За руку со смертью. Терри пратчетт и его смерть
»: «Мор, ученик Смерти », «Вор времени », «Мрачный Жнец », «Роковая музыка », «Санта-Хрякус ». Антропоморфная персонификация Смерти мужского рода , обитающая в своей отдельной реальности Плоского мира .
Внешность
Любимые выражения: «справедливости нет. есть только я », «кошки - это хорошо ».
Жизнеописание
Смерть проявляет большой интерес к жизни людей и со временем стал совершать поступки, несовместимые с его профессиональной деятельностью. Сначала он обзавелся домом и земельными угодьями , которые не привязаны к определённой точке во времени и пространстве. Свои владения Смерть создал, исходя из отрывочных представлений о виденных им когда-либо вещах. Он не способен творить, но исключительно хорош в воспроизведении уже существующих вещей. Довольно часто он воспроизводит вещи неправильно, что вызвано неверным пониманием их предназначения: так, например, в ванной комнате, созданной им, водопроводные трубы сделаны из цельного куска металла, без отверстия посередине, а полотенца - твердые, как камень, красиво висящие на крючках.
В последнее время Смерть начал испытывать что-то наподобие сострадания к людям. Он спас и удочерил маленькую девочку Изабель . Спустя некоторое время Смерть, по примеру людей, решил обзавестись подмастерьем и лично выбрал на ярмарке ученика Мора . Во время событий книги «Мор, ученик Смерти » Мор и Изабель поженились и у них родилась дочь Сьюзан . Таким образом, Смерть стал дедушкой.
У Смерти есть лошадь по имени Бинки. Эта лошадь вполне материальна и состоит из плоти и крови. Единственное отличие в том, что она намного превосходит других лошадей размерами и цветом: слишком огромна по сравнению с нормальными лошадьми и слишком бела (настолько бела, что даже светится). Бинки может двигаться со скоростью реальности, что позволяет Смерти оказываться в любом месте практически мгновенно. Обычно она не оставляет следов, но когда Бинки скачет между реальностями, в воздухе за ним остаются светящиеся следы. Каждый месяц Смерть подковывает Бинки у кузнецов по фамилии Ягг в Овцепиках, это право передается кузнецами Ягг из поколения в поколение, за что они имеют славу непревзойденных мастеров молота и наковальни.
Профессия и навыки
Каждый день в своем доме Смерть изучает жизнеизмерители (песочные часы , отсчитывающие положенный срок существования) всего живого на Диске. Исполняя свой мрачный удел, он приходит на Диск, чтобы встретить души умерших людей, успокоить их, объяснить им ситуацию и забрать из мира живых, перерезав своей острой косой нить, связывающую их с бренными останками. В процессе этого ему часто приходится объяснять почившим бесперспективность апелляции по поводу произошедшего, а некоторым - объяснять цели их загробного существования (например, он объяснил покойному Веренсу I, коварно убитому королю Ланкра, что тот будет вынужден скитаться в мире живых в виде призрака, ожидая восстановления справедливости и воцарения на престоле королевства его законного наследника).
Несмотря на свою профессию, Смерть очень плохо разбирается в похоронных обрядах - он крайне редко встречается с людьми на кладбищах.
В первых книгах о Плоском мире Пратчетт упомянул, что за простыми смертными Смерть самолично является очень редко, для этого у него есть подручные, его заменяющие, исключение составляют только лишь волшебники и ведьмы. Хотя практически в каждой книге Смерть посещает простых смертных.
Сверхъестественное владение косой дает Смерти также надежную профессию в мире живых, когда он вынужден там появиться, в виде простого (не Мрачного) жнеца. Работая в поле, Смерть скашивал каждую травинку по отдельности, при этом скорость работы всё равно была фантастической.
Владеет великолепными навыками езды на самых фантастических скакунах.
Также обладает хорошими кулинарными способностями, причём готовит с феноменальной скоростью, так как «время не имеет значения». В книге «Мор, ученик Смерти» Смерть даже трудоустраивался поваром.
Крайне неудачлив в азартных играх, в которые смертные ему иногда предлагают сыграть, поставив на кон душу, за которой Смерть явился. При этом демонстрирует настолько хорошие навыки в стрельбе из лука, игры в бильярд и дартс , что ему приходится специально промахиваться.
Обряд АшкЭнте
Когда волшебникам нужна какая-то достоверная информация, они проводят так называемый Обряд АшкЭнте - вызывают Смерть для разговора. Считается, что он знает обо всём на Диске и никогда не лжёт. Смерть не может не прийти, если его вызывают таким образом. Сначала церемония проведения обряда была сложной, торжественной и мрачной, но со временем она надоела как волшебникам, так и самому Смерти, и теперь для проведения ритуала достаточно нескольких минут, двух брусочков дерева и четырёх кубиков мышиной крови. Позже был открыт ещё более простой вариант проведения обряда АшкЭнте - с помощью сырого яйца (упоминается в книгах «Мрачный Жнец», «Роковая музыка»).
Поскольку Смерть несколько раз за отрезок времени, известный читателям, переставал выполнять свои обязанности, с помощью обряда АшкЭнте в этих случаях вызывали не его, а Мора («Мор - ученик Смерти»), Сьюзан («Роковая музыка») и даже Аудитора реальности («Мрачный Жнец»).
Альберто Малих пробовал провести обряд «наоборот», надеясь в результате избежать встречи со Смертью и стать бессмертным. Однако вместо этого в результате обряда он сам попал во Владения Смерти. Впрочем, поскольку в доме Смерти время не течёт по-настоящему, фактически он получил бессмертие (стареет только при необходимости возвращаться на Диск, см. ниже).
Родственники и коллеги
- Изабель - приёмная дочь («Мор, ученик Смерти »). Настоящие родители Изабель погибли, пересекая Великий Неф, и Смерть, по словам самой Изабель, «Проявил жалость» к ней и забрал к себе.
- Мортимер - подмастерье Смерти, впоследствии зять. Был нанят им на работу в канун Дня Всех Пустых на ярмарке в Овцекряжье. После обучения некоторое время работал вместо Смерти, но вызвал нарушение в ходе истории, после чего сразился со Смертью, был побеждён, но пощажен. Впоследствии женился на Изабель.
