Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Правовой режим посткриминального контроля при отдельных видах освобождение от наказания Контроль за поведением условно осужденных

Правила осуществления контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания

1. Общие положения

1. Настоящие Правила осуществления контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания (далее-Правила) определяют порядок осуществления учета лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания (далее-условно-досрочно освобожденные) и контроля за исполнением возложенных на них обязанностей.
2. По прибытии по месту жительства условно-досрочно освобожденные лица подлежат регистрации, с постановкой на профилактический учет органов внутренних дел и заведением контрольного дела (приложение 1 к Правилам).
3. Основанием для заведения контрольного дела является постановление суда об условно-досрочном освобождении лица от отбывания наказания.
4. Органы внутренних дел:
1) в день прибытия к избранному месту жительства на условно-досрочно освобожденных лиц заводят контрольные дела и ставят на профилактический учет;
2) осуществляют профилактическую работу по месту жительства;
3) применяют оперативно-розыскные и иные возможности для своевременного получения информации о правонарушениях, уклонениях от исполнения обязанностей, возложенных судом, замышляемых, подготавливаемых или совершенных преступлениях условно-досрочно освобожденными лицами;
4) взаимодействуют с органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан, с целью получения информации об условно-досрочно освобожденном лице.
5. Хранение контрольных дел обеспечивается в служебных помещениях подразделений общественной безопасности, участковых пунктах полиции органов внутренних дел в соответствии с условиями хранения служебной несекретной документации.
6. Основанием прекращения ведения контрольного дела является осуждение условно-досрочно освобожденного лица за совершение повторного преступления с отменой условно-досрочного освобождения, окончание срока неотбытой части наказания условно-досрочного освобождения, отмена условно-досрочного освобождения, смерть условно-досрочно освобожденного лица.
7. Контроль за обеспечением учета и профилактической работы с условно-досрочно освобожденными лицами возлагается на одного из заместителей начальника городского (районного) органа внутренних дел (далее-ГОРОВД).

2. Организация учета и профилактической работы с условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания

8. Начальник ГОРОВД, получив из органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан сообщение в отношении условно-досрочно освобожденного лица, поручает подразделению общественной безопасности осуществление контроля за прибытием условно-досрочно освобожденных лиц на постоянное место жительства.
9. После прибытия условно-досрочно освобожденных лиц на постоянное место жительства начальник ГОРОВД поручает:
1) подразделению общественной безопасности ГОРОВД взять на профилактический учет и направить информацию в дежурные части, специальные учреждения и комплексные силы полиции;
2) подразделению криминальной полиции ГОРОВД взять на оперативный учет условно-досрочно освобожденное лицо.
10. После постановки на профилактический учет условно-досрочно освобожденных лиц начальник ГОРОВД:
1) уведомляет органы и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан;
2) поручает криминальной полиции, дежурным частям, специальным учреждениям и комплексным силам полиции ГОРОВД своевременно представлять информацию в подразделения общественной безопасности ГОРОВД о фактах правонарушений со стороны условно-досрочно освобожденных лиц и уклонения от исполнения обязанностей, возложенных на них судом.
11. Участковый инспектор полиции проводит с условно-досрочно освобожденным лицом беседу, предупреждает о соблюдении правил регистрации по месту жительства и контролирует её своевременность, проверяет достоверность данных, указанных в направленной из мест лишения свободы информационно-поисковой карте (далее - ИПК-ЛЦ).
12. Контрольное дело регистрируется в первой части журнала регистрации контрольных дел условно-досрочно освобожденных лиц (приложение 2 к Правилам).
13. Контрольное дело ведется в течение всего срока неотбытой части наказания.

14. Условно-досрочно освобожденные лица, отбывшие наказание:
1) за преступления, совершенные при особо опасном рецидиве, а равно за преступления, содержащие признаки экстремизма;
2) за тяжкие и особо тяжкие преступления или судимыми два и более раз к лишению свободы за умышленные преступления по истечении срока неотбытой части наказания переводятся в категорию лиц, подпадающих под действие Закона Республики Казахстан «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
15. В отношении условно-досрочно освобожденных лиц, за исключением лиц, отбывших наказание за преступления указанные в пункте 14 настоящих Правил, по истечении срока неотбытой части наказания ведение контрольного дела прекращается с последующей постановкой на профилактический учет и заведением контрольной карточки.
16. В контрольное дело подшиваются копии справки об освобождении из мест лишения свободы, приговоров суда (в случае их отсутствия участковым инспектором направляется запрос в исправительное учреждение), постановления суда об условно-досрочном освобождении, требование о проверке на судимость, ИПК-ЛЦ на условно-досрочно освобожденного, автобиография, подробное объяснение о судимостях и схема связей (приложение 3 к Правилам).
17. После заведения контрольного дела участковый инспектор полиции направляет в областное адресное бюро сторожевую карточку на условно-досрочно освобожденное лицо (приложение 4 к Правилам).
18. Сторожевая карточка подлежит изъятию при получении уведомления о переезде условно-досрочно освобожденного лица на новое местожительство за пределы области (республики), осуждении за повторное преступление с отменой условно-досрочного освобождения, истечении срока неотбытой части наказания и его смерти.

