Бывалый путешественник о правиле страны первого въезда. «На границе главное не врать!». Бывалый путешественник о правиле страны первого въезда Муж занимался техническими вопросами

Много споров и домыслов приходится слышать о правилах первого въезда в страны Шенгена. Бывалый путешественник Алексей Левончук рассказал на своей странице Facebook о так называемой «практике правоприменения» и о своем личном и организаторском опыте. Публикуем с сохранением всех авторских пометок:

«Чем больше я читаю разные наши форумы про поездки и визы, тем больше убеждаюсь в том, что многие люди готовы держаться до упора за свои убеждения в том, как работает этот мир и пограничные службы, даже если это стоит денег. Читают правила (переведенные из английского источника через пять рук) и совершенно не знают, что такое «практика правоприменения».

Давайте я вот тут прокомментирую по своему (знающие меня знают, насколько широкому) личному и организаторскому опыту в нескольких постах. Может кому-то поможет.

УБЕЖДЕНИЕ. В шенгенскую страну можно въехать только через страну, выдавшую визу.

ЗАКОН ЕС. Виза должна запрашиваться в посольстве той страны, в которую будет первая поездка. Если неизвестно, куда будет первая поездка, то визу следует запрашивать в посольстве той страны, в которой ПЛАНИРУЕТСЯ находиться больше всего времени.

ПРАКТИКА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ. Если виза одноразовая, то въезд действительно должен быть через страну, выдавшую визу - кроме случаев, когда вы едете по земле, а общих границ со страной выдачи у Беларуси нет (например, виза чешская и вы едете через Польшу). Подозрение в таком случае может вызвать странный маршрут, когда Вы в ту же Чехию едете по одноразовой визе через Литву или Латвию, в то время, как самый короткий маршрут лежит через Польшу. В таком случае Вам нужно иметь билет из Вильни или Риги в Прагу на самолет или на автобус, что бы легитимизировало выбранный маршрут.

В случае многоразовой же шенгенки правило гласит, что Вы должны пробыть в стране выдачи визы больше, чем в любой другой стране. Даже нет, не так - Вы ПЛАНИРУЕТЕ пробыть в стране выдачи визы больше, чем в любой другой. Подчеркиваю - больше чем в любой другой стране не означает, что в стране выдачи визы вы должны быть более 50 процентов времени. Это означает, что если виза литовская, а вы ездите в Польшу, Германию, Латвию и Словакию, то в Литве вы должны пробыть больше 20 процентов времени (пять стран, одна пятая времени). Доказывается это по штампам - которые снова же мало что значат, так как в Германию Вы можете ехать по земле через Польшу, и будут видны только польские штампы, в Латвию - через Литву. На самом деле это правило очень редко энфорсится и постоянные въезды в Польшу на литовской визе очень маловероятно, что станут поводом в отказе в следующей визе.

Что касается распечатки виз, то ваш покорный слуга и его коллеги литовские и эстонские визы неоднократно распечатывали в Исландии, на Канарах и в Лиссабоне - дальше от Литвы придумать тяжко. И снова же, со следующими визами проблем не было.

Что касается истории с Карбалевичем (белорусским политологом, который прилетел в Германию из Минска, имея на руках шенгенскую визу, выданную Посольством Словакии. - прим. ред.), которого развернула франкфуртская гренцеполицай с словацкой визой - то это ляпа как гренцеполицая, так и самого пана Карбалевича. Во-первых, с многоразовой визой от вас не могут требовать въезжать через страну выдачи - такого правила в чистом виде просто нет, есть правило пребывания в выдавшей визу стране больше, чем в любой другой. И то, обратите внимание, на слово ПЛАНИРУЕТСЯ в правиле - а планы ведь могут меняться. Во-вторых, если вы летите с нераспечатанной словацкой визой первый раз в Германию - так и говорите на границе, что летите в Германию. И ничего не будет. Потому как если скажете, что летите в Братиславу и у вас попросят билеты, которых нет - увы и ах, введение пограничника в зман. Да и имейте ввиду, что пограничники тоже могут попасться неписьменные. Стойте на своем, требуйте начальника, не считайте пограничника всезнающим только из-за формы.

