Эксплуатация ручных пожарных лестниц и меры безопасности при работе с ними. Ручные пожарные лестницы: виды и правила эксплуатации Ручные пожарные лестницы виды назначение устройство

При тушении возгораний и проведении спасательных работ очень часто применяются ручные пожарные лестницы. Они дают спасателям возможность попасть внутрь помещения, вход в которое прегражден огнем или завалами. Переносные пожарные лестницы также порой бывают единственным способом эвакуации граждан, изолированных от других путей спасения.

Огонь – грозная стихия

Эти вспомогательные конструкции отличаются от основных тем, что у них отсутствует электро- или пневмопривод. Ручные пожарные лестницы приводятся в рабочее состояние исключительно силами спасателей. В зависимости от функционального назначения пожарные лестницы подразделяют на три типа.

  • Лестница-палка. Самое простое приспособление для подъема на небольшую высоту. Состоит из двух опор и ступеней; в сложенном состоянии представляет собой подобие палки.
  • Штурмовая лестница. Не складная конструкция, дополненная крюком для зацепа.
  • Выдвижная лестница. Используется для подъема на более высокие этажи; состоит из нескольких сегментов, соединенных в телескопическую конструкцию. Она обеспечивает подъем одного звена относительно остальных и их фиксацию на заданном уровне.

Лестница-палка в собранном и работоспособном видах

Принцип работы с лестницей-палкой

Конструкция этой лестницы позволяет ее переносить в сложенном виде. Основное функциональное назначение – подъем пожарных на нижний этаж через оконные проемы и использование ее внутри в качестве приставной. Нередко, в сложенном состоянии, она применяется как таран, для пробивания завалов и дверей. В развернутом виде лестница может использоваться в качестве носилок.

Конструкция состоит из двух , соединенных восемью ступенями. Ключевая ее особенность состоит в шарнирном креплении последних – оно и позволяет лестницу сдвигать. В обоих концах тетивы имеются углубления. За них и убирается край второй тетивы, когда появляется необходимость составить ступени. В собранном состоянии ступени закладываются в пазы, проделанные в . Концы опор окованы, что и позволяет пожарным использовать сложенную лестницу в качестве ударного орудия.

Технические характеристики лестницы:

  • длина в собранном состоянии – 3400 мм;
  • длина в рабочем положении – 3116 мм;
  • дистанция между тетивами – 250 мм;
  • расстояние между ступенями – 340 мм;
  • масса – 3,1 кг на один метр; общий вес не должен превышать 10,5 кг.

После каждого использования или раз в год, если лестница-палка пожарным не пригодилась, оборудование должно пройти проверку. Помимо внешнего осмотра, конструкция подвергается испытаниям на прочность.

  • Испытания . Лестница устанавливается на твердую поверхность под углом в 75 градусов. На каждую из опор по центру на 2 минуты вешается груз в 120 кг.
  • Проверка на прочность ступеней. На любую из них подвешивается груз той же массы на то же время.

По окончании испытаний проводится визуальный осмотр. Ни одна из частей лестницы не должна иметь следов повреждений или остаточного прогиба.

Тренировка со штурмовой лестницей

Штурмовая лестница

Эта конструкция состоит из двух с жестко закрепленными ступенями и подвесным крюком на одном из концов лестницы. Он позволяет зацепить спасательное оборудование за любую подходящую опору. Штурмовая лестница используется для подъема на верхние этажи снаружи здания: пожарный, находясь в оконном проеме нижнего этажа, цепляет крюком подоконник верхнего. После надежной фиксации получает возможность добраться до изолированного огнем помещения. Также эта конструкция применяется во время подъема по скату крыши для разбора кровли. Наиболее эффективна в применении вместе с трехколенной лестницей либо в сочетании с автолестницей.

Конструкция состоит из двух опор- , захватного крюка из стали и 13 ступеней. Для увеличения прочности лестницы оборудуются стяжки из металла (под 1, 7 и 12 ступеньками). Нижние концы тетив для повышения устойчивости выполняются заостренными. Для укрепления периметра штурмовки с внутренней стороны опор пролагаются страховочные тросы из стали. Они охватывают и верхнюю ступеньку, и металлическую стяжку.

По поводу крюка. Он фиксируется на лестнице специальными коробами, на внутренней стороне оснащен зубцами – для предотвращения соскальзывания путем более плотного сцепления с опорой – и с обоих сторон оборудован ребрами жесткости.

Штурмовые лестницы должны соответствовать следующим параметрам.

  • Длина конструкции – 4100 мм.
  • Расстояние между опорными планками – 250 мм.
  • Общая ширина лестницы – 300 мм.
  • Выброс крюка – 650 мм.
  • Масса – 2,65 кг на каждый метр, но не более 10 кг.

Раз в год, после ремонтов или выезда на спасательные пожарные работы штурмовка, как лестница-палка, подвергается испытаниям. Проверка состояния проводится уже описанным образом. К ней добавляется контроль прочности крюка. Лестница подвешивается за него так, чтобы нижняя ее часть ни на что не опиралась. На нижнюю ступеньку подвешивается утяжелитель. После его снятия на крюке не должно быть трещин, его форма должна остаться прежней, сам крюк должен сидеть на месте крепления плотно, не шатаясь.

Штурмовая лестница в реальных условиях

По обращению с раздвижной лестницей есть определенные правила

Трехколенная лестница

Выдвижная лестница этого типа используется для подъема на третий этаж или крышу одно-, двухэтажного дома пожарных, доставки необходимого для тушения оборудования, эвакуации населения при невозможности ее проведения традиционными путями.

Конструкция включает в себя три колена, выполненных из однотипного металлического профиля. Кроме того, выдвижная лестница оборудована механизмом выдвигания, который отвечает также за смещение и фиксацию каждого из колен. Отдельно взятая секция состоит из двух точно обозначенного диаметра, соединенных друг с другом рифлеными трубами. Каждое колено содержит по 12 ступеней, закрепленных в отверстиях стояков методом развальцовки. Торцы тетив первого и третьего колена оснащаются либо наконечниками-шипами, либо противоскользящими упорами.

При выдвижении второго колена оно продвигается между первого. После его фиксации задействуется механизм выдвигания третьей секции, которая скользит между стойками уже второго колена. Приведение лестницы в рабочее состояние производится травления веревки через блоки выдвижного механизма. Для фиксации секций в нужном положении перемещения троса прекращают, и выдвижение лестницы останавливается. Если достаточно длины второго колена, третье можно не выдвигать.

Технические характеристики выдвижной лестницы:

  • в сложенном состоянии длина 4400 мм;
  • длина раздвинутой выдвижной лестницы 10700 мм;
  • ширина между стойками – 480 мм;
  • дистанция от ступени до ступени – 360 мм;
  • вес выдвижной лестницы – до 50 кг.

В зависимости от веса спасателей и эвакуируемых, одновременно на выдвижной лестнице может находиться от 1 до 4 человек.

Для установки выдвижной лестницы нужны два человека

Использование трехколенной лестницы

Выдвижная конструкция для доставки к месту и раскладывания требует наличия двух операторов. В одиночку раздвинуть лестницу крайне затруднительно. Алгоритм установки следующий.

  • Один человек держит лестницу за третьего колена. Второй тянет за канат вниз, выдвигая конструкцию до требуемой высоты.
  • Второе колено зацепляется за стопорные крюки одной из ступеней. Для этого канат ослабляется.
  • Разложенное второе звено автоматически выталкивает первое колено, которое повисает на стальном тросе.

В разложенном состоянии лестница опирается на стену здания в нужном месте. Процесс складывания заключается в тех же действиях, производимых в обратном порядке.

Во время эксплуатации раздвижной лестницы нужно также соблюдать определенные правила. При съеме оборудования с пожарной машины принимать ее положено на выпрямленные руки, не допуская удара об асфальт или землю.

При подъеме пожарных по лестнице они должны смотреть перед собой, не задирая голову вверх – это раскачивает конструкцию, ослабляя болтовые крепления и расшатывая в пазах ступеньки.

Хранить трехколенную лестницу следует вдали как от источников питания, так и от электрических проводов.

Послеэксплуатационное обслуживание

Каждое использование раздвижной лестницы – в процессе тушения пожара или для проведения тренировки – должно заканчиваться грамотным консервированием оборудования. Для этого следует:

  • отчистить лестницу от грязи и, если они есть, продуктов горения;
  • подвижные части механизма выдвигания (блоки с канатами) тщательно смазать;
  • лестницу убрать в место хранения в сложенном состоянии.

Если оборудование какое-то время не эксплуатируется, его следует раз в месяц обследовать, проверяя, в рабочем ли состоянии находится лестница. Проверке подлежат следующие параметры.

  • Целостность обеих .
  • Исправность всех ступеней в каждом из колен.
  • Прочность фиксации ступеней в отведенных им отверстиях.
  • Степень затяжки в болтовых соединениях.
  • Исправность каждого из элементов выдвижного механизма.

Канат полагается проверять по всей его длине: истертость в любом его месте не позволит разложить выдвижную лестницу с достаточной скоростью. А это может стоить жизни людям, ожидающим помощи от пожарных.

Схема проверки трехколенной лестницы

Контроль состояния трехколенной лестницы

Испытания конструкции на предмет работоспособность проводятся не реже раза в год. Если за этот период был проведен ремонт, то обязательной становится внеплановая проверка. Испытания должны контролироваться специальной комиссией, результаты заносятся в соответствующий журнал.

Первый этап проверки – визуальный: лестница проверяется на целостность поверхностей. К эксплуатации не допускаются конструкции, имеющие сколы, углубления, следы коррозии, разрывы.

Второй этап – проверка состояния выдвижного механизма. Лестница должна раздвигаться плавно, без рывков и заеданий, не требуя усилий более положенных. Под собственным весом колена конструкции съезжать в исходное положение не должны.

Чтобы успеть спасти людей, нужно держать оборудование в работоспособном состоянии

Третий этап – проверка прочности элементов в целом.

  • Выдвижная лестница собирается на полную длину.
  • Конструкция устанавливается на относительно ровной твердой площадке; верхний ее край упирается таким образом, чтобы угол наклона составлял 75-80 градусов. То есть подножие лестницы должно отстоять от стены на 2,5-3 метра.
  • Поочередно на центр каждого из колен подвешивается груз в 200 кг, по 100 кг на каждую из ; время выдерживания – 2 минуты.

Таким же образом проверяется и состояние натяжного каната: он должен выдержать нагрузку в 200 кг без разрывов, растяжений и деформаций.

После проверки на прочность повторно проводятся испытания выдвижного механизма. Оказанные на лестницу нагрузки не должны привести к его заеданию.

Испытания считаются успешными в том случае, если удаление утяжелителей не привело к деформациям отдельных элементов, прогибу колен или лестницы в целом.

Тема Назначение, виды, устройство и использование ручных пожарных лестниц. Испытание ручных пожарных лестниц

Вид занятия : классно-групповое

Отводимое время : 2 учебных часа.

Литература: учебник «Пожарная техника»

Развернутый план занятий.

Для обеспечения оперативности и безопасности действий, пожарных при подъеме и работе на высоте ручные лестницы должны быть простыми по устройству, сравнительно легки ми, прочными и устойчивыми.

Для изготовления лестниц используют высококачественные сорта различных пород древесины или легкие высокопрочные металлы. Деревянные тетивы лестниц изготовляют из сосны отборного и первого сортов. Допускается изготовление тетив из отдельных склеенных планок. Ступени выполняют из древесины твердых пород (дуб, ясень, бук) первого сорта. Деревянные детали лестниц подвергают горячей пропитке натуральной олифой с последующим покрытием бесцветным лаком. Металлические лестницы по сравнению с деревянными более прочные, легкие и долговечные. Недостатками металлических лестниц является электропроводность и возможность образования коррозии во внутренних полостях металлических элементов.

Лестница палка

Лестница-палка – используется в пожарных частях и подразделениях гражданской обороны для борьбы с очагами пожара и выполнения спасательных работ, для подъема бойцов и их вооружения на уровень высоты лестницы. В раздвинутом виде ее применяют, как правило, для подъема пожарных в окно первого этажа здания или внутрь помещения, а в сложенном виде используют для пробивания деревянных перегородок и дверных филенок или отбивания штукатурки.

Лестница-палка состоит из двух деревянных тетив 1 и 2 овального сечения и восьми ступеней 4. Особенностью лестницы является шарнирное крепление 3 ступеней в продольной плоскости тетив, что позволяет сближать их до полного смыкания при складывании лестницы в виде палки овального сечения. При складывании лестницы ступени ее помещаются в треугольные пазы с внутренней стороны тетив. На одном конце каждой тетивы при по мощи металлического наконечника 7 и стяжки 6 крепят деревянную накладку 5. Другой конец тетивы защищен металлической накладкой 8.

ТТХ лестницы-палки

Шарнир представляет собой металлическую втулку, плотно вставленную на конце ступени. Через втулку и тетиву пропущена ось шарнира 3, концы которой расклепанные с образованием полукруглой головки. Во избежание смятия древесины тетив под расклепанные головки подложены шайбы.

Штурмовая лестница

Лестница-штурмовка – лестница ручная пожарная, конструктивно состоящая из двух параллельных тетив, жестко соединенных поперечными опорными ступеньками, и оборудованная крюком для подвески на опорную поверхность. Входит в состав пожарно-технического вооружения пожарного автомобиля. Используется в пожарных частях и подразделениях гражданской обороны для борьбы с очагами пожара и выполнения спасательных работ на высотах, для подъема на этажи зданий через окна.

Лестница-штурмовка представляет собой приставную лестницу, снабженную на верхнем конце крюком для подвешивания ее за подоконники или проемы и выступы зданий и сооружений. Она предназначена для подъема пожарных по наружной стене зданий и сооружений, а также обеспечения работ при вскрытии кровли на крутых крышах. Наиболее успешно штурмовую лестницу применяют в сочетании с трехколенной выдвижной лестницей или автолестницей.

Штурмовая лестница состоит из двух тетив 2, соединенных между собой тринадцатью ступенями 1, закрепленными при помощи сквозных шипов. Для удобства постановки ног и обхватывания рука ми ступеней при перемещении пожарного по лестнице ступени ее смещены от продольной оси тетив в сторону противоположную крюку.

Для увеличения прочности конструкции лестницы тетивы ее стянуты металлическими стяжками. По внутренней стороне тетив в пазах проложены стальные канатики диаметром 3 мм, которые предотвращают обрыв тетивы в случае ее поломки.

Натяжение стальных канатиков осуществляется перемещением нижней металлической стяжки. Нижние концы тетив заострены и снабжены металлическими башмаками 5, а верхние окантованы накладками 3.

Стальной крюк 4, при помощи которого подвешивают лестницу, имеет хвостовую и консольную части. В хвостовой части для уменьшения деформации ступеней приварены коробчатые втулки. Для уменьшения массы крюка в его консольной части высверлены отверстия, повышение жесткости крюка достигается приваренными продольными металлическими плоскостями (ребра жесткости). Форма крюка обеспечивает по всей длине равнопрочность его конструкции при действии изгибающих усилий.

ТТХ штурмовой лестницы

Наименование

Показатели

Габаритные размеры, мм

Грузоподъемность, кН

Расстояние между ступенями, мм

Расстояние между внутренними кромками стоек, мм

Эксплуатационный ресурс, лет, не менее

масса, кг

Тетивы и ступени металлической лестницы-штурмовки изготовляют из алюминиевого сплава Д16Т. Ступени закреплены в отверстиях тетив путем развальцовки. Пре имуществом металлической лестницы-штурмовки по сравнению с деревянной является ее повышенная надежность и долговечность, что вызвано необходимостью час того ее использования на занятиях по пожарно-строевой подготовке.

Для подъема в верхние этажи на крыши горящих зданий, при спасательных работах применяют ручные, пожарные лестницы.

К ручным пожарным лестницам относятся: выдвижная пожарная лестница, лестница-штурмовка (ЛШ), лестница-палка(ЛП). Меры безопасности при их использовании должны соответствовать НПБ.

Для обеспечения оперативности и безопасности действий, пожарных при подъёме и работе на высотах ручные лестницы должны быть простыми по устройству, сравнительно легкими, прочными и устойчивыми.

Для изготовления лестниц используют высококачественные сорта различных пород древесины или легкие высокопрочные металлы. Деревянные тетивы лестниц изготовляют из сосны отборного или первого сорта. Ступени выполняют из древесины твёрдых пород (дуб, ясень, бук) первого сорта.

Деревянные детали лестниц подвергают горячей пропитке натуральной олифой с последующим покрытием бесцветным лаком.

Металлические лестницы по сравнению с деревянными, более прочные, легкие и долговечные. Недостатками металлических лестниц является электропроводность и возможность образование коррозии во внутренних полостях металлических элементов конструкции.

Лестница-палка:

Является деревянной, одноколенной, складной приставной лестницей. В раздвинутом виде её применяют, как правило, для подъёма пожарных в окно первого этажа здания или внутрь помещения, а в сложенном виде используют для пробивания деревянных перегородок или отбивание штукатурки.

ЛП состоит из деревянных тетив овального сечения и восьми ступеней. Особенности лестницы является шарнирное крепление ступеней, которое позволяет сближать тетивы до полного смыкания при складывание лестницы в виде палки овального сечения. При складывание лестницы её ступени помещаются в треугольные пазы с внутренней стороны тетив. На одном конце каждой тетивы при помощи металлического наконечника и стяжки крепят деревянную накладку. Другой конец тетивы защищён металлической накладкой.



Техническая характеристика ЛП.

В сложенном виде 3400

В развернутом состояние 3116

Расстояние между тетивами, 250

Шаг между ступенями, мм. 310

Масса, кг., не более 10,5

Лестница штурмовая:

Представляет собой приставную лестницу, снабженную на верхнем конце крюком для подвешивания её за подоконники или проёмы и выступы зданий и сооружений. Она предназначена для подъёма пожарных по наружной стене здания и сооружений, а также для обеспечения вскрытия крыши (на крутых крышах). Наиболее успешно ЛШ применяют в сочетание с трех коленной выдвижной лестницей или автолестницей. Деревянные ЛШ: состоят из двух тетив, соединенные между собой 13 ступенями, закрепленные с помощью сквозных шипов. Для удобства постановки ног и обхвата руками ступеней при перемещение пожарного по лестнице ступени её смещены от продольной оси тетив в сторону противоположную крюку.

Для увеличения прочности конструкции лестницы её тетивы стянуты металлическими стяжками. По внутренней стороне тетив в пазах проложены стальные канатики диаметром 3 мм, которые предотвращают обрыв тетивы в случае её поломки.

Нижние концы тетив заострены и снабжены металлическими башмаками, а верхние окованы накладками.

Лестница снабжена стальным крюком при помощи которого подвешивают лестницу. Для уменьшения массы крюка в его консольной части высверлены отверстия, повышение жесткости крюка достигается приваренными продольными металлическими плоскостями (ребра жесткости).

Тетивы и ступени металлической ЛШ изготовляют из алюминиевого сплава Д16Т. Ступени закреплены в отверстиях тетив путём развальцовки. Преимуществом металлической ЛШ по сравнению с деревянной является её повышенная надёжность и долговечность.

Техническая характеристика ЛШ

Длина, мм 4100

Ширина, мм 300

Вынос хрюка, мм. 600

Расстояние между ступенями 340

Масса, кг. не более 10

Выдвижная лестница:

1) 3-коленная выдвижная лестница (Л-ЗК)

2) Ручная пожарная 3-коленная металлическая лестница (Л-60).

Предназначены для подъема пожарных в 3 этаж или на крышу двух этажного дома при ведения спасательных работ или тушение пожара. ТКЛ состоит из комплекта трёх колен механизма выдвигания. Нижние концы тетив нижнего колена снабжены металлическими башмаками для обеспечения устойчивости положения лестниц. Верхние концы верхнего колена имеют стенные упоры, предотвращающие боковое скольжение лестницы. Отличительной особенностью Л-60 является телескопическое соединение её колен, изготовленных из алюминиевого сплава АВ или АД-31. Колена представляют собой пространственную форму состоящую из тетив двутаврового сечения, соединённых между собой рифлеными ступенями.

Техническая характеристика Л-60

В сложенном виде 4,4

В развернутом состоянии 10,7

Ширина, мм 480

Шаг между ступенями, мм 350

Масса, кг, не более 45

Тяговое усилие при выдвигание колен, Н (кг), не более 200(20)

Вопрос 2.Порядок эксплуатации и ремонта, т.о. и испытание ручных пожарных лестниц

Основным условием безопасной работой на высоте с использованием лестниц является содержание их в технически исправном состояние. Лестницы, не находящиеся в б\р, хранят на складе в сухих проветриваемых помещениях. Не допускается попадание прямых солнечных лучей на древесину ступень и тетив и воздействия теплоты от отопительных приборов. Лестницы на ПА должны быть плотно уложены и надёжно закреплены. При снятие с автомобиля не допускаютсяих удар об землю. При использование приставных лестниц их устанавливают на твердый грунт на расстояние, соответствующее наиболее устойчивому углу наклона, равному 70-80. При выдвигание лестницы необходимо держать её за тетив, предохраняя руки от возможных травм. Выдвигание должно быть равномерным.

После работы лестницу следует очистить от грязи и влаги, тщательно осмотреть и при необходимости смазать трущиеся поверхности. В случае обмерзания лестницы не допускается отбивание льда острым инструментом.

Для выявления возможных неисправностей лестницы контролируют внешним осмотром при смене караула. Кроме того, лестницы испытывают перед постановкой в б\р после ремонта, а также один раз в год. Прочность элементов конструкции лестницы испытывают статической нагрузкой в течении не меняя 2 минут.

ЛП устанавливаются под углом 75 о, нагружается грузом (два груза по 60 кг)120 кг по середине на обе тетивы на 2 минуты. После снятия нагрузки не должно быть трещин, должна раскладываться и складываться.

ЛШ подвешивается на последний зуб, на каждую тетиву на уровне 2 ступеньки с снизу (два груза по 80 кг) на 2 минуты. После снятия нагрузки ЛШ не должна иметь деформации,крюк без трещин и деформаций.

Л3К при испытание под углом 75° в выдвинутом состоянии, нагружают на тремя грузами по 100 кг. на каждое колено на 2 мин.на центральную ступень каждого колена. После снятия нагрузки Л3К не должна иметь механических повреждений, деформаций, должна свободно выдвигаться.

После проведенных испытаний лестницы не должны иметь повреждений, остаточных деформаций. Результаты испытаний лестниц заносят в журнал испытаний пожарно-технического вооружения. Лестницы, не выдержавшие испытания, списывают.

Возможные неисправности ручных пожарных лестниц: -

ШТУРМОВАЯ

изогнут, треснут или поломан крюк;

треснуты или поломаны ступени;

деформированы тетивы лестницы.

ЛЕСТНИЦА-ПАЛКА

имеет трещины, сколы на ступенях или тетивах лестницы

ТРЕХКОЛЕННАЯ ЛЕСТНИЦА

изогнуты или имеют трещины ступени, деформированы тетивы, сломаны блочки для выдвижения лестницы, порваны веревка или тросик.

Вопрос 3. Меры безопасности при эксплуатации ручных пожарных лестниц.

При установке выдвижной пожарной лестнице (далее выдвижной лестницы) необходимо:

устанавливать выдвижную лестницу в 1.5-2 метрах от стены (угол наклона лестницы 80-83 о);

выдвигать колена выдвижной лестнице равномерно без рывков не допуская накручивания веревки на руки;

удерживать выдвижную лестницу при выдвижении за тетивы первого колена не допуская охвата пальцами внутренней стороны тетивы.

поддерживать равновесие выдвижной лестницы во время ее выдвижения;

проверить механизм фиксации в выдвинутом положении;

подъем или спуск по выдвижной лестнице допускается после того, как кулачки валика-останова оперлись о ступеньку колена выдвижной лестницы;

выдвижная лестница прислонена к зданию (сооружению) и поддерживается, за тетивы первого колена, пожарным;

выдвижная лестница выдвинута на такую длину, чтобы над карнизом здания, подоконником и т.п. выступали две ступени верхнего колена.

При работе с выдвижной лестницей необходимо:

устанавливать ее, как правило, в тех местах, где она в случае наклона, падения не соприкоснется с линиями электрических и радиосетей. Если такая возможность отсутствует, необходимо для установки и уборки выдвижной лестницы выделять трех человек, один из которых должен оставаться для подстраховки от падения до окончания работ;

установку выдвижной лестницы к металлической кровле объекта разрешается производить только после обесточивания предприятия.

При подъеме (спуске) по выдвижной лестнице следует смотреть перед собой, обхватывая ступени пальцам. При проведении занятий по обучению яичного состава подразделений ГПС | работе со штурмовой и трехколенной лестницами на площадках этажей учебной башни выставить личный состав подразделений ГПС для оказания помощи обучающимся.

Удерживать выдвижную лестницу во время подъема по ней или спуска людей, а также при работе на лестнице со стволом или инструментом. Работающий со стволом или инструментом должен закрепляться за ступени лестницы с помощью поясного карабина пожарного.

Лестница-палка предназначена для работы в помещениях, подъема пожарных на первый этаж через оконные проемы горящих зданий и сооружений, а также для учебно-тренировочных занятий.

Лестница-палка (рис. 2.14) в сложенном состоянии представляет собой палку с закругленными и окованными концами, что позволяет использовать ее для отбивания штукатурки и выполнения других подобных работ при пожарах.

Она состоит из двух деревянных тетив 1 и 2, восьми ступеней овального сечения 2, шарнирно соединенных с тетивами. Шарнир представляет собой металлическую втулку, плотно вставленную на конце ступени. Через втулку и тетиву пропущена ось шарнира 3, концы которой расклепаны с образованием полукруглой головки. Во избежание смятия древесины тетив под расклепанные головки подложены шайбы.

При складывании лестницы ступени ее помещаются в треугольные пазы с внутренней стороны тетив.

На одном конце каждой тетивы с помощью наконечника 7 и стяжки 8 крепят накладку, за которую убирают другую тетиву при складывании лестницы. Для предотвращения скалывания тетив на их концах установлены металлические накладки 8. Технические характеристики лестницы-палки приведены в таблице 2.5.

Рис.2.14. Лестница-палка

1,2-тетивы; 3-шарнир; 4-ступень; 5-деревянная накладка; 6-стяжка;

7-наконечник; 8-металлическая накладка.

Таблица 2.5

Техническая характеристика лестницы-палки

При испытании на прочность лестницу устанавливают на твердом грунте, прислонив к стене с уклоном в 75° и нагружают посредине на обе тетивы грузом 120 кг на 2 мин. Для испытания ступеней одну из них подвергают (посредине) нагрузке 120 кг на 2 мин (рис. 2.17а).

Лестница -штурмовка предназначена для подъема на верхние этажи здания путем постепенного перехода по наружной стене с этажа на этаж, от окна к окну. Лестница-штурмовка (рис. 2.15) состоит из двух металлических тетив 2, соединенных тринадцатью ступенями 1 и стального крюка 4 с зубьями. Ступени закреплены в отверстиях тетив путем развальцовки. Накладки 3 служат для увеличения износостойкости тетив при работе с лестницей. В нижней части лестницы предусмотрены башмаки, предотвращающие повреждение тетив и их скольжение по опорной поверхности.

Рис. 2.15. Лестница-штурмовка

1-ступень; 2-тетива; 3-накладки; 4-крюк; 5-башмак.

Стальной крюк укреплен на трех верхних ступенях. На нижней стороне крюка расположены зубья, предотвращающие его скольжение по опорной поверхности. Для облегчения веса крюк имеет шесть просверленных отверстий, а для жесткости - ребра, приваренные перпендикулярно к плоскости крюка. Технические характеристики лестницы-штурмовки приведены в таблице 2.6.

Таблица 2.6

Техническая характеристика лестницы штурмовки

При испытании на прочность штурмовую лестницу требуется подвесить свободно за конец крюка и на обе тетивы (на высоте второй ступеньки снизу) нагрузить грузом по 80 кг (всего 160 кг) на 2 мин. (рис. 2.17б).

Для испытания ступеней, штурмовую лестницу подвешивают за крюк, испытывают одну из ступеней, не имеющей металлических креплений, нагрузкой 200 кг на 2 мин, приложенной к середине ступени.

При снятии груза после испытаний в лестнице и ее деталях не должно быть повреждений или остаточного прогиба.

Лестница пожарная ручная трехколенная металлическая Л-60 предназначена для поднятия личного состава пожарных частей на второй и третий этажи, чердаки и крыши двухэтажных зданий, для работы внутри помещений (в залах) при пожарах, а также для учебно-тренировочный занятий.

Лестница (рис. 2.16) состоит из трех телескопически сдвигающихся колен, из однотипных профилей и деталей.

Рис. 2.16. Лестница трехколенная выдвижная Л-60

1-подвижной блок, 2-второе колено; 3-первое колено; 4-стальной канат; 5-пеньковый канат; 6-верхняя ступень; 7-третье колено; 8-неподвижный блок; 9-тяга; 10-вилка останова; 11-нижняя ступень; 12-стенной упор; 13-стальной кронштейн; 14-блок; 15-ролик; 16-кронштейн; 17-башмак; 18-стальная труба; 19-крюк; 20-пружина.

Принцип выдвигания колен - ручной с помощью канатов и блоков. У лестницы имеется подвижной блок 1, установленный на втором колене 2. Первое колено 3 подвешено на стальном канате 4 диаметром 4,8 мм, второе -- выдвигается с помощью пенькового каната 5 диаметром 12 мм. Верхний конец пенькового каната закреплен на верхней ступени 6 третьего колена 7, который проходит через подвижной блок 1 второго колена и далее - на неподвижный блок 8 третьего колена, связанный тягой 9, с вилкой 10 останова, закрепленном на третьем колене. Далее канат идет к нижней ступени 11 третьего колена, на ней и закрепляется его второй конец.

Переноску, установку лестницы в вертикальное положение в сложенном состоянии, выдвигание и складывание производят два человека.

При выдвигании лестницы один человек должен удерживать ее от опрокидывания за тетивы третьего колена. Второй - берется руками за наружную ветвь пенькового каната и, перебирая канат, тянет его вниз до тех пор, пока лестница не выдвинется на необходимую длину. После этого необходимо посадить второе колено ближайшей ступенью на крюки останова, находящегося на третьем колене.

Работа останова заключается в следующем: при выдвигании лестницы усилие натянутого каната передается на останов и поворачивает его на угол 20 градусов. При этом крюке останова приподнимаются настолько, что второе колено беспрепятственно двигается вверх и вниз относительно нижнего колена.

Для посадки второго колена на крюки останова необходимо ослабить натяжение каната (освободить его, не выпуская из рук), после чего пружина 20 повернет останов, и крюки зацепятся за ближайшую ступень второго колена. Высота свободного падения второго колена (при полностью ослабленном канате) за время срабатывания пружины останова не превышает 5-10 см.

Первое колено во время выдвигания лестницы автоматически выталкивается вторым коленом вверх и висит на стальном тросе. Раздвинутую лестницу прислоняют к стене. Складывается лестница в обратном порядке. Натягивая пеньковый канат, приподнимают слегка второе колено вверх (снимают его с останова), а затем, не ослабляя натяжения каната плавно опускают колено вниз до полного складывание лестницы. Обрыв пенькового каната при выдвигании лестницы не приводит к аварии, т. к. останов под действием пружины автоматически сработает и посадит второе колено ближайшей ступенью на крюки останова третьего колена. Техническая характеристика трехколенной лестницы указана в таблице 2.7.

Таблица 2.7

Техническая характеристика трехколенной лестницы

После каждого применения на пожаре или учении лестницу очищают от пыли и грязи, стальной канат и оси блоков смазывают. Для исправного содержания необходимы регулярные осмотры, испытания и ремонт лестницы.

При профилактическом осмотре не реже одного раза в месяц проверяют:

а) состояние тетив и ступеней;

б) прочность заделки ступеней в тетивы;

в) наличие стенных упоров;

г) затяжку гаек болтовых соединений;

д) состояние блоков и осей;

е) состояние канатов и заделку их концов;

ж) отсутствие заедания при выдвигании и сдвигании колен лестницы;

з) исправное состояние и работа у механизма выдвигания и сдвигания колен и механизма останова.

При испытании лестницу устанавливают на твердом грунте, прислонив к стене с уклоном в 75°, и каждое колено нагружают посредине на обе тетивы грузом 100 кг на 2 мин (рис. 2.17в).

Ручные пожарные лестницы должны испытываться перед постановкой в боевой расчет, после ремонта, но не реже одного раза в год. Перед использованием их на соревнованиях на них представляются акты. Использовать ручные пожарные лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или не выдержавшие испытания не разрешается.

Рис. 2.17. Схемы испытаний ручных пожарных лестниц нагружением: а – лестницы-палки; б – лестницы-штурмовки; в – трехколенной лестницы.

Общая информация

Ручные пожарные лестницы предназначены для подъема в верхние этажи зданий при спасательных работах . Ручные лестницы приводятся в действие пожарными вручную без применения источников механической энергии. Изготавливают их из дерева и алюминиевого проката. Лестницы просты по конструкции, удобны в работе. Они входят в комплект оборудования пожарных автомобилей , которые доставляют их к месту пожара или чрезвычайной ситуации .

Общие требования для изготовления ручных пожарных лестниц и их сертификационных испытаний обусловлены НПБ 171-98.

Для всех типов лестниц общими являются следующие требования. Шаг ступени лестницы должен быть не более 355 мм , а ширина лестниц в свету должна быть не менее 250 мм

Отношение массы лестницы к ее длине не должно превышать:

Ширина лестниц в свету должна быть не менее 250 мм.

Нижние торцы тетив лестниц, за исключением штурмовых лестниц, должны быть оборудованы заостренными шпорами или накладками для предотвращения скольжения лестниц по опорной поверхности.

Каждая лестница на внешней стороне тетивы должна иметь маркировку, содержащую следующие данные:

  • товарный знак предприятия-изготовителя;
  • обозначение лестницы;
  • порядковый номер по системе нумерации предприятия-изготовителя;
  • месяц и год изготовления.
Маркировка должна сохраняться в течение всего срока эксплуатации изделия.

Сведения о продукции, отражаемые на изделии и поясняющие порядок его применения, правила безопасности и назначение функциональных деталей, должны быть исполнены на русском языке

В конструкции лестниц не должны применяться металлы, взаимодействие которых приводит к контактной коррозии.