеров и сформировать позитивное мнение о себе в глазах окружающих.

Третий этап – планирование. На третьем этапе происходит разработка

конкретных мероприятий, связанных с формированием имиджа . Условно их можно

разделить на внутренние и внешние.

К внутренним относится создание дошкольной символики , разработка

дресскода (стандартов одежды, обучение этике деловых отношений, здесь важно помнить, что открытость и демократичность дошкольного образовательного учреждения напрямую зависит от того, насколько привлекательно выглядит то, что вы собираетесь «открывать» для других.

Внешние мероприятия - это трансляция целей и деятельности дошкольного

образовательного учреждения для внешних «потребителей» , а именно для родителей, социальных партнеров, СМИ (интернет - сайты) . Это создание и регулярное пополнение

сайта ДОУ, акции, письменные и устные контакты, включая информирование

крупномасштабных проектах, исследованиях, - то есть во всех мероприятиях,

имеющих широкий общественный резонанс.

Четвертый этап - мотивация членов образовательного сообщества . Естественно,

не каждый педагог, который услышит о новых инициативах, обрадуется перспективам изменений. Это происходит потому, что он хорошо представляет

себе уровень предстоящей нагрузки и недостаточно ясно понимает, какую личную

пользу принесут ему эти изменения.

Ну и конечно же, когда проведен ряд мероприятий, необходимо провести анализ

соответствия полученного имиджа с желаемым результатом. Обязательным

условием здесь является доведение итогов мониторинга до всех участников

подобной деятельности. Между прочим, сама заинтересованность образовательного учреждения в обретении хорошей репутации, производит приятное впечатление на окружающих. Человек, который говорит : «Мне дорога наша репутация» , демонстрирует окружающим не только заботу о своей организации , но и важность усилий, ориентированных на сотрудничество и развитие.

Дошкольное учреждение – открытая, взаимодействующая со многими социальными институтами социально – образовательная система , о которой все чаще говорят как о сфере услуг, употребляя слова «конкурентоспособность» , «сегмент рынка» , «образова-тельная услуга » и. т. д. Устойчивый позитивный имидж дошкольного учреждения можно рассматривать как важный компонент методического продукта ДОУ и дополнительный ресурс управления, ресурс образовательного учреждения . Процесс формирования вну-треннего имиджа , на первый взгляд, не заметен, поскольку складывается из отношения сотрудников к работе и их эмоционального настроя. Он также влияет на репутацию уч-реждения, как и видимые аспекты имиджа , ведь именно персонал детского сада выстра-ивает отношения между ДОУ и родителями. Личность педагога – один из основополага-ющих факторов , формирующих имидж ДОУ . Методическая работа, организованная в ДО №11 МБОУ «Гимназия №6» , направлена на профессиональное развитие, приобретение и закрепление статуса педагога, решение его профессиональных проблем, успешную са-мореализацию. Педагог, систематически участвующий в конкурсах профессионального мастерства, разрабатывающий авторские методики, программы, которые публикуются в сборниках методических материалов, на сайтах имеет возможность развиваться как личностно, так и профессионально. Благодаря этому он сумеет подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, подтверждающей более высокий уровень, что благоприятно влияет на качество воспитательно- образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.

Мероприятия по формированию внутреннего имиджа ДО среди его сотрудников предусматривают :

Слайд 19 – 22.

– конкурсы профессионального мастерства («Педагог года в ДО №11» );

– открытые просмотры воспитательно-образовательной деятельности ;

– конкурсы методических разработок;

Слайд 25-26.

– семинары-практикумы, участие в работе ГМО.

Слайд 27 – 30.

Важным аспектом внутреннего имиджа ДО № 11 является работа педагогов с родителями воспитанников, которая включает в себя :

Проведение родительских Всеобучей, конференций;

Слайд 31-32.

Участие родителей в традиционных праздниках «А ну-ка, бабушки» , «Мама, папа, я – спортивная семья» ;

Слайд 33-38.

Участие в конкурсах «Лучшая площадка ДО» , смотр – конкурс «Я и школа» , конкурс театральных постановок, конкурс чтецов.

