Сочинение «Лирика В. В. Маяковского
1. Ранняя сатира Маяковского.
2. Сатира в борьбе с пережитками прошлого.
3. Сатирическое изображение действительности в творчестве поэта.
Смех не может ничего убить, смех может только придавить.
В. В. Розанов
На всех этапах своего творчества В. В. Маяковский создавал сатирические произведения. В начале своей писательской деятельности поэт сотрудничал с журналами «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», основная тематическая направленность которых вполне ясна из названия. И в стихах, и в пьесах Маяковский отдавал предпочтение сатире. Темы, образы подвергавшиеся осмеянию поэта, менялись с течением времени. Основная характеристика сатиры поэта — ее актуальность, соответствие настроениям эпохи.
В ранней поэзии Маяковского сатира пронизана духом антибуржуазности, и сатирические произведения не лишены романтизма. В стихах его можно увидеть конфликт, традиционный для романтической поэзии: конфликт творческой личности против общества, бунт, одиночество, желание раздражать и эпатировать «богатых и сытых». Эпатаж был типичен для футуризма, направления, к которому принадлежал Маяковский. Сатирическое изображение чужой обывательской среды характеризует поэзию Маяковского того периода. Поэт видит ее бездуховной, погруженной в мир низменных интересов, в мир вещизма, как в стихотворении «Нате» (1913):
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, — на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.
«Устрицы», смотрящие «из раковин вещей», буржуа и мещане, стали основным объектом высмеивания Маяковского. Сатира его была направлена на борьбу с бездуховностью. Уже в ранней сатирической поэзии автор использует традиционные для сатирической литературы художественные средства. Например, в названии многих его произведений мы видим ироническое употребление слова «гимны». Почему ироническое? «Гимн обеду», «Гимн ученому», «Гимн критику»... Особенно показательно первое из перечисленных названий. Гимном называется торжественная песнь. Торжественная песнь обеду? Да, в сатирическом ключе. У Маяковского гимны — злая сатира. Герои его — унылые люди, не умеющие радоваться жизни, стремящиеся лишить окружающий мир свободы, яркости и многогранности. Герои Маяковского стремятся регламентировать жизнь, подчинить ее ряду правил. Особенно яркая сатира слышится в «Гимне обеду». Героями этого произведения стали сытые, символизирующие ненавистную Маяковскому буржуазность. Вместо человека героем стихотворения стал... желудок. Вместо целого называется часть. Прием этот в литературоведении называется синекдохой. И вот как это звучит в «Гимне обеду»:
Желудок в панаме!
Тебя ль заразят величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя,
кроме аппендицита и холеры!
Поворотным моментом в творчестве Маяковского в определенной степени можно назвать сочиненную в 1917 году частушку:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит,
буржуй.
Здесь Маяковский еще не отошел от свойственного его раннему творчеству романтизма, но уже ощущается влияние идей новой власти. Поэт искренне поверил в революцию. Он ожидал явления новой власти как глотка свежего воздуха, как избавления от буржуазной ограниченности, мещанского «вещизма». Но взаимоотношения поэта и новой власти сложились не так гладко, как ему представлялось. Впрочем, это тема для целого исследования.
Сатира Маяковского с 1917 года встала на службу новой власти. Высмеивать врагов революции было для поэта равноценно борьбе с ними. Ведь смех — это тоже оружие. В первые годы после революции Маяковский писал стихи, составлявшие «Окна РОСТА», агитационные плакаты на злобу дня. Маяковский и как поэт, и как художник принимал участие в их создании. В «Окнах РОСТА» поэт использует такие средства художественной выразительности, как гротеск, пародию, гиперболу. Героями его злободневных стихов были белые генералы, несознательные крестьяне и рабочие и, конечно же, буржуи — обязательно с толстыми животами, в цилиндрах.
Маяковский предъявлял к новой жизни и новой власти максималистские требования. Именно поэтому сатира его коснулась и недостатков советской эпохи. Эти тенденции отразились, например, в таких сатирических стихах поэта, как «О дряни», «Прозаседавшиеся». В стихотворении «Прозаседавшиеся» Маяковский создает гротескную картину постоянных заседаний. В стихотворении «О дряни» он вновь обращается к антиобывательскому пафосу:
Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники,
живут и поныне —
тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.
