Проблемное обучение

Проблемное обучение

& Частично-поисковый метод

& Технология учебного ис­следования

& Эвристическое обучение

Технология современного проектного обучения

& Метод жизненных заданий, метод исканий

& «Дальтон-план» Е. Паркхерст

& Кейс-стади (case-study) метод

Интерактивные технологии

● Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)

● Технология проведения дискуссий

● Технология «Дебаты»

● Тренинговые технологии

& Дискурсия

& «Семейный круг» (Овчарова Р.В. )

& Урок – проблемный семинар (В.В. Гузеев)

& Психолого-педагогическое консультирование

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)

& Суггестивное обучение

& Натуралистический метод

& Интенсивы

& Аудио-визуальный метод

& Аудиалингвальный метод (Ч. Фриз и др.)

& Суггестокибернетический метод

& Технология «Активизация резервных возможностей личности и коллектива при освоении иностранного языка» (Г.А. Китайгородская)

& «Школа памяти» С. Гарибяна

5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)

& Использование принципа опорных конспектов (С.Д. Шевченко)

& Вариативная технология применения графов (Б.И. Дегтярев)

& Использование широкого ролевого участия (В.М. Шей­ман)

& Технологии шаталовского типа по школьным учебным предметам

1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе. – М., 1991.

2. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001.

3. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982.

4. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979.

Игровые технологии

Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.

Й. Хейзинга

Игровая деятельность. Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Человеку присуща потребность в игре, которая особенно сильно проявляется в детском возрасте.

По определению, игра - этовид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением .

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную : освоение диалектики общения;

самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

игротерапевтическую : преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую : выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

– функцию коррекции : внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации : усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

социализации : включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

свободная развивающая деятельность , предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

творческий , в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

наличие прямых или косвенных правил , отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, в воспитании. Игра – это жизненная лаборатория ребенка, ядро «разумной школы» детства.

Игру как метод обучения и воспитания , передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

– в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

– как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

– в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

– как технология внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр .

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной обучающей целью и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью .

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.



Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства,

в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр (рис. 30).

Рис. 30. Классификация педагогических игр.

Семинар

«Проблемное обучение как способ повышения

учебно-познавательной активности учащихся»

Подготовил учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №8» Заам Наталия Ивановна

Тема семинара выбрана не случайно. В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования.В «Концепции модернизации российского образования» подчёркивается, что основным результатом образовательного учреждения должна стать не только система знаний, умений и навыков, но и набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационнойи других сферах. На мой взгляд, именно использование методов проблемного обучения является наиболее эффективным, действенным способом активизации мышления и творчества учащихся. К. Паустовский говорил (Слайд 2): « Прорыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи».

Проблемное обучение постоянно ставит обучаемого в ситуацию задачи, решение которой непременно требует творческого мышления.

Цель семинара (Слайд 3): показать особенности развития активности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроках.

Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности.

Достоинства и недостатки проблемного обучения (Слайд 4).

Достоинством проблемного обучения является обеспечение особого типа мышления, глубины убеждений, прочности усвоения знаний и творческого их применение на практике, а недостатком то, что такое обучение в меньшей мере, чем другие типы обучения, применимо при формировании практических умений и навыков.

(Слайд 5.) Проблемное обучение способствует формированию мотивации достижения успеха, но, в то же время, требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения; развивает мыслительные способности учащихся, но не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей учащихся, так как базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не на творческой деятельности.

Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация (Слайд 6). Если к проблемной ситуации добавить самостоятельную активную деятельность, у нас получится творческое овладение знаниями. А это и есть формула проблемного обучения.

Центральным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.

Что же включает в себя проблемная ситуация ? (Слайд 7.)

В роли одного из главных компонентов проблемной ситуации психологи выделяют неизвестное, раскрываемое в процессе деятельности. Уже факт столкновения с трудностью предложенного задания при помощи имеющихся знаний и способов рождает потребность в новом знании. Эта потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов. В качестве еще одного компонента проблемной ситуации выделяют интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели; чтобы овладеть вниманием современных учеников, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методик развивающего обучения. Новые знания всегда базируются на предшествующих.

В 3-м классе начинается системное обучение основным морфологическим и синтаксическим категориям. Учащиеся получают первоначальные знания сложного абстрактного характера, таковыми являются части речи, их признаки и правила словоупотребления и т.п.

Данный материал обладает двойной сложностью. С одной стороны, учащийся знает эти понятия, активно пользуется; с другой стороны, изучаемый материал предельно абстрактен и трудно поддается усвоению в данном возрасте.Абстрактные понятия быстрее воспринимаются в процессе решения проблемы и уже не отпугивают своей сложностью.

Наибольшая эффективность при этом достигается введением несложных приёмов создания проблемной ситуации (Слайды 8-9).

Тип проблемной

ситуации

Тип противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

С удивлением

Между двумя (или более) противоречиями.

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.

Между житейским представлением учащихся и научным фактом.

1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием “на ошибку”.

2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью.

С затруднением.

Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.

1. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

2. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.

3. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.

4. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Приемы проблемного изложения материала происходят на всех этапах урока. На минутке чистописания использую занимательные задания, которые развивают мышление учащихся и способствуют активизации их познавательной деятельности. Рассмотрим один пример.

Определите буквы, с которыми мы будем работать на минутке чистописания. Их две. Они находятся в словах загадки: «В лесу живет, бурый цвет ему идет». Первая буква находится в группе существительных. Вторая буква находится в местоимении и обозначает согласный – непарный по звонкости-глухости.

Открытие” детьми нового знания строится на основе определённой мыслительной операции, поэтому в этап актуализации знаний включаю задания, тренирующие эту мыслительную операцию: «Найди лишнее», «Раздели на группы, сравни и укажи отличия», задания для развития вариативного мышления, внимания, памяти и т.д.

(Слайд 11.) Ситуация «Выбор». Необходимо вспомнить правило написания предлогов и приставок и осуществить выбор: писать слитно или раздельно.

(Слайд 12.) Ситуация «Удивление» развивает мышление, воображение, память.

(Слайд 13.) На этапе закрепления основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. Ситуация «Неопределенность» помогает ученику сосредоточиться, проанализировать ситуацию.

(Слайд 14.) Объяснение нового материала считается одним из сложных этапов урока, поскольку дети получают сведения неизвестные, либо частично известные. Традиционно учитель предлагает учащимся знания в готовом виде. Проблемное обучение предполагает иной подход: школьники под руководством учителя сами “добывают” необходимые сведения, т. е. более самостоятельно ведут исследования. Так, при изучении темы «Лексическое значение слова», ставлю задачи (Слайд 14):

Докажи, что слово «животное» является именем существительным. Определи, каким способом словопроизводства созданы неологизмы Маяковского: пошляпно, раздождиться, шекопузье, юбилеить, боксеровидный, заграничный, рай – страна, словопад.

(Слайд 15.) Младшим школьникам нравится выступать в роли учителя. Поэтому на этапе закрепления знаний использую прием «корректирование и редактирование текста».

(Слайд 16.) Завершение этапа актуализации знаний связано с фиксацией “затруднения” в деятельности. Возникает проблемная ситуация с “затруднением”. В ее основе лежит противоречие между необходимостью выполнить практическое задание учителя и невозможностью это сделать без изученного на уроке нового материала. Для вывода учеников из проблемной ситуации разворачивается диалог (Слайд 17):

Сколько здесь групп однокоренных слов?

Как пишутся корни в однокоренных словах?

Произнесите слова и определите: во всех ли словах согласные звуки произносятся.

Назовите слова с непроизносимыми согласными.

Какой вопрос возникает?

После того как дети записали слова в два столбика, работа продолжается для сообщения вывода (Слайд 18).

А как вы думаете, почему не все согласные первого столбика произносятся?

Подчеркните непроизносимые согласные.

Где стоит непроизносимый согласный?

Почему такие согласные не произносятся?

Такое сочетание согласных в русском языке называют стечением согласных.

При творческом подходе основное внимание уделяется осмыслению изучаемого материала, что способствует повышению уровня качества знаний.

При оптимальном подборе материала, опоре на наглядные средства обучения, нагрузка на память не столь велика, интерес удерживает внимание более длительное время. Все это способствует созданию прочных связей в коре головного мозга, а следовательно, лучшему усвоению языковых фактов. Последовательность в изложении материала, попытки детей обнаружить причинно-следственные связи между разрозненными явлениями позволяет интегрировать разрозненность фактов в систему. Тем самым достигается аналитико-синтетический метод усвоения знаний. Проблемная ситуация, таким образом, наиболее полно соответствует этапу трансформации конкретно-образного мышления в словесно-логическое.

