Система государственного и муниципального управления курс лекции. Система государственного и муниципального управления РФ Система государственного и муниципального управления РФ Курс лекций для программ профессиональной. Сущность государственного управлен

Система государственного и муниципального управления РФ Система государственного и муниципального управления РФ Курс лекций для программ профессиональной подготовки студентов, повышения квалификации и профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих по специальности «Государственное и муниципальное управление»


Актуальность изучения курса СГМУ Процесс укрепления российской государственности и социально-экономические преобразования, осуществляемые на современном этапе, предопределили необходимость модернизации системы государственного управления и местного самоуправления. В настоящее время происходит медленный и трудный процесс перехода государства к социально-ориентированному и цивилизованно- рыночному характеру экономики по сравнению с радикально-либеральной ориентацией предшествующего этапа на социальное расслоение и обогащение любой ценой незначительного меньшинства населения. Процесс укрепления российской государственности и социально-экономические преобразования, осуществляемые на современном этапе, предопределили необходимость модернизации системы государственного управления и местного самоуправления. В настоящее время происходит медленный и трудный процесс перехода государства к социально-ориентированному и цивилизованно- рыночному характеру экономики по сравнению с радикально-либеральной ориентацией предшествующего этапа на социальное расслоение и обогащение любой ценой незначительного меньшинства населения.


Административная реформа гг. Под административными реформами понимается обычно изменение системы государственного управления потрем основным параметрам: Под административными реформами понимается обычно изменение системы государственного управления потрем основным параметрам: - перестройка системы политических институтов и государственных учреждений; -реорганизация государственной службы, состава аппарата управления или бюрократии; -изменение характера отношений административной системы к обществу вообще и различным его социальным группам в частности.


Система множество элементов, частей находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство и порождающих новое качество. множество элементов, частей находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство и порождающих новое качество.


Признаки системы целостность, целостность, -самоуправляемость, -самоуправляемость, -наличие определенных структур, элементов, которые могут рассматриваться как подсистемы, -наличие определенных структур, элементов, которые могут рассматриваться как подсистемы, -взаимосвязь элементов и внешней среды -взаимосвязь элементов и внешней среды


Характеристики системы Иерархичность Иерархичность многоуровневость многоуровневость отдельные уровни системы обусловливают определенные аспекты ее поведения. отдельные уровни системы обусловливают определенные аспекты ее поведения. любая система может выступать как элемент системы более высокого порядка. любая система может выступать как элемент системы более высокого порядка. целостное функционирование системы становится результатом взаимодействия всех ее сторон, уровней иерархии. целостное функционирование системы становится результатом взаимодействия всех ее сторон, уровней иерархии.


Единство системы государственной власти является основополагающим принципом государственного устройства РФ, согласно Конституции РФ. является основополагающим принципом государственного устройства РФ, согласно Конституции РФ. При этом предметы ведения и полномочия подлежат разграничению между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов РФ. При этом предметы ведения и полномочия подлежат разграничению между органами государственной власти федерального уровня и органами власти субъектов РФ. При расширении властных полномочий органов власти субъектов Федерации в обход Конституции РФ единство системы нарушается. При расширении властных полномочий органов власти субъектов Федерации в обход Конституции РФ единство системы нарушается.




Государство Особая система власти, установленная на определенной территории. Особая система власти, установленная на определенной территории. Институциональная и политическая организация общества. Основное назначение государства состоит в защите существующего общественного строя и порядка посредством воздействия на деятельность и поведение людей волей, авторитетом власти, принуждением и другими методами. Институциональная и политическая организация общества. Основное назначение государства состоит в защите существующего общественного строя и порядка посредством воздействия на деятельность и поведение людей волей, авторитетом власти, принуждением и другими методами.


Признаки государства наличие определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция, наличие определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция, наличие права, закрепляющего систему санкционированных норм, наличие права, закрепляющего систему санкционированных норм, наличие особых органов и учреждений, реализующих властные функции, т.е. системы управления. наличие особых органов и учреждений, реализующих властные функции, т.е. системы управления.


Государственное управление представляет собой определенную систему, урегулированную правом. представляет собой определенную систему, урегулированную правом. Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочение, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу. Государственное управление – это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочение, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.




В широком смысле слова система государственного управления включает в себя: включает в себя: субъект управления (управляющую систему) - государство субъект управления (управляющую систему) - государство взаимодействия взаимодействия субъект управления- общественная система (управляемую жизнедеятельность)- общество. субъект управления- общественная система (управляемую жизнедеятельность)- общество.


Предмет системы государственного управления Непосредственного государственное управление выражается в практической деятельности по реализации политики государства, обеспечению его интересов. Непосредственного государственное управление выражается в практической деятельности по реализации политики государства, обеспечению его интересов.


