Что такое сводный график. Значение и порядок составления графика движения поездов. Значение графика и требования, предъявляемые к нему

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ


В соответствии с (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст.2866; 2014, N 26 (ч.I), ст.3377, N 45, ст.6145; 2015, N 24, ст.3368)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок утверждения сводного графика движения поездов с учетом календаря проведения матчей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
М.Ю.Соколов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
13 апреля 2016 года,
регистрационный N 41788

Порядок утверждения сводного графика движения поездов с учетом календаря проведения матчей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года

1. Порядок утверждения сводного графика движения поездов с учетом календаря проведения матчей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года разработан в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Правилами оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 года N 703 .
________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст.2866; 2014, N 26 (ч.I), ст.3377, N 45, ст.6145; 2015, N 24, ст.3368.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 47, ст.4552; 2006, N 52 (ч.Ill), ст.5587.

2. Владельцы инфраструктур разрабатывают сводный график движения пассажирских поездов на основании подаваемых не позднее чем за семь месяцев до ввода сводного графика движения пассажирских поездов в действие обращений перевозчиков о включении пассажирских поездов в сводный график, а также с учетом календаря проведения матчей чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года. Разработка указанного сводного графика завершается не позднее чем за четыре месяца до ввода его в действие.

3. В целях ввода в действие сводного графика движения пассажирских поездов владелец инфраструктуры представляет в Росжелдор следующие документы:

обращение об установлении сроков ввода в действие сводного графика движения пассажирских поездов;

утвержденный сводный график движения пассажирских поездов.

4. Результатом рассмотрения документов, предусмотренных в пункте 3 настоящего Порядка, является издание приказа Росжелдора об установлении сроков ввода в действие сводного графика движения пассажирских поездов на железнодорожном транспорте и информирование владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

5. Доступ к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования для перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа предоставляется перевозчикам на основании приказа Росжелдора об установлении сроков ввода в действие сводного графика движения пассажирских поездов на железнодорожном транспорте.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 18.04.2016,
N 0001201604180016

Основными обязанностями работников железнодорожного транспорта являются удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов при безусловном обеспечении безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, эффективное использование технических средств, соблюдение требований охраны окружающей природной среды.

Высокоскоростные – от 200км/ч,скоростные- от 140 до 200км/ч

Пассажирских - 140 км/ч, рефрижераторных - 120 км/ч, грузовых - 90 км/ч, если иное не предусмотрено нормами и правилами.

Понятие о графике движения поездов.

График движения поездов является организующей и технологической основой работы всех подразделений железных дорог, планом всей эксплуатационной работы.

График движения поездов должен обеспечивать:

Удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов

Безопасность движения поездов

Эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности станций

Рациональное использование подвижного состава

Соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад

Возможность производства работ по текущему содержанию и ремонту пути, сооружений, устройств СЦБ, связи и электроснабжения

Опасные грузы. Определение.

Опасный груз - груз (кислоты, воспламеняющиеся, взрывоопасные вещества и др.), который при неправильном обращении может стать причиной ущерба для транспортного средства или имущества, гибели или ухудшения здоровья людей.

1 класс опасности - взрывчатые материалы (ВМ);

2 класс опасности - газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением;

3 класс опасности - легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);

4 класс опасности - легковоспламеняющиеся твердые грузы и вещества (ЛВТ);

самовозгорающиеся грузы и вещества (СВ);

грузы и вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой;

5 класс опасности - окисляющие вещества (ОК) и органические пероксиды (ОП);

6 класс опасности - ядовитые вещества (ЯВ) и инфекционные грузы и вещества (ИВ);

7 класс опасности - радиоактивные материалы (РМ);

8 класс опасности - едкие и (или) коррозионные грузы и вещества (ЕК);

9 класс опасности - прочие опасные грузы и вещества.

Требования безопасности при нахождении на железнодорожных путях станций и перегонов.

Работник обязан:

Проходить вдоль путей только по обочине пути или по середине междупутья, при этом следить за движением маневровых локомотивов и составов на смежных путях. При проходе обращать внимание на устройства и предметы, находящиеся на путях следования (предельные столбики, желоба гибких тяг, водоотводные лотки, устройства СТЦ), чтобы не споткнуться.

Переходить пути под прямым углом не наступая на рельс

Сходить и заходить на тормозную площадку или специальную подножку разрешается только при полной остановке подвижного состава.

При переходе через путь, занятый стоящим подвижным составом на другую сторону, пользоваться только исправными тормозными площадками вагонов. Прежде чем подняться или сойти с тормозной площадки вагона на междупутье, необходимо посмотреть в обе стороны – не движется ли локомотив или вагон по смежному пути и нет ли посторонних предметов на междупутье. При сходе с тормозной площадки нужно держаться за поручни и располагаться лицом к вагону.