Кстати, о посольствах и въездах в страны. Чешское посольство в Беларуси при повторном обращении всегда смотрит на штампы, ездили ли Вы в Чехию хоть раз на их годовых визах. Если со штампов въезд открыто не виден (например, стоят только польские штампы), то могут спросить, где вы жили, на какой улице, название отеля. Если вы ни разу не были в Чехии - то так и скажите, что не удавалось доезжать, изменились планы (еще раз обращаю внимание на слово ПЛАНИРУЕТСЯ в правиле). Это никак не влияет на визовую историю. Если вы начнете выдумывать и мямлить, то чехи очень скрупулезно, с немецкой педантичностью вытянут из вас все детали, попросят копии билетов или чеки за них, и, если вы их не предоставите - откажут в визе (что не мешает вам податься снова). Потому правило тут одно - говорите как есть. Пока вы говорите как есть - в глазах пограничника и консула вы добросовестный путешественник. Вранье же всегда трактуется не в вашу пользу. Если Вы прилетели в Тенерифе Зюд на чистой чешской визе - то на вопрос, почему вы тут, вы не отвечаете «у меня транзит» в Прагу (ага, Варшава-Тэнэрыфа-Прага, ога яшчэ раз). Вы отвечаете «планировал в Прагу - встреча сдвинулась, решил не терять времени». В моем случае, кстати, так и было. Я просто перепутал командировку с отпуском по времени, не отменять же их, правда?

Итак, суммирую. Я не призываю хитрить. Я призываю просто правильно пользоваться своими правами. Вы действительно планировали въезжать в Литву, пошли в литовское посольство, но потом поменялись планы и вы стали ездить в Польшу? Вы получали словацкую визу, чтобы лететь в Братиславу на фестиваль Jeden Svet - но потом внезапно поменялся график и Вам надо в Берлин? Закон ЕС трактует это как бонафиде законное поведение. Но если Вы получали визу в посольстве Литвы, заранее зная, что никогда там не будете - то вот это уже нарушение.
Которое, правда, доказать очень сложно, но все равно нарушение. Так что будьте bona fide, и всем safe travels!

И последнее. Погранслужба ЕС имеет все права не пустить вас при отсутствии доказательства денег на путешествие и действующей страховки. Это чрезвычайно редко энфорсится в международных аэропортах, но немного чаще на переходе Берасьце-Тэрэсполь. Потому возите с собой страховку - ради Вашего же здоровья, а не для пограничников. Никогда не знаешь, где зуб заболит.«

Литва является одной из самых близких к России стран Европейского союза. Красота, а также культурное и историческое богатство этой балтийской страны неизменно привлекают к себе российских туристов. Кроме того, именно через Литву пролегает кратчайший путь в другие страны Старой Европы. Она же является связующим мостиком для путешественников, желающих посетить Калининград, или живущих в этом отдаленном российском городе. Многие россияне предпочитают ездить в Литву на машине. Одни делают это в целях экономии, другие желают неспешно ознакомиться с местными достопримечательностями. Цели могут быть разными, но тем, и другим для нужно иметь соответствующее разрешение на въезд.

Какая виза нужна для поездки в Литву на машине

Планируя путешествие по Литве, гражданину России необходимо своевременно оформить въездную визу. В зависимости от цели поездки можно запросить туристическую или транзитную визу, а также получить упрощенный транзитный документ, позволяющий проезд по территории Литвы на автомобиле, автобусе или поезде . Документы на визу можно подать :

  • В Посольство Литвы в Москве.
  • В региональное Консульство.
  • В специализированный сервисно-визовый центр.

Подарок: 2100 рублей на жилье!

  1. Подъехав к КПП, нужно приготовить требуемые документы.
  2. После въездного шлагбаума следует определиться, по какому из коридоров проезжать дальше: Красному или Зеленому.
  3. На КПП нужно заглушить автомобильный двигатель и предоставить машину для осмотра представителям таможенной службы.
  4. Всем путешественникам надлежит выйти из автомобиля и подойти с документами к работнику паспортного контроля для получения штампа о пересечении границы.
  5. Получить у инспектора по транспорту отметку о наличии .

Если в машине провозятся грузы, подлежащие обложению таможенными пошлинами, следует воспользоваться Красным коридором. Если путешественники не имеют при себе подобных товаров, они могут следовать Зеленым коридором.

Таможенные правила

Отправляясь в путешествие на автомобиле, следует помнить, что законы Литвы разрешают провозить на территорию страны лишь определенное количество продуктов из расчета на одного человека:

  • Две бутылки пива, вина или ликера.
  • Бутылку крепкого алкогольного напитка.
  • 40 сигарет.
  • Не более одного килограмма продуктов растительного происхождения.

Запрещено ввозить:

  • Мясомолочные продукты.
  • Куриные яйца.
  • Консервы, колбасы.
  • Молочный шоколад.

