Частное образование в России: за и против. Частное образование в России — семейный бизнес, и это проблема

Еще с советских времен в нас закрепилось стойкое убеждение в том, что все негосударственное – априори плохое, некачественное, ненастоящее. Это представление и по сей день мешает многим адекватно оценивать уровень образования в частных вузах и колледжах России. Действительно ли образование в коммерческих учебных заведениях проигрывает в качестве подготовки, и о чем нужно знать студентам, которые выбирают для себя частный вуз?

Огромную роль в формировании общественного мнения по поводу качества образования в частных учебных заведениях сыграли, безусловно, они сами. На волне разрешения частного предпринимательства новые институты, академии, университеты и колледжи появлялись по всей стране, словно грибы после дождя. Однако эти учебные заведения не обладали ни наработанной методической и практической базой, ни достойным преподавательским составом, ни стремлением дать студентам действительно качественное образование. Итогом такого «вливания» в образовательную сферу страны стало еще более стойкое убеждение в том, что обучение в коммерческом вузе или колледже никак не может быть альтернативой учебе в государственном учебном заведении.

Сегодня, однако, ситуация в корне изменилась: большая часть коммерческих структур в сфере образования перестает экономить на качестве. Как обстоит дело с обучением в негосударственных учебных заведениях сейчас?

Я выбираю частное учебное заведение. На что мне нужно обратить внимание?

У каждого учебного заведения есть собственная репутация, которая складывается из оценки студентов, отзывов работодателей и педагогического состава. Именно на эти пункты и стоит обратить внимание, если вы выбираете один из частных вузов или колледжей.

  • Поговорите с теми, кто уже учится в данном учебном заведении. Задайте им вопросы обо всем, что вас интересует: уровне нагрузке, качестве обучения, поддержке со стороны преподавательского состава, наличии методической и практической базы.
  • Ознакомьтесь с рейтингом частных вузов и колледжей среди потенциальных работодателей в выбранной вами сфере деятельности. Если вы уже определились с тем, где бы вы хотели работать после окончания учебы, задайте прямой вопрос потенциальному руководству компании.
  • Узнайте, какие преподаватели работают в данном учебном заведении. Совершенно необязательно, чтобы имена педагогов были известными, а список их регалий не помещался на страницу А4. Далеко не всегда эти факторы являются определяющими при оценке качества обучения. Ориентируйтесь на опыт работы преподавателей, отзывы других студентов, собственные ощущения от знакомства с ними в рамках Дней открытых дверей.

Образование в частном учебном заведении. Это всегда дорого?

Слово «частный» всегда ассоциируется у нас с необходимостью выплачивать немалые суммы за возможность получить высшее или среднее профессиональное образование. Однако, если вы внимательно ознакомитесь с предложениями тех или иных негосударственных учебных заведений, вы узнаете много интересного. К примеру, некоторые частные вузы предоставляют n-ное количество бесплатных мест для талантливых студентов. Другие – сотрудничают с организациями, которые выплачивают успешным студентам стипендии, частично или полностью покрывающие стоимость обучения. Третьи – работают в партнерстве с образовательными проектами, спонсирующими подготовку специалистов в конкретной профессиональной области.

- Наш колледж активно сотрудничает с образовательным проектом «Новые кадры. Фармация», - комментирует ситуацию заместитель директора по учебно-производственной работе фармацевтического колледжа «Новые знания» Андрей Киричук, - который осуществляет поддержку талантливых и целеустремленных студентов, мечтающих получить фармацевтическое образование. Для тех, кто поступает в рамках проекта, обучение в «Новых знаниях» - абсолютно бесплатное, в течение всего периода учебы. С 1 марта как раз начался новый набор на следующий учебный год: из всех желающих Попечительская комиссия проекта отберет 25 лучших претендентов, которые придут к нам в сентябре наряду с остальными студентами. Кстати, пользуясь случаем, приглашаю на наш День открытых дверей 12 апреля.

Такие спонсорские программы сегодня – вовсе не редкость. Во многих сферах деятельности – как, например, в фармации – новых специалистов катастрофически не хватает. Это открывает новые возможности для тех, кто хотел бы получить качественное образование, но пока не в состоянии оплатить его самостоятельно.

«Заплатил – могу не учиться»: правда ли, что в частных вузах учиться легче?

