Был ли в ссср расстрел за тунеядство. Об истинной цели введения налога на «тунеядцев. «Пусть горит земля под ногами тунеядцев!»

Скоро такую Греф с Силуановым в пластике сделают, только назовут ее карточкой альтернативного гражданина или полугражданина, или не гражданина, пока определения-раб, думаю они побоятся.

Заменить большинство бумажных документов и обеспечить доступ к госуслугам уже сегодня помогает единая электронная карта, но совсем скоро ей на смену придет электронный паспорт. С 2017 года эти два документа будут действовать параллельно, но через пять лет у карточек истечет срок годности, поэтому останется единственное универсальное удостоверение личности.

На все случаи жизни
Единая универсальная электронная карта (ЕУЭК) выглядит как «пилотный проект», на основе которого решено опробовать действие новых видов документов. Заказать ее можно уже сейчас, при этом до конца года нужно подать заявление на получение более важного документа – электронного паспорта. Он также будет выпускаться в виде пластиковой карточки, да и опционально документы во многом схожи.

Они заменят:

общероссийский паспорт гражданина;
полис ОМС;
пенсионное свидетельство.
Выдаваемая сейчас карточка является еще и онлайн-кошельком для хранения личных сбережений, получения зарплаты или соцпособия, оплаты госуслуг (пошлин, налогов, квартплаты и пр.).

С ее помощью уже сегодня на портале госуслуг можно:

оформить загранпаспорт;
получить справку или выписку;
записаться в поликлинику;
проконтролировать ребенка-школьника (посещаемость, успеваемость);
оплатить проезд в транспорте.
Внимание! В каждом регионе перечень прикрепленных к карточке опций может отличаться.

С 1 января 2017 года начнется выдача паспортов в виде пластиковых карт. Они также заменят главные идентифицирующие документы россиян – бумажное удостоверение личности, полис ОМС, пенсионное удостоверение. Планируется, что использовать паспорт-карточку можно будет как электронную подпись и как ключ к личному кабинету на портале госуслуг для доступа к популярным разделам.

В Минэкономразвития уточнили, что на первых порах у нового паспорта точно не будет банковского приложения, то есть совершать финансовые операции с его помощью будет нельзя. На данный момент в этом его главное отличие от ЕУЭК. Какие дополнительные возможности будет предоставлять паспорт-карта, пока до конца не определено.

На заметку! Выдача упомянутых документов регламентирована ФЗ-210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который был принят еще 27 июля 2010 г.

Как и где получить?
Сегодня проблем с тем, как получить единую электронную карту россиянина, не возникает, например, у клиентов Сбербанка. Заказать ее можно до конца года в ближайшем отделении, которое осуществляет выдачу универсальных карточек (ПРО100). Почему только до 31 декабря? Потому что с 1 января начнется выдача пластиковых удостоверений личности, которые будут действовать параллельно с ПРО100 в течение пяти лет (именно на такой срок выдается сбербанковская карточка).

На данный момент о желании получить единую карточку в Сбербанке заявили более 650 тысяч человек. Кроме Сбербанка, где получить единую электронную карту можно бесплатно по заявлению, в каждом регионе открыты специализированные центры по приему заявок.

Раньше для раздолбаев была, теперь для всех сделают.

МОСКВА, 6 августа. /ТАСС/. Банк России призвал кредитные организации ускорить процесс сбора биометрических данных клиентов для их использования при оказании дистанционных банковских услуг. Об этом пишет газета "Коммерсантъ" со ссылкой на участников прошедшего в ЦБ совещания по данному вопросу.

Как сообщил изданию одни из участников встречи, исполняющий обязанности главы департамента финансовых технологий ЦБ Иван Зимин призвал банки "ускориться".

Сбор биометрических данных населения стартовал в банках в начале июля. Однако процесс идет далеко не теми темпами, которых ожидал регулятор. Представление дистанционных банковских услуг на основе этих данных практически не осуществляется, отмечает "Коммерсантъ".

