«Тарас Бульба» – описание степи. Описание степи ночью в Тарас Бульба

Минский процесс зашёл в тупик, встреча Нормандской четвёрки в Мюнхене сорвана, противоречия по поводу миссии ООН на Донбассе кажутся непреодолимыми. Конфликт переходит в стадию заморозки, что не выгодно никому. А тем не менее выход есть и более того, я вангую, что именно так он и завершится. Дело в том, что Донбасс это пациент на искусственном дыхании и причём давно. Кусок безжизненной причерноморской степи волей случая оказался востребованным в XIX веке когда эстетика стимпанка побеждала экономическую целесообразность. Победа странноватого большевистского режима с его игнорированием натуральных законов в пользу идеалистических конструкций привели на обглоданный Солнцем и солончаками Донецкий кряж "красных рабов" поселенных в эргастулах шахтёрских посёлков. Естественно после краха коммунистической утопии рабы покинутых рабовладельцами угольных плантаций и предоставленные самим себе стремительно деградировали даже с того невысокого уровня на котором пребывали в совсем уж "царство восставших рабов" украинского Гаити. Но в данном случае разговор не о людях "шахтёрского края", а о Матери-природе этой части Дикого поля. "Климат здесь характеризуется значительными суточными, годовыми и абсолютными (до 83 градусов) колебаниями температур воздуха, небольшим количеством осадков, засушливо-суховейными атмосферными явлениями, гололедными образованиями". Проще говоря воды нет, а пыльные бури есть, снега мало, зато Степь почти каждый год покрывается льдом, и ледовый дождь ломает редкие, кривые деревья которые пережили суховеи. И в эту экстремальную зону обитания подселили 5 млн неприкаянных душ. Как была бы прекрасна Земля, если бы люди не портили её своим присутствием, утверждают экологи-энвайронменталисты. И сдаётся мне Донбасс лучшая природная лаборатория где нам предстоит увидеть реализацию этого тезиса. В 1979 году в Енакиево, на шахте "Юный Коммунар" был произведён ядерный взрыв. Сегодня шахту топят называя это "мокрой консервацией". Это только один из артефактов Советского Донбасса столь любимого ностальгирующими пенсионерами по обе стороны государственной границы. Есть ещё "кровяной яд" Горловского химзавода, радиоактивый могильник Донецкого казенного завода химических изделий, ёмкости с хлором Донецкой фильтровальной станции. Рукотворная экологическая катастрофа разрешит все трудности Вячеслава Суркова по переформатированию проекта Новороссии путём исчезновения предмета приложения усилий. Принудительная эвакуация населения в разные стороны позволит отсепарировать агнцев от козлищ, совков от цэевропейцев, укропов от ватанов, а выжженная земля столь любимая сердцу западного обывателя позволит вкладывать ресурсы ЕС в благородную тему восстановления экологии прикрывая собственную трусость и равнодушие долгие годы. Не надо будет штурмовать городские агломерации лучшей армией Европы, "Джавелины" останутся в подарочных коробках на складах с усиленной охраной и кошмар Хашима не будет сниться "группе Вагнера" где то под Снежным. Соблазн такого решения настолько велик, что вне сомнения он будет реализован с той или иной степенью живодёрства и при полном согласии противоборствующих сторон. "Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон". И надо заметить это будет лучший выход прежде всего для несчастных обитателей этого края оказавшихся втянутыми в игры, сложность которых превосходит степень их понимания. Ну а мы может ещё увидим Степь освобождённую от людей и почувствуем ту же радость, которая сквозит у Гоголя в его "Тарасе Бульбе:

"Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено‑золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.."

Ответ оставил Гость

Описание степи в повести "Тарас Бульба" Гоголя: отрывок из произведения

"...Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.."
Художник А. Герасимов

"Тарас Бульба" Гоголя - это выдающееся произведение русской классической литературы XIX века.

Степь в повести "Тарас Бульба" представляет собой прекрасное, величественное явление природы, "зелено-золотой океан".

Ниже представлено описание степи в повести "Тарас Бульба" Гоголя: отрывок из II-ой главы произведения.

Смотрите: Все материалы по повести "Тарас Бульба"

Описание степи в повести "Тарас Бульба": отрывок из текста

"...Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы.

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено‑золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

Наши путешественники останавливались только на несколько минут для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно‑зеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба‑темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого‑нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш*; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, – все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто‑нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно‑розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу.

