Правила раскрытия тсж информации об управлении многоквартирным домом. Стандарт раскрытия информации в сфере управления многоквартирными домами Обязанность по раскрытию информации тсж

Товарищество собственников жилья по своей сути является объединением проживающих в многоквартирном доме граждан, пожелавших осуществлять совместное управление общим имуществом.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Такая организация регистрируется в качестве юридического лица, осуществляющего определенную хозяйственную деятельность. Однако далеко не всегда подобная деятельность оказывается успешной, что обусловлено как объективными, так и исключительно субъективными факторами.

Руководство ТСЖ может идти на обман, нецелевое расходование средств, недобросовестно выполнять взятые на себя обязательства.

В случае выявления подобного рода нарушений ответственные лица несут предусмотренную законом ответственность.

Какие функции выполняет?

Традиционно с целью реализации следующих функций:

  • управления имуществом, находящимся в общем владении жильцов дома;
  • обеспечения надлежащей его эксплуатации;
  • текущего обслуживания и своевременного проведения ремонтных работ.

На практике это необходимо для бесперебойного обеспечения квартир участников ТСЖ электричеством, водой, газом и прочими необходимыми ресурсами, своевременного проведения ремонта коммуникаций и помещений, качественного благоустройства прилегающей территории.

Самоуправление выражается в:

  • составлении смет доходов с расходами;
  • заключении контрактов с компаниями, поставляющими коммунальные услуги, и подрядчиками;
  • проведении расчетов сумм, подлежащих уплате за потребленные ресурсы и услуги, а также своевременное их погашение;
  • инициировании и проведении работ, связанных с ремонтом, благоустройством, уборкой территории и т.д.

Закон

Согласно действующему на 2019 год законодательству, объединения собственников жилья причисляются к категории юридических лиц. Исходя из этого, ответственность ТСЖ за невыполнение взятых обязательств, несоблюдение требований и прочие нарушения может быть нескольких видов.

Так, нарушение норм Гражданского кодекса РФ означает возникновение гражданской ответственности и влечет за собой наказание имущественного характера, предусматривающее необходимость компенсации причиненного ущерба или убытков, в том числе за счет принадлежащего виновнику имущества.

Если имеет место нарушение КоАП или законодательных актов об админнарушениях местного значения, то предусматривается ответственность административного характера.

Возникновение уголовной ответственности происходит в тех случаях, когда председатель ТСЖ или иные собственники жилья, состоящие в объединении, совершили одно из серьезных нарушений, упомянутых в Уголовном кодексе РФ.

Ответственность ТСЖ

В самом Жилищном кодексе, регулирующем большинство моментов, связанных с ТСЖ, нюансы ответственности, возникающей вследствие допущенных членами объединения нарушений, не прописаны.

Однако в связи с тем, что товарищество регистрируется в качестве юридического лица, к нему применяются все нормы, предусмотренные для подобного рода организаций в административном, гражданском и уголовном законодательстве.

За невыполнение обязанностей

Товарищество владельцев жилья, допустившее нарушение прописанных в различного рода договорах условий, несет за это ответственность гражданско-правового характера.

Помимо этого, в гражданском законодательстве содержатся нормы, предусматривающие возникновение ответственности ТСЖ в случае невыполнения организацией взятых на себя обязательств, а также в случае наличия ущерба, обусловленного действиями либо бездействием товарищества.

В частности, отвечать придется за:

  • низкое качество предоставляемых услуг;
  • причиненный здоровью и жизням людей вред;
  • понесенные получателями услуг убытки вследствие нарушения прав этих лиц, включая даже те случаи, когда в договор были внесены соответствующие условия;
  • причиненный допущенными нарушениями моральный вред.

За неправильное начисление коммунальных платежей

Нормы современного законодательства предусматривают ответственность ТСЖ за неправильное начисление коммунальных платежей. Подобное нарушение влечет за собой наложение штрафа в размере половины суммы, превысившей положенную согласно тарифным нормам.

