Связь психологии с другими науками. Связь психологии с другими науками – краткое описание по отраслям

Рассмотрим положение психологии в системе наук. Многообразие проблематики психологии затрудняет точную характеристику ее места среди них. В течение длительного времени шли дискуссии о том, является психология естественной или гуманитарной наукой. Однозначного ответа на этот вопрос быть не может, поскольку одни отрасли психологии больше связаны с гуманитарными науками (например, психология личности, социальная психология), а другие - с естественными (например, нейропсихология, патопсихология).

Такое линейное разделение всех наук на гуманитарные и естественные является устаревшим. В нелинейной классификации наук , разработанной Б. М. Кедровым, психология помещена внутри треугольника, вершины которого составляют естественные, общественные и философские науки (рис. 2.1). Остальные науки находятся на стыке этих основных .

Рис. 2.1.

Тонкие квадратные пунктирные скобки, стоящие справа в каждой из двух частей схемы, означают, что в данном случае речь идет об охвате всех трех основных областей предметного мира или соответственно трех основных разделов науки. Характеризуя последние, можно сказать, что каждый из них представляет собой целую группу или комплекс отдельных наук. Такие группы, или комплексы, в схеме выделены крупным жирным шрифтом.

Технические и математические науки помещены Кедровым на стыке естественных наук с социальными, с одной стороны, и с философскими - с другой. Первые изучают практическое использование человеком законов неорганической природы в общественном производстве (сюда же относятся сельскохозяйственные и медицинские науки, которые используют в практических целях законы органической природы). Вся эта группа практических наук поставлена в схеме между естествознанием и социальными науками, ближе к последним.

Между естественными и философскими науками в той же схеме поставлены математические науки. Они изучают определенные формы и стороны реальных процессов и предметов, их закономерностей, отражая эти формы и стороны, связи и отношения в абстрактном виде, т.е. имеют дело непосредственно лишь с отвлеченными понятиями (величина, число, множество, функция и т.д.). Абстрактный характер предмета математики, большое значение в ней логического метода исследования, обработки и доказательства истинности знаний сближают математику с логикой как частью философии.

В качестве частной промежуточной науки, дающей связи третьего порядка, выступает математическая логика, стоящая между логикой (частью философии) и математикой, ближе к последней, поскольку она является но преимуществу математической дисциплиной.

Особое место между всеми тремя основными разделами наук занимает психология. Она изучает психическую деятельность человека с естественно-исторической стороны (отсюда ее связь с физиологией высшей нервной деятельности как частью биологических наук, следовательно, с естествознанием) и со стороны социальной (отсюда ее связь, например, с педагогическими науками как отраслью общественных наук). Психологию нельзя целиком отнести ни к социальным, ни к естественным, ни к философским наукам. Она связана теснейшим образом и с теми, и с другими, и с третьими, но теснее всего - с наукой о законах мышления - философией. Поэтому она и поставлена Кедровым в схеме не в центре треугольника, а ближе к философии. Швейцарский психолог Жан Пиаже критиковал теорию Кедрова за то, что в ней психология поставлена не во главу угла всей классификации наук, а где-то в промежутке между тремя основными группами .

Современная психология, как считал Пиаже, развивается во взаимодействии со всеми другими науками. В 1966 г. на Международном психологическом конгрессе в Москве он выступил с лекцией о месте психологии в системе паук. Его главная мысль состояла в том, что будущее психологии зависит от ее связей с математикой, физикой, биологией, социологией, лингвистикой, политической экономией, логикой - огромным созвездием наук, образующим мир современного знания. Психология, согласно Пиаже, находится в центре этого мира.

Эти предсказания Пиаже со всей очевидностью проявляются и подтверждаются в современной психологии. Знания психологии нужны во всех сферах современного общества, в науке и практике, изучающей человека. Изучение психологии в высших учебных заведениях становиться все популярнее среди студентов разных специальностей.

Психология характеризуется тесными связями с другими науками о человеке - философией, социологией, историей, физиологией, педагогикой. Связи психологии с философией традиционны, поскольку до XIX в. научные психологические знания накапливались в рамках философских наук, психология часто рассматривалась как часть философии. В современной психологии существует много философско-психологических проблем: предмет и методология психологического исследования; происхождение человеческого сознания; изучение высших форм мышления; место и роль человека в социальных отношениях; смысл жизни, совесть и ответственность; духовность, одиночество и счастье. Сотрудничество психологов и философов в изучении этих проблем является плодотворным.

Связи психологии с биологическими науками обусловлены тем, что психика человека имеет природную основу. Поэтому многие психологические проблемы решаются при взаимодействии психологов и биологов. Особенно плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке этих двух наук появилась психофизиология. Глубокое физиологическое понимание работы мозга помогает в решении многих психологических проблем.

Психология взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. В поле изучения обеих наук оказываются личность, группа, межгруиповые отношения; происходит взаимный обмен фактами, заимствование теоретических концепций и идей. Порой бывает трудно строго разграничить социально-психологические и социологические исследования. Для успешного изучения групповых и межгрупповых отношений, проблем национальных отношений, политики и экономики, конфликтов необходимо сотрудничество социологов и психологов. Так появилась социальная психология.

Тесные связи прослеживаются у психологии с историей. Психика человека развивалась в ходе исторического процесса. Поэтому знание исторических корней тех или иных психических явлений абсолютно необходимо для правильного понимания их психологической природы и особенностей. Исторические традиции и культура людей в значительной степени формируют психологию современного человека. На стыке психологии и истории возникла историческая психология. Психологи изучают роль выдающихся личностей в истории, психологию поведения людей в разных культурах. Альфред Адлер, например, изучал роль психологических комплексов на примере Наполеона. Современные ученые изучают психологию авторитарной личности в историческом контексте, психологический портрет Гитлера, психическое здоровье Сталина.

Традиционные связи у психологии с педагогикой. Многие выдающиеся педагоги отмечали необходимость психологических знаний. Для успешного обучения и воспитания детей учителя должны понимать познавательные процессы учащихся, а также их эмоциональный мир, уметь разбираться в индивидуальных особенностях темперамента, характера, способностей.

Глубокое изучение процессов психического развития ребенка возможно только на основе понимания педагогических закономерностей обучения и воспитания. В решении любых вопросов, касающихся ребенка, необходимо взаимодействие психологов и педагогов. Этим занимается педагогическая психология.

Пересечение интересов и связей в современной науке и практике очевидно. Поэтому в психологии в настоящее время возникает много междисциплинарных областей исследования и практической работы. Примерами такого рода служат: менеджмент, конфликтология, этнология, сфера паблик рилейшнз (ПР). Становится актуальной интеграция наук и оказывается важным умение психологов работать в тесном контакте со специалистами других наук и сфер практической деятельности.

  • См.: Кедров Б. М. Классификация наук. Ч. 2. М.: Мысль, 1965. С. 469.
  • См.: Кедров Б. Л/. Классификация наук. Ч. 2. С. 483.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

по Введению в профессию

на тему "Взаимосвязь психологии с другими науками"

Выполнила студентка

группы СО 1.2

Москалева Людмила Евгеньевна

Научный руководитель

профессор

Крушельницкая Ольга Борисовна

Москва, 2011г.

  • Введение
  • Заключение
  • Библиография

Введение

В современном мире психология занимает особое место среди наук. Проблемы, которые изучают различные отрасли психологии, являются актуальными и по сей день. В последние годы психология стала отраслью знаний, популярной в нашем обществе. В то же время слово "психология" все еще окутано завесой тайны для людей, которые не читали книг по психологии и не соприкасались с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но побаиваются, полагая, что они "насквозь видят человека". Для более ясного понимания этой сложной науки, человек должен изучить историю психологии и истоки ее знаний. Надо сказать, что психология - очень молодая наука, ее появлению предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных и гуманитарных наук, поэтому до сих пор не определено, к какой области знаний ее отнести, возможно ей должно быть отведено совершенно особое место.

