Технические нормы в конституции рф. Конституционные нормы: их особенности и виды

Конституционно-правовые нормы и институты составляют структуру ведущей отрасли росийского права. Как и прочие дисциплины, рассматриваемая отрасль являет собой комплекс положений - правил поведения, общеобязательных для граждан. В необходимых случаях конституционно-правовые нормы исполняются с использованием разных форм государственного принуждения.

Все положения, составляющие структуру, характеризуются внутренней целостностью, рядом общих признаков. имеют тесную взаимосвязь и отличаются от положений, формирующих прочие правовые отрасли. Все признаки нормативных актов рассматриваемой области обуславливаются особенностями тех общественных отношений, на управление которых они направлены.

Необходимо отметить, что конституционно-правовые нормы применяются при регулировании определенной части Однако это не означает, что указанная сфера юридического управления незначительна.

Конституционно-правовые нормы являют собой правила, санкционированные государством. Являясь значимым средством социального ориентирования граждан, указанные положения закрепляются в соответствующих актах. Эти акты принимаются компетентными госорганами, обладают двусторонним характером (устанавливают и права, и обязанности сторон). Все норм предусматривают наличие определенного механизма реализации, компонентами которого являются идеологические, материальные, юридические и социально-психологические факторы. Рассматриваемые положения являются, кроме всего прочего, гарантированными, целенаправленными, наделены ситуационным характером.

Среди признаков, отличающих конституционные правовые нормы от прочих, следует, в первую очередь, назвать особое их значение и вес во всей структуре национального права страны. Этот признак указывает на способность рассматриваемых положений регламентировать отношения, формирующиеся в процессе реализации народовластия. Так, обеспечивается приоритетное место конституционных норм, а также их безоговорочное воздействие на компоненты, составляющие прочие правовые отрасли.

Рассматриваемые положения структурируют всю отрасль, определяя ее функциональные характеристики, а также направления развития и усовершенствования.

К важнейшим признакам конституционных норм необходимо отнести высочайшую юридическую силу, наибольшую стабильность (по сравнению с положениями прочих отраслей), высокий уровень государственной защиты, учредительный характер, прямое действие.

Рассматриваемым положениям присущ и политический характер. Это связано с тем, что главным предметом рассматриваемой области права являются государственные возникающие и реализующиеся в области функционирования власти. При этом не следует характеризовать данные нормы как исключительно политические.

Среди всех рассматриваемых положений существенный объем занимают нетипичные акты. Этими положениями не определяются непосредственные обязанности и права субъектов. Нетипичные нормы являются неким связующим компонентом между нормами прочих отраслей права. Именно посредством этих положений и обеспечивается целостность всей юридической структуры. К этим актам относятся нормативные предписания, закрепляющие общие принципы в гарантирующие и учредительные юридические конструкции, презумпции.

Характер отношения, регулируемого рассматриваемыми положениями, составляет их структуру (композицию). При этом внутренняя форма построения и организации конституционных предписаний является специфической, в которой, как правило, содержится исключительно правило поведения.

Большинство из них содержит конкретные обще­обязательные правила поведения и предполагает или прямо ука­зывает на возможность принудительного обеспечения. В них час­то можно выделить: гипотезу, диспозицию и санкцию. Но во многих нормах санкция отсутствует, в иных же нет и гипотезы. Специфика конституционно-правовых норм состоит в следующем: значительная их часть содержится в Конституции РФ, конституциях (уставах) субъектов РФ, т.е. в первичных учредительных актах; они закрепляют принципиальное политическое, социально-экономическое, духовно-культурное устройство общества; они детально определяют устройство институтов народовластия, таких как выборы, референдумы, парламент, президент, судебные органы, политические партии, средства массовой информации, т.е. непосредственно выражают исходные интересы общества, программируют его развитие; они часто выступают в качестве стандартов, правовых эталонов для иных отраслей права. Нормы административного, уголовного, гражданского права, других отраслей призваны детализировать исходные нормы конституционного права, наполнять их собственным отраслевым содержанием и не могут им противоречить. Как и в других отраслях права, по характеру предписания КПН бывают:

