Что устанавливают государственные нормативные требования охраны труда. Государственные нормативные требования по охране труда. Структура обозначения стандартов ссбт

Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Комментарий к Статье 211 ТК РФ

В комментируемой статье установлено, что государственные требования охраны труда, правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, устанавливаются в федеральных законах и других нормативных актах РФ и ее субъектов.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Другой комментарий к Ст. 211 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Требованиям к охране труда придан единый, обязательный государственный нормативно-правовой характер. Это означает, что данные требования распространяются на все организации независимо от формы собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, включая проектирование, строительство (реконструкцию) и эксплуатацию объектов, конструирование машин, механизмов и иного оборудования, разработку технологических процессов, организацию производства и труда.

2. Порядок разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации в сфере трудовых отношений, в том числе и в области охраны труда, определен ст. 6 ТК РФ. В частности, федеральные органы устанавливают:

Порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Систему и порядок государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда;

Систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда.

Органы власти субъектов Федерации принимают правовые акты по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов. При этом более высокий по сравнению с федеральным уровень трудовых прав и гарантий работникам обеспечивается за счет бюджета субъекта Федерации. Если же правовой акт субъекта Федерации противоречит ТК РФ или снижает установленный уровень трудовых прав и гарантий, то применяется ТК РФ.

3. Перечень требований по охране труда применительно к их видам, порядку разработки и утверждения определен Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314).

Установлено, что государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются и утверждаются в следующем порядке:

а) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных органов исполнительной власти и утверждаются Минтрудом России;

б) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;

в) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству в части государственных нормативных требований охраны труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России.

Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные требования охраны труда, направляются для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. Проекты данных правовых актов представляются также в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений для выработки ею мотивированного мнения. Названные акты также направляются для государственной регистрации в Минюст России.

Государственные нормативные требования охраны труда

В Российской Федерации действует система правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Эти требования содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ и устанавливают правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

В ТК закреплен наиболее широкий круг государственных нормативных требований охраны труда (разд. X "Охрана труда", разд. XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" и др.). В федеральных законах содержатся государственные нормативные требования охраны труда, чаще всего направленные на обеспечение безопасности граждан и защиту окружающей среды при использовании атомной энергии, проведении работ на опасных производственных объектах, цехах, участках, где получаются, используются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются, транспортируются опасные вещества, и др.*(8)

Разнообразие федеральных законов позволяет учесть специфику условий труда отдельных категорий работников в различных отраслях производства и наилучшим образом обеспечить охрану их труда.

Государственным нормативным требованиям к охране труда придан обязательный характер. Данные требования распространяются на всех работодателей независимо от их организационно-правовой формы. Требования охраны труда обязательны для исполнения при осуществлении любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Значительная часть государственных нормативных требований охраны труда содержится в подзаконных нормативных правовых актах, издаваемых на федеральном и региональном уровнях.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160*(9) утверждено Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (далее - Положение).

При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта РФ могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении в пределах 10 лет, с возможностью его продления, но не более чем на пять лет (п. 4 , Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании).

Правила по охране труда обязательны для работодателя. Если в них отсутствуют требования, соблюдение которых при производстве работ необходимо, чтобы обеспечить безопасные условия труда, работодатель с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного или другого представительного органа работников принимает необходимые меры, обеспечивающие безопасные условия труда, исходя из конкретной обстановки. Без соблюдения названных требований не допускается также передача в серийное производство образцов новых машин и другого оборудования.

Для работников организации работодателем разрабатываются инструкции по охране труда. Инструкции по охране труда разрабатываются на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда (межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной, ремонтной, технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются в инструкции применительно к должности, профессии или виду выполняемой работы. Инструкции по охране труда для работников утверждаются приказом работодателя с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда. Временные инструкции по охране труда для работников обеспечивают безопасное ведение технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Они разрабатываются на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в пять лет. Инструкции по охране труда для работников могут досрочно пересматриваться (разд. V Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда):

При пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

При изменении условий труда работников; внедрении новой техники и технологии;

По результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

По требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральной инспекции труда.

Работодатель обязан обеспечить ознакомление работников с требованиями охраны труда (ст. 212 ТК). Работники обязаны соблюдать требования охраны труда (ст. 214 ТК). Постоянный контроль за соблюдением инструкций по охране труда возложен на работодателя. Конкретные обязанности должностных лиц в этой сфере закрепляются в должностных инструкциях или определяются приказами руководителей.

Систематический контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда осуществляется службами охраны труда организаций. Работники этой службы вправе потребовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда, а от руководителей подразделений - отстранения от работы лиц, грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда.

Служба охраны труда представляет работодателю предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда. Предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности вправе также вносить комитеты (комиссии) по охране труда, создаваемые в организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа.