Для применения подобных санкций на практике пострадавшие жильцы должны направлять соответствующее заявление с указанием факта нарушения в адрес управляющей компании. Последняя обязана на протяжении месячного периода произвести проверку и принять по ее итогам решение.

Если факт действительно будет подтвержден, то виновник должен будет уплатить штраф. Однако средства не будут возвращены потребителям услуг, а пойдут в качестве авансовых платежей за будущие услуги. В квитанциях штраф будет прописываться в отдельной строке.

За непредоставление (нераскрытие) информации

Наделяется наиболее широкими полномочиями в объединении жильцов, но при этом в случае обнаружения каких-либо нарушений именно на него ложится основная ответственность.

В первую очередь, он отвечает за непредоставление различного рода информации жильцам дома, особенно в том случае, если это привело к негативным последствиям в виде причинения вреда здоровью жильцов.

За долги

Возникновение долгов за потребленные услуги у граждан – обычное дело. Однако при этом из-за них может страдать и ТСЖ в целом, так как просрочки платежей со стороны жильцов непременно оборачиваются задолженностью со стороны самого товарищества.

При этом объединение имеет право применять по отношению к недобросовестным жильцам штрафных санкций, которые прописаны в уставе организации или утверждены на общем собрании.

Нормы гражданского законодательства, регулирующие ответственность перед поставщиками услуг, предусматривают, что долги юридического лица обеспечиваются, в том числе, всем принадлежащим ему имуществом.

Отсюда следует, что при нехватке денежных средств погашение задолженности может осуществляться за счет имеющегося в распоряжении ТСЖ имущества.

Административная и уголовная

Наступление административной ответственности у ТСЖ происходит в случае нарушения прописанных в государственных актах правил. В частности, это детально прописано в 7-й главе КоАП, где изложены нормы виды правонарушений в области охраны собственности и ответственность за них.

Уголовная ответственность возникает уже не в отношении юридического лица в целом, а в отношении конкретных физических лиц, допустивших существенные правонарушения.

К подобного рода ответственности чаще всего привлекается председатель ТСЖ, однако и другие члены правления ТСЖ от этого не застрахованы.

Пути решения проблем

Для получения доступа к электронной форме раскрытия информации сотрудникам управляющих организаций, товариществ и кооперативов необходимо зарегистрироваться на Отраслевом портале.

Для регистрации на Отраслевом портале ЖКХ Санкт-Петербурга необходимо написать письмо в Жилищный комитет на имя Первого заместителя председателя Жилищного комитета Василия Викторовича Осипова с просьбой о предоставлении доступа к отраслевому Интернет-порталу жилищно-коммунального хозяйства Санкт-Петербурга с указанием ФИО, должности и адреса служебной электронной почты ответственного сотрудника, а так же ОГРН управляющей организации и направить сканированную копию письма по адресу электронной почты [email protected] .

По указанному электронному адресу в течение недели будет отправлена регистрационная информация. Адрес электронной почты должен быть официальным адресом управляющей организации. Это означает, что данный электронный почтовый ящик контролируется должностным лицом объединения собственников жилья (например - Председателем правления, бухгалтером, системным администратором) и при смене должностного лица учетная информация об этом электронном почтовом ящике передается лицу, пришедшему на смену предыдущему ответственному. Личные почтовые ящики сотрудников УО как физических лиц использовать категорически запрещается.

После получения регистрационной информации можно начинать работу с Отраслевым порталом по раскрытию информации о деятельности управляющей организации, товарищества и кооператива в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 731.

С 1 МАЯ 2015 г. ИЗМЕНИЛОСЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НАРУШЕНИЯХ ПОРЯДКА РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ УО, ТСЖ, ЖСК. ИЗМЕНЕНИЯ СВЯЗАНЫ С ПОЭТАПНЫМ ВВЕДЕНИЕМ ГИС ЖКХ. ЧТОБЫ НЕ ПОЛУЧИТЬ САНКЦИИ НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ, ПРЕДЛАГАЕМ РАЗОБРАТЬСЯ В НОВЕЛЛАХ.

Кто и когда обязан вносить информацию в ГИС ЖКХ

Федеральный закон от 21.07.2014 № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» упразднил ст. 7.23.1 КоАП РФ с 1 мая 2015 г. (п. 2 ст. 1 и ч. 2 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ). Вместо нее действует ст. 13.19.2 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность для УО, ТСЖ, ЖСК и индивидуальных предпринимателей за неразмещение информации в ГИС ЖКХ или нарушение законного порядка, способов и (или) сроков размещения информации либо неполное ее размещение или умышленное ее искажение. Обязанность организаций, управляющих МКД, обеспечить свободный доступ к информации об их деятельности посредством ее размещения в ГИС ЖКХ установлена ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ, а также ч. 18 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

Здесь есть тонкость. Действие части 10.1 ст. 161 ЖК РФ начинается с 1 июля 2016 г. До этого времени все УО в соответствии с лицензионными требованиями должны раскрывать информацию на сайте www.reformagkh.ru и лишь ту часть, которая указана в ст. 198 ЖК РФ, размещать в ГИС ЖКХ. Это условие обязательно для всех УО с 1 августа 2015 г.

Однако в некоторых регионах субъектами РФ заключено соглашение об опытной эксплуатации системы с Минкомсвязью России, Минстроем России и оператором системы. На основании ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ на территории такого субъекта РФ организации обязаны размещать информацию в ГИС ЖКХ уже через четыре месяца после вступления в силу соглашения. Перечень регионов, подписавших соглашение, можно увидеть на сайте ГИС ЖКХ.

Таким образом, в общем случае ГИС ЖКХ вводится в эксплуатацию с 1 июня 2016 г. И, соответственно, положения ч. 10 ст. 161 ЖК РФ о размещении информации о финансово-хозяйственной деятельности и предоставляемых услугах в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, применяются до 1 июня 2016 г. Далее будет действовать ч. 10.1 той же статьи (ч. 4 и 5 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ).

До 1 июня 2016 г. УО, ТСЖ, ЖСК обязаны публиковать информацию в соответствии со Стандартом раскрытия информации.

Лицензионные требования и информация УО

Однако УО расслабляться нельзя ни при каком случае. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ в число лицензионных требований входит соблюдение УО требований к раскрытию информации, установленных ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. Аналогичное требование включено в перечень лицензионных требований в соответствии с п. 4 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утв. постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами». Требование подтверждается письмом Минстроя России от 17.06.2015 № 18624-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с раскрытием информации организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

В частности, в соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ УО обеспечивает беспрепятственный доступ к основным показателям ее финансово-хозяйственной деятельности, информации о ее услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, порядке и условиях их оказания и выполнения, их стоимости, ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации.

Неразмещение информации – это нарушение лицензионных требований.

Предпринимательская деятельность по управлению МКД с нарушением лицензионных требований согласно ст. 14.1.3 ч. 2 КоАП РФ влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. – 100 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей – 250 тыс. – 300 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридические лица – 250 тыс. – 300 тыс. руб. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут такую же административную ответственность, как юридические лица.

Судебная практика по искам о нарушении лицензионных требований

Есть примеры судебной практики по статье о нарушении УО лицензионных требований. Приведем их, хотя они и не касаются вопроса размещения информации УО. Решение Октябрьского районного суда Новосибирска от 09.09.2015 по делу № 12-475/2015 подтвердило правомерность привлечения УО к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и назначения административного наказания в виде штрафа в размере 250 тыс. руб. Суд не выявил смягчающих обстоятельств для уменьшения суммы штрафа. Решением Коломенского городского суда Московской области от 17.08.2015 по делу № 12-215/2015 ООО «Департамент городского хозяйства» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 125 тыс. руб. Суд счел возможным применить минимальный размер штрафа.

В решении Канавинского районного суда Нижнего Новгорода от 21.08.2015 по делу № 12-682/2015 суд определил, что УО допущены нарушения пп. 4.4.1 и 4.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя от № 170, подп. «а» п. 3 Положения о лицензировании, а также ч. 2.3 ЖК РФ.

Суд квалифицировал действия УО по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований и назначил штраф в размере половины минимального – 125 тыс. руб.

Подольский городской суд Московской области от 27.08.2015 по делу № 12-368/2015 снизил первоначально определенный мировым судьей штраф в связи с тем, что МКД внесен в план по Программе переселения из аварийного и ветхого жилья. Суд определил привлечение УО по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ изменить и снизить размер назначенного штрафа до 125 тыс. руб.

Кировский районный суд Самары от 29.09.2015 по делу № 12-454/2015 признал фактические обстоятельства дела соответствующими собранным доказательствам и квалифицировал действия директора УО по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Однако суд признал смягчающими обстоятельствами:

  • устранение нарушения на момент рассмотрения дела;
  • финансовое состояние директора УО, его средний заработок, наличие на иждивении сына.

На этом основании штраф назначен ниже низшего уровня с учетом требования ч 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 25 тыс. руб.

Также есть примеры прекращения производства по делам об административном правонарушении за малозначительностью в случае, когда УО незамедлительно исправила все нарушения (решение Приокского районного суда Нижнего Новгорода от 11.09.2015 по делу № 12-334/2015).

Требования к информации

Информация – это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Информация может быть объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений (ст. 5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Закон об информации).

Любое лицо может свободно пользоваться информацией и передавать ее другому лицу, если доступ к ней либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения не ограничены федеральными законами.

В правоприменительной практике (например, в определении Верховного Суда РФ от 02.12.2014 № 35-КГпр14-5, постановлениях ФАС Московского округа от 12.03.2014 № Ф05-1766/2014 по делу № А40-23492/13-138-219, ФАС Северо-Кавказского округа от 29.03.2013 по делу № А32-5215/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 13.03.2012 по делу № А27-8634/2011 и др.) в целом поддержана позиция законодателя об отнесении к информации любых сведений, в том числе запрещенных и конфиденциальных.

В научной доктрине сформировалось представление о том, что информация должна отвечать следующим основным требованиям:

  • надежность: распространяемая информация должна отражать реальное, достоверное состояние объекта;
  • актуальность: несмотря на то что чаще информация ориентирована на многократность использования, она должна быть своевременной и уместной;
  • понятность: содержание распространяемой информации должно быть понятно ее адресату, в противном случае цель ее распространения будет неоправданной.

Наиболее распространенным ограничением к доступу информации, определенной федеральным законодательством, следует указать общее правило ч. 6 ст. 7 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Если размещение открытой информации в ГИС ЖКХ может повлечь нарушение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, то такая публикация прекращается по судебному решению.

Пример:

Если открытые данные ГИС ЖКХ нарушают требования Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», то обладатель коммерческой тайны в судебном порядке может восстановить свои права.

Если же размещение открытой информации нарушает требования Федерального закона «О персональных данных», то оно должно быть приостановлено (прекращено) по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзора). В статье 3 Федерального закона «О персональных данных» обозначено, что персональные данные – это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). То есть все сведения, касающиеся только одного человека, могут быть его персональными данными.

Статья Е.В. Шерешовец, директора компании «КИТ», члена Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ, зав. кафедрой правового регулирования строительства и ЖКХ Государственной академии при Министерстве строительства и ЖКХ РФ.

С начала 2018 года работающие в регионах управляющие организации обязали раскрывать сведения о себе в ГИС ЖКХ. Вскоре аналогичные требования начнут работать и для УК в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Однако информационная система все еще дорабатывается, равно как и нормативная база по данному вопросу. В таких условиях у управляющих организаций остается масса вопросов о раскрытии информации, и на них мы постараемся ответить в этой статье.

Сфера ЖКХ в нашей стране остается привычным объектом критики и повышенного внимания со стороны органов власти. В качестве одной из своих главных задач правительство здесь видит необходимость повышения прозрачности отрасли. Последний серьезный шаг в этом направлении – создание ГИС ЖКХ, куда все управляющие и ресурсоснабжающие организации должны вносить информации о себе и своей деятельности. Эта информационная система создана совместными усилиями Минстроя и Минкомсвязи.

Размещение сведений для УК сделали обязательством, за неисполнение которого следует наказание. Из-за особой значимости данного вопроса мы считаем необходимым рассмотреть его подробнее.

Скачивайте полезные формы из статьи:

Форма раскрытия информации о перечне многоквартирных домов, управление которыми осуществляют УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК

Форма раскрытия информация о привлечении УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК к административной ответственности за нарушения в сфере управления МКД Данная форма в соответствии с приказом Минстроя России от 22 декабря 2014 г. № 882/пр применяется с 25 мая 2015 г.

Какие сведения нужно раскрывать ТСЖ, ЖК и ЖСК в 2018 году

В 2018 году в отношении управляющих компаний продолжают действовать требования о раскрытии информации, прописанные в ст. 193 и ч. 10 ст. 161 ЖК РФ. Эта обязанность подкрепляется Стандартом раскрытия информации, который устанавливается ПП № 731 от 23 сентября 2010 года.

В большинстве случаев все управляющие организации выполняют одни и те же работы из общего перечня и редко вводят какие-то новые мероприятия. Однако в их деятельности все же появляются существенные отличия. Чтобы простые собственники помещений в МКД могли оценить, чем занимается УК, насколько эффективно она исполняет свои обязанности и тратит получаемые средства, как раз и производится раскрытие информации.

Раскрываемые управляющими организациями сведения можно разделить на четыре категории.

1. Общая информация. Сюда входит все, что касается самой организации:

  • полное название;
  • номер лицензии;
  • адрес офиса;
  • ФИО руководителей и ведущих специалистов;
  • телефоны и прочие способы связи, в том числе, e-mail. Обязательно указывается номер для экстренного звонка диспетчеру;
  • режим работы;
  • перечень обслуживаемых домов с указанием их полных характеристик (адрес, число этажей и квартир, год возведения, степень благоустройства, конструктивные и технические особенности);
  • информация об МКД, которые ранее находились на обслуживании с указанием причин расторжения договора управления;
  • сведения о привлечении сотрудников УО к административной ответственности за некачественное выполнение работ по управлению домом.

2. Финансовая информация. Прозрачными должны быть, в том числе, и сведения обо всех расходах управляющей компании:

  • годовой отчет, бухгалтерский баланс и прочие финансовые показатели;
  • доходы от предоставляемых услуг;
  • расходы на закупку материалов и выполнение ремонтных работ;
  • расценки и тарифы на ЖКУ, а также на прочие выполняемые работы;
  • нормативы потребления ресурсов.

3. Информация относительно содержания и ремонта МКД. Сюда относятся следующие пункты:

  • список предоставляемых услуг;
  • перечень выполненных работ;
  • сведения об использовании общедомовой собственности;
  • информация об организациях, которые поставляют коммунальные ресурсы.

4. Общие данные о взаимодействии УО и владельцев помещений. Стандарт раскрытия информации управляющими компаниями предписывает публично освещать:

  • число проведенных общедомовых собраний жильцов;
  • сведения о выполнении договора управления, в деталях по каждому дому;
  • сроки выполнения капитального ремонта, если собственники помещений дали на это свое согласие.

В журнале «Управление МКД» теме ежегодного размещения информации в ГИС ЖКХ посвящен отдельный материал. В нем в виде таблицы указывается 24 вида данных с отсылками к нормативной документации. Это будет полезным подспорьем для УК, которые хотят избежать санкций за невыполнение требований законодательства.

Где нужно раскрывать информацию

В соответствии с новыми правилами раскрытия информации управляющими организациями, вступившими в действие весной 2018 года, теперь они обязаны предоставлять сведения сразу в 4 местах:

  • доски объявлений в самом доме (обычно они устанавливаются в подъездах);
  • вывески на офисе УК;
  • информационные стенды внутри офиса УК;
  • сайты ГИС ЖКХ и Реформа ЖКХ.

Если в любом из мест этот порядок нарушается, то управляющая организация подвергается штрафам.