Безобидные, на первый взгляд, детали быта, такие как самовар или канарейки, ассоциируются с мещанством и становятся его символами:
На стенке Маркс.
Рамочка ала.
На Известиях лежа, котенок греется,
А из-под потолочка
верещала
оголтелая канареица.
И наконец поэт не выдерживает и высказывается, буквально кричит, протестуя против мещанства.. В финале стихотворения мы видим гротескную картину — образ, для литературы ставший традиционным. На портрете оживает Маркс и кричит:
Опутали революцию обывательщины нити —
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните —
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!
Менее известны такие сатирические произведения, в которых поэт выступает не с позиций воинствующего революционера. Например, в произведении «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе» пронизано здравым смыслом. Бабе, которой «грязью обдало рыло» на Мясницкой улице, нет никакого дела до революции, глобальных проблем. Подобным здравым смыслом пронизаны стихи Маяковского о страсти новых властей именовать все на свете в честь героев. В стихотворении «Строго воспрещается» (1926) можно прочесть такие строки:
Погода такая, что маю впору.
Май - ерунда. Настоящее лето.
Радуешься всему: носильщику, контролеру билетов.
Руку само подымает перо,
и сердце вскипает песенным даром.
В рай готов расписать перрон Краснодара.
Тут бы запеть соловью-трелеру.
Настроение китайская чайница!
И вдруг на стене: — Задавать вопросы контролеру
строго воспрещается!
И сразу сердце за удила.
Соловьев камнями с ветки.
А хочется спросить:
— Ну, как дела? Как здоровьице? Как детки?
Прошел я, глаза к земле низя,
только подхихикнул, ища покровительства,
И хочется задать вопрос, а нельзя —
еще обидится правительство!
В этом стихотворении мы видим столкновение искренних человеческих порывов и интересов с канцелярской системой, в которой все строго подчинено правилам. Неслучайно то, что стихотворение начинается с описания весны, радости. В самых обыденных явлениях выражается поэтическое вдохновение. И тут столкновение контрастных по сфере употребления слов — «китайской чайницы» с канцеляризмом «воспрещается». С удивительной точностью Маяковский передает ощущения человека, который сталкивается со строгим запретом. Человек уже не радуется, не смеется, он «подхихикивает, ища покровительства». Сатирические стихи Маяковского и в наши дни звучат актуально.
В.В. Маяковский - русский поэт начала XX века. До сих пор среди поэтов, связанных с «серебряным веком», он остается самой неоднозначной фигурой. Сам Владимир Маяковский в своей автобиографии писал: «Я - поэт. Этим и интересен». Родился
В.В. Маяковский в селе Багдади близ Кутаиси, в Грузии. В отроческие годы поэта после смерти отца (1906) семья переезжает в Москву. В столице будущий поэт знакомится с членами социал- демократических кружков, увлекается марксизмом, вступает в 1908 году в члены РСДРП. За активную подпольную революционную работу В. Маяковского трижды арестовывают и сажают в тюрьму. Находясь в одиночной камере Бутырской тюрьмы после третьего ареста, он начинает писать стихи и решает оставить партийную работу, для того чтобы «делать социалистическое искусство». Первые поэтические опыты не удовлетворяют самого поэта, и он решает посвятить себя живописи, поступив в 1911 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Там В. Маяковский знакомится с Д. Бурлюком, потом с В. Хлебниковым, А. Крученых и вместе с ними становится активным участником нового литературного направления - футуризма. В. Маяковский пишет манифест - литературную программу футуристов - «Пощечина общественному вкусу» (1912). Первые поэтические произведения В. Маяковского свидетельствуют о незаурядном таланте поэта. В.В. Маяковский занят поисками новых художественных средств: ритмика стиха, образность, обновляется лексический словарь, изменяется графическая структура стиха - поэт пишет произведения «лесенкой», чтобы передать мельчайшие оттенки поэтической речи. Например, в стихотворении «А вы могли бы?» (1913) реальная действительность соприкасается с лирическим бытием поэта:
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
(«А вы могли бы»)
В этом стихотворении Маяковский утверждает, что поэзии дано право преображать будничную действительность:
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана.