Еще одно распространенное заблуждение заключается в том, что в коммерческих вузах и колледжах учиться вовсе необязательно – достаточно вовремя вносить плату за следующий семестр. Это заблуждение основано на том, что многим учебным заведениям, не получающим поддержки от государства, невыгодно отчислять недобросовестных студентов. Но далеко не все частные учебные заведения готовы ради этого жертвовать своим реноме, на которое, в конечном итоге, ориентируются абитуриенты при выборе места учебы. Поэтому студенты, демонстрирующие легкомысленное отношение к занятиям, безжалостно отчисляются даже в негосударственных вузах и колледжах.

- Наших выпускников сегодня ждут в большинстве аптечных предприятий Москвы и Московской области, - продолжает Андрей Киричук, - поэтому уровень требований к знаниям студентов у нас действительно высокий. Мы готовим новую генерацию специалистов в области фармации, и на наших плечах лежит огромная ответственность за жизнь и здоровье посетителей аптек. Мы без раздумий отчисляем студентов, которые безответственно подходят к процессу обучения, регулярно пропускают занятия и демонстрируют низкий уровень знаний на экзаменах. Это касается и тех, кто поступил к нам в рамках образовательного проекта «Новые кадры. Фармация»: в этом случае мы освобождаем бесплатные места для более добросовестных студентов.

«Частный» – не значит «плохой»

Постепенно из сознания россиян исчезает негативное отношение к частному образованию. Во многом этому способствует пример США и Западной Европы: здесь обучение в частном вузе или колледже считается привилегией, а уровень подготовки в коммерческих учебных заведениях значительно выше, чем в государственных.

Ирина Зацепина

Вконтакте

Частное образование

В Западной Европе и США сложились устойчивые системы частного образования, которые так или иначе находились под государственным контролем. Вместе с тем положение частного образования в разных странах складывалось неодинаково.

В США и Англии частные учебные заведения занимали прочные позиции. В США в разряд частных учебных заведений входило множество учебных заведений, открытых при поддержке общин. В Британии их деятельность во многом зависела от средств частных лиц. Школьное законодательство оставляло большой простор частной инициативе. Школу вправе был открыть любой британец, гарантировавший обучение определенного числа учащихся. От учредителей и преподавателей частных школ не требовались свидетельства о педагогической подготовке. До 1832 г. учреждением частных начальных школ занимались благотворительные конфессиональные организации. Они открывали школы для бедных, воскресные школы и пр. Закон 1832 г. подтвердил, что частная инициатива в образовании не будет ущемляться. Закон 1870 г. предусматривал выделение государственных кредитов на частные школы. Средние учебные заведения, по сути, являлись частными. С 1860-х гг. происходит некое "огосударствление" сферы среднего образования, что выразилось в кредитовании грамматических школ из коммунальных и правительственных фондов. Но программу, распорядок деятельности этих учреждений по-прежнему определяли устроители.

В Пруссии государство энергично вмешивалось в работу частных учебных заведений. С 1794 г. здесь действовало законодательство, по которому все школы, включая частные, подлежали правительственному контролю. Контроль осуществлялся через инспекторов и предусматривал соблюдение стандартных программ, уставов и пр.

Во Франции деятельность частных (свободных) школ была гарантирована законами 1850–1880-х гг. В частных учебных заведениях действовал контроль в виде правительственной инспекции. Вплоть до принятия законов 1880-х гг. на частные школы отпускались общественные средства (коммунальные и общегосударственные). Наличие во Франции системы частного образования являлось существенным фактором трансформации состава учащихся общественных учебных заведений. Так, в середине XIX в. число учеников муниципальных и общенациональных коллежей и лицеев сократилось из-за перехода многих учащихся в частные учебные заведения. При этом переменился и социальный состав учащихся общественных средних школ: увеличилась доля выходцев из мелкой и средней буржуазии и, напротив, сократилось число молодых людей, родители которых относились к высшим кругам. Подавляющее число частных учебных заведений во Франции находилось в руках представителей различных конфессий и церквей. Позиции церкви в системе образования, особенно частного, оставались весьма прочными.

