Чем отличаются гласные орм от негласных. Признак выделения гласной и негласной формы оперативно-розыскных мероприятий. Конституционные принципы законности оперативно-розыскной деятельности

Негласность означает неочевидность, скрытность проводимых ОРМ от лиц, в них не участвующих, в том числе и от сотрудников ОРО, но, прежде всего - от объектов, в отношении которых они проводятся. Это позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов ОРМ, обеспечить безопасность участников ОРМ, их результативность, сохранить в тайне сам факт осуществления ОРМ, применяемые при этом средства и методы.

Например , только негласными могут быть такие ОРМ, как оперативное внедрение, контролируемая поставка, снятие информации с технических каналов связи.

Под гласностью следует понимать открытость проведения ОРМ, когда их содержание, цели, участники не скрываются ни от окружающих, ни от объектов их проведения.

ОРМ могут носить и смешанный, гласно-негласный характер . Так прослушивание телефонных переговоров, проводимое по заявлений или с согласия заинтересованных лиц, является негласным только по отношению к абоненту заявителя. Особой разновидностью гласно-негласных ОРМ можно считать так называемые зашифрованные ОРМ , истинная цель которых от заинтересованных лиц скрывает под видом гласных действий иного, отвлекающего, характера и содержания.

Исходя из сущности ОРД и ее законодательного толкования:

ОРМ организуются и проводятся специальными субъектами, которыми

Являются только должностные лица ОРО.

Участниками ОРМ могут быть также сотрудники иных подразделений, не являющихся оперативными, специалисты, иные лица, оказывающие содействие в решении задач ОРД, участвующие в подготовке или проведении ОРМ либо осуществляющие отдельные мероприятия по их поручению.

ОРМ входят в содержание разведывательной и контрразведывательной деятельности.

Они являются средством такой деятельности, представляют способ реализации этих видов деятельности.

ОРМ носят разведывательно-поисковый характер независимо от субъекта их осуществления. Именно ОРМ, предусмотренные Законом об ОРД, являются средствами получения информации о событиях или действиях, содержание которой позволяет оценить наличие и характер угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности Республике Беларусь.

Законодательное закрепление ОРМ, установление их исчерпывающего обеспечивает:

Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД;

Определяет правомерность действий субъектов ОРД (должностных лиц и лиц, оказывающих им содействие);

Отличает их действия от уголовно наказуемых деяний и тем самым обеспечивает легитимность деятельности.

В соответствии с Законом об ОРД каждое из ОРМ может проводиться самостоятельно , независимо от других или в совокупности с иными ОРМ , быть как гласным или негласным, причем гласное проведение одних ОРМ не исключает негласного проведения других, и наоборот.

Цель проведения ОРМ предопределяет круг их объектов, которыми могут быть:

Физические лица как носители информации

Субъекты преступления

Лица, с согласия которых проводятся ОРМ по их проверке или защите.

В частности, объектами ОРМ могут быть лица:

1) подготавливающие, совершающие или совершившие противоправные деяния, скрывающиеся от органов уголовного преследования или суда, уклоняющиеся от уголовного наказания;

2) без вести пропавшие;

3) защищаемые;

4) претендующие на допуск: к сведениям, составляющим государственную тайну; к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды; к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;

5) с которыми устанавливаются или поддерживаются отношения сотрудничества, привлекаемые к подготовке и проведению ОРМ;

6) осведомленные о признаках противоправных деяний; событиях, действиях, несущих угрозу безопасности; поведении и (или) местонахождении лиц, представляющих оперативный интерес.

Анализ понятия ОРМ позволяет выделить следующие характерные их черты, структурные элементы (признаки), отражающие их содержание, выражающие их сущность:

1. ОРМ являются главной составной частью ОРД;

2. Они осуществляются как гласно, так и негласно;

3. Их основными субъектами являются только должностные лица ОРО;

5.Они имеют законодательно определенное целевое назначение - решение задач ОРД по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечению безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Классификация ОРМ

Существуют несколько методов классификации ОРМ.

1. В зависимости от времени (продолжительности) проведения ОРМ они могут быть разовыми (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и т.д.) и длящимися (контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров и т.д.).

2. В зависимости от формы проведения ОРМ они могут быть гласными и негласными , осуществляться с зашифровкой их истинной цели и без нее. При гласном проведении таких ОРМ, как правило, не скрывается сам факт их осуществления.

Негласное проведение ОРМ предполагает их осуществление в тайне от других лиц, в первую очередь проверяемых, разрабатываемых, обвиняемых, их связей и т.д. Негласность таких ОРМ условна. Она может быть абсолютной и относительной.

При абсолютной негласности о проведении ОРМ осведомлены только оперативники, их осуществляющие, а также лица, действующие по их поручению и непосредственно выполняющие эти мероприятия (конфиденты, сотрудники подразделений специальных технических мероприятий, оперативно-поисковых подразделений).

При относительной негласности ОРМ об их проведении знают только граждане, в отношении которых они осуществляются, а их результаты, полученные в тайне от заинтересованных лиц, в дальнейшем могут быть преданы гласности.

Например , результаты наблюдения, негласно проведенного в рамках предварительной оперативной проверки или оперативной разработки с участием граждан и применением кино- фотосъемки и видеозаписи, специальных химических, а также иных технических и других средств, могут быть использованы в уголовной процессе в качестве доказательств по уголовному делу.

Все предусмотренные в ст. 11 Закона об ОРД ОРМ по признаку гласности их проведения условно выделяют две основные группы:

а) ОРМ, которые могут проводиться как гласно, так и негласно:

Наведение справок,

Сбор образцов для сравнительного исследования,

Исследование предметов и документов,

Проверочная закупка,

Наблюдение,

Отождествление личности,

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

б) проводимые только в тайне (негласно) от проверяемых, разрабатываемых и иных лиц, в отношении которых они осуществляются:

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

Прослушивание телефонных переговоров,

Снятие информации с технических каналов связи,

Оперативное внедрение,

Контролируемая поставка,

Оперативный эксперимент.

3. В зависимости от необходимости санкционирования ОРМ они могут быть :

а) не требующие санкционирования прокурором:

Наведение справок,

Сбор образцов для сравнительного исследования

Исследование предметов и документов;

Наблюдение, кроме наблюдения с помощью стационарных технических средств визуального контроля и фиксации информации в жилых помещениях и иных законных владениях граждан;

Отождествление личности;

Обследование зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, кроме негласного обследования жилища и иных законных владений граждан.

Юридические науки

Фирсов Олег Вячеславович Oleg Firsov

О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ГЛАСНЫХ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ON REGISTRATION OF RESULTS GOT IN THE COURSE OF PUBLIC INVESTIGATION

Рассматриваются проблемы правового регулирования оформления результатов, полученных в ходе осуществления гласных оперативно-розыскных мероприятий.

На основе действующего законодательства, подзаконных нормативных правовых актов автор исследует виды и содержание оперативно-служебных документов, оформляемых по результатам проведенных оперативно-розыскных мероприятий. Предложено содержание протокола гласного оперативно-розыскного мероприятия, который должен составляться в случае изъятия документов, предметов и материалов. Рассмотрены отдельные проблемы использования результатов оперативно-розыскных мероприятий в процессе доказывания по уголовным делам

The article deals with legal acts regulating the registration of results got in the course of public investigation.

The author examines kinds and content of operational-office documents to be drawn by the results of investigative measures on the basis of existing legislation, by-law. The content of the protocol public investigative measures is proposed which must be drawn in the case seizure of documents, objects and materials. The separate problems of using results of investigative measures are examined in the process of prooving in criminal cases

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскное мероприятие, оформление результатов

Key words: investigative activity, investigative measures, registration of results

Один из дискуссионных вопросов теории и практики оперативно-розыскной деятельности - какими документами оформлять результаты гласных оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ). Проблема возникла из-за законодательной неурегулированности этого процесса. На практике такие результаты оформляются в виде акта, справки, рапорта, объяснения и др.

Некоторая определенность появилась после внесения дополнений в п. 1 ч. 1 ст. 15

Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее - ФЗ об ОРД), согласно которым в случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных ОРМ должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства РФ .

Многие ОРМ могут осуществляться как в гласной, так и в негласной форме, и

в ходе этих ОРМ осуществляется изъятие документов, предметов и материалов (сбор образцов для сравнительного исследования; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; проверочная закупка; оперативный эксперимент; снятие информации с технических каналов связи и др.).

Если в ходе гласных ОРМ не производится изъятие документов, предметов и материалов (опрос, наведение справок, отождествление личности, наблюдение и др.), результаты таких ОРМ могут оформляться иными документами (объяснение, справка, рапорт, акт и др.).

Таким образом, законодатель определил вид документа, который необходимо оформить по результатам гласных ОРМ в случае изъятия документов, предметов, материалов, и указал требования к его содержанию.

Закрепление в качестве вида документа протокола, вероятно, связано с тем, что во многих случаях результаты гласных ОРМ служат поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, приобщаются к материалам имеющегося уголовного дела, используются в уголовно-процессуальном доказывании (ч. 2 ст. 11 ФЗ об ОРД; п. 361 ст. 5, ст. 74, 84 и 89 УПК РФ).

Рассмотрев нормы ст. 166-167 УПК РФ, можно предложить следующие требования к протоколу гласного ОРМ:

Составляется в ходе ОРМ или непосредственно по его окончании;

Может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств, могут также применяться стенографирование, фотографирование, киносъемка, аудио- и видеозапись;

В протоколе указываются место и дата производства ОРМ, время его начала и окончания с точностью до минуты; долж-

ность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; фамилия, имя и отчество каждого лица, участвовавшего в ОРМ, а в необходимых случаях - его адрес и другие данные о личности;

Описываются действия в порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в ОРМ;

Указываются технические средства, примененные при производстве ОРМ, условия и порядок их использования, объекты, к которым эти средства были применены, и полученные результаты;

Протокол предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в ОРМ. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении. Все внесенные замечания о дополнении и уточнении протокола должны быть оговорены и удостоверены подписями эти х лиц;

Протокол подписывается оперативным сотрудником и лицами, участвовавшими в ОРМ;

К протоколу прилагаются фотографические негативы и снимки, киноленты, диапозитивы, фонограммы, кассеты видеозаписи, чертежи, планы, схемы, слепки и оттиски следов, выполненные при проведении ОРМ, а также электронные носители информации, полученной или скопированной с других электронных носителей информации в ходе проведения ОРМ (порядок изъятия документов и (или) электронных носителей информации детально изложен в п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД);

Протокол должен содержать запись о разъяснении участникам ОРМ их прав, обязанностей, ответственности и порядка проведения ОРМ, которая удостоверяется подписями участников ОРМ;

В случае отказа подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего или иного лица, участвующего в ОРМ, подписать протокол ОРМ оперативный сотрудник вносит в него соответствующую запись, которая удостоверяется его подписью, а также подпися-

ми защитника, законного представителя, представителя или понятых, если они участвуют в ОРМ;

Лицу, отказавшемуся подписать протокол, должна быть предоставлена возможность дать объяснение причин отказа, которое заносится в данный протокол;

Если подозреваемый, обвиняемый, потерпевший или свидетель в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол, то ознакомление этого лица с текстом протокола проводится в присутствии защитника, законного представителя, представителя или понятых, которые своими подписями подтверждают содержание протокола и факт невозможности его подписания.

Возникают сомнения в возможности применения отдельных норм ст. 166 УПК РФ при оформлении в виде протокола результатов гласных ОРМ.

1. В протоколе следственного действия должно быть отмечено, что лица, участвующие в нем, были заранее предупреждены о применении при производстве технических средств.

При проведении отдельных ОРМ (проверочная закупка, оперативный эксперимент) предупредить заранее о применении технических средств всех участников не представляется возможным, так как начало таких ОРМ имеет зашифрованную либо негласную форму, при которой проверяемое лицо не знает о сущности проводимых в ходе ОРМ действий, и лишь по достижении поставленных целей мероприятие приобретает гласную форму .

2. При необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь с согласия руководителя следственного органа выносит постановление, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне этих данных, указывается псевдоним участника следс-

твенного действия и приводится образец его подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Постановление помещается в конверт, который опечатывается и приобщается к уголовному делу.

Для применения этой нормы ст. 166 УПК РФ при проведении гласных ОРМ необходимо, чтобы в ФЗ об ОРД было закреплено право оперативного сотрудника с согласия руководителя оперативно-розыскного органа выносить такое постановление (внесение таких дополнений в ФЗ об ОРД представляется маловероятным).

