§1. Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи. Основные направления правоохранительной деятельности. Понятие правоохранительной деятельности Каковы признаки и основные направления правоохранительной деятельности

Правоохранительные органы в РФ - это специальные государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность с целью охраны и защиты прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций, государства и общества, обеспечения безопасности, правопорядка и законности в РФ.

Основными признаками правоохранительных органов являются:

  • 1. Специально созданные для осуществления правоохранительной деятельности государственные органы. Необходимо различать «правоохранительные органы» и «организации, осуществляющие правоохранительную деятельность», так как вторые могут быть негосударственными, и их деятельность может весьма тесно связана с правоохранительной, но все, же не обладать всеми, присущими ей признаками.
  • 2. Охрана законов от возможных и действительных нарушителей, защита и восстановление прав граждан, предприятий, организаций, общества и государства, обеспечение правопорядка и безопасности, которые реализуются на практике в одном из видов правоохранительной деятельности.
  • 3. В процессе осуществления своей деятельности правоохранительные органы могут применять меры уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной ответственности.
  • 4. Порядок организации и деятельности правоохранительного органа должен быть урегулирован законом или иным нормативным актом.

К государственным правоохранительным органам относятся:

  • - суд;
  • - прокуратура;
  • - органы юстиции;
  • - органы внутренних дел;
  • - органы предварительного расследования;
  • - таможенные органы;
  • - служба по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами;
  • - органы обеспечения безопасности.

К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранные службы.

Законодательство о правоохранительных органах - это законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, а также международные договоры, которые содержат нормы, определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию и функционирование правоохранительных органов. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты о правоохранительных органах подразделяются на3:

  • * Конституцию РФ, которая имеет высшую юридическую силу. Все иные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции;
  • * федеральные законы (в т. ч. конституционные, принимаемые по указанным в Конституции вопросам), конституции, уставы и законы субъектов РФ;
  • * указы и распоряжения Президента РФ, которые чаще всего принимаются по вопросам организации и функционирования правоохранительных органов, входящих в систему исполнительной власти (милиция, Федеральная служба безопасности РФ и т. п.);
  • * постановления и распоряжения Правительства РФ, которые должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ;
  • * акты министерств или ведомств (ведомственные акты), которые издаются руководителями соответствующих министерств или ведомств, занимающихся правоохранительной деятельностью (Министерство юстиции).

Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов организаций и предприятий, борьбой с различными правонарушениями и преступностью занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными. Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства - охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

Когда речь идет о преступлениях, правоохранительные органы, на которые законом возложено расследование уголовных дел или их судебное разбирательство, часто называют органами уголовной юстиции. Это вполне правомерно. К уголовной юстиции относятся все органы, которые в полной мере или частично осуществляют свою деятельность в связи с преступностью. Не относятся к уголовной юстиции те правоохранительные органы, к компетенции которых отнесено реагирование на гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения.

При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции, которые они выполняют для достижения заданных результатов: проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследования преступлений, исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прав и свобод. Эти результаты достигаются реализацией соответственно функций:

  • - конституционного контроля;
  • - отправления правосудия;
  • - прокурорского надзора;
  • - расследования преступлений;
  • - оперативно-розыскной;
  • - исполнения судебных решений;
  • - оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;
  • - предупреждения преступлений и иных правонарушений.

В зависимости от конкретных целей делят правоохранительную деятельность на следующие виды:

  • а) конституционный контроль. Цель - устранение несоответствий Конституции РФ, допущенных в законодательстве, а также разрешение других вопросов, связанных с обеспечением верховенства Конституции РФ и предусмотренных в самой Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде РФ». Орган, осуществляющий данный вид деятельности - Конституционный Суд РФ;
  • б) правосудие. Цель - вынесение решений по гражданским и уголовным делам. Органы - суды всех уровней;
  • в) прокурорский надзор. Цель - выявление и устранение нарушений законов и Конституции РФ средствами прокурорского реагирования. Орган - прокуратура;
  • г) выявление и расследование преступлений. Цель - раскрытие преступлений, изобличение виновных. Органы - органы, наделенные правом осуществлять оперативно - розыскную деятельность (ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), органы дознания и предварительного следствия;
  • д) оказание юридической помощи и защита по уголовным делам. Цель - предоставление нуждающимся квалифицированной юридической помощи. Орган - адвокатура;
  • е) обеспечение деятельности судов. Орган - Министерство юстиции РФ и иные органы, входящие в его систему;

Правоохранительные органы есть репрессивный силовой блок государственного аппарата.

Закон от 27 мая 2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» дает понятие правоохранительной службы - это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

Признаки правоохранительной деятельности:

1) правоохранительная деятельность осуществляется не любым способом, а с помощью применения юридических мер воздействия - принуждения

Защищая одни права, правоохранители объективно ограничивают другие права (досмотр в аэропорту).

Деятельность по охране права сопровождается принуждением, а принуждение есть ограничение прав.

2) Применяемые меры должны строго соответствовать предписаниям закона.

Не вся правоохранительная деятельность может быть полностью урегулирована законом. Контртеррористическая операция (правовой режим, устанавливаемый законом). Но: есть такие возможные ситуации в этом режиме, которые НЕЛЬЗЯ заранее предусмотреть в законе.

3) Реализуется в установленном законом порядке, т.е. с соблюдением определенных процедур.

5) выявление и расследование преступлений;

6) оказание юридической помощи - адвокатура и нотариат.

Задачи:

1) защита личности, ее прав и свобод;

2) защита общества, его материальных и духовных ценностей ;

3) защита государства, его конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета .

Подходы к понятию «правоохранительная деятельность»:

1) Узкий подход - борьба с преступностью. ПД связывается только с уголовной репрессией, с пресечением,выявлением, раскрытием преступлений, изобличением преступника.

2) Средний - преступление и админ правонарушения.

3) Широкий - борьба с противоправностью вообще.

Иногда в систему правоохранительных органов включают Уполномоченного по правам человека (РФ, в субъектах), Уполномоченного по правам ребенка и Общественную палату. Все зависит от того, как автор смотрит на понятие, цели, задачи правоохранительной деятельности.

Предназначение правоохранительной деятельности - обеспечение в демократическом обществе режима законности. Ее цель - охрана права. По отношению к этой цели ПД выступает средством ее достижения и как средство достижения этой цели представляет собой саму деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных к ответственности, рассмотрением дел в судах, проведением в жизнь карательных или право-восстановительных мер.

Правоохранительную деятельность можно представить как процесс - это планирование, координация, осуществление принятых решений и контроль за их выполнением.

Правоохранительная деятельность есть властноорганизующая деятельность компетентных органов и лиц, направленная на охрану прав и свобод личности, на обеспечение законности и правопорядка в обществе.

Виды правоохранительной деятельности.

1. Предупреждение, выявление и раскрытие преступлений

2. Осуществление правосудия

3. Обеспечение деятельности судов

4. Правоохранительная деятельность

5. Оперативная деятельность

6. Прокурорский надзор

7. Правозащитная деятельность

Система правоохранительных органов и организаций.

Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы.

Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

– органов прокуратуры;
– органов внутренних дел;
– федеральной службы безопасности;
– органов государственной охраны;
– органов государственной налоговой службы;
– таможенных органов;
– органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;
– органов предварительного расследования;
– органов юстиции.

Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

– конституционный контроль;
– отправление правосудия;
– прокурорский надзор;
– расследование преступлений;
– оперативно-розыскная функция;
– исполнение судебных решений;
– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;
– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Структура и компетенция Верховного Суда РФ.

Структура Верховного Суда РФ:

Президиум;

Кассационная коллегия;

Судебная коллегия по гражданским делам;

Судебная коллегия по уголовным делам;

Военная коллегия

Функции Верховного Суда РФ.

- рассматривает по первой инстанции наиболее сложные и важные уголовные и гражданские дела, подведомственные судам общей юрисдикции;

- проверяет законность и обоснованность приговоров, определений, решений и постановлений судов общей юрисдикции в порядке кассации и надзора;

- дает разъяснения по вопросам судебной практики в форме постановлений Пленума Верховного Суда РФ. Указанные постановления не имеют статуса нормативно-правовых актов, однако обязательны для исполнения всеми судами общей юрисдикции;

- обладает правом законодательной инициативы, а также вправе обращаться в Конституционный Суд РФ с запросами о соответствии Конституции РФ федеральных законов и иных нормативно-правовых актов.

Деятельности.

Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве.

Прокуратура РФ - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации

Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов действующих на территории Российской Федерации Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".

Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, регламентирована Законом РФ "О прокуратуре Российской Федерации”, а также Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации”.

Цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность прокуратуры, как уже было сказано, является ФЗ "О прокуратуре". В этом законе определяются задачи и функции органов прокуратуры, принципы их организации и деятельности, порядок формирования, основы службы в органах и учреждениях прокуратуры, работы с кадрами и другие вопросы.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в ст. 129 Конституции РФ и п. 1 ст. 4 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Ими являются принципы:

· законности;· единства и централизации органов прокуратуры;· независимости;· гласности.

Предварительное следствие: понятие, органы, компетенция.

Органы предварительного следствия. Их задачи, система, полномочия.

Следствие в уголовном процессе – собирание и проверка доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Следствие – собирательное понятие, включающее предварительное следствие и судебное следствие.

Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Судебное следствие – составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.

Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконт-роля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры.

Задачи органов предварительного следствия:

– быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

– всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;

– обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;

– обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

– обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;

– установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;

– выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия. Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме. Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы следственные аппараты (системы структурных подразделений). Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура. Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий дознавателя, следователя, прокурора.

Органов внутренних дел Российской Федерации(МВД).

2. Органов федеральной службы безопасности(ФСБ).

Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН).

Оперативный эксперимент.

Них задач.

Органы внутренних дел - государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь. Органы внутренних дел являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

Деятельность органов внутренних дел осуществляется на принципах: законности; уважения и соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан; гуманизма; единства системы органов внутренних дел и централизации управления ими; сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности; независимости от деятельности политических партий и других общественных объединений.

Органы внутренних дел защищают жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан независимо от их гражданства, социального, имущественного и иного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования и языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, а также от других обстоятельств.

Ограничение сотрудниками органов внутренних дел граждан в их правах и свободах допускается только в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Граждане и организации, права и законные интересы которых ущемлены действиями (бездействием) сотрудников органов внутренних дел, вправе обжаловать эти действия (бездействие) в вышестоящий государственный орган или вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд.

Органы внутренних дел не имеют права разглашать сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, сведения, относящиеся к его личной жизни, если иное не предусмотрено настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Полномочия нотариусов.

· Нотариус имеет право:

· - совершать нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему (исключение составляют случаи, когда точное место совершения нотариального действия определено действующим законодательством или международными договорами);

· - составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

· - истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий;

· - представлять заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые для такой государственной регистрации документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в случае нотариального удостоверения им соответствующей сделки или совершения иного нотариального действия; представлять иные документы для регистрации.

· Нотариусы совершают следующие нотариальные действия:

· - удостоверяют сделки;

· - выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;

· - выдают свидетельства о праве на наследство и принимают меры к охране наследственного имущества;

· - налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;

· - свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;

· - свидетельствуют подлинность подписи на документах;

· - свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;

· - удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;

· - удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;

· - удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;

· - принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;

· - совершают исполнительные надписи;

· - совершают протесты векселей;

· - принимают на хранение документы;

· - совершают морские протесты;

· - обеспечивают доказательства;

· - осуществляют иные нотариальные действия в соответствии с действующим законодательством.

Союзы потребителей

Это объединения, защищающие интересы и права потребителя, к которым они относят право на удовлетворение основных нужд, право на безопасность, право выбора, право на информированность, право на возмещение убытков, право быть выслушанным, право на потребительское просвещение и право на здоровую окружающую среду. Общества защиты потребительских прав разрабатывают тактику борьбы с ростом цен, нередко выступают от имени потребителей в суде и т. п.

Хотя первые общества защиты потребительских прав появились еще в XIX веке, широкий размах это движение приобрело именно в середине XX века. В прошлом веке покупатель мог позаботиться о себе сам в силу относительной ограниченности рынка и того, что люди в течение жизни пользовались однотипными товарами и услугами известных им продавцов. Поэтому последствия покупки в значительной мере возлагались на покупателя, что и породило, в частности в англосаксонских странах, формулу «пусть покупатель будет осмотрителен».

В настоящее время широкое распространение получили торговля по каталогам, по описанию, продажа по образцу, по телевизионной рекламе и т.д., не предполагающие предварительного ознакомления покупателя с товаром. Кроме того, большую часть технических товаров (например, компьютеры) покупатель не в состоянии обстоятельно проверить перед покупкой. Все это привело к появлению обширного комплекса нормативных актов, защищающих права потребителей, а также их общественных организаций.

Общества защиты потребительских прав упоминаются уже и на конституционном уровне. Например, в ч. 2 ст. 51 Конституции Испании сказано, что публичные власти будут поддерживать организации потребителей и пользователей и заслушивать их по вопросам, которые могут их затрагивать, при условиях, установленных законом. Швейцарская Конституция в ст. 97 обязывает Союз принимать меры по защите потребительниц и потребителей, издавать предписания о средствах обжалования, к которым могут прибегать организации потребителей.

В сфере федерального законодательства о несплошной конкуренции этим организациям принадлежат такие же права, как профессиональным и экономическим союзам. Кантонам надлежит предусмотреть для споров, предмет которых не достигает определенной суммы, устанавливаемой Федеральным советом (правительством), примирительное производство или простое и быстрое судебное производство.

Понятие и основные признаки правоохранительной деятельности

Правоохранительная деятельность - это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, которая осуществляется в установленном законом порядке посредством применения в строгом соответствии с законом мер юридического воздействия (в т. ч. мер государственного принуждения).

Признаки правоохранительной деятельности:

Правоохранительная деятельность осуществляется только специально уполномоченными государственными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования;

Направлена на защиту права, личности, общества и государства от преступных и иных посягательств;

Правоохранительная деятельность осуществляется строго в порядке, установленном законом. При принятии решения о применении или неприменении каких-либо правоохранительных мер компетентный орган (должностное лицо) обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные для соответствующего случая законом, правила уголовного или гражданского судопроизводства, правила ведения дознания и предварительного расследования и т п.;

Правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения мер государственного принуждения или наложения взыскания, применения мер юридического воздействия;

Применение мер юридического воздействия должно строго соответствовать закону, который определяет как основания применения указанных мер, так и конкретные меры, которые могут быть применены в конкретном случае.

Деятельность государства и его органов охватывает различные сферы жизни общества. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики, осуществления внешней политики, создания условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также выполнение других важных функций - таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности.

Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению законности и правопорядка, защите прав и свобод человека и гражданина, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов и общественных объединений, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи - предметы заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной говорится, к примеру, в ст. 2, 45, п. «в» ст. 71, п. «б» ст. 72, п. «е» ст.114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».

По своей сути приведенные и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли названные задачи. Одновременно сами граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать любыми возможными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, всемерно содействовать им в этом.

Для подавляющего большинства государственных органов диапазон их деятельности не замыкается, естественно, на решении названных, хотя и весьма важных, но все же конкретно ограниченных задач - задач непосредственной охраны законности т правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями.

У них на первом плане другие задачи - решение текущих и перспективных экономических вопросов, вопросов науки, культуры, образования, обороноспособности, государственной безопасности, внешней политики, экономического сотрудничества с другими странами и т.д. Некоторые функции по охране законности правопорядка, они выполняют как бы попутно, наряду с осуществлением своих основных задач.

Специально обеспечением законности и правопорядка, защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступлениями и иными правонарушениями занимается значительно меньший круг органов. Это те органы, которые существуют только или главным образом для выполнения такой роли. Их уже давно принято именовать органами охраны общественного порядка (нередко их называют и органами охраны правопорядка), т.е. органами, которые призваны охранять обусловленный экономическими и социальными, нравственными, культурными, историческими и иными факторами, Конституцией РФ, другими законодательными и правовыми предписаниями порядок жизни и деятельности государства и общества, российских граждан и иных лиц, проживающих в России. Весьма близко к понятию органов охраны общественного порядка (правопорядка) примыкает понятие "правоохранительные органы". Понятия эти весьма схожи, но не идентичны. Круг конкретных органов, которые они имеют в виду, не совпадает. Не все органы охраны общественного порядка (правопорядка) можно считать правоохранительными. Равным образом среди правоохранительных есть такие, которые не занимаются и не должны заниматься охраной общественного порядка или правопорядка в широком смысле этого -слова.

Чтобы четко усвоить суть критериев, которыми следовало бы руководствоваться при отнесении тех или иных государственных органов к числу правоохранительных, весьма важно уяснить признаки деятельности, получившей в определенной мере условное и признаваемое не всеми, но уже ставшее привычным для многих наименование -- "правоохранительная деятельность".

Данный термин и обозначаемое им понятие являются сравнительно молодыми. Они введены в юридический обиход всего лишь в конце 50-х -- начале 60-х гг. По сравнению с возрастом других терминов и понятий, которыми пользуются юристы, это "младенческий" возраст. Отчасти этим и можно было бы объяснить тот факт, что понятие "правоохранительная деятельность" еще не "устоялось". Вокруг него идут активные споры, высказываются разные суждения, а вместе с этим -- и разные мнения о том, какие органы надо считать правоохранительными. В действующем законодательстве по данному поводу четких указаний нет.

В соответствии с существующими доктринальными разработками рассматриваемый вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков.

Один из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом. Например, если совершено преступление, то может быть назначено наказание или иные меры воздействия, допускаемые по закону; если имуществу причинен ущерб, не влекущий уголовной ответственности, то может быть возложена обязанность возместить этот ущерб; если по заключенному договору не выполнено обязательство, скажем, об изготовлении какого-то изделия или оказании каких-то услуг, то возможно применение имущественной санкции; если кто-то управлял автомашиной в нетрезвом виде, то его можно лишить водительских прав, и т.д. Среди мер юридического воздействия важное место отводится мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных законом пределах.

Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона. Только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, применяющий такое воздействие, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания. Например, в ст. 40 КоАП установлено, что лицо, распространившее о кандидате в депутаты или на выборную должность путем опубликования либо иным способом ложные сведения в целях влияния на исход выборов, может быть подвергнуто штрафу в размере от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (для должностного лица, совершившего подобное деяние, штраф "соответственно может составить вдвое большую сумму). И такая запись в законе означает, что установленная в нем мера взыскания может быть применена только к виновному в указанном действии и только в обозначенных пределах. Не допускается применение и каких-то иных мер взыскания, скажем, ареста, исправительных работ, хотя кому-то они могут показаться более уместными для данного случая и более справедливыми. Отступление от приведенного предписания закона под каким бы то ни было предлогом и в каком бы то ни было направлении считается актом беззакония, несовместимым с охраной прав и свобод.

В третьих, характерным для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. К примеру, приговор суда, назначающий уголовное наказание, освобождающий от него или оправдывающий подсудимого, может быть постановлен только после проведенного судебного разбирательства и всестороннего обсуждения судом всех вопросов, конкретно обозначенных процессуальным законом. Такое обсуждение должно проходить в совещательной комнате, с обеспечением тайны совещания и соблюдением других процедурных правил. Законом установлены свои правила и для разбирательства дел о других правонарушениях. По соответствующим правилам проводится разбирательство имущественных споров, споров, связанных с увольнением, и т.д. Во всяком случае, для принятия решения о применении или неприменении юридических мер воздействия предусматриваются устанавливаемые законом конкретные правил а, подлежащие обязательному исполнению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным, а также иные негативные последствия, в том числе при определенных условиях -- для должностного лица, допустившего нарушение.

Наконец, существенным признаком правоохранительной деятельности считается то, что ее реализация возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими -- по большей части юристами, а также специалистами, обладающими познаниями в других областях. В их распоряжение предоставляются необходимые материальные и технические средства. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости принимаемых названными органами решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.

С учетом сказанного можно определить понятие того, что принято считать правоохранительной деятельностью. Как видно по приведенным признакам и их краткой характеристике, к ней следовало бы относить такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.

При характеристике понятия правоохранительной деятельности важно иметь в виду, что в наши дни существует довольно распространенная тенденция вкладывать в него разное и нередко крайне ограниченное содержание. К примеру: для одних такая деятельность -- это лишь то, что делается компетентными государственными органами в сфере борьбы с преступлениями (другими словами, ставится знак равенства между понятием "правоохранительная деятельность" и понятием "борьба с преступностью");

для других -- это борьба и с преступлениями, и с иными правонарушениями (в основном теми, которые принято называть административными проступками -- о них см. ниже, в §1 гл. IV учебника);

для третьих -- это то, что принято называть поддержанием общественного порядка (патрулирование в общественных местах, контроль за правильным проведением массовых мероприятий -- демонстраций, митингов, пикетирования, применение специальных средств для усмирения "разбушевавшейся" толпы и т.д.).

Столь упрощенный подход нельзя признать правильным, поскольку он существенно искажает суть рассматриваемого вида государственной деятельности и, как будет показано ниже (см. § 2 данной главы учебника), используется для "обоснования" весьма спорных суждений о том, какие органы следовало бы считать правоохранительными.

Сторонники такого подхода не хотят видеть, что сфера охраны права значительно шире, чем сфера борьбы с преступностью или нарушениями общественного порядка. Право должно охраняться не только от подобных, явно недопустимых актов беззакония или антиобщественных явлений. Но нужно не забывать, что в не меньшей мере недопустимыми являются также все и всякие иные проявления противоправности, попытки недозволенно ограничивать, злонамеренно ущемлять или умалять любые права и законные интересы, кому бы они ни принадлежали -- российскому гражданину, иностранцу, лицу "без гражданства, какому-то должностному лицу, предпринимателю или коммерсанту, государственной или негосударственной организации.

Все это и ему подобное должно пресекаться не менее решительно, чем преступления или нарушения порядка в общественных местах, а его негативные последствия -- устраняться или исправляться. В противном случае рассуждения о законности и правопорядке -- пустой звук. Чтобы такое не случилось или не приобрело значительных масштабов -- и нужна деятельность, именуемая правоохранительной в широком смысле этого слова.

Решение компетентного органа о восстановлении на работе человека, уволенного не в результате преступных "происков", а по ошибке или недоразумению, о возмещении вреда, причиненного по неосторожности, о возложении обязанности выполнить условия договора, к примеру) об издании какой-то книги, о лишении родительских прав того, кто не уделяет необходимого внимания своему ребенку, о выплате денежного содержания престарелым родителям, о признании противоречащим Конституции РФ закона, ущемляющего основные права и свободы гражданина и человека, и т.д., и т.п. Все меры подобного рода не менее важны для обеспечения законности и правопорядка, чем борьба с преступностью или так называемыми несанкционированными массовыми "мероприятиями". Такие меры тоже представляют собой охрану права с помощью юридических средств. Их совокупность -- неотъемлемый компонент правоохранительной деятельности.

Вопрос о задачах правоохранительной деятельности, как и вопрос о ее понятии и содержании, пока что в законодательном порядке четко не решен. Но это не значит, что у нее нет своих задач. Они есть, и о них можно судить по содержанию ряда законодательных актов, в которых в той или иной мере решаются вопросы организации и основ деятельности различных правоохранительных органов. К таким актам можно отнести, например, Закон о безопасности, Закон о милиции, Закон о судебной системе, Закон о судоустройстве, ГП"К, УПК и некоторые другие в ст. 1 Закона о безопасности, в частности, подчеркнуто, что основными объектами, которые должны защищаться системой государственных органов, являются: "личность -- ее права и свободы; общество -- его материальные и духовные ценности; государство --.его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность".

По закону охрана названных ценностей возложена на все государственные органы, в том числе, естественно, и на правоохранительные. Она и составляет суть, обобщенное содержание задач последних, хотя, как будет видно ниже, для конкретных видов правоохранительных органов законодательство предусматривает свои, специфические задачи", для Конституционного Суда РФ -- одни, для судов общей юрисдикции -- другие, для арбитражных судов -- третьи, для прокуратуры -- четвертые, для милиции -- пятые и т.д. Существуют свои задачи и у конкретных направлений (функций) правоохранительной деятельности.

судья правопорядок законность прокуратура

Признаками (критериями) правоохранительной деятельности являются:

  1. Правоохранительная направленность. Правоохранительная деятельность направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина , прав и законных интересов любых субъектов правоотношений , на обеспечение безопасности, законности и правопорядка , а также на борьбу с преступностью .
  2. Правоохранительная деятельность состоит из решений и действий, осуществляемых (принимаемых) уполномоченными на то законодательством субъектами.
  3. Правоохранительная деятельность предусмотрена (урегулирована) нормативно-правовыми актами .

Иначе говоря, правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренное нормативно-правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав (свобод) и законных интересов физических, юридических лиц , , муниципальных образований и государства в целом, на обеспечение безопасности, законности и правопорядка, а также на борьбу с преступностью.

Задачи и цели правоохранительной деятельности видоизменяются в зависимости от того, каким субъектом она осуществляется. Анализ задач и целей различных правоохранительных органов позволяет говорить о наличии следующего перечня задач и целей самой правоохранительной деятельности.

Задачами правоохранительной деятельности признаются:

  1. выявление, предупреждение, пресечение правонарушений , раскрытие преступлений , а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  2. осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия и суда , уклоняющихся от уголовного наказания , а также розыска без вести пропавших;
  3. добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
  4. надзор за процессом правоприменения ;
  5. правильное применение закона , обеспечение его верховенства;
  6. оказание юридической помощи гражданам и организациям;
  7. правильное и быстрое рассмотрение и разрешение гражданских; уголовных, административных, конституционных (уставных) дел и иных подведомственных правоохранительным органам вопросов;
  8. регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний , определение средств исправления осужденных, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.

Цели рассматриваемого вида деятельности подразделяются на два вида:

Непосредственные цели:

1) обеспечение и защита (охрана):

  • нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
  • нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органов местного самоуправления ;
  • нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • общественного строя Российской Федерации;
  • установленных системы хозяйства и собственности ;
  • порядка управления , государственного и общественного порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;

2) обеспечение исполнения актов судебных и других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве ;

3) чтобы каждый совершивший правонарушение был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к ответственности.

Цели, совпадающие с целью всего государства и общества , то есть цели более высокого уровня:

  1. укрепление законности и правопорядка;
  2. предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений;
  3. исправление осужденных;
  4. правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда , уважения к правам (свободам), чести и достоинству других лиц.

Функции (направления) правоохранительной деятельности

Общая характеристика

Основными функциями (направлениями) правоохранительной деятельности являются:

  1. конституционный контроль ;
  2. организационное обеспечение деятельности судов ;
  3. прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры ;
  4. выявление и расследование преступлений :
    • предварительное следствие;
    • дознание;
  5. уголовно-исполнительная деятельность;
  6. нотариальная деятельность;
  7. юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).

В литературе упоминается и об иных направлениях правоохранительной деятельности:

  • судопроизводство (уголовный процесс);
  • обеспечение безопасности;
  • охрана общественного порядка;
  • производство по делам о нарушении таможенных правил;
  • производство по делам о налоговых правонарушениях ;
  • контрразведывательная деятельность;
  • внешняя разведка.

Некоторые из них в определенной степени дублируют ряд вышеприведенных направлений правоохранительной деятельности (к примеру, правосудие - это составная часть судопроизводства, само судопроизводство осуществляется в целях решения задач стоящих перед правосудием). Другие же направления деятельности не вошли в содержание рекомендованной Советом по правоведению УМО университетов РФ Программе дисциплины "Правоохранительные органы ", на основе которой подготовлен настоящий учебник.

Соотношение конституционного контроля, правосудия, организационного обеспечения деятельности судов, прокурорского надзора, выявления и расследования преступлений, оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам

Ключевые направления правоохранительной деятельности взаимосвязаны друг с другом. Так, разновидностью правосудия является правосудие, осуществляемое в рамках конституционного производства. Конституционное же производство - это основной вид конституционного контроля .

Правосудию по уголовным делам предшествуют выявление и расследование преступлений с одновременным осуществлением защиты (юридической помощи) и прокурорского надзора , после же свершения акта правосудия по уголовному делу осуществляется уголовно-исполнительная деятельность. Аналогичным образом взаимосвязаны направления правоохранительной деятельности, реализуемые вне функции, обусловленной выявлением признаков преступления .

Особое место конституционного контроля и правосудия в системе правоохранительных функций

Наиболее же важными направлениями правоохранительной деятельности государства являются правосудие и конституционный контроль . Недаром на этапе своего зарождения данная дисциплина именовалась "Суд и правосудие в СССР".

Они имеют общий элемент - правосудие, осуществляемое конституционным судом . В то же время они являются наивысшей ступенью отстаивания прав и законных интересов всех возможных субъектов общественных отношений. Причем конституционный контроль служит выяснению соответствия (несоответствия) различных юридических фактов нормам Конституции РФ . А в ходе реализации правосудия разрешаются по существу подведомственные судам дела (устанавливается виновность лица, к виновному применяется наказание , либо оправдывается невиновный). Все остальные правоохранительные органы либо осуществляют свою деятельность до суда и для суда, либо имеют возможность использовать правосудие, а в определенных случаях и конституционный контроль, как одно из последних, наиболее действенных средств восстановления нарушенных прав (свобод и т.п.).

Общая характеристика правоохранительных органов. Круг государственных и негосударственных органов, выполняющих правоохранительные функции

Исходя из смысла дефиниции "правоохранительная деятельность", можно сформулировать определение понятию "правоохранительный орган ". Критериями или иначе признаками правоохранительного органа следует считать:

  1. правовую регламентацию его статуса и деятельности;
  2. стоящие перед ним задачи: защита (охрана, обеспечение) прав , свобод и законных интересов физических, юридических лиц , государства в целом, субъектов Российской Федерации , муниципальных образований , обеспечение безопасности, законности и (или) правопорядка , борьба с преступностью ;
  3. наличие в его распоряжении средств (предусмотренных законом полномочий), позволяющих решать указанные задачи.

Таким образом, правоохранительным органом является учреждение, а в некоторых случаях должностное или иное лицо (к примеру, судья , следователь , оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом, обеспечивать законность и правопорядок и (или) бороться с преступностью.

К числу правоохранительных органов принято относить:

  1. конституционные, уставные суды субъектов Российской Федерации;
  2. суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ , верховные суды республик , окружные, областные, городские (в городах Москва, Санкт-Петербург) суды, суды автономных округов и автономной области, районные, городские суды, межрайонные суды, мировых судей, военные суды, специализированные суды);
  3. арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах);
  4. Дисциплинарное судебное присутствие;
  5. органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры);
  6. Международный коммерческий арбитражный суд;
  7. Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате Российской Федерации;
  8. третейские суды для разрешения экономических споров;
  9. Министерство юстиции РФ;
  10. Судебный департамент при Верховном Суде РФ;
  11. органы предварительного следствия (следователей Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);
  12. руководителей следственных органов (Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и органов по контролю за оборотом наркотиков);
  13. органы дознания (органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; органы по контролю за оборотом наркотиков, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотиков; органы федеральной службы безопасности; федеральные органы исполнительной власти в области государственной охраны; таможенные органы Российской Федерации; органы Службы внешней разведки Российской Федерации; органы Федеральной службы исполнения наказаний ; органы Федеральной службы судебных приставов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; органы внешней разведки Министерства обороны РФ; командиров воинских частей, соединений; начальников военных учреждений или гарнизонов; капитанов морских и речных судов; руководителей геологоразведочных партий и зимовок; начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз; глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации);
  14. адвокатуру (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты, адвокатские образования первого звена);
  15. некоторые иные правоохранительные органы.

Предмет и система дисциплины "Правоохранительные органы"

Предмет курса - это те положения (правовые институты), которые изучаются данной дисциплиной.

  1. понятие, признаки, задачи и цели правоохранительной деятельности;
  2. функции (направления) правоохранительной деятельности;
  3. понятие, признаки и виды правоохранительных органов;
  4. законодательные и иные правовые акты о правоохранительных органах;
  5. понятие и основные признаки судебной власти ; общая характеристика суда как органа судебной власти ;
  6. понятие и структура судебной системы Российской Федерации;
  7. понятие и общая характеристика звеньев судебной системы и судебных инстанций;
  8. понятие, признаки и принципы правосудия ;
  9. понятие и виды судов общей юрисдикции, их основные задачи и полномочия;
  10. порядок формирования, состав, структура и компетенция:
    • верховных судов республик , краевых, областных, городских (в городах Москва, Санкт-Петербург) судов, судов автономной области и автономных округов;
    • районных, городских, межрайонных судов;
    • военных судов;
    • специализированных судов;
    • мировых судей;
  11. правовой статус суда;
  12. система, виды, задачи и компетенция арбитражных судов ;
  13. полномочия и порядок образования:
    • Высшего Арбитражного Суда РФ;
    • федеральных арбитражных судов округов (арбитражных кассационных судов);
    • арбитражных апелляционных судов;
    • арбитражных судов субъектов Российской Федерации ;
  14. полномочия и порядок образования дисциплинарного судебного присутствия;
  15. иные арбитражные органы (Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации, Третейские суды для разрешения экономических споров);
  16. понятие, структура, полномочия и принципы деятельности Конституционного Суда РФ ;
  17. численный состав Конституционного Суда РФ, требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ, срок полномочий, порядок прекращения или приостановления полномочий судьи Конституционного Суда РФ;
  18. компетенция судебных составов Конституционного Суда РФ, осуществляющих правосудие;
  19. Председатель Конституционного Суда РФ, заместитель Председателя Конституционного Суда РФ, судья-секретарь Конституционного Суда РФ;
  20. решения Конституционного Суда РФ, их виды, порядок принятия и юридическое значение;
  21. понятие, состав, порядок образования, полномочия конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации;
  22. статус судей;
  23. требования, предъявляемые к кандидатам в судьи;
  24. порядок образования и полномочия органов судейского сообщества;
  25. квалификационная аттестация судей и присвоение классных чинов;
  26. статус присяжных и арбитражных заседателей, права и обязанности, порядок наделения их полномочиями;
  27. государственная защита судей, присяжных и арбитражных заседателей;
  28. организационное обеспечение деятельности судов;
  29. Судебный департамент при Верховном Суде РФ, система его органов и учреждений, организация и полномочия;
  30. администраторы судов, их функции;
  31. задачи, функции и структура Министерства юстиции РФ;
  32. территориальные органы юстиции;
  33. органы прокуратуры Российской Федерации и прокурорский надзор ;
  34. акты реагирования прокурора на нарушения закона ;
  35. система органов прокуратуры и их организация;
  36. Генеральная прокуратура РФ: структура и полномочия;
  37. прокуратуры субъектов Российской Федерации и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры;
  38. полномочия, порядок назначения на должность прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров;
  39. организация работы прокуратуры района (города);
  40. порядок назначения на должность и полномочия прокурора района (города);
  41. прокуратура на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
  42. функции, задачи и компетенция военной прокуратуры;
  43. требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должность прокуроров;
  44. общая характеристика деятельности по выявлению и расследованию преступлений , изобличению лиц, виновных в их совершении:
    • оперативно-розыскной;
    • дознания;
    • предварительного следствия;
  45. круг органов, уполномоченных осуществлять ; пределы их полномочий;
  46. взаимодействие органов предварительного расследования по раскрытию и расследованию преступлений ;
  47. понятие и виды органов дознания;
  48. понятие и виды органов предварительного следствия;
  49. правовое положение и процессуальная самостоятельность следователя ;
  50. система следственных подразделений ОВД, ФСБ , Следственного комитета РФ и органов по контролю за оборотом наркотиков;
  51. руководитель следственного органа;
  52. юридическая помощь и защита по уголовным делам в Российской федерации;
  53. понятие и направления деятельности адвокатуры ;
  54. адвокатская палата: порядок образования, органы самоуправления адвокатской палатой, их компетенция;
  55. президент адвокатской палаты, порядок избрания, полномочия;
  56. адвокатские образования первого звена;
  57. права и обязанности адвоката , порядок и условия присвоения статуса адвоката;
  58. Федеральная палата адвокатов РФ;
  59. оказание юридических услуг организациями и лицами, не входящими в состав адвокатуры и др.

Соотношение дисциплины "Правоохранительные органы" с другими юридическими дисциплинами

Без достаточных правовых знаний, изучаемых в рамках курса "Правоохранительные органы ", трудно усвоить материал, касающийся деятельности суда , органов предварительного расследования и т.п., иначе говоря, изучить такие дисциплины, как уголовный, гражданский, арбитражный процесс .

Дисциплина "Правоохранительные органы" подготавливает студентов к усвоению соответствующего материала.

Как и у любого другого правового курса, учения, составляющие содержание дисциплины "Правоохранительные органы", базируются на положениях конституционного права . Именно в Конституции РФ закреплены основополагающие правила организации и функционирования органов судебной власти , а также прокуратуры в Российской Федерации. Изучаемые в рамках курса "Правоохранительные органы" принципы правосудия , такие как осуществление правосудия только судом, независимость судей и подчинение их только закону , открытое разбирательство дел во всех судах (принцип гласности), презумпция невиновности, национальный язык судопроизводства , осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, принцип законности и некоторые другие принципы, также своей правовой основой прежде всего имеют нормы конституционного права (ст. ст. 19, 49, 118, 120 - 122, 128 Конституции РФ).

Конституцией РФ закреплено верховенство ее и федеральных законов на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ). Поэтому система и структура правоохранительных органов России организованы так, чтобы деятельность таковых не могла нарушить провозглашенные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина (ст. ст. 18, 19, 21, 23, 24, 26, 32, 45 - 48, 50, 51, 55, 60, 62, 64 Конституции РФ).

Дисциплина "Правоохранительные органы" тесно связана с такими дисциплинами, как гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное, арбитражное процессуальное, гражданское, семейное, трудовое, административное право , а также иными правовыми учебными курсами.

Правосудие осуществляется в рамках гражданского, уголовного, арбитражного и конституционного процесса. Именно поэтому регулирующие данные виды деятельности отрасли права во многом схожи.

Все принципы правосудия (независимость судей и подчинение их только закону, гласность, национальный язык судопроизводства, принцип законности, и др.) в одинаковой мере касаются гражданского, уголовного и арбитражного судопроизводства. Однако у форм реализации принципов в каждой из отраслей процессуального права имеются свои отличия, которые в определенной степени характеризуют само понятие правосудия.

Осуществляемое в обычных формах правосудие - это деятельность суда (мирового судьи и арбитражного суда) по рассмотрению уголовных и гражданских дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств (по вновь открывшимся обстоятельствам), направленная на установление виновности подсудимых, применение к ним мер наказания либо на оправдание невиновных, а по гражданским делам на разрешение дела по существу. Уяснить данное изучаемое в рамках курса "Правоохранительные органы" понятие невозможно, не разобравшись с такими гражданско-процессуальными, уголовно-процессуальными и арбитражно-процессуальными институтами, как рассмотрение дел в первой, апелляционной, кассационной инстанциях, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств).

Суды, как правоохранительные органы, осуществляют гражданскую процессуальную, уголовно-процессуальную и арбитражную процессуальную деятельности. В свою очередь, ими разрешаются дела на основе норм материального (уголовного, гражданского, семейного, трудового, административного) права, которые преподаются в рамках учебного процесса по соответствующим дисциплинам.

Суды, органы дознания и предварительного следствия, правовой статус которых изучается в рамках дисциплины "Правоохранительные органы", наделяются таковым только в связи и во время осуществления уголовного, а для судов и гражданского, арбитражного или конституционного процесса.

Поэтому понятие и правовое положение суда, органа дознания и следователя тесно связаны с правовыми институтами, преподаваемыми в рамках таких дисциплин, как "Уголовный процесс ", "Гражданский процесс ", "Арбитражный процесс" и "Конституционное право". Так, к примеру, суд становится субъектом гражданского процесса, а значит, наделяется соответствующим комплексом прав при поступлении к нему должным образом оформленного заявления, где содержатся сведения о подведомственном судам общей юрисдикции некриминальном нарушении норм той или иной отрасли материального (обычно гражданского, семейного или трудового) права. Более того, перечень лиц, по заявлениям которых суд вправе приступить к рассмотрению гражданского дела (ч. 1 ст. 4 ГПК), можно очертить лишь с учетом положений гражданско-правового института дееспособности малолетних и несовершеннолетних (ст. ст. 26, 28 ГК).

Ряд институтов курса "Правоохранительные органы" в дальнейшем более подробно и обстоятельно разбираются при изучении дисциплины "Уголовный процесс". Помимо уже названных понятия и принципов правосудия, общей характеристики судебных инстанций и статуса суда, органа дознания, а также следователя, к таковым также следует отнести:

  • институт процессуальной самостоятельности следователя;
  • процессуальный статус руководителя следственного органа;
  • процессуальные права адвоката , выступающего защитником или представителем в уголовном процессе;
  • общую характеристику видов осуществляемой органами дознания деятельности;
  • средства прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность , дознание и предварительное следствие;
  • характеристику таких направлений деятельности прокуратуры как уголовное преследование, участие в рассмотрении дел судами и принесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры , определения, постановления судов.

В рамках курса "Правоохранительные органы" изучаются система, структура и компетенция Министерства юстиции РФ и его территориальных органов, система органов, осуществляющих правосудие, прокурорский надзор, и иных правоохранительных органов. Именно поэтому данный курс тесно связан с административным правом, которым определяются система и структура органов государственного управления , понятие и принципы этого вида деятельности.

Правоохранительные органы уполномочены на применение мер административного воздействия.

Административная же юрисдикция - часть предмета дисциплины административного права.

Соответственно, для административного права важно, чтобы студенты имели представление о тех органах, которым предоставлено право привлечения лиц к административной ответственности . Те же виды деятельности, о которых говорится в курсе "Правоохранительные органы" как об одном из элементов компетенции прокуратуры и суда, затем более подробно будут изучены в рамках дисциплины административного права.

Дисциплина "Правоохранительные органы" в определенной степени связана с положениями, изучаемыми международным правом . Этот вывод позволяет сделать по меньшей мере редакция ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Здесь содержится правило, что в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного