Чудо природы. Захватывающие места, в которых хочется побывать

В 1997 году влиятельная американская телекомпания CNN (Си-Эн-Эн) предложила свой список 7 природных чудес света . Природным чудом признаётся объект, сотворённый природой без участия человека. Звания чуда удостоены: Гранд-каньон в США , Большой барьерный риф у берегов Австралии , гавань Рио-де-Жанейро, гора Эверест, Полярное сияние, вулкан Парикутин в Мексике и водопад Виктория в Африке .

Гранд-каньон, США

В штате Аризона, на плато Колорадо красно-коричневые воды бурной реки неустанно прокладывают себе путь среди каменной тверди, вымывая и разрушая горные породы. За миллионы лет река сотворила шедевр природной архитектуры — Большой каньон, протянувшийся на огромное расстояние — 446 км. Могучие отвесные стены каньона уходят вниз на глубину 1,6 км, а его ширина на уровне плато достигает 30 км. В структуре ущелья присутствуют породы, относящиеся к четырём геологическим эрам. Потоки лавы, застывшие на разломах, принадлежат к кайнозойской эре. Стены каньона изрезаны слоями песчаника и известняка, сформировавшимися в палеозойскую эру, а самые нижние слои сложены древними кристаллическими сланцами докембрийского периода.

Большой барьерный риф (ББР), Австралия

Большой барьерный риф простирается вдоль северо-восточных берегов Австралии на 2500 км. Он состоит из 3000 рифов и 600 прибрежных островов. Являясь крупнейшей в мире колонией коралловых полипов, ББР напоминает диковинный сад, в котором рыбы всевозможных форм и расцветок кружат среди чаш кораллов, словно тропические бабочки среди цветов. Кораллы пестрят всеми цветами радуги. Здесь охотятся акулы, привлечённые изобилием рыбы и планктона. Летом у берегов можно встретить морских черепах, которые приплывают сюда, чтобы отложить яйца.

Гавань Рио-де-Жанейро, Бразилия

Рио-де-Жанейро находится на берегу одной из крупнейших бухт мира — Гуанабары. По морской глади рассыпаны острова с роскошными пляжами. Вход в бухту охраняют монолитные гранитные горы, такие как пик Сахарная голова, напоминающий по форме кусок сахара, и гора Корковаду, вершину которой венчает знаменитая статуя Христа-Искупителя с распростёртыми в благословляющем жесте руками. Гавань Рио-де-Жанейро окружают живописные скалы, холмистые равнины и великолепный лес национального парка Тижук.

Эверест (Джомолунгма), Китай

На границе между Непалом и Тибетом (автономный район КНР) находится высочайшая вершина земного шара — Эверест (8848 м). Словно магнит, притягивает она туристов и альпинистов со всего света. Ежегодно совершаются тысячи восхождений. Первым гору покорил новозеландец Э. Хиллари в 1953 году. На вершине Эвереста царят 60-ти-градусные морозы, ветер дует со скоростью до 200 км/ч. Но ни недостаток кислорода, остро ощущаемый на высоте более 7 925 метров, ни возможный сход лавин не останавливают отважных альпинистов. Эвересту все возрасты покорны: самым молодым человеком, побывавшим на вершине, стал 13-летний американец Джордан Ромеро, а самым старым — 76-летний непалец Мин Бахадур Шерхан.

Полярное (Северное) сияние

В высоких широтах Северного и Южного полушарий земного шара можно наблюдать поразительный феномен свечения небосвода. Обычно сияние начинается с фосфорических пятен, которые вскоре превращаются в вереницу волн, светящихся малиновыми, красными, изумрудными, синими огнями. Явление люминесценции возникает вследствие взаимодействия верхних разреженных слоев атмосферы с заряженными частицами больших энергий, движущимися к Земле из околоземного космического пространства, называемого плазменным слоем. Норвежские предания утверждают, что полярное сияние — это небесный танец умерших дев. А в легендах эскимосов говорится, что небо заставляют светиться духи, играющие в небесный футбол черепом моржа.

Вулкан Парикутин, Мексика

На территории Мексики существует 1400 вулканов, и Парикутин — самый молодой из них. Он интересен тем, что образовался совсем недавно. Новые вулканы появляются редко, поэтому рождение Парикутина предоставило учёным уникальную возможность более детально изучить данный процесс. До своего первого извержения, случившегося в 1943 году, странное отверстие в земле не привлекало особого внимания. Крестьяне использовали его в качестве бездонного мусорного бака: отходы бесследно исчезали, а яма не наполнялась. Вулкан получил название деревни, разрушенной во время извержения.

Водопад Виктория, Замбия и Зимбабве

На прошлой неделе мир взбудоражило известие об обнаружении в перуанских джунглях Амазонии легендарной кипящей реки, в которой, в буквальном смысле, можно свариться заживо. Однако, это далеко не единственный природный феномен, от красоты которого можно потерять дар речи, в чём мы и предлагаем вам убедиться, посмотрев нашу подборку.

Иллюзия подводного водопада у берегов Маврикия.
На первый взгляд может показаться, что у побережья тропического острова в Индийском океане открылся водоворот, но на самом деле это оптическая иллюзия, создаваемая отложениями ила и песка на морском дне.


Спрайты.
Пилоты самолётов – единственные счастливчики, имеющие возможность собственными глазами наблюдать это удивительное природное явление. Красные вспышки света длительностью несколько миллисекунд появляются на высоте более 80 километров над Землёй во время сильной грозы.


Метановые пузырьки на озёрах Вермилион в Канаде.
Тысячи метановых пузырьков, вмёрзших в лёд на озёрах Вермилион в Национальном парке Банф в Альберте, похожи на загадочных обитателей подводных глубин.


Озеро Натрон в Танзании.
Солёное озеро Натрон располагается в Восточно-Африканской рифтовой долине в Танзании недалеко от кенийской границы. Красный оттенок воде придают водоросли.


Дорога гигантов в Северной Ирландии.
Этот памятник природы, состоящий из более 40 тысяч базальтовых колонн, образовавшихся в результате извержения вулкана десятки миллионов лет назад, похож на декорации к кинофильму.


Эвкалипт радужный.
Кора эвкалипта радужного может иметь зелёный, оранжевый или фиолетовый оттенок в зависимости от возраста дерева.


Ковёр из цветов в пустыне Атакама в Чили.
Атакама – самая засушливая пустыня в мире, но в сезон дождей она дивным образом преображается. Каждые 5-7 лет безжизненная пустыня покрывается ковром из розовых цветов.


Миграция крабов на острове Рождества в Австралии.
На крошечном острове обитают более 43 миллионов красных земляных крабов, которые в сезон размножения устремляются к побережью, чтобы отметать икру.


Большая голубая дыра в Белизе.
Подводная карстовая воронка диаметром более 300 метров и глубиной 124 метра у побережья Белиза – популярное место для дайвинга.


Река Каньо-Кристалес в Колумбии.
Реку называют «жидкой радугой» благодаря обилию разноцветных водорослей вида macarenia clavigera, которые встречаются только на горном хребте Макарена.


Лентикулярные облака.
Лентикулярные облака формируются над горными хребтами при наличии сильного ветра и высокой влажности. Это довольно распространённое природное явление, но в то же время его сложно заметить из-за присутствия других облаков.


«Дверь в преисподнюю», Туркменистан.
Газовый кратер Дарваза в Туркменистане. Природный газ, выходящий из кратера, горит непрерывно с 1971 года.


Миграция бабочек вида данаида монарх.
В конце лета и начале осени происходит миграция бабочек вида данаида монарх из США и Канады в Мексику, во время которой самки откладывают яйца.


Увитая плетущимися растениями рыбацкая деревушка Хотуван в Китае.


Ришат, Марвитания.
Геологическое образование Ришат в пустыне Сахара в Мавритании.


Цветы в Долине Смерти.
В зимнее время засушливый Национальный парк Долина Смерти покрывается цветочным ковром.


Перламутровые облака.
Перламутровые облака, превращающие небесный склон в полотно художника-импрессиониста, появляются над Норвегией и другими полярными регионами.


Деревья с искривлёнными стволами в Польше.
Около 400 сосен с загадочно искривлёнными стволами растут в лесу на северо-западе Польши.


Национальный геопарк Чжанъе Данься в провинции Ганьсу, Китай.
Красочности этому пейзажу придают отложениями песчаника и минералов, которые формировались в течение 24 миллионов лет.


Пятнистое озеро Клилук в Британской Колумбии, Канада.
На первый взгляд может показаться, что разноцветные пятна на поверхности воды – это скопления водорослей, но на самом деле это островки минералов, которые обнажаются, когда в летний период озеро мелеет за счёт испарения воды.

Мертвое море, Большой Барьерный риф, Большой каньон, Улуру, Водопад Игуасу и 23 других естественных чуда природы – попробуйте выбрать из них всего семь! Есть ли какой-либо пункт в обсуждении или оценке превосходства одного чуда над другим? Однако, о списке семи новых чудес природы объявили, вне зависимости от того, насколько объективным мы его оценим. В голосовании принимали участи все желающие, которые могли выбрать определенное место, проголосовав за него на сайте, или с помощью смс. Итак, представляем Вашему вниманию подборку чудес природы, которые трудно не назвать великолепными и захватывающими дух. На страницах LifeGlobe Вы найдёте рассказы о каждом из этих мест, а так же о множестве других интересных уголков нашей удивительной планеты. Делитесь своими впечатлениями, а так же пишите о других местах, которые стоило бы включить в этот рейтинг.

2. Бухта Халонг

Бесчисленные туристы стекаются во Вьетнам с единственной целью - посетить удивительный залива Халонг. Приблизительно 1,900 островов, главным образом необитаемых и незатронутых человеческим присутствием, занимают приблизительно 1,553 квадратных километра площади с ошеломляюще красивым видом на море. Огромные пещеры и многочисленные озера, найденные в некоторых островах, являются еще одним фактором, который делает бухту Халонг одним из самых красивых уголков мира. Многочисленные плавающие деревни рыбаков на фоне величественных скал, эти пейзажи останутся в сердце навсегда. Такие чудеса природы обязательно заслуживают посещения.


3. Водопады Игуасу

Никакие слова не могут описать величие и красоту 275 водопадов, составляющих Игуасу . Расположенный на границе между бразильским штатом Парана и аргентинским Мизайонес, водопад Игуасу простирается на более чем 2,700 метров и окружен двумя национальными парками с редкими разновидностями представителей дикой природы. Два смотровых пути доступны туристам. Выберите более низкий, ведущий к основе водопада, или верхний с поразительным панорамным видом – оба варианта оставят Вас в полном восхищении.


4. Остров Чеджу - Корейская жемчужина

Чудеса природы есть и в Корее. Расположенный рядом с южным наконечником Южной Кореи, Остров Чеджу - прекрасное бегство для увлеченных пешим туризмом, наблюдением закатов на фоне океана, верховыми поездками на лошадях или просто отдыху на песчаных пляжах. Хотя туризм на Чеджу набирает все большие обороты, острову удается сохранить его райское спокойствие, и многие места сохранены нетронутыми. Центральная достопримечательность Чеджу - Халласан, самая высокая гора в Южной Корее и бездействующий вулкан, который возвышается на 1,950 метров над уровнем моря. Жемчужина Кореи Чеджу - настоящее чудо.



5. Национальный парк Комодо

Первоначально созданный, чтобы сохранить местного дракона Комодо, Национальный парк в Индонезии теперь защищает все био разнообразие трех более крупных островов - Комодо, Ринка и Падар, так же как и многочисленные меньшие островки, имеющие вулканическое происхождение. Скалистые склоны, пышная растительность, белоснежные пляжи и голубые воды с коралловыми рифами - всё это восполняют безмятежное спокойствие Национального парка. Присутствие гигантских агрессивных ящериц, однако, придаёт парку определенную атмосферу резкости и острых ощущений.


6. Подземная река Пуэрто Принцесса

Пуэрто Принцесса протекает через пещеру приблизительно в 50 км к северу от одноименного города на Филиппинах. Ясная, привлекательная лагуна, окруженная древними деревьями, приведёт Вас к удивительной подземной реке. Отправившись на экскурсию по 8.2-километровой судоходной реке туристы попадают в темное, зловещее королевство подавляющей тишины и гигантских карстовых образований. Формируемые в течение сотен лет внушительные сталагмиты и сталактиты часто напоминают реальные объекты и существа. До открытия в 2007 году подземной реки на полуострове Юкатан Пуэрто Принцесса считалась самым длинным подземным водным путем в мире. В список чудес природы её, вероятно, включили из-за необычности пейзажей и таинственной атмосферы.


7. Столовая гора Кейптауна

Столовая гора - южноафриканский символ и самая узнаваемая достопримечательность Кейптауна. Гора с плоской вершиной с пиками, достигающая 1,086 метров над уровнем моря, возникла в результате шести миллионов лет эрозии. Отличительный признак уникальной экосистемы - самое богатое, и одновременно самое маленькое цветочное королевство в мире, включающее 250 различных разновидностей маргариток. Гора заметна из любой точки Кейптауна, а с вершины открывается вид на невероятные пляжи Кейптауна. Поездка на канатной дороге к вершине - незабываемый опыт, который навсегда останется в памяти, как одно из самых лучших воспоминаний в жизни. Подробнее о столовых горах читайте в отдельной подборке на LifeGlobe.


Чудеса природы из этого списка несомненно заслуживают внимание, но это не значит, что список окончательный. Ежегодно будут проводиться новые голосования и конкурсы, где номинанты могут оказаться совсем другими. Мы же и в пред будем рассказывать Вам о красивейших местах планеты.

Красота окружает нас повсеместно и постоянно. Человек всячески стремится украсить свою жизнь, строит дома, ставит памятники и т.д. Но нужно просто оглянуться, посмотреть на то, что природа создала миллионы лет назад. Самые интересные, чудесные природные явления мы вам и покажем.

1. Круги из льда


В холодных водах можно встретить ледяные круги. Возникают они при низких температурах и в медленно текущей воде. Чаще всего их видят у берегов Северной Америки и Скандинавии, но бывают ледяные диски и около Великобритании.

2. Алый прилив


На побережье в определенные моменты можно увидеть чудесное природное явление – красный прилив. Такие яркие цвета, не хуже чем краска для волос Велла, воде придают водоросли. Они обитают в пресной и морской воде, даже в эстуарии, и периодически настолько сильно размножаются, что вызывают явление «цветения» воды.

3. Столбчатый базальт


Когда лава, выплеснувшись из жерла вулкана, охлаждается очень быстро, может возникнуть такое чудо природы как столбчатый базальт. При этом лавовый поток разламывается на осколки регулярной формы, чаще всего в форме шестиугольников или других подобных фигур. Пример такого явления, про который мы подробно рассказывали, расположен в Ирландии и называется .

4. Мнимое солнце


Иногда рядом с солнцем можно увидеть еще один его экземпляр. Подобие этого явления у природы бывает в разных ипостасях, например, ледяное гало. Но мнимое солнце можно увидеть в любое время в любом месте. Не менее пары раз в неделю его наблюдают в США и Европе, причем необычные чудеса природы заметнее всего при низком солнце.

5. Кальгаспоры


В тропиках и субтропиках на снеговых горных полях образуются особой формы ледяные пики. Они зарождаются в сухом воздухе при высокой инсоляции и могут достигать от нескольких сантиметров до 6 метров, а одном из ледников Эвереста есть кальгаспоры до 30 м! Название такое это природное явление получило потому, что напомнило наблюдателям стоящих на коленях кающихся монахов в высоких шапках.

6. Световые столбы


Световые чудеса можно наблюдать как при природном (солнце, луна), так и при искусственном освещении (фонари). Возникает оно при отражении от ледяных кристаллов в верхних слоях атмосферы света от мощного источника. Участвуют в образовании светового чуда льдинки в форме шестигранных цилиндров, и в зависимости от высоты солнца над горизонтом отражают либо плоские, либо столбовидные кристаллы.

7. Маяк Маракайбо


В Венесуэле река Кататумбо впадает в озеро Маракайбо. Места эти заболоченные, выделяется огромное количество метана, которые поднимается к облакам. А там их встречает гроза, вызванная принесенным со стороны Анд ветром. И бушует в небе тихий огонь, яркие молнии, мощное свечение и никакого грома. Видно это явление за 400 километров, потому и использовали его в навигации и назвали маяком. А еще это чудо природы является самым крупным источником озона.

8. Кристаллическая пещера


В мексиканском штате Чиуауа под городом Найка прячутся чудеса. На трехсотметровой глубине в пещере растут кристаллы селенита. Условия там уникальные – 90-100% влажности и до 48С. Эти идеальные условия позволили вырасти кристаллам до 11 метров.

9.Белые и Розовые террасы


Когда-то туристы любили посещать в Новой Зеландии необычные природные террасы. Два гейзера выбрасывали горячую воду, которая стекала в озеро Ротомахана. На поверхности холма образовались каскады из отложений растворенного в воде гейзерита. Минералы образовали обширные белые террасы с большими водоемами, и значительно более мелкие розовые. Там любили купаться путешественники, пока в 1886 году их практически полностью не разрушило извержение Таравера. Но два каскада террас обнаружили на дне озера в 2011 году.

Чудо

греч. , лат. miraculum) в мировоззрении теизма снятие волей всемогущего Бога-Творца положенных этой же волей законов природы, зримо выявляющее для человека стоящую за миром вещей власть Творца над творением. Теистическая концепция Ч. как победы Божественной воли над природой («Бог идеже хощет, побеждается естества чин») требует в качестве предпосылки общего представления о «чине естества», о природном законе. Для первобытного человека идея естественной необходимости еще неизвестна. Ч. определяется здесь не как сверхъестественное в противоположность естественном}´, а просто как необычное в противоположность обычному. Согласно первобытному представлению, которое и позднее продолжает жить в язычестве, в магии и на низших уровнях бытовой религиозности (даже в теистических религиях), Ч. - это событие, нарушающее привычный ход вещей, но вполне посюстороннее, оно может произвольно вызываться (а не вымаливаться у трансцендентных инстанций) при помощи магической техники. Первоначально Ч. есть то, чему можно «чудиться», т. е. удивляться, будь то дерево необычной величины, камень необычной формы, нерегулярное космическое событие вроде затмения Солнца или Луны, сверхобычное достижение человеческого мастерства и т. п. Греческое босща или 0ai)|i.aCT6v, латинское miraculum и соответствующие ему производные в романских и английском языках, немецкое Wunder, русское «Ч.» и «диво» и т. и. означают «достойное удивления», в частности греческое 0СЩ1СХ - «достойное, чтобы на него смотрели». Совершенно иной смысл имеет древнееврейское aot, выражающее идею Ч. как знака, «знамения», содержательного возвещения, обращенного к человеку (срв. в греч. и лат. лексике Нового Завета слова OT||l?lOV и signum в контекстах типа: «Иисус совершил множество знамений»). Ч., понятое как «знамение», входит в состав идеи откровения и отделяется непереступаемой гранью от любого необычного природного процесса. И откровение, и Ч. суть, с точки зрения теизма, прорывы из сверхъестественного в естественное, из мира благодати в мир природы. Свершителем такого Ч. может быть только Бог. Если ветхозаветный пророк или христианский «тавматург» («чудотворец») вызывает к бытию Ч., то он, в отличие от шамана или мага, делает это «не от себя», «не своей силой», а в самоотдаче Богу, в «послушании». Способность творить Ч. есть для теизма (в отличие, напр., от сублимированного магизма йоги) свободный «дар» (греч. %&piC|iO0) Бога; поэтому личность теистического «чудотворца», который лишь позволяет Ч. твориться через себя, почти безразлична (важен только акт личностного согласия быть пассивным орудием Бога): в православном житии Феодора Эдесского рассказывается о Ч., произошедшем по молитве блудницы (см. «Памятники древней письменности и искусства», т. 59, СПб, 1885, с. 143-47). С другой стороны, если за сатаной и его посланцами (магами, лжепророками, антихристом) признается способность переступать в своих действиях пределы природного, то эта способность расценивается как лживая подделка исходящего от Бога чудотворства. Поскольку Ч. есть для теизма символическая форма откровения, любое сверхъестественное действие, не несущее такого смысла, должно быть понято как пустое лже-Ч., шелуха без своего зерна, и в этом смысле не только Ч. - критерий откровения, но и откровение - критерий Ч. Не «доказывая» истинность откровения, а лишь «удостоверяя» его, как жест удостоверяет слова, Ч. предполагает подтверждаемую им веру уже наличной (Мф. 13:58; Лк. 16:31). Символическая форма Ч. получает в теизме свой смысл в контексте общего парадокса библейской веры - парадокса личного Абсолюта. Все чудеса Ветхого и Нового Заветов расположены вокруг центрального Ч., которое в них символически конкретизируется, - вмешательства бесконечного и безусловного в конечное и случайное, схождения вечного в исторически единократное. Важно не то, что воды Красного моря расступились, по Библии, перед еврейским народом (Исх. гл. 14), а то, что Сам «Бог богов», «от века Сущий», сделал дело группы людей Собственным делом; не то, что Иисус родился от девственной Матери или исцелял больных, а то, что в Его человеческой конечной и уязвимой плоти «обитает вся полнота Божества» (Кол. 2:9). То, что Ч. направлено не на общее, а на частное, не на универсум, а на «Я», представляется особенно ничтожным для любого мировоззрения, исходящего из всеобщего. По словам Гегеля, «выпили гости на свадьбе в Кане Галилейской больше или меньше вина, совершенно безразлично» (Samtliche Werke, Bd 12, Т. 1, Lpz., 1925, S. 249); предполагаемый результат Ч. совершенно несуществен «sub specie aeternitatis» («с точки зрения вечности» - выражение Спинозы, одного из самых метких критиков библейской веры в Ч.). Если даже мы поверим, что Иисус Христос исцелил данного слепорожденного, то ведь явление слепоты сохранило свое место в бытии, всеобщий закон которого остался иеотмененным. Получается, что Бог нарушает логику Им же созданного миропорядка, чтобы здесь-и-сейчас спасти конкретно-единичного человека, в то время как всеобщий закон, по которому люди гибнут всегда-и-везде, остается неотмененным. С этой точки зрения идея Ч. даже безотносительно к своей эмпирической истинности или ложности представляется немыслимой, противоречивой и отталкивающей: творя Ч., Бог поступил бы 1) непоследовательно, ибо нарушил бы логику установленного Им миропорядка, и 2) неэффективно, ибо достиг бы лишь частного результата. Поскольку же человек хочет заставить Бога творить Ч. ради удовлетворения своих человеческих нужд, вера в Ч. оказывается к тому же и грубо корыстной. Возможность так критиковать идею Ч., апеллируя от свободы к норме, от единичности к всеобщности и от ближнего к дальнему, была «открыта» одновременно с самой критикуемой идеей: еще в ветхозаветной Книге Иова Вилдад укоряет страдальца Иова, осмелившегося возвести свое частное страдание в ранг вселенской проблемы (18:4). В целом смысл идеи Ч. в теистическом мировоззрении зависит от двух предпосылок, с отрицанием которых он превращается в бессмыслицу: сознательной или бессознательной уверенности в том, что конкретное «я» в отношении к всеобщему не есть просто часть в отношении к целому, и веры в символический смысл Ч. Так, хотя цель или результат евангельских исцелений мыслится прежде всего как здоровье исцеленных, но по своему смыслу никак не сводится к нему: самый жест исцеления Ч. описывается не только как милость, оказанная немногим, но как знак, поданный всем. Однако вопрос о внутреннем смысле концепта Ч. не тождествен вопросу о фактической реальности событий, причисляемых к этой категории. Проект «демифологизации» евангельской «керигмы», т. е. духовной «вести», предложенный протестантским теологом Р. Бультманом и его школой, направлен, в частности, на то, чтобы сохранить смысл повествований о чудотворстве Иисуса Христа, отказавшись от принятия их как сообщений фактических. Очевидно, однако, что экзегезе, ориентированной на этот проект, приходится слишком часто игнорировать реальные черты интерпретируемого текста. Вопрос осложняется тем, что привычное ощущение границы между «возможным» и «невозможным», каковы бы ни были его реальные или мнимые рациональные обоснования, всегда существенно зависит от этнической и социокультурной принадлежности субъекта сознания; скажем, в кругу индийской традиции йоги все «знают», что к тривиальным умениям йога относятся определенные действия, о которых носитель европейской цивилизации так же твердо «знает», что они безусловно невозможны. Не только вера, но и неверие в Ч. неизбежно относится к области «убеждений»: если православный или католик всегда были обязаны веровать в то, что мощи святых нередко обладают свойством физического нетления, причем значение предполагаемого Ч. для веры в святость святого опасно преувеличивалось (с чем полемизировал Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» и что спровоцировало варварскую большевистскую кампанию поругания мощей), то протестант, не говоря уже об атеисте, обязывался считать подобные феномены плодом злонамеренных обманов; лишь позднее возникает вопрос о возможности естественных причин явления (что, вообще говоря, не исключает для верующего возможности действия через эти причины Божьего «промысла», или плана). Развитие современного мира одновременно обнажает и ставит под вопрос упомянутые социокультурные предпосылки как позитивного, так и негативного отношения к возможности того, что прежде и верующими, и противниками веры однозначно оценивалось как Ч. В характеристику культурной ситуации, часто обозначаемой как «постмодернистская», входит распространение скепсиса также и на отрицание. Все чаще говорят не о Ч., а о «паранормальном» (что представляет собой неожиданную новую опасность для ортодоксально-богословского концепта Ч., который в таком контексте предстает размытым). Поборнику религии труднее всего убедить современного человека не в том, что события, выходящие за пределы естественного, реальны, а в том, что они действительно что-то значат. Наряду со множеством открытий, основательно изменивших представление о природе, важен такой фактор, как современная глобализация, беспрецедентно приблизившая друг к другу миры различных религиозных традиций. Католическая Церковь неоднократно разрешала в послесоборное время научное обследование предметов, связанных с версией о Ч. (напр., т. н. Туринской Плащаницы); характерно, однако, что результаты обследований, причем как позитивные, так и негативные, не перестают вызывать сомнения и возражения. В таком контексте представляется наиболее разумным для защитника веры, а также для ее добросовестного противника возвратиться в своей дискуссии к библейскому концепту знака-знамения, не содержащему обязательной импликации преодоления законов природы, и обсуждать смысл этого концепта, не спеша связывать его в такой постановке вопроса с проектом «демифологизации» по Бультману. Сергей Аверинцев. София-Логос. Словарь

Отличное определение

Неполное определение ↓