Для каких кранов применяется «марочная система. Порядок использования мостовых кранов для производства работ с имеющихся на кране площадок Образец положения о ключ марке грузоподъемных кранов

Журнал учета выдачи и приема ключ-марки.
Для обеспечения безопасности особо опасных объектов в организации может быть рекомендована к внедрению марочная система.
Марочная система должна распространяться на грузоподъемные краны с электрическим приводом, электрокары, передаточные тележки и другие средства промышленного транспорта, на грузоподъемные средства на самоходных шасси специального назначения и др.
Марочная система является системой допуска работников к работе на оборудовании повышенной опасности, к его ремонту и осмотру. Система направлена на обеспечение безопасной организации труда и на установление таких производственных отношений между работниками, выполняющими эти работы, которые исключают несогласованность их действий.
Марочная система должна использоваться для осуществления допуска к управлению оборудованием и для исключения случайного пуска механизма.
Ключ-марка представляет собой электротехническое устройство и предназначено для замыкания цепи управления механизма и относится к прибору безопасности.
На ключ-марке ударным способом должен быть нанесен регистрационный номер объекта, который оборудован ключ-маркой.
Ключ-марку следует устанавливать на механизмах, имеющих посты (пульты) управления, у которых во время работы механизмов постоянно находится работник, ими управляющий.
Ключ-марка должен устанавливаться на пультах управления механизмов. Контакты замка-выключателя должны быть включены в оперативную цепь электропривода механизма последовательно с контактами пусковой кнопки или выключателя.
Ключ-марку необходимо устанавливать на пульте управления механизма так, чтобы он хорошо обозревался и не создавал неудобств при его включении. Рекомендуется скважину замка-выключателя очерчивать кругом краской красного цвета.
Изменения в электрической схеме и внешнем виде пульта управления, вызванные установкой ключ-марки, должны быть внесены в техническую документацию электропривода механизма.
Изготовление или приобретение ключ-марки следует организовать в масштабе организации централизованно. Предназначенный для определенного механизма ключ не должен подходить к другому оборудованию.
Работники, управляющие механизмом, оборудованным марочной системой, должны приступать к работе только после получения ключ-марки от лица, ответственного за его выдачу, под роспись в .
По окончании работы работник, управляющий механизмом, должен возвратить ключ-марку на место хранения и расписаться в Журнале учета выдачи и приема ключ-марки о его сдаче.

Графы для заполнения Журнала учета выдачи и приема ключ-марки :
1. № п/п
2. Дата и время
3. Наименование крана, регистрационный номер
4. Ф.И.О. получившего ключ-марку
5. Личная подпись
6. Ф.И.О., выдавшего ключ-марку (отв. за БПР)
7. Личная подпись
8. Дата, время возврата ключ-марки
9. Ф.И.О., сдающего ключ-марку
10. Подпись сдающего
11. Ф.И.О., принимающего ключ-марку (отв. за БПР)
12. Подпись принимающего ключ-марку

Положение о ключ - бирочной (марочной) системе

1. Общие требования

Для обеспечения безопасной организации труда при эксплуатации грузоподъемных машин и повышения ответственности, ответственных лиц за производство работ кранами, а также согласно Правил по кранам ст. 7.5.9. в вводится ключ-бирочная (марочная) система, которая заключается в следующем:

а) Каждому электромостовому крану присваивается индивидуальная ключ-бирка (марка), которая разрывает цепь управления катушки контактора только одного крана.

б) Ключ - бирка (марка) представляет собой металлическую круглую пластину диаметром 50 мм с выбитыми на ней цифрами (регистрационный номер крана) и прикрепленным к ней ключом, способным к замыканию цепи управления катушки главного контактора только одного крана.

в) Наличие механического замка на кране не исключает необходимости установки ключ - бирки в цепь главного контактора крана.

г) При соблюдении всех положений по технике безопасности, ответственное лицо, выдает ключ-бирку машинисту крана, разрешает ему производство работ под свою ответственность. Наличие у машиниста крана на производство работ данным краном, согласно его технической характеристике и обеспечения безопасных условий работы на данном участке.

1. Порядок пользования ключ - бирочной (марочной) системы

1.1. Ключ-бирка ремонтных электромостовых кранов хранится у лица, ответственного за исправное состояние кранов и выдается лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами после записи в специальном журнале под роспись и при наличии у него удостоверения о сдаче экзаменов по правилам или непосредственно машинисту крана.

1.2. Лицо, ответственное за исправное состояние кранов, обязано систематически проверять наличие ключ- бирки у машинистов. Наличие ключ- бирки удостоверяет то, что кран находится в исправном состоянии. При неисправности крана ключ-бирка изымается и делается соответствующая запись в вахтенном журнале.

1.3. Получение ключ- бирки машинистом крана означает обеспечение безопасных условий работы, наличие стропальщиков с правами и получение ими инструктажа на данном рабочем месте, в данных конкретных условиях.

1.4. На технологических, погрузочно-разгрузочных электромостовых кранах ключ-бирка выдается машинисту крана лицом, ответственным за содержание крана в исправном состоянии и передается машинистами по смене.

1.5. До начала периодического осмотра механизмов крана слесарями или электромонтерами по ремонту кранов и во всех других случаях перед кратковременными оперативными или текущими ремонтами, сроком до 2-х часов, ответственное лицо по ремонту или осмотру должно взять ключ-бирку у машиниста крана. Все включения могут производиться только по указанию ответственного лица, производящего ремонт или осмотр крана.

1.6. При утере ключ - бирки машинист крана должен немедленно сообщить об этом лицу, выдавшему ему бирку. Лицо, ответственное за производство работ по перемещению грузов кранами сообщает главному инженеру цеха, который обязан приостановить работу крана.

Кран может быть пущен в работу только после изготовления ключ - бирки отличной от утерянной и наказания виновных в дисциплинарном порядке.

1.7. При аварии или несчастном случае машинист крана должен передать ключ-бирку только председателю комиссии по расследованию происшедшей аварии или несчастного случая.

1.8. Ответственность за выполнение настоящего положения о ключ - бирочной системе при работе, мостовыми кранами на предприятии возлагается на лиц, ответственных за содержание кранов в исправном состоянии и на лиц, ответственных за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами и машинистов кранов.

1.9. Контроль за выполнением настоящего положения о ключ- бирочной системе возлагается на главных инженеров цехов и др. подразделений и на группу по надзору за грузоподъемными машинами предприятия.

размер шрифта

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ И РАЗМЕЩЕНИИ ГРУЗОВ- ПОТ РМ-007-98 (утв-... Актуально в 2018 году

Приложение 1. ПОРЯДОК ХРАНЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ КЛЮЧ - МАРКИ НА ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ КРАНЫ И КЛЮЧЕЙ ОТ ВЫХОДОВ НА КРАНОВЫЕ ПУТИ

1. В целях предупреждения несчастных случаев при работе грузоподъемных кранов в результате несогласованных действий машиниста крана и стропальщиков, а также работников, занятых на ремонте или обслуживании кранов, исключения возможности включения защитной панели крана и управления им работниками, не имеющими на это право, вводится марочная система, определяющая порядок допуска на кран крановщика, помощника крановщика, работников для выполнения ремонтных работ и обслуживания крана, крановых путей.

2. Марочная система распространяется на грузоподъемные краны с электрическим приводом.

3. Вводное устройство (защитная панель) грузоподъемного крана оборудуется индивидуальным контактным замком с ключом.

4. Ключ - марка предназначена для замыкания цепи управления грузоподъемного крана и относится к приборам безопасности.

5. Конструкция замка должна быть такой, чтобы ключ из замка вынимался только при отключенном положении разъединителя.

6. На ключе - марке должен быть выбит регистрационный номер грузоподъемного крана.

7. Приемка грузоподъемного крана крановщиком осуществляется после получения им ключ - марки.

8. Ключ - марки неработающих грузоподъемных кранов и ключи от входов на крановые пути должны храниться в специальном ящике в кабинете начальника смены.

9. Ящик с ключ - марками должен быть постоянно закрыт на замок. Ключ от замка ящика должны иметь начальники смен, механик и энергетик цеха.

10. Ключ - марка выдается начальником смены крановщику перед началом смены.

11. Лица, ответственные за выдачу ключ - марки, передают их по сменам под расписку.

12. При уходе из кабины управления грузоподъемного крана в течение смены крановщик обязан выключить рубильник защитной панели и вынуть из замка ключ - марку.

14. По окончании работы на грузоподъемном кране крановщик обязан возвратить ключ - марку на место хранения в установленном в организации порядке.

15. Перед выводом грузоподъемного крана в ремонт ключ - марка передается лицу, ответственному за ремонт крана.

16. При осмотре и регулировке механизмов и электрооборудования крана включение механизмов крановщик должен производить по сигналу (команде) лица, производящего осмотр.

17. При осмотре (ремонте) грузоподъемного крана работники (слесарь, электромонтер) должны вывесить на ручку рубильника защитной панели крана плакат: "Не включать - работают люди", и на период осмотра (ремонта) ключ - марка должна находиться у лица, ответственного за осмотр (ремонт) крана.

18. После окончания осмотра (ремонта) работники, производящие эти работы (слесарь, электромонтер), обязаны снять плакат "Не включать - работают люди", возвратить ключ - марку крановщику или лицу, ответственному за его хранение, и произвести запись в вахтенном журнале об устранении неисправности.

19. На период проведения ремонта (среднего или капитального) грузоподъемного крана ключ - марка должна находиться у лица, ответственного за проведение ремонта крана. Фамилия этого лица должна быть записана в вахтенном журнале и в наряде - допуске.

20. Ключами от входов на крановый путь разрешается пользоваться только лицам, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии при выполнении ремонтных работ по наряду - допуску и начальникам смен в случае эвакуации крановщика через крановый путь при вынужденной остановке грузоподъемного крана не у посадочной площадки.

21. Работники, обслуживающие грузоподъемные краны (крановщики, слесари, электромонтеры), должны быть ознакомлены под расписку с настоящим Положением при введении его в действие.

22. За нарушение Положения о применении марочной системы на грузоподъемные краны или утерю ключ - марки виновные должны привлекаться к ответственности в соответствии с порядком, установленным в организации.

блокировка, обеспечивающая автоматическое отключение вводного высоковольтного выключателя при снятии ключа для остановки индукционной печи; устанавливается в шкафу плавильщика, на центральном пульте управления. Применяется как при обслуживании, так и при ремонте индукционной печи; прибор безопасности предназначенный для замыкания цепи управления грузоподъемного крана с целью предупреждения несчастных случаев в результате несогласованных действий машиниста крана и стропальщиков, а также работников, занятых на ремонте и обслуживании кранов, исключения возможности включения защитной панели крана и управления им работниками, не имеющими на это права. На к.-м. Должен быть выбит регистрационный номер грузоподъемного крана. Приемка грузоподъемного крана крановщиком осуществляется после получения им к.-м. К.-м. Неработающих грузоподъемных кранов и ключи от входов на крановые пути должны храниться в специальном ящике в кабинете начальника смены. Ящик с к.-м. Должен быть постоянно закрыт на замок. Ключ от замка ящика должны иметь начальники смен, механик и энергетик цеха. К.-м. Выдается начальником смены крановщику перед началом cмены. Лица, ответственные за выдачу к.-м., передают их по сменам под расписку. При уходе из кабины управления грузоподъемного крана в течение смены крановщик обязан выключить рубильник защитной панели и вынуть из замка к.-м. По окончании работы на грузоподъемном кране крановщик обязан возвратить к.-м. На место хранения в установленном в организации порядке. Перед выводом крана в ремонт к.-м. Передается лицу, ответственному за ремонт. На период проведения ремонта (среднего или капитального) грузоподъемного крана к.-м. Должна находиться у лица, ответственного за проведение ремонта крана. Фамилия этого лица должна быть записана в вахтенном журнале и в наряде-допуске. При утере к.-м. Виновные несут ответственность в соответствии с порядком, установленным в организации.

Порядок допуска персонала на крановые пути и галереи мостовых кранов

Марочная система эксплуатации мостовых кранов

При эксплуатации мостовых кранов, управляемых из кабины, должна применяться марочная система, при ко­торой управление краном разрешается лишь крановщи­ку, получившему в установленном владельцем порядке ключ-марку. Марочная система обеспечивает безопасность эксплуатации кранов и регламентирует взаимоотношения между эксплуатирующим и ремонтным персоналом.

Марка представляет собой металлический диск или пря­моугольник с выбитым на нем регистрационным номером крана. Марка закрепляется на ключ контактного замка ввод­ного устройства крана. Ключи-марки должны храниться в специальном настенном ящике с застекленной дверцей. На предприятии (в цехе) приказом должны быть назначены лица, ответственные за выдачу ключей-марок.

Прием смены производится крановщиком после получе­ния ключа-марки под расписку. При сдаче смены он пере­дает ключ-марку сменщику или возвращает ее ответствен­ному за выдачу. При осмотре, обслуживании или ремонте крана ключ-марка передается лицу, ответственному за про­ведение работ. До получения ключа-марки ремонтному персоналу запрещается вести работы на кране.

1. Выходы на крановые пути, галереи мостовых кранов, находящихся в работе, должны быть закрыты на замок.

2. Допуск персонала, обслуживающего краны, а также других рабочих на крановые пути и проходные галереи действующих мостовых и передвижных консольных кра­нов для производства ремонтных или каких-либо других работ должен производиться по наряду-допуску, определя­ющему условия безопасного производства работ.

3. В наряде-допуске должны быть указаны меры по со­зданию безопасных условий выполнения работ, в частнос­ти меры по предупреждению поражения ремонтного пер­сонала электрическим током, падения с высоты, наезда работающих кранов на ремонтируемый кран, а также по предупреждению выхода ремонтного персонала на крано­вые пути работающих кранов.

4. Порядок выдачи наряда-допуска и инструктажа рабо­чих определяется владельцем крана. О предстоящей работе должны быть уведомлены записью в вахтенном журнале кра­новщики всех смен пролета, цеха, где производится работа, а при необходимости - и крановщики смежных пролетов.

ВНИМАНИЕ! Использование крана для работы во вре­мя его ремонта не разрешается. Без наряда-допуска можно производить осмотр и тех­ническое обслуживание крана, а также устранение неис­правностей по вызову крановщика.

Мостовые краны по решению владельца могут исполь­зоваться для производства строительных, малярных и дру­гих работ с имеющихся на кране площадок. Такие работы должны выполняться по наряду-допуску, определяющему меры безопасности по предупреждению:

Падения людей с крана;

Поражения электрическим током;

Выхода на крановые пути;

Столкновение кранов;

Перемещения крана и его тележки. Использование крана для перемещения грузов при вы­полнении с его моста указанных работ не допускается.