- Сьюзан Сто Гелитская - внучка Смерти, дочь Мора и Изабель. Обладает многими сверхъестественными способностями, унаследованными от деда, в частности: может останавливать время, видеть антропоморфические сущности (страшилы, Смерть и т. д.), свободно перемещаться в пространстве, проходить сквозь стены и т. д. Всё время стремится стать нормальным человеком, но по различным причинам ей часто приходится заменять деда на работе или выполнять другие сверхъестественные поручения.
- Смерть Крыс и Смерть Блох - составные части Смерти (Мрачный Жнец). Во время смещения Смерти с поста образовались отдельные Смерти для каждого вида живых существ, кроме человека. По восстановлении в должности Смерть снова объединил в себе их всех за исключением Смерти Крыс и Смерти Блох - к первому он успел привязаться, а за второго вступился сам Смерть Крыс. Смерть Крыс представляет собой крошечную фигурку в виде крысиного скелета, затянутого в балахон, с миниатюрной косой, с которой он является своим испускающим дух крысам. В отличие от Мрачного Жнеца, ходит пешком, но при необходимости - подсаживается к Смерти. Известен патологическим шкодничеством в адрес кошек. Любимые (они же - единственные) выражения: «писк» и «сн-сн-сн!» (крысиное хихиканье). Для общения с Альбертом и Сьюзан пользуется услугами переводчика - говорящего ворона, который периодически выступает в роли транспорта Смерти крыс. Про Смерть Блох известно только то, что он крошечный.
- Новый Смерть - был выдвинут на место Смерти во время его отсутствия. Существовал очень недолго. Сразился со Смертью, был побеждён и уничтожен. В отличие от старого Смерти, носил корону, имел соответствующий характер и, возможно, решил заменить косу на недавно изобретённый на Плоском диске комбайн.
- Азраил - Тот, Кто Притягивает К Себе Все И Вся, Смерть Вселенных, начало и конец времени. Смерть является его воплощением.
- Альберто Малих - слуга Смерти. В прошлом - Великий Маг, основатель Незримого Университета. Провёл Обряд АшкЭнтэ «наоборот», надеясь стать бессмертным, но вместо этого попал во Владения Смерти. Там Альберт не стареет и служит Смерти уже тысячи лет. В его жизнеизмерителе, по его словам, песка осталось лишь на «девяносто один день, три часа и пять минут» реальной жизни, а после событий в книге «Роковая музыка» вообще 34 секунды, поэтому Альберт старается поменьше возвращаться на Диск, а если ему и приходится покинуть дом Смерти ради каких-либо важных дел в мире живых, торопится вернуться обратно. Большой ценитель холестерина.
- Всадники Абокралипсиса: Голод, Чума, Война и Хаос - несколько раз неудачно собирались для конца света, вместо этого лишь сыграв в карты. Во время одной из таких сходок у них увели лошадей, в результате, вместо намеченного Апокалипсиса произошёл Абокралипсис, который «Всадники» встретили беспробудной пьянкой в придорожном трактире.
Книги
Смерть присутствует практически во всех книгах, но как главный герой он впервые действует в книге «Мор - ученик Смерти ». Далее основная сюжетная линия с его участием проходит через книги «Мрачный Жнец », «Роковая музыка », «Санта-Хрякус », «Вор времени ».
Часто при эпизодическом появлении Смерти (одна-две реплики) прямо не указано, что герои встречаются именно с ним - читатели узнают его по голосу, который на письме в русских изданиях передаётся ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ , тогда как в оригинале Смерть говорил капителью .
Напишите отзыв о статье "Смерть (Плоский мир)"
Примечания
Источники
- Терри Пратчетт «Цвет волшебства », М:ЭКСМО, 2001
- Терри Пратчетт «Мор - ученик Смерти », М:ЭКСМО, 2001
- Терри Пратчетт «Мрачный Жнец », М:ЭКСМО, 2001
- Терри Пратчетт «Роковая музыка », М:ЭКСМО, 2002
- Терри Пратчетт «Вор времени », Doubleday, 2001
- Терри Пратчетт и Стивен Бригз «The Discworld Companion» (3rd ed.), London:Gollancz, 2003
- Death"s Domain , Corgi 1999
|
Отрывок, характеризующий Смерть (Плоский мир)
Соня, как и всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие.Соня не помнила многого из того, что они вспоминали, а и то, что она помнила, не возбуждало в ней того поэтического чувства, которое они испытывали. Она только наслаждалась их радостью, стараясь подделаться под нее.
Она приняла участие только в том, когда они вспоминали первый приезд Сони. Соня рассказала, как она боялась Николая, потому что у него на курточке были снурки, и ей няня сказала, что и ее в снурки зашьют.
– А я помню: мне сказали, что ты под капустою родилась, – сказала Наташа, – и помню, что я тогда не смела не поверить, но знала, что это не правда, и так мне неловко было.
Во время этого разговора из задней двери диванной высунулась голова горничной. – Барышня, петуха принесли, – шопотом сказала девушка.
– Не надо, Поля, вели отнести, – сказала Наташа.
В середине разговоров, шедших в диванной, Диммлер вошел в комнату и подошел к арфе, стоявшей в углу. Он снял сукно, и арфа издала фальшивый звук.
– Эдуард Карлыч, сыграйте пожалуста мой любимый Nocturiene мосье Фильда, – сказал голос старой графини из гостиной.
Диммлер взял аккорд и, обратясь к Наташе, Николаю и Соне, сказал: – Молодежь, как смирно сидит!
– Да мы философствуем, – сказала Наташа, на минуту оглянувшись, и продолжала разговор. Разговор шел теперь о сновидениях.
Диммлер начал играть. Наташа неслышно, на цыпочках, подошла к столу, взяла свечу, вынесла ее и, вернувшись, тихо села на свое место. В комнате, особенно на диване, на котором они сидели, было темно, но в большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца.
– Знаешь, я думаю, – сказала Наташа шопотом, придвигаясь к Николаю и Соне, когда уже Диммлер кончил и всё сидел, слабо перебирая струны, видимо в нерешительности оставить, или начать что нибудь новое, – что когда так вспоминаешь, вспоминаешь, всё вспоминаешь, до того довоспоминаешься, что помнишь то, что было еще прежде, чем я была на свете…
– Это метампсикова, – сказала Соня, которая всегда хорошо училась и все помнила. – Египтяне верили, что наши души были в животных и опять пойдут в животных.