Нарушители правил могут быть оштрафованы работниками пограничной службы, а обнаруженные товары конфискованы.

Необходимые документы для поездки на машине

Для поездки в Литву на машине в 2020 году нужно иметь при себе комплект определенных документов:

  • Заграничный паспорт, действие которого длится еще три месяца после возвращения из поездки.
  • Разрешение на въезд на территорию Литвы соответствующего типа.
  • Медицинский страховой полис с суммой покрытия в 30 тысяч евро.

  • Водительское удостоверение международного образца.
  • Документы на машину.
  • Green card – международный страховой сертификат.
  • Документы на животных, если они путешествуют вместе с хозяевами.

В некоторых случаях сотрудники пограничной службы могут запросить сведения о брони отеля или документы, подтверждающие транзитный проезд через территорию Литвы.

Зеленая карта, где ее приобрести

Зеленой картой (Green card) в России называют полис международного обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев при поездках по территориям иностранных государств. Участниками соглашения о признании действия Зеленой карты являются 48 стран.

В России оформить Зеленую карту можно через Российский Союз Автостраховщиков. На официальном сайте этой организации содержится актуальный перечень адресов всех пунктов реализации страховых полисов. На сегодняшний день участниками программы оформления Зеленой карты являются семь ведущих российских страховых компаний.

Минимальный период действия полиса равняется 15 дням. Стоимость Зеленой карты для поездки в Литву составляет 30 евро.

Основные правила движения

Литовские правила дорожного движения мало чем отличаются от российских, за исключением нескольких особенностей:


  • Водители с опытом вождения менее двух лет не имеют права ездить со скоростью свыше 70 км/час.
  • В период с 1 ноября по 1 апреля эксплуатировать можно только автомобили, оснащенные зимними шинами.
  • Водитель обязан иметь в машине светоотражающий жилет и надевать его при выходе из машины вне города в темное время суток.
  • Участники дорожного движения имеют возможность поворачивать направо на красный сигнал светофора, если он оснащен табличкой с указательной стрелкой.
  • Не допускается тонировка лобового и передних боковых стекол ТС.
  • Запрещаются к использованию антирадары.

Особенно строго литовские полицейские следят за соблюдением скоростного режима и правил личной безопасности:

  • Все пассажиры авто обязательно должны быть пристегнуты
  • Даже в дневное время в автомобиле должен гореть ближний свет.
  • Дети ростом до 135 см обязаны сидеть в специальном кресле.

Порядок заправки, стоимость бензина

На заправках Литвы продаются те же марки бензина, а также дизельное топливо, что и в России. Единственное исключение составляет 92 бензин, который не так давно исчез из продажи на территории Литвы.


Стоимость топлива может колебаться на заправочных станциях даже в рамках единой сети. Актуальные цены на бензин можно узнать на сайте . Однако, учитывая разницу в стоимости топлива на территории евросоюза и России, специалисты советуют перед пересечением литовской границы заполнить бак автомобиля. Кроме того, таможенные правила разрешают провозить канистру с 10 литрами бензина.

Оплата купленного топлива производится после завершения операции, за фактическое количество залитого в бак бензина. Оплачивать можно наличными и кредитной картой. В ночное время большинство заправочных станций работает по предоплате.

Правила парковки

Наибольшее затруднение у россиян вызывают правила платной парковки. Подавляющее большинство парковок в Литве являются платными. Они могут подразделяться на:

  • Муниципальные.
  • Частные.

Все парковки обозначены соответствующими знаками и паркоматами, информирующими водителя о зоне, времени и порядке оплаты парковки. Оплату можно произвести наличными или с помощью SMS–сообщения. Оплачивая парковочное время при помощи SMS, следует знать, что деньги с телефона будут списываться до тех пор, пока оператор не получит повторное сообщение со словом «STOP».


Запрещено ставить машину на места, зарезервированные под автомобили организаций. На парковках они обозначены табличкой «Rezervuota».

Частные парковки, как правило, оборудованы шлагбаумом. Чтобы въехать на ее территорию следует нажать кнопку на специальном аппарате и получить чек с указанием времени. Для выезда нужно произвести оплату через специальный терминал.

Транзит через Литву на авто

Путешественникам, направляющимся на автомобиле через территорию Литвы в Калининград или другие европейские страны, можно не получать шенгенскую или национальную литовскую визу. Для таких случаев иммиграционным законодательством страны предусмотрено оформление упрощенного транзитного документа – УТД.

