Тканые пояса на бердо схемы. Советы для начинающих по заправке и работе на ткацком станке с бердом. Подготовка к работе

Для составления узора в данной технике достаточно выбрать цвета и расположить их в нужной последовательности исходя из того что нитки 1-ого ряда будут составлять узор одного ряда, а 2 ряд ниток – следующего ряда и далее они только чередуются.

Предлагаю следующую схему для этого урока:

Расчёт ниток:

Считаем количество нужных нам ниток по выбранной нами схеме:

Красные нитки - 8

Оранжевые нитки - 10

Жёлтые нитки - 6

Чёрные нитки - 8

Синие нитки - 3

Если для первого раза схема покажется слишком длинной, можно взять только часть схему (нитки лучше взять потолще), например вот так:

Тогда расчет ниток следующий:

Красные нитки - 3

Жёлтые нитки - 4

Чёрные нитки - 2

Синие нитки - 3

Расчет длины ниток:

150см (длина изделия) + 22см (ширина бёрдышка) + 70см (кисти и сокращение длины) = 242см.

Это примерный расчёт. По началу лучше брать нитки подлиннее, чтобы наверняка хватило на изделие. С опытом вы уже будете знать, скольков вам ниток требуется на изделие определённой длины и ширины. Хочу лишь добавить, что чем длиннее изделие, тем больше нужно добавить на сокращение длины.

Предварительная подготовка:

1. Когда мы определились со схемой и длиной изделия, наснуем необходимое количество ниток. Процесс снования можно посмотреть в МК "Снование ниток".

2. Начинаем заправлять бердо. Желательно заправку начинать с середины, чтобы нитки равномерно расходились в разные стороны и при ткачестве бердо не перевешивалось на бок. Особенно это ощутимо при длинном бердо с множеством зубьев (от 60 зубьев и выше). Находим середину: предлагаю в данном примере за центр взять дощечку с дырочкой (если щель – начинайте с дощечки с отверстием либо справ, либо слева, это уже не важно), чтобы не было путаницы при дальнейшем объяснении техники.

Смотрим на схему. В самом центре у нас – нитка синего цвета. Продеваем ее в отверстие (теперь все нитки из второго ряда схемы будут продеваться у нас в отверстие, а все нитки первого ряда – в зуб, то есть в щель между дощечками)


3. Далее по схеме идут черные нитки из 1-ого ряда – справа и слева от синей, их продеваем в зуб. Нитки желательно вытягивать на одинаковую длину, чтобы сэкономить время на выравнивании и завязывании ниток в пучок после заправки всех ниток.

И так далее, пока не заправим все нитки. Рекомендую заправлять очень внимательно, чтобы не пропустить зуб или отверстие и не засунуть случайно в один зуб две нитки, иначе придется перезаправлять. Хорошо, когда это случается под конец, а если где-то в середине и когда очень много ниток - времени затрачивается достаточно.


4. Теперь подравниваем длину ниток, чтобы все они примерно находились на одном уровне, подправляем, если они спутались между собой. Можно помочь себе в этом массажкой или деревянным гребешком. Далее связываем их все вместе в узел. Так же рекомендую проверить, все ли нитки были завязаны в пучок, не вылезла ли хоть одна. Лучше сразу исправить это и перезавязать пучок.



И при помощи бердо, рук и возможно деревянной расчёски начинаем распутывать нитки по всей длине.


7. Расправив нитки, хорошо их натягиваем, чтобы ни одна ниточка не провисала. Длинные нитки сматываем в "косу" (МК «Сокращение длины ниток»).

Техника ткачества:

Шаг 1. Перед началом работы в пространство между нитками (зев) продеваем рабочий пояс и повязываем его вокруг себя. Можно начинать!


Шаг 2. Берем уточную нить и привязываем ее к крайней нитке, оставив небольшой хвостик.


Шаг 3. Теперь протягиваем уточную нить между двумя рядами ниток, подтягиваем нить, но не до конца, чтобы осталась петелька.