Указание на содержание протокола гласного ОРМ со ссылкой на нормы УПК РФ, отдельные практические работники воспринимают как возможность его использования как доказательства по уголовному делу. Однако уголовно-процессуальный закон не позволяет ставить знак равенства между результатами ОРД (в виде протокола ОРМ) и доказательствами. Это обусловлено принципиальными отличиями оперативно-розыскной деятельности и уголовного судопроизводства. Прежде всего, они различаются своей правовой природой и особенностями нормативно-правового регулирования.

Отличие результатов ОРД от доказательств, - пишет Е.А. Доля, - обусловлено различием их правовой природы, которая объективно предопределяет предназначенность и допустимые пределы их использования . Результаты ОРД изначально не могут отвечать требованиям, предъявляемым к процессуальным доказательствам, т.к. они получены ненадлежащим субъектом и ненадлежащим способом. В ч. 1 ст. 86 УПК РФ изложен исчерпывающий перечень субъектов, наделённых правом собирать доказательства. К ним относятся суд, прокурор, следователь и дознаватель. «Иные лица, в том числе сотрудники правоохранительных органов, уполномоченные на производство оперативно-розыскных мероприятий, а также руководители органов, осуществляющих ОРД, могут лишь представлять предметы и документы для приобщения их к уголовному делу в качес-

тве доказательств» . В частности, законодатель специально подчёркивает недопустимость возложения на то лицо, которое проводило или проводит по конкретному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия, полномочий по проведению дознания по этому делу (ч. 2 ст. 41 УПК РФ).

Получение доказательств, прежде всего, связано с производством следствен-

ных действий. Содержание доказательства формируется исключительно в уголовно-процессуальной форме. При проведении ОРМ формируются не доказательства, а результаты ОРД, т.е. сведения, имеющие значение для уголовно-процессуальной деятельности. Следовательно, сами по себе результаты ОРД не являются доказательствами. Они не могут быть непосредственно использованы в качестве таковых для установления предмета доказывания в целом и, в частности, виновности лица в совершении преступления, т.к. порядок их получения отличается от процедуры получения уголовно-процессуальных доказательств.

Материалы, полученные в ходе ОРМ, должны пройти процессуальный путь преобразования сведений в доказательства. Для вовлечения в уголовное дело информации, полученной непроцессуальным путём, необходимо дополнительно произвести следственные действия, которые позволят субъектам процессуальной деятельности воспринять факты и обстоятельства, имеющие значение для дела, и облечь их в определенную уголовно-процессуальным законом форму. Чтобы получить полноценное доказательство, результаты ОРД должны содержать сведения, имеющие значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию; указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством; а также данные, позволяющие проверить в процессуальных условиях доказательства, сформированные на их основе .

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, результаты оперативно-розыскных мероприятий «являются не доказатель-

ствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путём, а именно на основе соответствующих норм уголовно-процессуального закона» .

В процессуальной литературе ряд авторов призывают законодательно придать результатам ОРД статус процессуальных доказательств . Например, Д.С. Ку-черук считает, что содержащийся в ст. 89 УПК РФ запрет использовать результаты ОРД для доказывания фактических обстоятельств дела изжил себя, не соответствует потребностям общественно-правового развития России, общепризнанным международно-правовым стандартам использования такого рода данных в уголовном процессе. Он предлагает допустить напрямую использовать результаты ОРД для доказывания виновности обвиняемого после их проверки в процессуальном порядке. Более того, обосновывает необходимость инкорпорировать в УПК РФ, создав отдельную главу, положения ФЗ об ОРД, а также ведомственных нормативных актов, регламентирующих проведение ОРМ и представление результатов ОРД судебно-следственным органам .

Другие ученые и практики считают, что, исходя из правовой природы процессуальных доказательств и отличий уголовного судопроизводства от оперативно-розыскной деятельности, нельзя отождествлять результаты ОРД и доказательства по уголовному делу. Для достижения целей доказывания необходимо повышать качество доказательственной деятельности, «а не открывать путь для осуждения лица на основе агентурных данных, полученных вне каких-либо процессуальных гарантий прав личности, прежде всего, права на защиту»

Не меняют порядок использования результатов ОРД в процессе доказывания последние изменения, внесенные в уголовно-процессуальный закон .

В частности, согласно внесенным изменениям в ч. 1 ст. 144 УПК РФ, при проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов. Речь идет о следственных и иных процессуальных действиях, осуществляемых специальными субъектами при проверке сообщения о преступлении и происшествии (процессуальное действие - следственное, судебное или иное действие, предусмотренное УПК РФ (п. 32 ст. 5 УПК РФ). Несмотря на то, что отдельные процессуальные действия схожи с оперативно-розыскными мероприятиями (опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования) , право-

Литература_

1. Дополнения внесены Федеральными законами от 26 декабря 2008 г. № 293-Ф3 и от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ.

2. Фирсов О.В. Правовые основы оперативно-розыскных мероприятий. - 3-е изд. испр. и доп. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. С. 12-22.

3. Доля Е.А. Результатам оперативно-розыскной деятельности нельзя придавать статус доказательств в уголовном процессе // Российская юстиция. 2007. № 6. С. 39.

4. Шамардин А.А. К вопросу об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании / / Труды Оренбургского института (филиала) МГЮА (Вып. 9). Оренбург, 2008. С. 342-356.

5. Куликов А.В., Таранин Б.А. К проблеме формирования уголовно-процессуальных доказательств на основе результатов оперативно-розыскной деятельности // Российский следователь. 2007. № 3. С. 10.

6. По жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального зако-

вые основания и условия их осуществления разные. Об этом свидетельствует и закрепление в ч. 1 ст. 144 УПК РФ права указанных субъектов давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении ОРМ.

Кроме того, законодатель в ч. 12 ст. 144 УПК РФ дополнительно указал, что полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений ст. 75 и 89 УПК РФ.

По мнению автора, понятие каждого ОРМ, предусмотренного ст. 6 ФЗ об ОРД, виды и содержание документов, оформляемых по результатам гласных ОРМ, необходимо закрепить в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Такой подход позволит единообразно применять законодательные нормы на практике, не отождествляя результаты ОРМ с результатами следственных и иных процессуальных действий. Вопрос же о целесообразности придания результатам ОРД статуса процессуальных доказательств требует дальнейшего теоретико-прикладного исследования.

