Становление системы правосудия по делам несовершеннолетних (xix - нач. xx в.). Суд по делам несовершеннолетних — центральное звено действующей ювенальной юстиции Автономная судебная система делам несовершеннолетних

Хромова Наталия Михайловна , научный сотрудник отдела уголовного и уголовно-процессуального законодательства; судоустройства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Вопрос введения ювенальной юстиции все больше волнует людей в России. У ювенальной юстиции есть как сторонники, так и противники. Основным аргументом "против" является боязнь изъятия ребенка из семьи.

Отношение к детям -
это тот показатель,
по которому можно судить
о зрелости общества в целом,
об уровне развития общества.
Нам необходима нормальная система
защиты детства во всех смыслах этого слова.
Сегодня такой системы в стране просто нет...

Д.А.Медведев

Определила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Исходя из этого, ювенальную политику можно определить как часть внутренней политики Российской Федерации, особый вид социальной деятельности, урегулированной нормами международного и национального права, направленной на эффективное обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетних.


На законодательном уровне ювенальная политика закреплена в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в соответствии с которым были установлены цели и основные направления указанной политики. Государственная ювенальная политика претворяется в жизнь через систему всех учреждений и организаций, деятельность которых направлена на провозглашение, реализацию и охрану прав несовершеннолетних.


Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 гг., утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761, в Российской Федерации определены основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права, а также ориентированные на создание дружественного к ребенку правосудия. Под дружественным к ребенку правосудием Национальная стратегия подразумевает систему гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующую уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств уголовного дела.


Комитет ООН по правам ребенка в Заключительных замечаниях по Второму периодическому государственному докладу Российской Федерации о реализации Конвенции о правах ребенка рекомендует государству-участнику предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия.


Между тем в Третьем периодическом докладе о реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка был дан обширный анализ активной законотворческой деятельности (включая как принятие нового законодательства, так и реформирование существующего), направленной на защиту прав несовершеннолетних, в том числе в судах.


Так, рассмотрев российский доклад, Комитетом ООН по правам ребенка было отмечено, что ряд рекомендаций, сделанных после изучения Второго периодического доклада России, не был учтен в достаточной мере, в том числе по вопросам, связанным с отправлением правосудия в отношении несовершеннолетних. Относительно информации, представленной Россией в Третьем периодическом докладе, Комитет выразил обеспокоенность тем, что, несмотря на ряд законодательных попыток, до сих пор не учреждены суды по делам несовершеннолетних правонарушителей, которые в системе правосудия должны рассматриваться отдельно. В частности, в качестве первоочередных мер необходимо ускорить работу по реформированию системы правосудия в отношении несовершеннолетних, с тем чтобы уголовные дела лиц, не достигших 18 лет, рассматривались в системе правосудия в отношении несовершеннолетних, а не в системе обычного правосудия.


Из вышеизложенного можно сделать вывод: ювенальная юстиция во всем мире тесно связана с ее центральным звеном - судом по делам несовершеннолетних, что определяет толкование термина ювенальной юстиции как правосудия по делам несовершеннолетних. Например, в Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985 г. оригинальная английская версия "juvenile justice" в аутентичном русском тексте может быть переведена как правосудие по делам несовершеннолетних.


Впервые термин "ювенальная юстиция" был введен в правовой оборот в Российской Федерации в сентябре 1995 г. Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальным планом действий в интересах детей), утвержденными Указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. N 942, которыми было предусмотрено "создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних", "создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков".


Судопроизводство по делам несовершеннолетних регулируется общими положениями Уголовно-процессуального кодекса РФ и, в частности, специальными нормами, установленными в его гл. 50. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 420 УПК РФ требования гл. 50 применяются по уголовным делам в отношении лиц, не достигших к моменту совершения преступления 18 лет.


Основой для выделения возрастного порога, в рамках которого наступает уголовная ответственность, является достоверно установленная и типичная (т.е. имеющаяся у подавляющего большинства подростков данной возрастной группы) совокупность психических и личностных качеств - способности к направленному восприятию, запоминанию и логическому анализу информации, ее классификации, планированию поведения на основе личных предпочтений, социальных ориентаций и прослеживанию последствий, произвольному регулированию поведенческих актов в процессе их исполнения. Характерными чертами подросткового возраста являются глубокая физиологическая и психологическая перестройка организма, рост физических и интеллектуальных возможностей, при этом "подросток уже не удовлетворен пассивной ролью опекаемого ребенка, но еще не созрел для ответственных ролей взрослого. Поэтому его тяга к самоутверждению принимает стихийные формы".


В каждом поведенческом акте и в поведении как их совокупности человек проявляется как целостность физиологических, психологических и социальных качеств, проявляются его интеллект, воля, эмоции и жизненный опыт.


Психическое развитие подростка во многом определяется развитием его сознания, определенный уровень которого позволяет мысленно планировать будущие действия и предвидеть их результаты. С развитием сознания возникает способность понимания социального значения своих действий, возможность целенаправленно управлять ими, контролировать их, совершать волевые поступки. При этом социопатические изменения у детей разных возрастов можно представить в виде системы формирования распространенного в последние годы измененного фенотипа ребенка, для которого характерны нарушения адаптивности и защитных функций организма (высокая реактивность и большая истощаемость), усиление нейрогормональных и вегетативных реакций, психологическая и метаболическая неустойчивость. Именно у таких детей в большей степени проявляются конфликтность, агрессивность, психологические срывы, уход из семьи, а также возрастает вероятность совершения преступлений и правонарушений. Знание указанных возрастных особенностей несовершеннолетнего позволит следователю, прокурору, судье, защитнику эффективно применять нормы гл. 50 УПК РФ.


Правосудие в отношении несовершеннолетних берет свое начало с конца XIX в. Первый по делам несовершеннолетних был учрежден 2 июля 1899 г. в Чикаго на основании Закона о детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними. По примеру США такие суды были созданы в Англии (1905 г.), Канаде (1908 г.), Бельгии (1912 г.), Франции (1914 г.), Греции (1924 г.).


В России первый автономный по делам несовершеннолетних был открыт в г. Санкт-Петербурге 22 января 1910 г. В 1917 г. такие суды уже действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Риге, Томске и Саратове. До 70% несовершеннолетних правонарушителей "детские" суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением, а рассматривался как орган социального попечения о несовершеннолетних. Однако 7 апреля 1935 г. ЦИК и СНК СССР приняли Постановление "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних", которому возраст уголовной ответственности по ряду преступлений был снижен до 12 лет; ликвидирована норма о преимущественном применении к несовершеннолетнему мер медико-педагогического характера (ст. 8 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 года); восстановлена возможность применения к несовершеннолетним всех видов уголовного наказания. В 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О применении судами Постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. "О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних", в котором судам строго предписывалось применять указанное Постановление не только к умышленным преступлениям несовершеннолетних, но и к преступлениям, совершенным по неосторожности. Таким образом, с середины 1930-х гг. карательная (репрессивная) политика в отношении детской преступности стала доминирующей.


