Что такое. Мораль. Нормы и функции морали

Мораль - это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о до­бре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недос­тойном. Функции морали:

    Познавательная - учит людей видеть поступки других индивидов с точки зрения нравственных ценностей.

    Воспитательная -участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом.

    Ценностно-ориентирующая - мораль позволяет выделить определенные ориентиры для каждого индивида. Данная функция дает человеку представления о его предназначении и смысле жизни. Индивид не будет размышлять об этом ежедневно, но в сложное время в голове у каждого проносится мысль «зачем я живу?» И ценностно-ориентирующая функция позволяет найти ответ на поставленный вопрос.

    Регулятивная - направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества.

В структуру морали входят:

    Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе.

    Моральные принципы – одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе.

    Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

2. Мораль и право.

Нормы морали складываются в обществе на основе представлений о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным). Правовые нормы представляют собой детализированные, по сравнению с нормами морали, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия. В свою очередь, правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах). Нормы права и нормы морали в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Нормы морали охватывают практически все области взаимоотношений людей, в том числе правовую сферу. Право воздействует только на наиболее важные сферы общественной жизни, регулируя лишь общественные отношения, подконтрольные государству. Право и мораль служат одной цели - согласованию интересов личности и общества, обеспечению и поддержанию общественного порядка. Реализация и исполнение правовых норм во многом обусловливаются тем, насколько они соответствуют нормам морали. Чтобы правовые нормы действовали эффективно, они по крайней мере не должны противоречить моральным ценностям общества. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм.

нравственность, совокупность норм и принципов поведения человека по отношению к обществу и др. людям; древнейшая форма общественного сознания; соц. институт, выполняющий функции регулирования поведения человека. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. д. В отличие от права исполнения требований М.санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественные оценки, одобрения или осуждения). М. выступает как основа содержания нравственного воспитания личности.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МОРАЛЬ

лат. moralis - относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам, от mos, мн. ч. mores-обычаи, нравы, поведение), общая ценностная основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни; предмет изучения этики. Термин «М.» возник по аналогии с др.-греч. понятием этики: от слова mos Цицерон, ссылаясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное moralis, к-рое характеризовало качества, добродетели, относящиеся к темпераменту человека, его способность руководствоваться в своем поведении указаниями разума и гармонично строить свои отношения с др. людьми. В 4 в. из этого прилагательного сформировалось существительное moralitas, к-рое, как и греч. слово «этика», содержало два смысла - определенная совокупность человеческих добродетелей и изучающая их наука. Впоследствии этикой стали называть по преимуществу науку, а понятие М. закрепилось за самим феноменом, являющимся предметом науки этики. В ряде европ. языков наряду с лат. термином «М.» появились собств. обозначения, напр. в рус. яз. - «нравственность» (в разговорной речи понятия этики, М. и нравственности употребляются как частично взаимозаменяемые).

М. представляет собой единство двух характеристик. Во-первых, она выражает потребность и способность людей объединяться, кооперироваться и жить мирной совм. жизнью по законам, обязательным для всех. Взаимоотношения людей всегда предметны и предметно многообразны. М. есть то, что остается в человеческих отношениях после исключения всего конкретного и предметно обусловленного содержания - их обществ. форма.

Во-вторых, М. основывается на автономии человеческого духа. Утверждение всеобщего братства М. связывает со свободным выбором личности и ее самоутверждением. Возвышение человека до уровня рода оказывается вместе с тем его самоопределением.

Т. о., М. - это сознание обязанности человека перед др. людьми (имеется в виду не просто совокупность каких-то конкретных обязанностей, а именно изначальное понимание обязанности в широком смысле, делающее возможным выполнение человеком отд. определенных обязательств). В М. человек, по выражению И. Канта, «подчинен только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству» (Кант И., Соч. т. 4, ч. 1, с. 274).

Сущность М., связанная с идеями все-человечности и личности, воплощена в одной из самых древних моральных заповедей, получившей название «золотого правила» нравственности: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отноше нию к тебе».

М. не является последней высш. духовной реальностью в жизни человека. Высш. цель человеческой деятельности, названная в древней философии высш. благом, осмысливалась в истории культуры как всемирный разум, единый бог, личное счастье и др. По отношению к высш. благу М. выступает связующим звеном между ним и живыми, грешными людьми, но ее, конечно, нельзя относить только к средствам достижения высш. цели, т. к. М. непосредственно входит в содержание высш. блага. Так, напр., принято считать, что М. приближает человека к богу, вмеде с тем она рассматривается и как порождение бога; добродетель ведет человека к счастью, но и само счастье немыслимо без нее. Добродетель есть и путь к счастью, и существенный элемент счастья.

