Упрощенная процедура банкротства юр лица. Как проводится упрощённая процедура банкротства. Ограничения при упрощенном банкротстве

Пройти процедуру банкротства по упрощённой схеме может фирма с любой организационно-правовой формой. Однако этим правом не наделены индивидуальные предприниматели и физические лица. Этот способ признания несостоятельности подойдёт лишь тем юридическим лицам, которые уверены, что не смогут расплатиться по долговым обязательствам и готовы прекратить деятельность.

Упрощённая процедура позволяет миновать несколько этапов несостоятельности и, соответственно, сократить процесс банкротства. Помимо экономии времени, она ещё и сэкономит деньги компании. В таком случае дело обычно длится не более 7-8 месяцев (в обычном - в два раза дольше). Так, на закрытие реестра требований кредиторов в банкротстве выделяется 1 месяц.

В ходе процесса упрощенной системы к фирме не применяются:

После обращения в суд сразу назначается конкурсное производство. Этот вид банкротства применяется в отношении (Гл. 11 Закона N127-ФЗ):

  • ликвидируемого должника;
  • отсутствующего должника;
  • специализированного общества и ипотечного агента.

В каждом случае есть свои особенности. Также инициация процесса банкротства бывает добровольной и принудительной (когда в суд обратились кредиторы или другие заинтересованные лица).


Порядок банкротства упрощенной процедуры

Все аспекты признания юрлица банкротом приведены в Федеральном законе РФ N127-ФЗ «О несостоятельности». Порядок и правила признания несостоятельности юридического лица в упрощённом режиме обозначены в Главе 11 Закона.

Особенности рассмотрения дела в случае подачи заявления уполномоченным представителем юридического лица или кредитором, в отношении ликвидируемого или отсутствующего будут различны. Во всех случаях упрощенной процедуры порядок действий примерно следующий:

  • обращение в Арбитражный суд с заявлением;
  • при наличии необходимых требований - инициация процесса признания юрлица неплатёжеспособным по упрощённой схеме;
  • привлечение управляющего для проведения конкурсного производства;
  • составление реестра кредиторов;
  • оценка и изъятие имущества фирмы;
  • реализация его на конкурсной основе;
  • распределение вырученных денег между кредиторами в установленном законом порядке очерёдности упрощенной процедуры банкротства;
  • по окончании конкурсного производства - ликвидация организации и списание оставшихся долгов.

Упрощенная процедура банкротства юридического лица

В случае, когда фирма не может платить по долгам, наиболее верным и быстрым будет начать упрощенную ликвидацию организации и заявить о несостоятельности. Причём последнее необходимо сделать не позднее 2 месяцев со дня публикации заметки о ликвидации . Самостоятельное заявление о банкротстве имеет ряд преимуществ:

  • выбор арбитражного управляющего;
  • контроль законности реализации активов во избежание недопустимых действий кредиторов;
  • юридическая защита при взыскании задолженностей;
  • возможность продолжать работать вплоть до момента ликвидации несостоятельной компании;
  • выбор покупателей активов фирмы.

Суть заявления заключается в признании несостоятельности и применения упрощенной процедуры банкротства фирмы. Для этого должны быть следующие обстоятельства:

  • присутствие уполномоченного человека (группы) для принятия решения о упрощенной ликвидации должника;
  • неимение серьёзных активов у фирмы (в ходе разбирательства проверят сделки юрлица на правомерность, при выявлении нарушений - оспорят);
  • наличие серьёзных долговых обязательств либо решений суда о взыскании;
  • неликвидный баланс (желательно).

Перечисленные пункты и запущенный процесс ликвидации - это обязательные условия применения упрощенной схемы несостоятельности.

После подачи заявления о банкротстве(по закону сделать это нужно в течение 10 дней с момента выявления признаков несостоятельности), назначенный арбитражный управляющий инициирует конкурсное производство . В ходе него будет произведены оценка и изъятие имущества фирмы, а затем оно будет распродано на конкурсной основе. Вырученные деньги будут переданы кредитору (или кредиторам).

Иными словами, происходит процедура банкротства в отношении ликвидируемого должника. Причины для признания организации банкротом и особенности рассмотрения дела обозначены в ст. 224-226 I параграфа ФЗ N 127-ФЗ.

Несостоятельность ликвидируемого должника

Процесс признания банкротства невозможно начать, если не начата ликвидация юридического лица. Для этого нужно:

  • выбрать ликвидатора либо собрать ликвидационную комиссию;
  • издать решение о ликвидации;
  • уведомить об этом ФНС;
  • опубликовать сообщение о ликвидации в следствии банкротства в «Вестнике государственной регистрации»;
  • произвести инвентаризацию имущества и сформировать промежуточный баланс.

Отметим, что в случае выявления неплатёжеспособности до утверждения комиссии, упрощённая процедура несостоятельности невозможна. Однако если кредитор подаст заявление о признании организации банкротом после начала процедуры ликвидации, то она допускается.

Перед обращением в Арбитражный суд (не позднее, чем за 15 дней) ликвидируемый должник обязан опубликовать в официальном источнике уведомление об этом.