Организационная структура РФ Согласно действующей Конституции, РФ является Федеративной Республикой с президентской формой правления. Согласно действующей Конституции, РФ является Федеративной Республикой с президентской формой правления. Конституция закрепляет двухуровневую структуру государственной власти в России, а именно: Конституция закрепляет двухуровневую структуру государственной власти в России, а именно: федеральное управление. федеральное управление. государственное управление субъектов РФ государственное управление субъектов РФ И трехуровневую систему управления -местное самоуправление отделено от государства


Формы государственного устройства по источнику власти (форма правления) – монархия, народовластие, теократия; по источнику власти (форма правления) – монархия, народовластие, теократия; по типу политической системы (государственно-политического устройства)- демократия, авторитаризм, тоталитаризм; по типу политической системы (государственно-политического устройства)- демократия, авторитаризм, тоталитаризм; по характеру отношений между центром и составными частями (государственно- территориальное устройство) – конфедерация, федерация, унитарное государство. по характеру отношений между центром и составными частями (государственно- территориальное устройство) – конфедерация, федерация, унитарное государство.


Федерация Федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов страны. Федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов страны. Субъекты федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и между собой субъекты федерации равноправны. Субъекты федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и между собой субъекты федерации равноправны.


Федерализм Федерализм предполагает единство ветвей власти в центре и на местах, недопущение парада суверенитетов, недопущение приоритета национальных или территориальных интересов над государственными, недопущение политического, экономического, правового сепаратизма. Федерализм предполагает единство ветвей власти в центре и на местах, недопущение парада суверенитетов, недопущение приоритета национальных или территориальных интересов над государственными, недопущение политического, экономического, правового сепаратизма.


Федерация Федерация есть добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований в одно государство. Федерация есть добровольное объединение нескольких самостоятельных государственных образований в одно государство. Отдельные регионы (субъекты Федерации) имеют хозяйственную самостоятельность, наделены значительными политическими правами (свои Конституции, уставы, законы, права контроля). Но при этом существует и сильная центральная власть, законы и права которой имеют верховенство перед региональными. Отдельные регионы (субъекты Федерации) имеют хозяйственную самостоятельность, наделены значительными политическими правами (свои Конституции, уставы, законы, права контроля). Но при этом существует и сильная центральная власть, законы и права которой имеют верховенство перед региональными. (Россия, США, Мексика, ФРГ, Канада, Австрия и др.). (Россия, США, Мексика, ФРГ, Канада, Австрия и др.).


Федерация договорная (договор подписывается всеми субъектами), договорная (договор подписывается всеми субъектами), конституционная (единая конституция закрепляет федеративные отношения). конституционная (единая конституция закрепляет федеративные отношения). Федерация может формироваться по: Федерация может формироваться по: территориальному принципу территориальному принципу национальному принципу. национальному принципу. Территориально-национальному принципу Территориально-национальному принципу Выделяют симметричную (члены федерации имеют единый правовой статус) Выделяют симметричную (члены федерации имеют единый правовой статус) асимметричную федерацию (характерно неравенство правового положения субъектов) асимметричную федерацию (характерно неравенство правового положения субъектов)


Характерные черты федерации: двухуровневая система органов государственной власти; двухуровневая система органов государственной власти; компетенция федерации и ее субъектов устанавливается конституцией или федеративным договором; компетенция федерации и ее субъектов устанавливается конституцией или федеративным договором; верховенство федеральных законов; верховенство федеральных законов; двухпалатное построение парламента; двухпалатное построение парламента; двухканальная система налогов; двухканальная система налогов; отсутствие права выхода из федерации; отсутствие права выхода из федерации;


Характерные черты федерации: двойное гражданство; двойное гражданство; верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам. Вооруженные сил едины; верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам. Вооруженные сил едины; субъекты федерации имеют свои органы представительной, исполнительной и судебной власти, принимают свои конституции, уставы, другие акты; субъекты федерации имеют свои органы представительной, исполнительной и судебной власти, принимают свои конституции, уставы, другие акты; разграничение компетенции между центром и субъектами. разграничение компетенции между центром и субъектами.


Конституция 1993 г. закрепила: принципы федеративного государства как единства правового поля. принципы федеративного государства как единства правового поля. верховенство Конституции РФ и федеральных законов верховенство Конституции РФ и федеральных законов соответствие законов, конституций республик и уставов других субъектов Конституции РФ. соответствие законов, конституций республик и уставов других субъектов Конституции РФ. Незыблемость территориальной целостности государства. Незыблемость территориальной целостности государства. Недопустимость одностороннего изменения статуса субъекта. Недопустимость одностороннего изменения статуса субъекта. общность экономического пространства: система налогов, пошлин, таможенных границ и др. общность экономического пространства: система налогов, пошлин, таможенных границ и др.