Управление образованием

При решении проблем управления образованием столкнулись две ориентации: на централизацию и децентрализацию. Свою роль сыграли сложившиеся традиции. Предлагались разные решения. Во Франции сходились преимущественно во мнении о необходимости централизованной школьной системы. В Англии и США – о целесообразности местного самоуправления. В Германии шла полемика между защитниками централизации и теми, кто отстаивал автономию школьного дела. Так, идея независимости образования от центральных властей Пруссии нашла отражение в Проекте 1813 г., предусматривавшем для государственных учебных заведений свободу выбора в вопросах внутренней жизни.

В итоге организация управления образованием в странах Запада происходила при проявлении тенденций централизации и децентрализации. В Пруссии и во Франции децентрализацию образования тормозили традиции, унаследованные от эпохи абсолютизма. В Англии и США, не отягощенных этими традициями, напротив, управление образованием осуществлялось при наличии значительных прав регионов и отдельных школ. Прерогативы Департаментов по образованию в Англии и США сводились прежде всего к координации общенациональной школьной политики.

В Пруссии поощрялся централизованный режим управления образованием. Так, актами 1850–1870-х гг. была резко усилена роль правительственных школьных органов. Общинам вменялась обязанность выполнять предписания центра, которые были настолько регламентированы, что школа своими порядками скорее напоминала армию. Инициатива учителей была ограничена. Руководство образованием находилось в руках Министерства образования. Все без исключения учебные заведения подлежали государственному контролю. Учителя общественных школ считались государственными служащими и назначались правительством. В учебных заведениях распоряжались инспекторы, которые подчинялись непосредственно министру образования. В провинции высшую власть над школой имел губернатор, который возглавлял школьный земельный совет, назначал по представлению министра инспекторов. Школьный земельный совет утверждал кандидатуры учителей, которые предлагали школьные советы общин.

Во Франции управление школой находилось в ведении властных структур во главе с министром образования. На местах в управлении принимали участие влиятельные лица из имущих слоев: коммунальные и кантональные делегаты. Страна была поделена на педагогические округа (академии). Ректоры академий подчинялись министру образования, который через них осуществлял свои функции. Кроме министерства, действовал также Совет но образованию. Чтобы сломать корпоративный дух академий, Министерство образования неоднократно перетасовывало состав учебных округов. В итоге инспекторы видели своим начальником не ректора, а главу местной администрации – префекта. Инициатива на местах была строго ограничена. Централизация усиливалась путем повышения роли министерства, ректоров академий, префектов.

В Англии школьное законодательство предоставляло важные права и функции местным органам. Школы Лондона, например, имели собственные статус и администрацию. В округах избирались школьные комитеты, которые составляли школьные уставы, взимали налог на образование, открывали учебные заведения. В структуре английских средних школ отсутствовало какое-либо единообразие. Каждое учебное заведение действовало но собственному уставу.

В США управление образованием складывалось в особых условиях, когда государственность только формировалась и штаты обладали значительной самостоятельностью. Школьные законы отдельных штатов были во многом сходны. В штатах и графствах действовали учебные округа (дистрикты) под началом выбранного жителями директора (интенданта). В дистриктах открывались учебные заведения. Постепенно во всех штатах были учреждены школьные комитеты и посты суперинтендантов, координировавших школьную политику в штате. Школьный комитет состоял из губернатора и вице-губернатора штата, а также суперинтенданта. Непосредственное руководство учебных заведений осуществляли советы, избранные общиной. Округа и школы, фактически, не зависели от федерального Департамента образования и подчинялись властям штата. Штаты сохраняли за собой права контроля деятельности школ, определения принципов образования, типов учебных заведений, сроков и программ обучения, содержания образования, учреждения органов школьного управления, распределения средств на образование. Чиновники дистриктов взимали школьный налог, назначали преподавателей, составляли учебные программы и планы.

Что такое частная школа? Что ее отличает от «обычной» общеобразовательной школы? Как правило, на ум сразу приходит картина: уютный, хорошо оборудованный самой современной техникой класс, несколько прилежных и хорошо одетых учеников, красиво, со вкусом одетый учитель доходчиво объясняет новую тему.

Или, может быть, такая картина? Такой же оборудованный класс, но дети не прилежны, а развязны: зная, что за их обучение заплачены весьма крупные суммы и что школа и учителя крайне не заинтересованы в их отчислении, позволяют себе гораздо больше, чем в обычной школе: это обычные дети, просто их родители богаче, чем все остальные. Они воспитаны в системе координат «Мне все можно». И учителя терпят их выходки, дабы потешить самолюбие детей и родителей.

По нашему мнению, частная школа может быть как первого, так и второго типа: никто не гарантирует, что если школа «частная», то в ней все дети и учителя будут идеальны, качество образования высоким. Поэтому для выбора школы мало выбора формы собственности (государственная или частная), нужно искать что-то подходящее именно вам и вашему ребенку.

Почему родители отдают детей в частные и элитные школы? Что они ищут и, возможно, находят в них

  • Действительно хорошее качество образования , которое становится возможным, благодаря
    • хорошему оснащению кабинетов, лучшим учебным пособиям
    • высокому профессионализму учителей
    • заинтересованности всех детей и родителей в качественном образовании, что часто невозможно в районных общеобразовательных школах, куда некоторые родители отправляют своих детей «отсидеться» одиннадцать лет
    • малому числу учеников в классе, когда учитель имеет возможность уделить время каждому ученику
  • Атмосфера школы. В каждой школе своя: творческая, интеллектуальная, познавательная. Школы, в которых воспитывают лидеров, или школы, в которых учат дружить. Об этом нельзя написать сухим языком на официальном школьном сайте: это либо есть, либо нет, но когда вы попадаете в школу, вы начинаете проникаться этим духом, вы «чувствуете» школу, ее традиции. Вы, ваш ребенок и дух школы должны подходить друг другу: если вы считаете, что школа должна учить лидерству, стойкости, выживаемости и умению «проворачивать дела» (например, такие качества пригодятся в будущем директору, предпринимателю, финансисту), то школа с уклоном в искусство, философию, и где воспитывается размеренное бытие в имеющихся условиях вас может не устроить.
  • Индивидуальный подход к ребенку. В частной школе, как правило, в классах учится не более 15 человек. Это дает возможность учителю как во время урока, так и после уделить время каждому ребенку. В массовой школе, где учитель работает во всех классах с пятого по одиннадцатый, бывают ситуации, когда учитель только к середине года запоминает имена своих учеников — об индивидуальном подходе и дифференцируемых заданиях здесь говорить не приходится.
  • Уважительное и доброе отношение к ребенку со стороны учителей. Не секрет, что в обычных школах бывают , или, что еще хуже, травля учителем ребенка и его родителей. В частной школе такое вряд ли возможно.
  • Хорошее питание и бытовые условия. Свежие блюда на выбор, чистые туалеты, хорошая мебель, зоны отдыха — вот чего не хватает большинству обычных школ России. В частных школах таких проблем обычно нет.
  • «Избранный» контингент. Как ни крути, в обычной школе в рабочем районе все дети будут учиться вместе: и Маша с Петей, дети алкоголиков, не появляющихся дома, и отличница Василиса, живущая с бабушкой, учителем музыки, и Таня, и Женя, и Валера, — то есть весьма разнородная публика. Которая может научить ребенка воровским привычкам, нецензурной брани, наркомании — всему, что предлагает улица. Такие дети часто не мотивированы на хорошую учебу, и способный ребенок в таком коллективе может чувствовать себя белой вороной, когда стыдно хорошо учиться, носить учебники, читать книги и быть опрятным. Таким детям тяжело: им даже не с кем поговорить, потому что никто не разделяет их интересов к музыке, естествознанию, чтению. В частые и элитные школы просто так не попадешь, а значит, и дети там «не случайные». И привычки могут быть правильные, и примеры — тоже. Если родители одноклассников — профессора и топ-менеджеры, то это воспитывает и мотивирует само по себе. Все-таки от среды многое зависит.
  • Хорошо организованный досуг детей. Многие хорошо зарабатывающие родители не имеют достаточно времени, чтобы полноценно заниматься с детьми: ходить в театры, музеи, спортивные школы, бассейны, библиотеки, ездить на экскурсии и т.д. В частных школах, как правило, дети занимаются до 15-17 часов и даже дольше. В это время школа организует как учебную деятельность, так и досуговую.

Это — основные причины, побуждающие родителей отдавать своих детей в частные школы, но так ли все безоблачно в них? Конечно, поставить кресла и цветы в холле, повесить картины и положить туалетную бумагу не сложно, сложнее — создать школу, которая будет живым, развивающимся организмом, где будет с удовольствием бывать и трудиться ребенок.