- императивными , в которых правило поведения не оставляет субъекту никакой свободы выбора, а четко предписывают посту­пать в соответствии с указанием. Пример (ст. 116 Конститу­ции): «Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои пол­номочия»;

- диспозитивными, в которых субъекту предоставляется воз­можность воспользоваться или не воспользоваться своим правом, выбрать одно из действий, предусмотренных в данной норме. Пример (ч. 1 ст. 85 Конституции): «Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами госвласти РФ и органами госвласти субъ­ектов...». Некоторые рас­сматривают обязывание и дозволение как проявление различных приемов и способов правового воздействия на общественные от­ношения, совокупность которых образует метод конституцион­но-правового регулирования. Но для такого вывода нет достаточ­ных оснований, поскольку обязывание и дозволение свойствен­ны нормам практически всех отраслей права и, следовательно, никакой специфики конституционного права не выражают. Группа правовых норм, объединенных известной общностью конкретной цели или сферы регулирования, образует правовой институт. Такими институтами, например, являются личные пра­ва и свободы граждан, избирательное право, парламент и т. д. Понятие правового института не может быть очень четким, по­скольку границы между институтами условны и весьма подвиж­ны, одна и та же норма может рассматриваться как часть двух и более правовых институтов.

Различают следующие классификации КПН: - В зависимости от функций: регулятивные и охранительные; - По характеру регулируемых отношений: материальные и процессуальные (процедурные); - По времени действия: постоянные и временные; - По юридической силе: нормы законов и нормы иных НПА.

Регулятивные нормы учреждают общественные, государственные институты (например, систему государственных органов), закрепляют права, обязанности людей, полномочия органов, должностных лиц. Они устанавливают порядок осуществления прав, несения обязанностей.

Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, в том числе ответственности (роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). Они вводят механизмы применения принудительных мер (конституционное судопроизводство, др.).

Регулятивные нормы в свою очередь делятся на нормы специализированные: общие, дефинитивные, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, коллизионные, оперативные, а также на обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Общие нормы фиксируют в обобщенном виде элементы регулируемых отношений, например условия правосубъектности. Так, ст. 60 Конституции РФ устанавливает, что российский гражданин может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

Дефинитивные нормы вводят определения базовых правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Нормы-цели, нормы-принципы устанавливают исходные для конституционного права, иных отраслей права ценности, направления и способы деятельности. Так, основными принципами деятельности конституционных (уставных) судов в России являются независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон (например, ст. 5 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.).

Гарантийные нормы направлены на обеспечение гражданских прав, нормальной деятельности органов власти. Например, ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений определении компетенции тех или иных органов. Коллизионным является правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ в том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны.

Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм. Оперативный характер имеет предписание п. 1 Раздела второго Конституции РФ, гласящее, что Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования.

Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников правовых отношений путем установления их полномочий и прав. Таково правило ч. 4 ст. 125 Конституции РФ о праве граждан, судов на обращение в Конституционный Суд РФ.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является правило о том, что при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу (ст. 82 Конституции РФ). Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от четко описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавливает, что Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Понятие. Под нормами права обычно понимают исходящие от государства или санкционируемые им, охраняемые государством общеобязательные, общие (не индивидуальные), формально-определенные правила поведения. Они очерчивают регулируемые правом отношения, вводят обстоятельства, с которыми связывается наступление, изменение, прекращение данных отношений. Нормы права называют участников этих отношений, закрепляют права, обязанности последних, определяют объекты (предметы, явления), по поводу которых люди, их объединения взаимодействуют между собой в рамках правовых отношений. Это понимание норм права справедливо и для конституционно-правовых норм.

Особенности. Важнейшую часть конституционно-правовых норм составляют конституционные нормы (нормы Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, уточняющие их позиции конституционных (уставных) судов). Отличает конституционно-правовые нормы также то, что они направлены на детальное закрепление устройства и порядка деятельности институтов верховной государственной власти, политической системы.

В качестве одной из особенностей норм конституционного права зачастую называют отсутствие в их структуре санкций. Однако конституционное законодательство содержит внушительный набор конституционно-правовых санкций, некоторые из них содержатся в конституционных актах. В их числе роспуск парламента, отрешение от должности Президента, отзыв депутата, отставка Правительства, аннулирование решения о регистрации кандидата в депутаты, ликвидация политической партии по суду и др.

Виды норм. Нормы конституционного права по их назначению и роли в правовой системе делятся на учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные (гарантийные), дефинитивные, коллизионные, оперативные .

Учредительный характер имеют конституционные нормы, учреждающие социально-экономические, политико-управленческие, духовно-культурные, правовые устои общества, основы правового положения человека и гражданина. В то же время многие конституционные предписания дополнительно играют и иную роль (регулятивную, обеспечительную, др.).

Регулятивные нормы опосредуют текущую нормативно допускаемую деятельность органов публичной власти, граждан, их объединений. Они закрепляют права, обязанности людей, полномочия органов, должностных лиц. Таковы, например, нормы избирательного законодательства, законодательства о референдумах, определяющие допускаемое поведение людей на выборах, референдумах.

Охранительные нормы устанавливают меры конституционно-правового принуждения, направленные на обеспечение правопорядка (предупреждение кандидата в депутаты о недопустимости нарушений избирательного законодательства, роспуск парламента, ликвидация политической партии по суду, отрешение от должности главы государства). К их числу следует относить нормы, вводящие механизмы и порядок применения принудительных мер (конституционное судопроизводство и др.).

Обеспечительные (гарантийные) нормы направлены на поддержку надлежащего использования гражданами прав, свобод, осуществления деятельности органов власти. Например, ст. 39 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Часть 4 ст. 109 Конституции РФ предусматривает, что Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Дефинитивные нормы вводят определения исходных правовых терминов. Так, ст. 94 Конституции РФ устанавливает, что Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Такие нормы имеют в своей структуре, как правило, только диспозицию (само правило).

Коллизионные нормы указывают на нормы, подлежащие применению в конкретном случае при разрешении юридических затруднений, определении компетенции тех или иных органов. Коллизионным является правило ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что международные договоры Российской Федерации обладают приоритетом по отношению к законам страны при их применении. Указанная норма соединяет в своей структуре диспозицию (правило о приоритете международного договора) и гипотезу или условие действия данного приоритета (применение в стране закона и (или) международного договора).

Оперативные нормы направлены на введение, отмену, изменение содержания других норм. Оперативный характер имеет предписание п. 1 раздела второго Конституции РФ, гласящее, что Конституция РФ вступает в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования.

Нормы, закрепляющие возможности и долженствования субъектов конституционного права, делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

Управомочивающие нормы закрепляют правовые возможности участников правовых отношений путем установления их прав, полномочий. Таково правило ч. 4 ст. 125 Конституции РФ о праве граждан, судов на обращение в Конституционный Суд РФ.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность граждан, органов, организаций совершать определенные положительные действия. Обязывающей нормой является правило о том, что при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу (ст. 82 Конституции РФ). Статья 57 Конституции РФ гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц, органов, организаций воздерживаться от описанного в них поведения. Законодатель, например, устанавливает, что Конституционный Суд РФ при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

По характеру регулируемых отношений выделяют материальные и процессуальные нормы. Материальные нормы направлены на закрепление прав, обязанностей, полномочий разных субъектов. Процессуальные нормы определяют порядок осуществления прав, несения обязанностей, исполнения полномочий. Материальные нормы, например, определяют устройство парламента, его статус, статус его отдельных звеньев, депутатов. Процессуальные нормы устанавливают порядок деятельности парламента, в частности порядок осуществления депутатами законодательной деятельности.

По характеру содержащихся в нормах конституционного права велений выделяют нормы императивные, диспозитивные, рамочные.

Императивные нормы содержат категорические предписания, которые не могут дополняться или видоизменяться участниками правоотношений. Императивно предписание ст. 3 Конституции РФ о народе как носителе суверенитета и единственном источнике власти в Российской Федерации.

Диспозитивные нормы позволяют участникам правоотношений в известных пределах действовать по собственному усмотрению. Так, Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» устанавливает, что субъекты РФ могут учреждать свои конституционные (уставные) суды

(ст. 27). Иметь или не иметь такой суд каждый субъект РФ решает самостоятельно.

Рамочные нормы сочетают в себе признаки императивных и диспозитивных норм. Они предоставляют участникам отношений свободу выбора, но в императивно заданных пределах. Так, п. 8 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет, что устанавливаемый субъектом РФ минимальный возраст кандидата на выборах депутатов в региональный парламент не может превышать на день голосования 21 год. Следовательно, субъект РФ свободен в выборе конкретного возрастного ценза на указанных выборах, но лишь в отрезке от 18 лет (минимальный возраст для пассивного избирательного права) до 21 года включительно.

По субъектам правотворчества выделяют, к примеру, нормы, исходящие от федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, международных организаций, некоммерческих объединений, граждан, принимающих нормативные правовые акты на соответствующих референдумах, сходах (собраниях).

По юридической силе нормы различаются в зависимости от актов, в которых они содержатся. Нормы федеральных конституционных законов обладают большей силой, чем нормы федеральных законов. Однако и в рамках одного акта разные нормы могут обладать разной юридической силой. Так, нормы гл. 1 Конституции РФ обладают большей юридической силой, чем нормы иных ее глав.

По территории действия различают нормы, действующие на всей территории страны (например, нормы Конституции РФ), на территории отдельных субъектов РФ (законы субъектов РФ), на территории муниципальных образований (уставы муниципальных образований).

  • О видах правовых норм см., например: Теория государства и права: учебник / отв.ред. В. Д. Перевалов. 3-е изд. М., 2004. С. 162-166 (авт. главы - В. Д. Перевалов).

Нормы Конституционного права- это правило поведения, установленное или санкционированное в Конституции, а также в других Конституционных законах, определяющих статус, принципы, ответственность субъектов Конституционного права.

Особенности норм Конституционного права:

По кругу субъектов, кому направлены эти нормы (государство, народ, нация, президент, правительство).

Характер предписаний, которые содержатся в правилах поведения. Этот характер носит обобщенный характер, выражается в принципах, задачах, целях в установлении целостных систем.

По структуре нормы содержат в основном гипотезу и диспозицию, санкции применяются реже.

Виды норм Конституционного права.

  • · нормы, регулирующие основы Конституционного строя;
  • · нормы, регулирующие права человека;
  • · нормы, регулирующие устройство государства;
  • · нормы, регулирующие систему органов управления.

По территории действия нормы делятся на:

  • · общефедеральные;
  • · республиканские;
  • · региональные;
  • · местные;

По форме выражения предписаний нормы делятся на:

  • · нормы управомачивающие (ст. 2 Конституции - человек, его права и свободы являются высшей ценностью);
  • · нормы обязывающие (ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать ФЗ, если при повторном рассмотрении Гос.Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции);
  • · нормы запрещающие (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям).

По юридической силе:

  • 1. Конституция РФ;
  • 2. ФКЗ;
  • 3. ФЗ;
  • 4. Конституции (уставы) субъектов РФ;
  • 5. Законы субъектов РФ;
  • 6. Закон о поправках к Конституции;
  • 7. Декларации;
  • 8. Регламенты палат;
  • 9. Нормативные акты главы государства (указы и распоряжения);
  • 10. Постановления Правительства;
  • 11. Нормативные акты Конституционного Суда РФ;
  • 12. Акты органов МСУ;
  • 13. Общепризнанные нормы и принципы международного права;
  • 14. Международные договоры;
  • 15. Договор об образовании РФ;
  • 16. Договор РФ и ее субъектов;
  • 17. Договоры субъектов между собой.

