Транспортная хорда. Московская северо-западная хорда во всех деталях

Ситуация со значительной перегрузкой Московского метрополитена и пробками на автодорогах вызвана несколькими факторами. Во-первых, столица притягивает жителей России и иностранных граждан, стремящихся к “лучшей жизни”, во-вторых, постоянно растет население и увеличивается количество личных автомобилей, а в-третьих, оказывает влияние непродуманное развитие города. На сегодняшний день в ближайших планах развития транспортной инфраструктуры фигурирует Северо-Западная хорда, ввод которой в эксплуатацию позволит разгрузить пассажиропоток на Садовом кольце, МКАДе, Третьем транспортном кольце, Ленинградском и Волоколамском шоссе.

Разработка плана транспортной развязки

Необходимость строительства Северо-Западной хорды впервые упоминается еще в генеральных планах развития Москвы, датируемых 1971 годом. Тогда же планировалось строительство и других хордовых магистралей. Правда, реализация проекта была отложена. Строительство Северо-Западной хорды в Москве возобновили только к 2011 году, когда правительство вернулось к старым планам развития города.

Этапы-участки реализации проекта

Масштабное строительство объекта инфраструктуры предполагает несколько этапов. Северо-Западная хорда возводится согласно такому плану:

  1. Первый участок — транспортная развязка на территории района Сокол, которая распределяет потоки автомобилей, грузового и общественного транспорта Ленинградского проспекта и шоссе, Волоколамской автодороги, Балтийской, Алабяна и Большой Академической улиц.
  2. Второй участок — два тоннеля (Алабяно-Балтийский и Михалковский) от Ленинградского до Дмитровского шоссе. Оба тоннеля построены, но небольшой участок Михалковского (110 м) все еще перекрыт для движения.
  3. Третий участок — около 16-ти км от Звенигородского до Ленинградского шоссе.
  4. Четвертый участок — в целом почти 50 км от Сколковского до Звенигородского шоссе (Северо-Западная хорда охватит не весь участок автодороги).
  5. Пятый участок — в общем 100 км между Дмитровским и Ярославским шоссе.

Кроме того, Северо-Западная хорда предусматривает строительство восьми подземных и наземных пешеходных переходов, а также двух мостов через Москву-реку.

Каждый этап сооружения объекта инфраструктуры предусматривает отдельный план. Участки по отдельности проходят все процедуры, предусмотренные законом: согласование, общественные слушания, экологическую экспертизу, информирование жителей ближайших районов.

Актуальное состояние строительства

По состоянию на середину весны 2013 года, велись работы на первом и втором участках строительства, производилась реконструкция и сооружение транспортной развязки улицы Народного Ополчения, проспекта Маршала Жукова и Звенигородского шоссе. В декабре 2015 года работы на первом и втором участкам были завершены (за исключением нескольких небольших участков). В сентябре 2016 года был открыт Винчестерный тоннель, пропускающий улицу Народного Ополчения под улицей Берзарина.

Актуальная схема прохождения Северо-Западной хорды на карте Москвы представлена ниже.

Параметры и бюджет строительства

Общая протяженность шоссе составит почти тридцать километров, большая часть из которых — уже существующая автодорожная сеть. План предусматривает возведение девяти эстакад и одиннадцати тоннелей общей протяженностью 4,8 и 6,4 км соответственно, двух мостов: над шлюзом №9 Москвы-реки и дополнительный к существующему Крылатскому.

Строительство Северо-Западной хорды первоначально оценивалось в 30 млрд руб. На сегодняшний момент стоимость возведения объекта увеличилась вдвое и составляет 63 млрд рублей.

Трудности при реализации проекта

Строительство Северо-Западной хорды сопряжено с некоторыми трудностями. Так, возникли проблемы при реконструкции существующих объектов транспортной инфраструктуры, а также возведении:

  • Алабяно-Балтийского тоннеля.
  • Участка дороги, проходящего над метро (пришлось дополнительно возвести железобетонный щит).
  • Над руслом подземной Таракановки (потребовалась очистка русла реки и строительство нового коллектора).
  • Под путями МЖД на Рижском направлении.