В данной работе мы рассмотрим проблему положения психологии среди других наук. Для этого мы сформулировали цель и задачи нашего исследования.

Итак, цель данной работы заключается в том, чтобы обобщить и сравнить существующие взгляды на положение психологии в системе наук, а именно идеи двух учёных, которые занимались этой проблемой - отечественного философа Б.М. Кедрова и крупнейшего психолога XX века - швейцарца Жана Пиаже.

Исходя из цели работы мы сформулировали следующие задачи:

· Дать общее представление о связях психологии с другими науками на основе существующих материалов;

· Сравнить различные подходы к решению проблемы;

· Описать основные понятия исследования.

Связь психологии с другими науками

Психология (от греч. Psyche - душа, logos - учение, наука) - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.1

Рассмотрим положение психологии в системе наук. Многообразие проблематики психологии затрудняет точную характеристику ее места среди них. В течение длительного времени шли дискуссии о том, является ли психология естественной или гуманитарной наукой. Однозначного ответа на этот вопрос быть не может, поскольку одни отрасли психологии больше связаны с гуманитарными науками (например, психология личности, социальная психология), а другие - с естественными (например, патопсихология, нейропсихология). Этой проблемой специально занимались в свое время отечественный философ Б .М. Кедров и швейцарец Жан Пиаже . В нелинейной классификации наук, разработанной Кедровым, психология помещена внутри треугольника, вершины которого составляют естественные, общественные и философские науки.

Технические и математические науки помещены ученым на стыке естественных наук с социальными, с одной стороны, и с философскими - с другой. Первые изучают практическое использование человеком законов неорганической природы в общественном производстве (сюда же относятся сельскохозяйственные и медицинские науки, которые используют в практических целях законы органической природы). Вся эта группа практических наук помещена между естествознанием и социальными науками, ближе к последним.

Между естественными и философскими науками в той же схеме поставлены математические науки, которые изучают определенные формы и стороны реальных процессов и предметов, их реальных отношений и закономерностей (главным образом механических и физических), отражая эти формы и стороны, связи и отношения в присущем этим наукам абстрактном виде. Они имеют дело непосредственно лишь с отвлеченными понятиями (величина, число, множество, функция и т.д.). Абстрактный характер предмета математики, исключительно большого значения логического метода исследования, обработки и доказательства истинности достигнутых результатов отчасти сближают математику с логикой как частью философии.

В качестве более частной, промежуточной науки, дающей связи, так сказать, третьего порядка, выступает математическая логика, стоящая между логикой (частью философии) и математикой, ближе к последней, поскольку она является по преимуществу математической дисциплиной.

Особое место между всеми тремя разделами наук занимает психология . Она изучает психическую деятельность человека с естественно-исторической стороны (отсюда ее связь с физиологией высшей нервной деятельности как частью биологических наук, следовательно, с естествознанием) и со стороны социальной (отсюда ее связь, например, с педагогическими науками как отраслью общественных наук).

Швейцарский психолог Жан Пиаже критиковал теорию Кедрова за то, что в ней, по его мнению, психология поставлена не во главу угла всей классификации наук, а где-то в промежутке между двумя основными группами наук. Современная психология, как считал Пиаже, развивается во взаимодействии с другими науками. В 1966 г. на Международном психологическом конгрессе в Москве он выступил с лекцией о месте психологии в системе наук. Его главная мысль состояла в том, что будущее психологии зависит от ее связей с математикой, физикой, биологией, социологией, лингвистикой, политической экономией, логикой - огромным созвездием наук, образующих мир современного знания. Психология, согласно Пиаже, находится в центре этого мира.

психология наука естественный технический

Психология и естественные науки

Связи психологии с биологическими науками обусловлены тем, что психика человека имеет природную основу. Поэтому многие психологические проблемы должны решаться при взаимодействии психологов и биологов. Особенно плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке этих двух наук появилась психофизиология , которая решает психофизиологические проблемы (вопрос об активном взаимодействии тела и психики) о соотношении мозга и психики. Также с биологией тесно связаны такие отрасли психологии как патопсихология и нейропсихология .

Патопсихология занимается исследованием, диагностикой, коррекцией и профилактикой различных психологических нарушений в основном при психических (реже - при соматических) заболеваниях как у взрослых, так и у детей. Существуют патопсихологические методики, с помощью которых можно установить какие-либо нарушения тех или иных психических процессов. Патопсихолог в клинике помогает врачу поставить более точный диагноз и принимает участие в работе по коррекции психических и личностных нарушений у разных групп больных. Таким образом, решая практические задачи, патопсихология вносит вклад и в разработку фундаментальных проблем психологии, поскольку изучение патологии помогает лучше понять норму: механизмы психических процессов, которые бывает очень трудно выявить при нормальном их протекании, "обнажаются" при их нарушении.

Нейропсихология изучает специфические "вклады", которые те или иные мозговые структуры (подкорковые образования, зоны мозговой коры и т.д.) вносят в протекание психической деятельности (что имеет самое непосредственное отношение к решению фундаментальной проблемы "психика и мозг"), а также занимается диагностикой и коррекцией соответствующих нарушений при самых разнообразных локальных поражениях мозга. Таким образом, нейропсихология (так же, как и патопсихология) решает как фундаментальные, так и прикладные задачи.

Тесно связана с биологическими науками и зоопсихология , изучающая особенности поведения и психического отражения животными их мира на разных ступенях эволюции. Поскольку человек - не что иное, как высшее животное, то стремление исследовать психику и поведение животных тесно связано с попытками человека понять самого себя. В "классической" зоопсихологии изучаются (в отрыве друг от друга) три аспекта психики и поведения животных:

1. наследуемое поведение в биологически обусловленных ситуациях - этология ;

2. способы формирования желательного поведения животных - бихевиоризм ;

3. физиологические основы психической деятельности - нейрофизиология .

Очевидно, что индивидуальное поведение животного сочетает в себе все перечисленные аспекты, но не исчерпывается даже самой изощренной их комбинацией. За пределами возможностей "классической" зоопсихологии остаются такие проблемы, как оценка животным конкретной ситуации, определение эффективности той или иной стратегии поведения и способов ее реализации (с точки зрения вероятности достижения цели и затрат), роль партнера, активно или пассивно влияющего на принятие решений, и многие другие аспекты наблюдаемого поведения животных. Очевидно, что именно эти вопросы во многом определяют собой успех использования животных человеком.

Психология и общественные науки

Связи психологии с философией традиционны, поскольку до XIX в. научные психологические знания накапливались в рамках философских наук, психология была частью философии и в современной психологии существует много философско-психологических проблем (происхождение человеческого сознания ит.п.).

Психология также взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. Так, социальная психология изучает конкретные особенности психологии людей, обусловленные их включением в различные (большие и малые) социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

В последнее время чрезвычайную остроту приобрел вопрос о межнациональном общении. На интуитивном уровне люди догадываются, что многие межнациональные конфликты обусловлены различием психологии участвующих в этих конфликтах людей. Эти различия призвана изучать этнопсихология , которая разрабатывает психологические методы изучения особенностей образа мира у представителей разных этносов, специфики национального характера, этнических стереотипов и т.д.