Шаг 4. Меняем зев – берем бердо за рамку и приподнимаем вверх, так, чтобы нитки в щелях ушли вниз, а сверху были нитки в отверстиях.


Шаг 5. Подбиваем ребром или деревянным ножом нитки и только сейчас затягиваем до конца уток. Правда, сама я в самом начале работы уток затягиваю только после второго ряда, а дальше уже после каждого. Вытянув уток, прокидываем его в новый зев.

Это одна из самых богатых в плане узора техника ткачества на бердо. Узор формируется за счёт перебора и счёта ниток, которые располагаются как вверху зева, так и внизу. Предлагаю познакомиться с этой техникой на примере такой схемы:

Расчёт ниток:

В технике «Брань 1:2» на одну узорную нитку приходится две нитки основы. По схеме у меня 7 узорных ниток, за счёт которых будем формировать узор, а значит - 14 ниток основы. Так же, помимо кромки, у нас в расчёт идут 2 кромочные нитки, которые будут располагаться по самым краям. На схеме заправки ниток это будет выглядеть так:


Теперь считаем нитки:


Белых ниток - 16

Чёрных ниток - 6

Красных ниток - 7


Хочу отдельно сказать по поводу кромки (не путать с «кромочными нитками») - она может быть любой ширины и состоять из разного количества ниток. В моём примере кромка состоит из трёх чёрных ниток, но точно также может быть из двух, из четырёх, из пяти и т.д. подряд идущих ниток одного или разных цветов.

Предварительная подготовка:

1. Нарезаем нитки нужной длины.

2. Теперь необходимо правильно заправить нитки. Начинаем как всегда от центра. На одну узорную нитку у нас две нитки основы - справа и слева от узорной нитки.


3. Точно также симметрично заправляем другие нитки. Не забываем, что на вторую узорную у нас тоже две нитки основы. Можно это запомнить так: (основа, узорная, основа), (основа, узорная, основа) и т.д.


4. Вот мы заправили наши основные узорные нитки вместе с основой. Внимательно перепроверяем, чтоб нигде ничего не потеряли и не пропустили.


5. Как я уже говорила, можно кромочные нитки сделать больше или меньше по количеству, например, по две чёрные нитки на кромку.


Но в моём примере я использую три чёрные нитки, и вот так выглядит заправка в конце.


6. После заправки всех ниток связываем их в общий пучок, крепим к неподвижной опоре и расправляем нитки по всей длине.

7. Хорошо натягиваем нитки и связываем их в пучок. Вместо пояса можно использовать скобу, которую крепим при помощи тесьмы или узкого пояска на талии. У меня скобы на тот момент не было, и я приспособила вот такую планку с двумя гвоздиками по краям. Скоба очень полезна при ткачестве, так как при перевязывании сотканной части на поясе, натяжение ниток и само полотно немного искажается, и если в прежних техниках этого не было заметно, то при ткачестве бранного узора в данной технике - искажение может быть очень сильно заметно, особенно при тканье широких поясов или тесьмы.


8. Уточная нитка как правило того же цвета, что и основа, то есть в нашем случаи - нитка белого цвета.

Техника ткачества:

Шаг 1. В самом начале, чтобы получить ровный край можно подложить линейку.


Шаг 2. В самом начале работы мы просто закрепляем нитки, прокладывая несколько рядов без переборов.


У нас должна получится вот такая шахматка.


Шаг 3. Далее начинаем ткать узор. Для этого мы начинаем плести с того ряда, где у нас 1 и 7 узорные нитки находятся вверху. В моем случаи это 2 ряд по схеме заправки ниток. Так как по схеме нам нужны только 1 и 7 нитка, остальные опускаем. Работаем только с узорными нитками! Основу не трогаем, она у нас идёт фоном. Прокладываем уток, меняем зев и подбиваем нитки.

Ткачество на бердышке (учебно-методическое пособие)

Автор - О.Ю. Скворцова (научный сотрудник научно-исследовательского центра
традиционной культуры Кубани ГНТУ «Кубанский казачий хор»)
2012 г.

Бердышко

«Бердышко»/ «бердычка» – это деревянная дощечка,
размерами приблизительно 15х20 см, в которой
имеются продольные прорези шириной 1.5 –2 мм,
которые делят дощечку на «трестины», шириной
приблизительно 4-6 мм. Посреди каждой их них
имеется круглое отверстие диаметром 1.5-2 мм.

Дополнительный инструмент и приспособления

Дополнительными
инструментами и
приспособлениями для
ткачества на «бердышке»
являются:
1- «челнок», для уточной
нити
2 – «бральница»/или «нож»,
для подбивания уточной нити
3 – «навой», приспособление
для наматывания готового
изделия.

Расчет расходного материала

Пояса лучше учиться ткать из крученых шерстяных
(полушерстяных), хлопчатобумажных нитей 3-5 мм
толщины, если нить тонкая, ее лучше сложить вдвое.
Для утка можно использовать нить тоньше, чем на
основу, и менее крепкую.
Длина нитей рассчитывается по формуле:
длина готового изделия + 20 % + 60 см:
20% уйдет на сокращение длины нитей, следующих
волнообразно за нитью утка, 60 см уйдет на узлы с
обеих сторон и на свободу передвижения «бердычка».
Например, если нужен, пояс длиной 100 см, то
необходимо взять 100 см+20 см+60 см = 180 см нитей.

Заправка нитей основы

Нити основы поочередно продеваются в отверстия:
одна нить в прорезь, другая - в круглое отверстие
между прорезями.
Заправлять нити начинать нужно всегда с середины,
распределяя симметрично от центра.

Уточная нить

Перед началом работы уточную нить нужно
намотать на челнок.
Для удобства в работе длина челнока должна
быть на несколько сантиметров больше
ширины изделия.

Подготовка к работе

Далее с одной стороны все нити основы крепко
перевязываются и прикрепляются к чемунибудь неподвижному и устойчивому.
Чтобы проверить равномерное натяжение
основы и предотвратить спутывание
необходимо провести «бердычком» впередназад вдоль заправленных нитей
С другой стороны нити также перевязываются
тугим узлом и закрепляются на поясе мастера
при помощи специального приспособления
«навоя» или крепкого ремня.

Последовательность работы

Нити основы должны быть одинаково хорошо натянуты.
Мастер контролирует натяжение нитей основы в
процессе работы

Последовательность работы

Если бердышко поднимаем
вверх, то и нити основы в
круглых отверстиях
перемещаются вверх.
Между нитями основы
прокладываем нить утка.
Затем бердышко рукой
опускаем вниз. Все нити,
продетые в продольные
прорези, поднимаются
вверх, а нити в круглых
отверстиях остаются внизу.
Между верхними и
нижними нитями опять
проводим уточную
(поперечную) нить.

Таким образом, перемещая «бердышко» рукой вверх
и вниз, мы поочередно поднимаем две группы нитей
основы, которые «перебиваются» уточной нитью и
образуют полотняное переплетение.

Последовательность работы (полотняное переплетение)

После каждой «прокидки» челнока с уточной нитью
прибиваем ее (нить) бральницей к краю вытканного
изделия.

Варианты простейших (заправочных) орнаментов

Схемы простейших заправочных (орнаментов)

Варианты изделий выполненных на бердышке

Пояса. Брань 1/1 или полубраный способ.

Варианты изделий выполненных на бердышке

Брань 1/2. Браный способ

Прибалтика

Эстонцы-сету,
Псковская губ.,
Печерский уезд
I пол. XIX в.