В произведении образ города изображается живописно и музыкально. Образы первого ряда образуют поэтический натюрморт: краски, карта, блюдо студня, чешуя жестяной рыбы. Звуковой ряд образуют флейта, ноктюрн. Под студнем поэт понимает застывшее, неживое искусство, сквозь которое проступает образ бурного океана деятельности. В зрительных образах (чешуя жестяной рыбы напоминает ему губы, призывающие будущее) угадывается связь с музыкальной мелодией, поэтому закономерна метафора, используемая в финале стихотворения: водосточные трубы превращаются во флейту. Настоящий художник слова может даже на таком странном инструменте сыграть истинный ноктюрн. По-своему понял данное стихотворение А.П. Платонов: «Всякий человек желает увидеть настоящий океан, желает, чтобы его звали любимые уста… и прочее, необходимо, чтобы это происходило в действительности». Поэт заменяет отсутствие этого в реальности своим воображением. Стихотворение «А вы могли бы?» передает трагизм положения творца в мире непонимания, душевное одиночество. В бездуховной атмосфере поэт лишен главных радостей жизни: чувства океана, безграничной свободы и любви. Уже в ранних произведениях предреволюционного периода («Нате!» (1913), «Вам!» (1915)) лирический герой одинок, находится в атмосфере обывательской пошлости. Поэт чувствует свою обособленность, называя себя «грубым гунном». В стихотворении «Нате!» сатирически изображается мир «жирных» обывателей, смотрящих «устрицей из раковин вещей». Используя сарказм, поэт пишет о пристрастии мещан к вещам, о потребительском отношении к духовным ценностям:
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
Выходят также такие сатирические произведения В. Маяковского: «Гимн здоровью» (1915), «Гимн критику» (1915), «Гимн взятке» (1915), «Гимн обеду» (1915), где поэт не воспевает жизнь, а наоборот, бичует равнодушное отношение к жизни, оторванность от окружающего мира, низменность поступков и интересов, безнравственность, бездуховность, обывательщину. В самих названиях данных стихотворений заложено комическое несоответствие: гимн - торжественная песнь, посвящать которую в честь взятки или обеда смешно. Используя традиционный сатирический прием - злую иронию - поэт привлекает внимание читателя, высмеивая низменность человеческой натуры. Например, в стихотворении «Гимн обеду» выводится иронический образ обжоры-обывателя:
Ты так не хуже! Наоборот,
Если б рот один, без глаз, без затылка,
Сразу могла б поместиться в рот
Целая фаршированная тыква.
В данном произведении дана натуралистическая картина превращения человека в животное. В. Маяковский постоянно экспериментирует в области стиха. Такое отношение к традиционному стихосложению не является самоцелью (как у некоторых футуристов), наоборот, поэт стремится сделать стих выразительным, а поэтический текст более понятным читателю. Например, стихотворение «Послушайте!» (1914) - лирическая миниатюра, центральным художественным образом которой является образ звезды как символа мечты, надежды:
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Обращение - основной риторический прием, используемый В.В. Маяковским в стихотворениях. Поэту необходим слушатель, читатель.
В 1914 году вместе с футуристами (Д. Бурлюком и В. Каменским) поэт совершает поездку по стране, ведет агитационную работу, пишет поэму «Облако в штанах» (1915). Постепенно границы футуризма становятся тесны для В.В. Маяковского. Он начинает сотрудничать в журнале «Новый сатирикон», знакомится с А. Ахматовой, О. Мандельштамом, М. Горьким, которые отметили его талант.
Февральскую, а затем Октябрьскую революцию В. Маяковский принял восторженно. Поэт слышит «музыку революции», стремится в настоящем увидеть приближение будущего.
Теме революции посвящены две поэмы В. Маяковского: «Хорошо» (1927), «Владимир Ильич Ленин» (1924). Центральным художественным образом в данных произведениях становится образ времени, которое поэт стремится приблизить. Поэмы пронизаны романтическим пафосом:
А моя
страна -
подросток, -
твори,
выдумывай,
пробуй!
