Дипломная работа: Общественные отношения, складывающиеся в процессах реализации обеспечения законности в административной деятельности органов внутренних дел. Курсовая работа основные направления в укреплении законности в административной деятельности овд

Контрольные функции за деятельностью милиции, в том числе и за административной деятельностью, осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации (правительства республик в составе России, администрация края, области, автономного образования).

Указанные органы исполнительной власти осуществляют контроль за состоянием законности в милиции путем изучения материалов, характеризующих законность в органе внутренних дел (милиции), истребования от органов внутренних дел письменных отчетов, справок о принимаемых мерах по укреплению законности, изучения общественного мнения о работе милиции по материалам печати, по жалобам и заявлениям о нарушениях прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций. Контрольные функции осуществляются также посредством заслушивания руководителей органов внутренних дел о состоянии законности в их работе. Заслушивание в органе исполнительной власти может производиться как коллективно (на совещаниях, коллегиях и т.п.), так и индивидуально, путем вызова руководителя органа внутренних дел в орган исполнительной власти.

Осуществляя контроль за работой милиции, вышеуказанные органы исполнительной власти не могут вмешиваться в утоловно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность милиции и в производство по делам об административных правонарушениях.

Контроль за соблюдением законности в административной деятельности милиции общественной безопасности (местной милиции) осуществляют в пределах своих полномочий органы местного самоуправления. Их формы контроля аналогичны формам контроля за законностью в деятельности милиции, используемым органами исполнительной власти.

К внешнему контролю за законностью в административной деятельности милиции относится также судебный контроль. Этот вид контроля осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает, в частности, дела, связанные с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушениях их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле. В процессе рассмотрения Конституционный Суд Российской Федерации вправе требовать от органов, организаций и лиц предоставления текстов правовых актов, документов, сведений и других материалов; проведения проверок, экспертиз; дачу консультаций и т.п. Эти требования обязательны для тех, кому они адресованы.

Если при рассмотрении жалоб граждан, связанных с нарушением их конституционных прав и свобод. Конституционный Суд признает не соответствующим Конституции Российской Федерации применяемый закон, то это является основанием для обязательного пересмотра данного дела соответствующим компетентным органом и восстановления нарушенного права.

Разрешая дела в пределах своей компетенции. Конституционный Суд Российской Федерации тем самым обеспечивает законность в Российской Федерации.

Суды общей компетенции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным, административным делам. При рассмотрении названных и других дел суд, решая дело по существу, рассматривает с позиций закона правомерность действий органов исполнительной власти, должностных лиц, осуществляет контроль за их деятельностью. Если при рассмотрении дела суд усмотрит нарушения законности в работе органа, он вправе вынести частное определение в адрес руководителя органа, в том числе и органа внутренних дел, который должен в течение месяца рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах. Частное определение является правовой формой реагирования суда на нарушение законности. В необходимых случаях суд принимает меры к привлечению виновных к ответственности.

Важные функции по обеспечению законности в административной деятельности милиции суд выполняет при рассмотрении жалоб граждан и должностных лиц на постановления органов внутренних дел о наложении административных взысканий. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое постановление о наложении взыскания незаконным, обязывает удовлетворить требования заявителя, отменяет примененную к нему меру ответственности.

В процессе рассмотрения жалоб граждан и принятия по ним решений суд осуществляет контроль за деятельностью милиции и ее должностных лиц в сфере производства по делам об административных правонарушениях, за законностью совершаемых сотрудниками милиции действий и издаваемых ими актов. Таким образом суд обеспечивает законность в административной деятельности милиции.

Судебный контроль в управлении осуществляют арбитражные суды. Они осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления. Разрешая споры, арбитражный суд выполняет важные задачи по защите прав и законных интересов граждан-предпринимателей и организаций по укреплению законности. Однако роль арбитражного суда в деле укрепления законности в административной деятельности милиции в силу ее специфики не столь значительна.

Внутренний (внутриведомственный) контроль за законностью в административной деятельности милиции осуществляют министр внутренних дел Российской Федерации, министры внутренних дел республик в составе России, вышестоящие органы милиции и их руководители. Контроль за законностью осуществляется в трех наиболее распространенных формах: непосредственная проверка показала соблюдение законности исполнителями на местах; изучение информационных материалов, характеризующих соблюдение законности в административной деятельности милиции; заслушивание руководителей административных служб милиции о соблюдении законности.

Непосредственная проверка соблюдения законности исполнителями производится начальником подразделения (соблюдение законности при несении милиционерами патрульно-постовой службы, при применении мер административного предупреждения, при задержании и доставлении граждан и др.).

Изучение информационных материалов, характеризующих соблюдение законности в административной деятельности милиции, включает в себя: систематический анализ оперативной и статистической информации о состоянии законности в административной деятельности подчиненных подразделений, служб и сотрудников; изучение дел об административных правонарушениях, характеризующих работу сотрудников; изучение жалоб и заявлений граждан о нарушении их прав и законных интересов сотрудниками административных служб милиции; заслушивание начальников о состоянии законности в руководимых ими административных службах и подразделениях милиции на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях вышестоящих органов внутренних дел (милиции).

Рассматривая различные формы контроля за законностью, следует иметь в виду, что каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Важно умело сочетать различные формы контроля с учетом реальных возможностей.

Методами ведомственного контроля являются: оперативный контроль, комплексные и контрольные по результатам комплексных проверки, а также контроль за деятельностью органов внутренних дел (милиции) при рассмотрении жалоб на действия сотрудников милиции.

Оперативный (повседневный) контроль - составная часть непосредственного руководства подчиненными подразделениями, службами, сотрудниками милиции.

Комплексные проверки - это контроль, охватывающий все направления работы проверяемого органа, как правило, за определенный период.

Инспекторские проверки проводятся обычно через год после комплексных с целью контроля за устранением недостатков, выявленных в процессе комплексных проверок, а также реализацией внесенных проверяющим органом предложений по совершенствованию работы.

При разбирательстве с жалобами на действия сотрудников милиции следует соблюдать требования о недопустимости передачи жалобы на рассмотрение тому органу (должностному лицу), действия которого обжалуются.

Контроль осуществляется не только с целью выявления нарушений законности, но и содействия восстановлению нормального режима работы, устранению выявленных недостатков, а также с целью стимулирования деятельности подчиненных органов (должностных лиц). Поэтому по результатам контрольной деятельности применяются либо поощрительные меры, либо меры дисциплинарной и иной ответственности. Контролирующий орган (должностное лицо) может в соответствии со своей компетенцией применять поощрение или налагать дисциплинарное взыскание либо ходатайствовать об этом, а также отменять или ходатайствовать об отмене незаконных актов.

Прокурорский надзор. Согласно Федеральному закону от 18 октября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Из этого следует, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов милицией. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения органов внутренних дел (милиции), иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Выполнение сложных и ответственных задач, стоящих перед органами внутренних дел, находится в прямой зависимости от уровня соблюдения личным составом при выполнении должностных обязанностей требований законности и служебной дисциплины, которые обеспечивают надлежащую организованность и готовность сотрудников к немедленным и решительным действиям по охране правопорядка, общественной безопасности, борьбе с преступностью, являются залогом повышения авторитета и престижа МВД России среди населения. Законность является основным принципом деятельности полиции .

Законность применительно к службе в органах внутренних дел – это точное и неуклонное соблюдение сотрудниками ОВД норм закона и подзаконных нормативных актов, устанавливающих основания и порядок реализации предоставленных им властных полномочий, при осуществлении внешневластной и внутриорганизационной служебной деятельности .

Причинами высокой значимости законности в деятельности сотрудников органов внутренних дел (полиции) являются следующие обстоятельства:

1) Органы внутренних дел (полиция) представляют собой самую многочисленную по количеству сотрудников и органов систему охраны прав. Граждане контактируют с ними значительно чаще, чем с прокуратурой, судом и иными правоохранительными органами. В связи с этим объективно существенная часть нарушений прав и свобод граждан имеет место именно в деятельности органов внутренних дел.

2) По отношению граждан к полиции определяется отношение граждан в целом к государственной власти, что требует постоянной оценки деятельности сотрудников полиции с позиций законности.

3) Органы внутренних дел (полиция) обладают внушительными властными полномочиями, в том числе и по применению мер административного принуждения и административной ответственности, издают в ходе административной деятельности большое количество актов управления, затрагивающих права и законные интересы граждан и организаций, законность которых должна быть предметом постоянного внимания.

4) Права и обязанности сотрудников органов внутренних дел и полиции не могут быть полностью урегулированы законодательно. Поэтому сотрудники наделены широкими дискретными полномочиями, свободой административного усмотрения, которая позволяет исполнять служебные полномочия наиболее эффективно, но в то же время ставит сложные задачи обеспечения законности и дисциплины.

5) Сотрудники органов внутренних дел обязаны соблюдать режим законности в условиях противодействия со стороны правонарушителей и граждан, нигилистически настроенных в отношении собственных обязанностей в сфере управления, что приводит к конфликтным ситуациям – источникам нарушения законности со стороны сотрудников органов внутренних дел.



Законность, как основной принцип деятельности органов внутренних дел и полиции, реализуется через следующие виды правовых действий сотрудников: а) правильное и точное выполнение законов и ведомственных нормативных актов; б) служебную деятельность, соответствующую интересам граждан, общества и государства; г) активное овладение и использование в службе правовых знаний и новейшей правовой информации; д) устранение противоправных проявлений в своем поведении; е) участие в предупреждении и пресечении противоправных действий со стороны граждан; ж) наиболее целесообразное поведение в рамках реализуемой нормы права.

Основными способами обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел являются контроль со стороны уполномоченных на то государственных органов представительной и исполнительной власти, ведомственный контроль, судебный контроль, общественный контроль, прокурорский надзор, обжалование действий органов внутренних дел и их сотрудников, ответственность сотрудников за нарушение законности и дисциплины.

Глава 26. Право граждан на защиту от неправомерных действий (решений) и бездействия органов, осуществляющих государственное управление, и их должностных лиц


Содержание

Введение
Раздел 1. Законность в административной деятельности ОВД………........…..4
1.1. Понятие законности в административной деятельности милиции…...…..4
1.2. Принципы и требования законности в административной деятельности милиции…………………………………………………………… ……………....7
Раздел 2. Способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД…………………………………………………………….…11
2.1. Значение законности в административной деятельности и способы ее обеспечения………………………………………………… …………………....11
2.2. Осуществление ведомственного контроля над законностью в административной деятельности………………………………………….… …14
2.3. Прокурорский надзор…………………………………………………….... .17
2.4. Судебный контроль………………………………………………….…… ...22
Заключение…………………………………………………… …………….........25
Приложение №1…………………………………………….………………..…. .26
Приложение №2………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………... 32

Введение

Я считаю, что происходящие в настоящее время коренные преобразования в обществе требуют улучшения работы органов внутренних дел, повышения культуры и профессиональной грамотности работников, строжайшего соблюдения ими законности, укрепления связей с трудовыми коллективами и населения.
Правовой основой деятельности органов внутренних дел являются Конституция, законодательные акты, в которых принцип соблюдения законности выдвинут на первый план. Значение законности в административной деятельности органов внутренних дел следует рассматривать в двух аспектах.
С одной стороны, осуществляя административную деятельность по охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, органы внутренних дел обеспечивают законность в стране, с другой - административная деятельность самих органов внутренних дел должна основываться на строжайшем соблюдении законности. Любые нарушения законности, откуда бы они ни исходили, наносят ущерб интересам народа, но они еще опасны, если исходят от органов, которые обязаны вести борьбу за соблюдение законов.
Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, потому что это - центральная категория правового государства. В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его.
Соблюдение законности в деятельности милиции особенно важно, так как на нее возложена обязанность предупреждать и пресекать правонарушения. Полиция призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Милиция наделена широкими правами по применению мер принуждения. В связи с этим совершенно недопустимо какое-либо нарушение законности, ибо это означает нарушение конституционных принципов неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободы передвижения на территории Российской Федерации.

Раздел 1. Законность в административной деятельности ОВД
1.1. Понятие законности в административной деятельности милиции

Понятие законности было разработано Н. Г. Александровым, который под таковой понимает неуклонное и точное соблюдение исполнение норм права всеми субъектами общественных отношений.
Законность - важнейший принцип деятельности милиции. Этот принцип выражается как в правоохранительном характере самой деятельности милиции, так и в том, что эта деятельность осуществляется на основе строгого и неуклонного соблюдения законов и подзаконных нормативных актов. 1
Обеспечивая безопасность граждан, охрану общественного порядка и общественную безопасность, осуществляя надзор за соблюдением гражданами и должностными лицами правил общественного порядка и общественной безопасности, предупреждая и пресекая правонарушения и привлекая виновных к ответственности за совершение противоправных действий, милиция тем самым укрепляет законность и правопорядок. Вместе с тем решительно пресекая преступления и административные правонарушения, милиция должна действовать строго в соответствии с законом и подзаконными актами в пределах своей компетенции и в установленном законодательством порядке.
Соблюдение законности в деятельности милиции особенно важно, так как на нее возложена обязанность принимать, регистрировать и проверять заявления и сообщения о правонарушениях, выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления. Кроме того, они обеспечивают общественный порядок, безопасность граждан и дорожного движения, противодействуют коррупции, терроризму и экстремизму. Также в перечень вошли производство дознания, осуществление ОРД, оперативно-поисковых и спецтехмероприятий, экспертно-криминалистической деятельности, госзащита участников уголовного судопроизводства, содержание, охрана и конвоирование задержанных, контроль за освобожденными из мест лишения свободы. Милиция наделена широкими правами по применению мер принуждения. В связи с этим совершенно недопустимо какое-либо нарушение законности, ибо это означает нарушение конституционных принципов неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободы передвижения на территории Российской Федерации и др.
Кроме того, неправомерные действия сотрудников милиции подрывают их авторитет, по отдельным нарушениям законности граждане могут неправильно оценивать деятельность милиции в целом.
Милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке прямо предусмотренных законом. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности. 2
Законность пронизывает собой всю правоприменительную деятельность милиции. Многие авторы отмечают, что основополагающим свойством системы и процесса правоприменения является законность, которая выступает как принцип, метод и режим его осуществления и обеспечивает единство законодательства и правоприменительной практики.
Важным условием соблюдения законности являются, его гарантии. 3 Гарантиями обеспечения принципов законности в правоприменительной деятельности милиции являются демократическая сущность обновленного общественного строя, основные принципы государственного устройства и система государственного и общественного контроля над соблюдением законности, уровень правосознания, степень активности личности в правоприменительной деятельности милиции, состояние ее правовой дисциплины и самодисциплины. К сожалению, уровень правосознания населения, профессионального правосознания и профессиональной культуры, дисциплины и самодисциплины граждан в настоящее время в обеих республиках невысокий. Сказывается отсутствие правового воспитания населения. Без этого формирование не только правового государства, но даже цивилизованных общественных отношений невозможно.
Гарантии законности могут быть разделены на нормативные и организационно- правовые. Под нормативными понимаются средства, установленные законом. Нормативные гарантии могут быть в свою очередь прямыми и косвенными. Способом выражения прямых гарантий является прямое указание в законе на необходимость соблюдать законность при осуществлении применения права. Примером косвенной нормативной гарантии может служить наличие в законе норм, предусматривающих уголовную ответственность свидетеля за дачу ложного показания или отказ от дачи показания. Эти нормы уголовного законодательства являются гарантиями получения от свидетеля правдивых показаний и обеспечения тем самым быстрого раскрытия преступления и изобличения виновного.
Важная гарантия соблюдения законности - внутриуправленческая деятельность ОВД. Действенным средством служит контроль. Так, например, утверждение начальником органа милиции или ОВД постановления о возбуждении уголовного дела является гарантией его законности и обеспечения принципа неотвратимости наказания. 4

1.2. Принципы и требования законности в административной деятельности милиции

Большое значение для уяснения сущности законности в административной деятельности милиции имеет вопрос о принципах и требованиях законности. Принципы законности - это основные идеи, положения, выражающие содержание законности, а требования - то, чего требует законность, т.е. правовые предписания, соблюдение и исполнение которых в процессе административной деятельности делает поведение сотрудника милиции законным. 5
К принципам законности относятся:
а) верховенство закона;
б) единство законности;
в) целесообразность законности;
г) реальность законности.
Верховенство закона заключается в главенстве закона в системе нормативных правовых актов, в том, что нормотворческая и правореализационная деятельность милиции осуществляется в соответствии с законами.
Законность должна основываться, прежде всего, на законодательных актах как основных источниках права. Все важные вопросы в обществе, государстве, а в особенности вопросы охраны общественного порядка и обеспечения прав и свобод граждан от противоправных посягательств должны наиболее полно регулироваться законодательством. Сфера действия «инструктивного права» должна быть сведена к минимуму. Акты толкования норм права, устанавливающие способы наиболее точной и полной реализации законов, не противоречат требованиям верховенства закона.
Под единством законности понимается единая направленность правотворчества и правореализации на всей территории действия соответствующего нормативного правового акта. Понимание и реализация нормативных актов должны быть одинаковыми на всей территории, на которую распространяется действие этих актов. Вместе с тем применение законов должно осуществляться с учетом специфики территориальных различий и особенностей складывающихся условий обеспечения правопорядка. Это отнюдь не разрушает принцип единства законности. Гибкость в реализации законов позволяет эффективнее достигать целей, содержащихся в этих законах.
Недопустимость противопоставления законности и целесообразности означает возможность выбора в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам административной деятельности милиции по обеспечению правопорядка вариантов осуществления правореализующей деятельности. Целесообразность означает, что при реализации нормы важно максимально учитывать конкретную обстановку, время, место и условия, своеобразие создавшегося положения и т.п. Соотношение между законностью и целесообразностью есть соотношение между требованием точного исполнения предписаний правовой нормы и оперативной самостоятельностью субъекта административной деятельности, регулируемой нормами права. Целесообразность тесно связана с административным усмотрением, под которым подразумевается определенная рамками законодательства известная степень свободы органа (должностного лица) в правовом разрешении индивидуального конкретного управленческого дела, которая предоставляется в целях принятия оптимального решения по делу.
Целесообразность тесно связана с административным усмотрением, под которым подразумевается определенная рамками законодательства известная степень свободы органа (должностного лица) в правовом разрешении индивидуального конкретного управленческого дела, которая предоставляется в целях принятия оптимального решения по делу.
Административное усмотрение может выражаться в предоставлении сотруднику милиции возможности по его усмотрению оценивать юридический факт. Так, при малозначительности совершенного административного правонарушения сотрудник милиции, уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Здесь «малозначительность» определяется по усмотрению сотрудника.
Разновидностью административного усмотрения можно считать также предоставление сотруднику милиции права по его усмотрению издавать акт (принимать решение) на основе свободного выбора одного из нескольких равнозначных, с точки зрения законности, вариантов решения дела, предусмотренных нормой права. Например, начальник органа внутренних дел может подвергнуть лицо, совершившее мелкое хулиганство, штрафу или направить дело на рассмотрение в суд.
Следующая разновидность административного усмотрения выражается в принятии сотрудником милиции решения (в совершении действия) на основе «гибких» правовых норм, содержащих «растяжимые» формулировки: «принимает неотложные меры», «если имеются достаточные основания», «вправе использовать любые подручные средства» и т.п. Сотрудник милиции сам уясняет смысл и назначение таких понятий. При этом вовсе не значит, что он абсолютно свободен в своих действиях. От него требуется такое понимание этих формулировок правовых норм, которое имеет наиболее широкое распространение в данный момент в той или иной сфере жизнедеятельности.
Предоставление сотруднику милиции возможности дифференцирование подходить к решению индивидуальных дел позволяет ему наиболее оптимально претворять правила нормы права в жизнь. Однако гибкость нормы права имеет свои границы, выходить за пределы которых сотрудник милиции не должен. Следовательно, сотрудник милиции не действуют абсолютно свободно. Административное усмотрение всегда носит правовой характер, является правовым усмотрением. Применение усмотрения возможно при условии соблюдения определенных требований: оно всегда должно осуществляться в рамках закона; административное усмотрение может быть использовано в целях наиболее эффективного, целесообразного, оптимального осуществления административной и иной деятельности милиции; акт, принятый на основе усмотрения, должен преследовать ту цель, для достижения которой законодатель дал сотруднику милиции правомочие действовать по своему усмотрению; акт, принятый на основе административного усмотрения, должен содержать в себе мотивы, побудившие сотрудника воспользоваться правом усмотрения.
Таким образом, административное усмотрение в деятельности милиции ничего общего не имеет со «свободным» усмотрением, которое осуществляется в рамках закона. Реальность законности как принцип означает достижение фактического исполнения предписаний правовых норм в деятельности милиции и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.
Требование законности отражает ее направленность, которая обусловлена содержанием правовых норм. В отличие от принципов, выражающих содержание и сущность законности, требования связаны с определенными, конкретными видами деятельности милиции, скажем, требования зашиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности от противоправных посягательств, применения мер административного и иного принуждения в установленном порядке и т.п. В требованиях находят свое выражение принципы законности. 6

Раздел 2. Способы обеспечения законности в административной деятельности ОВД
2.1. Значение законности в административной деятельности и способы ее
обеспечения

Содержание и значение законности в административной деятельности органов внутренних дел определяются характером и назначением этой деятельности. Административная ОВД широка и многообразна. Поэтому большая часть личного состава занята преимущественно осуществлением административных функций: предупреждением правонарушений, проведением в жизнь законов, регулирующих общественные отношения в сфере обеспечения общественного порядка, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, административно-правовой охраны прав и свобод граждан, всех форм собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств. 7
Сущность законности в административной деятельности органов внутренних дел заключается в следующем:
- осуществлении контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами и гражданами законов и основанных на них других нормативных актов, регламентирующих административно-правовую охрану общественного порядка, защиту прав и свобод граждан, собственности, интересов предприятий, организаций и учреждений от преступных и иных противоправных посягательств, обеспечении безопасности дорожного движения и пожарной безопасности в стране;
- точном и неуклонном соблюдении, исполнении и применении всеми работниками законодательства об административных правонарушениях, других нормативных актов, регулирующих применение мер административного воздействия, с тем, чтобы никто не был подвергнут мере воздействия в связи с административным правонарушением иначе как на основаниях и в порядке, установленных законодательством;
- строгом соблюдении работниками административных служб дисциплины, регламентированной законодательством, требованиями приказов МВД Российской Федерации.
Законность в административной деятельности органов внутренних дел обеспечивает социальную защищенность граждан, уверенность в том, что их достоинство, права, свободы, законные интересы надежно охраняются государством. Основополагающее значение для осуществления принципа законности в этой деятельности имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Съездом народных депутатов РФ, которая определяет, что все государственные органы обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности. 8
Важную роль в обеспечении законности играют нормы права:
- содержащиеся в Конституции РФ, конституциях республик в ее составе, которые закрепляют верховенство законов в системе других правовых актов, устанавливают подотчетность и ответственность всех исполнительных и распорядительных органов, включая органы внутренних дел, перед органами государственной власти, гарантируют неприкосновенность личности граждан и охрану их прав;
- содержащиеся в действующем законодательстве, определяющие обязанность органов внутренних дел действовать строго на основании и во исполнение законов;
- регламентирующие производство по делам об административных правонарушениях, порядок применения мер административного воздействия, конкретные обязанности работников органов внутренних дел, формы контроля над фактическим исполнением правовых актов;
- определяющие порядок обжалования, отмены или приостановления незаконных правовых актов органов внутренних дел, обжалования неправомерных действий их работников;
- устанавливающие дисциплинарную и другие виды ответственности работников за нарушение законности.
Для всесторонней и полной реализации принципа законности, наряду с совершенствованием правового регулирования, проводится работа по воспитанию кадров органов внутренних дел, повышению их культуры, юридической и профессиональной подготовки, применяются различные формы контроля и надзора за точным и неуклонным исполнением законов.
Контрольно-надзорная деятельность государственных органов и общественных организаций рассматривается в науке административного права как система способов обеспечения законности. Основными из них являются:
- контроль органов государственной власти и управления;
- прокурорский надзор;
- судебный контроль;
- обжалование незаконных действий работников органов внутренних дел.
Наличие различных способов обеспечения законности обусловлено разносторонним характером административной деятельности, необходимостью своевременного и полного выявления нарушений законности, принятия мер по их устранению.
Все названные способы обеспечения законности преследуют единую цель - выявление, устранение и предупреждение нарушений законности. В то же время они различаются между собой непосредственными задачами, объектами контроля и надзора, структурой и правовым положением контрольно-надзорных органов, а также средствами, применяемыми для достижения стоящей цели. Сочетание ряда способов обеспечения законности позволяет, с одной стороны, осуществлять контроль и надзор за всеми направлениями административной деятельности ОВД, с другой - четко разграничивать компетенцию контрольных и надзорных органов, с тем, чтобы не допускать дублирования в работе. Названные способы дополняют, а не подменяют друг друга. Поэтому совершенствование системы и форм деятельности контрольно-надзорных органов имеет большое практическое значение. 9

2.2. Осуществление ведомственного контроля над законностью в административной деятельности

Контроль в обществе выступает как социальная функция, без которой немыслима организаторская деятельность государства. В смысловом толковании контроль означает наблюдение за чем-либо, например, за соблюдением и исполнением законов, постановлений, решений.
В теории и практике контрольную деятельность часто именуют контролем и проверкой исполнения. Постоянный контроль, систематическая проверка исполнения позволяют своевременно вскрывать и устранять нарушения законов, допускаемые отдельными работниками, и выступают, таким образом, в качестве одного из основных способов обеспечения законности в деятельности государственного аппарата, и в частности органов внутренних дел как его составной части.
Рассматривая вопрос об осуществлении ведомственного контроля, отметим, что органы внутренних дел подотчетны и подконтрольны Советам народных депутатов. Полномочия органов власти по контролю над законностью деятельности милиции основаны на их конституционной обязанности по руководству работой подчиненных органов управления, обеспечению общественного порядка, соблюдению законов и охране прав граждан. Советы народных депутатов осуществляют контрольные полномочия как непосредственно, так и через создаваемые ими постоянные комиссии.
К ведомственному относится контроль как вышестоящих органов внутренних дел за деятельностью нижестоящих, так и начальника органа внутренних дел за действиями подчиненных подразделений. Руководители органов внутренних дел несут ответственность за работу всех служб, контролируют действия подчиненных. 10
В процессе ведомственного контроля проверяется исполнение законодательных актов, служебных приказов и указаний; изучаются деловые качества работников, их передовой опыт; совершенствуется структурное построение органа, улучшаются формы и методы его деятельности; оказывается практическая помощь, вскрываются и устраняются недостатки в работе. Постоянный контроль один из основных способов обеспечения законности позволяет своевременно выявить и предупредить нарушения законов. Формы ведомственного контроля постоянно совершенствуются, отражая задачи, стоящие перед системой.
МВД России является центральным отраслевым органом управления в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Его контрольные функции направлены на организационное обеспечение исполнения требований республиканского законодательства и охватывают преимущественно проведение согласованных с МВД республик в составе РФ, с краевыми и областными управлениями внутренних дел мероприятий по охране общественного порядка и борьбе с преступностью.
Основной объем контрольных функций, включая контроль над соблюдением требований законодательства по делам об административных правонарушениях, приходится на МВД республик в составе РФ, краевые и областные управления внутренних дел (МВД, УВД). Главным в их контрольной деятельности является постоянное совершенствование организации работы на местах, проверка исполнения требований законодательства, служебных приказов, инструкций и уставов, оказание конкретной практической помощи.
Для контрольной деятельности аппаратов МВД, УВД характерны следующие формы: личный повседневный контроль руководства за работой отделов и подчиненных работников; проверка деятельности отделов; заслушивание на служебных совещаниях докладов начальников отделов и конкретных работников о состоянии дела на порученном участке; участие в инспектировании нижестоящих органов; целевые проверки выполнения важнейших нормативных актов; изучение отчетов и другой поступающей документации; рассмотрение жалоб и заявлений граждан на действия работников отделов нижестоящих органов.
Ведомственный контроль в городских и районных органах внутренних дел направлен на проверку конкретной деятельности по охране общественного порядка, защите прав и свобод граждан, собственности, интересов предприятий, организаций и учреждений от преступных и иных противоправных посягательств. Здесь типичными формами контроля являются: непосредственный контроль руководителей за деятельностью подчиненных работников и вызовы их для доклада о состоянии дел на порученных участках; систематическое проведение служебных совещаний по рассмотрению итогов работы и другим вопросам; изучение состояния дел непосредственно на участке, маршрутах патрулирования и другой обслуживаемой территории; проведение смотра дежурных частей, паспортных отделений; разрешение жалоб и заявлений граждан на действия подчиненных.
Ведомственный контроль деятельности подчиненных сочетается с работой по подбору, расстановке и воспитанию кадров. Поэтому хорошо поставленный контроль - непременное условие правильного воспитания кадров. Совершенствование постановки ведомственного контроля способствует успешному выполнению функций, обеспечению строгого соблюдения законности в их деятельности.
2.3. Прокурорский надзор

В соответствии с Конституцией РФ 11 высший (общий) надзор за точным исполнением Закона всеми министерствами, центральными органами, подведомственными им учреждениями и организациями, местными органами управления, а также всеми общественными и кооперативными организациями, равно как и должностными лицами и гражданами, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Они же обеспечивают реализацию принципа единообразного и правильного применения законов на всей территории страны, независимо от местных и ведомственных особенностей.
Предмет общего надзора - это точное соответствие закону актов, издаваемых указанными выше органами и организациями, а также точное исполнение законов должностными лицами и гражданами. Общий надзор прокуратуры имеет большое значение для обеспечения законности в деятельности милиции.
Осуществляя общий надзор за законностью в административной деятельности, прокурор в пределах своей компетенции вправе: 12
- требовать приказы, инструкции и другие ведомственные правовые акты, издаваемые по вопросам административной деятельности органов внутренних дел; представление необходимых документов и сведений; проведение служебных проверок в связи с имеющимися данными о нарушении закона; личные объяснения работников по поводу нарушений законов;
- проверять на месте исполнение законов по заявлениям, жалобам и иным сигналам.
Для устранения нарушений закона в административной деятельности, причин и условий, их порождающих, прокурору предоставлены такие полномочия: опротестование незаконных ведомственных правовых актов, изданных по вопросам административной деятельности органов внутренних дел; внесение представлений об устранении нарушений законов и причин, им способствующих; принятие мер к привлечению работников органов внутренних дел, виновных в нарушении законности, к юридической ответственности.
и т.д.................

Система профилактики правонарушений несовершеннолетних Беженцев Александр Анатольевич

§ 5. Контроль и надзор за соблюдением законности в деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Ключевым фактором, наиболее ярко характеризующим всю деятельность полиции по обеспечению безопасности личности, уважению прав и свобод человека и гражданина, в том числе и по отношению к лицам, не достигшим совершеннолетия, является законность. Она относится к числу сложных политических и юридических явлений и в общественной жизни выступает как важнейший конституционный принцип, как метод государственного руководства обществом и необходимый элемент демократии и правового государства.

Обеспечение законности профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел органично связано с задачей обеспечения прав человека в правоохранительном сегменте деятельности государства и общества. В настоящее время существует определенный разрыв между юридическими гарантиями законности деятельности органов внутренних дел и фактической реализацией этих гарантий. Фундаментальное значение имеет нормативное закрепление порядка осуществления правоохранительной деятельности полиции, т.е. формально-юридической основы законности, формируемой кадровой и воспитательной работой.

По аргументированным позициям многих ученых-административистов (С.С. Бородин, Л.А. Николаева и др.), анализ законности как доминирующего принципа деятельности органов полиции в целом и деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних в частности следует проводить, исходя из характера тех отношений, которые складываются при осуществлении внешней административной деятельности по профилактике антиобщественного поведения несовершеннолетних между полицией, подростками и гражданами.

Проблема обеспечения законности и прав граждан в деятельности полиции начинается на стадии определения и нормативного закрепления прав граждан в правоохранительной сфере и требований законности их обеспечения со стороны полиции. Представляется, что в нормативных актах различной юридической силы недостаточно конкретизировано содержание правомочий и обязанностей граждан в сфере соблюдения правил общественного порядка и содержания прав и обязанностей полиции по поддержанию режима законности собственной деятельности. Статья 15 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти, должностных лиц и граждан соблюдать законы, а ст. 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод граждан. Однако нормативного определения понятия законности пока не существует.

С учетом этого обстоятельства под законностью в деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних нами понимается соблюдение, а также единообразное исполнение и применение всего комплекса правовых норм Российской Федерации, иначе говоря, полное соответствие действий сотрудников подразделений органов внутренних дел по делам несовершеннолетних административно-правовым, уголовным, уголовно-процессуальным и иным правовым нормам, в той или иной степени затрагивающим сферу обеспечения прав и законных интересов лиц, не достигших восемнадцатилетия, и деятельность полиции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Законность как принцип касается также актов ведомственного нормотворчества МВД России. Чтобы такие акты считались законными, при их подготовке необходимо соблюдение определенных требований:

– верховенство Конституции и законов Российской Федерации, единство и непротиворечивость системы нормативно-правовых актов в МВД России;

– издание актов уполномоченными органами в рамках их компетенции;

– соблюдение установленного порядка издания и внешней формы актов;

– обязательная государственная регистрация и официальное опубликование нормативно-правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер.

Одной из важнейших характеристик, отличающих как полицию в целом, так и подразделения органов внутренних дел, основные задачи которых связаны с профилактикой административных правонарушений и преступлений несовершеннолетних, от других государственных органов, является наличие обширных полномочий в вопросах применения мер принуждения, что бывает сопряжено с ограничением отдельных прав и свобод несовершеннолетних, сужением индивидуальной свободы личности. Только при строгом следовании закону можно констатировать правомерность действий сотрудников полиции. Использование сотрудниками полиции тех или иных методов убеждения и принуждения, и в частности применения специальных мер пресечения, а именно физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, неразрывно связано с требованием законности.

К общепризнанным многими учеными-административистами способам обеспечения законности в административной деятельности органов внутренних дел относятся: осуществление контроля; надзор прокуратуры за законностью деятельности полиции; обжалование неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел.

Контроль представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц или граждан по проверке фактического положения дел на подконтрольном объекте, соблюдения правил, установленных в определенной сфере деятельности, обнаружению недостатков, их устранению, а также привлечению к ответственности виновных лиц. Контроль может быть общим и специальным, внешним и внутренним, предварительным, текущим и последующим.

В зависимости от органов (должностных лиц), осуществляющих контроль за деятельностью полиции, различают:

1. Государственный контроль, который можно, в свою очередь, подразделить на контроль, проводимый:

– органами законодательной и исполнительной власти;

– судебными органами;

– внутриведомственный контроль, осуществляемый руководителями органов внутренних дел, их организационно-инспекторскими, штабными и другими аппаратами.

2. Общественный контроль. Наиважнейшими организационными формами контроля со стороны представительных и исполнительных органов власти города (района) за работой органов внутренних дел в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних могут быть:

– обсуждение и согласование с вышестоящими руководителями вопросов по кандидатурам начальников подразделений по делам несовершеннолетних при назначении их на должность;

– отчеты и конструктивные предложения руководителей отделов (отделений) органов внутренних дел по делам несовершеннолетних о состоянии общественного порядка и результатах профилактической деятельности в сегменте профилактики правонарушений несовершеннолетних на заседаниях законодательных и исполнительных органов;

– обсуждение личных докладов руководителей подразделений полиции по делам несовершеннолетних законодательному (представительному) органу, администрации города (района) по вопросам деятельности по предупреждению административных правонарушений и преступлений, совершаемых лицами до достижения восемнадцатилетнего возраста;

– анализ и оценка ежесуточных сводок о динамике общественно опасных деяний несовершеннолетних, поступающих в администрацию из отделов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

– изучение и рассмотрение администрацией города (района) жалоб и заявлений граждан на неправомерные действия сотрудников подразделений полиции по делам несовершеннолетних и принятие по ним необходимых мер.

Следует подчеркнуть, что огромную роль в контроле за обеспечением законности в органах внутренних дел по делам несовершеннолетних играют такие органы Законодательного Собрания и правительства регионов Российской Федерации, как комитеты по вопросам законности, правопорядка и безопасности. В данном случае широко используется запрос депутата или группы депутатов, который направляется начальнику органа внутренних дел субъекта федерации с целью проверки законности в сегменте соблюдения законных прав лиц, не достигших совершеннолетия.

В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина Конституцией Российской Федерации установлен не только институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, но и определены полномочия Государственной Думы по назначению на эту должность и освобождение от должности (п. «д» ст. 103). Результаты проверок Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации деятельности органов внутренних дел свидетельствуют о многочисленных нарушениях законности, в том числе по отношению к детям. Как уже было отмечено, в целях наиболее полного контроля в сфере защиты прав детей в 2009 г. Президентом Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Непосредственного подчинения Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации у данного должностного лица нет, следовательно, они должны совместно обеспечивать комплексный контроль за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних, в том числе контролировать деятельность подразделений полиции по делам несовершеннолетних.

Контрольными функциями в деятельности органов исполнительной власти обладают полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах. Отдельные контрольные функции имеются и у уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченных по правам ребенка в субъектах федерации.

Судебные органы контролируют деятельность полиции по профилактике правонарушений несовершеннолетних судьи рассматривают материалы о направлении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Коме того, судья при выявлении неоднократных нарушений в материалах, поступающих из отделов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел о направлении лиц, не достигших совершеннолетия в указанные учреждения, правомочен вынести частное определение в адрес руководителя подразделения по делам несовершеннолетних органа внутренних дел. Районные суды рассматривают также жалобы граждан на действия руководителей и сотрудников полиции по делам несовершеннолетних и принимают по ним обоснованные решения (производство по жалобам и заявлениям граждан).

Итак, рассматривая материалы, жалобы и заявления граждан, протесты прокурора, суд проверяет правомерность принимаемых руководителями отделов по делам несовершеннолетних, инспекторами по делам несовершеннолетних и школьными инспекторами полиции решений, исправляет ошибки и упущения и тем самым активно способствует укреплению законности в деятельности полиции по профилактике безнадзорности, беспризорности, административных и иных правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия.

Контроль общественности за деятельностью полиции в сегменте профилактики правонарушений и преступлений лиц, не достигших восемнадцати лет, реализуется на основе ст. 33 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные жалобы в государственные органы, в том числе и в органы внутренних дел.

Надзор прокуратуры за законностью деятельности полиции осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на ее территории. Осуществляя надзор за законностью в деятельности органов внутренних дел по профилактике правонарушений несовершеннолетних, прокурор вправе:

В любое время суток посещать центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел и служебные помещения инспекторов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

Изучать документы, на основании которых несовершеннолетние граждане подвергнуты доставлению в орган внутренних дел, административному задержанию или заключению под стражу;

Опрашивать задержанных и заключенных под стражу несовершеннолетних, принимать и рассматривать их жалобы и заявления;

Своим постановлением освобождать лиц, не достигших возраста совершеннолетия и незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

Вносить представления об устранении нарушений закона в сфере защиты интересов и законных прав несовершеннолетних и требовать от руководителей подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел ответов в письменном виде в течение одного месяца;

Объявлять должностным лицам подразделений полиции по делам несовершеннолетних предостережения о недопустимости нарушения закона.

Вероятно, целесообразно признать прокурорский надзор за исполнением законов органами и учреждениями системы предупреждения административных и иных правонарушений, не достигших совершеннолетия лиц, самостоятельным направлением прокурорской деятельности, которая требует четкой регламентации специальными профильными подзаконными правовыми актами Генерального прокурора Российской Федерации. Управление данным, одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры, должны осуществлять самостоятельное структурное подразделение Генеральной прокуратуры Российской Федерации и соответствующие структурные подразделения в прокуратурах регионов России.

В настоящее время надзорную деятельность осуществляют лишь отдельно взятые прокуроры в прокуратурах городов, районов, районах или иных муниципальных образованиях, их деятельность курирует, как правило, один прокурор в прокуратуре субъекта федерации. Следовательно, из-под прокурорского надзора «выпадает» львиная доля как незначительных недоработок органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, так и деяния их сотрудников и служащих в виде халатности, злоупотребления должностными полномочиями и иными преступными деяниями.

Для нормализации ситуации в данном направлении в первую очередь требуется дополнить ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 года пунктом следующего содержания: «В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за соблюдением прав и свобод несовершеннолетних лиц служащими и сотрудниками органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних». Затем необходимо принятие и вступление в законную силу детализирующих данную диспозицию федерального правового документа приказов Генерального прокурора Российской Федерации. Это будет способствовать тому, что по решению Генерального прокурора Российской Федерации в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы по делам несовершеннолетних (к примеру, помимо прокуратуры Кировского района Санкт-Петербурга, в кировском административном районе города появится новая специализированная прокуратура с ориентировочным наименованием «прокуратура по делам несовершеннолетних Кировского района Санкт-Петербурга»).

Проверки и контроль в целом возлагаются на Организационно-аналитический департамент; по линии контроля за правомерностью действий подразделений полиции по делам несовершеннолетних – на Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На сегодня организовано несколько видов контроля со стороны вышестоящих органов внутренних дел над нижестоящими. К ним относятся: инспектирование; контрольные проверки; комплексные выезды для оказания практической помощи; целевые (самостоятельные) выезды по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности, проверке жалоб, заявлений и другим вопросам; оперативно-зональный контроль; линейный контроль; заслушивание отчетов руководителей органов внутренних дел на заседаниях коллегий.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что категория законности лежит в области правосознания и юридической психологии сотрудников органов внутренних дел. Ведущими средствами формирования у сотрудников полиции сознания необходимости законности является кадровая и воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел.

Для обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел по превенции правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, используются различные способы. Важнейшим из них является внутриведомственный контроль, который проводится как вышестоящими органами внутренних дел и их линейными службами, так и начальниками горрайорганов внутренних дел и их заместителями. Важной формой связи органов внутренних дел с населением являются также обращения граждан и их личный прием. Виды и способы контроля могут быть самыми разнообразными, но все они должны преследовать единую цель, а именно – недопущение случаев нарушений законности и дисциплины сотрудниками органов внутренних дел в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних. Представляется, что дальнейшее формирование «чувства законности» должно найти отражение в программе комплексного реформирования системы воспитательной работы в органах внутренних дел в целом и в подразделениях по делам несовершеннолетних в частности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Система профилактики правонарушений несовершеннолетних автора Беженцев Александр Анатольевич

§ 2. Ретроспектива становления и развития государственных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в советский период Особое внимание предупреждению правонарушений и преступлений, в частности несовершеннолетних,

Из книги автора

Глава 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВНАИЕ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Из книги автора

§ 2. Законодательные и подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность государственной системы по профилактике правонарушений несовершеннолетних Итак, Конституция Российской Федерации содержит целый ряд статей, как

Из книги автора

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЗАЩИТУ ПРАВ, СВОБОД И ПРОФИЛАКТИКУ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Из книги автора

§ 2. Совершенствование организационного и правового регулирования деятельности органов управления образованием по профилактике правонарушений и оказанию помощи несовершеннолетним К наиболее актуальным и социально значимым задачам, которые поставлены перед нашим

Из книги автора

§ 3. Деятельность органов и учреждений здравоохранения по профилактике потребления несовершеннолетними спиртных напитков и наркотических

Из книги автора

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОФИЛАКТИКУ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Из книги автора

§ 1. Основные направления деятельности отделов по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Следует признать, что к настоящему моменту основной центр тяжести профилактической работы по предупреждению и пресечению правонарушений несовершеннолетних сместился в

Из книги автора

§ 3. Механизм совершенствования деятельности центров временного содержания органов внутренних дел для несовершеннолетних правонарушителей Со временем жизнь подростков и требования правоохранительных органов к ним существенно изменились. Так, если пятьдесят лет назад

Из книги автора

§ 4. Взаимодействие служб и подразделений полиции по профилактике безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних с субъектами государственной системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав Успешное выполнение задач по

Из книги автора

§ 1. Формы и методы проведения индивидуальной профилактической работы с родителями, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Наблюдаемая в последние годы тенденция стабилизации социальной обстановки, в том числе по

Из книги автора

§ 2. Прогрессивный опыт деятельности инспекторов по делам несовершеннолетних по профилактике неблагополучия в семье на примере отдельных органов внутренних

Из книги автора

Глава 6. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Из книги автора

§ 1. Проблемы предупреждения безнадзорности, беспризорности, бродяжничества, попрошайничества несовершеннолетних и пути их решения органами предупреждения правонарушений несовершеннолетних Узловыми причинами и условиями правонарушений несовершеннолетних является

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра административного права и информатики

по учебной дисциплине «Административная деятельность ОВД»

На тему : «Основные направления укрепления законности в административной деятельности ОВД»

Москва, 2008г.


План

1. Понятие законности в административной деятельности милиции

2. Способы обеспечения законности в административной деятельности милиции


1. Понятие законности в административной деятельности милиции

Законность - важнейший принцип деятельности милиции. Этот принцип выражается как в правоохранительном характере самой деятельности милиции, так и в том, что эта деятельность осуществляется на основе строгого и неуклонного соблюдения законов и подзаконных нормативных актов.

Обеспечивая безопасность граждан, охрану общественного порядка и общественную безопасность, осуществляя надзор за соблюдением гражданами и должностными лицами правил общественного порядка и общественной безопасности, предупреждая и пресекая правонарушения и привлекая виновных к ответственности за совершение противоправных действий, милиция тем самым укрепляет законность и правопорядок.

Вместе с тем решительно пресекая преступления и административные правонарушения, милиция должна действовать строго в соответствии с законом и подзаконными актами в пределах своей компетенции и в установленном законодательством порядке.

Соблюдение законности в деятельности милиции особенно важно, так как на нее возложена обязанность предупреждать и пресекать правонарушения. Милиция призвана защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Милиция наделена широкими правами по применению мер принуждения. В связи с этим совершенно недопустимо какое-либо нарушение законности, ибо это означает нарушение конституционных принципов неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, свободы передвижения на территории Российской Федерации и др.

Кроме того, неправомерные действия сотрудников милиции подрывают их авторитет, по отдельным нарушениям законности граждане могут неправильно оценивать деятельность милиции в целом.

Милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке прямо предусмотренных законом. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Принципы и требования законности. Важное значение для уяснения сущности законности в административной деятельности милиции имеет вопрос о принципах и требованиях законности. Принципы законности - это основные идеи, положения, выражающие содержание законности, а требования - то, чего требует законность, т.е. правовые предписания, соблюдение и исполнение которых в процессе административной деятельности делает поведение (действие) сотрудника милиции законным.

К принципам законности относятся: верховенство закона, единство законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, реальность законности.

Верховенство закона заключается в главенстве закона в системе нормативных правовых актов, в том, что нормотворческая и правореализационная деятельность милиции осуществляется в соответствии с законами.

Законность должна основываться прежде всего на законодательных актах как основных источниках права. Все важные вопросы в обществе, государстве, а в особенности вопросы охраны общественного порядка и обеспечения прав и свобод граждан от противоправных посягательств должны наиболее полно регулироваться законодательством. Сфера действия «инструктивного права» должна быть сведена к минимуму. Акты толкования норм права, устанавливающие способы наиболее точной и полной реализации законов, не противоречат требованиям верховенства закона.

Под единством законности понимается единая направленность правотворчества и правореализации на всей территории действия соответствующего нормативного правового акта. Понимание и реализация нормативных актов должны быть одинаковыми на всей территории, на которую распространяется действие этих актов. Вместе с тем применение законов должно осуществляться с учетом специфики территориальных различий и особенностей складывающихся условий обеспечения правопорядка. Это отнюдь не разрушает принцип единства законности. Гибкость в реализации законов позволяет эффективнее достигать щелей, содержащихся в этих законах.

Недопустимость противопоставления законности и целесообразности означает возможность выбора в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам административной деятельности милиции по обеспечению правопорядка вариантов осуществления правореализующей деятельности. Целесообразность означает, что при реализации нормы важно максимально учитывать конкретную обстановку, время, место и условия, своеобразие создавшегося положения и т.п. Соотношение между законностью и целесообразностью есть соотношение между требованием точного исполнения предписаний правовой нормы и оперативной самостоятельностью субъекта административной деятельности, регулируемой нормами права.

Целесообразность тесно связана с административным усмотрением, под которым подразумевается определенная рамками законодательства известная степень свободы органа (должностного лица) в правовом разрешении индивидуального конкретного управленческого дела, которая предоставляется в целях принятия оптимального решения по делу.

Административное усмотрение может выражаться в предоставлении сотруднику милиции возможности по его усмотрению оценивать юридический факт. Так, при малозначительности совершенного административного правонарушения сотрудник милиции, уполномоченный решать дело, может согласно ст. 22 КоАП РСФСР освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Здесь «малозначительность» определяется по усмотрению сотрудника.

Разновидностью административного усмотрения можно считать также предоставление сотруднику милиции права по его усмотрению издавать акт (принимать решение) на основе свободного выбора одного из нескольких равнозначных, с точки зрения законности, вариантов решения дела, предусмотренных нормой права. Например, начальник органа внутренних дел в соответствии со ст. 158 КоАП РСФСР может подвергнуть лицо, совершившее мелкое хулиганство, штрафу или направить дело на рассмотрение в суд.

Следующая разновидность административного усмотрения выражается в принятии сотрудником милиции решения (в совершении действия) на основе «гибких» правовых норм, содержащих «растяжимые» формулировки: «принимает неотложные меры», «если имеются достаточные основания», «вправе использовать любые сподручные средства» и т.п. Сотрудник милиции сам уясняет смысл и назначение таких понятий. При этом вовсе не значит, что он абсолютно свободен в своих действиях. От него требуется такое понимание этих формулировок правовых норм, которое имеет наиболее широкое распространение в данный момент в той или иной сфере жизнедеятельности.

Предоставление сотруднику милиции возможности дифференцирование подходить к решению индивидуальных дел позволяет ему наиболее оптимально претворять правила нормы права в жизнь. Однако гибкость нормы права имеет свои границы, выходить за пределы которых сотрудник милиции не должен.

Следовательно, сотрудник милиции не действуют абсолютно свободно. Административное усмотрение всегда носит правовой характер, является правовым усмотрением. Применение усмотрения возможно при условии соблюдения определенных требований: оно всегда должно осуществляться в рамках закона; административное усмотрение может быть использовано в целях наиболее эффективного, целесообразного, оптимального осуществления административной и иной деятельности милиции; акт, принятый на основе усмотрения, должен преследовать ту цель, для достижения которой законодатель дал сотруднику милиции правомочие действовать по своему усмотрению; акт, принятый на основе административного усмотрения, должен содержать в себе мотивы, побудившие сотрудника воспользоваться правом усмотрения.

Таким образом, административное усмотрение в деятельности милиции ничего общего не имеет со «свободным» усмотрением, которое осуществляется в рамках закона.

Реальность законности как принцип означает достижение фактического исполнения предписаний правовых норм в деятельности милиции и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

Требование законности отражает ее направленность, которая обусловлена содержанием правовых норм. В отличие от принципов, выражающих содержание и сущность законности, требования связаны с определенными, конкретными видами деятельности милиции, скажем, требования зашиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности от противоправных посягательств, применения мер административного и иного принуждения в установленном порядке и т.п. В требованиях находят свое выражение принципы законности.

2. Способы обеспечения законности в административной деятельности

К способам обеспечения законности в административной деятельности милиции относятся: контроль, прокурорский надзор, обжалование неправомерных действий сотрудников милиции, ответственность сотрудников милиции.

За административной деятельностью милиции осуществляется внешний и внутренний контроль. Внешний контроль осуществляют органы исполнительной власти и местного самоуправления, суды.

Контрольные функции за деятельностью милиции, в том числе и за административной деятельностью, осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации (правительства республик в составе России, администрация края, области, автономного образования).

Указанные органы исполнительной власти осуществляют контроль за состоянием законности в милиции путем изучения материалов, характеризующих законность в органе внутренних дел (милиции), истребования от органов внутренних дел письменных отчетов, справок о принимаемых мерах по укреплению законности, изучения общественного мнения о работе милиции по материалам печати, по жалобам и заявлениям о нарушениях прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций. Контрольные функции осуществляются также посредством заслушивания руководителей органов внутренних дел о состоянии законности в их работе. Заслушивание в органе исполнительной власти может производиться как коллективно (на совещаниях, коллегиях и т.п.), так и индивидуально, путем вызова руководителя органа внутренних дел в орган исполнительной власти.

Осуществляя контроль за работой милиции, вышеуказанные органы исполнительной власти не могут вмешиваться в утоловно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность милиции и в производство по делам об административных правонарушениях.

Контроль за соблюдением законности в административной деятельности милиции общественной безопасности (местной милиции) осуществляют в пределах своих полномочий органы местного самоуправления. Их формы контроля аналогичны формам контроля за законностью в деятельности милиции, используемым органами исполнительной власти.

К внешнему контролю за законностью в административной деятельности милиции относится также судебный контроль. Этот вид контроля осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает, в частности, дела, связанные с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушениях их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле. В процессе рассмотрения Конституционный Суд Российской Федерации вправе требовать от органов, организаций и лиц предоставления текстов правовых актов, документов, сведений и других материалов; проведения проверок, экспертиз; дачу консультаций и т.п. Эти требования обязательны для тех, кому они адресованы.

Если при рассмотрении жалоб граждан, связанных с нарушением их конституционных прав и свобод. Конституционный Суд признает не соответствующим Конституции Российской Федерации применяемый закон, то это является основанием для обязательного пересмотра данного дела соответствующим компетентным органом и восстановления нарушенного права.

Разрешая дела в пределах своей компетенции. Конституционный Суд Российской Федерации тем самым обеспечивает законность в Российской Федерации.

Суды общей компетенции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным, административным делам. При рассмотрении названных и других дел суд, решая дело по существу, рассматривает с позиций закона правомерность действий органов исполнительной власти, должностных лиц, осуществляет контроль за их деятельностью. Если при рассмотрении дела суд усмотрит нарушения законности в работе органа, он вправе вынести частное определение в адрес руководителя органа, в том числе и органа внутренних дел, который должен в течение месяца рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах. Частное определение является правовой формой реагирования суда на нарушение законности. В необходимых случаях суд принимает меры к привлечению виновных к ответственности.

Важные функции по обеспечению законности в административной деятельности милиции суд выполняет при рассмотрении жалоб граждан и должностных лиц на постановления органов внутренних дел о наложении административных взысканий. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое постановление о наложении взыскания незаконным, обязывает удовлетворить требования заявителя, отменяет примененную к нему меру ответственности.

В процессе рассмотрения жалоб граждан и принятия по ним решений суд осуществляет контроль за деятельностью милиции и ее должностных лиц в сфере производства по делам об административных правонарушениях, за законностью совершаемых сотрудниками милиции действий и издаваемых ими актов. Таким образом суд обеспечивает законность в административной деятельности милиции.

Судебный контроль в управлении осуществляют арбитражные суды. Они осуществляют судебную власть при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления. Разрешая споры, арбитражный суд выполняет важные задачи по защите прав и законных интересов граждан-предпринимателей и организаций по укреплению законности. Однако роль арбитражного суда в деле укрепления законности в административной деятельности милиции в силу ее специфики не столь значительна.

Внутренний (внутриведомственный) контроль за законностью в административной деятельности милиции осуществляют министр внутренних дел Российской Федерации, министры внутренних дел республик в составе России, вышестоящие органы милиции и их руководители. Контроль за законностью осуществляется в трех наиболее распространенных формах: непосредственная проверка показала соблюдение законности исполнителями на местах; изучение информационных материалов, характеризующих соблюдение законности в административной деятельности милиции; заслушивание руководителей административных служб милиции о соблюдении законности.

Непосредственная проверка соблюдения законности исполнителями производится начальником подразделения (соблюдение законности при несении милиционерами патрульно-постовой службы, при применении мер административного предупреждения, при задержании и доставлении граждан и др.).

Изучение информационных материалов, характеризующих соблюдение законности в административной деятельности милиции, включает в себя: систематический анализ оперативной и статистической информации о состоянии законности в административной деятельности подчиненных подразделений, служб и сотрудников; изучение дел об административных правонарушениях, характеризующих работу сотрудников; изучение жалоб и заявлений граждан о нарушении их прав и законных интересов сотрудниками административных служб милиции; заслушивание начальников о состоянии законности в руководимых ими административных службах и подразделениях милиции на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях вышестоящих органов внутренних дел (милиции).

Рассматривая различные формы контроля за законностью, следует иметь в виду, что каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Важно умело сочетать различные формы контроля с учетом реальных возможностей.

Методами ведомственного контроля являются: оперативный контроль, комплексные и контрольные по результатам комплексных проверки, а также контроль за деятельностью органов внутренних дел (милиции) при рассмотрении жалоб на действия сотрудников милиции.

Оперативный (повседневный) контроль - составная часть непосредственного руководства подчиненными подразделениями, службами, сотрудниками милиции.

Комплексные проверки - это контроль, охватывающий все направления работы проверяемого органа, как правило, за определенный период.

Инспекторские проверки проводятся обычно через год после комплексных с целью контроля за устранением недостатков, выявленных в процессе комплексных проверок, а также реализацией внесенных проверяющим органом предложений по совершенствованию работы.

При разбирательстве с жалобами на действия сотрудников милиции следует соблюдать требования о недопустимости передачи жалобы на рассмотрение тому органу (должностному лицу), действия которого обжалуются.

Контроль осуществляется не только с целью выявления нарушений законности, но и содействия восстановлению нормального режима работы, устранению выявленных недостатков, а также с целью стимулирования деятельности подчиненных органов (должностных лиц). Поэтому по результатам контрольной деятельности применяются либо поощрительные меры, либо меры дисциплинарной и иной ответственности. Контролирующий орган (должностное лицо) может в соответствии со своей компетенцией применять поощрение или налагать дисциплинарное взыскание либо ходатайствовать об этом, а также отменять или ходатайствовать об отмене незаконных актов.

Прокурорский надзор. Согласно Федеральному закону от 18 октября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными выше.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

Из этого следует, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов милицией. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения органов внутренних дел (милиции), иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод, привлечении к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещении причиненного ущерба. При наличии факта правонарушения прокурор возбуждает уголовное дело или дело об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.

Прокурор проверяет законность административного задержания граждан милицией и применения уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел мер воздействия за административные правонарушения.

Прокурор производит проверку законности содержания задержанных в органах внутренних дел. Он посещает места содержания задержанных при органах внутренних дел, совершает обход помещений, опрос задержанных и знакомится с документацией о содержании граждан. При обнаружении нарушений требует их устранения, а также имеет право требовать объяснений по поводу обнаруженных нарушений от соответствующих сотрудников милиции. Прокурор освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании несудебных решений; опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными, вносит представления об устранении нарушений закона.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением милицией законодательства об ответственности за административные правонарушения. Они проверяют законность привлечения к ответственности и наложения на виновных лиц административных взысканий.

Кроме надзора за административной деятельностью милиции прокурор осуществляет также надзор за исполнением законов органами внутренних дел, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением постановлений о наложении административных взысканий и иных мер принудительного характера подразделениями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Способом обеспечения законности является право обжалования неправомерных действии сотрудников милиции. Гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие или вышестоящему органу иди должностному лицу милиции, прокурору или в суд.

Руководители органов внутренних дел обязаны систематически проверять состояние дел по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан в подчиненных им подразделениях и службах милиции, принимать меры к устранению причин и условий, порождающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, вызывающих поступление заявлений и жалоб в органы внутренних дел.