При проведении строительных работ произошли несколько аварий: затопление участка стройплощадки из-за сильного ливня, обрушение и затопление части тоннеля грунтовыми водами.

Другой трудностью является недовольство жителей некоторых домов, находящихся в непосредственной близости к строительным площадкам. Например, жители района Коптелово выступали против строительства объекта, предлагая в качестве альтернативы более дорогостоящий вариант — вдоль Окружной ЖД. Стихийные митинги собирались в районах Щукино и Кунцево. Протесты звучат от населения жилых массивов Сокол, Строгино, Можайский, Крылатское и других.

Недовольством местных жителей грозило уничтожение части зеленых насаждений в районе Щукино. Строительству препятствовали 825 деревьев, взамен которых столичный департамент природопользования и защиты окружающей среды планирует посадить 117 каштанов и кленов.

С начала июня открыто движение по новому Крылатскому мосту, который входит в состав Южного участка Северо-западной хорды на участке от Ленинградского шоссе с выходом на улицу Нижние Мневники - Крылатскую улицу.

На сегодняшний день строительство СЗХ, которая позволит существенно улучшить условия дорожного движения в северных и западных районах столицы, идет полным ходом. Это инфраструктурный мегапроект, сравнимый по масштабам со строительством ТТК. Для сведения: общая протяженность УДС в рамках строительства СЗХ - 79 км, длина ТТК - 35,1 км. То есть только одна Северо-Западная хорда (со всем каскадом строящейся улично-дорожной сети) вдвое длиннее Третьего транспортного кольца.

1. Строительство этого участка позволит улучшить транспортную ситуацию в ЗАО и СЗАО, районах Хорошёво-Мневники, Крылатское, Кунцево, Филевский парк и увеличить пропускную способность автотранспорта до 30% на улично-дорожной сети данных районов. Помимо нового Крылатского моста строится новый балочный мост через шлюз №9 канала им. Москвы.

2. Строительство Северо-Западной хорды обеспечит дополнительную магистральную связь между округами, расширив тем самым возможности подъезда на наземном общественном транспорте к четырем существующим линиям метрополитена: Арбатско-Покровской, Таганско-Краснопресненской, Замоскворецкой, Серпуховско-Тимирязевской и в перспективе к строящейся Большой кольцевой линии. Кроме того, будет создан альтернативный маршрут для автомобилистов, который позволит обеспечить связь между СВАО, САО, СЗАО и ЗАО.

3. «Строительство Северо-Западной хорды от Дмитровского шоссе до Мичуринского проспекта, в основном закончено, осталось несколько объектов. Сегодня запускаем один из таких объектов. Это Крылатский мост, который позволит улучшить пропускную способность этого участка. В целом Северо-Западная хорда - это 80 километров дорог», - сказал мэр Москвы Сергей Собянин.

4. Длина нового Крылатского моста - 282 метра. Его начали строить в декабре 2016 года с низовой стороны существующего моста параллельно ему, на расстоянии между пролетными строениями - 1,3м (в зоне опоры №4 габарит сужается до 0,65м).

5. Первый, существующий ныне, Крылатский мост построен в 1984 году по проекту Б. А. Горожанина коллективом Мостоотряда № 4.

6. Основная реконструкция предусматривает расширение ул.Нижние Мневники с двух до трех полос движения в каждом направлении. Расчетная скорость движения потока автомобильного транспорта 60-80 км/ч.

7. Осталось дождаться завершения строительства моста через шлюз и окончания реконструкции улицы Нижние Мневники.

8. Северо-Западная хорда - это новая скоростная магистраль, которая пройдет через северные и западные районы Москвы: от Дмитровского до Сколковского шоссе и далее до Мичуринского проспекта. Она соединит крупные магистрали: Мичуринский проспект, Сколковское, Можайское, Рублевское, Звенигородское, Волоколамское, Ленинградское и Дмитровское шоссе.

В районе Дмитровского шоссе можно будет удобно выехать с Северо-Западной на Северо-Восточную хорду - либо в сторону аэропорта Шереметьево, либо в сторону Ярославского шоссе. Также она снизит (примерно на 15 процентов) транспортную нагрузку на ряд центральных улиц, Третье транспортное кольцо, МКАД и прилегающие участки вылетных магистралей. А пробег автомобилей при поездках между соседними районами сократится примерно на десять процентов.

В понедельник 18 ноября 2013 года в 19:00 в управе муниципального района Печатники города Москвы пройдут публичные слушания по проекту строительства новой магистрали от Третьего транспортного кольца до района Братеево и дальше с выходом на Каширское шоссе в районе посёлка Развилка.

Проектом предусмотрено прокладка новой трассы, которая начнётся от развязки ТТК с Шарикоподшипниковской улицей. Затем она обогнёт справа ТД "Автомобили" в Южном порту и через 2-й Южнопортовый проезд и небольшой участок Южнопортовой улицы пройдёт левее Люблинской линии метрополитена и через эстакаду пересечёт Курское направление Московской железной дороги.

Пересечения с улицами Нижние поля и Перерва запланированы в разных уровнях, что конечно же позволит навести порядок, на этих перекрёстках. Подробно о проекте можно почитать здесь:

Магистраль будет иметь по три полосы в каждую сторону с разделительным ограждением. Попутно, как обычно принято в нашем городе, будет происходить изменение границ природных и озеленённых территорий. А как иначе?

К этому проекту много вопросов. Один был описан выше. Другой такой.

Если дорожные строители научились строить тоннели, может быть отодвинуть его влево на 500 метров и проложить вдоль зоны отчуждения РЖД?

Теперь про улицу Кухмистерова. Её планируется заметно оживить и приблизить к жилым домам.

Весной 2013 управа организовала конкурс: Куда потратить деньги? Пустырь вдоль этой улицы выиграл право размещения на нём детской площадки. (Вид со стороны улицы Полбина вниз в сторону Шоссейной улицы).

И на этом пустыре возвели деревянный детский городок. Тот, который вдалеке, существовал и ранее. Построили именно на этом огромном пустующем пространстве. Что теперь по нему пройдёт один из рукавов улицы? А жители надеялись, что будут высажены деревья.

Посмотрим в понедельник каковы будут результаты слушаний.

Интересна статья?

Мэр Москвы Сергей Собянин 2 октября осмотрел ход строительства участка Северо-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов до МКАД. Закончить данный участок планируется в 2018 году.

Бессветофорная магистраль

Трасса участка Северо-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов до МКАД, которую построят в 2018 году, пройдет от существующего участка хорды на пересечении с шоссе Энтузиастов, далее – с северной стороны Рязанского направления МЖД до выхода на кольцевую дорогу.

На этом участке магистраль будет бессветофорной с тремя полосами движения в каждом направлении благодаря пяти эстакадам.

Новый участок Северо-Восточной хорды от шоссе Энтузиастов до МКАД в будущем позволит перераспределить транспортные потоки и снизить нагрузку на вылетные магистрали – Рязанский проспект, шоссе Энтузиастов и Щелковское шоссе, а также на восточные секторы МКАД и ТТК. Кроме того, новая магистраль значительно улучшит транспортную ситуацию в юго-восточном и восточном частях города, а также упростит въезд в Москву для жителей районов Косино-Ухтомский и Некрасовка и жителей подмосковных Люберец.

В перспективе новый участок хорды обеспечит вход в Москву дублера федеральной трассы "Москва – Казань".

Пешеходная доступность

Рядом со станцией метро "Выхино" построят новый подземный переход. Он будет находиться под Северо-Восточной хордой и позволит попасть в подземку со стороны Вешняков. Помимо местных жителей, им будут пользоваться те, кто приезжает к станции "Выхино" на наземном транспорте.

Кроме того, при строительстве хорды реконструируют еще два существующих подземных перехода – в районе железнодорожных платформ Плющево и Вешняки.

Эко-хорда

Для того, чтобы местным жителям не мешал звук автомобилей, вдоль трассы установят шумозащитный трехметровый экран. Конечно, машины будет слышно, но не сильнее, чем те, которые ездят по улицам района.

Фото: портал Москва 24/Александр Авилов

Шумозащитными экранами от хорды защитят Кусковский лесопарк.

Еще при проектировании участка хорды увеличили расстояние от магсистрали до границ лесопарка. Это должно уберечь природно-исторический объект от возможного влияния строительства. Также на этом отрезке планируется ограничить скорость движения.

Кроме того, рядом с трассой планируется высадить более 200 взрослых деревьев, 1800 кустарников, устроить 134 тысячи кв м газонов и 500 кв м цветников.

С Востока на Север за полчаса

Вся Северо-Восточная хорда будет длиной порядка 35 км. Она пройдет от новой трассы М11 "Москва – Санкт-Петербург" до Косинской эстакады – развязки на пересечении МКАД с магистралью Вешняки-Люберцы. Трасса соединит между собой крупные автомобильные магистрали города: МКАД, шоссе Энтузиастов, Измайловское, Щелковское, Открытое, Ярославское, Алтуфьевское и Дмитровское шоссе.

Тем самым Северо-Восточная хорда обеспечит диагональную связь между севером, востоком и юго-востоком столицы, снизив примерно на четверть транспортную нагрузку на центр, ТТК, МКАД и вылетные магистрали. Фактически хорда станет дублером МКАДа и Третьего транспортного кольца (ТТК).

Северо-Восточная хорда подробная схема 2019 – последние изменения строительства магистральной развязки в Перово и Выхино неизменно зацепят Вешняки и могут поставить под угрозу существование пешеходных и велосипедных дорожек в транспортном узле «Ботанический сад». Последние новости о строительстве хорды уже не пестрят заголовками о протестах и задержанных - люди смирились с вырубкой леса в Кусково, закрытием сквера и угрозой потери ряда культурных объектов. В то же время, новый проект позволит избавиться от пробок и соединит между собой Измайловское, Щелковское Алтуфьевское и Дмитровское шоссе, многократно улучшив логистику города. Основное противостояние происходит между городскими жителями-пешеходами, а также водителями-предпринимателями. Учитывая большой объем бюджетных средств и значительную экономическую выгоду, которую получит Москва после сдачи в эксплуатацию северо-восточной хорды, у людей, которые защищают экологию и зеленые насаждения практически нет никаких шансов повлиять на ситуацию.

Так, жители улиц Аносова и Плющева, которые пожаловались на вырубку деревьев и загаженные детские площадки, получили от чиновников совет совсем уехать из Москвы, если им так важен свежий воздух. Действительно, жить в этих районах столицы хотят многие желающие, даже если им предложат дышать вместо воздуха исключительно выхлопными газами. Такова судьба большинства мегаполисов не только в России, но и за рубежом. Каменные джунгли вытесняют зеленые насаждения - на эту тенденцию можно повлиять только, если ограничить доступ автомобильного транспорта в столицу. Но это означало бы убытки и проблемы со снабжением, чего власти не хотят.

На Северо-Восточной хорде подробной схеме 2019 видно, что дорога действительно необходима при существующей транспортной ситуации. Однако, людей вполне можно понять, учитывая, что по ряду вопросов с ними даже не были проведены публичные слушания. Изменения, которые внесли в проект, очень незначительны, поэтому говорить о достижении компромисса не приходится. В настоящее время в усадьбе Кусково продолжают дежурить активисты, все ждут начала вырубки деревьев в заповедном участке. Примечательно, что весьма грустная участь ожидает и жителей близлежащих домов, ведь через их район начнет ходить большегрузный автотранспорт, выбросы которого даже сложно себе представить. Получится ли сохранить парк Кусково - большой вопрос, но единого фронта активистов по этому вопросу не наблюдается, несмотря на петицию и большое количество обращений. Небольшую же кучку разогнать может даже два наряда полиции.

После того, как была опубликована Северо-Восточная хорда подробная схема 2019 и начались протесты, по спорным направлениям работы были приостановлены, но это вряд ли означает отказ от строительства. Скорее, это попытка усыпить бдительность наиболее активных граждан и провести быструю вырубку, после которой уже невозможно будет чего-то доказать, а протесты потеряют смысл.