(«Хорошо»)
После революции В.В. Маяковский продолжает писать сатирические произведения, в которых высмеивает бюрократизм, взяточничество, подхалимство - вновь появившиеся пороки человеческого общества, обостряется конфликт поэта со временем. В стихотворениях «Подлиза», «Прозаседавшиеся», ведущим сатирическим приемом становится гротеск - происходит смешение реального и фантастического. Например, в стихотворении «Прозаседавшиеся» дан образ раздвоившегося человека:Взъяренный,
На заседание
Врываюсь лавиной,
Дикие проклятья дорогой изрыгая.
И вижу:
Сидят людей половины.
Происходит утрата нравственных, духовных ценностей, раздвоение личности. В стихотворении «Подлиза» дан образ подхалима-обывателя, который ради карьеры забывает о чувстве собственного достоинства, о человеческом облике:
Этот сорт народа -
тих
и бесформен,
словно студень…
В стихотворении используются гиперболы, которые делают образ гротескным, раскрывая сущность человеческой натуры: «А язык?! На метров тридцать догонять начальство вылез…». Итоговые сатирические произведения - комедии «Клоп» (1928-1929) и «Баня» (1929-1930).
В поэтических произведениях послереволюционной эпохи появляются и трагические образы. Например, в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям» (1918) раскрываются пороки современного общества. Данное произведение сюжетно: люди, увидев упавшую лошадь, продолжают заниматься своими делами, исчезло сострадание. Только лирический герой испытал «какую-то общую звериную тоску»:
Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
Чего вы думаете, что вы их плоше?…
Фраза из стихотворения: «…все мы немножко лошади», стала крылатой. Очевиден гуманистический пафос стихотворения, Настроение трагического одиночества создают различные поэтические приемы, например звукопись, когда точно подобранное сочетание звуков передает голоса улицы: «сгрудились, смех зазвенел и зазвякал», - стук лошадиных копыт:
Били копыта.
Страница: [ 1 ]
(на примере пьес «Клоп» и «Баня»)
Сегодня читатели, писатели и литературные критики все чаще обращаются к творческому наследию В. Маяковского. И это закономерно: в наше время особый отклик в душах людей находит и высокий гражданский пафос поэта, и его мечта о гармоничном человеке, и, конечно же, беспощадное бичевание всего отсталого, тормозящего развитие общества. Особенно ярко талант Маяковского – сатирика проявился в его драматургии, где усилилась обозначившаяся в стихах тенденция к изобличению негативного и борьбе с ним. Вспомним слова Режиссера из «Бани»: «Мы можем ошибаться, но мы хотели поставить наш театр на службу борьбы и строительства. Посмотрят - заработают, посмотрят - и взбудоражатся, посмотрят - и разоблачат».
Объектом критики в пьесах В. Маяковского стали наиболее опасные явления социальной жизни: «Баня» бичует бюрократизм, противопоставляя его всему здоровому, прогрессивному, «Клоп» разоблачает мещанство. Бюрократизм и мещанство - эти два взаимосвязанных явления оказались стойкими неизлечимыми недугами общества, с годами лишь меняющими свое обличье. Пьеса «Клоп» была написана Маяковским в конце 1928 года. Борьба с мещанством, с грязным «клопиным» уютом обывательщины - такова основная идейная направленность пьесы, ее главная творческая задача. Художественная форма, разработанная Маяковским для воплощения идейного замысла произведения, была оригинальна и необычна.
Огромной удачей писателя-сатирика явилось создание им образа закоренелого бюрократа Победоносикова, одного из самых опасных мерзавцев, сохранившихся и в наше время. Однако идея пьесы, ее содержание не исчерпывается темой бюрократизма, получившей развитие в образах Оптимистенко, Иван Иваныча и других отрицательных персонажах. Борьба с заскорузлостью, делячеством, бюрократизмом - вот что составляет идейную направленность пьесы В. Маяковского и делает ее особенно актуальной в наши дни. Драматург-сатирик вывел в «Бане» остро сатирические образы засевших в учреждении обывателей, которые не только воплощают в себе все пороки бюрократизма, но и по самому своему назначению являются результатом бюрократических измышлений. Верховный надличностный бюрократ - «Главное управление по согласованию», его задача - «увязывать и согласовывать вопросы», оно совершенно оторвано от жизни. Его начальник Победоносиков - чванливый, тупой, зазнавшийся человечишка, подменяющий реальную работу показной шумихой. Это чиновник до мозга костей: все его понятия лишены реального содержания, его речи изобилуют словесными штампами.