УТД дает право своему владельцу находиться на территории Литвы не более суток. Для оформления документа в или визовый центр нужно предоставить:

  • Загранпаспорт.
  • Оригинал и копии заполненных страниц внутригражданского паспорта.
  • с указанием намерения пересечь Литву на автомобиле.
  • Фотографию.
  • Квитанцию об уплате консульского сбора.
  • Документы, подтверждающие транзитную цель поездки.

Поездка по Литве на автомобиле может стать для путешественника незабываемым событием. Однако специалисты рекомендуют во избежание недоразумений и финансовых потерь, заблаговременно изучить всю необходимую путешественнику информацию о правилах пересечения границы и пребывания на территории этой прекрасной страны.

Евгений родом из Минска, но сейчас постоянно живет в Варшаве. В Минск ездит раз в месяц-полтора, в основном на машине, поэтому опыта пересечения границы у него хоть отбавляй. Как сэкономить время на погранпереходе, как лучше оформить Tax Free, где переночевать в случае необходимости - в его рассказе.

Маршруты

Между Беларусью и Польшей - пять пограничных переходов, через которые можно проехать на легковом автомобиле (сортировка с севера на юг, в соответствии с картой):

  • "Брузги - Kuznica (Кузница)",
  • "Берестовица - Bobrowniki (Бобровники)",
  • "Песчатка - Polowce (Половце)",
  • "Брест - Terespol (Тересполь)",
  • "Домачево - Slawatycze (Славатыче)".

Через каждый из перечисленных погранпереходов мне приходилось ездить. Ниже представляю вашему вниманию карту, на которую нанесено пять вариантов маршрутов Минск - Варшава соответственно через каждый из переходов.

Как видно из карты, самая короткая и быстрая дорога - через ПП "Бобровники". Маршрут через "Брузги" практически такой же по времени и расстоянию. Далее идет дорога через ПП "Брест", ну а путь через маленькие переходы вроде "Домачево" и "Песчатки" обещает быть самым долгим.

Мне больше всего нравится ездить через ПП "Бобровники". Дорога по РБ после съезда с трассы М1 там узкая, не особо загруженная. При этом она проходит по местности с красивым рельефом и имеет хорошее покрытие. По Польше дорога Белосток - Варшава (190 км) примерно наполовину состоит из четырехполосной автострады с ограничением скорости 120 км/ч. Остальная часть - двухполоска (90 км/ч). Но сейчас эта дорога активно расширяется, к концу 2015 года узких кусков (с хорошим покрытием) останется только около 20-30 км. На трассе Тересполь - Варшава (также 190 км) несколько лет назад был проведен капитальный ремонт, так что покрытие на этой дороге отличное. Но основные ее минусы в том, что она узкая (двухполосная), загруженная и проходит через кучу населенных пунктов с ограничением "50". И именно в населенных пунктах довольно часто стоит полиция с радаром. Поэтому эта дорога не только медленная (быстрее трех часов мне ее проезжать обычно не удается), но и утомительная из-за постоянных обгонов фур и монотонной езды со скоростью 80-90 км/ч.

Очереди на границе: откуда они берутся

При расчете времени в пути для каждого из маршрутов Google не учитывает время, необходимое для пересечения границы. А время это может составить от 30 минут до нескольких часов, а то и больше. Самое долгое пересечение границы, с которым сталкивался, - почти 10 часов. Это было похоже на пытку, причем не только для водителя, который не может сомкнуть глаза из-за необходимости постоянно подъезжать, но и для пассажиров, так как им то жарко, то комары, то нужно в туалет, то хочется кушать.

Практически все пограничные переходы устроены схоже, причем как с польской, так и с белорусской стороны. Упрощенную схему погранперехода я изобразил на рисунке.

Из схемы видно, что очереди могут скапливаться в нескольких местах: перед въездом на территорию погранперехода, в каналах ("зеленом" и "красном") и на нейтральной территории.

Нейтральная территория везде одинаковая - это дорога (либо мост там, где граница идет вдоль реки), которая имеет по одной полосе в каждую сторону и, как правило, двойную сплошную линию между полосами. Но ее длина отличается на разных переходах, соответственно чем она длиннее, тем больше туда помещается автомобилей, тем большая очередь там может образоваться.