Если суд согласен с правомерностью банкротства, то начинается конкурсное производство. По закону оно может длиться не более 6 месяцев. В это время будет составлен реестр кредиторов, а управляющий займётся продажей активов фирмы, публикацией сведений об этом (ст. 128), удовлетворением требований кредиторов. После реализации всего имущества ликвидируемого должника, оставшиеся долги списываются.

На основании результатов упрощенной процедуры несостоятельности, а именно стадии конкурсного производства, суд вынесет постановление о ликвидации компании.

Банкротство отсутствующего должника

Ещё один случай, при котором применяется упрощённый способ банкротства, это отсутствие должника. Особенности такого дела закреплены в ст. 227-230 Закона.

Разбирательство инициируется по заявлению кредитора либо гос. органов (при наличии достаточных средств в активе отсутствующего юрлица для покрытия расходов). При этом размер задолженности не играет роли в случае:

  • должник отсутствует и где он находится - неизвестно;
  • активы не могут покрыть судебные издержки по делу о банкротстве;
  • по счетам организации не производились операции больше года;
  • другие доказательства отсутствия ведения бизнеса.

Заявление на переход к упрощённой схеме подаётся управляющим (п.3 ст.227)в процессе наблюдения или в процессе реструктуризации долгов. В таком случае дело о банкротстве продлится не более 3 месяцев. Но если в ходе разбирательства выяснится, что у юридического лица всё-таки есть активы, то будет проведена стандартная процедура банкротства (п.3 ст.228).

После её завершения, предприятие будет ликвидировано.

Упрощенная процедура банкротства физического лица

На сегодняшний день иного способа признания гражданина неплатёжеспособным, кроме как в общем порядке, действующим законодательством не предусмотрено. Однако соответствующие поправки в закон по поводу физлица рассматриваются в данный момент в Думе. Если законопроект не будет подвергнут большой переработке, то уже в следующем году физические лица смогут пройти процедуру признания их неплатёжеспособными по новой, более простой схеме. В соответствии с существующим законопроектом, воспользоваться процедурой банкротства можно будет при соответствии некоторым требованиям, среди которых:

  • долг в размере от 50 до 900 тысяч рублей;
  • кредиторов не больше 10;
  • заявитель не является предпринимателем.

Однако до утверждения законопроекта, сказать точно, как будет проходить дело по упрощённой схеме процедуры банкротства физического лица, нельзя.

Упрощенная процедура банкротства юридического лица характеризуется отсутствием таких стадий, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. О том, как проводится упрощенный процесс и в каких случаях он может быть проведен, расскажем в настоящей статье.

В чем заключается процедура упрощенного банкротства юридического лица

Процедуры банкротства юридического лица регламентируются профильным законом «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ. При этом существует общая процедура банкротства, которая состоит из четырех стадий и обычно включает в себя:

  • наблюдение (глава IV ФЗ № 127);
  • финансовое оздоровление (глава V ФЗ № 127);
  • внешнее управление (глава VI ФЗ № 127);
  • конкурсное производство (глава VII ФЗ № 127).

Что касается упрощенной процедуры, то она регулируется отдельно — главой XI ФЗ № 127 — и исключает прохождение организацией таких стадий банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление . То есть, например, принявший согласно статье 230.2 ФЗ № 127 заявление должника или его кредиторов арбитраж, признав его обоснованным, сразу вводит в отношении первого процедуру конкурсного производства, минуя предыдущие стадии, применяемые в общем случае.

Процедура может быть инициирована путем обращения в арбитражный суд:

  • кредиторов в случае невозможности организации в течение 3 месяцев погасить имеющиеся у нее долги;
  • самого должника, которому очевидно, что ввиду недостаточности средств он не может погасить задолженность по заработной плате или налоговым платежам, перед контрагентами и т. д.

Основания для проведения упрощенной процедуры банкротства

Упрощенная процедура банкротства применяется в следующих случаях:

  1. Если должник находится в стадии ликвидации и его имущества не хватает для удовлетворения требований кредиторов (статья 224 ФЗ № 127). При этом следует помнить, что организация может ликвидироваться, согласно статье 61 ГК РФ, как по решению ее учредителей или участников, так и принудительно (по решению суда при нарушении лицензионных требований, осуществлении запрещенной законом деятельности и т. д.).
  2. Если руководитель должника отсутствует либо его место пребывания установить невозможно, а возглавляемая им организация фактически прекратила свою хозяйственную деятельность (статья 227 ФЗ № 217). Начало упрощенной процедуры в отношении такой организации может быть инициировано финансовым управляющим как при возбуждении стандартной процедуры банкротства, так в ходе ее проведения (например, во время наблюдения или санации).
  3. Если речь идет о специальных субъектах, которыми являются специализированные общества и ипотечные агенты. Согласно статье 15.1 закона «О рынке…» от 22.04.1996 № 39-ФЗ, целью деятельности специализированных обществ является выкуп денежных требований, возникших из кредитных, лизинговых и других сделок, с последующим выпуском облигаций, которые обеспечены приобретенными правами требования. Ипотечные агенты осуществляют аналогичную деятельность в отношении ипотечных сделок и закладных. Деятельность данных субъектов регулируется статьей 8 закона «Об ипотечных…» от 11.11.2003 № 152-ФЗ.