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 206-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" ч. 3

Комментарий к статье 211

1. Как следует из содержания ч. 1 ст. 211, государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Требования охраны труда согласно ч. 10 ст. 209 ТК содержатся в правилах и инструкциях по охране труда, утверждаемых по общему правилу работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 ТК. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

2. Наиболее широкий круг государственных нормативных требований охраны труда, закрепленных федеральным законом, содержится в Трудовом кодексе (в разделе X "Охрана труда", разделе XII "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников" и др.).

Государственные нормативные требования охраны труда, закрепленные в других федеральных законах, чаще всего направлены на обеспечение безопасности граждан (включая работающих) и защиту окружающей среды при использовании атомной энергии, проведении работ на опасных производственных объектах, цехах, участках, где получаются, используются, перерабатываются, хранятся, уничтожаются, транспортируются опасные вещества, и др. (например, Закон об использовании атомной энергии, Закон о радиационной безопасности населения, Закон об уничтожении химического оружия, Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов).

3. Государственные нормативные требования охраны труда (а не просто требования охраны труда, как было указано в прежней редакции ч. 2 ст. 211) обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в т. ч. при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

4. Значительная часть государственных нормативных требований охраны труда содержится в подзаконных нормативных правовых актах, издаваемых на федеральном и региональном уровнях.

В соответствии с новой редакцией ч. 3 комментируемой статьи порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако к настоящему времени указанный порядок еще не разработан. В части, не противоречащей законодательству, сохраняют свое значение Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314) и Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80 (Бюллетень Минтруда России. 2003. N 5).

Так, в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 проекты нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, должны направляться органами, разработавшими названные требования, для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.

Утвержденные в установленном порядке нормативные правовые акты в месячный срок должны быть направлены Минздравсоцразвития России для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда.

Разрабатывая нормативные акты по охране труда, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны исходить из того, что включаемые в них требования не могут быть ниже государственных, установленных в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399.

Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут продлеваться, но не более чем на 2 срока. Решение о продлении срока их действия либо досрочной отмене может быть принято органом, утвердившим эти требования, не позднее 9 месяцев до окончания срока их действия.

При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от срока их действия. Пересмотр требований охраны труда осуществляется в таком же порядке, как и их разработка.

Федеральные санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации. При необходимости учета особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения на территории субъекта Российской Федерации могут действовать федеральные санитарные правила, установленные для этой территории. Срок действия санитарных правил устанавливается при их утверждении в пределах 10 лет, с возможностью его продления, но не более чем на 5 лет (п. п. 4, 10 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 (СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295)).

Правила по охране труда обязательны для работодателя. Если в них отсутствуют требования, соблюдение которых при производстве работ необходимо, чтобы обеспечить безопасные условия труда, работодатель с учетом мнения соответствующего выборного профсоюзного или другого представительного органа работников принимает необходимые меры, обеспечивающие безопасные условия труда, исходя из конкретной обстановки. Без соблюдения названных требований не допускается также передача в серийное производство образцов новых машин и другого оборудования.

Инструкции по охране труда для работников организации разрабатываются работодателем на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда (а при их отсутствии - на основе межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций - изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования должны быть изложены применительно к профессии работника или виду выполняемой работы.

Инструкции по охране труда для работников разрабатываются в соответствии с наименованиями профессий и перечнями видов работ, утверждаемыми работодателями, руководителями структурных подразделений предприятия, и утверждаются приказом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного либо иного уполномоченного работниками представительного органа.

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуются и проводятся работодателем не реже одного раза в 5 лет. При изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда; при изменении условий труда работников; при внедрении новой техники и технологий и в других случаях инструкции по охране труда для работников пересматриваются досрочно (раздел V Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80).

Ознакомление работников с требованиями охраны труда является обязанностью работодателя (ст. 212 ТК).

5. Согласно законодательству работники обязаны соблюдать правила обращения с машинами и механизмами и другие требования, установленные в инструкциях (ст. 214 ТК). Постоянный контроль за соблюдением инструкций по охране труда возложен на работодателя. Конкретные обязанности должностных лиц в этой сфере закрепляются в должностных инструкциях либо определяются приказами руководителей.

Непосредственный систематический контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда осуществляется службами охраны труда организаций.

Работники такой службы вправе требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда, а от руководителей подразделений - отстранения от работы лиц, грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда. Служба охраны труда представляет работодателю предложения о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда.

Предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности вправе также вносить комитеты (комиссии) по охране труда, создаваемые в организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа.

6. Что касается функционирования системы нормативных актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в которую согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 входят: межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда, строительные и санитарные нормы и правила, правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, свод правил по проектированию и строительству, гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, то они в настоящее время сохраняют свою силу лишь в определенной части.

Как предусмотрено п. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании, со дня введения в действие этого Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:

Защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

Охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

Предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

Это правило распространяется также на государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 г. (п. 1 Постановления Госстандарта России от 30 января 2004 г. N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" // БНА РФ. 2004. N 8). Этим же Постановлением Госстандарта России государственные и межгосударственные стандарты, принятые до 1 июля 2003 г., признаны национальными стандартами.

Согласно п. 2 ст. 15 Закона о техническом регулировании национальные стандарты применяются на добровольной основе. Их применение подтверждается знаком соответствия национальному стандарту.

Программа разработки конкретных технических регламентов и сроки их разработки утверждена распоряжением Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. N 1421-р (СЗ РФ. 2004. N 46. Ст. 4551).

Для обеспечения заинтересованных лиц информацией о технических регламентах, документах национальной системы стандартизации, международных стандартах, правилах стандартизации, нормах стандартизации и рекомендациях по стандартизации, национальных стандартах других государств и международных договорах в области стандартизации и о правилах их применения создан информационный фонд технических регламентов и стандартов. Функционирование этого фонда обеспечивается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, взаимодействующим с федеральными органами исполнительной власти (Постановление Правительства РФ от 15 августа 2003 г. N 500 "О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию" // СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3367).

Официальное опубликование национальных стандартов и общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации осуществляется Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2003 г. N 594 // СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3773).

Для работодателя охрана труда является обязательной, что гарантировано государством. Это целая система по сохранению здоровья каждого работника во время трудовых отношений. Охрана труда включает в себя социальные, правовые, экономические, реабилитационные, лечебные, организационно-технические, профилактические, гигиенические и прочие мероприятия.

Этот комплекс мер существует не для запугивания работодателя. А направлен на повышение производительности труда. И обеспечения работника, его здоровья и безопасности.

Основные направления государственной политики в области охраны труда

Трудовой кодекс РФ выделяет следующие направления государственной политики охраны труда:

  • приоритет сохранения здоровья и жизни работника.
  • управление охраной труда.
  • контроль по соблюдению правил охраны труда.
  • защита трудовых интересов работников, вследствие трудовой деятельности получивших профессиональные заболевания или пострадавших от несчастных случаев.
  • оказание общественному контролю содействия в соблюдении в этой сфере прав трудящихся.
  • обязательность расследования всех профзаболеваний и производственных несчастных случаев.
  • гарантии и компенсации работникам, задействованных на тяжелых работах и работах с особыми условиями труда.

Требования охраны труда

Охрана труда возлагается на руководителя предприятия и другие специальные органы работодателя – это может быть отдел охраны труда или отдельное уполномоченное лицо.

Каждый работник обязан:

  • исполнять требования охраны труда;
  • обучаться безопасности выполнения работ;
  • безошибочно применять средства защиты;
  • своевременно извещать работодателя об угрозе жизни или здоровью, несчастных случаях, ухудшении состояния здоровья (о проявлении признаков профзаболевания или отравления);
  • проходить все установленные медицинские осмотры.

Каждый работник, кроме обязанностей, имеет права на безопасные условия труда.

К таким правам относятся:

  • условия труда должны соответствовать требованиям охраны труда;
  • государственная гарантия ;
  • при нарушении требований охраны труда, которые произошли не по вине работника, за ним обязательно сохраняется рабочее место и средний заработок на период приостановления работ;
  • нельзя требовать от сотрудника выполнения трудовых обязанностей при несоответствующем обеспечении его средствами защиты;
  • вред здоровью, причиненный работнику во время осуществления им трудовых обязанностей, гарантирует возмещение вреда;
  • при опасности для жизни и здоровья сотрудника работодатель обязан заменить ему работу до устранения опасности. При невозможности предоставления работы взамен, время простоя оплачивается работодателем;
  • невыполнение работ, которые не предусмотрены , не может повлечь применение дисциплинарного наказания.

Охрана труда – контроль

Контроль по соблюдению охраны труда возлагается на федеральные органы исполнительной власти и трудовую инспекцию.

Наряду с этим, контроль по соблюдению охраны труда может осуществляться иными государственными органами. Например, одной из функций МЧС является контроль по соблюдению пожарной безопасности, Роспотребнадзор контролирует выполнение предприятиями санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических норм.

Также к надзирающим органам относятся федеральный горный и промышленный надзор, государственный энергетический надзор, государственная инспекция безопасности дорожного движения, органы юстиции и так далее.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Лица, нарушающие требования охраны труда, предусмотренные трудовыми договорами, или создающие препятствия деятельности органов госконтроля или общественного контроля за соблюдением требований охраны труда, несут уголовную, административную и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

За грубое несоблюдение требований охраны труда предусмотрены определенные виды уголовной ответственности:

  • лишение свободы
  • лишение права на установленный срок занимать определённые должности, заниматься определённой деятельностью
  • исправительные работы
  • штраф

К административным взысканиям за нарушение таких требований относятся дисквалификация и штраф.

К дисциплинарным взысканиям относятся:

  • замечание
  • выговор

Вместе с тем, никакое наказание не идет в сравнение с последствиями для жизни и здоровья, которые могут повлечь нарушения требований охраны труда. Работникам следует всегда помнить выражение: «каждое правило охраны труда написано чьей-то кровью», возможно, в этом случае не придется обращаться в суд с .