Вручение крыма усср: насколько взвешенным и необходимым было решение хрущева? Как хрущев подарил крым украине

Шесть десятилетий назад, с января по апрель 1954 года, в Кремле разворачивались события, которые в итоге привели к появлению на территории СССР латентного конфликта, связанного с передачей Крыма от РСФСР Украине. В последние месяцы по этим вопросам был буквально вал публикаций, но большинство из них имели не строго документальную, а скорее психоэмоциональную основу. Основной составляющей публиковавшихся статей был тезис «Хрущёв незаконно отдал Крым Украине».

Так ли это было и кто на самом деле передавал спорный полуостров соседней республике? Насколько правомерно с юридической точки зрения действовали органы государственной власти и все ли документы, имеющие отношение к проблеме, доступны исследователям? Именно на эти вопросы мы и попытаемся ответить, основываясь исключительно на архивных документах и некоторых опубликованных источниках…

СТРОГО СЕКРЕТНАЯ ПАРТИЙНАЯ ИНИЦИАТИВА

Для начала, как принято у профессионалов-историков, давайте определим хронологические рамки исследуемого нами процесса. Они достаточно четкие: 25 января 1954 года состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, на котором впервые обсуждался вопрос, а 28 апреля того же года был опубликован Закон СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР». Всего три месяца понадобилось для того, чтобы начать и закончить мероприятие, которое «аукнулось» обеим республикам через несколько десятилетий.

Президиум ЦК КПСС как орган, осуществляющий оперативное руководство делами партии (и государства) между пленумами, был создан еще в 1952 году, при Сталине, но к январю 1954 года претерпел серьезные изменения. В марте 1953 года в его состав вошли в качестве членов Берия, Булганин, Ворошилов, Маленков, Каганович, Микоян, Молотов, Первухин, Сабуров и Хрущёв. Кандидатами стали Багиров, Мельников, Пономаренко и Шверник.

Самое интересное, что в течение десяти лет все члены президиума, принимавшего решение по Крыму, за исключением Анастаса Микояна, были либо расстреляны, либо исключены из партии, либо отправились на пенсию и находились в опале. Но на январь 1954 года действующими членами и кандидатами были все упомянутые нами лица, кроме расстрелянного Берии и исключенного из КПСС Багирова (его расстреляли двумя годами позже).

Итак, в повестке дня заседания Президиума ЦК КПСС от 25 января 1954 года под пунктом № 11 стоял вопрос о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. В архиве аппарата Президента России хранятся протокол этого заседания под порядковым номером 49, выписка из этого протокола и три варианта (два черновых и чистовой) Указа Президиума Верховного Совета СССР. Из членов Президиума ЦК на заседании были все, кроме Молотова, отсутствовал и один из кандидатов - Мельников. Зато пришли на заседание секретари ЦК - Суслов, Шаталин и Поспелов. Председательствовал, вопреки распространенному мнению, не Хрущёв, а Маленков.

Результатом заседания стало постановление ЦК КПСС по данному вопросу. Этот документ с самого начала был засекречен, причем на нем, как и на выписке из протокола, стоял гриф «Строго секретно». Разослали выписку Хрущёву, Ворошилову, председателю Президиума Верховного Совета РСФСР Тарасову, председателю Президиума Верховного Совета УССР Коротченко, а также руководству ЦК Компартии Украины. Документы подлежали возврату в канцелярию Президиума ЦК в течение 7 дней.

В первом пункте упомянутой нами выписки говорилось об утверждении проекта Указа Президиума Верховного Совета СССР, а потом, в лучших партийных традициях, перечислялись меры, которые должны были быть приняты для того, чтобы этот уже утвержденный проект «обосновать». Замечу сразу, их полностью осуществить не удалось, да и то, что было сделано, явилось, мягко говоря, неконституционным.


ВОПРЕКИ ОСНОВНОМУ ЗАКОНУ

Когда сравниваешь систему принятия решений при Сталине и в послесталинские времена, то невольно отмечаешь значительно более основательную подготовку различных мероприятий при «вожде народов». Давайте вспомним, уважаемые читатели, как для начала подогревались эмоции в среде заинтересованных граждан, как «собирались письма», как в газетах печатались выступления различных деятелей - от ткачих до академиков…

В 1954 году, когда у власти была «тройка» Молотов-Маленков-Хрущёв, о таких вещах не думали. И вопрос о Крыме подняли без какой-либо формальной инициативы со стороны граждан. Как мы уже знаем, принципиально его решили в течение десяти - пятнадцати минут на заседании Президиума ЦК КПСС. И напомню, участия населения РСФСР и УССР в процессе не предусматривалось - изданное постановление на всякий случай было сразу строго засекречено.

Партийные руководители очень спешили. И поэтому сделали целый ряд ошибок. О стратегических, таких, например, как прогнозирование возможного возвращения крымских татар, тогда никто не думал. Тем более членам Президиума ЦК не могло прийти в голову, что Россия и Украина будут когда-либо независимыми государствами. Стратегия, правда, дело сложное, и не каждому оно по плечу. Но тактические задачи опытные аппаратчики решать могли. Но не решили!

В выписке из протокола заседания Президиума ЦК КПСС от 25 января 1954 года было решено «рассмотреть совместное представление Президиумов Верховных Советов РСФСР и УССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР». Точно о таком же «совместном представлении» говорится и в документе, который регламентировал заседание Президиума Верховного Совета СССР 19 февраля 1954 года. Но этого «совместного представления» в природе не существовало!

Дисциплинированные сотрудники Совмина России уже 5 февраля отправили в Президиум Верховного Совета РСФСР послание, которое начиналось с совершенно некорректной формулировки: «Учитывая территориальное тяготение Крымской области к Украинской ССР…» Интересно, что до этого случая словосочетание «территориальное тяготение» использовалось только в научных статьях при описании стремления мелких населенных пунктов быть ближе к тому или иному городу…

Обращался Совет Министров РСФСР в Президиум ВС РСФСР в общем-то незаконно. По Конституции РСФСР 1937 года (ст. 33) в функции президиума не входило принятие каких-либо решений по территориальным вопросам. Их могли принимать только на заседании Верховного Совета СССР. Более того, и Верховный Совет РСФСР не имел конституционного права отдавать что-либо другой республике! В компетенцию Верховного Совета РСФСР, в соответствии со ст. 19 Основного закона, входило лишь «представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых краев и областей, а также новых автономных республик и областей в составе РСФСР» (выделено автором). Так что никаких документов о «передаче» территорий кому-либо Верховный Совет России издавать не имел права!

Но издал, причем в тот же самый день, когда к нему обратился Совмин. Правда, в протоколе заседания высшей партийной инстанции и других документах говорится о том, что требовалось некое «совместное представление». А оно, напомню, так и не появилось, и ни в одном архиве документа с таким названием нет!

Постановление Президиума Верховного Совета Украины (формально он тоже не имел права издавать его) примерно в три раза больше российского и представляет собой по большей части не государственный документ, а излияния благодарности. Отмечается в нем то, что передача Крыма «является свидетельством безграничного доверия великого русского народа украинскому народу». Оправдал ли украинский народ такое доверие - судите сами…


А КАКОЙ ДОКУМЕНТ УТВЕРДИЛИ - НЕПОНЯТНО!

И историки, и многие наши читатели знают, что законы, указы (за исключением секретных) и постановления высших органов власти в советское время вступали в законную силу только после опубликования их в печати. Мало того что постановление Верховного Совета Украины было нелегитимным по сути, оно, в отличие от российского, даже не было опубликовано в центральных газетах. На заседании Президиума Верховного Совета СССР 19 февраля 1954 года выступал Демьян Коротченко - председатель Президиума Верховного Совета Украины. В стенограмме заседания есть текст постановления (он, правда, отличается от утвержденного президиумом 13 февраля). Но в сообщении газеты «Известия» о заседании украинский документ вообще не фигурирует. Это означает только одну вещь: постановление, как не опубликованное официально в центральной печати, в действие не вступило и юридической силы не имеет!

Но в Указе Президиума Верховного Совета СССР, который подписали его председатель Климент Ворошилов и секретарь Николай Пегов, опять же говорится о каком-то мифическом «совместном представлении»! И говорится как об утвержденном документе.

К сожалению, все участники данного мероприятия давно ушли из жизни. А как бы хотелось нам получить от них ответ на простой вопрос: каким образом они утвердили несуществующий документ? И сказать в свое оправдание им было бы нечего: небрежность, невнимательность и недооценка деталей, имеющих принципиальное значение, заложили в конце концов своего рода мину замедленного действия под «крымскую проблему»…


На фото: Вот этими документами все и оформили (из архива РГАСПИ)

ВМЕШАТЕЛЬСТВО ХРУЩЕВА - ЭТО ЛИШЬ ВЕРСИЯ!

Мы уже отмечали, что сегодня существует множество версий того, почему именно в 1954 году Крым был передан Украине. Большинство из них зиждется на фактах из биографии Никиты Сергеевича Хрущёва. Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты.

Версия 1.

«Хрущёв отдал Крым Украине в качестве компенсации за то, что принимал участие в массовых репрессиях в тридцатые годы, когда возглавлял украинскую парторганизацию».

Действительно, Хрущёв был Первым секретарем ЦК компартии Украины с 1938 по 1949 год. Естественно, массовые репрессии проходили не без его участия. Но в архивах нет ни одного расстрельного списка с подписью Хрущёва! Некоторые исследователи ссылаются на рассказы о том, что по поручению Никиты Сергеевича Иван Серов, первый председатель КГБ СССР, «вычистил» все архивы. Как историк скажу, что провести подобное мероприятие так, чтобы следов не осталось вообще, - практически невозможно. В свое время еще один председатель КГБ СССР, Владимир Семичастный, рассказывал мне, что в его время уже существовали технологии, которые давали возможность вывести подписи так, что видимых следов от них не оставалось. И это, по его мнению, использовалось для уничтожения хрущёвских подписей под «расстрельными списками». Но до сих пор самые современные методы исследования подобных подделок не обнаружили. И, кроме всего прочего, в январе 1954 года вопрос о виновности в массовых репрессиях Хрущёва и других членов Президиума ЦК не волновал вообще! Его начали активно обсуждать только через год-два…

Версия 2.

«Передать Крым Украине Хрущёв решил в то время, когда был председателем Совмина Украины (с февраля 1944 года по декабрь 1947 года)».

Такой вариант представляется более чем надуманным. Его авторы, скорее всего, имеют в виду, что в то время Хрущёв якобы понял «экономическую целесообразность» передачи Крыма Украине. Но что мешало ему понять это в другие годы, в том числе когда он был партийным лидером республики?

Версия 3.

«В сентябре 1953 года Хрущёв стал Первым секретарем ЦК КПСС, и ему была необходима поддержка сильной украинской парторганизации».

13 сентября 1953 года по предложению Маленкова Хрущёв был избран Первым секретарем ЦК КПСС. Но для понимания значения этого события важно иметь представление о том, что тогда представляла собой данная должность. На самом деле в первые месяцы (в это время входит и «крымская история») должность «первого секретаря» еще не была чем-то особенным. Скорее ее можно было считать технической. Полную власть в партии ни Молотов, ни Маленков (он был председателем правительства), ни Каганович с Булганиным Хрущёву отдавать не собирались. И укрепление власти Хрущёва пошло не в 1954-м, а в 1955-1956 годах и оформилось после разгрома «антипартийной группы» летом 1957-го…

Если внимательно изучать архивные документы, то какой-либо личной заинтересованности Хрущёва в передаче Крыма Украине обнаружить не удается. Он не подписывал никаких документов по этому вопросу (за исключением формальной визы на выписке из протокола заседания Президиума ЦК), не выступал на заседании Президиума Верховного Совета СССР. Неизвестно, принимал ли он непосредственное участие в обсуждении вопроса на заседании Президиума ЦК КПСС (стенограммы выступлений не сохранились). Инициировать и решить подобный вопрос единолично он тоже не мог (мы уже отмечали, что в 1954 году он был вынужден координировать все решения как минимум с Молотовым и Маленковым). Поэтому с большой вероятностью можно считать, что данное решение было коллегиальным и ответственность за него лежит на всех членах Президиума ЦК КПСС.

Что же до причины принятия этого решения именно в начале 1954 года, то тут вопросов меньше всего. 18 января 1654 года Переяславская рада обратилась к России с просьбой принять Украину в ее состав, а к марту процесс был завершен. Через 300 лет после этого события пышно отмечался трехвековой юбилей. И на первом же после 18 января 1954 года заседании (25 января) Президиум ЦК КПСС принял «судьбоносное решение» - отдать Крым Украине.

Вполне естественно, в официальных документах о подобной аргументации не говорилось, но на заседании Президиума Верховного Совета СССР она была широко озвучена. Тон задал председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Михаил Тарасов, первым напомнивший о «знаменательном событии». Его украинский коллега Демьян Коротченко также говорил о 300-летии «воссоединения». Николай Шверник и Отто Куусинен в своих выступлениях упомянутое празднование как-то обошли, зато Шараф Рашидов и выступавший последним секретарь Президиума Верховного Совета СССР Николай Пегов говорили о «славном юбилее» в самых возвышенных тонах.

Все это и позволяет рассуждать о передаче Крыма Украине как о коллективно инициированном нелегитимном процессе, который был подготовлен и проведен крайне слабо и без учета возможных долгосрочных последствий.

Ну а события, которые произошли в Крыму весной 2014 года, на самом деле лишь восстановили исторический статус-кво.


поделиться:

Шестьдесят четыре года назад, в феврале 1954 года, Крымская область перешла из РСФСР в состав Украинской ССР. Согласно одной версии, Никита Хрущев выпил два стакана коньяка и от щедрой души сделал Киеву царский подарок. По другой версии, Москва передала полуостров другой республике из-за того, что не могла наладить там хозяйственную жизнь. разбиралась в причинах и тонкостях этого процесса.

Разбитые танки валялись вдоль дорог

У украинских и российских историков диаметрально противоположные взгляды на события февраля 1954 года, ожидать чего-то другого от специалистов двух стран, наверное, и не стоит. Вроде бы политические процессы 50-летней давности в исторической перспективе происходили относительно недавно, но источников не так много, поэтому эксперты соревнуются в изощренности интерпретаций.

В указе президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года причинами передачи полуострова под контроль Киева назывались общность экономик, территориальная близость и тесные хозяйственные и культурные связи Крыма и УССР. Действительно, Крым связан сухопутными перешейками с территорией нынешней Украины, в начале 50-х годов уже планировалось строительство Северо-Крымского канала - на тот момент крупнейшей в Европе оросительной системы.

По некоторым свидетельствам, к моменту смерти Сталина Крым находился на грани гуманитарной катастрофы. Украинские историки любят цитировать справку «О состоянии сельского хозяйства Крымской области» от 4 января 1954 года, которая была подготовлена для первого секретаря ЦК КПУ . Документ находится на хранении в Центральном государственном архиве общественных организаций Украины. «Посевные площади табака, эфиромасличных культур и картофеля, - говорилось в записке, - не достигли уровня 1940 года». Площади садов и виноградников «составляли 86,8 процента и 79,2 процента от довоенного уровня». Еще хуже обстояло дело с севооборотом: лишь 3 из 304 колхозов Крымской области освоили полевые и кормовые севообороты.

Наблюдалось «значительное отставание урожайности» от довоенного уровня. Овощей было убрано в 1953 году 55 центнеров с гектара против 118,2 центнера в 1940 году, картофеля - 30,0 и 69,4 центнера с гектара соответственно, кормовых корнеплодов - 47 и 134,5 центнера с гектара, сена - 14 и 17,3 центнера с гектара. Не лучшим было положение в садоводстве и виноградарстве: урожайность в 1953-м значительно уступала ее уровню в 1940 году: по садоводству соответственно 20 и 55 центнеров с гектара, а по виноградникам - 12 и 19,6 центнера с гектара.

Украинские специалисты также приводят воспоминания известного журналиста, зятя Никиты Хрущева Алексея Аджубея. В октябре 1953 года он вместе со своим высокопоставленным тестем посетил полуостров. «Здесь, на плато, все еще дышало страшной войной. Вдоль дорог разбитые танки и артиллерийские орудия, и везде, до горизонта, серые каменные обелиски, построенные военными строителями в память о своих павших товарищах. И земля тоже высохла и заросла жесткой щетиной сорняков. Пустовали поселки, татарские аулы, их хозяева, сосланные злой волей Сталина в далекие холодные края, потеряли всякую надежду на возвращение», - писал он. Якобы именно эта поездка подтолкнула Хрущева к принятию решения.

Пятилетка и трехсотлетка

Российские историки обращают внимание на то, что мемуары Аджубея были опубликованы в 1990 году, когда в очередной раз остро встал вопрос о самоопределении крымчан. Следовательно, беспристрастным источником считаться не могут. Справка о состоянии сельского хозяйства и вовсе вызывает недоумение. Каким образом ЦК КПУ собирал данные в области, входящей в состав соседней республики? Тем более что официальная статистика рисует более воодушевляющую картину.

Да, за время немецкой оккупации были полностью уничтожены телефонно-телеграфная связь, железнодорожное сообщение, морские порты, разграблены и разрушены десятки сел и промышленных предприятий. Однако к окончанию четвертой пятилетки (1948-1952 годы) народное хозяйство было в основном восстановлено. Промышленность даже превысила довоенный уровень на 8 процентов. С сельским хозяйством дело обстояло сложнее: поливное земледелие достигло довоенного уровня в 31,1 гектара, но общая площадь пашни составила 89,3 процента от пашни 1941 года.

Надо также понимать, что страна все равно была едина и принадлежность Северо-Крымского канала к той или иной республике значения не имела. При этом в 1954 году с помпой отмечалось 300-летие Переяславской рады, на которой было принято решение об объединении территорий Войска Запорожского и Русского царства. В этом смысле передача Крыма была своеобразным жестом, подчеркивающим «нерушимую дружбу братских народов».

Кроме того, после смерти Сталина к февралю 1954 года прошло меньше года, в стране шла борьба за власть. Естественно, Никита Хрущев преследовал свои личные цели. Он озвучил решение по Крыму внезапно, в том числе для членов партийного руководства, и поставил их перед фактом. По мнению некоторых историков, таким образом он хотел заручиться поддержкой украинского номенклатурного клана.

Без акта приема-передачи

Если причины передачи Крыма вызывают вопросы, то сама процедура административного переподчинения разобрана подробно. Согласно Конституции СССР, изменение границ республик находилось в ведении Верховного Совета СССР, а не его президиума. Кроме того, по статье 18 Конституции СССР и статьям 16, 19, 22 и 23 Конституции РСФСР 1937 года территория РСФСР не могла быть изменена без ее согласия. Дать его мог высший орган государственной власти - Верховный совет республики. По утверждению властей РФ, это обстоятельство делает решение Президиума Верховного Совета РСФСР о передаче Крыма незаконным. Украинские исследователи утверждают, что процесс был узаконен позже, в июне 1954 года, когда в Конституцию РСФСР внесли соответствующие поправки.

В любом случае в 50-е годы передача полуострова казалась простой формальностью и мало затронула крымчан. Да, Киев предпринимал вялые попытки украинизации, в первую очередь в сфере образования, но плодов они не давали. В школах во всех городах и районах, кроме Севастополя, изучался украинский язык. Все официальные издания и газеты публиковались на двух языках, но на украинском языке на полуострове никто не говорил и не читал. Высшее образование было на русском языке. В университете Симферополя было создано отделение украинской филологии только для того, чтобы готовить учителей украинского языка. Масштаб проблем, связанных с решением 1954 года, крымчане осознали только после распада СССР.

Почему Хрущев отдал Крым Украине? Этот вопрос до сих пор относится к одной из наиболее загадочных страниц послевоенной истории и до сих пор не нашел однозначного ответа. В свете последних событий на Украине он неожиданно обрел актуальность, подтверждая неоспоримую истину о том, что время все расставит на свои места (многие россияне не успели глазом моргнуть, как Крым присоединили к России).

Вопросы, касающиеся самоопределения наций или раздела территорий нельзя решать росчерком пера, не учитывая мнения народов, населяющих эти территории: рано или поздно это приведет к серьезным конфликтам и межнациональной розни.

То, что происходит сейчас на Украине, является следствием недальновидных действий прежнего руководства страны Советов. Крым сыграл роль мины замедленного действия, которая взорвалась, когда беспорядки на Украине достигли последней стадии накала.

Историческая справка

Крым был передан Украинской советской союзной республике указом высшего законодательного органа СССР от 19 февраля 1954 года.

Согласно официальной версии, процедура была обусловлена следующими причинами:

  • Плачевным состоянием экономики Крымской области в связи с послевоенной разрухой.
  • Нехваткой людских ресурсов и рабочих рук, возникших в результате депортации крымско-татарского населения.
  • Отсутствием у переселенцев из России агротехнических знаний и опыта управления хозяйством в климатических условиях Крымского полуострова.

Таким образом, необходимость передачи полуострова увязывалась с общностью экономических, хозяйственных, культурных связей и территориальной близостью.

Согласно этому документу, на Украину возлагалась обязанность по восстановлению разрушенной войной экономики крымского региона. Но это лишь на первый взгляд. Только ли заботой о бедственном состоянии полуострова руководствовался Верховный Совет?

Сомнения возникают уже в связи с грубым нарушением законодательства, определяющего порядок проведения подобных процедур.

В чем состояло нарушение законодательства при передаче Крыма?

Каким должен был быть правильный порядок действий при изменении административно-территориального подчинения Крыма?

  • Вопрос о целесообразности его присоединения к Украинской республике сначала должен был открыто обсуждаться.
  • Далее должны были провести референдумы среди населения Украины, РСФСР и самой Крымской области.
  • Заключительным этапом обсуждения вопроса должен был стать референдум среди населения всего Союза.

Ни один из пунктов обязательного протокола не был выполнен.

Как все обстояло на самом деле?

Окончательное решение о передаче территории было принято Хрущевым после неофициальной поездки в этот регион. Побудительной причиной к ней стала информация о бедственном состоянии экономики региона и положении российских переселенцев.

Процедура официальной передачи региона заняла менее месяца: вопрос об этом был включен в повестку заседания Президиума Верховного Совета 25 января 1954 года, причем занимал в ней лишь одиннадцатое место, как будто речь шла о чем-то несущественном, и занял не более четверти часа.

5 февраля, на следующем заседании, был разработан проект постановления, подтверждающего передачу.

19 февраля после речей Куусинена, Рашидова и Коротченко постановление о передаче Крыма Украинской республике было утверждено. При этом на нем присутствовало менее половины членов президиума (13 человек из 27).

Законодательный документ, утверждающий указ Президиума и внесший изменения в Конституцию СССР, появился 26 апреля 1954 года.

Мотивы первого секретаря ЦК КПСС

То, что инициатива передачи полуострова исходила лично от Хрущева, ни у кого не вызывает сомнений.

Почему он отдал Крым?

1. Самой главной причиной этой инициативы была ожесточенная борьба за руководство страной. После смерти И. В. Сталина на него претендовали три человека: Маленков, Берия и Хрущев.

Берия контролировал силовые структуры. Пользующийся поддержкой армии и маршала Жукова Хрущев занимал сильные позиции в Москве. Маленков был инициатором и руководителем «ленинградского дела», в результате которого была уничтожена верхушка Ленинградского обкома ВКП (б), представлявшая серьезную конкуренцию Маленкову.

Передавая Крым Украине, Хрущев не мог не знать, что в результате этой передачи произойдет смена партийного руководства в регионе: на смену настороженно относящимся к нему российским коммунистам придут лояльно настроенные украинские товарищи.

2. Не лишена здравого зерна версия о том, что столь щедрый подарок со стороны Хрущева был сделан им с целью хотя бы частично загладить собственную вину за личное участие в репрессивных акциях на Украине. В период с 1938 по 1947 год Хрущев занимал должность первого секретаря центрального комитета компартии Украины и на его совести немало загубленных жизней.

Планируя беспрецедентный процесс по развенчанию культа личности Сталина, приведшего к жестоким репрессиям и преступлениям против собственного народа, Хрущев в какой-то мере пытался преуменьшить собственную роль в этих злодеяниях.

3. Согласно официальной версии, присоединение Крыма было приурочено к трехсотлетию присоединения Украины к России. Воссоединение земель Запорожского войска и Русского царства, произошедшее в результате всенародного решения в ходе Переяславской рады, произошло в 1654 году.

4. Подводя экономическую базу под свое решение передать крымские земли Украине, Хрущев говорил о необходимости строительства северо-крымского оросительного канала, который помог бы решить проблему орошения засушливых степных районов полуострова. Управление строительными работами было целесообразно осуществлять из Киева, нежели из далекой Москвы.

Предшествовавшие события

Какими бы мотивами ни руководствовалось правительство Союза, в рамках нерушимого монолитного государства (каким тогда был Союз) административно-территориальное переподчинение Крыма в те годы не имело ни экономических, ни политических последствий.

Тогда даже самое разгоряченное воображение не могло себе представить, что спустя всего лишь четыре десятилетия начнется развал самой мощной мировой державы, закончившийся образованием ряда суверенных государств.

Почему Крым отдали УССР? Существует еще одна версия предпосылок такого решения. К его исполнению привел ряд событий:

1) В 1923 году состоялись переговоры между советским правительством и главой еврейской финансовой организации Фрэнком Розенблаттом. Он обсуждал возможность создания еврейской автономной области, включавшей север Крымских земель, территорию Сочи, Одессы, Херсона и Абхазии. Населить автономию должны были западноукраинские и белорусские евреи.

В случае согласия советского правительства Розенблатт обещал свое содействие в переговорах с правительством Соединенных Штатов Америки относительно выделения значительного финансового кредита.

2) При обсуждении проекта Розенблатт согласился ограничить территорию будущей автономии рамками одного только полуострова, однако из-за опасения острой межнациональной розни на территории, населенной десятками народов, руководство Советов отказалось от реализации задуманного.

Тем не менее, острая потребность в материальной поддержке вынудила правительство пойти на хитрость. Дипломат Георгий Чичерин в ходе переговоров в Берлине сознательно пошел на обман, уверив еврейских банкиров, что Советский Союз согласен на реализацию крымского проекта, а правительство разработало постановление на его воплощение.

3) Еврейский конгресс, заручившись согласием советского дипломата, принял решение о предоставлении Союзу кредита размером в пятнадцать миллионов долларов. Деньги были получены, но к осуществлению крымского проекта никто и не думал приступать.

4) В 1944 году подошел срок первых выплат. Правительство США снова начало требовать либо создания обещанной автономии, либо возвращения всей суммы долга с учетом набежавших за это время процентов (составившей свыше двадцати миллионов долларов).

5) Поскольку у страны, только что закончившей кровопролитнейшую войну, денег на тот момент не было, возникло решение передать полуостров под юрисдикцию Украины, у которой не было обязательств перед американским правительством, поскольку формально должником являлся российский ЦИК.

Передавая Крым, Хрущев закрыл вопрос отдачи непосильного для страны долга.

19 февраля 1954 года Президиумом Верховного Совета СССР был принят указ о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. Благодаря этому документу Крым был, фактически, подарен Хрущевым Украине. «Царский подарок» был сделан по случаю 300-летия воссоединения Украины с Россией…

«Сколькие русские с негодованием и ужасом пережили эту безвольную, никак не оспоренную, ни малейше опротестованную, по дряблости нашей тогдашней дипломатии, в 24 часа отдачу Крыма - и предательство его при каждом потом крымском конфликте». Александр СОЛЖЕНИЦЫН.

Крым, говорят, был подарен Украине первым секретарем ЦК КПСС Хрущевым в приступе «пьяной щедрости» - после двух стаканов коньяка. Конечно, передача Крымской области из состава РСФСР в состав УССР в рамках «единого и нерушимого» Советского Союза была простой формальностью. Тогда в страшном сне никто не мог предположить, что СССР развалится и Украина станет «самостийной». Подарок независимая Украина возвращать, ясное дело, не стала.

Историки объясняют щедрость Никиты Сергеевича довольно просто. Придя к власти после смерти Сталина, развенчивая культ личности и осуждая репрессии, сам лидер государства был замешан во многих репрессионных делах. Будучи первым секретарем ЦК украинской компартии в 1938 - 1947 гг., он сам вел активную борьбу с «врагами народа» и, чтобы в какой-то мере искупить вину перед Украиной и заручиться поддержкой украинской «верхушки», Хрущев сделал широкий жест. Подарил республике целый курортный полуостров!

О своем решении первый секретарь сообщил товарищам по партии как бы между прочим, в перерыве одного из заседаний президиума ЦК, по дороге на обед. «Да, товарищи, тут есть мнение передать Крым Украине», - обронил он вскользь. Ни у кого не хватило смелости возмутиться. Желание первого лица правящей партии - закон.

В повестке очередного заседания Президиума ЦК КПСС, состоявшегося 25 января 1954 года, 11-м пунктом значился вопрос "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР". Вопрос занял 15 минут. Слушали - постановили: «Утвердить проект Указа Президиума Верховного Совета СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР».

Никто не возражал, никто не усомнился в целесообразности и политических последствиях. Ни у кого даже не возникло вопроса: как к этому отнесется население Крыма, практически полностью русское? Оказалось, что «такие важнейшие вопросы, как территориальное перемещение отдельных областей в состав той или иной республики, разрешаются без всяких затруднений».

Согласно закону, вопрос тогда должны были вынести на открытое обсуждение Верховного Совета РСФСР, выяснить на референдумах мнение жителей обеих республик - и самого Крыма и только потом провести общесоюзный референдум.

Но обошлись без этого: 19 февраля 1954 года собрался Президиум Верховного Совета РСФСР, причем из 27 его членов присутствовали только 13. Кворума не было, однако за «величайший дружественный акт, свидетельствующий о безграничном доверии и любви русского народа к украинскому народу», проголосовали единогласно.

В 1992 году незаконность передачи была официально признана Верховным Советом России.

Ныне регион называется Автономная Республика Крым, причем в ее состав не входит юго-запад полуострова, подчинённый Севастопольскому горсовету, который является единицей общегосударственного подчинения и северная половина Арабатской стрелки, входящей в состав Херсонской области.

ИЗ СТЕНОГРАММЫ ЗАСЕДАНИЯ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР (19.02.1954 г.)

ВОРОШИЛОВ К. Е., председатель Президиума Верховного Совета СССР:
- Сегодня мы должны обсудить один вопрос - о совместном представлении Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета УССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. Слово предоставляется тов. Коротченко.

КОРОТЧЕНКО Д. С., председатель Президиума Верховного Совета УССР:
- Товарищи! Президиум Верховного Совета Украинской Советской Социалистической Республики выражает свою сердечную благодарность великому русскому братскому народу за исключительно замечательный акт братской помощи…

ШВЕРНИК Н. М., председатель ВЦСПС:
-…Такая передача крупнейшей области, богатой сырьевыми ресурсами, с развитой крупной промышленностью, ценными природными лечебными факторами может быть осуществлена только в условиях нашей социалистической страны, навсегда освободившейся от гнета капиталистов и помещиков, в стране, где на первом плане стоит забота о человеке и его материальных и культурных потребностях.

РАШИДОВ Ш. Р., председатель Президиума ВС Узбекской ССР:
- Передача Крымской области в состав Советской Украины отвечает общим интересам нашей великой Родины. Это возможно только в нашей стране, где нет национальной розни и национальных противоречий, где жизнь всех советских людей протекает в обстановке мирного созидательного труда во имя мира и счастья всего человечества…

КУУСИНЕН О. В., председатель Президиума ВС Карело-Финской ССР:
- Только в нашей стране возможно, чтобы такой великий народ, как русский, без всяких колебаний великодушно передал другому братскому народу одну из своих областей…

ВОРОШИЛОВ К. Е.:
- Записавшихся больше нет. Предлагается принять следующее постановление:

«Учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР Президиум Верховного Совета СССР постановляет: утвердить совместное представление Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета УССР о передаче Крымской области из состава Российской Советской Социалистической Республики в состав Украинской Советской Социалистической Республики».

Других предложений нет? Кто «за» это предложение, тех прошу поднять руку. Кто «против»? Таковых нет. Кто «воздержался»? Тоже нет. Принято единогласно.

Конечно, руководители РСФСР хорошо понимали, что под передачу Крыма необходимо было подвести надежное идеологическое обоснование. Им стал довольно выгодный и понятный советским массам юбилей - 300-летие Переяславской рады, которую пропагандистская машина как царской, так и большевистской империи представляли как воссоединение Украины с Россией. Эту дату решили громко и широко отметить на государственном уровне.

Передача Крымской области в состав Украины накануне грандиозного праздника «вечной дружбы двух братских народов» прекрасно вписывалась в хорошо подготовленный кремлевский сценарий. Дальнейшие события показали, что такого громкого пропагандистского шоу, устроенного в Крыму во второй половине мая 1954 года по поводу 300-летия воссоединения, по-видимому, не было ни в одной из украинских областей, даже в Переяславе.

16 мая 1954 года, согласно постановлению исполкома Крымского областного и Симферопольского городского Советов депутатов трудящихся, состоялась объединенная юбилейная сессия, посвященная 300-летию воссоединения Украины с Россией. Заседание проходило в областном театре им. Горького. 24 мая 1954 года «Крымская правда» писала:

«Как большой радостный праздник встречают трудящиеся Крыма знаменательную дату - 300-летие воссоединения Украины с Россией».

Нет сомнений, что такой размах и пышность, устроенные на полуострове, одновременно были и празднованием официальной передачи Крыма Украине.

А Севастополь никто не дарил! Еще в 1948 году Севастополь был выделен в самостоятельную административно-хозяйственную единицу с подчинением РСФСР. Указ не отменялся. В отличие от Крыма в отношении Севастополя не было даже юридического акта передачи. И права России на Севастополь даже формально не были нарушены в 1954 году.

19 февраля 1954 года был принят указ о передаче Крымской области в состав УССР. Никита Хрущев широким жестом передал Крым Украине.

«Кредитная история»

Одной из версий передачи Крыма является «кредитная история», связывающая РСФСР и американскую еврейскую организацию «Джойнт». Мысль о переселении евреев в Крым начал обсуждаться сразу после окончания Гражданской войны. Вопрос активно лоббировали зарубежные фонды. Политбюро неоднократно обсуждало этот проект. Активными его сторонниками выступали Троцкий, Каменев, Зиновьев, Бухарин, Рыков. В Симферополе был создан филиал банка «Агро-Джойнт». В январе 1924 года речь уже шла об «автономном еврейском правительстве, федерированном с Россией», был подготовлен проект декрета о создании в северной части Крыма Еврейской Автономной ССР. Еврейское телеграфное агентство (ЕТА) 20 февраля 1924 году распространило за рубежом соответствующее сообщение. В 1929 году между РСФСР и организацией «Джойнт» был заключен договор. Документ, носивший красивое название «О Крымской Калифорнии», содержал в себе обязанности сторон. «Джойнт» выделял СССР по 1,5 млн. долларов в год (до 1936 года было получено 20 млн. долл.), и под эту сумму ЦИК оставил в залог 375 тыс. гектаров крымской земли. Они были оформлены в акции, которые купили 200 с лишним американцев, в том числе политики Рузвельт и Гувер, финансисты Рокфеллер и Маршалл, генерал Макартур.
Решение по созданию «Крымской Калифорнии» затягивалось. Во время Тегеранской конференции Рузвельт напомнил Сталину об обязательствах, генсек не спешил, но депортацию татар в 1944 году некоторые историки объясняют как раз освобождением Крыма для еврейских переселенцев.
1954 год был крайним сроком расплаты по долгам и Хрущев сделал «ход конем», отдав Крым Украине.

Национальный вопрос

Один из главных «крымских» вопросов - вопрос национальный. В 1944 из Крыма началась депортация народов. Обычно говорят только о депортации татар, но выселяли не только татар. Были депортированы греки (почти 15 тысяч) и болгары (12,5 тысяч). Татары уехали больше всего в Узбекистан. Греки и болгары были расселены в Среднюю Азию, в Казахстан и в отдельные области РСФСР. По переписи 1939 года в Крыму проживало около 50 % русских, 25% татар и только 10,2% украинцев. После депортации татар в 1944 году Крым «взвыл». Особенно тяжелый урон потерпело сельское хозяйство. В 1950 году, по сравнению с 1940 годом, производство зерна упало почти в пять раз, втрое - табака, вдвое - овощей. На всю область в 1953 году работали 29 продуктовых и 11 промтоварных магазинов. В 60-х начался процесс возвращения татар и заселения Крыма украинцами и русскими. Шла добровольно-принудительная украинизация. Везде, кроме Севастополя, вводили в школьную программу украинский язык. Сегодня в Крыму больше 2 млн. людей. 1 миллион – русские, более 400 тысяч – украинцы, и 240 тысяч – татары. Не удивительно, что слова украинского президента «Одна страна, один народ, одна религия» воспринимаются в Крыму по меньшей мере неоднозначно.

Историческая подоплека

Передача Крыма Украине - идея, которая витала в воздухе ещё за десять лет до 1954 года. Ещё в разгар Великой Отечественной войны, когда немцы были вытеснены с полуострова, Хрущев, бывший тогда первым секретарем ЦК Компартии Украины, велел составить справку по Крыму. Хрущев искал в архивах исторические связи России и Украины. Один из работников аппарата вспоминал, что Никита Сергеевич рассказывал ему про 1944 год: «Я был в Москве и заявил: «Украина в разрухе, а из нее все тянут. А если ей Крым отдать?» Так меня после этого как только не называли и как только душу не трясли. Готовы были стереть в пыль».

Вопрос о легитимности

Вопрос о легитимности передачи Крыма до сих пор является спорным. Основной шум поднимается, когда встает вопрос о референдуме. Якобы, в стране должен был быть проведен общенародный референдум, но права и законные рамки действия референдума не были описаны в советской Конституции, кроме упоминания в статье 33 о том, что президиум Верховного Совета РСФСР мог его проводить. Важно: мог, но не обязан. Таким образом, вопрос о референдуме снимается. Ответ на вопрос об органе, который имеет полномочия давать или не давать согласие на изменение границ, дает нам 22 статья Конституции: «Высшим органом государственной власти РСФСР является Верховный Совет РСФСР». Согласно статье 24 «Верховный Совет РСФСР является единственным законодательным органом РСФСР». Статья 151 гласит, что изменение Конституции возможно только решением Верховного Совета РСФСР, принятым большинством «не менее двух третей голосов». Таким образом, изменение статьи 14 Конституции РСФСР и удаление из нее Крымской области можно расценивать как полученное согласие на передачу этого региона в другую союзную республику. Таким образом, юридическая процедура передачи Крыма Украине в 1954 году была абсолютно корректной. Вопрос обсуждался Президиумами Верховного Совета РФ и УССР, они совместно обратились в Верховный Совет СССР. И только на основе этого обращения было принято постановление и подписан указ о передаче Крыма Украине

Кто принимал решение?

Считается, что решение о передаче Крыма принимал Хрущев. В ноябре 1953 года он совершил поездку в Крым. По словам сопровождавшего его зятя, журналиста Алексея Аджубея, он был шокирован тем, что в южном краю в государственной торговле отсутствовали овощи и фрукты. Распространенным является заблуждение, что Хрущев был украинцем и это повлияло на решение о передаче Крыма. Это, конечно, не так. Украинцем Хрущев не был, никогда по-украински не разговаривал. Другое дело, что у него был некий украинский сантимент, а также чувство вины за участие в репрессиях. Это косвенно могло повлиять, но государственные решения не принимаются на уровне сантиментов, да и решение о передаче принимал не один Хрущев. Короля делает свита. В свите Хрущева были Булганин, Маленков, Молотов, Каганович, Куусинен. Главная роль была за Георгием Маленковым, возглавлявшим Совет министров.

Черноморский флот

Проблемным до сих пор остается вопрос с черноморским флотом, базирующимся в Севастополе. По украинским законам, на её территории запрещено пребывание иностранных военных объектов, но для российского флота Украина пока делает исключение. В апреле 2010 года Виктор Янукович согласился продлить срок аренды Россией военно-морской базы в Севастополе, истекавший в 2017 году, еще на 25 лет с возможностью пролонгации. Во время передачи Крыма Украине вопрос о флоте не поднимался, Украина была союзной республикой, юридические проблемы возникли уже в 1991 году.

Вопрос о возвращении

Первым из крупных российских политиков о возвращении Крыма заговорил вице-президент Александр Руцкой. С того времени вопрос с возвращением Крыма России поднимался многократно. Несколько референдумов, проводимых в Крыму, показали лояльность населения к воссоединению с Россией. Согласно итогам последней официальной переписи, проводившейся в 2001 году, украинский язык назвали родным 10,1% жителей Крыма. Русскоязычными являются 97% населения. Новую актуальность этот вопрос получил сегодня, когда Украина претерпевает не лучшие времена.