Переходный характер Российского федерализма Не преодолены последствия первых лет реформирования, которые ослабляли центральную власть. Не преодолены последствия первых лет реформирования, которые ослабляли центральную власть. Продолжают действовать факторы угрожающие целостности РФ. Продолжают действовать факторы угрожающие целостности РФ. Наличие анклавных территорий. Наличие анклавных территорий. Сохраняется нестабильность в ряде субъектов Федерации Сохраняется нестабильность в ряде субъектов Федерации Сохраняется сложность внутреннего и внешнего экономического и геополитического положения страны. Сохраняется сложность внутреннего и внешнего экономического и геополитического положения страны. Низкий уровень жизни у большинства населения. Социальное расслоение Низкий уровень жизни у большинства населения. Социальное расслоение Амбиции политических лидеров. Амбиции политических лидеров.


Государственную власть в России осуществляют Президент РФ осуществляют Президент РФ Федеральное Собрание(две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации), Федеральное Собрание(две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации), Правительство РФ, суды РФ, органы государственной власти субъектов РФ. (Таблица 1.) Правительство РФ, суды РФ, органы государственной власти субъектов РФ. (Таблица 1.)


ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (структура федеральных органов власти) Президент РФ Правительство РФ Совет Безопасности Администрация Президента РФ Федеральное собрание Государственная Совет Дума Федерации Счетная палата Генеральный Прокурор Конституционный суд Верховный суд Арбитражный суд Прокуратура РФ




Полномочия Президента Российской Федерации (Конституция РФ глава 4) Глава государства; Глава государства; Гарант конституционных прав и демократических свобод; Гарант конституционных прав и демократических свобод; Гарант национальной безопасности, суверенитета и независимости государства, государственной целостности; Гарант национальной безопасности, суверенитета и независимости государства, государственной целостности; Главнокомандующий. Главнокомандующий. Обеспечивает взаимодействие органов государственной власти; Обеспечивает взаимодействие органов государственной власти; Определяет внешнюю и внутреннюю политику; Определяет внешнюю и внутреннюю политику; Формирует и возглавляет Совет Безопасности; Формирует и возглавляет Совет Безопасности; Представляет РФ на международной арене; Представляет РФ на международной арене; Издает указы. Подписывает Федеральные законы; Издает указы. Подписывает Федеральные законы;


Федеральное Собрание Российской Федерации Законодательная власть есть принятие законов, отражающих волю народа.. Федеральные законы могут принимать только уполномоченные представители народа. Поэтому законодательную власть называют представительной. Законодательная власть есть принятие законов, отражающих волю народа.. Федеральные законы могут принимать только уполномоченные представители народа. Поэтому законодательную власть называют представительной. Законодательную, представительную власть осуществляет парламент страны- Федеральное Собрание Законодательную, представительную власть осуществляет парламент страны- Федеральное Собрание Законодательная власть формируется на основе всеобщих выборов депутатов всем населением или делегирования представителей легитимными государственными органами. Законодательная власть формируется на основе всеобщих выборов депутатов всем населением или делегирования представителей легитимными государственными органами.


Федеральное Собрание Российской Федерации Федеральное собрание состоит из двух палат. Федеральное собрание состоит из двух палат. Совет Федерации формируется на основе территориального представительства, Совет Федерации формируется на основе территориального представительства, Государственная Дума - на основе прямых выборов. Особенность законодательной власти заключается в том, что федеральные законодательные органы власти и законодательные органы власти субъектов Федерации не находятся в иерархии и не подчиняются друг другу напрямую. Их подчиненность выражается только через законодательные акты, которые не должны противоречить актам, имеющим более высокую юридическую силу. Особенность законодательной власти заключается в том, что федеральные законодательные органы власти и законодательные органы власти субъектов Федерации не находятся в иерархии и не подчиняются друг другу напрямую. Их подчиненность выражается только через законодательные акты, которые не должны противоречить актам, имеющим более высокую юридическую силу.


Полномочия Федерального Собрания Законодательная инициатива Законодательная инициатива Формирование государственных органов Формирование государственных органов Утверждение бюджета Утверждение бюджета Участие в формировании внутренней и внешней политики Участие в формировании внутренней и внешней политики Контроль за исполнением законов. Контроль за исполнением законов.