Итак, применение в учебном процессе проблемных ситуаций помогает учителю выполнять одну из самых важных задач школьного обучения: активизировать познавательную деятельность учащихся с целью повышения познавательных мотивов. Практика показывают, что использование проблемных ситуаций способствует активному развитию каждого ребенка. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду, творчеству на пользу общества. Семинар хочется закончить такими словами Л. Толстого:

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Семинар для молодых учителей Технология проблемного обучения Цель технологии – способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя.

2 слайд

Описание слайда:

Работа в группах Дайте определение МЫШЛЕНИЮ, перечислите виды мышления. Опишите, чем «думание» отличается от мышления? Обмен мнениями.

3 слайд

Описание слайда:

Одни психологи считают процесс мышления исключительно продуктивным, то есть производящим новый продукт – идею, новое решение (С.Л. Рубинштейн), другие включают в него и репродуктивные этапы (П.Я. Гальперин). Мы будем говорить о мышлении как о поиске и открытии нового, как о решении проблемы. Что такое мышление? Мышление человека – это высшая форма его познавательной деятельности. Виды мышления: Словестно-логическое Наглядно-образное Теоретическое Практическое Эмпирическое Аналитическое Интуитивное Реалистическое Математическое Литературное Техническое

4 слайд

Описание слайда:

Чем «думание» отличается от «мышления»? Сравните понятия, используя диграмму Венна

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Вывод: Дети рождаются с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности, но легче вырасти умным тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовывал своё мышление сам. Цель не может быть задана извне – она не задание. Цель возникает у каждого индивидуально в том случае, если человек принял задачу (проблему) к решению, то есть захотел её решить и попал тем самым в проблемную ситуацию. Значит задача учителя – создать условия возникновения проблемной ситуации или саму проблемную ситуацию, в которой ребёнок захотел бы мыслить, а затем организовать его мышление. Ребёнка нельзя заставить мыслить и нельзя запретить ему мыслить. Мышление свободно и самостоятельно. Феномен мышления заключается в том, что независимо от того, как было найдено решение проблемной ситуации - самостоятельно или при помощи учителя – субъективно оно воспринимается как собственная находка и прочно включается в систему знаний, не требуя усилий для запоминания. Попробуйте дать детям противоречивую загадку и не дайте ответа до следующего дня. И вы убедитесь, что дети продолжат решать её и дома, подключив своих домашних. Например, такую: - Это какая, красная? - Нет, чёрная. - А почему белая? -Потому что зелёная.

7 слайд

Описание слайда:

Экспресс-ответы «Муравейник» (5 мин.) Распределение на пары, выбор вопросов каждой парой Взаимоопрос пар (опросить как можно больше пар), запись имён ответивших на заданный вопрос Определение победителей, ответивших на большее количество вопросов (чьё имя встречается чаще) Обсуждение трудных вопросов

8 слайд

Описание слайда:

Вопросы: Какую проблему Вы решали последний раз? Какие первые шаги Вы предпринимаете для решения проблемы? Что такое мышление? Какие виды мышления имеют место в учебном процессе? Что общего между проблемой и учебной проблемой? Почему возникают проблемы? Чем отличается проблема от учебной проблемы? Какие преимущества имеет проблемное обучение? Какова роль учителя в проблемном обучении? Чему учит решение проблемных ситуаций? Какими качествами должен обладать учитель, практикующий проблемное обучение? На какие виды можно разделить проблемы?

9 слайд

Описание слайда:

Что такое проблема и в чём её особенности? Работа в группах Схеме «Паучок»: ассоциации к слову ПРОБЛЕМА Презентация ПРОБЛЕМА

10 слайд

Описание слайда:

Что такое проблема и в чём её особенности? Проблема – это сложный (открытый) вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Проблемы возникают потому, что сложившееся положение вещей противоречит каким – то потребностям человека, природы, общества, государства, науки. В самом деле: с одной стороны, человеку нужны прогресс и здоровая среда обитания; с другой стороны, в ходе научного прогресса человек губит среду обитания. Таких проблем, больших и малых, - тысячи: научные, эстетические, обществоведческие и т.д.

11 слайд

Описание слайда:

Что такое проблема и в чём её особенности? Главная особенность всех проблем состоит в том, что во-первых, они заключают в себе противоречие, а во-вторых, эти противоречия носят объективный, не зависящий от человека характер. Объективные противоречия, содержащиеся в проблеме, могут быть ясными, высказанными до конца или не ясными, скрытыми. Проблема существует до тех пор, пока не разрешено содержащееся в ней противоречие. Как только противоречие разрешено, проблема перестаёт быть проблемой.

