Современный этап развития международного уголовного права. Международное уголовное право. Принципы юрисдикции в международном уголовном праве

История становления В 1296 г. до н. э. был заключен договор между царем хеттов Хаттусилем III и египетским фараоном Рамсесом II о выдаче беглых рабов; Венский конгресс 1815 г. , была принята Декларация в отношении рабства и работорговли; Принятие Устава Международного военного трибунала 1945 г. государствами-победителями во II мировой войне; Вынесение приговора Нюрнбергским трибуналом главным нацистским преступникам; В 1947 г. Комиссия международного права занялась разработкой Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

Отечественная наука Н. М. Коркунов Л. В. Иногамова-Хегай Г. В. Игнатенко И. И. Карпец Н. В. Жданов Е. Г. Ляхов

Современный этап Конгрессы по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями; Основной координирующий орган ООН по борьбе с преступностью - Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС); Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию

Международное уголовное право - система правовых принципов и норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с совершением международных преступлений и преступлений международного характера и обеспечивающих взаимодействие государств и международных организаций в борьбе с этими преступлениями.

Принципы Принцип ответственности только за деяние, признанное преступлением нормой международного уголовного права; Принцип неотвратимости уголовной ответственности; Никто не должен быть судим вторично или наказан за преступление, за которое он уже был окончательно осужден или оправдан в соответствии с законом и уголовно-процессуальным правом каждой страны; Должностное положение лица, совершившего преступление по международному уголовному праву, не освобождает его от уголовной ответственности; Неприменение срока давности к военным преступникам и лицам, виновным в совершении преступлений против мира и безопасности человечества

Источники Международные договоры; Обычные нормы; Судебные прецеденты; Решения международных организаций; Общие принципы права; Национальные уголовно-правовые нормы.

Источники Международные договоры: 1) Лондонский договор о борьбе с работорговлей 1841 г. ; 2) Брюссельский Генеральный акт о борьбе с работорговлей 1890 г. ; 3) 13 Гаагских Конвенций о законах и обычаях войны 1907 г. 4) Женевская Конвенция о запрещении торговли женщинами и детьми 1921 г. ; 5) Женевская Конвенция по борьбе с подделкой денежных знаков 1929 г. ; 6) Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. ; 7) 4 Женевских Конвенций о защите жертв войны 1949 г. ; 8) Гаагская Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. ; 9) Единую Конвенция о наркотических средствах 1961 г. ; 10) Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 г. ; 11) Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г. ; 12) Европейская Конвенция о надзоре за условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями 1964 г. ; 13) Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г. ; 14) Европейская Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. и др.

Имплементация Инкорпорация почти дословное внесение международноправовой нормы во внутреннее право Примером таковой может быть норма о разработке, производстве, накоплении, приобретении или сбыте оружия массового поражения (химического, биологического, токсинного, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором РФ). Она соответствует нескольким международным конвенциям о запрещении оружия массового поражения: -Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г. ; -Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. и др. Трансформация нормы международного уголовного права учитываются во внутригосударственном законодательстве либо в меньшем объеме, либо наоборот, к норме международного уголовного права добавляются дополнительные признаки В Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. дается исчерпывающее понятие пытки. В УК о пытке в качестве квалифицирующего признака истязания лица, а также принуждения к даче показаний. Иначе говоря, положения этой Конвенции имплементированы в российский УК в ограниченном варианте.

Временем совершения преступного деяния считается время осуществления преступного деяния (действия/бездействия) независимо от времени наступления общественно опасных последствий. (Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» от 20 декабря 1988 г.) При определении действия закона в пространстве используется понятие «юрисдикция» - правоприменительная деятельность государственных органов, область действия государственной власти. Территориальная юрисдикция означает распространение государственной власти на всех лиц, находящихся на его территории Экстратерриториальная юрисдикция состоит в распространении правовых норм государства на деяния, совершенные вне пределов этого государства Действие во времени, в пространстве

Выдача (экстрадиция) - основанный на международных договорах и общепризнанных принципах международного права акт передачи обвиняемого или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, чьи интересы затронуты или гражданином которого он является, для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора. Виды выдачи: A. для уголовного преследования; B. для исполнения приговора; C. на время. Институт выдачи

Преступления Проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г. делит международно-противоправное деяние на 2 вида: Международное преступление (сложное правонарушение); Международное правонарушение (простое правонарушение).

Международные преступления посягательства на основы мирового сообщества, на мир, мирное сосуществование между народами и государствами, безопасные условия существования всего человечества.

Агрессия - применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или какимлибо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций. (Устав Нюрнбергского Трибунала)

Апартеид бесчеловечные акты, совершаемые с целью установления и поддержания господства одной расовой группы людей над какой-либо другой расовой группой людей и ее систематического угнетения (Международная Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.)

Геноцид - действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какуюлибо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую. (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.)

Экоцид - массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. (Конвенция о запрещении военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г.)

Рабство и работорговля Рабство - состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них. Работорговля - всякий акт захвата, приобретения или уступки человека с целью продажи его в рабство; приобретения невольника с целью продажи его или обмена; уступки путем продажи или обмена невольника, приобретенного с целью продажи или обмена, равно как и вообще всякий акт торговли или перевозки невольников (Конвенция относительно рабства 1926 г.)

Военные преступления a. b. c. d. e. f. g. Нарушения законов или обычаев войны: убийства, истязания или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов или деревень; разорение, не оправданное военной необходимостью; другие преступления (Устав Нюрнбергского трибунала) Принуждение военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской державы (III Женевская Конвенция об обращении с военнопленными) Наемничество - формирование специальной когорты людей, основной профессией которых являются массовые убийства, истязания, разрушение и разграбление национального имущества по корыстным мотивам. (Дополнительный протокол I, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, к Женевским Конвенциям о защите жертв войны 1949 г.) К военным преступлениям неприменим срок давности (Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, ООН 1968; Европейская конвенция о неприменимости срока давности к преступлениям против человечества и к военным преступлениям, 1974).