Образ Победоносикова дополняется образами Оптимистенко, Мезальянсовой, Ивана Ивановича. Эти люди закостенели в своем привычном быту, более того - они становятся на пути тех, кто стремится к новому. В отличие от «Клопа», Маяковский назвал «Баню» не комедией, а драмой - очевидно, этим он хотел подчеркнуть трудность борьбы с бюрократизмом и косностью мысли. Рисуя образы тех, кто противостоит бюрократам, поэт раскрывает двойной смысл одного и того же явления: изобретатель Чудаков и явившаяся из будущего Фосфорическая женщина олицетворяют творческую фантазию и фантастику, рабочие Велосипедкин, Фоскин, Двойкин и Тройкин - конкретную практику. Но рабочие не просто технические исполнители - они идейные борцы за создание машины времени. И поэтому символизируют творческую связь физического и умственного труда: «Мы и рабочие, мы и вузовцы», - говорят они. Еще редкое в 1929 году, это явление стало в наше время типичным. Здесь Маяковский обнаруживает удивительный дар предвидения. Хотя «Баня» написана прозой, но это проза великого поэта. Она так отточена, что кажется, будто слушаешь стихи. Слова, которые произносят действующие лица, необычайно ярко характеризуют их: это блестящие сатирические образцы идиотизма канцелярского «слога».
Произведения «Клоп» и «Баня» - органичные составляющие всей художественной системы В. Маяковского. Оригинальная новаторская форма дала возможность драматургу- сатирику сделать широкие социально-философские, общечеловеческие обобщения. Гротеск, элементы фантастики, доведение до логического абсурда идеи бюрократизма и мещанства - все это служит единой цели - познанию и разоблачению отрицательных явлений общественной жизни. Если у драматургов - современников поэта - точкой зрения на события является время настоящее, то в комедиях В. Маяковского осуждение мещан и бюрократов производится с позиции будущего, способного представить эти явления отстраненно, гротескно (ситуация кунсткамеры, зоопарка, музея). Только так можно было достигнуть эффекта укрупнения явления, что составляет особенность гротескного стиля Маяковского.
К сожалению, пороки, на которые обрушивался поэт в начале ХХ века, до сих пор не изжиты. Именно поэтому и сегодня, через 70 с лишним лет после создания пьес, эти произведения Маяковского остаются по-настоящему актуальными и современными.
B. В. Маяковский. ЛирикаСписок художественных произведений: «Нате!», «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», « Прозаседавшиеся».
1. Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания.
Хорошее отношение к лошадям
Били копыта,
Пели будто:
Гриб.
Грабь.
Груб.
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
за зевакой зевака,
штаны, пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
Лошадь упала! -
Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.
и вижу
глаза лошадиные...
Улица опрокинулась,
течёт по-своему...
Подошёл и вижу -
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти...
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
Старая -
и не нуждалась в няньке,
может быть,
и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребёнок.
Пришла весёлая,
стала в стойло.
И всё ей казалось -
она жеребёнок,
и стоило жить,
и работать стоило.
На какой московской улице происходит описанное поэтом событие?
Найдите в тексте каламбурную рифму, которая построена на полном созвучии слов-омонимов. Выпишите это слово.
Как называется приём нанизывания сходных согласных звуков, который использован в первой строфе для звукоподражания?
Назовите тип рифмы, благодаря которой связываются слова «шерсти» и «шелесте»?
«Ветром опита, льдом обута» - такой видит поэт улицу. Какой тип иносказания (тропа) он использует.
Какой приём поэтического синтаксиса использован в заключительных двух стихах («и стоило жить / и работать стоило»)?
Варианты заданий СЗ
А) Как мотивирован в стихотворении образ «улица опрокинулась» ? Настя
В) Какими художественными приёмами охарактеризован в стихотворении образ толпы зевак? Ирина
Г) Лошадь в стихотворении получает два контрастных определения («старая» и «ребёнок»). Как вы объясните это расхождение «возрастных» оценок? Татьяна
Варианты заданий С4
А) У каких русских поэтов встречаются стихотворения, построенные на материале уличных впечатлений лирического героя? Анна
Б) В каких произведениях русских писателей упоминаются события, происходящие на московских улицах? Маша
3. Задания С5
М. Цветаева назвала В. Маяковского «каторжанином нынешнего дня». Как отразились в этой оценке жизненные идеалы и особенности поведения лирического героя Маяковского? Настя
«Ярость творческой совести» - вот что увидел в поэзии Маяковского Б. Пастернак. В чём новизна представлений Маяковского о предназначении поэта и поэзии? Враждебно настроенные по отношению к Маяковскому критики называли его поэтом «люмпенов», маргинальных социальных слоев. Какие тематические компоненты его поэзии давали повод к подобной несправедливой оценке? Ирина
Д. Шостакович признавался, что «писать музыку на стихи Маяковского... оказалось очень трудным, как-то не получалось». Как вы считаете, почему? Татьяна
6. Какова позиция В. Маяковского по отношению к времени и вечности?
7. Установка на обновление стиха - одна из важнейших особенностей творчества Маяковского. А как сказалась в его лирике русская поэтическая традиция? Анна
Примерные сочинения
СЗ. «Все мы немножко лошади», - заявляет лирический герой стихотворения. В чём он чувствует сходство между собой и лошадью?
История, случившаяся с лошадью, даёт поэту повод рассказать читателю о себе самом, о своей «звериной тоске» и об умении преодолевать её. В этом отношении лошадь - своеобразный двойник лирического героя, не случайно он утешает её словами «все мы немножко лошади». Вероятно, подспудно обыгрывается фразеологизм «работать как лошадь»: лирический герой Маяковского - неутомимый труженик, устроитель жизни, не дающий себе ни минуты покоя. Попутно автор даёт сатирическую зарисовку сгрудившихся зевак, для которых несчастье живого существа - лишь повод для глупого смеха. Главная идея стихотворения - жизнеутверждающая: стоит жить и работать, потому что все трудности преодолимы, если в мире есть хотя бы одно понимающее тебя существо.
С4. В творчестве каких русских писателей отношение персонажа (или лирического героя) к лошади выявляет его жизненную позицию?
Примеров «встреч» персонажа с лошадью в русской классике предостаточно. Породистый жеребец может быть главным «другом» или целью жизненных устремлений персонажа: именно такими открываются горцы Казбич и Азамат в повести М. Лермонтова «Бэла» из «Героя нашего времени». У современника В. Маяковского - С. Есенина - бегущий наперегонки с поездом жеребёнок вызывает печальную мысль о наступлении «стальной конницы» на беззащитную живую природу («Милый, милый, смешной дуралей, / Ну куда он, куда он гонится?/ Неужель он не знает, что живых коней/ Победила стальная конница?»). Пронзительные по своей эмоциональности эпизоды «общения человека с лошадью встречаются в прозе А. Чехова (рассказ «Тоска») и М. Шолохова («Тихий Дон»).
С5.1. «Это был король метафор...» - сказал о В. Маяковском один из самых стилистически ярких русских писателей XX века Ю. Олеша. В чём необычность метафоры в поэзии Маяковского?
Изобретательная работа с метафорой - одна h : i главных примет поэтического новаторства В. Маяков с кого. «Депо метафор» - так метафорически отозвал с л о его поэтическом мире один из критиков. Главной предпосылкой к активному использованию этого тропа стала специфика художественной образности Маяковского, в основе которой - взаимосвязь и взаимопроникновение реальности и фантастики. Собственно говоря, сама ситуация разговора лирического героя с лошадью в приведённом стихотворении заведомо условна, однако поэт заставляет читателя верить в «реальность» происходящего.
Подобное сочетание условности и правдоподобия можно увидеть и в стихотворениях «Прозаседавшиеся» и «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче» (да и во многих других). Чаще всего в них выразительно используется приём реализованной метафоры. Лексическая метафора «заход солнца» оборачивается в стихотворении целым рассказом об общении лирического героя с дневным светилом, заглянувшим к поэту в гости. «Гоняя чаи», поэт и солнце ведут разговор о своих «профессиональных» заботах, соглашаясь в итоге, что у них по существу общая задача - «светить всегда». В стихотворении «Прозаседавшиеся» реализуется метафора «разорваться на части»: герой застаёт в кабинете лишь «половины людей», потому что «они на двух заседаниях сразу».