Путешественники ехали без всяких приключений. Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь. По временам только в стороне синели верхушки отдаленного леса, тянувшегося по берегам Днепра..."

(*кулиш – жидкая пшенная каша с салом)

Это было описание степи в повести "Тарас Бульба" Гоголя: отрывок из II-ой главы произведения.

План-конспект урока литературы в6 классе по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

Тема : « Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Цели урока : обучение выразительному чтению развернутого сложного описания картины природы, развитие речи,воображения и творческих способностей учащихся, развитие навыка работать над образным языком писателя, над совершенствованием своей речи.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

По теме урока нетрудно догадаться, о чем пойдет речь.Конечно же, о знаменитом Гоголевском описании степи.

Почему Гоголь ввел описание степи в повесть? Чем является для Гоголя образ степи? На эти и другие вопросы мы найдем ответ.

Описание природы в русской классике- это не просто фон, на котором разворачивается действие. Оно имеет важное значение в общей структуре произведения, в характеристике персонажа, так как в в отношении к природе раскрывается внутренний облик человека, его духовно-нравственная сущность.

В историю литературы Гоголь вошел как первооткрыватель красоты украинской природы. Эту привлекательность и скрытое очарование украинских степных просторов воспевает писатель в повести « Тарас Бульба».

Для того,чтобы проникнуться чувством писателя и его героев, давайте проследим, как описывает Гоголь степь.

2. Анализ отрывка. «Степь днем»

Выразительное чтение отрывка учителем.

Беседа по вопросам:

В каком предложении выражается основная мысль отрывка? (Ничто в природе не могло быть лучше)

Что же так восхищает Гоголя в степи? В чем он видит чарующую красоту степи? (Гоголевская степь поражает буйством красок, их пестротой, яркостью, их многообразием.)

Какой вид искусства напоминает этот пейзаж? (Живопись.Кажется, что видишь перед собой большую картину.)

Какой основной образ проходит через все описание степи? (Образ моря, океана: волны диких растений,зелено-золотой океан…)

Что подчеркивает Гоголь сравнением поверхности земли с зелено-голубым океаном? (пространственную мощь и ее красивый, успокаивающий тон).

Какую роль играет метафора « брызнули миллионы разных цветов»? (Ей передается неожиданность, вызванная появлением перед глазами читателя такого обилия цветов)

Какие, казалось бы, незначительные детали замечает автор? (Описывает форму отдельного цветка: «кашка пестрела зонтикообразными шапками», «желтый дрок выскакивал своей пирамидальной верхушкой»)

Почему Гоголь называет степь «зеленою девственной пустыней»? (Это метафорическое сравнение.Рука человека не касалась ее, никогда плуг не проходил

по волнам диких растений)

От описания растений Гоголь переходит к описанию птиц. Писатель подмечает движения и звуки пернатых обитателей степи и образно передает их.

Найдите движения птиц, которые замечает автор.(«куропатки шныряли..», ястребы стояли неподвижно», «чайка купалась в синих волнах воздуха»

А воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов и криков гусей. Автор не только видит птиц, но и слышит их. В этом описании сливаются и зрительные, и слуховые ощущения.

Но степь великолепна не только днем, но и вечером.

3.Анализ отрывка « Степь вечером».

Чтение отрывка подготовленным учеником.

Беседа по вопросам:

Как преображается степь вечером? (Пестрое пространство темнело, зелено-золотая степь превращалась в темно-зеленую. Растения вечером пахнут сильнее. Музыка, которая наполняла день, утихает, сменяется другой: свистят суслики, трещат кузнечики, кричат лебеди)

Как вы понимаете метафору « Вся степь курилась благовонием»? (Растения испускали приятный запах)

Как вы понимаете сравнение «Крик лебедя, как серебро»? (Лебедь- красивая,гордая птица. Серебро- красивый, благородный металл. Чтобы звук колокола был лучше, добавляли серебро)

4 Анализ отрывка «Степь ночью»

Выразительное чтение отрывка.

Беседа по вопросам:

Как изображается степь ночью? (Слышен треск насекомых, свист и стрекотанье.)

Почему лебеди сравниваются с красными платками? (Небо освещалось заревом от выжигаемого тростника)

Степь великолепна не только днем, но и вечером, и ночью.