В советском обществе гражданин был обязан работать, причем источником «законных» доходов могла быть лишь одобряемая партией деятельность. Все остальное подпадало под категорию «нетрудовых» заработков. С теми, кто по разным причинам не вписывался в социалистическую систему труда, государство поступало как с преступниками и моральными отщепенцами.

После 1917 года большевики начали проводить социально-экономические преобразования, которые должны были поспособствовать скорейшей победе в Гражданской войне и построению социалистического общества. Конституция РСФСР 1918 года лишала живших на нетрудовые доходы граждан избирательных прав.

Обязанность трудиться закрепили и в сталинской Конституции 1936 года. В главном законе страны Советов был провозглашен принцип «кто не работает, тот не ест».

В 1951 году антиобщественными элементами признаются бродяги и попрошайки, а также официально безработные. К ним применяли меры воздействия в виде высылки из городов и небольших сроков тюремного заключения.

В следующие несколько лет правоохранительные органы задержали около 450 тысяч человек. Среди них было много инвалидов войны, которые не могли работать по объективным причинам.

Но уже в 1961 году указом «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда» Коммунистическая партия начала активное наступление на «нежелающих трудиться» граждан, а также тех, кто имел доход от эксплуатации жилой площади, земельных участков или транспортных средств. «Колхоз пашет, а он руками машет», говорили о таких.

Компетентные органы могли привлечь гражданина к ответственности по статье 209 Уголовного кодекса «Тунеядство», если тот не трудился «во благо социалистической Родины» в течение четырех месяцев. Исключение составляли женщины, на воспитании которых находились маленькие дети.

В случае признания вины гражданина судом ему грозила ссылка. Срок – от двух до пяти лет. Имущество осужденного при этом могли конфисковать как нажитое «нечестным путем».

Обвиненных в тунеядстве в СССР называли людьми без определенного рода занятий - сокращенно БОРЗ. От этой аббревиатуры в криминальном жаргоне и появилось слово «борзый», которое приобрело значение наглого и самоуверенного типа, не подчиняющегося установленным обществом нормам, отказывающегося жить по правилам социума.

К сожалению, под каток статьи 209 зачастую попадали творческие люди, которые не вписывались в рамки, определенные Коммунистической партией. Самым известным «тунеядцем» советской эпохи был Иосиф Бродский.

В 1964 году была организована масштабная травля поэта. Весной того же года состоялся суд. Бродский получил по максимуму – пять лет принудительных работ. «Перевоспитываться» его отправили в отдаленный совхоз «Норинское» Архангельской области. Друг Бродского Евгений Рейн вспоминал, что в ссылке «тунеядцу №1» отвели половину избы. В совхозе опальный поэт занимался уборкой урожая. В свободное от работы в полях время он продолжал писать стихи.

Как-то Бродский признался, что пребывание в «Норинском» было самым счастливым периодом в его жизни. Впрочем, был он там недолго: через полтора года под давлением зарубежной общественности срок Бродскому сократили.

Всего с 1961 по 1965 год по статье 209 осудили 37 тысяч человек. Но далеко не всех из них постигла та же участь, что и гениального поэта. Дело в том, что партийные руководители в северных областях забросали Москву просьбами не присылать к ним осужденных за тунеядство. Мол, и работы для них недостаточно, и крышей над головой их обеспечить нет возможности.

Под статьей в свое время мог оказаться и Виктор Цой. Чтобы не попасть под раздачу музыкант в 1986 году устроился на работу в котельную – известную в определенных кругах «Камчатку», позднее ставшую культовым местом для поклонников таланта певца. За нелегкий труд он получал небольшие по тогдашним расценкам деньги – 95 рублей (для сравнения: средняя зарплата рабочего составляла 120 руб.). Но деньги для Цоя были не главными: работа сутки через трое оставляла время для творчества.

Статья 209 потеряла свою актуальность к концу 1980-х. А в последний год существования СССР приняли закон "О занятости населения в РФ", в соответствии с которым официально неработающих перестали преследовать, а тем, кто потерял работу, стали выплачивать социальные пособия.

Тем не менее слово «борзый» попало в современный список самых употребляемых жаргонизмов. Хотя сегодня уже мало кто знает, каким образом оно появилось в нашей лексике.

В советском обществе гражданин был обязан работать, причем источником «законных» доходов могла быть лишь одобряемая партией деятельность. Все остальное подпадало под категорию «нетрудовых» заработков. С теми, кто по разным причинам не вписывался в социалистическую систему труда, государство поступало как с преступниками и моральными отщепенцами.

После 1917 года большевики начали проводить социально-экономические преобразования, которые должны были поспособствовать скорейшей победе в Гражданской войне и построению социалистического общества. Конституция РСФСР 1918 года лишала живших на нетрудовые доходы граждан избирательных прав.

Обязанность трудиться закрепили и в сталинской Конституции 1936 года.

В главном законе страны Советов был провозглашен принцип «кто не работает, тот не ест». В 1951 году антиобщественными элементами признаются бродяги и попрошайки, а также официально безработные. К ним применяли меры воздействия в виде высылки из городов и небольших сроков тюремного заключения. В следующие несколько лет правоохранительные органы задержали около 450 тысяч человек. Среди них было много инвалидов войны, которые не могли работать по объективным причинам. После смерти Иосифа Сталина наступает эпоха ограниченной либерализации общественно-политической жизни - «оттепель».

Компетентные органы могли привлечь гражданина к ответственности по статье 209 Уголовного кодекса «Тунеядство», если тот не трудился «во благо социалистической Родины» в течение четырех месяцев. Исключение составляли женщины, на воспитании которых находились маленькие дети. В случае признания вины гражданина судом ему грозила ссылка. Срок - от двух до пяти лет. Имущество осужденного при этом могли конфисковать как нажитое «нечестным путем».
Тогда же закрытые социологические исследования показали, что около половины людей, привлекавшихся по 209 статье, — случайные люди, попавшие под раздачу из-за нерасторопности местных властей. Так, характеризуя причины и условия своего поведения, большинство опрошенных (21,2 %) назвали отсутствие профтехучилища, где они могли бы приобрести профессию. 16,8 % обследованных заявили, что не выполняют норм выработок из-за отсутствия достаточного фронта работ. Большинство осужденных (80 %) не имели постоянного места жительства и лишь 18,3 % были жителями городов. Объясняя причины бродяжничества, 50,8 % опрошенных лиц указали на отсутствие желания прописаться там, куда отправили их после отбытия наказания.

Почти четверть осужденных за тунеядство (22,2 %) работали на частных работах. Людей, заявлявших о принципиальном несогласии работать где-либо, была половина (50,6 %).

Обвиненных в тунеядстве в СССР называли людьми без определенного рода занятий - сокращенно БОРЗ. От этой аббревиатуры в криминальном жаргоне и появилось слово «борзый», которое приобрело значение наглого и самоуверенного типа, не подчиняющегося установленным обществом нормам, отказывающегося жить по правилам социума.

К сожалению, под каток статьи 209 зачастую попадали творческие люди, которые не вписывались в рамки, определенные Коммунистической партией. Самым известным «тунеядцем» советской эпохи был Иосиф Бродский. В 1964 году была организована масштабная травля поэта. Весной того же года состоялся суд. Бродский получил по максимуму - пять лет принудительных работ. «Перевоспитываться» его отправили в отдаленный совхоз «Норинское» Архангельской области.

Друг Бродского Евгений Рейн вспоминал, что в ссылке «тунеядцу №1» отвели половину избы. В совхозе опальный поэт занимался уборкой урожая. В свободное от работы в полях время он продолжал писать стихи. Как-то Бродский признался, что пребывание в «Норинском» было самым счастливым периодом в его жизни. Впрочем, был он там недолго: через полтора года под давлением зарубежной общественности срок Бродскому сократили.

