В греческом стиле художники картины. Монументальная роспись греции. «Геракл побеждает Лернейскую гидру»

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 17.12.2015 17:15 Просмотров: 4764

Древняя Греция представляла собой группу цивилизаций, существовавших с III тысячелетия до н. э. до I века до н. э. в южной части Балканского полуострова, на прилегающих к нему островах и на западном побережье Малой Азии.

В настоящее время термин «Древняя Греция» используется для обозначения грекоязычного населения не только на той территории, которую сегодня занимает современная Греция, но и для других регионов, заселенных греческим народом: Кипр, Кавказ, Крым, Иония (западное побережье Турции), Сицилия и юг Италии (Великая Греция), а также греческие поселения на берегах Средиземного, Чёрного и Азовского морей. Это всё – Древняя Греция.

Но сами греки свою страну называют Элладой, а себя – эллинами. А Грецией страну начали называть древние римляне.
Греция – родина западной цивилизации, мировой демократии, западной философии, архитектуры, скульптуры, Олимпийских игр и т.д.

Изобразительное искусство Древней Греции

Скульптура

Самым любимым видом искусства у древних греков (эллинов) была скульптура. Статуями поощрялись любые достижения: победы спортсменов на Олимпийских играх, удачные пьесы драматургов. Статуи богов сооружались в храмах и на городских площадях. Древнегреческая скульптура известна многочисленными шедеврами, которые до сих пор вызывают восхищение.
Мастера скульптуры – Фидий, Мирон, Поликлет Старший.
Фидий (ок. 490 до н. э.-ок. 430 до н. э.) – древнегреческий скульптор и архитектор, один из величайших художников периода высокой классики. Большинство его работ не сохранились, они известны только по описаниям античных авторов и копиям. Но слава его была огромной.

Фидий. Статуя Зевса в Олимпии
Эта статуя – третье чудо света древнего мира. Она была воздвигнута в V в. до н. э. Мраморный Зевс превосходил по размерам все существующие на тот момент храмы. Массивную крышу здания размером 27 х 64 м поддерживали колонны из ракушечника. На мраморных фронтонах храма были изображены подвиги Зевса.

Фидий «Афина Парфенос»
Знаменитая древнегреческая скульптура (447-438 г. до н. э.). Не сохранилась. Известна по копиям и описаниям.
Богиня Афин, покровительницы города Афины. Была установлена на вершине Акрополя, в главном храме – Парфеноне.
Высота статуи 13 м. Выполнена из золота и слоновой кости.
Поликлет Старший – древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работал в Аргосе во второй половине V в. до н. э. Поликлет часто изображал атлетов в состоянии покоя, спортсменов, олимпийских победителей.

Поликлет «Дорифор»
Самое знаменитое произведение Поликлета – «Дорифор» (Копьеносец) (450-440 до н. э.). Считалось, что фигура создана на основе «канона Поликлета»: в основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела (правая сторона, то есть опорная нога и опущенная вдоль тела рука, статичны и напряжены; левая, то есть оставшаяся сзади нога и рука с копьем, расслаблены, но в движении). Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы.

Поликлет «Диадумен» («Юноша, увенчивающий себя победной повязкой (диадемой)». Копия
Эта знаменитая статуя Поликлета создана около 430 г. до н. э.
Пракси́тель – древнегреческий скульптор IV в. до н. э. Достиг совершенства в передаче грации тела и тонкой гармонии духа. Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только его лучшим творением, но и лучшей статуей всех времён.

Пракситель «Афродита Книдская» (350-330 гг. до н.э.). Копия
Считается, что Афродита Книдская стала первым скульптурным изображением нагого женского тела в древнегреческом искусстве.
Эпоха Александра Македонского и последующая за ней принесли в искусство новые настроения и темы. Художников (Апеллеса, Протогена и др.) стали интересовать душевные проблемы людей, их сомнения и поиск истины, а также состояние в трагические моменты (скульптурная группа Лаокоон). Скульптурные портреты уже передают индивидуальные черты. Ярким было творчество Скопаса (сохранился скульптурный портрет Александра Македонского).

Мирон «Дискобол» (V в. до н. э.). Музей Терм (Рим)

Вазовая живопись

Живописные произведения (фрески, картины) Древней Греции не сохранились, но вазовая живопись дает представление об их уровне.

Чернофигурная амфора. Геракл и Герион. Около 540 г. до н. э. Государственное античное собрание (Мюнхен)
Чернофигурный стиль изображения (тёмные фигуры на светлом фоне) в классическую эпоху сменился краснофигурным: изображения стали более реалистичными.

Фиала (плоская жертвенная чаша без ручек) с изображением юноши, приносящего жертву вином, на лицевой стороне. Ок. 480 г. до н. э. Лувр (Париж)

Архитектура Древней Греции

Строительство храмов, главная архитектурная задача у греков, породило художественные формы, которые использовались потом при строительстве других объектов. Храмы Древней Греции сохраняли один и тот же основной тип, усвоенный позже и древними римлянами.
Греческие храмы не отличались размерами или другими особенностями. Они были похожи на жилища простых людей, но были более изящными.

Основные элементы греческого зодчества
Важную роль играла в греческой архитектуре колонна: её формы, пропорции и декоративная отделка подчиняли себе формы, пропорции и отделку других частей сооружения; она была модулем, определяющим его стиль.
Греческая архитектура делится на несколько периодов.
Вещественных памятников архаического периода ((VII до н. э. до времён Солона (590 до н. э.) не сохранилось.
Ранне-классический период (590 до н. э. - 470 до н. э.) – в основном дорический стиль, сначала тяжёлый и неизящный, потом делающийся более лёгким, смелым и красивым. К этой эпохе относится храм Артемиды в Эфесе, считавшийся одним из чудес света, сожжённый Геростратом, возобновлённый при Александре Македонском и исследованный английским археологом Вудом.

Вид на руины храма Артемиды в Эфесе
Классический период (470 до н. э. - 338 до н. э.) – самая блестящая пора греческого искусства. Продолжает господствовать дорический стиль, входит в употребление ионический стиль и коринфский.

Храм Ники Аптерос
К этому периоду относятся Храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой) при входе в афинский акрополь, роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона в Бассах (в Фигалейе, в Аркадии), храм Зевса в Олимпии, знаменитый по своим скульптурным украшениям, в особенности по колоссальной статуе отца богов, исполненной Фидием.
Период эллинизма (338 до н. э. - 180 до н. э.) отмечен влиянием чувственности и изнеженности Востока, проникших в Элладу. Главная забота – о пышности и эффектности сооружений; господствует пристрастие к коринфскому ордеру; строятся здания гражданского характера - театры, дворцы и пр. Переход от прежнего направления к новому выражает собой храм Крылатой Афины, построенный скульптором Скопасом в Тегее.
Башня Ветров – древнейший метеорологический памятник в Афинах, высотой 12 м и диаметром около 8 м, построенный в это время.

Башня Ветров (Афины)

Развивалась на протяжении очень длинного временного отрезка, именно поэтому оно настолько интересно, необычно и многогранно. Вся древнегреческая культура делится на пять периодов: Ранняя Греция, Архаический, Классический и Эллинистический. Период Ранней Греции берет начало еще в третьем тысячелетии до нашей эры, а Эллинистический период завершается в первом веке

Древнегреческое искусство достойно изучения во всех своих проявлениях, однако особенно интересны живопись и музыка.

Живопись Древней Греции изучают, как правило, по сохранившимся до наших дней керамическим вазам. Ведь именно на них большинство ремесленников практиковались в живописи, рисуя красивые и весьма правдоподобные картины.

Изначально вазы расписывались наиболее простыми фигурами - геометрическими (ромбы, квадраты, треугольники, круги). Из них составлялись различные орнаменты. Со временем искусство Древней Греции совершенствовалось, художники вели себя все смелее, экспериментировали все больше и начали изображать на вазах не только абстрактные фигуры, но и людей, животных, пейзажи. И если сначала реальные фигуры изображались только вместе с геометрическими, то впоследствии первые окончательно вытеснили последние.

Еще позже люди и животные стали изображаться не просто так, а в действии. Наиболее частой темой для картины были мифы, фрагменты из которых греки и пытались запечатлеть на своих вазах.

Отдельно стоит сказать о двух цветовых стилях росписи: чернофигурном и краснофигурном. Чернофигурный стиль подразумевал изображение черных фигур на красном фоне и был первым. А краснофигурный, подразумевающий изображение красных фигур на черном фоне, пришел несколько позже.

В Классический период искусство Древней Греции включило в себя еще один вид живописи - монументальный (фрески и мозаика).

Кстати, греческие художники первыми в мире открыли два новшества в живописи: игру светотени на рисунке (это открытие принадлежит великолепному художнику Апполодору Афинскому) и подпись под своим рисунком (ее ставили самые лучшие художники под своими лучшими произведениями).

Не менее интересно и музыкальное искусство Древней Греции. Слово "музыка" происходит от греческого "муза" (покровительница искусств) и дословно переводится как "искусство муз". Следует отметить, что в понимании греков музыка являлась не самостоятельным искусством, а совокупностью трех других: непосредственно музыки, поэзии и танца. И, в свою очередь, - непременной составляющей других

Так, невообразимо было без хора, а трагедия вообще произошла от хвалебной песни Дионису (дифирамбы). Само слово "трагедия" переводится как "песнь козла" - люди, певшие дифирамбы, одевались в козлиные шкуры, чтобы подражать мистическим спутникам своего бога. Таким образом, музыкальное искусство античности является одним из самых значимых.

Но вернемся все-таки непосредственно к музыке. Сама по себе древнегреческая музыка представляла собой, как правило, одноголосый вокал. Объясняется это достаточно просто: ее определяла поэзия, можно сказать, что певец просто пел свои стихи, аккомпанируя себе на каком-либо музыкальном инструменте (флейте, лире, "флейте Пана", авлодии, кифародии).

В музыке имелось достаточное количество жанров. Это и гимны (песни богам и богиням), и народные песни. Среди последних выделялись крестьянские, свадебные и песни-плачи.

Существовали в древнегреческой культуре и хоровые песни - хотя и в меньшем, чем сольные, количестве. Среди них - элегии (изначально - жалобные песни, исполняемые под флейту, после - любые грустные или навевающие задумчивость и оды (хвалебные песни).

Художники Греции (Греческие художники)

Греция (самоназвание - Эллада (греч. Ελλάδα ), официальное название - Греческая Республика (греч. Ελληνική Δημοκρατία ).
Греческая Республика (Греция) государство на юге Европы, на Балканском полуострове.
Греческая Республика (Греция) на севере граничит с Албанией, бывшей Югославской Македонией и Болгарией, на северо-востоке - с Турцией. На востоке омывается Эгейским, на западе - Ионическим, на юге - Средиземным и Критским морями. Страна названа по этнониму народа - греки.
Греческая Республика (Греция) Столица Греции город Афины.
Греческая Республика (Греция) признанная колыбель западной цивилизации, место появления первых известных в истории демократических государств.
Греческая Республика (Греция) Греческий ландшафт - это чередование скалистых, обычно безлесных гор, густонаселённых долин, многочисленных островов, проливов и бухт. Живописные скалы, пляжи, экзотические гроты предоставляют огромные возможности для отдыха на море и горного туризма. Широкое распространение известняков, особенно в западной части страны, привело к формированию карстовых воронок, пещер, придающих ландшафту своеобразный дикий облик и привлекающих любителей испытать свои силы в спелеологии. Горные массивы занимают почти четверть поверхности территории страны. Это преимущественно средневысотные горы (до 1200-1800 м). Высшая точка Греции - гора Олимп (2917 м). Выше 2000 метров поднимаются также Пинд, Парнас, горная цепь Центральной Греции и Тайгет. Равнин мало, сосредоточены они в восточной половине страны, за исключением Пелопоннеса, где равнины преобладают на западном побережье.
Греческая Республика (Греция) В состав Греции входит более 2000 островов, от крупных (Крит, Эвбея) до крохотных (Патмос, Хриси, Кастелоризо). На их долю приходится около 20 % всей греческой территории.
Греческая Республика (Греция) Все острова разделяются на несколько групп:

1. Ионические острова - расположены в Ионическом море, у западных берегов Греции. Крупнейший остров - Кефалиния.
2. Северные Эгейские острова - расположены на севере Эгейского моря, у берегов Турции. Крупнейший остров - Лесбос.
3. Северные Спорады и остров Эвбея - расположены у восточных берегов Греции.
4. Киклады - находятся в центре Эгейского моря. Центр древней развитой Кикладской культуры. Здесь расположены в основном небольшие острова: Андрос, Наксос, Миконос, Санторини.
5. Додеканес - группа островов, расположенных на юге Эгейского моря, у берегов Турции. иногда также их называют Южными Спорадами. Это важный центр туризма в Греции. Крупнейший остров - Родос.
6. Крит - крупнейший остров Греции. Центр древней Критской цивилизации. Рядом с островом расположено множество небольших островков-спутников (Хриси и т. д.). С юга остров омывается Ливийским морем.
7. Родос - расположен на юго-востоке Греции в Эгейском море.

Греческая Республика (Греция) Климат Греции можно разделить на три типа: средиземноморский, альпийский и умеренный, каждый из которых влияет на строго определённую территорию. Горный хребет Пинд сильно влияет на климат материковой части страны: регионы, расположенные западнее склонов Пинда (Эпир) получают большее количество осадков, чем регионы, расположенные на восточной стороне хребта (Фессалия).

Греческая Республика (Греция) Средиземноморский тип климата характеризуется мягкой влажной зимой и жарким сухим летом. В этом типе климата расположены Киклады, Додеканес, Крит, восточная часть Пелопоннеса и часть Центральной Греции. Температуры здесь не часто достигают рекордных значений, а зимой, даже на Кикладах и островах Додеканес, иногда может выпадать снег в течение зимних месяцев.

Греческая Республика (Греция) Альпийский тип климата более характерен для горных районов страны: Эпир, Центральная Греция, Западная Македония, часть Фессалии, а также номы Ахея, Аркадия и Лакония.
Греческая Республика (Греция) Восточную Македонию и Фракию можно отнести к регионам с умеренным типом климата, с относительно холодной и влажной зимой и жарким, сухим летом.
Греческая Республика (Греция) Афины расположены в переходной зоне, где соединяются два типа климата: средиземноморский и умеренный. В северной части Афин преобладает умеренный климат, в то время как в центральных и южных районах наблюдаются черты средиземноморского климата.

Греческая Республика (Греция) имеет свою богатую культуру и национальные традиции.
Греческая Республика (История греческой культуры) Более двух тысяч лет отделяют нас от времени расцвета древнегреческого искусства. Однако античность стала вечной школой для человечества, способствовавшей развитию всей последующей европейской культуры и оказавшей громадное влияние на умы людей. Проведенные в конце XIX - начале XX в. раскопки на острове Крит, в южной части Пелопоннеса и в Трое, открыли миру греческую цивилизацию догомеровского периода.

Греческая Республика (История греческой культуры) Центром древнегреческой культуры в начале II тыс. до н.э. был остров Крит, а позже - город Микены в южной оконечности полуострова Пелопоннес, отсюда и название этого периода - крито-микенский (начало II тыс. до н.э. - XIII в. до н.э.). На Крите, где существовало рабовладельческое государство, в городах Кносс, Фест и Малья были найдены остатки великолепных дворцов. Они представляют собой помещения, расположенные вокруг обширного внутреннего двора и соединенные между собой лестницами и переходами. Здесь были комнаты различного назначения: жилые покои и святилища, кладовые для хранения продуктов и мастерские ремесленников. Сложная планировка дворца напоминает миф о Минотавре, помещенном в лабиринт, который построил Дедал.

Греческая Республика (История греческой культуры) Уникальные росписи Кносского дворца представляют огромную историческую и культурную ценность. Удивительные по цветовому и композиционному решению росписи созданы техникой фрески (живописи по сырой штукатурке), которую местные мастера освоили примерно около 1600 г. до н.э. Стены украшены пейзажами природы, изображениями различных животных - антилоп, кошек, всевозможных птиц. Удивительная точность и свобода в их изображении свидетельствуют об умении мастера видеть и понимать природу. Кроме животных на стенах дворцовых помещений запечатлены сцены приношения даров и развлечений. Условность в изображении фигур - грудь и плечи даны анфас, а ноги и лицо в профиль, изобилие зооморфных мотивов и цветовое решение - яркие локальные синие, красные, зеленые тона - вызывают ассоциации с искусством Древнего Египта.
Греческая Республика (История греческой культуры) Фресками украшались не только дворцы, но и дома аристократов и зажиточных людей. Часто встречаются флористские сюжеты, изображения обитателей моря - дельфинов и осьминогов. Люди на фресках молоды, имеют множество украшений, художники чаще всего изображают их танцующими. Особенностью критского изобразительного искусства является и то, что в живописи и мелкой пластике много изображений женщин. Это свидетельствует о высокой роли женщин в критском обществе.
Вскоре после Троянской войны из северных районов Балкан на Грецию хлынули полчища дорийцев, которые грабили и жгли ахейские города. Дольше всех держались Микены, но и они пали в конце XII в. до н.э. С гибелью эгейских государств погибло и все их богатое наследие. Дорийцы, правда, восприняли религиозно-мифологические представления своих предшественников, ремесленнические традиции в керамике и мелкой пластике, но в целом эллины создали новую культуру.

Греция История греческой культуры Гомеровский период
Сложная система мировоззрения греков складывается в эту эпоху. Почти все искусство эллинов обращено к мифам и их героям. Поэтическая фантазия древних греков впечатлила последующие поколения людей - не случайно мифологические темы остаются популярными. Благодаря преемственности традиций на высоком уровне остается гончарное ремесло. Сосуды этого времени, созданные на гончарном круге, расписывали геометрическими рисунками - треугольниками, кругами, волнообразными линиями и т.д. Так, в X-VIII в. до н.э. складывается так называемый геометрический стиль в вазописи.

Греция История греческой культуры Гомеровский период
Темно-коричневой краской на желтый или охристый фон горизонтальными фризами наносили геометрический орнамент, выделяя наиболее важные конструктивные элементы сосуда - ножку, тулово. горлышко. Среди геометрических рисунков появляются изображения зверей и людей. Их фигурки сведены к условной схеме, к плоскому, четкому силуэту, подчиненному общему ритму геометрического орнамента.
Греция История греческой культуры Гомеровский период
«Архаика» - следующий период в истории Греции. Эпоха, охватывающая IX-VI вв. до н.э. - время формирования греческих городов-государств, развитие которых способствовало расцвету культуры и искусства.
Этот период связан в первую очередь с походами Александра Македонского и открытием мира. Греки лучше познакомились с культурой Египта, Вавилона, Индии. Главным содержанием эпоха эллинизма стало объединение двух миров - древнегреческого (эллинского) и древневосточного, прежде развивавшихся обособленно. Поток греков-переселенцев хлынул на завоеванные земли, порождая феномен эллинизации - проникновения в покоренные регионы элементов греческой культуры, социального и политического строя, экономики и образа жизни.
Греция История греческой культуры Эллинистический период
В этот период существует множество самостоятельных художественных школ, зачастую испытывающих влияние искусства Востока. Подлинным шедевром эллинистического искусства можно считать статую богини победы, которая была поставлена в святилище на острове Самотраки около 190 г, до н.э. Богиня стояла на постаменте, выполненном в форме носа корабля, на отвесной скале над морем. Мокрая одежда облепила ее фигуру, демонстрируя прекрасную пластику тела. Преодолевая порывы ветра, богиня гордо стремится вперед, олицетворяя торжество победы. Титанический образ Ники Самофракийской кажется самой стихией, не меньшей, чем та, которой она сопротивляется.
Греция История греческой культуры Эллинистический период
Эллинистические мастера обращались и к идеалам классической эпохи. Так. около 120 года до н.э. скульптор Александр из Антиохии создает статую Афродиты. По имени острова, где статуя была найдена, она получила название Венеры Милосской. Полуобнаженное, чуть изогнутое, гибкое тело богини полно покоя и сдержанной силы, ее чистый и благородный профиль уводит к идеалам славного V в. до н.э.

Греция Культура Греции История греческой культуры уникальна Культура Греции формировалась на протяжении многих тысяч лет, начиная со времён Минойской цивилизации.
Греция Культура Греции Огромное влияние на всю культуру современной Греции оказало православное христианство. Некоторые исследователи, например, Роберт Каган, считают, что современная культура Греции гораздо больше связана с культурным наследием Византийской и Османской империй, нежели с культурой древней Эллады.
Греческая Республика (Изобразительное искусство Греции) В музеях Греции хранятся картины и скульптуры лучших мировых художников и скульпторов. Многие работы относятся к бесценной истории мировой культуры.
Греческая Республика Художники Греции (Греческие художники) Сегодня в Греции живет и работает новое поколение греческих художников, скульпторов, и мастеров художественной фотографии . Современные художники Греции создают новые оригинальные картины и скульптуры .

Художники Греции (Греческие художники) В нашей галерее вы можете познакомиться с работами лучших греческих художников и греческих скульпторов.

Художники Греции (Греческие художники) В нашей галерее вы можете найти и приобрести для себя лучшие работы греческих художников и греческих скульпторов.

Вместе с архитектурой и скульптурой развивается древнегреческая живопись.

Принцип светотени

В период расцвета классического искусства в живописи был изобретён (затем утрачен и восстановлен снова) принцип светотени. Родоначальником применения данного открытия стал древнегреческий художник Аполлон Афинский, которого стали называть Теписец.

Он первый включил в палитру полутона. Ему последовали другие живописцы: Зевкеис, Паррасий, Тиманф. Творчество данных мастеров отмечается глубокой эмоциональностью и реалистичностью. Использование светотени положительно сказалось на развитии реализма в живописи.

Вазопись

К сожалению, монументальная живопись не обрела должного внимания в Древней Греции. Популярнее была вазопись, поскольку носила художественную и утилитарную функцию. Изделия из глины искусно расписывались орнаментом или сюжетами из жизни богов и людей.

Со временем менялся рисунок и стиль росписи. Рисунок, как правило, был плоскостной, графический. Впоследствии учёные по осколкам ваз узнали многое об истории, государственном устройстве, культуре Древней Греции, быте простых людей, интерьерах, костюмах. Часто на греческих вазах присутствовали нарисованные мифологические сюжеты.

Орнамент

Ярче всего древнегреческая живопись проявилась в орнаментах, расположенных на архитектурных сооружениях, и в произведениях прикладного искусства. Вначале в настенных рисунках присутствовали восточные мотивы (сфинксы, грифоны), затем всё чаще возникают изображения окружающей жизни и природы или геометрические символы.

Греческие художники древности обладали чувством меры и проявляли изобретательность, когда прорисовывали декоративные элементы, мелкие детали. Это сделало античное искусство эллинов неповторимым и самобытным.

Подлинных картин древних мастеров почти нет сейчас. Но исследователи при раскопках в Риме, Болгарии и других местах обнаруживают древнегреческие фрески позднеэллинского периода. Они иногда воспроизводят изображение более ранних образцов.

О развитии древнегреческой живописи можно судить по изображениям на монетах, ювелирных изделий. Бывает так, что на них скопированы какие-либо изображения с полотен греческих художников-монументалистов. Кроме того, важными являются письменные описания картин, упоминания о них в литературе, драматургии. Особенно значимыми для изучения истории древнегреческого искусства являются «Описание Эллады» Павсания, «Естественная история» Плиния, «Картины» Филостратов и другие.

Монументальная живопись Древней Греции

Сохранилось лишь весьма небольшое количество подлинников живописи VII-IV вв. до н. э.. Дополнительными источниками для исследований являются описания древних авторов: Плиния, Павсания, Плутарха, а также римские копии с несохранившихся греческих оригиналов.

Греческая монументальная живопись в течение VII-IV вв. до н. э. развивается от «раскрашенного рисунка» к живописи со светотенью, объемом, передачей пространства.

Характерной чертой греческой стенной живописи является ее подчинение архитектуре, стремление передать в росписи структуру стены дома. Эта черта проявляется и в строгом, определенно обусловленном распределении поясов, или зон, орнаментов и фризов на расписных стенах в эпоху архаики, и в структурном стиле живописи домов Делоса и Приены III и II вв. до н. э., и в архитектурных стилях стенной росписи восточного Средиземноморья и Италии I в. н. э., и в инкрустационном стиле II и III вв. Это тектоническое начало стенной живописи не умирает в античности никогда. Даже фигурная живопись эпохи архаики VI в. до н. э. и монументальная роспись великих мастеров V в. до н. э. Микона и Полигнота всецело находилась в рамках тектонической разделки стены. Широкие многофигурные фризы всегда имеют свое строго определенное место, они немыслимы на другом месте стены. Также немыслимо и отсутствие определенных орнаментов на определенных частях стены, скатах или сводах потолка. И к тем фронтонам, которые неминуемо образуются на узких стенах погребальных камер при двускатном потолке в эпоху архаики, и к люнеткам, которые образуются при сводчатом потолке в эпоху эллинизма II и I в. до н. э., приурочены фигурные композиции и растительные мотивы, которые не могут быть перемещены.

Главными центрами греческой монументальной живописи VII в. до н. э. считались Коринф и Сикион. Так, стены целлы храма в Олимпии были расписаны по существующим сведениям коринфскими мастерами Клеанфом и Аригоном, обращавшимся в основном к мифологическим сюжетам. Клеанф создал композицию на тему рождения Афины и разрушения Трои. Аригон создал роспись, посвященную Артемиде. Судя по этим данным, античные мастера уже в ранний период архаики стремились к созданию больших изобразительных циклов. Но о самом характере этих изображений мы, к сожалению, не имеем понятия.

Первыми дошедшими до нас образцами монументальной архаической живописи VII в. до н. э. являются метопы - плоские керамические плиты, расписанные живописцами.

Метопы (греч., ед. ч. metуpe), прямоугольные плиты, которые, чередуясь с триглифами, образуют фриз дорического ордера. Метопы иногда украшались рельефами, реже живописью. Первоначально (до развития каменной архитектуры) в Древней Греции метопами называли прямоугольные промежутки между выходящими на фасад здания торцами балок перекрытия.

Для архаической живописи характерна плоскостность решения, графичность контура, декоративная, локальная раскраска, выявляющая силуэт или позже объем тела на плоскости, и почти полное отсутствие интереса к передаче окружающей среды.

Таковы расписные метопы храма Аполлона в Фермосе (конец VII в. до н. э.). Их напряженная выразительность и простота композиции показывают, что древний живописец уже учитывал требования монументальной, воспринимаемой с относительно значительного расстояния росписи.

При ограниченном количестве красок мастер все же стремился к впечатлению большей цветности, чем вазописцы. черный контур фигуры был нанесен на желтовато-розовый фон, фигура написана розовато-коричневым цветом, а при изображении одежды применены пурпурная, белая и черная краски.

Наряду с произведениями монументальной живописи, непосредственно включенными в архитектуру, мастера VII в. н. э. и особенно VI в. до н. э. создавали небольшие произведения на керамических досках-табличках, так называемых пинаках. Пинаки обычно имели вотивный характер, то есть были посвящены божествам и приносились в дар храму.Стилистически пинаки сравнительно мало отличались от расписанных метоп.

Особого расцвета специфические качества архаической живописи достигают в 6 в. до н. э. Наряду с Коринфом выдвигаются такие центры, как Афины, Милет и Самос. Мастера живописи на пинаках начинают стремиться к сочетанию декоративности цветового решения с большей конкретностью в передаче событий, начинают создавать относительно сложные многофигурные композиции. От этого времени до нас дошли и росписи, выполненные на дереве, то есть в технике, избавлявшей мастера от необходимости учитывать огнестойкость красок. Такое изменение имело не только техническое, но и художественное значение. Оно несколько расширяло палитру и давало свободу в использовании цвета. Такова написанная клеевыми красками на деревянной доске сцена жертвоприношения (около 540-530 гг. до н. э.).

С
покойно сдержанный ритм движущихся фигур шествия, относительно реалистичная передача отдельных мотивов (мальчик, ведущий овцу на заклание, фигуры музыкантов) - характерные черты этой композиции.Живописное решение «картины» отличает мягкая декоративная звучность в сочетании синего (пеплосы) и красно-коричневого (гиматии). Характерно применение контурной обводки черной и красной линиями (руки и лица женщин). Красиво выделяются золотисто-коричневые цвета предметов, несомых участниками процессии, - венок, флейты, лира, лекиф. В натуре эти предметы разноцветны и разнообразны по своему материалу. Художник же ограничивается тем, что противопоставляет их более дифференцированной цветовой жизни фигур, что соответствует стремлению подчеркнуть подчиненное положение предметных атрибутов и окружающей среды по отношению к образу человека. Кроме того, художник учитывал фактор восприятия росписи: зритель рассматривал композицию по движению фигур слева направо, оценивал определенное ритмическое чередование цветосочетаний, их продуманную гармонию, цветовое построение, имеющее свое особое развитие, свою внутреннюю музыкальность и поэтичность.

Заметное место в этот период занимает живопись малоазийской Греции. Согласно сведениям древних, малоазийские мастера начинают создавать наряду с произведениями на мифологические темы и росписи, передающие (вероятно, в героизированно-обобщенной форме) исторические события. Известно, что в картине, заказанной Мандроклом, строителем моста через Босфорский пролив, была изображена переправа через Босфор персидского войска. Более типичны для греческой культуры 6 в. до н. э. такие росписи (тоже известные только по отзывам древних авторов), как созданная художником Калифоном Самосским композиция «Битва греков с троянцами у кораблей», украшавшая храм Артемиды в Эфесе.

Судить о стилевых приемах, применявшихся в такого рода композициях мастерами ионийской и малоазийской Греции, можно по росписям некоторых терракотовых саркофагов второй половины 6 в. до н. э. из Родоса и Клазомен. Обычно на этих саркофагах по кремовому фону наносились темные силуэты фигур, дополнительно подцвеченные белой краской. Наиболее интересны те саркофаги, где наряду с декоративными фризами на внутренней стороне крышек помещались композиции повествовательного характера (например, состязание колесниц, сцены битв и т. д.). Такова роспись саркофага, хранящегося в Британском музее, изображающая битву греков с варварами. Мастер стремится к созданию исполненной динамики композиции, построенной на чередовании групп сражающихся.

В течение второй половины VI в. до н. э. в Греции живопись стремится ко все большему изяществу и благородной гармонии цвета. В палитре живописцев этого времени применялись желтая, белая, черная, коричневая, синяя, красная и зеленая краски, цвет сохранял свой локальный характер. Моделировка формы светотенью, видимо, не применялась. Проблема передачи освещения и изображения окружающей пейзажной или бытовой среды, как правило, не стояла перед живописцами и во второй половине VI в. до н. э. Изображение, однако, к концу века освобождалось от подчеркнуто плоскостного характера. Благодаря моделировке мускулатуры черными линиями внутри силуэта формы тела начинали приобретать большую пластическую объемность. Можно говорить и о первых попытках передать также общее физическое и духовное состояние образа героя.

Представление о развитии живописи во второй половине 6 в. до н. э. в Аттике дает пинака, посвященная, как гласит надпись, «прекрасному Мегаклу».

Мастер сочетает лаконически-декоративную трактовку силуэта с острожизненной передачей движения. Точно найденный контраст динамики гибкого тела и устойчивости геометрической формы щита показывает, что живописец уже овладевает передачей эстетически возвышенной красоты человека и умеет ее акцентировать. Очень выразительна цветовая гамма: в своем сдержанном лаконизме она носит скорее монументальный, чем узорчато-декоративный характер. Черный контур фигуры, коричневый тон тела с прописанной черными линиями мускулатурой несколько напоминают приемы краснофигурной вазописи. Черная одежда, белый щит и пурпурный гребень шлема создают сдержанный цветовой аккорд.

В V в. до н. э. зарождается понимание сюжетной ситуации в живописи, мастера монументальной живописи стремятся передать не только внешний телесный облик, но и устойчивое, внутреннее духовно-нравственное состояние своих героев. Живописцы овладели реалистическим изображением человека, взаимосвязи групп людей.

Господствующей техникой монументальной живописи V в. до н. э. была фреска, со второй половины века вошли в употребление клеевые, а также восковые краски (так называемая энкаустика).

Энкаустика - техника писания картин горячими, растопленными до жидкого состояния восковыми красками. При энкаустическом способе живописи высохшие и затвердевшие краски достигают большой красочной интенсивности и сохраняются в течение столетий. Крупнейшие греческие живописцы - Аполлодор, Павсий, Паррасий - создавали монументальные энкаустические стенные картины. Одним из больших преимуществ энкаустики было то, что она давала возможность применять все цвета краски, включая тончайшие нюансы, и очень драгоценные красящие вещества, добытые из растений и раковин, а не только устойчивые в отношении извести краски, как это имеет место во фреске. При энкаустике достигается такая интенсивность и такое горение краски, как ни в каком другом роде живописи. Сохранились только энкаустические станковые портреты, написанные на деревянных досках в Египте в эллинистическо-римскую эпоху. Это так называемые фаюмские портреты (найденные в Фаюме), их клали с покойником в саркофаг. Стенная энкаустическая живопись греков, пользовавшаяся таким громадным успехом и в греческом и в римском мире, не дошла до нас. Энкаустика была дороже фрески, но достигала больших красочных эффектов.

Народы античного мира первоначально не делали разницы между росписью домов живых людей и росписью домов мертвых - склепов. И там и тут то же членение стены, те же краски, те же орнаменты, те же принципы декоровки. Это особенно отчетливо проявлялось в стенной росписи склепов и домов в V-II вв. до н. э. В это время редки и необязательны в склепах образы загробного культа и изображения хтонических божеств. Декоративные принципы довлеют и определяют характер росписи. Только в конце эпохи эллинизма и в склепах, относящихся к нашей эре, вводятся на фоне чисто декоративной росписи сюжеты и образы погребального культа, загробной жизни, подземных богов, богов психопомпов - водителей душ умерших.

Почти единственный и относительно лучший по качеству подлинник живописи V в. до н. э. - роспись фресковой техникой саркофага «Гробницы ныряльщика». Она посвящена изображению пиршества-симпосия (возможно тризны).

На двух длинных стенках мастер разместил по пяти участников симпосия, возлежащих на пиршественных ложах.
Одна из торцовых стенок украшена изображением музыкантов и танцующего участника пира, на другой стенке представлен виночерпий у кратера. На внутренней стороне каменной крышки гроба написана фигура распластанного в полете ныряльщика, ринувшегося в морскую пучину. Отсюда общее название находки - «Гробница ныряльщика».

Мастерское композиционное решение, тонкое владение ритмом и цветом, конечно, в пределах характерного для ранней классики пластического восприятия мира показывают, что эти фрески были созданы художником, стоящим на достаточно высоком уровне культуры своего времени.

В двух противостоящих и уравновешивающих друг друга группах пирующих воплощены два почти равносущественных аспекта симпосия. Ведь само празднество - приятие вина, часто ритуально мотивированное, было неразрывно связано и с экстазом отдачи себя миру музыки, пения, танца. Противостоящие друг другу начала -
вакхическое и мусическое - здесь связаны в единую гармонию одновременного служения Дионису и Аполлону. Поэтому если слева (относительно зрителя, видящего перед собой плиту с танцующими) пирующие радостно протягивают вперед и вверх килики с вином, играя в коттаб, мечут в честь богов или возлюбленных капли недопитого вина, приникают устами к чаше, то на противоположной стене пирующие изображены предающимися радостям музыки.

На внутренней стороне крышки саркофага «Гробницы ныряльщика» изображен юноша, ныряющий с некоего возвышения в море, обозначенное странно вспухшей зеленовато-голубой массой. Возможно, что оно определялось распространенным в конце VI в. до н. э. мистическим учением о душе человека, посмертно погружающейся в мировой океан. Возможно, это связано с ритуальными мотивами очищения.

В
росписи были использованы белый, коричневато-вишневый, более светлый красновато-терракотовый, голубой, розовый и черный цвета. Мастер гробницы отказывается от условного черного силуэта и обращается к более близкому природе человеческого тела красноватому тону. Несмотря на относительную локальность и простоту палитры, художник очень тонко использует различные оттенки одного и того же цвета,

Все большее значение приобретают те атрибуты, те предметы, которые конкретизируют общий тип, общий характер действия человека: пиршественные ложа, чаши, музыкальные инструменты в сценах пиршества у мастера росписи «Гробницы ныряльщика». Это уже элементы конкретной предметной, бытовой и природной среды. Они показаны в той мере, в какой являются частью пластического действия человека, причем сами они выступают как пластически обозримые предметы.

Во второй четверти и в середине V в. до н. э. величайшим мастером живописи почитался уроженец острова Тасоса Полигнот - мастер больших настенных многофигурных композиций, отличающихся благородной сдержанностью и торжественным величием целого. Согласно литературным источникам, в частности Аристотелю, Полигнот «изображал людей лучшими», в то время как другие позднейшие мастера делали их «худшими или похожими на нас». Большим достижением Полигнота явилось то, что он передавал состояние души не только через общую пластику движения, но и прибегал наряду с жестом к зачаткам передачи мимики. Древние ссылались на то, что он движением бровей придавал лицу живость. Так же, как мастера пластики того времени, он трактовал драпировки одежды, как эхо жизни тела, выразительно сопоставляя ритмы жизни нагого тела с живописной игрой драпировок. Полигнот также прибегал к обозначению места действия: так, он обозначал берега реки. Новым было стремление Полигнота видоизменить формы композиционного построения многофигурных сцен. От фризообразного расположения фигур в одной плоскости он переходит к их свободному расположению по всей поверхности стены, однако, видимо, сохраняя при этом единый масштаб для всех фигур.

Как и живописцы предшествующего времени, Полигнот обладал очень ограниченной палитрой. Считалось, что он в основном обходился четырьмя красками: черной, белой, желтой и красной. Эти ссылки, однако, нельзя принимать слишком буквально. Маловероятно, чтобы палитра мастера зрелой классики при всей его тяге к монументальной ясности была бы беднее, чем палитра художника VI в. до н. э. Кроме того, сохранились сведения, что на одной из своих картин тело демона Полигнот закрасил тоном средним между синим и черным, в том же духе он пытался раскрасить утопленника в зеленовато-синий цвет. Всё же в целом живописи Полигнота были, вероятно, присущи монументальная декоративность и локальность цвета. Характерно, что Полигнот, как и мастера вазописи, вводил в фреску надписи с именами участников действия, стремясь тем самым конкретизировать изображения.

Наибольшей славой среди работ Полигнота пользовались его грандиозные композиции в Дельфах, изображающие взятие Трои и подземное царство. Каждая композиция, заполняющая поле в 9 х 4 м, включала от 70 до 90 фигур и, судя по всему, представляла собой сочетание ряда отдельных, композиционно самостоятельных эпизодов. Так, на картине «Разрушенный Илион» в центре и наверху были изображены греческие вожди, осуждающие Аянта за оскорбление богини Афины, внизу и по бокам - убитые воины, плачущие пленницы и так далее. В этой же фреске находилась сцена, показывающая Неоптолема, убивающего троянцев. Особая группа была посвящена Елене и Андромахе. И наконец, там же были представлены морской берег и часть корабля Менелая, готового к отплытию, а также часть крепостной стены с видневшейся из-за нее головой деревянного коня, при помощи которого греки обманно проникли в Трою. На другой стороне картины был изображен дом Антенора, который был пощажен греками.

В 460-х гг. до н. э. Полигнот совместно с мастером Миконом создали росписи, посвященные Тесею. Полигнот изобразил участие Тесея в борьбе лапифов с кентаврами, а Микон - посещение Тесеем морского царства. Несколько позже Полигнот, Микон и Панен украсили стою в Пропилеях, получившую название «Пойкиле» («расписная»), рядом картин как на мифологические темы («Взятие Трои» и «Амазономахия»), так и на исторические темы («Битва при Марафоне» и «Битва при Иное»).

Некоторое представление о живописной манере конца V в. до н. э. может дать прекрасная серия живописных фризов на досках из кургана Куль-Оба (Керчь). Один из фризов изображает похищение дочерей Левкиппа, другой - борьбу аримаспов с грифонами, третий фриз посвящен декоративному изображению животных. Принципальное значение имеет то, что на фризе в группе скачущих коней один из них частично закрывает другого. Это пример более реального изображения группы в живописи второй половины V в. до н. э. по сравнению с началом века. Также очень показательна передача теней на некоторых из фризов. Это важный шаг к ощущению среды, освещения, ранее неведомый живописи. Возможно, что уже Микон владел этим приемом.

С именем Аполлодора связывают открытие светотени (вероятно, света и тени, или некоего сфумато). Аполлодор также почитается первым живописцем, применившим полутона.

К концу V в. до н. э. живопись вплотную подошла к сознательному развитию своих изобразительных и выразительных возможностей.

Тиманф в картине «Жертвоприношение Ифигении» стремился согласно сюжету передать разные градации состояния скорби участников события

Художники сикионской школы разрабатывали вслед за Поликлетом пропорциональную основу построения идеально прекрасной человеческой фигуры.

Концом 5 в. до н. э. датируют самая ранняя греческая мозаика с рисунком, найденную в Коринфе (Баня кентавров).

Отделка полов галькой была распространена в Греции в 8–6 вв. до н. э., это было просто мощение без орнаментики, сохранились галечные полы в святилище Артемиды в Спарте и храме Афины в Дельфах.

На мозаичном панно из Коринфа изображено колесо, обрамленное тремя рядами бордюров: из треугольников, меандра и волны – орнаментальных мотивов, ставших своего рода графическими символами греческой культуры. В углах квадрата, в который вписаны изображения – фигуры кентавра, гонящегося за леопардом, и осла.

Фигуры изображены на панно контурно в профиль, без каких-либо попыток придания им объемности, в два цвета (белое на черном).

Греческие мозаики V в. до н. э. сохранились также в Олинфе, на Пелопоннесе, в Аттике, Эвбее

В частных интерьерах напольная мозаика встречается с IV в. до н. э..Хотя изображения еще схематичны, с этого времени начинают использовать цветную гальку. Концом IV- III в. до н. э. датируют «Мозаику со сциллой» (Дом Диониса, Пафос)

Среди изобразительных мотивов используются стилизованные растительные изображения пальметты, листьев аканта, завитков плюща, цветов лотоса, трубы ангела, изображения льва, грифона, гепарда, орла, человеческие фигуры. В IV в. до н. э. по-прежнему широкое распространение имела монументальная живопись. Шедевры этой живописи, столь красноречиво восхваляемые древними, не дошли до нашего времени.

Крупнейшим мастером середины IV в. до н. э. был Никий. Некоторое представление о его манере может дать одна из настенных росписей в Помпеях, хотя и весьма неточно воспроизводящая известную картину Никия «Персей и Андромеда».

Фигуры на фреске позднего копииста носят, как и в V в. до н. э., статуарный характер, однако их движения переданы свободнее, ракурсы - смелее. Правда, пейзажная среда намечена еще весьма скупо. Новыми по сравнению со зрелой классикой являются мягкая светотеневая моделировка формы и более богатая цветовая гамма.

Эволюция античной живописи к большей живописной свободе изображения наиболее полно воплотилась, по свидетельству древних, в творчестве Апеллеса. Его «Афродита Анадиомена» была написана для храма Асклепия на острове Кос. Современников поражали не только мастерское изображение влажного нагого тела и прозрачной воды, но и сияющий негой и любовью взор Афродиты. Видимо, художника занимала передача душевного состояния человека.

Н
и одна из работ Апеллеса не дошла до нас в сколько-нибудь достоверных копиях. Однако сохранившиеся описания этих композиций производили большое впечатление на художников эпохи Возрождения. Так, известная картина Боттичелли «Аллегория клеветы» была вдохновлена литературно изящным и подробным описанием Апеллесовой картины на эту же тему. Если верить описаниям Лукиана, Апеллес большое внимание уделял реалистической передаче движений и мимики действующих лиц. И все же общая композиция, возможно, носила несколько условный характер. Персонажи, воплощающие определенные отвлеченные идеи и представления, как бы один за другим проходили на фризообразно развернутой композиции перед глазами зрителя.

В
последней трети IV в. до н. э. монументальная батальная живопись начинает сочетать приподнятую патетичность композиции с большей конкретностью деталей. До нас дошла большая мозаичная реплика, выполненная, видимо, хорошим эллинистическим мастером с картины Филоксена «Битва Александра Македонского с Дарием».

В этой работе в отличие от героико-мифологической трактовки исторической темы, присущей искусству V в. до н. э., явно видно стремление мастера к более реально-конкретной передаче общего характера сражения.

Мастер умело воплотил драматизм ситуации: испуг Дария, стремительный порыв Александра, предводительствующего конницей. Умело передана и стихия битвы, движение людских масс, выразительный ритм колеблющихся копий, что по сравнению с V в. до н. э. определяло новую черту в развитии греческого искусства.

Расцвет монументальной живописи в IV веке способствовал широкому распространению красочных многофигурных мозаик, которыми украшают полы и стены; мозаика стала одним из основных способов создания дворцовой атмосферы в убранстве дома, ее наличие в интерьере говорило не просто о богатстве его хозяина, в чем не было ничего удивительного, но об его принадлежности к миру высокой греческой культуры

В мозаиках, украшавших полы жилых домов и общественных зданий в Делосе, Приене, Херсонесе, дворцов в Пелле мозаичисты обращались к бытовым сценкам из жизни и мифологическим образам, а также сюжетам, почерпнутым из современных им комедий или романов. В мозаиках находили выражение разные тенденции: свободная, живописная манера трактовки сюжета или подчеркнуто гармонизированная, тяготевшая к классической продуманности композиции и сдержанности в передаче любимых эллинизмом драматических сцен.

О
собый интерес представляют напольные мозаики, найденные при раскопках Пеллы – родного города Александра, столицы македонского царства.(340–300 гг. до н. э.).

Э
то мозаики т. н. «Дома Диониса» («Дионис», «Охота на льва»),

и «Дома похищения Елены» («Охота на оленя» и «Похищение Елены» (сохр. фрагмент)).

Н
а мозаике изображающей сцену охоты на оленя выложена надпись: «γνῶσις ἐποίεσεν» («Гносис сделал») - первый в истории мозаики автограф автора.

Это новый уровень мозаичного искусства, которого не знали ни мастера классической Греции и долго ещё не достигнут мастера эпохи эллинизма. Здесь впервые появляется реалистичность: пространство и объём, свободно используется цвет. В технике - тщательнейший отбор камешков не только по размеру, но и по форме, для лучшей детализации применяются новые материалы - полоски глины и свинца.

Объясняют это тем, что мастер Гносис ориентировался в своем искусстве на современную ему реалистическую живопись, тогда как другие, как ранние, так и поздние мастера ориентировали мозаику скорее на краснофигурную вазопись с её преимущественно двуцветной колористикой и плоскостной графикой.

Мозаики Пеллы - вершина искусства галечной мозаики и хотя галька ещё будет применяться в 3-2 вв. до н. э., она изживает себя как материал для художественных работ.

В последней четверти IV-I вв. до н. э (период эллинизма) происходит изменение античного мировосприятия, меняется художественный язык пластики.

Главные особенности эллинистического искусства - преобладание декоративной функции и формальных качеств образа над содержательной стороной, противоречия содержания и формы, напряжение, эмоциональный порыв, смешение эллинских и восточных традиций, отсутствие гармонии и меры в отношении к человеку, простоты и ясности - всего, что составило славу греческой классики.