Полномочия Совета Федерации Утверждение изменения границ субъектов РФ. Утверждение указов Президента о введении чрезвычайного и военного положения. Утверждение изменения границ субъектов РФ. Утверждение указов Президента о введении чрезвычайного и военного положения. Решение о возможности использования Вооруженных сил за пределами РФ. Решение о возможности использования Вооруженных сил за пределами РФ. Назначение выборов Президента. Назначение выборов Президента. Отрешение Президента от должности. Отрешение Президента от должности. Назначение на должность судей Конституционного суда, Верховного суда. Высшего Арбитражного суда. Назначение на должность судей Конституционного суда, Верховного суда. Высшего Арбитражного суда. Назначение на должность и отрешение от нее Генерального Прокурора. Назначение на должность и отрешение от нее Генерального Прокурора. Назначение на должность и освобождение Председателя Счетной палаты и половины ее членов- аудиторов. Назначение на должность и освобождение Председателя Счетной палаты и половины ее членов- аудиторов.


Полномочия Государственной Думы Российской Федерации Законодательная инициатива. Законодательная инициатива. Выражение согласия на назначение Председателя Правительства. Выражение согласия на назначение Председателя Правительства. решение вопроса о доверии Правительству. решение вопроса о доверии Правительству. назначение на должность и отрешение от должности председателя и половины ее членов. назначение на должность и отрешение от должности председателя и половины ее членов. Назначение на должность и освобождение уполномоченного по правам человека. Назначение на должность и освобождение уполномоченного по правам человека. Объявление амнистии. Объявление амнистии. Назначение и отрешение от должности Председателя Центрального банка РФ. Назначение и отрешение от должности Председателя Центрального банка РФ. Выдвижение обвинений против Президента для отрешения его от должности. Выдвижение обвинений против Президента для отрешения его от должности.


Администрация Президента Российской Федерации - Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства. -Администрация готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов, в том числе проектов ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию. -Администрация контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады. Администрация Президента Москва, Старая площадь, 4


Администрация Президента Российской Федерации Администрация обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями. Администрация обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединениями, профессиональными и творческими союзами в России, государственными органами и должностными лицами иностранных государств, российскими и зарубежными политическими и общественными деятелями, международными организациями.


Администрация Президента Российской Федерации В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов готовятся доклады Президенту. В Администрации анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире; обращения граждан; предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов готовятся доклады Президенту. Президент осуществляет общее руководство Президент осуществляет общее руководство Непосредственно управляет работой Администрации ее глава – Руководитель Администрации Непосредственно управляет работой Администрации ее глава – Руководитель Администрации


СТРУКТУРА АППАРАТА Совета Безопасности Секретарь СБ Заместители Секретаря СБ Секретариат СБ Отделы СБ Управления СБ Оборонной безопасности Общественной и Национальной безопасности Экономической безопасности Информационной безопасности и стратегического прогнозирования отделы


Совет безопасности Российской Федерации Совет Безопасности формируется Президентом в соответствии с Конституцией и Законом Российской Федерации «О безопасности». Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом РФ Совет Безопасности формируется Президентом в соответствии с Конституцией и Законом Российской Федерации «О безопасности». Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом РФ


Государственный Совет Российской Федерации Государственный Совет - совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам согласованного функционирования органов власти. Председатель ГС- Президент РФ, члены ГС – высшие должностные лица субъектов Российской Федерации) Председатель ГС- Президент РФ, члены ГС – высшие должностные лица субъектов Российской Федерации)


Институт Полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе Обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства и осуществляет функции Обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства и осуществляет функции Анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов, состояние кадровой обеспеченности в них. Анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов, состояние кадровой обеспеченности в них. Организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления, политическими партиями и общественными и религиозными объединениями. Разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического воздействия субъектов РФ программы социально-экономического развития территории. Разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического воздействия субъектов РФ программы социально-экономического развития территории. Организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента и Правительства.




Федеральное Правительство Российской Федерации Правительство есть высший федеральный орган исполнительной власти Правительство есть высший федеральный орган исполнительной власти обеспечивает общее социально-экономическое развитие страны обеспечивает общее социально-экономическое развитие страны обеспечивает жизнедеятельность всех звеньев хозяйства обеспечивает жизнедеятельность всех звеньев хозяйства обеспечивает национальную безопасность. обеспечивает национальную безопасность. правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные Конституцией и федеральными законами к ведению РФ. правомочно решать вопросы государственного управления, отнесенные Конституцией и федеральными законами к ведению РФ.