Порядок проведения упрощенной процедуры

Порядок проведения конкурсного производства определен главой VII ФЗ № 127. В частности, статья 124 определяет, что открытие данной стадии означает юридическое признание должника банкротом, т. к. применение каких-либо иных процедур к должнику для его финансового спасения уже не имеет практического смысла. При этом предельный срок конкурсного производства составляет полгода, хотя в исключительных случаях может быть продлен судом еще на полгода.

При применении конкурсного производства в упрощенном банкротстве имеется одна особенность, касающаяся порядка формирования реестра требований кредиторов. При обычной процедуре данный вопрос разрешается на стадии наблюдения, в порядке, предусмотренном статьей 71 ФЗ № 127. Кредиторам с момента опубликования сообщения о банкротстве предоставляется 1 месяц для направления своих претензий к должнику.

Если же применяется упрощенная процедура банкротства и список кредиторов не сформирован, им также предоставляется 1 месяц для направления своих требований должнику или конкурсному управляющему. В частности, именно такой порядок предусмотрен в отношении ипотечных агентов и специализированных обществ статьей 230.2 ФЗ № 127.

Ограничения при упрощенном банкротстве

На организации, в отношении которых применяется упрощенное банкротство, автоматически распространяются обязанности и ограничения, которые определены статьей 126 ФЗ № 127. Так, прекращаются полномочия всех руководящих органов должника, после чего директор организации обязан в течение 3 дней передать всю документацию, штампы, печати и материальные ценности конкурсному управляющему.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 126 ФЗ № 127:

  • сроки исполнения по всем платежам и обязательствам должника считаются наступившими;
  • прекращается начисление штрафов, пеней, неустоек и прочих финансовых санкций в отношении организации;
  • прекращаются принудительные действия по исполнительным документам;
  • снимаются ранее наложенные судом аресты на имущество должника;
  • сделки с имуществом, которые связаны с отчуждением или могут повлечь уменьшение конкурсной массы, могут совершаться только с письменного согласия конкурсного управляющего.

Конкурсный управляющий и его полномочия

При введении конкурсного производства арбитраж, в соответствии со статьей 127 ФЗ № 127, должен назначить конкурсного управляющего (члена СРО). Срок полномочий данного лица ограничивается окончанием конкурсного производства. С момента утверждения кандидатуры управляющему предоставляется 10 дней для опубликования в реестре банкротств сведений о должнике, перечень которых определяется в статье 128 ФЗ № 127.

  • принять от руководства должника имущество, печати, штампы и документацию, а также в течение 3 месяцев осуществить их инвентаризацию;
  • привлечь при необходимости оценщика для оценки стоимости принадлежащего организации имущества;
  • принять меры для обеспечения сохранности имущества организации, а также предпринять действия, направленные на выявление и возврат имущества должника, которое находится у третьих лиц;
  • заявлять возражения и иным образом отстаивать интересы должника в суде при предъявлении к нему требований кредиторами.

Кроме того, пункт 3 статьи 128 ФЗ № 127 наделяет управляющего правами:

  • по управлению имуществом должника;
  • увольнению работников организации;
  • направлению в суд исков о расторжении и признании недействительными сделок, совершенных должником;
  • принятию иных мер для возврата имущества должника.

Имущество и счета должника

Все имущество должника, которое было выявлено конкурсным управляющим, включается, согласно статье 131 ФЗ № 127, в конкурсную массу. Не включаются в нее лишь:

Не знаете свои права?

  • объекты, изъятые из оборота;
  • права, которые тесно взаимосвязаны с должником (например, лицензионные);
  • социально значимые объекты, памятники истории и культуры, которые реализуются путем проведения открытых торгов, согласно требованиям статьи 110 ФЗ № 127.

В силу статьи 133 ФЗ № 127 управляющий имеет право использовать только 1 счет должника. Все иные его счета, обнаруженные конкурсным управляющим, подлежат закрытию. Имеющиеся же на них средства зачисляются на основной счет.

Таким образом, на основной счет должника зачисляются все средства, полученные от реализации имущества, и именно с него производятся выплаты кредиторам. Управляющий периодически (по требованию кредиторов или суда) обязан отчитываться о движении средств по данному счету.

Расчеты с кредиторами

Согласно требованиям статьи 142 ФЗ № 127, реестр требований кредиторов подлежит закрытию по истечении 2 месяцев с начала конкурсного производства. На основании данных реестра управляющим осуществляется погашение долгов перед кредиторами.

Очередность погашения обозначена в статье 64 ГК РФ, согласно которой долги погашаются в следующей последовательности:

  1. Выплаты за причиненный действиями организации вред здоровью и жизни граждан.
  2. Долги перед работниками организации по заработной плате, выходным пособиям, авторским вознаграждениям.
  3. Задолженности по налоговым платежам и взносам в бюджет и внебюджетные фонды.
  4. Долги перед прочими кредиторами.

При этом требования кредиторов, согласно статье 142 ФЗ № 127, удовлетворяются последовательно, т. е. переход к следующей очереди осуществляется только после удовлетворения требований предыдущей. В том случае, если средств на удовлетворение всех кредиторов очереди не хватает, деньги распределяются пропорционально обязательствам перед ними.

Удовлетворенные требования кредиторов считаются погашенными. Также погашенными признаются требования, по которым достигнуто соглашение об отступном или зачете, а также неудовлетворенные требования, на погашение которых имущества должника не хватило.

Отчет управляющего

После завершения всех расчетов с кредиторами управляющий представляет в арбитраж отчет о проделанной работе. К нему прилагаются документы о продаже имущества, реестр требований с указанием тех, которые были удовлетворены, документы о погашении требований и прочие бумаги, перечисленные в статье 147 ФЗ № 127.

Отчет управляющего в силу статьи 149 ФЗ № 127 рассматривается и утверждается судом, после чего выносится определение о прекращении конкурсного производства. Затем арбитраж, согласно пункту 2 статьи 149 ФЗ № 127, в срок от 30 до 60 дней (если определение о прекращении конкурсного производства не обжаловано) направляет определение в налоговую инспекцию, и оно служит основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности обанкротившейся организации. Срок для внесения записи в ЕГРЮЛ составляет 5 дней с момента получения определения арбитража.

После внесения записи в ЕГРЮЛ обанкротившаяся организация считается ликвидированной.

Мировое соглашение

Практикам необходимо помнить, что при упрощенной процедуре банкротства может быть заключено и мировое соглашение. Сторонами его, соответственно, являются руководство должника (конкурсный управляющий) и собрание кредиторов.

Данное соглашение, согласно статье 150 ФЗ № 127, утверждается арбитражем и вступает в силу со дня его утверждения. С этого момента процедура банкротства прекращается, должник может вернуться к нормальной хозяйственной деятельности.

Важно отметить, что мировое соглашение непременно должно исполняться должником. Если условия утвержденного судом документа игнорируются, процедура банкротства возобновляется.

Таким образом, фактически отдельной специальной упрощенной процедуры банкротства не существует. Анализируя положения главы XI ФЗ № 127, можно прийти к выводу о том, что упрощенный порядок признания организации несостоятельной позволяет, минуя наблюдение, санацию и внешнее управление, сразу перейти к завершающей стадии — конкурсному производству. Процедура же протекает по общим правилам, предусмотренным ФЗ № 127, с небольшими поправками в части формирования реестра требований кредиторов.

Закон от 29.06.2015 154-ФЗ «О банкротстве физических лиц», несмотря на положительную судебную практику, не пользуется у граждан популярностью. Причина кроется в довольно высокой стоимости этой процедуры — чтобы признать себя банкротом, гражданин должен будет потратить не меньше 40 тысяч рублей. С учетом услуг юристов и в зависимости от отдельных факторов, сумма затрат на банкротство может доходить и до 100 000 рублей. Именно поэтому и была рассмотрена упрощенная процедура банкротства физического лица в 2018 году, отличающаяся большей доступностью. Попробуем разобраться, что это такое, принят ли закон и кто может им воспользоваться.

Что такое упрощенная процедура банкротства физических лиц

Законопроект об упрощенном банкротстве предусматривает значительное снижение затрат граждан, решивших стать банкротами. Таким образом, закон об упрощенном банкротстве спасет тех должников, которые сегодня просто не в состоянии оплатить свое банкротство.

«Недоступность банкротства для большей части граждан вынудило правительство разработать новую схему. Будет ли она эффективна и востребована — покажет время».
Арбитражный управляющий Маргарита Холостова.

Действующая редакция закона No154-ФЗ хотя и снизила в 2018 году госпошлину в 20 раз (300 рублей против 6 тысяч), сделать эту процедуру по-настоящему доступной для основной массы должников не смогла. И немудрено, ведь если доходы гражданина чуть больше прожиточного минимума, то взять средства на инициацию банкротства ему просто неоткуда. В итоге долги гражданина остаются незакрытыми, а его жизнь существенно осложняется работниками ФССП и коллекторами .

Основное нововведение закона об упрощенном банкротстве физических лиц — привлечение арбитражного управляющего не обязательно. Один только этот фактор снижает цену банкротства минимум на 25 тысяч рублей — именно столько стоят его услуги, причем оплачиваются они физ. лицом в момент подачи заявления в суд.

Пошаговая инструкция по упрощенному банкротству будет выглядеть следующим образом:

  1. Составление и подача заявления в суд.
  2. Подача объявления в информационный источник.
  3. Самостоятельная продажа имущества.
  4. Признание судом банкротства.

Бесплатная консультация

В чем отличие?

Напомним, что поправки в закон о банкротстве физических лиц 2017 снизили госпошлину, но при этом оплата услуг финуправляющего осталась неизменной: 25 тысяч рублей, вносимых одним платежом на депозитный счет Арбитражного суда.

Упрощение процедуры банкротства позволило отказаться от услуг арбитражного управляющего, сэкономив тем самым минимум 25 000 рублей.

Так, упрощенный порядок банкротства физического лица имеет следующие отличия:

  • применяется только к физлицам, не имеющим статуса ИП и акций (долей) в АО, ООО;
  • упрощенное банкротство физлица инициируется только им самим;
  • реструктуризация не предусмотрена — только реализация имущества.

Кроме этого, упрощенный порядок банкротства физлиц займет меньше времени — срок рассмотрения дела не может превышать 4 месяцев.