12 слайд

Описание слайда:

Проблемное обучение это - форма активного обучения, которая базируется на психологических закономерностях; обучение, в котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала; Тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых знаний.

13 слайд

Описание слайда:

Что такое учебная проблем а и в чём её особенности? Работа в группах Инструкция: Дать наиболее точное определение, которое будет включать в себя существенные признаки данного понятия. Привести примеры. Презентация

14 слайд

Описание слайда:

Что такое учебная проблем а и в чём её особенности? Учебная проблема отличается от других проблем тем, что вопросы и задачи, поставленные в учебной проблеме, уже решены и ответы известны. Однако известны они учителю, а не ученику. Осознание противоречия побуждает ребёнка к деятельности. Ответ на учебную проблему ученик должен получить либо самостоятельно, либо в группе, либо при помощи учителя. «Решения» в данном случае выступают как знания, умения и навыки. Таким образом, противоречие в проблемной ситуации, являясь движущей силой обучения, способствует активизации всей познавательной деятельности детей.

15 слайд

Описание слайда:

Что такое учебная проблема и в чём её особенности? В структуре проблемной задачи выделяются следующие составные элементы: условия, или данные, известные учащимся и указывающие на какие-то параметры решения; неизвестное, искомое, нахождение которого приводит к новым знаниям или способам действия. Неизвестное может быть сформулировано в виде открытого вопроса или побудительного предложения. Например: «Измерьте длину тени от гномона в полдень 21 декабря. Докажите, что 21 декабря – самый короткий день в году»

16 слайд

Описание слайда:

признаки, лежащие в основе моделирования уроков в режиме технологии проблемного обучения: 1.) создание проблемных ситуаций, 2.) обучение учащихся в процессе решения проблем, 3.) сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде.

17 слайд

Описание слайда:

Проблемная ситуация - это состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, вопросов учителя Психологическая проблемная ситуация создаётся сугубо индивидуально. Ни слишком трудная, ни слишком легкая познавательная задача не создает проблемной ситуации для учеников.

18 слайд

Описание слайда:

Как создаются проблемные ситуации? Проблемные ситуации создаются с помощью проблемного вопроса ил гипотезы, которые имеют: 1.) сложность, выступающую в форме противоречия, 2.) ёмкое содержание, 3.) увлекательную форма, 4.) доступный для ученика уровень сложности. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода.

19 слайд

Описание слайда:

В чём заключаются дидактические цели создания проблемных ситуаций? При каких условиях возникают проблемные ситуации? Самостоятельное изучение вопросов в группах. Выбор лидеров. Обмен лидерами, объяснение вопроса другой группе. Резюме.

20 слайд

Описание слайда:

В чём заключаются дидактические цели создания проблемных ситуаций? (По М.И. Махмутову) Привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, вызвать у него познавательный интерес и другие мотивы учебной деятельности; поставить студента перед таким посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность; обнаружить перед учеником противоречие между возникшей у него познавательной потребностью и невозможностью удовлетворения посредством наличного запаса знаний, умений и навыков; помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения, побудить ученика к активной познавательной деятельности; помочь ему определить границы актуализации усвоенных ранее знаний и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

21 слайд

Описание слайда:

При каких условиях возникают проблемные ситуации? (По М.И. Махмутову) ПС возникает при условии, если учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации, т.е. в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта. ПС возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Как правило, учителя организуют эти условия не только для того, чтобы учащиеся сумели применить свои знания на практике, но и столкнуть с фактом их недостаточности. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний. ПС легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью данного способа. ПС возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

22 слайд

Описание слайда:

Работа в группах: «Мозговой штурм» Обмен мнениями. Как создать проблемную ситуацию?

23 слайд

Описание слайда:

Как создать проблемную ситуацию? (По М.И. Махмутову) Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий. Обычно дети в итоге анализа сами формулируют проблему. Постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.

24 слайд

Описание слайда:

Как создать проблемную ситуацию? (По М.И. Махмутову) Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. В этом случае возникает проблемная ситуация, так как сравнение выявляет свойства новых фактов, необъяснимые их признаки. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. Организация трансдисциплинарного подхода Варьированные задачи, переформулировка вопроса.