Откуда же берутся очереди на границе? Причин тут несколько. Самая банальная - это большой одновременный наплыв автомобилей. Погранпереходы имеют ограниченную пропускную способность и порой не справляются с ажиотажем. Такое бывает, например, во время рождественских и новогодних каникул, майских праздников и т.д., когда много людей едет в Европу на отдых. Также на моей памяти было несколько всплесков, связанных с повышением ввозных таможенных пошлин на автомобили. Тогда были огромные очереди на въезд в Беларусь из-за того, что очень много людей ввозили и растаможивали авто.

Еще одной причиной больших очередей может быть изменение законодательства РБ и/или Таможенного союза в отношении беспошлинного ввоза физическими лицами товаров для личного пользования. Это известная забава белорусского ГТК, которая стоила многим людям не только времени и денег, но и изрядного количества нервов. Ведь не секрет, что многие белорусы ездят в Польшу за покупками, потому что там дешевле. Причем это касается не только одежды и электроники, а практически всего, начиная от строительных и отделочных материалов и заканчивая продуктами питания. Существует перечень товаров, которые можно ввозить в РБ без таможенного оформления, то есть через "зеленый" канал. Этот перечень доступен на сайте ГТК. Но белорусское законодательство в этом плане неоднозначно, поэтому широко распространены разные его трактовки. Например, один и тот же товар может быть классифицирован разными работниками таможни по-разному. Кроме того, существуют так называемые "внутренние распоряжения" таможни, которые, естественно, отсутствуют в открытом доступе. Как результат, если я, к примеру, купил в IKEA журнальный столик, который по официальной классификации не подлежит таможенному декларированию, и въезжаю с ним в РБ через "зеленый" канал, работник таможни может направить меня в "красный" канал, объяснив это тем, что мне необходимо его задекларировать, пусть даже без уплаты таможенной пошлины. При этом обычно идет ссылка на "внутреннее распоряжение".

К чему же я все это так детально описываю? Дело в том, что из приведенной схемы погранперехода видно, что самым узким его местом является нейтральная территория. Так как белорусская сторона большую часть автомобилей направляет в "красный" канал, оформление на котором занимает гораздо больше времени, чем на "зеленом", то, заняв все "красные" каналы машинами, новую партию с нейтральной территории белорусы не запускают, пока не освободится место в каналах. При этом неважно, что на нейтральной территории могут стоять машины, направляющиеся в "зеленый" канал, который в это время может пустовать. Они не могут в него попасть, пока не заедут на территорию погранперехода с нейтральной территории в порядке живой очереди.

Я не раз попадал в такую ловушку. Проехав польскую границу на переходе "Брест - Тересполь", я вставал в очередь в отстойник перед выездом на нейтральную территорию, в котором к тому времени уже находилось несколько десятков, а то и сотен автомобилей. Они скопились там потому, что нейтральная территория тоже вся была занята машинами (см. фото ниже). А это было вызвано тем, что на белорусской границе все "красные" каналы были заняты, новые машины запускали на территорию по мере освобождения каналов.

Очередь на нейтральной территории погранперехода "Брест - Тересполь". Вид назад в сторону Польши


Очередь на нейтральной территории погранперехода "Брест - Тересполь". Вид вперед в сторону РБ

Я назвал это ловушкой, потому что в такой ситуации никуда уже не денешься. Теоретически, находясь на нейтральной территории, можно развернуться и опять въехать в Польшу, чтобы поехать на другую границу. Но, во-первых, на въезд в Польшу тоже может быть очередь, во-вторых, такие маневры, как правило, вызывают негативную реакцию у пограничников, что может в результате вылиться в дополнительное ожидание и разборки.

Как не попасть в ловушку

Как же все-таки поступить, чтобы не попасть в такую ловушку и не провести в ней полдня? Здесь я дам несколько советов, которыми пользуюсь и сам, когда езжу из Варшавы в Минск и обратно.

Во-первых, по дороге на границу нужно собрать информацию об очередях. Есть несколько источников такой информации:

  • . Надо заметить, что верить информации на этом сайте можно не всегда. Причин тому несколько. Во-первых, информация там обновляется нечасто - каждые несколько часов, за которые ситуация может кардинально поменяться. Во-вторых, эта информация показывает очередь (количество автомобилей), которая уже находится на территории погранперехода, то есть в каналах. Она не учитывает те машины, что стоят в очереди перед въездом на территорию или на нейтральной территории. На этот случай можно посмотреть изображение с камер, доступное на этом же сайте, но камеры не снимают нейтральную территорию, а только въезд на территорию погранперехода со стороны РБ;

  • сайт польского погранкомитета . Там указано время, необходимое для пересечения польской границы по "красному" и "зеленому" каналам. Также можно посмотреть изображения с камер. Кроме того, есть официальное приложение для смартфонов, что довольно удобно;
  • "сеть осведомителей". Чтобы выехать за границу Беларуси на автомобиле с белорусской регистрацией, необходимо иметь "зеленую карту" - автомобильную страховку гражданской ответственности, которая действует на территории ЕС. В Беларуси есть несколько страховых компаний, которые делают такие страховки. Цены у них одинаковые, их агенты сидят на всех заправках возле границы. Есть также пункты оформления "зеленой карты" прямо на границе. Все агенты с удовольствием дают свои номера телефонов, когда делаешь у них страховку. Поэтому можно позвонить им и узнать, есть ли очередь на границе. Это самый надежный источник информации об очередях. Но воспользоваться им по понятным причинам можно только при выезде из Беларуси.

Как делаю я: Минск - Варшава

Когда я еду из Минска в Варшаву, то, конечно, пользуюсь "сетью осведомителей". Я собрал номера телефонов у страховщиков на ПП "Бобровники", "Брест" и "Домачево", так как пользуюсь в основном этими тремя переходами. Из Минска на границу я выезжаю всегда по трассе М1 в направлении Бреста и, проехав Барановичи, звоню на ПП "Бобровники". Если там нет очереди, еду туда. Если там очередь, еду в Брест. Доехав до перехода "Брест - Тересполь", смотрю на месте, есть ли очередь, и звоню на ПП "Домачево" узнать обстановку там. В итоге выбираю либо "Брест", либо "Домачево" (дорога к нему идет прямо от погранперехода "Брест - Тересполь" вдоль границы). Я делаю так потому, что, если поехать на "Бобровники" сразу и окажется, что там очередь, то деваться оттуда будет особо некуда, потому что ближайший к "Бобровникам" переход - "Брузги", а туда 70 км и час пути, поэтому особого смысла в таком переезде нет. А вот от Бреста до Домачево - 44 км, да и дорога лучше. Кроме того, из Бреста можно уехать на ПП "Песчатка", до которого 55 км. Но такой вариант - на самый крайний случай, потому что из Песчатки по Польше нужно долго добираться до трассы маленькими узкими дорожками, что по времени это имеет смысл, только если очередь на границе на 5-6 часов.

Как делаю я: Варшава - Минск

Из Варшавы в Минск в последнее время я езжу только через Тересполь. Доезжаю до перехода "Брест - Тересполь", смотрю, есть ли там очередь. Тут имеется такой нюанс: очереди при въезде на территорию погранперехода и в каналах может и не быть, но это не значит, что получится быстро пройти границу. Это и есть та самая ловушка, которую я описывал выше. Может оказаться так, что движение тормозится белорусской стороной, и тогда можно провести в отстойнике и на нейтральной территории несколько часов. Поэтому я уточняю ситуацию у пограничников, и если оказывается, что белорусы медленно пускают машины, то я еду на ПП "Домачево". Там обычно нет больших очередей, но, во-первых, дорога до перехода, а потом от перехода до Бреста занимает минимум час, во-вторых, польские пограничники и таможенники там работают заметно медленнее, чем на крупных переходах. Несомненным плюсом этого перехода является то, что жители приграничных районов, которые составляют большой процент пересекающих границу, редко ездят через Домачево. Большинство из них живет в Бресте, им нет смысла делать крюк в 90 км.

Через ПП "Бобровники" из Польши я давно уже не ездил, так как в то время, когда я пересекаю границу (а это обычно 21.00-22.00), там скапливаются большие очереди жителей приграничных городов, для которых этот переход является основным. А так как переход не особо крупный, каналов там гораздо меньше, чем в Бресте.

Для путешественников: ночевка

Выше я описал, как пересекаю границу и чем при этом руководствуюсь. Так как перемещаюсь между Варшавой и Минском без ночевок, в один присест, мне важны каждые 10 минут времени и очень жаль, когда это время тратится на ожидание в очереди.

Я понимаю, что, возможно, мои советы подойдут не всем. Например, тем, кто отправляется в свой летний "евротрип", проще и удобнее поступить следующим образом: доехать до Бреста под вечер, переночевать там и с утра пораньше отправиться на границу. Как правило, рано утром, часов в 6-7, а может, и в 8, очередей быть не должно. Сам я так, правда, не делал. Но вот по дороге из Польши в РБ пару раз ночевал перед границей, поэтому могу порекомендовать пару отелей:

Hotel Pod Dеbami в 5 км от Тересполя. Переночевав там, можно утром быть на границе уже через 10 минут;
- Hotel Delfina в 67 км от Бобровников и в 22 км от Белостока. Ближе к границе можно переночевать только в самом Белостоке, так как от него до границы 45 км, дорога идет через польский кусок Беловежской пущи, поэтому гостиниц там особо нет.

Последнее, о чем я хотел написать, это небольшой лайфхак, связанный с Tax Free. Много туристов, возвращающихся из Европы, оформляют Tax Free на покупки. Чтобы получить возврат НДС по чекам Tax Free, необходимо предъявить их и сами покупки таможенникам на выезде из ЕС, чтобы они сделали отметки о вывозе товаров. Делается это после прохождения паспортного контроля, поэтому теряется дополнительное время. Так вот, процесс оформления Tax Free на границе можно значительно ускорить, внеся информацию с чеков в систему таможни через Интернет заранее. Сделать это можно на сайте польского пограничного комитета . Тогда при оформлении на границе таможеннику не нужно будет вносить всю эту информацию вручную, ему останется только лишь ее проверить и проштамповать ваши чеки.

Надеюсь, что для кого-то информация окажется полезной. Ведь в любом случае, куда бы вы ни ехали, тратить часы в очереди на границе не лучшее времяпрепровождение.

МОСКВА, 27 июл — РИА Новости, Сергей Белоусов. Собираясь в Литву на автомобиле, помните, что нарушать правила дорожного движения в этой стране по-настоящему опасно: лишиться водительских прав можно даже за самые невинные, по российским меркам, "прегрешения". С документами на машину нужно быть еще внимательнее, иначе поездка окончится, так и не успев начаться. Об особенностях путешествия на машине в страну янтарного моря и лечебных курортов — в материале РИА Новости.

С востока и с запада

С февраля 2017 года международный статус приобрел еще один пункт пропуска на границе Белоруссии и Литвы — "Лоша — Шумскас". Он находится всего на шесть километров дальше Каменного лога и обслуживает исключительно легковые автомобили, однако проезд через него связан с некоторыми ограничениями. Как сообщает Sputnik Литва , въезд через этот пограничный переход разрешен только владельцам машин, а возвращаясь из Литвы в Россию, вы не сможете провезти ни грамма алкоголя. Дело в том, что "Лоша — Шумскас" имеет статус "пункта упрощенного пропуска", поэтому брать с собой разрешено лишь личные вещи согласно перечню .

Маршрутов до литовской границы у жителей Калининградской области едва ли меньше, чем у обитателей основной части России. Крупнейший пограничный пункт "Чернышевское — Кибартай" рассчитан на 1150 легковых автомобилей в сутки, "Советск — Панемуне" — чуть поменьше, но и в том, и в другом случае велик шанс нарваться на очередь из граждан Литвы, которые ездят в Россию заправиться дешевым топливом. Третий маршрут "Морское — Нида" — самый живописный и пролегает через Куршскую косу. Однако здесь придется уплатить экологический сбор в размере 300 рублей за водителя и 150 рублей за каждого пассажира. Причем на российской стороне это надо сделать дважды: при въезде в районе Зеленоградска и на границе. На литовской стороне сумма сбора составит 20 евро. Кроме того, до большого материка придется добираться на пароме, который ходит каждые 20 минут и оплачивается только по схеме "туда-обратно". Стоимость переправы легкового автомобиля вместе с водителем составляет 11 евро (около 800 рублей), за каждого пассажира нужно доплачивать по 80 евроцентов (около 55 рублей), плыть недолго — около пяти минут.

Бумажная волокита

Литва — одна из стран Шенгенского соглашения, поэтому понадобится виза. Также в обязательном порядке необходимы медицинские страховки на всех путешественников, а для автомобиля придется покупать международный полис ОСАГО "Зеленая карта".

Минтранс утвердил правила заполнения диагностической карты автомобилей Минтранс РФ утвердил правила заполнения диагностической карты, оформляемой по результатам проведения технического осмотра транспортных средств, следует из приказа ведомства, размещенного во вторник в "Российской газете".

Литовские пограничники могут потребовать с автотуристов диагностическую карту на автомобиль. В России этот документ обязателен только для легковых машин старше трех лет. Поэтому если вы едете на более свежем автомобиле, нужно пройти внеплановый техосмотр и получить документ. Причем сделать это надо до начала процедуры перехода границы: карту смотрят уже после проставления штампа о въезде в Литву и, если ее нет, отправляют обратно со штампом о выезде. Для обладателей визы с однократным въездом это равносильно концу путешествия.

Диагностическую карту могут потребовать и внутри страны, так как сотрудники полиции имеют право проверять техническую исправность автомобиля прямо на дороге. В связи с этим важно также иметь в машине аптечку, огнетушитель, знак аварийной остановки и светоотражающий жилет.

Денежные вопросы

Все дороги в Литве бесплатны для легкового транспорта. С 10 ноября по 31 марта на всех автомобилях в обязательном порядке должны быть установлены зимние шины. Шипованные колеса можно использовать только с 1 ноября по 9 апреля, и в этом случае на заднем стекле должен быть размещена соответствующая наклейка. Будьте внимательны: с 1 ноября по 31 марта на скоростных магистралях (ограничение 130 км/ч) и дорогах, предназначенных только для автомобилей (120 км/ч), максимальная разрешенная скорость движения опускается до 110 км/ч.

Стоимость бензина АИ-95 составляет чуть более одного евро, в пересчете на наши — около 75 рублей. Литр дизеля стоит в среднем 66 рублей, а за литр газа попросят около 34 рублей. Литва окутана густой сетью газовых АЗС, их в небольшой стране целых 840, так что проблем с голубым топливом не будет.

В крупных городах организовано платное парковочное пространство, и цены на нем даже ниже московских. Например, в Вильнюсе городской паркинг поделен на четыре зоны: зеленую, желтую, синюю и красную. Думаете, самая дорогая красная? Ошибаетесь! Зеленая парковка будет стоить всего 30 центов в час (20 рублей), желтая — в два раза дороже, красная — полтора евро (100 рублей), а синяя обойдется в 2,5 евро (175 рублей). Экономные могут присмотреться к стоянкам возле торговых центров и супермаркетов: в этих местах обычно предусмотрены бесплатные паркинги на два-три часа.

Одни лишения

Несоблюдение правил дорожного движения карается в Литве большими штрафами. Не такими высокими, как в или даже , но более значительными, чем в России.

За езду с выключенным ближним светом или дневными ходовыми огнями грозит штраф в размере от 30 до 90 евро. Превышение скорости на 10 км/ч допустимо, но за каждую последующую "десятку" последует дифференцированное наказание. Езда со скоростью на 11-20 км/ч больше дозволенной обойдется в 12-30 евро, на 21-30 км/ч — 30-90 евро и так далее. За превышение на 50 км/ч и больше вы заплатите 550 евро, а также лишитесь прав на срок от одного до шести месяцев. Искать спасения у радар-детекторов (они, кстати, запрещены), карт расположения камер фотофиксации или полагаться на скорость движения местных автолюбителей бесполезно: в Литве работают скрытые полицейские патрули на машинах, ничем не выделяющихся из основного потока.

Попрощаться с водительским удостоверением в Литве можно за непропущенного на "зебре" пешехода, агрессивное вождение, обгон в запрещенном месте и даже за проезд на красный и неправильную парковку! Само собой, права отберут и за управление автомобилем в нетрезвом виде. Максимально допустимый уровень содержания алкоголя в крови составляет 0,04 промилле, если степень опьянения водителя не выше 1,5 промилле, то его накажут лишением прав на срок от одного года до полутора лет и штрафом в размере от 300 до 450 евро. За отказ от медосвидетельствования выпишут квитанцию на сумму от тысячи до двух тысяч евро и лишат прав сроком до четырех лет, равно как и за сильное состояние алкогольного опьянения (более 1,5 промилле). В последнем случае также возможен арест и даже лишение свободы на срок до одного года. Как сообщает Sputnik Литва , полиция лишает водительских прав после предъявления соответствующего постановления дорожного патруля, но если водитель был задержан в состоянии алкогольного опьянения, то патруль отбирает удостоверение прямо на месте.

Молодым на заметку

Первые два года после получения прав для водителя в Литве становятся настоящим испытанием. Им, например, запрещено передвигаться со скоростью более 90 км/ч. На местных скоростных дорогах это ограничение становится проблемой, так как новичкам приходится постоянно жаться в правом ряду.

Кроме того, для молодых водителей нет понятия допустимого уровня содержания алкоголя в крови — им нельзя пить ни грамма спиртного и употреблять спиртосодержащие лекарства: штраф составит от 230 до 300 евро (при уровне алкоголя до 0,04 промилле). Лишить прав новоявленного автомобилиста могут и за превышение максимально допустимой скорости на 30 км/ч. Так что прежде чем начать собираться в Литву, лучше набраться водительского опыта.