Административный контроль за состоянием охраны труда. Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда Образец заполнения журнала административно-общественного контроля по охране труда

Общественный контроль . В соответствии с положением о правах ФЗМК контроль за выполнением администрацией предприятий законодательства по охране труда осуществляет фабрично-заводской местный комитет профсоюза. В помощь ФЗМК и цеховому комитету профсоюза в осуществлении контроля за соблюдением правил и норм по технике безопасности и производственной санитарии на каждом предприятии и в цехе создается комиссия по охране труда и выбираются общественные инспектора по охране труда.

Комиссии по охране труда организуются при фабрично-заводском местном и цеховом комитетах в количестве от 3 до 21 человека (в зависимости от численности рабочих на предприятии). Комиссию по охране труда возглавляет член фабрично-заводского местного комитета, а в цехе - член цехового комитета профсоюза. Председатель этой комиссии одновременно является старшим общественным инспектором.

Эти комиссии участвуют в разработке планов и мероприятий по охране труда на предприятии; контролируют выполнение администрацией предприятия законов по охране труда; проверяют правильность использования денежных средств, отпущенных на охрану труда; изучают причины несчастных случаев и т. д.

Общественные инспектора по охране труда, выбираемые в профгруппах, повседневно контролируют выполнение на предприятии законов по охране труда, своевременное обеспечение спецодеждой, спецобувью, индивидуальными защитными средствами, доброкачественной питьевой водой, спецпитанием.

Административно-общественный контроль . В борьбе за снижение производственного травматизма, общих и профессиональных заболеваний на производстве важное место принадлежит регулярному проведению на предприятиях и в организациях административно-общественного контроля за состоянием охраны труда, который осуществляется администрацией совместно с профсоюзной организацией.

Руководитель предприятия совместно с председателем ФЗМК один раз в полугодие проверяют, а затем рассматривают вопросы охраны труда и культуры производства с руководителями цехов и профсоюзным активом (членами комиссий и общественными инспекторами по охране труда) с обсуждением состояния техники безопасности и заболеваемости на предприятии, хода выполнения планов мероприятий по охране труда и обмена опытом работы в этой области; регулярно заслушивают отчеты начальников цехов о выполнении мероприятий, приказов и предписаний технической и санитарной инспекции и служб охраны труда; разбирают причины происшедших несчастных случаев и разрабатывают конкретные меры к недопущению их в дальнейшем.

Руководитель предприятия и председатель ФЗМК (III ступень контроля) один раз в месяц лично с участием инженера ПТО (производственно-технических отделов), главного механика, главного энергетика и службы охраны труда проверяют состояние охраны груда и культуры производства не менее чем в двух-трех цехах. Результаты проверки обсуждают на совещании инженерно-технических работников и профактива и разрабатывают дополнительные мероприятия по устранению отмеченных недостатков и дальнейшему улучшению условий труда. Не реже одного раза в год проводят общественные смотры состояния охраны труда и культуры производства во всех цехах предприятия и ежеквартально подводят итоги выполнения обязательств бригад, участков, цехов, борющихся за работу без травм. Широко популяризируют ход выполнения принятых обязательств через печать, радио, телевидение и другие средства массовой информации.

Начальники цехов, участков и председатели цеховых профсоюзных комитетов (II ступень контроля) один раз в неделю тщательно проверяют состояние охраны труда и культуры производства в цехе. Выявленные в ходе проверки недостатки устраняют сразу или записывают в специальные журналы (книжку мастера), устанавливая сроки и ответственных лиц за их выполнение; оказывают помощь мастерам в своевременном устранении отмеченных недостатков по охране труда; проводят обсуждение каждого несчастного случая на рабочих собраниях с целью доведения его причин до рабочих и недопущения подобных случаев в дальнейшем.

Мастер (начальник смены) совместно с общественным инспектором по труду (I ступень контроля) и дежурным по охране труда за 15...20 мин до начала смены проверяют рабочие места, исправность оборудования и инструмента и выявляют отклонения от правил техники безопасности. О недостатках, которые не могут быть сразу устранены, мастер докладывает начальнику цеха, участка, смены.

