Чем лучше рисовать начинающему художнику. Методическая разработка «Использование программы Art Rage на уроках компьютерной графики. Копируй шедевры старых мастеров

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Давид Ревуа, иллюстратор и концепт-художник, поделился с начинающими художниками списком знаний, которые необходимо приобрести, чтобы работы получались реалистичными. Не важно, чем ты рисуешь - карандашом, кистью, мелками или на планшете, - эти законы остаются незыблемыми.

сайт припас для вас статью, где четко и понятно излагается план действий для начинающего художника, который решил учиться самостоятельно.

«Сложно выбрать, что надо изучать тем, кто собирается заняться рисованием... Я получаю много писем на эту тему; новички обычно чувствуют себя потерянными, заблудившимися среди всего этого. Поэтому я решил составить своеобразное оглавление - список того, что надо изучить и в чем надо практиковаться, чтобы создавать качественные работы и научиться рисовать лучше. Каждый пункт снабжен моими простыми комментариями, отвечающими на вопросы «что», «зачем», «как». Таким образом будет проще найти необходимый материал с помощью вашей любимой поисковой системы. Также этот материал может быть полезным для тех, кто хочет повысить качество своих работ. Я буду использовать эти отправные точки в своих упражнениях и при поиске ошибок в своих работах. Если вы только начинаете рисовать - вот вам мой совет: будьте эрудитами, изучите основы и фокусируйтесь на отдельных элементах по очереди.

1. Перспектива

Что это : Искусство передавать трехмерное пространство на плоской поверхности.
Какова цель : Не рисовать плоско, изображать глубину на двухмерной бумаге.
Что надо об этом узнать : Сетка перспективы, как простые формы (кубики, шары и т. п.) ведут себя в перспективе и как сохранить пропорции.

Работа на основе двух исчезающих точек (зеленая и красная).

2. Пропорции

Что это : Соотношение размеров всех объектов на вашем рисунке.
Какова цель : Рисовать узнаваемые объекты благодаря стереотипным представлениям о пропорциях.
Что надо об этом узнать : Учиться запоминать пропорции, найти способ легко запоминать соотношения частей объекта, составить «словарь» пропорций.

Оранжевые линии показывают основные пропорции и соотношения на рисунке (слева) и наброске (справа).

3. Анатомия

Что это : Изучение структуры.
Какова цель : Рисовать объекты реалистично (людей, животных, растения, технику и т. д.).
Что надо об этом узнать : Суставы, кости, мышцы, как они работают, как ведут себя, как соединяются части и т. п.

Упражнение на рисование рук (слева), на рисование скелета (по центру), изучение мышц (справа).

4. Композиция

Различные эскизы перед началом работы; поиск композиции.

5. Освещение

Что это : Свет и тень, переданные в цвете.
Какова цель : Создать иллюзию света, отобразить правильные тени, достичь объема и передать настроение.
Что надо об этом узнать : Значения цветов, отбрасывание теней, влияние материалов поверхности, отражение света, характеристики света (преломление, рассеивающие материалы и т. д.).

Слева: свет показывает разницу в материале. Справа: использование света, чтобы показать второго персонажа (отбрасываемая тень).

6. Края

Что это : Способ выделить силуэты объектов на вашем рисунке.
Какова цель : Облегчить чтение работы, разделить объекты и фон, усилить эффект глубины.
Что надо об этом узнать : Стиль краев (четкие / мягкие / теряющиеся) в рисовании, стили линий (вес, скорость, мягкость) для контуров.

Слева и в центре: края на рисунке, справа: толщина контуров.

7. Цвета

Что это : Искусство выбора правильных оттенков (средние тона, тени, свет).
Какова цель : Добавить больше движения, настроения и эмоций вашей работе.
Что надо об этом узнать : Цветовые системы (монохроматические, комплементарные и т. п.), особенности влияния цветов на настроение, стереотипы.

Сверху слева: 3 цветовых круга, отражающих палитры для этой работы; три дополнительных цвета.