Почему Гоголь ввел описание степи в повесть о Тарасе Бульбе? (Степь – обобщенный образ Родины. Ради нее казаки совершали свои подвиги и умирали за нее. В такой степи могут жить лишь мужественные, сильные, гордые люди. Степь в повести связывает два мира: дом Бульбы и Запорожскую Сечь, подготавливает к встрече с запорожцами- вольными, гордыми людьми.

Как картины природы связаны с настроением героев? (Сначала все три всадника ехали молча, Тарас вспоминал погибших товарищей, Остап был тронут слезами матери, Андрий грустил о разлуке с панночкой. Степь – их родная мать, как мать принимает их в свои объятия.)

Вывод : Степь и казаки –родные, близкие друг к другу. Образ степи дан Гоголем как образ матери- Родины, породившей могучие, богатырские характеры.

5. Подведение итогов урока.

Описание степи в повести "Тарас Бульба": отрывок из текста "...Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы. Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено‑золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.. Наши путешественники останавливались только на несколько минут для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно‑зеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба‑темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого‑нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш*; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих. Они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, – все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто‑нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно‑розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу. Путешественники ехали без всяких приключений. Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь. По временам только в стороне синели верхушки отдаленного леса, тянувшегося по берегам Днепра..." (*кулиш – жидкая пшенная каша с салом)

© Literaturus.ru: Мир русской литературы

    Развивающие: Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий.

    Тип урока: урок- исследование.

    Формы работы учащихся:

    Структуру и ход урока

    I. Вызов.

    Наша с вами цель

    завораживает читателя.

    2.Чтение описания степи.

    Наши путешественники останавливались только на несколько минут для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темнозеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих, они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, — все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу…

    1. Осмысление. Эвристическая беседа.

    Примерные вопросы:

    (Описание.)

    Ученики отмечают, что, если посмотреть контекст, то станет ясно, что это день. (“Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом облило степь”. Вторая часть описания - это вечер.)

    4.Словарная работа .Обращается внимание на ключевые слова, записанные на доске, по толковому словарю находят значения незнакомых слов: пейзаж, звукопись, композиция, цветопись, эпитет, метафора, гипербола, сравнение, олицетворение.

    5. Исследовательская работа. Работают дети в группах, составляют таблицы, кторые включают в себя описание:

    1. Описание степи днем:

    Поверхность земли

    Птицы и животные

    Растения?

    2. Описание степи вечером?

    Действие

    3.Выразительные средства языка?

    Метафоры

    Эпитеты?

    Гиперболы

    Сравнения

    7.Вывод.

    III . Рефлексия . Ребята отвечают на вопрос:

    1. Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Художественные особенности повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» »

План – конспект открытого урока.

Художественные особенности повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

Цель урока : совершенствование навыка анализа текста, определения художественных особенностей произведения на примере отрывка описания степи.

Задачи:

Образовательные: Формирование навыка исследовательской работы.

Воспитательные:

    Создание дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального процесса обучения.

    Опора на явление окружающей жизни и опыт учащихся.

    Побуждение их к оценке и выражению собственного отношения к изучаемым явлениям.

Развивающие: Развитие речи через обогащение словарного запаса учащихся при введении новых понятий.

Тип урока: урок- исследование.

Формы работы учащихся: Фронтальная работа (вопрос-ответ), самостоятельная работа в группах по заполнению предложенных таблиц, комментированное чтение, анализ текста, составления устного текста по собранному материалу.

Необходимое техническое оборудование: Текст повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», папки «Литература в таблицах», шаблоны схемы и таблицы, толковые словари.

Структуру и ход урока

    Вызов.

1. Вступительное слово учителя .

Рассуждая о жизни простых казаков, о существовании Запорожской Сечи, Н.В. Гоголь создает уникальное произведение об украинском казачестве прошлых лет «Тарас Бульба». При описании событий прошлого Н.В. Гоголя не столько волнует историческая достоверность, сколько отношение к жизни, любви, долгу, родине запорожских казаков. Поэтому благодаря художественным особенностям повесть «Тарас Бульба» стала оригинальным, самобытным произведением писателя.

Важную роль в гоголевской повести играет пейзаж. Природа здесь -

способ раскрытия характера персонажа. Например, при описании поездки

Тараса Бульбы с сыновьями в Запорожскую Сечь изображается степь, по

которой едут герои, и «все, что смутно и сонно было на душе у казаков,

вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы».

Наша с вами цель сегодня - выяснить, с помощью каких средств

завораживает читателя.

2.Чтение описания степи.

Отрывок из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы.

Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дров выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

Наши путешественники останавливались только на несколько минут для обеда, причем ехавший с ними отряд из десяти козаков слезал с лошадей, отвязывал деревянные баклажки с горелкою и тыквы, употребляемые вместо сосудов. Ели только хлеб с салом или коржи, пили только по одной чарке, единственно для подкрепления, потому что Тарас Бульба не позволял никогда напиваться в дороге, и продолжали путь до вечера. Вечером вся степь совершенно переменялась. Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темнозеленою; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием. По небу, изголуба-темному, как будто исполинскою кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрогивался до щек. Вся музыка, звучавшая днем, утихала и сменялась другою. Пестрые суслики выпалзывали из нор своих, становились на задние лапки и оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе. Путешественники, остановившись среди полей, избирали ночлег, раскладывали огонь и ставили на него котел, в котором варили себе кулиш; пар отделялся и косвенно дымился на воздухе. Поужинав, козаки ложились спать, пустивши по траве спутанных коней своих, они раскидывались на свитках. На них прямо глядели ночные звезды. Они слышали своим ухом весь бесчисленный мир насекомых, наполнявших траву, весь их треск, свист, стрекотанье, - все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух. Если же кто-нибудь из них подымался и вставал на время, то ему представлялась степь усеянною блестящими искрами светящихся червей. Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу…

    Осмысление. Эвристическая беседа.

Примерные вопросы:

К какому типу речи относиться данный текст? (Описание.)

Как вы считаете, в чем состоит замысел автора, т.е. идея? (Показать красоту, величие, необъятность степи, которая порождала богатырских людей с сильными, мужественными характерами, какими и были запорожские казаки.)

Ученики отмечают, что, если посмотреть контекст, то станет ясно, что это день. (“Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом облило степь ”. Вторая часть описания – это вечер.)

4.Словарная работа .Обращается внимание на ключевые слова, записанные на доске, по толковому словарю находят значения незнакомых слов:

пейзаж,
композиция,
цветопись,
звукопись,
эпитет,
метафора,
гипербола,
сравнение,
олицетворение.

5. Исследовательская работа. Работают дети в группах, заполняют таблицы, которые в итоге должны выглядеть приблизительно так:

Описание степи днем

Поверхность земли

Растения

Птицы и животные

Теплым светом облило свет

представлялася зелено-золотым океаном

Стебли травы, волошки, дров,

кашка, колос пшеницы

Куропатки, ястребы, гуси, чайки

Описание степи вечером

Действие

ярким отблеском солнца; темно-зеленая; небо изголуба-темное; розового золота; прозрачные облака; блестящими искрами; серебряно-розовым светом; красные платки

Суслики оглашали степь свистом; трещание кузнечиков; крик лебедя; треск, свист, стрекотанье насекомых

испускала амбру, курилась благовониями

Темнело; тень пробегала; испарения поднимались;

степь курилась; белели клоками облака; ветерок колыхался, дотрагивался; музыка утихла; глядели ночные звезды; освещались заревом

Выразительные средства языка

Сравнения

Метафоры

Олицетворение

Гипербола

сердца их встрепенулись, как птицы; представлялася зелено-золотым океаном; кашка зонтикообразными шапками; только мелькает одною черною точкою; белели клоками; как серебро, отдавался в воздухе.

живительным, теплотворным светом, мерными взмахами, роскошно купалась; испарения подымались гуще

расчищенном небе, облило степь, неизмеримым волнам, сквозили волошки, колос пшеницы наливался, шныряли куропатки, в небе неподвижно стояли ястребы, охватывалось последним ярким отблеском солнца, степь курилась, ветерок едва колыхался, пар дымился

Солнце выглянуло, плуг не проходил, дров выскакивал, тень перебегала, травка испускала амбру; ветерок дотрогивался; глядели ночные звезды

брызнули миллионы разных цветов; воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов, тучи диких гусей; бесчисленный мир насекомых

6.Обмен информацией, дополнение таблиц.

7.Вывод. Делается обучающимися в ходе ответа на вопрос:

Почему А.П. Чехов назвал Н.В. Гоголя «человеком степи»?

III . Рефлексия . Ребята отвечают на вопрос:

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

    Домашнее задание . Написать сочинение «Гоголь-мастер словесной живописи» (на примере отрывка описания степи в повести «Тарас Бульба»).