Что такое доступ к информации. Виды информации ограниченного доступа. Субъект информационных отношений

На поиск, получение и передачу информации (право на доступ к информации или право знать) является важнейшим, по сути дела, определяющим институтом информационного права. Юридический фундамент этого института составляют информационно-правовые нормы Конституции РФ:

  • п. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
  • Статья 29 п. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
  • п. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Право на доступ к информации означает:

  1. право каждого обращаться в органы государственной власти, общественные объединения, органы и организации, другие структуры за получением необходимой информации;
  2. право обращаться в учреждения культуры, иные структуры, к хранителям культурных ценностей с целью получения у них запрашиваемой информации;
  3. право свободно получать сообщения, подготавливаемые и распространяемые средствами массовой информации, право получать информацию, содержащуюся в научных и литературных произведениях, а также другую информацию, распространяемую в том числе и в коммерческих целях.

Ст. 8 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" устанавливает, что (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Не может быть ограничен доступ к:

  • , затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения .

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Предоставляется бесплатно информация :

  1. о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;
  2. затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;
  3. иная установленная законом информация.

Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Жизнь человека невозможно представить без информации. Доступность - это ее свойство, которое ближе других связано с ее безопасностью. Давайте же рассмотрим особенности данного явления и узнаем, почему оно так важно.

Прежде всего, стоит более подробно узнать, что такое "информация".

Это не просто знания в чистом виде, а любые данные (об объектах, явлениях окружающей действительности и их свойствах, состоянии и т. п.), которые могут быть распознаны и восприняты (поняты) информационными системами (машинами, программами, животными, людьми и даже отдельными клетками) в процессе их жизнедеятельности и работы.

Свойства

Любые данные имеют ряд свойств. Основные из них следующие:

  • Доступность информации.
  • Полнота - влияет на качество информации и определяет, достаточно ли ее для принятия решения или формирования новых знаний на ее основе.
  • Достоверность - соответствие данных реальному положению дел.
  • Адекватность - это степень этого соответствия относительно действительности.
  • Актуальность - важность информации в данный период времени. Например, при покупке билетов на поезд через интернет система может выдать данные о рейсах на разные дни. Однако для пользователя важными будут именно знания, касающиеся дня его планируемой поездки, все остальная информация будет неактуальной.
  • Субъективность и объективность. Субъективность - это знания, сформированные на основе восприятия их информационной системой. Однако данные этого человека или машины, могут быть недостоверными.
  • Объективность - это достоверные знания, сформированные без влияния на них чьего-то субъективного мнения.

Что означает доступность информации?

Данное свойство - это мера возможности получения необходимых данных. Иными словами, доступность информации - это гарантия того, что пользователь сможет получить ее за приемлемые для него сроки.

На эту степень влияет не только доступность знания широкому кругу людей, но и адекватность методов, интерпретации его.

Особая важность этого свойства для различных систем управления. К примеру, для бесперебойного движения поездов или рейсовых автобусов очень важен постоянный доступ к данным о погоде, состоянии дорог.

Доступность информации - это важно и для обычных граждан. Ведь имея возможность получить достоверные данные о погоде, расписании транспортных средств, курсе валют, и т. п., человек намного проще и эффективнее способен распоряжаться своим временем.

Для каких сфер актуально это понятие

Изучаемый термин в той или иной степени связан со следующим областями:

  • Информационная и компьютерная безопасность.
  • Защита данных.
  • Защита компьютерных и информационных систем.
  • ИТ (информационные технологии).
  • Системы данных, функционирующие в определенных корпорациях.

Что является объектом доступности

Когда речь идет о доступности в сфере информационной безопасности, то ее объектами могут быть не только сами знания или документы, но и целые ресурсы, а также автоматизированные системы разной направленности.

Субъект информационных отношений

Узнав, что это - доступность информации, и что является ее объектом, стоит обратить внимание на тех, кто может использовать это ее свойство. Таких пользователей именуют "субъектами информационных отношений".

Поскольку в той или иной степени любое знание является продуктом чьей-то интеллектуальной собственности, а значит и объектом авторского права. Значит, у любой информации есть владелец, который и контролирует доступность ее и является субъектом. Это может быть человек, группа лиц, организация и т. п.

Также в этой роли может выступать администратор системы данных, который контролирует все их свойства, а также регулирует или ограничивает их права доступа. Это делается для того, чтобы предотвратить любые угрозы доступности информации.