В период с начала 60-х гг. до начала 90-х гг. XX в. происходит "возрождение" ювенальной юстиции. Так, в ходе правовой реформы конца 1950-х - начала 1960-х гг. в УК РСФСР несовершеннолетним было уделено серьезное внимание. В Кодексе содержались нормы, смягчающие наказание в отношении несовершеннолетних, и предусматривалась возможность освобождения их от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного характера. Кроме того, в УПК РСФСР 1960 г. содержалась гл. 32, посвященная производству по делам несовершеннолетних. В этот период была вновь введена специализация судей по делам несовершеннолетних в народных судах. В 1964 г. Пленум Верховного Суда СССР принял Постановление, в котором судам указывалось на необходимость специализации судей для рассмотрения дел несовершеннолетних.


Пленум Верховного Суда СССР в Постановлении от 3 июля 1963 г. N 6 "О по делам о преступлениях несовершеннолетних" также обращал внимание судей на необходимость особо тщательно подходить к выяснению всех вопросов, связанных с преданием суду несовершеннолетних. Судьи, специализирующиеся на делах о несовершеннолетних, осуществляли надзор за ходом отбывания осужденным несовершеннолетним наказания, не связанного с лишением свободы.


Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1801-1 была утверждена предложенная Президентом РФ Концепция судебной реформы в РСФСР. В Концепции в числе основных идей и мероприятий судебной реформы предусматривалось, что "наряду с Конституционным Судом РСФСР и общими судами представляется целесообразным создать специализированные суды, а предварительно - специализированные судебные коллегии в федеральных и республиканских общих судах...". В соответствии с Постановлением Президиума Совета судей РФ от 26 декабря 2007 г. N 133 "О Программе развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года" для защиты прав несовершеннолетних необходима особая ветвь правосудия - ювенальная юстиция.


Однако, как отмечено в Постановлении VII Всероссийского съезда судей РФ от 4 декабря 2008 г. "О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования", идея создания ювенальных судов для судебной защиты прав и свобод несовершеннолетних, хотя и была поддержана на всех уровнях, так и осталась нереализованной.


Несмотря на отсутствие в России специального судоустройственного законодательства о ювенальных судах, идеи ювенальной юстиции нашли самую активную поддержку со стороны судейского сообщества, которое в инициативном порядке формирует ее элементы в правоприменительной практике, способствуя совершенствованию судопроизводства по делам несовершеннолетних, повышению реабилитационного содержания судебных решений.


Во исполнение рекомендаций VII Всероссийского съезда судей в целях повышения эффективности и качества правосудия в отношении несовершеннолетних необходимо принятие мер по обеспечению единообразия применения ювенальных технологий в судопроизводстве в отношении несовершеннолетних, развитию механизмов взаимодействия судов с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, совершенствованию законодательства в этой сфере. Целесообразно обобщение сложившейся в сфере ювенальной юстиции. Для формирования особой ветви правосудия - ювенальной юстиции - необходима разработка Концепции совершенствования правосудия по делам несовершеннолетних.


Как уже отмечалось, ювенальная юстиция представляет собой судебную систему, осуществляющую правосудие несовершеннолетних и имеющую задачи судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и судебного разбирательства дел о правонарушениях и преступлениях несовершеннолетних. Задачей ювенальной юстиции является особая юридическая защита несовершеннолетних.


Основные принципы ювенальной юстиции закреплены в международно-правовых актах , таких, как: Конвенция о правах ребенка 1989 г., Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), 1985 г., Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) 1990 г.


К таким принципам относятся:

1. Охранительная ориентация правосудия . Защита прав и законных интересов всех несовершеннолетних, оказавшихся в орбите правосудия, выходит в ювенальной юстиции на первый план. Кроме того, основные начала ювенальной юстиции закрепляют приоритет воспитательных мер воздействия и социальных мер реабилитации в отношении несовершеннолетних подсудимых. Пекинские правила, определяя цели правосудия в отношении несовершеннолетних, ставят на первое место обеспечение благополучия несовершеннолетнего (правило 5 Пекинских правил, п. 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка).
Исходя из этого принципа, следует отметить две важнейшие цели отправления правосудия в отношении несовершеннолетних:

  1. обеспечение благополучия несовершеннолетнего - главная цель тех правовых систем, в которых делами несовершеннолетних правонарушителей занимаются суды по семейным делам или административные власти; в то же время благополучию несовершеннолетнего должно уделяться особое внимание и в тех правовых системах, которые придерживаются модели уголовного преследования, что поможет избежать чисто карательных санкций;
    соблюдение принципа соразмерности, который ограничивает применение карательных санкций и выражается в использовании принципа воздаяния по заслугам в соответствии с тяжестью правонарушения, т.е. п. "a" правила 17.1 Пекинских правил меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества.


2. Социальная насыщенность правосудия . Суть этого принципа связана с необходимостью широкого использования в уголовном процессе по делам о несовершеннолетних неюридических специальных познаний, направленных на изучение особенностей социально-психологических признаков личности несовершеннолетнего, а также социальных условий жизни. В соответствии с правилом 25.1 Пекинских правил следует привлекать добровольцев, добровольные организации, местные учреждения и другие общинные службы, с тем чтобы они внесли свой действенный вклад в перевоспитание несовершеннолетних.


Так, при решении вопроса об уголовной ответственности несовершеннолетних психологические знания могут быть использованы достаточно широко. Существо деятельности психолога по рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних заключается в анализе психологических особенностей личности и анализе поведения несовершеннолетнего для оценки характера и степени ответственности, а также для прогноза его будущего поведения, вероятности повторного совершения преступления. В задачу психолога входит изучение личности в совершенном деянии (ретроспекция) и личности в будущем (прогноз).


Изучение личности в ретроспекции поможет суду индивидуализировать вид и размер наказания. Прогноз, с одной стороны, также будет влиять на решение этих вопросов, а с другой - играть решающую роль при определении режима наказания и программы исправительной работы с подростком.


Психологическая характеристика поведения несовершеннолетнего в ситуации конкретного противоправного деяния включает в себя выяснение наличия предумышленности или импульсивного поведения в ситуации совершения преступления и оценку психологической информации, направленной на выявление степени общественной опасности подростка.


Интересно, что в зарубежных странах, где функционирует ювенальная юстиция, судам предоставлено поместить несовершеннолетнего подсудимого в специальные стационарные учреждения для обследования. Кроме того, у суда есть поставить вопрос о выборе оптимальной для несовершеннолетнего меры воздействия за содеянное и оптимального режима ее исполнения.


В некоторых странах, к примеру во Франции, уголовный процесс предусматривает формирование в судебном процессе специального так называемого второго досье несовершеннолетнего, где собраны все социальные и психологические характеристики самого несовершеннолетнего и совершенного им деяния, а также окружающей его микросреды.


3. Максимальная индивидуализация судебного процесса . В соответствии с этим принципом личность несовершеннолетнего в уголовном процессе должна рассматриваться в качестве главного объекта внимания и изучения. Таким образом, концепция ювенальной юстиции предусматривает неформальный характер судопроизводства по делам несовершеннолетних, что противоречит традиционному представлению о строго регламентированной в законе судебной процедуре.