3. Обеспечение контроля за исполнением постановлений
судов в отношении лиц, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания

19. По прибытии к месту жительства условно-досрочно освобожденных лиц из органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Республики Казахстан начальник органа внутренних дел готовит сообщение в суд об установлении обязанностей на условно-досрочно освобожденных лиц (приложение 5 к Правилам) и в трехдневный срок направляет его в суд района (города).
20. Суд по месту жительства условно-досрочно освобожденного лица, получив сообщение органа внутренних дел, выносит постановление, в котором указывает конкретные действия, время, место и способ исполнения обязанностей лица на период срока неотбытой части наказания.
21. Получив постановление судьи об установлении обязанностей, начальник ГОРОВД или его заместитель в присутствии участкового инспектора полиции разъясняет условно-досрочно освобожденному лицу ответственность за их нарушения.
22. Копия постановления суда об установлении обязанностей на условно-досрочно освобожденного лица подшивается в контрольное дело и направляется в криминальную полицию.
23. При неприбытии на постоянное место жительства, либо отсутствии условно-досрочно освобожденного лица по месту жительства более 5 суток по неуважительным причинам и установлении фактов злостного уклонения от исполнения обязанностей, участковый инспектор полиции докладывает об этом письменным рапортом начальнику ГОРОВД и проводит первоначальные мероприятия по установлению его местонахождения и причин уклонения.
24. В случае совершения неоднократных административных правонарушений и злостного уклонения от исполнения обязанностей начальник ГОРОВД направляет в суд мотивированное представление (приложение 6 к Правилам), о возможности отмены условно-досрочного освобождения и исполнения оставшейся неотбытой части наказания, с приложением материалов и контрольного дела.

4. Осуществление контроля за условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания

25. Контроль за условно-досрочно освобожденными лицами осуществляется по их месту жительства. Если по уважительным причинам, условно-досрочно освобожденное лицо не может проживать по данному адресу, начальник органа внутренних дел по его заявлению может разрешить ему временное проживание в другом месте, в пределах обслуживаемой городским районным органом внутренних дел территории.
26. В целях полноты осуществления контроля за исполнением установленных судом обязанностей условно-досрочно освобожденными, сотрудники органов внутренних дел имеют право:
1) запрашивать и получать сведения о поведении условно-досрочно освобожденных лиц по месту работы и жительства от граждан и администрации организаций, независимо от форм собственности;
2) вызывать условно-досрочно освобожденных лиц на собеседование в органы внутренних дел, при необходимости проводить такие беседы в присутствии родственников, с их согласия;
3) требовать от условно-досрочно освобожденных лиц устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением возложенных судом обязанностей.
27. Участковый инспектор полиции обязан проводить с условно-досрочно освобожденным лицом по месту жительства предупредительную работу по недопущению случаев уклонения от исполнения установленных судом обязанностей и совершения им правонарушений.
28. По результатам каждого посещения жилища условно-досрочно освобожденного лица участковый инспектор полиции или сотрудник полиции, проверявший последнего, по указанию начальника ГОРОВД делает соответствующую отметку в листке контроля (приложение 7 к Правилам).
29. Обязательство являться в орган внутренних дел применяется в целях контроля за условно-досрочно освобожденными лицами, а также проведения бесед профилактического характера. Часы явок устанавливаются с таким расчетом, чтобы это не повлияло на работу и учебу условно-досрочно освобожденного лица.
30. Регистрация явки условно-досрочно освобожденного лица в орган внутренних дел осуществляется в подразделении общественной безопасности либо в участковых пунктах полиции, о чем делается отметка в специальном регистрационном листе (приложение 8 к Правилам).
31. По каждому факту нарушения установленных судом обязанностей участковый инспектор полиции составляет рапорт (приложение 9 к Правилам) и соответствующие материалы, которые в установленном порядке направляет в суд с обеспечением явки условно-досрочно освобожденного лица.
32. В случае неявки по вызову в орган внутренних дел или в суд осуществляется принудительный привод условно-досрочно освобожденного лица.
33. Если нарушение установленных судом обязанностей выявлено органом внутренних дел на территории обслуживания которого условно-досрочно освобожденное лицо не проживает, протокол об административном правонарушении для принятия мер направляется в орган внутренних дел, осуществляющий за этим лицом контроль.
34. Вопросы о временном выезде лица, условно-досрочно освобожденного, с места постоянного жительства за пределы района (города, области), рассматривает начальник ГОРОВД или его заместитель, на основании письменного заявления условно-досрочно освобожденного лица и рапорта участкового инспектора, с указанием причин выезда, данных, характеризующих поведение лица в период нахождения на профилактическом учете. О принятом решении делается соответствующая запись на заявлении.
35. При разрешении условно-досрочно освобожденному лицу временного выезда в другой населенный пункт и нахождения там более суток, ему выдается под расписку маршрутный лист (приложение 10 к Правилам), в котором указывается дата разрешения на выезд в другой населенный пункт, цель поездки и срок пребывания, обязанность условно-досрочно освобожденного лица зарегистрироваться в местном органе внутренних дел, являться по вызову в установленное время в орган внутренних дел, известить о своем возвращении участкового инспектора полиции, осуществляющего за ним контроль по месту постоянного жительства. О выезде условно-досрочно освобожденного лица участковый инспектор полиции письменно уведомляет орган внутренних дел, на территорию обслуживания которого он должен прибыть (приложение 11 к Правилам).
36. По приезду условно-досрочно освобожденного лица на территорию обслуживания другого органа внутренних дел, сотрудник подразделения общественной безопасности или участковый инспектор полиции регистрирует прибывшего во второй части журнала регистрации УДО от отбывания наказания, прибывших на территорию обслуживания органа внутренних дел для временного проживания, вносит соответствующие отметки в маршрутный лист, заверяет их печатью (штампом) органа внутренних дел.
37. Участковый инспектор полиции в течение срока временного проживания, условно-досрочно освобожденного лица осуществляет наблюдение за его поведением и образом жизни, устанавливает ему дни явки для проведения бесед, по окончании срока пребывания вносит в маршрутный лист запись о его поведении по месту временного проживания.
38. При возвращении условно-досрочно освобожденного лица к постоянному месту жительства участковый инспектор полиции, осуществляющий за ним контроль, знакомится с записями в маршрутном листе, делает в нем отметку о прибытии данного лица и приобщает маршрутный лист к контрольному делу.
39. При выезде условно-досрочно освобожденного лица на постоянное место жительства в другой населенный пункт орган внутренних дел:
1) осуществляющий контроль направляет информацию (приложение 12 к Правилам) в орган внутренних дел, на территории которого будет проживать условно-досрочно освобожденное лицо;
2) по новому месту жительства условно-досрочно освобожденного лица в трехдневный срок проверяет прибытие последнего по указанному адресу и извещает орган, направивший информацию;
3) после получения подтверждения о прибытии условно-досрочно освобожденного лица по избранному месту жительства направляет контрольное дело и имеющуюся в криминальной полиции информацию, в орган внутренних дел по новому месту жительства, для дальнейшего осуществления контроля;
4) направивший контрольное дело, в трехдневный срок письменно уведомляет о перемене условно-досрочно освобожденным лицом постоянного места жительства областное адресное бюро (приложение 13 к Правилам). В таком же порядке уведомляется адресное бюро при: осуждении условно-досрочно освобожденного лица за повторное преступление, с отменой условно-досрочного освобождения; отмене условно-досрочного освобождения; смерти условно-досрочно освобожденного лица.
40. Условно-досрочно освобожденному лицу при выезде на постоянное место жительство выдается контрольный листок (приложение 14 к Правилам), в котором указывается дата отъезда, адрес нового места жительства и срок явки на регистрацию в орган внутренних дел по новому месту жительства.

Контроль за поведением условно-досрочно освобожденных на постпенитенциарной стадии, которая охватывает при УДО период времени с момента досрочного освобождения осужденного до момента истечения неотбытой части наказания, осуществляет специализированный государственный орган, которым является уголовно-исполнительная инспекция.

При этом в УИК и подзаконных нормативных актах, принятых в развитие содержащихся в нем положений, вопросы контроля за условно-досрочно освобожденными не урегулированы. Так, в Положении «Об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности» утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16июня 1997 г. (с изм. от 20 февраля 1999 г.) контроль за поведением условно-досрочно освобожденных в числе прочих задач уголовно-исполнительных инспекций не значится. Нет указания на такого рода контроль и в Инструкции «По организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», утвержденной приказом Министерства Юстиции от 20 мая 2009 г. Поэтому видится необходимым дополнить указанные законодательные акты нормами, которые регулировали бы контроль за условно-досрочно освобожденными.

В уголовно-исполнительном законодательстве регламентирован лишь контроль за условно осужденными (ч. 1 ст. 187 УИК РФ). Однако, исходя из того, что правовое положение условно-досрочно освобожденных, по сути, аналогично таковому и у условно осужденных, то и контроль за ними должен осуществляться одним и тем же органом. При этом в ч. 2 ст. 87 УИК РФ отмечается, что к осуществлению контроля условно осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.

Действительно, в соответствии с п. 26 ст. 12 Закона «О полиции» от 07 февраля 2011 г, полиция обязана осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами освобожденными из мест лишения свободы установленных для них судом запретов и ограничений (п. 18 ст. 10 Закона от 18 апреля 1991 г. (в ред. от 15 июля 2009 г.) «О милиции»). В соответствии с п. 9.15 Инструкции «По организации деятельности участкового уполномоченного», утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. такой контроль возложен на участковых уполномоченных милиции. Приказом МВД РФ от 30 марта 2006 г. «О внесении изменений в Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900» положения указанной Инструкции были дополнены обязанностью участкового уполномоченного милиции заводить учетно-профилактические дела на лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом, а также разъяснен порядок заведения, хранения, ведения и сдачи учетно-профилактических дел. Как отмечает Т.Ю. Конькова необходимость внесения этих изменений возникла в связи с тем, что без заведения таких дел и приобщения к ним характеризующих материалов на осужденного, совершившего нарушение общественного порядка или уклоняющегося от исполнения обязанностей было невозможно направить представление в суд об отмене досрочного освобождения под условием.



Таким образом, анализ статьи 187 УИК РФ дает основание полагать, что контроль за условно-досрочно освобожденными осуществляет и уголовно-исполнительная инспекция и участковый уполномоченный милиции. При этом необходимо иметь в виду, что содержание деятельности органов внутренних дел по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных существенно отличается от содержания контролирующей деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Органы внутренних дел в лице участковых уполномоченных выполняют контрольно-профилактические функции (профилактика правонарушений, новых преступлений) Инспекции же выполняют функции контрольно-исполнительные. Соответствующая обязанность органов внутренних дел, отмечает П.Н. Панченко, возникает не в связи с уголовно-исполнительным правоотношением, возникшем ввиду обвинительного приговора и необходимости исполнения наказания, а в связи с уголовно-профилактическим правоотношением, появление которого связано с судимостью лица. Если уголовно-исполнительная инспекция выполняет в основном контрольно-исполнительные функции, то органы внутренних дел именно контрольно-профилактические, имеющие целью недопущения (предупреждение) подобных фактов. Исходя из сказанного, указанные органы должны взаимно содействовать друг другу в достижении общих правоохранительных целей, каковыми являются противодействие преступлениям и обеспечение правопорядка.



