Установка переработки мусора в топливо. Российскую установку, которая из мусора производит бензин, купили швейцарские бизнесмены. Пиролиз резины и шин

Чем выше уровень цивилизации, тем больше отходов. Наши предки очень удивились бы при виде того количества разнообразной упаковки, которое нас окружает. К сожалению, все это очень быстро становится мусором, загрязняющим окружающую среду.

Однако по-настоящему высокоразвитая цивилизация характеризуется не только уровнем производства и потребления, но и экологичным мышлением. Ведь бытовые отходы при соответствующей переработке могут стать , не уступающим по калорийности традиционному топливу. В странах, где технологии переработки отходов хорошо развиты, утилизация отходов составляет до трети всех источников энергии для отопления. с ее прохладным климатом.

Использование мусора для получения тепловой энергии - достаточно понятный процесс. Интереснее, что из отходов можно получать твердое, жидкое и газообразное топливо.

Твердое топливо

Твердое топливо, получаемое из мусора, характеризуется низкой стоимостью и высокой калорийностью. Сжигание такого топлива наносит гораздо меньший ущерб окружающей среде по сравнению с сжиганием традиционных теплоносителей, а отходов практически не остается. Кроме того, переработка мусора в твердое топливо помогает сохранить природные ресурсы - бурый и каменный уголь, нефтепродукты, древесину.

Поэтому на передовых предприятиях по утилизации все чаще заменяют сжигание твердого мусора изготовлением из него твердого топлива. Это экономически более выгодно.

Самый простой в переработке и подходящий материал для использования - бумага. Даже если вы не выписываете газеты, вам наверняка приходит много ненужной почты, есть устаревшие документы, счета и прочая макулатура. Если подкопить всю эту бумагу, можно с небольшими трудозатратами превратить ее в полезный продукт. Пригодится и картон от ненужных коробок.

  1. Хорошо измельчите исходный материал. Лучше всего для этих целей подойдет офисный шредер - не придется рвать бумагу руками или резать ножницами.
  2. Обрезки положите в тазик и залейте теплой водой.
  3. Помните бумагу руками, чтобы получилась кашица. Еще лучше с этой задачей справится промышленный или даже обычный кухонный блендер.
  4. Подождите 10-12 часов, затем процедите бумагу через сито или отожмите руками.
  5. Выложите массу в форму и хорошо прижмите, чтобы удалить остатки воды и сформировать брикет.
  6. Поместите форму для просушки в теплое место на несколько дней, прежде чем вынуть брикет.

Полученные брикеты можно использовать для костра на пикнике, для камина или домашней печи. Они легкие, горят намного дольше, чем обычная бумага, и дают много тепла.

Из обычного мусора можно получать синтетическое дизельное топливо, подходящее для двигателей внутреннего сгорания. Использование горючего из вторсырья не вредит окружающей среде, поскольку при его сгорании выделяется только углекислый газ. А горючесть такого топлива ничуть не хуже, чем у обычного.

Чуть ли не большинство окружающих нас предметов являются продуктами переработки нефти:

  • пластмассовые изделия;
  • полиэтилен;
  • синтетические ткани;
  • различные косметические средства;
  • и многие другие бытовые предметы.

А это значит, что все эти вещи, отслужив свой срок, могут снова стать нефтепродуктами.

Наиболее подходящее сырье для жидкого топлива - пластик. Его можно подвергнуть перегонке или, говоря научным языком, пиролизу, то есть подвергнуть нагреванию без доступа кислорода. Из одного килограмма бутылочного пластика получается около одного литра топлива.

Как сделать жидкое топливо из мусора своими руками

В первую очередь нужно позаботиться о безопасности: вокруг поля для экспериментов не должно быть легко воспламеняющихся материалов.

