Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки. Фгос - что такое? требования образовательного стандарта

1. Дополните предложения (выбрать 1 необходимое слово):

«Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:
а) единство образовательного пространства Российской Федерации»;
б) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования».
Слова для справок: а) единство, б) непрерывность, в) преемственность, с) доступность.

2. Перечислите отличительные признаки ФГОС нового поколения от стандартов 2004 года

1. не регламентирует в чистом виде содержание образования
2. включает требования к структуре, условиям и результатам реализации основных образовательных программ
3. важное внимание уделяется воспитанию
4. результаты не только предметные, но и метапредметные, личностные
5. новое методологическое основание
6. новый формат документа
7. новая структура
8. более широкий спектр функций пользователей

3. Выберите основные принципы, на которых базируется ФГОС?

а) преемственность;
б) развитие;
в) научность;
г) вариативность

4. В каком базовом документе ФГОС определена система ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям стандарта к результатам образования?

а) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
б) Фундаментальное ядро содержания общего образования;
в) Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ;
г) Послание Президента Федеральному Собранию.

5. Дополните предложение: «Стандарт устанавливает требования к структуре, условиям,….

а) целям;
б) педагогам;
в) результатам;
г) содержанию.

6. Какой подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся:

а) информационный;
б) системно-деятельностный;
в) интегративный;
г) традиционный.

7. Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС закрепляет приоритет развивающего обучения. Выберите признаки развивающего обучения:

а) базируется на принципе доступности;
б) опирается на сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм обучения;
в) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний;
г) опирается на зону ближайшего развития;
д) на первый план выступают учебные задачи, решая их обучающиеся, усваивают общие способы умственной деятельности.

8. Разработка основной образовательной программы ООО относится к компетенции:

а) Министерства образования и науки РФ;
б) Департамента образования Вологодской области;
в) Учредителя образовательного учреждения;
г) образовательного учреждения.

9. В каком документе прописаны требования к основной образовательной программе ООО?

а) Устав образовательного учреждения;
б) ФГОС ООО;
в) Примерная образовательная программа ООО;
г) Фундаментальное ядро содержания образования.

10. Основная образовательная программа ООО содержит следующие разделы (выберите верные):

1. Нормативно-правовой
2. Целевой
3. Содержательный
4. Организационный

11. В требованиях к структуре основной образовательной программы ООО зафиксировано наличие обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса. Каково их соотношение?

а) 80% и 20%;
б) 60% и 40%;
в) 50% и 50%;
г) 70% и 30%.

  1. Соотнесите цели реализации основной образовательной программы ООО с разделами и подпрограммами, направленными на их реализацию:

Цели реализации ООП ООО Разделы и подпрограммы
1). Обеспечение планируемых результатов ООП ООО а) Программа воспитания и социализации
2). Формирование целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей б) Учебный план
3). Учёт личностных, семейных, общественных, государственных потребностей и возможностей обучающихся в) Программа отдельных учебных предметов, курсов
4). Становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости г) Целевой раздел ООП

(«Планируемые результаты освоения обучающимися ООП»)

5). Учёт индивидуальных особенностей развития обучающегося и состояния здоровья д) Программа развития УУД

13. Что не входит в состав универсальных учебных действий:

а) личностный блок
б) регулятивный блок
в) познавательный блок
г) здоровьесберегающий блок
д) коммуникативный блок

14. Завершите предложение:

Если под метапредметными результатами в начальной школе подразумеваются освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в среднем звене добавляется способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить ….
а) программу развития;
б) индивидуальную образовательную траекторию;
в) жизненные планы;
г) взаимоотношения.

15. Личностные универсальные действия – это …(исключите лишнее):

а) умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
б) знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
в) ориентация в социальных ролях;
г) ориентация в межличностных отношениях;
д) знание основ религии.

16. Регулятивные действия – это… (исключите лишнее):

а) целеполагание;
б) планирование;
в) прогнозирование;
г) внимание;
д) контроль;
е) коррекция;
ж) оценка;
з) саморегуляция.

