Организация военного дела в средние века. Армии Средневековья (краткий обзор)

В этой работе кратко освещены основные моменты развития армии в Средние Века в Западной Европе: изменение принципов ее комплектования, организационной структуры, основных принципов тактики и стратегии, социального положения.

Подробное описание этой битвы дошло до нас в изложении Иордана.
Наибольший интерес для нас представляет описание Иорданом боевых порядков войска римлян: войско Аэция имело центр и два крыла, причем на флангах Аэций поставил наиболее опытные и проверенные войска, оставив в центре самых слабых союзников. Иордан мотивирует это решение Аэция заботой о том, чтобы эти союзники не покинули его во время боя.

Вскоре после этой битвы Западная Римская империя, не выдержав военных, социальных и экономических катаклизмов, распалась. С этого момента в Западной Европе начинается период истории варварских королевств, а на Востоке продолжается история Восточной Римской империи, получившей у историков Нового времени название Византии.

Западная Европа: От варварских королевств до империи Каролингов.

В к. V-VI вв. на территории Западной Европы складывается ряд варварских королевств: в Италии -королевство остготов , управляемое Теодорихом , на Пиренейском п-ове - королевство вестготов , а на территории римской Галлии - королевство франков .

В военной сфере в это время царит полный хаос, поскольку на одном и том же пространстве одновременно присутствовали три силы: с одной стороны, силы варварских королей, еще представлявшие собой плохо организованные вооруженные формирования, состоявшие практически из всех свободных мужчин племени.
С другой стороны - остатки римских легионов, возглавляемых римскими наместниками провинций (классический пример такого рода - римский контингент в Северной Галлии, возглавлявшийся наместником этой провинции Сиагрием и разбитый в 487 г. франками под руководством Хлодвига).
Наконец, с третьей стороны, присутствовали частные отряды светских и церковных магнатов, состоявшие из вооруженных рабов (антрустионов ), либо из воинов, получавших от магната землю и золото за службу (букцелляриев ).

В этих условиях начинают формироваться армии нового типа, включавшие в себя три названных выше компонента. Классическим примером европейской армии VI-VII вв. можно считать армию франков.

Первоначально армия комплектовалась из всех свободных мужчин племени, способных обращаться с оружием. За службу они получали от короля земельные наделы из вновь завоеванных земель. Каждый год по весне армия собиралась в столице королевства на общий воинский смотр - “мартовские поля”.
На этом собрании вождь, а затем и король оглашал новые указы, объявлял походы и их сроки, проверял качество вооружения своих воинов. Сражались франки пешими, используя коней только для того, чтобы добраться до места битвы.
Боевые порядки франкской пехоты «…копировали форму древней фаланги, постепенно увеличивая глубину ее построения…» . Вооружение их состояло из коротких копий, боевых топоров (франциска), длинных обоюдоострых мечей (спата) и скрамасаксов (короткий меч с длинной рукоятью и с однолезвийным листовидным клинком 6,5 см в ширину и 45-80 см в длину). Оружие (особенно мечи) обычно богато украшалось, и внешний вид оружия часто свидетельствовал о знатности его владельца.
Однако в VIII в. в структуре франкской армии происходят значительные изменения, повлекшие за собой изменения и в других армиях Европы.

В 718 году арабы, перед этим захватившие Пиренейский полуостров и покорившие королевство вестготов, перешли Пиренеи и вторглись в пределы Галлии.
Фактический правитель Франкского королевства в то время - майордом Карл Мартелл вынужден был изыскивать способы остановить их.

Он столкнулся сразу с двумя проблемами: во-первых, земельный запас королевского фиска был истощен, и больше неоткуда было брать землю для награждения воинов, а во-вторых, как показало несколько битв, франкская пехота была неспособна эффективно противостоять арабской коннице.
Чтобы решить их, он провел секуляризацию церковных земель, получив, таким образом, достаточный земельный фонд для награждения своих воинов, и объявил, что отныне на войну собирается не ополчение всех свободных франков, а только люди, способные приобрести полный комплект вооружения всадника: боевого коня, копье, щит, меч и доспехи, включавшие в себя поножи, латы и шлем.

Анонимный манускрипт «Du Costume Militairee des Francaise en 1446» очень подробно повествует об экипировке «копья» – основном подразделении тяжелой конницы. «Прежде всего, следует сказать, что на войну рыцари отправлялись в «белых» доспехах. Доспехи включали в себя кирасу, наручи, оплечья, поножи, перчатки, салет с забралом и небольшой бевор, прикрывающий шею. Каждый вооружался копьем и длинным легким мечом, слева к седлу подвешивался кинжал и булава. Каждого воина сопровождал оруженосец, экипированный в салет, harnois de jamdes, кольчугу, жак, бригандину или корсет, вооруженный кинжалом, мечом и укороченным копьем. В свиту входил паж или валет, экипированный как оруженосец и вооруженный каким-либо одним типом оружия. Лучники носили поножи, салеты, тяжелые жаки или бригандины. Их вооружение состояло из лука и колчана со стрелами».

Чтобы полностью экипироваться, молодому человеку требовалось 125-250 ливров. Эту сумму воин зарабатывал в течение 8-16 месяцев службы. Даже простые доспехи стоили достаточно дорого. Салет обходился в 3-4 ливра, жак, корсет или бригандина стоили около 11 ливров. Полный комплект доспехов воина столи порядка 40 ливров, тогда как доспехи для всего «копья» стоили порядка 70-80 ливров.

Самый дешевый и низкосортный кинжал стоил около одного ливра. Никого качества меч обходился уже больше одного ливра. В том же тексте 1446 года говорится: «Некоторые солдаты носят только кольчугу, салет, перчатки и поножи. Они обычно вооружаются своего рода дротиками с широким наконечником, называемым langue de doeuf (бычий язык)».

В Кло-де-Гале продолжали в больших количествах выпускать арбалеты. Обычно их делали сериями по 200 штук. Количество боеприпасов к арбалетам выпускалось во все большем количестве. Из трех березовых бревен и 250 кг железа получалось порядка 100.000 арбалетных болтов. Возрастающая конкуренция со стороны огнестрельного оружия заставила мастеров совершенствовать конструкцию арбалета. В результате арбалет превратился в превосходное оружие, сочетающее в себе небольшую массу, отсутствие отдачи, высокую пробивную способность и простоту в эксплуатации. Использование стали в конструкции арбалета позволило сократить ход тетивы до 10-15 см, а также уменьшить размах плеч. Вместе с тем, усложнилась конструкция арбалета, а скорострельность осталась на низком уровне. Для взведения арбалета теперь требовалось механическое устройство: рычаг или двуручный ворот.