– Нет, знаешь, я не верю этому, чтобы мы были в животных, – сказала Наташа тем же шопотом, хотя музыка и кончилась, – а я знаю наверное, что мы были ангелами там где то и здесь были, и от этого всё помним…
– Можно мне присоединиться к вам? – сказал тихо подошедший Диммлер и подсел к ним.
– Ежели бы мы были ангелами, так за что же мы попали ниже? – сказал Николай. – Нет, это не может быть!
– Не ниже, кто тебе сказал, что ниже?… Почему я знаю, чем я была прежде, – с убеждением возразила Наташа. – Ведь душа бессмертна… стало быть, ежели я буду жить всегда, так я и прежде жила, целую вечность жила.
– Да, но трудно нам представить вечность, – сказал Диммлер, который подошел к молодым людям с кроткой презрительной улыбкой, но теперь говорил так же тихо и серьезно, как и они.
– Отчего же трудно представить вечность? – сказала Наташа. – Нынче будет, завтра будет, всегда будет и вчера было и третьего дня было…
– Наташа! теперь твой черед. Спой мне что нибудь, – послышался голос графини. – Что вы уселись, точно заговорщики.
– Мама! мне так не хочется, – сказала Наташа, но вместе с тем встала.
Всем им, даже и немолодому Диммлеру, не хотелось прерывать разговор и уходить из уголка диванного, но Наташа встала, и Николай сел за клавикорды. Как всегда, став на средину залы и выбрав выгоднейшее место для резонанса, Наташа начала петь любимую пьесу своей матери.
Она сказала, что ей не хотелось петь, но она давно прежде, и долго после не пела так, как она пела в этот вечер. Граф Илья Андреич из кабинета, где он беседовал с Митинькой, слышал ее пенье, и как ученик, торопящийся итти играть, доканчивая урок, путался в словах, отдавая приказания управляющему и наконец замолчал, и Митинька, тоже слушая, молча с улыбкой, стоял перед графом. Николай не спускал глаз с сестры, и вместе с нею переводил дыхание. Соня, слушая, думала о том, какая громадная разница была между ей и ее другом и как невозможно было ей хоть на сколько нибудь быть столь обворожительной, как ее кузина. Старая графиня сидела с счастливо грустной улыбкой и слезами на глазах, изредка покачивая головой. Она думала и о Наташе, и о своей молодости, и о том, как что то неестественное и страшное есть в этом предстоящем браке Наташи с князем Андреем.
Диммлер, подсев к графине и закрыв глаза, слушал.
– Нет, графиня, – сказал он наконец, – это талант европейский, ей учиться нечего, этой мягкости, нежности, силы…
– Ах! как я боюсь за нее, как я боюсь, – сказала графиня, не помня, с кем она говорит. Ее материнское чутье говорило ей, что чего то слишком много в Наташе, и что от этого она не будет счастлива. Наташа не кончила еще петь, как в комнату вбежал восторженный четырнадцатилетний Петя с известием, что пришли ряженые.
Наташа вдруг остановилась.
– Дурак! – закричала она на брата, подбежала к стулу, упала на него и зарыдала так, что долго потом не могла остановиться.
– Ничего, маменька, право ничего, так: Петя испугал меня, – говорила она, стараясь улыбаться, но слезы всё текли и всхлипывания сдавливали горло.
Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры. Графиня, узнав лица и посмеявшись на наряженных, ушла в гостиную. Граф Илья Андреич с сияющей улыбкой сидел в зале, одобряя играющих. Молодежь исчезла куда то.
Через полчаса в зале между другими ряжеными появилась еще старая барыня в фижмах – это был Николай. Турчанка был Петя. Паяс – это был Диммлер, гусар – Наташа и черкес – Соня, с нарисованными пробочными усами и бровями.
После снисходительного удивления, неузнавания и похвал со стороны не наряженных, молодые люди нашли, что костюмы так хороши, что надо было их показать еще кому нибудь.
Николай, которому хотелось по отличной дороге прокатить всех на своей тройке, предложил, взяв с собой из дворовых человек десять наряженных, ехать к дядюшке.
– Нет, ну что вы его, старика, расстроите! – сказала графиня, – да и негде повернуться у него. Уж ехать, так к Мелюковым.
Мелюкова была вдова с детьми разнообразного возраста, также с гувернантками и гувернерами, жившая в четырех верстах от Ростовых.
– Вот, ma chere, умно, – подхватил расшевелившийся старый граф. – Давай сейчас наряжусь и поеду с вами. Уж я Пашету расшевелю.
Но графиня не согласилась отпустить графа: у него все эти дни болела нога. Решили, что Илье Андреевичу ехать нельзя, а что ежели Луиза Ивановна (m me Schoss) поедет, то барышням можно ехать к Мелюковой. Соня, всегда робкая и застенчивая, настоятельнее всех стала упрашивать Луизу Ивановну не отказать им.
Наряд Сони был лучше всех. Ее усы и брови необыкновенно шли к ней. Все говорили ей, что она очень хороша, и она находилась в несвойственном ей оживленно энергическом настроении. Какой то внутренний голос говорил ей, что нынче или никогда решится ее судьба, и она в своем мужском платье казалась совсем другим человеком. Луиза Ивановна согласилась, и через полчаса четыре тройки с колокольчиками и бубенчиками, визжа и свистя подрезами по морозному снегу, подъехали к крыльцу.
Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, всё более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз, и переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани.
Две тройки были разгонные, третья тройка старого графа с орловским рысаком в корню; четвертая собственная Николая с его низеньким, вороным, косматым коренником. Николай в своем старушечьем наряде, на который он надел гусарский, подпоясанный плащ, стоял в середине своих саней, подобрав вожжи.
Было так светло, что он видел отблескивающие на месячном свете бляхи и глаза лошадей, испуганно оглядывавшихся на седоков, шумевших под темным навесом подъезда.
В сани Николая сели Наташа, Соня, m me Schoss и две девушки. В сани старого графа сели Диммлер с женой и Петя; в остальные расселись наряженные дворовые.
– Пошел вперед, Захар! – крикнул Николай кучеру отца, чтобы иметь случай перегнать его на дороге.
Тройка старого графа, в которую сел Диммлер и другие ряженые, визжа полозьями, как будто примерзая к снегу, и побрякивая густым колокольцом, тронулась вперед. Пристяжные жались на оглобли и увязали, выворачивая как сахар крепкий и блестящий снег.
Николай тронулся за первой тройкой; сзади зашумели и завизжали остальные. Сначала ехали маленькой рысью по узкой дороге. Пока ехали мимо сада, тени от оголенных деревьев ложились часто поперек дороги и скрывали яркий свет луны, но как только выехали за ограду, алмазно блестящая, с сизым отблеском, снежная равнина, вся облитая месячным сиянием и неподвижная, открылась со всех сторон. Раз, раз, толконул ухаб в передних санях; точно так же толконуло следующие сани и следующие и, дерзко нарушая закованную тишину, одни за другими стали растягиваться сани.
– След заячий, много следов! – прозвучал в морозном скованном воздухе голос Наташи.
– Как видно, Nicolas! – сказал голос Сони. – Николай оглянулся на Соню и пригнулся, чтоб ближе рассмотреть ее лицо. Какое то совсем новое, милое, лицо, с черными бровями и усами, в лунном свете, близко и далеко, выглядывало из соболей.
«Это прежде была Соня», подумал Николай. Он ближе вгляделся в нее и улыбнулся.
– Вы что, Nicolas?
– Ничего, – сказал он и повернулся опять к лошадям.
Выехав на торную, большую дорогу, примасленную полозьями и всю иссеченную следами шипов, видными в свете месяца, лошади сами собой стали натягивать вожжи и прибавлять ходу. Левая пристяжная, загнув голову, прыжками подергивала свои постромки. Коренной раскачивался, поводя ушами, как будто спрашивая: «начинать или рано еще?» – Впереди, уже далеко отделившись и звеня удаляющимся густым колокольцом, ясно виднелась на белом снегу черная тройка Захара. Слышны были из его саней покрикиванье и хохот и голоса наряженных.
– Ну ли вы, разлюбезные, – крикнул Николай, с одной стороны подергивая вожжу и отводя с кнутом pуку. И только по усилившемуся как будто на встречу ветру, и по подергиванью натягивающих и всё прибавляющих скоку пристяжных, заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится.
Николай догнал первую тройку. Они съехали с какой то горы, выехали на широко разъезженную дорогу по лугу около реки.
«Где это мы едем?» подумал Николай. – «По косому лугу должно быть. Но нет, это что то новое, чего я никогда не видал. Это не косой луг и не Дёмкина гора, а это Бог знает что такое! Это что то новое и волшебное. Ну, что бы там ни было!» И он, крикнув на лошадей, стал объезжать первую тройку.
Захар сдержал лошадей и обернул свое уже объиндевевшее до бровей лицо.
Николай пустил своих лошадей; Захар, вытянув вперед руки, чмокнул и пустил своих.
– Ну держись, барин, – проговорил он. – Еще быстрее рядом полетели тройки, и быстро переменялись ноги скачущих лошадей. Николай стал забирать вперед. Захар, не переменяя положения вытянутых рук, приподнял одну руку с вожжами.
– Врешь, барин, – прокричал он Николаю. Николай в скок пустил всех лошадей и перегнал Захара. Лошади засыпали мелким, сухим снегом лица седоков, рядом с ними звучали частые переборы и путались быстро движущиеся ноги, и тени перегоняемой тройки. Свист полозьев по снегу и женские взвизги слышались с разных сторон.
Опять остановив лошадей, Николай оглянулся кругом себя. Кругом была всё та же пропитанная насквозь лунным светом волшебная равнина с рассыпанными по ней звездами.
«Захар кричит, чтобы я взял налево; а зачем налево? думал Николай. Разве мы к Мелюковым едем, разве это Мелюковка? Мы Бог знает где едем, и Бог знает, что с нами делается – и очень странно и хорошо то, что с нами делается». Он оглянулся в сани.
– Посмотри, у него и усы и ресницы, всё белое, – сказал один из сидевших странных, хорошеньких и чужих людей с тонкими усами и бровями.
«Этот, кажется, была Наташа, подумал Николай, а эта m me Schoss; а может быть и нет, а это черкес с усами не знаю кто, но я люблю ее».
– Не холодно ли вам? – спросил он. Они не отвечали и засмеялись. Диммлер из задних саней что то кричал, вероятно смешное, но нельзя было расслышать, что он кричал.
– Да, да, – смеясь отвечали голоса.
– Однако вот какой то волшебный лес с переливающимися черными тенями и блестками алмазов и с какой то анфиладой мраморных ступеней, и какие то серебряные крыши волшебных зданий, и пронзительный визг каких то зверей. «А ежели и в самом деле это Мелюковка, то еще страннее то, что мы ехали Бог знает где, и приехали в Мелюковку», думал Николай.
Действительно это была Мелюковка, и на подъезд выбежали девки и лакеи со свечами и радостными лицами.
– Кто такой? – спрашивали с подъезда.
– Графские наряженные, по лошадям вижу, – отвечали голоса.
Пелагея Даниловна Мелюкова, широкая, энергическая женщина, в очках и распашном капоте, сидела в гостиной, окруженная дочерьми, которым она старалась не дать скучать. Они тихо лили воск и смотрели на тени выходивших фигур, когда зашумели в передней шаги и голоса приезжих.
Гусары, барыни, ведьмы, паясы, медведи, прокашливаясь и обтирая заиндевевшие от мороза лица в передней, вошли в залу, где поспешно зажигали свечи. Паяц – Диммлер с барыней – Николаем открыли пляску. Окруженные кричавшими детьми, ряженые, закрывая лица и меняя голоса, раскланивались перед хозяйкой и расстанавливались по комнате.
Пользователи сети простились с писателем Терри Пратчеттом его цитатами
В закладки
12 марта в возрасте 66 лет после восьми лет борьбы с болезнью Альцгеймера знаменитый английский писатель Терри Пратчетт.
Терри Пратчетт. Фото: Mirror
Остаётся неизвестным, придумал ли прощальные твиты сам автор, однако в «концовке» он отправился в «бесконечную ночь» за руку со Смертью.
AT LAST, SIR TERRY, WE MUST WALK TOGETHER.
Terry took Death"s arm and followed him through the doors and on to the black desert under the endless night.
Terry Pratchett (@terryandrob)
March 12, 2015
В августе 2007 года СМИ сообщили о том, что писатель пережил удар, а спустя несколько месяцев ему официально диагностировали болезнь Альцгеймера. Пратчетт заявил, что будет продолжать работу над своими книгами, сколько это возможно. В 2008 году писатель снял для BBC фильм о своём недуге и пожертвовал миллион долларов фонду исследования болезни Альцгеймера. В 2009 году Пратчетт заявил о своём желании пройти через процесс эвтаназии, тогда же королева Великобритании присвоила ему рыцарский титул.
Члены семьи писателя сообщили, что он скончался среди близких от естественных причин.
Плоский мир
За свою жизнь жизнь автор написал более 70 книг, переведённых на 37 языков и проданных суммарным тиражом более 70 миллионов штук. Действие около 40 из его романов происходило в «Плоском мире» - фэнтези-вселенной, где планета имеет форму диска, покоящегося на спинах слонов, стоящих на спине у гигантской черепахи. События сатирических романов Пратчетта так или иначе были связаны с Анк-Морпорком - городом, представляющим собой собирательный образ из крупнейших мегаполисов мира: грязных, перенаселённых и с разгулом преступности.
Порядок чтения книг о Плоском мире
Несколько книг Пратчетт написал совместно с другими авторами. Самая известная из них - «Добрые предзнаменования» с Нилом Гейманом. Несмотря на многочисленные попытки перенести книги автора на большой экран такими режиссёрами как Сэм Рэйми, Терри Гиллиам и Дэнни Бойл, ни одна из них не увенчалась успехом. Тем не менее по романам писателя сняли несколько телефильмов.
Как и подобает в таких случаях, пользователи сети попрощались с писателем цитатами его авторства.
"The pen is mightier than the sword if the sword is very short, &the pen is very sharp." Your pen, Mr Pratchett, was among the sharpest. RIP
Ashok (@krishashok)
March 12, 2015
Перо сильнее меча, если меч очень короткий, а перо очень острое.
Вопреки слухам, Смерть не жесток - просто ужасно, ужасно хорош в своём деле.
You can"t go around building a better world for people. Only people can build a better world for people. Otherwise it"s a cage. -Pratchett
Katherine Locke (@Bibliogato)
March 12, 2015
Вы не можете взять и построить лучший мир для людей. Только люди могут построить лучший мир для людей. Иначе получится клетка.
DON"T THINK OF IT AS DYING, said Death. JUST THINK OF IT AS LEAVING EARLY TO AVOID THE RUSH. – TERRY PRATCHETT (1948-2015)
The QI Elves (@qikipedia)
March 12, 2015
НЕ ДУМАЙ ОБ ЭТОМ, КАК О СМЕРТИ, сказал Смерть. ДУМАЙ ОБ ЭТОМ КАК О ВОЗМОЖНОСТИ УЙТИ ПОРАНЬШЕ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ СПЕШКИ.
Only Pratchett could make Death neither a friend nor enemy, but a companion who you don"t mind showing up.
pic.twitter.com/vUvQ7AbPMR
Tauriq Moosa (@tauriqmoosa)
March 12, 2015
«Я имею в виду», сказал Ипслор с горечью, «что в этом мире делает жизнь стоящей?» Смерть задумался. «КОШКИ», сказал он наконец. «КОШКИ МИЛЫЕ».
Не стоит делать чего-то, пока кто-то где-то очень сильно не захочет, чтобы вы этого не делали.
Terry Pratchett also wrote, "The world is a globe--the farther you sail, the closer to home you are."
Имя:
Терри Пратчетт (Terry Pratchett)
Возраст:
66 лет
Деятельность:
писатель-фантаст
Семейное положение:
был женат
Терри Пратчетт: биография
Современного читателя сложно удивить, потому что, казалось бы, все сказано и все написано. Например, чуть ли не каждый год появляются новые писатели, которые, под впечатлением от книг и , окунаются в сказочный мир фэнтези. Страницы их произведений пестрят выдуманными ведьмами, магическими заклинаниями, эльфами, гномами и другими сверхъестественными вещами и существами. Однако не все литераторы, описывающие волшебные миры, получили лавры почета.
Англичанин Терри Пратчетт – один из тех, чьи книги лежат на полках заядлых любителей фантастики. Он не только рассказал книголюбам про загадочный Плоский мир, но и наделил свои произведения сатирой, а также глубокой, но ненавязчивой философией. Этот автор знаком по книгам «Творцы заклинаний» (1987), «Мрачный жнец» (1991), «Маскарад» (1995) и другим примечательным произведениям.
Детство и юность
Терри Пратчетт родился 28 апреля 1948 года. Родина писателя – город Беконсфилд, находящийся в церемониальном графстве Бакингемшир (Великобритания). О родителях Терри информации мало, известно, что мальчик рос и воспитывался единственным ребенком в семье Давида и Эйлин Пратчетт.
Терри начал проявлять любовь к чтению еще с самого раннего детства, вместо игр с друзьями он перелистывал книги и увлекался изучением Вселенной. Мальчик собирал астрономические вкладыши, которые попадались в чае известной английской марки.
Юный Пратчетт хотел, подобно , всю жизнь смотреть в телескоп, но, чтобы стать астрономом, ему не хватало математических навыков, ибо Терри был истинным гуманитарием (однако учился в школе с техническим уклоном).
Затем юноша стал интересоваться научной фантастикой, его привлекали произведения и , который сочинил «Машину времени». Также известно, что после окончания школы Терри не стал продолжать грызть гранит науки. Вместо того чтобы подать документы в университет, Пратчетт, с разрешения родителей, отправился в свободное плавание и устроился журналистом в местную газету Bucks Free Press.
Литература
Терри взялся за чернильницу и перо в тринадцатилетнем возрасте, тогда мальчик презентовал друзьям и близким свой первый рассказ под названием «Бизнес-соперники» («The Hades Business»). Юноша выдумал нетривиальный сюжет, вращающийся вокруг человека по имени Крусибл, который находит в своей квартире Дьявола в облаке серного дыма.
Позже дебютное произведение Терри было опубликовано в школьной газете, а затем напечатано в журнале Science Fantasy. Кстати, «The Hades Business» принес мальчику первые деньги - издание выплатило юному таланту £14. Следующее произведение – «Night Dweller» – увидело свет только в 1965 году.
В том же 1965-м Терри становится штатным корреспондентом (прошел курсы подготовки журналистов) и продолжает оттачивать свои писательские навыки на просторах Bucks Free Press. Молодой человек выдумал около восьмидесяти рассказов для детей, которые печатались в газете под псевдонимом «дядя Джим».
Стоит отметить, что ранние персонажи Пратчетта встречаются в произведении «Люди ковра» (1971). К слову, эта книга вышла благодаря Питеру Бандеру ван Дюрену, директору издательства, у которого Терри брал интервью. Журналист обмолвился, что написал роман «Люди ковров», и Питер согласился дать этому произведению жизнь, сказав, что Пратчетт – неоспоримый талант.
Далее Терри стал автором еще двух научно-фантастических романов: он сочинил «Темную сторону Солнца» (1976) и «Страту» (1981). Писатель признавался, что данные произведения были выдуманы темными зимними вечерами, когда у него не оставалось других дел.
В 1982 году Терри Пратчетта постигла неудача. Так как у молодого писателя было мало продаж, издательство New English Library отказалось от сотрудничества с литератором. Благо Терри не опустил руки и не усомнился в своем таланте, продолжая усиленно работать. Стоит сказать, что позже Пратчетт, по некоторым данным, являлся самым продаваемым писателем Великобритании тех времен.
Вскоре благодаря приятелю он стал публиковаться в издательстве Corgi, таким образом вышла книга «Цвет волшебства» (1983), давшая начало популярному циклу «Плоский мир», в который вошло 41 произведение. Среди них - «Творцы заклинаний» (1987), «Посох и шляпа» (1988), «Вещие сестрички» (1988), «Стража! Стража!» (1989), «К оружию! К оружию!» (1992), «Маскарад» (1995) и т.д.
Терри Прачетт обзавелся признанием, славой и многомилионной армией поклонников, в чем ему помогла Диана Пирсон, организовавшая шестисерийный фильм на радио BBC, в передаче «Woman’s Hour». Действия в книгах из серии «Плоский мир» происходят на вымышленной планете, которая имеет форму диска. Примечательно, что Терри не опирался на законы , и , а придумал собственную физику.
В его рассказах в радуге - восемь цветов, скорость света имеет маленькое значение, а магия – это не нечто фантастическое, а материальное и обыденное. Цикл делится на несколько подциклов, а главными героями выступают Ринсвинд, Ланкрские Ведьмы, Смерть, Мойст фон Липвиг и другие персонажи.
Плоский мир населяют сказочные существа. Пролистывая книги Терри, читатель встречается с троллями, вампирами, эльфами и даже кровожадными зомби. Довольно интересно Пратчетт описал магию Ланкрских Ведьм, которые добывают огонь, смотря на бревно: полену становится неловко и оно сгорает со стыда.
Вторым произведением Терри из этой серии стала книга под названием «Безумная звезда», вышедшая в 1986 году. Сюжет вращается вокруг волшебника-недоучки Ринсвинда, который знает всего одно заклинание из книги Октаво, но не помнит и его. Пратчетт не стал наделять главного героя положительными качествами, поэтому вниманию книгочеев предстает трусливый чародей, попадающий в неприятности.
В 1987-м творческая биография писателя пополнилась четвертой книгой из цикла – «Мор, ученик Смерти», оказавшейся бестселлером. Терри рассказал о юноше, которому нечем было заняться на ферме своего родителя. Поэтому парень отправился в подмастерья, где его наставником оказалась сама Смерть. Правда, скелет в черном балахоне решил взять выходной, поэтому возможность забрать людей в мир иной предоставляется Мору.
Кстати, мало кто знает, что фантаст помог стать популярным писателем. Дело в том, что автор «Американских богов» показал ему черновики своего дебютного произведения, а Терри настолько был впечатлен потугами начинающего писателя, что предложил сотрудничество. Так увидела свет книга «Благие знамения» (1990), написанная Гейманом и Терри Пратчеттом.
Сюжет «Благих намерений» рассказывает читателю об ангеле и демоне, пытающихся предотвратить апокалипсис. Представитель тьмы и посланник света решили, что конец света не приведет ни к чему хорошему, независимо от исхода битвы. Поэтому ангел и демон начали участвовать в воспитании будущего Антихриста, который ни в коем случае не должен склониться ни к одной из сторон.
Книга получила положительные отзывы критиков, а Александр Гагинский отметил, что в это произведение Пратчетт внес больший вклад, нежели Гейман.
Личная жизнь
В жизни Терри Пратчетт был не только улыбчивым человеком, но и примерным семьянином, женатым на Лин Пратчетт. В браке родилась единственная дочь Рианна, которая занимается журналистикой и пишет сценарии к компьютерным играм.
Также известно, что Терри обожал хвостатых животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Пратчетт даже стал автором юмористической книги «Кот без прикрас» («Кот без дураков», 1989), которая является своеобразной энциклопедией от имени вымышленной организации, борющейся за «настоящих котов», то есть беспородных, непослушных и капризных.
Смерть
В 2007 году в СМИ просочилась информация, что Терри Пратчетт страдает редкой формой болезни Альцгеймера (на ранней стадии). В 2009 году стало известно, что Терри задумался о добровольной эвтаназии и запланировал отправиться в Швейцарию, где практикуется легальное ассистируемое самоубийство. Парадокс заключается в том, что Пратчетт часто улыбался и пропитывал свои книги юмором, но многократно высказывался о добровольном уходе из жизни.
В 2012 году здоровье Терри пошло на спад. Талантливому человеку было сложно писать и читать, но, чтобы отвлечься от тщетности бытия, он продолжал работать над произведениями, диктуя предложения своему товарищу (порой использовал специальные программы распознавания речи).
Неожиданная смерть избавила гения литературы от страшного греха, порицаемого религиями. Терри скончался от болезни 12 марта 2015 года. Примечательно, что в последние минуты жизни Пратчетт успел написать значимый, но лаконичный твит – «The End». После смерти писателя его скорбящие поклонники придумали красивую легенду о том, что якобы за Терри пришел герой его произведения – Смерть.
Цитаты
«Жизненно важный ингредиент успеха - это не знать, что задуманное вами невозможно выполнить»
«Люди – интересные существа. В мире, полном чудес, им удалось придумать скуку»
Цикл "Смерть"
Эпическое фэнтези. Героическое фэнтези
Смерть в Плоском Мире - это не только неизбежное явление, но и двухметровый скелет с косой. Он носит чёрный балахон, измеряет время нашей жизни по песочным часам, и РАЗГОВАРИВАЕТ ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ. А раз у Смерти есть личность, значит, не исключено и любопытство, и чувство юмора. Чёрного юмора, конечно. А раз так, Смерть не откажет себе в удовольствии время от времени пошалить и поотлынивать от работы. Чтобы почувствовать себя смертным человеком (Мрачный Жнец), или раздать детям подарки на Страшдество (Санта-Хрякус). А обязанность махать косой можно свалить на внучку или на ученика (Мор, ученик Смерти). Несправедливо? Справедливости нет, есть только Он!
Но каждая отлучка Смерти приводит к неразберихе в его владениях. Аудиторы реальности не дремлют: малейшая ошибка - и они сотрут этот мир, существующий в долг. Реальность так хрупка, а вмешательства людей в нормальный ход вещей, пусть и с лучшими намерениями, запутывают всё так, что Смерть ногу сломит. Отлупить бы эту мелюзгу косой, чтобы не лезли не в свое дело! Но он не станет. У старика доброе костяное сердце.
Мор, ученик Смерти
мерть ловит рыбу. Веселится на вечеринке. Напивается в трактире. А все обязанности Мрачного Жреца сваливаются на хрупкие плечи его ученика. Но делать нечего: берем косу, прыгаем на белую лошадь Бинки - и вперед!
Мрачный Жнец
Смерть умер – да здравствует Смерть! Вернее, не совсем умер, но стал смертным, и время в его песочных часах-жизнеизмерителе стремительно утекает. Но только представьте, что произойдет: старого Смерти уже нет, а новый еще не появился. Бардак? Бардак. У васназначена встреча со Смертью, а Мрачный Жнец вдруг возьми и не явись. Приходится душе возвращаться в прежнее тело, хоть оно уже и мертво…
Роковая музыка
Это музыка, в которой звучит глас Рока, внемлите сейчас, не то потом будет поздно! Она вытащит вашу душу, вытряхнет, как коврик, и повесит сушиться на забор! Она сведет с ума весь Незримый Университет, заставив волшебников сшить себе кожаные мантии и перекрасить стены спален в черный цвет! Она породит гитарную эпидемию в Анк-Морпорке и устроит в Гад-парке самый Бесплатежный Фестиваль, что когда-либо видел Плоский мир!
Для справки: это еще не все проблемы. Смерть тем временем опять пошел в народ...
Санта-Хрякус
Гильдия Убийц гордится своими традициями. Если деньги уплачены, цель должна быть... погребена. Глава Гильдии не сумел отказаться от 3 миллионов долларов. И теперь отчаянно думал. Как можно убить Деда Кабана, что на Страшдество разносит детям подарки через каминные трубы? А разбираться с последствиями придется, само собой, единственной здравомыслящей особе на Диске. Сюзан Сто Гелитская снова в гуще событий. А также Смерть в роли Деда Кабана и камердинер Смерти Альберт Малиш в роли Пикси Альберта.
Терри Пратчетт
«Смерть и Что Случается После»
(Death and What Comes Next)
Когда Смерть повстречал философа, тот взволнованно промолвил:
– И в этот момент ты понимаешь, что я одновременно и мертв, и жив.
У Смерти вырвался вздох. «Ой, черт, один из этих», – подумал Смерть. Похоже, речь опять пойдет о квантах. Он терпеть не мог иметь дело с философами. Они всегда каким-то образом пытались ускользнуть от него.
– Понимаешь, – говорил философ, пока Смерть неподвижно наблюдал за тем, как песок медленно вытекает из его жизнеизмерителя, – все состоит из крошечных частиц, которые обладают загадочным свойством быть во многих местах одновременно. Но все то, что состоит из этих крошечных частиц, имеет склонность оставаться в определенном месте в определенное время, что, конечно, не кажется правильным, если обратиться к квантовой теории. Я могу продолжать?
– ДА, НО НЕ БЕСКОНЕЧНО, – ответил Смерть. – ВСЕ КОГДА-НИБУДЬ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ. – Он не отрывал взгляда от падающих песчинок.
– Ладно, тогда, если мы согласимся с тем, что существует бесконечное число вселенных, проблема будет полностью решена! Если существует неограниченное число вселенных, эта кровать может быть в миллионах из них в одно и то же время!
– ОНА ДВИЖЕТСЯ?
Смерть кивнул на кровать.
– ТЫ ЧУВСТВУЕШЬ, ЧТО ОНА ДВИЖЕТСЯ?
– Нет, потому что существуют миллионы меня тоже, и… в этом-то и весь плюс… в некоторых из них я не собираюсь с минуты на минуту скончаться! Ведь все возможно!
Смерть, побарабанил пальцами по рукоятке косы, пытаясь вникнуть.
– Э-э… Ну я ведь не совсем умираю, правильно? Ты не можешь теперь быть в этом так уверен.
Смерть опять вздохнул. «Пространство…» – подумал он. В этом-то и была вся проблема. В мирах с вечно облачными небесами никогда ничего подобного не было. Но вот как только люди начинают видеть все это пространство, их воображение непременно старается его чем-нибудь заполнить.
– Нет ответа, ага? – проговорил умирающий философ. – Чувствуем себя немного старомодными, ага?
– ЭТО, КОНЕЧНО, ЗАГАДКА, – согласился Смерть. «Иногда они начинают молиться», – думал он. Причем сам он никогда не был уверен в том, насколько хорошо срабатывает молитва. Смерть ненадолго задумался. – А ЕСЛИ Я ТАК ПОСТАВЛЮ ВОПРОС, – продолжил Смерть, – ТЫ ЛЮБИШЬ СВОЮ ЖЕНУ?
– ЖЕНЩИНУ, КОТОРАЯ ЗАБОТИТСЯ О ТЕБЕ. ТЫ ЕЕ ЛЮБИШЬ?
– Да. Конечно.