17. Что не входит в блок познавательных универсальных учебных действий:

а) логические действия;
б) общеучебные действия;
в) оценочные действия;
г) действия постановки и решения проблем.

18. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени ООО должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство и литература, природа, человечество. Какая из ценностей пропущена?

а) любовь
б) здоровье
в) счастье
г) общение

19. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО должна (выбрать лишнее):

а) обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;
б) ориентировать образовательный процесс на оценку предметных знаний;
в) обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
г) предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);

20. В соответствии с требованиями ФГОС ООО составляющей итоговой оценки выпускника основной школы является оценка за выполнение и защиту проекта. Определите тип (типы) данного проекта:

а) индивидуальный;
б) социальный;
в) групповой;
г) игровой.

21. Выберите аспекты коммуникативных УУД:

а) планирование учебного сотрудничества;
б) владение монологической и диалогической формами речи;
в) управление поведением партнёра;
г) установление причинно- следственных связей;
д) прогнозирование.

22.Укажите верное определение рабочей программы:

а) Рабочая программа позволяет в полной мере учесть и отразить национально-региональный компонент (с учетом специфики преподаваемого учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)), авторский замысел педагога, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки обучающихся, специфику обучения в конкретном образовательном учреждении.
б) Рабочая программа — это учебная программа, разработанная авторами УМК на основе Примерной программы для конкретного образовательного учреждения и определённого класса (группы), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использование организационных форм обучения и т.п.
в) рабочая программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий, даются общие рекомендации методического характера.

23. К кадровым условиям введения и реализации ФГОС ООО не относится:

а) повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений;
б) разработка рекомендаций для педагогических работников по организации внеурочной деятельности;
в) создание программы саморазвития педагога;
г) обеспечение преемственности по отношению к начальной ступени общего образования;
д) оказание постоянной научно-методической и информационной поддержки педагогам.

Расшифровка ФГОС — тема сегодняшнего материала. Что это такое? Как расшифровывается данная аббревиатура? Это федеральный государственный образовательный стандарт. Данный документ является основой для программ общего значения, а также для разработки содержания учебного процесса по каждому из предметов.

Новые требования ФГОС

Этот акт создан на основе последнего закона об образовании, который принят в 2012 году. До конца двухтысячных подобный стандарт носил название ГОС. В отличие от старых редакций, регламентирующих процесс обучения, во ФГОС России прописаны не только требования к передаче знаний, но и нормы, согласно которым должно осуществляться воспитание.

Таким образом, можно подчеркнуть тот факт, что в отечественное образование вернулся компонент, который присутствовал в советской школе, но был сведен к минимуму в перестроечные годы.

Это новшество обусловлено надобностью передачи подрастающему поколению необходимых жизненных установок. Они, в свою очередь, нужны для успешного существования человека в современных экономических и политических условиях.

Разновидности требований

Новый образовательный стандарт устанавливает правила процесса обучения трех разновидностей:

  1. Содержание программ по определенным дисциплинам.
  2. Нормы, предъявляемые к условиям осуществления педагогической и учебной деятельности.
  3. Регламентация воспитательной работы в рамках образовательного процесса.

Области применения стандарта

Реализация ФГОС происходит во всех учебных учреждениях, имеющих аккредитацию. Коммерческие университеты могут работать по собственным программам, руководствуясь потребностями той или иной группы населения, и не опираясь на рекомендации, которые выдвигает стандарт. Однако такие вузы не имеют права выдавать выпускникам дипломы государственного образца.

Требованиями ФГОС руководствуются создатели учебной литературы, составители общих программ, члены комиссий, обеспечивающие контроль деятельности образовательных учреждений. На основе его действуют и медицинские работники, производящие регулярный осмотр детей и проверку заведений на соответствие определенным стандартам и так далее.

С учетом данного нормативного документа составляются различные методические рекомендации для педагогов, готовящихся к занятиям по ФГОС.

Современный урок

При проведении учебного процесса по ФГОС в школе особое внимание уделяется главной на сегодняшний момент форме, в которой осуществляется передача знаний, - уроку. В настоящем своде предписаний четко обозначены продолжительность академического часа для каждой из ступеней, разновидности, а также требования к воспитательному процессу, который должен осуществляться в его рамках.

Современный урок - ключевое понятие в новом федеральном государственном образовательном стандарте. Главные отличия этой формы от существовавших ранее заключаются в том, что теперь знания должны преподноситься обучающимся не в виде готовых наборов теоретических и практических информационных блоков. Вместо этого детям следует предлагать определенные виды деятельности, в процессе осуществления которых школьник будет усваивать новые темы по предмету.

Также современный урок предполагает, что обучение и воспитание будут происходить не с целью передать ему определенный набор знаний, умений и навыков в готовом виде, но развить личностные качества, присутствующие в нем, а также сформировать другие, необходимые для успешной самореализации.

Таким образом, в образовательном процессе осуществляется деятельностный подход, а также индивидуально-личностный.

На занятии, проводимом по ФГОС в школе, должно присутствовать не только общение учеников с преподавателем, но и коллективные формы деятельности. Дети могут овладевать навыками ведения беседы, научного спора и осуществлять оценку своей активности в рамках урока, анализировать ответы одноклассников. Новый образовательный стандарт придерживается ранее утвержденных положений, которые были прописаны в предыдущих документах, регламентирующих педагогический процесс. А именно, в планировании по ФГОСу уроков должно учитываться, что в современных условиях необходимо осуществлять обучение ребенка по принципу взаимодействия с педагогом, в котором каждый из участников данного процесса является полноправным субъектом.

Конкретный результат

Расшифровка ФГОС при составлении учебных программ требует наличия в них описания конкретных результатов, к которым должен прийти ребенок, прошедший определенный курс. Эти цели представлены не в виде набора абстрактных фраз, как это было ранее, а в качестве списка умений осуществлять определенные действия.

Межпредметные задачи

В федеральном государственном образовательном стандарте прописаны не только умения, которые должен получить ученик в рамках программы по определенному предмету, но и сведения о той универсальной информации и способах деятельности, которые он сможет использовать при изучении других дисциплин, а также в своей жизни после окончания школы. Таким образом, совершается воплощение компетентного подхода, утвержденного в законе "Об образовании" последней редакции, формирование знаний, умений и навыков, необходимых в условиях современной жизни с ее быстро протекающим научно-техническим прогрессом и часто меняющимися экономическими реалиями.

В настоящий момент важным является не просто дать сведения по той или иной теме, а научить человека осуществлять самообразование в течение всей своей жизни.

Взаимосвязь уроков

При реализации представленного выше принципа на уроках русского языка по ФГОС ученикам предлагается написать сочинение в форме письма, также рассказывается о том, какими особенностями должен обладать данный текст. Это может найти свое продолжение на уроке истории, когда детям будет предложено изучить послания одного политического деятеля конкретной эпохи к другому, и так далее. Подобным способом может осуществляться взаимная преемственность разных дисциплин.

Младшая ступень образования

Во ФГОС о начальной школе содержатся, среди прочих, следующие важные положения:

  • Урок в первый год обучения должен длиться не более 35 минут, а в последующее время он достигает стандартных 45. Также в первом классе добавляются дополнительные каникулы - в марте.
  • В ФГОС начальной школы также прописано требование к наличию в учебной программе занятий по освоению навыков работы с компьютером. Сегодняшние дети должны начинать печатать на клавиатуре одновременно с освоением письма. Это положение стандарта вызвало как многочисленные возмущения со стороны родителей, так и одобрения. Обычно занятия в младшей школе с использованием компьютеров находят положительные отзывы у тех мам и пап, которые сами вынуждены сталкиваться ежедневно с необходимостью работы с электронными технологиями в своей профессиональной деятельности.
  • Среди прочих главных понятий стандарта следует выделить такое как "образовательная среда". Этот термин включает в себя в том числе и техническое оснащение учебных учреждений. Согласно требованиям, присутствующим в этом документе, в школе должен быть оборудован отдельный интерактивный класс, а также в каждом кабинете необходимо иметь один компьютер. Эта техника используется не только для выполнения тестов и получения информации в электронном виде, но и с целью поддержания связи между школой и родителями. Такое взаимодействие осуществляется с помощью ресурса, который носит название dnevnik.ru. Он содержит информацию об успеваемости каждого из учеников.