Преступления против человечества Нападение на любых гражданских лиц - поведение, предпринимаемое в целях проведения политики государства или организации. Истребление - умышленное создание условий жизни, которое рассчитано на уничтожение части населения, в частности лишение доступа к продуктам питания и лекарствам. Порабощение - осуществление любого собственности в отношении личности. Депортация - насильственное перемещение лиц, подвергшихся выселению или иным принудительным действиям, из района, в котором они законно пребывают. Принудительная беременность - незаконное лишение свободы женщины, которая стала беременной принудительно, с целью изменения этнического состава какого-либо населения или совершения иных серьезных нарушений международного права. Преследование – умышленное и серьезное лишение основных прав вопреки международному праву по признаку принадлежности к той или иной группе или иной общности. Насильственное исчезновение людей - арест, задержание или похищение людей государством или политической организацией или с их разрешения, при их поддержке или с их согласия, при последующем отказе признать такое лишение свободы или сообщить о судьбе или местонахождении этих людей с целью лишения их защиты со стороны закона в течение длительного периода времени. правомочия, связанного с правом

Преступления международного характера (конвенционные)– уголовно-наказуемые деяния, совершаемые физическими лицами, посягающие на интересы двух или более государств, т. е. представляющие международную опасность; относятся к смежным деяниям; совершаются индивидами, не являющимися должностными лицами государства и не действующие от его имени, а наоборот вопреки законодательству; рассматриваются только как деятельность физических лиц и не будут присваиваться государству.

Преступления международного характера: посягательство на лиц, пользующихся международной защитой; незаконный захват воздушных судов; незаконные акты, направленные против безопасности морского судоходства; пиратство; захват заложников; незаконный захват и использование ядерного материала; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; подделка денежных знаков; рабство, работорговля, институты и обычаи, сходные с рабством; эксплуатация проституции третьими лицами; распространение порнографических изданий; незаконные операции с культурными ценностями и т. д.

Международный терроризм - терроризм, осуществляемый под руководством зарубежных лиц, организаций или государств. Террористические организации: Организация освобождения Палестины; Аль-Каида; Талибан; «Братья-мусульмане» .

Международный терроризм Борьба с терроризмом 9 декабря 1994 г. Ген. Ассамблея ООН приняла Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма; Систему антитеррористических конвенций образуют 16 международных соглашений (Конвенция о преступлениях, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г. , Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г. и т. д.); Контртеррористический комитет; Комитет по Аль-Каиде, Комитет по Талибану и Комитет 1540.

Похищение и иное насильственное исчезновение людей посягают на одно из неотъемлемых прав лица - право физической свободы, состоящее в распоряжении своим местонахождением в пространстве по собственному усмотрению. (Декларация «О защите всех лиц от насильственных исчезновений» 1992 г.)

Пытка - любое действие, которым лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, с целью получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по другой причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или при их подстрекательстве, или с их ведома или молчаливого согласия. (Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.)

Экономические преступления Легализация доходов от преступной деятельности (отмывание); Конверсия или передача имущества, заведомо полученного преступным путем; Приобретение, владение или использование имущества, заведомо добытого преступным путем; (Страсбургская Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. ; Рамочное решение Евросоюза об отмывании денег, идентификации, выявлении, замораживании или изъятии и конфискации орудий совершения преступления и доходов от преступной деятельности 2001 г.)

Коррупционные преступления Коррупция - подкуп официальных лиц, как должностных, так и представляющих интересы частных корпораций в связи с осуществлением ими своих полномочий и связанные с ним преступления. (Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях 1996 г.)

Преступления против здоровья и общественной нравственности Незаконное распространение наркотических средств и психотропных веществ. (Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 г. , Конвенция о психотропных веществах 1971 г. , Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г.) Распространение порнографии (Международная Конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими 1923 г. , Договор о борьбе с распространением порнографических изданий 1910 г.)

Виды санкций (Римский статут): лишение свободы на определенный срок, исчисляемый в количестве лет, не превышающем максимального срока в 30 лет; пожизненное лишение свободы за исключительно тяжкий характер преступления и с учетом индивидуальных обстоятельств лица, признанного виновным в его совершении; штраф; конфискация доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления, без ущерба для прав bona fide (добросовестных) третьих сторон.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ Организация Объединенных Наций: Генеральная Ассамблея (Комитете по социальным и гуманитарным вопросам, Комитете по правовым вопросам); Совет Безопасности (Комитет 1267 (Комитет по санкциям), Контртеррористический комитет). Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС); Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию. Управление ООН по наркотикам и преступности (УНПООН): Программа ООН по международному контролю над наркотиками (ЮНДКП); Центр по международному предупреждению преступности (ЦМПП). Хардип Сингх Пури, Председатель Контртеррористического Комитета

КОНГРЕССЫ ООН ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПНОСТИ И УГОЛОВНОМУ ПРАВОСУДИЮ собираются под эгидой ЭКОСОС регулярно, раз в 5 лет; предоставляют возможность для обмена информацией и передовым опытом между странами и профессионалами, работающими в данной области; в рамках конгрессов принимаются акты рекомендательного и унификационного характера для совершенствования уголовного и уголовнопроцессуального законодательства государств проводились в разных частях мира, а именно: в 1955 г. - в Женеве, в 1960 г. - в Лондоне, 1965 г. - в Стокгольме, в 1970 г. - в Киото, в 1975 г. - в Женеве, в 1980 г. - в Каракасе, в 1985 г. - в Милане, в 1990 г. - в Гаване, в 1995 г. - в Каире, в 2000 г. - в Вене, в апреле 2005 г. - в Бангкоке.

ИНТЕРПОЛ Генеральная Ассамблея Исполнительный комитет Генеральный Секретариат Национальные центральные бюро уголовная регистрация (организуется Генеральным Секретариатом по специальной методике в целях идентификации как преступников, так и преступлений); международный розыск преступников; международный розыск лиц, пропавших без вести; международный розыск похищенных ценностей; сбор информации по вопросам борьбы с преступностью, ее обобщение, обработка и распространение с помощью технических средств и публикаций в печати. Штаб-квартира - Лион (Франция)

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ Европол Повышение эффективности деятельности соответствующих компетентных органов власти государств - членов ЕС и укрепление сотрудничества с ними в борьбе с особо опасными формами международной преступности; Сфера подмандатной деятельности: терроризм; незаконная торговля ядерными и радиоактивными веществами; контрабанда оружия, боеприпасов и взрывчатки; расизм и ксенофобия; незаконная торговля наркотиками; торговля людьми, включая детскую проституцию. Евроюст оказание помощи государствамчленам по расследованию наиболее опасных преступлений, и координация их действий в этой области на этапе предварительного следствия; обращение к компетентным органам государств - членов Союза с запросами о возбуждении уголовных дел и привлечении к ответственности по фактам конкретных преступлений; оказание информационной поддержки ведущимся расследованиям; содействие выдачи преступников

Международная уголовная юстиция Нюрнбергский военный Трибунал; Токийский военный Трибунал; Международные уголовные Трибуналы ad hoc (Югославия, Руанда); Международный уголовный Суд; Смешанные (гибридные) уголовные трибуналы. Здание Трибунала в Гааге, Нидерланды. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и судьи Трибунала.

Международный уголовный суд 17 июля 1998 г. на Дипломатической конференции полномочных представителей в Риме был принят Статут Международного уголовного Суда. В основе документа лежат 3 принципа: принцип дополнительности (комплементарности); принцип работы только с наиболее серьезными преступлениями, касающимися всего международного сообщества в целом; Статут должен оставаться в области общего международного права Суд применяет: свой Статут, элементы преступлений, правила процедуры и доказывания; договоры, принципы и нормы международного; общие принципы права, включая там, где это уместно, внутренние законы государств, которые при обычных обстоятельствах осуществляли бы юрисдикцию в отношении данного дела. может заимствовать из своей правовой практики решения по предыдущим делам.

Международный уголовный суд Президиум Апелляционное отделение Председатель и 2 вице-председателя избираются судьями сроком на 3 года Состоит из председателя и 4 других судей Судебное отделение 6 судей Отделение предварительного производства 6 судей Канцелярия Прокурора Секретариат В настоящее время Суд состоит из 18 членов, которые были избраны сроком на 3, 6 и 9 лет Ассамблеей государств-участников. Прокурор и его заместители избираются государствами -участниками Статута сроком на 9 лет

Государства-участники Государства становятся участниками МУС (а преступления, совершённые их гражданами или на их территории - подсудными ему) по факту ратификации Римского статута. К октябрю 2010 года Римский статут ратифицировали 114 государств во всём мире. Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 года, однако ещё не ратифицировала его и, таким образом, государством-участником Международного уголовного суда не является. Ряд стран принципиально возражает против самой идеи МУС как ограничивающей суверенитет государств и дающей неопределённо широкие компетенции суду; среди них США, Китай, Индия, Израиль и Иран. По состоянию на октябрь 2010 года 31 государство-участник МУС относятся к африканским государствам, 15 - к азиатским, 18 - из Восточной Европы, 25 - из Латинской Америки и Карибского бассейна и 25 - из «Западной Европы и других государств» .

Международные преступники Виктор Бут (бывший российский военный переводчик). Снабжал деньгами и оружием преступные режимы и террористические движения по всему миру. В числе его клиентов «Талибан» и «Аль-Каида» . Андраник Еремян. Разыскивался правоохранительными органами двух государств: на территории Германии за совершение похищения людей с целью их дальнейшего выкупа, на территории Армении за многочисленные убийства, в том числе заместителя министра обороны Армении.

Международные преступники Алимжан Тохтахунов. Обвиняется в США в торговле наркотиками, оружием и крадеными автомобилями. Инкриминируются: -сговор с целью совершения аферы с использованием банковских переводов, -сговор с целью попытки подкупа, связанного со спортивными состязаниями, -афера с использованием банковских переводов, -подкуп в области спортивных состязаний и ведение международных переговоров с целью подкупа. Доку Умаров («российский Усама бен Ладен»). Террорист взял на себя ответственность за организацию взрывов в московском метро и в аэропорту «Домодедово» в 2010 году.

По мнению МНОГИХ ученых, МУП находится на стадии активного формирования и развития. Можно выделить несколько этапов становления в исторической прогрес­сии, поскольку некоторые из его институтов получили свое нача­ло еще в период возникновения государства и права.

I этап. Период рабовладельческого строя и феодализма, ко­гда появились отдельные межгосударственные нормы в отноше­нии конкретных преступлений. Характерно двустороннее со­трудничество, главной целью которого, в первую очередь, явля­ется защита внутренних государственных интересов. Еще в рабо­владельческих государствах правители договаривались между собой о совместных усилиях по подавлению восстаний и других выступлений рабов.

Договор 1296 г. до н. э. между царем хеттов Хаттушичем III и египетским фараоном Рамсесом II - содержит нормы о пресечении восстаний и выдаче преступников.

Подобные соглашения заключались и другими рабовладель­ческими государствами: Месопотамия, Рим, Греция. В этот же пе­риод появились нормы обращения с военнопленными и их обмене.

С момента образования государства восточные славяне за­ключали с соседними государствами договоры об оказании со­действия по уголовно-правовым вопросам.

Договор Князя Олега с Византией 911 г. - содержит вза­имные обязательства по уголовному преследованию и наказанию за убийства, телесные повреждения, кражи, грабежи и другие преступления.

В ряде договоров предусматривались вопросы выдачи пре­ступников за деяния, совершенные в соседнем государстве. Во­просы экстрадиции предусматривались договорами многих евро­пейских государств средневековья.

Договор 1303 г. между королями Англии и Франции.

Однако международные обычаи и договоры периода рабо­владения и феодализма не разрешали государствам распростра­нять свое право и юрисдикцию на территорию других стран. В этот период складывались основы международного обычая пре­доставления дипломатических привилегий и неприкосновенности послов, в том числе иммунитет дипломатов от преследования за преступление, совершенное ими на территории принимающего государства. Существенно изменяется содержание института вы­дачи преступников, что обусловлено узаконением права убежи­ща, которое включало невыдачу властям лиц, преследуемых за политические убеждения.

II этап. Период развития капитализма - развитие межгосу­дарственных отношений потребовал усиления международно- правового взаимодействия уже в интересах межгосударственных отношений, но ограниченного круга участников - в основном двусторонние соглашения. К тому же происходит постепенная гуманизация общества и появление норм, устанавливающих пра­вила ведения военных действий, нарушение которых рассматри­вается как преступление.

Активное формирование национального уголовного права свойственно периоду буржуазно-демократических революций, при этом во многих странах виды преступлений совпадали, и го­сударствам не составляло особого труда договориться о правовой помощи по уголовным делам.

Одним из древнейших преступлений международного ха­рактера является пиратство, за которое осуществлялось уголов­ное

преследование в древнем Риме и древнем Китае. Пираты за­нимались не только морским разбоем, но и работорговлей. Одна­ко в начале XIX века мировое сообщество стало активно осуж­дать еще существовавшую в ряде стран торговлю людьми. Под давлением общественности и произошедших в тот период раз­личных исторических событий (война Севера и Юга в Америке) впервые получила осуждение торговля африканцами на Венском Конгрессе 1815 г. А в 1842 г. Лондонский договор между Велико­британией, Пруссией, Россией и Францией приравнял работор­говлю к пиратству. Участники этого договора предоставили во­енным кораблям своих стран право останавливать и проводить обыск судов под флагом государства-участника в случае подоз­рения в работорговле, освобождать невольников и передавать виновных для привлечения к уголовной ответственности. Впо­следствии было принято еще несколько международных согла­шений, предусматривающих действия государств-участников по пресечению работорговли 4 .

Развивалось и международно-правовое регулирование во­просов выдачи преступников. Именно этот институт междуна­родного уголовного права был наиболее развит в тот период.

С возникновением буржуазии и развитием капиталистиче­ских отношений совершенствуется внутреннее уголовное право государств. В уголовных законах ряда европейских стран появ­ляются нормы о преступлениях против мира, против добрососед­ства государств, именуемых сегодня международными преступ­лениями. Конечно, данные нормы того времени преследовали главным образом цель обеспечения национальной внешней безо­пасности государства, а не сохранение мира между народами и государствами. В то же время они содействовали формированию международно-правовых норм и обычаев по борьбе с междуна­родными преступлениями против мира, поддержания дружеских отношений между государствами.

Французский Кодекс 1791 г., Кодекс Наполеона 1810 г., Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. России.



Развитие национального уголовного законодательства госу­дарств в XIX в. происходит под влиянием международных свя­зей. Увеличивается число преступлений с иностранным элемен­том. Государства все больше предусматривают в своих законах уголовную ответственность за преступления, борьба с которыми требует координации и международного сотрудничества стран всего мирового сообщества.

В сферу международного сотрудничества государств в об­ласти борьбы с преступностью стали входить не только вопросы об экстрадиции, действии закона в пространстве, но и о противо­действии ряду преступлений международного характера, пират­ство, работорговля, подделка денежных знаков, столкновение морских судов и неоказание помощи на море.

В 1889 г. по инициативе европейских криминалистов был учрежден Международный союз уголовного права, который вы­ступил с призывом ко всем государствам сотрудничать в деле совершенствования международного уголовного права, изучать и подавлять международные преступления путем проведения со­гласованных государствами международных полицейских меро­приятий 5 .

Концепция международного уголовного права появилась на рубеже XIX-XX вв. Собственно международные уголовно- правовые нормы находились еще только на стадии зарождения, государства искали пути решения вопросов о подсудности, нака­зания, определения деяний, посягающих на интересы нескольких государств, представляющих угрозу стабильности межгосударст­венных отношений. В этот период активно развивается наука ме­ждународного права, в том числе в уголовно-правовых вопросах (Ф. Ф. Мартене, Н. С. Таганцев, И. М. Корнуков).

Концепция международного уголовного права основывалась больше логическими рассуждениями о необходимости такой от­расли международного права. Основными вопросами концепции были разграничение уголовной юрисдикции государств и право­вая помощь. По мнению профессора Ф. Ф. Мартенса, междуна­родное уголовное право включает в себя совокупность юридиче­ских норм, определяющих условия международной судебной по­мощи

государств друг другу при осуществлении ими своей кара­тельной власти в области международного общения.

III этап. Период двух мировых войн, результаты которых потребовали создания концепции международной безопасности, защиты гражданского населения, разработки общих межгосудар­ственных стандартов преследования военных преступников. По­слевоенное время характеризуется и развитием международно- правового регулирования преступлений международного харак­тера, которые мешают нормальному экономическому и социаль­ному развитию государств, влияют на их безопасность, что отра­жается и на мировом сообществе в целом. Активно развивается и доктрина международного уголовного права.

На развитие международного права вообще и международ­ного уголовного права в частности, повлияла Первая мировая война. Подтвердилась необходимость наказания виновников войны.

Версальский мирный договор 1919 г. - установил уголов­ную ответственность физических лиц за совершение преступле­ний против мира и других деяний, выходящих за рамки нацио­нального уголовного законодательства.

С учетом этого документа были разработаны проекты доку­ментов для привлечения к уголовной ответственности кайзера Вильгельма II и его соратников за военные преступления. Однако ввиду нечеткости формулировок преступных деяний, неясности порядка формирования и деятельности суда, полномочного рас­сматривать подобные дела, а также в силу того, что необрати­мость ответственности за агрессию не стала еще принципом ме­ждународного уголовного права, указанные лица остались безна­казанными.

В 1927 г. в Варшаве была проведена I Международная кон­ференция по унификации уголовного права. В результате ее дея­тельности к преступлениям международного характера, пося­гающим на международный правопорядок, были отнесены: пи­ратство, работорговля, торговля женщинами и детьми, порногра­фия, незаконные оборот наркотических средств, подделка метал­лических денег и государственных ценных бумаг. На последую­щих конференциях предпринимались попытки определить поня­тие международного терроризма, унифицировать нормы о выдаче преступников и праве политического убежища, о защите куль­турных ценностей народов.

Постепенно в этот период разрабатываются и нормы о меж­дународных преступлениях. В Декрете о мире 1917 г. Советской России впервые было заявлено, что агрессия является величай­шим преступлением против человечества. Первым многосторон­ним международным договором, запретившим агрессию и объя­вившим ее международным преступлением, был Парижский пакт 1928 г. (Пакт Бриана - Келлога), в котором нет самого понятия агрессии.

Началом кодификации международного уголовного права является принятие Устава Международного военного трибунала 1945 г. и вынесение приговора Нюрнбергским трибуналом глав­ным нацистским преступникам. Уставом Нюрнбергского трибу­нала была проведена классификация международных преступле­ний. Выделены преступления против мира, военные преступле­ния и преступлениям против человечества. Эти нормы в послед­ствии получили закрепление и в Уставе Международного воен­ного Токийского трибунала 1946 г. А Генеральная Ассамблея ООН специальной резолюцией 1946 г. подтвердила принципы международного права, закрепленные в Уставе Нюрнбергского трибунала и воплощенные в приговоре трибунала в качестве об­щепризнанных.

Уточнение перечня международных преступлений было да­но в Конвенции 1968 г. «О неприменении сроков давности к во­енным преступлениям и преступлениям против человечества». Устав ООН подтвердил принципы международного права и за­претил применение силы в межгосударственных отношениях.

В настоящее время концепция международного уголовного права является общепризнанной в доктрине и закреплена в ряде решений ГА ООН. В одной из резолюций ГА ООН отмечается

необходимость дальнейшего развития МУП в целях обеспечения успешной борьбы с международной преступностью.

Во второй половине XX века были разработаны и приняты важные международно-правовые нормы в области международ­ного уголовного права. Определенный вклад в развитие институ­та международных преступлений внесла Комиссия международ­ного права (1947 г.), которая по поручению ГА ООН занимается, и по сей день, разработкой проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества.

Этап IV. Период конца XX в. и по настоящее время - необ­ходимость пересмотра существующего порядка международной безопасности, усиления межгосударственных действий против международных преступлений, появление более жестких между­народно-правовых норм (Конвенция против транснациональной организованной преступности 2000 г., Конвенция о борьбе с ме­ждународным терроризмом и др.).

Конец XX в. характеризуется развитием крупных нацио­нальных конфликтов, решение которых в результате перешло на международный уровень, поскольку в определенный момент воз­никла необходимость поддержать определенный уровень между­народной безопасности.

В 1993 г. Советом Безопасности ООН был принят Устав Международного трибунала по Югославии; в 1994 г. - Устав Международного трибунат по Руанде. В 1998г. на дипломати­ческой Конференции полномочных представителей государств под эгидой ООН был принят Статут Международного уголов­ного суда, основная цель которого привлечение к уголовной от­ветственности физических лиц, совершивших преступления про­тив мира и безопасности человечества (международные преступ­ления). Статут вступил в силу с 1 июля 2002 г. На сегодняшний день уже несколько дел находится на стадии расследования меж­дународным уголовным судом.

Рассматриваемый период характеризуется и продолжением кодификации преступлений международного характера посред­ством принятия международных Конвенций:

Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания 1998 г.;

Конвенция ООН против транснациональной организован­ной преступности 2000 г.;

Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепара­тизмом и экстремизмом 2001 г.;

Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г. и другие международные соглашения.

Государства сотрудничают в области борьбы с международ­ной преступностью и на региональном, двустороннем уровне. Совет Европы принял Конвенцию о легализации доходов от пре­ступной деятельности 1990 г., Конвенцию об уголовной ответ­ственности за коррупцию 1999 г. и др.

В настоящее время существует большое количество между­народных соглашений государств по оказанию правовой помощи по уголовным делам и объединении усилий по предупреждению и пресечению преступлений, затрагивающих интересы несколь­ких государств. Определенный толчок развитию межгосударст­венных отношений по борьбе с преступностью дали трагические события сентября 2001 г. и последующие террористические акты, произошедшие в разных странах мира. В результате было усо­вершенствованно национальное законодательство ряда госу­дарств, приняты международные конвенции, а по некоторым во­просам страны стали более активно и плодотворно сотрудничать.

В качестве заключения по рассмотрению вопроса становле­ния международного уголовного права следует привести пози­цию В. П. Панова: «Становление и развитие международного уголовного права осуществляется вследствие постоянного роста международной преступности. Являясь вынужденной и необхо­димой мерой, сотрудничество государств в этой сфере постоянно совершенствуется на правовой основе... Количество преступле­ний, посягающих на международный правопорядок растет. Ос­новным объектом их преступного посягательства является меж­дународное право как регулятор отношений и в сфере борьбы с преступностью».

Международное уголовное право как отрасль международного публичного права представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств и международных организаций в борьбе с преступностью. Объектом регулирования международного уголовного права являются межгосударственные отношения, т.е. отношения с участием государств и международных организаций. Соответственно, субъектами являются государства и международные организации. Основными источниками международного уголовного права принято считать международный договор и международный обычай.

В литературе встречаются и иные концепции международного уголовного права. Наиболее распространенной является, пожалуй, концепция, согласно которой международное уголовное право включает в себя как международные нормы, так и соответствующие нормы внутреннего уголовного права. Весьма распространено мнение, согласно которому субъектами международного уголовного права являются не только государства, но и индивиды. Лишь в исключительных случаях предусмотрена прямая ответственность индивида за нарушение норм международного уголовного права - при преступлениях против мира и безопасности человечества. В таких случаях любое государство и Международный уголовный суд с помощью государств, вправе привлечь индивида к уголовной ответственности непосредственно на основе международного права.

Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества проводит четкое различие между уголовно-правовой ответственностью индивида и международно-правовой ответственностью государства. Этому посвящена статья 4 «Ответственность государства», где говорится: «Ответственность отдельных лиц за преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренная в настоящем Кодексе, никоим образом не влияет на ответственность государств по международному праву».

В настоящее время в мире отмечается значительный рост преступности, в том числе имеющей международный характер. Государства координируют свои действия по борьбе с преступностью следующим образом: заключают договоры о борьбе с отдельными видами международных преступных деяний и правовой помощи по уголовным делам, осуществляют совместные меры по предотвращению и пресечению преступлений и привлечению виновных к ответственности.

Источниками международного уголовного права являются:

1) конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (с захватом заложников, угоном воздушных судов и т.п.);

2) договоры о сотрудничестве и правовой помощи по уголовным делам;

3) договоры, регулирующие деятельность международных организаций, в чью компетенцию входит борьба с преступностью.

Обязательства государств по вышеуказанным договорам заключаются: в определении международных уголовно наказуемых деяний; мерах по предупреждению и пресечению таких преступлений; обеспечении ответственности преступников; установлении правил юрисдикции; регламентации правовой помощи по уголовным делам и регулировании взаимоотношений государств и международных правоохранительных организаций.

Государства сотрудничали друг с другом в борьбе с преступностью, начиная с рабовладельческих времен. В рабовладельческих государствах наиболее опасным преступлением считалось восстание рабов, поэтому государства обязывались оказывать друг другу помощь в подавлении этих восстаний. В договоре египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттусили III, заключенным в 1296 году до нашей эры, содержалось такое положение: «Если Рамсес разгневается на своих рабов, когда они учинят восстание, и пойдет усмирять их, то заодно с ним должен действовать и царь хеттов».

Аналогичная практика была известна и государствам Древней Греции. Заключенный в 421 году до нашей эры между Афинами и Спартой мирный договор (Никиев мир) содержал обязательство Афин оказывать поддержку Спарте в случае восстания рабов. Договоры того времени содержали и некоторые иные положения, которые ныне относятся к международному уголовному праву. Чаще всего это было обязательство взаимной выдачи преступников, в первую очередь политических. Такое обязательство содержалось и в упомянутом договоре Рамсеса с Хаттусили.

Римским правом пираты рассматривались как враги всего человеческого рода (hostis humanis generis). В дальнейшем такая норма стала частью общего международного права. Начиная с Венского конгресса 1915 года заключается ряд договоров о борьбе с работорговлей. Преступность работорговли была признана также общим международным правом.

Первостепенное значение для формирования международного уголовного права имели уставы, созданные после Второй мировой войны международных военных трибуналов для суда над главными немецкими и японскими военными преступниками (Нюрнбергский и Токийский трибуналы), а также вынесенные ими приговоры.

В теории концепция международного уголовного права появилась в литературе на рубеже XIX и XX вв., причем речь шла, в основном, о разграничении уголовной юрисдикции государств и о правовой помощи.

Одним из первых концепцию международного уголовного права выдвинул профессор Санкт-Петербургского университета Ф.Ф. Мартенс, который установил, что международное уголовное право «заключает в себе совокупность юридических норм, определяющих условия международной судебной помощи государств друг другу при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения».

Постепенно концепция международного уголовного права находит признание и в отечественной учебной литературе. В учебнике «Международное право» под редакцией Г.В. Игнатенко имеется глава «Международное уголовное право». Термин «международное уголовное право» получил широкое признание как в мировой литературе, так и в международной практике.

Система международного уголовного права, наряду с чертами международного права в целом, имеет определенные специфические черты. Так, наиболее важная особенность системы современного международного уголовного права состоит, пожалуй, в том, что она объединяет нормы, относящиеся не только к уголовному, но и к уголовно-процессуальному праву, а также к судоустройству. Международное уголовное право определяет порядок действия своих норм, а также содержит иные принципы и нормы, относящиеся к общей части уголовного права. Оно устанавливает состав преступлений, организацию международных уголовных судов и нормы международного уголовного процесса. Значительное место занимают нормы, регулирующие взаимодействие государств в области уголовного правосудия.

Источники международного уголовного права как отрасли международного права в принципе те же, что и источники международного права: международный договор и международный обычай. В качестве примера можно указать на Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года, в которых участвуют не все страны, но их нормы являются частью общего международного права, обязательного для всех государств. В докладе Генерального секретаря ООН Совету Безопасности по проекту уставов международных трибуналов для бывшей Югославии и Руанды говорилось: «...Международный трибунал должен применять нормы международного гуманитарного права, которые, вне всякого сомнения, являются частью обычного права, с тем, чтобы проблема участия некоторых, а не всех государств в определенных конвенциях не возникала».

Международный трибунал для бывшей Югославии по вопросу о соотношении применяемых им норм высказал следующую точку зрения: «...Международный трибунал вправе применять в дополнение к обычному международному праву любой договор, который: 1) был несомненно обязателен для сторон во время совершения инкриминируемого деяния и 2) не противоречил или не отступал от императивных норм международного права, каковыми является большинство норм международного гуманитарного права».

Важное значение в формировании норм международного уголовного права приобретают резолюции международных организаций. Наиболее ярким примером является Всеобщая декларация прав человека, в которой содержатся положения, имеющие отношение, в том числе, и к международному уголовному праву. Она была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году и имела статус рекомендации. Однако в дальнейшем государства признали ее положения в качестве норм общего международного права. В настоящее время суды государств, включая Россию, рассматривают положения Декларации как общепризнанные нормы международного права.

Уникальным случаем прямого создания норм и институтов международного уголовного права международным органом является учреждение Советом Безопасности ООН международных трибуналов для бывшей Югославии и Руанды, несмотря на то, что в Уставе ООН не закреплено такое полномочие Совета Безопасности. Юридическое обоснование правомерности решений Совета Безопасности видится в другом, а именно в молчаливом признании их государствами.

Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества в редких случаях допускает применение общих принципов права, в частности при установлении исключающих вину обстоятельств, под которыми понимаются такие принципы, которые «прочно вошли в практику и широко признаются в качестве приемлемых в отношении преступлений, сходных по степени тяжести по внутригосударственному или международному праву».

54. Виды и формы сотрудничества государств в борьбе с уголовными прес­туплениями международного характера .

Основные составы международных преступлений определены Уставами Международных военных трибуналов, учрежденных после Второй мировой войны (Нюрнбергским и Токийским). Их универсальное значение было подтверждено Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 1946 и 1947 гг., а также Уставами трибуналов для Югославии и Руанды и Статутом Международного уголовного суда. В Уставах Нюрнбергского и Токийского трибуналов международные преступления подразделялись на три группы:

1) преступления против мира;

2) военные преступления;

3) преступления против человечности.

Одним из важных средств борьбы с преступностью является предупреждение возможности легализации доходов от преступной деятельности и обеспечение их конфискации.

Российская Федерация является участником нескольких соглашений, предусматривающих комплекс мер по пресечению «отмывания» преступных доходов: Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, договоров о правовой помощи и другие.

