Система защиты прав ребенка рф. Обеспечение защиты прав ребенка. Органы, осуществляющие защиту прав и интересов детей

Важным инструмент защиты прав детей является ювенальная юстиция . Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения. Этот подход основан на двух идеях:

  • - что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность;
  • - что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения.

Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение. Сегодня проблема организации системы ювенальной юстиции является одной из наиболее актуальных проблем России в области защиты прав детей.

Семейный кодекс РФ отводит правам несовершеннолетних целую главу. Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

Семейный кодекс РФ предусматривает, что родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение с детьми, их оскорбление или эксплуатацию.

В соответствии со ст. 56 СК РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и охраняемых законом интересов. Защита прав и интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом .

Родители названы законодателем в числе первых лиц, осуществляющих такую защиту. Родители осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка, до достижения им возраста 18 лет, т.е. до совершеннолетия. Причем родители должны защищать права и интересы детей, а не свои права и интересы. Если же родители уклоняются от защиты прав и интересов детей, злоупотребляют родительскими правами, то такая защита опять-таки возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 121 СК РФ).

Семейное законодательство предоставляет и ребенку право самостоятельно защищать субъективные права и охраняемые законом интересы (ст. 56 СК РФ).

При нарушении прав и интересов ребенка родителями он вправе самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд. Право ребенка на самозащиту означает существование обязанности органов, у правомочных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе соответствующие меры.

В соответствии со ст. 121 СК РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы их устройства, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Помимо этого, органы опеки и попечительства, защищая права детей в семье:

  • - предъявляют иск о лишении родительских прав, ограничении родительских прав;
  • - выступают в роли ответчика по делам о восстановлении в родительских правах, отмене ограничения родительских прав;
  • - дают заключения по делам, связанным с установлением усыновления, отменой усыновления;
  • - дают заключения по спорам, связанным с воспитанием ребенка в семье, в соответствии со ст. 79 СК участвуют в исполнении решений суда по делам, связанным с воспитанием детей.

Ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).

Прокурор , защищая права детей, использует следующие способы:

  • - предъявление иска о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, об отмене усыновления ребенка;
  • - предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка;
  • - непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка;
  • - внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона;
  • - опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей (при наличии оснований, предусмотренных законом.

Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей. Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу:

с семьями, в которых нарушаются права ребенка;

с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей;

участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье;

в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.

Защита прав ребенка в семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В их обязанности входит:

предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав;

осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности;

организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей;

подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

Приведенный перечень государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно считать исчерпывающим, так как на местах участие в защите прав детей могут принимать и другие органы (число которых постоянно растет):

Центры социальной помощи семье и детям,

Центры психолого-педагогической помощи населению,

Центры экстренной психологической помощи по телефону,

Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних,

Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Помимо защиты прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах (Конвенция о правах ребенка) являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ частью правовой системы РФ, и имеющей преюдициальное значение. Конвенция не только идентифицирует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами, но также делает возможным для ребенка утверждение своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12 Конвенции). В настоящее время Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в РФ.

Еще одним международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека . Дела такого рода против России уже подаются. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком.

Права детей, не достигших совершеннолетия, в России обеспечиваются несколькими законодательными актами, основными из которых являются Семейный и Гражданский Кодексы, а также Федеральный закон № 124-ФЗ. Все эти законы призваны защищать права детей до достижения ими совершеннолетнего возраста.

Защита прав детей включает в себя целый комплекс мер законодательного и организационного характера, рассчитанных не только на реализацию права ребёнка на рождение и благополучное развитие, но и оговаривающих функционирование государственных институтов, обеспечивающих эту реализацию.

Вся законодательная база по обеспечению правовой защиты детей в РФ находится в полном соответствии с Конвенцией ООН.

Условно права ребёнка можно разделить на несколько групп.

Первая группа оговаривает права ребёнка на проживание совместно с родителями, получение необходимой заботы, защиту от ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей и так далее. В основном эти права оговорены в Семейном Кодексе, а ответственность за их несоблюдение – в Административном и Уголовном Кодексах.

При рождении ребёнка у его родителей появляются дополнительные обязанности по отношению к нему, и они должны эти обязанности выполнять. Кроме того, что это оговорено в законодательстве, родительские обязанности также должны отвечать нормам морали. Права ребёнка не должны ущемляться даже при прекращении отношений между супругами.

При расторжении брака родителей несовершеннолетние дети получают право на получение алиментных выплат для обеспечения условий для развития и получения образования. Ущемление прав детей недопустимо также, если оба родителя лишаются своих прав в отношении ребёнка. В этом случае государство берёт на себя ответственность за их развитие, воспитание и образование.