25 слайд

Описание слайда:

Как создать проблемную ситуацию? Дидактическая ценность этой классификации обусловлена тем, что она помогает учителю избрать конкретные пути создания проблемных ситуаций. Л.С. Рубинштейн говорил, что проблемная ситуация может начинаться с чувства удивления. Г.Остер «начинает» её с чувства юмора. Например: « Хор, состоящий из 280 мальчиков и 105 девочек, исполняет задушевную песню. К Счастью, лишь четвёртая часть мальчиков и третья часть девочек орёт во всё горло, остальные только открывают рот. Найди разность между мальчиками и девочками, орущими во всё горло»

26 слайд

Описание слайда:

Как решить проблемную задачу? Работа в группах. Решение изобретательской задачи. Презентация решения. Создание алгоритма решения изобретательской задачи.

27 слайд

Описание слайда:

Как решить проблемную задачу? Процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребёнка и взрослого, неграмотного и учёного: усмотрение противоречия («Что-то не так, что-то не то»), сопровождающееся тревогой, отрицательным эмоциональным состоянием; осознание проблемы и желание её разрешить (проблемная ситуация) в эмоциональном плане порождает интерес, мотивацию к решению; поиск решения – процесс выдвижения гипотез, а не перебор готовых, уже имеющихся решений; в эмоциональном плане – азарт и разочарование; момент нахождения решения сопровождается яркими положительными эмоциями, радостью, восторгом; проверка решения (у детей не обязательна, если найден ответ, даже неверный, удовлетворяет ребёнка; чаще всего дети за подтверждением обращаются ко взрослым). Эмоциональное состояние – чувство удовлетворения при правильном решении или досады, если ответ неправильный.

28 слайд

Описание слайда:

Логика решения учебной проблемы Предъявление проблемы Анализ проблемы: выявление известного и искомого и обнаружение содержащегося в ней противоречия (возникновение проблемной ситуации) Составление плана решения проблемы (план включает выбор вариантов решения) Догадка о взаимоотношениях между искомым и известным (выдвижение предположения и обоснование гипотезы) Доказательство гипотезы (выведение из гипотезы следствий, которые проверяются) Проверка решения проблемы (сопоставление цели, требования задачи и полученного результата, соответствие теоретических выводов практике) Повторение и анализ процесса решения Обществу и человеку нужно, чтобы личность стала творческой, самостоятельной, мыслящей. «Мыслящая» личность начинается с проблемной ситуации.

«Инновационные педагогические технологии» - Игровое обучение. Новые педагогические технологии. Организация учебного процесса. Технологии развивающего обучения. Природосообразные технологии. Модульное обучение. Работа с учащимися. Объяснение. Классификация педагогических технологий. Положительные стороны кейс-технологии. Мастерская. Кейс-технология.

«Технологизация» - Преимущества технологизации учебного процесса. Методологические основы технологизации Классификация технологий. ОДИ (организационно-деятельностные игры) Тренинги Практикумы. Педагогическая система Дидактическая система Методическая система Педтехнология. Пирамида обучаемости. Формировать личность Конкурентоспособную Творческую Компетентную Коммуникативную.

«Использование технологий развивающего обучения» - Творческое мышление. Динамика развития на уроках ОБЖ. Увеличивается активность. Технологии развивающего обучения. Использование современных образовательных и воспитательных технологий. Положительная динамика. Источник информации. Использование. Результаты. Результаты использования. Использование в воспитательной работе.

«Педагогические технологии обучения» - Определение целей через результаты деятельности учащихся!!! Проект педагогической системы, реализуемой на практике. Параметры: Оценка. В педагогической технологии цели образования задаются в следующих аспектах: Г.К. Селевко. Изменения в образовательных процессах: Тренинговые. В.А. Пятин, И.Я. Яцукова.

«Технологии на уроках» - Игровой метод чаще использую в 5-8-х классах. Технология развивающего обучения. Предполагают взаимосвязь учеников не только с учителем, но друг с другом. Образовательные технологии на уроках истории. Здоровьесберегающие педагогические технологии. Технология нравственного воспитания. Технология личностно-ориентированного обучение Проектно-исследовательская технология.

«Педагогические технологии» - Зарубежные подходы к определению педагогических технологий. Соотношение классического университетского и бизнес-образования. На эмпирической основе. Взаимосвязь традиционных и инновационных педагогических технологий. На созерцательной основе. Типы нововведений по признаку инновационного потенциала. Что в наиболее общем виде и отражает технологический процесс к обучению.

Всего в теме 25 презентаций