По функциям, механизму правового регулирования нормы делятся:

  • · нормы принципы;
  • · нормы задачи;
  • · учредительные нормы;
  • · нормы констатации.

По методу правового регулирования нормы бывают:императивные и диспозитивные.

По особенности выполняемой роли: материальные и процессуальные.

Конституционный институт - это обусловленная общностью регулируемых общественных отношений, обособленная и внутренне устойчивая система взаимосвязанных групп Конституционных норм, имеющих единый предмет регулирования.

Конституционные институты обусловлены объективными закономерностями политического, экономического, социального и культурного развития гражданского общества, и составляют основу Конституционного права как отрасли права.

В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов с учетом их классификаций. В него могут входить нормы, обладающие различной юридической силой. В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.

Пример: институт гражданства. Его образуют нормы, содержащиеся в Конституции РФ, в конституциях республик, в ФЗ и законах республик в нем имеются нормы диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные.

Установление принадлежности нормы к правовому институту необходимо, т.к. не каждая отдельно взятая норма проявляет все свойства, присущие институту в целом, а их следует учитывать, чтобы правильно уяснить механизм ее реализации.

референдум гражданство конституция избирательный


Конституционно – правовые нормы – это установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие наиболее важные общественные отношения, получившие юридическое закрепление в Конституции и иных конституционно – правовых актах, являющимися источниками конституционного права.
Конституционное право – это ведущая отрасль права в системе российского права.
Как и любая другая отрасль, Конституционное право представляет собой совокупности правовых норм, которые характеризуются с одной стороны, внутренним единством, определенными общими признаками, с другой стороны, отличаются от норм других отраслей права.
Конституционно – правовые нормы имеют ряд особенностей, отличающих их от норм других отраслей права. Эти особенности определяются, прежде всего, предметом правового регулирования
Нормы конституционного права закрепляют:
а) основы конституционного строя РФ;
б) основы правового статуса человека и гражданина;
в) основные права, свободы и обязанности человека и гражданина и их гарантии;
г) федеральное устройство РФ;
д) систему, а также основы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
е) вопросы избирательного права и избирательной системы
ж) символы государства;
з) основания и порядок внесения поправок и пересмотра Конституции РФ, и другие.
Таким образом, конституционное право как отрасль права имеет свой предмет правового регулирования, т.е. свою особую область общественных отношений, регулируемую нормами именно этой отрасли права.
По сравнению с нормами других отраслей права нормы конституционного права отличаются:
а) своим содержанием, т.е. той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены. Нормы данной отрасли права в отличие от норм других отраслей российского права регулируют наиболее важные общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: экономической (Ст.8, 9, 34-36 Конституции РФ и др.); политической (Ст. 3, 10-13 Конституции РФ и др.,); социальной (Ст.7, 19, 37-41 Конституции РФ и др.); культурно-духовной (Ст.43, 44 Конституции РФ и др.);
б) источниками в которых они выражены. Нормы конституционного права содержатся, прежде всего, в Конституции РФ, конституциях республик в составе РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, Указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ и субъектов РФ, актах органов местного самоуправления и других нормативных правовых актах регулирующих конституционно-правовые отношения.
в) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Нормы конституционного права закрепляют (учреждают) в Конституции РФ, прежде всего, официальное наименование Российского государства (См. ст. 1 Конституции РФ), формы народовластия в РФ, закрепляют многонациональный народ Российской Федерации как носитель суверенитета и единственный и источник власти в РФ., (Ст.3 Конституции РФ), закрепляют основные принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления (См. Ст. 10 – 12 и др.), наделяет их правом издавать общеобязательные акты и т.д.