– А МОЖЕШЬ ЛИ ТЫ ПРЕДСТАВИТЬ ТАКОЙ СЛУЧАЙ, КОГДА БЕЗ ВСЯКИХ ИЗМЕНЕНИЙ В ТВОЕМ ПРОШЛОМ, ТЫ В ЭТОТ САМЫЙ МОМЕНТ БЕРЕШЬ В РУКИ НОЖ И ВОНЗАЕШЬ В НЕЕ? К ПРИМЕРУ?
– Конечно, нет!
– НО ТВОЯ ТЕОРИЯ ГОВОРИТ, ЧТО НИКУДА ТЫ ОТ ЭТОГО НЕ ДЕНЕШЬСЯ. ВЕДЬ ЭТО ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО ИСХОДЯ ИЗ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ ВСЕЛЕННОЙ, А ЗНАЧИТ, ДОЛЖНО ПРОИЗОЙТИ, И ПРОИЗОЙТИ НЕ ОДИН РАЗ. КАЖДОЕ МГНОВЕНИЕ РАВНЯЕТСЯ МИЛЛИАРДАМ, МИЛЛИАРДАМ МГНОВЕНИЙ, И В ЭТИ МОМЕНТЫ ВСЕ, ЧТО ВОЗМОЖНО – ОНО ЖЕ И НЕИЗБЕЖНО. ВРЕМЯ В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ РАНО ИЛИ ПОЗДНО СЖИМАЕТСЯ ДО МГНОВЕНИЯ.
– Но, разумеется, мы можем выбирать между…
– А ЕСТЬ ЛИ ВЫБОР? ВСЕ, ЧТО МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ, ДОЛЖНО СЛУЧАТЬСЯ. СОГЛАСНО ТВОЕЙ ТЕОРИИ ДЛЯ КАЖДОЙ ВСЕЛЕННОЙ, КОТОРАЯ ОБРАЗУЕТСЯ, ЧТОБЫ ВМЕСТИТЬ ТВОЕ «НЕТ», ДОЛЖНА БЫТЬ ЕЩЕ ОДНА, КОТОРАЯ БЫ ВМЕЩАЛА ТВОЕ «ДА». НО ТЫ СКАЗАЛ, ЧТО НИКОГДА НЕ СОВЕРШИШЬ УБИЙСТВА. УСТРОЙСТВО МИРОЗДАНИЯ ТРЕПЕЩИТ ПЕРЕД ЛИЦОМ ТВОЕЙ УЖАСАЮЩЕЙ УВЕРЕННОСТИ. ТВОЯ НРАВСТВЕННОСТЬ СТАНОВИТСЯ СИЛОЙ НАСТОЛЬКО ЖЕ МОЩНОЙ, КАК И ГРАВИТАЦИЯ. «А пространству определенно есть за что ответить», – подумал Смерть.
– Что за сарказм?
– НА САМОМ ДЕЛЕ НИКАКОГО САРКАЗМА. Я ПОРАЖЕН И ЗАИНТРИГОВАН. КОНЦЕПЦИЯ, КОТОРУЮ ТЫ ПРЕДСТАВИЛ МНЕ, ДОКАЗЫВАЕТ СУЩЕСТВОВАНИЕ ДВУХ ДО ЭТОГО ВРЕМЕНИ МИФИЧЕСКИХ МИРОВ. ГДЕ–ТО СУЩЕСТВУЕТ МИР, ГДЕ КАЖДЫЙ ДЕЛАЕТ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР, ВЫБОР, ОСНОВАННЫЙ НА ПРИНЦИПАХ МОРАЛИ, ВЫБОР, КОТОРЫЙ ВО МНОГО РАЗ УВЕЛИЧИВАЕТ СЧАСТЬЕ БЛИЖНИХ, ХОТЯ ЭТО, КОНЕЧНО, ПОДРАЗУМЕВАЕТ, ЧТО ГДЕ–ТО ЕЩЕ РАСПОЛАГАЕТСЯ ДЫМЯЩИЙСЯ ОСТАТОК МИРКА, ГДЕ ОНИ НЕ…
– Ой, да ладно! Я знаю, что ты имеешь в виду, и я никогда не верил во всю эту чепуху вроде Ада и Рая.
В комнате нарастала темнота. Голубое свечение от лезвия косы Мрачного Жнеца становилось все более ясным.
– ПОРАЗИТЕЛЬНО, – промолвил Смерть. – ПРОСТО ПОРАЗИТЕЛЬНО. ПОЗВОЛЬ МНЕ ПРЕДЛОЖИТЬ ДРУГОЙ ПРИМЕР: ТЫ – НИ ЧТО ИНОЕ, КАК СЧАСТЛИВЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ СЛАВНОГО ПЛЕМЕНИ ОБЕЗЬЯН, КОТОРЫЙ ПЫТАЕТСЯ ОБЪЯСНИТЬ ВСЮ СЛОЖНОСТЬ МИРОЗДАНИЯ ЧЕРЕЗ ЯЗЫК, ВОЗНИКШИЙ ЛИШЬ ЗАТЕМ, ЧТОБЫ МОЖНО БЫЛО СКАЗАТЬ ДРУГ ДРУГУ, ГДЕ НАХОДИТСЯ СПЕЛЫЙ ФРУКТ?
Задыхаясь, философ все-таки ухитрился промолвить: «Не говори ерунды».
– ЗАМЕЧАНИЕ НЕ ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ БЫТЬ УНИЗИТЕЛЬНЫМ. – ответил Смерть. – УЧИТЫВАЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ТЫ МНОГОГО ДОБИЛСЯ.
– Мы уже определенно вышли за рамки старомодных предрассудков!
– ПРЕКРАСНО. КАКОВА СИЛА ДУХА. Я ТОЛЬКО ХОТЕЛ ПРОВЕРИТЬ.
Он подался вперед.
– А ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ТЕОРИЮ О ТОМ, ЧТО СОСТОЯНИЕ НЕКОТОРЫХ МЕЛЬЧАЙШИХ ЧАСТИЦ НЕОПРЕДЕЛЯЕМО ЛИШЬ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ЗА НИМИ НЕ НАЧИНАЮТ ПРИСТАЛЬНО НАБЛЮДАТЬ? ТОТ ЖЕ КОТ В МЕШКЕ, НАПРИМЕР.
– ХОРОШО, – сказал Смерть. Когда последний огонек угас, он поднялся на ноги и улыбнулся.