Полномочия Правительства Российской Федерации Разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его выполнение. Разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его выполнение. Обеспечивает проведение реальной единой экономической политики, политики в области культуры, образования, науки, здравоохранения, экологии, социального обеспечения. Обеспечивает проведение реальной единой экономической политики, политики в области культуры, образования, науки, здравоохранения, экологии, социального обеспечения. Осуществляет управление федеральной собственностью. Осуществляет управление федеральной собственностью. Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики Осуществляет еры по обеспечению законности, прав и свобод, борьбе с преступностью и иные полномочия Осуществляет еры по обеспечению законности, прав и свобод, борьбе с преступностью и иные полномочия Координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в реформах: экономической, социальной, ЖКХ, региональной политике и т.д. Координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в реформах: экономической, социальной, ЖКХ, региональной политике и т.д. Правительство осуществляет свои полномочия с помощью разработки целевых программ, принятия нормативных актов и организации их реализации. Правительство осуществляет свои полномочия с помощью разработки целевых программ, принятия нормативных актов и организации их реализации. Политическую стратегию определяет Президент РФ, а Правительство разрабатывает и реализует социально- экономическое содержание стратегии. Политическую стратегию определяет Президент РФ, а Правительство разрабатывает и реализует социально- экономическое содержание стратегии.


Судебная система Российской Федерации В соответствии с Конституцией РФ правосудие в России осуществляется только судом- посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч.1 и 2 ст. 118 Конституции РФ). Российской Федерации действуют: федеральные суды и суды субъектов Федерации. В соответствии с Конституцией РФ правосудие в России осуществляется только судом- посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч.1 и 2 ст. 118 Конституции РФ). Российской Федерации действуют: федеральные суды и суды субъектов Федерации. Существует трехзвенная система: Конституционный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Существует трехзвенная система: Конституционный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Все суды составляют единую систему судов РФ, организованы на основе общих принципов, установленных федеральными законами и применяют единое федеральное законодательство. Все суды составляют единую систему судов РФ, организованы на основе общих принципов, установленных федеральными законами и применяют единое федеральное законодательство.


Судебная система Российской Федерации Судопроизводство осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции РФ: Судопроизводство осуществляется в соответствии с принципами, закрепленными в Конституции РФ: участие граждан РФ в отправлении правосудия; участие граждан РФ в отправлении правосудия; свобода доступа к суду; свобода доступа к суду; независимость судебной коллегии, судьи, народного, присяжного заседателя и подчинение их в процессе судопроизводства только закону; независимость судебной коллегии, судьи, народного, присяжного заседателя и подчинение их в процессе судопроизводства только закону; коллегиальное отправление правосудия; коллегиальное отправление правосудия; открытый, публичный процесс; открытый, публичный процесс; осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон; осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон; возможность пересмотра переговоров и решений вышестоящим судом. возможность пересмотра переговоров и решений вышестоящим судом.


Прокуратура Российской Федерации Является универсальным инструментом обеспечения интересов государства, отвечающим за функционирование всей системы государственных институтов, главный правозащитный орган. Должностные лица органов прокуратуры – прокуроры осуществляют от имени государства полномочия, принадлежащие прокуратуре в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Свои полномочия органы прокуратуры осуществляют независимо от других органов государственной власти и местного самоуправления. Вмешательство в осуществлении прокурорской деятельности недопустимо. Является универсальным инструментом обеспечения интересов государства, отвечающим за функционирование всей системы государственных институтов, главный правозащитный орган. Должностные лица органов прокуратуры – прокуроры осуществляют от имени государства полномочия, принадлежащие прокуратуре в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Свои полномочия органы прокуратуры осуществляют независимо от других органов государственной власти и местного самоуправления. Вмешательство в осуществлении прокурорской деятельности недопустимо. Согласно Конституции РФ прокуратура представляет собой единую, федеральную и централизованную систему. Прокуратура – орган федеральный, субъекты РФ собственных органов прокуратуры не имеют. Согласно Конституции РФ прокуратура представляет собой единую, федеральную и централизованную систему. Прокуратура – орган федеральный, субъекты РФ собственных органов прокуратуры не имеют.


Функции прокуратуры Российской Федерации осуществление от имени Российской Федерации надзора за исполнением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ осуществление от имени Российской Федерации надзора за исполнением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ -надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами; -надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами; --надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина этими же органами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих структур; --надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина этими же органами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих структур; -надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие; -надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие; -поддержка государственного обвинения в суде. -поддержка государственного обвинения в суде.


Центральная избирательная комиссия Является государственным органом, статус которого определен Законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан». Является государственным органом, статус которого определен Законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан». Комиссия осуществляет в пределах своей компетенции руководство деятельностью избирательных комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти, руководство по проведению референдумов РФ. Комиссия осуществляет в пределах своей компетенции руководство деятельностью избирательных комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти, руководство по проведению референдумов РФ. Совместно с избирательными комиссиями субъектов федерации осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и прав граждан РФ на участие в референдуме, и выполняют другие функции. Совместно с избирательными комиссиями субъектов федерации осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и прав граждан РФ на участие в референдуме, и выполняют другие функции.