Наименьший объем информации размещается на вывеске УО. Здесь достаточно указать ее название, фактический адрес, телефоны для связи, режим работы и e-mail. Такой перечень закрепляется в п. 31 правил, установленных ПП № 416 от 15 мая 2013 года. При появлении изменений в каком-то из приведенных пунктов они должны быть отражены на вывеске. На это дается 3 рабочих дня.

Наиболее полно правила раскрытия информации для УК расписаны в специальной статье из июльского номера нашего журнала «Управление МКД» . Из нее вы узнаете:

  • что нужно размещать на досках объявлений и с какой частотой они обновляются;
  • как подготовить информационный стенд в офисе управляющей компании;
  • по каким правилам работать с сайтами ГИС ЖКХ и Реформа ЖКХ.

Большего внимания требует работа с информационной системой. Важно выложить сведения в ГИС ЖКХ без ошибок, так как при их обнаружении контролирующими органами УК также может быть оштрафована. Эта система все еще проходит процедуру «обкатки», хотя уже и является обязательной. Накопленная практика позволила выделить несколько типовых ошибок, допускаемых управляющими компаниями при взаимодействии с информационной системой.

Одна из таких ошибок – неполная загрузка платежных документов. Файлы при размещении в системе надо не только отправить на удаленный сервер. Не нужно забывать переводить их из статуса «Проект» в «Размещен». Если этого не сделать, то система платежку не увидит, и потребитель не сможет ей воспользоваться.

9 распространенных ошибок при работе с ГИС ЖКХ описаны в статье журнала «Управление МКД» . Она будет отличным практическим пособием, так как помимо простых текстовых описаний в ней даются скриншоты форм из системы и комментарии наших специалистов в виде коротких видеороликов.

За нарушения правил работы управляющие компании наказывают не только штрафами. В отдельных случаях предусматривается и такая неприятная для руководителя санкция, как дисквалификация. Вопрос о том, может ли глава управляющей компании быть дисквалифицирован из-за несоблюдения требований о раскрытии информации, подробно рассмотрен в специальной статье из нашего журнала.

Как отвечать на запросы жителей

Ужесточение обязательств по раскрытию информации для УК во многом происходит в результате борьбы за права жильцов. Они оплачивают услуги управляющей компании, и поэтому должны получать достоверные данные о ее работе. Реализовать такое право собственники могут в любой момент. Им не обязательно дожидаться очередного годового отчета, чтобы уточнить интересующие сведения.

Жилец обслуживаемого управляющей организацией дома может подать ей письменный или электронный запрос относительно списка предоставляемых услуг, их стоимости, качества и регулярности проведения.

Если УК ранее уже в каком-то из используемых источников раскрыла запрашиваемую информацию, то ей не обязательно письменно дублировать ее. В такой ситуации достаточно указать потребителю адрес сайта или иное место, где сведения находятся в публичном доступе.

Если же информация ранее нигде не размещалась, то на запрос обязательно нужно отвечать. При его подаче заявителем в письменной форме управляющей организации на это дается пять дней, в электронном виде – десять дней.

Не нужно забывать и о том, что раскрытие информации управляющими организациями предполагает ее регулярное обновление. Например, на сайтах это нужно делать в течение 7 дней, а в официальной периодике на ту же процедуру дается 30 дней.

Какую информацию УО не обязана раскрывать

Иногда собственники могут запрашивать у УК документацию и сведения, которые она по закону раскрывать не обязана. Например, владельцы квартир могут потребовать показать им первичные учетные документы организации. Здесь управляющая компания вправе ответить отказом, если в договоре управления, уставе ТСЖ или в решении ОСС не указывается иное.

Вопросу о том, какую документацию УО не обязана предоставлять собственникам , посвящена экспертная статья из журнала «Управление ЖКХ». Из нее вы узнаете:

  • какие сведения о своей финансово-хозяйственной деятельности УК раскрывает в обязательном порядке, и в какой форме это делается;
  • кому предоставляется информация о финансово-хозяйственной деятельности;
  • какие документы можно не показывать собственникам даже при поступающих от них требованиях.

Для обоснования тезисов в статье приводятся ссылки не только на нормативные документы, но и на решения судов, то есть на реальную практику работы с этими вопросами.