Условия применения упрощенной процедуры банкротства

Упрощенная процедура банкротства станет доступна для следующих граждан:

  1. Если общая задолженность от 50 до 700 тысяч рублей.
  2. За 6 месяцев до инициации банкротство возникло не более 25% долговых обязательств.
  3. Ежемесячный доход должника не превышает размер потребительской корзины более чем в 3 раза.
  4. У должника не более 10 кредиторов.
  5. За год до начала банкротства гражданин не отчуждал имущество стоимостью более 200 тысяч рублей на безвозмездной основе.
  6. У банкрота нет судимости за экономические преступления, либо она погашена.
  7. Гражданин признавался банкротом более 5 лет назад.
  8. Упрощенная процедура банкротства граждан проводилась в отношении должника более 10 лет назад.

При несоответствии заданным условиям упрощенная система банкротства физического лица будет заменена на обычную, со всеми вытекающими из этого финансовыми затратами. На некоторых профильных форумах нередко всплывала информация о том, что упрощенная процедура возможна при долгах до 1 000 000 рублей. Это не так: общая сумма задолженностей не должна превышать 700 тысяч.

Однако нет гарантии, что когда вступит в силу законопроект, его условия останутся прежними. С момента его разработки уже было одно серьезное изменение, снизившее максимальную сумму задолженности с 900 до 700 тысяч рублей. Поэтому лучшим вариантом для должников будет пока отслеживать свежие новости об упрощенном банкротстве физических лиц.

Стоимость упрощенного банкротства физических лиц

Естественно, законодательство не предлагает гражданам стать банкротом совершенно бесплатно. Ориентировочно упрощенная схема банкротства физических лиц обойдется должникам в сумму порядка 15 000 рублей. В нее войдет:

  • госпошлина — 300 рублей;
  • расходы на корреспонденцию — порядка 5 тысяч;
  • публикация сведений в газете Коммерсантъ — около 10 тысяч.

Упрощенное банкротство физ лиц, когда оно вступит в силу, позволит большей части населения страны с низким уровнем дохода избавиться от проблемных задолженностей.

Упрощенная процедура банкротства физического лица: когда вступит в силу?

Стоит ли ждать гражданам, когда будет принят закон, и не проще ли начать процедуру уже сейчас? Последние новости указывают на то, что ФЗ о несостоятельности (банкротстве) по упрощенной схеме станет возможным не раньше конца 2018 года. И многие финансовые консультанты рекомендуют гражданам не обострять отношения с кредиторами и подавать документы на банкротство уже сейчас.

К тому же, когда вступает в силу новый закон, неизбежны многочисленные сложности при его практическом применении, в то время как по стандартной процедуре уже наработана обширная судебная практика. Что касается последствий упрощенного банкротства, то в этом плане процедура ничуть не отличается от стандартной.

Но важно учитывать, что ошибки при подаче заявления могут привести к отказу в банкротстве или переводу его на стандартную процедуру. Чтобы этого избежать, следует воспользоваться услугами профессиональных юристов, знающих о банкротстве все.

Видео по банкротству физических лиц от Верховного Суда

Бесплатная консультация

Получите ответ на любой вопрос по банкротству физических лиц

Упрощенная схема банкротства – это сокращенный процесс признания экономической несостоятельности субъекта хозяйствования. Применяется только к ограниченному кругу должников.

По упрощенной схеме банкротства проходят ликвидируемые и отсутствующие должники. Действия и решения суда при наличии подобных обстоятельств можно назвать безальтернативными.

Особенности осуществления

Упрощенная процедура предлагает сокращенный порядок действий в процессе решения дела о банкротстве. Субъекты, к которым применяется такая схема характеризуются тем, что уже фактически не функционируют на рынке и не получают прибыли. Упрощенные процедуры банкротства используются также в том случае, когда имущества юр. лица недостаточно для покрытия материальных трат, связанных с рассмотрением дела.

Причиной для применения подобной схемы может быть наличие нулевого баланса у предприятия, когда становится понятно, что доходов и расходов в процессе хозяйствования не было уже более 12 месяцев.

Условия

Упрощенная схема банкротства применяется относительно отсутствующих и подлежащих ликвидации должников.

Если по результатам рассмотрения дела судом будет выявлена неспособность субъекта хозяйствования в полном покрытии своих долговых обязательств, то он приобретает статус ликвидируемого должника-банкрота.

Недостаточность имущества устанавливается при формировании промежуточного ликвидного баланса. Заключение о недостатке средств может быть оформлено и до составления основной сметы предприятия на основании проверенной и достоверной информации.

В процессе ликвидации банкрота специальная комиссия неограниченна временными рамками при осуществлении своих действий. На практике процесс такого рода может длиться достаточно долго. Провозглашение отсутствующего должника финансово несостоятельным осуществляется на основании соответствующего процессуального акта арбитражного суда.

Инициатором иска может быть уполномоченный орган (банк, кредитная организация, ПФ, ФСС) только при наличии средств для финансирования упрощенной процедуры признания банкротом. Иски, которые не имеют денежного обеспечения, арбитражным судом не принимаются.

На стадии наблюдения управляющий имуществом при обнаружении признаков того, что должник отсутствует, обязан подать заявление в арбитраж для перехода к упрощенной процедуре признания его экономически несостоятельным. На конкурсного управляющего возложена функция уведомления должника и всех кредиторов при осуществлении упрощенной схемы.

