Административное право российской федерации. Механизм административно-правового регулирования Средствами административно правового регулирования определяется

Необходимо уяснить, что сам процесс административно-право­вого регулирования представляет собой систему последовательных действий государственных органов при помощи правовых методов и средств для достижения целей регулирования поведения участни­ков общественных отношений в сфере государственного управле­ния, которое осуществляется на двух уровнях: федеральном и уров­не субъектов РФ.

Поскольку в государственном управлении нуждаются все сферы об­щественных отношений, далее необходимо осветить вопрос о функ­циях, формах и методах административно-правового регулирования. В нем традиционно выделяются экономическая, административно-по­литическая и социально-культурная сферы. К общим функциям госу­дарственного управления относят прогнозирование, планирование, ко­ординацию, регулирование, контроль результатов и др. Осуществление этих функций происходит в конкретных формах управленческой дея­тельности. Форма управленческой деятельности - это внешне выражен­ное действие органа исполнительной власти, осуществляемое в рамках его полномочий и компетенции. Среди форм управленческой деятель­ности обычно выделяют установление норм права (правотворчество) и применение норм права (индивидуальные акты управления). Кроме того, органы исполнительной власти и их должностные лица осущест­вляют специальные действия юридического характера, которые приво­дят к юридическим последствиям (например, регистрация юридиче­ских лиц, выдача лицензий, регистрация права собственности).

Необходимо знать различие между актами государственного управ­ления и правоприменительными актами.

Следует обратить внимание на то, что специфика административ­но-правового регулирования характеризуется властностью, одно­сторонностью регулирования и неравенством субъектов отношений, поэтому основным является метод власти-подчинения (метод распоря­дительства). Среди прочих методов можно назвать методы рекоменда­ций и согласования. Причем, если для административно-политической сферы преобладающими являются методы государственного управле­ния, то для экономической, социально-культурной сферы, межотрасле­вого комплекса характерны лицензирование, сертификация, налоговая политика, согласование и др.

Еще по теме Административно-правовое регулирование:

  1. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРАХ И ОТРАСЛЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  2. Административно-правовое регулирование управления отдельными отраслями экономики Российской Федерации.
  3. Раздел V.Административно-правовое регулирование в области экономики
  4. Тема 18.Межотраслевое административно-правовое регулирование в области экономики: основные направления экономико-правового регулирования и сферы государственного управления
  5. Тема 19.Отраслевое административно-правовое регулирование в хозяйственно-экономических комплексах
  6. 1.Административно-правовое регулирование в промышленном комплексе

1 Важность административных норм для каждого человека, поскольку в них выражена не просто воля государства, это не просто нормы ограничения или принуждения, а правила обеспечения нормальной, спокойной жизни всего общества и каждого человека.

2 Административные нормы (и материальные и процессуальные) обеспечивают организацию и функционирование органов государственной власти. Все ветви государственной власти, все ее уровни (федеральная, межрегиональная, субъектов, местного самоуправления) при своем функционировании всегда сталкиваются с административно-правовым регулированием в своей деятельности.

3 Административные нормы актуальны и специфичны не только для органов государственной власти, но и органов управления на производстве, в общественных объединениях, других структурах.

АП регулирование – система государственно-правового воздействия на государственные отношения, возникающие в сфере публичного (как государственного, так и негосударственного, но тесно с ним связанного) управления.

2. Управление – объект административно-правового регулирования. Социальное управление и его виды. Государственное управление.

Основные черты управления

1 Управление есть свойство любой организованной системы, обеспечивающая достижение поставленных перед системой целей, выполнение задач посредством исполнения возложенных на нее функций.

2 Основными элементами системы управления всегда являются субъект и объект управления, а также прямые и обратные между ними связи. Управление представляет собой целенаправленное воздействие субъекта на объект, обеспечивающее упорядоченность всей системы.

3 Управлению свойственны внутреннее и внешнее взаимодействие элементов системы.

4 Управления нет, если отсутствует властное подчинение объекта управления субъекту.

Функции управления

Функции управления - наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия.

Особенности социального управления:

1 Имеет место при совместной деятельности людей по достижению поставленных перед ними целей.

2 Предназначение социального управления – воздействие на социум, придающее взаимодействию людей организованность.

3 Объект социального управления – поведение участников совместной деятельности, их взаимоотношения.

4 Социальное управление достигает своей цели в рамках общественных связей, которые являются по сути управленческими отношениями.

5 Социальное управление базируется на соподчиненности воли людей, участников управленческих отношений, поскольку они имеют сознательно волевое опосредование. Воля субъекта управления приоритетна по отношению к воле объекта управления. Отсюда властность социального управления.



6 Социальное управление проявляется в специальном механизме его реализации.

Характерные черты государственного управления

Это деятельность исполнительно-распорядительного аппарата управления. Ее цель – исполнение нормативных правовых актов. Естественно, что она может быть основана только на юридически оформленных властных полномочиях.

Это подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение закона, она вторична по отношению к законодательной власти.

Это деятельность органов государственной власти по выполнению своих функций. Как правило, это исполнительно-распорядительные органы государственной власти. (Указ 314 Перечень органов исполнительной власти)

Это исполнительная деятельность по управлению в сфере экономики, социально-культурной и административно-политической сферах.

3. Исполнительная власть в системе разделения властей. Соотношение исполнительной власти и государственного управления.

Признаки исполнительной власти

1 Основное предназначение исполнительной власти организация и исполнение законодательства. Но законодательство лишь норма поведения людей, исполнение законодательства возможно при соответствующих организующих, координирующих и контрольных ее действиях.

2 Исполнительная власть, являясь самостоятельной ветвью власти, вторична к законодательной власти, которая определяют ее компетенцию, систему и структуру. Это относится и к тем должностным лицам исполнительной власти, которые избираются (Президент, ранее губернаторы).