Центральный банк РФ (Банк России). Действует на основе Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с множеством изменений). Действует на основе Федерального закона от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с множеством изменений). основная функция- защита и обеспечение устойчивости рубля, эту функцию Банк осуществляет «независимо от других органов государственной власти». основная функция- защита и обеспечение устойчивости рубля, эту функцию Банк осуществляет «независимо от других органов государственной власти». во взаимодействие с Правительством РФ ЦБ разрабатывает и проводит единую государственную денежно- кредитную политику, не подчинен ему. во взаимодействие с Правительством РФ ЦБ разрабатывает и проводит единую государственную денежно- кредитную политику, не подчинен ему. Банк России занимается развитием и укреплением банковской системы, обеспечением эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Банк России занимается развитием и укреплением банковской системы, обеспечением эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. ЦБ РФ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег, организует денежное обращение, организует систему рефинансирования. ЦБ РФ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег, организует денежное обращение, организует систему рефинансирования.


Центральный банк РФ (Банк России). ЦБ РФ выдает разрешения, приостанавливает и отменяет операции валютных бирж по покупке и продаже иностранной валюты, ЦБ РФ выдает разрешения, приостанавливает и отменяет операции валютных бирж по покупке и продаже иностранной валюты, устанавливает правила осуществления расчетов в РФ с иностранными государствами, международными организациями и правил проведения банковских операций; устанавливает правила осуществления расчетов в РФ с иностранными государствами, международными организациями и правил проведения банковских операций; осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; осуществляет банковский надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями РФ осуществляет банковский надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями РФ


Счетная палата Российской Федерации Постоянно действующий орган государственного финансового контроля Постоянно действующий орган государственного финансового контроля Функции: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, и др. Функции: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, и др.

А. В. СИГАРЕВ

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Курс лекций

для студентов всех форм обучения

по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление

степень: магистр

программа: Управление государственными и муниципальными финансами; государственное и муниципальное управление в субъекте РФ

Новосибирск, 2016


Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СИУ-филиала РАНХиГС

Рецензенты:

Осипов А.Г. - заведующий кафедрой правовых и социальных наук Сибирского университета геосистем и технологий, доктор исторических наук, профессор;

Маркеев А.И. - профессор кафедры конституционного и муниципального права СИУ - филиала РАНХиГС, к.ю.н, доцент.

Сигарев, А. В. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: курс лекций. / А.В.Сигарев; СИУ-филиал РАНХиГС. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2016.

В курсе лекций рассматриваются основные вопросы правового регулирования государственного и муниципального управления: понятие государственной власти и государственного управления, принципы правового регулирования государственного и муниципального управления, система источников правового регулирования государственного и муниципального управления. Подробно рассматривается правовое регулирование деятельности Президента РФ, Федерального Собрания, Правительства РФ, судебной власти, органов Прокуратуры РФ, а также органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Предназначен для студентов магистратуры всех форм обучения по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».


ПРЕДИСЛОВИЕ.. 6

ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ.. 8

РАЗДЕЛ I. 11

Введение в правовое обеспечение государственного и муниципального управления 11

ГЛАВА 1. Предмет, принципы, система и источники правового обеспечения управленческой деятельности. 11

1.1. К вопросу о понятии государственного управления 11

1.2. Государственное и муниципальное управление как предмет правового регулирования 14

1.3. Система источников правового регулирования государственного и муниципального управления. 20

1.4. Принципы правового регулирования государственного и муниципального управления 31

ГЛАВА 2. Основы правового регулирования деятельности государственных органов 45

2.1. Понятие и признаки государственной власти. 45

2.2. Понятие и признаки государственного органа. 47

2.3. Правовой статус государственного органа. 50

2.4. Система государственных органов в России. 53

ГЛАВА 3. Понятие, принципы, система и формы местного самоуправления в РФ 61

3.1. Понятие и политико-правовая природа местного самоуправления 61

3.2. Источники муниципального права. 67

3.3. Правовые основы муниципальной демократии. 75

3.4. Правовой статус органов местного самоуправления 89

ГЛАВА 4. Понятие, принципы и виды государственной службы в РФ. Муниципальная служба в РФ.. 101

4.1. Понятие и признаки государственной службы.. 101

4.2. Служебное право: понятие, источники, система. 105

4.3. Правовое регулирование государственной гражданской службы 109

4.4. Правовое регулирование муниципальной службы.. 112

РАЗДЕЛ II. 122

Основные институты государства и права в правовом обеспечении государственного и муниципального управления. 122

Глава 5. Президент РФ и главы субъектов РФ в системе государственного управления 122

5.1. Правовой статус Президента РФ как главы государства 122

5.2. Порядок избрания Президента РФ.. 124

5.3. Полномочия Президента РФ, его взаимоотношения с иными органами государственной власти. 128

5.4. Прекращение полномочий Президента РФ.. 137

5.5. Правовой статус глав субъектов РФ.. 142

Глава 6. Законодательная власть в системе управления государством. 150

6.1. Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации 150

6.2. Правовой статус Государственной Думы.. 153

6.3. Правовой статус Совета Федерации. 157

6.4. Основы федерального законодательного процесса. 159

6.5. Законодательные органы субъектов Российской Федерации 163

ГЛАВА 7. Исполнительная власть в системе управления государством 168

7.1. Понятие и виды органов исполнительной власти. 168

7.2.. Правовое положение Правительства РФ в системе исполнительной власти 171

7.3. Федеральные органы исполнительной власти. 174

7.4. Органы исполнительной власти субъектов РФ.. 180

ГЛАВА 8. Суд и прокуратура в системе управления государством 186

8.1. Судебная власть и правосудие. 186

8.2. Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции. Судебный департамент при Верховном Суде РФ.. 189

8.3. Арбитражные суды.. 193

8.4. Конституционный Суд РФ.. 194

8.5. Правовой статус судей. 199

8.6. Прокуратура. 201

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данный курс лекций представляет собой попытку в достаточно краткой форме раскрыть очень обширную тему правового обеспечения государственного и муниципального управления. Причем государственное управление в данном случае понимается в самом широком смысле - как деятельность всех органов и звеньев в системе публичной власти.

Государственное и муниципальное управление в России осуществляется целой системой органов, разделенных на ветви и уровни. Порядок формирования и деятельности каждого органа, его компетенция регулируется отдельным нормативным правовым актом, а нередко и несколькими такими актами. В этой связи данный курс лекций очень насыщен правовым материалом, он базируется на изучении нескольких десятков законов и подзаконных актов.

Более того, в представленном издании широко используются акты Конституционного Суда РФ, поскольку без них невозможно полное раскрытие темы. В актах Конституционного Суда РФ дается толкование многих конституционных принципов и норм, дается ответ на многочисленные спорные вопросы правотворчества и правоприменения.

С учетом того, что данный курс лекций адресован магистрантам и предполагает углубленное изучение материала, в издании затрагиваются различные проблемные вопросы. По ним автор высказывает свою точку зрения, но не навязывает ее, а предлагает читателям подумать и сформулировать свое мнение.

Данное учебное пособие не никоим образом не претендует на исчерпывающее изложение всего теоретического и юридического материала по теме, это было бы невозможно даже в рамках целой монографии. Как известно, чем шире предмет исследования, тем более поверхностно его изучение. Это пособие является скорее отправной точкой для дальнейшего изучения проблематики государственного и муниципального управления, своего рода «дорожной картой», на которой обозначены основные ориентиры.

В тексте курса лекций читатель встретит многочисленные отсылки к нормативным правовым актам. Это сделано специально для того, чтобы ориентировать обучающихся на изучение первоисточников. Для более полного и качественного изучения дисциплины необходимо обращаться непосредственно к изучению соответствующих правовых актов. Кроме того, после каждой главы содержится список основной и дополнительной литературы, к этим источникам тоже следует обращаться для более полного изучения темы.

Нужно учесть, что законодательство нашей страны постоянно меняется. Принимаются новые нормативные акты вместо ранее действовавших, вносятся многочисленные поправки. Данное пособие написано с учетом законодательства по состоянию на 1 мая 2016 года. С учетом возможных дальнейших изменений, читателю рекомендуется самостоятельно использовать компьютерные правовые базы «Гарант», «Консультант», «Кодекс», в которых нормативные правовые акты представлены в актуальной редакции.

При работе с данным курсом лекций рекомендуем придерживаться определенной последовательности действий. Прежде всего, нужно ознакомиться с изложенным в соответствующей главе лекционным материалом. Затем, для углубления знаний, следует изучить дополнительно рекомендованную литературу и нормативные правовые акты. После изучения каждой темы необходимо ответить на контрольные вопросы. Если при ответе на них возникли затруднения, следует вернуться к соответствующему разделу темы и более внимательно его изучить.


ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

Цель дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» состоит в формировании компетенций конструктивного взаимодействия с гражданами и институтами гражданского общества, другими организациями, способности и готовности к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества, владения технологиями управления персоналом и кадрового аудита, умения вырабатывать решения, учитывающие правовую и нормативную базу.

Для этого решаются следующие задачи:

Изучение государственного и муниципального управления как правового феномена, своеобразия форм организации власти народа, содержания государственных и муниципальных правовых отношений;

Представление важнейших принципов, сущности, содержания и форм основ правового обеспечения административной деятельности (менеджмента) в Российской Федерации;

Раскрытие сущности и своеобразия местного самоуправления как формы организации власти народа, соотношения власти местного самоуправления (муниципальной власти) и государственной власти;

Развитие студентами навыков толкования и применения законодательства в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц;

Приобретение навыков применения судебной, административной и хозяйственной практики в области менеджмента, принятия на их основе правовых решений и совершения иных юридических действий в точном соответствии с законом, а также установления фактов правонарушений, определения меры ответственности, наказания виновных и восстановления нарушенных прав.

Дисциплина «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» относится к базовой части профессионального цикла (М2.Б), предназначенной для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление».

Изучение данной учебной дисциплины осуществляется после изучения «Правоведения» («Право») и призвана закрепить у студентов уже полученные навыки логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности государственно-правового и экономико-правового процесса, государственного воздействия на экономику, правовое обеспечение управленческой деятельности и процессов администрирования, причинно-следственные связи, закладывает основы мировоззрения, формирует профессиональное правосознание и гражданскую позицию.

«Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» также логически связано с другой дисциплиной - «Правовые основы Российского государства», изученной на первой ступени высшего профессионального образования по различным направлениям бакалавриата, и в процессе изучения которой формировались основные общекультурные компетенции, направленные на овладение культурой мышления, способностью к анализу и синтезу.

Входные знания являются базой для дальнейшего углубленного изучения права, понимания закономерностей и причинно-следственных связей, выработки умения анализировать факты и прогнозировать последующее развитие отечественного законодательства. Необходимость и значимость изучения данной учебной дисциплины обусловлена как теоретическими, так и практическими факторами. Для решения тех сложных и масштабных задач, которые стоят в настоящее время, и буду стоять в течение всего обозримого будущего перед отечественными управленцами, требуются не только глубокие знания и умение профессионально работать на основе позитивного права, но и способность ориентироваться в многообразии институтов публичной власти в современном мире, с реализацией деятельности которых руководители неизбежно вступают в различного рода взаимосвязи.

Изучение правового обеспечения государственного и муниципального управления помогает глубже познать свою национальную правовую систему, способствует не только расширению общего кругозора выпускника соответствующего профиля магистратуры, но и выработке критического подхода к различным явлениям правовой жизни, умение видеть тенденции правового развития в рамках не только собственной правовой системы РФ, но и основных правовых систем современности.


Лекция №1

Людвиг Берне: «Правительство - паруса, Народ – ветер, Государство – корабль, Время – море»

Тема 1. Содержание системы государственного и муниципального управления.

    Объект и предмет государственного управления

    Уровни и ветви власти

    Государственное управление как система

    Принципы системы государственного управления

    Основы системы государственного управления

1. Объект и предмет государственного управления.

Россия как государство по конституции:

    федеративное

    правовое

    демократическое

    социальное

    светское

Государственный аппарат – субъектная структура, которая берет на себя ответственность профессионально решать вопросы и проблемы общества.

Специфика государственного управления заключается в том, что уполномоченный государственный аппарат осуществляет свои функции исключительно на профессиональной основе.

Виды государственного воздействия:

  • постепенное \ радикальное;

    прямое \ косвенное;

    эпизодическое \ постоянное;

Объекты государственного управления:

    социально – экономические процессы (принятие законов и т.д.);

    общественные институты (системы образования, защиты населения и т.д.);

    социальные группы (проблемы студенчества, молодежи, регионов);

    экономические системы.

2. Уровни и ветви власти.

Ветви власти – вертикально уполномоченные направления управленческой деятельности, определяемые в соответствии с принципом разделения властей, используемым в условиях демократического политического режима.

Уровни власти – упорядоченные ранги исполнительской деятельности, разделенные в соответствии с режимом делегирования полномочий (от высших уровней к низшим).

Предмет государственного управления – территориальное образование.

Государственное управление = Федеральное управление + Региональное управление!

Муниципальное управление – самостоятельная ветвь.

Признаки наличия государственного управления и ветвей власти:

    наличие специализированных органов государства;

    юридическое закрепление места;

    структура организации власти, горизонтальное и вертикальное соподчинение;

    цели, стоящие перед ветвями власти.

3. Государственное управление как система.

Разделение системы ГУ на ветви и уровни власти – это обеспечение бесперебойного функционирования управляемой системы на основе принципов пропорциональности, непрерывности в работе всех ее подразделений.

Государственное управление – процессы, регулирующие отношения внутри государства посредством разделения сфер влияния между основными уровнями и ветвями власти.

Назначение системы государственного и муниципального управления - обеспечить социальную стабильность, уверенность в завтрашнем дне, спокойствие, воспроизводство (расширенное, простое), высокие темпы роста (ВВП), повышение благосостояния населения.

Признаки системы ГМУ:

    целостность

    непрерывность

    суверенность

Система – связь элементов для единого задания.

Системный характер ГУ - обеспечение единства распорядительного и партнерского начала в практике, регулирования социальных отношений и процессов.

Функции системы ГУ: