Что означает читать азан по татарски. Время намаза

Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!

Когда Посланник (мир ему и благословение) пожелал создать метод призыва людей на молитву, он посоветовался со сподвижниками. Некоторые сподвижники рассказали сон, который они видели, о том, как один из верующих читает азан, и Пророк (мир ему и благословение) согласился, что этот способ – наилучший.

Ценность азана в нашей религии очень велика: это признак Ислама там, где проживают мусульмане. Аллах похвалил муэдзинов, сказав: «Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху и поступает праведно!.. » (сура «Фуссилят», аят 33).

Муэдзины (призывающие к намазу) в Судный день будут самыми высокими ». Муэдзин как бы заместитель Аллаха (Свят Он и Велик) в призыве рабов к вратам Всевышнего.

Пророк (мир ему и благословение) рассказал нам о величии этого дела, и верующему рекомендуется к этому стремиться. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если бы люди знали о том, какая награда ожидает за призыв и нахождение в первом ряду во время молитвы, и не было бы иного выхода, кроме как тянуть жребий, то они тянули бы для этого жребий » (Имам Муслим, № 437).

Людям следует проникнуться величием и достоинством азана. Посланник (мир ему и благословение) сказал: «Если кто прочитает азан, то, кто бы это ни услышал, будь то человек или джинн, пусть даже камень или глина услышит, они в Судный день будут свидетельствовать услышанному ».

Самые важные этические моменты, которые нужно соблюдать муэдзину, это богобоязненность, честность, обращение в сторону Каабы, нахождение в омовении во время азана.

Желательно, чтобы муэдзин был голосистым; сунной является повышать голос при чтении азана, подниматься на высокое место, ведь раньше не было микрофонов, закрывать указательными пальцами ушные раковины в момент чтения азана и читать его в известной распространённой форме: «Аллаху Акбар, Аллаху Акбар…» – и так до конца. Желательно поворачиваться при чтении слов «Хайя "аля с̣-с̣аля́х», «Хайя "аляль-фаля́х» в правую и в левую стороны.

Также муэдзину желательно сделать «тарджиъ», то есть после чтения такбиров про себя два раза прочитать «Ашхаду алля иляха илля ллах» и два раза «Ашхаду анна Мухаммада расулюллах», затем то же самое прочитать громким голосом, – и в общем получается четыре раза.

В призыве на утреннюю молитву желательно сделать «тасвиб», то есть сказать: «Ассаляту хайру мина навм» («Намаз лучше сна»). Это важная сунна, которая осуществляется во время чтения азана. Желательно, чтобы муэдзин также читал икамат, в азане растягивал голос, а читая икамат, чуть быстрей его прочитал.

По свидетельству госпожи Айши (да будет доволен ею Аллах), Пророк (мир ему и благословение), когда слышал азан, преображался в поведении: «Посланник Аллаха разговаривал с нами, шутил, но если наступало время молитвы, то он становился таким, будто не знал нас, а мы не знали его». То есть он оставлял все дела и готовился к молитве.

Когда мы слышим муэдзина, нам нужно приготовиться к намазу и оставить все наши дела, будь это разговор, работа и даже чтение Корана, – следует оставить все занятия, поскольку это призыв самого Аллаха посредством муэдзина.

Затем желательно повторять то, что говорит муэдзин. Пророк (мир ему и благословение) нам рассказал: «Кто повторит слова муэдзина искренно, тот войдёт в рай ». В другой версии хадиса говорится: «…он удостоится моего заступничества ». Желательно, повторяя за муэдзином во время чтения слов «Ашхаду анна Мухаммаду Расулюллах », сказать:

رضيت بالله رباً، وبالإسلام ديناً ، وبمحمدٍ نبيا

Смысл: «Я тоже свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха, я доволен Аллахом как Господом, Исламом как религией, Мухаммадом как Пророком ».

Во время чтения муэдзином слов «Хайя "аля с̣-с̣аля́х», «Хайя "аляль-фаля́х» сказать:

لاحولولاقوةإلابالله

Смысл: «Нет силы и мощи, кроме как от Аллаха Величественного ».

В утреннем призыве при чтении муэдзином слов «Ассалятухайру мина навм» следует сказать:

صدقت وبررت وبالحق نطقت

Смысл: «Ты прав, и истину изрёк ».

اَللّهُمَّ رَبَّ هذِهِ الدَّعْوَةِ التّامَّةِ وَالصَّلاةِ الْقائِمَةِ آتِ سَيِّدَنا مَحَمَّدً الْوَسيلَةَ وَالْفَضيلَةَ وَابْعَثْهُ مَقامًا مَحْمُودًا الَّذي وَعَدْتَهُ وَارْزُقْنا شَفاعَتَهُ يَوْمَ الْقِيامَةِ إِنَّكَ لا تُخْلِفُ الْميعادْ

Смысл: «О Аллах! Господь этого полноценного призыва (азана) и совершаемой молитвы, одари нашего господина Мухаммада степенью аль-Василят и доведи его до уровня Макам-махмуд, который Ты обещал ему. Одари нас заступничеством Пророка (мир ему и благословение) в Судный день, поистине Ты не нарушаешь обещаний ». Потом можно прочитать любое желаемое дуа.

Того, кто прочитает это дуа, Аллах возвеличит тем, что удостоит его заступничеством, ведь эта мольба о степени «аль-Василят» Пророку (мир ему и благословение) может помочь нам получить шафаат в Судный день.

Пророк (мир ему и благословение) нам рассказал, что мольба между азаном и икамой не отвергаема – эта важное время, которое использует верующий для обращения ко Всевышнему Аллаху (Свят Он и Велик).

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда шайтан слышит азан, он сразу убегает от азана, потому что азан поражает его, сжигает и отталкивает ».

Азан – это милость нам от Аллаха. Когда человек слышит призыв на молитву, который звучит в разных уголках из минаретов мусульман, то он чувствует спокойствие и уходят от него многие беды. Азан связан с признаками Ислама, в том числе с самым великим признаком в Исламе – с Пророком (мир ему и благословение). Когда слышите азан, старайтесь чувствовать, как вёл себя наш Пророк (мир ему и благословение), когда слышал азан, как он обращался к Аллаху, чтобы наше вступление в намаз было как у нашего Посланника (мир ему и благословение). Так мы будем совершенными в следовании достойным деяниям лучшего творения – Пророка (мир ему и благословение) – и будем соответствовать смыслу слов Аллаха: «Скажи (о Мухаммад): “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас ”» (сура «Алю Имран», аят 31).

Стенограмма проповеди Мухаммада ас-Сакафа.

Во время чтения азана руки муэдзина должны касаться мочек ушей и взгляд должен быть направлен в сторону Каабы. После азана читается икамат, после чего читается мольба (дуа), включающая в себя салават (благословение) пророка Мухаммеда, его семьи и сподвижников.

Согласно сунны Пророка (да благословит его Аллах и да приветствует), считается нежелательным без уважительной причины покидать мечеть в промежутке между азаном и икаматом. Продолжительность чтения азана зависит от растягивания его слов.

До появления азана мусульмане исполняли пятикратный намаз отдельными группами. Люди совершали намаз вместе с теми, кто присутствовал, и в результате на каждый намаз приходилось несколько маленьких групп. Желанием Посланника Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) было собрать всех сахабов в одно время, чтобы сформировать единую группу для каждого намаза. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) посоветовался со своими сподвижниками по этому поводу.

Некоторые сподвижники предложили разжигать большой костер для каждого намаза, чтобы сообщить людям о времени коллективной молитвы, другие предлагали использовать звук соударяющихся палок. Часть сахабов предложила использовать для этих целей колокол. Однако Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) предпочел отвергнуть эти предложения, так как они были похожими на способы, которые использовали иудеи и христиане для созыва своих собраний.

В одно утро Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) в спешке пришел к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) по поводу увиденного им сна. Во сне Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) увидел кого-то (ангела), держащего несколько палок, и предложил ему продать эти палки. Ангел спросил причину желания купить палки. Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) объяснил, что он хотел созывать мусульман на совместную молитву соударением палок. Ангел сказал: «Не показать ли тебе лучший способ?» После чего ангел произнес весь азан. Абдулла ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) прочел азан перед Посланником Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), и Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям), услышав о сне и азане, сказал: «Это правдивый сон». В сборниках хадисов также упоминается, что в ту ночь одиннадцать сахабов (р.а.) увидели тот же сон.

Впоследствии хазрат Джибриль (алейхиссалям) сказал посредством откровения Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) принять этот способ азана для созыва джамаата. После этого Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) приказал Абдулле ибн Зейд ибн Абди Раббихи (р.а.) показать Билялю (р.а.), как исполнять азан, так как Биляль (р.а.) обладал сильным голосом. Другой сахаб - Абдулла ибн Умме Махтум (р.а.) — был также назначен Посланником Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) в качестве муэдзина.

Азан является одной из характерных, отличительных черт (символов) Ислама. Необходимо произносить азан перед каждым фард-намазом. Если в какой-либо местности не используют азан для призыва на совместный намаз, их небрежность может быть рассмотрена как грешная.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал, что когда произносится азан, шайтан поворачивается спиной, испуская газы, бежит до того места, откуда он уже не может слышать азан. (Мишкаат, том 1, глава об азане).

Хазрат Му’авиях (р.а.) передал, что Пророк (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «У муэдзинов будут самые длинные шеи в День Воскрешения». (Там же)

Хазрат Абу Саид Худри (р.а.) передал, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Кто из людей, джинов или иных живых созданий слышит голос муэдзина, будет свидетелем муэдзину в День Воскрешения.» (Там же)

Хазрат Джабир (р.а.) передал, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уааллям) сказал: «Кто бы ни ни произнес дуа Василя за меня (предписанное дуа после азана), мое заступничество за него в День Воскрешения станет обязательным.» (Там же)

Азан и Икамат - Что означает. Когда был предписан.

АЗАН - Это Призыв к молитве. Предписание по Сунне, близкое к Обязательному. Азан указывает начало времени каждой из пяти молитв. Ежедневно мусульмане читают 5 молитв, следовательно, и Азан произносится 5 раз.

Слова Азана :

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар!

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар!

Аллах Превелик, - Аллах Превелик!

Ашхаду аль ля иляха илля-л-Лаах!

Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!

Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-л-Лаах!

Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!

Аллаху акбар-ул-Лаху акбар.

Ля иляха илля-л-Лааах!

Нет божества кроме Аллаха!

В Утреннем Азане после слов «Хаййя аляль-фалях» дважды произносится:

«Ас-Саляту хайрум-минан-наум! - Ас-Саляту хайрум-минан-наум!» -

Молитва лучше сна! - Молитва лучше сна!

Возможность прочтения Азана является для мусульманина великой благостью Всевышнего Аллаха. Такое мнение опирается на слова хазрата Пророка (саллаллаху алейхи уасаллям):

«Если бы мусульмане знали о величайшей благости, которая дается за возглашение Азана и за стояния в первом ряду в молитве, и если бы потом они не имели бы возможности это делать (из-за большого количества желающих), то стали бы тянуть жребий.»

В книге «Мир’ат-уль-Харамэйн» говорится: «Чтение Азана началось в первый год Хиджры в Медине. До этого времени оповещение о времени молитвы проводилось возгласом - Ас-саляту джами’а . Первым исполнителем Азана в Медине был Билял аль-Хабаши, а первым муадзином Мекки был Хабиб б. Абдуррахман (да будет доволен ими Аллах). Первый Азан перед Пятничной молитвой был введен во время правления Халифа Усмана (да будет доволен им Аллах). Поначалу этот Азан как и другие читался внутри мечети. Во время халифа Абд-ул-Малика правитель Медины Аббан б. Усман велел читать этот Азан с минарета. Малик Насыр б. Мансур в 700 г. велел по пятницам перед Азанами читать салаваты (ас-саляту ва-с-саляму). В 58 г. по приказу халифа хазрата Муавийа (да будет доволен им Аллах) правитель Египта, сподвижник Маслама б. Махлед (да будет доволен ими Аллах), велел построить первый Минарет и велел читать муадзину Шархабилю салаваты перед утренним Азаном».

В книге «Мэвахиб-и лядунНиййат» , а также в хадисе от Абдуллаха б. Умара из «Сахиха» Бухари, сообщается: «В первый год Хиджры Пророк (мир ему и благословение Аллаха) советовался по поводу призыва к молитве со своими сподвижниками. Поступили разные предложения: кто советовал извещать о молитве ударами в колокол как назаретяне; кто предлагал дуть в трубу как иудеи; кто - разводить на высоком месте огонь как огнепоклонники. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не принял ни одно из этих предложений. Тут хазрат Умар заметил: «А почему бы нам не назначить ответственного человека, который бы призывал на совместную молитву?» На это Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вставай-ка Билял, призови людей на молитву ».

В книге «аль-Бэдаиу’с-Санаи фи тартибу-ш-Шараи» имам аль-Касани пишет, что после того, как Абдуллах б. Зейд сообщил о том, что видел и слышал во сне, как некто призывал на молитву чтением Азана, в те же дни о таком же сне сообщил и хазрат Умар (да будет доволен ими Аллах). Ибн-и Абидин в своем сборнике «Рэдд-уль-Мухтар але-д-Дурр-уль-Мухтар» по этому поводу добавляет: «Автор «Фетх-уль-Кадыр»а (Ибн-и Хумам) передает сообщения Абдуллаха б. Зейда из книги «Сирадж …» со всеми подтверждениями, где так же говорит о подобном сне и хазрата Умара» . Далее, имам дает разъяснение:

«Пророку (мир ему и благословение Аллаха) эта форма возвещения очень понравилась, и он велел отныне призывать к молитве подобным Азаном»

При исполнении молитвы дома или в поле, также весьма желательно читать Азан и Икамат . До наступления времени молитвы ни Азан, ни Икамат не читаются. Чтение Азана и Икамат при восстановлении пропущенных молитв является Обязанностью по Сунне. Нежелательно произнесение Азана нечестивым мусульманином (фасыком). Разрешается прочтение Азана подростком, достаточно образованным для своего возраста.

Женщины не читают ни Азан, ни Икамат. Если кто-либо при призыве на молитву, читает Коран, то обязан прекратить чтение и повторять слова Азана. Слушать призыв к молитве надо с почтением и повторять тихо, не мешая другим.

Не повторяются лишь выражения «Хаййя аляс-салях… Хаййя аляль-фалях…». В этом месте Азана тихо произносит: «Ляа хауля ва ляа куввата илляа бильЛяхи Алиййи-ль-Азыйм».

По окончании произносится салават

«Аллахумма салли аляа сайидина Мухаммадин ва аляа али саййидина Мухаммад».

и читается следующая мольба к Аллаху Тааля:

«Аллахумма рабби хазихи’д-да’вати’т таматти вассалятиль-кааимати ати Мухаммадини’л-василяти валь фазиляти ваб’асху макааман махмуданиллязи ваадатху, иннака ля тухлифу’ль-миада».

Мусульманина, произносящего Азан, называют "Муадзин "

Качества, которыми должен обладать муадзин :

1) Быть разумным, дееспособным. Слабоумный взрослый или неразумный ребенок не могут быть муадзинами.

2) Быть совершеннолетним. Несмотря на дозволенность произнесения Азана благоразумным подростком, все-таки благостнее, когда муадзином является совершеннолетний.

3) Иметь правильное представление о Кыбле и правильно различать время молитвы.

4) Иметь представление о том, что исполняемый им призыв к молитве является Сунной.

5) Быть человеком серьезным, нравственно чистым.

6) Быть в состоянии омовения.

7) Если есть возможность, исполнять свои обязанности бесплатно, ради Всевышнего Аллаха.

8) В мечетях и других местах перед совместной молитвой читать Азан стоя, высоким голосом и, по возможности, на более или менее возвышенном месте.

ИКАМАТ - Извещение о Начале Совместной Молитвы .

Произносится так же, как и Азан, но перед обязательными (Фард ) молитвами и, после слов «Хаййя аляль-фалях», дважды произносятся слова:

«Кад кемати-с-салях - Кад кемати-с-салях»! - «Молитва начинается - Молитва начинается»!

«Кад камати-с-салях - Кад камати-с-салях»! - «Молитва начинается - Молитва начинается»!

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар!

Аллах Превелик, - Аллах Превелик!

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар!

Аллах Превелик, - Аллах Превелик!

Ашхаду аль ля иляха илля-л-Лаах!

Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!

Ашхаду аль ля иляха илля-л-Лаах!

Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!

Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-л-Лаах!

Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!

Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-л-Лаах!

Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!

Хаййя аляс-салях, Хаййя аляс-салях

Спешите к Молитве, - Спешите к Молитве!

Хаййя аляль-фалях, Хаййя аляль-фалях

Спешите к Спасению, - Спешите к Спасению!

Кад камати-с-саляту , Кад камати-с-салях !

Молитва начинается , - Молитва начинается !

Аллаху акбар-ул-Лаху акбар.

Аллах Превелик - Аллах Превелик!

Ля иляха илля-л-Лааах!

Нет божества кроме Аллаха!

НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АЗАНА И ИКАМАТ

1) При совместном исполнении молитвы Икамат читается вслух

2) В мечетях, где молитвы совершаются совместно, нежелательно (Макрух ) читать молитвы без Азана и Икамат.

3) Если из близлежащей мечети был услышан Азан, то нет необходимости его повторять перед молитвой этого времени. Однако Икамат надо произносить в любом случае.

4) Чтение Азана и Икамат перед восстановлением любой пропущенной Обязательной (Фард ) Молитвы является сунной . Если же восстанавливается друг за другом несколько молитв, то достаточно прочтение Азана перед первой молитвой. Икамат же необходимо читать перед каждой молитвой.

5) Нельзя приветствовать муадзина при чтении им Азана и Икамат. Также весьма нежелательно (Макрух) муадзину отвечать на такие приветствия.

6) Азан и Икамат читается лишь на арабском языке. Они не будут действительными, если будут произнесены на другом языке.

7) При прочтении Азана и Икамат муадзину не дозволяется ходить, произносить другие слова, заниматься посторонними делами. Единственным дозволенным хождением является проход муадзина на свое место для молитвы при произнесении им слов: «Кад кематис-салях, - Кад кематис-салях!».

9) Является сунной обращаться в сторону Кыблы при чтении Азана и Икамат. Лишь при словах «Хаййа аля-с-салях», поворачивают голову вправо, и при словах «Хаййа але-ль-фалях», поворачивают голову влево.

Желательно (Мустахаб), чтобы Икамат произносил тот же человек, который читал Азан. Читать Икамат другому человеку без разрешения имама весьма нежелательно (Макрух), так как Биляль аль-Хабаши просил разрешения у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) произнести Икамат. В хадисе, приведенном Ибни Адиййем от Зийада б. Хариса ас-Судаи говорится: «Я попросил разрешения у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) произнести Икамат. Мне в ответ было сказано: «Муадзин имеет больше прав на Азан, а имам имеет больше прав на (указание о чтении) Икамат».

10) Желательно (Мустахаб) обращаться с мольбой к Аллаху субхана-Ху ва тааля между Азаном и Икамат. Так как по сообщениям от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) известно, что мольба в это время не будет отвергнута.

11) Весьма желательно (Сунна) внимательно вслушиваться в Азан. И желательно (Мустахаб) повторять слова Азана.

12) По мазхабу Ханафи и Ханбали, при произнесении Икамат, вошедший в мечеть должен сесть и ожидать до тех пор, пока имам дойдет до михраба. Во время прочтения Икамат, джамаат не встает на молитву до тех пор, пока не встанет имам, так как в сборниках Бухари и Муслима приводится хадис: «Хазрат Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Когда произнесут Икамат, не вставайте на молитву до тех пор, пока меня не увидете» .

13) Как и при чтении Азана, Икамат произносится в состоянии омовения и в направлении Кыблы. При этом является сунной не разговаривать и не ходить.

14) Между произнесением Икамат и исполнением молитвы не должно быть продолжительной паузы (например, прием пищи). Если пауза будет продолжительной, то Икамат надо будет повторить. Поэтому, после произнесения Икамат и до произнесения Вступительного Такбира, имаму дозволена пауза лишь для выравнивания рядов.

1. После рождения ребенка в левое его ухо читают Азан, а в правое - Икамат. Так как дочь Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Фатима, после рождения своего сына Хасана (да будет доволен ими Аллах), читала ему в ухо Азан

4. Чтобы предохраниться от зла джиннов и шайтанов, иногда предстающих перед людьми в образе человека, также рекомендуется читать Азан. Так как шайтан, услышавший Азан, старается бежать прочь от этого места.

О Смысле и Сути некоторых поклонений, связанных с молитвой

АЗАН - это громкий голос Ислама, возвещающий о том, что мусульманин - свободный человек. Азан, - это продолжение призыва Пророка (мир ему и благословение Аллаха) представителями его общины, которое будет продолжаться до Конца Света.

Азан, - возвещает о том, к чему стремится, чем обеспокоен и на что надеется человек.

Азан, - ежеминутное напоминание всему миру о Единстве и Величии Всевышнего Аллаха.

Азан, - это приглашение к поклонению Всевышнему Аллаху и свидетельство, что нет другого божества, достойного поклонения; что никакое другое поклонение не способно избавить от невзгод в этом мире, и избежать огня Ада после Судного Дня.

В книге «Гъайату-т-тахкык» раздела «Хад-уд-даллин» сообщается, что в третьем томе книги «Хильйе-ту-ль-Аулийа» передается хадис от Абдуллаха Ибни Аббаса, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Иблис (Сатана) был спущен на Землю, он спросил у Всевышнего Аллаха:

"Опустив на Землю Адама, Ты указал его потомкам Путь к спасению через Книги и Пророков. Как это будет осуществляться"? Всевышний Аллах ответил: "Через ангелов, известных пророков и четырех известных книг". Иблис: "А какие же книги, и каких пророков Ты дашь мне, чтобы я их мог обольщать и сбивать с толку"? Всевышний Аллах: "Твоей книгой будут стихи и музыка, развращающие душу человека. Твоими пророками будут прорицатели, гадальщики, колдуны и маги. Пищей твоей - пьянящие напитки, а также все, что будет выпито и съедено без упоминания Моего имени. Наставлениями твоими будет обман, домом - спортивные площадки и бани; капканами твоими - полуодетые девушки;

молельнями твоими - места, где собираются нечестивцы (фасык). А Муадзинами твоими будут мизмары (музыкальные инструменты и приспособления)».

[От Абдуллаха Ибни Аббаса].

Бухари и Муслим приводят в своих сборниках хадис: «Когда услышите голос муадзина, то повторяйте то, что он говорит, а затем произнесите мне салават». (DMIF, I-437)

Вопрос : Можно ли за чтение ежедневного Азана и подобных действий получать зарплату?

По мазхабам Ханафи и Шафии дозволяется получать заработную плату за должность Муадзина, Имама определенной мечети, за должность Мударриса (руководитель Медресе) и за другие подобные должности.

Маликиты вносят уточнение: Да, за ежедневный Азан и Икамат получать зарплату дозволено. Однако за должность имама дозволено лишь с тем условием, когда он совмещает эту должность вместе с должностью Муадзина. Имам может получать зарплату лишь в случае, когда зарплата выделяется из государственного или благотворительного фонда. Но нежелательно, чтобы он получал деньги, собранные с прихожан.

Ханбалиты считают, что если есть человек, который согласен читать ежедневно Азан и Икамат безвозмездно, то нанимать Муадзина за деньги непозволительно. Если же нет добровольцев, то ответственные за дела мечетей исследуют положение, и только при наличии необходимости нанимают такого человека за плату. (DMIF, I - 436, 437).

В хадисе от Абдуллаха б. Зэйда, переданном ат-Тирмизи говорится: «Предложения Азана и Икамат Посланника (мир ему и благословение Аллаха) были парными».

Подтверждается это хадисом, переданным от Джабира: «Когда читаешь Азан, старайся делать это медленно, а при произнесении Икамат, делай это быстрее, и помни, что между Азаном и Икамат тебе надо будет выделить столько времени, сколько необходимо услышавшему Азан доесть свою пищу.»

Ибни Адийй - Абу Ахмад Абдуллах б. Адийй ад-Джурджани (Ибн-уль-Кассар; 279-365). Крупный ученый по хадисам (хафиз). Автор книги "Аль-Камиль" .

В хадисе, который приводят Бухари и Муслим, говорится: «Держите ряды ровнее. Так как способность держать ровными ряды, увеличивает возможные благости за молитву».

В мусульманской религии действуют свои каноны и нормы, которые выглядят иногда сложными для непосвященных. Например, азан в исламе является совершенно обычным делом, хотя в христианстве этого ритуала не существует. Поэтому люди, исповедующие иную религию, оказавшись в среде мусульман, часто не понимают суть этого ежедневного религиозного призыва к молитве.

К сожалению, даже некоторые мусульмане (особенно молодежь), которые не воспитывались с детства в атмосфере ислама и веропочитания Аллаха, иногда задаются вопросом, для чего необходим азан. Стоит подробнее разобраться в этом вопросе.

Для чего нужен призыв к молитве

О том, что представляет собой азан, знает каждый правоверный мусульманин. Это, по сути, призыв к намазу, который, как известно, осуществляется пять раз в день. Соответственно, и призыв в исламе провозглашается столько же раз – перед каждой молитвой. Однако многие мусульмане, даже слыша эти красивые слова, не вдумываются в них и поэтому не осознают его .

Уникальность его заключается в том, что молитва, к которой он призывает, является обязательной, однако сам призыв всего лишь желателен – при необходимости можно обойтись и без него. При этом считает призыв к молитве очень важной частью ритуала. Муэдзин должен осуществлять чтение азана в любом населенном пункте, где проживают мусульмане.

Это не только своеобразное оповещение о том, что наступает пора молитвы, но и стремление напомнить, для чего нужен сам намаз. В переводе с арабского слово «азан» означает «оповещение, оглашение». Мусульмане считают, что время для каждого намаза было установлено самим Аллахом. Однако правоверный может по различным причинам пропустить точно установленный срок, поэтому в обязанности муэдзина и входит сообщение о том, что наступила пора молитвы.

Если количество и время намазов было определено Всевышним, то азаны ввел в его ритуал пророк Мухаммед (с.а.в) в первой трети VII века (I век хиджры). Существует предание, рассказывающее о создании призыва к молитве. Согласно ему, первые мусульмане, проживающие в Медине, где в то время находился пророк, не знали наступления точного времени молитвы и говорили об этом посланнику Аллаха. Даже предлагались различные способы оповещения – кто-то предлагал использовать большие трубы или колокол, кто-то – вывешивать специальные знаки.

Наконец, один из последователей Пророка Абдуллах ибн Зейд увидел во сне человека, который нес в руке зурну. Абдуллах попросил продать инструмент, объяснив, что хочет оповещать людей о том, что наступает время молитвы. Однако человек сказал, что есть лучший способ сделать это, и сообщил полный текст азана. Проснувшись, он рассказал обо всем пророку Мухаммеду (с.а.в), и тот одобрил и текст оглашения, и сам способ его. С тех пор оповещения о времени молитвы в мире читаются именно так.

Некоторые исследователи полагают, что явившийся во сне к Абдуллаху человек был не кем иным, как ангелом Джибрилем.

Изначально он представлял собой единственную фразу, переводимую как «совместная молитва». Однако в Аравии еще до возникновения ислама существовали языческие ритуалы, чем-то схожие с этим красивым призывом. Поэтому постепенно сформировался современный текст призыва к намазу, который был обусловлен как устаревающими языческими правилами, так и новой исламской религии.

Для того чтобы читать азан, муэдзин должен повернуться в сторону Каабы и произносить слова размеренно и напевно. Сразу после того как оглашен призыв, следует дуа (то есть, особая короткая молитва), где благословляется сам Пророк, а также его семья и последователи. При этом предмолитвенный ритуал считается неполным без произнесения икамата, который читается после оповещения о времени молитвы, спустя несколько минут.

Количество и время оглашения

Перед тем как начать читать, он должен провести омовение, а во время оглашения убедиться, что его голос доходит во все стороны. Если же с одной из сторон минарета он почти не слышен, муэдзину вменяется в обязанность обходить вокруг здания, чтобы призыв был слышен всем. Наконец, вне зависимости от того во сколько провозглашается призыв, он должен быть полностью поглощен этим делом и ни в коем случае не отвлекаться – тем более, на приветствия.

Основное требование, предъявляемое к человеку, читающему азан, – это наличие красивого и сильного голоса. Призыв к молитве читается громко, размеренно. В отличие от него, икамат произносят быстро (хотя это не означает, что эти слова можно говорить невнятно и скомкано).

Канонический азан оглашают по-арабски, хотя муэдзин должен доносить смысл этого призыва до верующих, а значит, читать его на том языке, на котором говорят слушающие. Сам текст призыва является несложным, однако требует повторения отдельных фраз. Вот как выглядит он на арабском языке:

الله أكبر الله أكبر (четыре раза);

أشهد أن لا اله إلا الله (два раза);

أشهد أن محمدا رسول الله (два раза);

حي على الصلاة (два раза);

حي على الفلاح (два раза);

الله أكبر الله أكبر (два раза);

لا إله إلا الله (один раз).

Если прочитать перевод, то фразы выглядят очень простыми, однако в них заключен глубокий смысл. Повторения и упрощенные формулировки призваны, по всей видимости, воздействовать на подсознание мусульман, объясняя им, почему так важна молитва. Азан на русском языке звучит следующим образом:

Велик Аллах (4 раза)

Свидетельствую, что иного божества, кроме Аллаха, нет (2 раза)

Свидетельствую также, что посланник Аллаха – Мухаммед (2 раза)

Поспешите к молитве (2 раза)

Поспешите к спасению вашему (2 раза)

Велик Аллах (2 раза)

Нет иного бога, кроме Аллаха (1 раз).

Нужно отметить, что утренний азан имеет небольшое отличие от всех остальных призывов, которые произносятся в течение суток. В его текст вставлена еще одна фраза, которая произносится после слов «Поспешите к спасению вашему» и тоже повторяется дважды. Звучит она так: «Молитва лучше, чем сон». Все остальные фразы имеют одно и то же звучание. Формула призыва не отличается сложностью, поэтому запомнить ее довольно легко.

Правила поведения верующих

Не стоит полагать, что мусульмане, вышедшие слушать призыв, должны просто воспринять его, как напоминание о начале молитвы. Ведь азан – это составляющая молитвенного ритуала, а значит, со стороны слушателей требуется определенный ответ и действие.

Правила диктуют, что на эти слова необходимо реагировать незамедлительно, отложив все дела, которыми человек в это время занят. Даже если в ту минуту вы читаете Коран, при звуках призыва требуется прервать свое занятие. И дело не только в том, что с этого мгновения вы начинаете внутренне готовиться к молитве, а в том, что нужно повторять вслед за муэдзином – а это требует определенной сосредоточенности.

Произнося слова, человек чувствует, как азан успокаивает душу. Все эти фразы нужно повторять в точности так, как говорит их призывающий. Но есть два исключения. При словах "Нет иного бога, кроме Аллаха" нужно отвечать «Лишь Аллах силен и всемогущ». А когда наступает утреннее время призыва и муэдзин напоминает: «Молитва лучше, чем сон», верующие должны отвечать: «Воистину эти слова справедливы».

Таким образом, оповещение о намазе читается обеими сторонами – и той, которая оглашает призыв к молитве, и той, которая слушает оглашение. Все это позволяет человеку настроиться на молитвенный лад и совершить намаз после азана с воодушевлением и истинным смирением. Более того, если вы находитесь далеко (например, в путешествии) и знаете, что наступает время молитвы, то призыв требуется прочитать самостоятельно и лишь после этого приступать к мольбе.

В исламе существует ряд правил, которые необходимо строго выполнять. Это касается всех сторон жизни правоверного мусульманина, и азан здесь не исключение. Поскольку совершение намаза является составляющей , то молитва и призыв тесно связаны, а значит, требуют соблюдения установленных требований.

  1. Азан не может читать женщина, это позволяется исключительно мужчине. При этом оглашающий должен быть исключительно мусульманином. Если же мужчины нет и на молитву собрались только женщины, то вместо азана они могут прочитать икамат.
  2. Нельзя произносить сидя, а те, кто слушает, не должны во время оглашения этих слов разговаривать и уж, тем более, смеяться. Икамат читает, как правило, тот же человек, который призывал к молитве, хотя обязательным предписанием это не является. Зато если во время чтения призыва вы находитесь в , призыв к намазу можно не повторять за муэдзином. Однако чтение икамата обязательно в любом случае.
  3. Во время оглашения призыва муэдзин должен прикрывать уши указательными пальцами (по другой версии – держаться указательным и большим пальцами за мочки ушей). Это требуется для того, чтобы повысить голос. При фразе «Поспешите к молитве» он обязан повернуть голову направо, а говоря «Поспешите к спасению вашему» – повернуться налево.

Правила ничего не говорят о том, насколько чистым должен быть человек, слушающий призыв. Но вместе с тем, самому оглашающему азан очищение необходимо пройти заранее. Ведь эти слова призывают к духовной чистоте, поэтому он обязан оповещать исключительно после омовения.

Сегодня призывы, даже будучи глубоко вплетенными в исламские ритуалы намаза, могут считаться отдельным культурным направлением. Если вы хотите понять, в чем прелесть этих песнопений, можете включить видео азана. Стоит не только послушать голос муэдзина, но и посмотреть на выражение его лица во время произнесения призыва к молитве, чтобы понять каким смыслом наполнен любой призыв и насколько он может воздействовать на душу любого человека.

Словарное значение слова азан "оповещать, объявлять, призывать", а как выражение азан - это объявление правоверным наступление времени обязательного для всех мусульман намаза. Однокоренное с ним слово муэдзин означает - "читающий азан ", ми"зана "место для чтения азана" (минара).

В Священном Коране слово азан в одном месте выражено в смысле "возглашение, извещение" (ат-Тауба, 9/3), а как выражение в виде "зов, призыв" проходит в двух айатах (аль-Маида, 5/58; аль-Джума, 62/9). Слово азан в различном виде проходит в семи айатах Корана (аль-Бакара, 2/279; аль-Араф, 7/167; аль-Хадж, 22/27), а слово муэдзин в значении " глашатай, призывающий" проходит в двух айатах (аль-Араф, 7/44; аль-Йусуф, 12/70). В хадисах слово азан часто проходит как выражение различного вида (существительное, глагол).

Несмотря на то, что намаз стал фардом для мусульман, способ извещения времени намаза не был известен вплоть до хиджры Пророка Мухаммада в Медину. В мединский период мусульмане время от времени собирались вместе и следили за временами наступления намаза. Некоторое время по улицам ходили глашатаи с призывом " ас-салах ас-салах" (на намаз, на намаз), но и этого был не выход из положения. Очевидной была необходимость в каком-либо средстве извещения о времени наступления намаза. Поступали разные предложения - стучать о било или брус (в древности хрстиане вместо колокольного звона использовали доску, в которую стучали колотушкой, палкой), трубить в трубу, разжигать огонь, поднимать знамя. Но Пророк Мухаммад не был согласен ни с одним из предложений, т.к. било символизировало христиан, трубный звон евреев, огонь язычников. В это время одному из асхабов по имени Абдуллах б. Зайд б. Са"леба приснился азан. На следующее утро Абдуллах пришел к Пророку и рассказал о своем сне. Вслед за этим, Пророк Мухаммад велел досточмимому Билялу читать предложения азана в азане по два раза, а в икамате по одному разу. Между тем, досточтимый Умар тоже пришел к Пророку Мухаммаду и рассказал что ему тоже приснился тот же сон, но Абдуллах б. Зайд опередил его и первый рассказал о своем сне (Бухари, Азан).

Биляль взобрался на высокую крышу дома одной из женщин из племени Сыны Наджджара и впервые прочитал утренний азан (Абу Давуд). Таким образом, азан был общепризнан на 1-ом году хиджры (622 год), а по одному из преданий на 2-ом году хиджры (623 год). Впоследствии в задней части аль-Масджид ан-Набави было построено специальное место для чтения азана.

Азан, наряду с тем, что не был принят путем сунны, в Коране подтвержден словами: " Когда вы призываете на намаз, они насмехаются над ним и считают его развлечением. Это - потому, что они являются неразумными людьми" (аль-Маида, 5/58); " О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к пониманию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы ва только знали" (аль-Джума, 62/9).

Азана состоит из следующих слов:

"Aллаху Aкбар"
(Aллах Велик) - 4 раза
"Aш-хаду алла илаха иллалах"
(Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха) - 2 раза
"Aш-хаду анна Мухаммад Расул Аллах"
(Свидетельствую, что Мухаммад Посланник Аллаха) - 2 раза
"Хайа ‘aлa-с-Салах"
(Спешите на молитву, спешите на молитву) - 2 раза
"Хайа ‘aлa-л-фалах"
(Спешите к спасениею, спешите к спасению) - 2 раза
"Aллаху Акбар"
(Аллах Велик) - 2 раза
"Ла илаха илла-лах"
(Нет бога кроме Аллаха)

Во время утреннего азана после двух раз " "Хайа ‘aлa-л-фалах" два раза повторяют слова " (намаз благостнее сна) и называется это " тасвиб" .

По смыслу и содержанию азан является призывом и к намазу и к исламу. Вернее, с одной стороны посредством азана мусульман призывают к молитве и с другой стороны еще раз подтверждает незыблемую истину трех принципов Ислама - единство Аллаха, Мухаммад - посланник Его, настоящее спасение в счастливом ахирате. Если принимать во внимание, что времена намаза устанавливаются в результате положения земного шара по отношению к солнцу и повороту вокруг своей оси, то станет понятным беспрерывное чтение азана во всех уголках земного шара, вознесение этого божественного послания в любое время суток. Во многих хадисах, переданных от имени Пророка Мухаммада, подчеркивается важное значение смысла и чтение азана (Бухари).

Азан читается для фард намазов. Если слышен намаз, читающийся в мечети, то для намазов, который совершается дома, отдельного азана не требуется. Те кто находится в далеком от чтения азана месте или вдалеке от населенных пунктов могут читать азан. Азан не читается для джума намаз (пятничный намаз), витр намаз, праздничный намаз (аль-фитр, аль-адха), таравих, намаз молитвы для дождя и всех других намазов, не являющихся фардом. Во времена Пророка Мухаммада не читали азана для намазов, которые не являются фардом, намаза в случае солнечного затмения и подобных. Мусульман призывали словами " ас-салату аль-джамиа" (идемте на намаз с обществом) (Бухари). Чтение тихим голосом новорожденным в правое ушко азан, а в левое икамат является мандуб (если осуществить считается саваб, если не осуществить то не считается грехом) (Абу Давуд).

Муэдзин должен иметь сильный и звонкий голос, читать азан медленно с высокого места, чтоб люди имели возможность повтора за ним, для того чтоб голос выходил более звонко приставить кончик указательного пальца к уху или приложить ладони к ушам, стоять лицом к кибле, при "Хайа ‘aлa-с-Салах" повернуть лицо вправо, при "Хайа ‘aлa-л-фалах" влево, соблюдать принципы и нормы ислама и совершить перед чтением азана омовение - все это является мустахаб (мустахаб - это действия, часто выполняемые Пророком. Выполняющие мустахаб будут вознаграждены (саваб). Не выполняющие не будут считаться греховными и в День суда не привлекутся к ответу).

Услышав азан каждый правоверный должен повторять за муэдзином слова азана. Только при словах "Хайа ‘aлa-с-Салах" и "Хайа ‘aлa-л-фалах" вместо этих слов произносить " Ла хавла ва ла куввата илла биллах " (все изменения, вся сила и действия возможны только с воли Аллаха). Услышав добавленное к утреннем азану предложение "" ас-Салату хайрум мин ан-навм" нужно говорить " Садакта ва берирта" (правильно и истину сказал).

После азана читается ниже следующая дуа, которую читал и сам Пророк Мухаммад и которая будет способствовать покровительству Пророка Ислама:

"Aллахумма рабба хазихи"д да"вати"т тамме ва"с салати"л каима ати Мухаммадан

ал-василата ве"л фазилата ва"б"асху макаман махмудени"ллези ваадтах"

" О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи (одари) Мухаммада к аль-Василе и к высокому положению и направь (подними) к месту достохвальному, которое Ты обещал ему, поистине, Ты не нарушаешь обещания!". (Бухари, "Азан", 81)