Банкротство и все что с ним связано. Банкротство предприятия: понятие, виды, процедура ликвидации компаний с долгами. Юридическая компания ЦВД

Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство).

Должник - гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, неспособные удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом.

Досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника - юридического лица, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника.

Внешнее управление (судебная санация) - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Арбитражный управляющий (временный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

Временный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

Внешний управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

Конкурсный управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных полномочий, установленных настоящим Федеральным законом.

Мораторий - приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.

Законодательство

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 127-ФЗ ОТ 26 ОКТЯБРЯ 2002 Г. О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 122-ФЗ ОТ ОТ 24 ИЮНЯ 1999 Г. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ ТОПЛИВНО - ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ N 202 ОТ 17 ФЕВРАЛЯ 1998 Г. О ГОСУДАРСТВЕННОМ ОРГАНЕ ПО ДЕЛАМ О БАНКРОТСТВЕ И ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ N 476 ОТ 22 МАЯ 1998 Г. О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЦЕДУР БАНКРОТСТВА

Банкротство почему-то воспринимается как способ закрыть предприятие, когда оно уже не способно выкарабкаться, при этом распродать его имущество, когда из него срочно необходимо "выбить" долги. Столь массовое искаженное понимание системы банкротства очень опасно, поскольку находит свое воплощение не только на словах, но и в жизни, и именно с таким пониманием подходят к банкротству конкретного предприятия обыкновенные обыватели и даже те, кто в этом процессе участвуют.

Банкротство, как и любой другой экономико-правовой институт, следует рассматривать как инструмент достижения тех или иных целей экономической политики государства. Основной характеристикой любой экономической системы, и одновременно целью управляющего воздействия на нее, является эффективность производственных ресурсов (природных, трудовых, капитальных), находящихся в распоряжении данной системы. Это верно как в отношении государства в целом, так и в отношении конкретного предприятия. Экономический смысл института банкротства в том и состоит, что этот институт должен служить механизмом установления более эффективного режима управления производственными ресурсами на уровне хозяйственных единиц - предприятий.

Значит, на самом-то деле банкротство - это по своей сути не разрушительная, а как раз созидательная мера, направленная в первую очередь на восстановление нормальной работы предприятия. Лишь те материальные ресурсы и структуры управления ими, которые в принципе не могут эффективно использоваться (т. е., грубо говоря, приносить прибыль), должны быть ликвидированы. Но в большинстве случаев, если опираться на приведенные выше оценки, нет принципиальной необходимости ликвидировать предприятие.

Значит, тот долгосрочный государственный интерес, который связан с эффективным управлением ресурсами предприятия, реализуется в рамках банкротства руками конкретных людей - арбитражных управляющих. Именно арбитражный управляющий является ключевой фигурой процедур банкротства. Он призван сделать то, что, по-видимому, не могли или не хотели сделать его предшественники (избранные участниками, акционерами, а не назначенные судом), - разработать и осуществить преобразования, приводящие к наиболее эффективному использованию оказавшихся в его управлении ресурсов. Расчет делается на то, что по своим личностным и социальным качествам управляющий лучше справится с этими задачами, чем действующий руководитель, на практике доказавший свою профессиональную непригодность. Именно управляющий является тем конкретным лицом, которое реализует стоящие перед институтом банкротства задачи на конкретном предприятии.

Проблемы, стоящие перед арбитражным управляющим, далеко не очевидны. Выбор пути, который привел бы к эффективному использованию производственных ресурсов, очень непрост. Управляющему фактически вменено в обязанность найти нового эффективного собственника. Но он лишь временно находится у руля предприятия, и представьте себе, как ему обидно, если он титаническими усилиями вытащит предприятие из кризиса, восстановит его жизнеспособность, а затем все вернется на круги своя, в руководстве окажутся те же действующие лица, что довели предприятие до кризисного состояния. А вот та обстановка, в которую попадает арбитражный управляющий в поисках объекта приложения своих сил, значительно затрудняет реализацию им своих "наилучших побуждений". Управляющий не может работать бесплатно. Платить ему будет лишь тот, кто, во-первых, заинтересован в его услугах, и во-вторых, платежеспособен. Вообще-то говоря, в наибольшей степени в банкротстве предприятия заинтересовано само предприятие. Только такой простой факт мало кому понятен. Акционеры и директора отстаивают в первую очередь какие-то свои частные интересы, и хорошо, если они в той или иной мере сочетаются с интересами предприятия как такового. Последние оказываются как бы абстрактными, есть-то они есть, а вот защищать их некому. Банкротство интересует кредиторов предприятия прежде всего как "механизм вышибания долгов". Значит именно кредиторы будут в подавляющем большинстве случаев нанимателями. Арбитражные управляющие поставлены в условия, когда у них нет иного выхода, кроме как найти заинтересованного кредитора и договариваться с ним о материальных и других условиях, а также безопасности своей деятельности. Вот здесь и необходимо усиление роли государства в лице ФСФО России, как гаранта законности действий участников процедур банкротства и защиты арбитражных управляющих. Так как в действующем механизме банкротства уже заложен конфликт интересов, а главный изъян в том, что все происходит в основном по воле и в интересах конкурсных кредиторов, а на практике - одного или нескольких наиболее крупных и наиболее активных. Ведь интересы такого кредитора в отношении предприятия заключаются в том, чтобы побыстрее вернуть свои деньги, и они так далеки от государственных интересов, связанных с принципами эффективного использования ресурсов. Ради скорейшего возврата долгов кредиторы предпочтут ликвидировать даже то предприятие, которое при условии грамотного управления могло бы выжить и со временем восстановить свою платежеспособность. Таким образом, в результате широкого развертывания процессов признания предприятий банкротами, может быть потеряно необосновано большое количество производственных мощностей и рабочих мест. Но законодатели в ныне действующем законе заложили принципы эффективного использования, т. к. в нем явно прослеживается предпочтение внешнему управлению (финансовому оздоровлению) перед ликвидацией. На практике ситуация совершенно меняется. Очевидно, что управляющий-одиночка, финансово зависимый от одного из крупных кредиторов, будет действовать именно в его интересах. Ведь конкурсные кредиторы - это, как правило, поставщики предприятия, а в условиях "зачетной" экономики всегда можно придумать незаметный постороннему взгляду вариант "безденежных" расчетов по снабжению, фактически удовлетворяющий интересы поставщика за счет предприятия. А формально доказать "предрасположенность" этого управляющего к крупному кредитору практически невозможно. Защитить свои права заинтересованные лица могут только в суде. Разногласия решаются либо судом с формальным подходом, либо управляющим единолично, под контролем крупного кредитора. В тоже время, в ходе процедур банкротства (до 2 декабря 2002 г.) полностью отстранялись от вопросов управления производством те, чьи интересы действительно могут быть долгосрочными - акционеры. Прежде всего те из них, кто заплатил за свои акции реальными деньгами (а не получил их в результате приватизации или другим даровым способом). Будучи в очереди последними, они были практически не способны защитить свои права. Такое положение приводило к тому, что банкротство часто использовалось как инструмент в борьбе за влияние на крупном предприятии, как способ "кинуть" акционеров или небольших, но реально вложивших свои ресурсы в должника кредиторов. Предположим, укрепляющий свои позиции на предприятии владелец крупного пакета акций (скупивший его за живые деньги) пытается прекратить воровство, реконструировать систему управления, снабжения и сбыта, т. е. просто-напросто навести элементарный порядок. Конечно же, находящиеся под контролем действующего руководства посреднические фирмы, через которые происходит сбыт и на которых неправомерно "оседает" существенная часть добавленной стоимости, будут пытаться (с помощью руководства) устранить влияние такого акционера, в том числе и через процедуру банкротства. Но это противоречит как интересам государства, так и интересам этого акционера или кредиторов, в данном случае просто необходимо вмешательство ФСФО, ФСНП и прокуратуры, а для этого необходимо законодательно более четко определить эти обязанности.

В России процесс приватизации с 1991 года как бы состоял из трех этапов: первый - самый короткий - приватизация прибыли; второй - чуть подольше - приватизация имущества; и идущий сейчас третий этап - приватизация долгов. Очень жаль, что государство потеряет контроль и над этим процессом, как и над первыми двумя.