Права доступа

Так именуются возможности субъекта информационных отношения осуществлять определенные операции с получаемыми данными.

К ним относятся:

  • Право на ознакомление с доступным знанием.
  • Право на внесение изменений в информацию. Данная возможность, как правило, доступна только владельцам и администраторам систем, в редких случаях ограниченному кругу пользователей.
  • Право на копирование и хранение доступно еще меньшему количеству лиц, особенно, если данные являются объектом чьего-то авторского права или конфиденциальны.
  • Право на уничтожение данных принадлежит их официальному владельцу или уполномоченному администратору.

Угрозы доступности данных

Хотя большинство вышеупомянутых прав не доступны широкому числу пользователей информационных систем, это ограничение имеет вполне конкретную цель. Почему так? Давайте разберемся.

Представим систему данных в виде обычной классной доски. Роль владельца или администратора выполняет учитель, а весь класс - это пользователи с ограниченными правами доступа.

Пока преподаватель в классе, пользование "системой" доступно всем. При этом педагог контролирует, чтобы его подопечные пользовались ею с пользой: получали знания или демонстрировали уровень усвоенного материала.

Однако, когда настает перемена и учитель покидает класс, доска остается без присмотра и ученики получают все права доступа к ней. Как вы полагаете: что они станут делать? В любом школьном коллективе всегда найдется парочка умников, которые будут рисовать, писать что-то (причем не всегда лицеприятное). А увлекшись, они могут случайно стереть записи, подготовленные педагогом для следующего урока. Кроме того, дети могут попросту истратить весь мел или забыть помыть доску.

Как результат, с началом нового занятия "система" будет не готова к работе. Учителю придется выделить часть урока, чтобы привести доску в порядок или возобновить стертый текст.

Знакомая картина? В данном случае показано, почему так важно контроль за правами доступа к информации. Ведь не все пользователи, желающие проводить с ней операции, способны ответственно ею распорядиться. Кроме того, у некоторых из них может просто не быть достаточной квалификации для этого и их некомпетентность способна привести к сбою работы всей системы.

По данным статистики, наиболее частыми причинами угрозы доступности информации являются именно непреднамеренные ошибки обычных пользователей различных ресурсов или сетей, а также обслуживающего персонала. Причем часто подобные оплошности способствуют созданию уязвимых мест, которыми впоследствии могут воспользоваться злоумышленники.

К примеру, в 2016-2017 г. много вреда компьютерным системам всего мира принес вирус Petya. Эта вредоносная программа шифровала данные на компьютерах, то есть фактически лишила всю информацию доступности. Интересно, что в большинстве случаев вирус проникал в системы из-за того, что отдельные пользователи открывали письма с незнакомых адресов, не проведя тщательную предварительную проверку, согласно всем протоколам безопасности.

Каждая из угроз доступности может быть нацеленной на один из компонентов самой системы. Таким образом, их выделяют три:

  • Отказ оператора.
  • Внутренний отказ самой системы данных.
  • Отказ поддерживающей инфраструктуры.

Касательно пользователей с ограниченными правами выделяются 3 типа угроз доступности информации.

  • Нежелание работать с системой данных, как следствие необходимости освоения новых возможностей и расхождения между запросами потребителя и доступными свойствами и техническими характеристиками.
  • Неспособность работы системы по причине отсутствия соответствующей подготовки оператора. Как правило, это последствие недостатка общей компьютерной грамотности, неумения интерпретировать диагностические сообщения и т. п.
  • Невозможность работать с системой из-за отсутствия соответствующей технической поддержки (неполная документация, недостаток справочной информации). Обычно это угроза доступности является следствием ошибок не рядовых операторов, а администратора.

Три кита безопасности данных: целостность, конфиденциальность и доступность информации

Когда речь идет о безопасности, помимо доступности внимание концентрируется еще на таких свойствах, как конфиденциальность и целостность данных.

Конфиденциальность означает сохранения определенных знаний в секрете и предотвращение их несанкционированного разглашения.

На первый взгляд кажется, что это свойство является в противоположным открытости и доступности информации. Однако на самом деле конфиденциальность ограничивает не саму возможности получения необходимых данных, а лишь число лиц, которые обладают всеми правами доступа к ним.

Особенно это свойство важно для режимных объектов, а также финансовой и другой документации, разглашения содержания которой может быть использовано для нарушения закона или вредит целостности всего государства.

Рассматривая конфиденциальность, стоит не забывать, что на любом предприятии существуют два типа данных:

  • доступные лишь для его работников (конфиденциальные);
  • общедоступные.

Последние, как правило, размещаются на сайтах, в справочниках, в отчетной документации. Подобная открытость и доступность информации об организации служит не только в роли рекламы ее услуг для потенциальных клиентов, но и позволяет контролирующим органам следить за соблюдением законности в работе определенного предприятия.

Кстати, полнота и достоверность таких данных проверяется специальными выездными комиссиями.

Целостность данных - это их актуальность и непротиворечивость, а также защищенность от разрушения/несанкционированного изменения. Фактически это свойство означает, насколько они сохраняют свою актуальность, адекватность, полноту и достоверность.

Целостность и доступность информации особенно важны, когда речь идет о технической документации.

К примеру, если в данных о составе и противопоказаниях к определенному препарату произойдут несанкционированные изменения (будет нарушена целостность информации), пациенты, принимающие данное лекарство, могут попросту умереть.

Кстати подобный эффект возможен и в случае, если стало известно о новых побочных действиях снадобья, однако доступ к данной информации не был открыт всем потенциальным потребителям. Именно поэтому данные 2 свойства очень тесно взаимосвязаны между собою.

Методы, гарантирующие доступность

Обеспечение доступности информации возможно благодаря целой группе методов и способов. Чаще всего в автоматизированных системах применяются 3 из них.

  • Создания систем бесперебойного питания, благодаря чему пользователь всегда имеет возможность корректно закончить работу и не потерять данные.
  • Резервирование и дублирование мощностей.
  • Планы непрерывности бизнес-процессов.

Конституционные права на поиск, получение и использование информации реализуются, в основном, при обороте документированной и массовой информации. Это связано с тем, что большая часть информации принадлежит к этим двум классам информации. Причем массовая информация тоже имеет в основном документированный характер. Если информация не закреплена в каком-то документе, то невозможно и потребовать, чтобы она была предоставлена.

Оборот информации регламентируется Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Указанным законом установлены следующие принципы правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации:

  • - свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
  • - установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
  • - открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
  • - равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
  • - обеспечение безопасности РФ при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
  • - достоверность информации и своевременность ее предоставления;
  • - неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;
  • - недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.

Данные принципы полностью основаны на конституционных нормах и нашли свое развитие в дальнейших нормах ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

Так, установлено, что информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ. Ст. 10 // СЗ РФ. 31.07.2006. №31 (1 ч.). Ст. 3448..

Как было рассмотрено ранее, информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Кроме классификации по степени доступа информация подразделяется в зависимости от порядка ее предоставления или распространения на:

информацию, свободно распространяемую;

информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информацииОб информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ. Ст. 10 // СЗ РФ. 31.07.2006. №31 (1 ч.). Ст. 3448..

Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование. От имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования правомочия обладателя информации осуществляются соответственно государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.

Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:

разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;

использовать информацию, в том числе распространять ее, по своему усмотрению;

передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;

осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.

Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:

соблюдать права и законные интересы иных лиц;

принимать меры по защите информации;

ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами.

Гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.

Не может быть ограничен доступ к:

нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

информации о состоянии окружающей среды;

информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения физических лиц и организаций такой информацией;

иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Так, федеральные органы исполнительной власти обязаны:

обеспечить доступ граждан и организаций к информации о деятельности федеральных органов исполнительной власти, за исключением сведений, отнесенных к информации ограниченного доступа, путем создания информационных ресурсов в соответствии с установленным перечнем;

своевременно и регулярно размещать указанные информационные ресурсы в информационных системах общего пользования, в том числе в сети Интернет;

систематически информировать граждан и организации о деятельности федеральных органов исполнительной власти иными способами, предусмотренными законодательством РФ.

Лицо, желающее получить доступ к информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Право на поиск и потребление информации не распространяется на деятельность негосударственных владельцев информационных ресурсов. Деятельность последних регулируется в рамках гражданского оборота информации, однако при свободном распространении негосударственной документированной информации порядок ее оборота не отличается от оборота документированной информации, полученной из государственных информационных ресурсов.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Предоставляется бесплатно информация:

о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;

затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;

иная установленная законом информация.

Взимание платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о государственной тайне.

Федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.

Информация, полученная гражданами при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации. Информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда. Срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина, предоставившего такую информацию о себе.

Запрещается требовать от гражданина предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли физического лица, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок доступа к персональным данным граждан устанавливается федеральным законом о персональных данных О персональных данных: Федеральный закон РФ от 27.07.2006 №152-ФЗ // СЗ РФ. 31.07.2006. №31. Ст. 3451..

Распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ 13 .

Информация, распространяемая без использования средств массовой информации, должна включать в себя достоверные сведения о ее обладателе или об ином лице, распространяющем информацию, в форме и в объеме, которые достаточны для идентификации такого лица.

При использовании для распространения информации средств, позволяющих определять получателей информации, в том числе почтовых отправлений и электронных сообщений, лицо, распространяющее информацию, обязано обеспечить получателю информации возможность отказа от такой информации.

Предоставление информации осуществляется в порядке, который устанавливается соглашением лиц, участвующих в обмене информацией.

Случаи и условия обязательного распространения информации или предоставления информации, в том числе предоставление обязательных экземпляров документов, устанавливаются федеральными законами.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Ряд положений, касающихся реализации права каждого гражданина свободно осуществлять поиск и получение информации и для обеспечения информационной открытости деятельности органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления установлен Законом "О праве на доступ к информации". Указанный закон, в частности, установил следующие положения.

Доступ к информации обеспечивается:

обязательным доведением информации до всеобщего сведения;

сообщением информации для всеобщего сведения;

удовлетворением персональных и коллективных запросов на информацию.

Порядок обязательного доведения информации до всеобщего сведения определяется законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

Во всех случаях органы и организации, их должностные лица обязаны незамедлительно всеми имеющимися средствами довести до всеобщего сведения ставшую им известной информацию о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью людей.

Сообщение информации для всеобщего сведения осуществляется путем опубликования официальных документов в специальных изданиях, размещения их в базах и банках данных, доступных для неограниченного круга заинтересованных лиц.

Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Доступ к информации по запросу заинтересованного лица может осуществляться в форме:

ознакомления с официальными документами, содержащими запрашиваемую информацию;

получения копии соответствующего документа или выдержек из него;

получения письменной справки, содержащей запрашиваемую информацию;

получения устного изложения содержания запрашиваемой информации;

Запрос на информацию, а также предоставление информации по запросу могут осуществляться в устной или письменной форме, в том числе с использованием электронных технологий передачи данных. Для организации доступа к информации в структуре органов и организаций создаются специализированные службы, наделяемые в установленном порядке соответствующими функциями и полномочиями, либо выполнение названных функций возлагается на иные существующие в структуре органов и организаций службы и подразделения, а также на конкретных должностных лиц.

Правила выполнения запросов на получение информации устанавливаются руководителем соответствующего органа или организации.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании;

знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ;

обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

В том случае, если запрашиваемая информация содержится в общедоступном официальном печатном издании, исполнитель запроса может ограничиться указанием реквизитов этого издания и даты опубликования информации. Ответ на запрос должен содержать реквизиты органа или организации и исполнителя запроса.

Обращения граждан рассматриваются в федеральном органе исполнительной власти в течение 30 дней с даты поступления. При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления. В случае если поставленные в обращениях граждан вопросы не входят в компетенцию федерального органа исполнительной власти, руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти направляют такие обращения в 5-дневный срок по принадлежности и информируют об этом заявителей. Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.

Действие (бездействие) органов, организаций, их должностных лиц, нарушающее право на информацию, если ранее это действие (бездействие) было обжаловано в судебном или административном порядке, может быть обжаловано Уполномоченному по правам человека в субъекте РФ и (или) Уполномоченному по правам человека в РФ. Лица, которым неправомерно отказано в доступе к информации, а также лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ущерба.

Ответственность за нарушение права на доступ к информации. Должностные лица органов и организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации, непредоставлении информации в установленном порядке, предоставлении недостоверной информации, допустившие иные нарушения права на доступ к информации, привлекаются к уголовной, административной и гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с уголовным законодательством неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет.

Право на доступ к информации – это поиск и получение гражданами и организациями любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных ФЗ.

Закон о доступе к информации устанавливает, что «плата за предоставление информации о деятельности государственных органов и органов МСУ взимается в случае ее предоставления по запросу, если объем запрашиваемой и полученной информации превышает определенный Правительством РФ объем информации, предоставляемой на бесплатной основе. Порядок взимания платы устанавливается Правительством РФ».

Организация также имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся своих прав и обязанностей, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности. По Закону об информации доступ не может быть ограничен к:

Нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;

Информации о состоянии окружающей среды;

Информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);

Информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан и организаций такой информацией;

Иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами. Государственные органы и органы местного самоуправления в свою очередь обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ.

Охрана.

В российском законодательстве свобода информации, свобода слова, свобода выражения мнения закреплены в ст.29 Конституции РФ.

Закон РФ “О СМИ” регулирует профессиональную деятельность журналистов и деятельность редакций СМИ. В ст.38-40 регулирует право на запрос информации и право на ее получение.

Есть также Закон “Об информации, информатизации и защите информации”.

Есть еще нормативные акты, которые так или иначе регулируют сферу свободы доступа к информации. Из них в первую очередь стоит обратить внимание на Указ Президента “О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию”. Он является первым нормативным актом, который включил в правовое регулирование такое понятие, как прозрачность деятельности государственных органов.

Закон “О международном информационном обмене”, который устанавливает ответственность за нарушение указанных прав.

  1. Информация без права ограничения доступа.

Свобода информации - понятие, используемое для обозначения группы прав и свобод, включая свободу выражения убеждений (свобода слова), свободное функционирование СМИ (свобода печати), право общества на получение от государственных служб информации, имеющей общественное значение, свободу распространения информации любым законным способом.

Свобода искать, получать и распространять информацию является одним из важнейших политических и личных прав человека и включена в Всеобщую декларация прав человека (Ст.19). Свобода слова, расширением которой является свобода информации, - это фундаментальное право человека, признанное в международном праве.

Право общества на получение от государственных служб информации, право на доступ граждан к правительственным документам входит в конституции многих стран и в целом рассматривается как признак открытости управления. Реализация права общества на получение информации может быть затруднена без специальных механизмов, обеспечивающих это право; такие законы приняты в более чем 90 странах мира. Тем не менее, существуют различные понимания целей свободы информации, в зависимости от разных концепций либеральной демократии. Одним из базовых принципов в обеспечении права общества на получение информации является установление бремени доказательства на стороне, обязанной предоставлять информацию. Т.е. запрашивающий информацию не должен предоставлять причин для запроса, но для непредставления информации должна быть представлена причина.

Свобода информации в России.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Доступность информации - состояние информации (ресурсов автоматизированной информационной системы), при котором субъекты, имеющие права доступа, могут реализовывать их беспрепятственно. К правам доступа относятся: право на чтение, изменение, копирование, уничтожение информации, а также права на изменение, использование, уничтожение ресурсов .

Область использования

Понятие «доступность объекта» (англ. availability ) используется в контексте терминологии информационной безопасности (объектом может быть информация, документы, ресурсы автоматизированной системы). В частности, свойство доступность информации (ресурсов автоматизированной системы) - является одним из трех основных критериев информационной безопасности объекта.

Обычно свойство доступности требуется наряду с конфиденциальностью (confidentiality ) и целостностью (integrity ). Иногда к списку необходимых свойств информационной безопасности объекта добавляют неотказуемость (non-repudiation ), подотчётность (accountability ), аутентичность или подлинность (authenticity ), достоверность (reliability ).

Определения понятия

Доступность (документа) - свойство документа, состоящее в том, что форма представления документа обеспечивает физическую возможность измерения заданных параметров этого представления документа (содержания, атрибутов, технологии) заданными средствами в заданных точках за конечное время.

Доступ (в автоматизированной информационной системе) (англ. access ) - получение возможности ознакомления с информацией, её обработки и (или) воздействия на информацию и (или) ресурсы автоматизированной информационной системы с использованием программных и (или) технических средств.
Примечание. Доступ осуществляется субъектами доступа, к которым относятся лица, а также логические и физические объекты.

Использование термина

Термин используется в следующих областях знаний: информационная безопасность , компьютерная безопасность , защита информации , защита компьютерных сетей и информационных систем , информационные технологии , корпоративные информационные системы .

Реализация содержания

Методы и способы реализации требований, изложенных в определении термина, подробно описываются в рамках единой схемы обеспечения информационной безопасности объекта (защиты информации).

Основными методами обеспечения доступности информации (данных) при хранении в автоматизированных системах являются:

См. также

Напишите отзыв о статье "Доступность информации"

Примечания

Отрывок, характеризующий Доступность информации

В 5 часов утра еще было совсем темно. Войска центра, резервов и правый фланг Багратиона стояли еще неподвижно; но на левом фланге колонны пехоты, кавалерии и артиллерии, долженствовавшие первые спуститься с высот, для того чтобы атаковать французский правый фланг и отбросить его, по диспозиции, в Богемские горы, уже зашевелились и начали подниматься с своих ночлегов. Дым от костров, в которые бросали всё лишнее, ел глаза. Было холодно и темно. Офицеры торопливо пили чай и завтракали, солдаты пережевывали сухари, отбивали ногами дробь, согреваясь, и стекались против огней, бросая в дрова остатки балаганов, стулья, столы, колеса, кадушки, всё лишнее, что нельзя было увезти с собою. Австрийские колонновожатые сновали между русскими войсками и служили предвестниками выступления. Как только показывался австрийский офицер около стоянки полкового командира, полк начинал шевелиться: солдаты сбегались от костров, прятали в голенища трубочки, мешочки в повозки, разбирали ружья и строились. Офицеры застегивались, надевали шпаги и ранцы и, покрикивая, обходили ряды; обозные и денщики запрягали, укладывали и увязывали повозки. Адъютанты, батальонные и полковые командиры садились верхами, крестились, отдавали последние приказания, наставления и поручения остающимся обозным, и звучал однообразный топот тысячей ног. Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали.
Солдат в движении так же окружен, ограничен и влеком своим полком, как моряк кораблем, на котором он находится. Как бы далеко он ни прошел, в какие бы странные, неведомые и опасные широты ни вступил он, вокруг него – как для моряка всегда и везде те же палубы, мачты, канаты своего корабля – всегда и везде те же товарищи, те же ряды, тот же фельдфебель Иван Митрич, та же ротная собака Жучка, то же начальство. Солдат редко желает знать те широты, в которых находится весь корабль его; но в день сражения, Бог знает как и откуда, в нравственном мире войска слышится одна для всех строгая нота, которая звучит приближением чего то решительного и торжественного и вызывает их на несвойственное им любопытство. Солдаты в дни сражений возбужденно стараются выйти из интересов своего полка, прислушиваются, приглядываются и жадно расспрашивают о том, что делается вокруг них.
Туман стал так силен, что, несмотря на то, что рассветало, не видно было в десяти шагах перед собою. Кусты казались громадными деревьями, ровные места – обрывами и скатами. Везде, со всех сторон, можно было столкнуться с невидимым в десяти шагах неприятелем. Но долго шли колонны всё в том же тумане, спускаясь и поднимаясь на горы, минуя сады и ограды, по новой, непонятной местности, нигде не сталкиваясь с неприятелем. Напротив того, то впереди, то сзади, со всех сторон, солдаты узнавали, что идут по тому же направлению наши русские колонны. Каждому солдату приятно становилось на душе оттого, что он знал, что туда же, куда он идет, то есть неизвестно куда, идет еще много, много наших.
– Ишь ты, и курские прошли, – говорили в рядах.
– Страсть, братец ты мой, что войски нашей собралось! Вечор посмотрел, как огни разложили, конца краю не видать. Москва, – одно слово!
Хотя никто из колонных начальников не подъезжал к рядам и не говорил с солдатами (колонные начальники, как мы видели на военном совете, были не в духе и недовольны предпринимаемым делом и потому только исполняли приказания и не заботились о том, чтобы повеселить солдат), несмотря на то, солдаты шли весело, как и всегда, идя в дело, в особенности в наступательное. Но, пройдя около часу всё в густом тумане, большая часть войска должна была остановиться, и по рядам пронеслось неприятное сознание совершающегося беспорядка и бестолковщины. Каким образом передается это сознание, – весьма трудно определить; но несомненно то, что оно передается необыкновенно верно и быстро разливается, незаметно и неудержимо, как вода по лощине. Ежели бы русское войско было одно, без союзников, то, может быть, еще прошло бы много времени, пока это сознание беспорядка сделалось бы общею уверенностью; но теперь, с особенным удовольствием и естественностью относя причину беспорядков к бестолковым немцам, все убедились в том, что происходит вредная путаница, которую наделали колбасники.