Я считаю, что цель создания имиджа состоит не в обретении образовательным

учреждением известности, а в обеспечении положительного отношения к нему. Его

основой являются наджность, порядочность, гибкость, культура и социальная

ответственность.

Одной из главных наших задач является создание атмосферы психологического

комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности.

Детский сад предоставляет детям возможность развиваться разносторонне, а взрослым –

проявить себя профессионально. Внешний положительный корпоративный имидж -

согласованность всех элементов коммуникации ДОУ, передающая основную идею, вызывающая благоприятный отклик, который увеличивает степень доверия окружения.

Имидж – хрупкое явление : достаточно один раз оказать некачественную образовательную услугу или натолкнуться на неэтичное поведение сотрудника учреждения, как репутация дошкольного образовательного учреждения в глазах родителей воспитанников резко падает. Очень важно для формирования положительного имиджа строго соблюдать соответствие обещаний их реализации. Лучше пообещать скромные услуги, но достойно их реализовывать, чем обозначить широкий спектр, но обеспечить выполнение лишь какой-то части.

И нужно всегда помнить, что идут туда, где их действительно ждут. И остаются там, где их любят и уважают, где им искренне рады.

Можно сделать вывод, что существующий уровень качества образования и создание

положительного имиджа дошкольного образовательного учреждения являются в одинаковой степени очень важными. В настоящее время условия, в которых находятся образовательные учреждения таковы , что они не оставляют резерва времени для эволюционного, естественного формирования имиджа , как он складывался естественным традиционным путем ранее. Имидж образовательного учреждения без организации работы и стоящих за ним ценностных установок, не будет прочным, не станет «кирпичиком» традиции; а именно это является необходимым условием продвижения в проблемном поле образовательных услуг .

Слайд 39. Спасибо за внимание!

Под формированием имиджа образовательного учреждения мы понимаем процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. На формирование имиджа образовательного учреждения влияет позиционирование услуг. Необходимость создания положительного имиджа определяется тем, что в последнее время на передний план выходят задачи наделения образовательных услуг компонентами социально-психологических ценностей. Носителем этих ценностей выступает имидж услуги, позволяющий потребителям осознанно или неосознанно соотносить этот имидж со своими образовательными потребностями и возможностями. Однако формирование имиджа недостаточно связать только с продвижением потребительских свойств услуги. Через имидж до общественности должна доводиться мысль о том, что деятельность образовательного учреждения имеет своей целью удовлетворение потребностей конкретных людей. В процессе асоциального восприятия происходит сравнение с представлениями об идеальном продукте, образами конкретных аналогов, впечатлениями от предыдущего опыта. В конечном счете, через эти сопоставления у потенциальных потребителей выкристаллизовываются связи между имиджем образовательной услуги, имеющимися потребностями и потребительскими ожиданиями. Таким образом, формирование имиджа является первым шагом для построения хорошей школы. И инициатива здесь должна исходить исключительно от самого образовательного учреждения. В решении проблем создания имиджа, важную роль играют инструменты психологического воздействия на целевые рынки, выражающиеся в способности образовательных учреждений: создавать неповторимый имидж своего учреждения и предоставляемых им услуг; поддерживать на достойном уровне деловую репутацию образовательного учреждения и авторитет предлагаемой услуги; формировать каналы распространения позитивной информации об удовлетворении запросов клиентов «из уст в уста», через лидеров общественного мнения. Процесс формирования имиджа должен опираться на конкретную цель, исходя из которой, определяется направленность имиджа и его содержание. Федосеева И.В. Образовательный маркетинг. Архангельск. 2009. Стр. 71-71 Четкое структурирование содержания имиджа поможет правильно спланировать процесс его формирования и в дальнейшем удачно его корректировать. Проблемы в формировании имиджа могут возникать из-за недостатков на отдельных участках целостной картины имиджа. Поэтому только при правильном построении этого процесса и при наличии четкой модели имиджа возможна быстрая и точная ликвидация всех возникающих недочетов и сохранение благоприятного имиджа в целом.