1. Dopolneniya vneseny Federalnymi zakonami ot 26 dekabrya 2008 g. № 293-FZ i ot 29 noyabrya 2012 g. № 207-FZ.

2. Firsov O.V. Pravovye osnovy operativno-rozysknyhmeropriyatiy (The legal basis of investigative measures). M.: Norm: SIC INFRA-M, 2013. P. 12-22.

3. Dolya E.A. Rossiyskaya justitsiya. (Russian justice). 2007. №э. 6. P. 39.

4. Shamardin A.A. Trudy Orenburgskogo instituta (filiala). (Proceedings of the Orenburg Institute (branch) of Moscow State Law Academy (issue 9). Orenburg, 2008. P. 342-356.

5. Kulikov A.V., Taranin B.A. Rossiyskiy sledovatel. (Russian investigator). 2007. No. 3. P. 10.

6. Po zhalobe grazhdan M.B. Nikolskoy i M.I. Sapronova na narushenie ih konstitu-tsionnyh prav otdelnymi polozheniyami Federalnogo zakona «Ob

на «Об оперативно-розыскной деятельности»: определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 г. № 18-О (п. 4).

7. См., например: Кипнис Н.М. Допустимость доказательств в уголовном судопроизводстве. 1995. С. 9; Бозров В. Результатам оперативно-розыскной деятельности - статус доказательств в уголовном процессе // Российская юстиция. 2004. № 4. С. 4648.

8. Кучерук Д.С. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам о взяточничестве: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2011.

9. Шамардин А.А. Указ. работа. С. 342-356.

10. Федеральный закон от 4 марта 2013 г. № 23-Ф3 «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Фирсов О.В., канд. юрид. наук, доцент, зав. каф. «Уголовное право и уголовный процесс», Забайкальский государственный университет, Чита, Россия Тел.: 89243783821

Научные интересы: криминалистика, оперативно-розыскная деятельность

operativno-rozysknoy deyatelnosti»: opredelenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 4 fevralya 1999 g. № 18-O (p. 4). (On the complaint of the citizens M.B.Nikolskaya and M.I. Sapronova about violation of their constitutional rights by specific provisions of the Federal Law «On investigative activities»: the definition of the constitutional Court of the Russian Federation from February 4, 1999, No. 18-(p. 4).

7. Kipnis N.M. Dopustimost dokazatelstv v ugolovnom sudoproizvodstve. (The admissibility of evidence in criminal proceedings). 1995. P. 9; Bozrov V. Rossiyskaya justitsiya. (Russian justice) 2004. No. 4. P. 46-48.

8. Kucheruk D.S. Ispolzovanie rezultatov operativno-rozysknoy deyatelnosti v dokazyvanii po ugolovnym delam o vzyatochnichestve (Using the results of the operational-search activity in proving criminal bribery cases): Abstract. diss. ... Candidate. Law Sciences. - Nizhny Novgorod, 2011.

10. Federalny zakon ot 4 marta 2013 g. № 23-FZ «O vnesenii izmeneniy v stati 62 i 303 Ugolovnogo kodeksa Rossiyskoy Federatsii i Ugolovno-processualnyj kodeks Rossiyskoy Federatsii». (Federal law of 4 March 2013 № 23-FZ «On amending articles 62 and 303 of the Criminal code of the Russian Federation and the Criminal procedure code of the Russian Federation»).

Briefly about the author

O. Firsov, candidate of law sciences, assistant professor, head of criminal process and criminal law department, Law faculty, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: criminalistics, operative-but-search activity

Введение

Оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ) - это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. По своей сути ОРМ направлены на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц.

ОРМ носят четко выраженный разведывательно-поисковый характер и осуществляются как гласно, так и негласно, а также могут носить смешанный, гласно-негласный характер. Основания и условия проведения ОРМ регламентированы Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 №144-ФЗ (СЗ РФ №33-95 г. ст.3349); принят Государственной Думой 05.07.95 г.; изм. - Федеральный закон от 18.07.97 №101-ФЗ.

Согласно ст.6 данного Федерального Закона, к оперативно-розыскным мероприятиям относятся:

Опрос граждан.

Наведение справок.

Проверочная закупка.

Наблюдение.

Отождествление личности.

Оперативное внедрение.

Контролируемая поставка.

Оперативный эксперимент.

Этот перечень - исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне. Необходимо иметь в виду, что в оперативно-розыскной деятельности практикуется, как правило, проведение комплекса мероприятий, позволяющих изучить интересующий вопрос всесторонне. Так, наблюдение зачастую осуществляется совместно с прослушиванием телефонных переговоров, контрольная поставка - совместно со сбором образцов для сравнительного исследования и т.п.

Оперативно-розыскные мероприятия включают в себя комплекс оперативно-розыскных действий и зачастую имеют значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет. Рассматриваемые в курсовой работе мероприятия включают в себя элементарные операции, действия, виды которых весьма разнообразны, как многообразны и явления, процессы, информацию о которых необходимо иметь для раскрытия преступления или выполнения их задач оперативно-розыскной деятельности.

В данной работе дается подробная характеристика оперативно-розыскных мероприятий, рассматривается структура каждого вида ОРМ, а также раскрывается и анализируется значение оперативно-розыскных мероприятий для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности.

Оперативно-розыскные мероприятия

Понятие оперативно-розыскных мероприятий

Под ОРМ понимаются закрепленные в ФЗ об ОРО действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД.

Согласно ст.6 Федерального Закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 №144-ФЗ (СЗ РФ №33-95 г. ст.3349), к оперативно-розыскным мероприятиям относятся:

Опрос граждан.

Наведение справок.

Сбор образцов для сравнительного исследования.

Проверочная закупка.

Исследование предметов и документов.

Наблюдение.

Отождествление личности.

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

Прослушивание телефонных переговоров.

Снятие информации с технических каналов связи.

Оперативное внедрение.

Контролируемая поставка.

Оперативный эксперимент.

Этот перечень - исчерпывающий. Изменить или дополнить его возможно только путем принятия соответствующего закона на федеральном уровне.