Тесные связи прослеживаются у психологии с историей . Психика человека развивалась в ходе исторического процесса. Поэтому знание исторических корней тех или иных психических явлений необходимо для правильного понимания их психологической природы и особенностей. Предмет исторической психологии - конкретно исторические особенности потребностно - мотивационных и познавательных процессов людей разных исторических эпох. Одна из основных проблем этой отрасли - проблема методов изучения текстов с целью реконструкции психологии создававших их авторов и современников.1

Психология и технические науки

Определенная связь существует у психологии с техническими науками, которые имеют отношение к созданию и использованию различных орудий как производственного, так и непроизводственного назначения. Из всех прикладных отраслей ближе всего к техническим наукам психология труда и инженерная психология . Первая отрасль изучает психологические особенности трудовой деятельности человека разных профессий, вторая - соответствующие особенности деятельности человека-оператора (главным образом, процессы информационного взаимодействия в системе "человек-машина").

В группу отраслей психологии, связанных с техническими науками, можно (с определенной долей условности) поместить и педагогическую психологию , изучающую закономерности усвоения человеком социального опыта в учебно-воспитательной деятельности, которая также опосредствована особыми орудиями (техникой) учения. Она решает и задачи воспитания убеждений, формирования общественно значимых мотивов деятельности, что также требует соответствующих средств (техники воспитания). При решении этих задач педагогическая психология может сотрудничать с психологией искусства , которая также имеет дело с "техникой" определенного рода. По мнению специалистов в области психологии искусства, эта отрасль психологии должна изучать процессы создания и восприятия произведений искусства. Одной из ее задач является изучение того, как именно воплощаются в структуре произведения искусства значимые для автора смыслы, которые он предполагает передать зрителю.

С техническими науками также взаимодействует такая отрасль психологии, как психолингвистика , занимающаяся, в частности, проблемами психологии восприятия и порождения речевых высказываний и другими аспектами использования языка как важнейшего "психологического орудия" человека.

Заключение

Психология своими корнями уходит в биологию и философию разных стран мира. В результате развития она стала наукой, цель которой - описание и объяснение того, как мы мыслим, чувствуем и действуем. Некоторые психологические вопросы затрагивались уже в самых ранних из дошедших до нас памятников письменности. Как мы уже знаем, психология, а точнее первые психологические знания, зародились в странах Древнего Востока, Древней Греции и в Древнем Риме.

Как и у любой другой науки, в психологии есть объект и предмет изучения, различные методы и теоретические подходы, а также множество отраслей знания.

Главной и основной задачей данной работы являлось определение, на основе существующих классификаций и взглядов, места психологии в науке, а также ее связи с другими науками. Этой проблемой в свое время занимались двое ученых: Кедров Б.М. и Жан Пиаже. Сейчас предпочтение отдают взглядам Пиаже, который считал, что психология, в свою очередь, вносит свой вклад в эпистемологию 11 Эпистемология - теория познания. всех, перечисленных в нелинейной классификации Кедрова, наук, поскольку пытается раскрыть психологические механизмы познания тех или иных сфер действительности.

Итак, на основе всего изложенного в этой работе, мы можем сделать следующие выводы:

§ Психологию нельзя целиком отнести ни к социальным, ни к естественным, ни к философским наукам, и вместе с тем она связана теснейшим образом и с теми, и с другими, и с третьими. Но все же теснее всего ее связи с наукой о законах мышления, следовательно, с философией. Поэтому она и поставлена Кедровым в схеме не в центре треугольника наук, а ближе к философии;

§ Имея разнообразные теоретические подходы - от биологического до социального - и широкое поле деятельности - от клиники до лаборатории, - психология действует на пересечении многих наук. Все теснее становятся ее связи с другими науками, начиная от математики и биологии и кончая социологией и философией. И все чаще ее методы исследования и открытия помогают другим наукам;

§ Психология становится массовой профессией, и, возможно, вскоре мы встретим психологов во всех сферах деятельности человека, выступающей главным объектом исследования психологической науки.

В современном мире актуальность проблемы, рассмотренной в данной работе, очевидна. Эта проблема положения психологии в системе наук. До сих пор ученые разных стран мира проводят дискуссии по этому вопросу и каждый высказывает свое мнение. Возможно, психологии отведено определенное место среди других наук, время покажет…

Библиография

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М.: "ЧеРо", 1988. - 336 с.

2. Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию. - М.: "Академия", 2008. - 512 с.

3. Психология. Словарь/Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., исп. и доп. - М.: "Политиздат", 1990. - 494 с.

4. Психология/ Д. Майерс; пер. с англ. Н.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. - Минск: "Попури", 2008. - 848 с.

5. Соколова Е.Е. Общая психология. Т1. Введение в психологию. - М.: "Академия", 2005. - 352 с.

Размещено на сайт

Подобные документы

    Изучение предмета, задач и методов психологии – отрасли психологической науки, изучающей общие закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Отрасли психологии и взаимосвязь с другими науками.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Закономерности развития истории психологии. Эволюция психологического знания. Системы психологических методов. Взаимосвязь психологии с другими науками. Структура современной психологии. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Определение психологии как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология как наука. Предмет психологии. Связь психологии с другими науками. Методы исследования в психологии.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2008

    Актуальность этнопсихологических знаний. Предмет и основные понятия этнической психологии. Место этнопсихологии среди других наук, ее роль в развитии социальной психологии как отрасли научного знания. Основные ветви, разделы этнической психологии.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2011

    Сравнение существующих взглядов на положение психологии в системе наук. Прикладное значение и функции, задачи патопсихологии. Связи психологии с общественными, техническими науками, ее специальные отрасли, имеющие отношение к обучению и воспитанию.

    реферат , добавлен 06.02.2014

    Области психологического знания: научная и житейская (обыденная) психология. Взаимосвязь психологии и научно-технического прогресса. Теснейшее взаимоотношение психологии с педагогикой. Структура и отрасли современной психологии, ее в системе наук.

    реферат , добавлен 18.07.2011

    Задача и роль философских теорий в психологии. Основные цели медицинской психологии как прикладной науки. Тесная взаимосвязь между психологией и правоведением. Переплетение менеджмента и психологии. Связь психологии с обучением и воспитанием ребенка.

    реферат , добавлен 19.12.2010

    Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии. Причины и закономерности поступков человека, законы поведения в обществе. Взаимосвязь психологии и философии. Отличие житейской психологии от научной.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Методологическая база и основные направления научных исследований психологии: фундаментальные, прикладные, общие и специальные. Патопсихология и нейропсихология как важнейшие отрасли психологии в медицине. Связь психологии с техническими науками.

    реферат , добавлен 22.04.2010

    Изучение методов психологии. Отличия житейских психологических знаний от научных. Научное сознание человека, как его научное самосознание. Принципы научной психологии, которая опирается на житейский психологический опыт и извлекает из него свои задачи.

Психология — это наука, изучающая психику человека, её механизмы и закономерности. В своём развитии эта наука брала достижения других человеческих знаний и делилась своими изобретениями. Таким образом, психология имеет свои истоки от философии, что в древности была девиантной наукой. Это понятие обозначает нечто, что не подчиняется правилам и устоям, берёт за основу факты и выдумки, становясь фундаментом для теорий.

В своём развитии психология перешла четыре стадии:

1. Наука о душе. Самое древние объяснение поведения человека и его состояния – наличие души, что приобрело особый характер поклонения в эпоху анимизма.

2. Наука о сознании. Во время развития естественных наук и значимых открытий люди стали наблюдать за собой, описывая все возможности и желания человека, как сознание. Философы перестали считать душу божественной, как в первой стадии, они считали душу чем-то материальным, таким, как и остальные части человеческого тела.

3. Наука о поведении. Стадия, в которой психология изучает модели поведения, ставит эксперименты для получения знаний о реакции и мотиве. Составление специальных методик для выявления первопричин различного поведения.

4. Наука о механизмах. Изучение психологии, нахождение закономерностей и механизмов психики.

Психология, как наука, кратко: наука о психике и её явлениях. Психикой называют отражение окружающего мира и осознание его.

Так как психология изучает психику, то невозможно вообразить, чтобы это наука существовала сама по себе. Дело в том, что реакция на окружающий мир – следствие биологических, социальных, исторических и других особенностей.

Связь психологии с другими науками очень велика и при изучении играет большую роль. Дело в том, что психология не только берёт знания других наук в безвозмездное пользование, но и радушно отдаёт свои открытия, подтверждая многие теории. Этот симбиоз способствует преумножению знаний и возможностей применять их на практике.

С какими науками и каким образом связана психология?

  1. Биология. Это самая важная наука для психологии и вполне понятно почему. Секрет в том, что изучение психики и поведения человека невозможно даже безвсем известным знаниям о строении человека. Но как оказывается, не только строение тела важно психологии, но и центральная нервная система, её функции. Все эти знания помогают связать воедино психологические процессы и деятельность центральной нервной системы.

2. История. То каким стал современный человек – результат многолетнего развития, которое можно наблюдать в наработках такой науки, как история. Манера и способ речи, мыслительный процесс, трудовая деятельность и многое другое, что изучается и анализируется психологией, было бы невозможным без исторических данных.

3. Педагогика. Эта наука предоставляет информацию о поведении людей во время обучения, о влиянии воспитания.

4. Медицина. Знания от этой науки помогают лучше понять состояние человека, предупредить серьёзные нарушения и назначить правильное лечение психики.

5. Социология. На формирование личности влияет социальное окружение, то есть то, как человек будет отображать внешний мир, напрямую зависит от социума и его положения в нём. Социология предоставляет знания о структуре социума, его проблемах и способах их решения.

6. Философия. Эта наука изучает взгляды человека на жизнь, а психология занимается изучением самого человека и тем, что способствовало принятию тех или иных решений, формирование тех самых взглядов на жизнь.

Связь психологии с другими науками стала причиной появления различных отраслей психологии, которые специализируются на отдельных её стыках с другими науками (рассмотрим основные отрасли):

  • Социальная психология как наука – раздел психологии, что изучает взаимоотношения людей, их совместимость и влияние различных факторов на поведение людей. В мире, где каждый день люди находятся под влиянием друг друга и потока информации, эта наука помогает найти точки соприкосновения и уберечь от негативного влияния. Примером социально-психологических явлений становится отношение в семье, на работе, в учебном коллективе.

  • Педагогическая психология – наука, что изучает процесс формирования личности во время обучения и воспитания. Таким образом, во время учебного процесса человек приобретает не только знания, но и возможность воспитываться в социуме. Например, школа – место, где детей не только обучают математике, но и проводят профилактические беседы, тренинги, тесты и воспитательные часы.
  • Медицинская психология – отрасль психологии, в которой изучаются методы лечения психики человека на физическом уровне.

Психология – обширная наука, в которой много нюансов. Именно потому она включает в себя большое количество знаний, методов и функций, что позволяют изучать и диагностировать закономерности и механизмы человеческой психики.

Связь психологии с другими науками was last modified: Январь 9th, 2016 by Елена Погодаева

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Связь психологии с другими науками

Введение

психология наука педагогика

Психология в современном мире занимает особое место среди наук. Она изучает закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Это очень молодая наука, ее появлению предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных и гуманитарных наук. Поэтому до сих пор не определено, к какой области знаний ее отнести.

Связи психологии с другими отраслями знания обусловлены, прежде всего, с основным предметом изучения этой науки - человеком. Человек является органической частью и природы, и общества. Поэтому психология имеет тесные связи со многими науками: социальными, биологическими, техническими -- со всеми, которые в той или иной степени касаются человека.

В данной работе мы рассмотрим проблему положения психологии среди других наук. Для этого мы сформулировали цель и задачи нашего реферата.

Цель работы заключается в том, чтобы описать существующие связи психологии в системе наук.

Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи:

· обобщить сведения учебников о связях психологии с естественными, общественными и техническими науками;

· выявить характер связей психологии с различными науками.

Материалом для нашего реферата послужили учебники В.А. Крутецкого «Психология», одноименный учебник Р.С. Немова, «Общая психология» А.В. Петровского, а также учебник, созданный в соавторстве И.В. Дубровиной, Е.Е. Даниловой, A.M. Прихожан. Наиболее полное представление о связях психологии с другими науками дано в учебнике Р.С. Немова. В нашей работе в большей части мы следуем за этим автором, так как он представляет современный взгляд на интересующую нас проблему. При этом учитываем и материалы более ранних учебников В.А. Крутецкого и А.В. Петровского, отражающие взгляд на психологию науки советского времени.

§ 1. Психология и естественные науки

Связи психологии с биологическими науками обусловлены тем, что психика человека имеет природную основу. Ряд отраслей психологии, и прежде всего сравнительная психология, зоопсихология, этология, медицинская психология, патопсихология и некоторые другие, является вместе с тем разделами естествознания и медицины.

Сближение психологии с естествознанием в XX веке обогатило психологию экспериментальным методом (Г. Фехнер), особенно после выхода в свет книги И. М. Сеченова "Рефлексы головного мозга". В ней было показано, что психические явления такие же естественные явления, как все другие функции человеческого организма, что они не могут быть беспричинными, а суть результат рефлекторной отражательной деятельности нервной системы. Рефлекторная теория И. М. Сеченова, получившая дальнейшее развитие в учении И. П. Павлова об условных рефлексах, в трудах учеников Павлова составила естественнонаучную основу психологических знаний.

Особенно плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке этих двух наук появилась психофизиология, которая решает психофизиологические проблемы (вопрос об активном взаимодействии тела и психики) о соотношении мозга и психики. Также с биологией тесно связаны такие отрасли психологии как патопсихология и нейропсихология.

Для выяснения той роли, которую играет психика в поведении человека, много дали исследования психологов-клиницистов (В. М. Бехтерев, С. П. Боткин, С. С. Корсаков, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев и др.), разработавших основы медицинской психологии. Возникнув на стыке психологии и медицины, медицинская психология использует достижения психологической науки в диагностике и лечении болезней, в разработке вопросов, связанных с восстановлением здоровья и профилактикой заболеваний. То обстоятельство, что развитие болезни, с одной стороны, зависит от психических факторов (апатия, тревожность, мнительность и т.д.), а с другой - само заболевание ведет к возникновению особых психических состояний, которые могут, например, снижать эффективность терапевтического воздействия, делает необходимым объединение усилий врача и психолога. Вместе с тем клинико-психологические исследования нарушений психики при поражении некоторых областей коры мозга, например височных долей, дают новые данные для понимания закономерностей восприятия и памяти. Психолог-клиницист, выяснив характер психологических расстройств устной или письменной речи больного, уточняет локализацию очага поражения в определенном отделе больших полушарий головного мозга человека, помогая тем самым нейрохирургу.

Нейропсихология изучает специфические "вклады", которые те или иные мозговые структуры (подкорковые образования, зоны мозговой коры и т.д.) вносят в протекание психической деятельности (что имеет самое непосредственное отношение к решению фундаментальной проблемы "психика и мозг"), а также занимается диагностикой и коррекцией соответствующих нарушений при самых разнообразных локальных поражениях мозга. Таким образом, нейропсихология (так же, как и патопсихология) решает как фундаментальные, так и прикладные задачи.

Некоторые ученые (в частности А.В. Петровский) в своих работах говорят также о тесной связи психологии и зоопсихологии, изучающей особенности поведения и психического отражения животными их мира на разных ступенях эволюции. Это направление является развитием теории Ч. Дарвина, представляющей человека не чем иным, как высшим животным. Последователи этой точки зрения стремление исследовать психику и поведение животных тесно связывают с попытками человека понять самого себя. На наш взгляд, такое сотрудничество психологии и зоологии дает интересные, но достаточно спорные результаты.

§ 2. Психология и общественные науки

2.1 Психология и философия

Связи психологии с философией традиционны. Обе науки зародились и начали развиваться почти одновременно, и в течение ряда веков психология выступала как часть философии.

К необходимости обращения к философии психологов привела сложность и необычность проблем, с которыми они столкнулись. Многие вопросы психологии с большим трудом поддаются экспериментальному анализу и изучению с помощью естественнонаучных методов. Во многом они решаются философско-умозрительно. Многие проблемы психологии современного человека, такие, как личностный смысл и цель жизни, мировоззрение, политические пристрастия и моральные ценности, выступают как общие и для психологии (социальной), и для философии. К числу традиционных философско-психологических проблем можно отнести проблему сущности и происхождения человеческого сознания, природы высших форм человеческого мышления, влияние общества на личность и личности на общество (мировоззренческий аспект), методологические проблемы психологии и ряд других.

Долгое время существовало идеологически поддерживаемое разделение философии на материалистическую и идеалистическую (и соответственно научно не оправданное разделение психологии на «советскую» и «буржуазную»). Так называемая марксистско-ленинская философия выдавалась за единственную истинно научную методологическую основу психологии. Такой искусственно созданный философско-психологический союз привел к застою во многих областях психологии, особенно психологии личности и социальной психологии -- там, где затрагивались проблемы взаимодействия общества и личности. Современное положение делает возможными постановку и решение многих сложных проблем совместными усилиями психологов и философов, причем не только материалистического, но и идеалистического направления. Благодаря этому в последние годы чаще стали обсуждаться в отечественной науке сложные философско-психологические проблемы человека -- ответственность, совесть, смысл жизни, духовность, т.е. как раз такие, которые психологи без помощи философов не в состоянии самостоятельно решить. Да и сами философы вряд ли смогут в них глубоко разобраться без сотрудничества с психологами, не принимая в расчет живую личность, достаточно изученную в психологической науке.

Есть такие проблемы, при решении которых сотрудничество психологов и философов является наиболее плодотворным и уже дало ощутимые результаты. Это прежде всего проблемы эпистемологии -- науки о познании человеком окружающего мира, призванной выяснить принципиальную его постижимость человеком и наметить в самом общем виде методы такого познания. Благодаря многолетним исследованиям, проводимым, например, в созданном по инициативе известного швейцарского психолога Жана Пиаже Международном эпистемологическом центре (Швейцария, г. Женева), удалось многое узнать о природе человеческого интеллекта и его развитии у детей. Над этой проблемой в указанном центре совместно и плодотворно трудятся философы, логики и психологи.

Многое понять в области взаимодействия общества и личности помогли работы современных неофрейдистов, которые в основном имели теоретический, философско-психологический характер. К этой же категории работ, занимающих промежуточное положение между философией и психологией, можно отнести исследования, посвященные поиску и утрате человеком смысла жизни (К. Роджерс, В. Франкл и др.), проблемам одиночества, счастья (М. Аргайл, В. Франкл).

2.2 Психология и социология

Психология также взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. Так, социальная психология изучает конкретные особенности психологии людей, обусловленные их включением в различные (большие и малые) социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В свою очередь психологи широко пользуются традиционными социологическими приемами сбора первичных научных данных: анкетирование и опрос.

Разработанная преимущественно социологами концепция социального научения принята в социальной и возрастной психологии. Напротив, предложенные психологами теории личности и малой группы находят применение в социологических исследованиях. Социологи пользуются психологическими данными при решении проблем, касающихся общества в целом; психологи обращаются к социологическим теориям и фактам тогда, когда им необходимо глубже понять механизмы влияния общества на личность, а также общие закономерности поведения человека в обществе. Есть немало проблем, над решением которых социологи и психологи трудятся вместе и которые в принципе не могут быть решены без участия представителей обеих наук. Это проблемы отношений между людьми, национальная психология, психология экономики, политики, межгосударственных отношений и ряд других. Сюда же относятся проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования. Всеми этими проблемами в психологии занимаются представители социальной психологии, и примечательно то, что направление научных поисков с аналогичным названием, но с иной проблематикой и методологией исследования существует и в социологии.

В последнее время чрезвычайную остроту приобрел вопрос о межнациональном общении. На интуитивном уровне люди догадываются, что многие межнациональные конфликты обусловлены различием психологии участвующих в этих конфликтах людей. Эти различия призвана изучать этнопсихология, которая разрабатывает психологические методы изучения особенностей образа мира у представителей разных этносов, специфики национального характера, этнических стереотипов и т.д.

2.3. Психология и история

Тесные связи прослеживаются у психологии с историей. Психика человека развивалась в ходе исторического процесса. Применительно к человеку анализ истории есть источник для понимания его современного состояния, в том числе психологии и поведения.

Без знания истории общества трудно понять и психологию отношений людей в современном мире. Эти отношения также складывались веками. Философские учения, религиозные верования, обычаи, традиции, ритуалы, многое другое, что характеризует психологию современных народов и наций, есть продукт их длительного исторического развития. Передаваясь из поколения в поколение, достижения человеческой культуры формируют в процессе их усвоения психологию современных людей как личностей и субъектов познания и творческого преобразования мира. Сама сложившаяся система обучения и воспитания -- семейного, школьного, социального, интеллектуального, трудового, нравственного, физического и т.п. -- также выступает как итог длительной истории.

Союз психологии и истории может быть внешним и внутренним. Внешние связи этих наук имеют место тогда, когда каждая из них для решения собственных проблем обращается к другой с целью использования ее данных. Так, историка может заинтересовать психологическая характеристика людей, живших в ту или иную эпоху, их взгляды, культура, обычаи, традиции и т.п. Психолог в свою очередь может обратиться к истории для решения своих задач, рассматривая психологию людей как исторический факт.

Более глубокий союз психологии и истории образуется в том случае, когда представителю одной области знаний необходимо воспользоваться методами или приемами, заимствованными из другой науки, для решения собственных задач. Например, историк, обращаясь к психологическим методам; может изучить личность какого-либо государственного деятеля или психологию народа для того, чтобы объяснить имевшие место исторические события (проблема роли личности в истории). Психолог в свою очередь может применить метод исторического анализа для проникновения в психологию и поведение людей давно живших поколений.

Есть примеры еще более глубокого синтеза истории и психологии в создании общей научной теории. Одним из них является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л.С. Выготским. В ней автор показал, что главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед филогенетическое и онтогенетическое психологическое развитие людей. Пользуясь всем этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением, сделав их произвольными и опосредствованными орудиями и знаками, подвластными его сознанию и воле.

Другим не менее известным примером такого рода связи является использование в психологии так называемого исторического метода. Суть его состоит в том, что для понимания природы, происхождения и законов какого-либо психологического явления надо проследить его фило- и онтогенетическое развитие от элементарных к более сложным формам, не ограничиваться анализом наиболее развитых форм. Например, чтобы понять речевое мышление человека, необходимо выявить истоки мышления и речи, установить этапы их раздельного существования, соединения и совместного развития. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы человеческого внимания или памяти, необходимо рассмотреть их поэтапное развитие с раннего детства у детей.

Главной мыслью, которая лежит в основе сближения психологии и истории, является та, что современный человек с его психологическими качествами, личностными свойствами и социальными поступками есть продукт истории развития человечества.

2.4 Психология и педагогика

Тесная взаимосвязь психологии и педагогики сформировалась очень давно. Практически все великие педагоги осознавали, что обучение не построить без понимания человеческой природы, сущности человека, его потребностей и возможностей. Психологические знания о ребенке служат основой для педагогического процесса. Прежде чем начать воспитывать человека, педагог должен узнать его психологические особенности. Без знания о психических процессах, об основных этапах становления личности невозможно эффективно управлять деятельностью ученика, его гармоничным развитием.

О наличии взаимосвязи педагогики и психологии говорят их общие базовые понятия. Главное среди них - предмет этих наук. Психология изучает законы развития психики человека. Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение этой психики (например, мышления, деятельности). Следовательно, они не могут осуществляться специалистами, не владеющими психологическими знаниями.

Общими являются показатели и критерии обученности и воспитанности личности. Степень продвинутости знаний регистрируется по изменениям памяти, запасов знаний, способностям использовать знания в практических целях, владению приемами когнитивной деятельности, скорости воспроизведения знаний, владению терминологией, навыками переноса знаний в нестандартные ситуации и т.п. Воспитанность же фиксируется в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсивного поведения, стереотипах, навыках деятельности и суждений. Все это означает, что симптомами достижений в образовательно-воспитательной работе взрослых с детьми выступают сдвиги в психике, в мышлении и поведении учащихся. Иначе говоря, результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик воспитуемых. Межнаучные связи двух отраслей знания имеют место и в методах исследований педагогики и психологии. Многие инструменты психологического научного поиска с успехом служат решению педагогических исследовательских задач (например, психометрия, парное сравнение, рейтинг, анкетирование, психологические тесты и др.).

На основе взаимосвязи психологии и педагогики возникла такая наука как педагогическая психология или психология образования. Педагогическая психология - это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. В целом можно сказать, что педагогическая психология изучает психологические вопросы управления педагогическим процессом, исследует процессы обучения, формирования познавательных процессов и т.п. Одновременно педагогическая психология сама поставляет данные не только для педагогической науки, но и для общей и возрастной психологии, психологии труда, нейропсихологии, патопсихологии и др.

В последнее время все большее значение как фундамент для педагогической психологии приобретает возрастная психология. Возрастная психология - это теория развития психики в онтогенезе. Она изучает закономерности перехода от одного периода к другому на основе смены типов ведущей деятельности, изменения социальной ситуации развития, характера взаимодействия человека с другими людьми Возраст характеризуется не соотношением отдельных психических функций, а теми специфическими задачами освоения сторон действительности, которые приняты и решаются человеком, а также возрастными новообразованиями.

Рассматривая взаимопроникновение психологии и педагогики, авторы учебников особо выделяют психолого-педагогическое направление - педологию. Педология (от греч. pais - дитя и logos - слово, наука) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики.

Основателем педологии признан американский психолог С. Холл, который создал в 1889 г. первую педологическую лабораторию. Педология стремилась изучать ребенка, при этом изучать комплексно, во всех его проявлениях и с учетом всех влияющих факторов. П.П.Блонский (1884-1941) определял педологию как науку о возрастном развитии ребенка в условиях определенной социально-исторической среды.

Педологи работали в школах, детских садах, различных подростковых объединениях. Активно осуществлялось психолого-педологическое консультирование; проводилась работа с родителями; разрабатывалась теория и практика психодиагностики. В 30-е гг. XX в. началась критика многих положений педологии (проблем предмета педологии, био - и социогенеза, тестов и др.), результатом чего явились два постановления ЦК ВКП (б). Педология была разгромлена, многие ученые репрессированы. Но с образованием психологических лабораторий, начиная с середины 80-х гг., эксперимент стал входить в жизнь, возникло активное стремление связать с ним педагогический процесс, т.е. создать качественно новую науку о воспитании и обучении.

Успехи психолого-педагогической науки вызывали интерес, с одной стороны, у педагогов-практиков, и с другой стороны, у философов и психологов, ранее не занимавшихся вопросами образования.

§ 3. Психология и технические науки

Определенная связь существует у психологии с техническими науками, которые имеют отношение к созданию и использованию различных орудий как производственного, так и непроизводственного назначения. Чаще всего выделяют в этой связи две отрасли. Первая - психология труда - изучает психологические особенности трудовой деятельности человека разных профессий, вторая - инженерная психология - исследует соответствующие особенности деятельности человека-о?ератора (главным образом, процессы информационного взаимодействия в системе «человек -- машина»).

Известны случаи, когда введение изменений в производственный процесс не учитывало психологии участвующих в нем людей, и в связи с этим эффект от новшеств был минимален или даже отрицателен.

Психология труда занимается также проблемой профессиональной пригодности людей. Есть профессии, предъявляющие особые требования к психофизиологическим особенностям человека - и в связи с этим требующие специального профессионального отбора. Это, например, работа авиадиспетчера крупного аэропорта в условиях повышенной стрессогенной обстановки, требующая возможно более быстрого и при этом не алгоритмизированного поведения в аварийных ситуациях. Другие профессии не предъявляют столь жестких требований к людям, овладевающим ими. Тем не менее, индивидуально-физиологические и индивидуально-психологические особенности людей должны быть обязательно учтены при выработке на их основе индивидуального стиля деятельности. В решении этой задачи также может помочь специалист в области психологии труда.

Некоторые ученые, отмечая связи психологии с техническими науками, говорят о педагогической психологии. Объясняется это тем, что в педагогической психологии очень важны особые орудия (техника) учения. В пример приводится теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий П. Я. Галь?ерина. Нам ближе точка зрения, изложенная в пункте 2.4, так как техника учения - только часть педагогики.

Заключение

Рассмотрев связи психологии и других наук, можно сделать вывод о том, что наиболее обширны связи с общественными науками, поэтому психологию можно назвать общественной наукой. Этот вывод отражает представление большого количества людей, имеющих лишь самое общее представление о психологии. Но этот вывод верен лишь частично, так как особенность психологии том, что она связана также и с техническими, и естественными науками.

Связь психологической и технических наук обусловлена тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Невозможно организовать производственный процесс без участия человека. Поэтому психология рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса.

Тесная связь психологии с биологическими и медицинскими науками объясняется двойственной природой человека, как биосоциального существа. Абсолютное большинство психических процессов и явлений физически обусловлены, следовательно, знания, полученные физиологами и биологами, необходимы психологии для понимания тех или иных психических явлений. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния.

Также можно сделать вывод о характере связей психологии с другими науками. С одной стороны, психология для решения своих проблем заимствует методы, подходы, понятия других наук. С другой стороны, психология переносит свои методы и понятия в другие науки (психологизация). Это может происходить как на только теоретическом уровне (психология и философия), так и на практическом (например, психология и медицина).

Об очень тесном характере связей психологии с различными науками говорит наличие отраслей, совместно разрабатываемых с некоторыми из них. При этом психология не теряет самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета.

Список использованной литературы

1. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. М., 1980.

2. Немов Р. С. Психология. 4-е изд. М., 2003. Кн. 1.

3. Общая психология. Словарь / Под. ред. А. В. Петровского. М., 2005.

4. Петровский А.В. Общая психология. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1976.

5. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. М., 1999.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Закономерности развития истории психологии. Эволюция психологического знания. Системы психологических методов. Взаимосвязь психологии с другими науками. Структура современной психологии. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Задача и роль философских теорий в психологии. Основные цели медицинской психологии как прикладной науки. Тесная взаимосвязь между психологией и правоведением. Переплетение менеджмента и психологии. Связь психологии с обучением и воспитанием ребенка.

    реферат , добавлен 19.12.2010

    Предмет и методы психологии, ее взаимосвязь с другими науками. Исторические этапы развития психологических знаний. Развитие экспериментальной и дифференциальной психологии. Представители русской психосоциологической мысли: Потебня, Юркевич, Ушинский.

    книга , добавлен 29.01.2011

    Методологическая база и основные направления научных исследований психологии: фундаментальные, прикладные, общие и специальные. Патопсихология и нейропсихология как важнейшие отрасли психологии в медицине. Связь психологии с техническими науками.

    реферат , добавлен 22.04.2010

    Ранняя история юридической психологии. Оформление юридической психологии как науки. История юридической психологии в ХХ столетии. Общие вопросы юридической психологии (предмет, система, методы, история, связи с другими науками).

    реферат , добавлен 07.01.2004

    Сравнение существующих взглядов на положение психологии в системе наук. Прикладное значение и функции, задачи патопсихологии. Связи психологии с общественными, техническими науками, ее специальные отрасли, имеющие отношение к обучению и воспитанию.

    реферат , добавлен 06.02.2014

    Определение психологии как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология как наука. Предмет психологии. Связь психологии с другими науками. Методы исследования в психологии.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2008

    Изучение предмета, задач и методов психологии – отрасли психологической науки, изучающей общие закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Отрасли психологии и взаимосвязь с другими науками.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Появление музыкальной психологии и ее обособление от других психологических областей. Взаимосвязь и взаимовлияние музыкальной психологии и музыкальной педагогики. Характеристика этапов развития музыкальной психологии как самостоятельной дисциплины.

    реферат , добавлен 08.09.2010

    Предмет и структура педагогической психологии. Выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.


Общее понятие о психологии как науке

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые - общество, культуру и историю, третьи связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда. Человек - существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Человек - это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет читать» по внешним проявлениям - мимике, жестам, интонации, особенностям поведения - эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек - своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей.

Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний. Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер . Это обусловлено способом их получения - случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.

В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний . Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема “отцов и детей” состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.

В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе». В научном употреблении термин «психология» появился впервые в ХУI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в ХУII-ХIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология - это наука о психике и психических явлениях.

Следует отметить, что существуют различные точки зрения на структуру психических явлений. Например, те или иные психические явления в зависимости от автора позиции могут быть отнесены к разным структурным группам. Более того, очень часто в научной литературе можно столкнуться со смешением понятий. Так, некоторые авторы не разделяют характеристики психических процессов и психические свойства личности. Мы будем разделять психические явления на три основных класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности .

1) Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым, прежде всего, относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы : познавательные, эмоциональные и волевые.

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание . Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе. Однако сами по себе сведения или знания для человека не играют никакой роли, если они для него не значимы. Наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы . В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения и эмоциональный стресс.

Мы вправе полагать, что если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается на его деятельности или состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее, бывают и исключения. Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др.

Иногда выделяют как самостоятельную еще одну группу психических процессов - неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.

2) Психические состояния характеризуют состояние психики в целом . Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В то же время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние . Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей особенностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе и патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.

3) Психические свойства личности - характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами. Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучаются в рамках социальной психологии. Мы рассмотрим только краткую характеристику таких психических явлений.

Все групповые психические явления могут быть также разделены на психические процессы, психические состояния и психические свойства. В отличие от индивидуальных психических явлений психические явления групп и коллективов имеют более четкое деление на внутренние и внешние.

К коллективным психическим процессам , выступающим в качестве первичного фактора регуляции существования коллектива или группы, относят общение, межличностное восприятие, межличностные отношения, формирование групповых норм, межгрупповые взаимоотношения и др.

К психическим состояниям группы относятся конфликт, сплоченность, психологический климат, открытость или закрытость группы, паника и др.

К числу наиболее значимых психических свойств группы относят организованность, стиль руководства, эффективность деятельности.

Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.

Взаимосвязь психологии и современных наук

Мы начали знакомство с психологией, рассмотрев общие проблемы изучения человека, на основе чего был сделан вывод о том, что человек в качестве предмета исследования может рассматриваться с различных точек зрения: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. При этом каждый человек неповторим и обладает своей индивидуальностью. Разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена привело к возникновению значительного количества наук, изучающих человека.

Долгое время существовало принципиальное разделение на материалистическую и идеалистическую философию. Причем чаще всего это противопоставление носило антагонистический характер, т. е. постоянно происходило противопоставление взглядов и позиций, осуществлялся поиск доказательств несостоятельности того или иного умозаключения. В результате в ряде психологических школ наблюдался застой научной мысли. Сегодня, когда наметилось сближение между этими основными течениями философии, мы с полной уверенностью можем говорить об одинаковой значимости для психологии обоих направлений. Так, материалистическая философия являлась базовой для разработки проблем деятельности и происхождения высших психических функций. С другой стороны, идеалистическое направление в философии ставит перед нами такие сложные проблемы, как ответственность, совесть, смысл жизни, духовность. Следовательно, использование в психологии идей обоих направлений философии наиболее полно отражает двойственную сущность человека, его биосоциальную природу.

Следует отметить, что такое единение философии и психологии вызвано еще и тем, что психологическая наука избирает методологию научного исследования, опираясь на мировоззренческие теории и концепции, которые в свою очередь формируются в рамках философии. Так, в предыдущих разделах мы говорили о роли в психологии таких известных ученых, как Аристотель, Р. Декарт, Дж. Локк, Д. Юм и др. Однако они известны прежде всего как крупные философы, основатели философских школ. Господство того или иного мировоззрения отражается и на закономерностях развития психологической науки. Например, доминирование в отечественной психологии материализма предопределило бурное развитие экспериментальных психологических методов, повышенный интерес к естественно-научным основам психологии, стремление решить проблему взаимосвязи психического и биологического. Но вместе с тем недостаточно внимания уделялось развитию нравственных структур личности. Подтверждением этому может служить духовный кризис, наблюдаемый в России в конце ХХ в.

Таким образом, современная психология и философия до сих пор развиваются в тесном единстве, взаимно дополняя друг друга. Наблюдается интеграция и взаимопроникновение знаний этих наук на теоретико-методологическом уровне.

Другой наукой, которая находит очень много общих с психологией интересов в разработке проблем, связанных с обществом и личностью, является социология. Здесь также наблюдается взаимоподдержка в развитии наук, но уже на уровне методологии исследования. Так, социология заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений. В то же время психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими. К таким методам относятся в первую очередь опрос и анкетирование.

Кроме того наблюдается взаимопроникновение различных теорий, разработанных в рамках данных наук. Например, разработанная преимущественно социологами концепция социального научения является общепринятой в социальной и возрастной психологии. С другой стороны, теории личности и малой группы, разработанные психологами, находят широкое применение в социологии.

Есть также немало проблем, которые пытаются совместно решить психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения между людьми, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следует отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

Рассмотрим решение одной из наиболее значимых для психологии и социологии проблем - социализации. Следует сразу отметить, что решение этой проблемы стало возможно только благодаря совместным разработкам психологов и социологов. Так, в социологии проблема социализации рассматривается в рамках теории социального научения, а в психологии - в рамках проблемы социальной адаптации индивида. Необходимо заметить, что адаптация человека является центральной проблемой для многих наук, поскольку данная проблема весьма многогранна. В свою очередь, социальная адаптация является одной из граней адаптации человека. При этом в социальной адаптации выделяют два аспекта: социализацию личности и ее активность.

Социализация личности - это процесс усвоения и воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате которого он становится личностью и приобретает необходимые для жизни психологические качества, знания, умения и навыки, в том числе речь. Благодаря речи он, в свою очередь, получает возможность общаться с себе подобными, т. е. взаимодействовать с окружающими его людьми. Социализация - это познание индивидом созданной людьми цивилизации, приобретение опыта социальной жизни, превращение из природного в общественное существо, из индивида в личность. Социализация включает в себя усвоение норм нравственности, культуры человеческих взаимоотношений, правил поведения среди людей, а также социальных ролей, видов деятельности, форм общения.

Социализация - это многогранный процесс, имеющий различные аспекты, но особого внимания заслуживают механизмы социализации, т. е. способы, посредством которых человеческий индивид приобщается к культуре и приобретает опыт, накопленный другими людьми. В качестве основных источников социализации человека выступают общественные объединения (организации), семья, школа, литература, искусство, печать, радио, телевидение.

Механизмы социализации человека изучаются в рамках теории социального научения. С точки зрения данной теории поведение человека формируется в процессе его взаимодействия, общения и совместной деятельности с различными людьми в различных социальных ситуациях, наблюдения за поведением других людей и подражания им, а также обучения и воспитания. Следует подчеркнуть, что теория социального научения отрицает исключительную значимость для формирования поведения человека биологических факторов, особенностей организма и его функционального состояния. Данная теория подчеркивает роль не столько биологических, сколько социальных факторов, например семьи, школьного окружения. Из данного утверждения следует второе основное положение теории социального научения: поведение человека формируется под воздействием факторов социальной среды.

Таким образом, научные разработки социологов находятся в очень тесной связи с работами психологов, поскольку именно в психологии рассматривается взаимодействие человека и социальной среды. В свою очередь, для психологии представляют самостоятельный интерес самые различные аспекты социализации. Например, весьма важен такой аспект социализации, как идентификация. Что понимается под этим термином?

В процессе своего физического и социального развития ребенок усваивает большое количество норм и форм поведения. Вполне понятно, что он не может выработать форму поведения, в значительной степени отличную от поведения его ближайшего социального окружения. Поэтому основным примером для формирования поведения ребенка являются его родители, друзья, знакомые. В процессе усвоения общественных норм человек начинает идентифицировать себя, т. е. соотносить с представителями определенной социальной или возрастной группы, а также с людьми определенного пола. В результате он приобретает навыки соответствующего ролевого поведения, характерного для общества, в котором он живет.

Не менее важны для психологии такие проблемы социализации, как социальная фасилитация (положительное стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других), подражание, внушение, конформность и следование нормам. В то же время все эти проблемы, разрабатываемые психологической наукой, используются в исследованиях социологов. Таким образом, социология и психология находятся в тесной взаимосвязи как на уровне теоретических исследований, так и на уровне использования определенных методов. Развиваясь параллельно, они дополняют исследования друг друга в изучении социальных проявлений человека и человеческого общества.

Другой общественной наукой, тесно связанной с психологией, является педагогика. На первый взгляд эти науки неразделимы между собой, поскольку воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности. Следуя такой логике, нельзя усомниться в истинности этого суждения. Однако на практике дело обстоит несколько иначе. Если психология развивалась в рамках философии, то педагогика изначально формировалась как самостоятельная наука. В результате психология и педагогика организационно оформились как самостоятельные науки и существуют раздельно. К сожалению, на практике до сих пор нет тесного взаимопонимания между психологами и педагогами.

Сегодня очень трудно дать однозначный ответ на вопрос о причинах, вызвавших разгром весьма перспективной науки. Вероятно, можно выделить три основные причины. Во-первых, идея педологии заключалась в том, что у разных людей способности различны. В значительной степени это обусловлено генетическими различиями, поэтому педагогический процесс должен строиться дифференцированно, с учетом индивидуальных особенностей учеников, и способствовать не только гармоничному развитию личности, но и первоочередному развитию тех способностей, которые наиболее ярко представлены у ребенка. Следовательно, представители педологии утверждали, что уже от рождения люди имеют различные возможности в силу своих генетически обусловленных физиологических и психических особенностей. Подобное утверждение в определенной степени противоречило господствующей идеологии того времени, утверждавшей, что советский человек живет в обществе равных возможностей, т. е. каждый может добиться успеха в любом выбранном им деле. Наиболее ярко эту точку зрения отражает известный тезис: «Незаменимых людей нет. Поэтому вполне вероятно, что различие во взглядах педологии и государственных структур на способности человека явилось одной из причин разгрома этого научного направления.

С другой стороны, во всем происшедшем в определенной степени виноваты сами представители педологии. Повальное увлечение тестами, широкое распространение тестового материала привело к тому, что методы психодиагностики стали использоваться людьми недостаточно компетентными, что способствовало извращению сути не только педологии, но и в первую очередь психологии.

В-третьих, мы вправе предположить, что развитие педологии встретило сильное противодействие со стороны педагогов, поскольку педагог в рамках педологического направления не рассматривался как центральная фигура процесса обучения, а был лишь одним из его участников. В свою очередь, педагогика в рамках данного направления не рассматривалась в качестве базовой науки воспитания подрастающего поколения, а была лишь наукой обучения, т. е. передачи и усвоения знаний. Вполне вероятно, что многие педагоги не захотели мириться с таким положением дел и противостояли развитию педологии. К сожалению, определенный разрыв между психологией и педагогикой наблюдается и до настоящего Времени, несмотря на то, что с каждым годом психология все больше проникает в учебный процесс.

Таким образом, исходя из вышеизложенного материала, можно говорить о том, что психология тесно связана с общественными науками. Это утверждение справедливо и для истории. Есть примеры глубокого синтеза истории и психологии в создании общей научной теории. Одним из таких примеров является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л. С. Выготским. Другим, не менее известным примером взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода. Суть этого метода состоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления необходимо проследить его фило- и онтогенетическое развитие от элементарных к более сложным формам. Для того чтобы осознать, что представляют собой высшие формы психики человека, необходимо проследить их развитие у детей. Следовательно, главной и наиболее ценной мыслью, которая лежит в основе сближения психологии и истории, является мысль о том, что современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества.

Таким образом, познакомившись с взаимоотношениями и связями психологии и общественных наук, можно сделать вывод о том, что психология - это общественная наука. Сделав такой вывод, мы будем правы, но лишь частично. Главной особенностью психологии является то, что она связана не только с общественными науками, но и с техническими и биологическими.

Связь психологии и технических наук обусловлена тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Практически невозможно организовать производственный процесс без участия человека. Человек был и остается основным участником этого процесса. Поэтому не случайно психологическая наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса. В исследовании психологов, занимающихся разработкой социотехнических систем, человек выступает как самый сложный элемент системы «человек-машина. Благодаря деятельности психологов создаются образцы техники, которые учитывают психические и физиологические возможности человека, в противном случае могли бы быть созданы технические образцы, которые в силу своих эргономических характеристик никогда не могли бы эксплуатироваться человеком.

Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа. Большинство психических явлений, и прежде всего психических процессов, имеет физиологическую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния. Суть данного явления состоит в том, что психическое состояние индивида отражается на его физиологическом состоянии, а в определенных ситуациях психические особенности могут способствовать развитию того или иного заболевания, И наоборот, хроническое заболевание, как правило, сказывается на психическом состоянии больного. Учитывая тесную связь психического и соматического, в современной медицине активное развитие получили методы психотерапевтического воздействия, использующие «лечебные свойства» слова.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Мы с полным основанием можем утверждать, что везде, где задействован человек, есть место психологической науке. Поэтому не случайно психология с каждым годом приобретает все большую популярность и распространение. В свою очередь, бурное развитие психологии, ее внедрение во все сферы практической и научной деятельности привело к возникновению разнообразных отраслей психологии.