  1. Берем отработавшую срок покрышку и разрезаем на мелкие куски.
  2. Подготовив огнеупорную емкость с крышкой, присоединяем к ней жаропрочную трубку.
  3. Загружаем заранее приготовленное сырье в емкость.
  4. Отводим конец трубки во второй сосуд. Второй сосуд должен иметь две трубки:
    — для приема жидкого топлива;
    — для отвода газов.
  5. Третий сосуд - конденсатор. Заполняем его водой. Его крышка тоже должна иметь две трубки. Конец первой трубки должен располагаться в двух сантиметрах над дном.
  6. Соединяем трубку для отвода газов с опущенной под воду трубкой конденсатора.
  7. Вторую трубку конденсатора подводим под первый сосуд и соединяем с газовой горелкой.
  8. Еще одна основная горелка будет нагревать первый сосуд.
  9. Труба, идущая из первого сосуда, нуждается в охлаждении. Эту проблему можно решить, если поместить ее в трубу большего диметра, через которую будет течь вода.
  10. Запускаем установку для переработки мусора в топливо: зажигаем основную горелку, начинаем подачу воды в контур охлаждения. По мере разогрева резина превращается в пар. Проходя через трубу, он охлаждается, конденсируется и стекает во второй сосуд.
  11. В процессе реакции вместе с нефтью мы получаем сопутствующий газ. Через трубку для отвода он поступает на дно конденсатора. Отсюда он идет к нашей второй горелке. Поджигаем ее.
  12. После того как резина в первом сосуде закончится, отключаем горелки и подачу воды.

Высококачественный бензин у нас не получится, но таким горючим вполне можно заправить бензопилу или использовать для обогрева.

Жидкое топливо можно получить не только из резиновых покрышек, для этого подойдут:

  • старая древесина и опилки;
  • листья, солома, сорняки;
  • ореховая скорлупа и кукурузные стержни;
  • сухой навоз;
  • торф, газ.

Установка для переработки всех разновидностей мусора в настоящий бензин более сложна, но ее изготовление в домашних условиях вполне возможно. Нам потребуются два реактора и газогенератор. Первый реактор должен обладать цинк-медь-алюминиевым катализатором. Благодаря этому газ, полученный в результате нагревания мусора, будет превращаться в диметиловый эфир. Во втором реакторе должен быть расположен цеолитный катализатор (водный алюмосиликат натрия, кальция и других металлов). Таким образом можно получить чистый бензин отличного качества, которым можно заправить любой автомобиль.

Получение топлива из мусора в домашних условиях - задача, которая вполне по силам рачительному хозяину, обладающему техническими навыками. Вместо расходов на утилизацию и загрязнения окружающей среды мы получаем полезный продукт, сделанный своими руками. Кроме очевидной экономической выгоды, этот процесс может быть очень увлекательным занятием.

Пиролиз ТБО должен помочь землянам очистить окружающую среду от мусора и уменьшить нагрузку на нефтеперерабатывающую промышленность. Это производство, которое может дать ощутимый доход бизнесмену, наладившему его, так как сырьем служит дешевый мусор, которого только по России за год образуется 3,5 миллиарда тонн.

Пиролиз – это разложение тяжелых органических веществ на более легкие при нагревании и в отсутствии кислорода. На латинском языке «pir» – это огонь, а «lizios» – разлагаю, дословный перевод термина: «разлагаю огнем». Смысл пиролиза ТБО (смотреть схему ниже) сводится к тому, что соединения, образующие мусор, при нагревании расщепляются на вещества, имеющие более низкую молекулярную массу. В результате пиролиза образуется три основных продукта:

  • пирогаз (пиролизный, пиролитический газ или синтез — газ) – это смесь газов, способных гореть и негорючих;
  • пиролизное (пиролитическое) масло и вода. Пиролизное масло имеет разный состав и может служить впоследствии печным топливом или сырьем для переработки;
  • пикарбон (твердый углеродсодержащий остаток – уголь).

По ходу пиролиза происходит четыре общих для всех его видов процесса: просушка мусора (в сушильной камере), сухая его перегонка (пиролиз), горение твердых остатков, получение пиролизного газа, пиролитического масла и углеродистого остатка.

Из схемы видно, что нагревание некоторых этапов происходит за счет тепла, вырабатываемого по ходу пиролиза.

Пиролиз ТБО может протекать в разных температурных режимах. При низких температурах выход газа меньше, больше образуется пиролитического масла и пикарбона. С увеличением температуры равновесие сдвигается в сторону образования синтез – газа.

Пиролиз ТБО имеет неоспоримые преимущества перед утилизацией мусора сжиганием. Во-первых, не происходит загрязнение среды, во-вторых, сырьевым материалом служат отходы, при этом примечательно, что пиролизом перерабатываются отходы, которые сложно утилизировать, например, старые шины. Пиролизные остатки не содержат агрессивных веществ, поэтому их можно складировать под землей, причем такие отходы образуются в меньшем количестве, чем после сжигания. При пиролизе тяжелые металлы не восстанавливаются, а уходят в золу. Полученные продукты легко хранить и перевозить. Оборудование не является массивным, и оно относительно недорогое.