Как правило, проблемы частных школ связаны с…

  • Коммерциализацией образования . Далеко не всем по душе, что общение с учителем — по записи, в определенный день, «счет выпишем».
  • «Понтами» отдельных родителей и их детей, особенно в школах, где дух школы и есть «понты», а не качество образования и воспитание личности. Как ни крути, но в любых слоях населения есть люди, которые самоутверждаются, демонстрируя свой достаток, вещи, связи — особенно среди детей. У кого-то это проходит, у кого-то — нет. Но будьте готовы, что если в обычной школе можно похвалиться, что купил шоколадку и в Анапу с бабушкой, в частной школе это будут мобильные телефоны, макбуки, дорогостоящее снаряжение и экипировка, заграничные поездки, элитные квартиры и далее по списку. Если вы с трудом платите за частное образование, готовы ли вы обеспечить ребенку статус, чтобы ему не было стыдно от насмешек одноклассников. Не все дети могут справиться с этим, и не во всех школах любят таких детей. Руководству проще работать с обычными для них детьми.
  • Отсутствием ожидаемого качества обучения. Многие частные школы дают такие же знания, как и в обычных школах, потому что там учатся такие же дети и работают такие же учителя, как и везде — не у всех есть способности, не у всех есть желание учиться. Да, такая школа более комфортна для пребывания ребенка, да, за обучение в ней берутся деньги, но школа не ставит перед собой задачи вырастить гениев или научить всех на 100 баллов на ЕГЭ.
  • Высокой стоимостью обучения и стоимости питания, экскурсий, поездок. Обычно при поступлении в частную школу требуется внести первоначальный взнос для зачисления, как правило, это 2-3 месяца обучения. Также оплачивается каждый месяц обучения и все дополнительные мероприятия, поездки, экскурсии. В частной школе их немало.

В остальном частные школы вряд ли отличаются от государственных: дети так же могут мириться и ругаться, спорить и драться, плохо или хорошо учиться. Отдав ребенка в частную школу, вы не избежите обычных для любого ребенка

О набирающем популярность в России частном образовании рассуждаем вместе с редакцией .

Говорят, было время, когда образование в нашей стране оставалось бесплатным . Все учебные заведения (и дошкольные, и средние, и высшие) были исключительно госуда рственными . Но сегодня образование всех уровней плавно переходит на коммерческую основу . Появились частные детские сады, школы, гимназии и университеты.

Родители отдают своих детей в элитные учебные заведения с бизнес-уклоном и дорогие гимназии с углубленным изучением китайского языка. Абитуриенты все чаще выбирают коммерческие вузы. Они считают, что существенного отличия от государственных нет , да и денег берут меньше. Правы они, и есть ли смысл отдавать предпочтение частному образованию в нашей стране, будем разбираться вместе.

ПЛЮСЫ ЧАСТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ:

  • Малочисленные группы. Например, частные детские сады Казани формируют группы по 5-10 детей. Благодаря этому воспитатели могут уделять надлежащие внимание каждому ребенку. У маленьких групп есть и другое преимущество. В отличие от переполненных, здесь дети болеют намного реже. Все то же самое можно отнести и к частным школам и вузам.
  • Качественное образование. Оно становится возможным при полном современном оборудовании классов и аудиторий, которое осуществляется на деньги родителей или студентов. Этому способствует высокий профессионализм учителей, которых отбирают, в основном, тщательным образом.
  • Расширенная образовательная программа. В большинстве частных садов, школ и вузов активно используются самые современные методики обучения и специально разработанные программы.
  • Современное оснащение. Чаще всего такие учебные заведения располагаются в хорошо отремонтированных старых или совершенно новых помещениях. Это гарантирует отсутствие проблем с коммуникациями (отоплением и водоснабжением).
  • Приятным бонусом может стать разнообразное и вкусное питание, наличие охраны и более удобный график работы учебного заведения (многие работают до позднего вечера, а некоторые вообще круглосуточно).

Фото: ulyanovskmenu.ru

МИНУСЫ ЧАСТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ:

  • Непосильная оплата. Всевозможные взносы, пожертвования, дорогие экскурсии и питание – родители и студенты должны быть готовы раскошелиться.
  • Большая часть учеников - дети богатых родителей. «Золотая молодежь», которая нередко бывает избалованная и капризная. Потребности похвастаться друг перед другом будут расти, и если нет возможности их удовлетворять, то лучше отдать предпочтение обычному учебному заведению.
  • Сложная учебная программа. Есть места, где детей с проблемами в учебе не может быть по определению, - это заведения для одаренных, где более насыщенная программа. Сюда поступают дети успешных родителей, которые, как правило, тоже нацелены на успех. Отсюда много психологических сложностей, в том числе в межличностном общении.

Фото: sovetclub.ru

Конечно, никто не заставляет вас выбирать частное образование. У него есть и минусы — такое образование не из дешевых. Найти частную школу, сад или вуз с безупречной репутацией, обеспечивающих хороший уровень знаний, не так-то просто (особенно в небольшом городе). Есть и плюсы , где основным является индивидуальный подход к ученикам. Но, выбирая заведение для дальнейшего обучения, частное образование как минимум не стоит игнорировать .

Какие сегменты рынка наиболее привлекательны с точки зрения частных инвестиций

Согласно подготовленному изданием East-West Digital News «Исследованию российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий», общий объем рынка образования в России в прошлом году составлял 1,8 трлн рублей с долей частного бизнеса в 19,2% (351,7 млрд рублей). К 2021 году эксперты ожидают роста рынка в целом до 2 трлн рублей, и согласно их прогнозам, доля частного бизнеса сократится до 18,9%, хотя в абсолютном выражении этот сегмент ждет небольшой рост до 385,4 млрд рублей.

Российский образовательный рынок отличает большая доля «государственности». По словам министра образования и науки РФ Ольги Васильевой, сегодня учредителем большинства учреждений выступает государство, а большинство граждан выбирает для своих детей именно государственные детские сады, школы, техникумы и вузы. По ее мнению, это связано со многими факторами – прежде всего, с низким уровнем доходов населения, и этот факт лишает импульса для развития негосударственного сектора. По словам министра, бизнес испытывает слабый интерес к этой индустрии. «Есть примеры, когда, несмотря на усилия региональных властей по созданию самых благоприятных условий для развития частно-государственного партнерства в области образования, представители бизнеса не изъявили желания осваивать эту нишу», — сообщила Васильева. Так, по ее словам, провалился проект по открытию частного дошкольного учреждения в республике Хакассия в 2015 году: местные власти за счет республиканского бюджета провели реконструкцию здания, выделили грант, но ни один предприниматель не выразил желания заняться организацией детского сада.

Негосударственный сектор образования развивается в столице и исключительно в крупных городах, по статистике больше всего частных организаций действует в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Свердловской области и Краснодарском крае. По данным Минобразования, в ряде регионов вообще нет частных учреждений, например, в Алтае, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Чукотской АО, Еврейской автономной области.

Но ситуация с каждым годом меняется, хотя в разных сегментах рынка тренды разнонаправленные. Так, значительно выросло число частных дошкольных учреждений, и этот сегмент является на сегодня одним из самых развитых в области частного образования. По мнению Васильевой, это связано с исполнением «майских указов», которые Владимир Путин дал правительству после вступления в должность в 2012 году. В них, в частности, говорилось о достижении цели в 100%-ном охвате дошкольным образованием детей в возрасте до 7 лет, после чего были законодательно закреплены обязательства субъектов РФ по финансовому обеспечению частных дошкольных организаций.

Следующим шагом стала модернизация региональных систем дошкольного образования, одним из направлений этого проекта стало развитие всех альтернативных видов дошкольного образования на базе частных детских садов и групп по присмотру и уходу за детьми. Это привело к росту числа частных детских садов — на 1 ноября 2016 года во всех регионах было зарегистрировано 1 438 частных садика, которые посещают 113 тыс. детей. Самое большое количество таких учреждений – в Самарской области, республике Саха-Якутия и ЯНАО.

Авторы доклада о российском рынке онлайн-образования и образовательных технологий видят в этом сегменте большой потенциал, поскольку пока доля частных садов в общем объеме еще не велика — всего в России, по данным Росстата на конец 2015 года, насчитывалось 50 115 организаций дошкольного образования. «На сегодняшний день, по нашим подсчетам, государственный сектор занимает порядка 93% рынка, однако, учитывая общий объем рынка, оставшиеся 7% в денежном выражении составляют внушительную сумму. При наметившейся динамике проникновения бизнеса в сферу общего дошкольного образования мы прогнозируем, что рынок частных услуг в ней к 2021 году вырастет на 6,5 млрд рублей», — говорится в исследовании.