4. Повышенная юридическая охрана несовершеннолетних предполагает обеспечение им дополнительных гарантий, направленных на защиту их прав и законных интересов. Данное требование выражается в двойном представительстве интересов несовершеннолетнего (защитника, законного представителя); в выяснении дополнительных вопросов, которые решает при вынесении приговора; в выделении дел несовершеннолетних в особое производство.


В настоящее время внедрение норм международного права требует ограничения гласности и обеспечения конфиденциальности судебных процессов, расширения альтернативных форм уголовной ответственности и мер наказания, предупреждения преступности несовершеннолетних через отлаженные механизмы защиты их прав.
В соответствии с Пекинскими правилами система правосудия в отношении несовершеннолетних должна "являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе" (правило 1.4).


Кроме того, Концепцией судебной реформы в Российской Федерации была поставлена задача создания в России судов по делам несовершеннолетних и семейных судов, а позднее в Федеральной программе реализации судебной реформы предусматривалась разработка концепции ювенальной юстиции и проекта закона о ней. Однако в настоящее время Российской Федерации не предусматривает института ювенальной юстиции.


Следует отметить, что в феврале 2002 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении была принята поправка в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации", которая допускала создание в России специализированных судов по делам несовершеннолетних. Но данное предложение так и осталось на стадии проекта. Между тем в порядке правового эксперимента в судах общей юрисдикции 30 субъектов РФ апробируют опытные модели ювенальной юстиции, учитывающие международно-правовые стандарты.


9 июня 2009 г. Президентом РФ было дано поручение N Пр-1470 Правительству РФ по созданию ювенальных судов. В поручении отмечено, что введение специализированного правосудия по делам несовершеннолетних не только отвечает национальным интересам Российской Федерации, но и необходимо для исполнения международно-правовых обязательств, в частности Конвенции ООН о правах ребенка.


Как было отмечено, в гл. 50 УПК РФ отражены особенности уголовного процесса в отношении несовершеннолетних. Эти особенности относятся как к общим принципам судопроизводства, так и к отдельным вопросам, решаемым в ходе расследования и судебного разбирательства дел этой категории. Однако утверждать, что уголовно-процессуальное создало особую модель ювенальной юстиции, нельзя.


Кроме того, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. N 1 "О применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" (далее - Постановление N 1) указано, что судопроизводство по делам в отношении несовершеннолетних должно основываться на строгом соблюдении требований материального и процессуального законодательства, назначении осужденным справедливого наказания и законного, обоснованного применения мер уголовно-правового характера, максимально способствовать соблюдению прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного судопроизводства (обвиняемых, подозреваемых, потерпевших), предупреждению совершения несовершеннолетним новых преступлений, восстановлению социальной справедливости.


В пункте 4 Постановления N 1 также разъясняется, что уголовные дела в отношении несовершеннолетних в судах как первой, так и второй инстанций должны рассматриваться наиболее опытными судьями. Специализация судей предусматривает необходимость обеспечения их профессиональной компетенцией не только по вопросам права, но и педагогики, социологии, психологии. Такое положение соответствует правилу 22 Пекинских правил, в котором отмечено, что профессиональная квалификация является необходимым элементом для обеспечения беспристрастного и эффективного отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.


Однако следует отметить, что на практике дела о преступлениях несовершеннолетних рассматривают федеральные и мировые судьи без специальной квалификации, так как количество дел не позволяет уделить должное внимание лицам моложе 18 лет. Кроме того, УПК РФ в отличие от УПК РСФСР специализацию дознавателей, следователей, судей не предусматривает.


Между тем некоторые страны СНГ закрепили положения о специализации. Так, в УПК Республики Азербайджан указано, что предварительное следствие в отношении несовершеннолетних должно проводиться по возможности специальными подразделениями соответствующих органов предварительного следствия или лицами, обладающими соответствующим опытом работы с несовершеннолетними (ст. 432.1). В УПК Республики Беларусь также установлено, что дела о преступлениях несовершеннолетних подлежат рассмотрению специальными судьями по делам несовершеннолетних либо судьями, имеющими специальную подготовку (ст. 430).


Проблему ювенальной юстиции не обошли стороной и ученые Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Так, А.А. Гравина отмечает, что "ювенальные суды являются составной частью ювенальной юстиции, представляют собой определенную систему, включающую в себя суды по делам несовершеннолетних и целую систему организационно-правовых и социально-психологических институтов, способных гарантировать эффективное решение проблем защиты прав и законных интересов подростков".


В то же время различные неправительственные организации полагают, что введение ювенальной юстиции приведет к изъятию детей из семей, к лишению родительских прав и ликвидации института семьи. Однако для ювенальной юстиции приоритетное значение имеет именно семья. Как справедливо отмечает Р.Р. Максудов, "ювенальная юстиция - не только механизм функционирования специализированных юридических норм, а в первую очередь и главным образом забота о будущем поколении. Это не просто работа с отдельными детьми, которые что-то нарушили, а работа с такими, которые выбились из социальной среды, не могут в нее вписаться и чье преступление следует воспринимать как крик о помощи, о ситуации, когда подростку нужна поддержка".

Исходя из вышеизложенного, следует вывод, что необходимость создания в Российской Федерации ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних уже не вызывает сомнений, основным звеном которой должны стать специализированные ювенальные суды.

__________________

Переходя к модели континентального правосудия по делам несовершеннолетних, надо и здесь отметить традиционность, стабильность организации судебного процесса, но исходит она здесь не от исторической преемственности (чикагского суда), а скорее от влияния на ювеиальиую юстицию континентальной системы права, основанной на правовых нормах.

Типичный вариант континентальной модели суда для несовершеннолетних - французский суд этой юрисдикции.

Судебный процесс по делам несовершеннолетних во Франции, как уже говорилось, имеет три стадии, отражающие соответствующую компетенцию юрисдикций по делам несовершеннолетних: судьи для детей, трибунала по делам несовершеннолетних и суда присяжных по делам несовершеннолетних. Эта современная французская ювенальная юстиция отличается от той, что была создана во Франции в 1914 г., хотя бы потому, что вначале не было системы судов для несовершеннолетних, действовал только единоличный судья. В дальнейшем Ордонанс от 2 февраля 1945 г., модифицированный Законом от 24 мая 1951 г. и Ордоиаисом от 22 декабря 1958 г., окончательно создал во Франции автономную судебную систему по делам несовершеннолетних. Ее юрисдикции принадлежат все дела несовершеннолетних без изъятий, в том числе и их дела в соучастии со взрослыми.

Обычно судебная процедура в судах для несовершеннолетних во Франции рассматривается применительно к указанным выше их видам.