Виды пиролиза

По воздействию разных значений температур на мусор пиролиз делится на низкотемпературный и высокотемпературный. Первый протекает при температуре до 900 0 С, а второй – при температуре больше 900 0 С.

Низкотемпературный пиролиз. Технология обработки отходов данным способом заключается в нагревании сырья в шахте до 350 – 450 0 С без доступа воздуха, то есть при отсутствии как кислорода, так и азота. Стабильная температура и полное отсутствие кислорода гарантируют, что сырье не будет гореть, а также не будет помех для интенсивного протекания таких процессов как нагревание, плавление, испарение, разложение углеродистых соединений. При данном типе пиролиза неважно, каков химический состав перерабатываемых отходов и в каком соотношении находятся в них органические вещества. Пиролизный газ имеет, практически, одинаковый состав:

  • горючая составляющая: угарный газ, метан, этилен, сероводород, водород;
  • негорючая составляющая: углекислый газ и азот.

Важно, что горючая составляющая значительно превышает по содержанию негорючую, а это значит, что пиролизный газ можно использовать так же, как добываемый природный газ. Выход полученного горючего газа зависит от качественного состава сырья: так, пищевые отходы образуют газ, насыщенный влагой, чего не скажешь о пластмассах.

Принципиальная схема низкотемпературного пиролиза

Высокотемпературный пиролиз. Технологическая цепочка:

  1. Сортировка мусора с удалением больших предметов, цветного и черного металлолома.
  2. Измельчение и просушка отобранных отходов.
  3. Разложение просушенного сырья с целью образования пиролитического газа, пиролитического масла, шлаков и побочных веществ, таких как Cl 2 , F 2 , N 2 .
  4. Ликвидация загрязнителей и снижение температуры полученного газа.
  5. Употребление пиролитичского газа для получения пара, электрической или тепловой энергии. Чаще всего этот газ применяется обратимо для инициирования пиролиза.
  6. Пиролитическое масло после складирования направляется в качестве сырья на заводы нефтехимической промышленности для изготовления горюче – смазочных материалов, заменителей мазута и дров.

Принципиальная схема высокотемпературного пиролиза

Плюсы и минусы пиролиза ТБО

Положительные стороны низкотемпературного пиролиза:

  • нет острой необходимости сортировать углеводородные остатки (даже полностью несортированные отходы дают выход пиролизного газа в два раза больше по сравнению только с пищевыми отходами);
  • городские свалки выступают в роли источника сырья для производства;
  • отсутствие ядовитых оксидов серы и азота.

Недостатки низкотемпературного пиролиза:

  • сложная конструкция крупногабаритных печей;
  • высокая стоимость печей;
  • необходимость в большом количестве работников;
  • не происходит полный распад диоксинов, содержащихся в сырье;
  • тяжелые металлы не плавятся, а выпадают в осадок вместе со шлаком.

Преимущества высокотемпературного пиролиза:

  • можно перерабатывать сырье с небольшим количеством горючих материалов;
  • образующийся газ поднимается снизу вверх и проходит через слой мусора, который подается сверху. При этом газ не захватывает пылевые частички, что служит залогом его чистоты;
  • пиролизный газ подобен природному, и его целесообразно применять для выработки тепловой энергии, а на небольших электростанциях для выработки электричества;
  • пиролизный газ проще очищать от ненужных примесей (если вообще таковые есть) из-за низкой температуры;
  • поскольку процесс идет в отсутствии кислорода, то пиролизный газ не содержит опасные диоксины, образующиеся при сжигании углеводородов;
  • если в ходе пиролиза получается жидкая фракция (из старых покрышек образуется, например, пиролизное масло, которое не совсем точно называют синтетической нефтью), то ее используют как заменитель нефтепродуктов;
  • зола не содержит неокисленный углерод и имеет низкую температуру, что позволяет использовать ее, например, в дорожном строительстве.

Какие отходы можно перерабатывать при помощи пиролиза

Обратите внимание! ТБО – твердые бытовые отходы – разные субстанции, которые без обработки невозможно вторично использовать в бытовой деятельности человека.

ТБО – это смесь веществ органического и неорганического происхождения, имеющих разные свойства. В России отходы не сортируются. Однако за рубежом, да и у нас в стране есть тенденция к снижению в мусоре доли пищеотходов и увеличению доли упаковочных материалов: пластика, картона, бумаги. Исследования показали, что примерно 30 процентов по весу и 50 процентов по объему ТБО приходится на долю упаковочного материала. А 13 процентов по весу и 30 процентов по объему упаковочного материала приходится на долю пластмассовых изделий, в подавляющем большинстве пластиковой посуды. Органическую составляющую мусора подразделяют на:

  • компостируемую (кухонные отбросы, опил, кора и ветки деревьев, щепа, старые газеты, картон);
  • некомпостируемую (пластмассы, резина, кожа, выброшенные старые шины, кабели, вязкие пастообразные отходы, такие как машинное масло, нефтешламы, почва, на которую попали горюче-смазочные материалы).

Пиролизу подвергается компостируемая и некомпостируемая составляющие мусора.

Пиролизное оборудование для переработки отходов

Современное оборудование может работать с использованием сырья, полученного почти из любых видов органических отходов с использованием собственной энергии. Обязательной составной частью системы аппаратов для пиролиза является реактор.

Интересно! Изначально первые пиролизные аппараты появились в России в девятнадцатом веке. В те времена пиролизу подвергался керосин для приготовления из него газа и бензина, которые применялись для освещения.

Переработка сырья осуществляется в зонах реактора (схема ниже):

  • вверху температура поддерживается на уровне 100 – 200 0 С и здесь сырье подсыхает (этап №1);
  • в середине при температуре 1000 – 1200 0 С происходит термическое разложение органической массы и коксование ее, при этом часть углерода сгорает с выделением тепла, поддерживая нужную температуру (этап № 2);
  • внизу твердый остаток охлаждается до температуры 100 0 С, остатки углерода догорают и преобразуется в золу – пикарбон, карбон (этап №3);
  • отведение продуктов пиролиза для складирования и повторного применения (этап № 4).

В настоящее время промышленность предлагает следующие типы оборудования для пиролиза ТБО:


Если упростить промышленные механизмы пиролиза, использовать необъемные аппараты, то можно создать небольшую установку для пиролиза, применяемую в личных целях простыми людьми. В быту с помощью этой установки можно получать тепловую энергию, а в промышленности – востребованные химические продукты.

Видео о работе пиролизной установки, находящейся в Татарстане, о технологии проведения процесса, о достоинствах данного способа утилизации твердых бытовых отходов:

Пиролизный завод

В качестве примера пиролизного завода рассмотрим технологию переработки ТБО на мини – заводе ШАХ «ПОТРАМ — ТБО». Технология производства на этом заводе построена с использованием отдельных модулей:

  • для сортировки, измельчения и компостирования ТБО. Производственная площадка имеет размеры 50м в длину, 30м в ширину и 12м в высоту;
  • просушки компоста;
  • образования синтетического пиролизного масла;
  • получения дистиллятов из пиролизного масла;
  • очистки дистиллятов до уровня чистоты Евро-4.

Модульная схема работы завода дает возможность приспосабливаться к абсолютно разным видам ТБО.

Мусор на заводе перед обработкой проходит радиационный контроль, большие куски мусора измельчаются (размеры измельченных частиц не должны превышать 250 мм в диаметре) и компостируются. Компост содержит до 60 – 65% воды, поэтому он поступает в установку низкотемпературного пиролиза для удаления влаги. Далее этот материал отправляется в установку высокоскоростного пиролиза, где он перемешивается с золой ТБО, образованной здесь же и имеющей высокую температуру порядка 800 – 850 0 С. Смесь поступает в реактор, который медленно вращается. В этом реакторе смесь без кислорода прогревается до температуры 460 – 490 0 С.

Происходит термическое разложение тяжелых органических молекул с образованием легких углеводородов, которые затем конденсируются, и с выделением неконденсирующихся газов (водорода, азота, угарного газа, сероводорода и других), также образуется твердый углеродистый остаток и зола.

В условиях данной технологии происходит очень быстрый, практически мгновенный нагрев компоста, лишенного влаги, что обеспечивается высокоэффективным подводом энергии.

Плюсом системы является снижение потерь тепловой энергии, так как она не рассеивается в окружающее пространство. Для того чтобы запустить реактор, нужен обычный пропан, а для разогрева требуется всего 4 часа.

Полученная в реакторе смесь паров и газов поступает в следующий модуль, где пары углеводородов подвергаются конденсации, образуя жидкую пиролизную составляющую. Неорганические вещества испаряются или идут на химические предприятия для дальнейшей модификации. Газ, не подвергшийся конденсации, отправляется обратно в цикл, где он сгорает, а выделяющееся тепло обратимо используется в реакторе.

Жидкая составляющая пиролиза отправляется на склад, чтобы потом реализоваться как исходное сырье на предприятиях нефтехимии, как горючее автомобилей и локомотивов, как заменитель мазута и печного топлива в ТЭЦ и котельных.

Твердый остаток поступает из реактора в аэрофонтанную топку, где он дожигается в воздушном потоке. Образовавшееся тепло применяется для прогревания золы – теплоносителя. Горячая зола поступает в реактор, помогая разлагать органическую массу.

Таким образом, утилизация ТБО пиролизным методом – это эффективное решение переработки мусора, так как данный способ позволяет извлекать тепловую энергию и ценные продукты из отходов, практически не загрязняя при этом природную среду.

Тут вы увидите производство энергии из отходов различных сфер.

Видео: Навоз перерабатывается в энергию. Итальянское оборудование.

Установка по производству биогаза из навоза (из отходов животноводства) в Италии Монербио .

На севере Италии очень много ферм. Навоз тут превращают в деньги.
Хозяйство из 100 000 коров и 50 000 свиней. Навоз и остатки силоса поступают в термотанки, а там превращаются в газ и соответственно в тепло и электричество. Часть электроэнергии от биотоплива применяется для внутренних нужд, а часть электроэнергии идет на продажу.

За сутки образуется около 500 кубических метров навоза.

Установка по выработке и переработке биогаза (из отходов с фермы) превращает это количество навоза в 24 тысячи Квт энергии. Также данная установка производит удобрение для полей с высоким содержанием азота и решает проблему утилизации отходов.

Установки по переработке навоза необходимы для районов с высоким количеством фермерских угодий и хозяйств.
Установки позволяют из органических отходов получать энергию из отходов. Биогазовая установка дает прибыль с первых же дней эксплуатации. В качестве сырья идет: навоз, остатки силоса ,отходы бойни. Отходы превращаются в доходы в виде горючего газа и высококачественных удобрений.
Установка позволяет экономить огромные денежные суммы с утилизации отходов, плюс может давать тепло для отапливания помещений свинокомплекса, коровников и других зданий сельской промышленности.

Биогаз помещают в котел, который горит а следовательно нагревает сами установки (мета танки) и отапливает здания.
Есть возможность перерабатывать и жидкие отходы в виде масла, которые дают очень высокую энергию.
Вся техника компьютеризирована.
Можно утилизировать отходы муки, макароны испорченные и другие мучные отходы.


Видео: топливные брикеты из отходов древесины

Один кубик топливных брикетов заменяет 5 кг обычных дров.
Отходы производства фабрики по производству шпона 5 000 кубометров в месяц. Раньше всё сжигали - но теперь это вторичное сырьё для топливных брикетов.

Вид дерева на свойства топливного брикета из отходов древесины не влияет.

Бересту, щепки и стружку отправляют в дробильную машину (кстати для топливного брикета подходит даже шелуха от семечек). Далее это сушится и прессуется. Влажность топливных брикетов до 4%. Одна тонна топливных брикетов из отходов деревообрабатывающей промышленности равносильна 5 тоннам обычных дров. Дает столько же тепла, а стоит дешевле.
Топливные брикеты из отходов дерева горят дольше, так как они очищены от примесей и влаги. Пресс прессующий брикеты дает давление в 300 атмосфер. Топливные брикет имеет плотность в 2-3 раза выше чем простая древесина, так как в брикете нет пор, которые есть в обычной древесине. Длительность горения одного брикета, сделанного из отходов древесины составляет порядка 5-8 часов.
При производстве таких брикетов - рубить деревья на дрова становится бессмысленным. Следовательно сохраняется количество деревьев, а следовательно и чистота воздуха. Идет экономия ресурсом нашей страны.


Тверская установка по переработке всех отходов в биотопливо (репортаж телеканала Пилот).

Установка перерабатывает как бытовой мусор, так и химические отходы. Причем без вреда для экологии - выбросов в атмосферу не происходит.
Установка по переработке отходов производит из отходов: газ, электричество, жидкое топливо, углерод. Перерабатывается практически весь мусор в одной установке.
Опытная установка для отопления около 2000кв м стоит около.....
Установка может быть поставлена на колеса и быть мобильной станцией по утилизации отходов несанкционированных свалок прямо на месте их образования.


Видео энергия из отходов РТИ (шин, покрышек). Институт электрификации сельского хозяйства. Лаборатория биотоплива. Москва.

Измельченная резина по конвейеру (транспортёру) поступает в бункер. Пневматическим поршнем масса проталкивается в пиролизную камеру. Далее происходит процесс горения. Предварительно необходимо выбрать их отходов железо, стекло, камни.
На выходе при переработке получаем: горючий газ, углерод, жидкое топливо из чего можно получать и тепло и электроэнергию. На этой установке газ с диоксидами (вредными веществами) поступает обратно в дизель и вредные вещества сгорают за счет больших давлений и температур, т.е. разлагаются на элементарные составляющие (азот, кислород, серу). Выхлопы в атмосферу не превышают выбросов любого дизельного двигателя.
Из получаем жидкое топливо. Анализы топлива: 10% мазутной составляющей, до 15% бензиновых фракций остальное - хорошее чистое дизельное топливо.
Продукт вторичной переработки резино-технических изделий: жидкое углеводородное дизельное топливо высокого качества.


Видео. В Томске получают бензин из отходов. (Пятый канал.)

Бензиновыжималка. В установку засыпаются любые углеродосодержащие отходы, будь то: окурки, пепел.
В установку встроен измельчитель. Далее идёт процесс окисления. Вырабатывается до 200 литров топлива в час. Можно получать: бензин, солярку, авиационный керосин. Горючая жидкость, полученная при переработке мусора - очень горючая. В получаемом топливе нет ни осадков, ни сажы.
АИСТ - альтернативный источник синтезированного топлива. Данная установка может ставиться в подвале здания и перерабатывать отходы, а тепло полученное в результате реакции окисления может направляться на обогрев здания.
Альтернативное топливо, полученное при переработке мусора на данной установке, может использовать в качестве бензина для автотранспорта, но будет в несколько раз дешевле. Октановое число полученного при переработке отходов топлива соответствует стандарту евро-5 (экстра и супер люкс класса).


Видео: топливо из ПЭТ и шприцов (Красноярск) (из отходов медицинских учреждений)

Красноярские изобретатели получают горючее из отходов пластиковых бутылок. Аппарат сделать из полигонных трубок и старого огнетушителя. В качестве сырья используются : полипропиленовые шприцы, ПЭТ бутылки, пластиковые бутылки. Пластик подвергается термообработке без доступа кислорода. Температура поддерживается в герметичной колбе, сделанной из старого огнетушителя. В результате гидролиза получаются разные фракции горючего: от похожего на бензина до мазута. Данная жидкость пригодна для использования в двигателях внутреннего сгорания. На видео данным топливом из отходов заправили бензопилу и она работала. Также изобретатели делают сорбент для сбора нефтепродуктов (похож на простую вату и моментально впитывает вредные вещества). Себестоимость бензина из вторичного пластика в 5 раз дешевле традиционного топлива. Горючее собственного производства, полученное при переработке мусора.

МИНСК, 26 мая - Sputnik. Два года понадобилось белорусскому заводу "Аэроэнергопром" во главе с конструктором Виталием Шабловым, чтобы создать уникальную установку по переработке отходов, которой заинтересовались во многих странах - России, Украине, Латвии, Германии, Бельгии, Китае и даже на Сейшельских островах.

В пятницу чудо-машину, избавляющую от отходов, в Минском технопарке презентовали журналистам, а буквально на днях ее отправят к заказчику - в КНР на фабрику по производству ковров. Как выглядит агрегат и как он действует, рассказал директор завода "Аэроэнергопром".

Удачный эксперимент

Создать установку по переработке отходов белорусам помогли немцы - именно они выступили инвестором инновационного проекта. Уникальным агрегат делает методика переработки - пиролиз: он позволяет разложить какие-либо материалы на составляющие при высоких температурах без кислорода.

"Чтобы разобраться, что получается из различных отходов, мы на нашей экспериментальной установке "Пульсар" стали перерабатывать различные виды мусора. На сегодняшний день больше 50. Этим заинтересовались люди во многих странах мира, и мы объявили, что перерабатываем отходы бесплатно, чтобы определить экономическую выгоду в процессе переработки", - рассказал Шаблов.

© Sputnik / Ирина Букас

Директор завода "Аэроэнергопром" Виталий Шаблов

Оказалось, что эта ниша была пуста, и люди начали присылать белорусским экспериментаторам различные отходы из разных стран. На "Аэроэнергопроме" их перерабатывали и фиксировали, что из них получалось.

"Стали изучать эту технологию самостоятельно, потому что перенять опыт переработки отходов методом пиролиза оказалось не у кого. Есть определенные проблемы в работе установок, поэтому многие зарубежные компании, которые пытались работать с пиролизом, терпели фиаско, а установки выходили из строя на первых же этапах запуска", - поделился конструктор.