3 Исполнительная власть имеет свою вертикальную иерархию, она всегда вторична. Высшим органом исполнительной власти в РФ является Правительство Российской Федерации.

4 Исполнительная власть по сути самостоятельна, и не подчинена другим ветвям власти. При этом она подконтрольна другим ветвям власти (парламентский контроль, суды), органам, которые к ней никак не относятся (Прокуратура, Счетная палата, Общественная палата и т.д.).

5 Универсальность и непрерывность исполнительной власти: она функционирует везде, где существуют социальные коллективы. Она непрерывна, систематична и направлена на укрепление и развитие социальной системы.

6 Основное предназначение исполнительной власти - правоприменение, причем в отличие от судебных органов правоприменение позитивного характера во всех сферах жизнедеятельности.

7 7. В ведении исполнительной власти сосредоточены огромные силы и ресурсы. До 80% численности госаппарата страны составляют гос. служащие исполнительной власти. Это еще вооруженные силы, МВД России, ФСБ России, ФСИН России и т.д. Все они составляют систему исполнительной власти, но они имеют органы, которые могут самостоятельно и вправе использовать меры принуждения для выполнения поставленных задач. В ведении исполнительной правовые, организационные, финансовые, информационные и иные ресурсы.

Функции исполнительной власти

1. Правоприменительная – применение Конституции и действующео законодательства

2. Правозащитная – связана с защитой прав и свобод человека и гражданина

3. Социально-экономическая - создание условий для обеспечения достойной жизни и деятельности людей

4. Регулирующая – организация, управление, учет, координация детельности

5. Охранительная (юрисдикционная) – применение санкций к нарушителям нормативно-правовых предписаний

4. Метод административного права.

Административное право - это отрасль российской правовой системы, которая в целях выполнения задач государства посредством исполнения своих функций регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти (в более широком понимании – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Методы административного права

Методы административного права - способы, приемы осуществления и средства обеспечения реализации функций исполнительной власти (государственной управляющей системы и ее органов), выражающиеся в определенном воздействии на сознание и поведение людей.

Всеобщий метод - правовой метод, основанный на запретах и дозволениях, а также ограничениях. (В.Д. Сорокин).

Методы правового регулирования:

Предписания - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запреты - предписания иного характера: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Особенности адм.-правового регулирования управленческих общественных отношений

Административно-правовому регулированию характерны правовые средства исполнительно-распорядительного характера, т.е. предписания и включая запреты. Главное: стороны общественных отношений не равноправны, обладают разными юридически властными полномочиями, одна из которых, обладая большим объемом таких полномочий, использует их по отношению к другой стороне.

Односторонность волеизъявления одного из участников отношения. У субъекта административного правоотношения властных полномочий всегда больше чем у объекта.

Многообразие управленческих общественных отношений предполагает в некоторых случаях равенство их участников. В этом случае одна из сторон всегда имеет право выбора поведения. Использование дозволений предусматривается административно-правовыми нормами в виде разрешений, регистрации и т.п.

Функции административного права

Функции административного права - основные направление деятельности органов исполнительной власти для выполнения их главной задачи – обеспечения эффективного их функционирования в целях обеспечения жизнедеятельности общества. В них проявляется сущность исполнительной власти, его реальная роль в решении основных вопросов, стоящих перед обществом

1 Правотворческая – органы исполнительной власти наделены полномочиями по адм. нормотворчеству.

2 Правоисполнительная – адм. право есть форма реализации исполнительной власти.

3 Правоохранительная – нормы адм. права обеспечивают не только защиту прав и интересов участников управленческих отношений, но и соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима.

4 Организационная – на основе норм адм. права организуются деятельность органов исполнительной власти.

5 Координационная – нормы адм. права обеспечивают эффективное взаимодействие всех элементов системы органов исполнительной власти.

5. Понятие и система субъектов административного права

Субъект административного права:

ü Индивидуальные : граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Специальные индивидуальные субъекты – гос. служащие, должностные лица.

ü Коллективные : объединения граждан. Это организации – гос. и негос. Гос. организации – органы исполнительной власти; гос. предприятия, учреждения и их различного рода объединения; структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией. Негос. организации – общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); трудовые коллективы; органы местного самоуправления; коммерческие структуры; частные организации.

Административная право- и дееспособность

Коллективная – со вступлением постановления или закона

Индивидуальные –

1. Частичная (5-6 лет)

2. Ограниченная – 14 лет

3. Полная – 18 лет

Административные меры

ü Административно-предупредительные меры

o Индивидуальные

o Коллективные

ü Институт мер, связанных с административной ответственностью

o административно-процессуальные

o административного пресечения

o административного наказания

ü Правовосстановительные меры

6. Место административного права в правовой системе Российской Федерации

Административное право:

§ тесно взаимодействует с другими отраслями российского права.

§ охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Это, как уже отмечалось выше, предопределяется многообразием практического применения действующего в Российской Федерации механизма исполнительной власти.

§ играет в правовой системе РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например, от таких наиболее самостоятельных отраслей права, как гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная роль административного права определяется целым рядом как внешних обстоятельств, так и группой факторов, вытекающих непосредственно из самой природы этой отрасли права.

Наиболее тесно административное право взаимодействует с:

· конституционным (государственным) правом

· Совместно с гражданским правом административное нередко регулирует внешнюю сторону сходных общественных отношений имущественного характера - в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования. (В данном случае подразумеваются договорные начала или административные предписания.)

· Аналогично решается вопрос и о соотношении норм административного и трудового права.

· Сложно провести грань между, например, административным правом и такими отраслями права, как финансовое, земельное, природоохранительное (экологическое), предпринимательское. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами.

· Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов.

Тема 2. Административно-правовые нормы

1 Понятие и признаки нормы административного права.

2 Структура нормы административного права.

3 Виды норм административного права.

4 Источники административного права.

5 Реализация норм административного права.

Литература

Основная:

ü Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский и др. Под ред. Н.Ю. Хаманевой.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.

ü Бахрах Д.Н., Росинский Б.В., Старилов Ю.Н., Административное право: Учебник для вузов.- М.: Норма, 2007.

ü Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. –М.: Юрид. лит., 1978.

ü Курс административного права и процесса / Под ред. Ю.А. Тихомирова. 1998.

Дополнительная:

ü Александрова Н.Г. Сущность права. − М., 1950.

ü Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник.- М.: Эксмо, 2006.

ü Галаган И.А., Василенко А.В. Проблемы теории правоприменения по советскому законодательству //Правоведение, 1986. № 2.

ü Мальцев Г.В. Развитие права: к единению с разумом и наукой. − М., 2005.

ü Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс. −СПб., 2003.

ü Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. 2004.

1. Понятие и признаки нормы административного права

Нормы административного права - установленные органами представительной либо исполнительной власти государства или местного самоуправления правила должного или возможного поведения по организации исполнительной власти и осуществлению ею, а также представителями других ветвей власти управленческой деятельности (норма права - это сложное социально-правовое явление, имеет особую специфику, имеет представительно-обязывающий характер).

Характерные черты норм административного права

1. Выступают ориентиром на обеспечение преимущественно публичных интересов, т.е. интересов государства, стремящегося к установлению и обеспечению режима законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти;

2. преобладание директивно-обязательного воздействия на особо рода общественные отношения, которые всегда связаны с механизмом исполнительной власти (устанавливают правила поведения, являются обязательными для участников правоотношения, вне зависимости от их желания);

3. первичность организующего ресурса, который выражается в обеспечении эффективной реализации конституционных прав, свобод и обязанностей физических и юридических лиц;

4. вводятся непосредственно субъектами исполнительной власти;

5. обеспеченность определенными правовыми санкциями, т.е. в отличие от норм большинства отраслей имеют собственные юридические средства защиты.

2. Структура нормы административного права

ü Гипотеза , как условие применения нормы далеко не всегда выражена в ней самой и может находиться в общих положениях и быть общей для целого ряда норм.

ü Диспозиция, как основа административно-правовой нормы выражается в определении прав, обязанностей субъектов правоотношений. Установленные в ней правила поведения дозволяющего, разрешающего и запрещающего характера могут содержаться в отдельных пунктах, либо в одной или нескольких статьях нормативно-правового акта

ü Санкция, содержит меру государственно-властного реагирования на нарушение или игнорирование правил, установленных диспозицией. Санкции неодинаковы по своему характеру. Чаще всего это меры административного наказания, предусмотренные в третьей главе КоАП РФ (предупреждение, административный штраф, административный арест, лишение специального права и т.д.).

Такое строение наиболее отчетливо различимо в кодификациях НПА

Существует двоичная структура, когда санкция не включается. Приверженцы этой теории утверждают, что санкция должна находиться отдельно.

3. Виды норм административного права

Система административно-правового регулирования

1. нормы, регулирующие отношения в сфере организации и функционирования публичного управления, в области действия органов гос. власти и местного самоуправления;

2. нормы, определяющие порядок совершения управленческих действий и соответствующих управленческих процедур (сегодня большое внимание со стороны органов исполнительной власти уделяется проведению процедур – прорабатывается большое количество регламентов);

3. нормы, обеспечивающие гарантии правовой защиты физических и юридических лиц от незаконных решений и действий органов гос. власти, должностных лиц;

4. определяют виды административного принуждения за отрицательные результаты управления, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;

5. регламентируют юридическую ответственность за совершение административных правонарушений.

Критерии классификации админстративно-правовых норм

n целевое назначение;

n Регулятивные:

n Обязывающие – содержат предприсания к действию. Либо воздержания от него (Указ президента о введении чрезвычайного положения),

n запрещающие,

n уполномочивающие (особый порядок административного управления при чрезвычайной ситуации),

n стимулирующие (введение системы государственных наград Президентом),

n Охранительные

n Материальные - определяют содержание правового регулирования конкретных отношений (закрепляют статус субъектов правоотношений [административно-правовой статус юл и фл – их права, обязанности, полномочия].

n Процессуальные - являются организационно-процедурной базой регулирования юридически-значимой деятельности компетентных органов и их должностных лиц по реализации материальных административно-правовых норм (реализация прав и обязанностей, принадлежащих субъектам правоотношений; ФЗ о гражданской государственной службы. Который определяет статус, права и обязанности гос. служащих, порядок принятие на должность, замена должностей и проч.).

n метод воздействия на общественные отношения;

n пределы действия нормы;

n Нормы общего действия (КоАП РФ действует на всей территории государства, ЗК, ГК и проч.).

n Нормы, действующих или образованных для упорядочения определенных систем (внутриаппаратные нормы).

n уровень обобщенности;

n Специальные (исключение из общего правила, установленное для того, чтобы при наличии дополнительных, названных в ее гипотезе фактов, действовало специальное, а не общее правило)

n субъект, которому адресована норма;

n нормы, регулирующие деятельность физических и юридических лиц,

n государственных организаций и негосударственных организаций,

n различных видов государственных служащих,

n граждан РФ и иностранных граждан, либо лиц без гражданства и т.п.

n условия действия нормы и др.

Можно дать больше критериев, потому как нормы административного права разнообразны и регулируют разные формы общественных отношений

Способ правового регулирования

1. Нормы-задачи

2. Нормы-принципы

3. Нормы-дефиниции

4. Нормы учредительные

5. Нормы общекомпетенционные

6. Нормы-задания

7. Нормы-указания

8. Нормы-поручения

9. Нормы-стимулы и т.д

4. Источники административного права

2. Подзаконные акты

a. федеральные

b. субъектов Российской Федерации.

3. Судебная практика

4. Международные договоры

Нормативные административно-правовые акты федеральных органов и организаций

1 постановления и распоряжения Правительства РФ;

2 постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции;

3 приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций гос. федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;

4 нормативно-правовые акты руководителей аппаратов Гос. Думы Федерального Собрания, Правительства РФ, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ и др.;

5 нормативно-правовые акты Центрального банка России.

Нормативные административно-правовые акты органов власти субъектов РФ

1. указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов РФ;

2. постановления и распоряжения правительств субъектов РФ (Указ Президента №314);

3. приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов РФ;

4. приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации.

5. Указы Президента

Ведомственные нормативные акты (локальные, корпоративные)

Нормативно-правовое регулирование в соответствии с Указом Президента Российской Федерации вправе осуществлять только федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Президент или Правительство Российской Федерации.

Сегодня все больше и больше рассматривается как источник административно-правовой договор. Речь идет о расширении диспозитивности в административно-правовых отношениях. Договор имеет особую специфику:

ü Диспозитивность (равенство) – на этапах заключения и расторжения

ü Императивность

Развитие договора находится на начальном уровне (в России, военный контакт составляет страницу, а в США - толстую брошюру).

5. Реализация норм административного права

Реализация норм административного права – практическое использование той или иной нормы участниками правоотношения

ü Распорядительство

ü Исполнение состоит в точно соблюдении регулируемых управленческих субъектами административного правоотношений.

ü Применение норм административного права

o Применять могут только те субъекты, кто наделены полномочиями (органы гос. власти; заключается в издании подзаконных актов и т.д.)

ü Соблюдение – воздержание от противоправного поведения

Тема 3. Административно-правовые отношения

1. Понятие, структура и виды административно-правовых отношений.

2. Юридические факты в административном праве.

3. Виды административно-правовых отношений.

Литература

Основная:

§ Административное право. Учебник под ред. проф. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной . – М.: Норма, 2008.

§ Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. М., Юрид. лит. 1976.

Дополнительная:

§ Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 2. - М.: «Юридическая литература», 1981.

§ Халфина Р.О. Методологический аспект теории правоотношений. Сов. государство и право, 1971.

§ Административная реформа и наука административного права. Сборник научных трудов, посвященных 80-летию со дня рождения Ю.М. Козлова. М.: МГЮА, 2007.

§ Сорокин В.Д. Административно-процессуальные отношения. Л., 1968.

§ Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007.

1. Понятие, структура и виды административно-правовых отношений

- урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой

Правоотношение

1) есть возникающая на основе норм права правовая связь между лицами, характеризуемая наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая (гарантируемая) принудительной силой государства;

2) общественное отношение, урегулированное правом;

3) конкретная, полностью индивидуализированная правовая связь между субъектами, которые взаимодействуют друг с другом.

Права и свободы человека и гражданина

В зависимости от характера отношений, возникающий между человеком и государством:

Ø личные права и свободы,

Ø политические права и свободы,

Ø социально-экономические права и свободы.

status positivus включает в себя государственную защиту прав и свобод гражданина

В этих целях государство:

Ø создает систему органов (милиция, налоговые и таможенные органы, органы уголовно-исполнительной системы и мн. др.).

Ø создает систему гарантий

Признаки правоотношения

1) всегда возникают, изменяются и прекращаются на основе норм права;

2) это правовая связь, когда субъективным правам одного человека корреспондируется юридическая обязанность другого;

3) гарантируются принудительной силой государства;

4) всегда имеют индивидуализированный характер.

Признаки правоотношений, раскрывающие их содержание

1) важнейший и неотъемлемый элемент механизма правового регулирования;

2) качество правоотношений обусловливает упорядоченность и эффективность правовой системы, системы органов государственного управления, действенность исполнения ими своих функций;

3) обеспечивают единство субъективных прав и обязанностей и именно в них раскрывается социальная природа и юридическое содержание правоотношений;

4) динамический правовой институт, который необходимо рассматривать с учетом возникновения, развития и прекращения субъективных юридических прав и обязанностей, их материализации в поведении людей.

Административно-правовое отношение - возникающая на основе административно-правовых норм правовая связь между лицами, которая заключается в наличии у них взаимных прав и обязанностей

Признаки административных правоотношений

1) разновидность социальных отношений, но урегулированных нормами административного права;

2) административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления, границы которой определяются сферой полномочий Правительства России;

3) возможны и в сфере иных правоотношений: финансовых, трудовых и др.;

4) возникают между органом, наделенным государственно-властными полномочиями (чаще всего органом исполнительной власти) и другой стороной, которая таковых полномочий не имеет;

5) всегда являются результатом волеизъявления одной из сторон;

6) имеет сложную внутреннюю структуру (с точки зрения материального содержания к правам и обязанностям необходимо добавить еще и субъект права и объект).

7) носят регулирующий характер, именно они формируют волю субъекта правоотношения для установления правила поведения обеих сторон;

8) выполняют двойную функцию: регулируют не только организацию работы системы органов исполнительной власти, но еще и отношения вне этой системы;

9) возникают по инициативе любой из сторон: органов исполнительной власти и граждан (должностных лиц, юридических лиц);

10) в некоторых случаях предполагают споры сторон.

Состав правоотношения

Ø субъекты права: его участники;

Ø объекты правоотношения.

2. Юридические факты в административном праве

Юридические факты в административном праве - конкретные фактические обстоятельства, обусловливающие возникновение, изменение или прекращение правовых отношений

события - происходят независимо от воли субъектов правоотношения,

действия - совершаются ими осмысленно (правомерные и противоправные).

3. Виды административно-правовых отношений

Виды правоотношений

1. В зависимости от сферы жизнедеятельности общества:

Ø конституционные,

Ø административные,

Ø гражданские,

Ø уголовные правоотношения.

2. По степени индивидуализации субъектов

Ø абсолютные,

Ø относительные.

Классификация административно-правовых отношений (Ю.М. Козлов)

Ø отношения, непосредственно выражающие сущность исполнительной власти,

Ø отношения, которые складываются за рамками непосредственно управляющего воздействия, но связанные с его осуществлением.

Классификация административно-правовых отношений (Ю.Н. Старилов)

1. По целям:

ü охранительные

Результатом правотворческой деятельности административного органа являются нормы права подзаконного характера, регулирующие отношения в административно-публичной сфере и содержащиеся в соответствующем издаваемом (принимаемом) им нормативном правовом акте.

2. Возникновение административных правоотношений на основе введенных в действие норм административного права . Это означает, что у участников таких отношений возникают административные права и обязанности. Например, на основе норм административного права, содержащихся в Кодексе РФ об административных правонарушениях , между физическим лицом , совершившим какое-либо административное правонарушение , и административным органом, уполномоченным рассмотреть дело об этом правонарушении, возникают соответствующее административное правоотношение и комплекс взаимных административных прав и административных обязанностей, связанных с привлечением правонарушителя к административной ответственности .

3. Реализация норм административного права . Эта стадия является завершающей. В процессе реализации административно-правовые нормы достигают своей цели - субъективные административные права и обязанности, возникшие у участников соответствующих административных правоотношений, воплощаются в их поведении, начинают реально действовать. Реализация норм административного права может осуществляться двумя способами:

  • посредством использования, исполнения и соблюдения содержащихся в них предписаний участниками соответствующих административных правоотношений (административными органами и их должностными лицами, физическими лицами и организациями);
  • посредством властного применения содержащихся в этих нормах предписаний административными органами, участвующими в административных правоотношениях, а также судами путем издания (принятия) ими индивидуальных правоприменительных актов или совершения юридически значимых действий.

Примерами первого способа реализации административно-правовых норм являются соблюдение участниками дорожного движения установленных правил во время движения по дороге, обращение гражданина в компетентный административный орган с жалобой на действия (бездействие) или решение нижестоящего административного органа.

В качестве примеров второго способа реализации норм административного права можно назвать административное задержание сотрудниками милиции лица, совершившего административное правонарушение, вынесение компетентным административным органом постановления о назначении физическому лицу административного наказания за совершенное им административное правонарушение.

На основании изложенного можно определить понятие механизма административно-правового регулирования.

Под механизмом административно-правового регулирования необходимо понимать взятую в единстве и в логическом взаимодействии систему административно-правовых средств, при помощи которых осуществляется юридическое воздействие на общественные отношения, возникающие в административно-публичной сфере, в целях их правового регулирования , правовой охраны и защиты.

В структуру механизма административно-правового регулирования входят следующие административно-правовые средства (элементы этого механизма):

  • нормы административного права;
  • акты толкования норм административного права;
  • административно-правовые отношения (административные правоотношения).

1. Норма административного права - это установленное государством или с его санкции иным публичным образованием общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения, возникающие в административно-публичной сфере, и действующее в отношении неопределенного круга субъектов этих отношений.

В целях правильной и единообразной реализации норм административного права необходимо их одинаковое понимание всеми субъектами возникающих на основе этих норм административных правоотношений. Чтобы обеспечить такое единообразие, нередко требуется толкование введенных в действие административно-правовых норм. В этой связи компетентными административными органами, а также судами издаются (принимаются) акты толкования норм административного права, которые являются следующим элементом механизма административно-правового регулирования.

2. Под актами толкования норм административного права понимаются правовые акты компетентных государственных органов, посредством которых осуществляется офипиальное разъяснение действительного содержания толкуемых норм административного права. Такими актами могут быть указы Президента и постановления Правительства РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ и другие официальные документы .

Различают нормативное и казуальное толкование административно-правовых норм.

Нормативное толкование норм административного права - это официальное разъяснение содержания этих норм, которое обязательно для все субъектов, реализующих и применяющих их предписания. Примером акта нормативного толкования является Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24 марта 2005 г. № 5, в котором дается нормативное толкование таких используемых в административном праве понятий, как «малозначительность административного правонарушения», «длящееся административное правонарушение», «административное расследование» и др.

Казуальное толкование норм административного права дается в связи с рассмотрением административным органом или судом индивидуального юридического (административного) дела. Примерами актов казуального толкования административно-правовых норм являются, в частности, постановления федеральных арбитражных судов округов по конкретным делам об административных правонарушениях , содержащие толкование спорных вопросов применения норм Кодекса РФ об административных правонарушениях.

С учетом толкования конкретные нормы административного права реализуются субъектами административного права в рамках конкретных административных правоотношений, возникающих при наличии определенных оснований (юридических фактов). Юридические факты, влекущие возникновение административных правоотношений, являются следующим элементом механизма административно-правового регулирования.

3. Юридические факты применительно к механизму административно-правового регулирования представляют собой такие жизненные обстоятельства, с наступлением которых нормы административного права связывают возникновение, изменение или прекращение соответствующих правоотношений в административно-публичной сфере (административных правоотношений).

В качестве юридических фактов, предусмотренных нормами административного права и влекущих возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений, могут выступать:

  1. действия физических лип и организаций (например, подача заявления или жалобы в административный орган, совершение административного правонарушения и т.п.);
  2. властные действия административных органов (например, государственная регистрация транспортного средства, составление протокола об административном правонарушении и т.д.);
  3. издание (принятие) административными органами правовых актов, т.е. властных решений, облеченных в официально-документальную форму (решений, постановлений, приказов, распоряжений и т.п.), направленных на применение норм административного права в отношении индивидуально определенных субъектов (физических лип и организаций) (например, приказа о приеме гражданина на государственную службу , постановления о назначении липу административного наказания и т.п.);
  4. наступление не зависящего от воли субъектов административного права события (например, смерть государственного служащего , истечение срока давности привлечения липа к административной ответственности и т.д.).

Наступление указанных юридических фактов влечет возникновение, изменение или прекращение соответствующих административно-правовых отношений (административных правоотношений), которые являются последним элементом механизма административно-правового регулирования.

4. Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся и развивающиеся в административно-публичной сфере.

Они являются результатом административно-правового воздействия на общественные отношения. В административно-правовом отношении индивидуализируются положения определенной нормы административного права. Например, в ходе применения органами внутренних дел в отношении индивидуально определенных физических и юридических лиц норм Кодекса РФ об административных правонарушениях возникают административные правоотношения по привлечению данных лиц к административной ответственности.

Реализация норм административного права в рамках возникающих на их основе административных правоотношений порождает административный правопорядок , который представляет собой возникающее в результате реального действия норм административного права и постоянно поддерживаемое состояние нормативной упорядоченности совокупности общественных отношений, формирующихся в административно-публичной сфере.

Общий административный правопорядок, т.е. правопорядок, охватывающий всю совокупность общественных отношений, возникающих в административно-публичной сфере, включает в себя специальные виды административного правопорядка, характеризующие состояние нормативной упорядоченности отдельных частей административно-публичной сферы. Например, в соответствии с системой особенной части административного права могут быть выделены административные правопорядки в сфере экономики , финансов , в социально-культурной сфере и т.д.

Механизм административно-правового регулирования - совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства .

Общая характеристика

  • представляет собой совокупность юридических средств;
  • средства носят административно-правовой характер;
  • объектом воздействия выступают управленческие отношения;
  • направлено на решение задач общества и государства;
  • активизирует субъекты управленческих отношений;
  • повышает уровень их правосознания , правовой культуры ;
  • обеспечивается принудительной силой государства.

Элементы механизма

  1. принципы административного права ;
  2. акты официального толкования административно-правовых норм;
  3. акты применения административно-правовых норм;

Стадии и способы административно-правового регулирования

Стадии административно-правового регулирования:

  • регламентация управленческих отношений (издание нормативных правовых актов , содержащих нормы административного права);
  • возникновение субъективных прав и юридических обязанностей ;
  • конкретизация субъективных прав и юридических обязанностей;
  • реализация субъективных прав и юридических обязанностей;
  • защита субъективных прав и обеспечение юридических обязанностей при нарушении прав и свобод в сфере управления , при наличии спора в праве.

Существуют следующие способы административно-правового регулирования:

  1. императивный (категорический, властный) - способ воздействия, не допускающий отступлений от требований правовых предписаний;
  2. диспозитивный (автономный) - способ воздействия, предоставляющий субъектам управленческих отношений возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом ;
  3. рекомендательный - способ воздействия, предлагающий субъектам управленческих отношений наиболее целесообразный вариант поведения с позиции действующего законодательства;
  4. поощрительный - способ воздействия, стимулирующий активное поведение участников управленческих отношений путем обещания и применения мер поощрения за определенный вариант поведения при наличии объективно признаваемого факта заслуги.

Принципы административного права

Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность, составляют принципы административного права , которые:

  • определяют юридическую природу административного права ;
  • закрепляются в административно-правовых нормах ;
  • являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного права;
  • выступают средством ликвидации пробелов в административном праве;
  • обусловлены уровнем развития общества и государства .

К принципам административного права относятся следующие.

3. Принцип взаимной ответственности государства и личности . Заключается в том, что за нарушение норм административного права личность должна претерпевать правоограничения в связи с применением мер юридической ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности.

4. Принцип федерализма. Проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти , органов исполнительной власти субъектов РФ , в установлении предмета совместного ведения.

5. Принцип гуманизма. Заключается в юридическом признании приоритета общественных ценностей. Права и свободы человека , степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений.

6. Принцип справедливости. Требование соответствия между поведением субъекта управленческих отношений и последствиями, которые за это наступают.

Особенности административно-правовых норм:

  1. являются разновидностью юридических норм;
  2. объектом регулирования выступают особого рода общественные отношения - управленческие;
  3. административно-правовые нормы - средство реализации публичных интересов в сфере государственного управления ;
  4. устанавливаются органами государственной власти , местного самоуправления , администрацией предприятий , учреждений, организаций;
  5. содержатся в нормативных правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных нормативных правовых актах);
  6. имеют представительно-обязывающий характер;
  7. обеспечиваются мерами государственного принуждения;
  8. преследуют цель обеспечения должного управленческого порядка;
  9. во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права (финансового, земельного, экологического, трудового и др.).

Структура административно-правовой нормы - ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов. Элементы структуры административно-правовой нормы:

  1. гипотеза- часть административно-правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых норма начинает действовать;
  2. диспозиция - часть административно-правовой нормы, содержащая правила должного поведения субъектов управления;
  3. санкция - часть административно-правовой нормы, указывающая на последствия, наступающие в результате нарушения диспозиции.

Выделяют следующие виды административно-правовых норм.

6. По действию в пространстве: федеральные - действующие в пределах Российской Федерации; региональные (окружные) - действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа); субъектов РФ - действующие в пределах субъекта РФ; муниципальные - действующие в пределах муниципального образования ; локальные - действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.

7. По действию во времени: срочные - нормы, для которых определен срок действия; бессрочные - нормы без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены; чрезвычайные - нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств.

8. По кругу лиц общего действия - регламентирующие деятельность всех или большинства субъектов управленческих отношений; специальные - распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.).

9. По юридической силе: законодательные - содержащиеся в нормативных правовых актах высшей юридической силы; подзаконные - содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах.

10. По характеру юридической защиты: охраняемые в судебном порядке; охраняемые во внесудебном (административном) порядке.

Реализация административно-правовых норм - это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений.

Формы (виды) реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение.

Исполнение - форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей.

Соблюдение - форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания .

Использование - форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права .

Применение - особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого дела с вынесением индивидуальных юридических актов.

Акты официального толкования административно-правовых норм

В зависимости от субъекта интерпретационной деятельности акты делятся на аутентичные и легальные.

Акты применения административно-правовых норм

Среди элементов административно-правовых отношений можно назвать субъекты административно-правовых отношений, объекты административно-правовых отношений, содержание административно-правовых отношений.

Субъект административно-правовых отношений - участник административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.

Можно выделить следующие виды субъектов: физические лица (граждане), государственные органы и их структурные подразделения, государственные служащие , общественные (некоммерческие) объединения, предприятия , учреждения, организации и др.

Объекты административно-правовых отношений - то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено административно-правовое отношение. Виды объектов: предметы материального мира (земля, леса, деньги и т. п.), продукты духовного творчества (произведения искусства, литературы, кино и др.), личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство и т. п.), поведение участников правоотношений (выражается в действиях и бездействии), результаты поведения участников правоотношений (последствия, к которым привело то или иное действие или бездействие).

Юридический факт - конкретное жизненное обстоятельство, с которым административно-правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

По порождаемым последствиям существуют правообразующие, пра- воизменяющие и правопрекращающие юридические факты.

По форме проявления: положительные, с наличием которых административно-правовая норма связывает возникновение правоотношений; отрицательные, отсутствие которых необходимо для возникновения правоотношений.

По связи с волей субъекта: события - факты, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения; действия - факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношения.

По содержанию административно-правовые отношения делятся на: материальные - общественные отношения в сфере управления , урегулированные материальными нормами административного права ; процессуальные - управленческие отношения, урегулированные на основе административно- процессуальных норм.

По характеру юридических фактов: отношения, порожденные правомерными действиями, порожденные неправомерными действиями и порожденные событиями.

В зависимости от конкретных целей возникновения управленческих отношений: внутренние - отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением принципов взаимодействия между управленческими структурами, отношений между работниками внутри управленческой структуры; внешние - отношения, связанные с непосредственной реализацией внешних функций управления.

В зависимости от способа защиты: отношения, защищаемые в судебном порядке и защищаемые во внесудебном (административном) порядке.

