Виды функций государства. Классификация функций государства

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство прежде всего решать политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению агрессии.

Различают внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

    Политическая функция . Эта функция государства обусловлена необходимостью гармонизировать интересы различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государство. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, осуществляет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

    Экономическая функция . Она выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики экономического развития страны, с тем чтобы экономика страны развивалась в наиболее оптимальном режиме. Если говорить более конкретно, экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, выработке программ экономического развития и т.п.

    Государство должно создать правовые основы рынка, т.е. разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Кроме того, государство может осуществлять непосредственное управление отдельными предприятиями, некоторыми особо важными отраслями народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.

    Социальная функция . Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на строительство жилья для малообеспеченных и др. - это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Правда, и здесь нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они неоправданно высоки, то у предпринимателей теряется стимул к работе. Социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества. Общество по этой причине может деградировать.

    Правоохранительная функция . Это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить такие, как метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), организационно-правовой, осуществляемый органами исполнительной власти (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности) и др.

    Очень важная сторона правоохранительной деятельности государства - борьба с правонарушениями. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, существенны, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящей элите стоит задуматься над тем, эффективно ли она управляет обществом.

    Экологическая функция . В последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушают баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть.

    Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, лишением свободы).

Государство осуществляет дополнительно и такие функции как поддержка и развитие образования, здравоохранения, науки и культуры, обеспечение национальной безопасности, строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.

Понятие функций государства

Задачи государства предопределяют функции государства.

Функции государства - определяемые его сущностью и социальным назначением основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Функции характеризуют деятельность государства. Функции и деятельность государства - не одно и то же. Характеризуя функции государства, отметим, что важен вопрос о соотношении деятельности государства и самого общества. Государство должно заниматься такой деятельностью, где требуется единообразие, дисциплина, максимальная концентрация сил, средств на определенных участках деятельности. Власть всегда стремиться представить свою деятельность в выгодном свете. О деятельности государства нельзя судить по заявлениям власти. Реальный показатель - бюджет государства (он показывает, на какие цели расходуются средства государства, какие цели являются приоритетными по финансовым затратам).

Признаки функций:

1. функции носят объективный характер;

2. функции носят систематический, постоянный характер;

3. в функциях выражается сущность и социальное назначение государства, реализуется деятельность государства;

4. функции возникают и развиваются в соответствии с задачами и целями государства;

5. функции осуществляются всем государством, механизмом государства в целом (например, функция обороны осуществляется как органами государства - Министерством обороны, Советом Безопасности, так и материальными средствами - вооруженными силами). Функции государства в целом надо отличать от функций его отдельных органов. Функции органов государства представляют собой реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества.

6. функции государства осуществляются в определенных формах и определенными методами.

В зависимости от условий деятельности государства, внутренних и внешних факторов зависят приоритеты, которые получает та или иная функция.

Виды функций государства

Множество функций государства классифицируется по областям общественных отношений.

Государство осуществляет свою деятельность в обществе, выполнение функций государства - процесс воздействия государства на различные сферы жизни общества, в зависимости от сферы деятельности выделяют конкретные функции государства

Все функции государства можно разделить на две группы: внутренние и внешние функции. Внутренние функции направлены на решение проблем, существующих внутри государства.

К внутренним функциям можно отнести:

1. Экономическая функция

В экономической сфере смысл действия государства - обеспечение нормального развития экономики, защита собственности, согласование интересов производителей и потребителей и т. п. Экономическая функция может осуществляться по-разному:

· в рыночной экономике государство действует экономическими методами (создает условия (и наоборот) для определенных видов производств и т. д.)

· в плановой экономике государство управляет экономической жизнью административными методами (определяет направление движения товаров и т. д.).

2. Политическая функция - обеспечение выражений интересов различных социальных групп.

3. Социальная функция - развитие, содействие развитию, поддержка здравоохранения, просвещения, науки, культуры, социального обеспечения, функции регулирования трудовых отношений, установление минимальной заработной платы и т. д. Нужно подчеркнуть, что государство не должно полностью брать общество на иждивение, оно призвано обеспечить минимум социальных возможностей, создать равные стартовые возможности для индивидов.

4. Экологическая функция (обеспечение права граждан на здоровую окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, мероприятия по оздоровлению окружающей среды и т. д.).

5. Функция борьбы с последствиями стихийных бедствий.

6. Функция охраны правопорядка, прав, свобод и собственности граждан.

Этот перечень функций не является исчерпывающим, государство осуществляет и иные направления деятельности.

Внешние функции

7. Обеспечение обороны и безопасности.

8. Координация экономического и политического взаимодействия с иными государствами.

9. Проведение единой внешней политики.

Можно отметить условность деления на внешние и внутренние функции, так как все функции взаимосвязаны, внутренние функции могут выступать как составляющая часть внешних функций (борьба с преступностью).

Функции делят на основные и неосновные, временные и постоянные. Деление на основные и неосновные функции достаточно сомнительно. Несновные функции - мелкое или частное направление деятельности в рамках той или иной основной функции (например, строительство дорог).

Постоянные функции осуществляются государством систематически, на всех этапах его развития (например, экономические, социальные, оборонные функции).

Временные функции обусловлены конкретными историческими условиями, они связаны с определенным этапом в жизнедеятельности общества. По отпадении условий и причин, породивших данную деятельность государства, эти функции прекращаются. Например, функция восстановления разрушенного хозяйства в послевоенный период, функция устранения последствий глобальных стихийных бедствий и катаклизмов.

В зависимости от степени участия общества в осуществления функций государства они подразделяются на:

· Общесоциальные - это функции, в осуществление которых принимают участие как государство, так и общественные институты (например, экономическая, экологическая функции);

· Специальные - это функции, которые осуществляются только государством (например, функция охраны правопорядка, функция обеспечения единой налоговой и денежной системы и др.).

Формы и методы осуществления функций государства

Формы функций государства показывают роль механизма государства в осуществлении функций государства и использование права в этом процессе.

Формы осуществления функций государства делят на правовые и организационные. Среди правовых форм выделяют правотворческую форму, правоисполнительную и правоохранительную формы осуществления функций государства.

Правотворческая (правоустановительная) форма - властно установленные законы, регулирующие ту или иную область деятельности (полномочия государства, его обязанности, возможности, пределы его вмешательства).

Правоисполнительная форма - организация исполнения законов, принятие конкретных решений.

Правоохранительная форма - привлечение к ответственности лиц, нарушающих установленные правила.

Организационные формы осуществления функций носят вспомогательный характер, они существуют, чтобы обеспечить деятельность государства в основных (правовых) формах осуществления функций. К ним относят статистику, бухгалтерский учет, деятельность счетных комиссий, организацию заседания органов государства (парламента, правительства и др.).

Нужно подчеркнуть, что каждая функция государства осуществляется одновременно и в правовых, и в организационных формах. Например, чтобы провести в жизнь функцию охраны правопорядка, нужно издать соответствующие законодательные акты (правоустановительная форма деятельности государства), обеспечить их исполнение (правоисполнительная форма), привлекать к ответственности нарушителей (правоохранительная форма), а в то же время, например, в процессе принятия закона, необходима определенная организационная работа (составление проекта, созыв заседания парламента, работа счетных комиссий в процессе голосования по законопроекту и т. д.), в чем и выражаются организационные формы деятельности государства.

Выделяют методы осуществления функций государства - способы воздействия на поведение людей.

1. убеждение (власть агитирует).

2. принуждение (заставляет).

3. поощрение (создает условия, при которые определенная деятельность становится выгодной для субъекта, ее исполняющего).

Существуют и иная классификация методов деятельности государства, методов осуществления функций государства. Можно выделить:

· централизованный метод (означает, что государство устанавливает единые правила для всей своей территории, не допускает самостоятельности субъектов государства; этот метод обычно связан с жестко централизованным правовым регулированием, когда все сферы охватываются регулированием сверху; это метод единого, единообразного осуществления власти, жесткой властной деятельности);

· децентрализованный метод (осуществление власти происходит на основе признания идей самоуправления, определенной самостоятельности субъектов государства; государство не вмешивается во все сферы общественной жизни, не все сферы регулируются сверху, централизованно; остается большой простор для деятельности субъектов государства, которые могут принимать решения с учетом специфики того или иного региона, в зависимости от чего методы осуществления функций государства могут разниться в зависимости географических, социальных, национальных, экономических факторов, составляющих специфику регионов);

· рекомендательный метод (в его основе лежит идея о том, что любую деятельность лучше выполняют профессионалы, а не дилетанты; государство - организация, специально созданная для управления, она осуществляет его профессионально, из чего делается вывод, что государство лучше справится с функцией управления, чем структуры, работающие не на профессиональной основе; поэтому государство вправе разрабатывать рекомендации, выполнение которых позволит добиться каких-либо социально значимых целей. Так, государство может разрабатывать примерные планы развития той или иной области государства или отрасли экономики, типовые уставы, положения, правила, использование которых позволит эффективнее выполнять государственно значимую деятельность. Особенность рекомендаций государства - они не обязательны для исполнения, но обязательны для ознакомления субъектами, которым они адресованы);

· поощрительный метод (государство создает условия, при которых субъекты заинтересованы в осуществлении деятельности, которая выгодна государству, составляет его функции. Например, в целях выполнения социальной функции государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, берущих на работу инвалидов).

Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.

Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство прежде всего решать политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению агрессии.

Различают внутренние и внешние функции государства {рис. 1.2).

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

1. Политическая функция. Эта функция государства обусловлена необходимостью гармонизировать интересы различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в функции государства Внешние

Внутренние Политическая Экономическая Социальная Правоохранительная -

Поддержка и развитие образования, здравоохранения, науки и культуры

Строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и других общественных систем -

Транспортная -

Экологическая -

Информационная -

Обеспечение национальной безопасности -

Борьба с последствиями стихийных бедствий -

Оборона -

Дипломатическая -

Внешнеполитическая -

Содействие установлению мировой законности -

Внешнеэкономическая -

Правоохранительная -

Социальная Экологическая -

Информационная -

Культурное сотрудничество

Сотрудничество в разрешении глобальных проблем Рис. 1.2. Функции государства

своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важен процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государство. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, осуществляет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

2. Экономическая функция. Она выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики его экономического развития в наиболее оптимальном режиме. Если говорить конкретнее, то экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, вложений инвестиций, определении льгот для некоторых субъектов хозяйственной жизни, выработке программ экономического развития и т. п. Государство должно создать правовые основы рынка, т. е. разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Кроме того, государство может осуществлять непосредственное управление отдельными предприятиями, некоторыми особо важными отраслями народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. д.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ. 3.

Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на строительство жилья для малообеспеченных и др. - это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Правда, и здесь нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они неоправданно высоки, то у предпринимателей теряется стимул к работе. Социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества. Общество по этой причине может деградировать. 4.

Правоохранительная функция. Это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить методы: а) правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов); б) организационно-правовой, осуществляемый органами исполнительной власти (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций); в) правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности) и др. Очень важная сторона правоохранительной деятельности государства - борьба с правонарушениями. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, существенны, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящей элите стоит задуматься над тем, эффективно ли она управляет обществом.

5. Экологическая функция. В последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушают баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными.

Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, а к его нарушителям применяет суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, лишением свободы).

Государство осуществляет дополнительно и такие функции, как поддержка и развитие образования, здравоохранения, науки и культуры, строительство дорог, ирригационных, мелиорационных и общественных систем, транспортная, информационная, обеспечение национальной безопасности, борьба с последствиями стихийных бедствий.

Внешние функции - это основные направления деятельности государства на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более и более взаимосвязанным. 1. Функция обороны. Эта функция имела первостепенное значение в прежние времена. Сейчас же мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. И тем не менее даже развитые страны, накопившие немалый опыт в мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет нецивилизованным правителям в короткие сроки и на большие расстояния наносить разрушительные удары. 2.

Дипломатическая функция. Выполнение этой функции способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения - это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества. 3.

Внешнеполитическая функция. Заключается в политическом сотрудничестве государств, с тем чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами же политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности - постоянный орган ООН. Поддержанию политической стабильности и безопасности в мире содействуют и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация стран Тихоокеанского региона и др.). 4.

Содействие установлению мировой законности. Эта деятельность приобретает самостоятельный характер и проявляется в участии в разработке норм международного права. 5.

Внешнеэкономическая функция. Эта функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно- финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.). 6.

Правоохранительная функция. Заключается в обеспечении мирового правопорядка, разрешении споров между государствами, защите тех государств и народов, которые не способны самостоятельно устоять против агрессоров или отстоять свои права. Она также проявляется в борьбе с международным терроризмом, преступностью, не знающей границ (Интерпол), и т. п. 7.

Социальная функция. Она выкристаллизовывается все ярче. В рамках этой функции социальная помощь и поддержка осуществляются в отношении развивающихся стран (например, Сомали, Эфиопии и др.), а также стран, находящихся на переходном этапе (например, страны СНГ). Здесь используются различные формы помощи, начиная от выделения финансовых средств целевого назначения (на развитие банковской системы, образования, здравоохранения, регулирование рождаемости и проч.) и кончая гуманитарной помощью. 8.

Экологическая функция. Эта функция в настоящее время выдвигается в разряд внешних. Пришло понимание того, что экологические катастрофы (аварии нефтеналивных танкеров, атомных электростанций и т. д.) в отдельно взятых странах в конечном счете наносят ущерб интересам всех народов и устранение их последствий не может оставаться только внутренним делом. 9.

Информационная функция. Ее выделение лишь только намечается. Но и сейчас осуждение вызывают страны, которые блокируют для своих народов поступление правдивой информации о событиях в мире.

В современном мире внешняя деятельность государств будет эффективной, только если она базируется на общечеловеческих ценностях, международных правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество. 10.

Культурное сотрудничество. Оно осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров между государствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Международный олимпийский комитет и др.). В рамках ООН эту культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

ФУНКЦИИ И МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА

Функции государства.

Если сущность и форма государства являются статической (стабильной, постоянной ) составляющей, то функции государства являются динамической составляющей и показывает, как реализуется в действии сущность государства и насколько продекларированные принципы государственной политики находят свое отражение в реальной действительности. Поэтому анализ функций может корректировать представление о сущности государства. В историческом аспекте можно наблюдать изменение содержания функций, в связи с изменением типов, целей и задач государств. Вместе с тем, наименее подвержены изменению общесоциальные функции , обеспечивающие восприятие этносом государства как социальной ценности, необходимой для его выживания и развития.

Иерархия функций может меняться в зависимости от конкретной исторической ситуации, так в состоянии войны приоритетной становится оборонительная функция. Безусловное влияние на содержание функций оказывает политический режим: определяет превалирование общесоциальных функций или функций, обеспечивающих интересы узких элитарных групп. Таким образом, в самых общих чертах, функции государства - это основные направления его деятельности.

Функциям государства свойственно несколько общих признаков:

1. Всегда имеют социальное содержание, отражают сущность государства, его социальное назначение;

2. Носят комплексный характер, включают все аспекты деятельности в определенной сфере (экономической, социальной, культурной или политической ), в связи с чем, не следует смешивать или отождествлять функции и деятельность государства, либо функции государства и государственных органов;

3. Направленны на решение наиболее значимых социальных задач, обусловленных определенным этапом развития государства;

4. Представляют собой административную (управленческую ) категорию, реализующуюся в определенных правовых формах.

Таким образом, функции государства, это соответствующее историческому периоду основные направления деятельности государства, отражающие его сущность.

Классификация функций государства.

Критерии классификации могут быть различны. Функции жизненно необходимые для существования общества и государства следует отнести к основным . Соответственно, функции, не относящиеся к приоритетным направлениям деятельности на данном этапе - неосновные . Соотношение основных и неосновных функций, как было указано выше, может меняться.

В зависимости от времени осуществления, функции делятся на постоянные и временные . По своей сути все функции постоянные, но в некоторые периоды (военный конфликт, чрезвычайное положение, катастрофа и др. ) может возникать необходимость прибегнуть к временным функциям для решения определенных задач.


Возможно так же говорить о централизации и децентрализации функций государства. Централизация функций - не только признак тоталитарного государства, но и подчас вынужденная мера, связанная с решением глобальной проблемы, требующей мобилизации всех ресурсов государства. Вместе с тем, положительный эффект от централизации может быть сопряжён с негативным моментом - ущемлением интересов регионов государства или полноценной реализацией других функций. Создание тонкого механизма, учитывающего преимущества центробежных и центростремительных тенденций в распределении функций, - задача современного правового государства.

По направлению деятельности функции подразделяются на внутренние (предполагает государственное управление, направленное на решения задач внутри страны ) и внешних (предполагает деятельность государства, как суверенного субъекта в международных отношениях ) функции.

По сфере деятельности к внутренним функциям государства относятся:

1. Политическая . Государство, как центральный элемент политической системы, не только управляет и формирует её, но и уравновешивает различные социальные интересы. Управляя политической сферой, государство стремится и к самосохранению, обеспечивает внутренний суверенитет путем укрепления механизма государственной власти, а также создает нормативную и организационную основу для наиболее эффективной и качественной деятельности государственных органов. Вместе с тем, государство обеспечивает контрразведывательную деятельность и безопасность внутри страны для недопущения социального конфликта или гражданской войны и поддержание стабильности.

2. Правоохранительная . Создание системы правоохранительных органов и ее модернизации в соответствии с задачами по формированию правового сознания личности, обеспечению реализации прав человека и охраны правового порядка в обществе. В правоохранительную функцию государства входит не только решение текущих задач, но также и профилактика правонарушений с целью их предупреждения и пресечения. Формирование нормативной, организационной, финансовой и технической основы для осуществления правосудия, отвечающего действующим принципам судопроизводства государства.

3. Экономическая . Прежде всего, предполагает определение общего направления экономической политики государства в соответствии с определенным уровнем экономики государства: от полного контроля в условиях командно-административного хозяйствования и до прогнозирования с целью определения наиболее оптимального развития страны в условиях рыночной экономики и дальнейшего планирования государственных мероприятий по поддержке наиболее перспективных отраслей национальной экономики. Кроме того, государство напрямую управляет стратегически важными отраслями и предприятиями (разработка нефтяных месторождений, предприятия военно-промышленного комплекса и др. ), а также осуществляет финансовый контроль в целях экономической стабильности и безопасности страны. Грамотная налоговая политика может оптимизировать экономическое и научно-техническое развитие государства. Решение этих задач требует создания государственного аппарата, способного осуществлять высокоэффективную экономическую политику.

4. Социально-культурная . Реализация социальной функции государства становится возможной при его обеспечении средствами населения, призванных обеспечить достойные условия жизни для всех слоев общества, пенсионное обеспечение, поддержку семьи, материнства и детства, создания социальных, рекреационных и образовательных инфраструктур, а также условий для свободного творческого развития в целях модернизации и создания культурной среды общества. Поскольку государственный бюджет, как источник социального обеспечения, формируется, по большей части за счёт средств населения, взимаемых посредством налогов и иных обязательных платежей, государство тем самым обязывает себя использовать средства налогоплательщиков наиболее оптимальным способом.

И, если до момента появления в XX веке понятия « социальная политика » , государства считали возможным использовать привлечённые от населения средства по своему усмотрению, то социальные стандарты современных государств, претендующих называться демократическими, правовыми и социальными, предполагают не только наиболее целесообразное инвестирование этих средств, но и наличие механизма контроля за обоснованностью и эффективностью их использования с возможностью привлечения к мерам политической ответственности (вотум недоверия правительству ).

Жизнеспособность государства в немалой степени зависит от интеллектуально-нравственного потенциала его населения, поэтому немаловажным направлением деятельности государства всегда считалась поддержка национальной культуры, науки и формирование духовно-нравственной среды, способной воспитать граждан в духе патриотизма и сохранения культурно-нравственных ценностей. Немало важной составляющей в государственной политики является формирование государственной идеологии. При этом не обязательно идеология должна быть единой и не позволяющей разночтений, как в тоталитарном государстве. Стабильное управление и поддержка власти населением возможны и при существовании множества идеологий (идеологический плюрализм ), но при определении государством идеологических приоритетов, как система ценностей приемлемых для населения, не ущемляя тем самым интересов его малой части.

5. Экологическая . Непременным условием выживания и дальнейшего существования человечества являются защита и поддержание окружающей среды. Необходимость сохранения баланса естественной среды предопределило включение экологической функции в число основных внутренних и внешних функций государства. Требования, устанавливаемые государством по вопросам экологической политики, составляют основу экологической безопасности страны. Эффективность механизма защиты окружающей среды определяется не только наличием природоохранного законодательства, но и механизмом его реализации, реальной ответственностью и экологическим воспитанием населения.

По сфере деятельности к внешним функциям государства относятся:

1. Внешнеполитическая функция призвана решить несколько основных задач. Прежде всего, политическое, межгосударственное сотрудничество направлено на поддержание мирного сосуществования государств и предотвращение глобальных конфликтов. Немаловажную роль в этом процессе играют международные организации универсального (Организация Объединённых Наций ) и регионального (НАТО ) характера. ООН способствует не только поддержанию мирового правопорядка, но и сотрудничеству государств во всех сферах. Создание региональной организации направлено на поддержание мира в регионе, формирование и защиту системы приоритетов государств, входящих в это объединение.

Ряд организаций призваны координировать сотрудничество в определённой области (в социальнойсфере - Международная организация труда, в сфере использования воздушного пространства - Международная организация гражданской авиации и др. ). Многие из международных организаций, изначально преследующие цель объединить усилия в определённой области, в частности ЕС (Европейский Союз создавался как организация в сфере экономического сотрудничества ), на текущий момент дают повод дискутировать о правом статусе этого образования. Расширение круга ведения позволяет сторонникам концепции интеграционных образований относить ЕС к квазигосударственным образованиям. Однако, наличие интеграционных процессов не тождественно образованию государства.

Еще одна немаловажная задача внешнеполитической деятельности - укрепление своего статуса на международной арене и недопущение поглощения государственного суверенитета. Решение этих задач реализуется посредством дипломатии, как официальной деятельности представителей государств. Переговоры, дипломатическая переписка и деятельность постоянных представительств государств, в том числе при международных организациях, позволяют создать благоприятные условия для сотрудничества. Обязательства, которые добровольно принимают на себя государства, находят свое отражение в международных договорах. Внешнеполитической деятельности любого государства сопутствует стремление пресечь воздействие враждебной ему идеологии других государств, создание определённого образа своего государства, позиционирование своих ценностей, т.е. экспортирование своей идеологии с целью наиболее эффективной международно-правовой защиты своих интересов.

2. Оборонно-военная . Государство нуждается в укреплении и отстаивании своих территориальных позиций и в связи с этим создает военно-оборонительный комплекс для противодействия вооруженному вторжению или угрозы агрессии других государств. Нередко государства консолидируются в военно-политической сфере для достижения общих военных целей, как правило, мира на определенной территории. Решение этих задач предполагает создание военно-оборонительных структур на своей территории и военных баз на территории иностранных государств, проведение разведывательных мероприятий и развитие военно-промышленного комплекса. Современный уровень межгосударственных отношений отдаёт предпочтение сотрудничеству с целью обеспечению международной безопасности и комплексу мер, направленных на ограничение вооружений государств и военных блоков.

3. Внешнеэкономическая . Развитие торговли и производства неизбежно приводит к интеграции государств в мировую экономическую систему. Соглашения о статусе иностранных купцов известны ещё Древнему миру (исополитии - соглашения между древнегреческими полисами наделяли граждан договаривающихся сторон правом заключать сделки в соответствии с местными обычаями ). Современный уровень кооперации производства, создание единого экономического пространства, способствующей взаимовыгодному экономическому сотрудничеству, требуют не только выработки целесообразной внешней экономической политики государства, но и унификации норм в области инвестирования, товарообмена, валютных, финансовых, концессиональных и иных отношений экономического характера.

Начало унификационным процессам было положено в римском «праве народов » («jus gentium »), которое можно рассматривать как попытку создания единообразной системы регулирования частноправовых отношений граждан Рима и жителей провинций, а так же иностранных граждан. Современный уровень унификационных процессов, вызванный, прежде всего, тенденциями экономического характера, реализуется посредством трех форм: заключение международного договора, который напрямую обязывает участников, либо подготовки модельного или типового закона, который предлагается как основа внутригосударственного закона для государств его создающих, либо совместное создание норм, подлежащих вживлению в национальное право, в объеме, который государства, участвующие в их разработке, сочтут возможным.

Значительный вклад в урегулирование внешнеэкономических отношений государств вносит Всемирная торговая организация (ВТО ), Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ ), действующая с целью унификации права международной торговли, особое место в этой системе занимает Международный институт унификации частного права (УНИДРУА ), разрабатывающий проекты международных конвенций в вопросах торгово-экономического сотрудничества, Международный валютный фонд (МВФ ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР ), Банк международных расчётов (БМР ) и др.

4. Социально-культурная как одна из внешних функций государства предполагает, в первую очередь, участие в международных организациях социально-культурной направленности. Усилия государств по защите трудовых прав человека, созданию наиболее приемлемого режима занятости собственных граждан, иностранцев и лиц без гражданства, по сотрудничеству в вопросах социального обеспечения координируются в рамках созданной в 1919 году Международной организации труда (МОТ ). Под эгидой МОТ принято около 200 конвенций, а так же рекомендации. Межгосударственное сотрудничество по вопросам здравоохранения координирует Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ ).

Социально-культурная функция государства предполагает так же сотрудничество как в рамках международного гуманитарного права, защищающего права жертв вооружённых конфликтов, так и добровольную медицинскую, продовольственную и иную помощь населению других государств, пострадавшему от стихийных бедствий и иных гуманитарных катастроф. Формирование внешней политики государства в области образования в современном мире не может протекать без учёта конвенций, подписанных под эгидой Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО ), основная цель которой сделать образование доступным для всех.

Унификация норм в сфере образования преследует, в конечном счёте, цель устранить для своих граждан препятствия, связанные с разницей уровня образования, воспитания и культуры общества в целом. Сохранение национальных достижений, обмен опытом, совместные разработки в образовательной, научной и культурной сфере позволяют государствам, участвующим в этих процессах, достигать новых высот, как в науке, так и практике во всех сферах деятельности.

5. Экологическая . Проблема эффективного и рационального использования природных ресурсов и экологической безопасности носит глобальный характер, так как только межгосударственное сотрудничество позволит найти способ ее решения и обеспечить поддержание экологического баланса, необходимого для выживания всего человечества. Такие международные организации, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ - занимающаяся проблемой загрязнения атмосферы ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ - занимающаяся вопросами по безопасности окружающей среды при эксплуатации источников атомной энергии ) и Международная морская организация (ИМО - занимающаяся охраной морской среды ) и другие наряду со своей специальной деятельностью координируют усилия государств по охране окружающей среды.

Рекомендации по вопросам охраны окружающей среды на базе собственных исследований призван давать Экономический и Социальный совет (ЭКОСОС ) при ООН. В 1972 году был создан специальный механизм сотрудничества государств в сфере экологической безопасности - Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП ), в Совет управляющих которого входят представители 58 стран.

От видов функций следует отличать формы их реализации, т.е. средства и методы осуществления основных направлений деятельности государства. В таком качестве можно рассматривать три вида деятельности: правоустанавливающую (деятельность по созданию правовых норм ), правореализующую (обеспечение эффективного и качественного применения права, механизма реализации прав и исполнения обязанностей, соблюдения запретов ) и правозащитную (деятельность по охране установленного правопорядка и защите прав и свобод ). Названные формы принято объединять понятием - правовые. К правовым формам также относятся - договорная , в тех сферах, где в основе отношений лежит диспозитивный принцип (экономика, социальная сфера, юридические услуги и др. ). К неправовым формам относят - фактическую деятельность государства по реализации его функций (организационная, финансово-распределительная, техническая и др. ).

Формы реализации функций осуществляются с помощью приемов и способов, таких как убеждение, принуждение, которые следует рассматривать как методы реализации функций .

Функции государства -это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

В функциях государства проявляется та реальная роль, которую оно играет при решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание же задач государства определяется внутренними и внешними факторами. Если кризисные явления в экономической жизни выдвигают на первое место задачу по реформированию экономики, то социальные катаклизмы заставляют государство решать прежде всего политические задачи. Рост преступности обусловливает принятие государством мер по ее выявлению и устранению причин, ее порождающих. Угроза внешней агрессии вынуждает активнее вести дипломатическую работу и подготовку населения к отражению возможной агрессии.

Различают внутренние и внешние функции государства.

А. Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью страны.

1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых субъектов хозяйственной жизни, строительстве инфраструктуры (дорог, транспортных, энергетических, информационных и других систем), государство должно создать правовые основы рынка, т. е. как бы разработать «правила игры» для хозяйствующих субъектов, принимать меры по борьбе с монополизмом, стимулировать предпринимательскую деятельность, охранять права потребителей и др. Однако государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства (энергетика, связь, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, информатика и т. п.). Здесь оно выступает собственником средств производства, производителем материальных благ.

2. Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления им гармонизации интересов различных социальных групп. Используя такие методы, как проведение референдумов, плебисцитов, выборов, государство способно выявить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования парламента, который (в идеале) должен представлять как бы срез общества. Организация этого процесса, обеспечивающего народовластие, возлагается на государстве. Помимо этого государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, ведет правотворческую деятельность и официально представляет население всей страны как во внутренних, так и во внешнеполитических делах.

3.Социальная функция. Ее выполнение позволяет обеспечить нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Установление минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным; выделение необходимых средств на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья для малооплачиваемых, налаживание четкой работы транспорта и связи - это все то, что позволяет людям вести достойную и активную жизнь, способствующую их развитию, а не только существованию. Однако и в этом деле нужна осмотрительность: социальная политика проводится за счет налогов, отчисляемых от предпринимательской деятельности, и если они высоки, то у предпринимателей теряется стимул работать. Общество может деградировать. Но в то же время социальное регулирование по принципу уравниловки не способно обеспечить прогресс общества.

4. Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка-это деятельность государства по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами. Эта функция выполняется различными методами. Среди них можно выделить метод правотворчества (разработка и принятие законов и других нормативных актов), метод правоприменения (деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности), организационно-правовой, осуществляемый исполнительными органами (регулирование ценообразования, разрешение митингов, демонстраций) и др. Борьба с правонарушениями - очень важная сторона правоохранительной деятельности государства. Она ведется с помощью всей системы правоохранительных органов. Средства, вкладываемые в правоохранительную систему, - немалые, и общество вправе рассчитывать на спокойную и безопасную жизнь. Однако, если эти средства не дают отдачи и преступность не снижается, правящая элита должна подумать над тем, эффективно ли она управляет обществом.

5. Экологическая функция в последнее время выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество подошло к такому рубежу, когда его деятельность ставит под угрозу само существование человека: интенсивное и экстенсивное использование природных ресурсов, применение некоторых современных технологий нарушает баланс в естественной среде, что изменяет условия жизни на Земле, делая их для него невозможными. Безудержная эксплуатация природы ведет человечество в пропасть. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и организаций в области использования окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (начиная от предупреждений, солидных штрафов и кончая ликвидацией предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды).

Существуют также дополнительные функции государства, например, функции обеспечения национальной безопасности, строительства дорог, ирригационных, мелиорационных и иных общественных систем, транспортная, информационная, борьба с последствиями стихийных бедствий и др.

Б. Внешние функции - это основные направления его деятельности на международной арене. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который становится все более взаимосвязанным.

1. Функция обороны имела первостепенное значение в прежние времена. В настоящее время мир становится все более цивилизованным, международные организации берут на себя регулирование территориальных притязаний и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение. И, тем не менее, даже развитые страны, накопившие немалый опыта мирном сосуществовании, предпочитают держать свои вооруженные силы в состоянии боевой готовности, поскольку еще далеко не все правящие элиты прислушиваются к мировому сообществу, а современное вооружение позволяет любым нецивилизованным правителям в короткие сроки и на больших расстояниях наносить разрушительные удары.

2. Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения-это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества.

3. Поддержка мирового правопорядка (внешнеполитическая функция) заключается в политическом сотрудничестве государств с тем, чтобы исключить глобальные вооруженные конфликты. Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН, вопросами политического урегулирования конфликтов занимается Совет Безопасности -постоянный орган ООН. Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации (Лига арабских государств, Организация африканского единства. Организация американских государств. Ассоциация стран тихоокеанского региона и др.).

4. Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, которое проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей. Экономическое сотрудничество наиболее эффективно между странами, территориально связанными друг с другом (страны ЕЭС, СНГ и др.).

5.Культурное сотрудничество между странами осуществляется на основе двусторонних и многосторонних договоров междугосударствами, неправительственными организациями (Международный союз архитекторов, Международная шахматная федерация, Олимпийский комитет и др.). В рамках ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО.

6. Сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (рациональное использование природных ресурсов, охрана окружающей среды, сохранение энергии, поддержание мира, проведение демографической политики и др.).

Внешняя деятельность государств в современном мире тогда будет эффективной, когда она базируется на общечеловеческих ценностях, международно-правовых актах, учитывает национальные, экономические, культурные и иные особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.