© Sputnik / Ирина Букас

Белорусский завод с успехом решил эту задачу. "Мы заставили парафины и загрязняющие вещества конденсироваться в нужном месте в нужное время. Полгода потратили еще на доработку очистки пиролизного газа на 100%. Самое главное, что этот чистый газ можно пускать потом на выработку электроэнергии в турбины и в двигатели внутреннего сгорания, и они будут успешно работать, не выходя из строя", - отметил Шаблов.

В чем уникальность?

После того как результат был достигнут, появился заказчик из Германии, с которым был подписан контракт на разработку завода по переработке отходов для одной из крупнейших фабрик Китая по производству ковровых изделий.

"Мы попросили наших партнеров доставить с фабрики тот отход, который агрегат будет перерабатывать, и из Китая мы получили всего 20 килограммов этого продукта, мы его берегли, как золото, работали с ним, снимали параметры. Работа шла по 10 часов в сутки без выходных и без праздников", - рассказал Шаблов.

В итоге получился уникальный проект. "Завод готов. Он полностью автоматизирован, в нем реализованы самые последние достижения в мире в области пиролизной переработки. Кроме того, доработаны технологии стопроцентной очистки не только пиролизного газа, но и выхлопных газов - степень очистки 99,6% и 99,8%", - поделился достижением директор "Аэроэнергопром".

© Sputnik / Ирина Букас

Агрегатом заинтересовались некоторые предприятия Беларуси, а также очень многие страны из Африки, Европы и Азии.

"Интерес большой, поскольку стоимость завода по переработке отходов в Европе на порядок выше, чем у нас. Самый главный момент - нам удалось сделать мобильные перерабатывающие комплексы, которые позволяют производить стопроцентную экологическую переработку в малых объемах", - подчеркнул Шаблов.

Такие мини-заводы могут транспортироваться в любую точку планеты, их можно размещать на железнодорожном, автомобильном транспорте, можно перемещать с помощью воздушных судов. "Эти заводы могут работать автономно, без электроэнергии, потому что установка запускается на каком-либо топливе, вырабатывается энергия от бензогенератора, а дальше завод практически поддерживает себя за счет вырабатываемого газа, поддерживает процесс, вырабатывает электроэнергию", - рассказал эксперт.

© Sputnik / Ирина Букас

Фактически, эта технология позволяет переводить в товарный продукт те отходы, которые являются загрязнителем окружающей среды во всем мире.

Цена вопроса

По словам руководителя проекта, один агрегат может перерабатывать не один вид отходов. "Любая установка, которую мы производим, работает на группу отходов. Завод, который уже создан, например, работает с полиэтиленами и пластиками, с любым продуктом, который можно усреднить методом дробления через шредер и в котором нет твердых элементов - металла, стекла, камней. Все остальное он переработает. В целом, эта установка способна переработать 10-15 видов отходов", - уверяет Шаблов.

© Sputnik / Ирина Букас

Полиэтилен и пластик - продукты, которые больше всего загрязняют планету - это очень экологически и экономически эффективный материал, который можно перерабатывать.

"При переработке полиэтилена получается четыре продукта: чистый газ, топливный (или пиролизный) парафин, который как раз-таки и выводит из строя установки и который можно использовать как экологически чистое топливо, пиролизная жидкость, из которой при дальнейшей переработке можно получить прямогонный бензин, и 3-8% зольного остатка - это очень мало. Токсичных составляющих там нет", - утверждает конструктор.

По его словам, при переработке разных отходов есть определенный выход получаемых продуктов. "Из полиэтилена мы получаем топливной фракции от 75 до 98%: то есть из тонны отходов получается почти тонна топлива. Это фантастика, на самом деле!" - улыбается он.

Каждая установка делается по техническому заданию заказчика, которое согласовывается с "Аэроэнергопромом". "Мы не стали штамповать эти заводы потому, что один и тот же отход имеет разные характеристики. Мы пришли к тому, что нельзя подходить к этому обобщенно. Должна быть четкая проработка с точки зрения экологической составляющей, безопасности, и должны быть учтены требования заказчика", - пояснил Шаблов.

© Sputnik / Ирина Букас

Стоимость такого агрегата от белорусского завода - от 350 тысяч евро и выше. "Но это именно промышленный комплекс", - уточнил конструктор.

"Мы уже два года работаем, но за это время государство не проявило интереса к этой установке, к нам обращаются только отдельные белорусские компании. Я думаю, это значит, что у нас, наверное, все очень хорошо в области переработки отходов. Интерес проявляют "отсталые" страны: Германия, Бельгия, Нидерланды, Великобритания", - на прощание поиронизировал Шаблов.

Честно говоря, по дороге из Петербурга в Кириши не очень верилось в реальность этой технологии, всё время хотелось обнаружить подвох. Главный вопрос: неужели мы смогли обогнать тех же японцев и прочих немцев с американцами, годами работающих в этом направлении?

Но вот она – мобильная установка ПРОК. Погрузчик загружает в похожую на небольшой паровозик термолизную камеру обычные старые шины, и минут через 30 оператор сливает в ведерко коричневатую жидкость, изрядно попахивающую горелой резиной. Сразу заливать ее в топливный бак, конечно, не стоит – разве что после очистки.

По словам Михаила Вострикова, генерального директора петербургской компании "Турмалин" (производителя этой установки), задачи добывать моторное топливо из мусора специалисты компании изначально не собирались. Фирма занималась производством систем газоочистки, стерилизаторов медицинских отходов и даже мусоросжигательных заводов. Но все эти агрегаты требуют постоянных вложений: потребляют электроэнергию и газ.

Кризис, обрушившийся на российскую экономику в конце 2014 года, заставил и наших инженеров задуматься о создании установки, которая не требовала бы дополнительных затрат при эксплуатации. И уже к декабрю месяцу группа специалистов под руководством главного конструктора компании Дмитрия Кофмана создала свой ПРОК.

В принципе, ничего нового и тем более революционного петербургские химики не создали. В основе технологии лежит известный процесс термолиза (его еще называют пиролизом) – ускоренного низкотемпературного (до 500 ⁰С) разложения сырья. Хотя свои секреты у питерских технологов, конечно, есть. Например, им удалось подобрать правильный температурный режим, уйти от применяемых во всем мире пиролизных реакторов так называемого закрытого типа...

Пока лишь танковый дизель

Помимо жидкого топлива (которое сразу можно залить в генераторную установку на основе неприхотливого танкового дизеля), установка производит топочный газ – полный аналог природного, его можно использовать в отопительных системах. Чтобы запустить установку, достаточно бытового газового баллона, а при необходимости можно "разогнать" ее и на дровах. На "грязное" топливо уже нашлись покупатели – оно вдвое дешевле дизтоплива и чище флотского мазута. При переработке резины дополнительный доход приносит продажа металлического корда на вторсырье. Так и представляешь себе такую установку рядом с каждой будкой шиномонтажа.

Увы, в нашей реальности такие инновации хороши разве что для фермеров (помимо резины, они могут перерабатывать практически любое органическое сырье), автопредприятий да уже упомянутых шиномонтажек. Для массового применения ПРОКов нужно создать инфраструктуру, то есть обеспечить сбор и переработку неочищенных углеводородов в приемлемое топливо. А зачем государству создавать громоздкую и затратную (а на первых порах весьма затратную) систему, когда необходимое для производства бензина, дизельного топлива и топочного мазута сырье в необходимых количествах добывается сегодня непосредственно из земли? Кто еще не догадался, речь идет о самой обычной нефти.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Производители "мобильных нефтяных скважин" уверяют, что рентабельность их установки при круглосуточной загрузке достигает 600%. Однако они включают сюда и стоимость утилизации мусора – тех же старых шин. А значит, для автопредприятий и шиномонтажей (если они решатся приобрести ПРОК) это будут лишь сэкономленные средства, а не "живые" деньги. При этом стоимость небольшой односекционной установки, рассчитанной на загрузку 2 тонн сырья, составляет около 5 млн рублей.

От Эстонии до Польши

Демонстрация установки происходила на базе ООО "Стройгаз", компании-владельца одной из двух ныне существующих промышленных установок ПРОК. Генеральный директор компании Владимир Петров использует всё производимое установкой топливо для нужд предприятия: газ – для обогрева производственных помещений, на жидком топливе работает аварийный генератор. Старые шины достались ему "в наследство" от соседнего автопредприятия. В принципе, подобных малых бизнесменов, способных рискнуть ради сравнительно небольшой экономии, в нашей стране хватает. Но основной потребитель таких установок – за границей.

"У нас заказчики из Эстонии, Польши, Литвы и Белоруссии в очередь уже стоят, – говорит Михаил Востриков. – У них своей нефти нет, дизтопливо дорогое, вывоз и утилизация мусора дорогие".