В 1980 году его выслали из СССР и лишили гражданства, однако через 10 лет он все же сумел вернуться на родину. Под статьей в свое время мог оказаться и Виктор Цой. Чтобы не попасть под раздачу музыкант в 1986 году устроился на работу в котельную - известную в определенных кругах «Камчатку», позднее ставшую культовым местом для поклонников таланта певца. За нелегкий труд он получал небольшие по тогдашним расценкам деньги - 95 рублей (для сравнения: средняя зарплата рабочего составляла 120 руб.).

Антрополог Татьяна Ластовка в журнале «Антропологический форум» (2009, № 14) описывает несколько приговоров тунеядцам в Томском областном суде и суде Кировского района Томска:

«Приговор № 106 от 10 мая 1972 года по делу гражданина М.
В ноябре 1968 года М. устроился на работу на Томский завод режущих инструментов, начал пить и в августе 1969 года был уволен с завода как самовольно оставивший производство. До 29 октября 1969 года М. не работал, жил на иждивении бабушки, затем устроился на работу в Тимирязевский лесхоз, где проработал до 14 января 1970 года и уволился. До мая 1971 года М. не работал, пьянствовал. 10 мая временно устроился на работу в землеустроительную экспедицию, где проработал до 15 июня и самовольно оставил работу.

М. был подвергнут приводу в органы милиции, где ему было сделано официальное предостережение об устройстве на работу. По день ареста не работал, жил и питался у бабушки в Курлеке, пил, когда его угощали друзья.

Согласно заключению наркологической экспертизы М. является хроническим алкоголиком, нуждающимся в принудительном лечении. Противопоказаний к этому не имеется, а поэтому суд считает необходимым направить его на принудительное лечение от алкоголизма в период отбывания им наказания».

«Приговор № 1-194/78 от 10 июля 1975 года по делу А., ранее судимого по части 1 статьи 209 УК РСФСР, приговоренного к 6 месяцам лишения свободы, освобожденного по истечении наказания, отрицательно характеризующегося, признанного наркологической экспертизой хроническим алкоголиком, преданного суду по части 2 статьи 209 УК РСФСР.

Суд приговорил: А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 209 II УК РСФСР и подвергнуть его лишению свободы по указанной статье на срок один год шесть месяцев с содержанием в ИТК строгого режима. Применить к А. принудительное лечение по поводу хронического алкоголизма».

Доля осужденных по статье 209 УК РСФСР в общем числе осужденных была относительно небольшой, составляя в целом по республике 6—7 %. Лишь в Москве и Сочи этот показатель был в разы выше — по 14 % от всех уголовных дел. Реальным сроком заканчивались лишь 10—12 % от общего числа дел по тунеядству.

Статья 209 оставалась хорошим способом воздействия на диссидентов. За политическую деятельность многих из них увольняли с работы, а новую найти не давали возможности. Хроника «Московской Хельсинкской группы» приводила множество примеров, как власти преследовали диссидентов за тунеядство.

А в последний год существования СССР приняли закон "О занятости населения в РФ", в соответствии с которым официально неработающих перестали преследовать, а тем, кто потерял работу, стали выплачивать социальные пособия. Тем не менее слово «борзый» попало в современный список самых употребляемых жаргонизмов. Хотя сегодня уже мало кто знает, каким образом оно появилось в нашей лексике.
Периодически о желании наказывать тунеядцев выступают и представители российской власти. Летом 2013 года такую инициативу предложило законодательное собрание Самарской области, ее поддержала член Комитета СФ по социальной политике Валентина Петренко: «В СССР действовал закон о тунеядстве, согласно которому отлынивавшие от работы подлежали уголовной ответственности. Думаю, неплохо было бы к нему вернуться. Многие же просто не хотят работать: им легче жить на пособие, перебиваться попрошайничеством, переезжать из города в город якобы в поисках лучшей жизни. Закон же, как мне кажется, мог бы быть неким сдерживающим фактором. Хотя бы часть людей осознали, что за уклонение от труда их ждет не пособие по безработице, а суровое наказание».

Источники:

Безработный анонимно рассказал о своём распорядке дня, нехватке времени и приготовлении лекарства от рака.

Мне 34 года, и я уже пять лет не работаю. Последним местом был интернет-магазин друга, где я был заместителем директора. Ушёл, потому что мы с другом поссорились. Новое место с тех пор особо не искал. Разные варианты были, но я их всерьёз не рассматривал.

Сдаю квартиру, зарабатываю 40 тысяч, не бедствую. Правда, у меня ещё мама-алкоголик и бабушка-инвалид. Приходится за ними следить - продукты покупать, ухаживать. За мамой вообще глаз да глаз нужен. Работать в таких условиях проблематично. К тому же, я хочу трудиться на благо всех людей. Но 99 % работ подкрепляют существующую систему, а она, как сейчас видно, ведёт к новым войнам и расслоению в обществе. Поэтому многие не хотят работать.

Некоторые ремесленные профессии, конечно, ничего плохого в себе не несут. Например, какое-нибудь корзиноплетение. Но много ремеслом не заработаешь - не нужны корзины технократическому обществу. Поделаешь их, а потом придётся снова искать себя.

Я бы хотел найти баланс между удовлетворением от работы и заработком. Большая прибыль для меня - это тысяч 100–150 в месяц. Возможно, требования у меня завышенные, но девятичасовой рабочий день - это слишком. Часов пять в день я бы с удовольствием работал.

Об отношениях с государством

Я ходил в центры занятости года четыре назад, чтобы получить дополнительное образование: хотел выучиться на электрика. Там мне сказали ждать год. Но буквально через месяц предложили поучиться на диагноста автомобилей, я пошёл. Но то, чему в ПТУ учат год, в нас впихивали за три месяца. Сообразить, освоить и применить всё это на практике возможности не было, так что работать по данной профессии я не пошёл.

Проблем с государством из-за у меня нет. Это в советское время, если человек пропадал, им сразу интересовались, а сейчас государству люди не нужны, поэтому многие спиваются. Пособие по безработице я не получаю. Его платят три месяца, пока ты стоишь на учёте и тебе предлагают вакансии, - а потом всё. Хотя, законодательство постоянно меняют: может, сейчас уже можно стоять на учёте бесконечно.

О распорядке дня

Я очень многогранный человек. Просыпаюсь в девять утра - кто-нибудь мне звонит и просит помочь, еду к нему. Могу просто пойти в гости. Сейчас мама с бабушкой живут на даче - я отдыхаю. Три дня в Москве, три дня у них.

Вчера я встал в 9:30, позавтракал, почитал книжку и новости в интернете. Помог знакомой довезти до дома посылку. Посидел у неё в гостях часик: поговорили на разные интересные темы. Вечером ко мне гости заходили - чаю с ними попили. Так весь день и прошёл. А вообще по-разному бывает. Зачем чем-то одним постоянно заниматься? В жизни же столько всего интересного!

Времени мне не хватает. Например, хотелось бы книжек побольше читать. А ещё недавно в интернете появился рецепт лекарства от рака, которое можно создать в домашних условиях, а у меня знакомая как раз болеет раком. Вот хочу попробовать приготовить.

Из-за того, что денег маловато, в театр хожу редко. Магазин выбираю ближайший, чтобы не тратиться на лишние поездки. В кафе тоже хожу крайне редко.

Друзья у меня с района, так что мы встречаемся на улице, катаемся на велосипедах, иногда играем на барабанах в переходах. А что? За сорок минут семьсот рублей можно заработать! Часто друзья ко мне в гости приходят, играем с ними в карты. Иногда выбираемся в кино или музеи. Друзья мне завидуют: «Вот бы и нам не работать!» Хотя за спиной говорят по-другому. Об отношении близких

Мама с бабушкой иногда твердят, что все работают - и тебе надо. Я им объясняю, что мне так более комфортно. А когда бабушке нужна срочная помощь, она говорит: «Слава богу, ты не работаешь!» Потом проходит время, и она снова советует найти работу, с мамой то же самое.

Девушки сейчас нет. Но не потому, что я не работаю - очень много девушек хотят со мной встречаться! Это я не хочу с ними: просто недавно расстался с девушкой, с которой вместе пять лет были. Она работала, но к моему статусу относилась нормально - претензий не высказывала.

О будущем

Будущего я не боюсь. Бояться - это вообще глупо. Работу всегда найду - у меня золотые руки: я электрик, сантехник, переставить Windows для меня не проблема. Могу пойти в солдаты - в армии я отслужил.

А вообще мечтаю построить космический корабль, который будет летать с неограниченным запасом топлива. И чтобы я мог контролировать время. И ещё хочу помочь всему человечеству. А из более реального - завести крепкую семью и построить дом где-нибудь в пригороде Москвы.

Инфантильный ли я? А что это? Это человек, который ничем не интересуется, правильно? А я много чем интересуюсь. Понимаете, счастья ни у кого нет. Вот работает мужчина, занимает серьёзное положение, а жена его постоянно пилит, что он вечно на работе, - семьи из-за этого разрушаются. Да и сам он вечно сетует на загруженность, по крайней мере мои друзья постоянно жалуются.

О саморазвитии

Я пытаюсь осознать, что вокруг меня происходит, а когда осознаю, буду способен действовать. Когда работаешь, крутишься как белка в колесе, у тебя нет возможности проанализировать, что и почему происходит.

Если бы я работал, то не успевал бы столько читать. Благодаря интернету появились источники, о которых мы раньше и не мечтали. Сейчас можно утром начать изучать какую-то отдельную тему и даже поздно вечером не закончить.

При этом я не уверен, что мой путь - правильный, я не могу этого знать в середине пути. Он будет правильным, когда я что-то сам пойму и смогу хотя бы частично приоткрыть какую-то истину. Именно это - основная сложность в моей жизни, а не то, чем себя занять или где найти деньги. Мы очень мало знаем о своей истории: каждый правитель переписывает её по-своему. Мы не знаем, откуда мы появились. Уже очевидно, что Дарвин был неправ. Но чем можно заменить его теорию? Неплохо было бы во всём этом разобраться, но все заняты, все работают. О том, зачем бы пошёл работать

В СССР была идея глобального государства. Было стремление подарить людям космос. Многие старались ради общей цели. А сейчас ради чего люди работают? У нас великий потенциал, но на что он тратится? На то, что общество расслаивается на бедных и богатых? 80 % живёт ниже среднего достатка. 10 % имеют всё. Если продолжать такую систему, мы снова получим 1917 год. И что, и зачем?

Нужна абсолютно новая система. Наука и религия должны не противоречить друг другу, а идти рука об руку. Надо взять хорошее из демократии и коммунизма - и сделать что-то своё. Например, построить новые экологически чистые города, потому что нынешние - это просто ужас какой-то. На человека они действуют, как удавка. А надо построить новые города, в которых не нужно будет ничего чинить. Вот за такую задачу я бы взялся.

Как боролись с тунеядством в СССР

БОРЗ - Без Определенного Рода Занятий

Советские руководители начали критиковать трудоспособных граждан, не желавших «честно трудиться», «уклонявшихся от общественно полезного труда» и получавших нетрудовые доходы от движимого и недвижимого имущества (эксплуатации жилой площади, автомобилей, земельных участков). Если человек не работал на строительство коммунизма четыре месяца подряд (за исключением женщин, воспитывающих маленьких детей) и его вина была доказана судом, «преступника» ссылали в специальные места на срок от двух до пяти лет, причем производилась полная конфискация имущества «тунеядца», нажитого нечестным путем.

Важно, что данный указ уравнивал «отъявленных бездельников» и всех граждан, работающих, но получающих нетрудовые доходы, в том числе представителей творческих профессий.

При этом граждан, обвиненных в тунеядстве, называли БОРЗ, то есть «без определенного рода занятий». В уголовном же жаргоне появилось слово «борзой», то есть человек, который не хочет работать.

«Я писал стихи, я считаю это трудом»

Иосиф Бродский, всемирно известный поэт XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе, писал стихи с 17 лет, однако лишь некоторые произведения смогли найти выход к читателю. Для того чтобы хоть как-то прокормиться, Бродский был вынужден заниматься переводами с польского, английского и других языков.

Власти обратили внимание на деятельность поэта после того, как М. Медведев, Я. Лернер и А. Ионин написали в газете «Вечерний Ленинград» статью «Окололитературный трутень», в которой назвали Бродского недоучкой, не окончившим среднюю школу, обвинили в тунеядстве и излишней самоуверенности и сообщили о том, что поэт вынашивает план измены Родине.

«Бродский посещал литературное объединение начинающих литераторов… Но стихотворец в вельветовых штанах решил, что занятия в литературном объединении не для его широкой натуры, - было написано в статье. - Он даже стал внушать пишущей молодежи, что учеба в таком объединении сковывает-де творчество, а посему он, Иосиф Бродский, будет карабкаться на Парнас единолично ˂…˃ Здоровый 26-летний парень около четырех лет не занимается общественно полезным трудом. Живет он случайными заработками…»

Незамедлительно последовала реакция со стороны читателей. Многие студенты и преподаватели обзывали Бродского тунеядцем и требовали сурово наказать поэта: «Обидно, что есть еще среди нас такие люди, как Бродский и окружающая его жалкая кучка прощелыг». Подобные нападки и нелицеприятные высказывания привели к тому, что 13 января 1964 года поэта арестовали. Начался тяжелейший этап в жизни Бродского: судебные заседания, психиатрические лечебницы. Фрида Вигдорова, советская писательница, правозащитник, женщина с «большим сердцем» (как признавался Корней Чуковский), не могла не привлечь внимание к тем унижениям, которым подвергся поэт во время судебных процессов. Многие вспоминали ее храбрый поступок.

Иосиф Бродский

Она записывала каждое слово, произнесенное в ходе заседания, какой-то человек сообщил об этом суду, и судья сказала: «Отнять у нее записи».

Фрида Вигдорода выпрямилась (ее рост был 150 сантиметров) и смело ответила: «Попробуйте». Позднее записи были опубликованы в нескольких зарубежных изданиях: Encounter, Figaro Litteraire, New Leader и других. Ниже представлен отрывок из стенограммы судебного заседания:

Судья: Лучше, Бродский, объясните суду, почему вы в перерывах между работами не трудились?

Бродский: Я работал. Я писал стихи.

Судья: Но это не мешало вам трудиться.

Бродский: А я трудился. Я писал стихи.

Судья: Но ведь есть люди, которые работают на заводе и пишут стихи. Что вам мешало так поступать?

Бродский: Но ведь люди не похожи друг на друга. Даже цветом волос, выражением лица.

Судья: Это не ваше открытие. Это всем известно. А лучше объясните, как расценить ваше участие в нашем великом поступательном движении к коммунизму?

Бродский: Строительство коммунизма - это не только стояние у станка и пахота земли. Это и интеллигентный труд, который…

Судья: Оставьте высокие фразы! Лучше ответьте, как вы думаете строить свою трудовую деятельность на будущее.

Бродский: Я хотел писать стихи и переводить. Но если это противоречит каким-то общепринятым нормам, я поступлю на постоянную работу и все равно буду писать стихи.

Заседатель Тяглый: У нас каждый человек трудится. Как же вы бездельничали столько времени?

Бродский: Вы не считаете трудом мой труд. Я писал стихи, я считаю это трудом.

Кроме того, известный драматург и писатель Виктор Левашов к 65-летию со дня рождения Иосифа Бродского опубликовал «документальный трагифарс в двух судебных заседаниях, проходивших в Ленинграде». По признанию автора, в молодости он не обратил внимания на судебный процесс, и только в 1989 году в «Огоньке» прочитал опубликованную стенограмму заседаний:

«Чтение я закончил часа в два ночи. Было ощущение, что меня отхлестали по физиономии вонючей кухонной тряпкой. Пережитое унижение требовало выхода. И я написал эту пьесу».

Бродского в соответствии с указом о «тунеядстве» приговорили к пяти годам принудительных работ в отдаленной местности - в Коношском районе Архангельской области. В интервью Соломону Волкову поэт сказал, что работал батраком в Коноше, но условия ему нравились: «…это был чистый Роберт Фрост или наш Клюев: север, холод, деревня, земля». Через полтора года под давлением общественности поэт был освобожден. Впоследствии он так скажет о произошедшем: «Мне повезло во всех отношениях. Другим людям доставалось гораздо больше, приходилось гораздо тяжелее, чем мне».

Писатель и прозаик Владимир Войнович является автором многочисленных повестей и романов, а еще он написал слова к популярной песне «Четырнадцать минут до старта». В 1962 году Войнович стал членом Союза писателей, получил общественное признание и имел много привилегий. Однако с 1966 года начал активно выступать за права диссидентов. Внимание компетентных органов привлекла также публикация романа «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», в котором были высмеяны негативные стороны советской действительности.

Произведение, до этого вышедшее в «самиздате», вскоре было напечатано за границей, и по этой причине Войнович был исключен из Союза писателей и, как следствие, обвинен в тунеядстве, но не осужден.

Как писал Войнович в 1978 году после этих событий, к нему приходил участковый Иван Стрельников. Писатель на вопрос участкового о месте работы и роде своей деятельности иронично отвечал, что работает писателем в своей комнате за столом:

- Но вас, Владимир Николаевич, я слышал, исключили, извиняюсь, из Союза писателей.

Да-да-да, - говорю, - Иван Сергеевич. Толстого исключили из церкви, меня из Союза писателей, но из союза меня исключили, а из писателей меня исключить невозможно.

Войнович некоторое время подвергался преследованиям: в мае 1975 года в гостинице «Метрополь» он был отравлен психотропным веществом сотрудниками КГБ. Писатель предал эту историю гласности.

В декабре 1980 года был выслан из СССР и впоследствии лишен советского гражданства (которое ему вернули только в 1990 году).

Двенадцать лет писатель жил за границей (в ФРГ и США).

Физик-лифтер и лингвист-плотник

Физик Юрий Мнюх, эмигрировавший в США, в течение продолжительного времени работал лифтером, а Константин Бабицкий, известный лингвист, после освобождения из тюрьмы (он участвовал в акте протеста против ввода советских войск в Чехословакию) не смог найти работу по специальности, поэтому некоторое время работал плотником в Костромской области. Владимир Кислик, кандидат физико-математических наук, работал в Киевском институте ядерных исследований, однако после возбуждения ходатайства о выезде в Израиль (1974 год) его вынудили оставить работу по специальности. В итоге он сумел устроиться переплетчиком в Харькове. Иосиф Бейлин, инженер, работал лифтером, а позднее эмигрировал в Израиль.

Кстати, в советский период, как известно, были распространены плакаты, при помощи которых государство пропагандировало ценности социалистического быта. Такие агитплакаты против тунеядства можно было увидеть в СССР:

«Дезертир труда является пособником контрреволюции».

«Oн - симулянт. Он здоров, но притворяется больным, симулирует болезнь, чтобы погулять на страховые средства. Он обворовывает действительно больных и нарушает трудовую дисциплину».

«Социализм требует не лодырничанья, а того, чтобы все люди трудились честно, трудились не на других, не на богатеев и эксплуататоров, а на себя, на общество» (Сталин).

«На черную доску прогульщиков, нытиков и маловеров».

«Тит, поди молотить!» - «Брюхо болит!»

«Серьги в уши, бровь дугой - пусть работает другой. Неужели вы, ребята, увлекаетесь такой?» (О неработающей женщине.)

«Не будь таким! День прогулял… Урожай потерял».

«Тунеядцы - наши враги. Хлеб трудовой от них береги! Как работал, так и заработал».

«Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест».

«Придется тебе устроиться еще на полставки: ребенок вырос, потребностей у него стало больше…»

«Пусть горит земля под ногами тунеядцев!»