Французский судья для детей - это магистрат суда большой инстанции, назначаемый гобратите внимание - не избираемый!) на эту должность на три года с возможностью возобновления срока. При отборе кандидатур на этот пост учитывается интерес магистрата к вопросам детства. По общему правилу в департаменте гединица территориального деления Франции) имеется один судья для детей. Однако в департаментах, важных по значению, их может быть и больше. При каЖдом трибунале по делам несовершеннолетних первый президент апелляционного суда назначает еще следственного судью по делам несовершеннолетних. Дела между судьей для детей и указанным следственным судьей распределяются так: оба они могут рассматривать дела о проступках и простых нарушениях, тогда как дела о преступлениях и иных правонарушениях относятся только к компетенции следственного судьи.

В процессуальном отношении вызов к судье для детей является первой стадией процесса по делам несовершеннолетних. В значительной мере эта стадия носит предварительный,

ознакомительный характер для судьи, хотя и заканчивается решениями, имеющими важное значение для судьбы подростка.

Итак, судья дЛя детей знакомится с делом, с самим правонарушителем, с его средой. В случае необходимости судья может принять и неотложные меры: изъять подростка из семьи и поместить его на режим пробации (воспитательного надзора) и даже временно в закрытое воспитательное учреЖдение, решить положительно вопрос о его предварительном заключении.

Значительное место уже в этой стадии занимает изучение личности несовершеннолетнего правонарушителя. Проводится оно по правилам предусмотренного французским процессуальным законодательством "социального исследования" с составлением специального досье. Это исследование по французскому законодательству является обязательным процессуальным требованием. "Социальное исследование" судья может проводить сам, но большей частью поручает его чиновникам службы пробации, которые, в свою очередь, используют помощь психологов, психиатров, специалистов в области образования. Возможно и помещение подростка в центр наблюдения для более глубокого изучения его личности и дачи рекомендаций судье по выбору режима обращения. Однако этот последний метод социального исследования больше применяется в трибунале по делам несовершеннолетних, когда рассматриваются дела о более серьезных проступках. Социальное исследование предполагает посещение лицами, его производящими, семьи подростка для выяснения условий его жизни и воспитания. Нетрудно заметить, что нечто подобное есть и в английском "детском" суде. Отметим также, что требование российского УПК обязательного изучения судом и следователем условий жизни и воспитания несовершеннолетних (при определении предмета доказывания по уголовному делу, ст. 392) ставит и перед российским судом, хотя он и не является специализированным, те же задачи.

Каким же образом может решить судьбу несовершеннолетнего правонарушителя французский судья для детей? Он может освободить подростка от уголовного преследования и меры воздействия за правонарушение, может сделать ему выговор, может, наконец, принять в отношении него "меры безопасности" (охрана, надзор, наблюдение), но никогда не может применить к нему уголовное наказание. Судья для детей может дать дальнейший ход рассматриваемому делу, распорядившись о направлении его в трибунал по делам несовершенно-

Ключевые слова

ПРАВОНАРУШЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС / СУД ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы - Биткова Людмила Алексеевна

Цели: Создание в России является дискуссионным. Необходимо изучить российский и зарубежный исторический опыт существования ювенального судопроизводства, проанализировать действующее законодательство России на предмет существования правовых предпосылок для создания таких судов, дать предложения по его совершенствованию. Методология: Методологическую основу исследования составляют диалектико-материалистический метод научного познания объективной действительности, а также базирующиеся на нем общенаучные и частные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный, социологический, статистический и основные общелогические методы познания (анализ, синтез, обобщение). Правовую базу составляют международные и российские нормативные правовые акты. Результаты: Проанализированы положения международных и национальных правовых актов, регламентирующих административную и судебную защиту прав несовершеннолетних , выявлены пробелы в действующем законодательстве и проблемы в организации деятельности правоохранительных структур, представлены предложения по совершенствованию нормативного регулирования и организационного обеспечения ювенального судопроизводства. Социальные последствия: Особую озабоченность российского общества вызывает рост правонарушений , совершаемых несовершеннолетними . Существующая правоохранительная и судебная системы нуждаются в преобразовании с учетом международных стандартов в области защиты прав детей. В России назрела необходимость и есть правовые и исторические предпосылки для создания специализированных судов по делам несовершеннолетних .

Похожие темы научных работ по праву, автор научной работы - Биткова Людмила Алексеевна

  • Международные стандарты в области правосудия в отношении несовершеннолетних и ювенальная юстиция в России

    2008 / Беляева Л. И.
  • Ювенальная юстиция: от практического опыта к концептуальной модели

    2007 / Косолапова Н. В.
  • 2. 5. Ювенальная юстиция и ее перспективы в России

    2011 / Кияшко Дмитрий Анатольевич
  • Проблемы административно-юрисдикционной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

    2009 / Бойко С. С.
  • Реформа государственного управления в сфере административно-правовой защиты прав несовершеннолетних

    2009 / Бойко Сергей Сергеевич
  • Российская модель ювенальной юстиции: проблемы эффективного функционирования и пути их устранения

    2018 / Горян Элла Владимировна, Забара Захар Константинович
  • Ювенальная юстиция в эпоху постмодернизма

    2007 / Сулейманова Светлана Тимуровна
  • Краткий очерк развития ювенального уголовного правосудия в России: от законодательных новелл Устава уголовного судопроизводства российской империи до современных реалий

    2014 / Исакова Татьяна Валерьевна
  • О необходимости внедрения новых элементов ювенальной юстиции в правоприменительную и социальную практику России

    2007 / Борисевич Г. Я., Соболева Л. А.
  • Правосудие в отношении несовершеннолетних: расширительное толкование

    2014 / Хромова Наталия Михайловна

The legal prerequisites for the development in modern Russia Juvenile Courts

Background: The creation in Russia of juvenile courts is debatable. It is necessary to study the Russian and foreign historical experience of the existence of juvenile justice, to analyze the current legislation of Russia for the existence of the legal prerequisites for the creation of such courts, give suggestions for improvement. Methodology: The methodological basis of the study constitute the dialectical materialist method of scientific cognition of objective reality, but it is also based on the general scientific and private methods: a comparative legal, formal and legal, systematic and structural, sociological, statistical and basic knowledge of general logical methods (analysis, synthesis, generalization). The legal framework consists of international and Russian legal acts. Results: Having analyzed the provisions of international and national legal acts regulating administrative and judicial protection of the rights of minors, identified gaps in existing legislation and problems in the organization of the law enforcement agencies, presented proposals to improve the regulatory and organizational support of the juvenile justice system. The social consequences: Of particular concern is the growth of the Russian society of offenses committed by minors. The current law enforcement and the judicial system need to be converted in accordance with international standards for the protection of children"s rights. In Russia, there is a need and there is a legal and historical background to the creation of specialized juvenile courts.

Текст научной работы на тему «Правовые предпосылки создания в современной России судов по делам несовершеннолетних»

3.4. ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

СУДОВ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Биткова Людмила Алексеевна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: Заведующий кафедрой. Место работы: Российский государственный аграрный университет -МСХА им. К.А. Тимирязева. Подразделение: кафедра правоведения. E-mail: [email protected]

Аннотация:

Цели: Создание в России судов по делам несовершеннолетних является дискуссионным. Необходимо изучить российский и зарубежный исторический опыт существования ювенального судопроизводства, проанализировать действующее законодательство России на предмет существования правовых предпосылок для создания таких судов, дать предложения по его совершенствованию.