Институт банкротства - мощный инструмент промышленной политики. Ни у одного другого ведомства нет таких как у ФСФО - ныне уполномоченного органа Правительства России - возможностей реально влиять на ситуацию в промышленной сфере. "Мытари" уже четыре года "порулили" в банкротстве России, и всем известно, к чему это привело. Именно в институте банкротства в наибольшей степени учтена "российская специфика", именно здесь может быть инициирован прорыв из области рыночных фантазий в область практических результатов экономической политики, поэтому именно в данной сфере губительны стандартизация и формализм. Расширение масштабов применения процедур банкротства, функций и полномочий ФСФО не может не обнадеживать, но оно же и вызывает опасения. Ведь, чем мощнее оружие, тем серьезнее ответственность тех, кто им владеет.

ФСФО России, опирающаяся в своей деятельности на территориальные и межтерриториальные органы, расположенные в крупных регионах, по своей сути - экспериментальное учреждение. В мировой практике никогда не было прецедентов перевода огромной страны, прожившей 75 лет при социализме, на рельсы рынка. Уникальна ситуация, когда большинство крупных промышленных предприятий - потенциальные банкроты, уникальна социально-психологическая обстановка в стране. Очевидно, что нет готовых рецептов, и апробированные на Западе схемы вовсе не обязательно заработают у нас. Здесь не спасет никакая экономическая теория, единственно возможный российский метод - метод проб и ошибок. И для того чтобы нормально выполнять свои функции, ФСФО России при недостаточности законных прав и полномочий от органов власти в регионах, которые давали бы возможность эффективно влиять на процессы банкротства, вынуждена действовать творчески, экспериментировать, может быть, даже в ущерб общности, системности. Иначе получится "как всегда".

ВАЛЕРИЙ КОРОЛЕВ
арбитражный управляющий третьей категории,
генеральный директор НП "Приволжская саморегулируемая организация арбитражных управляющих

Понятие банкротства

Рыночные отношения предопределяют саму сущность банкротства, поскольку связаны с риском потерь и неопределенностью экономического развития.

Определение 1

В Федеральном Законе «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ дается понятие банкротства (финансового краха, разорения) как признанной арбитражным судом неспособностью дебитора полностью погасить свою задолженность перед кредитором по финансовым обязательствам и (или) исполнить обязанность уплаты иных платежей, обязательных исполнению.

Должником считается гражданин (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель), который становится неспособным к удовлетворению требований кредитора в необходимые сроки.

Денежное обязательство - обязанность гражданина (юр. лица, ИП) к уплате определенной денежной суммы в соответствии с заключенным гражданско-правовым договорам или другим основаниям, которые указаны в Гражданском Кодексе РФ.

Обязательными платежами в Российской Федерации признаются:

  1. Налоговые отчисления и сборы;
  2. Взносы в бюджет и внебюджетные фонды.

Несостоятельность и банкротство

Действующим законодательством понятия «несостоятельность» и «банкротство» признаны равнозначными.

Замечание 1

Основной признак банкротства - неспособность гражданина (предприятия) обеспечить погашение требования кредитора по уплате задолженности в течение трех месяцев с момента наступления срока платежа. Как только истекает этот срок, кредитор вправе обратиться в арбитражный суд для того, что бы признать должника несостоятельным (банкротом).

Дело о банкротстве возбуждается лишь в тех случаях, когда задолженность юридического лица в общей сложности составляет не менее 100 тыс. руб., а гражданина - не менее 10 тыс. руб.

Причины банкротства в рыночной экономике Причинами банкротства могут быть различные факторы внешнего и внутреннего характера, присущие в целом рыночной экономике.

Внешними факторами являются:

  1. Экономические факторы (кризисное или предкризисное состояние экономики государства, спад производства, инфляционные процессы, увеличение цен на ресурсы и средства производства, высокий уровень налогов, и др.);
  2. Политические факторы (нестабильность общества, неэффективная антимонопольная политика, разрыв в экономических связях, несовершенство законодательства, слабое осуществление регулирующей функции государства);
  3. Международная конкуренция, возникающая в процессе развития научно-технического прогресса;
  4. Демографические факторы (изменение в численности, составе, населения, уклада общества, которые могут повлиять на размер и состав потребностей, а также платежеспособный спрос).

Внутренними факторами, которые ведут к появлению обанкротившихся предприятий, являются:

  1. Низкий уровень технического состояния производственной сферы;
  2. Неэффективная деятельность предприятий, вследствие чего появление дефицита собственного оборотного капитала;
  3. Наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства;
  4. Просроченные платежи клиентов предприятия;
  5. Невыгодные условия при привлечении заемных средств и др.

Замечание 2

Банкротство проявляется в результате воздействия как внешних, так и внутренних факторов. По статистике, в странах с развивающейся рыночной экономикой и устойчивым экономическим развитием, банкротство предприятий на 1/3 зависит от внешних факторов и на 2/3 от внутренних факторов.

Виды банкротства

Принято выделять следующие виды банкротства , возникающие в рыночной экономике:

  1. несостоятельность бизнеса;
  2. несостоятельность собственников;
  3. банкротство производства;
  4. «преднамеренное» банкротство
  5. «фиктивное» банкротство (умышленное);
  6. «несчастное» банкротство (по причине непредвиденных обстоятельств);
  7. «корыстное» банкротство (ложное, часто сопряжено с мошенничеством);
  8. «умышленное» банкротство (создается преднамеренно);
  9. «неосторожное» банкротство (связано с осуществлением рисковой деятельности) и др.

Термин "банкротство " в широком смысле слова используется синоним термина «несостоятельность ». В Российской Федерации эти термины совпадают (См. название закона «О несостоятельности (банкротстве)»);

Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 года определяет несостоятельность как: «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Неплатежеспособность - это невозможность предприятия расплатиться по своим обязательствам «...более трех месяцев с момента наступления даты их исполнения», которая вызывается отсутствием или нехваткой денежных средств.

Если должник при нормальном ведении дел не может выполнить свои обязательства на протяжении более трех месяцев, то относительная неплатежеспособность переходит в абсолютную неплатежеспособность .

Именно абсолютная неплатежеспособность и называется несостоятельностью того или иного субъекта хозяйственных отношений.

Таким образом, неплатежеспособность того или иного субъекта хозяйственных отношений является необходимым, но не единственным условием «несостоятельности (банкротства)».

Виды банкротства

Понятие банкротства также принято разделять на несколько основных видов:

  • Реальное банкротство. Данный вид характеризуется неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь собственного и заемного капитала. Высокий уровень потерь капитала, повышение доли кредиторской задолженности обуславливают невозможность ведения хозяйственной деятельности, вследствие чего она объявляется арбитражным судом несостоятельной в соответствии с законом о банкротстве.
  • Банкротство бизнеса. Термин банкротство бизнеса используется компанией «Dun & Bradstreet» — крупнейшим агентством по статистике банкротств, как характеристика такого вида бизнеса, который прекратил операции, принеся убытки своим кредиторам. Таким образом, бизнес определяется «Dun & Bradstreet» как несостоятельный, даже если он формально не прошел процедуру банкротства.
  • Временное (условное) банкротство, характеризуется таким состоянием неплатежеспособности организации, которое вызвано превышением актива баланса предприятия над его пассивом, а также большим размером дебиторской задолженности и затовариванием готовой продукции. Такой вид банкротства предприятия при антикризисном управлении с использованием инструментария санирования не приводит к его ликвидации. В условиях проведения арбитражных процедур административного и внешнего управления появляется реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия, переориентировать производство с учетом требований рынка и обеспечить в перспективе его устойчивое развитие.
  • Преднамеренное (умышленное) банкротство , связано с преднамеренным созданием руководителями и владельцами предприятия состояния его неплатежеспособности, нанесением ему экономического вреда (хищение средств предприятия различными способами) в личных интересах и в интересах иных лиц. Выявленные арбитражными управляющими факты преднамеренного банкротства передаются в суд для привлечения виновных к уголовному преследованию.
  • Фиктивное банкротство — это ложное объявление предприятием о своей неплатежеспособности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них льгот по уплате финансовых обязательств, либо для погашения долгов фирмы неконкурентоспособной продукцией. Виновные в ложном объявлении предприятия неплатежеспособным, в утаивании активов для погашения кредиторской задолженности преследуются в уголовном порядке по представлению арбитражных управляющих.

Банкротство как институт

Институт банкротства — совокупность условий, правил, механизмов и норм, которые определяют производственно-финансовое положение предприятия, направленных на санирование экономики.

Институт банкротства позволяет решить две задачи:

  • обеспечить должнику защиту от кредиторов , требования которых он не в состоянии удовлетворить,
  • защитить интересы каждого кредитора от неправомерных действий должника и других кредиторов, обеспечив сохранность имущества и справедливое его распределение между кредиторами.

Целью банкротства , является ликвидация тех предприятий, которые замыкают на себе неэффективность и нестабильность . Эта цель достигается в результате однонаправленных действий кредиторов, партнеров, финансовых и правовых органов.

Основная цель специалистов по банкротству — максимально эффективное использование производственного потенциала подконтрольного предприятия для вывода его из банкротного состояния.

Основными целями института банкротства является сохранение предприятия, а следовательно, и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления льгот должнику. Бесспорно, подобные положения не распространяются на умышленные или фиктивные банкротства. При этом для достижения конкретных целей используются определенные системы и органы в рамках института несостоятельности — кадровый ресурс, страховые и консалтинговые компании, развитый институт собственности, фондовые биржи, правовые нормы, традиции и т.д.

Система банкротства — это определенная система диагностики, контроля и предупреждения неплатежеспособности предприятий. Объективная необходимость в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы, одновременно являясь и основной целью.

Субъекты системы банкротства :

  • арбитражный суд;
  • собственник предприятия;
  • арбитражные менеджеры;
  • наемные работники;
  • инвесторы;
  • должник;
  • кредиторы;
  • органы государственной власти.

При открытии дела о несостоятельности (банкротстве) все из вышеназванных субъектов системы банкротства оказываются задействованными в этом процессе, являясь одновременно и основными субъектами рынка.

Как показывает мировая практика, достижение основной цели института несостоятельности — воспроизводства отношений собственности посредством системы банкротства — возможно только при соблюдении нескольких условий:

  1. Создание эффективных механизмов, призванных представлять интересы всех субъектов системы банкротства (кредиторы, наемный персонал) при ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять рационально распределять активы (конкурсную массу) должника.
  2. Установка на сохранение перспективных предприятий насколько это возможно и целесообразно.
  3. Создание системы мер для возрождения бизнеса.
  4. Установление стабильной единой и надежной системы прав и обязанностей для всех субъектов хозяйствования при их несостоятельности (банкротстве).
  5. Введение системы мер безопасности при банкротстве и временной неплатежеспособности.
  6. Стимулирование и развитие партнерских отношений, и формирование приемлемой процедуры решения финансовых споров.
  7. Ограждение правовой и административной системы от возможностей ускорения процедур банкротства.
  8. Создание механизма выполнения должником своих обязательств без ликвидации бизнеса.

Главным субъектом системы банкротства, как и рынка, является предприятие той или иной формы собственности. Взаимодействие с рынком — внешней средой своего жизнедеятельности — предприятие реализует посредством своего товара.

Глубинные факторы кризисных ситуаций заложены в самом механизме рынка. Они отражают процесс развития национальной экономики, который идет волнообразно в зависимости от фазы цикла на макроуровне и жизненного цикла конкретного предприятия, которые обусловлены постоянным изменением потребительских ориентаций.

Жизненный цикл предприятия:
  1. Возникновение
  2. Становление
  3. Подъем
  4. Высшая точка развития
  5. Банкротство
  6. Ликвидация или санация

Исходя из этого, любое управление является антикризисным, а содержание и методы обычного антикризисного управления не отличаются.

Не ограничиваясь микроэкономическим уровнем, следует отметить, что отношения собственности обнаруживают тенденцию к постоянному развитию и стремлению к стабильному равновесию. Как отмечает С.П. Аукционек в работе «Теория перехода к рынку» рыночная экономика устойчива тогда, когда кривая спроса более полога, чем кривая предложения. Другими словами, предложение опережает спрос по темпам роста и объему. Как раз в этом превышении предложения над спросом и содержится обоснованная возможность и необходимость банкротства тех предприятий, которые не вписались в конкретную ситуацию на рынке.

Издержки банкротства

И здержки, которые национальная экономика и население страны несет в связи с банкротством, разделяются на:

  • Прямые издержки;
  • Косвенные издержки.

Прямые издержки, представляют собой непосредственные выплаты комиссионных третьим сторонам в период рассмотрения дела. В их состав входят: комиссионные судебному органу, доверенному лицу, бухгалтеру, аукционисту, арбитражному менеджеру и др. Все эти издержки представляют собой прямые невозвратные потери для владельцев капитала компании.

Косвенные издержки, связаны с «падением» стоимости компании в результате неэффективной работы в период, который предшествовал банкротству. При реализации активов потери несомненны: готовую продукцию можно продать всего за 30-70% ее реальной цены. Потеря стоимости при реализации активов — совершенно явный провал для тех, кто предоставляет капитал, т.е. акционеров.

Как показывает мировая практика, банкротство предприятий — это не случайное явление, а определенная закономерность в экономике развитых стран. Гибель значительной части фирм и, в особенности, вновь возникших, зафиксирована статистикой банкротств во многих странах. Европейские исследователи отмечают, что до конца второго года доживают не более 20-30% вновь возникших фирм.

Такая неэффективность создает предпосылки больших убытков для акционеров, а, следовательно, и для всей экономики.

Формальные и неформальные признаки банкротства предприятия

Возникает закономерный вопрос — по каким критериям оценивается несостоятельность того или иного предприятия, и по каким признакам можно предсказать его банкротство?

Структура признаков банкротства:

  1. Формальные
  2. Неформальные

Формальный признак банкротства того или иного предприятия в концентрированном виде состоит в неплатежеспособности. Против должника, неспособного оплатить свои долги, может быть возбуждено дело о несостоятельности, в таких странах, как Германия — если используется факт неоплаты более 1 месяца на сумму, которая превышает ликвидные активы; во Франции — факт неоплатности доказывает кредитор, в Англии — где субъект хозяйствования должен иметь минимальную задолженность в размере 750 ф. ст. по одному или нескольким долгам; в США — где 5 тыс. долл. долга является минимальной суммой задолженности для признания предпринимателя банкротом, в РФ предприятие при задолженности в 100 тыс. руб., гражданин — 10 тыс. руб. (ст.5 ЗНБ), кредитная организация — 1000 МРОТ.

Указанная сумма не должна содержать: неустоек и иных финансовых санкций, выплат авторских вознаграждений, требований перед работниками и владельцами должника.

В ЦВЕ основной упор при выделении формального признака банкротства — установление факта неплатежеспособности — делается на временном аспекте. Так, в Болгарии, несостоятельной может быть объявлена неплатежеспособная фирма, которая более 60 дней не выполняет обязательств из-за отсутствия у нее денежных средств. В Венгрии несостоятельным признается должник, не выплативший признанный долг в срок, который превышает 60 дней с момента наступления выплат, либо 30 дней после предъявления требований не изложил кредитору обстоятельства, помешавшие это сделать. В Румынии этот срок не превышает 30 календарных дней. В Чехии и Польше, где институт несостоятельности функционирует несколько дольше, нежели в вышеназванных странах, формальные признаки банкротства имеют менее конкретную формулировку — неспособность на протяжении длительного времени выполнять свои обязательства по платежам нескольких кредиторов.

Помимо формальных признаков банкротства, необходимо рассматривать неформальные признаки. Они указывают на возможное предбанкротное состояние предприятия, не имеют абсолютной силы и должны рассматриваться в комплексе. Неформальные признаки возможного банкротства являются поводом к более скрупулезному анализу положения дел как со стороны руководства предприятием, так и со стороны финансовых и аудиторских структур. Заинтересованными субъектами в оценке финансово-хозяйственного положения предприятия являются его акционеры, наемный персонал, клиенты и кредиторы.

Множественные неформальные признаки банкротства можно сгруппировать по двум направлениям:

  • документарные, составляют первую группу;
  • косвенные, составляют вторую группу.

К первой группе относятся признаки, нашедшие свое отражение в документации предприятия (конкретно в бухгалтерском балансе). Они подлежат более или менее детальной оценке.

Применительно к первой группе, можно выделить пять признаков предбанкротного состояния предприятия:

  1. Низкое качество и невыполнение сроков предоставления документации . Опоздания такого рода могут сигнализировать о неэффективной работе финансовых служб и информационной системы предприятия, создавая предпосылки принятия руководством неадекватных решений;
  2. Сигналами снижения финансовой нестабильности предприятия могут быть резкие изменения в статьях баланса, как со стороны пассивов, так и активов . Безусловно, негативным фактом является уменьшение ликвидных средств предприятия . Но и их резкий рост также может свидетельствовать о неблагоприятных тенденциях — отсутствии перспектив роста и эффективных инвестиций. В условиях функционирования развитой экономики оптимальной является ситуация при которой у предпринимателя в свободном распоряжении находится не более 10 % денежных средств. Превышение этого лимита свидетельствует о неэффективном управлении, так как деньги должны воспроизводить себя
  3. Тревожным знаком является повышение относительной доли дебиторской задолженности в активах предприятия , т.е. долгов покупателей. При этом либо предприятие проводит неразумную политику кредита по отношению к своим потребителям, либо сами потребители задерживают платежи. С другой стороны, дебиторская задолженность может резко упасть вследствие вынужденного перехода на новые формы платежей. За внешними изменениями статей дебиторской задолженности может скрываться неблагоприятная концентрация продаж по слишком малой группе покупателей, банкротство клиентов фирмы или уменьшение емкости рынка, неминуемо заставляя предприятие идти на все большие и большие уступки клиентам.
  4. Данные о материальных запасах , т.е. запасах готовой продукции, сырья и материалов, а также незавершенном производстве являются хорошей информацией для оценки тенденций. И при этом подозрительным является не только резкий рост запасов, который нередко предполагает затоваривание, но и резкое их снижение. Последнее может предполагать перебои в производстве и снабжении и иметь следствием невыполнение обязательств по поставкам. В Японии запасы на складах в среднем позволяют предприятиям бесперебойно работать в 180 минут, в СССР — 21 день (на отдельных предприятиях до 60 дней). Это повышает издержки связанные с их хранением.
  5. Поводом для беспокойства должно быть повышение доли задолженности перед работниками (долги по зарплате), акционерам (выплаты дивидендов), финансовым органам (обязательные платежи в бюджет).

Вторая группа содержит признаки, которые не подлежат подобной оценке.Признаки предбанкротного состояния предприятия, не нашедшие свое отражение в финансовых документах, составляют вторую группу. Они являются более ранними по времени, а реагирование на них — более эффективным для предупреждения кризисных ситуаций.

Сигналы такого рода широко известны из обширной литературы по бизнесу. Крах многих предприятий возникал с конфликтов в высшем руководстве фирмы, трудовых конфликтов, потери наиболее серьезных клиентов или кредиторов. Не секрет, что по работе секретаря можно судить о руководителе и даже об организации в целом.

Более скрупулезный анализ может выявить изменения в практике управления, не выявленные при поверхностной оценке положения предприятия:

  1. администрация вводит излишнюю фрагментацию функций, или наоборот,
  2. усиливает их концентрацию у узкого круга лиц;
  3. неоднократно решает проблемы, решение которых было заявлено ранее;
  4. медленно реагирует на изменения на рынке.
  5. установление предприятием нереальных цен на свои товары и услуги,
  6. рискованные внедрения новшеств,
  7. выход на новые рынки или присоединение новых фирм,
  8. нетрадиционная закупка сырья и материалов,
  9. усиление деятельности на спекулятивных рынках.

Следует особо отметить опасность резкого изменения в стратегии предприятия. Для клиентов фирмы, если они заранее не поставлены в известность, такого рода изменения могут сыграть главную роль в потере интереса к данному предприятию.

Последнее обновление:  12.03.2020

Время на чтение: 13 мин. | Просмотры: 12080

Здравствуйте, уважаемые читатели бизнес-журнала сайт! Сегодня поговорим про банкротство, что это такое, какие этапы и стадии процедуры банкротства существуют, по каким признакам определяют банкротство, возможные последствия данной процедуры для юридических и физических лиц.

Из статьи вы узнаете:

  • Что такое банкротство (несостоятельность);
  • Какие действия совершаются на каждом этапе процедуры банкротства;
  • В чем заключается сущность фиктивного банкротства и в чем его отличие от преднамеренного банкротства;
  • Какие существуют варианты последствий банкротства.

Материал этой публикации будет интересен индивидуальным предпринимателям, бизнесменам, лицам, занимающим руководящие должности на предприятиях, кредитным экспертам, кредитным должникам, студентам и всем, кто хотел бы улучшить свои знания в области финансов.

Ответы на данные и другие дополнительные вопросы вы получите прямо сейчас!


Понятие банкротства — что такое, как проходит процедура банкротства и какие стадии и этапы нужно пройти физлицу и компании, какие последствия будут от преднамеренного (фиктивного) банкротства

1. Понятие банкротства — сущность и значение (+ обзор Федерального закона (ФЗ) о несостоятельности) 📝

Ни одно предприятие не застраховано от прохождения процедуры банкротства. Столкнуться с данной проблемой может любое предприятие , которое не может ответить по своим обязательствам перед кредиторами.

Шаг №5. Реализация имущества

Если все же должник был признан банкротом официально , то происходит продажа имущества на торгах . Это происходит в том случае, если реанимировать предприятие не удалось , а доходы физического лица недостаточны для погашения задолженности.

На торги выставляется движимое и недвижимое имущество, техника и другая собственность должника, которая имеет ценность.

Единственная жилплощадь не выставляется на торгах , однако кредиторы могут потребовать выделить долю в имуществе, которое было нажито должником в браке.

Более подробно про , мы писали в отдельной статье.

Итак, процедура банкротства помогает физическому лицу урегулировать финансовые споры и дает возможность выплатить существующие долги, пусть и с некоторыми потерями.


Какие последствия возможны по окончанию процедуры банкротства

4. Последствия, возникающие по окончании процедуры банкротства 💸

Рассмотрим, какие могут возникнуть последствия банкротства после закрытия процедуры для физических и юридических лиц .

Для компаний наиболее серьезным последствием является ликвидация фирмы и продажа активов с торгов .

Для физических лиц предусматривается наложение ареста на имущества и его продажа с торгов .

Несостоятельность физических лиц предусматривает такие негативные последствия:

  • Если гражданин желает заключить договор займа либо взять кредит, то в течение 5 лет он должен ставить кредитора в известность о том, что он не так давно был признан судом банкротом;
  • 5 лет частное лицо не может подавать заявления о несостоятельности;
  • Гражданин не может работать на руководящих должностях 5 лет.

Банкротство компаний – явление не случайное, оно показывает экономическое состояние, которое сложилось в стране. Если число ликвидируемых фирм большое, то это явный признак нестабильности экономики и наличия финансовых проблем у юридических лиц, занимающихся данным видом бизнеса.

При несостоятельности юридического лица законом предусмотрены такие последствия:

  • Отложенные сроки погашения долгов считаются наступившими;
  • По долговым обязательствам перестают начисляться пеня и проценты;
  • Разрешается обращение на взыскание имущества за долги;
  • Прекращаются имущественные споры, в которых принимало участие юридическое лицо;
  • Все имущественные требования предъявляются к должнику исключительно при ликвидационном производстве.

5. Квалифицированная помощь при сопровождении процедур банкротства 📚

Признание должника банкротом – это долгий процесс, который длится не один год, и требует существенных затрат сил, энергии и нервов. Чтобы минимизировать все затраты на данную процедуру рекомендуется за помощью обращаться к специалистам.

В настоящем времени существует множество фирм, предоставляющих профессиональную помощь по вопросам банкротства.

Обращение в такую фирму позволит сократить расходы на сам процесс и добиться принятие судом оптимального решения.

Профессионалы оказывают должнику максимальную помощь при оформлении документов и в достижении компромисса с кредиторами и т.д.

Услуги по сопровождении процедуры банкротства

В Российской Федерации на сопровождении дел о несостоятельности (банкротстве) специализируются несколько организаций.

Рассмотрим некоторые из них:

1. Компания «Стоп кредит»

Специализация этой фирмы – это работа с клиентами, имеющими споры с различными кредитными организациями. Здесь специалисты помогут решить проблемы с неустойками, задолженностями и просрочками.

2. Национальный Центр Банкротства

Деятельность данной компании распространяется на Москву и область, а также на множество других регионов Российской Федерации. В этой фирме существуют возможность онлайн консультации со специалистом по вопросам процедуры несостоятельности.

3. Адвокатская консультация

Головной офис компании расположен в Санкт-Петербурге, но фирма имеет развитую сеть филиалов во многих городах. Здесь юристы дают качественные консультации по всем вопросам банкротства и при необходимости обеспечат надежную юридическую поддержку на всех этапах процедуры банкротства.

4. Всероссийская Служба по Банкротству

Эта компания также имеет филиалы во многих областях РФ. Она также осуществляет консультации клиентов дистанционно.

5. Юридическая компания ЦВД

Юридический супермаркет ЦВД обеспечивает юридическую поддержку гражданам в любых юридических и финансовых вопросах.

Цены данных компаний разнятся в зависимости от сложности дел. Поддержка на всех этапах процедуры банкротства юридической фирме обойдется от 100 000 рублей , а физическим лицам около 20 — 100 тыс. руб .


Последствия преднамеренного и фиктивного банкротства

6. Преднамеренное и фиктивное банкротство — признаки и последствия 💣

Фиктивным банкротством называется изначально ложное объявление о несостоятельности компании или частного лица , если это привело к причинению крупного ущерба.

Важно! Преднамеренное банкротство является административно или уголовно наказуемым деянием.

В настоящее время фиктивное банкротство – это достаточно распространенное явление. При этой процедуре создается впечатление о неплатежеспособности лица.

Идея преднамеренного банкротства обычно выдвигается учредителем или руководителем компании .

Цели, преследуемые при организации процесса банкротства, могут быть различны:

  • Присвоение активов фирмы незаконным путем;
  • Обман сотрудников компании;
  • Получение отсрочки или отклонение от уплаты существующей задолженности;
  • Получение скидок на уплату долга и др.

По закрытии дела о банкротстве такая компания признает себя несостоятельной и создает остаточную компанию , где остаются недорогое ненужное имущество, неквалифицированные кадры и долги.

6.1. Характерные признаки преднамеренного банкротства

Любой вид несостоятельности обладает такими характерными признаками:

  • У лица имеются денежные долговые обязательства на сумму более 100 000 руб.
  • Лицо не может погасить, имеющуюся у него задолженность;
  • Банкротство должника является официально признанным судом;

Что касается преднамеренного банкротства, то его основными специфическими признаками являются:

  • Должник скрыл наличие имущества, а также сведения о его местонахождении, продал имущество;
  • При подаче в суд заявления о банкротстве не было соблюдено выполнение всех необходимых обязанностей;
  • Невыполнение должником установленных правил процедуры банкротства;
  • Бухгалтерские и учетные документы были подделаны, и не являются оригиналами.

6.2. Выявление факта наличия преднамеренного банкротства

Если в фирме было инициировано преднамеренное банкротство , то это можно выявить в результате проведения инвентаризации и финансового анализа , проводимых арбитражным управляющим.

При проверке фиктивности банкротства обязательным является прохождение следующих этапов:

  • Анализируется платежеспособность компании, проводится финансовый анализ;
  • Делается инвентаризация активов, которые стоят на балансе предприятия;
  • Осуществляется проверка правомерности сделок компании, которые могли способствовать ухудшению финансового положения фирмы и повлечь увеличение неплатежеспособности. На этом этапе проверяются сделки за весь период.

Документы, проверяемые для выявления преднамеренного банкротства:

  • Учредительные документы;
  • Имеющиеся данные о долгах предприятия;
  • Бухгалтерские и учетные документы;
  • Документы по имеющимся судебным делам;
  • Отчеты ревизий и аудиторских проверок.

Если в ходе документальной проверки были выявлены незаконные сделки, то можно предположить, что именно такие сделки и являются одной из причин ухудшения платежеспособности юридического лица.

Примером незаконной сделки может быть осуществление купли-продажи движимого или недвижимого имущества на невыгодных условиях и т.п.

Кроме того, бывают случаи, когда преднамеренное банкротство выражается в невыполнении руководством фирмы своих прямых обязанностей.

6.3. Последствия, которые влечет за собой преднамеренное банкротство

Если в ходе проверки было доказано, что банкротство компании инициируется преднамеренно, то на гражданина, виновного в активности банкротства налагаются административное или уголовное наказание .

Уголовный Кодекс предусматривает административное наказание за преднамеренное банкротство.

Ответственность за умышленную инициацию процесса банкротства несет руководитель фирмы или участник общества или индивидуальный предприниматель.

То есть лица, действия которых повлекли за собой неплатежеспособность компании, а также бездействие которых повлекло невозможность удовлетворения предъявленных требований кредиторов.

Уголовная ответственность предусматривается в том случае, если ущерб был особо крупным . Пороговое значение в данном случае является сумма - 1 500 000 руб.

В случае, если данная сумма ущерба составляет больше указанного значения , то на лица налагается такая ответственность перед законом:

  • Административный штраф, составляющий 200 000 – 500 000 руб. или в размере дохода лица за 1-3 года;
  • Направление лица на выполнение принудительных работ в течение 5 лет;
  • Лишение свободы в течение 6 лет, дополнительно присваивается административный штраф 200 000 руб. или в размере дохода лица за 18 месяцев;

Если же сумма ущерба составила менее 1 500 000 руб. , то ответственность за такое деяние назначается другая:

  • Для физического лица административный штраф 1 000 – 3 000 руб.;
  • На руководителя или управляющего компанией налагается административный штраф 5 000 – 10 000 руб. и невозможность занимать управляющие должности в течение 1-3 лет.

6.4. Отличие фиктивного банкротства от преднамеренного

Итак, рассмотрим подробнее чем отличаются друг от друга фиктивная и преднамеренная несостоятельность.

Вначале может показаться, что понятия фиктивного и преднамеренного банкротства обозначают одно и то же. Но на самом деле между ними существует целый ряд явных различий .

Преднамеренным является банкротство , которое стало результатом действий со стороны управляющих лиц, повлекших неспособность фирмы погасить существующую задолженность перед кредиторами. Как правило , такое банкротство осуществляется с целью присвоения лицом незаконным образом активов, которые числятся на балансе предприятия.

Что касается фиктивного банкротства , то заявление о нем в суд является изначально ложным. Основная цель этих действий — получение отсрочки оплаты по долгам или уклонение от уплаты задолженности.

При крупном ущербе для гражданина, совершившего противоправные действия предусматривается следующее наказание:

  • Присвоение административного штрафа 100 000 – 300 000 руб. или уплата дохода гражданина за два последних года;
  • Направление на выполнение принудительных работ, срок которых составит 5 лет;
  • Лишение гражданина свободы на протяжении 1- 5 лет;
  • Лишение гражданина свободы на протяжении 1- 6 лет и уплата дополнительного штрафа, размером до 80 000 руб.


7. Часто задаваемые вопросы по банкротству 📌

В данном разделе рассмотрим наиболее часто задаваемые вопросы, касательно прохождения процедуры банкротства и дадим на них развернутые ответы.

Вопрос 1. Что такое упрощенная процедура банкротства и как она осуществляется?

Упрощенной процедурой банкротства называется процедура, при которой компания ликвидируется в самые краткие сроки и с минимальными денежными потерями для руководителя предприятия.

Данная схема банкротства применяется, как правило , на некрупных предприятиях, имеющих немного активов, состоящих из имущества и денежных средств. Ускоренное банкротство признается в течение 5-7 месяцев .

При этой процедуре не предусмотрены попытки санации и внешнего управления. Сразу после проведения анализа финансовых, учетных и бухгалтерских документов компании суд принимает решение ликвидировать компанию и начинается этап конкурсного производства.

Вопрос 2. Что представляет собой единый федеральный реестр банкротств?

Единый федеральный реестр банкротств представляет собой сборник информации, которая касаются дел о банкротстве компаний. Реестр содержит информацию о ходе процедур банкротства в РФ.

Просмотреть данный реестр можно на официальном сайте единого реестра в Интернете. Доступ к нему открыт для любого желающего.


(Официальный сайт Единого Федерального Реестра Сведений о Банкротстве — bankrot.fedresurs.ru)

Чтобы увидеть более полную информацию, необходимо зарегистрироваться на официальном сайте. Именно здесь содержатся все сведения о компаниях, которые были признаны банкротами или в отношении которых открыто дело о банкротстве. Все данные на сайте регулярно обновляются.

До существования единого реестра контролировать ход дел о несостоятельности было намного сложнее.

В специальном разделе на сайте можно найти информацию по проводимым торгам. Там указаны даты , виды и предметы проводимых торгов . Также можно ознакомиться со списком предметов, которые выставлены на аукцион (квартиры, оборудование, нежилые помещения, транспорт и т.д. ) на которые арбитражным судом наложен арест.

Вопрос 3. Когда банкротство гражданина является его правом, а когда обязанностью?

Многие граждане не всегда хотят начинать судебный процесс по поводу банкротства. Но в некоторых случаях начало судебного разбирательства помогает выиграть время и выплатить долги с минимальными потерями .

Гражданин может обратиться в суд с заявлением об инициации процедуры банкротства, если он предполагает, что в скором времени он станет банкротом, если явно имеют место обстоятельства, свидетельствующие о том, что осуществить обязанность по уплате долгов и обязательных платежей просто не возможно .

При этом гражданин должен быть неплатежеспособным , а также не должен иметь в собственности имущество, после продажи которого он сможет безболезненно закрыть все имеющиеся у него долги.

Частное лицо обязано написать в суд заявление об инициации в отношении него процедуры банкротства тогда, когда уплата существующей задолженности одному кредитору повлечет за собой невозможность выплаты обязательных платежей и задолженностей перед другими кредиторами в установленный срок.

Размер обязательств при этом должен быть не менее 500 000 руб . В этом случае физическим лицом подается заявление в судебные органы на протяжении 30 дней с момента , когда он узнал или должен был узнать о своей неспособности погасить долги перед кредиторами.

Вопрос 4. Какие ограничения прав гражданина могут быть вынесены судом по завершении в отношении него процедуры о банкротстве?

По окончании процедуры банкротства арбитражным судом может быть установлен запрет на выезд гражданина , признанного банкротом за рубеж. Этот запрет будет действителен до момента принятия судом решения об окончании судебного производства о банкротстве или до момента подписания мирового соглашения между должником и кредиторами.

С того момента как вынесено решение о признании лица банкротом и с момента начала реализации имущества, стоящего на балансе у должника, все права на данное имущество, в том числе и право на распоряжение им, осуществляются исключительно финансовым управляющим.

После того как процедура банкротства была закрыта лицо-банкрот не может заключать кредитные договора и договора займа, не указав факта банкротства .

Кроме того, в течение этого же периода времени гражданин не может вновь инициировать процедуру банкротства.

Вопрос 5. Может ли быть при банкротстве продана квартира?

Квартира должника может быть продана в том случае, если она находится в залоге (например, ипотечное кредитование).

Вопрос 6. Каковы последствия для гражданина повторного банкротства?

В случае если гражданин повторно был признан банкротом, то на протяжении трех лет он не имеет права быть руководителем компаний.

Вопрос 7. При признании гражданина банкротом возможно ли погашение за счет средств третьего лица его задолженности перед бюджетом в виде налогов и сборов?

Налоговым кодексом РФ утверждена норма о том, что каждый налогоплательщик должен собственными силами погашать свою задолженность перед государством по налогам и сборам.

Однако, несколько другие нормы утверждает Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)». В нем законодательно установлена возможность уплаты третьим лицом всех существующих обязательств должника. Чтобы это сделать третьим лицом должно быть подано в суд соответствующее заявление.

Вопрос 8. Возможно ли применение санации/внешнее управление при несостоятельности индивидуального предпринимателя?

Нет, данные процедуры применяются лишь в отношении юридических лиц.

Вопрос 9. Если должник признан банкротом, то в какой очередности будут удовлетворяться требования кредиторов?

Законодательство предусматривает следующую очередность удовлетворения заявленных кредиторами требований:

  • Судебные издержки, оплата работы арбитражного управляющего;
  • Задолженность, существующая перед гражданами, здоровью и жизни которых был нанесен ущерб;
  • Задолженность, существующая перед работниками, касательно выплаты пособий и заработной платы;
  • Остальная задолженность.

Вопрос 10. Процесс банкротства является одинаковым для всех компаний?

Как рассматривалось выше, процедура несостоятельности предусматривает прохождение 5 этапов . Но в законодательстве не предусмотрена необходимость прохождения предприятием всех этих этапов.

Большое значение в этом вопросе имеет организационно-правовая форма фирмы-должника. По этому критерию организации могут быть: простые, страховые, кредитные, банковские, градообразующие и сельскохозяйственные .

В обязательном порядке все 5 (пять) стадий банкротства должны проходить простые, градообразующие и сельскохозяйственные предприятия.

Для остальных трех форм организации предусмотрена возможность несколько другого порядка процедуры банкротства:

  • В случае, когда банкротами являются кредитные организации обязательным является только конкурсное производство;
  • Особенность предприятий сельскохозяйственного направления состоит в том, что их деятельность носит сезонный характер. Результат их деятельности во многом определяется погодными условиями и сезонностью. Поэтому арбитражный суд может назначить для них стадию надзора, внешнего управления и санации по своему усмотрению. Что же касается практической деятельности, то реализация назначения суда осуществляется в период сезона, подходящего для основной деятельности предприятия.
  • В страховых компаниях из процесса банкротства исключаются этапы оздоровления предприятия и внешнего управления.

Вопрос 11. Что представляет собой собрание кредиторов? Какие вопросы решаются на данном собрании?

Кредиторами признаются лица, которые по отношению к юридическому или физическому лицу имеют право требования относительно денежных или других обязательств . При проведении собрания кредиторов в нем могут принять участие конкурсные кредиторы, а также уполномоченные органы.

Притязания всех этих субъектов на дату проведения собрания обязательно должны быть отображены в реестре требований.

Собрание кредиторов образуется при любом конкурсном процессе , кроме случаев , когда у компании существует задолженность только перед одним кредитором.

Организация и проведение собрания осуществляется арбитражным управляющим за 2 (две) недели . Это условие должно неуклонно соблюдаться управляющим в противном случае он может быть привлечен к ответственности. Уведомление участников также является прерогативой его деятельности.

Какой-либо ответственности за несоблюдение этой обязанности законом не предусматривается, но если кредитор докажет, что он не явился на собрание потому что не получил уведомления, то он имеет право поставить вопрос о неправомочности собрания. В этом случае идет речь о невыполнении управляющим своих прямых обязанностей.

Кредиторам , понесшим убытки вследствие созыва собрания, разрешается потребовать у управляющего их погашения. У должника тоже возникнут убытки, так как ему необходимы средства на созыв и проведение второго собрания.

Собрание должно рассмотреть следующие вопросы:

  • Определение времени начала или окончания процедуры санации и внешнего управления или продление сроков этих процедур, которые были согласованы ранее;
  • Утверждается план санации предприятия;
  • Утверждается график погашения существующей задолженности;
  • Выбор и утверждение необходимых требований, которые будут предъявляться к кандидатурам управляющих на всех этапах процедуры;
  • Определение реестродержателя;
  • Подписание мирового соглашения;
  • Принимается решение о том, что пора выставлять имущество должника на реализацию для покрытия за счет средств от продажи существующих требований по долгам;
  • Выбирается путем голосования полномочный представитель;
  • Организуется деятельность комитета кредиторов.

Вопрос 12. Каковы различия между арбитражным, конкурсным и внешним управляющими?

Изначально суд назначает арбитражного управляющего , решающий все основные моменты, связанные с организацией и осуществлением процесса банкротства.

Это должен быть профессионал в своем деле, и он должен входить в организацию арбитражных управляющих.

По факту понятие «арбитражный управляющий » является общим, и на разных этапах процедуры банкротства он имеет свое особенное название, в зависимости от функций, которые он выполняет.

Процедура наблюдения осуществляется временным управляющим . В его компетенцию входит решение следующих вопросов: проведение финансового анализа должника, участие в рассмотрении судом требований по задолженности т.д.

При процедуре санации предприятия назначается административный управляющий . В его обязанность входит контроль за исполнением установленного графика погашения задолженности.

Процедура внешнего управления находится под наблюдением внешнего управляющего . Он обязан предпринять действия по восстановлению платежеспособности фирмы.

На этапе конкурсного производства к делу подключается конкурсный управляющий , который следит за продажей имущества должника и из полученных денег осуществляет погашение задолженности перед кредиторами в порядке утвержденной очередности.

Арбитражный управляющий не участвует только на последней стадии процесса банкротства – подписании мирового соглашения .

Вопрос 13. Есть ли необходимость в специальной подготовке организации к банкротству?

Если руководитель предприятия понимает, что процедуры банкротства ему не избежать, то в его интересах подготовить компанию к процедуре банкротства .

Именно правильно выполненная подготовка к банкротству будет способствовать успешному окончанию дела о банкротстве.

Проведение специальной подготовки помогает снизить риски, возникающие при проведении процедуры несостоятельности, примерами которых могут быть риски :

  • выявить фиктивное или преднамеренное банкротство;
  • риск привлечения налоговыми органами учредителя компании либо лица, занимающего руководящую должность к субсидиарной ответственности;
  • смена конкурсного управляющего в процессе дела и др.

Подготовка к банкротству заранее страхует предприятие от наступления этих рисков, дает возможность объективно оценить сложившуюся на предприятии ситуацию до начала процедуры банкротства.

Действия, которые помогут подготовиться к инициации процедуры банкротства и снизить риски, описанные выше:

  • Проведение анализа сложившейся структуры обязательств, которая будет основой структуры долга перед кредиторами;
  • Проведение анализа сложившейся структуры активов, что позволит оценить объем имущества, которое в результате будет выставляться на продажу на свободных торгах;
  • Проведение анализа сделок, которые были заключены руководителем на предприятии за последние три года, что позволит вывить наличие неправомерных сделок, а значит снизить риск признания банкротства преднамеренным;
  • Анализ возможности признания банкротства фиктивным или преднамеренным, а также возможности привлечения руководства к субсидиарной ответственности.

8. Заключение + видео по теме 🎥

Таким образом, процедура банкротства (несостоятельности) представляет собой сложный процесс, который состоит из нескольких этапов. Он может быть упрощенным или полным .

На время рассмотрения судом дела о несостоятельности юридическое или физическое лицо освобождается от уплаты кредиторской задолженности, а также процентов, пени и неустоек.

Однако , признание арбитражным судом субъекта несостоятельным, не освобождает его от полной уплаты долга. Процедура лишь позволяет должнику выплатить свои обязательства кредиторам несколько другим способом.

Банкротство может быть фиктивным, то есть спланированным, с целью незаконного присвоения активов или получения отсрочки по уплате долгов. В этом случае оно является преступлением.

Закон предусматривает при таком варианте административную и уголовную ответственность . Для того чтобы снизить риски, возникающие при инициации дела о банкротстве рекомендуется провести предварительную подготовку , которая поможет полностью оценить сложившуюся ситуацию.

Эксперты рекомендуют юридическим и физическим лицам инициировать процедуру банкротства только в самом крайнем случае , когда решить финансовые вопросы другим способом просто не представляется возможным.

И видеоролик про несостоятельность предприятий, где раскрываются вопросы «Как сохранить активы», «Для чего нужно банкротство бизнесу» и так далее:

Команда журнала «сайт» желает Вам успехов в юридических и финансовых делах. Если у вас остались или возникли вопросы по теме банкротства, то задавайте их в комментариях ниже.

Вопрос несостоятельности предприятия (банкротства) появился в нашей экономической системе в связи с переходом к рыночным отношениям. В условиях всеобъемлющего господства государственной и кооперативно-колхозной собственности, проблема прекращений работы предприятий, кооперативов и колхозов, ввиду их несостоятельности, не ставилась и не решалась, потому что нерентабельные и убыточные предприятия и хозяйства встраивались в качестве таковых в экономику и существовали в качестве планово-убыточных за счет государственного финансирования, периодического списания долгов с колхозов, постоянно действующих и легализованных пeрeраспредeлитeльных финансовых отношений в хозяйственных системах министерств и ведомств.

В рыночных условиях такая возможность исключается, в том числе и для государственных предприятий. Каждый хозяйствующий субъект должен обеспечить рентабельный воспроизводственный процесс в равных условиях хозяйствования, заранее определенных законами экономической сферы.

Сегодня институт банкротства востребован потому, что:

Во-первых, с его помощью можно оградить экономический оборот и его участников от последствий неэффективной работы тех из них, кто проявил достаточно стойкую неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства. Причем, с одной стороны, возникает необходимость устранения из хозяйственного оборота несостоятельного его участника. Вместе с тем, с другой стороны, банкротство не должно быть единственным инструментом решения возникших проблем. В любом случае важно одно, если есть возможность сохранить должника как производителя товаров, работ или услуг, либо как работодателя, то ее необходимо использовать.

Во-вторых, учитывая, что юридические лица отвечают по своим обязательствам всем своим имуществом, важно предотвратить его обращение только на удовлетворение требований одного или нескольких наиболее расторопных кредиторов. В противном случае, остальные добросовестные, но отсутствующие по каким-то причинам кредиторы могут лишиться возможности получить хотя бы частичное удовлетворение своих «запоздавших» претензий.

И, наконец, в третьих, сегодня несостоятельность (банкротство) должника становится все более распространенной схемой для перераспределения собственности. При достаточном усердии посредством банкротства можно недорого прибрать к рукам крупное предприятие, избавиться от его задолженности, не обращая внимания на реальных собственников предприятия и многое другое.

Банкротство является кризисным состоянием и его преодоление требует специальных методов финансового управления. Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов диагностики банкротства и выработала методику принятия управленческих решений в условиях угрозы банкротства. Эта методика предназначена не только для ситуаций, когда кризис очевиден и необходимо принимать неотложные меры по стабилизации, а для всех предприятий, работающих в рыночных условиях, поскольку ее специфика позволяет выявить на ранней стадии и устранить негативные факторы развития предприятия.

Устойчивая система экономических отношений любого государства не только способствует росту ее экономического потенциала, но и определяет стабильность развития государства в целом. Вместе с тем, как показывает анализ мировой практики, рыночная экономика не может эффективно функционировать при отсутствии адекватного законодательства, регулирующего экономический оборот, в том числе защищающего от последствий неэффективной деятельности его участников, выражающихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств.

В этой связи в странах с рыночной экономикой хорошо налаженное банкротство различных хозяйствующих субъектов - распространенное и даже в определенной степени закономерное явление, являющееся неотъемлемой частью отношений между этими субъектами. Устойчивая тенденция к возникновению новых и ликвидации старых субъектов без ущерба для экономики в целом говорит о том, что процесс несостоятельности (банкротства) естествен для рыночной экономики в той степени, в какой он необходим.

Несостоятельность (банкротство) как механизм оздоровления экономики давно уже стала одним из основных инструментов западного рынка. Это, безусловно, радикальная мера, но в то же время последняя возможность сохранить предприятие от окончательного развала благодаря передаче управления неплатежеспособным предприятием от неэффективного собственника более эффективному. В этом состоит неоспоримый плюс несостоятельности (банкротства): играя роль своеобразного "санитара" экономики, она устраняет нежизнеспособные составляющие рынка, тем самым освобождая путь более эффективно действующим организациям, и способствует развитию института частной собственности.

Представляется, что в целях дальнейшего совершенствования законодательства и эффективного устранения выявляемых недостатков и пробелов в правовом регулировании отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), необходим анализ прежде всего истории его становления в нашей стране.

Анализ исторического материала свидетельствуют о том, что весь период истории и развития источников правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), условно можно разделить на несколько периодов.

Истоки зарождения банкротства можно найти уже в древнем законодательстве России. Начальный этап связан с Русской Правдой, международными договорами Руси, Псковской судной грамотой, Судебниками 1497 года и 1550 года, Соборным уложением 1649 г., Уставом о таможенном словесном суде 1727 года, Вексельным уставом 1729 года.

Еще Русская Правда предусматривала два вида несостоятельности:

  • 1) виновное наступление несостоятельности (вследствие пьянства, расточительности, утраты в драке) - в этом случае судьба должника зависит от кредиторов, которые могли получить возмещение в рассрочку или потребовать возврата долга и покрытия убытков путем продажи имущества и самого должника в холопы;
  • 2) несостоятельность, произошедшая под действием непреодолимой силы (пожара, кораблекрушения, истребления имущества в результате военных действий), при которой несчастный состоятельный не привлекался к уголовной ответственности.

Второй период развития источников правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) (XVIII в.), характеризуется принятием следующих нормативных правовых актов: Устав о банкротах 1740 г., Банкротный устав 1753 г., Устав 1763 г., Устав 1768 г.

Последний документ этого периода - проект Банкротского устава 1768 г. - выделял уже три вида несостоятельности: несчастную, неосторожную и злостную; последние два влекли уголовную ответственность.

На практике приходилось обращаться к обычному праву, иностранному законодательству, указам по конкретным случаям.

Общее состояние правового регулирования отношений несостоятельности в России до XIX века можно охарактеризовать как слаборазвитое, где прослеживается однозначная тенденция: меры личной ответственности с развитием экономики, права и торгового оборота уступают место системе уголовно-правовых мер. Гражданско-правовая ответственность практически не предусматривалась.

Следующий, третий, период развития источников правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) (XIX в. - начало XX в. (до Октябрьской революции 1917 г.).), ознаменовался принятием таких нормативных актов, Устав о банкротстве 1800 г., Устав о торговой несостоятельности 1832 г., Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., конкурсный устав 1877 г., Уголовное уложение 1903г.

На данном этапе была проведена существенная работа в области законодательства о несостоятельности (банкротстве), направленная на поиск законодателем оптимальных правовых конструкций.

Произошло уравнивание торговцев и прочих лиц в вопросах ответственности по банкротству. В 1903 г. впервые четко были сформулированы признаки банкротства, уголовная ответственность ограничивалась случаями торгового банкротства. В дореволюционной России, как и в странах континентальной Европы, банкротство считалось уголовно-правовой стороной несостоятельности. К тому же для признания банкротства соответствовало мировым стандартам и сыграло значительную роль в развитии торговли, промышленности и транспорта.

Исследуя эволюцию основных институтов российского законодательства о несостоятельности (банкротстве), нельзя не отметить, что в связи с проведением судебной реформы и появлением нескольких разновидностей судов возникла потребность в регламентации вопросов подсудности дел о несостоятельности, которые нашли свое отражение в Указе Сената 1868 г., ознаменовавшем начало четвертого периода развития источников правового регулирования отношений, связанных с банкротством. В первые годы после установления советской власти отношений в связи с банкротством должника фактически не возникало, поскольку исчезла экономическая основа для их существования. Однако некоторые вопросы несостоятельности были востребованы в ходе реформирования правоотношений. Так, в Положении о выборах в Учредительное собрание от 2 октября 1917 г. было закреплено лишение права участия в выборах несостоятельных должников, признанных на основании вступивших в законную силу определений суда злонамеренными банкротами, до истечения трех лет по такому признанию.

Пятый период. В советский период дореволюционное уголовное законодательство не было востребовано, связанные с банкротством составы преступлений не вошли в УК РСФСР 1922 года и 1926 года. Зато, наконец, получило развитие гражданское законодательство, регулирующее рассматриваемые отношения.

ГК РСФСР 1922 г. содержал нормы, регулировавшие отношения несостоятельности товариществ и частных лиц. Реализовать их на практике было затруднительно из-за отсутствия адекватного процессуального законодательства. Позднее этот пробел был в какой-то мере восполнен. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР 28 ноября 1927 г. в ГПК РСФСР 1923 г. была введена гл. 37 «О несостоятельности частных лиц, физических и юридических», 20 декабря 1929 г. - гл. 38 «О несостоятельности государственных предприятиях смешанных акционерных обществ» и гл. 39 «О несостоятельности кооперативных организаций».

Наметилось современное направление развития законодательства о несостоятельности: приоритет в защите общего хозяйственного результата, в сохранении предприятия перед интересами отдельных кредиторов. Иными словами, целью регулирования являлась нормализация гражданского оборота, прерогатива отдавалась регулятивной функции, компенсаторно-восстановительному (а не принудительному и карательному) характеру охранительной функции гражданского права.

Однако после нэпа, в условиях концентрации предпринимательской деятельности исключительно в рамках государственной собственности и принадлежности всех производственных единиц - юридических лиц одному собственнику, законодательство о банкротстве стало невостребованным и в 60-е гг. XX в. практически исчезло.

Шестой период развития источников правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), можно охарактеризовать как этап реформирования экономики России в 90-е годы прошлого века.

Переход страны к рыночной экономике и развитие предпринимательской деятельности потребовали качественно новой нормативно-правовой основы несостоятельности.

Первым актом этого периода в исследуемой сфере был принят Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года №445-1, который определил, что не выполняющее свои обязательства по расчетам предприятие может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом). Требовалось определить признаки несостоятельности (банкротства) и установить соответствующие процедуры.

Следующим актом стал Указ Президента РФ «о мерах по поддержанию и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур» от 14 июня 1992 г. № 623. Однако иные, негосударственные хозяйствующие субъекты, которые уже функционировали в то время, в это правовое поле не входили.

Так, в российском законодательстве институт несостоятельности (банкротства) получил правовое закрепление в Законе Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 19 ноября 1992 г. N 3929-1, а затем в статьях 61 и 65 ГК РФ. Сейчас, когда исследователи дают ему оценку, подчас нелицеприятную, следует помнить о том, что он принимался с огромным временным разрывом с прежним законодательством о банкротстве, что он почти не имел предшественников в гражданском праве, что до принятия Конституции РФ оставался еще год, а до нового Гражданского кодекса - два года.

Последующие акты - Указ Президента РФ «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий от 22 декабря 1993 года №2264, Постановление Правительства «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20 мая 1994 года № 498, Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса, утвержденные Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) 12 августа 1994 года, - были направлены уже на больший учет интересов субъектов, участвующих в процессе по делу о несостоятельности (банкротстве), на выработку системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособного предприятия.

Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года существенно расширил круг лиц, которые могут быть признаны банкротами (в частности, включил в него граждан, индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских (фермерских) хозяйств), серьезно разработал вопрос о процедурах банкротства. Долинская В.В. Новый этап развития законодательства о несостоятельности (банкротстве) // Закон. № 8/ 2003.

Возродившееся в России законодательство о несостоятельности (банкротстве) в целом было мобильным, оперативно развивающимся. Оно восприняло традицию англосаксонской правовой системы, где банкротство понимается как синоним несостоятельности, отказалось от дореволюционного опыта, но включило это производство в компетенцию арбитражных (т.е. специализированных - «хозяйственных» - гражданских) судов, сохранив явно карательный характер.

Совместные усилия юристов и экономистов, ученых и политиков нашего времени, направленные на адекватное регулирование современных реалий общественно-экономического развития нашей страны, на обеспечение равной охраны имущественных прав кредиторов, так и самого должника, на оздоровление экономики, продолжились принятием Государственной Думой 1 июля 2002 года нового Закона и одобрением его Советом Федерации 10 июля 2002 года. Президент отклонил направленный ему на подписание закон и в ответном письме Государственной Думе сделал 8 предложений, в которых сгруппированы 29 поправок к 16 статьям текста. После доработки, с учетом предложений Президента РФ, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., №43, ст. 4190.от 26 октября 2002 года №127-ФЗ был принят и в основном вступил в силу со 2 декабря 2002 года. Впоследствии в данный закон было внесено более 30 изменений: (в ред. Федеральных законов

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2004 N 192-ФЗ,

от 31.12.2004 N 220-ФЗ, от 24.10.2005 N 133-ФЗ,

от 18.07.2006 N 116-ФЗ, от 18.12.2006 N 231-ФЗ,

от 05.02.2007 N 13-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ,

от 19.07.2007 N 140-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ,

от 01.12.2007 N 318-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,

от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 30.12.2008 N 296-ФЗ,

от 30.12.2008 N 306-ФЗ, от 28.04.2009 N 73-ФЗ,

от 19.07.2009 N 195-ФЗ, от 17.12.2009 N 323-ФЗ,

от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 22.04.2010 N 65-ФЗ,

от 27.07.2010 N 219-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ,

от 28.12.2010 N 429-ФЗ, от 07.02.2011 N 8-ФЗ,

от 03.05.2011 N 91-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ,

от 12.07.2011 N 210-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ,

от 30.11.2011 N 346-ФЗ, от 30.11.2011 N 362-ФЗ,

от 03.12.2011 N 383-ФЗ, от 06.12.2011 N 409-ФЗ,

с изм., внесенными Федеральными законами от 19.07.2007 N 139-ФЗ,

от 23.11.2007 N 270-ФЗ, от 01.12.2007 N 317-ФЗ,

от 17.07.2009 N 145-ФЗ, от 18.07.2011 N 228-ФЗ,

от 28.11.2011 N 337-ФЗ) Консультант Плюс

Данный Закон устранил многие нерешенные проблемы в законодательстве и доказал свою жизнеспособность. При разработке названного Закона законодатель применил четыре новации: изменил процедуру возбуждения дела о банкротстве, защитив собственника как участника процесса банкротства; предоставил возможность участникам влиять на стоимость продаваемого имущества, предусмотрел детальную процедуру принятия мирового соглашения как способа решения дел о банкротстве; ввел институт саморегулируемых организаций. Кроме того, данный Закон в связи с введением процедуры финансового оздоровления предоставил правовую возможность для восстановления предприятий, стабилизации платежеспособности и фактического выхода из критического состояния банкротства.

В целом в настоящее время налицо транзит отечественного законодательства от репрессивной модели несостоятельности (банкротства) к модели, ориентированной на защиту интересов кредиторов.

В то же время Закон о банкротстве 2002 г. не смог обеспечить решение целого ряда проблем: процедура банкротства по-прежнему носит преимущественно ликвидационный характер; не разработан механизм предотвращения распродажи и перепрофилирования уникальных научных, производственных, экспериментальных, градообразующих и иных подобных имущественных комплексов несостоятельных предприятий; остались нерешенными вопросы рассмотрения дел о банкротстве предприятий оборонного комплекса.

Обращаясь к рассмотрению современного российского законодательства, регулирующего отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством), следует отметить, что законодательство о несостоятельности (банкротстве) не стоит на месте, а, напротив, постоянно развивается. Такое развитие связано не только с тем, что это, по сути, новый институт для российского законодательства, соответственно неизбежны ошибки и недостатки в его формировании, но также и тем, что нынешняя экономическая ситуация непостоянна и изменчива.