Ко второй группе относятся права детей на охрану здоровья и отдых. Все несовершеннолетние обеспечиваются бесплатной медицинской помощью, услугами по профилактике заболеваний. В случае необходимости им гарантируется соответствующее санаторное лечение.

Дети, имеющие хронические и трудноизлечимые заболевания, должны получать бесплатные лекарства по утверждённым спискам.

К этой же группе можно отнести права несовершеннолетних на охрану их труда. До достижения восемнадцати лет запрещается использовать труд ребёнка на многих производствах. Если по условиям труд всё же допускается, то устанавливается укороченный режим работы. Кроме этого несовершеннолетние имеют право на отпуск в любое время года по желанию, совмещение работы с учёбой и так далее. Контроль над обеспечением прав возлагается на инспекторов по труду, органы опеки, органы исполнительной власти.

Третья группа оговаривает права детей на получение образования, как обычного среднего, так и дополнительного. Ребёнок вправе заниматься культурной деятельностью, искусством, принимать участие в деятельности любых кружков, спортивных секций. Наряду с этим законодательно закреплено право детей на отдых и проведение досуга по собственному усмотрению.

Четвёртая группа включает личные права ребёнка. С определённого возраста дети не только имеют право на своё собственное мнение, но могут его высказывать. Например, с десятилетнего возраста ребёнка родители должны учитывать его мнение при принятии некоторых решений, касающихся его самого.

Дети могут самостоятельно обращаться в органы опеки в любых случаях, когда нарушаются их права. После того, как достигнут четырнадцатилетнего возраста, дети могут самостоятельно обращаться в судебные органы и прокуратуру по тем же вопросам. С этого же возраста у ребёнка появляется возможность отстаивать свои права в судебных заседаниях.

Пятая группа объединяет экономические права ребёнка. Никто не вправе лишить ребёнка его собственности до достижения им восемнадцатилетнего возраста. При разводе родителей и размене недвижимости обязательно должна выделяться доля, которая будет закреплена за несовершеннолетними.

Ребёнок также имеет право на самостоятельное распоряжение своими доходами (начиная с четырнадцатилетнего возраста), например, стипендией. Имущественные права детей соблюдаются особо строго. Именно поэтому большинство сделок для родителей, имеющих несовершеннолетних детей, требует согласования в органах опеки.

Шестая группа прав помогает защитить несовершеннолетних детей от любых видов информации, способных навредить их развитию, как физическому, так и нравственному. Сюда относится запрет на рекламу алкоголя и сигарет, наркотиков, порнографии и так далее.

Для защиты прав детей используются возможности Административного и Уголовного Кодексов. Как правило, любые нарушения их прав, преследуются строже, чем в отношении других граждан Российской Федерации.

НОУ ВПО Институт Управления Бизнеса и Права

Донецкий филиал

Защита прав ребёнка в Российской Федерации

Выполнила:

студентка 2-го курса,

специальности 030501.65

"Юриспруденция"

Ржевская Марина Викторовна

Научный руководитель:

доктор филофских наук, профессор

Гетманов Иван Петрович

г. Донецк

Введение

1. Права ребёнка в РФ

Основные проблемы детства в РФ

Защита прав ребёнка в суде

Заключение

Список литературы

защита право ребенок суд

Введение

Проблема защиты прав ребенка всегда была актуальной для России. Нарушения прав именно данной категории населения приобрели особую остроту в последние годы. Отсутствие эффективных механизмов защиты прав детей, в особенности права на жизнь и воспитание в семье, приводит к постоянному росту количества несовершеннолетних, помещаемых в государственные детские учреждения.

Принятые в последние годы правовые акты (в том числе Гражданский процессуальный кодекс РФ), закрепляющие право ребенка на защиту не позволяют ответить на вопросы, возникающие в практической деятельности по защите его прав. Поэтому право ребенка на защиту зачастую остается нереализованным. Между тем, Конвенция о правах ребенка ООН, основной международный документ, регулирующий права детей, предусматривает обязанность государства обеспечить ребенку защиту, необходимую для его благополучия и принять для этого все соответствующие законодательные и административные меры (ст. 3). Это положение Конвенции находит свое отражение в ст. 2 Конституции РФ, где сказано: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом государство обязано не только создавать систему защиты прав и свобод, в которую должны быть объединены различные органы, предназначенные для защиты прав и свобод гражданина, но и предусматривать и устанавливать четкие процедуры такой защиты.

Объектом исследования является защита прав человека.

Предметом исследования - защита прав ребёнка.