В настоящее время условно-досрочно освобожденные обязаны не реже одного раза в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для отчета о своем поведении, исполнении возложенных на них судом обязанностей. Уголовно-исполнительные инспекции правомочны вызывать условно-досрочно освобожденных для проведения, к примеру, профилактических бесед, дачи разъяснений по различным вопросам.

В целях повышения эффективности контроля за условно-досрочно освобожденными Т.Ф. Минязева предлагает активно использовать положительный опыт ряда зарубежных государств в этой области (Англии, Бельгии, Франции). В частности, автор видит целесообразным внедрение в практику работы уголовно-исполнительных инспекций электронных браслетов, по типу радиопередатчиков, которые обязаны носить условно-досрочно освобожденные на протяжении всего срока неотбытой части наказания. Данные устройства смонтированы таким образом, что позволяют определять местонахождение лица в любое время суток, а в программу, обеспечивающую их системное функционирование, закладываются допустимые маршруты передвижения условно-досрочно освобожденного (на работу, в магазин или школу). Отклонение лица от заданных маршрутов, равно как и попытка избавления от этого браслета фиксируется на пульте дежурного.

Думается, использование подобного рода изобретений не способно в полной мере выявить действительное поведение условно-досрочного освобожденного в процессе осуществления над ним контроля. Дело в том, что применение рассматриваемых приборов изначально моделирует именно правомерное поведение лица, причем правомерное на безальтернативной основе. У осужденного с электронным браслетом по существу нет возможности сделать выбор на основании нескольких альтернатив поведения, а следовательно, с его стороны будет отсутствовать и такой показатель поступка, как борьба мотивов.

Одна ситуация, когда условно-досрочно освобожденный не покидает место жительства в вечернее время, заведомо зная, что о его поведении тут же станет известно контролирующему органу. Вряд ли в подобных условиях он вообще на это отважится. И совсем другой случай, если лицо не нарушает вышеуказанный запрет, не находясь под постоянным надзором. Имея определенную альтернативу поведения, субъект сталкивается с более сложной дилеммой и, если при данных обстоятельствах он все-таки исполняет возложенную судом обязанность, то это свидетельствует о формировании у него положительных поведенческих установок. Поэтому вывод об окончательном исправлении условно-досрочно освобожденных, думается, будет верным лишь при условии наличия у них свободы выбора в поведении. Обеспечение же повышения качества контроля возможно, например, путем сбора информации о поведении лица (на работе, в школе, по месту жительства) представителями уголовно-исполнительной инспекции.

Контроль за поведением условно-досрочно освобожденных на постпенитенциарной стадии, которая охватывает при УДО период времени с момента досрочного освобождения осужденного до момента истечения неотбытой части наказания, осуществляет специализированный государственный орган, которым является уголовно-исполнительная инспекция.

При этом в УИК и подзаконных нормативных актах, принятых в развитие содержащихся в нем положений, вопросы контроля за условно-досрочно освобожденными не урегулированы. Так, в Положении «Об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности» утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16июня 1997 г. (с изм. от 20 февраля 1999 г.) контроль за поведением условно-досрочно освобожденных в числе прочих задач уголовно-исполнительных инспекций не значится. Нет указания на такого рода контроль и в Инструкции «По организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества», утвержденной приказом Министерства Юстиции от 20 мая 2009 г. Поэтому видится необходимым дополнить указанные законодательные акты нормами, которые регулировали бы контроль за условно-досрочно освобожденными.

В уголовно-исполнительном законодательстве регламентирован лишь контроль за условно осужденными (ч. 1 ст. 187 УИК РФ). Однако, исходя из того, что правовое положение условно-досрочно освобожденных, по сути, аналогично таковому и у условно осужденных, то и контроль за ними должен осуществляться одним и тем же органом. При этом в ч. 2 ст. 87 УИК РФ отмечается, что к осуществлению контроля условно осужденных привлекаются работники соответствующих служб органов внутренних дел.

Действительно, в соответствии с п. 26 ст. 12 Закона «О полиции» от 07 февраля 2011 г, полиция обязана осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами освобожденными из мест лишения свободы установленных для них судом запретов и ограничений (п. 18 ст. 10 Закона от 18 апреля 1991 г. (в ред. от 15 июля 2009 г.) «О милиции»). В соответствии с п. 9.15 Инструкции «По организации деятельности участкового уполномоченного», утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. такой контроль возложен на участковых уполномоченных милиции. Приказом МВД РФ от 30 марта 2006 г. «О внесении изменений в Приказ МВД России от 16 сентября 2002 г. № 900» положения указанной Инструкции были дополнены обязанностью участкового уполномоченного милиции заводить учетно-профилактические дела на лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых установлены ограничения в соответствии с законом, а также разъяснен порядок заведения, хранения, ведения и сдачи учетно-профилактических дел. Как отмечает Т.Ю. Конькова необходимость внесения этих изменений возникла в связи с тем, что без заведения таких дел и приобщения к ним характеризующих материалов на осужденного, совершившего нарушение общественного порядка или уклоняющегося от исполнения обязанностей было невозможно направить представление в суд об отмене досрочного освобождения под условием.


Таким образом, анализ статьи 187 УИК РФ дает основание полагать, что контроль за условно-досрочно освобожденными осуществляет и уголовно-исполнительная инспекция и участковый уполномоченный милиции. При этом необходимо иметь в виду, что содержание деятельности органов внутренних дел по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных существенно отличается от содержания контролирующей деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Органы внутренних дел в лице участковых уполномоченных выполняют контрольно-профилактические функции (профилактика правонарушений, новых преступлений) Инспекции же выполняют функции контрольно-исполнительные. Соответствующая обязанность органов внутренних дел, отмечает П.Н. Панченко, возникает не в связи с уголовно-исполнительным правоотношением, возникшем ввиду обвинительного приговора и необходимости исполнения наказания, а в связи с уголовно-профилактическим правоотношением, появление которого связано с судимостью лица. Если уголовно-исполнительная инспекция выполняет в основном контрольно-исполнительные функции, то органы внутренних дел именно контрольно-профилактические, имеющие целью недопущения (предупреждение) подобных фактов. Исходя из сказанного, указанные органы должны взаимно содействовать друг другу в достижении общих правоохранительных целей, каковыми являются противодействие преступлениям и обеспечение правопорядка.

В настоящее время условно-досрочно освобожденные обязаны не реже одного раза в месяц являться в уголовно-исполнительную инспекцию для отчета о своем поведении, исполнении возложенных на них судом обязанностей. Уголовно-исполнительные инспекции правомочны вызывать условно-досрочно освобожденных для проведения, к примеру, профилактических бесед, дачи разъяснений по различным вопросам.

В целях повышения эффективности контроля за условно-досрочно освобожденными Т.Ф. Минязева предлагает активно использовать положительный опыт ряда зарубежных государств в этой области (Англии, Бельгии, Франции). В частности, автор видит целесообразным внедрение в практику работы уголовно-исполнительных инспекций электронных браслетов, по типу радиопередатчиков, которые обязаны носить условно-досрочно освобожденные на протяжении всего срока неотбытой части наказания. Данные устройства смонтированы таким образом, что позволяют определять местонахождение лица в любое время суток, а в программу, обеспечивающую их системное функционирование, закладываются допустимые маршруты передвижения условно-досрочно освобожденного (на работу, в магазин или школу). Отклонение лица от заданных маршрутов, равно как и попытка избавления от этого браслета фиксируется на пульте дежурного.

Думается, использование подобного рода изобретений не способно в полной мере выявить действительное поведение условно-досрочного освобожденного в процессе осуществления над ним контроля. Дело в том, что применение рассматриваемых приборов изначально моделирует именно правомерное поведение лица, причем правомерное на безальтернативной основе. У осужденного с электронным браслетом по существу нет возможности сделать выбор на основании нескольких альтернатив поведения, а следовательно, с его стороны будет отсутствовать и такой показатель поступка, как борьба мотивов.

Одна ситуация, когда условно-досрочно освобожденный не покидает место жительства в вечернее время, заведомо зная, что о его поведении тут же станет известно контролирующему органу. Вряд ли в подобных условиях он вообще на это отважится. И совсем другой случай, если лицо не нарушает вышеуказанный запрет, не находясь под постоянным надзором. Имея определенную альтернативу поведения, субъект сталкивается с более сложной дилеммой и, если при данных обстоятельствах он все-таки исполняет возложенную судом обязанность, то это свидетельствует о формировании у него положительных поведенческих установок. Поэтому вывод об окончательном исправлении условно-досрочно освобожденных, думается, будет верным лишь при условии наличия у них свободы выбора в поведении. Обеспечение же повышения качества контроля возможно, например, путем сбора информации о поведении лица (на работе, в школе, по месту жительства) представителями уголовно-исполнительной инспекции.

Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания

Комментарий к статье 183 УИК РФ:

1. Законом РФ "О милиции" установлена обязанность милиции контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений. Инструкцией по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900, на участковых уполномоченных милиции также возлагаются обязанности по осуществлению контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Однако этот контроль носит формальный характер.

2. Возложение на осужденного обязанностей не менять без уведомления постоянного места жительства, работы, учебы, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи и других обязанностей, способствующих его исправлению, которые по своему содержанию могут быть расценены как определенные ограничения, в соответствии с УК РФ возможно лишь при применении к нему условно-досрочного освобождения.

При этом предусмотрено, что в течение оставшейся не отбытой части наказания контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений.

Суд может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся неотбытой части наказания по представлению названных органов, если осужденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения.

Вместе с тем специализированный государственный орган, наделенный необходимыми полномочиями по контролю за поведением условно-досрочно освобожденных лиц, в настоящее время не определен. Следовательно, правовые основания для обеспечения надлежащего контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, за исключением условно-досрочно освобожденных военнослужащих, отсутствуют. Сложившаяся практика отмены судами условно-досрочного освобождения вследствие совершения нового преступления свидетельствует лишь об отсутствии контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания.

3. Ранее данные вопросы регулировались Положением об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. N 5364-VI, регламентировались порядок установления, осуществления и прекращения административного надзора, а также обязанности лица, находящегося под административным надзором, и ответственность за нарушение правил надзора. Институт административного надзора способствовал предупреждению повторных преступлений и действовал до вступления в силу с 1 июля 2002 г. УПК РФ и КоАП РФ.

Уровень преступности, и рецидивной в частности, особенно среди лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, не может не вызывать серьезной озабоченности государства и общества: каждое пятое преступление в стране совершается лицами, отбывшими наказание.

4. Учитывая, что в настоящее время правовое регулирование контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, носит бессистемный характер, существующая нормативная база не устанавливает четкого механизма реализации данного института, на различных уровнях неоднократно рассматривался вопрос о необходимости принятия специального федерального закона, позволяющего в полной мере урегулировать осуществление постпенитенциарного контроля.

Такой закон должен быть разработан с учетом позитивной мировой практики, поскольку европейскими и другими зарубежными государствами накоплен большой опыт применения постпенитенциарного контроля, и направлен на защиту общества от преступных посягательств, уменьшение рецидива преступности, исполнение предписаний суда в отношении освобожденных из мест лишения свободы, осуществление помощи жертвам преступлений и реабилитацию правонарушителей.

СУБЪЕКТ КОНТРОЛЯ ЗА ОСВОБОЖДЕННЫМИ

Рыбаков А. А.

5.3. ПОНЯТИЕ СУБЪЕКТА КОНТРОЛЯ ЗА УСЛОВНОДОСРОЧНО ОСВОБОЖДЕННЫМИ

Рыбаков Александр Александрович, майор юстиции, аспирант. Место учебы: Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Должность: руководитель. Место работы: Вязниковский межрайонный следственный отдел. Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Владимирской области. E-mail: [email protected]

Аннотация: Статья посвящена изучению института условно-досрочного освобождения в период неотбытой части наказания. Автором рассмотрен вопрос осуществления контроля за данной категорией лиц, а также пути его совершенствования. В результате проведенного исследования предлагается возложить данные полномочия на уголовноисполнительные инспекции ФСИН России.

Ключевые слова: осужденный, условно-

досрочное освобождение, контроль, уголовноисполнительная инспекция, полномочия.

Annotation: The article considers the institution of grant parole while remanent. The author investigates the issue of control over this category of people and the ways of its improvement. As a result of the research it is proposed to give these credentials on the criminal executive inspections (of Russian federal agency of executing of punishment).

Keywords: convict, grant of parole, control, criminal executive inspections, credentials.

Условный характер досрочного освобождения от отбывания наказания заключается в установлении контроля за поведением условно-досрочно освобожденного, за исполнением возложенных на него обязанностей, а также возможности отмены условно-досрочного освобождения в случае нарушения требований, предъявляемых к освобожденному1. Важной проблемой повышения эффективности условно-досрочного освобождения является вопрос качественной организации данного контроля за поведением лиц, освобожденных условнодосрочно.2 Для ее решения необходимо первоначально разобраться в субъекте контроля за данной категорией лиц, деятельность которого по реализации института условно-досрочного освобождения мы рассмотрим далее.

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 21 ФЗ от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»3 осуществление контроля (надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений относится к обязанностям полиции. Однако, по мнению многих ученых, исполнение данного вида освобождения от отбывания наказания не должно относиться к компетенции МВД России, что не стоит рассматри-

1 Малин П. М. Уголовно-правовые и уголовно- исполнительные проблемы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы: дне. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2000. С. 66.

2 Степанов В. В. Проблемы теории и практики условно-досрочного освобождения от отбывания наказания: на примере Тамбовской области: автореф. дне. ... канд. юрид. наук. Москва. 2009. С. 25.

3 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7. ст. 900.

вать как отстранение полиции от выполнения профилактических функций.

Вопрос о совершенствовании деятельности по контролю за условно-досрочно освобожденными зреет уже длительное время. Об этом свидетельствует и активность законодателя: в 2008 г. принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года4, предусматривающей формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений, в том числе и в отношении условно-досрочно освобожденных, в 2010 г. - Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года5, которая предопределяет обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных и предотвращение рецидива преступлений. Также следует отметить находящийся на рассмотрении в Федеральном собрании России проект Федерального закона «О пробации в Российской Федерации и системе органов и организаций, ее осуществляющих», в соответствии с которым основным исполнителем судебного решения об условно-досрочном освобождении должна стать Федеральная служба пробации.

Как следует из изложенного, вопрос стоит достаточно остро, чтобы приступить к его решению и реализации в практической деятельности, что подтверждается и результатами, полученными на практике.

Эффективность деятельности субъектов контроля за условно-досрочно освобожденными определяется множеством составляющих его элементов. К основным из них, И. М. Усманов относит: четкое законодательное закрепление правовых норм, регламентирующих условно-досрочное освобождение; правильное применение его компетентным органом; надлежащая организация исполнения принятых решений об освобождении.6

Указанные элементы взаимосвязаны и дополняют друг друга, образуя слаженную структуру, в рамках которой важная роль отводится специализированному органу. В научной литературе содержатся различные предложения о возложении полномочий по исполнению судебного решения об условно-досрочном освобождении на тот или иной орган. По этому вопросу А. М. Плюснин выделяет несколько возможных субъектов данной деятельности: сохранение контроля условно-досрочно освобожденными за подразделениями УУП; возложение обязанности по контролю за условнодосрочно освобожденными на Федеральную службу судебных приставов Российской Федерации; передача данных полномочий УИИ7.

Первый вариант - сохранение полномочий по исполнению судебного решения об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания за полицией, имеет право существовать по причине того, что уже на протяжении многих десятилетий именно ОВД МВД России

4 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 47, ст. 5489.

5 О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 14 окт. 2010 г. № 1772-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43, ст. 5544.

6 Усманов И. М. Условия эффективности условно-досрочного освобождения от отбывания наказания // Право и безопасность. 2009. № 4.

7 Плюснин А. М. Возможные направления развития организации условно-досрочного освобождения осужденных к лишению свободы в России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. № 3 С. 8-12.

Пробелы в российском законодательстве

осуществляют контроль за данной категорией лиц. Вследствие указанного накоплен богатый опыт работы с данной категорией лиц.

Интересным является мнение М. В. Нестерец, рассмотревшего данный вопрос в отношении условнодосрочно освобожденных военнослужащих. Автор предлагает возложить полномочия по учету данной категории лиц на военные суды по месту жительства, а функции по осуществлению профилактической работы - на ОВД, которые, в силу характера возлагаемых на условно-досрочно освобожденных обязанностей, единственные обладают реальной возможностью осуществлять контроль за выполнением их осужденными8. Привлечение судов к контролю за условно-досрочно освобожденными имеет свою историческую подоплеку, однако, в настоящее время, данная позиция не применима в виду разделения функционального назначения различных ветвей власти. Также мы не можем согласиться с утверждением, что ОВД являются единственным учреждением, способным осуществлять контроль за выполнением осужденных своих обязанностей, к чему мы еще вернемся в ходе нашего исследования.

В отношении ОВД, Л. В. Чуприна считает, что наложение функций контроля за условно-досрочно освобожденными на них не соответствует ни российским реалиям, ни международным стандартам9. В качестве обоснования своей точки зрения она мотивирует следующими фактами. Во-первых, уголовноисполнительная система в России подведомственна Министерству юстиции и передача функций контроля за освобожденными подразделениям ОВД выглядит непоследовательной. Во-вторых, принятыми на Конгрессе ООН 30 августа 1955 г. «Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными»10 11 предусматривающими в пп. 2 п. 60, что освобожденные из мест лишения свободы остаются под надзором в течение всего испытательного срока, однако такой надзор не должен возлагаться на полицейские власти.

Следующим возможным субъектом контроля за осужденными, которые освобождены от отбывания досрочно А. М. Плюснин называет ФССП России, которые действуют на основе Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»11 и указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»12.

Анализ правовой основы и истории функционирования данной службы позволяет нам придти к выводу, что данная версия не состоятельна по причине того, что данная служба имеет опыт исполнения только уголовного наказания в виде штрафа, а вопрос контроля за осужденными и их реабилитации никогда не относились к компетенции ФССП.

Последний, по мнению А. М. Плюснина, предполагаемый субъект исполнения судебных решений об условно-досрочном освобождении - УИИ ФСИН России, т. е. орган, относящийся к уголовно-исполнительной систе-

8 Нестерец М. В. Условно-досрочное освобождение из дисциплинарной воинской части и его роль в предупреждении преступлений: дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2004. С. 123-125.

9 Чуприна Л. В. Особенности режима испытания при условнодосрочном освобождении / Вестник Томского гос. ун-та. 2010. № 337. С. 127.

10 Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 290 - 311.

ме. Аналогичное мнение излагается в научной литера-

туре и многими другими учеными.

По мнению В. В. Степанова, это позволит более четко координировать действия и обеспечить преемственность воспитательного процесса и повысит эффективность процесса социальной адаптации в виду того, что УИИ и исправительные учреждения являются подразделениями Федеральной службы исполнения наказаний России.14 Действительно, данный факт будет являться несомненным плюсом, что положительно скажется на процессе организации взаимодействия указанных субъектов и своевременного обмена между ними информацией.

Аргументом, также свидетельствующим в пользу отнесения функции посткриминального контроля к компетенции УИИ по мнению О. Р. Рузевича и

Н. А. Симагиной, является то, что исправительное учреждение и суд смогут учитывать мнение уголовноисполнительных инспекций о целесообразности применения условно-досрочного освобождения, появится возможность своевременно вносить соответствующие коррективы в применение и развитие института условно-досрочного освобождения, так как осужденные освобождены от отбывания наказания лишь условно и в течение неотбытой части наказания сохраняется возможность отмены условно-досрочного освобождения и направления осужденного для дальнейшего отбывания наказания.15. А. А. Горшенин отмечает, что исходя из того, что правовое положение условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, по сути, аналогично таковому у условно осужденных, то и контроль за ними должен осуществляться одним и тем же органом -УИИ16.

Между тем, в международной практике также есть примеры аналогичной организации данного процесса. Например, в Швеции исполнение наказаний возложено на тюремную администрацию, а постпенитенциарный контроль и адаптация осужденных - на службу пробации страны. При этом сотрудники службы пробации начинают проводить работу со спецконтингентом еще в местах лишения свободы, и далее продолжают ее при освобождении из мест изоляции, что позволяет непрерывно осуществлять мероприятия по реабилитации осужденного17.

В связи с этим следует отметить распространенную точку зрения согласно которой контроль за условнодосрочно освобожденными должен быть сосредоточен

13 Скобелин С. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания // Уголов. право. 2009. № 6. С. 65; Степанов В. В. Проблемы теории и практики условно-досрочного освобождения от отбывания наказания: на примере Тамбовской области: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва. 2009. С. 25.; Брусницын Л. В. Надзор за преступниками - условие гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики государства / Государство и право. 2010. № 2. С. 97. и др.

14 Степанов В. В. Об организации контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно // Современные разновидности российской и мировой преступности: состояние, тенденции, возможности и перспективы противодействия / Сборник научных трудов под ред. д.ю.н., проф. Н. А. Лопашенко. Саратов, Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2005. С. 413-414.

15 Рузевич О. Р., Симагина Н. А. Актуальные проблемы практики применения условно-досрочного освобождения в Российской Федерации / Вестник Владимирского юридического института. 2012. № 1.

16 Горшенин А. А. Современные тенденции реализации норм об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания // Альманах современной науки и образования. 2009. № 12 (2). С. 37.

1 Дворянское И. В., Сергеева В. В., Баталин Д. Е. Применение альтернативных видов наказания в Западной Европе, США и России (сравнительно-правовое исследование) / М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2004. С. 82.

СУБЪЕКТ КОНТРОЛЯ ЗА ОСВОБОЖДЕННЫМИ

Рыбаков А. А.

в руках специализированного органа, которым должна стать службы пробации18.

Данное мнение соответствует общему вектору развития законодательства и правоприменительной практике в соответствии с вышеуказанными Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми на Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 г., Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, предусматривающей формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений, в том числе путем создания службы пробации, что является одним из направлений развития социальных институтов и социальной политики, и Концепции развития уголовноисполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, которая предопределяет изменение уголовно-исполнительной политики и создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации.

В контексте данного предложения не возможно не отметить проект Федерального закона «О пробации в Российской Федерации и системе органов и организаций, ее осуществляющих», в соответствии с которым определяются назначение, правовые основы, принципы и направления пробации в Российской Федерации, а также полномочия и обязанности органов и организаций, осуществляющих пробацию. В качестве основной задачи службы пробации предполагается реализация комплекса мер в отношении лиц, подвергшихся уголовному преследованию и оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в целях их социальной адаптации и социальной реабилитации, защиты их прав и интересов.

При создании данной службы, на наш взгляд, следует учесть ранее указанное мнение ученых19, считающих необходимым возложить данные функции на службу, структурно близкую к ИУ. Данное условие можно соблюсти с учетом создания службы пробации в рамках ФСИН России, что мы и предлагаем сделать. Это позволит достигнуть рассмотренных позитивных моментов. При принятии предлагаемого решения между учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, и службой пробации взаимосвязь будет находиться на должном уровне. В целом, название данного органа: УИИ или служба пробации, - не имеет принципиального значения, для достижения необходимых результатов требуется правильная организация эффективного применения усовершенствованных норм права об условно-досрочном освобождении.

Вопрос о деятельности службы пробации в настоящее время остается открытым, однако направления деятельности службы пробации определены, и работа по ее внедрению активно ведется20. В дополнение отметим, что отсутствие эффективного постпенитенциарного контроля отрицательно сказывается на эффективности

18 Уткин В. А. Европейские правила о пробации и проблемы их реализации / Вестник Томского государственного университета. 2012. № 1(3). С. 46; Клипов С. А. Контроль за лицами, освобожденными из исправительных учреждений: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар. 2012. С. 11 и др.

19 Клипов С. А. Контроль за лицами, освобожденными из исправительных учреждений, как институт уголовно-исполнительного права. / Человек: преступление и наказание. 2011. № 3. С. 64.

20 Звонов А. В., Баранов Ю.В. Современные тенденции реформиро-

вания системы уголовных наказаний в России / Вестник Пермского института ФСИН России. 2013. № 3 (10). 37.

применения данного института и не способствует борьбе с рецидивной преступностью21 1.

Список литературы:

1. Ахмедов X. X. о. К вопросу об условно-досрочном осво-

бождении несовершеннолетних от отбывания наказания в виде лишения свободы по уголовному законодательству Азербайджанской республики и Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 2. С.

2. Барсукова С. Г. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания по российскому праву: дис. ... канд. юрид. наук. Йошкар-Ола, 2000. - 201 с.

3. Василенко-Захарова О. В. Формальные основания применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 5. С. 135 137.

4. Додонов В. Н. Сравнительное уголовное право. Общая часть / под общ. ред. С. П. Щербы. М.: Юрлитинформ, 2009. 449 с.

5. Логвинов М. И.Особенности условного осуждения, амнистии и освобождения от наказания // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 4. С. 128 132.

6. Уголовное право Российской Федерации: Общая часть. Учебник / Под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М. 2006. 482.

Рецензия

на статью Рыбакова Александра Александровича «Понятие субъекта контроля за условно-досрочно освобожденными»

Наиболее позитивным способом окончания отбывания наказания в виде лишения свободы традиционно считается условно-досрочное освобождение. Освобождение осужденного из мест лишения свободы сопровождается установлением контроля за ним, однако данный контроль должен быть надлежащим образом организован, в противном случае, как показывает отечественный и международный опыт, снижается эффективность постпенитенциарного контроля.

Несмотря на значительное внимание к вопросам исполнения уголовных наказаний в современной России, вопрос о субъекте контроля за условно-досрочно освобожденными остается открытым до настоящего времени. В юридических источниках отмечается, что создание специализированного органа по контролю за данной категорией лиц, сыграло бы положительную роль в осуществлении контроля за лицами, освобождаемыми условно-досрочно. Об этом свидетельствуют и статистические данные: в 2011 г. судами Российской Федерации были удовлетворены 107,5 тыс. представлений об условно-досрочном освобождении, в 2012 г. - 90 тыс., в 2013 г. - 65 тыс. в свою очередь, за 2011 г. судами были удовлетворены 1721 представлений об отмене условнодосрочного освобождения, в 2012 г. - 1154, в 2013 - 792 ходатайство.

Решение вопроса о субъекте контроля за данной категорией лиц соответствует Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. Указанные обстоятельства предопределили необходимость анализа данного института права. Работа написана логически грамотно, понятным стилем изложения.

Вывод: статья А.А. Рыбакова «К вопросу о субъекте контроля за условно-досрочно освобожденными» соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода работам и может быть рекомендована к опубликованию в журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Доктор юридических наук, профессор С. В. Расторопов

1 Антипов А. Н., Жиляев Р. М., Дербышева Н. В. Условно-досрочное освобождение осужденных иностранных граждан (в том числе граждан из стран СНГ) и лиц без гражданства / Уголовно-исполнительное право. 2012. № 1. С. 59.