Методология: Методологическую основу исследования составляют диалектико-материалистический метод научного познания объективной действительности, а также базирующиеся на нем общенаучные и частные методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурный, социологический, статистический и основные общелогические методы познания (анализ, синтез, обобщение). Правовую базу составляют международные и российские нормативные правовые акты.

Результаты: Проанализированы положения международных и национальных правовых актов, регламентирующих административную и судебную защиту прав несовершеннолетних, выявлены пробелы в действующем законодательстве и проблемы в организации деятельности правоохранительных структур, представлены предложения по совершенствованию нормативного регулирования и организационного обеспечения ювенального судопроизводства.

Социальные последствия: Особую озабоченность российского общества вызывает рост правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Существующая правоохранительная и судебная системы нуждаются в преобразовании с учетом международных стандартов в области защиты прав детей. В России назрела необходимость и есть правовые и исторические предпосылки для создания специализированных судов по делам несовершеннолетних.

Ключевые слова: правонарушение, несовершеннолетние, процессуальный статус, суд по делам несовершеннолетних, административная ответственность.

THE LEGAL PREREQUISITES FOR THE DEVELOPMENT IN MODERN RUSSIA JUVENILE COURTS Bitkova Luydmila Alekseevna, Ph.D., associate professor. Position: Head of department. Place of employment: Russian State Agrarian University - MTAA Timiryazev. Division: Department «Jurisprudence». E-mail: [email protected]

Background: The creation in Russia of juvenile courts is debatable. It is necessary to study the Russian and foreign historical experience of the existence of juvenile justice, to analyze the current legislation of Russia for the existence

of the legal prerequisites for the creation of such courts, give suggestions for improvement.

Methodology: The methodological basis of the study constitute the dialectical materialist method of scientific cognition of objective reality, but it is also based on the general scientific and private methods: a comparative legal, formal and legal, systematic and structural, sociological, statistical and basic knowledge of general logical methods (analysis, synthesis, generalization) . The legal framework consists of international and Russian legal acts.

Results: Having analyzed the provisions of international and national legal acts regulating administrative and judicial protection of the rights of minors, identified gaps in existing legislation and problems in the organization of the law enforcement agencies, presented proposals to improve the regulatory and organizational support of the juvenile justice system.

The social consequences: Of particular concern is the growth of the Russian society of offenses committed by minors. The current law enforcement and the judicial system need to be converted in accordance with international standards for the protection of children"s rights. In Russia, there is a need and there is a legal and historical background to the creation of specialized juvenile courts. Keywords: law-breaking, mirrors, procedural status, juvenile court, administrative responsibility.

Формирование в 1990-х годах самостоятельной и независимой российской государственности не всегда сопровождалась позитивными изменениями. Ломка сложившихся стереотипов негативно отразилась на всех сферах жизнедеятельности общества, ее последствия затронули подрастающее поколение страны, актуализировав тем самым проблему криминализации подростковой среды. В начале XXI века в России прокатилась «третья волна беспризорности после Гражданской и Великой Отечественной войн» , вызвав серьезную озабоченность государственных структур.

Поэтому в последнее десятилетие одним из основных национальных приоритетов, что неоднократно отмечалось в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, становится обеспечение благополучия и защиты детей, как будущего нашего государства.

Действительно, в стране реализуется комплекс правовых и социальных мер по ликвидации детского неблагополучия. Существующие проблемы детства, а также варианты их решения нашли свое отражение в национальных концептуальных и стратегических документах: Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации и пр. Однако, с сожалением следует констатировать, что количество подростков с асоциальным поведением, беспризорных не уменьшается так быстро, как хотелось бы. Поэтому нуждаются в пересмотре и коренном изменении целый комплекс общественных и государственных институтов, зачастую не отвечаю-

щих реалиям сегодняшнего дня и неспособных развивать социальные отношения.

Данные обстоятельства настоятельно диктуют объективно, глубоко и более всесторонне, чем это делалось до сих пор, взглянуть на многие проблемы обеспечения и защиты прав несовершеннолетних в процессе привлечения их к юридической ответственности и предотвращения совершаемых ими правонарушений.

Первоначально следует отметить, что в Российской Федерации создана правовая основа деятельности компетентных субъектов, направленной на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.

Основной закон российского государства (ст. 7) содержит положение о государственной поддержке семьи, материнства, отцовства и детства как одном из социальных элементов конституционного строя, а в ст. 38 установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Кроме того, ст. 2 Конституции РФ закрепляет, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанность государства. Причем данная обязанность возникает у государства с момента рождения ее граждан (момента возникновения правоспособности). Главным инструментом реализации указанной обязанности, безусловно, выступают нормы права (закон) как изначальный и универсальный гарант личных прав граждан.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ на территории России действуют общепризнанные принципы и нормы международного права, направленные на обеспечение прав и свобод детей и подростков, предупреждение их противоправного поведения. К ним относятся:

1. «Декларация прав ребенка» от 20 ноября 1959 года впервые провозгласила положение о необходимости и обязательности специальной охраны ребенка и заботы о нем ввиду его физической и умственной незрелости, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

2. «Конвенция ООН о правах ребенка» (принята Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу 2 сентября 1990 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 15 сентября 1990 г.). Конвенция признает ребенка, то есть человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, носителем всех общечеловеческих прав с момента его рождения и неотъемлемость этих прав приобретает силу нормы международного права. Она утвердила новую мораль отношений между взрослыми и детьми, подняв интересы детей на самую высокую ступень, т.е. государства, подписавшие Конвенцию, обязуются признавать и защищать права ребенка. Впервые на межгосударственном уровне озвучены такие гуманистические понятия, как право ребенка на жизнь и право ребенка на родителей.

К ведению правоохранительных органов государств -участников Конвенции - отнесены вопросы предупреждения всех форм насилия в отношении детей, сексуальной эксплуатации, употребления наркотиков, нарушение их личных прав при отправлении правосудия (ст. 32-40).

3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей», а также План действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы (приняты на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей 30 сентября 1990 г.).

Документы посвящены не только правовым аспектам защиты детства, но и новым принципам и программам реальных действий в пользу детей.

Декларация и План определяют принципы образованности и грамотности, регулируют положение детей, находящихся в особо трудных условиях, т.е. сирот и инвалидов, формулируют принципы спасения детей во время вооруженных конфликтов, планируют снижение уровня нищеты, защиту от всех форм эксплуатации и применения наркотиков, и рассматривают вопросы защиты окружающей среды применительно к охране детства (п. 7 ст. 20) .

4. «Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних» («Пекинские правила») (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г.). Данные Правила разработаны на Межрегиональном подготовительном совещании к VII Конгрессу ООН, состоявшемуся в г. Пекине (КНР) в мае 1984 г., в связи с чем и получил название - «Пекинские».