8. Позы

Что это : Искусство запечатлеть активное движение на статичном листе.
Какова цель : Добавить жизни, энергии, движения и показать динамику.
Что надо об этом узнать : Эмоциональные штрихи, наброски, быстрые рисунки, изучение всего движущегося, частые «разогревающие» упражнения.

Слева: позы пингвина в зоопарке, по центру: изучение поз при движении, справа: разминочные наброски фигуры.

9. Стиль

Что это : Эстетика, чувство стиля. Часто зависит от фундаментальных стандартов (этических, исторических, социальных, символических), искусства культурных групп, арт-маркета.
Какова цель : Проложить работе путь к зрителям.
Что надо об этом узнать : Ваш собственный вкус, культура, творческий коллектив как публика и творцы одновременно.

Слева: классический черно-белый портрет, по центру: сильно стилизованный (и странный) стиль персонажа и рисования, справа: мой стиль комикса.

10. Идея

Что это : Рисование абстрактных концептов, идейные ассоциации, изобретение и предложение нового дизайна. Это большей частью процесс разработки.
Какова цель : Предложить новые образы объектов, персонажей и существ, чтобы развлечь или проинформировать публику.
Что надо об этом узнать : Как работают вещи, как создавать новое, ассоциации идей, веселые ситуации, творческий процесс.

Новый тип техники (слева), новый вид дракона (по центру) и средневековый дом, который никто не видел до этого рисунка (справа).

11. Коммуникации

Что это : Изображение может передать большой объем комплексной информации быстро. Пословица «Картина стоит тысячи слов» хорошо это объясняет.
Какова цель : Художник может общаться (интернационально или нет) со зрителями.
Что надо об этом узнать : Чтение изображений (расшифровка отправленных сообщений, невербальные знаки), передача смысла, истории, информации.

Рисунок листа не несет особой информации (слева), но комплекс деталей и выражение лица уже могут рассказать историю (по центру). Такой символ, как гриф из газет (справа), может заставить глубже задуматься о проблеме неэтичной журналистики.

Вывод: значимая иллюзия

Если вы сможете правильно объединить все сказанное выше, то добьетесь чувства объема, глубины, текстуры, света, движения и жизни на статичной поверхности. Это погрузит ваших зрителей в ваш мир, и вы сможете легко передать им свои идеи, сообщения или рассказать историю. И, наконец, как я вижу результат: искусство создавать значимые иллюзии . Вся эта палитра навыков послужит вашему интеллектуальному (память, контроль, решительность), а также эмоциональному развитию (чувства, эмоции, подсознание). Это комплексное упражнение, требующее знаний, наблюдений, воображения , но прежде всего вам нужно ПРАКТИКОВАТЬСЯ, ПРАКТИКОВАТЬСЯ и ПРАКТИКОВАТЬСЯ . Навык рисования похож на мышцу (и вы, конечно, не станете сильнее от того, что прочитаете книгу о поднятии тяжестей или посмотрите видео), поэтому удачи вам в рисунке и живописи, постройте свой уникальный опыт ".

Каждый человек талантлив. Каждый может научиться петь, танцевать или рисовать. Нет ни одного человека, который в глубине души не мечтал быть сделать что-то прекрасное. И если вы говорите, что не умеете рисовать, вы обманываете в первую очередь себя. Но если вы действительно хотите научиться рисовать, то следуя 10-ти простейшим правилам, сформулированным на опыте преподавателей – научиться этому искусству сможет любой желающий.

1. Ищите наставника

Самое важное в жизни любого человека – это хороший учитель. По мере своего профессионального роста, постоянно ищите наставника. Надо найти такого человека, которому вы сможете всецело доверять: его знаниям и опыту. Творческая деятельность такого человека должна вызывать ваше уважение и быть признанной общественностью. Случается так, что хорошие художники не могут быть наставниками, это им просто не дано. Не каждому дан природой методический и преподавательский талант. Мало давать советы. Хороший учитель принимает активное участие в жизни ученика, придумывает задания с учетом индивидуальных способностей. Есть и другая сторона медали – преподаватели со стажем могут выгорать. Если они давно сами не занимаются творчеством и скатываются к выполнение формальных надзорных функций – это своре вред, чем польза. Ищите своего мастера, встреча с которым перевернет мир и изменит вашу судьбу.

2. Не бойтесь повторять ошибки

Человеку свойственно уткнувшись в первое препятствие – бросить начатое дело из страха повторить ошибку. Не бойтесь! Что-то не получилось – начните заново! Не бойтесь делать ошибки. Изучите их, присмотритесь к ним внимательнее. Возможно, это ваша индивидуальная особенность.

3. Наброски

Не надо бояться делать наброски. Это самое важное условие успешной учебы. Их надо делать много: не менее 5-6 набросков в день, чем больше, тем лучше. В любом месте и в любое время: рисуйте дома, на работе, в пути. Это помогает развивать «руку», остроту и скорость восприятия, умение видеть пропорции и улавливать характер. Полезно рисовать комиксы, пошаговые инструкции и даже кадры для мультфильма. В них можно изучать как управлять движениями персонажей и делать их узнаваемыми.

4. Профессиональная литература

Не надо пытаться изобретать велосипед. Все что нужно знать, уже давно. Одна книга в месяц – не меньше. История искусств, анатомия, физика природных явлений, психология, философия, основы восприятия, цветоведение, техника и технология материалов, трактаты старых мастеров и биографии художников. Читайте все, что связано с профессией художника. Если что-то не нашли в библиотеке или в магазине – есть Интернет. Сегодня он дает глобальную возможность получить практически любой материал. Но, обращайте внимание на источник информации. Доверять можно не всем.

5. Копии

Окружай себя примерами для подражания, они очень хорошо помогают развивать художественный вкус. Делай 1 копию раз в 3 месяца. Это должны быть основательные работы с хороших оригиналов великих мастеров. Нужно стараться максимально приблизиться к первоисточнику. В этом поможет не только изучение технических приемов мастера, но и его биография и культура того времени.

6. Память и внимание

Даже рисуя с натуры, мы работаем по памяти. Делайте зарисовки по памяти параллельно длительной учебной постановки, разбирая детали. Прорисовывайте дома тот или иной элемент. Развивая зрительную память, можно не только научиться хорошо рисовать, но и убедительно сочинять.

7. Натура

Под руководством опытного наставника изучайте натуру не менее 2 часов в день. По принципу от простого к сложному. Для успешного освоения профессиональных навыков нужно сделать индивидуальный план занятий или следовать ему. Необходимо сочетать работу в студии с выездами на пленер.

8. Не рисуйте по фотографии

Необратимые последствия может иметь соблазн упростить работу с натуры путем фотографирования и попыток рисовать фотографию. Начинающий художник, не осознав премудростей выявления формы, может попасть в зависимость от объектива. Фотоаппарат не может заменить работу ума и сердца по передаче реальности на плоскости. Не будет творческой переработки сюжета, не будет личного отношения и особенностей творца. Только став мастером можно использовать фотоаппарт для сбора материала и фиксации момента. В противном случае, не стоит учиться живописи, лучше сразу отправиться в школу фотографии.

9. Перерывы

Не стоит зацикливаться. В профессии художника, да и любой творческой работе, важно уметь переключаться. Не получается – сделайте перерыв. Уйдите гулять, побродите по городу, понаблюдайте за людьми. Или начните что-то принципиально новое: другой рисунок, смените технику, сюжет, точку зрения… Поэтому стоит иногда начинать несколько разных работ в разной технике и с разными задачами. Сделайте шаг назад и посмотрите на себя со стороны. И все получится.

10. Творчество

Ставьте перед собой высокие цели. Если плывешь через реку, чтобы попасть на другой берег, надо плыть против течения. В противном случае – унесет далеко вниз. Надо всегда помнить – зачем вы начали учиться. Не откладывайте надолго художественные планы и творческие идеи. Это ваша жизнь и жить надо прямо сейчас. Выставки, конкурсы, в вашем городе, в другом городе. Не бросайте творческой активности – будьте художником!

Выбор бумаги для рисования карандашом – задача достаточно непростая. Начинающие художники часто используют для своих иллюстраций обычные офисные листы бумаги или вовсе — тетради в клеточку. Для набросков такой вариант допустим, но если вы собрались становиться профессиональным художником, то нужно изучить данный вопрос детальнее. В данной статье мы рассмотрим основные типы бумаги для художников , после чего вы сможете определить для себя, на какой бумаге лучше всего рисовать карандашом.


Карандаш – очень простой материал для рисования, с которого художники начинают свой творческий путь. Даже любой малыш свои первые линии делает карандашом, прежде чем перейти к более сложному материалу. Но не такой уж карандаш и примитивный, если изучить подробнее. Он способен помочь художнику создать эскизы, различные иллюстрации, рисунки и картины. Карандаши имеют свои виды и любому художнику важно уметь правильно подбирать материал для своей работы, чтобы иллюстрация имела презентабельный вид. Итак, давайте разберемся, как выбрать карандаш для рисования ?


Каждый человек обладает талантами. В раннем детстве мы мечтаем о будущей профессии, но детские желания часто остаются просто фантазиями, ведь не каждый родитель одобрит мечту стать дизайнером или художником, считая, что с такой профессией в жизни будет тяжко, что это невостребованная работа.


Иногда, по разным причинам, нам не хочется, чтобы кто-то знал, что тот или другой наш портрет мы сделали сами. В этом случае хорошо бы исхитриться и сделать автопортрет (селфи) так, как будто нас сфотографировал профессионал. Нужно ли это для нашей странички в социальной сети, или для какого-либо портфолио, или, в конце концов, для личного использования не суть важно.

Класс:

#}

Образовательные:

  • Закрепить знания о жанрах изобразительного искусства
  • Повторить приемы создания натюрморта
  • Учить передавать в рисунке форму предметов, а также их цвет и объём
  • Закрепить знания о подборе инструменты для передачи особенностей изображаемых предметов

Развивающие:

  • Развивать умение анализировать натуру, выделяя особенности цветовой окраски изображаемых объектов
  • Развивать интерес к профессии художник-пейзажист

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетический вкус, наблюдательность, интерес к рисованию пейзажей
  • Развивать интерес к малой Родине через пейзажи среднерусской полосы

Тип урока: Урок-повторение, закрепление знаний, путем выполнения творческой работы на заданную тему. Урок – компьютерный практикум.

Оборудование: компьютерный класс, графические планшеты WACOM, ПО ArtRage, АРМ учителя (с проектором)

Структура и ход урока

п/п Этап урока Деятельность Ресурсы Время
1 Организация начала урока Проверка готовности к занятию: открытие ресурса курса. Сообщение темы и целей урока. 1 мин
2 Подготовка к активной деятельности на основном этапе урока Актуализация знаний учащихся о жанре живописи – пейзаж. Обращение учащихся к ранее выполненными ими пейзажными работам (осенний, зимний пейзажи) и работам художников. Анализ настроения работ, цветовой гаммы и композиции. Коллекция репродукций художников-пейзажистов (цифровые изображения) 7 мин
3 Усвоение новых знаний Мастер-класс учителя «Летний пейзаж среднерусской полосы»

Работа разными инструментами в ArtRage при создании летнего пейзажа.

10 мин
4 Первичная проверка понимания учащимися учебного материала. Анализ работы:
  • Какими инструментами начинаем работать…
  • Как правильно распределить объекты на холсте
  • Какую цветовую гамму необходимо выбрать для летнего пейзажа
Летний пейзаж, выполненный в программе ArtRage 3 мин
5 Компьютерный практикум Выполнение практической работы учащимися: определение объектов в работе и их расположения, выбор инструментов и рисования и цветовой палитры ПО ArtRage, графический планшет 20 мин
6 Закрепление знаний Обобщение и систематизация знаний. Анализ выполненной работы учащимися. Удачные моменты в работах, находки учащихся.

Размещение работ в общем каталоге.

3 мин
7 Подведение итогов урока Подведение итогов урока учителем. Оценивание работ учащихся. Объявление темы будущего урока. Демонстрация работ учащихся 1 мин

Мастер-класс учителя. Этапы выполнения рисунка:

1 Задаем размеры листа и тон основного цвета работы.

Размеры 600 х 800

Цвет фона – голубой, имитирующий по тону летнее небо.

Работа простая и будет выполнена в один уровень, но по желанию, учащиеся могут создавать уровни для удобства редактирования отдельных элементов рисунка.

2 Используем инструмент «Карандаш» и его настройки.

Делаем эскиз будущего пейзажа, не забываем о законах перспективы: чем ближе тем элемент рисунка крупнее и лучше прорисован.

3 Используем инструмент «Пастель» и его настройки.

Подбирая оттенки летнего луга и лесного массива вдали, наносим тоновыми пятнами штрихи инструментом Пастель. Толщина линий произвольная, чем большую поверхность необходимо затонировать, тем толще должна быть линия. При нанесении цвета, необходимо помнить, откуда будет падать свет, и что окажется в тени.

Придаем естественный цвет стволу березы, намечаем местонахождение веток и наносим характерные для коры березы штрихи на ее поверхности

4

Мастихин позволяет передать естественные переходы цветовых пятен (тип мягкий). Вертикальными короткими движениями наносим мазки по лужайке, имитируя траву.

В элементе рисунка «лесной массив» мастихином придаем имитацию крон деревьев: лиственных и хвойных.

5 Используем инструмент «Кисть» и его настройки.

Инструмент кисть будем использовать для создания движения воды. Выключаем «мгновенное высушивание» и увеличиваем «густоту». Штрихи наносим вдоль течения реки, разными оттенками голубого тона.

6 Используем инструмент «Мастихин» и его настройки.

Мастихином (тип мягкий) сглаживаем тоновые переходы, движение мастихином производим вдоль движения воды.

7 Используем инструмент «Присыпка» и его настройки.

Для изображения листвы березы берем настройки «Присыпки» металлизированный цвет (можно максимально), форма – квадрат, многоцветность – не более 10%, размер блесток и всего инструмента, зависит от площади объекта.

Инструментом «Присыпка» так же хорошо имитировать цветы на лугу, но толщину инструмента лучше взять минимальную.

8 Используем инструмент «Рейсфедер» и его настройки.

Инструмент «Рейсфедер» позволяет наносить на рисунок размытые линии. Оттенками бело-голубого цвета нанесем несколько мазков на однотонном небе, имитируя облака.

9 Используем инструмент «Карандаш» и его настройки карандаш.

Вот и подошла к концу работа над летним пейзажем. И как всегда берем тоненький карандаш и делаем завершающие штрихи: травинки, веточки…

10 По окончании работы над рисунком необходимо его «Экспортировать как изображение». Мы сохраним свою работу в формате *.jpg



1. Во избежание разводов и последствий повторных движений, не работайте пальцами и кистью руки. Работайте плечом и предплечьем.
2. Не пользуйтесь дешевым графитом! Он подходит для письма, при рисовании царапает бумагу. Карандаш должен оставлять на бумаге гладкий след. Профессиональные карандаши изготовлены из смеси глины и графита более высокого качества.
3. Обезопасьте карандаши от падения. При падении графит ломается, и его будет трудно заточить.
4. Механические карандаши покупайте профессиональные, в специализированных магазинах для художника. Они дороги, но служат они дольше, чем обычные карандаши из канцелярских товаров.
5. не пользуйтесь глянцевой бумагой! Она без рельефа и графит не держится на ней.
6. Не используйте бумагу, в составе которой применяются кислоты! Со временем такая бумага желтеет.
7. Если штриховка блестит, это свидетельствует о том, что при сильном нажатии на одном месте рельеф нарушается, и последующее штрихи не будут держаться на бумаги.
8. Избегайте использовать некачественные ластики, цветных (в особенности розовых) и слишком твердых (на концах карандашей).
9. Используйте наждачную бумагу в качестве точилки.
10. Не рисуйте на горизонтальных поверхностях! При рисовании на горизонтальной поверхности верхняя часть бумаги находится дальше, чем нижняя. Пропорции в работе нарушаются.
11. Чистите ластик о бумагу, пока не побелеет. Ластики быстро пачкаются, запаситесь несколькими.
12. Если рисуете круг, посмотрите на него в зеркало, чтобы увидеть недостатки.
13. При рисовании не спешите. Точность более важна чем скорость. Скорость увеличится со временем.
14. Не жмите не карандаш слишком сильно, при этом на бумаге остаются вмятины. Если попытаться заштриховать, на месте вмятин остаются белые полоски
15. Соблюдайте порядок, храните инструменты в одном месте.
16. Если собираетесь рисовать на природе посмотрите: какая погода, какое освещение, сколько сейчас времени. С учетом этих факторов принимайте решение, стоит выходить или перенести выход.
17. Не используйте линейку, тренируйтесь рисовать прямые линии от руки
18. Для скетча - важной частью является изучение объекта.
19. Память развивается при рисовании с натуры. Особенно при рисовании новых объектов
20. Используйте ваши творческие способности, чтобы подправить, переместить или изменить полностью детали объекта, с которым работаете.
21. Размещайте не законченные работы на видном месте. Заметив что-то, что нужно исправить - запиши.
22. Не клади на бумагу скотч, так как при его удалении повредите бумагу.
23. Если рисунку необходима симметрия, прочертите по центру линию. Это поможет в процессе рисования. В крайних случаях используйте линейку.


24. Рисуйте только с качественных фото. Но лучше рисуйте с натуры.
25. Для коррекции композиции применяйте видоискатель - рамка выполненная из листа бумаги.
26. Если нужно нарисовать лицо слегка под другим углом, наклоните фото относительно листа бумаги и закрепите его скрепками.
27. Перед началом рисования портрета с фото, найдите несколько его фото под разными ракурсами. Изучите их все, чтобы знать, как он выглядит со всех сторон.

Света и тени


28. Перед началом штриховки, убедитесь, что линейный рисунок закончен (перспектива, пропорции и тд). Если есть в чем то сомнения, лучше исправить сейчас.
29. Очень распространен метод рисования от светлого к темному. Это когда поверх более светлого тона накладывается темный. И так постепенно прорисовываются полутени и тени. При таком методе переходы получаются плавными.
30. До начала штриховки присмотритесь, составьте представление о том где расположены тени, блики.
31. Учитывайте где расположен источник света, как он падает на предмет, где создаются блики, а где тени от него. Если все правильно - изображение будет трехмерным.
32. Нанося линии разной длины, можно создать плавный переход от одного тона к другому (короткая линия между двумя длинными).
33. Периодически смотрите на рисунок издали. Это поможет вам составить общее представление о рисунке.
34. Вначале нарисуйте форму и только потом переходите к свету и тени.
35. Важнее создать трехмерное изображение, чем прорисовывать текстуру.
36. Имейте черновик для экспериментов с текстурами.
37. Используйте полный набор тонов, иначе рисунок будет плоским.
38. Определить тон цветных изображений непросто. Для начала переведите цветное изображение в черно-белое (фотошоп, отпечатайте ч/б фото в ателье). Сравните цветное и ч/б изображение, это поможет вам научится определять тон цветного изображения.
39. Делая перекрестную штриховку, поворачивайте рисунок под естественные движения руки.
40. При рисовании, мысленно делите объект на простые фигуры, так легче определить пропорции
41. При штриховка теней, помните, чем дальше от объекта штриховка светлее, ближе к объекту темнее.

Растушевка

42. Начинающим трудно приобрести навыки в смешивании. Перед тем как начнете учится смешиванию, приобретите хорошие навыки традиционной штриховки. Для смешивания правильно накладывайте градуированные тона. Не применяйте смешивание для маскировки плохо нанесенной штриховки.

43. Ни смешивайте пальцами, т.к. кожа выделяет жиры, которые впитаются бумагой и будут заметны (особенно это касается средних и светлых тонов).

44. Смешивание лучше проводить в тех местах, где используется широкий диапазон тонов. На темных участках - смешивание лучше не проводить. При необходимости, темные места, пройти штриховой несколько раз.

45. Для смешивания используйте бумажные растушевки, как самодельные, так и покупные, гигиенические ватные палочки.

46. Имейте ввиду, что конечный результат смешивания зависит от таких факторов как метод затенения, инструментов, вида бумаги.

47. как правило первые результаты не радуют. Не сдавайтесь, с практикой придут результаты.

Композиция

4 8. Композиция требует наполнения рисунка элементами с разными текстурами, формами. Но избыточность элементами делает его не гармоничным и переполненным. Помните о простоте.

49. Подбирайте формат листа в соответствии с объектом. Портрет рисуйте на вертикальном листе, пейзаж лучше на горизонтальном.

50. При составлении натюрморта, подбирайте предметы относящиеся к одной тематике. К примеру растения и садовый инструмент, еда и кухонная утварь.

51. Композиция приобретает большую выразительность когда главная часть ее выделяется значительным количеством деталей и повышенным контрастом тонов.

52. В группе используйте нечетное количество объектов.

53. Фигурам заднего плана уделяйте столько же внимания сколько и переднего.

54. Если прекрасные объекты расположены в плохой композиции, не бойтесь поменять их так как вам хочется.

55. Чтобы понять как правильно составлять композицию, изучайте работы мастеров. Когда поймете их идею, Ваши работы станут более органичны.

56. Составляйте план затенения в виде эскиза, который будет наметком вашей композиции.

57. Старайтесь, чтобы отдельные элементы рисунка направляли взгляд зрителя в центр композиции.

58. Лучше распределять объекты асимметрично. Высокие объекты группируйте в одной половине композиции.

60. Соблюдайте баланс света, распределяйте светлые и темные места по всему листу, а не группируйте в одном месте.

Рисование через сетку

61. Когда рисуете с сеткой, не бойтесь сделать помарку. Если вы нарисовали не то в квадрате, то сотрите эту часть, обновите сетку и продолжайте работу!
62. Если вы рисуете с фотографии, то нарисуйте на ней сетку фломастером. Линии будут виднее чем от карандаша и не оставляет царапин.
63. Сетку на оригинале не рисуйте, используйте копию.
64. Когда используете сетку, то она помогает воспроизвести правильные пропорции и перспективу, а объем нет.
65. Если не хотите рисовать сетку на фото, нарисуйте ее на любом тонком, прозрачном материале (стекло, плекс, прозрачные файлы...). Эту сетку можно использовать неоднократно.
66. Что бы вам легче было нарисовать сетку, положите свой лист поверх миллиметровки. Размер квадрата выбирайте пропорционально размеру рисунка.
67. Прежде чем, рисовать лицо в анфас, нарисуйте линию симметрии. Она поможет определиться с расстоянием симметричных частей лица.

68. Лица оживают когда добавляются в глаза блики и тени.

69. В карандашном портрете можно передать цвет радужки глаз используя только тон. Для карих глаз тон темный, почти как у зрачка. Для голубых, синих и зеленых глаз подходят средние тона. Серый, серо-зеленый и бледно-голубой - применяйте светлый тон, радужка имеет сильный контраст со зрачком.

70. При рисовании зубов, не прорисовывайте лини между ними, а то получится шахматная доска. Просто создайте на них тень от губ.

71. Ресницы рисуйте по направлению роста, а не от кончика к веку.

72. Когда работаете над портретами детей, применяйте мягкое, рассеяное освещение.

73. У детей глаза более округлые и радужки у них большие, а брови намного светлее, в сравнении со взрослыми.

74. У детей головы больше в пропорциях к телу. Основная ошибка начинающих – рисовать само лицо большим, относительно размера головы. Для взрослых лицо занимает около половины объема головы, а у детей – всего лишь треть.

75. Рисуйте волосы ребенка не слишком пышными. Излишняя волосатость создает впечатление, что ребенок старше своих лет.

76. Возраст на рисунке, передается не изменением пропорций, а изменением объема(мышц, обвисанием кожи, выступлением костей). Это нельзя передать только несколькими линиями. Смотри раздел " ".

77. В карикатуре выделяйте самые основные черты. Если человек обладает большим носом, нарисуйте его еще больше, т.е. найдите у человека его основную черту и гипертрофируйте ее.