  • СУЩНОСТЬ И ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
  • Государственное управление и исполнительная власть в Российской Федерации
    • Понятие, характерные черты и принципы государственного управления. Исполнительная власть
    • Принципы государственного управления
  • Административное право Российской Федерации как отрасль права и как наука
    • Генезис возникновения и развития административного права
    • Предмет и метод административного права
    • Методы административно-правового регулирования
    • Система и источники административного права
  • Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения
    • Механизм административно-правового регулирования
    • Понятие и виды административно-правовых норм
    • Понятие и виды административно-правовых отношений
  • Субъекты административного права Российской Федерации
    • Общая характеристика субъектов административного права
  • Административно-правовой статус граждан
    • Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина
    • Права и обязанности граждан в сфере государственного управления
  • Органы исполнительной власти как субъекты административного права Российской Федерации
    • Органы исполнительной власти
    • Органы государственного управления в СССР
    • Президент Российской Федерации и исполнительная власть
    • Федеральные органы исполнительной власти России
    • Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Органы местного самоуправления как субъекты административного права
  • Государственная служба и государственные служащие
    • Понятие и административно-правовые основы государственной службы
    • Система и принципы государственной службы Российской Федерации
    • Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы
    • Административно-правовой статус государственных служащих
    • Юридическая ответственность государственных служащих
  • Административно-правовой статус предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений в Российской Федерации
    • Понятие и виды предприятий и учреждений
    • Основы административно-правового положения предприятий и учреждений
    • Государственные корпорации как субъекты административного права Российской Федерации
    • Основы административно-правового статуса общественных и иных негосударственных объединений
  • Административно-правовые формы и методы осуществления исполнительной власти (государственного управления) в Российской Федерации
    • Понятие и характерные черты административно-правовых форм государственного управления
    • Виды административно-правовых методов государственного управления
    • Административно-правовые акты управления
    • Отличие административно-правовых актов управления от смежных правовых форм
    • Классификация административно-правовых актов управления
    • Лицензирование как метод контроля в государственном управлении
    • Разрешительная система
  • Обеспечение законности в сфере государственного управления Российской Федерации
    • Понятие и система способов обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении
    • Осуществление контроля органами государственной власти
    • Общий административный надзор
    • Основные направления развития административного надзора
    • Административные регламенты как способ унификации и обеспечения законности действий органов исполнительной власти
  • Ответственность по административному праву
    • Понятие и сущность административной ответственности
    • Административное правонарушение: юридический состав
    • Административное наказание
    • Дисциплинарная и материальная ответственность
  • Административный процесс и административное процессуальное право Российской Федерации
    • Административный процесс: сущность и виды
    • Производство по делам об административных правонарушениях
    • Административно-правовые методы деятельности органов исполнительной власти
    • Убеждение и принуждение в государственном управлении
  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРАХ И ОТРАСЛЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • Основы административно-правовой организации государственного управления в современных условиях Российской Федерации
    • Понятие и содержание государственного механизма
    • Органы государства и их классификация
    • Органы исполнительной власти
    • Органы местного самоуправления
    • Компетенция органов государственной власти
  • Организация государственного управления в условиях действия специальных и особых правовых режимов Российской Федерации
    • Понятие и сущность специальных и особых правовых режимов
    • Административно-правовой режим военного положения
    • Административно-правовой режим чрезвычайного положения
    • Административно-правовой режим, устанавливаемый на территории проведения контртеррористической операции
    • Административно-правовые режимы, используемые в защите и охране государственной границы Российской Федерации
  • Государственное управление экономической сферой
    • Административно-правовые основы государственного управления экономической сферой
    • Система и административно-правовой статус органов государственного управления экономической сферой
    • Административно-правовое регулирование управления отдельными отраслями экономики Российской федерации
      • Управление агропромышленным комплексом
      • Управление строительно-жилищным комплексом
      • Управление в области связи и массовых коммуникаций
      • Управление торговлей
  • Государственное управление внешнеэкономической и таможенной сферами
    • Роль внешнеторговой и таможенной сфер в экономике страны, их характеристика
    • Законодательство, регулирующее внешнеторговую и таможенную сферы
    • Основные угрозы, учитываемые при государственном управлении внешнеторговой и таможенной сферами на современном этапе
    • Цели, задачи, организационно-правовые формы управления внешнеторговой и таможенной сферами
    • Разграничение полномочий в сфере управления внешней торговлей и таможенным делом. Органы государственного управления, их компетенция
    • Государственный контроль во внешнеторговой и таможенной сферах
  • Государственное управление транспортной сферой
    • Роль транспортной сферы в экономике страны и ее характеристика
    • Законодательство, регламентирующее деятельность транспорта
    • Основные угрозы, учитываемые при управлении транспортной сферой на современном этапе
    • Цели, задачи, организационно-правовые формы государственного управления в сфере транспорта
    • Разграничение полномочий в сфере управления транспортной сферой, органы управления, их компетенция
    • Государственный контроль (надзор) на транспорте
  • Государственное управление социально-культурной сферой
    • Система и административно-правовой статус органов управления образованием и наукой
    • Система и административно-правовой статус органов управления культурой
      • Система и административно-правовой статус органов управления здравоохранением, физической культурой и спортом
  • Государственное управление в административно-политической сфере Российской Федерации
    • Понятие национальной безопасности. Объекты национальной безопасности, субъекты обеспечения национальной безопасности
    • Понятие, содержание и правовые основы управления обороной Российской Федерации
    • Система и административно-правовой статус органов государственной безопасности
    • Органы и учреждения системы МВД Российской Федерации

Механизм административно-правового регулирования

Наиболее общим образом механизм правового регулирования может быть определен как единая система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. В силу этого качества механизм правового регулирования дает четкое представление о том, как именно осуществляется правовое опосредование общественных отношений. Система административно-правового регулирования включает в себя следующие элементы: административно-правовые нормы; применение норм административного права; административно-правовые отношения.

Профессор А.П. Коренев под механизмом административно-правового регулирования обоснованно предлагает понимать систему административно-правовых средств, которые, воздействуя на общественные отношения, организуют их в соответствии с задачами управления. Структурно этот механизм составляют следующие пять элементов.

1. Система государственных (и муниципальных) органов как управляющих звеньев, создаваемая с учетом административно-территориального устройства государства в соответствии с законодательством РФ.

2. Нормы административного права и его принципы. Под нормой административного права следует понимать правило поведения общего характера, установленное или санкционированное государством, имеющее общеобязательную силу, наделяющее субъектов юридическими правами и обязанностями, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления и в случае нарушения предусматривающее применение административной ответственности.

3. Акты толкования норм административного права , под которыми понимаются акты компетентных государственных органов, посредством которых осуществляется официальное разъяснение действительного содержания норм административного права.

Они способствуют реализации субъективных юридических прав и обязанностей, их фактическому воплощению. Различаются нормативное толкование и казуальное.

Нормативное толкование норм административного права - это официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих норму или группу норм административного права.

Казуальное толкование дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Оно подразделяется на административное - осуществляемое органами исполнительной власти; судебное - осуществляемое судебными органами.

4. Акты применения норм административного права, которые представляют официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно-властное предписание компетентного органа, которое выносится в результате разрешения конкретного юридического дела.

Акт применения является средством индивидуализации прав, обязанностей и мер юридической ответственности. Его признаками являются: в нем содержится воля государства; наличие властного характера; охраняется принудительной силой государства; по форме это индивидуальный правовой акт, так как осуществляет индивидуальное правовое регулирование общественных отношений; должен издаваться на основании и во исполнение закона в рамках имеющихся у должностного лица или органа государственной власти полномочий; издается в установленной форме (указ, постановление, решение, приказ, директива, указание и т.д.). Акты применения издаются представительными, исполнительными и судебными органами государственной власти. Они могут быть регулятивными или охранительными.

5. Административно-правовые отношения являются последним элементом механизма административно-правового регулирования. Они являются результатом административно-правового воздействия на общественные отношения и позволяют индивидуализировать положения определенной конкретной нормы административного права.

Административно-правовое регулирование носит государственно-властный публичный характер. Поэтому реализация административно-правовых норм, действие механизма административно-правового регулирования гарантируется при необходимости мерами государственного принуждения. Абсолютное большинство участников административно-правовых отношений в добровольном порядке соблюдают установленные государством или от его имени правила поведения в обществе.