«Пекинские правила» - основополагающие нормы -принципы, принятые ООН, касающиеся минимальных стандартных (т.е. общих для всех государств - участников ООН) правил отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.

Конкретно, они регулируют процессуальную форму судебного разбирательства, определяют систему мер воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя, ориентируют на устранение причин и условий совершения преступления, ставят своей целью его исправление и перевоспитание.

В плане наиболее эффективного предупреждения преступности несовершеннолетних обращается внимание на специальную подготовку сотрудников полицейских органов, а в крупных городах признается целесообразность создания специальных подразделений полиции по борьбе с преступностью подростков (п. 12.1).

5. «Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних» («Эр-Риядские принципы») (приняты на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 г.). Принципы разработаны на Международном совещании экспертов в г. Эр-Рияде (Саудовская Аравия) в марте 1988 г., поэтому получили название - «Эр-Риядские».

Данный правовой документ определяет, что предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Он предусматривает тесное сотрудничество между национальными, государственными, местными органами управления с участием частного сектора, представителей общин, а также учреждений, занимающихся вопросами труда, ухода за детьми, образования, социальными вопросами, правоприменительных и судебных учреждений с целью принятия совместных мер для предупреждения преступности среди несовершеннолетних и молодежи.

С учетом норм международного права и общих принципов предупреждения делинквентного поведения подростков в Российской Федерации приняты нормативные правовые акты, составляющие юридический базис профилактической деятельности соответствующих субъектов государственной системы.

Важным этапом стало принятие Указа Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 6 сентября 1993 г. № 1338. Данный нормативный акт заложил основу для развития российского законода-

тельства о профилактике правонарушений и защите прав несовершеннолетних и предусматривал создание государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Впоследствии общественные отношения в данной сфере стали регулировать правовые нормы, содержащиеся в Федеральных законах «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ, «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ, Указе Президента Российской Федерации «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» от 1 сентября 2009 г. № 986.

Отдельные аспекты правового статуса несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации и вопросы его реализации отражены в Гражданском кодексе РФ, Семейном кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ, Жилищном кодексе РФ, Федеральных законах «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ, «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ, «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ, «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ, «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ, «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ, «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 272-ФЗ и других.

Нормы об уголовной ответственности несовершеннолетних, а также о содержании их под стражей закреплены соответственно в Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах Российской Федерации, а также Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ.

К правовым актам, содержащим нормы, регламентирующие применение мер административной ответственности к несовершеннолетним, относятся Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), который является основным федеральным нормативным правовым актом сводного характера (кодификационным актом) в административном праве и нормы которого распространяются как на физических, так и на юридических лиц, и законы субъектов РФ об административных правонарушениях. Законодатель занимает однозначную позицию в оценке возраста, и возможности привлечения лица, достигшего 16-летнего возраста, к ответственности за административные правонарушения. В отличие от уголовной ответственности для административной характерна ключевая особенность правового статуса несовершеннолетних: представлять и защищать их интересы, фактически отвечать за совершенные детьми деликты призваны родители или иные законные представители. Тогда как речь должна идти именно о личной ответственности индивидуума и о применении к нему в необходимых случаях мер государственного принуждения .

Во исполнение Конвенции ООН о правах ребенка в 1999 году был принят Федеральный закон № 122 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в котором впервые с учетом международного опыта заложены новые подходы решения проблем борьбы с подростковой преступностью на государственном уровне. Существовавшая ранее система предупреждения преступности несовершеннолетних должна была быть заменена на защитно-охранную, представленную комплексом мер медико-психологической, социально-психологической, социально-правовой, педагогической помощи и поддержки семье, детям и подросткам. Однако существующее до сих пор влияние советской системы профилактики правонарушений негативно сказывается на результатах этой деятельности, остро ощущается недостаток качественного правосудия по делам несовершеннолетних.

Таким образом, множественность отраслевых нормативных актов, регулирующих отдельные виды прав детей, и, как следствие, имеющиеся пробелы в законодательстве, коллизии отраслевых норм, разночтения, свидетельствуют об отсутствии комплексной правовой защиты рассматриваемой категории граждан и необходимости подготовки и принятия единого документа о правовом статусе ребенка как носителя субъективных прав и обязанностей, включая их процессуальную составляющую. И начинать нужно с законодательной формулировки понятия «ребенок», которое связано с понятиями «несовершеннолетний», «подросток», «дети», имеющими иные содержательные аспекты.

Особое место в сфере реализации мер защиты прав граждан принадлежит судам. Вопрос о целесообразности создания в нашей стране системы ювенального судопроизводства неоднократно обсуждался на государственном уровне с привлечением ученых и практиков, что связано, безусловно, с появлением новых форм девиантного поведения несовершеннолетних, достаточно высоким уровнем криминализации подростковой среды. Кроме того, положение о формировании ювенальной юстиции было включено в Концепцию судебной реформы в Российской Федерации 1991 г. Но, несмотря на наличие разработанных законопроектов о ювенальной юстиции, вопрос о внедрении данной системы остается открытым.

Отметим, что рассматриваемый правовой институт не является для России новеллой. Прообразом этих судов изначально выступали учрежденные при Екатерине II Совестные суды. С 1910 г. до 1917 г. в стране действовало несколько специализированных судов по делам несовершеннолетних. Перед этими судами ставились больше педагогические, а не карательные задачи, был предписан особый порядок судопроизводства, с обязательным привлечением родителей, попечителей, опытных педагогов и других общественных институтов. Российская модель ювенальной юстиции начала XX в. оценивалась как весьма перспективная, даже по сравнению с зарубежными моделями.

Если рассматривать международный опыт становления и развития ювенальных судов, то нужно сказать, что международное сообщество через специализированные суды и социальные службы достаточно давно и успешно использует различные технологии юве-нальной юстиции для работы с так называемыми «трудными» семьями и подростками. С организационной точки зрения в мировой практике выделяются два варианта становления системы ювенальной юстиции:

первый связан с формированием автономных самостоятельных судов (США, Канада, Бельгия, Франция); второй предусматривает наличие специальных составов в рамках судов общей юрисдикции (Германия, Австрия, Португалия). Положительный опыт зарубежных стран, безусловно, может быть использован при реформировании судебной системы России с учетом наших исторических и национальных особенностей.

Исходя из международных требований, правосудие, осуществляемое в отношении детей, должно иметь свою специфику, а именно: учитывать особенности психофизического развития субъектов ответственности и особенности применяемых к ним мер. Это предопределяет наличие, во-первых, материальных и процессуальных правовых норм, закрепляющих порядок привлечения несовершеннолетних к юридической ответственности, во-вторых, наличие специальной квалификации (дополнительной психологической и педагогической подготовки) у судей, рассматривающих дела с участием несовершеннолетних.

Анализ материальных и процессуальных уголовно-правовых норм позволяет говорить о том, что уголовная ответственность несовершеннолетних рассматривается как самостоятельный уголовно-правовой институт. Так, глава 14 Уголовного кодекса РФ закрепляет особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, которые выражаются в наличии специального перечня наказаний, применяемых к несовершеннолетним с учетом тяжести преступления, обстоятельств его совершения, социального положения несовершеннолетнего, возможности использования реабилитационных мер. Уголовно-процессуальный кодекс РФ содержит специальную главу - «Производство по уголовным делам в отношении не совершеннолетних», в которой предписано обязательное исследование личности несовершеннолетнего, условий его жизни и воспитания, выяснения причин и условий, способствовавших совершению преступления (ст.421), установлен порядок задержания несовершеннолетнего подозреваемого, иных процессуальных действий (ст. 423-425), определены вопросы, подлежащие разрешению судом при постановлении приговора несовершеннолетнему (ст.430), условия освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия и освобождения от наказания с направлением в специальное воспитательное учреждение (ст.431, 432).

Уголовно-исполнительный кодекс РФ не содержит отдельных положений, касающихся исполнения наказаний, назначенных несовершеннолетним осужденным, но наряду с общими нормами закрепляет особенности исполнения наказаний указанными субъектами, например, особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях (гл. 17).

Более сложная ситуация сложилась с закреплением и реализацией института административной ответственности несовершеннолетних.

По общему правилу к административной ответственности привлекаются физические лица, достигшие на момент совершения административного правонарушения, 16-летнего возраста (ч. 1 ст.2.3 КоАП РФ). Однако до сих пор ведутся активные дискуссии теоретиков и практиков о снижении возраста административной ответственности с 16 до 14 лет, с момента получения паспорта гражданина РФ, что корреспон-

дируется с гражданским, уголовным и трудовым законодательством.

Если права и обязанности совершеннолетних граждан как участников производства по делам об административных правонарушениях достаточно прозрачны, то специфика статуса несовершеннолетнего участника этого производства пока законодательно не закреплена.

Норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ и оцениваемая в контексте ст. 22.1 и 23.2 КоАП РФ, относит комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) к органам административной юрисдикции, рассматривающим подавляющее большинство дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, поскольку несовершеннолетние нуждаются в особой защите государства, в том числе и в специальной юридической защите в случае совершения ими правонарушений.

Исключением из данного правила является то обстоятельство, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 11.18 КоАП РФ, а также об административных правонарушениях в области дорожного движения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают только в том случае, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело, передают его в комиссию.

Однако качественная характеристика правоприменительной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав КДН и ЗП) не всегда находится на высоком уровне, правовой статус самих комиссий законодательно не определен, устаревшая нормативная база не позволяет адекватно реагировать на противоправные деяния несовершеннолетних, а административное судопроизводство, провозглашенное Конституцией РФ, осуществляемое в отношении несовершеннолетних правонарушителей, практически отсутствует. По нашему мнению, нужно изменить вектор полномочий КДН и ЗП, связанных с профилактикой противоправных деяний несовершеннолетних и координацией деятельности других субъектов системы профилактики, в сторону обеспечения, защиты прав и интересов несовершеннолетних, уменьшить объем их юрисдикционных полномочий.

Законодатель допускает возможность освобождения лица, совершившего правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет от административной ответственности с применением к нему мер, предусмотренных федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних. В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120 примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством РФ. Однако принятые Правительством РФ постановления № 272 от 6 мая 2006 г. «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» и № 995 от 6 ноября 2013 г. не содержат перечня мер принудительного воздействия, применяемых к несовершеннолетним правонарушителям. По смыслу ч. 2 ст. 2.3. Ко-АП РФ федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних должна быть предусмотрена альтернатива административным наказаниям - меры принудительно-воспитательного характера. Многие комиссии субъектов Федерации восприняли меры воздействия, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних 1967 г., в качестве

мер, заменяющих административные наказания (например, ст. 9 Закона г. Москвы от 27 апреля 2001 г. № 20 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»; ст. 12 Закона Пермской области от 5 сентября 2005 г. № 2441-539 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»).

Сопоставление данных мер с видами административных наказаний, которые могут быть применены к несовершеннолетним, показывает, что две из них совпадают с существующими видами административных наказаний - предупреждение (п. «б» ст. 18 Положения, ст. 3.4 КоАП РФ), штраф (п. «д» ст. 18 Положения, ст. 3.5. КоАП РФ). При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП РФ), но законодателем не определен порядок такого взыскания (эта обязанность обоих родителей в равном соотношении от суммы штрафа или только одного, кто из родителей должен оплатить штраф, если они находятся в разводе и т.п.).

Как показывает практика, в реализации института административной ответственности несовершеннолетних роль судов минимальна, но передача полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях несовершеннолетних судьям позволила расширить спектр применяемых к ним административных наказаний (например, лишение права управления транспортным средством, обязательные работы, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения и других).

Поэтому, на наш взгляд, представляется приоритетным выделение норм, касающихся административной ответственности несовершеннолетних, в отдельную главу КоАП РФ, в которую необходимо включить виды административных наказаний и порядок их применения к несовершеннолетним; определить специфические меры наказания для подростков; освобождение от административной ответственности несовершеннолетних; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность несовершеннолетних. Также необходимо разработать систему мер воздействия принудительно-воспитательного характера для несовершеннолетних и включить их в КоАП РФ, т.к. меры, применяемые к несовершеннолетним, должны преследовать, прежде всего, цель исправления и предупреждения совершения новых административных правонарушений и преступлений.

Таким образом, формирование в России системы ювенального судопроизводства обусловлено международными обязательствами Российской Федерации, наличием правовых основ функционирования отдельных элементов ювенальной юстиции и сложившей социально-экономической ситуацией в стране.

Современная судебная система нуждается в реформировании, т.к. в действующей системе подсудности не выделяется отдельная категория дел несовершеннолетних, что позволяет, например, одному и тому же судье отправлять правосудие как в отношении совершеннолетних граждан, так и в отношении подростков, причем по разным вопросам. Однако в силу большой загруженности судьи не всегда всесторонне и полно выясняют причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения несовершеннолетними, сама процедура не во всех случаях оказывает на ребенка нужное воспитательное воздействие, теряется эффективность применяемых мер.

Следует согласиться с мнением о необходимости принципиального совершенствования правосудия в отношении несовершеннолетних и создания в нашей стране полноценной системы ювенального судопроизводства, основанной на не карательном подходе к несовершеннолетним правонарушителям, а на воспитательном и реабилитационном

Представляется, что специализированные ювеналь-ные суды должны иметь комплексную юрисдикцию в соответствии с международными стандартами и имеющегося российского опыта ювенального судопроизводства.

Библиографический список

1. Биткова Л.А. Вопросы совершенствования законодательства об административной ответственности несовершеннолетних // Актуальные проблемы совершенствования законодательства об административной ответственности: Материалы научно-практической конференции. 30 мая 2013 года, Москва / Отв. ред. М.А. Штатина. - Москва, РАП, 2014. 204 с.

2. Выступление Рашида Нургалиева на расширенном заседании коллегии МВД России, посвященном вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 1 июня 2005 года. -NEWSru.com.

3. Давыдов Д.С., Полковников Р.М. Система юве-нальной юстиции в Российской Федерации: ргое1соп)та // Противодействие преступлениям, совершаемым несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних: Материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Москва, 13 февраля 2015 г.) / под ред. А.И. Бастрыки-на. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 549 с.

4. Остапенко Н.И., Бурлаков В.Н., Пишикина Н.И. Организация деятельности милиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Учебное пособие. - М., Академия управления МВД России, 2000. 42 с.

5. Стеблецова Л.А. Правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел по исполнению законодательства об административной ответственности несовершеннолетних: Монография. -Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2006. 100 с.

РЕЦЕНЗИЯ на научную статью «Правовые предпосылки создания в современной России судов по делам несовершеннолетних», подготовленную кандидатом юридических наук, доцентом Л.А.Биткова

Научная статья «Правовые предпосылки создания в современной России судов по делам несовершеннолетних», подготовленная кандидатом юридических наук, доцентом Л.А. Битковой, рецензентом прочитана и изучена.

Тема научной статьи актуальна с теоретической точки зрения и имеет большое научно-практическое значение для правоохранительной и судебной деятельности.

Статья посвящена проблемам организации и деятельности судебных органов власти при осуществлении правосудия по уголовным и административным делам с участием несовершеннолетних. С учетом позиций ряда судов и их представителей автором выработаны определенные выводы и предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации.

Положения статьи представляют интерес, как для юридической науки, так и для практических работников правоохранительных органов и судов.

Вторая половина XIX в. знаменовала собой постепенное, но неукоснительное изменение указанного традиционного отношения к несовершеннолетним правонарушителям. В тех же США делались попытки облегчить судьбу детей и подростков, оказавшихся в орбите правосудия. Так, еще в 1824 г. в Нью-Йорке был создан первый реформаторий для детей с целью оградить их от совместного содержания в тюрьмах со взрослыми преступниками. В 1831 г. закон штата Иллинойс предусмотрел, что наказание несовершеннолетних за некоторые виды преступлений должно отличаться от наказания взрослых. В 1869 г. в Бостоне (штат Массачусетс) впервые были организованы заседания суда специально для рассмотрения дел несовершеннолетних, а также осуществлен первый опыт применения к ним режима пробации (воспитательного надзора), ставшей впоследствии одним из самых распространенных и, по мнению американцев, самых действенных методов обращения с несовершеннолетними правонарушителями. Федеральный закон США уже содержал предписание о рассмотрении дел несовершеннолетних в возрасте до 16 лет отдельно от дел взрослых преступников.

И все-таки это были лишь отдельные попытки, которые не меняли кардинально карательную направленность уголовной политики в отношении несовершеннолетних. Коренной перелом наступил лишь в самом конце XIX в. и завершился созданием специального суда по делам несовершеннолетних. Этот суд был создан 2 июля 1899 г. в Чикаго (штат Иллинойс). И день 2 июля сразу был провозглашен историческим днем, когда победу одержали прогрессивные силы юридической общественности США.

Конечно, этот поворот в истории правосудия не был случайным. Его готовила сама история ювенальной юстиции. Но необходим был особый импульс, чтобы стало ясно, что без специального правосудия для несовершеннолетних борьба с детской и юношеской преступностью обречена на неуспех. Импульс возник в виде небывалого роста преступности несовершеннолетних в самом конце XIX в. Достижения технического прогресса породили определенные новшества в экономической сфере, изменившие привычные условия жизни общества. Европа конца XIX - начала XX вв. была буквально наводнена толпами юных бродяг и правонарушителей. Существовавшие в то время средства борьбы с преступностью можно оценить как неэффективные, а применительно к несовершеннолетним - как провоцирующие новые преступления.

Примеру США, создавших свой суд для несовершеннолетних (Закон от 1 июля 1899 г., первый проект Закона - в 1891 г.), последовали другие страны, через короткое время возникли национальные суды для несовершеннолетних:

в Северной Америке

Ирландия - 1904 г. (специальная сессия общего суда);

Англия и Уэльс - август 1905 г. (первый суд по делам несовершеннолетних); декабрь 1908 г. (вступление в силу Закона о детях от 21 декабря 1908 г., создавшего в стране автономную систему судов для несовершеннолетних);

Германия - 1907-1908 гг. (соединение функций опекунских судов и судей по уголовным делам о несовершеннолетних в судах Кельна, Франкфурта-на-Майне, Бреслау и др.);

Франция - март 1914 г. (Закон от 22 июля 1912 г., вступил в силу 4 марта 1914 г., создал автономную судебную систему судов для несовершеннолетних);

Италия - май 1908 г. (Закон от 11 мая 1908 г. о специализированных судах по делам несовершеннолетних);

Португалия - 1911 г. (созданы трибуналы по делам несовершеннолетних, соединенные с опекунскими судами: первый - в Лиссабоне в 1911 г., второй - в Порто в 1912 г.);

Россия - 1910 г. (создана автономная судебная система по делам несовершеннолетних);

Венгрия - 1908 г. (автономная судебная система);

Румыния (Трансильвания) - 1913 г. (автономная судебная система);

Польша - 1919 г. (автономная судебная система);

Швейцария - кантоны:

Баль - 1911 г. (опекунские советы); Женева - 1913 г. (специальная уголовная камера общего суда для рассмотрения дел несовершеннолетних);

Нойшатель - 1917 г. (опекунские советы); Цюрих - 1919 г. (районный суд, функционировавший как суд для несовершеннолетних); Берн - 1913 г. (структура и компетенция суда сходны с судом в кантоне Цюрих);

Нидерланды - 1905 г. (законы от 6 февраля 1901 г. и от 12 февраля 1901 г.: созданы временные суды для несовершеннолетних, действовавшие по упрощенной судебной процедуре);

Греция - декабрь 1924 г. (циркуляр министра юстиции от 24 декабря 1924 г. установил специализацию судей по делам несовершеннолетних и специфику судебной процедуры по этим делам. Автономная судебная система по делам несовершеннолетних создана Законом 1939 г.). Юрисдикция этих судов - исключительно и только для рассмотрения деликтов.

Египет - февраль 1904 г. (Закон от 14 февраля 1904 г. о создании суда для несовершеннолетних в г. Александрии; Закон от 6 апреля о создании такого суда в Каире).

Япония - январь 1923 г. (Закон от 1 января 1923 г., создавший автономную систему по делам несовершеннолетних. Одновременно общие суды могли рассматривать дела несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет).

Австралии и Новой Зеландии

Австралия (штаты):

Западная Австралия - 1907 г. (Закон о благополучии детей 1907 г.); Куинленд - 1907 г. (Закон о детских судах 1907 г.);

Виктория - 1915 г. (Закон о судах для детей 1915 г.); Тасмания - 1918 г. (Хартия о детях 1918 г.); Южная Австралия - 1926 г. (Акт о поддержке детей 1926 г.);

Новая Зеландия - 1925 г. (Закон 1925 г. о благополучии детей). Суды по делам несовершеннолетних были организованы только в центре страны. На периферии действовали суды общей юрисдикции.