В течение рабочего дня мастер проводит контроль за соблюдением технологической дисциплины и за технической исправностью оборудования и приспособлений; осуществляет надзор за выполнением рабочими безопасных приемов труда, а также за использованием ими во время работы спецодежды и индивидуальных средств защиты (касок, защитных очков, противошумных наушников).

Мастер проводит инструктаж в процессе работы с нарушителями правил и инструкций по технике безопасности. К лицам, систематически нарушающим безопасные приемы труда, применяют меры воздействия, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка (письменные предупреждения, взыскания, перевод на нижеоплачиваемую работу). Письменные предупреждения мастер заносит в специальные журналы (книжку мастера) и знакомит с ними под расписку нарушителей.

Самоконтроль по охране труда заключается в том, что каждый рабочий цеха, участка по графику, разработанному мастером, назначается в течение рабочей смены дежурным по охране труда, в обязанности которого входит контроль за выполнением рабочими цеха или участка безопасных приемов труда. Рабочий, будучи дежурным, в первую очередь сам следит за соблюдением безопасности труда своими товарищами. Дежурный по охране труда на левой руке носит специальную повязку с буквами ДОТ.

Настоящий Стандарт устанавливает порядок проведения контроля за соблюдением норм, выполнением требований правил, инструкций по охране труда, промышленной и пожарной безопасности, стандартов безопасности труда на всех ступенях производственной деятельности.
Стандарт разработан в соответствии с Методическими рекомендациями по организации трехступенчатого контроля за состоянием охраны труда с учетом структуры управления ОАО "Волга".
Стандарт распространяется на все структурные подразделения предприятия.

Обозначение: СТП 12.0213.004-2005
Название рус.: СУОТ. Административно-общественный контроль (АОК) по охране труда, промышленной и пожарной безопасности. Порядок проведения
Статус: действующий
Дата актуализации текста: 01.10.2008
Дата добавления в базу: 01.02.2009
Дата введения в действие: 14.06.2005
Разработан: ОАО "Волга"
Утвержден: ОАО "Волга" (14.06.2005)
Опубликован: журнал "Справочник специалиста по охране труда" № 2 2006

СТП 12.0213.004-2005

СТАНДАРТПРЕДПРИЯТИЯ

СУОТ. Административно-общественный контроль (АОК) поохране труда, промышленной и пожарной безопасности. Порядок проведения

Утвержден
приказом генерального директора
ОАО «Волга»
от 14.06.05 №198
Срок введения - с 14.06.05

Настоящий Стандартустанавливает порядок проведения контроля за соблюдением норм, выполнениемтребований правил, инструкций по охране труда, промышленной и пожарнойбезопасности, стандартов безопасности труда на всех ступенях производственнойдеятельности.

Стандарт разработан в соответствии с Методическимирекомендациями по организации трехступенчатого контроля за состоянием охранытруда с учетом структуры управления ОАО "Волга".

Стандарт распространяется на всеструктурные подразделения предприятия.

1. Общие положения

1.1..Административно-общественный контроль по охране труда, промышленной и пожарнойбезопасности наряду с оперативным контролем, осуществляемым руководителем работи другими должностными лицами; контролем, осуществляемым службой охраны труда,промышленной и пожарной безопасности предприятия; контролем, осуществляемыморганами государственного надзора и контроля, является основным видом контроля,осуществляемого администрацией предприятия совместно с профсоюзной организацией(в лице представителей ее выборных органов), за состоянием условий ибезопасности труда на рабочих местах, производственных участках, в цехах, атакже за соблюдением всеми службами, должностными лицами и работникамитребований трудового законодательства, законодательства об охране труда,стандартов безопасности труда, правил, норм, инструкций и других нормативныхактов по охране труда, промышленной и пожарной безопасности.

1.2. Целью административно-общественногоконтроля являются выявление недостатков в области охраны труда, промышленной ипожарной безопасности на всех ступенях производственной деятельности,своевременное их устранение, анализ причин и выработка мер по предупреждению ихповторения.

1.3.Административно-общественный контроль не заменяет и не отменяет другие видыконтроля (контроля, осуществляемого должностными лицами в соответствии с ихдолжностными обязанностями, а также общественного контроля, осуществляемогопрофессиональным союзом в лице его выборных органов и уполномоченных по охранетруда).

1.4.Административно-общественный контроль проводится на трех уровнях (в триступени):

На уровне участка (смены,лаборатории, склада) - первая ступень;

На уровне цеха (отдела,службы) - вторая ступень;

На уровне предприятия - третьяступень.

2. Первая ступень административно-общественногоконтроля

2.1. Первая ступень контроляосуществляется руководителем соответствующего участка (мастером, начальникомучастка, начальником смены и т.д.) и уполномоченным по охране труда на данномучастке.

2.2. Руководитель участкасовместно с уполномоченным по охране труда ежедневно (ежесменно при сменнойработе) в начале работы проверяют на своем участке состояние рабочих мест(содержание проходов, территорий); исправность оборудования, инструмента,приспособлений; наличие и исправность ограждений; работу вентиляционныхустановок и пылегазоулавливающих устройств; освещенность рабочих мест ипроходов; наличие и исправность первичных средств пожаротушения; наличиенеобходимых инструкций на рабочих местах и немедленно принимают меры поустранению выявленных недостатков.

Если недостатки не могут бытьустранены немедленно силами работников участка, принимаются меры по недопущениюдоступа работников в опасную зону (в необходимых случаях, когда имеетсяреальная угроза безопасности жизни и здоровью персонала, путем остановкинеисправного оборудования) и докладывается руководству цеха.

О результатах проверкипроверяющие делают соответствующие записи в специальном журналеадминистративно-общественного контроля по охране труда (журналы должны бытьпронумерованы и прошнурованы).

2.3. В течение рабочей сменыруководитель участка и уполномоченный по охране труда контролируют соблюдениеработниками инструкций по охране труда, промышленной и пожарной безопасности;своевременную уборку отходов производства и готовой продукции, не допускаязахламленности и загромождения рабочих мест, проходов и проездов; наличие иправильность применения спецодежды, спецобувии других средств индивидуальной защиты, предохранительных и блокирующихприспособлений.

2.4. При несоблюденииработниками безопасных приемов работы или требований охраны труда, промышленнойи пожарной безопасности руководитель участка приостанавливает выполнение работыи проводит нарушителю внеплановый инструктаж с записью в журнале регистрацииинструктажей. Фамилия нарушителя, допущенные им нарушения и принятые мерызаносятся в журнал административно-общественного контроля.

2.5. Начальник цеха (отдела)ежедневно просматривает записи в журнале административно-общественногоконтроля, назначает ответственных лиц за устранение отмеченных в журналенедостатков, определяет и контролирует сроки их устранения, принимает меры квиновным лицам.

3. Вторая ступень административно-общественногоконтроля

3.1. Начальник цеха (отдела) спредседателем профсоюзного комитета подразделения или старшим уполномоченным поохране труда с привлечением специалистов цеха (механик, энергетик, технолог ит.д.) и инспектора Госпожнадзора (22-ПЧ) не реже 1 раза в неделю комиссионнопроводят целенаправленную проверку состояния охраны труда, промышленной ипожарной безопасности в цехе.

3.2. При проверке комиссияконтролирует исправное содержание и безопасную эксплуатацию производственных ивспомогательных помещений, сооружений, оборудования, инструмента, инвентаря,транспортных и грузоподъемных средств, сосудов, работающих под давлением,предохранительных и блокировочных приспособлений; правильную организацию работи рабочих мест; безопасное хранение, транспортирование и применение ядовитых,едких и взрывопожароопасных веществ; наличие и исправность первичных средствпожаротушения; своевременность и полноту обучения и инструктажа работников поохране труда, промышленной и пожарной безопасности; обеспеченность и применениеработниками спецодежды, спецобуви, необходимых средств индивидуальной иколлективной защиты; достаточность и исправную работу санитарно-бытовыхустройств и питьевого водоснабжения, вентиляционных установок и пылегазоулавливающих устройств.

3.3. При проведении второйступени контроля анализируется эффективность проведенияадминистративно-общественного контроля первой ступени, контролируетсясвоевременность устранения выявленных при предыдущих проверках недостатков иоценивается отношение ответственных должностных лиц цеха (отдела) к вопросамохраны труда, промышленной и пожарной безопасности с принятием, принеобходимости, соответствующих мер.

4. Третья ступень административно-общественногоконтроля

4.1. Третья ступень административно-общественногоконтроля проводится ежемесячно в 4-6 подразделениях предприятия согласнографику, утвержденному генеральным директором ОАО "Волга" исогласованному с профсоюзным комитетом предприятия.

4.2. Контроль проводится комиссионно под руководством управления(заместителя), которому подчинено соответствующее подразделение. В работекомиссии по проверке бумажных цехов, ДПЦ, ДМЦ, цеха ТММ принимает участиеначальник технического управления.

4.3. В состав комиссии входят главные специалисты, представители службыохраны труда, промышленной и пожарной безопасности, профсоюзного комитетапредприятия и старший инспектор (инспектор) Госпожнадзора (22-ПЧ).

4.4. При проведении третьей ступени контроля проверяется:

Организация и результаты работы первой и второй ступеней контроля;

устранение недостатков, выявленных при предыдущих проверках;

Выполнение приказов по предприятию, решений профсоюзного комитета ОАО"Волга" по вопросам охраны труда;

Выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля;

Выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором,соглашением по охране труда, актами расследования несчастных случаев напроизводстве, инцидентов и аварий;

Паспортизация санитарно-технического состояния и условий труда в цехе;

Техническое состояние и содержание зданий, сооружений, помещений цехови прилегающих к ним территорий; соответствие их нормативно-техническимтребованиям по охране труда, промышленной и пожарной безопасности; состояниедорог, тоннелей, переходов и галерей;

Соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного,энергетического и другого оборудования нормативным требованиям по охране труда,промышленной и пожарной безопасности;

Эффективность работы приточной и вытяжной вентиляции,пылегазоулавливающих устройств;

Выполнение графиков планово-предупредительного ремонта оборудования,наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;

Наличие и исправность первичных средств пожаротушения;

Обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты,санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

Состояние наглядной агитации по охране труда, промышленной и пожарнойбезопасности; организацию и проведение обучения и инструктажей работников поохране труда, промышленной и пожарной безопасности;

Подготовленность персонала к работе в аварийных условиях;

Соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины.

4.5. Результаты проверки оформляются актом-предписанием (имеющим силуприказа) с указанием сроков устранения выявленных недостатков.

Разработал:
главный инженер по промышленной
и пожарной безопасности
Е.Г. ШМЕЛЕВ

Общественный контроль в сфере ОТ — это система надзорных мероприятий, которые осуществляются с целью создания и поддержания безопасных для здоровья условий работы и проводятся как различными ведомствами, так и представителями органов общественного контроля.

Разберемся, как действует второй алгоритм.

Законодательная база

Нормативное регулирование вопросов, связанных с контролем силами общественности имеющихся условий работы сотрудника, осуществляется прежде всего трудовым законодательством. Так, ст. 353 ТК РФ устанавливает, что надзор за безопасностью труда является полномочием федеральных органов государственной власти. А вот Постановление Правительства РФ от 26.08.1995 № 843 называет в качестве одного из инструментов, подлежащих использованию, создание и укрепление подразделения по ОТ. Эти подразделения являются ответственными за такие процессы:

  • анализ условий ОТ на предприятии;
  • причины травм и профзаболеваний;
  • расследование несчастных случаев и др.

Положения об уполномоченных по охране труда в организации содержатся в ст. 370 ТК РФ. Дополнительные требования в части деятельности по такому виду надзора определены Постановлением Минтруда РФ от 08.04.1994 № 30. Оно дает рекомендации учреждениям выполнять обязанность по общественному ведомственному надзору за безопасностью труда на местах работы силами соответствующих уполномоченных (доверенных) лиц по ОТ. Документ дает организациям возможность принимать локальные положения по уполномоченным с учетом специфики в направлениях деятельности. Предприятия также оформляют журнал административно-общественного контроля по охране труда, в котором фиксируются проведенные мероприятия, выявленные нарушения и результат их устранения.

Кто и для чего проводит

Цель мероприятий — обеспечить безопасное производство по техническим, санитарным и организационным направлениям. Решаются и вопросы реабилитационных, социальных мероприятий, в том числе их экономические аспекты. В итоге должно быть достигнуто полное соответствие реальных условий производства действующим нормам.

Общественный контроль за охраной труда осуществляют:

  • профсоюзный орган;
  • специальные комиссии;
  • уполномоченные работники.

Это значит, что средством управления системой безопасного труда являются сами сотрудники организации через профсоюзы (в лице специально уполномоченных органов, работников).

Общественное наблюдение силами работников подразумевает наличие у них ряда функциональных обязанностей и связанных с ними прав.

Профсоюз

Права профсоюза при осуществлении общественного контроля широкие и заключаются в:

  • контроле за соблюдением нанимателем действующих нормативных актов в сфере ОТ;
  • участии в исследовании фактов несчастных случаев на предприятии;
  • получении сведений от руководства о том, в каком состоянии находится система ОТ в организации;
  • возможности требовать остановить работу при наличии угрозы жизни и здоровью сотрудников;
  • возможности выдать нанимателю представлений по устранению имеющихся нарушений по ОТ;
  • возможности проверить состояние условий ОТ, оговоренных в колдоговоре;
  • участии в разработке и согласовании локальных актов учреждения в сфере охраны труда;
  • обращении с требованием привлечь к ответственности виновников нарушений требований по ОТ в необходимые органы;
  • участии в расследовании ситуаций, связанных с трудовыми спорами сотрудников по нарушениям положений по ОТ.

Специальная комиссия

Основная задача — контролировать безопасность процессов на производстве. Для ее решения вправе:

  • изучать и вводить в действие лучшие практики по созданию оптимальных условий работы;
  • вместе с руководством организации вырабатывать обучающие материалы по ОТ;
  • помогать работе подразделения по ОТ;
  • помогать при инструктажах и проверке знаний;
  • доводить до работников информацию по безопасности процессов на работе;
  • определять нарушения на рабочем месте, участвовать в исследовании причин ЧС;
  • принимать и рассматривать обращения сотрудников по нарушениям условий труда.

Уполномоченный

По каким направлениям может работать уполномоченный?

Задачи заключаются:

  • в помощи в организации безопасных условий работы;
  • наблюдении за состоянием безопасности труда в организации;
  • защите интересов работников в процессе рассмотрения споров о труде;
  • надзоре за соблюдением сотрудниками норм по безопасному труду;
  • организации правильности использования приспособлений по защите работников (СИЗ, коллективные средства);
  • участии в функционировании комиссий по проверке состояния зданий, оборудования;
  • участии в выработке мероприятий по недопущению несчастных случаев;
  • предоставлении сведений работникам о нарушении требований к безопасности.

Таким образом, функции общественников сводятся к выполнению работ по вопросам соблюдения норм трудового законодательства.

Как организован общественный контроль за охраной труда

Цель, с которой проводится общественный контроль за охраной труда на предприятии, — минимизировать травматизм, профессиональные заболевания и опасные производственные факторы. Название говорит само за себя: его проводит руководство с профсоюзом.

В конкретном структурном подразделении можно избирать несколько уполномоченных. В целом число, алгоритм избрания, срок исполнения обязанностей предусматриваются в коллективном договоре или в другом решении, выработанном вместе с нанимателем.

Выбор уполномоченных лиц происходит по инициативе профсоюза:

  • в отдельно взятом подразделении;
  • на предприятии в целом.
  • избирать уполномоченных по охране труда на собрании всего коллектива на период не меньше 2 лет;
  • можно привлекать специалистов других организаций (в данном случае необходимо согласие работодателя);
  • не следует рассматривать кандидатуры сотрудников, которые одновременно отвечают за охрану труда организации.

Уполномоченные часто являются членами комиссии по охране труда. Такие сотрудники взаимодействуют с работодателем, профсоюзом, специалистом по охране труда, органами госнадзора.

Порядок и периодичность общественного надзора:

  • ежедневно руководителем на рабочем месте;
  • ежемесячно на предмет исправности оборудования и инвентаря;
  • ежеквартально с целью проверки исполнения ранее выписанных предписаний.

Для ежемесячных мероприятий привлекаются профсоюзы, а в рамках ежеквартальных проводится обучение и проверка знаний ИТР.

Бывает еще и ведомственный контроль, реализуемый министерствами или вышестоящими организациями. Четких сроков его проведения не установлено. Проводится по мере необходимости с целями:

  • изучить условия работы;
  • установить причины травматизма;
  • расследовать происшествия;
  • организовать обучение;
  • оценить состояние рабочих мест.

В интервалах между ведомственными проверками перечисленные задачи тоже реализуются специалистами по охране труда и уполномоченными ответственными лицами.

Избранные уполномоченные регулярно предоставляют отчет на общем собрании предприятия. Их можно отозвать до окончания срока полномочий решением того же органа, которым они избраны.

Причинами отзыва становятся:

  • неисполнение функционала;
  • отсутствие требовательности при защите интересов и прав сотрудников.

Таким образом, осуществление мероприятий по соблюдению прав и законных интересов сотрудников в сфере охраны труда происходит при участии органов профсоюза, уполномоченных сотрудников, которые имеют право формировать для выполнения своих целей собственные инспекции.

Мероприятия осуществляются на регулярной основе с применением обширного перечня прав и полномочий по такому надзору, в том числе положений, содержащих нормы, связанные с трудовым правом.

Общественный контроль за охраной труда – это деятельность профсоюзных органов и уполномоченных лиц по вопросам соблюдения трудового законодательства в организациях в соответствии с установленными нормами.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Уполномоченными лицами могут быть представительные органы выбранные работниками или отдельные работники предприятия. Представительные органы вправе создавать свои инспекции.

Нормативная база

Основным правовым документом является Конституция РФ. Статья 37 этого закона дает право на труд каждому гражданину и запрещает принудительную работу.
В Конституции сказано, что каждый работающий гражданин имеет право на безопасный труд, оплату и защиту государства от безработицы.

Контроль, за соблюдением и охраной трудовых отношений, регламентируется ТК РФ.

С 2006 года Трудовой кодекс РФ дает право организовывать службы охраны труда в организациях, при условии, если число работников превысило 50 человек. В штатное расписание можно включать должность инженера по технике безопасности или другого специалиста, отвечающего за охрану труда.

Также существует множество указов Президента РФ и различных постановлений Правительства РФ в области защиты труда.

В организациях или на предприятиях утверждаются локальные документы, определяющие права работников на безопасный труд.

Понятия

Общественная охрана труда включают в себя ряд действий, направленных на обеспечение безопасности на производстве, таких как:

  • технические;
  • организационные;
  • санитарные;
  • реабилитационные;
  • социальные;
  • экономические.

За проведение вышеназваных мероприятий ответственность несет руководитель предприятия, общественный контроль, профсоюзные организации и уполномоченные лица.

К понятиям относятся и такие термины:

  • Охрана труда – комплекс мер, обеспечивающие жизнь и здоровье человека в условиях производства и в соответствии с нормативно-правовой базой.
  • Условия труда – организация рабочего места и места отдыха для работника.
  • Вредные факторы на производстве – нарушение санитарно — гигиенического порядка.
  • Опасность на производстве – нарушение правил эксплуатации приборов и механизмов.
  • Безопасность – соблюдение необходимых требований работниками и руководством.
  • Техника безопасности — комплекс мер на предприятии направленных против травматизма и профессиональных заболеваний.

Виды

Существует два вида общественного контроля охраны труда.

Ведомственный

Этот вид контроля регулируется вышестоящие организации на основании нормативно-правовой базы в отношении подчиненных организаций. Такой контроль проводят профильные министерства и ведомства, ассоциации и другие организации.

В компетенцию ведомственного контроля входит:

  • Проведение анализа условий работы в организациях.
  • Выявление причин полученных травм во время работы.
  • Участие в расследовании происшествий на рабочем месте.
  • Проведение обучающих семинаров.
  • Выполнение работ по аттестации (сертификации) рабочих мест.