Как видим, именно метафора становится зерном сюжета: разворачивая её, Маяковский выстраивает целый рассказ в стихах. Это вторая особенность метафористики Маяковского: помимо «одиночных» метафор он очень часто использует целые серии сходных иносказаний, рождающихся из общего «образного корня». Яркие примеры развёрнутых метафор - серия метафорических уподоблений поэзии бухгалтерскому делу или оружию в стихотворении «Разговор с финиш-иск тором о поэзии» («рифма -вексель», «мелочишка суффиксов и флексий», «касса склонений и спряжений»; «строчка- фитиль», «строка додымит»), а также во вступлении к поэме «Во весь голос» («страниц войска», «строчечный фронт», «жерла нацеленных заглавий», «пики рифм», «кавалерия острот»). Метафоры Маяковского очень разнообразны, потому что основанием для образного «переноса» могут служить и сходство формы, и звуковая близость, и светоцветовые «переклички» сопоставляемых в метафоре явлений. (280 слов.)
В. В. Маяковский. «Облако в штанах»
1. Прочитайте приведённый ниже отрывок из произведения и выполните задания.
Это взвело на Голгофы аудиторий
Петрограда, Москвы, Одессы, Киева,
и не было ни одного,
который
не кричал бы:
распни его!»
Но мне -
и те, что обидели -
вы мне всего дороже и ближе.
как собака бьющую руку лижет?!
обсмеянный у сегодняшнего племени,
как длинный
скабрезный анекдот,
вижу идущего через горы времени,
которого не видит никто.
Где глаз людей обрывается куцый,
главой голодных орд,
в терновом венце революций
грядёт шестнадцатый год.
А я у вас - его предтеча;
я - где боль, везде;
на каждой капле слёзовой течи
распял себя на кресте.
Уже ничего простить нельзя.
Я выжег души, где нежность растили.
Это труднее, чем взять
тысячу тысяч Бастилии!
приход его
мятежом оглашая,
выйдете к Спасителю -
душу вытащу,
растопчу,
чтоб большая! -
и окровавленную дам, как знамя.
В русле какого модернистского течения начинал свой творческий путь В. Маяковский? Назовите это течение.
Какой авторский жанровый подзаголовок дал своей поэме В. Маяковский?
Назовите имя возлюбленной лирического героя.
В приведённом фрагменте упоминаются четыре крупных города Российской империи начала XX века. В каком из них происходит действие поэмы? Назовите его.
Как называется приём художественно обусловленного преувеличения, использованный поэтом в следующем двустишии: «Это труднее, чем взять / тысячу тысяч Бастилий!»?
В. Маяковский известен как поэт, активно использовавший неологизмы. Найдите неологизм в приведённом фрагменте и выпишите словосочетание с этим неологизмом в именительном падеже.
2. Задания с развёрнутым ответом ограниченного объёма (5-10 предложений)
Варианты заданий СЗ
A) Почему, на ваш взгляд, лирическому герою «всего дороже и ближе» «те, что обидели»? Маша
Б) Какими смысловыми ассоциациями связан с содержанием фрагмента образ Бастилии? Анна
B) Кого же видит лирический герой идущим «через горы времени»? Настя
Варианты заданий С4
А) В каких произведениях русской литературы поэт наделяется миссией пророка? Настя
Б) В творчестве каких русских поэтов лирический герой соотносит свои чувства с явлениями вселенского масштаба? Ирина
3. Задания С5
Дайте полный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (в объёме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.
Лирический герой поэмы «Облако в штанах» в одном из фрагментов называет себя Заратустрой сегодняшнего дня. Какие ницшеанские мотивы получили развитие в поэме?
Любовное чувство в поэме «Облако в штанах» раскрывается через метафору болезни. В каких других образных вариациях представлена в поэме тема любви-страдания и как они связаны между собой? Анна, Татьяна
СЗ. Как вы объясните метафору «в терновом венце революций / грядёт шестнадцатый год» и какими другими мифологическими образами из приведённого фрагмента она подкреплена?