Согласно Конвенции Совета Европы об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года «доходы» означают любую экономическую выгоду, полученную в результате совершения преступления. При этом под материальными ценностями понимаются ценности любого вида, вещественные и невещественные, движимые и недвижимые, юридические акты и документы, дающие право на имущество.

Государства обязуются принимать все меры для конфискации орудий преступления и незаконных доходов и, в частности, идентифицировать и разыскивать ценности, подлежащие конфискации, и предупреждать любую передачу или отчуждение этих материальных ценностей.

Суды и другие компетентные органы государств - участников Конвенции должны иметь право наложить арест на финансовые или иные документы (при этом ссылки на банковскую тайну недопустимы; однако запрашиваемое государство может потребовать, чтобы запрос о сотрудничестве, содержащий требование снятия банковской тайны, был подтвержден судебным органом).

Получив запрос о конфискации орудий или предметов, государство должно предъявить его своим компетентным органам и исполнить. В конфискации может быть отказано, если:

законодательство запрашиваемого государства не предусматривает конфискации за данное правонарушение;

отсутствует имущество, подлежащее конфискации;

истек срок давности.

Государства - участники Конвенции назначают центральный орган, ответственный за направление, получение, исполнение запросов о правовой помощи по делам такого рода, и извещают об этом Генерального секретаря Совета Европы. Как правило, в большинстве государств таким органом является прокуратура.

Согласно Женевской конвенции о борьбе с подделкой денежных знаков 1929 года международными преступлениями являются:

1) все обманные действия по изготовлению или изменению денежных знаков;

2) сбыт поддельных денежных знаков;

3) действия, направленные к сбыту, к ввозу в страну или к получению для себя поддельных денежных знаков, если их поддельный характер был известен;

4) покушение или соучастие в вышеуказанных деяниях;

5) обманные действия по изготовлению или приобретению для себя предметов, предназначенных для изготовления поддельных или измененных денежных знаков.

В Конвенции устанавливается обязательное информирование соответствующих зарубежных государств о новых выпусках, изъятии и аннулировании «местных» денежных знаков, об обнаружении подделок иностранной валюты с подробным их описанием, сообщение сведений о розысках, арестах и осуждениях «международных» фальшивомонетчиков.

В соответствии с Конвенцией о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года (статья 2) преступлением является преднамеренное совершение:

убийства, похищения или другого нападения против личности или свободы лица, пользующегося международной защитой;

насильственного нападения на официальное помещение, жилое помещение или транспортные средства лица, пользующегося международной защитой, которое может угрожать личности или свободе этого лица;

угрозы и/или попытки любого такого нападения либо соучастие в одном из перечисленных действий.

Согласно Конвенции 1973 года Российская Федерация будет осуществлять юрисдикцию в отношении указанного преступления, когда:

1) деяние совершено любым лицом на территории РФ или на борту судна или самолета, зарегистрированного в РФ;

2) преступление совершено против лица, представляющего РФ или в РФ - иностранное государство или международную организацию;

3) преступник задержан на территории РФ;

4) преступник является гражданином РФ.

Борьба против незаконных действий с наркотическими средствами предусматривается несколькими десятками международных договоров, из которых самыми важными являются Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года, Конвенция о психотропных веществах 1971 года и Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года является типичной многосторонней конвенцией о борьбе с отдельным видом преступления международного характера.

Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 года была принята для обеспечения физической защиты ядерного материала, используемого в мирных целях и находящегося в процессе перевозки, а также ядерного материала, используемого в мирных целях, при использовании, хранении и перевозке внутри государства. К Конвенции имеются приложения I и II. Приложение I определяет уровни физической защиты ядерного материала при его международной перевозке. Приложение II подробно классифицирует «ядерные материалы».

При этом государство, в котором начато уголовное преследование, обязано уведомить о результатах разбирательства заинтересованные государства и МАГАТЭ.

Согласно Международной конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 года (статья 1) преступление - захват заложников совершает любое лицо, которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждение или продолжать удерживать заложника для того, чтобы заставить государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве условия для освобождения заложника, а также попытка совершения вышеуказанных действий или соучастие в них.

Конвенция 1979 года (статья 13) не применяется в РФ в случаях, когда преступление совершено в пределах РФ, когда заложник и предполагаемый преступник являются гражданами РФ и когда преступник находится на территории РФ (иными словами, когда в деле нет «иностранного элемента»).

Согласно Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года (статья 1) преступлением является незаконный, путем насилия или угрозы его применения или другой формы запугивания, захват воздушного судна, находящегося в полете, или осуществление над ним контроля, или попытка совершения указанных преступлений, или соучастие в них.

По общему правилу юрисдикцию в отношении преступлений, совершаемых на борту воздушного судна, осуществляет государство регистрации судна. Иные государства вправе осуществлять юрисдикцию, когда:

преступление имеет последствия на территории государства или направлено против его безопасности;

преступление совершено гражданином или в отношении гражданина данного государства.

В соответствии со статьей 105 Конвенции в открытом море или в любом другом месте, вне юрисдикции какого бы то ни было государства любое государство может захватить пиратское судно или пиратский летательный аппарат, арестовать находящихся на нем лиц, захватить находящееся на нем имущество и осуществлять свою юрисдикцию. Захват за пиратство может совершаться только военными кораблями или военными летательными аппаратами или судами и аппаратами, состоящими на правительственной службе и уполномоченными на это.

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО»

ЛЕКЦИЯ № 1. ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО УГОЛОВНОГО ПРАВА (2 ЧАСА)

Понятие и значение международно-правовой борьбы с преступностью. Проблема интернационализации преступности в современном обществе. Преступность как глобальная проблема современности. Экономические, социальные и криминологические аспекты преступности.

История международного сотрудничества государств в области борьбы с преступностью. Борьба с преступностью в древности, в Средние века и в двадцатом веке. Основные тенденции международно-правовой борьбы с преступностью в 21-м веке.

Процессуальные права в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Развитие международно-правовых стандартов в области отправления правосудия в решениях Европейского суда по правам человека.

Международное право о смертной казни. Основания и пределы применения смертной казни. Гарантии лиц, приговоренных к смертной казни. Международное право о способах смертной казни.

Международные стандарты обращения с заключенными.