На самих предприятиях и производствах эту функцию обязаны выполнять специалисты по технике безопасности.

Административно-общественный

Он проводится для снижения опасных факторов на производстве, травматизма и заболеваний. Такую функцию выполняет руководство организации совместно с профсоюзом.

Этот вид контроля может быть многоступенчатым:

  • Первая ступень – это проверки, проводимые руководством на рабочем участке каждый день перед работой.
  • Вторая ступень – ежемесячный контроль руководителя предприятия совместно с органами общественного контроля. Цель проверки – техническое состояние оборудование и подсобных помещений, выполнение профилактических мероприятий.
  • Третья ступень – это ежеквартальные проверки по результатам устранения выявленных ранее недостатков и предписаний, организация обучения инженерно-технического состава и проверка полученных знаний.

Организация общественного контроля за охраной труда в организации

Безопасный труд гарантирован гражданину Конституцией РФ. Вопросы охраны труда регулируется ТК РФ.

Осуществляют контроль:

  • профессиональные союзы;
  • уполномоченные лица.

Профсоюзы имеют право:

  • следить за выполнением норм и правил закона о труде;
  • организовать и провести независимую экспертизу;
  • быть участниками комиссий по расследованию несчастных случаев и причин профессиональных заболеваний;
  • запрашивать любые сведения от руководящих органов, относительно условий работы;
  • оказывать помощь пострадавшим членам профсоюза в возмещении вреда здоровью, полученному во время работы;
  • требовать остановку работы у работодателя, в случаях грубого нарушения правил безопасности.

Согласно части 2 ст.370 ТК РФ руководителю отводится семь дней для устранения выявленных недостатков после получения требования от профсоюзного органа.

Уполномоченные лица избираются на общем собрании работников, на какой срок и какое количество уполномоченных лиц - определяется . Права у них такие же, как и у профсоюзов – охрана труда, защита социальных прав и гарантий трудящихся.

Уполномоченные лица (или орган) входят в состав комитета по охране труда вместе с представителями профсоюза. Обычно – по пять человек от каждого органа.

Комитет утверждается приказом руководителя и имеет следующие полномочия:

  • контролировать выполнение работодателем установленных законом норм работы на производстве;
  • защищать интересы работников в государственных или муниципальных органах по возникшим трудовым спорам;
  • ознакомлять работников с их законными правами на производстве и др.

Документальное оформление

Чтобы состояние охраны труда на предприятии соответствовало установленным законодательством правилам, необходимо:

  • утвердить руководителем инструкцию по охране труда;
  • разработать журналы регистраций;
  • составить график медицинских осмотров;
  • принять положение о выдаче работникам средств защиты и др.

Если подробнее остановиться каким должен быть журнал, надо отметить, что есть журналы, обязательные в каждой организации, а есть – необходимые при специальных работах.

К обязательным относятся журналы:

  • регистрации вводного инструктажа;
  • учета инструкций по охране труда на предприятиях;
  • регистрации несчастных случаев на производстве;
  • учета выданных инструкций работникам;
  • учета технического состояния оборудования;
  • проверки соблюдения правил по охране труда и др.

Пример

Административно-общественный контроль за состоянием охраны труда на АТП является одним из наиболее эффективных методов контроля, осуществляемого администрацией совместно с профсоюзной организацией.
Административно-общественный контроль проводится по срокам в три ступени.
Административно-общественный контроль за охраной труда осуществляет администрация предприятия или организации совместно с профсоюзной организацией по схеме оперативного контроля.
Проводит административно-общественный контроль состояния техники безопасности на закрепленном маршруте.
Проводит административно-общественный контроль состояния техники безопасности в смене и на закрепленном маршруте.
Проводит еженедельно административно-общественный контроль состояния безопасности труда.
Как проводится административно-общественный контроль.
Участвует в административно-общественном контроле по охране труда.
На производстве проводится трехступенчатый административно-общественный контроль за состоянием охраны труда.
Главным из них является оперативный административно-общественный контроль.
Четыре раза в месяц проводит административно-общественный контроль состояния охраны труда на предприятии.
Совместно с комитетом профсоюза организует работу административно-общественного контроля по охране труда на предприятии.
Совместно с представителем ЦК профсоюза организует работу административно-общественного контроля по охране труда на четвертой ступени.
В Министерстве газовой промышленности устанавливается шестиступенчатая система внутриведомственного и административно-общественного контроля за состоянием охраны труда на предприятиях и в организациях.
Проводит совместно с общественным инспектором по охране труда административно-общественный контроль.

Проводит совместно с общественным инспектором по охране труда административно-общественный контроль состояния техники безопасности в подразделении.
Проверяет регулярность и качество прове дения в подразделениях предприятия административно-общественного контроля состояния охраны труда.
За соблюдением безопасных условий работы в цехе осуществляется трехступенчатый или административно-общественный контроль. Первая ступень контроля: мастер (начальник цеха) вместе с общественным инспектором или дежурным по охране труда ежедневно за 15 - 20 мин до начала смены проверяют рабочие места, исправность оборудования, инструмента, технологической оснастки, работу вентиляционных установок, состояние ограждений, сигнализации и местного освещения, наличие знаков безопасности, средств индивидуальной защиты и их соответствие характеру выполняемой работы. Выявленные недостатки устраняют немедленно или разрабатывают мероприятия по их ликвидации. В течение смены мастер контролирует соблюдение технологической дисциплины, исправность оборудования и оснастки, чистоту рабочих мест, проходов и проездов, осуществляет надзор за выполнением станочниками безопасных приемов труда, использованием средств индивидуальной защиты.
Ежемесячная оценка состояния безопасности труда по подразделениям производится по результатам административно-общественного контроля с расчетом оперативного коэффициента безопасности труда.
Два раза в месяц проводит совещания по охране труда по результатам административно-общественного контроля с участием главных специалистов, службы охраны труда и представителя профкома для принятия мер по устранению недостатков в работе по охране труда.
Разрабатывает ежемесячный оперативный план мероприятий по охране труда на участке по результатам административно-общественного контроля и для выполнения предписаний, приказов и решений по охране труда.
Разрабатывает ежеквартальные оперативные планы работ по охране труда, по результатам проведения административно-общественного контроля, а также для выполнения предписаний, приказов и решений по охране труда.
Проводит оперативное собрание рабочих для разбора случаев нарушения инструкций по охране труда и результатов проведения административно-общественного контроля.
Ответственность за организацию работы четвертой ступени контроля, выполнение намеченных мероприятий, а также эффективность административно-общественного контроля всех ступеней в подведомственных структурных подразделениях возлагается на начальника и главного инженера объединения, которые раз в полугодие информируют министерство (ВПО) о состоянии условий безопасности труда.
Проводит оперативные собрания рабочих смены для разбора случаев нарушения инструкций по охране труда и результатов проведения административно-общественного контроля и обеспечивает устранение обнаруженных недостатков по охране труда.
Проводит оперативные собрания рабочих смены для разбора случаев нарушения инструкций - no охране труда и результатов проведения административно-общественного контроля и обеспечивает устранение обнаруженных недостатков по охране труда.
В борьбе за снижение и устранение производственного травматизма на производстве важное место принадлежит регулярному проведению на предприятиях и в организациях административно-общественного контроля и самоконтроля за состоянием охраны труда.
В обязанности главного инженера входят также руководство разработкой и внедрением более совершенных средств по охране труда, механизации трудоемких работ, обеспечение рабочих качественными средствами индивидуальной защиты, организация совместно с профкомом регулярного административно-общественного контроля. Он обеспечивает: выполнение предписаний органов государственного надзора, вышестоящих организаций, технической инспекции труда и предложений общественных инспекторов и комиссий охраны труда профсоюзного комитета; руководителей подразделений нормативными документами, правилами и знаками безопасности.
Как член профсоюза рабочий имеет право при избрании его инспектором по охране труда осуществлять общественный контроль по охране труда в объеме первой ступени административно-общественного контроля, а при избрании председателем комиссии по охране труда (КОТ) или председателем профсоюзного комитета участвовать на более высоком уровне в работе административно-общественного контроля.