д) особым механизмом реализации. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера, так называемые правовые состояния. Например, состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ, состояние в браке и т.д..
е) специфическим характером субъектов. Ни одна отрасль российского права не имеет такого широкого круга субъектов права, как конституционное право. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать, как физические лица, так и юридические и коллективные. Например, народ, нация, само государство, народности, граждане, иностранные граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, депутаты, избирательные комиссии, органы государственной власти и местного самоуправления и т.д.
ж) особенностями структуры. Для норм конституционного права не характерна трехчленная структура. Нормы конституционного права, в основном, состоят из диспозиции, т.е. из конкретного правила поведения, которому должны следовать участники правоотношений (См, например, ч.1-3 Ст. 3, 4,5, 58 и т.д. Конституции РФ.).
Значительно меньше норм содержат гипотезу и диспозицию. (См. например, ч. 2, 4-5 Ст.105 Конституции. РФ).
И, как правило, в нормах конституционного права отсутствует санкции т. е. не указываются конкретный вид и размер неблагоприятных последствий в случае не исполнения или ненадлежащего исполнения предписаний предусмотренных нормой права, как это имеет место в нормах уголовного или административного права.
Однако это не означает, что в конституционном праве санкции вообще отсутствуют.
Любая правовая норма всегда обеспечивается санкцией, или непосредственно, или косвенно. Что же касается норм конституционного права, то санкции носят, как правило, отсылочный характер, и содержаться в нормах административного, уголовного, гражданского или других отраслях права. (См. например ч.4 Ст.3 Конституции РФ: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону», ч.5 Ст.13 Основного закона РФ: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни». Обратимся к статье 278 УК РФ. В ней прописано: «Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет».
Вместе с тем, отдельные нормы конституционного права содержат все три структурные элементы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Примером может служить ч.3 Ст.41. «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом». Однако, чтобы выявить все три элемента правовой нормы, необходимо применить при толковании, правила условного предложения: «если, то, иначе».
Гипотеза: Условие, если это должностное лицо (и не какое иное), и если оно скрывает факты и обстоятельства, которые (и только такие) создают угрозу для жизни и здоровья людей……
Диспозиция: запрещающая. Само правило данной нормы запрещает скрывать факты и обстоятельства создающие угрозу для жизни и здоровья….
Санкция: влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. См. Ст.237 УК РФ. «1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, -
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
Необходимо иметь ввиду, что общественные отношения, регулируемые конституционным правом, не являются вполне однородными. Они в свою очередь могут быть классифицированы и разделы на группы. В каждую из этих групп входят наиболее близкие по содержанию общественные отношения.
Нормы конституционного права, которыми регулируются близкие по содержанию, однородные общественные отношения, образуют конституционно-правовой институт. Следовательно, конституционно-правовой институт - это часть отрасли права.
Таким образом, конституционно-правовой институт это часть отрасли права, система правовых норм, регулирующая наиболее близкие, родственные общественные отношения.
Например: Конституционно-правовыми институтами являются: институт Президентства, институт гражданства, институт судебной власти и т.д.
Существует много различных норм Конституционного права. Для удобства систематизации, изучения и применения принято подразделять их на виды, то есть на отдельные группы, обладающие одинаковыми признаками. Такое подразделение норм Конституционного права на виды называется – классификацией. В юридической литературе рассматривается немало оснований классификации правовых норм. Применяя юридические критерии для классификации норм конституционного права, можно разделить последние с точки зрения их связи с правоотношениями, на:
а) общие.
б) частные.
Так к общим нормам конституционного права относятся, прежде всего, нормы-принципы (Ст.10 Конституции РФ)
В конституционном праве встречаются нормы-цели, нормы-программы, нормы-декларации, нормы справки (не характерны для нашей Конституции)
Среди норм конституционного права выделяется группа норм, которые называют нормы - разъяснения, нормы-справки. Такие нормы содержаться в преамбулах конституций и законодательных актах.
Можно ли рассматривать положения, содержащиеся в преамбуле Конституции РФ, как юридические нормы? Конституционная теория давно решила такой вопрос: все, что записано, в Конституции, имеет обязательную нормативную силу.
Ибо изменения или дополнения положений преамбулы Конституции возможно только в соответствии с законом определяющем порядок внесения поправок и изменений в Конституцию РФ.
Общие нормы имеют решающее, определяющее значение при толковании и применении частных норм.
Что представляют собой последние?
Частные нормы конституционного права – это нормы формулирующие права и обязанности возможных участников правоотношений.
С точки зрения их назначения и юридических особенностей, в системе правового регулирования общественных отношений, частные норм делятся, прежде всего, на:
а) материальные
б) процессуальные
Материальные нормы конституционного права непосредственно регулируют общественные отношения, наделяют участников этих отношения юридическими правомочиями (правами и обязанностями), а также устанавливают правовую ответственность. Например: Ст.105 ч. I Конституции РФ.
Процессуальные же нормы определяют порядок, процедуру применения норм материального права, т.е. определяют процессуальный порядок реализации норм материального права. См., например, Ст. 105 ч.2-5; Ст. 107 Конституции РФ.
Большинство процессуальных норм содержаться в текущем законодательстве. К примеру, в законе о выборах Президента РФ, о порядке формирования Совета Федерации и т.д.
Материальные же нормы преимущественно содержатся в Конституции РФ.
Нормы конституционного права могут классифицироваться и по иным основаниям.
Так, например, по методу правового регулирования нормы конституционного права делятся на:
а) императивные
б) диспозитивные
Императивные – это строго определение нормы, требующие точного соблюдения установленных ими правил и запрещающие отступления от них. Подавляющее большинство конституционно-правовых норм носит именно такой характер. (См. Ст.Ст. 6, 8, 9, 10, и т. д.)
Диспозитивные нормы, в отличие от императивных, допускают возможность альтернативы, то есть различные варианты поведения в зависимости от конкретных условий. (Ст. 100 ч. 2 Конституция РФ).
Диспозитивных норм в конституционном праве сравнительно мало.
По характеру содержащиеся предписаний конституционно-правовые нормы делятся на:
а) Управомочивающие.
б) Обязывающие.
в) Запрещающие.
г) Дозволяющие.
Управомочивающие нормы конституционного права предоставляют субъектам Конституционно-правовых отношений правомочие на совершение тех или иных положительных действий. (Ст. 71 Конституции РФ). Такие нормы, как правило, содержат положении: управомочен, имеют право и т. д.
Обязывающие нормы конституционного права предписывают обязанность совершать субъектам определенные положительные действия. В них содержатся слова: должен, обязан и т.д. (Ст. 58 Конституции РФ).
Запрещающие нормы конституционного права формируют запреты, т.е. обязывают субъекта конституционно-правовых отношений воздерживаться от действий, запрещенных законом. Данные нормы содержат такие категории как: запрещается, не допускается, не может и т. д. (Ст. 13 ч.5 Конституции РФ)
Дозволяющие нормы конституционного права формируют дозволения, т.е. допустимое поведение участников правоотношений. Данные нормы, как правило, содержат слова: может, допускается и т.д. (Ст. 62 ч. 1 Конституция РФ)
Нормы конституционного права могут быть классифицированы также
По территории действия:
а) нормы, действующие на всей территории РФ.
б) нормы, действующие на территории субъекта РФ.
в) нормы, действующие на территории местного самоуправления.
По источнику, в котором они содержаться:
а) в конституции.
б) в федеральных конституционных законах.
в) в федеральных законах.
г) в актах субъектах Федерации.
д) в актах местного самоуправления.
По субъектам их применения
а) парламент РФ
б) президентом РФ
в) правительством РФ и т.д.
По содержанию (предмету) регулируемых ими общественных отношений
а) нормы закрепляющие основы Конституционного права
б) нормы закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина
в) нормы, закрепляющие федеративное устройство РФ и т.д.
Таким образом, норма конституционного права - это общеобязательное правило поведения, которое содержится в статье, в части статьи или пункте нормативного правового акта конституционно-правового характера.