Элементы жилищных правоотношений. Жилищные правоотношения. Объект и субъекты жилищных правоотношений

Понятие «управление » широко используется в различных науках, обозначая функцию, присущую организованным системам (биологическим, техническим, социальным, военным и др.). Существует огромное количество определений этого понятия. В самом общем виде под управлением понимается элемент, функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры, организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей.

В социальном управлении, в отличие от других видов, главными компонентами выступают либо люди как члены различных организаций, либо организационные подразделения в целом. Индивиды (либо самостоятельно, либо в составе социальной группы), представленные в сложной системе управленческих взаимоотношений, могут выступать субъектами и объектами управления. Как видим, ключевыми категориями социального управления являются «организация», «субъект и объект управления».

Организация представляет собой форму объединения группы людей (два и более), деятельность которых сознательно координируется субъектом управления для достижения общей цели или целей и для упорядочения совместной деятельности. В зависимости от целей и условий деятельности индивиды в социальном управлении выступают субъектами и объектами управления.

Субъектом управления является носитель предметно-практической деятельности, источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления. Субъектами управления может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.

Управление представляет собой не что иное, как настраивание других людей на труд.
Ли Якока, американский менеджер

Объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие. Объектом управления также может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.

Между субъектом и объектом управления существует диалектическое взаимодействие и взаимовлияние. При этом важным условием эффективности управления является соответствие субъекта управления его объекту. Таким образом, социальное управление есть непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности (объект управления) по организации и координации их совместной деятельности для достижения наилучших результатов.

Система управленческих отношений опирается на два социально-психологических феномена, которые мы можем назвать как собственно управление, то есть целенаправленное воздействие на определенный объект, и подчинение, то есть восприимчивость и подверженность целенаправленному воздействию субъекта воздействия. В зависимости от типологических черт, разными людьми не одинаково переживается само чувство подчинения. Исследователи выделяют три типа подчинения:

  1. строптивое подчинение: работник воспринимает подчинение как вынужденное и внешне навязанное отношение. Для него характерно слабое понимание мотивов подчинения и долга;
  2. равнодушное подчинение: работник вполне удовлетворен своим положением, ибо это освобождает его от принятия ответственных решений; исповедуется принцип «пусть думает начальник»;
  3. инициативное подчинение: работник осознает необходимость подчинения, чувство долга у него переходит в привычку, но не заглушает инициативу. В основе такого типа подчинения лежит критическая оценка руководителя и признание его авторитета.

Субъект и объект управления, рассматриваемые также как управляющая и управляемая системы (подсистемы), в совокупности взаимных связей составляют систему управления, характеризующуюся информационным обеспечением, процедурой принятия и исполнения решений.

Понимаемая как целостно-организационное объединение, система управления характеризуется :

  • функциями и целями деятельности;
  • конкретным набором составных частей, находящихся в соподчиненности;
  • режимом внешних связей (субординация, координация, договорные отношения и т.д.);
  • правовым регулированием структуры, связей, полномочий, деятельности системы управления в целом и ее элементов.

Управление представляет собой организационную деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей. В широком и более обобщённом понимании управление означает, целенаправленное организующее воздействие на:- людей (социальное управление), на технические средства (техническое управление), животный и растительный мир (биологическое управление); управление боем, управление огнём, подразделениями (военное управление); социальные процессы в обществе (социальное управление) и.т.д.

Оно обусловлено:

наличием субъекта управления (тот, кто управляет) и объекта управ­ления (тот, кем управляют);

существованием между объектом и субъектом прямой взаимосвязи (постановка задач, отдание команд, распоряжений) и обратной связи (информирование о выполнении или невыпол­нении указаний, распоряжений, предписаний субъекта управления; предоставление донесения, отчёта, например, бухгалтерского, статистического).

Социальное управление является, непременным элементом общественного развития. « Всякий непосредственно общественный или совместный труд производимый в сравнительно крупных масштабах, нуждается в управлении» (К.Маркс, Ф.Энгельс. ПСС Т 23, Стр.342.). Из этого следует, что социальное управление является, необходимым продуктом человеческого общества, элементом общего труда, существования и развития общества. Сущность социального управления заключается в целенаправленной, организующей деятельности людей, направленная на объект управления как индивида, так и на различные группы людей (предприятий, учреждений, социальных объединений (групп) , например армии, трудового коллектива и т.д. По этим объектам, социальное управление принято разделять на: производственное, военное, хозяйственное, социальное (имеется ввиду управление общественными объединениями (союзами, движениями, религиозными организациями и др.).

Признаками социального управления являются:

социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей;

главное назначение социального управления – упорядочивающее (организующее) воз­действие на участников совместной деятельности;

объектом воздействия социального управления являются, поведение уча­стников совместной деятельности и взаимоотношения между ними;

регулируя поведение участников совместной деятельности, достигаетcя цель в рамках общественных связей;

базисом социального управления является - соподчиненность воле участников уп­равленческих отношений;

в реализации социального управления участвуют субъекты управления (органы управления различного профиля и назначения, например министерство или собрание; совет директоров и т.д.).

В процессе осуществления социального управления выполняются сле­дующие функции :

сбор и обработка информации;

прогнозирование, научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов, на основе объективных данных (например, рост численности населения; наступление ранних холодов, что даёт возможность вовремя подготовить объекты производственной и социальной сферы);

планирование (определение направлений, целей управленческой дея­тельности, задач, способов и средств их достижения);

организующая функция (формирование системы управления, создание органа управления, упорядочение управ­ленческих отношений между субъектом и объектом управления и их правовое положение);

координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления;

ведение учёта (бухгалтерский, статистический учёт и отчетность; учёт материальных средств; список предприятий и.т.д.);

контроль и надзор (например, за ядерными объектами; санитарном благополучии населения);

делопроизводство и предоставление отчётности и др.

Управление сводится к управляющему воздействию субъекта на объект управления с целью: создания, сохранения, обеспечения и функционирования структуры и системы управления (в определённой сфере государственной и негосударственной деятельности).

«Отдельный скрипач сам управляет собою, оркестр же нуждается в дирижёре» (К. Маркс, там же).

Социальное управление по субъектам управления подразделяется на два

- государственное (управление делами государства в сферах, отраслях государственной деятельности в силу объективной необходимости существования самого государства);

- негосударственное (управление делами частных организаций, общест­венных формирований, муниципальное, кооперативное и т.п.).

2. Государственное управление в широком смысле слова означает - управление дела­ми государства, которое осуществляется всеми органами государства и во всех ветвях власти. И здесь (в широком смысле) под институтом управления понимается аппарат государственного управления, куда входят органы законодательной, исполнительной, судебной власти; органы прокуратуры, уполномоченный по правам человека, администрация Президента, государственный совет, и другие, например, Совет безопасности.

Государственное управление в узком смысле слова – это конкретно исполнительно- распорядительная деятельность государственных органов и должностных лиц, по непосредственной организации социальных процессов в обществе (политических, экономических, социальных, культурных, организационно- правовых, технических и др.).

Субъектами государственного управления выступают, государственные органы, государственные служащие и должностные лица, которые законодательно наделены государственно-властными полно­мочиями.

К объектам государственного управления относятся: граждане и их объединения; сферы и отрасли государственной деятельности, (например внешнеполитическая деятельность, защита, охрана и оборона государства); организации (предприятия и учреждения различной организационно- правовой формы); общественные объединения. Деятельность, осуществ­ляемая субъектами государственного управления по отношению к объектам, называется исполнительно-распорядительной (или административно- распорядительной; административно-хозяйственной).

Государственное управление характеризуется следующими чертами:

Является организующей деятельностью;

Носит исполнительно-распорядительный характер;

Имеет подзаконный характер издаваемых актов управления, во исполнения законов и других подзаконных актов (например, Указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ.

В процессе осуществления управленческой деятельности реализуются функции государства в социально-культурной, социально-политической, эко­номической сферах (например, при реализации и охране прав,свобод и обязанностей граждан; обеспечении суверенитета и территориальной целостности государства).

Государственное управление осуществляется уполномоченными на то субъектами управления (органами государственного управления, государственными служащими, должностными лицами).

3. Функции государственного управления:

Разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов(национальных и региональных проектах);

Установление и эффективное проведение в жизнь правовых и органи­зационных основ государственной жизни (например, экономической деятельности; административно-правового регулирования деятельности организаций различных организационно- правовых форм, общественных объединений, политических партий, религиозных объединений и др.);

Управление организациями и учреждениями государственного сектора;

Регулирование функционирования различных объектов негосударствен­ного сектора;

Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридичес­ких лиц в сфере государственного управления;

Осуществление государственного контроля и надзора за процессами, происходящими в управляемой и регулируемой сферах.

Тема № 1. Управление. Государственное управление.

Исполнительная власть.

Вопросы по теме:

1. Общее понятие управления. Управление как социальное явление.

2. Государственное управление.

3. Исполнительная власть: понятие, механизм, соотношение с государственным управлением.

Общее понятие управления.

Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления.

Управлять – значит «направлять», «руководить кем - либо или чем - либо», исполнять и распоряжаться. В 60-х годах ХХ века сформировалось новое научное направление – кибернетика, предметом изучения которой стали процессы управления в различных областях. Эта наука изучает вопросы управления, связи, контроля, регулирования, приёма, хранения и обработки информации в любых сложных динамических системах.

В связи с изложенным возникает необходимость раскрыть содержание руководства и его функционального назначения . С точки зрения теоретических и практических позиций можно сделать следующие выводы :

Во-первых, управление – это функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающих их целостность.

Во-вторых, управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

В-третьих, управление – это внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), которые постоянно взаимодействуют между собой.

В-четвертых, управление предполагает не только внутреннее взаимодействие элементов, но и внешнее, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера.

В-пятых, управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект.

В-шестых, управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления. Отсюда властность управления.

В-седьмых, в процессе управления находят своё непосредственное выражение его функции, указывающие на то, что управление имеет функциональную структуру.

Функции управления – это основные направления деятельности субъекта управления. К их числу относят :

1) информационное обеспечение деятельности государственных органов;

2) прогнозирование и моделирование;

3) планирование;

4) организацию;

5) координацию;

6) регулирование;

7) распорядительство;

8) руководство;

9) контроль.

Управление как социальное явление.


Основные черты, характеризующие общее понятие управления полностью приемлемы и для понимания управления в социальной сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения.

Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей.

Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность.

В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение участников совместной деятельности, их взаимоотношения.

В-четвёртых, социальное управление, выступает в роли регулятора поведения людей.

В-пятых, социальное управление базируется на определённой соподчинённости воль людей, где воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда – властность социального управления. Следовательно, власть есть специфическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих.

В-шестых, социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления.

Социальное управление в обществе подразделяется на два вида:

1)государственное (управление делами государства);

2) негосударственное (управление делами частных организаций, общественных формирований).

Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком виде оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей.

Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, который понимается как вид государственной деятельности, отличный от её иных проявлений.

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального назначения. Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов:

1. Управление есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима деятельности.

2. Управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

3. Управление - внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодействие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целостных систем различного иерархического уровня, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом управления.

5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект, содержанием которого является упорядочение системы, обеспечение ее функционирования в полном соответствии с закономерностями ее существования и развития. Это - целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления, управляемого элемента системы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее (упорядочивающее) воздействие - прерогатива субъекта управления.

7. В процессе управления находят свое непосредственное выражение его функции, определяемые природой и назначением управленческой деятельности. Это означает, что управление имеет функциональную структуру.

Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия. К их числу, как правило, относят: прогнозирование (планирование); организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности); координацию (обеспечение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере); регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления); распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управляемой сфере); контроль (наблюдение за функционированием управляемой сферы).

Таковы основные черты, характеризующие общее понятие управления. Они полностью приемлемы и для понимания управления в социальной сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения.

Конечно, при этом учитываются особенности социальной сферы, важнейшей из которых является то, что управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, каковая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.

Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни. Наиболее существенное значение имеют следующие из них.

Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Сама по себе такого рода деятельность (производственная и иная) еще не в состоянии обеспечить необходимое взаимодействие ее участников, бесперебойное и эффективное выполнение стоящих перед ними общих задач, достижение общих целей. Управление организует людей именно для совместной деятельности в определенные коллективы и организационно их оформляет.

Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности и прямо вытекающие из ее природы (например, планирование, координация, контроль и т.п.).

В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения. Это - категории сознательно-волевого характера, в которых опосредуется руководство поведением людей.

В-четвертых, социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями. Возникают они прежде всего между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функций социального управления.

В-пятых, социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей - участников управленческих отношений, так как их отношения имеют сознательно-волевое опосредование. Воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда - властность социального управления, означающая, что субъект управления формирует и реализует "господствующую волю", а объект подчиняется ей. Так выражается властно-волевой момент социального управления.

Следовательно, власть есть специфическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих. Так происходит волевое регулирование поведения людей, а в условиях государственной организации общественной жизни обеспечивается необходимое "вмешательство" государственной власти в социальные отношения.

В-шестых, социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления. В роли таковых выступают определенные группы людей, организационно оформленные в виде соответствующих органов управления (общественных либо государственных), или же отдельные, управомоченные на это лица. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой.

Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком виде оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей. Здесь можно говорить о том, что задачи и функции этого механизма практически выполняют все государственные органы независимо от их конкретного назначения, а также общественные объединения. Элементом системы социального управления является также и местное самоуправление.

Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, под которым понимается специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.). Государственное управление - разновидность социального управления, с функционированием которого традиционно связано формирование особой правовой отрасли - административного права.

Появление управления неразрывно связано с развитием общества и вызвано теми же причинами, которые вызвали образование государства и создание его органов. Наиболее общей причиной обособления функций управления является необходимость в регулировании отношений между людьми: выполнение «общих дел» и устранение конфликтов. На определенной стадии развития общества, существовавшие родоплеменные взаимоотношения перестали удовлетворять положению в обществе. Постепенно в обществе происходит выделение особого слоя людей, которые занимаются регулированием общественных отношений и процессов, происходящих в обществе, решением вопросов важных для всех. Здесь уместно заметить происхождение термина «политика», что с греческого означает «государственные или общественные дела». Если коротко проследить эти исторические изменения, можно отметить внимание к вопросам организации и управления еще в древнем мире. Поддержание порядка и обеспечение послушания поданных, благоустройство, организация войска, сооружение дорог и каналов не случайно собирали большое количество людей в Египте, Греции и Риме. Особое значение эти вопросы принимают в местах жительства большого количества населения в городах - «полисах». В таких городах-государствах вопросами управления занимается полиция. Первоначально понятие «полиция» означало управление делами полиса - города-государства. Только в последние три-четыре столетия полиция стала обозначать специальную службу надзора за общественным порядком и внутренней безопасностью. Исторический анализ позволяет утверждать, что полицейское право было предшественником административного права. Важность изучения государственного и муниципального управления заключается в том, что именно управление, и государственное управление в частности, на протяжении столетий было ядром административного права, и оно существенным образом влияло и влияет в настоящее время на развитие всего общества.

В любом обществе управление носит разнообразный характер, как по своей форме и способу, так и по объекту управления. Это объясняется тем, что на общество кроме органов власти, воздействие оказывают экономические, социальные, идеологические факторы, в том числе и на саму систему управления, что вызывает необходимость управления этими факторами. Управление может быть государственным и негосударственным.

В основе каждого общества стоит человек. Точно также в любой системе управления первичным, «управляющим» компонентом выступает человек. Любая система управления создана человеком и действует по модели, заданной человеком, и призвана удовлетворять его потребности. В управлении все исходит от человека и ориентировано на человека, общество. Поэтому управление в буквальном смысле начинается, когда в каких-либо взаимосвязях, отношениях, явлениях, процессах присутствует сознательное начало, интерес и знания, цели и воля, энергия и действиечеловека . Управление существует в рамках взаимодействия людей, в пределах субъективного фактора.

Предметами , по поводу которых возникает управление между людьми, могут быть материальные вещи, технические средства, технологические процессы, социальные ценности, продукты духовного творчества и т.п., но сторонами в управлении могут быть только люди.

Любое объединяет разные социальные группы (рабочие, интеллигенция и т.п.), национальные общности (этнические группы), множество объединений (партии, профсоюзы, союзы и т.п.), множество экономических и социальных институтов (хозяйственные организации и др.). Каждая из составляющих предполагает свои цели, которые пытается отстаивать, выдвигая определенные требования, что порождает в обществе противоречия и конфликты, приводит к асимметричности общества. Разрешение конфликтов происходит благодаря социальному управлению с использованием разнообразных способов, средств и механизмов. В результате взаимодействия в процессе социального управления достигаются компромиссы, обеспечивается относительная стабильность и развитие общества.

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов:

1. Управление есть функция организованных систем различ-ной природы (биологических, технических, социальных), обеспе-чивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

2. Управление служит интересам взаимодействия составляющ-их ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.

3. Управление — внутреннее качество целостной системы, ос-новными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодей-ствующие на началах самоорганизации (самоуправления).

4. Управление предполагает не только внутреннее взаимодей-ствие составляющих систему элементов. Существует множество взаимодействующих целого уровня, что предполагает осуществление управленческих функ-ций как внутрисистемного, так и межсистемного характера. В последнем случае система высшего порядка выступает в роли субъекта управления по отношению к системе низшего порядка, являющейся в рамках взаимодействия между ними объектом уп-равления.

5. Управление по своей сути сводится к управляющему воздей- ствию субъекта на объект, содержанием которого является упоря-дочение системы, обеспечение ее функционирования в полном со-ответствии с закономерностями ее существования и развития. Это — целенаправленное упорядочивающее воздействие, реали-зуемое в связях между субъектом и объектом и осуществляемое непосредственно субъектом управления.

6. Управление реально тогда, когда налицо известное подчине- ние объекта субъекту управления, управляемого элемента систе-мы ее управляющему элементу. Следовательно, управляющее, (упорядочивающее) воздействие — прерогатива субъекта управле-ния.

7. В процессе управления находят свое непосредственное выра-жение егофункции, определяемые природой и назначением уп-равленческой деятельности. Это означает, что управление имеет функциональную структуру.

Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельнос-ти управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздейст-вия. К их числу, как правило, относят: прогнозирование (плани-рование); организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности); координацию (обеспе-чение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере); регулирование (установление режима взаи-модействия субъекта и объекта управления);распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управ-ляемой сфере); контроль (наблюдение за функционированием уп-равляемой сферы).

Управление сводится к управляющему воздействию субъекта на объект с целью:

Упорядочения системы;

Сохранения структуры системы;

Обеспечения функционирования системы.

Социальное управление (управление в обществе) подразделяется на два вида:

Государственное (управление делами государства);

Негосударственное (управление делами частных организаций, обще-ственных формирований и т. п.).

Социальное управление выполняет следующие функции :

a) Организация - формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления;

b) Взаимодействие и координация, осуществляемые для достижения общих целей;

c) Планирование - определение направлений, целей управленческой деятельности, способов и средств их достижения;

d) Сбор и обработка информации;

e) Прогнозирование - научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных;

f) Контроль и учет.

Наряду с социальной составляющей в обществе действуют политические институты, что вызывает необходимость политического управления. Такое управление осуществляется в результате деятельностиполитической системы общества , в которую входят политические институты, регулятивные нормы , имеющие политическое значение (прежде всего нормы права), политический режим и политическая идеология . Суть функционирования политической системы в упорядочении общественных процессов на законной основе и обеспечении легальных форм борьбы и сотрудничества.