Сокращенный регламент провозглашения должника банкротом может быть отменен, если в ходе конкурсного производства будет обнаружено имущество должника, позволяющее покрыть долги пред кредиторами. Подается специальное заявление, на основании которого отменяется упрощенная схема и возобновляется провозглашения субъекта хозяйствования банкротом.

Инициаторы

Инициаторами проведения упрощенной процедуры банкротства могут быть:

  • сам субъект хозяйствования (в лице участников);
  • уполномоченные органы (внебюджетные фонды, банки, организации кредитного и финансового контроля).

Финансирование упрощенной регламента банкротства не дает права кредиторам быть инициаторами подачи иска о признании должника банкротом в упрощенном порядке. Государственные органы могут инициировать процесс признания ЮЛ экономически несостоятельным при согласии его финансировать.

Упрощенная процедура на практике применяется специальной ликвидационной комиссией. Она первоначально оценивает платежеспособность предприятия в долговой сфере. Если в процессе проверки имущества должника будет обнаружен недостаток активов для удовлетворения кредиторских требований, руководство комиссии может выступить инициатором ликвидации предприятия по упрощенной схеме. Закрытие организации в этом случае проводится по решению суда.

Схема упрощенной процедуры, применяемой при банкротстве

Для осуществления упрощенной схемы провозглашения должника банкротом необходимо подготовить следующие документы:

  • устав или иной учредительный документ;
  • регистрационное свидетельство;
  • документ, подтверждающий создание юр. лица;
  • документ, подтверждающий назначение руководства;
  • ликвидационный баланс с ведомостями об расходах и доходах компании;
  • копии удостоверяющих личность документов директора, учредителей и главного бухгалтера;
  • уведомления из ПФ, ФСС, ФОМС и других внебюджетных организаций;
  • коды отраслевой статистики.

При сборе документации ликвидационной комиссии и руководству необходимо помнить от ответственности за мнимое банкротство и подачу балансовых сведений, которые являются заведомо лживыми.

Для отсутствующего должника

Таким субъектом считается физическое лицо, гражданин и руководитель юридического лица, фактически прекратившего свою хозяйственную деятельность, местонахождение которого неизвестно, и выяснить его не является возможным (ст. 227 ФЗ «О банкротстве»).

Инициаторами применения сокращенного порядка могут быть:

  • государственные органы;
  • конкурсный управляющий при добровольной ликвидации.

Государственные органы могут инициировать процесс, только если готовы оплатить действия,связанные с признанием должника банкротом.

Временный управляющий должен максимально тщательно проверить все данные относительно финансовых возможностей предприятия.

При обнаружении признаков отсутствующего должника на стадии наблюдения он должен подать заявление о рассмотрении дела в арбитражном порядке.

Обоснованиями для подачи заявления будут следующие обстоятельства:

  • отсутствие должника;
  • наличие долга;
  • отсутствие достаточной суммы для удовлетворения кредиторских требований.

При подаче заявления управляющий может в качестве доказательств по обращению подать:

  • справку об отсутствии должника по месту его жительства или регистрации;
  • судебное решение по факту признания человека безвестно отсутствующим.

На основании представленных доказательств арбитражный суд подтверждает своим решением инициативу об использовании упрощенной процедуры или отказывает в удовлетворении просьбы.

Для ликвидируемого должника

Ликвидируемым должником является лицо, в отношении которого было принято решение о прекращении деятельности на добровольной основе (ст. 224-226 ФЗ «О банкротстве»).

Спецификой процедуры устранения субъекта с рынка в этом случае является отсутствие в процессе провозглашения таких этапов, как наблюдение, санация и внешнее управление.

Согласно регламенту инициатором признания должника банкротом выступает руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

Основания для подачи искового обращения в арбитраж следующие:

  • наличие долга перед третьими лицами;
  • факт экономической несостоятельности субъекта хозяйствования.

Ликвидатор или руководитель временной комиссии при наличии признаков банкротства должны подать обращение в арбитражный суд по месту проведения регистрации. Срок для подачи – 10 дней .

Моментом выявления признаков банкротства может считаться день создания промежуточной финансовой сметы предприятия.

Именно с этого дня отсчитываются 10 дней на подачу заявления в арбитраж. За несоблюдение данного обязательства установлена субсидиарная ответственность должников. Еще одной особенностью сокращенной процедуры банкротства является тот факт, что после признания в судебном порядке факта финансовой несостоятельности, все заинтересованные лица обязаны заявить свои требования в кратчайшие сроки – на протяжении месяца.

Порядок

Применение сокращенной схемы позволяет быстро и без длительных разбирательств закрыть неплатежеспособный субъект хозяйствования.

Из общей процедуры признания организации или физического лица банкротом исключаются следующие стадии:

  • наблюдение;
  • санация;
  • внешнее управление.

Они занимают самый длительный период, но их исключение из схемы ликвидации в результате банкротства не позволяет должнику возобновить свою платежеспособность. По своей природе упрощенная схема банкротства не что иное, как добровольная ликвидация. Процесс закрытия организации начинается со стадии конкурсного производства.

Этапы упрощенной процедуры:

  • принятие решения о добровольной ликвидации;
  • формирование ликвидационной комиссии, назначение ликвидатора;
  • внесение ликвидационных ведомостей в реестр;
  • оповещение кредиторов и заинтересованных лиц;
  • составление промежуточного ликвидационного баланса;
  • установление суммы долга и выявление платежеспособности по основной финансовой смете;
  • если стоимость всего имущества предприятия является недостаточной для покрытия долгов, глава ликвидационной комиссии или ликвидатор должны обратиться в арбитраж с заявлением об открытии дела о банкротстве;
  • принятие решения о признании ЮЛ банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • фактическое начало конкурсного производства с назначения на должность управляющего;
  • размещение конкурсным управляющим объявления о признании организации банкротом;
  • оценка имущества, инвентаризация, взыскание задолженности и проведение публичных торгов.

Юридическое лицо полностью исключается из реестра только после завершения конкурсного производства.

Основанием для этого является решение арбитражного суда. Если на стадии конкурсного производства у должника возникнет раннее неизвестное имущество для покрытия долгов, то конкурсный управляющий должен оповестить арбитраж заявлением о прекращении упрощенной процедуры банкротства.

Принятие решения

Заключение соглашения о закрытии организации осуществляется в стандартном для всех ликвидационных процедур порядке на собрании учредителей. Протоколом на нем же назначаются глава и члены ликвидационной комиссии.

Если у предприятия один учредитель, свои намерения он оформляет соответствующим решением.

Очередность должников

Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, который устанавливается в период конкурсного производства. и порядок погашения долгов третьим лицам формируется конкурсным управляющим. Основанием для этого является решение собрания кредиторов об очередности удовлетворения требований в соответствии с их объемом.

По общему правилу в первую очередь удовлетворяются требования государственных органов и внебюджетных фондов.

Выплачиваются все невыплаченные суммы заработных плат, компенсации, неполученные премии и другие материальные вознаграждения работников.

Судебное заседание

Упрощенный регламент банкротства применяется по решению арбитражного суда.

Инициатором обращения в судебную инстанцию может быть:

  • руководитель ликвидационной комиссии относительно ликвидируемого должника;
  • конкурсный управляющий относительно отсутствующего должника.

Опираясь на доказательства и материалы иска, суд выдает решение о признании ЮЛ банкротом и назначает управляющего для конкурсного этапа ликвидации. После проведения публичных торгов и удовлетворения кредиторских притязаний арбитражный суд должен принять решение по закрытию конкурсного производства и списанию остаточной задолженности.

Только после этого государственный регистратор удаляет ЮЛ из реестра. Упрощенная процедура банкротства дает возможность быстро ликвидировать экономически несостоятельное предприятие.

Негативная сторона подобного процесса закрытия – этот тот факт, что должник лишается возможности возобновить платежеспособность и работу предприятия.

Единственной возможностью для возобновления обычной процедуры ликвидации в рамках упрощенной схемы банкротства является обнаружение дополнительного имущества должника на стадии конкурсного производства.

Упрощенная процедура банкротства – это процедура банкротства предприятия-должника, которая позволяет провести все необходимые этапы процесса с минимальными денежными потерями для собственников и в максимально сокращенные сроки.

Ликвидация организации по упрощенной схеме детально регламентируется главой 11 Закона о банкротстве (Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)». Так, параграф 1 этой главы детализируются особенности банкротства организации-должника по упрощенной процедуре, на основании которых можно выделить следующие отличия упрощенной схемы банкротства от общей:

  • Недостаточность имущества предприятия для осуществления расчетов по долгам с кредиторами (что является главным основанием для подачи соответствующего заявления о банкротстве предприятия).
  • Наличие решения о начале процедуры ликвидации организации-должника, которое принимается ее участниками (свидетельствует о нецелесообразности дальнейшего ведения деятельности).
  • Срок предъявления требований о взыскании долгов кредиторами ограничен одним месяцем (по общей процедуре банкротства – 2 месяца).
  • На основании заявления о банкротстве предприятия сразу начинается конкурсное производство, в обход процедуры наблюдения.

Проведение банкротства организации по упрощенной процедуре возможно при единовременном наличии двух главных условий:

  • Заявление о признании соответствующей организации банкротом после принятия решения о формировании состава ликвидационной комиссии и выборе ликвидатора направлено непосредственно в арбитражный суд.
  • Стоимость движимого и недвижимого имущества организации-должника, в отношении которого принято решение о проведении ликвидации, недостаточна для погашения всех долгов перед кредиторами.

Условия, указанные выше, являются общими и касаются всех юридических лиц, однако, каждая организация имеет свои причины для проведения процедуры банкротства, разную структуру бухгалтерского баланса и финансовое состояние. Поэтому для определения условий, которые необходимы для ликвидации конкретного предприятия по упрощенной процедуре, необходимо проанализировать его материальное состояние, а также структуру кредиторский и дебиторской задолженности.

Ликвидация организации-должника по упрощенной схеме банкротства проходит в несколько основных этапов:

  • Предбанкротная подготовка ликвидируемой организации : представляет собой детальный анализ бухгалтерских и финансовых документов на предмет соответствия ведомостей, которые в них содержатся фактическим данным, рассмотрение возможности списания активов организации, которые числятся в бухгалтерском балансе, но фактически отсутствуют, сверку с внебюджетными фондами и налоговыми органами, изучение кредиторской и дебиторской задолженности.
  • Досудебный этап ликвидации организации : принятие решения участниками организации или акционерами о добровольной ликвидации и назначение ими ликвидатора, или состава ликвидационной комиссии, уведомление органа регистрации юридических лиц о начале ликвидационной процедуры, публикация в местных СМИ информации о ликвидации организации, формирование временного (промежуточного) ликвидационного баланса, составление и направление арбитражному суду заявления о признании организации-должника банкротом с указанием кандидатуры на должность арбитражного управляющего, которого привлекают для осуществления банкротства организации по упрощенной процедуре (проведения конкурсного производства).
  • Этап проведения упрощенной процедуры банкротства (этап конкурсного производства) : начинается с принятия судьей арбитражного суда решения о признании организации-должника банкротом и открытия этапа конкурсного производства, которое проводится в срок до шести месяцев. Арбитражный управляющий во время этого этапа проводит все необходимые юридические действия для расчетов с долгами перед кредиторами за счет имеющегося имущества организации. После окончания расчетов конкурсный управляющий должен предоставить судьям арбитражного суда своей отчет о результатах и порядке проведения конкурсного производства предприятия. После рассмотрения этого отчета судьи арбитражного суда принимают определение о завершении этапа конкурсного производства.
  • Заключительный этап : исключение организации-должника из Единого государственного реестра юридических лиц с одновременным прекращением всех ее обязательств перед кредиторами и третьими лицами, которое проводится на основании определения судей арбитражного суда о завершении этапа конкурсного производства.

Вышеописанное упрощенное банкротство организации-должника позволяется на законных основаниях, абсолютно легально прекратить деятельность юридического лица с одновременным списанием непогашенных им долгов перед кредиторами и других обязательств перед третьими лицами.

Плюсы и минусы

Прекращение деятельности организации по упрощенной схеме банкротства имеет свои существенные плюсы по сравнению с общим порядком банкротства:

  • Упрощенная схема позволяет сэкономить денежные средства собственников, так как не проводится финансово затратная процедура наблюдения, также нет необходимости проводить материальное (финансовое) оздоровление и внешний контроль должника, что выгодно для собственников организации, которые приняли окончательное решение о прекращении деятельности организации-должника и не желают заниматься реорганизацией ее платежеспособности. Общая экономия денежных средств по упрощенной процедуре банкротства может достигать 35-45%.
  • Сокращение сроков процедуры банкротства, так как упрощенная схема предоставляет возможность введения сразу же этапа конкурсного производства, общие сроки могут сократиться вплоть до 3-8 месяцев.
  • При упрощенной схеме нет необходимости в проведении первого собрания кредиторов должника. Арбитражного управляющего очень легко сменить при чередовании процедур банкротства организации, чего при упрощенной схеме банкротства не происходит и процесс ликвидации организации не затягивается недовольными кредиторами на долгие месяцы.
  • Упрощенная процедура обладает и всеми преимуществами стандартной процедуры банкротства: носит законный (официальный) характер, предполагает гарантированную ликвидацию предприятия и исключение ведомостей о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.

Основной минус упрощенной процедуры состоит в том, что применять ее можно не во всех случаях. Собственникам предприятия для ликвидации необходимо обязательно соблюдать следующие условия:

  • Наличие единственного (мажоритарного) участника или акционера для принятия решения о ликвидации организации.
  • Отсутствие у организации к моменту начала процедуры ликвидации значительных активов (при отчуждении активов необходимо помнить о существовании риска оспаривания заключаемых сделок и признания их недействительными).
  • Организации желательно иметь неплатежеспособный (неликвидный) баланс.
  • Существование обширной задолженности организации по налоговым платежам или вступивших в силу судебных решений о взыскании долгов с ликвидируемой организации (в таких случаях организацией теряется возможность использовать альтернативные ликвидационные схемы).

Упрощенная процедура банкротства – это основная альтернатива так называемым «серым» схемам ликвидации предприятий, так как она позволяет более экономично и быстро ликвидировать предприятие, а также предоставляет собственникам и директору организации возможность минимизировать риски «серой» ликвидации.

Сроки и примерная стоимость

Сроки проведения процедуры ликвидации организации через упрощенную схему банкротства обычно не превышают девяти месяцев, хотя в среднем занимают от 5 до 7 месяцев. Общий срок осуществления ликвидационного процесса по упрощенной схеме включает в себя:

  • Предварительный анализ документации и ведомостей.
  • Принятие решения о ликвидации организации.
  • Подготовку и написание заявления о банкротстве, сбор пакета необходимых документов.
  • Проведение добровольной ликвидации организации.
  • Рассмотрение арбитражным судом заявления о банкротстве и принятие соответствующего решения.
  • Проведение этапа конкурсного производства.

При осуществлении ликвидации организации-должника по упрощенной процедуре банкротства ее стоимость определяется как фиксированная ежемесячная сумма до момента самой юридической ликвидации организации (исключение записи об организации из Единого государственного реестра юридических лиц) и составляет от 40 000 рублей ежемесячно.