По отношению к человеческому индивиду М. является целью, перспективой его самосовершенствования, требованием. Ее содержание выражается в форме норм и оценок, к-рые имеют всеобщий, обязательный для всех людей характер, претендуют на абсолютность (направляют сознание и регулируют поведение человека во всех сферах жизни - в труде, в быту, в политике, в личных, семейных, внутригрупповых, междунар. отношениях и т. п.). Моральные принципы поддерживают (или, наоборот, требуют изменить) определенные устои, строй жизни, М. относится к осн. типам нормативной регуляции действий человека (таких, как право, обычаи, традиции и др.), но имеет Значит. отличия от них. Напр., в праве предписания формулируются и претворяются в жизнь спец. учреждениями, нравств. требования складываются в практич. жизни, в стихии человеческого общежития. Нормы М. воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, влияний и оценок обществ. мнения, воспитываемых в человеке убеждений и побуждений. Моральной регуляции не свойственно разделение субъекта и объекта. Соблюдая ее нормы и вынося моральные оценки, человек поступает так, как если бы сформулировал их сам, - объект М. является в то же время ее субъектом. Моральные нормы опираются на духовные санкции и авторитеты (угрызения совести, красота нравств. поступка, сила личного примера и т. д.). Исторически сложились специфич. системы М. (напр., конфуцианская, христианская, аристократическая, мещанская, пролетарская и др.), имеющие мировоззренч. определенность. М. отражает потребности человека и общества, основанные на обобщении опыта мн. поколений, а не ограниченные частными обстоятельствами и интересами. Она содержит гуманистич. перспективу развития человечества. М. определяет критерии оценки человеческих целей и средства их достижения.

Нормы М. получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать в разл. ситуациях. Наряду с «золотым правилом» нравственности сложились общегуманистич. принципы: «не убий», «не лги», «не кради». Сила и оправдание моральных предписаний, всегда безусловных по форме и крайне суровых по содержанию, состоит в том, что человек должен прежде всего обращать их к себе и только через собств. опыт предъявлять другим. В М. оцениваются не только практич. действия людей, но их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции особую роль приобретает формирование в каждом человеке способности относительно самостоятельно определять свою линию поведения без внеш. контроля, опираясь на такие этич. категории, как совесть, чувство личного достоинства, честь и т. п.

М. задает личностный образ гармоничных обществ. отношений. Адекватной формой моральной регуляции является саморегуляция, моральной оценки - самооценка, морального воспитания - самовоспитание. Осн. категории М.: добро (в противоположность злу), долг и совесть. Добро выражает нацеленность М. на идеал человечности, долг - ее императивный характер, а совесть - интимно-личностную природу.

Проблема сущности и специфики М. - одна из центральных в этич. науке. Она не имеет единственного и бесспорного решения. Осмысление М. органически входит в процесс определения человеком собств. моральной позиции. Теоретич. споры в отеч. этич. науке стимулированы необходимостью преодоления вульгар-но-социологич. схем и идеологич. штампов в этике, осознанием того факта, что М. с ее ценностями коллективизма, любви к ближнему, терпимости является основой духовности и культуры человека. Опыт тоталитарных социальных систем свидетельствует, что отрицание общечеловеческой М. ведет к кризису общества и личности. В условиях развития совр. цивилизации, с увеличением потенц. опасностей, угрожающих существованию человечества, с возрастанием степени риска человеческой деятельности, наносящей вред окружающей среде, ответственное отношение к М., признание приоритета общечеловеческих ценностей является выбором, не имеющим разумной альтернативы. Борьба и конфронтация между людьми, обусловленные различиями интересов, мировоззренч. пристрастиями и обществ.-полит. целями, допустимы и могут быть исторически целесообразны и продуктивны только в границах и формах, определенных в их элементарном и всеми признаваемом содержании.

Лит.: Аристотель, Никомахова этика, Соч. в 4 тт. т. 4, М., 1983; Кант И., Основы метафизики нравственности, Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965; мур ДжПринципы этики, пер. с англ., М., 1984; Дробниц-кий О. Г., Понятие морали, М. 1974; Гусейнов А. А., Мораль, в кн.: Общественное сознание и его формы, М. 1986. А. А. Гусейнов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Мораль (от лат . moralis – нравственный)– 1) особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения и взаимодействия; 2) совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей, их обязанности друг перед другом и перед обществом.

17.1.2. Главное противоречие морали . Человек способен нарушить любые моральные правила. Разрыв между должным и реальным поведением – главное противоречие морали.

17.1.3. Чем мораль отличается от нравственности ? (три точки зрения).

1) Нравственность = мораль.

2) Мораль – ценности и нормы сознания, а нравственность – реализация этих норм в жизни, практическом поведении людей.

Нравственность – степень усвоения личностью моральных ценностей и практическое следование им в повседневной жизни, уровень реального морального поведения людей.

3) Нравственность относится к поведению отдельного человека – нравственность личности , а моралью называют особенности поведения групп людей – общественная мораль .

17.1.4.Этика (греческое ethike, от ethos – обычай, нрав, характер) – философская наука, изучающая мораль, нравственность.

Термин введен Аристотелем. Центральной для этики была и остается проблема добра и зла.

17.2 . Структура морали : идеалы, ценности, категории, нравственные нормы.

17.2.1. Моральные ценности .

Моральные ценности (принципы морали) – 1) предельно широкие требования к поведению личности, поддерживаемые мнением социальной группы или общества в целом (гуманизм, коллективизм, индивидуализм); 2) исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека.

Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Моральный (этический) идеал (французское ideal – относящийся к идее)– 1) представление о нравственном совершенстве; 2) высший моральный образец.

1)добро (всё, что является моральным, нравственно должным) и зло ;

2)долг (личностное ответственное следование нравственным ценностям); совесть (способность личности осознавать свой долг перед людьми);

3)честь и достоинство личности (наличие у личности благородства, готовности к самоотверженности);

4)счастье .

Что такое добро и зло ?

1) Гоббс : «Добро и зло суть имена, обозначающие наши расположения и отвращения, которые различны в зависимости от различий характера, привычек и образа мыслей людей».

2) Ницше утверждал, что призыв Иисуса возлюбить своих врагов свидетельствует о том, что христианская мораль – это удел слабых и трусливых, а не сильных и смелых. Иисус – это оторванный от реальной жизни идеалист.

4) Хитрость мирового разума (Гегель ).

«… так кто ж ты, наконец?

Я – часть той силы, что вечно

хочет зла и вечно совершает благо…».

(Гёте «Фауст»).

Что такое счастье ?

Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; успех, удача.

Существует пять уровней счастья : 1) радость от самого факта жизни; 2) материальное благополучие; 3) радость общения; 4) творчество; 5) делать счастье другим.

Эвдемонизм (от греч . eudaimonia – блаженство) – направление в этике, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни; один из основных принципов древнегреческой этики, тесно связанный с сократовской идеей внутренней свободы личности, ее независимости от внешнего мира.

17.2.2. Нравственные нормы, регулятивы .

Нормы морали, регулятивы – 1) формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях; 2) частные правила, которые в императивной форме предписывают общеобязательный порядок поведения.

Нравственные (моральные) нормы – это правила поведения, ориентированного на моральные ценности.

В каждой культуре имеется система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали.

В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм – «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору: 1) «Не убий », 2) «Не укради», 3) «Не прелюбодействуй» и др.

Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: 1) «Не противься злому»; 2) «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; 3) «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.

«Золотое правило нравственности » - основополагающее нравственное требование: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Термин «золотое правило нравственности» возник в конце 18 в. Первые упоминания о З.п.н. относятся к сер. I тыс. до н.э. Это правило встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды. Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

17.2.3. Ценности и нормы .

Ценности – это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Жизнь человека - ценность, а ее охрана – норма. Ребенок – социальная ценность, обязанность родителей всячески заботиться о нем – социальная норма.

В обществе одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. В конфликт вступают не только нормы одного, но также разных типов, например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, материальному обогащению, аскетизму).

17.3 . Специфика морали .

17.3.1. Всеохватность (регулирует деятельность и поведение человека во всех сферах общественной жизни – в быту, труде, в политике, в науке и искусстве, в личных семейных, внутригрупповых и даже международных отношениях);

17.3.2. Автономная регуляция (нравственное поведение полностью зависит от воли самих субъектов, а не от специальных социальных институтов, например, суда, церкви);

17.3.3. Финальность нравственных ценностей и императивность нравственных регулятивов .

Принципы нравственности самоценны. Цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Следование нравственным принципам – это самоцель, т. е. высшая, финальная цель» и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им.

Императив (от лат . imperativus – повелительный) – безусловное требование, повеление, долженствование. Кант ввел в этику понятие категорического императива – безусловно общеобязательного формального правила поведения всех людей. Категорический императив требует поступать всегда в соответствии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.

17.4 . Функции морали .

1) Регулятивная (регулирует деятельность человека в разных общественных сферах).

2) Мотивационная функция (нравственные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать или, наоборот, не сделать).

3) Конститутивная (от constitutus – утвердившийся, установленный) функция.

Принципы нравственности являются высшими, главенствующими над всеми другими формами регуляции поведения людей.

4) Координационная функция.

Эта функция вытекает из предыдущей. Она состоит в том, что мораль в силу приоритетности своих принципов обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Даже не зная ни характера человека, ни его привычек, навыков, умений, вы можете заранее определить, что от него следует и чего не следует ожидать.

17.5 . Происхождение морали .

17.5.1. Религиозный взгляд .

3500 лет назад пророку Моисею бог Яхве выжег моральные заповеди на скрижалях.

2000 лет назад Иисус Христос провозгласил их на горе Фавор (Нагорная проповедь).

17.5.2. Космологическое объяснение .

Космологическое объяснение возникает еще в древности: учение Гераклита о морали как закон единого логоса, представления пифагорейцев о небесной гармонии, теория Конфуция о небесном мире и др.

По мнению Конфуция, небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.

Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал, или постоянств: «жэнь» – гуманность, человеколюбие; «синь» - искренность, прямота, доверие; «и» – долг, справедливость; «ли» – ритуал, этикет; «чжи» – ум, знание.

Основа человеколюбия – «жень» – «почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям», «взаимность» или «забота о людях» - основная заповедь конфуцианства. «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

17.5.3. Биологическое объяснение .

Мораль в человеческом обществе есть разновидность естественной (общебиологической морали в животном мире). Это система запретов, которые служат выживанию биологического вида. Например, в борьбе за территорию ядовитые змеи толкаются, но никогда не только не кусают друг друга, но даже не обнажают ядовитых зубов. При других наблюдениях за животными были обнаружены запреты нападения на самок, чужих детёнышей, на соперника, принявшего «позу покорности».

Пётр Кропоткин рассматривал принцип общительности или «закон взаимопомощи» в животном мире как исходное начало появления таких моральных норм как чувство долга, сострадания, уважения к соплеменнику и даже самопожертвования. «Природа может... быть названа первым учителем этики, нравственного начала для человека», «понятия о «добродетели» и «пороке» - понятия зоологические...».

Кропоткин Петр (1842-1921) – русский революционер, один из теоретиков анархизма, ученый-географ.

17.5.4. Антропологическое объяснение .

1)Утилитаризм (от латинского utilitas – польза, выгода) – 1) принцип оценки всех явлений только с точки зрения их полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели; 2) основанноеБентам ом философское направление, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков.

Бентам Иеремия (1748 – 1832) – английский философ и юрист, родоначальник утилитаризма, идеологического либерализма.

«Новые люди» в романе Чернышевского «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием.

Теория «разумного эгоизма» Лужина (пародия Достоевского на идеи Бентама, Чернышевского и социалистов-утопистов), по мнению Раскольникова, чревата следующим: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…».

2) В «Генеалогии морали» Ницше (1844 – 1900) оценивает христианскую мораль как форму власти слабых над сильными. Эта мораль сформировалась в сознании рабов, которые завидовали сильным и мечтали о мести. Будучи слабыми и трусливыми они надеялись на заступника-мессию, который хотя бы на том свете восстановит справедливость и когда униженные и оскорбленные на этой земле смогут насладиться страданиями своих сильных обидчиков. Постепенно христианская мораль рабов овладевает господами.

17.5.5. Социально – историческое (социологическое) объяснение .

Мораль возникает в период разложения первобытной общины в процессе социальной дифференциации и формирования первых государственных институтов.

Согласно другой точке зрения, мораль возникает в недрах первобытной общины.

Все дело в том, понимаем ли мы под моралью вообще любые нормы, регулирующие отношения между людьми (а такие нормы, действительно, формируются одновременно с формированием человека и переходом человека от состояния дикости к варварству) или особые нормы, действие которых основано на индивидуальном и самостоятельном выборе (такие способы регуляции поведения формируются в период разложения родовой общины, при переходе от варварства к цивилизации).

Табу (полинезийск .) – в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами.

17.5.6. Современная этика :

1) период первобытного общества (нравственная регуляция объединена с другими формами регуляции – утилитарно-практическими, религиозно-обрядными и т. д.);

2) групповая нравственность как система запретов (табу) в родовом обществе;

3) на третьем этапе появляются внутренние индивидуальные моральные ценности, которые определяли начало цивилизации.

17.6 . Этапы формирования нравственной культуры личности .

Нравственная культура личности – это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках человека.

1) На первом этапе у ребенка возникает элементарная нравственность. Она основана на послушании и подражании. Ребенок копирует поведение взрослых и выполняет их указания и требования. Регуляция поведения идет извне.

2) Второй этап – конвенциональная нравственность. Происходит выработка собственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Важную роль приобретает сравнение себя с другими и самостоятельная нравственная оценка как своих, так и чужих поступков. Человек ориентирован на общественное мнение окружающих.

3) На третьем этапе формируется автономная нравственность. Личность замещает общественное мнение собственным суждением об этичности или неэтичности своих поступков. Автономная нравственность – это моральное саморегулирование своего поведения.

Главный мотив нравственного поведения здесь – совесть. Если стыд – чувство, направленное вовне, выражающее ответственность человека перед другими людьми, то совесть направлена вовнутрь личности и есть выражение ответственности ее перед самим собою.

Мораль , или нравственность - это особая, обусловленная социокультурными установками, сфера надбиологической регуляции человеческих отношений в социуме (см. ). Мораль также рассматривается как обобщённая совокупность принятых в том или ином сообществе норм человеческого поведения и общения, основанного на идеалах и принципах долженствования. Мораль обобщает тот срез человеческого опыта, разные стороны которого обозначаются понятиями «добро» и «зло», «добродетель» и «порок», «правильное» и «неправильное», «долг», «совесть», «справедливость» и тому подобными. Исторически представления о морали формируются в процессе философского осмысления, во-первых, правильного поведения, основанного на идеалах долженствования и связанных с ними принципах и ценностях; во-вторых, условий и пределов произволения человека, ограничиваемого собственным (внутренним) долженствованием, а также пределов свободы в условиях извне задаваемой организационной и/или нормативной упорядоченности. Мораль является предметом изучения в этике (см. ).

В мировой истории идей можно реконструировать антиномичные представления о морали как: а) системе вменяемых человеку в исполнение норм, принципов и ценностей (универсальных и абсолютных или партикулярных и относительных); б) особой сфере индивидуального самополагания личности (свободного или предопределённого теми или иными внешними факторами).

Согласно одному из наиболее распространённых современных подходов, мораль трактуется как способ регуляции (в частности, нормативной) поведения людей. Такое понимание оформляется у Дж. Ст. Милля, хотя формируется раньше - представление о морали как некоторой форме императивности (в отличие от доминировавшего в просветительской мысли понимания морали как преимущественно сферы мотивов) в разных вариантах встречается у Т. Гоббса, Б. де Мандевиля, И. Канта. В восприятии и трактовке императивности морали различимы несколько подходов и уровней. Во-первых, нигилистическое отношение к морали, при котором не приемлется императивность как таковая: любое упорядочение индивидуальных проявлений, в форме житейских правил, социальных норм или универсальных культурных принципов, воспринимается как однозначное подавление личности (Протагор, Д. А. Ф. де Сад, Ф. Ницше). Во-вторых, протест против внешней принудительности морали, в котором может выражаться и нравственный пафос - индивидуализированного отношения к бытующим нравам или отрицания внешнего, служебного, имитационного подчинения общественным нормам; самоценность морали интерпретируется как её неподвластность извне данным и самодостоверным нормам и правилам (С. Л. Франк, П. Жане). В-третьих, трактовка императивности морали как выражения необходимости целесообразного взаимодействия в обществе. Понимание морали как совокупности «правил поведения» (Г. Спенсер, Дж. Ст. Милль, Э. Дюркгейм) помещает её в более общую систему (природы, общества) и критерием моральности действий оказывается их адекватность потребностям и целям системы.

В русле такого понимания императивности мораль интерпретируется не как сила надындивидуального контроля над поведением граждан, но как вырабатываемый самими людьми и закрепляемый в «общественном договоре» механизм взаимодействия между людьми (софисты, Эпикур, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Дж. Ролуз), система взаимных обязательств, которые люди как граждане одного сообщества берут на себя. В этом смысле мораль конвенциональна, вариативна, пруденциальна. В-четвёртых, рассмотрение моральной императивности с точки зрения её специфичности, которая заключается в том, что она более побудительна, чем запретительна: моральные санкции, обращённые к человеку как сознательному и свободному субъекту, носят идеальный характер (И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, Р. М. Хэар). В-пятых, понимание взаимо- и самоограничений, вменяемых моралью, как указывающих на ту её особенность, что мораль задаёт форму воления; исполнение требования прямо зависит от человека, исполняя требование, он как бы сам провозглашает его. Такова особенность неинституционализированных форм регуляции поведения. С этим связано и то, что моральность поступков определяется как содержанием и результатом произведённого действия, так и в не меньшей степени намерением, с которым оно было совершено, что существенным образом отличает моральность от законопослушности, приспособленчества, прислужничества или прилежности.

«Изнутри-побудительный» характер императивности морали получил отражение в специальных понятиях долга и совести. Однако императивность морали воспринимается как «внутренняя», то есть идущая от личности (как автономной, самоопределяющейся и творящей), при определённой, а именно социальной или социально-коммунитарной точке зрения на мораль, согласно которой мораль представляет собой бытующие в сообществе нормы, а личность в своей активности обусловлена теми зависимостями, в которые она как член сообщества оказывается включённой. При допущении различно трактуемых трансцендентных начал человеческой активности и, соответственно, при рассмотрении человека не только как социального или социально-биологического, но и как родового, духовного существа, способного к волевому и деятельностному изменению внешних обстоятельств, а также себя, - источник моральной императивности трактуется иначе. Человек транслирует и таким образом репрезентирует в социуме трансцендентное (по отношению к социуму) ценностное содержание. Отсюда возникает представление о добродетели или моральных феноменах вообще как имеющих самоценное, не обусловленное иными жизненными факторами значение. Таковы различные представления об императивности морали, в которых нашла отражение (в той или иной форме) присущая ей роль гармонизации обособленных интересов, но также и обеспечения свободы личности и противостояния произволу - путём ограничения, упорядочивания индивидуального (как имеющего тенденцию к атомизированию, отчуждению) поведения, уяснения целей, к которым стремится личность (в частности, к достижению личного счастья), и средств, которые для этого применяются.