Прибалтика

Костюм девичий
праздничный. Лифляндская
губ. Барата II пол. XIXв.
Латыши. Пояса
Российский этнографический музей (СПб)

Коми

Коми-зыряне
Коми-пермяки
Российский этнографический музей (СПб)

Новосибирск/Мокша

Новосибирский краеведческий музей

Красноярск/русские

Областной краеведческий музей (г. Красноярск)

Русские

Русский север
Российский
этнографический
музей (СПб)

Старообрядцы (липоване)

Полевые материалы. Приморско-Ахтарский район. Исл. Лященко М.

Схемы браных узоров (брань ½).

Расчет нитей

Пояс. Брань 1/2. на 7 узорных нити.
Расчет нитей 7 х 2 = 14 + 2 = 16 – фоновых.
Далее кромочные и заправочный рисунок.

Браное ткачество на бердышке

Орнамент на 5
узорных нити
Расчет нитей
5х2+2=12 фоновых

Браное ткачество на бердышке

Пояс. Брань 1/2.
на 7 узорных нити.
Расчет нитей 7 х 2
= 14 + 2 = 16 –
фоновых.

Браное ткачество на бердышке Брань 1/2.

Заправка берда для выполнения бранным
способом 1/2 выполняется следующим
способом: к одной узорной нити с двух сторон
заправляют две фоновые.

Браное ткачество на бердышке Брань 1/2.

Начало работы – выполнение простого
полотняного переплетения.
В результате получается заправочный узор –
«шашечки», «зернышки».

Браное ткачество на бердышке Брань 1/2.

В работе участвуют
только узорные нити
По схеме узорную
нить или поднимают
или опускают
После
осуществленного
перебора
перебрасывают
уточную нить Осипова Е.И. Ручное ткачество и плетение
поясов и тесьмы. Новгород, 1996 г.
Egipt weaving. Книга о традиционном
ткачестве на дощечках в Древнем Египте.
(Книга на французском языке. Фотографии
этнографических образцов тканей,
инструментов).
Традиционный орнамент. Текстиль. Выпуск
1,2. Автор-составитель О.Б. Ворончихина.
Екатеринбург. Свердловский областной дом
фольклора. 1998
Марина Качаева. Сокровища русского
орнамента.
Тетюцкая Л.В. Ткачество поясов на ниту
(сволочке). Методическое пособие. -
Новосибирск: Книжица, 2004.
Соколова В.А. Ткачество браных поясов.
Учебно-методическое пособие для учителей и
учащихся 8-11 классов общеобразовательных
школ и учреждений дополнительного
образования. - СПб., 2010.
Гусева М.М. Традиции ткачества Олонецкой
губернии конца XIX - начала XX в. Петрозаводск, 2011.

Когда я начала заниматься ткачеством, мне не попадалось необходимых новичку материалов по этой теме. Теперь за моими плечами исследовательские работы и кипы перечитанных статей, книг и научных работ на тему художественного текстиля и ручного ткачества, на берде и раме. Поэтому я поделюсь с вами концентированными знаниями и советами, которых когда-то не хватало мне самой.

Термин бердо

© Nymphodisiac (В. А. Иванец), 2016

Бердо, бердышко, бердечко: приспособление для ручного ткачества.
Зев: промежуток, образующийся в процессе ткачества между нитями основы, заправленными в разные ремизки.
Основа: продольная (вертикальная) система параллельных нитей, располагающихся вдоль обеих кромок ткани. Осно́вные нити также могут называются долевыми нитями.
Ремизка: рабочий орган ткацкого станка, осуществляющий перемещение (подъём и опускание) нитей основы при зевообразовании.
Тесьма: узкая тканая или плетёная полоска, находящая разнообразное применение в домашнем обиходе, шитье платья и т. п.
Ткачество: создание устойчивой структуры текстиля переплетением основы и утка.
Уток: поперечная (либо горизонтальная при вертикальном ткачестве) система параллельных нитей, располагающихся под прямым углом к системе основы, и проходящих от одной кромки ткани до другой.

Материалы:
Белая и красная нити из вискозы длиной
не менее 250 м (в мотке), 2 мотка

Инструменты:

Бердо

Порядок работы:

Внимательно рассмотрите бердо перед тем, как заправлять в него нити. На каждой продольной планке есть отверстие для нити.

Нарежьте нити необходимой длины (по длине пояса) исходя из того, что на кисти нужно оставить по 0,5 м с каждого конца пояса. Заправьте их в бердо, соблюдая основное правило: на одну нить рисунка приходится две нити основы, т. е. если рисунок составляют 19 нитей (клетки на приведенной схеме), то для основы нужно набрать 38 плюс две крайние. Заправляйте их от середины к краю, учитывая, что одна прорезь (и отверстие) предназначены только для одной нити.

1. Итак, заправьте в бердо 59 нитей для основного рисунка, чередуя одну красную нить рисунка с двумя белыми - основы, и по 8 - по краям, для декоративной кромки.

2. Завяжите пучки нитей на концах в узлы и натяните заготовку пояса, закрепив один конец на прочной основе (например, ножке стола) и привязав другой (рабочий) к поясу. Сделайте несколько рядов, чтобы закрепить нити.

3. Сначала опустите бердо вниз - они разделятся на два потока, и проложите нить утка (белый клубок) между плоскостями ниток. Поднимите бердо вверх - потоки нитей переплетутся.

4. "Подбейте" их ладонью к началу плетения и затяните нить утка, чтобы исчезла петля. Еще раз проложите нить утка между слоями нитей.

5. Поменяйте положение бердо (вниз) и опять "подбейте" плетение. Сделайте несколько таких рядов, соткав 5-6 см "шахматного", закрепляющего рисунка.

6. Начните плетение по приведенной схеме, руководствуясь следующими обозначениями: те нити, которые нужно поднять, помечены галочками; опустить - штрихами; все остальные остаются на своих местах. На фотографии показано, как поднимается предпоследняя нить (отмеченная галочкой клетка), - из нижнего слоя в верхний.

7. Далее проложите нить утка между разобранными по рисунку слоями нитей.

8. Поменяйте положение бердо, создав переплетение потоков.

9. Плотно подбейте нить утка ладонью к плетению и затяните петлю.

10. Продолжайте плетение по рисунку, поддерживая одинаковую плотность и не допуская провисания нитей с изнаночной стороны.

Схема


Совет

От того, насколько толстую нить вы выбрали, зависит толщина пояса. Чем она толще, тем толще и шире будет пояс. Можно комбинировать нити различной фактуры и толщины, используя по желанию две нити нужного цвета, вместо одной толстой. Немного сложнее работать с шерстяными нитями - они "махрятся" в процессе работы, но этот недостаток компенсируется тем, что на готовом изделии по сравнению с другими - из нитей с хлопком и вискозой - рисунок получается более объемным и фактурным.

Кстати
В домашнем и кустарном ткацком производстве бердо применялись в течение многих столетиий. До конца XIX века это были гребни с зубьями из дерева, тростника или из плющеной проволоки, закрепленные с обеих сторон в деревянных или металлических планках. До сих пор это одна из основных рабочих деталей ткацкого станка: продольные нити ткани (основа) продеваются в промежутки между зубьями - таким образом достигается их равномерное распределение по всей ее ширине. Перемещая бердо вдоль нитей основы, проложенную нить утка "прибивают" к краю (опушке) ткани. От частоты расположения в нем зубьев (от 2 до 40 - на 1 см) зависит плотность основы, т. е. число нитей на единицу ширины ткани. Для плетения поясов используется бердо из дерева, изготовленное на заказ по эскизам XIX века.

Можно сделать имитацию тканого пояса, вышив орнамент швом "наоборот", - полосы вдоль нитей ткани выплняются мулине в 4 сложения швом "вперед иголку", двигаясь от начала до конца полосы, справа налево и обратно. На схеме одна клетка равна трем нитям ткани (крупного плетения) и двум рядам по вертикали.