Данная метафора - в одном смысловом ряду с та-KMMII образами, упомянутыми во фрагменте, как Голгофа, распятие, крест, Спаситель, предтеча. «Терновый ненец» - атрибут мифологического образа Иисуса Христа, символ его крестных мук, которые он принял во имя спасения человечества. Предтеча - тот, кто первым предсказал это событие (Иоанн Предтеча, который крестил его в Иордани). Голгофа (Лысая гора) - место распятия Христа. Все эти образные компоненты соответствуют первоначальному «еретическому» заглавию поэмы «Тринадцатый апостол». В приведённом фрагменте лирический герой выступает в роли пророка, предсказывающего приход новой исторической эры. Образ Иоанна Предтечи, упомянутый в этой главе, связан с личной мифологией В. Маяковского: дата его рождения (7 июля) по христианскому календарю приходится на праздник Рождества Иоанна Крестителя (Предтечи).
С4. В произведениях каких русских писателей - современников В. Маяковского дана субъективная авторская интерпретация образа Иисуса Христа?
«Неканонический», крайне «субъективный» образ Христа создан в поэме А. Блока «Двенадцать». Вместо «тернового венца» на голове Иисуса - «белый венчик из роз», в его руках - «кровавый флаг», а за ним следуют - вместо апостолов - двенадцать красноармейцев с винтовками в руках. Другой пример авторской интерпретации евангельской легенды - «ершалаимские» главы романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Иешуа Га-Ноцри у Булгакова - не Сын Божий, а бродячий философ, не помнящий своего отца-сирийца; он, как и сам М. Булгаков, наделён способностью врачевать людей, но других «чудес» не демонстрирует. Среди других авторов - современников Маяковского, обращавшихся к образам христианской мифологии и давших «неканоническую» их интерпретацию, - Л. Андреев (повесть «Иуда Искариот»), Н. Гумилёв (поэма «Блудный сын»), А. Ремизов («Иоанн Предтеча») и др.
Спустя несколько лет после революции Маяковский написал в 1921г. стихотворение «О дряни». Поэт был разочарован в последствиях революции, изменения, которые произошли в стране, не удовлетворяли его. Поэт использует такие средства сатиры, как ирония (много уменьшительно-ласкательных суффиксов «потолочек», «спаленка»), гипербола, (резкие, грубые слова «мразь», «дрянь», «зады») язвительный сарказм и гротеск.
Тема стихотворения – идеалы и желания советских мещан. Люди мыслят примитивно, бездумно следят за модой, ставят целью жизни – материальное обогащение. Материальная составляющая жизни первостепенная для советской буржуазии, нет места духовному развитию. Маяковский высмеивает таких людей, которые считают себя интеллигенцией, но в душе так и остались малообразованными горожанами. Автор критикует не самих мещан как сословие, а их тип мышления. К. Маркс критиковал буржуазную политику, был сторонником революции. В стихотворении герой критикует общество и его нравы, привычки; если люди не перестанут заботится только о своем благополучии, то вся жестокость, насилие, связанные с революцией были напрасны.
В таком примитивном обществе никогда не будут существовать такие идеи, как равноправие, демократия. Весь смысл жизни мещанина заключается в том, чтобы похвастаться новыми вещами, потешить самолюбие. Маяковский противопоставляет большое количество материальных благ и пустую душу людей.
Стихотворение «Прозаседавшиеся» написано в 1922г. Тема бюрократии представлена в данном произведении. Это стихотворение – возмущение системой бюрократического апарата. Основу советской бюрократии составляют бессмысленные постоянные заседания и бумажная волокита. Чиновники не решают настоящие проблемы, они занимаются всем, но только не помощью народу. Государственные служащие не выполняют своих функций, то есть не служат и не помогают народу, им неважно, что обсуждать, главное сделать видимость бурной деятельности. В произведении использует автор различные средства выразительности: гипербола в названиях заседаний («А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-ком»), для того, чтобы подчеркнуть их бессмысленность; автор высмеивает пустые и ненужные собрания, на которые чиновники тратят весь рабочий день. Ирония в том, что на заседаниях чиновники присутствуют без головы, автор хотел показать всю бесполезность их собраний. Маяковский осуждает бюрократический аппарат за то, что из-за его безалаберности страдают обычные граждане.
Обновлено: 2017-11-24
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.