При обходе группы вагонов или локомотивов, стоящих на путях следует проходить от них на расстоянии не менее 5 м, между вагонами можно проходить только в том случае, если между ними расстояние не менее 10 м.

При движении поезда необходимо находиться от ближайшего рельса пути, по которому следует поезд, на расстоянии 2-2,5 м. Стоять лицом в сторону приближающегося поезда.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Переходить пути в районе стрелочных переводов;

Ходить внутри рельсовой колеи;

Подлезать под вагоны;

Подниматься и сходить с подвижного состава при движении;

Приближаться к проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м, а также прикасаться к электрооборудованию электроподвижного состава как непосредственно, так и через какие-либо предметы;

Подниматься на опоры и специальные конструкции контактной сети и воздушных линий, размещать на них различные указатели, знаки, сигналы без специального на то разрешения;

Прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящиеся на ней посторонним предметам независимо от того, касаются они земли или заземленных конструкций.

Билет

Путевое развитие железнодорожных станций. Принцип нумерации путей и стрелочных переводов.

Путевое развитие станций - дополнительные группы путей на станциях, помимо главных, предназначенные для обгона, скрещения, приёма и отправления поездов. Позволяет, при развитых путевых устройствах, производить маневровую работу по расформированию и формированию поездов, ремонту локомотивов и вагонов, экипировку локомотивов и другие технические операции с поездами. Путевое развитие железнодорожных узлов должно обеспечивать, кроме операций, обычных для работы станций, входящих в узел, также передачу вагонов между отдельными сходящимися в узел железнодорожными линиями, пропуск транзитных поездов с одной линии на другую и пропуск поездов с переработкой на отдельных станциях узла.

Главные пути нумеруются римскими цифрами (I, II, III, IY). На двухпутных и многопутных линиях четные пути предназначены для следования четных поездов, нечетные – для нечетных. Приемо-отправочнные и другие станционные пути нумеруют арабскими цифрами .

На станциях с небольшим числом приемо-отправочных путей, используемых для приема нечетных и четных поездов, эти пути обозначают порядковыми номерами (3, 4, 5, 6 и т.д.) вслед за номерами главных путей от пассажирского здания в полевую сторону. Последующими номерами обозначают остальные станционные пути (вытяжные, соединительные, пути локомотивного вагонного депо и др.).

На крупных станциях паркам путей присваивают названия по их назначению: приема (П), отправления (О), приемо - отправочный (ПО), сортировочный (С) и т. д.; при нескольких парках одного назначения к названию добавляется номер (например, ПО-1) или слова «нечетный», «четный». В некоторых случаях применяют буквенные обозначения парков (А, Б, В и т. д.).

Если станция имеет отдельные парки для приема нечетных и четных поездов, то для нумерации путей в нечетном парке используют порядковые нечетные числа, а в четном парке – соответственно четные числа. На крупных сортировочных станциях основные парки имеют самостоятельную порядковую нумерацию путей.

Стрелочные переводы обозначают порядковыми нечетными номерами со стороны прибытия нечетных поездов (оси станции) и четными – со стороны прибытия четных поездов. Нумерация начинается с входных стрелок станции.

На станции с большим путевым развитием стрелки нумеруют по отдельным паркам, причем каждому парку присваивается сотня номеров, например от 100÷199, парку приема (П.), от 200÷299 парку отправления (О) и т. д.

Границей между нечетными и четными номерами служит середина парка. Стрелки на главных и других путях, не входящих в состав парка, нумеруют порядковыми цифрами от 1 до 99. Стрелки стрелочной улицы, а также спаренные стрелки должны иметь непрерывную нечетную или четную нумерацию. При частичном переустройстве раздельных пунктов может сохраняться существующая нумерация путей и стрелок.

Расстояние между осями железнодорожных путей на перегонах и железнодорожных станциях. Назначение сигналов. Основные сигнальные цвета, применяемые в сигнализации, связанной с движением поездов и маневровой работой.

Расстояние в прямых участках на перегонах между осями путей двухпутных линий должно быть не менее 4100 мм. Это минимально допустимое расстояние. Расстояние между осями второго и третьего путей на перегонах трех- и четырехпутных линий должно быть не менее 5000 мм. На станциях большое количество рабочих различных профессий занимается формированием, перестановкой, осмотром и подготовкой подвижного состава в рейс. Поэтому расстояние между осями путей на станциях значительно увеличено: между осями главных, приемо-отправочных и сортировочных путей на прямых участках оно должно быть не менее 5300 мм, между осями второстепенных станционных путей - не менее 4800 мм (скорость движения поездов на второстепенных путях значительно меньше и на этих междупутьях не ведутся осмотры и ремонт вагонов). Между осями путей, на которых предусмотрена перегрузка грузов из вагона в вагон, в прямом участке расстояние должно быть 3600 мм. Такое расстояние принято главным образом исходя из технологических условий организации работы по перегрузке. На двухпутных линиях при скорости движения поездов более 120 км/ч нормальное и минимальное расстояние должно быть 6500 мм.

Сигнал - это условный видимый или звуковой знак, при помощи которого подается определенный приказ. Сигнал является приказом и подлежит беспрекословному выполнению. Работники железнодорожного транспорта должны использовать все возможные средства для выполнения требования сигнала. Проезд закрытого светофора запрещается.

В сигнализации, связанной с движением поездов, применяются следующие основные сигнальные цвета:

зеленый, разрешающий движение с установленной скоростью;

желтый, разрешающий движение и требующий уменьшения скорости;

красный, требующий остановки.

Число цветов, используемых в сигнализации для движения поездов, ограничено тремя перечисленными основными цветами, поскольку они обладают достаточной контрастностью, надежно различимы, способны как признак сочетаться с другими признаками, имеют большую дальность видимости при малом расходе энергии, сравнительно дешевы и технически просто выполняются.

Помимо трех основных цветов, применяются также огни синего и белого (лунно-белого, прозрачно-белого, молочно-белого) цветов. Синий цвет хотя хорошо опознается, но обладает ограниченной дальностью видимости из-за малой прозрачности светофильтров. Белые огни близки по цвету посторонним источникам света, поэтому эти цвета имеют ограниченную область использования.

Требование Правил к сводному графику движения поездов.

Основой организации движения поездов по инфраструктуре является сводный график движения поездов, который объединяет деятельность всех подразделений, выражает заданный объём эксплуатационной работы подразделений владельцев инфраструктур.

Сводный график движения поездов должен обеспечивать:

Удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов;

Безопасность движения поездов;

Эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности железнодорожных станций;

Рациональное использование железнодорожного подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств;

Соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад;

Возможность производства работ по текущему содержанию и ремонту пути, сооружений, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи и электроснабжения;

Выполнение технологического процесса по своевременной перевозке грузов;

Согласованность работы железнодорожного транспорта общего и необщего пользования.

  • 20. Обеспечение функционирования и взаимодействия организаций железнодорожного транспорта.
  • 21. Сооружения и устройства, предназначенные для выполнения операций, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой.
  • 22. Сооружения и устройства пассажирского комплекса.
  • 23. Сооружения, устройства и помещения для выполнения грузовой работы на станциях.
  • 24. Информационно-вычислительные системы, используемые на железнодорожном транспорте должны обеспечивать возможность:
  • 25. Сооружения и устройства для технического обслуживания и ремонта локомотивов, моторвагонного подвижного состава, специального подвижного состава.
  • 26. Сооружения и устройства вагонного комплекса.
  • 27. Сооружения и устройства водоснабжения и очистки сточных вод.
  • 28. Восстановительные средства.
  • V. Обслуживание сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта
  • VI. Общие положения по организации технической эксплуатации железнодорожного транспорта на участках движения пассажирских поездов со скоростями более 140 до 250 км/ч
  • 1. Сигналы.
  • 2. Путевая автоматическая и полуавтоматическая блокировка.
  • 3. Электрическая централизация стрелок и светофоров.
  • 4. Диспетчерская централизация
  • 5. Автоматическая локомотивная сигнализация
  • 6. Ключевая зависимость стрелок и сигналов
  • 7. Станционная блокировка на железнодорожных путях необщего пользования
  • 8. Устройства механизации и автоматизации сортировочных горок
  • 9. Автоматическая переездная сигнализация и автоматические шлагбаумы
  • 10. Автоматические системы оповещения о приближении поезда
  • 11. Средства автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу поезда
  • 13. Система дистанционного управления стрелками из кабины локомотива и устройства въездной (выездной) и технологической сигнализации на железнодорожных путях необщего пользования
  • 14. Линии сигнализации, централизации и блокировки
  • 15. Устройства автоматики и телемеханики на базе аппаратно- программных средств
  • 16. Техническое обслуживание устройств сигнализации, централизации и блокировки.
  • 10. Колесные пары.
  • 11. Тормозное оборудование и автосцепное устройство железнодорожного подвижного состава
  • 12. Организация техническою обслуживания и ремонта железнодорожного подвижного состава.
  • 13. Организация технического обслуживания и ремонта локомотивов, могорвагониого железнодорожного и специального самоходного подвижного состава, особенности их эксплуатации.
  • 14. Организация технического обслуживания и ремонта вагонов.
  • 1. Сводный график движения поездов
  • 2. Раздельные пункты на железнодорожном транспорте
  • 3. Организация технической работы железнодорожной станции
  • 4. Эксплуатация стрелочных переводов
  • 5. Производство маневров.
  • 7. Порядок включения тормозов в поездах.
  • 8. Снаряжение и обслуживание поездов.
  • 9. Постановка локомотивов в* поезда.
  • 10. Управление движением поездов.
  • 11. Прием поездов.
  • 12. Отправление поездов.
  • 13. Средства сигнализации и связи при движении поездов.
  • 14. Общие положения по организации движения поездов.
  • 15. Порядок вождения поездов машинистами локомотивов, могорвагонных поездов и специального самоходного подвижного состава на железнодорожном транспорте.
  • 16. Порядок действий работников при вынужденной остановке поезда на перегоне.
  • 1. Сводный график движения поездов

    1.1. Основой организации движения поездов по инфраструктуре является сводный график движения поездов, который объединяет деятельность всех подразделений, выражает заданный объем эксплуатационной работы подразделений владельцев инфраструктур.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 169) сводный график движения поездов утверждается в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, на основании предложенных владельцами инфраструктур графиков движения поездов в пределах инфраструктур.

    Организация движения поездов в пределах одной инфраструктуры осуществляется на основании графика движения поездов, утверждаемого и вводимого в действие владельцем этой инфраструктуры.

    Движение поездов по графику обеспечивается соблюдением действующих нормативов, правильной организацией и выполнением технологического процесса работы станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания и других подразделений железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов.

    Нарушение сводного графика движения поездов не допускается. В исключительных случаях, или из-за отказа технических средств или явлений стихийного бедствия происходит нарушение сводного графика движения поездов, работники всех служб обязаны принимать оперативные меры для ввода в график опаздывающих пассажирских и грузовых поездов и обеспечивать их безопасное проследование.

    На железнодорожных путях необщего пользования владелец железнодорожных путей необщего пользования утверждает контактные графики движения поездов.

    1.2. Сводный график движения поездов должен обеспечивать: удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов; безопасность движения поездов;

    эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности станций;

    рациональное использование железнодорожного подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств;

    соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад;

    возможность производства работ по текущему содержанию и ремонту пути, сооружений, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи и электроснабжения;

    выполнение технологического процесса по своевременной перевозке грузов;

    согласованность работы железнодорожного транспорта общего и нсобщего пользования.

    1.3. Назначение и отмена поездов на железнодорожном транспорте общего пользования производится перевозчиком по согласованию с владельцем инфраструктуры, на основании сводного графика движения поездов.

    Назначение каждого поезда, не предусмотренного графиком движения, объявляется диспетчером поездным.

    1.4. Каждому поезду присваивается номер, установленный графиком движения. Поездам одного направления присваиваются четные номера, а поездам обратного направления - нечетные.

    Кроме номера, каждому грузовому поезду на станции его формирования присваивается индекс, который не изменяется до станции расформирования.

    Поездам, не предусмотренным графиком движения, номера присваиваются при их назначении. .

    1.5. Поезда делятся:

    А. Внеочередные - в порядке приоритетности

    1) восстановительные, пожарные, снегоочистители, локомотивы без вагонов, специальный самоходный подвижной состав, назначаемые для восстановления нормального движения и для тушения пожара;

    2) назначаемые для осуществления воинских перевозок.

    Б. Очередные - в порядке приоритетности:

    1) высокоскоростные, скоростные, скорые, пассажирские поезда для перевозки пассажиров в международном сообщении;

    2) высокоскоростные, скоростные, скорые, пассажирские поезда для перевозки пассажиров в пределах Российской Федерации в дальнем следовании;

      пригородного сообщения;

      почтово-багажные;

      специальные;

      грузо-пассажирские, людские;

    7) грузовые (сквозные, участковые, сборные, вывозные, передаточные), хозяйственные поезда и локомотивы без вагонов.

    В. Поезда, назначаемые по особым требованиям, очередность которых устанавливается при назначении.

    1.6. Движение поездов производится по московскому поясному времени в 24-часовом исчислении.

    Показание времени на часах должно быть одинаковым на всех участках и подразделениях железнодорожного транспорта.

    В служебных помещениях, на пассажирских вокзалах должны быть установлены часы. Порядок установки, ремонта и содержания настенных и наружных электрических часов, находящихся в местах работы должностных лиц, связанных с движением поездов и обслуживанием пассажиров, определяется, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

    Приложение № 6
    к Правилам технической
    эксплуатации железных дорог
    Российской Федерации

    ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

    94. При необходимости на железнодорожных путях общего пользования владелец инфраструктуры может организовывать движение с применением соединения поездов и следования их соединенными с действующими локомотивами в голове каждого из этих поездов, с установлением порядка, обеспечивающего безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

    95. Следование поездов вагонами вперед допускается:
    при движении на железнодорожные пути необщего пользования и по этим железнодорожным путям и обратно;
    при движении хозяйственных, восстановительных и пожарных поездов; в иных случаях, установленных нормами и правилами.
    В голове такого поезда ставится вагон, на котором должен находиться работник, в обязанности которого входит слежение за свободностью железнодорожного пути и при угрозе безопасности движения или жизни людей принимать меры к остановке поезда.
    На железнодорожных путях необщего пользования в случаях, если для следования вагонами вперед в голове такого поезда не может быть поставлен вагон с переходной площадкой и не может находиться работник, обязанный следить за свободностью железнодорожного пути, порядок, обеспечивающий безопасность движения при этом поездов, устанавливается нормами и правилами. На открытых горных разработках при следовании специализированных поездов (вертушек), не сопровождаемых составителем, вагонами вперед первый по ходу движения вагон должен быть оборудован звуковым и в темное время — световым сигналами.

    96. Машинист обязан:
    иметь свидетельство на право управления соответствующим типом железнодорожного подвижного состава, а также формуляр с отметкой о прохождении проверки знаний норм и правил и настоящих Правил,
    знать конструкцию локомотива (моторвагонного поезда), специального самоходного подвижного состава, на котором должна осуществляться его работа в соответствии с установленными квалификационными требованиями, профиль обслуживаемого участка, расположение на нем постоянных сигналов, сигнальных указателей и знаков и их назначение, а также места расположения железнодорожных переездов на обслуживаемом участке, иметь расписание движения поездов на обслуживаемом им участке;
    при приемке локомотива (моторвагонного поезда), специального самоходного подвижного состава убедиться в его исправности, обратив особое внимание на действие тормозов, песочниц, комплектность и работоспособность радиосвязи, радиоэлектронных средств передачи данных, приборов для подачи звукового сигнала, а по записи в журнале технического состояния локомотива убедиться в исправном действии локомотивных устройств автоматической локомотивной сигнализации и устройств безопасности, проверить наличие сигнальных принадлежностей, противопожарных средств;
    при курсировании по принадлежащим владельцу инфраструктуры железнодорожным путям общего пользования владельцу железнодорожных путей необщего пользования иметь документ о прохождении медицинского осмотра и установленных предрейсовых и предсменных видов медицинских осмотров;
    обеспечить безопасное следование поезда с точным соблюдением графика движения;
    выполнять иные требования норм и правил и настоящих Правил.

    97. После прицепки локомотива к составу поезда (специального самоходного подвижного состава к составу хозяйственного поезда) машинист обязан:
    убедиться в правильности сцепления локомотива, специального самоходного подвижного состава с первым вагоном состава и соединения воздушных рукавов и электрических проводов, а также в открытии концевых кранов между ними;
    зарядить тормозную магистраль сжатым воздухом, убедиться в том, что падение давления не превышает установленных норм, и опробовать автотормоза;
    получить справку об обеспечении поезда тормозами, сверить указанный в ней номер хвостового вагона с натурным листом и убедиться в соответствии тормозного нажатия в поезде установленным нормам;
    ознакомиться по натурному листу с составом грузового и грузо-пассажирского поезда — наличием вагонов, занятых людьми, грузами отдельных категорий, указанных в правилах перевозок грузов на железнодорожном транспорте, а также открытого железнодорожного подвижного состава;
    ознакомиться по натурному листу с составом пассажирского и почтово-багажного поезда — наличием вагонов, занятых грузобагажом и багажом;
    если локомотив оснащен радиостанцией с индивидуальным вызовом, установить присвоенный номер поезда и номер локомотива на пульте управления радиостанцией.
    После прицепки локомотива к составу пассажирского поезда с электроотоплением вагонов машинист обязан опустить токоприемники для подключения электромехаником высоковольтных междувагонных электрических соединителей.
    На участках, оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией, машинист ведущего локомотива, моторвагонного поезда, специального самоходного подвижного состава обязан перед отправлением с железнодорожной станции включить эти устройства, а на участках, оборудованных радиосвязью, убедиться, что радиостанция включена, и путем вызова проверить радиосвязь с начальником (механиком-бригадиром) пассажирского поезда и соответственно с руководителем работ в хозяйственном поезде.

    98. При ведении поезда машинист и его помощник обязаны:
    следить за свободностью железнодорожного пути, сигналами, сигнальными указателями и знаками, выполнять их требования и повторять друг другу все сигналы, подаваемые светофорами, сигналы остановки и уменьшения скорости, подаваемые с железнодорожного пути и поезда;
    следить за состоянием и целостностью поезда, а на электрифицированных участках, кроме того, и за состоянием контактной сети;
    наблюдать за показаниями приборов, контролирующих бесперебойность и безопасность работы локомотива, специального самоходного подвижного состава;
    при входе на железнодорожную станцию и проходе по станционным железнодорожным путям подавать установленные сигналы, следить по стрелочным указателям за правильностью маршрута, за свободностью железнодорожного пути и сигналами, подаваемыми работниками железнодорожных станций, а также за движением поездов и маневровыми передвижениями на смежных железнодорожных путях, немедленно принимая меры к остановке при угрозе безопасности движения.
    После остановки поезда на железнодорожной станции, если в нем обнаружены какие-либо неисправности, машинист обязан немедленно доложить об этом дежурному по железнодорожной станции, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, — диспетчеру поездному.
    При необходимости остановки на железнодорожной станции машинист обязан остановить поезд, не проезжая выходного светофора (при его отсутствии — предельного столбика) пути приема. При этом локомотив грузового поезда должен быть остановлен у выходного сигнала (при его отсутствии — у предельного столбика). Не доезжая до них, машинист может остановить поезд, только если убедится через дежурного по железнодорожной станции по поездной радиосвязи, что весь состав установлен в границах полезной длины пути приема.
    В случае обнаружения в пути следования неисправности светофоров, автоблокировки, повреждения железнодорожного пути, контактной сети и других сооружений и устройств, неисправности в поездах, следующих по смежным железнодорожным путям, машинист обязан сообщить об этом дежурному по железнодорожной станции ближайшей железнодорожной станции или диспетчеру поездному. При наличии поездной радиосвязи сообщение об этих неисправностях машинист должен передать по радиосвязи дежурному по железнодорожной станции ближайшей железнодорожной станции или диспетчеру поездному, а при необходимости и машинисту поезда, следующего по смежному железнодорожному пути.
    При следовании в условиях ограничения видимости (туман, ливень, метель и др.) сигналов, сигнальных указателей и знаков машинисту разрешается для обеспечения безопасности движения снижать установленную скорость движения поезда.

    99. При ведении поезда машинист должен:
    иметь тормозные устройства всегда готовыми к действию, проверять их в пути следования, не допускать падения давления в главном резервуаре и в магистрали ниже установленных норм;
    при запрещающих показаниях постоянных сигналов, показаниях сигналов уменьшения скорости и других сигналов, требующих снижения скорости, применяя служебное торможение, останавливать поезд, не проезжая сигнала остановки, а сигнал уменьшения скорости проследовать со скоростью, не более установленной для данного сигнала;
    проследовать сигнальный знак, ограждающий нейтральную вставку (во избежание остановки на ней локомотива), со скоростью не менее 20 км/ч;
    при внезапной подаче сигнала остановки или внезапном возникновении препятствия немедленно применить средства экстренного торможения для остановки поезда.

    100. В пути следования машинист не вправе:
    превышать скорости, установленные настоящими Правилами, приказом владельца инфраструктуры, перевозчика, владельца железнодорожных путей необщего пользования, а также выданными предупреждениями и указаниями сигналов;
    отвлекаться от управления локомотивом, моторвагонным поездом, специальным самоходным подвижным составом, его обслуживания и наблюдения за сигналами и состоянием железнодорожного пути;
    отключать исправно действующие устройства безопасности или вмешиваться в их работу;
    отправляться на перегон при отказе на локомотиве, специальном самоходном подвижном составе тягового оборудования, обеспечивающего ведение поезда, и невозможности устранения причины отказа.

    101. Движением поезда управляет машинист ведущего локомотива. Машинисты других локомотивов, в том числе подталкивающего, обязаны подчиняться всем указаниям и сигналам машиниста ведущего локомотива и повторять их.
    Порядок работы подталкивающих локомотивов устанавливается, соответственно, владельцами инфраструктур, владельцами железнодорожных путей необщего пользования.

    102. Не допускается проезд в рабочей кабине локомотива лиц, не входящих в состав локомотивной бригады, за исключением кондукторов главных (составителей поездов), а также должностных лиц, имеющих разрешение на такой проезд, в соответствии с нормами и правилами и решением, соответственно, владельца инфраструктуры, владельца железнодорожных путей необщего пользования, но не более двух человек одновременно.
    Проезд в нерабочей кабине локомотива наряда ведомственной охраны при исполнении ими своих служебных обязанностей допускается в порядке, установленном соответственно владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

    103. При вынужденной остановке поезда на перегоне машинист обязан:
    остановить поезд, по возможности, на площадке и прямом участке железнодорожного пути, если не требуется экстренной остановки;
    привести в действие автотормоза поезда и вспомогательный тормоз локомотива, на специальном самоходном подвижном составе — автотормоза, а при наличии приборов управления и вспомогательный тормоз;
    немедленно объявить по радиосвязи об остановке машинистам локомотивов и моторвагонных поездов, следующих по перегону, и дежурным по железнодорожным станциям, ограничивающим перегон, которые должны немедленно доложить об этом диспетчеру поездному. Кроме того, машинист пассажирского поезда обязан сообщить о причине остановки начальнику (механику-бригадиру) пассажирского поезда по радиосвязи, а машинист специального самоходного подвижного состава — руководителю работ в хозяйственном поезде;
    если остановка не связана с задержкой поезда у светофора с запрещающим показанием, выяснить ее причины и возможность дальнейшего следования;
    если движение поезда не может быть возобновлено в течение 20 и более минут и нет возможности удержать поезд на месте на автотормозах, привести в действие ручной тормоз локомотива, специального самоходного подвижного состава и подать сигнал для приведения в действие имеющихся в составе ручных тормозов (проводниками пассажирских вагонов, кондукторами, руководителем работ в хозяйственном поезде). В поездах, где такие работники отсутствуют, помощник машиниста должен уложить под колеса вагонов имеющиеся на локомотиве тормозные башмаки, а при недостатке их, кроме того, привести в действие ручные тормоза вагонов в соответствии с порядком, установленным, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования на основании норм и правил;
    дополнительно сообщить по поездной радиосвязи дежурному по железнодорожной станции или диспетчеру поездному о причинах остановки и необходимых мерах по ликвидации возникших препятствий для движения. При неисправности поездной радиосвязи сообщение дежурному по железнодорожной станции или диспетчеру поездному передать посредством других видов технологической электросвязи или с ближайшего пункта, имеющего телефонную связь (через помощника машиниста, кондуктора, проводника пассажирского вагона, руководителя работ в хозяйственном поезде);
    совместно со всеми работниками, обслуживающими поезд, принять меры к устранению возникшего препятствия для движения, а в необходимых случаях обеспечить ограждение поезда и смежного железнодорожного пути.
    При обслуживании локомотивов пассажирских поездов одним машинистом выполнение операций по закреплению и ограждению поезда производится начальником (механиком-бригадиром) пассажирского поезда и проводниками пассажирских вагонов по указанию машиниста, передаваемому по радиосвязи или другим видам технологической электросвязи, установленными к настоящим Правилам.

    104. Ограждение поезда, остановившегося на перегоне, производится:
    пассажирского — при затребовании восстановительного или пожарного поезда, а также вспомогательного локомотива — немедленно после вызова;
    если поезд был отправлен при перерыве действия всех средств сигнализации и связи — немедленно после остановки поезда.
    Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном железнодорожном пути двухпутного или многопутного перегона и в первую очередь со стороны ожидаемого поезда.
    Порядок ограждения и действия работников установлен в к настоящим Правилам.

    105. На участках, оборудованных автоблокировкой, при остановке на перегоне пассажирского поезда проводник последнего пассажирского вагона обязан проверить видимость поездных сигналов, внимательно наблюдать за перегоном и в случае появления вслед идущего поезда принять меры к его остановке.

    106. Если поезд остановился на подъеме и в хвосте нет подталкивающего локомотива, машинист при необходимости может осадить поезд на более легкий профиль того же перегона.
    В этом случае впереди осаживаемого поезда должен находиться работник локомотивной бригады, кондуктор главный грузовых поездов или руководитель работ в хозяйственном поезде. Скорость осаживания поезда должна быть не более 5 км/ч.
    Осаживание не допускается:
    пассажирских поездов во всех случаях;
    на перегонах, оборудованных автоблокировкой или автоматической локомотивной сигнализацией, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи;
    во время тумана, метели и при других неблагоприятных условиях, когда сигналы трудно различимы;
    если остановившийся поезд был отправлен при перерыве действия всех средств сигнализации и связи.
    При остановке на подъеме поезда, масса которого превышает норму по условиям трогания с места на данном подъеме и осаживание которого не допускается, машинист должен немедленно затребовать вспомогательный локомотив.
    Перечень таких мест и норм массы устанавливается, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

    107. Поезд может быть возвращен с перегона обратно на железнодорожную станцию отправления только по распоряжению дежурного по железнодорожной станции этой железнодорожной станции в соответствии с к Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации.

    108. Если поезд не может самостоятельно следовать после остановки, он выводится с перегона вспомогательным локомотивом в соответствии с к Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации.
    Порядок действия локомотивных бригад при разрыве поезда устанавливается Правилами технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами железнодорожного подвижного состава, утвержденными Советом по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества (приложение № 18 к протоколу от 7 мая 2014 г. № 60).
    На участках, оборудованных автоблокировкой, для оказания помощи остановившемуся на перегоне поезду может быть использован локомотив следом идущего грузового поезда и, в исключительных случаях, разрешается производить подталкивание следом идущим поездом нормальной массы и длины.
    При вынужденной остановке на перегоне моторвагонного поезда и невозможности его дальнейшего самостоятельного движения разрешается прицеплять к нему следом идущие моторвагонный поезд или резервный локомотив для вывода на железнодорожную станцию.

    109. Если затребован восстановительный или пожарный поезд, а также вспомогательный локомотив, то остановившийся поезд не может начать движение, пока не прибудет затребованная помощь или не будет дано соответствующее разрешение на движение.
    Порядок затребования, назначения и движения восстановительных или пожарных поездов и вспомогательных локомотивов, а также порядок соединения на перегоне двух моторвагонных поездов и их дальнейшего следования установлены в к Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации.

    110. Движение съемных подвижных единиц производится без выдачи поездных документов на право занятия перегона (кроме дрезин съемного типа) и не должно вызывать нарушения следования поездов по расписанию. Все съемные подвижные единицы должны иметь оси с электрической изоляцией.
    Порядок движения съемных подвижных единиц, обеспечивающий безопасность движения поездов, устанавливается, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

    1.1. Основой организации движения поездов по инфраструктуре
    является сводный график движения поездов, который объединяет
    деятельность всех подразделений, выражает заданный объем
    эксплуатационной работы подразделений владельцев инфраструктур.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 169) сводный график движения поездов утверждается в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, на основании предложенных владельцами инфраструктур графиков движения поездов в пределах инфраструктур.

    Организация движения поездов в пределах одной инфраструктуры осуществляется на основании графика движения поездов, утверждаемого и вводимого в действие владельцем этой инфраструктуры.

    Движение поездов по графику обеспечивается соблюдением действующих нормативов, правильной организацией и выполнением технологического процесса работы станций, депо, тяговых подстанций, пунктов технического обслуживания и других подразделений железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов.

    Нарушение сводного графика движения поездов не допускается. В исключительных случаях, или из-за отказа технических средств или явлений стихийного бедствия происходит нарушение сводного графика движения поездов, работники всех служб обязаны принимать оперативные меры для ввода в график опаздывающих пассажирских и грузовых поездов и обеспечивать их безопасное проследование.

    На железнодорожных путях необщего пользования владелец железнодорожных путей необщего пользования утверждает контактные графики движения поездов.

    1.2. Сводный график движения поездов должен обеспечивать:
    удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов;
    безопасность движения поездов;


    эффективное использование пропускной и провозной способности участков и перерабатывающей способности станций;

    рациональное использование железнодорожного подвижного состава и погрузочно-разгрузочных средств;

    соблюдение установленной продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад;

    возможность производства работ по текущему содержанию и ремонту пути, сооружений, устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи и электроснабжения;

    выполнение технологического процесса по своевременной перевозке грузов;

    согласованность работы железнодорожного транспорта общего и нсобщего пользования.

    1.3. Назначение и отмена поездов на железнодорожном транспорте
    общего пользования производится перевозчиком по согласованию с
    владельцем инфраструктуры, на основании сводного графика движения
    поездов.



    Назначение каждого поезда, не предусмотренного графиком движения, объявляется диспетчером поездным.

    1.4. Каждому поезду присваивается номер, установленный графиком
    движения. Поездам одного направления присваиваются четные номера, а
    поездам обратного направления - нечетные.

    Кроме номера, каждому грузовому поезду на станции его формирования присваивается индекс, который не изменяется до станции расформирования.

    Поездам, не предусмотренным графиком движения, номера
    присваиваются при их назначении. .

    1.5. Поезда делятся:

    А. Внеочередные - в порядке приоритетности

    1) восстановительные, пожарные, снегоочистители, локомотивы без
    вагонов, специальный самоходный подвижной состав, назначаемые для
    восстановления нормального движения и для тушения пожара;

    2) назначаемые для осуществления воинских перевозок.

    Б. Очередные - в порядке приоритетности:

    1) высокоскоростные, скоростные, скорые, пассажирские поезда для
    перевозки пассажиров в международном сообщении;

    2) высокоскоростные, скоростные, скорые, пассажирские поезда для
    перевозки пассажиров в пределах Российской Федерации в дальнем
    следовании;

    3) пригородного сообщения;

    4) почтово-багажные;


    5) специальные;

    6) грузо-пассажирские, людские;

    7) грузовые (сквозные, участковые, сборные, вывозные,
    передаточные), хозяйственные поезда и локомотивы без вагонов.

    В. Поезда, назначаемые по особым требованиям, очередность которых устанавливается при назначении.

    1.6. Движение поездов производится по московскому поясному времени в 24-часовом исчислении.

    Показание времени на часах должно быть одинаковым на всех участках и подразделениях железнодорожного транспорта.

    В служебных помещениях, на пассажирских вокзалах должны быть установлены часы. Порядок установки, ремонта и содержания настенных и наружных электрических часов, находящихся в местах работы должностных лиц, связанных с движением поездов и обслуживанием пассажиров, определяется, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.