Есть ли федеральная программа по установки лифтов. Замена лифтов по региональной программе. Способы и этапы установки нового оборудования

В 2018 году программа ускоренной замены лифтов расширит количество регионов-участников. Об этом сообщила директор Департамента ЖКХ Елена Солнцева во время заседания Комиссии по лифтовому хозяйству Общественного совета при Минстрое России. Заседание прошло под председательством руководителя Комиссии Сергея Чернышова.

В прошедшем году в программе участвовали более 20 регионов, было заменено более 13 тысяч лифтов. В планах проекта на текущий год - замена порядка 15 000 лифтов.

Елена Солнцева отметила, что замена свыше 16 тысяч лифтов в рамках проекта в 2017 году говорит об успешном старте программы. В связи с большой заинтересованностью субъектов в текущем году программа будет продолжена и основной упор в ее реализации будет ставиться на расширение количества регионов-участников. «Мы видим большую заинтересованность в проекте у населения и рассчитываем, что в 2018 году количество участников и число ввода новых лифтов будут увеличены. В соответствии с последними поправками в Жилищный кодекс при формировании региональных программ капремонта был установлен приоритет по замене внутридомового газового оборудования, а также лифтов. Сформированные субъектами краткосрочные планы капремонта показали, что в регионах придерживаются заданных критериев. В первую очередь ремонту и замене должны подлежать те элементы, от исправности которых напрямую зависит безопасность жильцов», - сообщила директор департамента.

В свою очередь, Сергей Чернышов отметил, что в этом году для субъектов, в которых несмотря на реализацию программы износ лифтов продолжает увеличиваться, дополнительно будут разработаны дорожные карты по снижению износа лифтового парка. Также он сообщил, что в ходе проведения программы удалось снизить долю импортных лифтов с 34,8% до 28,4%.

В интернете очень бурно ведется обсуждение положения дел с новыми лифтами, которые массово, в рамках программы по замене аварийных лифтов и капремонту, устанавливаются взамен старых. Но дело в том, что после череды случаев падения лифтов со смертельными случаями (в Алых Парусах упала дочь высокопоставленного чиновника), в регламент приемки лифтов включили Ростехнадзор, который, в свою очередь, все годы до этого лишался своих кадров за неимением средств и «реструктуризации». В итоге имеем то, что имеем: на Москву ВСЕГО ПЯТЬ ИНСПЕКТОРОВ и огромное количество новых лифтов во всех районах.

Но жителям Акулово от этого не легче, т.к. осознаем свою беспомощность в этой ситуации, живя на отшибе в «медвежьем углу». Когда к нам доедут инспекторы Ростехнадзора не знают и в управе, и в управляющей компании. Депутаты сделали все, что смогли. Кулагин С.В. утвердил установку по всем подъездам и подписал акты, а Алейников Г.И. ездил лично на прием в Ростехнадзор и в префектуру. Но везде разводят руками!

  1. После письма в Роспотребнадзор получена «отписка» и
  2. После сообщения на портале «Наш Город» номер №20543005 получена очередная «отписка», что планируемая!!! Т.е. можно трактовать как и 15 июля.

А вот, что по этому поводу есть в интернете:

Лифт застрял в проверках

В ряде регионов не успевают принимать и вводить в эксплуатацию новые лифты, установленные в многоквартирных домах по программе ускоренной замены. Новые подъемники в регионах не могут запустить из-за усиленного контроля.

Жителям, в подъездах которых работы уже завершены, все равно приходится подниматься на свои этажи пешком.

«Мы столкнулись с очень странной проблемой, - сообщила исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ контроль» Светлана Разворотнева на слушаниях в Общественной палате. - По стране пошли региональные программы капремонта, реализуется приоритетный ведомственный проект по ускоренной замене лифтов. И вот в части регионов он буксует в связи с тем, что органы Ростехнадзора просто не успевают принимать в эксплуатацию лифты, которые начали меняться в том темпе, в котором они должны меняться. Есть жалобы от граждан, которые говорят, что лифты установили, и они не работают».

Всего в жилом фонде страны сегодня около 440 тысяч лифтов. Программа предполагает ускоренную замену 75 тысяч лифтов к 2022 году и снижение износа лифтового оборудования на 16 процентов без дополнительной финансовой нагрузки на собственников жилья. За 2017 год к программе присоединились 20 регионов.

Проблемы с вводом лифтов в эксплуатацию возникли в Москве, в Московской, Мурманской, Липецкой, Белгородской и Архангельской областях, а также в Хабаровском крае. Причем проблема не техническая. Мастера установили новые лифты и уже покинули объект, работы не ведутся. Но бюрократические проволочки вынуждают жильцов домов заниматься фитнесом поневоле.

«В середине 2017 года было принято постановление правительства и, по сути, возвращен надзор Ростехнадзору за безопасной эксплуатацией лифтов», - рассказывает руководитель комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при минстрое Сергей Чернышов. Теперь лифт после замены и модернизации вводится в эксплуатацию лишь пройдя контрольный осмотр инспектором Ростехнадзора. Если мы в 2016 году заменили 16 тысяч лифтов, то на 2018 год у нас 20 тысяч лифтов стоит в плане. То есть 20 тысяч проверок инспекторов будет назначено».

Последние пять лет Ростехнадзор не занимался этой деятельностью. В результате был потерян состав инспекторов. И сейчас надзор сталкивается с острой нехваткой кадров. «В Московской области планируется заменить более двух тысяч лифтов, а работают на этой территории только четыре инспектора», - отмечает Сергей Чернышов.

Пока функция надзора за безопасностью лифтов Ростехнадзора была ликвидирована, служба лишилась основной части кадрового состава инспекторов, подтверждают в Ростехнадзоре. «Функции были переданы без увеличения штатной численности, ни единого инспектора нам не дали», - отметила Светлана Радионова, заместитель руководителя Ростехнадзора.

Медленно меняется нормативная база. Из пяти документов, разработанных Ростехнадзором, ни один не был до сих пор принят. Фактически инспекторы выходят на прием и проверку лифтов на свой страх и риск, не имея на это законных полномочий.

Но не только нехваткой кадров объясняется проблема с вводом в эксплуатацию лифтов. У Ростехнадзора есть претензии и к качеству подъемников после замены. Так как многие подрядчики меняют только кабины лифтов, но оставляют старые направляющие и подъемные механизмы. «Если вам заменили кабину, это не значит, что вам заменили лифт, - говорит Светлана Радионова. - Это обман потребителя». В службу нередко поступают жалобы на уже обновленные лифты. «Поменяли лифт, а он начинает дымить, шуметь, не так останавливаться, ездит хуже. Потому что не поменяли лифт - поменяли лифтовую кабину», - говорит она.

Ритуальные услуги РосТехНадзора

Только что - в Орле лифт с пассажиром упал с 14 этажа… Очевидно, что лифты-убийцы есть в каждом большом городе. Они служат оправданием для «ускоренной замены старых лифтов». В этой афере участвуют банки и региональные фонды капремонта, но в основе всей схемы лежит обыденный ритуал – получение разрешения на эксплуатацию лифта

В первый рабочий день нового 2018 года на заседании Правительства РФ под председательством вице-премьера Дмитрия КОЗАКА наконец-то обсудили вопиющую несуразицу: модернизация старых лифтов в рамках капремонта успешно проводится в Москве и Екатеринбурге, однако Ростехнадзор все чаще отказывается визировать акты приемки, ссылаясь на то, что …нет такого понятия ни в одном регламенте – «модернизация». Дескать пишите – «ремонт» или «замена», а модернизация – это слишком расплывчато и зыбко…

Десятки и сотни остановившихся лифтов в стране – это не просто техническая проблема. Все гораздо хуже: руководство Роскомнадзора пытается хоть чем-то прикрыть свою …репутацию на фоне резонансных аварий. В июне 2016 года в элитной высотке на Северо-востоке Москвы погибла женщина: у лифтовой кабины на высоте 7 этажа отвалилось днище. Отвечая на вопросы СМИ вице-президент Лифтового Союза Алексей ЗАХАРОВ высказался вполне однозначно: «Чтобы противовес оборвался и разрушил кабину – должны произойти некоторые события. Например – усадка здания и деформация направляющих…»

Тут следует уточнить, что «направляющие» — это главный элемент безопасности лифта, поскольку от возможного падения лифтовой кабины или противовеса во всех лифтах установлены т.н. «ловители» — автоматическая система торможения.

Лови́тель - устройство безопасности, предназначенное для остановки и удержания подвижных элементов основного устройства при возникновении нештатной ситуации. При работе в обычном режиме колодки располагаются по две стороны от направляющих, свободно скользя вдоль них во время движения кабины. При возникновении увеличения скорости спуска кабины и срабатывании ограничителей одна из станин замыкается, плотно прижимая колодки к направляющим.

Однако именно вокруг этих самых «направляющих» и разгорелся спор между ФКР Москвы и Ростехнадзором. Дело в том, что при массовой замене лифта по столичной программе КР именно стальные направляющие (по вине которых погибла женщина) – не подлежат замене, а, после очистки и выверки оставляются служить …еще на 25 лет! Когда об этом «фокусе» узнали чиновники Минстроя (там с технарями очень негусто) – они обратились с официальным запросом к Ростехнадзору: «…можно ли продолжать использовать действующие направляющие?».

В ноябре 2017 г. был получен «осторожный» ответ зам.руководителя Росстандарта Алексея КУЛЕШОВА: «…замена отработавшего назначенный срок службы лифта с заменой или сохранением старых направляющих не противоречит требованием технического регламента. Установка в здании нового лифта без замены направляющих соответствует международной практике и европейским правовым нормам».

Однако уже в феврале 2018 г. на заседании комиссии ОПОРЫ РОССИИ начальник Управления лифтового хозяйства ФКР Москвы Виктор ДЖАНЖИЕВ привел данные Национального лифтового союза, согласно которым инцидентов и аварий, связанных с использованием старых направляющих в рамках замены лифтового оборудования в жилых зданиях, не зафиксировано.

Джанджиев мог не знать или позабыть смертельный случай в «Алых Парусах», ведь он не москвич. Зато все другие «заседатели» круглого стола в ОПОРЕ – должны были бы хотя бы возразить ему. Однако они этого не сделали, более того, — в резолюции этого собрания т.н. «экспертов» было написано следующее:

«Решили: … прекратить практику применения неправового понятия «модернизация лифта» при замене лифтов; … ограничить функции инспекции Ростехнадзора документарным контролем при вводе лифтов в эксплуатацию после их монтажа в связи с заменой и модернизацией; … принять меры по сокращению сроков принятия решений о вводе лифтов в эксплуатацию после их монтажа в связи с заменой или модернизацией.» Подписи: БЛУДЯН (ООО НПО «ФЕНИКС»), ВАКСМАН (ОАО «ЩЛЗ»), ВОЛЬФ-ТРОП, ВОРОНИН («Русьэкспертлифт»), ДЖАНЖИЕВ (ФКР города Москвы), ЦИМБАРЕВИЧ (ПАО «КМЗ»), ХАРЛАМОВ, ЧЕРНЫШОВ, ШЕЛЕХОВА (Ассоциация «РЛО»), ШКРЯБКО (ОАО «ЩЛЗ»), ШЛЕМЕНКОВ («ОПОРА РОССИИ»), САМОХИН, ЯСТРЕБОВА (ОАО «Мослифт»)

Авторы резолюции в спешке даже не обратили внимание на забавную тавтологию: запретить использование термина «модернизация» — но, при этом – запретить Роскомнадзору препятствовать вводу «модернизированных» лифтов. Поразительное единодушие по поводу преступного «полуремонта» объясняется довольно просто: один амбициозный российский банк почти договорился с правительством об участии в … «ускоренной замене лифтов» по всей стране. А поскольку процент износа лифтов в Замкадье зашкаливает за 60%, — это может стать неплохим приработком для подписантов.

А в марте, в городе Симферополе в шахте лифта погибла молодая женщина и ее шестимесячный сын. Причину будут искать и, разумеется найдут. Роскомнадзор в который уже раз ритуально осудит управляющую организацию за нерадивость. А вчера в Орле мужчина упал в лифте с 14 этажа. И здесь, думается, инспекторы укажут на безграмотного наладчика.

Лифты будут падать и впредь, поскольку Роскомнадзор не решился и струсил исполнить в полном объеме Технический регламент «Безопасность лифтов» (ТР ТС 011/2011), который принимался для того, чтобы на многие годы обеспечить самый высокий уровень безопасности вертикального транспорта на территории Таможенного союза. И подразумевалось этим ТР – именно полное восстановление лифтового парка. Этот же смысл закладывался и в региональные программы капремонта. Каждый узел лифта, отработавшего назначенный срок в 25 лет, планировалось заменить на более современный, надежный и «продвинутый» аналог.

Эксперты при Минстрое разработали коробочный продукт по замене лифтов в кредит для домов, жители которых копят деньги на капремонт на специальном счете. Как сообщил руководитель комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое Сергей Чернышов, сейчас возможность заменить подъемник в рассрочку есть только у «общего котла». Об изменениях рассказала газета «Известия».

Замена лифта в многоэтажном доме — одна из самых актуальных проблем жилого фонда. Приблизительно 25% подъемников в стране уже отработали свой срок эксплуатации — 25 лет. Их замена — вопрос безопасности для жителей.

Но позволить себе провести такие необходимые и дорогостоящие работы могут не все жители многоквартирных домов. Те собственники, которые отказались от «общего котла» и перешли на спецсчет, остались с старыми лифтами один на один.

Сергей Чернышов рассказал, что сегодня лифты меняют в основном те, кто делает взносы в в фонд капитального ремонта. Как это происходит: региональный оператор договаривается о покупке подъемника с заводом-изготовителем. Условия тут следующие — 50% цены производитель получает сразу, а половину стоимости регоператор гарантирует выплачивать по мере поступления средств от жителей.

— Производители лифтов идут на это, поскольку за региональным оператором стоит субъект и в случае чего есть с кого спросить. А вот с жителями, которые накапливают деньги сами, заводы на такие шаги не идут. Для завода нет никакой гарантии того, что деньги действительно поступят в будущем. Банки пока тоже выборочно финансируют такие проекты, — сказал Сергей Чернышев.

Новый коробочный проект от Минстроя — это по сути проработанная тропа для заключения сделок определенного типа. В данном случае — замена лифтов в рассрочку от производителя. Соглашение включает в себя все типовые документы — договоры и соглашения между участниками сделки, а также финансовую схему выплат.

Стартовой площадкой для коробочного соглашения станет Москва и Московская область. Первый дом в МО уже заключит подобный контракт. В Минстрое надеются, что такая практика станет популярной в России.

Сергей Чернышев заметил, что в Москве и Московской области до конца года в эту программу попадет 30-40 домов. Но основной объем придется на 2019 год, когда будут запущены 200–300 проектов в целом по стране. Потенциал Москвы на будущее - 600 подъемников старше 25 лет.

Проект кредитования ускоренной замены лифтового оборудования в жилищном фонде Российской Федерации определен Минстроем России в качестве приоритетного ведомственного проекта развития. Об этом 12 апреля в рамках итогового заседания Общественного совета при Минстрое России сообщил замглавы ведомства Андрей Чибис.

Как отметил замминистра, важным направлением совместной деятельности Общественного совета и Минстроя России стала работа по снижению уровня износа лифтового парка жилищного фонда. Профессиональная инициатива Общественного совета, поддержка Минстроя России, государственного АКБ «Российский Капитал» и Свердловской области (пилотный проект) позволили в 2016 году разработать и запустить масштабный проект кредитования ускоренной замены лифтов в жилищных фондах субъектов РФ в рамках региональных программ капитального ремонта.

По данным Комиссии по лифтовому хозяйству Общественного совета, как сообщил глава комиссии Сергей Чернышов, до 2020 года необходимо заменить более 80 000 лифтов в жилом фонде. Для решения этой задачи, непосредственно связанной с обеспечением безопасности и жизнедеятельности большей части городского населения, планируется сформировать рынок привлечения инвестиционного капитала в региональные программы капитального ремонта. Уже проведена работа во многих субъектах РФ по актуализации таких программ с увеличением доли финансирования и объемов замены лифтов.

С учетом реализации этих двух направлений, а также активной поддержки со стороны Госдумы, Генеральной прокуратуры, Национального Лифтового Союза и др. уже в 2016 году удалось достичь положительной динамики в снижении износа лифтов в жилищном фонде РФ: замена лифтов выросла c 9 500 лифтов в 2015 г. до 12 500 лифтов в 2016 г. +28,9%. Оптимистичный план на 2017 год – заменить около 18 000 лифтов.