Пушки использовались во все возрастающем количестве. Хотя технология их изготовления практически не изменилась, появлялись экспериментальные образцы, например, одноразовые орудия со стволом из твердой кожи. Тем не менее, неуклонно росли меткость и надежность пушек, теперь они могли вести огонь по специфическим и подвижным целям, например, по кораблям, пытающимся прорваться к осажденной крепости, или по мачтам кораблей противника в морском бою.

Выпуск пушек был достаточно сложным делом, в котором участвовало множество мастеров разного профиля. Только самые богатые мастера могли позволить себе собрать в своих руках всю технологическую цепочку. Именно благодаря этому обстоятельству братья Бюро смогли наладить массовый выпуск артиллерии, чем во многом способствовали окончательной победе Франции в последние десятилетия Столетней войны. Например, в 1442 году Жан Бюро поставил для королевского артиллерийского парка шесть бомбард, 16 veuglaires, 20 serpentines, 40 coulevrines и неизвестное количество ribaudequins на общую сумму 4198 ливров. Для этих пушек требовалось 20000 фунтов пороха стоимостью 2200 ливров. Король Карл VII шел на эти немалые расходы, так как благодаря артиллерии братьев Бюро ему удалось успешно завершить 60 осад лишь в течение 1449-1450 гг.

1. Арбалетчик из свиты Жана де Анжэ , 1407г.

На большом щите изображен герб Жана де Анжэ, мастера арбалетчиков, дополненный гербом Франции. К груди воина приколота серебряная веточка. Такие значки, указывающие на политическую ориентацию человека, были распространены во Франции в конце XIV века. Туловище защищено кольчугой, бригандиной и стеганым толстым пупуаном. Подшлемник под шлемом-котелком также довольно толстый. Стеганые кюиссы частично закрывают пластинчатые ножные доспехи. Тыльная сторона кольчужных перчаток усилена металлической накладкой. Арбалетчик вооружен мощным стальным арбалетом. Обратите внимание на колчан, обтянутый волчьей шкурой. К поясному ремню подвешены крюки для взвода арбалета. На левом бедре висит широкий колющий меч (на рисунке не виден), а на правом – кинжал-базиляр.

2. Ополченец из Ренни , 1370 г.

Городской пеший ополченец мог сражаться за любую из враждующих сторон. Экипировка воина не имеет каких-либо резких особенностей. Торгующие доспехами и оружием купцы могли возить свои товары на далекие расстояния – туда, где в данный момент шла война и на их товар имелся повышенный спрос. Чешуйчатая бармица вполне могла быть английского производства, шестопер – итальянского или южно-французского, доспехи из твердой кожи для ног и рук – фламандского, а кольчуга и шоссы могли быть произведены в любом районе Франции.

3. Легкий пехотинец с юга Франции , 1400 г.

Под термином brigand в те времена понимали солдат или наемников, защищенных только обтянутой тканью бригандиной. Этот воин дополнительно носит легкий бацинет, надетый поверх капюшона с длинным рукавом. Шею и плечи защищает кольчужный кольер. Кроме того, в доспехи входит кольчуга и пластинчатые перчатки. В руках небольшой круглый щит. Оружие состоит из небольшого меча и новомодного кинжала-рондо.

Человечество с древних времён одержимо войнами. От кровавой грязи Колизея до жертвенных убийств земли ацтеков, было бы весьма сложно найти культуру, даже в наши дни, которая каким-либо образом не была вовлечена в военные действия.

Признайтесь, этот список зацепил ваш взгляд, не так ли? Это нормально, потому что прямо сейчас мы познакомим вас с 25-тью самыми бесстрашными и смертоносными воинами в истории человечества!

25. Гладиаторы

"Меченосцы" в переводе с латинского языка, большинство этих римских воинов были рабами и выживали не только за счёт боёв друг с другом, но и вступая в бой с дикими животными и осуждёнными преступниками на огромных аренах.

Редко кто из этих воинов, чью судьбу решала собравшаяся толпа зрителей, выживал более 10 боёв и проживал дольше 30 лет.

24. Апачи

Известные своей храбростью и жестокостью в бою, воины апачи, несомненно, были силой, с которой нельзя было не считаться. К тому времени, когда апачи сдались Соединённым Штатам в 1886 году, осталось всего около 50 воинов, в том числе их бесстрашный лидер, ныне известный Джеронимо (Geronimo).

23. Викинги


Викинги были ужасны, особенно для своих европейских соседей, потому что были очень агрессивными и использовали необщепринятый стиль борьбы, в частности использовали боевые топоры.

22. Французские мушкетёры


Сочетая шик с настоящей смертоносностью, мушкетёры были группой элитных телохранителей короля Франции. Способные как проткнуть противника на близком расстоянии, так и убить выстрелом издалека, они делали свою работу, и делали её хорошо.

21. Спартанцы

Как однажды написал греческий историк Фукидид, когда спартанец отправился на войну, его жена дала ему его щит и сказала: "Со щитом или на щите".

Обучаемых с 7-летнего возраста, мальчиков отбирали у матерей и отправляли в военные тренировочные лагеря. Там они сталкивались с рядом трудностей, включая недостаток еды и одежды, что нередко заставляло их перейти на воровскую стезю. Если их ловили, то жестоко наказывали - однако не за воровство, а за то, что их поймали.

20. Средневековые рыцари


Эквивалент современного танка, средневековый рыцарь был покрыт бронёй и мог с лёгкостью пробираться через вражескую линию. Однако не каждый мог получить статус рыцаря, и часто обладать рыцарским титулом было довольно дорого. Хорошая боевая лошадь могла стоить столько же, сколько небольшой самолёт.

19. Российский спецназ

Сокращённо от "силы специального назначения", об этих воинах известно очень мало из-за чрезвычайной секретности их подготовки и операций. Однако им удалось создать о себе грозную репутацию, как об одном из самых элитных подразделений специального назначения в мире.

18. Французский Иностранный легион

Основанный в 1831 году, Французский Иностранный легион является подразделением, которое позволяет иностранным наёмникам поступать на службу и воевать за французские интересы по всему миру.

Достигшее своей репутации в поп-культуре как место, куда идут служить обиженные люди, чтобы начать свою жизнь заново, это на самом деле - элитная боевая сила, членов которой многократно вербуют другие армии.

17. Воины Минг

Как одни из первых военных, начавших использовать порох в своих рядах, воины Минг были грозной силой, с которой нельзя было не считаться и которой удалось расширить границы Китая.

Они были не только безжалостными, но и очень эффективными воинами, поскольку каждая дивизия армии Минг должна была сама себя поддерживать и самостоятельно производить для себя продукты питания.

16. Монгольские всадники


У монголов была только одна миссия, на которой они были сосредоточены - разрушение. Их беспощадный менталитет привёл их к завоеванию большей части мира, чем любая другая империя в истории человечества. И это не просто потому, что они были умелыми наездниками - они могли на скаку пронзить стрелой сердце врага.

15. "Бессмертные"

Согласно Геродоту, "Бессмертные" были группой тяжёлой пехоты, состоявшей из 10.000 сильнейших... всегда. Не имело значения, сколько из них вы убьёте. Как только погибал один, другой становился на его место. Десять тысяч - ни больше ни меньше. Благодаря этому они, якобы, и получили своё название. Просто казалось, что они никогда не умирают.

14. Рейнджеры армии США

Ведущие своё происхождение ещё со времён колониальной армии, когда американские генералы сочетали европейские технологии с индийской тактикой ведения войны, рейнджеры хорошо известны своим бесстрашием, как первые в мире ударные силы лёгкой пехоты.

13. Раджпуты

Слово раджпут в буквальном переводе означает "сын царя" (или "сын раджа"), поэтому нельзя было просто проснуться в один день и решить стать воином раджпутом - им нужно было родиться.

Эти легендарные предвестники смерти всё ещё действуют в индийской армии. Существует предположение, что их мастерство объясняется тем, что их родина, Раджастан, была расположена прямо на границе с Индией, делая их первой линией защиты от вражеских захватчиков.

12. Команчи

Как сказал однажды Джей Редхок (Jay Redhawk), индеец команчи по происхождению: "Мы - воины с самого рождения". Имея почти легендарный статус, они часто упоминаются как "повелители равнин". На самом деле ходят слухи, что команчи могли стрелять стрелами в своего врага, свисая с шеи своей лошади.

11. Центурионы

Концепция центурионов была революционной для своего времени, поскольку это было впервые в истории, чтобы человек мог вести легитимную жизнь, полностью основанную на ведении войны и убийствах. Хотя для того чтобы заслужить такое положение, римский солдат должен пройти свой путь по карьерной лестнице самой мощной военной силы на планете и доказать, что нет никого лучше.

10. Воины Занде

Занде было племенем, которое наводило страх на всю Центральную Африку своей жестокостью, проявляемой на поле боя. Они могли даже отшлифовать свои зубы, чтобы сделать свой внешний вид ещё более устрашающим, постоянно повторяли "ням-ням", из-за чего соседние племена и дали им прозвище "великие едоки".

9. Израильские коммандос


Обязанная защищать одну из самых маленьких государств на планете почти от всех военных сил в пределах тысяч миль, Армия обороны Израиля (Israeli Defense Force) не имеет другого выбора - она просто должна быть хорошей.

Естественно, что из числа лучших появляются лучшие из лучших. Известная как Сайерет (Sayaret) или Коммандос для краткости, эта элитная группа боевиков не знает покоя, вступая в бой с врагом.

8. Воины ацтеков

У ацтеков было две цели для нападения. Во-первых, им нужна была земля, чтобы взимать дань, а во-вторых, им нужны были пленники, чтобы приносить их в жертву во время религиозных церемоний.

Война была такой неотъемлемой частью их культуры, что когда избирался новый лидер, он должен был сразу же организовать военную кампанию, чтобы доказать свою силу.

7. Воины маори

Имея репутацию тех, кто съедает своих врагов, чтобы заслужить их "Ману", то есть их уважение, маори были свирепыми воинами, которые исполняли "Перуперу" (Peruperu), или военный танец, прежде чем нападать на своих врагов, чтобы запугать их и дать представление о последующей бойне.

6. Самураи

Эти японские фехтовальщики вели свою жизнь в соответствии с кодексом Бусидо (Bushido), что означает "путь воина". Хотя в последние годы их образ романтизируется, были сильно связаны честью.

Одним из примечательных результатов этого было сэппуку (Seppuku) (более известно как харакики) - форма ритуального убийства, когда воин вспарывает себе живот, чтобы восстановить свою честь.

5. "Зелёные береты"

Члены сил специального назначения армии США, "Зелёные береты" являются специалистами в области нетрадиционных приёмов ведения войны. Столь же опасны, какими они являются на поле боя, они должны быть ещё и очень умными.

В зависимости от своего задания они должны свободно владеть определённым иностранным языком, которому учатся на протяжении нескольких месяцев, одновременно проходя военные тренировки.

4. Ниндзя

Эти тайные агенты феодальной Японии специализировались в неортодоксальном искусстве войны. Часто их менталитет "всё, что угодно" противопоставлялся самураям, которые следовали строгому кодексу чести и боя. По своей сути будучи шпионами,

Немецкая броня XVI века для рыцаря и коня

Область оружия и брони окружена романтическими легендами, чудовищными мифами и широко распространёнными заблуждениями. Источниками их часто является недостаток знания и опыта общения с настоящими вещами и их историей. Большинство из этих представлений абсурдны и не основаны ни на чём.

Возможно, одним из самых печально известных примеров будет мнение, что «рыцарей на коней нужно было сажать краном», что является настолько абсурдным, насколько и распространённым мнением, даже среди историков. В других случаях некоторые технические детали, которые не поддаются очевидному описанию, стали объектом страстных и фантастических в своей изобретательности попыток объяснения их назначения. Среди них первое место, по-видимому, занимает упор для копья, выступающий с правой стороны нагрудника.

Следующий текст попытается исправить самые популярные заблуждения, и ответить на вопросы, часто задаваемые во время туров по музеям.


1. Броню носили лишь рыцари

Это ошибочное, но распространённое мнение, вероятно, вытекает из романтического представления о «рыцаре в сверкающих доспехах», картине, которая сама по себе служит причиной дальнейших заблуждений. Во-первых, рыцари редко сражались поодиночке, а армии в средние века и в эпоху Возрождения не состояли полностью из конных рыцарей. Хотя рыцари и были преобладающей силой большинства этих армий, их неизменно - и с течением времени всё сильнее - поддерживали (и противостояли им) пехотинцы, такие как лучники, пикинёры, арбалетчики и солдаты с огнестрельным оружием. В походе рыцарь зависел от группы слуг, оруженосцев и солдат, осуществлявших вооружённую поддержку и следившую за его лошадьми, бронёй и другим оборудованием, не говоря уже о крестьянах и ремесленниках, делавших феодальное общество с существованием воинского класса возможным.


Броня для рыцарского поединка, конец XVI века

Во-вторых, неверно полагать, что каждый благородный человек был рыцарем. Рыцарями не рождались, рыцарей создавали другие рыцари, феодальные лорды или иногда священники. И при некоторых условиях люди неблагородного происхождения могли быть посвящены в рыцарство (хотя рыцари часто считалось низшим разрядом знати). Иногда наёмники или гражданские, воевавшие как обычные солдаты, могли быть посвящены в рыцари из-за демонстрации чрезвычайной отваги и мужества, а позднее рыцарство стало возможным приобрести за деньги.

Иными словами, возможность носить доспехи и сражаться в доспехах не была прерогативой рыцарей. Пехотинцы из наёмников, или группы солдат, состоявшие из крестьян, или бюргеры (городские жители) также принимали участие в вооруженных конфликтах и соответственно защищали себя доспехами разного качества и размера. В самом деле, бюргеры (определённого возраста и выше определённого дохода или достатка) в большинстве городов средневековья и Возрождения обязаны были - часто по закону и декретам - покупать и хранить своё собственное оружие и доспехи. Обычно это не был целиковый доспех, но, по крайней мере, в него входил шлем, защита тела в виде кольчуги, тканевые доспехи или нагрудник, а также оружие - копьё, пика, лук или арбалет.


Индийская кольчуга XVII века

В военное время это народное ополчение обязано было защищать город или исполнять военные обязанности для феодальных лордов или союзнических городов. В течение XV века, когда некоторые богатые и влиятельные города начали становиться более независимыми и самонадеянными, даже бюргеры организовывали свои собственные турниры, на которых они, разумеется, носили доспехи.

В связи с этим не каждую деталь доспеха когда-либо носил рыцарь, и не каждый человек, изображённый в доспехах, будет рыцарем. Человека в доспехах корректнее будет называть солдатом или человеком в доспехах.

2. Женщины в старину никогда не носили доспехов и не сражались в битвах

В большинстве исторических периодов существуют свидетельства о женщинах, принимавших участие в вооружённых конфликтах. Есть доказательства того, как благородные леди превращались в военных командующих, например, Жанна де Пентьевр (1319-1384). Есть редкие отсылки к женщинам из низшего общества, встававших «под ружьё». Существуют записи, что женщины сражались в доспехах, но никаких иллюстраций того времени на эту тему не сохранилось. Жанна д’Арк (1412-1431), пожалуй, будет самым известным примером женщины-воительницы, и есть свидетельства, что она носила доспехи, заказанные для неё французским королём Карлом VII. Но до нас дошла лишь одна небольшая иллюстрация с её изображением, сделанная при её жизни, на которой она изображена с мечом и знаменем, но без доспехов. Тот факт, что современники воспринимали женщину, командующую армией, или даже носящую доспехи, как нечто, достойное записи, говорит о том, что это зрелище было исключением, а не правилом.

3. Броня была настолько дорогой, что её могли себе позволить лишь принцы и богатые благородные господа

Эта идея могла родиться из того факта, что большая часть выставляемых в музеях доспехов является оборудованием высокого качества, а большая часть доспехов попроще, принадлежавших простым людям и низшим из благородных, была спрятана в хранилищах или утеряна в веках.

Действительно, за исключением добычи доспехов на поле брани или выигрыша в турнире, приобретение брони было очень дорогим предприятием. Однако, поскольку существуют различия в качестве доспехов, должны были существовать и различия в их стоимости. Доспехи низкого и среднего качества, доступные бюргерам, наёмникам и низшему дворянству можно было купить в готовом виде на рынках, ярмарках и в городских магазинах. С другой стороны, существовали и доспехи высшего класса, изготовляемые на заказ в имперских или королевских мастерских и у знаменитых немецких и итальянских оружейников.


Доспехи короля Англии Генриха VIII, XVI век

Хотя до нас дошли примеры стоимости доспехов, оружия и оборудования в некоторые из исторических периодов, очень сложно перевести историческую стоимость в современные аналоги. Ясно, однако, что стоимость доспехов варьировалась от недорогих низкокачественных или устаревших, бывших в употреблении вещей, доступных гражданам и наёмникам, до стоимости полных доспехов английского рыцаря, которая в 1374 году оценивалась в £16. Это был аналог стоимости 5-8 лет аренды дома торговца в Лондоне, или трёх лет зарплаты опытного работника, а цена одного только шлема (с забралом, и вероятно, с бармицей) была больше, чем цена коровы.

На верхнем конце шкалы можно найти такие примеры, как большой комплект доспехов (основной комплект, который при помощи дополнительных предметов и пластин можно было адаптировать для различного применения, как на поле брани, так и в турнире), заказанный в 1546 году немецким королём (позднее - императором) для своего сына. По выполнению этого заказа за год работы придворный оружейник Йёрг Зойзенхофер из Инсбрука получил невероятную сумму в 1200 золотых момент, эквивалентную двенадцати годовым зарплатам старшего придворного чиновника.

4. Броня чрезвычайно тяжела и сильно ограничивает подвижность её носителя.

Полный комплект боевых доспехов обычно весит от 20 до 25 кг, а шлем - от 2 до 4 кг. Это меньше, чем полная экипировка пожарного с кислородным оборудованием, или того, что современным солдатам приходится носить на себе в бою с девятнадцатого века. Более того, в то время, как современное оборудование обычно свисает с плеч или пояса, вес хорошо подогнанных доспехов распределён по всему телу. Только к XVII веку вес боевых доспехов сильно увеличили, чтобы сделать их пуленепробиваемыми, из-за повышения точности огнестрельного оружия. При этом полная броня стала встречаться всё реже, и только важные части тела: голова, торс и руки были защищены металлическими пластинами.

Мнение о том, что ношение лат (оформившихся к 1420-30) сильно уменьшало мобильность воина, не соответствует истине. Снаряжение лат было сделано из отдельных элементов для каждой конечности. Каждый элемент состоял из металлических пластинок и пластин, соединённых подвижными заклёпками и кожаными ремнями, что позволяло совершать любые движения без ограничений, накладываемых жёсткостью материала. Распространённое представление о том, что человек в доспехах едва мог двигаться, а упав на землю, не мог подняться, не имеет оснований. Наоборот, исторические источники рассказывают о знаменитом французском рыцаре Жане II ле Менгре по прозвищу Бусико (1366-1421), который, будучи облачённым в полные доспехи, мог, схватившись за ступени приставной лестницы снизу, с обратной её стороны, взбираться по ней при помощи одних рук. Более того, есть несколько иллюстраций средних веков и эпохи Возрождения, на которых солдаты, оруженосцы или рыцари, в полных доспехах, взбираются на лошадей без посторонней помощи или каких-либо приспособлений, без лестниц и кранов. Современные эксперименты с настоящими доспехами XV и XVI веков и с их точными копиями показали, что даже нетренированный человек в правильно подобранной броне может залезть и слезть с лошади, сидеть или лежать, а потом вставать с земли, бегать и двигать конечностями свободно и без неудобств.

В некоторых исключительных случаях доспехи были очень тяжёлыми или держали носящего их человека практически в одной позе, например, в некоторых типах турниров. Турнирные доспехи делались для особых случаев и носились ограниченное время. Человек в доспехах тогда поднимался на лошадь при помощи оруженосца или небольшой лесенки, а последние элементы лат могли быть надеты на него уже после того, как он устраивался в седле.

5. Рыцарей приходилось сажать в седло при помощи кранов

Это представление, судя по всему, появилось в конце девятнадцатого века в качестве шутки. Она вошла в популярную беллетристику в последующие десятилетия, и эта картина в итоге была увековечена в 1944 году, когда Лоуренс Оливье использовал её в своём фильме «Король Генрих V», несмотря на протесты советников по истории, среди которых был такой выдающийся авторитет, как Джеймс Манн, главный оружейник Лондонского Тауэра.

Как указано выше, большая часть доспехов была достаточно лёгкой и гибкой для того, чтобы не сковывать носителя. Большинство людей в доспехах должны были без проблем суметь поставить одну ногу в стремя и оседлать коня без посторонней помощи. Табурет или помощь оруженосца ускорили бы этот процесс. Но кран был абсолютно не нужен.

6. Как люди в доспехах ходили в туалет?

Один из самых популярных вопросов, особенно среди молодых посетителей музея, к сожалению, не имеет точного ответа. Когда человек в доспехах не был занят в битве, он занимался тем же, чем занимаются люди и сегодня. Он прошёл бы в туалет (который в средние века и в эпоху Возрождения называли уборной или отхожим местом) или в другое уединённое место, снимал соответствующие части доспехов и одежды и предавался зову природы. На поле битвы всё должно было происходить иначе. В этом случае ответ нам неизвестен. Однако, нужно учесть, что желание сходить в туалет в пылу битвы было, скорее всего, в конце списка приоритетов.

7. Военный салют произошёл от жеста поднятия забрала

Некоторые считают, что военное приветствие появился во времена Римской республики, когда убийство по заказу было в порядке вещей, и гражданам при приближении к чиновникам необходимо было поднимать правую руку, чтобы показать, что в ней не скрыто оружие. Более распространено мнение, что современный военный салют пришёл от людей в доспехах, поднимавших забрала шлемов перед приветствием своих товарищей или лордов. Это жест позволял узнать человека, а также делал его уязвимым и одновременно демонстрировал, что в его правой руке (в которой обычно держали меч) не было оружия. Всё это были знаки доверия и добрых намерений.

Хотя эти теории звучат интригующе и романтично, доказательств того, что военный салют произошёл именно от них, практически нет. Что касается римских обычаев, практически невозможно было бы доказать, что они продержались пятнадцать столетий (или были восстановлены во время эпохи Возрождения), и привели к современному военному салюту. Также нет прямых подтверждений теории с забралом, хотя она и более поздняя. Большинство военных шлемов после 1600 уже не оснащалось забралами, а после 1700 на европейских полях сражений шлемы уже редко кто носил.

Так или иначе, военные записи Англии XVII века отражают, что «формальным актом приветствия было снятие головного убора». К 1745 году английский полк Колдстримская гвардия, судя по всему, усовершенствовал эту процедуру, переделав её в «прикладывание руки к голове и поклон при встрече».


Колдстримская гвардия

Эту практику адаптировали и другие английские полки, а потом она могла распространиться и в Америку (во время Войны за независимость) и континентальную Европу (во время наполеоновских войн). Так что правда может находиться где-то посередине, в которой военный салют произошёл от жеста уважения и вежливости, параллельно с гражданской привычкой приподнимать или касаться края шляпы, возможно с комбинацией обычая воинов показывать невооружённую правую руку.

8. Кольчуга - «chain mail» или «mail»?


Немецкая кольчуга XV века

Защитное одеяние, состоящее из переплетённых колец, по-английски должна правильно называться «mail» или “mail armor”. Общепринятый термин «chain mail» - это современный плеоназм (лингвистическая ошибка, означающее использование большего количества слов, чем это необходимо для описания). В нашем случае «chain» (цепь) и «mail» описывают объект, состоящий из последовательности переплетённых колец. То есть, термин “chain mail” просто повторяет одно и то же дважды.

Как и в случае других заблуждений, корни этой ошибки следует искать в XIXвеке. Когда те, кто начинал изучать доспехи, смотрели на средневековые картины, они замечали, как им казалось, множество разных типов доспехов: кольца, цепи, браслеты из колец, чешуйчатая броня, небольшие пластины и т.п. В результате всю старинную броню именовали «mail», различая её только по внешнему виду, откуда и появились термины “ring-mail”, “chain-mail”, “banded mail”, “scale-mail”, “plate-mail”. Сегодня же принято считать, что большинство из этих разных изображений были лишь различными попытками художников правильно отобразить поверхность того типа брони, которую сложно запечатлеть на картине и в скульптуре. Вместо изображения отдельных колец, эти детали были стилизованы при помощи точек, штрихов, закорючек, кружочков и прочего, что и привело к ошибкам.

9. Сколько времени уходило на изготовление полного доспеха?

Однозначно ответить на вопрос сложно по многим причинам. Во-первых, не сохранились доказательства, способные нарисовать полную картину для любого из периодов. Примерно с XV века сохранились разрозненные примеры того, как заказывали доспехи, сколько времени занимали заказы, и сколько стоили различные детали доспехов. Во-вторых, полный доспех мог состоять из частей, сделанных различными оружейниками с узкой специализацией. Части брони могли продаваться в недоделанном виде, а затем за определённую сумму подгоняться по месту. Наконец, дело осложнялось региональными и национальными различиями.

В случае немецких оружейников большинство мастерских контролировалось строгими правилами гильдии, ограничивавшими количество учеников, и тем самым контролировавшими количество предметов, которые мог произвести один мастер и его мастерская. В Италии, с другой стороны, не существовало подобных ограничений, и мастерские могли расти, что улучшало скорость создания и количество продукции.

В любом случае стоит иметь в виду, что производство брони и оружия процветало в средние века и в эпоху Возрождения. Оружейники, изготовители клинков, пистолетов, луков, арбалетов и стрел присутствовали в любом большом городе. Как и сейчас, их рынок зависел от спроса и предложения, и эффективная работа была ключевым параметром успеха. Распространённый миф о том, что изготовление простой кольчуги отнимало несколько лет - это чепуха (но нельзя отрицать, что изготовление кольчуг было очень трудозатратным).

Ответ на этот вопрос получается простым и неуловимым одновременно. Время изготовления брони зависело от нескольких факторов, например, от заказчика, от того, кому было поручено изготовление заказа (количество людей в производстве и занятость мастерской другими заказами), и качества доспехов. Два знаменитых примера послужат нам иллюстрацией.

В 1473 году Мартин Рондель , возможно, итальянский оружейник, работавший в Брюгге, называвший себя «оружейником господина моего бастарда Бургундского», писал своему английскому клиенту, сэру Джону Пастону. Оружейник ставил сэра Джона в известность, что он может выполнить запрос на изготовление доспехов, как только английский рыцарь сообщит, какие части костюма ему потребны, в каком виде, и срок, к которому доспех должен быть завершён (к сожалению, оружейник не указал возможных сроков). В придворных мастерских производство доспехов для высших особ, судя по всему, отнимало больше времени. У придворного оружейника Йёрга Зойзенхофера (с небольшим числом помощников), изготовление брони для лошади и больших доспехов для короля заняло, судя по всему, более года. Заказ был сделан в ноябре 1546 года королём (позже - императором) Фердинандом I (1503-1564) для себя и своего сына, и был выполнен в ноябре 1547. Нам неизвестно, работал ли Зойзенхофер и его мастерская в это время над другими заказами.

10. Детали брони — опора для копья и гульфик

Две детали лат больше других распаляют воображение общественности: одна из них описывается, как «та штука, торчащая справа от груди», а вторая упоминается после приглушённого хихиканья, как «та штука между ног». В терминологии оружия и доспехов они известны как опора для копья и гульфик.

Опора для копья появилась вскоре после появления сплошной грудной пластины в конце XIV века и существовала, пока не начали исчезать сами доспехи. В противоположность буквальному значению английского термина «lance rest» (стойка для копья), её главным предназначением не было принятие на себя веса копья. На самом деле она использовалась для двух целей, которые лучше описываются французским термином «arrêt de cuirasse» (ограничение копья). Она позволяла верховому воину крепко держать копьё под правой рукой, ограничивая его от соскальзывания назад. Это позволяло стабилизировать копье и балансировать им, что улучшало прицел. Кроме того, общий вес и скорость лошади и седока передавались на острие копья, что делало это оружие очень грозным. Если по цели попадали, опора для копья работала ещё и поглотителем удара, предотвращая «выстрел» копья назад, и распределяя удар по грудной пластине по всей верхней части туловища, а не только по правой руке, запястью, локтю и плечу. Стоит отметить, что на большинстве боевых доспехов опора для копья могла складываться вверх, чтобы не мешать подвижности руки, держащей меч, после того, как воин избавился от копья.

История бронированного гульфика тесно связана с его побратимом в гражданском мужском костюме. С середины XIV века верхняя часть мужской одежды начала укорачиваться так сильно, что перестала прикрывать промежность. В те времена штанов ещё не изобрели, и мужчины носили леггинсы, пристёгнутые к нижнему белью или поясу, и промежность была скрыта за полой, приделанной к внутренней части верхнего края каждой из штанин леггинсов. В начале XVI века эту полу стали набивать и визуально увеличивать. И гульфик остался деталью мужского костюма до конца XVI века. На доспехах гульфик как отдельная пластина, защищающая гениталии, появилась во втором десятилетии XVI века, и оставалась актуальной до 1570-х. Она имела толстую подкладку внутри и присоединялась к броне в центре нижнего края рубахи. Ранние разновидности имели форму чаши, но благодаря влиянию гражданского костюма она постепенно преобразилась в направленную вверх форму. Её обычно не использовали при езде на лошади, поскольку, во-первых, она бы мешала, а во-вторых, бронированная передняя часть боевого седла предоставляла достаточную защиту промежности. Поэтому гульфик обычно использовался для брони, предназначенной для пеших сражений, как в войне, так и на турнирах, и, несмотря на некую ценность в качестве защиты, не в меньшей степени он использовался и из-за моды.

11. Носили ли викинги рога на шлемах?


Один из самых устойчивых и популярных образов средневекового воина - образ викинга, который мгновенно можно распознать по шлему, оборудованному парой рогов. Однако, есть очень мало доказательств того, что викинги вообще когда-либо использовали рога для украшения шлемов.

Самым ранним примером украшения шлема парой стилизованных рогов служит небольшая группа шлемов, дошедшая до нас из кельтского бронзового века, найденных в Скандинавии и на территории современных Франции, Германии и Австрии. Эти украшения были сделаны из бронзы и могли принимать форму двух рогов или плоского треугольного профиля. Эти шлемы датируются XII или XI веком до н.э. Через две тысячи лет, с 1250 года, пары рогов обрели популярность и в Европе и оставались одним из самых часто используемых геральдических символов на шлемах для битвы и турниров в средние века и в эпоху Возрождения. Легко видеть, что два указанных периода не совпадают с тем, что обычно связывают со скандинавскими рейдами, проходившими с конца VIII по конец XI веков.

Шлемы викингов обычно были коническими или полусферическими, иногда сделанными из цельного куска металла, иногда из сегментов, скреплённых полосами (Spangenhelm).

Многие такие шлемы оборудовались и защитой лица. Последняя могла принимать форму металлического бруска, закрывающего нос, или лицевого листа, состоящего из защиты носа и двух глаз, а также верхней части скул, или же защиты всего лица и шеи в виде кольчуги.

12. Броня стала не нужна из-за появления огнестрельного оружия

В общем и целом, постепенный упадок брони происходил не из-за появления огнестрельного оружия, как такового, а из-за его постоянного улучшения. Поскольку первое огнестрельное оружие появилось в Европе уже в третьей декаде XIV века, а постепенный упадок брони не был отмечен вплоть до второй половины XVII века, броня и огнестрельное оружие существовали вместе более 300 лет. В течение XVI века предпринимались попытки изготовить пуленепробиваемую броню, либо путём усиления стали, либо через утолщение доспехов или добавления отдельных усиливающих деталей сверху обычной брони.


Немецкая пищаль конца XIV века

Наконец, стоит отметить, что броня так и не сошла полностью на нет. Повсеместное использование шлемов современными солдатами и полицией доказывает, что броня, хотя и поменяла материалы, и, возможно, потеряла часть важности, всё ещё является необходимой частью военного оборудования во всём мире. Кроме того, защита туловища продолжала существовать в виде экспериментальных грудных пластин во время американской гражданской войны, пластин лётчиков-стрелков во Второй мировой войне и пуленепробиваемых жилетов современности.

13. Размер брони говорит о том, что в Средние века и в эпоху Возрождения люди были меньше

Медицинские и антропологические исследования показывают, что средний рост мужчин и женщин с веками постепенно увеличивался, и этот процесс, благодаря улучшению диеты и здоровья общества, за последние 150 лет ускорился. Большинство дошедших до нас доспехов XV и XVI веков подтверждают эти открытия.

Однако, при составлении таких общих выводов на основе доспехов, необходимо рассмотреть множество факторов. Во-первых, полная и однородная ли это броня, то есть, все ли части шли друг с другом, тем самым давая правильное впечатление о её изначальном хозяине? Во-вторых, даже высококачественная броня, сделанная на заказ для конкретного человека, может дать приблизительное представление о его росте, с погрешностью до 2-5 см, поскольку перекрытие защит низа живота (рубаха и набедренные щитки) и бёдер (набедренники) можно прикинуть лишь приблизительно.

Доспехи встречались всех форм и размеров, в том числе, доспехи для детей и юношей (в отличие от взрослых), и существовали даже доспехи для карликов и гигантов (часто встречавшихся при Европейских дворах в качестве «диковин»). Кроме того, необходимо учитывать и другие факторы, такие, как разница в среднем росте между северными и южными европейцами, или просто тот факт, что всегда были необычно высокие или необычно низкие люди, если их сравнивать со средними современниками.

Среди известных исключений есть и примеры у королей, такие, как Франциск I, король Франции (1515-47), или Генрих VIII, король Англии (1509-47). Рост последнего составлял 180 см, о чём сохранились свидетельства современников, и что можно проверить благодаря полудюжине его доспехов, дошедших до нас.


Броня немецкого герцога Иоганна Вильгельма, XVI век


Броня императора Фердинанда I, XVI век

Посетители Metropolitan Museum могут сравнить немецкие доспехи, датируемые 1530 годом, и боевую броню императора Фердинанда I (1503-1564), датируемую 1555 годом. Обе брони не полны, и размеры их владельцев даются лишь примерно, но всё же разница в размерах поражает. Рост владельца первых доспехов составлял, видимо, порядка 193 см, а обхват груди - 137 см, в то время как рост императора Фердинанда не превышал 170 см.

14. Мужская одежда запахивается слева направо, потому что изначально так закрывалась броня.

Теория этого утверждения состоит в том, что некоторые ранние формы брони (защита из пластин и бригантина XIV и XV веков, армет — закрытый кавалерийский шлем XV—XVI века, кираса XVI века) были сконструированы так, что левая сторона накладывалась на правую, чтобы не дать проникнуть удару меча противника. Поскольку большинство людей - правши, большинство проникающих ударов должны были прийти слева, и, при удачном раскладе, должны были скользнуть по броне через запах и направо.

Теория убедительная, но не существует достаточных доказательств того, что современная одежда была подвержена прямому влиянию подобной брони. Кроме того, хотя теория защиты брони может быть правдивой для средних веков и эпохи Ренессанса, некоторые примеры шлемов и нательных доспехов запахиваются в другую сторону.

Заблуждения и вопросы по режущему оружию


Меч, начало XV века


Кинжал, XVI век

Как и в случае с бронёй, не все, кто носил меч, были рыцарями. Но идея о том, что меч - прерогатива рыцарей, не так уж далека от истины. Обычаи или даже права носить меч изменялись в зависимости от времени, места и законов.

В средневековой Европе мечи были главным оружием рыцарей и всадников. В мирные времена носить мечи в общественных местах имели право лишь лица благородного происхождения. Поскольку в большинстве мест мечи воспринимались как «оружие войны» (в отличие от тех же кинжалов), крестьяне и бюргеры, не принадлежавшие к классу воинов средневекового общества, не могли носить мечи. Исключение из правила делали для путешественников (граждан, торговцев и пилигримов) из-за опасностей путешествия по суше и морю. В стенах большинства средневековых городов ношение мечей было запрещено всем - иногда даже и благородным - по крайней мере, в мирные времена. Стандартные правила торговли, часто присутствовавшие на церквях или ратушах, часто также включали примеры разрешённой длины кинжалов или мечей, которые можно было беспрепятственно носить в пределах городских стен.

Без сомнения, именно эти правила породили представление о том, что меч является эксклюзивным символом воина и рыцаря. Но из-за социальных перемен и новых техник боя, появившихся в XV и XVI веках, для граждан и рыцарей стало возможным и допустимым ношение более лёгких и тонких потомков мечей - шпаг, в качестве ежедневного оружия для самозащиты в общественных местах. И до начала XIX века шпаги и небольшие мечи стали непременным атрибутом одежды Европейского джентльмена.

Распространено мнение, что мечи средних веков и эпохи Возрождения были несложными инструментами грубой силы, очень тяжёлыми, а в результате, не поддающимися обращению для «обычного человека», то есть, весьма неэффективным оружием. Причины этих обвинений легко понять. Из-за редкости сохранившихся экземпляров мало кто из людей держал в руках настоящий меч средних веков или эпохи Возрождения. Большинство таких мечей было добыто в раскопках. Их ржавый сегодняшний вид легко может создать впечатление грубости - словно сгоревший автомобиль, потерявший все признаки былого величия и сложности.

Большинство настоящих мечей средних веков и эпохи Возрождения говорят о другом. Одноручный меч обычно весил 1-2 кг, и даже большой двуручный «военный меч» XIV-XVI веков редко весил более 4,5 кг. Вес лезвия был уравновешен весом рукояти, и мечи были лёгкие, сложные и иногда очень красиво украшенные. Документы и картины показывают, что такой меч в опытных руках можно было использовать с ужасной эффективностью, от отсекания конечностей до проникновения сквозь броню.


Турецкая сабля с ножнами, XVIII век


Японская катана и короткий меч вакидзаси, XV век

У мечей и некоторых кинжалов, как Европейских, так и азиатских, и оружия из исламского мира, часто на лезвии присутствует один или несколько желобков. Заблуждения об их предназначении привели к появлению термина «кровосток». Утверждается, что эти желобки ускоряют отток крови из раны оппонента, таким образом усиливая эффект ранения, или что они облегчают вынимание лезвия из раны, что позволяет легко вынимать оружие без поворотов. Несмотря на развлекательность таких теорий, на самом деле предназначением этого желобка, называемого долом , состоит лишь в облегчении лезвия, уменьшении его массы без ослабления лезвия или ухудшения гибкости.

На некоторых Европейских клинках, в частности, мечах, рапирах и кинжалах, а также на некоторых боевых шестах, эти желобки имеют сложную форму и перфорацию. Такая же перфорация присутствует на режущем оружии из Индии и Ближнего Востока. На основании скудных документальных свидетельств, считается, что эта перфорация должна была содержать яд, чтобы удар гарантированно привёл к смерти противника. Это заблуждение привело к тому, что оружие с такой перфорацией начали называть «оружием наёмных убийц».

Хотя отсылки к индийскому оружию с отравленным лезвием и существуют, и в Европе эпохи Возрождения могли встречаться подобные редкие случаи, истинное назначение этой перфорации вовсе не такое сенсационное. Во-первых, перфорация приводила к избавлению от части материала и облегчала лезвие. Во-вторых, она часто делалась в виде изысканных и сложных узоров, и служила как демонстрацией умения кузнеца, так и украшением. Для доказательства необходимо указать лишь на то, что большая часть этих перфораций обычно находится вблизи рукояти (эфеса) оружия, а не с другой стороны, как это нужно было бы делать в случае с ядом.

До сих пор вокруг вопроса структуры и численности средневековых европейских армий существует множество ошибок и спекуляций. Цель этой публикации навести некоторый порядок в этом вопросе.

В период классического средевековья основной организационной единицей в войске было рыцарское "Копье". Это была прожденная феодальной структурой боевая единица которая организовывалась низшей ступенью феодальной иерархии - рыцарем как личный боевой отряд. Поскольку в средневековье основной боевой силой армии были рыцари, именно вокруг рыцаря и выстраивался его боевой отряд. Численность копья ограничивалась финансовыми возможностями рыцаря, которые как правило было довольно невелики и более-менее уравнены, так как распределение феодальных ленов шло именно исходя из возможности рыцаря собрать боевой отряд отвечающий неким базовым требованиям

Этот отряд, который в обиходе назывался - Копье в XIII-начале XIV в. состоял во Франции из следующих воинов:
1. рыцарь,
2. оруженосец (человек благородного происхождения, служивший рыцарю до собственного посвящения в рыцари),
3. кутилье (вспомогательный конный воин в доспехе, не имеющий рыцарского достинства),
4. от 4 до 6 лучников или арбалетчиков,
5. от 2 до 4 пеших воинов.
Фактически в составе копья было 3 конных воина в доспехе, несколько стрелков посаженных на коней и несколько пеших воинов.

В Германии численность Копья была несколько меньшей, так в 1373 г. Копье могло составлять 3-4 всадника:
1. рыцарь,
2. оруженосец,
3. 1-2 лучника,
4. 2-3 пеших слуги-воина
Всего от 4 до 7 воинов, из которых 3-4 конных.

Копье, таким образом, состояло из 8-12 воинов, в среднем 10. то есть когда мы говорим о числе рыцарей в армии, надо для получения ее оценочной численности умножить число рыцарей на 10.
Копьем командовал рыцарь (рыцарь-башелье во Франции, рыцарь-бакалавр в Англии), отличием простого рыцаря был флаг с раздвоенным концом. Несколько Копий (при короле Франции Филиппе-Августе в начале XIII в. от 4 до 6) объединялись в отряд более высокого уровня - Знамя. Знаменем командовал рыцарь-банерет (его отличием был квадратный флаг-баннер). Рыцарь-баннерет отличался от простого рыцаря тем, что мог иметь собственных вассалов рыцарского звания.
Несколько Знамен объединялись в полк, которые как правило возглавлялись титулованными аристократами, имевшими вассалов.

Могли быть случаи, когда рыцарь-баннерет не возглавлял несколько Копий, а формировал одно большое Копье. В этом случае в состав Копья входило дополнительно несколько рыцарей-башелье, не имевших собственных вассалов и собственного Копья. Также возрастало число простых воинов, после чего численность копья могла составлять до 25-30 человек.

Иной была структура военно-монашеских орденов. Они не представляли собой классическую феодальную иерархию. Поэтому орденская структура была устроена так: Орден состоял из комтурий, каждая из которых включала с свой состав 12 рыцарей-братьев и одного комтура. Комтурия базировалась в отдельном замке и располагала ресурсами окрестных земель и крестьян на феодальном праве. К комтурии было приписано до 100 вспомогательных воинов. Также к комтурии могли на время присоединяться рыцари-паломники, которые не являсь членами ордена, добровольно участвовали в его походах.

В XV в. Копье оказалось предметом регламентации европейских правителей для того чтобы упорядочить формирование армии. Так при французском короле Карле VII в 1445 г. численность копья была установлена в составе:
1. рыцарь,
2. оруженосец,
3. кутилье,
4. 2 конных стрелка,
5. пеший воин
Всего 6 воинов. Из них 5 конных.

Чуть позже произведена кодификация состава Копья в Бургундском герцогстве. По декрету 1471 г. состав Копья был следующим:
1. рыцарь,
2. оруженосец
3. кутилье
4. 3 конных лучника
5. арбалетчик
6. стрелок из кулеврины
7. пеший копейщик
Всего 9 воинов из них 6 конных.

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса о численности сердневековых армий.

В XV веке в имперскую германскую армию крупнейшие феодалы предоставляли: граф палатинатский, герцог саксонский и маркграф бранденбургский от 40 до 50 Копий. Большие города - до 30 копий (такое войско выстпавлял Нюрнберг - один из крупнейших и боггатейших городов Германии). В 1422 г. германский император Сигизмунд располагал армией в 1903 Копий. В 1431 г для похода на гуситов, в армию империи Саксония, Бранденбург Палатинат, Кельн выставили по 200 Копий, 28 немецких герцогов вместе - 2055 Копий (в среднем 73 Копья на герцогство), Тевтонский и Ливонский Ордена - только 60 Копий (надо учитывать, что это было вскоре после тяжелого удара нанесенного Ордену при Танненберге в 1410 г. поэтому численность орденского войска оказалась весьма невелика), а всего была собрана одна из самых больших армий позднего средневековья в составе 8300 копий, которую по имеющимся сведениям, было почти невозможно содержать и которой очень трудно было командовать.

В Англии эпохи войны Роз в 1475 г в военных действиях в войске Эдварда IV во Франции принимало участие 12 рыцарей-баннеретов, 18 рыцарей, 80 оруженосцев, около 3-4 тыс. лучников и около 400 воинов (man-at-arms), но в Англии структура копья практически не использовалась, вместо этого создавались роты по родам войск, которыми и командовали рыцари и оруженосцы. Герцог Бэкингем во время войны Роз имел личное войско в составе 10 рыцарей, 27 оруженосцев, численность рядовых воинов около 2 тыс., а у герцога Норфолка всего насчитывалось около 3 тыс воинов. Надо отметить, что это были крупнейшие армии отдельных феодалов Английского королевства. Так что, когда в 1585 году английское королевское войско включало в свой состав 1000 рыцарей, надо сказать, что это было очень большое войско Европы.

В 1364 г. при Филиппе Смелом армия герцогства Бургундии состояла всего из 1 рыцаря-баннерета, 134 рыцарей-башелье, 105 оруженосцев. В 1417 г. герцог Иоанн Бесстрашный сформировал самую многочисленную армию своего правления - 66 рыцарей-баннеретов, 11 рыцарей-башелье, 5707 сквайров и кутилье, 4102 конных и пеших воинов. Декреты герцога Карла Смелого от 1471-1473 годов определили структуру армии в 1250 копий унифицированного состава. В результате исчезли различия между рыцарями баннеретами и башелье, а численность копья стала идентичной у всех рыцарей в войске герцога.

В России 13-14 века ситуация была весьма близка к Западноевропейской, хотя сам термин Копье никогда не употреблялся. Княжеская дружина состоявшая из старшей и младшей дружин (старшая около 1\3 численности, младшая около 2\3 численности) фактически дублировала схему рыцарей и оруженосцев. Численность дружин была от нескольких десятков у небольших княжеств, до 1-2 тыс. наиболее больших и богатых княжеств, что опять таки соответствовало армиям больших европейских королевств. К конной дружине примыкало ополчение городов и контингенты добровольцев, численностью приблизительно соответствовавшие численности вспомогательных войск при рыцарском конном войске.