Задачи: 1) Выявить права ребёнка в Российской Федерации;

) Определить основные проблемы детства;

3) Выяснить в каком порядке проходит защита прав ребёнка в суде.

Степень исследования. Защита прав ребенка - одна из самых важнейших тем в современном мире. Эту тему взяли во внимание такие научные деятели, как Кравчук Н.В., кандидат юридических наук, сотрудник Московской Хельсинкской группы, А.М. Нечаева, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор и многие другие.

Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей, как в обществе, так и в семье. И трудно сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь - государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что декларируемый интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, как физическим, так и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию правовым предписаниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку.

1. Права ребёнка в РФ

ПРАВА РЕБЕНКА - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признается каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Определение прав ребенка логически вытекает из основных идей Всеобщей декларации прав человека. Ее отдельная статья посвящена детям. В ней указывается, что "Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь". Таким образом, признавая равные права детей на все свободы, провозглашенные в декларации, международное сообщество признает необходимость дополнительной помощи и поддержки детям.

Для гармоничного развития личности ребенок должен расти в атмосфере любви и добра, в семье, среди близких и любящих людей. Задача взрослых - помочь ребенку подготовиться к самостоятельной жизни, стать полноправным членом общества, создать ребенку условия для нормального физического и интеллектуального развития.

Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В начале 20 века права детей, как правило, рассматривались в контексте существующих проблем использования детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних. Необходимость законодательно обеспечить охрану здоровья детей, защиту их прав побудила Лигу Наций принять Женевскую декларацию прав ребенка в 1924.

Следующим важным шагом стало принятие ООН в 1959 Декларации прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что "Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения". Документ состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдение которых должно позволить "обеспечить детям счастливое детство".

Конвенция о правах ребенка. К концу 1970-х уровень развития общества, положение детей, новые проблемы - показали, что одних декларативных принципов недостаточно. Требовались документы, в которых бы на основе юридических норм были закреплены меры и способы защиты прав детей. В этих целях в 1974 была принята Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов. В 1986 - Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном (принимающая семья - соотечественники) и международном (принимающая семья - иностранцы) уровнях.

В течение 10 лет (с 1979 по 1989) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.

В соответствии с этими принципами:

Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения, как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в "духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности".

2. Основные проблемы детства в РФ

Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 годы численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.

Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2009, в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные - "социальные сироты" при живых родителях. Из них воспитанников государственных учреждений - 173,4 тыс. человек.

Число фактически безнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс. подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на конец 2009 более 27 тыс. детей и подростков находились в следственных изоляторах и колониях.

В России почти 30 тысяч воспитанников интернатов для детей-инвалидов, 40% из них официально признаны "необучаемыми". Как результат действующих, зачастую формальных, процедур диагностики умственной отсталости ребенка, тысячи российских детей вместо необходимой социальной реабилитации оказываются навсегда изолированными от общества и лишенными возможности нормально развиваться. Дети, как правило, помещаются в государственные интернаты, где не предусмотрены специальные программы развития и социальной реабилитации. В результате они еще больше деградируют, всю жизнь проводят в замкнутом пространстве, не имея никакой возможности общаться со сверстниками, вести эмоционально и социально насыщенную жизнь.

Между тем практика работы общественных организаций с детьми-инвалидами наглядно демонстрирует, что возможно обучение и развитие умственно отсталых детей. Для этой цели существует масса методик и технологий, как западных, так и российских. Дети, признанные "необучаемыми", в результате этих занятий вполне способны научиться читать, писать, пользоваться компьютером, освоить какие-либо профессиональные навыки.

Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. По числу детей-сирот, приходящихся на каждые 10 тысяч детского населения (а по данным Государственного Комитета России по статистике в 2000 в Российской Федерации проживало почти 40 млн. детей), Россия занимает первое место в мире.

Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %.

Качественно новое явление - так называемое "скрытое" социальное сиротство, результат которого - безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе, при этом нарушения их прав - на нормальные жизненные условия, на защиту взрослых, на обеспечение образования, медицинского ухода и т.п. - не поддаются исчислению.

По существующему законодательству РФ выпускники и воспитанники детских сиротских учреждений обладают правом на получение бесплатного жилья. Однако этот закон часто не соблюдается, а сами дети, как правило, не обладают достаточными знаниями, чтобы отстоять свои права. Нередки случаи, когда подростков обманом вовлекают в махинации с квартирами, в результате которых ребенок остается без жилья. С помощью сотрудников "Соучастия в судьбе" сотни выпускников детских домов смогли добиться восстановления в правах на жилье, получить квартиры.

Общественные организации занимаются не только жилищными правами детей-сирот. Они ведут активную работу практически во всех направлениях сферы помощи детям и семьям.

Защита прав ребенка осуществляется в предусмотренном российским законом порядке - судебном и административном. Применение того или иного порядка защиты имеет свои преимущества и зависит от конкретного нарушения прав ребенка. Эффективность защиты зависит от четко определенных, детально разработанных и действенных ее механизмов. При отсутствии таких механизмов правоприменительная деятельность, то есть реализация правовых норм, предусматривающих защиту, будет затруднена.

Право граждан на защиту в судебном порядке закреплено в Конституции Российской Федерации (ст. 46),

Право на судебную защиту принадлежит каждому физическому лицу, а следовательно, и несовершеннолетнему, который может защищать свои права в суде с помощью родителя или иного законного представителя. В судебном порядке может быть защищено любое нарушенное или оспоренное право ребенка.

Судебный порядок защиты прав ребенка в Российской Федерации имеет ряд особенностей. Это связано с тем, что по понятным причинам дети не способны самостоятельно защищать свои права и отстаивать собственные интересы. Поэтому в судебном процессе интересы ребенка представляют его законные представители (родители, усыновители, опекуны и попечители, приемные родители), хотя суд обязан привлекать к участию в деле и самих несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Защита семейных прав ребенка в судебном порядке осуществляется прямо и косвенно. В первом случае речь идет о спорах, непосредственно связанных с семейным воспитанием несовершеннолетнего, куда входят дела:

по определению места жительства детей при раздельном проживании их родителей (ч. 3 ст. 65 СК РФ);

по обеспечению права ребенка на общение с родителем, проживающим от него отдельно (ч. 2 ст. 66 СК РФ);

по защите права на общение с другими близкими родственниками (ч. 3 ст. 67 СК РФ);

по лишению родительских прав (ст. 70 СК РФ);

по восстановлению в родительских правах (ст. 72 СК РФ);

по ограничению родительских прав (ст. 73 СК РФ);

по отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ);

по усыновлению ребенка (ст. 125 СК РФ);

по отмене усыновления (ст. 140 СК РФ).

Косвенная судебная защита прав детей осуществляется с помощью норм семейного законодательства не относящихся прямо к семейному воспитанию ребенка. В их число входят дела:

по установлению отцовства в судебном порядке (ст. 49 СК РФ);

по установлению судом факта признания отцовства (ст. 50 СК РФ);

связанные с оспариванием отцовства (материнства) (ст. 52 СК РФ);

по спорам о защите имущественных прав детей (ч. 2 ст. 60 СК РФ);

по установлению и признанию отцовства несовершеннолетним родителем (ч. 3 ст. 62 СК РФ);

по взысканию алиментов в судебном порядке (ч. 2 ст. 80 СК РФ).

Данный перечень исчерпывающим не является. Кроме того, косвенная защита прав ребенка может осуществляться с помощью иных отраслей законодательства (гражданского, административного, уголовного, трудового и др.). Примерами в данном случае могут послужить нормы жилищного законодательства, касающиеся порядка передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, порядка приватизации жилых помещений, выселения без предоставления другого помещения лиц, лишенных родительских прав.

В последние годы в России широко распространена точка зрения о необходимости вынесения определенной категории дел, затрагивающих права детей, за пределы компетенции обычных судов, то есть о создании в России ювенальной юстиции.

Ювенальная юстиция - термин международный, обозначающий специализированную систему правосудия в отношении несовершеннолетних. Ювенальные суды в их различных модификациях более ста лет успешно функционируют во многих странах мира: Италии, Японии, Польше, Франции, США и других. В России, в настоящее время, говоря о ювенальной юстиции, имеют в виду главным образом защиту несовершеннолетних правонарушителей. Защита жизненно важных семейных прав ребенка не входит в орбиту рассмотрения ювенальных судов. Между тем, если бы уделялось больше внимания соблюдению права ребенка на жизнь и воспитание в семье, удалось бы избежать совершения несовершеннолетними многих правонарушений и преступлений.

Все аргументы и идеи обсуждаются с ребенком, и только в определенных случаях - с его родителями или опекунами. Обстановка в процессе скорее походит на доверительный разговор, чем на судебный процесс в российском его понимании. Возможность рассмотрения вопросов, как уголовного, так и семейного права одним судьей, уже знакомым с ребенком и его проблемами значительно повышает эффективность принятых судом решений. К сожалению, в России эти вопросы рассматриваются разными судьями. И если необходимость реформирования уголовной системы защиты прав несовершеннолетнего уже широко признана, то реформирование порядка и способов защиты семейных прав ребенка остается пока открытым. Для того, чтобы быть допущенными к работе в детском департаменте, голландские судьи должны иметь значительный опыт работы и пройти определенную подготовку. Имеет смысл ввести обязательную специальную подготовку и для российских судей, ведущих дела, затрагивающие права и интересы детей. Причем эта подготовка должна включать в себя помимо ознакомления с международными стандартами защиты прав детей и основы психологии ведения дела с участием несовершеннолетнего.

Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс Российской Федерации.

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Федеральный закон об образовании.

Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

У российских детей, наконец, появился защитник их прав государственного масштаба. В этом году был учрежден институт Уполномоченного по правам ребенка в России, на должность которого 1 сентября был назначен Алексей Головань. Ранее правозащитник занимал аналогичную должность на уровне Москвы.

На сегодняшний день Уполномоченные по правам ребенка есть в 20 регионах России, институты омбудсменов действуют как самостоятельные органы, либо как подразделения института уполномоченного по правам человека.

Заключение

В данной работе я выявила права и свободы ребенка в РФ, попыталась обозначить основные проблемы детства в России, а также определила каким образом можно защитить права ребенка в суде.

Детство - надежда и будущее человечества; ребенок - существо, которому еще только предстоит стать человеком. Конвенция о правах детей - международно-правовой акт и универсальный стандарт, который служит мерилом основных прав детей в мире. Конвенция имеет равное значение для народов, во всех регионах мира.

Конвенция - правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка, Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

К сожалению, не всегда соблюдаются все правовые нормы в области защиты детства. Не смотря на то, что в нашей стране помимо проблем ребенка, существует еще масса нерешенных, особое внимание, по моему мнению, стоит уделять именно детям. Ведь дети - это наше будущее. И в зависимости от того, как мы их воспитаем и как к ним отнесемся, будет зависеть будущее нашей страны.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1.Конституция Российской Федерации

2.Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года

Семейный кодекс РФ. Москва 2010

ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 № 103-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 21.12.2004 № 170-ФЗ)

Научные статьи:

Мельникова Э., Ветрова Г. "Российская модель ювенальной юстиции (теоретическая концепция)"

Кравчук Н.В., кандидат юридических наук, сотрудник Московской Хельсинкской группы /Государство и право, 2004, №6.

А.М. Нечаева, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор "Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика"

Смирнова Е.С. Проблемы защиты прав ребенка в рамках института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Альтшуллер Б.Л. О соблюдении прав детей в Российской Федерации / "Права женщин в России", 2002, № 2

  • Семейный кодекс РФ;
  • Конституция РФ;

Конвенция о правах ребенка

Права детей в России

Необходимо отметить, что реализация данного права не должна зависеть от того, состоят ли родители в браке или нет. Сегодня судебная практика такова, что при разводе несовершеннолетний остается, как правило, с матерью. При этом в большинстве случаев в решении устанавливается право отца и прочих родственников видеться и общаться с ребенком.

В качестве основного документа, принятого на международном уровне, выступает Конвенция прав ребенка. В России ее положения являются основополагающими для всех прочих законов. В этом документе присутствует 54 статьи. Все положения распространяются на всех детей мира. В РФ основным документом считается ФЗ №124. Он устанавливает гарантии прав ребенка на территории страны. Кроме указанных документов, к нормативным актам, регулирующим данную сферу, относят:

Основные права ребенка в Российской Федерации

Согласно Конституции РФ, несовершеннолетние имеют право на получение дошкольного, общего и среднего образования. Причем законодательство защищает права людей с ограниченными возможностями. Подросток сам может выбрать учебное заведение и форму обучения.

Чтобы обеспечить нормально физическое и психологическое развитие детей в России принят закон, который дает четкое определение опасной информации. В ФЗ № 436-ФЗ от 29.12.2010 указан перечень опасных данных, которые оказывает негативное воздействие на разум ребенка:

Права ребенка

  • касающиеся равенства всех малолетних граждан, без учета половой принадлежности, расовой принадлежности, языка, цвета кожи, а также, национальности и социального происхождения;
  • относительно обеспечения социальной поддержки детям;
  • по созданию полноценных условий для проживания, всестороннего развития;
  • обеспечение сохранности достоинства несовершеннолетних граждан, их прав и свобод, гарантированных государством;
  • касающиеся получения имени, фамилии и отчества.

Каждый из актов направлен на защиту прав и интересов детей, а также на сохранение гарантированных для них свобод. Рассмотрим некоторые нюансы, связанные с тем, как регулируются такие правоотношения в России и каким образом обеспечиваются права несовершеннолетних граждан.