В сравнении с другими общественными регулятивами (правовыми, локально-групповыми, административно-корпоративными, конфессиональными и тому подобными) моральная регуляция обладает особенностями, вытекающими из её специфики. Содержательно моральные требования могут совпадать или не совпадать с установлениями других видов; при этом мораль регулирует поведение людей в рамках имеющихся установлений, но относительно того, что этими установлениями не покрывается. В отличие от ряда инструментов социальной дисциплины, которые обеспечивают противостояние человека как члена сообщества природным стихиям, мораль призвана обеспечить самостоятельность человека как духовного существа (личности) по отношению к его собственным влечениям, спонтанным реакциям и внешнему групповому и общественному давлению. Посредством морали произвольность трансформируется в свободу. Соответственно по своей внутренней логике мораль обращена к тем, кто считает себя свободным. Исходя из этого, о ней можно говорить как о социальном институте только в широком смысле слова, то есть как о совокупности некоторых, оформленных в культуре (кодифицированных и рационализированных) ценностей и требований, санкционирование которых обеспечивается самим фактом их существования. Мораль неинституциональна в узком смысле слова: в той мере, в какой её действенность не нуждается в обеспечении со стороны каких-либо социальных институтов и в какой её принудительность не обусловлена наличием уполномоченной социумом внешней по отношению к индивиду силы. Соответственно практика морали, будучи предопределённой (заданной) пространством произвольного поведения, в свою очередь задаёт пространство свободы. Такой характер морали позволяет апеллировать к ней при оценке существующих социальных институтов, а также исходить из неё при их формировании или реформировании.

По вопросу об отношении морали и социальности (социальных отношений) имеются две основные точки зрения. Согласно первой, мораль представляет собой разновидность социальных отношений и обусловлена базовыми общественными отношениями (К. Маркс, Э. Дюркгейм); согласно второй, различно выраженной, мораль не зависит непосредственно от социальных отношений, более того, она предзадана социальности. Двойственность в этом вопросе связана со следующим. Мораль, несомненно, вплетена в общественную практику и в своей действительности опосредована ею. Однако мораль неоднородна: с одной стороны, это комплекс принципов (заповедей), в основе которого лежит отвлечённый идеал, а с другой - практические ценности и требования, посредством которых этот идеал разнообразно осознается, отображается обособленным сознанием и включается в регулирование действительных отношений людей. Идеал, высшие ценности и императивы воспринимаются и осмысливаются различными социальными субъектами, которые фиксируют, объясняют и обосновывают их сообразно своим социальным интересам. Эта особенность морали как ценностного сознания нашла отражение уже в высказываниях софистов; довольно явно она была зафиксирована Б. де Мандевилем, по-своему отражена Г. В. Ф. Гегелем в различении «морали» (Moralitat) и «нравственности» (Sittlichkeit); в марксизме получило развитие представление о морали как форме классовой идеологии, то есть превращённом сознании. В современной философии эта внутренняя неоднородность нашла отражение в концепции «первичной» и «вторичной» морали, представленной в ранних работах А. Макинтайра, или в различении Э. Донаганом моральных требований первого и второго порядков.

В связи со спецификой императивности морали встаёт важная проблема её оснований, отчасти отражённая в антитезе автономии и гетерономии. Эта проблема касается не только природы «морального закона» и статуса морального субъекта, но и морали в целом: имеет ли она внешнее основание или же замкнута на себе самой? Согласно представлениям Гетерономной этики, мораль есть функция от действия природных, социальных, психологических или трансцендентных факторов. Одним из наиболее распространённых выражений такой точки зрения является взгляд на неё как на инструмент власти (софисты, Б. де Мандевиль, П. А. Гольбах). Через утопическую социалистическую мысль этот взгляд был воспринят марксизмом, где мораль интерпретируется также как форма идеологии, а через М. Штирнера повлиял на трактовку морали у Ф. Ницше. Как и в марксизме, в социальной теории Э. Дюркгейма мораль была представлена как один из механизмов социальной организации: её институты и нормативное содержание ставились в зависимость от фактических общественных условий, а религиозные и моральные идеи рассматривались лишь как экономические состояния, соответствующим образом выраженные сознанием.

В новоевропейской философии (благодаря Н. Макиавелли, М. де Монтеню, Ж. Бодену, П. Бейлю, Г. Гроцию) складывается и другое представление о морали - как о независимой и не сводимой к религии, политике, хозяйствованию, обучению форме управления поведением людей. Эта интеллектуальная установка на секуляризацию области морали стала условием более частного процесса формирования и развития в XVII–XVIII веках философского понятия морали. Представление о морали как таковой формируется как представление об автономной морали. Впервые в систематизированном виде этот подход был развит у кембриджских неоплатоников XVII века (Р. Кадворт, Г. Мур) и в сентиментализме этическом (Э.-К. Э. Шефтсбери, Ф. Хатчесон), где мораль описывается как способность человека к суверенному и независимому от внешнего влияния суждению и поведению. В философии Канта автономия морали как автономия воли утверждалась ещё и как способность человека принимать универсализуемые решения и быть субъектом собственного законодательства. По Канту, апелляции не только к обществу, но и к природе, к Богу характеризуют Гетерономную этику. Позднее Дж. Э. Мур резко усилил этот тезис указанием на недопустимость в теоретическом обосновании морали ссылок на внеморальные качества. Вместе с тем, требуют особого внимания следующие два момента:

  1. понятие морали, вырабатываемое в европейской философии начиная с XVII века, - это понятие, адекватное именно новоевропейскому, то есть секуляризующемуся обществу, которое развивалось по модели гражданского общества; в нём автономия является безусловной социально-нравственной ценностью, на фоне которой многие ценности общества традиционного типа, например ценность служения, отходят на задний план, а то и вовсе теряются из виду.
  2. и с точки зрения этики служения, и с точки зрения этики гражданского общества возникает вопрос о предмете нравственной ответственности субъекта в морали, понимаемой как автономная мораль. существенным признаком морали в её специально-философском понимании является всеобщность.

В истории этико-философской мысли прослеживаются три основные трактовки феномена всеобщности: как общераспространённости, универсализуемости и общеадресованности. Первая обращает внимание на сам факт наличия тех или иных моральных представлений, в действительности различных по содержанию, у всех народов, во всех культурах. Вторая представляет собой конкретизацию золотого правила нравственности и предполагает, что любое конкретное нравственное решение, действие или суждение какого-либо индивида потенциально эксплицируемо на каждое решение, действие или суждение в аналогичной ситуации. Третья касается главным образом императивной стороны морали и указывает на то, что любое её требование обращено к каждому человеку. В принципе всеобщности отразились свойства морали как механизма культуры, задающего человеку вневременной и надситуативный критерий оценки действий; посредством морали индивид становится гражданином мира.

Указанные черты морали выявляются при её концептуализации с точки зрения императивности - как системы норм. По-иному мораль концептуализируется как сфера ценностей, задаваемая дихотомией добра и зла . При таком подходе, оформившемся как так называемая этика блага и доминировавшем в истории философии, мораль предстаёт не со стороны её функционирования (каким образом она действует, каков характер требования, какие социальные и культурные механизмы гарантируют его реализацию, каким должен быть человек как субъект нравственности и так далее), а в аспекте того, к чему человек должен стремиться и что ради этого совершать, к каким результатам приводят его поступки. В связи с этим возникает вопрос о том, как формируются моральные ценности. В современной литературе (философской и прикладной) различие принципиальных подходов к трактовке природы морали ассоциируется [на основе обобщения поздненовоевропейского философского опыта] с традициями кантианства (понимаемого как интуитивизм ) и утилитаризма .

Более определённое понятие морали устанавливается на пути соотнесения добра и зла с теми общими целями-ценностями, на которые человек ориентируется в своих действиях. Это возможно на основе различения частного и общего блага и анализа разнонаправленных интересов (склонностей, эмоций) человека. Тогда моральность усматривается в ограничении эгоистической мотивации общественным договором или разумом (Т. Гоббс, Дж. Ролуз), в разумном сочетании себялюбия и благожелательности (утилитаризм), в отказе от эгоизма, в сострадании и альтруизме (А. Шопенгауэр, В. С. Соловьёв). Эти различения оказываются продолженными в метафизических прояснениях природы человека и сущностных характеристиках его бытия. Человек двойствен по природе (эта идея может высказываться в концептуально различных формах), и пространство морали открывается по ту сторону этой двойственности, в борьбе имманентного и трансцендентного начал. При таком подходе (Августин, И. Кант, Н. А. Бердяев) сущность морали раскрывается, во-первых, через сам факт внутреннего противоречия человеческого существования и через то, как этот факт оборачивается в возможности его свободы, а во-вторых, через то, как человек в конкретных действиях по поводу частных обстоятельств может реализовать общий, идеальный принцип морали, каким образом вообще человек приобщается к абсолюту. В связи с этим раскрывается особенность морали как одного из типов ценностного сознания в ряду других (искусства, моды, религии). Вопрос ставится либо так, что моральные ценности являются однопорядковыми с другими и отличаются от них своим содержанием и способом существования (они императивны, они вменяются определённым образом), либо так, что любые ценности в той мере, в какой они соотносят решения, действия и оценки человека со смысложизненными основаниями и идеалом, являются моральными.

Ещё одна, примыкающая к предыдущей, концептуализация понятия морали возможна при построении этики как теории добродетелей . Традиция такого подхода идёт из Античности, где в наиболее развитом виде она представлена Аристотелем. На протяжении всей истории философии оба подхода - теория норм и теория добродетелей - так или иначе дополняли друг друга, как правило, в рамках одних построений, хотя превалировала именно этика добродетелей (например, у Фомы Аквинского, Б. Франклина, В. С. Соловьёва, А. Макинтайра). Если этика норм отражает ту сторону морали, которая связана с формами организации или регуляции поведения, а этика ценностей анализирует позитивное содержание, посредством норм вменяемое человеку в исполнение, то этика добродетелей указывает на личностный аспект морали, на то, каким должен быть человек, чтобы реализовать должное и правильно себя вести. В средневековой мысли признавались два основополагающих набора добродетелей - «кардинальные» и «богословские добродетели». Однако наряду с этим различением в истории этики формируется такое понимание морали, согласно которому кардинальными в собственном смысле слова являются добродетели справедливости и милосердия. В плане теоретического описания эти разные добродетели указывают на два уровня морали - мораль социального взаимодействия и мораль личного выбора.

Структура и функции морали. 2.3. Мораль и право.

Понятие морали.

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОРАЛИ

Мораль (от латинского «moralis» - нравственный; «mores» - нравы) является одним из способов нормативного регулирования по-ведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль - это один из способов регулирования поведения лю-дей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедли-вом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение тре-


бований морали обеспечивается силой духовного воздействия, обще-ственным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведе-ние и сознание людей во всех сферах жизни (производственная дея-тельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мо-раль распространяется также на межгрупповые и межгосударствен-ные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, соз-даваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообраз-ное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сооб-разно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и не-достойном и т. д.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирова-ния поведения людей в обществе мораль служит согласованию дея-тельности множества индивидов, превращению ее в совокупную мас-совую деятельность, подчиненную определенным социальным зако-нам.

2.2. Структура и функции морали. Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют



− регулятивную,

− воспитательную, − познавательную,

− оценочно-императивную, − ориентирующую,

− мотивационную,

− коммуникативную, − прогностическую

и некоторые другие ее функции4.

4Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.,1974. С.37-46.


Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная. Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздей-ствие морали на общественные отношения осуществляется через ин-дивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участву-ет в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осозна-нию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Как говорилось выше, мораль выступает регулятором общест-венных отношений, субъектами которых являются как отдельные ин-дивиды, так и общество в целом. В процессе этих общественных от-ношений происходит саморегуляция морального поведения личности и моральная саморегуляция социальной среды в целом. Мораль регу-лирует практически все сферы жизнедеятельности человека. Регули-руя поведение человека, мораль предъявляет к нему максимальные требования. Кроме того, регулятивная функция морали осуществляет-ся с опорой на авторитет общественного мнения и на моральные убе-ждения человека (хотя как общество, так и индивид могут быть не правы).

Мораль рассматривают и как особую форму общественного соз-нания, и как вид общественных отношений, и как действующие в об-ществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека - нравственную деятельность.

Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нрав-ственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его моти-вов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия мо-ральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осу-ждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и не-нависти. Нравственное сознание - форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В по-следнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).


Мораль нельзя сводить только к сознанию.

Выступая против отождествления


моральному (нравственному)

нравственности и нравствен-


ного сознания, М. С. Строгович писал: «Нравственное сознание - это


взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность - это действующие в обществе соци-

альные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимо-отношения»5

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравст-венные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в сис-теме моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обя-занности перед другими людьми, сам он является субъектом по отно-шению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первич-ный элемент нравственной деятельности - поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориента-ции. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка - это самооценка его че-ловеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное зна-чение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведе-нием. Поведение человека - единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специ-фически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализо-вать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующие ее элемен-ты. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие по-ведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к об-ществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного

5Проблемы судебной этики/Под ред. М. С. Строговича. М., 1974. С. 7.


мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обще-стве представлений о добре и зле, справедливости и несправедливо-сти, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие дан-ному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функ-ции (экономических, политических, правовых, эстетических), по спосо-бу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизво-дятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью об-щепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при оп-ределенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотип-но поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к опреде-ленным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто вы-полняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а нахо-дят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной си-туации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целе-сообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в об-ществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное ис-полнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, со-стоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо мо-ральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или преду-смотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании во-инских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запре-щающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей,


сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помо-гай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы - одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выра-жают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущ-ности человека, характера взаимоотношений между людьми, опреде-ляют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как

− гуманизм - признание человека высшей ценностью; − альтруизм - бескорыстное служение ближнему;

− милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выра-жающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;

− коллективизм - сознательное стремление содействовать об-щему благу;

− отказ от индивидуализма - противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма - предпочтения собствен-


ных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той нравственности, различают так называемые формальные


или иной принципы,


относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Та-ковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также харак-теризуют определенную нравственность, показывая, насколько созна-тельно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в кото-рых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качест-ва.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравствен-ный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодов-леющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельно-сти созерцание истины, то Иммануил Кант (1724-1804) характеризо-вал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "боже-ственного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и


улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различ-ные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на со-держание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях выс-шей справедливости, гуманизма.