Международные стандарты отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

уголовное право (МУП) — это система принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотренными межд. договорами, как отрасль МП оно стало формироваться в XIX в. и совершенствоваться по мере обобщения опыта государств в борьбе против рабства, фальшивомонетничества, нарколреступлений, нарушений законов и обычаев войны и т. д. Круг его норм первоначально ограничивался вопросами подсудности, действием национальных норм уголовного права в пространстве и недопустимости их распространения на территории других государств, выдачи преступников и т.

Возникновение и становление международного права

Тем не менее, возникают все новые обычаи, в которых начинает угадываться правовой характер: закрепляется правовой статус дипломатов, формируется институт консулов, признается принцип свободы открытого моря. На рубеже VI-VII веков в трудах юристов формируется идея международного права(голландский юрист Гуго Гроций в труде «О праве войны и мира» обосновывает существование «права, которое определяет отношения между народами или правителями»).

Международное уголовное право: понятия и проблемы становления

Актуальность работы. Интерес к уголовному праву всегда был велик. Специалисты в области международного права на Западе и в России допускали возможность того, что уголовно-правовые проблемы, возникающие в связи с совершением деяний преступного характера, могут себя проявлять и в области межгосударственных отношений.

Можно сказать, что вопрос о преступности действий как государственных органов, так и физических лиц возник в рамках международного прежде всего в связи с войнами, наносящими непоправимый ущерб государствам и всему мировому сообществу.

Преступность войны, противоправные методы ведения вооруженных конфликтов – вот та база, на которой начали возникать нормы уголовной ответственности физических лиц и международные нормы ответственности государства.

Выбранная тема «Международное право: понятия и проблемы становления» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

На мой взгляд, данная тема достаточно изучена в современной литературе, но, тем не менее, считаю, что дальнейшее рассмотрение и изучение темы права является актуальным.

Исследование такого недостаточно разработанного в науке предмета как уголовное право должно начинаться с определения явлений, которые оно призвано регулировать и охранять, а также тех, с которыми призвано вести борьбу.

Понятие «преступление», как и понятие «уголовное право», имеет внутригосударственное происхождение.

Международное уголовное право

Изучение сотрудничества государств в борьбе с транснациональной экономической и организованной преступностью. Современные тенденции развития международной организованной преступной деятельности. Взаимодействие стран в сфере борьбы с контрабандой.

Правовые основы международного сотрудничества государств в борьбе с преступностью и с коррупцией. Декларация о принципах международного и невмешательство государств во внутренние дела друг друга.

Понятие международного уголовного права, источники, принципы.

Международное уголовное право – это отрасль права, представляющая собой совокупность принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотренными договорами. В сферу регулирования МУП входит: борьба с преступностью, сотрудничество в борьбе с уголовными преступлениями международного характера, а также с общеуголовными преступлениями.

Наиболее важная особенность современного МУП состоит в том, что оно объединяет нормы, относящиеся не только к уголовному, но и к уголовно-процесуальному праву, а также к судоустройству.

Понятие, становление, принципы и источники международного уголовного права

Международное уголовное право — это система принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотренными договорами, как отрасль международного оно стало формироваться в XIX в. и совершенствоваться по мере обобщения опыта государств в борьбе против рабства, фальшивомонетничества, наркопреступлений, нарушений законов и обычаев войны и т.

Программа курса «Международное уголовное право»

Становление и развитие международного уголовного права как института и отрасли. Основные концепции права относительно сущности (соотношение и национального компонентов в международном уголовном праве). Определение уголовного права. Проблема установления субъектного состава уголовного.

Источники права.

Производство по делам о военных преступлениях в органах международного уголовного правосудия (проблемы становления и перспективы развития)

В работе исследованы особенности международного уголовного судопроизводства по делам о военных преступлениях. Оно во многом отличается от процесса по делам против военной службы. предусмотренным Уголовным кодексом РФ. Найти эти отличия, оценить современное состояние и перспективы развития судопроизводства по военным преступлениям — возможно, обо всем этом будет интересно узнать читателям книги.

В монографии комплексно исследуется международно-правовое регулирование вопросов судоустройства, судопроизводства и взаимодействия органов международного уголовного правосудия; теоретически определяется понятие «международное уголовное судопроизводство по делам о военных преступлениях», его сущность и содержание; исследуются источники и принципы международного процесса, компетенция трибуналов ad hoc, а также постоянно действующего уголовного суда; проведен международно-правовой и процессуальный анализ предварительного производства и судебного разбирательства в уголовном суде при производстве по делам о военных преступлениях; предложены научно обоснованные пути решения вопросов правового регулирования сотрудничества в области уголовного судопроизводства по делам о военных преступлениях, передачи и выдачи военных преступников.

При этом, на основе сравнительно-правового анализа международно-правовых документов и опыта зарубежных стран выявлены факторы, подлежащие учету при возможной имплементации Римского статута в национальном законодательстве Российской Федерации.

Для специалистов в области международного уголовного Судопроизводства, студентов, курсантов, аспирантов, преподавателей, работников правоохранительных органов и судей.

Сборник » в Вооруженных Силах — консультант» зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

Реферат на тему: Международный уголовный суд г. Гаага

В настоящее время Римский статут ратифицирован 105 государствами во всём мире. Количество государств-участников МУС постоянно растёт. Российская Федерация подписала Римский статут 13 сентября 2000 года. Однако она ещё не ратифицировала его и, таким образом, государством-участником уголовного суда не является. Среди 106 государств-участников 16 относятся к восточноевропейским государствам, 13 представляют азиатские страны, 29 — группу африканских государств, 22 — группу латиноамериканских государств, 25 — «Западную Европу и другие государства».

Становление международного уголовного права

уголовное представляет собой систему принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотренными международными договорами.

В настоящее время уже практически не вызывает сомнений тот факт, что право сформировалось именно как отрасль международного права.

Становление данной отрасли международного можно отнести к XIX в.

Юридическая природа международного права, его возникновение и становление

Юридическая природа права, его возникновение и становление — раздел Право, публичное право Международное Право Можно Охарактеризовать Как Созданную И Развивающуюс.

право можно охарактеризовать как созданную и развивающуюся на основе согласования воли государств — систему юридических норм, регулирующих международные отношения.

право, обладая основными признаками права, являет собой особую, специфическую систему права.