Краткий обзор основных прав несовершеннолетних детей в Российской Федерации

Защита прав ребенка осуществляется через органы опеки и судебные инстанции, в которые нужно обратиться с письменным заявлением, а ответчику в случае удовлетворения искового заявления придется еще оплатить госпошлину. Чаще всего нарушителями прав ребенка оказываются его родители, для которых предусмотрены две категории санкций, налагаемых государством, – ограничение в родительских правах и полное лишение права родителя.

Закон не только декларирует права маленького человека, но и гарантирует их соблюдение. Осуществлять защиту своих прав ребенок может самостоятельно или с помощью законных представителей. Законодательство предусматривает случаи, когда гражданин, не достигший 18-летнего возраста, признается полностью дееспособным и может без чьей-либо помощи обращаться в суд и отстаивать свои права.

Права детей в России и Конвенция о Правах Ребенка

Основополагающим международным документом в защите детей является Конвенция о правах ребенка . Ее приняли 20 ноября 1989 г.страны во главе с Организацией Объединенных Наций. Вступила в силу со 2 сентября 1990 г., после того как ее ратифицировали 20 государств. В их числе был и СССР. После присоединения к Конвенции она получила статус закона на территории бывшего СССР, а в настоящее время на территории Российской Федерации.

  • Семейный кодекс РФ;
  • Конституция РФ;
  • Законодательство РФ об охране здоровья граждан;
  • Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;
  • Федеральный закон об образовании;
  • Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;
  • Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Закон о правах ребенка в России

Данный перечень норм – один из самых важных ввиду того, что воспитание в семье дает возможность детям нормально развиваться физически, нравственно и интеллектуально.
И в случае пренебрежения ими предусмотрена ответственность, прописанная Административным и УК РФ.

Родители, которые издевались над своим ребенком, вынуждали заниматься противоправными действиями, могут расстаться со своей свободой на срок до 7 лет.Если вовлечение в махинации и другие более тяжкие нарушения произошло по вине группы лиц, то мать или отца могут посадить на 5-8 лет.

Права ребенка — все о правах детей

  1. Личные неимущественные:
    • на информацию о родителях — права ребенка на знакомство с кровными родителями особенно важны в случае усыновления или лишения последних родительских прав;
    • на проживание и беспрепятственное общение с родственниками — без существенных причин, оговоренных в законах, никто не может забрать малыша у родителей или запретить с ними общаться, это же право распространяется и на других родственников;
    • на получение заботы от обоих родителей — и отец, и мать обязаны воспитывать свое дитя и обеспечивать ему всестороннее развитие.
  2. Имущественные — подразумевают получение от родителей (опекунов) материального содержания, необходимого для жизни и развития: жилого пространства, одежды, обуви, питания и т.д. Кроме того, малолетним может принадлежать имущество или денежные средства, полученные по наследству или в качестве подарка. Распоряжаться этим в полной мере они могут лишь с момента совершеннолетия, а до этого времени задача представлять их интересы ложится на плечи родителей (опекунов).
  1. На имя. При этом при достижении подросткового возраста несовершеннолетний получает возможность сменить имя (фамилию) по собственному желанию, которая до 14 лет реализуется его родителями (представителями).
  2. На жизнь, личную неприкосновенность и свободу. Никто (включая и родителей) не в праве причинять несовершеннолетнему вред, проводить с ним незаконные медицинские манипуляции, лишать его свободы и т.д.
  3. На беспрепятственное выражение собственного мнения, которое берется во внимание с учетом возраста. Согласие на те или иные перемены в жизни (усыновление, смену имени, проживание с мамой или папой)начинают спрашивать после 10-летия. С 14-летней отметки подросток имеет возможность самостоятельного обращения в суд и правозащитные организации.
  4. На свободу выбора религии.
  5. На уход и материальное содержание. Если несовершеннолетний вынужден жить не в семье, его обязаны содержать опекуны или государственные органы.
  6. На заботу и обеспечение потребностей.
  7. На образование и посещение различных учреждений.
  8. На защиту от насилия и вовлечения в прием наркотических веществ.

Права ребенка в России: с рождения до совершеннолетия

С наступлением 15 лет ребенок принимает решение о медицинском вмешательстве, заключить договор на выполнение труда в легких объемах. 16 лет - это возраст, с которого разрешается вступать в брак, осуществлять права родителя, в неделю работать до 35 часов, стать участником кооператива, право на эмансипацию.

Российское государство признает высокую значимость детского этапа (до наступления 18 лет) в становлении полноценной личности. Исходя из приоритетного принципа подготовки детей к самостоятельной жизни в социуме, государство ориентируется на формирование личной гражданской ответственности, развитие значимой для общества активной деятельности, воспитание не угасающего патриотического чувства наравне с высокой нравственностью.

Права и обязанности несовершеннолетних

  • совершать мелкие бытовые сделки;
  • совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации;
  • совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения;
  • на имя;
  • жить и воспитываться в семье, насколько это возможно;
  • знать родителей и жить вместе с ними (если это не противоречит интересам ребенка);
  • на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
  • на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
  • выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
  • на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
  • на гражданство;
  • иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
  • на самостоятельное обращение в орган опеки и попечительства за защитой своих прав;

В международном праве предусматривается необходимость защиты прав ребенка от следующих посягательств:

а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, или посягательства на честь и достоинство;

б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;

в) экономической эксплуатации и выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;

г) незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;

д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;

е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания;

ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст.16, 19, 32-34, 37 Конвенции о правах ребенка).

Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать:

· как разработку социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также осуществления других форм предупреждения и выявления случаев жестокого обращения с ребенком,

· так и законодательные, административные, просветительные и иные меры (ст.4, 19, 33 Конвенции о правах ребенка).

В Российской Федерации государственные мероприятия (организационные, социальные, правовые) по защите прав ребенка в соответствии с требованиями Конвенции о правах ребенка осуществляются, как правило, на основе специальных нормативных правовых актов .

Принято выделять две основные формы защиты прав: юрисдикционную и неюрисдикционную.

Юрисдикционная форма защиты - это деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав (суд, прокуратура, орган опеки и попечительства, орган внутренних дел, орган загса и др.).

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выделяют общий (судебный) и специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.

Неюрисдикционная форма защиты - это действия граждан и негосударственных организаций по защите прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к компетентным органам. Такие действия называют самозащитой прав.



Защита семейных прав согласно ст.8 Семейного Кодекса РФ (далее – СК) осуществляется в судебном порядке по правилам гражданского судопроизводства, а в случаях, предусмотренных СК, - государственными органами или органами опеки и попечительства. Возможность судебной защиты членами семьи своих семейных прав отнесена к основным началам семейного законодательства, что соответствует и требованиям ст.46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей судебную защиту прав и свобод каждого гражданина Российской Федерации.

Защита нарушенных или оспоренных семейных прав происходит в суде общей юрисдикции в порядке искового производства или производства, возникающего из административно-правовых отношений.

Основания, в силу которых возможны обращения в суд за защитой прав ребенка, весьма разнообразны и, как правило, указаны в СК, например:

установление отцовства и материнства (ст.48-50);

оспаривание отцовства и материнства (ст.52);

разрешение разногласий между родителями о воспитании и месте жительства несовершеннолетних детей (ст.65-66);

осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (ст.66);

устранение препятствий к общению ребенка с родственниками (ст.67);

защита родительских прав (ст.68);

лишение родительских прав (ст.70);

восстановление в родительских правах (ст.72);

ограничение родительских прав (ст.73);

взыскание алиментов на несовершеннолетних детей и совершеннолетних нетрудоспособных детей (ст.80; 85);

изменение размера алиментов и освобождение от уплаты взысканных в судебном порядке алиментов (ст.119) и др.

Таким образом, к компетенции суда закон относит принятие решений по наиболее важным вопросам в сфере защиты прав ребенка.

Защита прав ребенка в предусмотренных законом случаях осуществляется государственными органами. К ним относятся не только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но и прокуратура, органы внутренних дел, органы загса, воспитательные учреждения. Так, СК обязывает органы исполнительной власти принимать меры по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей (ст.122-123, 126, 169, п.2). В этих целях органы исполнительной власти должны организовывать учет детей, оставшихся без попечения родителей, и оказывать содействие в устройстве таких детей в семьи. Органы внутренних дел могут участвовать в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст.79), а также в розыске лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов. Органы загса правомочны восстанавливать брак в случае явки супруга, объявленного судом умершим или признанного судом безвестно отсутствующим (ст.26), устанавливать отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, на основании совместного заявления отца и матери ребенка (п.3 ст.48) и т. д.



Действия прокурора по защите прав ребенка могут выражаться в предъявлении в суд ряда требований: о лишении родительских прав (ст.70); об ограничении родительских прав (ст.73); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов (ст.102); об отмене усыновления ребенка (ст.142). Кроме того, прокурор обязан участвовать в делах: о лишении, восстановлении и ограничении родительских прав (ст.70, 72-73), об отмене усыновления ребенка (ст.140) и в других случаях (например, по делам об установлении усыновления ребенка он обязан осуществлять надзор за законностью (ст.77 СК).

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения, возлагается законом на администрацию этих учреждений (п.1 ст.147 СК). Воспитательные учреждения выполняют обязанности опекунов (попечителей) воспитанников, направляют сообщения в органы опеки и попечительства о возможности их передачи на воспитание в семью.

Защита семейных прав осуществляется и органами опеки и попечительства - органами местного самоуправления, наделенными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящими в систему органов государственной власти, но только в случаях, непосредственно предусмотренных СК. Организация и деятельность этих органов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ. В соответствии со ст.121 СК на органы опеки и попечительства возложена защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, что требует от них выявления, учета, устройства таких детей и последующего контроля за условиями содержания и воспитания детей (ст.122 и 123). Защита прав выпускников воспитательных учреждений - также обязанность органов опеки и попечительства (п.3 ст.147).

В целом можно (условно) выделить три основные формы защиты семейных прав органами опеки и попечительства:

а) самостоятельное принятие решений в пределах своей компетенции (включая дачу согласия либо разрешения на какие-либо действия);

б) направление соответствующих требований в суд в порядке искового производства;

в) участие в судебном разбирательстве.

К полномочиям первого вида представляется возможным отнести право органа опеки и попечительства давать согласие: на установление отцовства по заявлению только отца ребенка (ст.48); родителям - на изменение имени, фамилии ребенку, не достигшему возраста четырнадцати лет (ст.59); на контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом (ст.75); на усыновление ребенка несовершеннолетних родителей - при отсутствии их родителей или опекунов (попечителей) (ст.129).

Сюда же можно включить полномочия по разрешению разногласий между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями ребенка (ст.62); по разрешению разногласий между родителями о воспитании и образовании детей (ст.65); по назначению представителя для защиты прав и интересов детей (ст.64); по решению вопроса об общении ребенка с родственниками (ст.67); по заключению с приемными родителями договора о передаче ребенка на воспитание в семью (ст.151-152).

К полномочиям второго вида относятся право органа опеки и попечительства требовать признания недействительным соглашения об уплате алиментов по основаниям, предусмотренным законом (ст.102), право требовать отмены усыновления ребенка (ст.142), а также право предъявлять требование о лишении родительских прав (ст.70), об ограничении родительских прав (ст.73) и о взыскании алиментов на детей (ст.81). Соответствующее требование органа опеки и попечительства оформляется исковым заявлением в суд.

К полномочиям третьего вида относится право органа опеки и попечительства участвовать в рассмотрении судами дел: об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (ст.66); о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах (ст.70, 72); об ограничении родительских прав и об отмене ограничения родительских прав (ст.73, 76); об установлении усыновления ребенка (ст.125, 129); об отмене усыновления ребенка (ст.140).

Определенные меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних в соответствии со ст.11 Федерального закона от 24 июня 1999 года "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"*(18) осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления. В частности, они наделены правом предъявлять в суд требование о лишении родительских прав (ст.70).

Положительно, что Законом об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (ст.9) предусмотрены специальные меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его воспитания и образования образовательными учреждениями: а) создание в образовательных учреждениях по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений обучающихся; б) проведение по ходатайству обучающихся с участием их выборных представителей дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка; в) обращение обучающихся за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы при несогласии с решением администрации образовательного учреждения; г) проведение обучающимися собраний и митингов по поводу нарушения их законных прав и интересов.

Законом не исключается и самозащита гражданами своих семейных прав путем совершения действий, пресекающих нарушение права.

СК (п.1 ст.56) установлено, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями).

Несовершеннолетнему, признанному в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия (п.2 ст.21, п.1 ст.27 ГК; п.2 ст.13 СК), предоставлено право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе свое право на защиту. В случаях, предусмотренных законом, по делам, возникающим из трудовых и брачно-семейных правоотношений и из сделок, связанных с распоряжением полученным заработком, несовершеннолетние имеют право лично защищать в суде свои права и охраняемые законом интересы. Привлечение к участию в таких делах родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи зависит от усмотрения суда (ст.32 ГПК).

Право ребенка на защиту включает и возможность самостоятельного принятия им (независимо от возраста) некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов.

Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию, образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в суд. Последствия такого обращения могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства (ст.77 СК), лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке (ст.69, 73).

Реальному осуществлению права ребенка на защиту должны способствовать введение практики ознакомления детей через школьную программу с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье, освещение в средствах массовой информации прецедентов - процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.

Определенной гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установление п.3 ст.56 СК обязанности должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушении его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.