ОРМ носят, как правило, разведывательно-поисковый характер и направлены на получение следующей информации:

о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих, а также о лицах, способствующих этой деятельности;

о наличии материальных следов противоправной деятельности, в том числе орудий преступлений, предметов, добытых преступным путем, и о возможности их использования в качестве источников доказательств при раскрытии преступления;

о существовании и местонахождении лиц, обладающих информацией об интересующем оперативного сотрудника событии (например, очевидцев);

о местонахождении лиц, скрывающихся от следствия и суда;

о без вести пропавших гражданах.

К этим мероприятиям привлекаются как оперативные сотрудники, так и агентура, а также граждане. Конечные цели произвольных мероприятий перед гражданином, как правило, не расшифровываются.

Оперативно-розыскные мероприятия включают в себя комплекс оперативно-розыскных действий и зачастую имеют значительную временную протяженность, от нескольких часов до нескольких месяцев и лет. В ряде статей Федерального Закона об ОРД первоначальный срок отдельных мероприятий ограничен сроком в 6 месяцев (например, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров). Рассматриваемые мероприятия включают в себя элементарные операции, действия, виды которых весьма разнообразны, как многообразны и явления, процессы, информацию о которых необходимо иметь для раскрытия преступления или выполнения их задач оперативно-розыскной деятельности.

Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий

Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:

Наличие возбужденного уголовного дела.

Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, сведения о:

а) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

б) событиях или действиях, создающих угрозу государственной военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

в) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

г) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.

О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.

Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

О выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Наиболее весомое, полное основание для начала проведения оперативно-розыскных мероприятий - наличие возбужденного уголовного дела по конкретному событию, факту. При этом не имеет значения, кем возбуждено уголовное дело - оперативным работником, органом дознания, следователем или судом, и в чьем производстве оно находится.

По возбужденным уголовным делам, находящимся в производстве следователя (дознавателя), оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться как по поручению лица, производящего предварительное следствие, так и без такового.

При раскрытии преступления, совершенного в условиях не очевидности, следователь обязан принять все меры к его раскрытию, а, следовательно, задействовать возможности оперативных подразделений и в соответствии со ст.38 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации обязан дать письменное отдельное поручение о принятии оперативно-розыскных мер по установлению преступника, что является формальным основанием для производства всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий.

Однако в случае отсутствия отдельного поручения оперативный работник вправе самостоятельно принимать решение о производстве необходимых оперативно-розыскных мероприятий. О ходе и результатах своей деятельности в этом случае оперативный работник уведомляет следователя по своей инициативе. Иными словами, активность и инициативность оперативного сотрудника не должны сковываться отсутствием документа, подписанного следователем и всецело зависеть от квалификации последнего, от его знаний о возможностях негласных методов раскрытия преступлений.

Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, дающие законные основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, могут содержаться как в источниках, перечисленных в ст. ст.140 - 145 УПК РФ, так и в других, в частности, в конфиденциальных сообщениях. Эти сведения нередко скудны, содержат минимум информации о событии, носят ограниченный характер. Принятие решения, как правило, сопровождается дефицитом времени, противоречивостью информации, отсутствием достаточных сил и средств.

Сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, могут содержаться в материалах, оформляемых следователем при объявлении лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности, в розыск; в ориентировках органов внутренних дел, в розыскных заданиях, в конфиденциальной информации, а также в материалах уголовного дела, по которым заподозренное лицо еще не объявлено в розыск, но имеются объективные основания полагать о его причастности к совершенному преступлению.

По мнению ряда ученых, указание прокурора и решение суда по делам, находящимся в их производстве, противоречит требованиям Уголовно - процессуального закона, согласно которому прокурор наделен правом дать указание следователю любого ведомства (МВД, ФСБ, органа налоговой полиции и т.п.) по находящемуся в его производстве уголовному делу, в том числе и о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Указания прокурора или решения суда не должны касаться места времени проведения негласных мероприятий, а также сил и средств, задействованных при их осуществлении. Все эти вопросы руководитель оперативного подразделения, на чье имя поступило указание прокурора или решение суда, решает самостоятельно.

Результаты выполнения оперативно-розыскных мероприятий, проводимых по поручению следователя, дознавателя, по указанию прокурора или по решению суда, как правило, оформляются справкой оперативного работника, содержащей сведения, имеющих значение для раскрытия, расследования преступления или вынесения приговора по делу в суде.

По тем же основаниям, указанным в ст.7 Федерального Закона об ОРД, проводятся оперативно - розыскные мероприятия по запросам других органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность на основании следующих правовых актов:

Закон Российской Федерации "О федеральных органах государственной безопасности";

Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы";

Закон Российской Федерации "О внешней разведке";

Закон Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации";

Закон Российской Федерации "О государственной охране высших органов государственной власти Российской Федерации и их должностных лиц";

Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации";

Закон Российской Федерации "О Федеральных органах налоговой полиции".

Запросы перечисленных органов о проведении соответствующих оперативно-розыскных мероприятий оформляются в письменном виде и визируются руководителем органа внутренних дел соответствующего уровня. В запросе, как правило, должны быть указаны конкретные оперативно-розыскные мероприятия, которые надлежит провести. В случае необходимости вынесения постановления соответствующего должностного лица или решения суда для исполнения запроса, эти документы представляются инициатором в оперативное подразделение совместно с запросом.

При вынесении постановления о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляющих уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, оперативные работники при проведении оперативно-розыскных мероприятий обязаны ставить в известность защищаемых лиц о проводимых мероприятиях. Причем, если такие мероприятия ограничивают конституционные права защищаемых лиц (например, прослушивание телефонных переговоров), то они проводятся только после получения письменного согласия на это со стороны лица, безопасность которого осуществляется.

Свои особенности имеет исполнение запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств. Оперативно-розыскные мероприятия по ним могут проводиться, как правило, только в тех случаях, когда не требуется судебного решения.

При необходимости ограничения конституционных прав граждан по запросам, поступившим из данных органов, заказчик или исполнитель обязан получить решение судьи по месту проведения мероприятия.

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

Условия проведения ОРМ - это установленные оперативно-розыскным законодательством специальные правила, неукоснительным выполнением которых законодатель обусловливает подготовку и (или) осуществление конкретного ОРМ, которые призваны повысить их эффективность и гарантировать соблюдение принципов ОРД при их проведении.

Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:

О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 4 и 6 части второй статьи 7 Федерального закона об ОРД, запрещается осуществление действий, указанных в пунктах 8 - 11 части первой статьи 6 данного Федерального закона.

Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

Таким образом, результаты проверочной закупки позволяют решить важный правовой вопрос: имеется ли в действиях продавцов подозрительных предметов и веществ состав преступления, и по какой статье Уголовного кодекса Российской Федерации их можно привлечь к ответственности.

Оперативные сотрудники либо по их поручению иные лица могут также проводить проверочную закупку иных предметов, не относящихся к числу запрещенных к обороту. Например, приобретение предметов и ценностей, добытых преступным путем: видеотехники, одежды, антикварных изделий, драгоценностей, похищенных из квартир или офисов, угнанного автотранспорта, запасных к нему деталей и т.д. В таких случаях, проведя проверочную закупку, оперативные сотрудники проверяют приобретенные предметы по централизованному учету похищенных вещей и выявляют их криминальное происхождение, раскрывая ранее совершенное преступление. Таким образом, проверочная закупка позволяет решить важнейшую задачу: провести документирование противоправной деятельности криминальных элементов, добыв вещественные доказательства их виновности.

Как мы видим, проверочная закупка часто проводится в целях проведения дальнейшего исследования приобретенных у подозреваемых лиц предметов и документов. В то же время исследованию предметов и документов не всегда предшествует проверочная закупка. И потому исследование предметов и документов выделяется в качестве самостоятельного оперативно-розыскного мероприятия, имеющего свою специфическую форму и тактику проведения. При возникновении задачи определения тех или иных свойств предмета или документа, для решения которой необходимо провести научно-техническое или криминалистическое исследование, оперативные органы принимают меры для получения указанных объектов в свое распоряжение. Подобная оперативная задача, как правило, возникает в рамках предварительной оперативной проверки при решении вопроса о наличии оснований для последующего возбуждения уголовного дела.

Оперативные подразделения располагают реальными возможностями для негласного или зашифрованного получения в свое распоряжение предметов и документов. Это может сделать оперативный сотрудник или по его поручению иное лицо, имеющее доступ к материалам, которые необходимо исследовать. Нередко оперативные подразделения получают предметы и документы лишь на определенное время и в таких случаях их исследование должно проводиться в кратчайшие сроки , чтобы вернуть объект владельцу или на прежнее место, не вызывая подозрений.

Например, лицу, изъявляющему добровольное согласие помочь оперативному сотруднику, удалось на время взять у лица, подозреваемого в убийстве , карабин под предлогом отъезда на охоту. Специалист-баллистик, произведя контрольный отстрел оружия, по следам на патроне без труда определил, что именно из этого карабина было совершенно опасное преступление. После возвращения карабина владельцу, оно было изъято в официальном порядке, проведена его официальная экспертиза, и виновный осужден.

Таким образом, мы видим, что предварительное исследование полученных оперативно-розыскным путем предметов и документов не носит официального характера, а лишь служит основанием для последующих гласных процессуальных мероприятий, закрепляющих доказательства вины подозреваемого лица в рамках уголовного дела. В то же время для обеспечения последующего использования проведенных исследований в уголовном процессе результаты таких исследований оформляются в виде справок специалистов, актов ревизий , проверок, которые могут быть впоследствии приобщены к уголовному делу.

Особое место среди оперативных мероприятий занимает наблюдение за лицом, представляющим интерес для правоохранительных органов. Нередко на практике возникает необходимость осуществлять в течение определенного времени контроль действий какого-либо лица в целях решения возникшей задачи по борьбе с преступностью. При этом объектом наблюдения может быть как лицо, обоснованно подозреваемое в преступной деятельности, так и его ближайшие связи, имеющие отношение в той или иной мере к его криминальной деятельности. Так, например, может быть установлено негласное наблюдение за родственником находящегося на нелегальном положении лица, скрывающегося от следствия и суда , если имеется информация об их тайных встречах. В подобной ситуации наблюдение за лицом, связанным с разыскиваемым, позволяет установить местонахождение последнего и задержать виновного.

При осуществлении наблюдения зачастую применяется не только визуальный контроль за лицами, но и активно используются технические средства, позволяющие проводить видеозапись, кино- и фотосъемку. Данное мероприятие могут проводить опытные оперативные сотрудники. В то же время в наиболее сложных случаях наблюдение, особенно проводимое с применением технических средств, осуществляют сотрудники специализированных оперативных подразделений правоохранительных органов, хорошо владеющие организацией и тактикой наблюдения. Для достижения наибольшего эффекта при организации наблюдения крайне важно правильно выбрать момент начала проведения этого оперативного мероприятия. В противном случае вряд ли будет достигнут искомый результат. Например, преступник в результате криминального деяния завладел значительной суммой денег и решил в ближайшее время затаиться и не рисковать. В подобных ситуациях проведение визуального наблюдения в период временного прекращения уголовной деятельности вряд ли может привести к успеху.

Кроме того, неумелое проведение слежки, замеченное виновным лицом, может насторожить и заставить на время «залечь на дно», отказавшись от противоправной деятельности. Сложности в проведении тайной слежки возникают еще и потому, что оперативные сотрудники в процессе ведения наблюдения вынуждены решать одновременно две противоречащие друг другу задачи. С одной стороны, надо остерегаться обнаружения слежки за объектом наблюдения, а с другой — нельзя потерять его из виду. И потому оперативный сотрудник, осуществляющий наблюдение, должен действовать скрытно, уметь маскироваться. Немаловажным представляется определение оптимального расстояния, на котором целесообразно следовать за объектом. Оно не должно вестись с близкого расстояния, чтобы исключить возможность обнаружения, и в то же время не быть слишком отдаленным, чтобы не упустить объект из поля зрения.

При проведении наблюдения крайне важно также знать и учитывать приемы контрнаблюдения, к которым прибегают опытные рецидивисты. Впрочем, многие из этих приемов обнаружения слежки известны из детективных книг и кинофильмов: посмотреть в витрину, в которой можно заметить отражение лиц, ведущих наблюдение, уронить какой-нибудь предмет и, поднимая его, взять на заметку лиц, находящихся поблизости, и т.д.

При осуществлении наблюдения оперативные сотрудники должны фиксировать все, даже, на первый взгляд, незначительные факты, которые могут иметь значение для решения задач борьбы с преступностью. Вместе с тем при проведении наблюдения за лицами нельзя ограничиваться лишь выявлением и фиксированием фактов, представляющих оперативный интерес. Если в процессе осуществления данного мероприятия объект наблюдения приступил к совершению опасного преступления, оперативные сотрудники обязаны вмешаться и задержать виновное лицо с поличным. Таким образом, в процессе наблюдения могут решаться не только задачи выявления лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, но и достигаться конечные результаты предотвращения и раскрытия преступлений.

Результаты наблюдения могут оформляться рапортом, справкой, сводкой с приложением кино- фотоматериалов или аудиозаписей. При необходимости указанные материалы могут передаваться органу дознания или следствия при условии соблюдения конспирации и необходимых процессуальных норм.

К самостоятельным оперативно-розыскным мероприятиям в статье 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» отнесено оперативное отождествление личности. Необходимость в осуществлении подобного мероприятия возникает, например, в случаях, когда лицо, причастное к совершению преступной деятельности, изменило внешность, свои паспортные данные, переменило место жительства либо скрывается от следствия и суда.

Второе основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий является более распространенным. Это ставшие известными правоохранительным органам сведения о фактах противоправной криминальной деятельности и лицах, к ним причастных.

К их числу относятся: сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или уже совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Подобного рода сведения о преступной деятельности могут быть неполными и требовать дополнительной проверки и сбора недостающей информации для решения вопроса о последующемв целях допуска лиц к роду деятельности, связанному с режимом секретности наличие о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну .

В таких ситуациях принимается решение о проведении оперативно-розыскных мероприятий, призванных восполнить недостающие пробелы и на этой основе возбудить уголовное дело и привлечь виновных лиц к ответственности.

Источниками информации о противоправной деятельности лиц, требующей дополнительной оперативной проверки, могут быть как гласные материалы (жалобы , заявления, акты ревизий , проверок, рапорты сотрудников и т.д.), так и сведения, полученные негласным путем: в результате проведения оперативных мероприятий, в том числе и сообщения, полученные от лиц, конфиденциально сотрудничающих с оперативными органами.

В отдельных, предусмотренных ведомственными нормативными актами случаях, для накопления и систематизации полученной из различных источников оперативной информации заводятся специальные дела оперативного учета ; сведения о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

К числу важных задач оперативно-розыскной деятельности отнесена защита государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации. Именно поэтому при получении сведений о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации в любой из указанных сфер, должны незамедлительно и в полном объеме осуществляться оперативно-розыскные мероприятия, направленные на предотвращение развития опасной ситуации и недопущение вредных последствий.

Поскольку решение задач обеспечения безопасности государства , его военной, экономической мощи возложена на оперативные органы ФСБ России, государственной охраны, Службы внешней разведки, то сбор информации и принятие решений о проведении дополнительных оперативно-розыскных мероприятий возлагается прежде всего на указанные компетентные службы.

Вместе с тем располагают достаточным количеством оперативно-розыскных сил, средств и методов и иные правоохранительные органы, указанные в статье 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»: органы внутренних дел, таможенные органы , органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральной службы исполнения наказаний .

Все указанные подразделения в процессе осуществления своих повседневных обязанностей имеют реальные возможности выявить информацию о возникшей угрозе государственной, военной, экономической и экологической безопасности Российской Федерации. Получив подобные сведения, указанные службы обязаны передать их в компетентные органы, одновременно приняв участие (по согласованию с ними) в устранении возникшей опасности; сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания , лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

На оперативные органы возложена задача розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших лиц. Подобные сведения поступают из сводок-ориентировок, розыскных заданий, постановлений суда, следователей, органов, исполняющих наказания, заявлений граждан и учреждений. В структуре оперативных подразделений МВД России имеются специальные розыскные подразделения, обеспечивающие данную линию работы. Для решения указанной задачи наряду с гласными материалами (запросы, рассылка сводок-ориентировок и т.д.) активно осуществляются и оперативно-розыскные меры. Сбор и систематизация результатов проводимых мероприятий осуществляется, как правило, в рамках розыскного дела, заводимого по факту уклонения лица от следствия, суда, отбытия наказания, а также безвестного исчезновения гражданина.

Особенность осуществления оперативно-розыскных мероприятий по розыску без вести пропавших лиц определяются тем, что за такими фактами нередко скрывается криминальное действие, совершенное в отношении разыскиваемого лица.

В пунктах 3, 4, 5 и 6 ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены, на наш взгляд, основания, носящие в основном формальный характер, поскольку в них указаны лишь названия документов, на основании которых возникает необходимость осуществления оперативно-розыскных мероприятий, но не раскрываются сущность и содержание возникающих в ходе их исполнения задач.

Так, в указанных пунктах перечислены следующие документы, служащие основанием для осуществления оперативно-розыскных мер:

  • поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в производстве;
  • запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, для решения задач борьбы с преступностью и обнаружению разыскиваемых лиц;
  • постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами ;
  • запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Дав четкий перечень видов и названий указанных документов, законодатель совершенно справедливо провел разграничение формальных оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий. В то же время указанные документы должны содержать сведения о криминальных, уголовно наказуемых деяниях или разыскиваемых правоохранительными органами различных категориях лиц, или о необходимости обеспечения защиты участников уголовного процесса либо иных лиц, которым угрожает опасность.

В особую группу оснований, законодатель выделяет право осуществления оперативных мероприятий в целях сбора данных, необходимых для принятия следующих решений:

  • о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
  • о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;
  • о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;
  • об установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;
  • по обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

Данная группа оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий не вызывает сомнений в их целесообразности, поскольку должны предъявляться особые требования к честности и порядочности лиц, допускаемых к государственным тайнам или работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность, либо к участию в оперативно-розыскной деятельности в гласных и негласных формах, а также к участию в частной детективной и охранной деятельности. Нередко возникает необходимость оперативной проверки лиц, уже состоящих на службе в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в целях их изобличения в противоправной деятельности и обеспечения этим собственной безопасности правоохранительных органов. Таким образом, основной целью этой группы оснований для осуществления оперативно-розыскных мероприятий является ограничение доступа в сферы общественной жизни, имеющие большое значение для обеспечения безопасности граждан, общества , государства, лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений , связанных с выполнением ими конкретных профессиональных или общественно значимых функций.

Поэтому можно сделать вывод, что в статье 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» содержится исчерпывающий перечень оснований, дающих право проводить оперативно-розыскные мероприятия.

Вместе с тем для обеспечения законности в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности крайне важно неукоснительно соблюдать условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, указанных в статье 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

В первой части этой статьи нашел отражение конституционный принцип равенства всех перед законом (ст. 19 Конституции Российской Федерации). Применительно к оперативно-розыскной деятельности этот принцип изложен в следующей редакции: «Гражданство , национальность, пол, место жительства , имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям , отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных

мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом».

Данное общее положение не вызывает сомнения. Вместе с тем в данном основополагающем установочном положении имеется указание на то, что ряд лиц исключаются из общего правила и в отношении их запрещено осуществление оперативнорозыскных мероприятий. Подобные изъятия из общего правила равенства всех граждан перед законом может устанавливаться лишь федеральным законодательством. В настоящее время согласно действующему законодательству установлена неприкосновенность следующих категорий лиц: Президента Российской Федерации (ст. 91 Конституции Российской Федерации); депутатов Федерального Собрания (Совета Федерации и Государственной Думы) (ст. 98 Конституции Российской Федерации); Уполномоченного по правам человека (ст. 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»); судей (ст. 122 Конституции Российской Федерации); прокуроров (ст. 42 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Эти лица обладают неприкосновенностью на весь срок своих полномочий. Установление подобной неприкосновенности исключает возможность осуществления в отношении их каких- либо оперативно-розыскных мероприятий. Такое изъятие из общего принципа соблюдения равенства всех граждан перед законом, в том числе и осуществления оперативно-розыскной деятельности, объясняется не привилегированным положением указанных лиц, а публично-правовым характером выполняемых ими общественных функций. Именно особое значение содержания их общественной деятельности, требующей независимости, заставляет законодателя присваивать им особый статус, ограничивающий возможность оказания на них правового давления в целях отказа от надлежащего выполнения возлагаемых общественно значимых обязанностей.

В то же время при совершении отдельными категориями указанных выше лиц опасных уголовных преступлений в отношении их могут применяться оперативно-розыскные мероприятия, но в особом порядке, установленном федеральным законодательством. Так, в соответствии с пунктом 7 ст. 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» оперативно-розыскные мероприятия в отношении судьи допускаются не иначе как на основании решения, принимаемого судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда Российской Федерации , если речь идет о проверке судьи Конституционного Суда Российской Федерации , Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики , краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда. Если же речь идет о судах нижестоящих инстанций, то решение о проведении в отношении судей оперативно-розыскных мероприятий принимает судебная коллегия в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Другим важным условием правомерности осуществления оперативно-розыскной деятельности, как уже отмечалось выше, является установление особого, исключительно судебного порядка разрешения на проведение мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища.

Для получения разрешения на проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий в суд должны быть представлены материалы, свидетельствующие о преступной деятельности и лицах, причастных к их подготовке или совершению, либо о наличии события или действий, создающих угрозу государственной, военной, экономической и экологической безопасности России. При этом особо оговорено, что проведение оперативно-розыскных мероприятий может быть разрешено судом только в тех случаях, когда речь идет о подготовке или совершении тяжких или особо тяжких преступлений.

Устанавливая судебный порядок санкционирования мероприятий, связанных с ограничением прав и свобод граждан, законодатель в то же время учел возникающую нередко на практике необходимость незамедлительного осуществления действий по предупреждению тяжких преступлений, изобличению виновных лиц и устранению угроз безопасности России. В таких случаях, не терпящих отлагательства, закон разрешает осуществлять необходимые мероприятия на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением суда в течение 24 часов. И в течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

Такой же порядок последующего получения в течение 48 часов разрешения суда на продолжение начавшегося в условиях не терпящего отлагательства мероприятия установлен и для ситуаций, когда прослушивание телефонных переговоров начато с согласия лица, подвергшегося опасности.

Помимо судебного санкционирования оперативно-розыскных мероприятий, затрагивающих конституционные права граждан, в статье 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указано, что проверочная закупка, оперативный эксперимент и оперативное внедрение проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Имеются также нормативные ограничения в проведении оперативного эксперимента, который разрешается проводить исключительно в целях борьбы с тяжкими преступлениями и преступлениями средней тяжести.

Таковы основные условия, установленные законодателем для того, чтобы в сочетании с соблюдением оснований для начала оперативно-розыскных мероприятий гарантировать законность в процессе их осуществления.

Виды условий проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ):

  • равенство граждан перед законом: осуществление ОРМ независимо от должностного, социального положения и установочных данных лица;
  • судебное разрешение проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, переговоров, почтовых и иных сообщений;
  • нормативное закрепление порядка срочного проведения ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан
  • осуществление ряда ОРМ только по борьбе с тяжкими, особо тяжкими преступлениями и преступлениями средней тяжести (оперативный эксперимент);
  • ограниченность сроков проведения ОРМ и хранения полученных в ходе их осуществления материалов.

Приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. N 199 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств" (с изменениями и дополнениями)

Приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. N 199
"Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств"

С изменениями и дополнениями от:

1. Утвердить:

1.1. Инструкцию о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 1).

1.2. Перечень должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (приложение N 2).

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений.

_____________________________

Определен новый порядок обследования сотрудниками ОВД помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Для принятия решения провести мероприятие сотрудник подразделения, уполномоченного на ОРД, представляет руководителю проект распоряжения и мотивированный рапорт. Определен более четкий состав указываемых в последнем сведений.

Как и ранее, подписанное распоряжение регистрируется в специальном журнале учета.

Если обследование необходимо провести за пределами обслуживаемой органом территории, то предварительно нужно проинформировать начальника соответствующего органа (его заместителя).

Более подробно прописана процедура обследования. В ночное время оно допускается в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фактов преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности России.

Перед началом мероприятия представителю юрлица либо физлицу предъявляют для ознакомления распоряжение. Вручают копию. Предупреждают о применении технических средств (если они необходимы).

В самостоятельный раздел помещены правила изъятия предметов и документов. Речь идет, в частности, о тех, которые имеют признаки подделки, а также о вещах, изъятых из гражданского оборота (об ограниченно оборотоспособных), находящихся у лиц без специального разрешения.

Закреплены положения о ведомственном контроле за соблюдением законности при проведении обследования.

Прежний порядок признан утратившим силу.

Приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. N 199 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств"