Федеральная служба по борьбе с экономическими преступлениями. Управление по борьбе с экономическими преступлениями (убэп). На какие источники права можно обратить внимание? Один из таковых мы уже отметили выше

ОБЭП (правильная аббревиатура - ОЭБиПК - отдел экономической безопасности и противодействия коррупции) принято расшифровывать как отдел по борьбе с экономической безопасностью.

Сотрудники отдела выполняют разнообразные функции, большая часть которых направлена на противодействие экономическим преступлениям.

Структурная подчиненность

Находится отдел под руководством Министерства внутренних дел РФ. Обеспечивает функции МВД по реализации и выработке государственной политики, а также правовому и нормативному урегулированию в области экономической безопасности всего государства. Выполняет различные иные функции согласно Положению о Департаменте, а также согласно нормативным правовым актам МВД РФ.

ОБЭП состоит под юрисдикцией ГУЭБиПК МВД России (расшифровывается как Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ). Это самостоятельное подразделение, входящее в Центральный аппарат МВД. Выполняет функции главного оперативного подразделения по борьбе с налоговыми, а также экономическими преступлениями.

Функции отдела

Основные функции, которые выполняет отдел, а также его сотрудники:

  • выявление угроз для экономической безопасности страны в пределах компетенций МВД;
  • разработка мер по нейтрализации угроз;
  • участие в проведении разработок программ федерального уровня по противодействию преступлениям;
  • проведение организации мероприятий по выявлению, пресечению, предупреждению, а также раскрытию самых опасных международных, межрегиональных экономических или налоговых преступлений в предпочтительных сферах экономики;
  • борьба с преступлениями против государственной власти, интересов госслужбы, органов местного самоуправления;
  • предупреждение, пресечение и выявление наиболее резонансных налоговых и экономических преступлений;
  • проведение профилактических мероприятий, направленных на защиту любых форм собственности от преступной деятельности с целью обеспечения благоприятных условий для развития сферы предпринимательства и инвестирования;
  • проведение документальных проверок, а также ревизий, основная цель которых - пресечение, выявление, раскрытие налоговых и экономических преступлений, которые носят международный характер, а также характер региональный;
  • в рамках компетенций организация борьбы с легализацией финансовых средств или другого имущества, которые получены преступным путем;
  • в рамках компетенций участие в организации борьбы с финансированием экстремизма, терроризма, прочей противоправной деятельности.

Сотрудники отдела

Сотрудниками данного подразделения являются оперуполномоченные люди. Чаще всего их можно увидеть одетыми не по форме. Они приходят в компанию, аргументируя свой визит жалобой от клиента. Массовая инициированная органами свыше проверка может произойти в любой компании.

Основанием для проверки может быть один из 4 пунктов:

  • подозрение в совершении уголовного преступления компанией или сотрудником компании;
  • проведение профилактических мероприятий во избежание совершения правонарушения экономического характера;
  • проверка деятельности государственной налоговой инспекции на примере конкретной компании;
  • "наезд" конкурентов.

Последний пункт означает, что данные сотрудники не являются официальными оперуполномоченными, следовательно целью подставных проверяющих будет получение информации о деятельности компании, ее клиентах, данных о продажах, прибылях, а также прочая конфиденциальная информация. В случае такого визита необходимо незамедлительно сообщать в вышестоящие органы МВД.

Чтобы понимать, входят ли действия сотрудника, «навестившего» компанию с целью проведения проверки, в рамки закона, нужно знать, чем занимается оперуполномоченный ОБЭП.

В его обязанности входит:

  • осуществление комплекса предупредительно-профилактических мероприятий по выявлению и постановке на учет лиц, которые ранее были судимы за различные преступления, а также лиц, склонных к преступлениям уголовного толка и различным нарушениям экономического характера;
  • планирование работы, ведение журналов учета, картотек, фотоальбомов осужденных ранее и прочих лиц, подозреваемых или представляющих интерес для следствия и оперативных действий, проживающих или работающих (появляющихся) на территории, находящейся под наблюдением;
  • иметь агентурные связи;
  • организовывать контроль и наблюдение за теми людьми, которых взяли на учет, или которые находятся под надзором;
  • участвовать в рассмотрении заявлений от граждан о преступлениях;
  • принимать в рамках компетенций меры, сопутствующие раскрытию преступлений, которые совершены в текущем году или ранее;
  • контролировать людей, склонных к совершениям преступлений, а также места скоплений криминальных личностей;
  • участвовать в сборе вещественных доказательств;
  • совершать мероприятия по раскрытию преступлений прошлых лет;
  • совместно с другими работниками участвовать в выявлении лиц, совершивших преступление, обозревать материалы и вещдоки (пример - фальшивая купюра в сдаче);
  • учитывать и анализировать совершенные противоправные деяния (преступления);
  • вносить предложения по предупреждению преступлений или устранению причин для их совершения.

Должностные обязанности оперуполномоченного ОБЭПа очень схожи с обязанностями оперуполномоченного МВД. Однако во всей работе прослеживается экономическая специфика. Основные проблемы, с которыми сталкиваются оперы, это - сбыт фальшивых денег, подделка денежных знаков, документов, дача взяток в различных размерах, подлоги, выявление фактов незаконного предпринимательства и многие другие, связанные с экономической сферой действия.

Кроме перечисленных выше обязанностей, сотрудники ОБЭПа занимаются:

  • проверками заявлений, поступающих от граждан;
  • работой по подбору и вербовке кандидатов в агентурную сеть;
  • взаимодействием с различными исправительными органами;
  • проведением выездов и бесед на тему экономической безопасности;
  • повышением своего профессионального уровня;
  • участием в проведении оперативных совещаний, коллегий, подведениях итогов, плановых основных оперативных мероприятиях;
  • подготовкой отчетности.

Когда приходит ОБЭП

Чаще всего сотрудники дано службы приходят проводить проверку в компанию после того, как поступила жалоба с указанием ведения незаконной деятельности. Такая жалоба может быть подана как от недовольного сервисом клиента, так и от конкурента, который хочет остаться в выигрыше.

Оперуполномоченный ОБЭПа в данной ситуации может прийти не по форме, одетый в гражданскую одежду. Проведя какое-то время среди простых покупателей, совершит покупку товара и услуги, а уже по факту покажет удостоверение и попросит предъявить определенные документы.

Что делать компаниям, если проверяющие все же пришли? Не стоит впадать в панику. Если фирма уверена, что работает честно и не занимается теневыми схемами, то проверке будет сложно выявить факты правонарушений.

В этой ситуации необходимо четко и вежливо выполнять все требованиям проверяющих. Люди, работающие в такой структуре, не терпят возражений, с радостью цепляются к любому слову и ищут подвох в каждой фразе. Однако необходимо также знать и свои права.

Если оперуполномоченный ОБЭПа письменно заполняет какие-либо документы, нужно вежливо, но настойчиво просить дать прочитать их. Указанное неверно название фирмы, вида собственности, деятельности, неверно поставленная дата - любая ошибка может стоить бизнесу его будущего, а владельцам - свободы. Чтобы избежать неприятностей в будущем, такие ошибки необходимо исправлять тут же, на месте, вежливо настаивая на своем.

Оперуполномоченный ОБЭП обязанности должен выполнять только в рамках закона. Например, если компанию просят раскрыть коммерческую тайну, аргументируя просьбу словами и не подтверждая документально, то руководство имеет полное право отказать в этой просьбе. Коммерческая тайна может быть раскрыта только по получении соответствующего распоряжения от прокурора. Выдают такие письма редко, для получения разрешения должны быть весьма серьезные причины - большие теневые схемы, сторонние доказательства незаконной деятельности, полученные от проверенных лиц.

Важно знать

Это сложная, изобилующая нюансами работа. Оперуполномоченным ОБЭП вменено в обязанности выявление налоговых правонарушений, но привлечение лица к административной или налоговой ответственности в полномочия данной структуры и ее сотрудников не входит.

Соответственно, по факту выявления совершенного налогового преступления комиссия обязана передать документы и соответствующие данные в налоговые органы Государственной налоговой инспекции. А после этого уже налоговая уполномочена привлекать лица на основании материалов, переданных ОБЭПом, к административной и прочей ответственности.

Полномочия оперуполномоченного ОБЭП не могут выходить за рамки законодательства РФ. По факту выявления нарушений сотрудником своих обязанностей или превышения полномочий пострадавшее лицо вправе подать жалобу в суд или вышестоящую инстанцию.

Задачи в области налогов

В зависимости от поставленной задачи оперуполномоченный ОБЭП обязанности свои выполняет в установленный срок и согласно требованиям. К примеру, в области налоговых экономических преступлений задачами являются:

  • выявление, а также предупреждение и пресечение различных налоговых и разных других экономических преступлений;
  • обеспечение безопасности для деятельности различных отделов государственных налоговых инспекций, их защиты от противоправных действий при исполнении служебных обязанностей;
  • предупреждение, а также выявление и последующее пресечение коррупции в органах ГНИ.

ОБЭП на транспорте

Кроме работы с офисными сотрудниками, служащим данной структуры часто приходится проверять транспортную отрасль на предмет совершения незаконных сделок. Примером могут служить незафиксированные перевозки товаров, грузов, неучтенная перевалка. Теневые схемы в этой отрасли встречаются достаточно часто, однако для их выявления сотрудникам приходится потратить значительное количество времени.

Оперуполномоченный ОБЭП на транспорте часто расследует недостачи. Товар, который не доехал до пункта назначения, мог быть как потерян, так и продан нерадивыми сотрудниками с целью получения наживы. В случае выявления правонарушения старший оперуполномоченный ОБЭП направляет результаты проведенных рейдов в вышестоящие органы.

КУСП

КУСП - это книга учета сообщений о преступлениях. На основании заявлений, поступающих от граждан, ведется учет противоправных деяний. Проверка КУСП оперуполномоченным ОБЭП проводится на основании проведенного ранее расследования. Если в компанию пришло письмо, в котором указана данная аббревиатура, то, кроме 4 букв, письмо должно содержать основания, опираясь на которые, компанию просят предоставить различные данные. Данная проверка является доследственной, проводится она на основании ст. 144-145 УПК РФ. Результаты проверки заносятся именно в этот журнал. Следовательно, как таковой проверки, которая носит такое название, нет, но аббревиатура получила широкое распространение.

Условия работы и оплата

График работы формально считается классическим - 5 дней в неделю, с понедельника по пятницу, с 8:00 до 17:00, с перерывом на обед. Однако на самом деле ненормированно работает оперуполномоченный ОБЭП. Зарплата для данной категории сотрудников в разных регионах варьируется, входят в оплату различные надбавки за переработки, отработанный стаж, условия работы. В каждом субъекте федерации могут быть свои уровни заработной платы.

Подробности работы

Несмотря на большое количество статей о деятельности данной структуры, редко встречается информация о том, чем занимается оперуполномоченный ОБЭП. Статья, которую можно найти на информационных ресурсах соответствующей тематики, может содержать перечень обязанностей или основ поведения при встрече с сотрудниками ОБЭПа.

Функциональные обязанности, права, ответственности сотрудников структуры - такая информация не разглашается. О работе обэповцев чуть ли не слагают легенды, их деятельность обрастает слухами. Сами же сотрудники, по вполне понятным причинам, о своей работе не распространяются, дабы не привлечь к деятельности отдела излишнего интереса.

Оперуполномоченный ОБЭП, выполняя свои обязанности, не отчитывается о правомерности своих действий, при этом следуя законам, которые ее регламентируют. Вполне понятно, что деятельность структуры, а также методы, которыми она пользуется, обрастают слухами.

В действительности каждый опер, будучи патриотом своей страны, четко исполняет свои обязанности. Есть люди, которые совершают должностное преступление, но ответственность за оное неминуемо настигнет нарушителя. Оперуполномоченный ОБЭП, который в своей работе руководствуется только законными мотивами, будет достойным сотрудником. Стоя на защите экономических интересов страны, сотрудники данного подразделения несут службу такой же важности, как и патрули полиции.

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России (ГУЭБиПК МВД России) - самостоятельное структурное подразделение центрального аппарата МВД РФ , обеспечивающее и осуществляющее функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в области экономической безопасности государства, а также выполняющее иные функции в соответствии с Положением о ГУЭБиПК, нормативными правовыми актами МВД России.

До 2011 года - Департамент экономической безопасности Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДЭБ МВД России) . В 2011 г. ДЭБ в связи с проводимой реформой МВД России переименован в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК).

Начальник ГУЭБиПК МВД России - генерал-майор полиции Сугробов Денис Александрович.

Основная информация

В круг основных задач Главного управления входят:

  • участие в формировании основных направлений государственной политики в области экономической безопасности;
  • участие в совершенствовании нормативного правового регулирования в области экономической безопасности;
  • принятие в пределах компетенции мер по организации борьбы с налоговыми и экономическими преступлениями;
  • организационно-методическое руководство деятельностью подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям главных управлений МВД России по федеральным округам, министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями управлений (отделов) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлений (отделов) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах.

В своей деятельности Главное управление руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации , постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации , международными договорами Российской Федерации , нормативными правовыми актами МВД России и Положением о Главном управлении.

Главное управление является оперативным подразделением полиции и осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Работа Главного управления организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника, федерального государственного служащего и работника за состояние дел на порученном участке и выполнение отдельных поручений.

Пресса о ГУЭБиПК МВД России

1) В Санкт-Петербурге арестована преступная группа «чёрных риелторов », участники которой подозреваются в незаконном завладении более чем 20 квартирами. Об этом говорилось в сообщении Департамента экономической безопасности МВД России.

2) Департамент экономической безопасности МВД сообщил о возбуждении дела против руководителя одного из крупных торговых центров Москвы. Представители этого ТЦ требовали компенсацию у компании Panasonic, планировавшей закрыть магазин и вывезти товар. Как сообщил «Маркеру» источник в представительстве Panasonic , дело возбуждено против Алексея Киселева, возглавляющего ООО «Агентство коммерческой безопасности» (АКБ). Эта фирма является арендодателем-посредником в торговом комплексе «Черемушки».

3) Департамент экономической безопасности (ДЭБ) МВД России распространил сообщение о том, что пресечена деятельность организованной группы банкиров, занимавшихся незаконным обналичиванием и легализацией денежных средств. «В группу входили советник председателя правления Темпбанка Ефремов Дмитрий Валерьевич, начальник клиентского управления КБ „Империя“ Савченко Маргарита Бекировна, её дочь Савченко Наталья Юрьевна, а также иные лица, выполняющие их указания»

История

Создано данное подразделение в 1937 году . Названия в разные годы - БХСС , ГУБХСС, ГУЭП, ГУБЭП, ДЭБ. В 2008 году Департаменту указом президента РФ переданы функции борьбы с коррупцией и организованной преступностью в экономической сфере (в структуру вошли ОРБ № 3 (по борьбе с коррупцией) и ОРБ № 10 (по борьбе с оргпреступностью в сфере экономики).

Отдел экономической безопасности и противодействия коррупции является оперативным подразделением полиции и осуществляет оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ОЭБ и ПК реализует задачи и функции по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта, в том числе совершённых в составе организованных преступных групп.

Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ. Ранее на уровне субъектов РФ задачи по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями выполняли управления по налоговым преступлениям и управления по борьбе с экономическими преступлениями. В ходе реформы системы органов внутренних дел данные подразделения были объединены в большинстве субъектов РФ, в том числе в г. Москве.

При этом в некоторых субъектах все еще сохраняется старая структура, в которой управления по налоговым преступлениям и управления по борьбе с экономическими преступлениями существуют как отдельные независимые друг от друга подразделения. В качестве примера можно привести ГУВД по Московской области, в котором отдельно существуют Управление по борьбе с экономическими преступлениями и Управление по налоговым преступлениям.

Чаще всего сотрудники подразделений экономической безопасности вмешиваются в деятельность коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей при проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на предупреждение, пресечение, выявление и документирование налоговых преступлений.

При получении информации о возможных фактах совершения налогового преступления сотрудники управлений экономической безопасности проводят оперативно-розыскные мероприятия, направленные на проверку полученной информации и документирование фактов уклонения от уплаты налогов.
Если по результатам оперативно-розыскных мероприятий получены достаточные данные, свидетельствующие об уклонении от уплаты налогов, руководителю организации (индивидуальному предпринимателю) предлагается добровольно уплатить выявленную сумму налоговой недоимки, штрафов и пеней. В случае уплаты руководитель организации (индивидуальный предприниматель) освобождается от уголовной ответственности.

В случае несогласия с выводами органов внутренних дел и отказа добровольно уплатить выявленную недоимку, штрафы и пени, полученные материалы направляются в следственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела. В случае возбуждения уголовного дела осуществляется предварительное расследование в форме предварительного следствия.
Оперативное сопровождение уголовных дел, возбужденных по фактам нарушения законодательства РФ о налогах и сборах, осуществляют сотрудники подразделений экономической безопасности, проводивших доследственную проверку (оперативно-розыскные мероприятия, предшествующие возбуждению уголовного дела).
По окончании предварительного расследования уголовное дело направляется для разбирательства в суд, по завершении которого выносится оправдательный или обвинительный (95-97 % случаев) приговор.
Следует отметить, что при вынесении судами приговоров по уголовным делам, связанным с уклонением от уплаты налогов, наказания в виде лишения свободы, как правило, не назначаются. Реальное лишение свободы может быть назначено при наличии у виновного лица судимости за ранее совершенное преступление или при вынесении приговора при совокупности преступлений (совершение двух или более преступлений, например, уклонение от уплаты налогов и мошенничество). Как правило, в качестве наказания назначается штраф или условный срок. Помимо штрафа, который назначается в качестве наказания за совершение уголовного преступления с налогоплательщика в пользу государства взыскивается сумма неуплаченных налогов, пени и штрафы. Также необходимо отметить, что при осуществлении предварительного расследования уголовных дел, связанных с уклонением от уплаты налогов, избрание меры пресечения в виде заключения под стражу практически не применяется. Следователи, как правило, ограничиваются подпиской о невыезде и надлежащем поведении. Это означает, что, если в отношении Вас возбудили уголовное дело по факту возможного уклонения от уплаты налогов, вероятность оказаться в следственном изоляторе на время расследования уголовного дела при соблюдении ряда правил практически равна нулю. Например, нельзя давать следователю даже формальный повод для изменения меры пресечения, т. е. необходимо являться в назначенный срок по вызовам следователя, не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения следователя и не препятствовать производству по уголовному делу. На практике возникают ситуации, когда организация привлекает внимание различных подразделений экономической безопасности, осуществляющих выявление и раскрытие налоговых преступлений. Как правило, это является следствием использования сложных схем налоговой оптимизации, при которой выстраиваются цепочки с участием нескольких контрагентов, а также взаимодействия с большим количеством, так называемых проблемных контрагентов, имеющих различную территориальную принадлежность. Кроме того, оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться подразделениями экономической безопасности различного уровня, при этом вышестоящие органы внутренних дел, как правило, осуществляют оперативно-розыскные мероприятия в целях проверки имеющейся информации о фактах уклонения от уплаты налогов в особо крупных размерах.

Учитывая, что привлечение к уголовной ответственности возможно только за уклонение от уплаты налогов с организации, совершенное в крупном размере (свыше 2 млн. руб.), отделы экономической безопасности в основном занимаются проведением оперативно-розыскных мероприятий с целью документирования налоговых преступлений в отношении предприятий, обороты которых составляют десятки миллионов рублей.

В связи с этим уголовные дела РФ практически не возбуждаются в отношении организаций, использующих упрощенную систему налогообложения. Здесь необходимо оговориться, что использование упрощенной системы налогообложения не является стопроцентной гарантией отсутствия проблем с правоохранительными органами.

В настоящее время используются различные схемы уклонения от уплаты налогов, при которых у организации с активной хозяйственной деятельностью в налоговой отчетности может отражаться незначительная выручка, позволяющая использовать упрощенную систему налогообложения. Например, использование фиктивных договоров комиссии, по которым организация выступает в качестве комиссионера и осуществляет сделки по реализации товаров, якобы принадлежащих другой организации (комитенту). При этом комиссионер получает лишь минимальное комиссионное вознаграждение. При данной схеме минимальная выручка позволяет организации использовать упрощенную систему налогообложения.

В случае получения сотрудниками полиции в ходе проверки данных, подтверждающих фиктивный характер договоров комиссии, применение упрощенной системы налогообложения признается незаконным, расчет налогов осуществляется в соответствии с традиционной системой налогообложения. Также неуплата налогов может быть вменена руководителю организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, если будет задокументирован факт частичного ведения хозяйственной деятельности от лица «проблемной» организации. При данной схеме от лица основной организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, осуществляется минимальный объем хозяйственных операций (аренда, коммунальные платежи, выплата заработной платы, налогов и т.д.). Основной объем хозяйственных операций осуществляется от лица «проблемной» организации, с деятельности которой налоги не уплачиваются.
На практике, это может привести к серьезным проблемам с проверяющими структурами, так как правоохранительными и налоговыми органами накоплен значительный опыт выявления и доказывания подобных схем уклонения от уплаты налогов.

Помимо борьбы с налоговыми преступлениями подразделения экономической безопасности также проводят оперативно-розыскные мероприятия, направленные на предупреждение, пресечение, выявление и раскрытие преступлений в сфере экономической деятельности.

Задачи:

· организация работы по противодействию преступности в сфере экономики и коррупции в соответствии с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов МВД России, предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений экономической и коррупционной направленности, в том числе совершаемых (совершённых) организованными преступными группами. Координация деятельности подчиненных подразделений по вопросам деятельности Управления на транспорте МВД России по ПФО;

· организация ведомственного и межведомственного взаимодействия по вопросам деятельности Управления на транспорте МВД России по ПФО;

· организационно-методическое обеспечение деятельности подчиненных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции.

Основные задачи:

1.Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и правонарушений в сфере экономики, налогообложения.

2.Участие в защите сферы экономики Российской Федерации от преступных посягательств, коррупции.

3. Организация и осуществление работы по выявлению способов и обстоятельств уклонения от уплаты налогов и сборов.

4. Организация и проведение профилактических мероприятий по предупреждению преступлений и правонарушений в сфере экономики и налогообложения.

5. Организация и проведение профилактических и оперативно - розыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств.

Основные функции и полномочия:

1. Анализ и мониторинг оперативной обстановки в сфере экономики, оперативное реагирование наее.

2. Осуществление оперативно - розыскной деятельности в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

3.Организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений экономической, налоговой и коррупционной направленности, в том числе совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями).

4. Проведение проверочных мероприятий по поступившим обращениям и иной информации о подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлениях экономической, налоговой и коррупционной направленности.

5. Обеспечение экономической безопасности и осуществление борьбы с преступлениями экономической, налоговой и коррупционной направленности, в том числе совершенными организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями):

В выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений экономической, налоговой и коррупционной направленности;

В сфере кредитно – финансовых отношений, оборота драгоценных металлов и камней, игорного бизнеса;

В пенсионных фондах и страховых компаниях, на рынке ценных бумаг, в сфере сопровождения инвестиционных проектов;

В банковской сфере;

В сфере противодействия коррупции в органах власти и управления;

В бюджетной сфере, в том числе при финансировании целевых программ и национальных проектов;

В сферах внешнеэкономической деятельности, интеллектуальной собственности;

В сфере потребительского рынка, торговли, бытовых и ритуальных услуг, общественного питания, пищевой перерабатывающей промышленности;

В сфере высоких технологий и телекоммуникаций;

В сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции;

В сферах приватизации, операций с землей и недвижимостью, строительства и инвестиций в строительство;

В сферах различных форм собственности, топливно-энергетической комплексе, промышленности, лесного хозяйства;

В сферах транспорта, автобизнеса, туризма, образования, спорта, культуры, медицины и формации;

В сферах жилищно-коммунального хозяйства, связи, почты и частной охранной деятельности;

В сфере налогообложения.

6. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, подрыв экономических основ организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), борьбу с фальшивомонетничеством.

7.Информирование населения в установленном порядке о результатах деятельности Отдела, в том числе через средства массовой информации, путем участия в пресс-конференциях, брифингах, «круглых столах».

8.Рассмотрение обращений граждан, иных писем и заявлений, публикаций в средствах массовой информации по вопросам, относящимся к компетенции Отдела.

9.Организация и осуществление личного приема граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела.

Отдел для осуществления своих задач и функций имеет право:

Запрашивать и в установленном порядке получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и должностных лиц сведения, справки, документы (их копии), иную информацию, необходимые для принятия решений по вопросам деятельности Отдела.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08

Отдел по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) - подразделение в составе управлений МВД России. Оно обеспечивает и осуществляет функции министерства в сфере экономической безопасности государства. Кроме того, ОБЭП решает иные задачи в соответствии с федеральным законодательством и приказами МВД.

Сейчас формирования БЭП называются подразделениями экономической безопасности и (ЭБиПК). Возглавляет их Главное управление (ГУЭБиПК МВД России), созданное 01.03.2011 в центральном аппарате министерства Указом Президента РФ № 248.

За всю историю часто менялось как название главка, так и его задачи и функции. Особенно когда в 2003 году в МВД был передан штат в 16 000 человек из расформированной в то время Федеральной полиции. Тогда же на министерство было возложено большинство функций уничтоженной ФСНП.

Отдел по борьбе с экономическими преступлениями, естественно, менял вывеску по образцу главка. Но между собой сотрудники называют его всё также - ОБЭП. Москва, как город федерального значения, имеет несколько иную структуру территориальной полиции, по сравнению с остальными субъектами РФ.

Структура подразделений БЭП ГУ МВД столицы

В структуре главка московской полиции есть управление ЭБиПК. Но это ещё не всё. Как известно, Москва состоит из десяти административных округов. В каждом из них имеется подчиняющееся напрямую руководству столичной полиции Управление МВД. ОБЭП в округе также присутствует и называется отделом ЭБиПК. Например, в ВАО г. Москвы это подразделение располагается по адресу: 2-я Владимирская улица, 14. До райотделов полиции опускаться не будем. А теперь перейдём к краткой истории.

Торговая полиция МВД Российской Империи

Впервые попытка создания особой службы для борьбы с преступлениями в экономике предпринята в XIX веке. Это было весьма своевременное решение.

Первый отдел по борьбе с экономическими преступлениями был создан руководителем Империи графом Л. А. Перовским в 1842 г. и получил название «торговая полиция». В её состав входили: гласные городской думы, попеременно выделяемые на месяц, и торговая депутация, которую ежегодно выбирало купечество. Эта служба функционировала параллельно с городской полицией и имела право в любой момент потребовать от неё помощи.

Завышение цен, обвес, обман, продажа негодных к употреблению продуктов существенно ухудшали тяжёлое положение бедного населения России. Поэтому торговая полиция была обязана:

  • устанавливать цены на хлеб и мясо;
  • следить за торговцами, чтобы исключить обманы, обмеры и обвесы;
  • запрещать скупку продуктов и их перепродажу по завышенным ценам;
  • клеймить меры и весы;
  • наблюдать за соблюдением правил санитарной гигиены.

Со временем торговую полицию расформировали, но она осталась в истории нашей страны как первая попытка создания особой службы для борьбы со злоупотреблениями в сфере экономики. На долгое время о контроле над торговлей со стороны МВД забыли.

В СССР

В Советской России начало формирования службы БХСС-ЭБиПК приходится на 1919 г. Тогда в НКВД приняли решение о немедленном создании промышленной милиции. Позже, 16.03.1937 г., в Главном управлении милиции Наркомата внутренних дел создаётся отдел по борьбе с хищениями соц. собственности и спекуляцией. Этот день считается датой образования службы БХСС.

Упомянутое подразделение просуществовало вплоть до 1991 г., т. е. до Затем служба БХСС входит в состав криминальной милиции как подразделение для борьбы с экономическими преступлениями (БЭП КМ МВД РСФСР). И, наконец, сегодня эта структура называется ГУЭБиПК.

Таким образом, история службы насчитывает более 170 лет.

Задачи и функции подразделений БЭП

Отдел по борьбе с экономическими преступлениями неоднократно менял своё название, и ОБЭПом был не долго. Но это не повлияло на его суть. Предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие преступлений в области экономики и налогообложения - основные задачи ОБЭП. Чем занимается отдел, если посмотреть детальнее?

Первое - борьба с налоговыми правонарушениями. Для этого сотрудниками подразделений БЭП проводятся оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ). Наиболее часто коммерсанты попадают в разработку при обнаружении признаков налоговых преступлений, квалифицируемых статьями 198, 199, 199.1 и 199.2 Уголовного кодекса России.

Но это еще не всё. ОБЭП также проводит ОРМ, направленные на противодействие другим правонарушениям. Они предусмотрены в разделе VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики».

В поле зрения отделов БЭП при проведении ими ОРМ часто попадает деятельность коммерсантов по следующим направлениям:

1. Незаконное обналичивание денежных средств (статьи 171 и 172 УК РФ соответственно). ОБЭП обращает внимание на организации, осуществляющие перечисления денег на счета фирм-однодневок.

2. Мошенничество РФ). Часто его очень трудно грамотно квалифицировать. ОБЭП может усмотреть в действиях коммерсантов признаки мошенничества, если:

1) отсутствует изначальная возможность исполнить договорные обязательства;

2) предприниматель уклоняется от контактов с контрагентом, игнорирует его официальные претензии и ряд других фактов.

Контрабанда и неуплата таможенных платежей (статьи 188 и 194 УК РФ соответственно). В данное время товары на территорию РФ часто ввозятся с нарушением действующего законодательства по различным «чёрным» и «серым» схемам.

4. Необоснованное возмещение НДС. Данное правонарушение тоже подпадает под статью «Мошенничество». Необходимо отметить, что сегодня государство занимает крайне жёсткую позицию по данному вопросу. Уголовные дела возбуждаются, если есть малейшие намёки на эту махинацию и, как правило, находятся на контроле в вышестоящих правоохранительных органах.

5. Коррупционные проявления. Сюда относятся преступления, предусмотренные статьями УК РФ 159 (мошенничество), 290 и 291 (получение и дача взятки соответственно). Стоит учесть, что сегодня борьба с коррупцией - одна из приоритетных задач подразделений БЭП.

Таким образом, мы рассмотрели, что собой представляют подразделения БЭП (сегодняшнее название ЭБиПК), их основные задачи, функции и краткую историю.