Взаимодействие родителей и педагогов

ФГОС (расшифровка аббревиатуры представлена в данном материале) содержит в себе идею о том, что обучение в современной школе носит характер трехстороннего взаимодействия. Кроме ребенка и преподавателя, в этот процесс также должны быть непременно вовлечены родители.

Поэтому в стандарте прописаны формы деятельности, которые способствуют созданию и необходимой атмосферы сотрудничества между школой и семьей. Наряду с традиционными родительскими собраниями, которые могут быть классными и общешкольными, мамы и папы приглашаются на индивидуальные собеседования с педагогами, а также на различные мероприятия как развлекательного, так и информационного характера.

С определенной регулярностью должны проводиться лектории для родителей, желающих повысить свой уровень знаний о проблемах воспитания и образования детей в современном обществе. Темами таких занятий могут быть различные вопросы, в том числе и "ФГОС, расшифровка понятия и его содержание".

Совместные развлекательные творческие мероприятия

Необходимую информацию о вопросах воспитания как общих, так и касающихся какого-либо конкретного ребенка родители имеют право получить в личной беседе с учителем. Такие встречи возможны как в стенах школы, так и на дому.

Преподавателям необходимо проводить различные игры, в которые также следует вовлекать мам и пап. Это могут быть как соревнования, предусматривающие участие лиц обоих полов, так и игры, где участниками являются только девочки с матерями, или мальчики с отцами. Например, широко распространена эстафета "А ну-ка парни!", где ребята со своими папами соревнуются в традиционных для мужчин умениях и навыках, таких как забивание гвоздей, силовые упражнения и так далее.

Опытные учителя рекомендуют всячески способствовать заинтересованности родителей в проведении работ по благоустройству. Например, они могут быть вовлечены в сооружение различных конструкций для школьного стадиона и так далее.

Кроме информации про обучение и воспитание детей, родители могут получать необходимые сведения относительно обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также консультацию юриста, который способен предоставить все необходимые сведения, касающиеся прав и обязанностей ребенка, согласно действующему законодательству.

Информационные ресурсы для педагогов

Где можно ознакомиться с ФГОС (расшифровка аббревиатуры знакома каждому преподавателю РФ)? Данный нормативный документ, а также последнюю редакцию законодательства по этой теме и прочие тексты можно прочитать на сайте Министерства образования. Также данной проблеме посвящены многие другие педагогические электронные ресурсы и регулярно выходящие журналы для педагогов, такие как «Учительская газета», и так далее.

Широкое пространство для творчества

В новом государственном стандарте существует положение о том, что деятельность учителя должна быть подчинена определенному плану, где четко прописаны части урока, и на каждую из них отведены строгие временные рамки. Однако педагогу также дается право изменять ход занятия в соответствии с различными обстоятельствами и ситуацией, которая возникла. Таким образом, можно сказать, что в настоящее время учитель обязан не только обладать обширными знаниями по своему предмету, а также набором междисциплинарных умений и навыков, но и быть способным импровизировать. С другой стороны, этот стандарт предполагает привитие детям способности самостоятельно находить необходимый для пополнения знаний и выбирать собственный образовательный маршрут в рамках изучаемых предметов. А значит, школьники тоже получают возможность взглянуть на образовательный процесс с творческой позиции.

В данной статье были рассмотрены важнейшие положения государственного образовательного стандарта. Эта информация может быть полезна педагогам. Кроме того, некоторые сведения без сомнений окажутся интересными и для родителей школьников.

Понятие образовательного стандарта

Среди прогрессивных направлений развития современного образования явно выделяется его стандартизация, вызванная определенными жизненными обстоятельствами и, прежде всего, необходимостью создания в стране единого педагогического документа, благодаря которому будет обеспечен целостный уровень общего образования, получаемого детьми в различных типах образовательных учреждений.

Само понятие «стандарт» в переводе с британского означает норму, эталон, общее мерило. Главное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировке взаимоотношений и работы людей, которая ориентирована на создание продуктивных результатов, удовлетворяющих потребности общества.

Стандарт образования включает систему базовых характеристик, принимаемых в роли государственной нормы образованности, отражающей общественный эталон и учитывающей индивидуальные способности личности и системы образования для достижения этого идеала.

Стандартизация образования в развитых государствах мира осуществляется уже давно посредством разработки учебных планов и программ, установления особого уровня образования. Однако сам термин «стандарт» в отношении образования стал употребляться сравнительно недавно. Его появление связано не только с созданием единого государственного образовательного эталона, но и с обеспечиванием необходимого качества и уровня образования в различных учебных учреждениях.

В России федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) считается главным нормативным документом, отражающим смысл конкретной части Закона РФ «Об образовании ». Он развивает и конкретизирует такие понятия, как содержание, уровень и форма образования, обозначает средства обучения, показывает пути и методы измерения, анализа и оценки результатов обучения. Кроме того, ФГОС предъявляет минимальный перечень требований к подготовке выпускников.

Значимым критерием системы образования считается степень демократичности его стандарта, которая, прежде всего, характеризуется соответствием части образования, составленной уполномоченными на это государственными органами, с частью образования, самостоятельно определяемой учебными заведениями. Однако несмотря на это, в каждом отдельном учебном заведении содержание образования может варьироваться, то есть иметь небольшие отступления от установленной нормы.

Уровни образовательного стандарта

Закон РФ «Об образовании» гласит, что государство определяет только минимально требуемый уровень образования. Дополнение содержания образования сверх данной нормы относится к сфере ответственности непосредственно самих образовательных учреждений. В связи с этим в государственном стандарте общего среднего образования выделяются 3 уровня, отличающихся своей структурой и содержанием:

  • федеральный уровень,
  • национально-региональный уровень,
  • школьный уровень.

Федеральный уровень описывает те нормативы, соблюдение которых обеспечивает определение педагогической позиции России, ее места в образовательной области, а также включение каждой личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный уровень имеет нормативы в сфере родного языка, литературы, искусства, географии, трудовой подготовки и т. д. Они определяются и находятся в зоне ответственности региональных органов власти.

Федеральный и национально-региональный уровни стандарта образования включают в себя такие важные нормативные аспекты, как:

  • описание содержания образования на всех этапах обучения, которые государство предоставляет учащимся в размере необходимой общеобразовательной подготовки;
  • минимальные требования к подготовке учащихся в масштабах указанного размера содержания образования;
  • наиболее оптимальный объем учебной нагрузки детей в зависимости от года обучения.

Школьный уровень описывает функционирование самого образовательного учреждения, его базовые образовательные характеристики. Кроме того, в стандарте указан тот объем содержания образования, который в полной мере и отражает специфику и тенденцию конкретного образовательного учреждения.

Значение образовательного стандарта

Четкое нормирование минимальных требований к общеобразовательной подготовке учащихся раскрывает возможности для дифференциации преподавания. Так возникают существенные предпосылки для разрешения противоречий между правами и обязанностями ученика: он должен выполнять государственные требования к уровню общего образования и при этом имеет право при наличии соответствующего стремления продвигаться в овладении содержанием образования дальше, достигать высоких результатов.

Школьник может ограничиться при изучении сложного либо нелюбимого предмета минимальными требованиями, а это, в свою очередь, освобождает его от дополнительной трудоемкой учебной нагрузки и дает возможность воплотить собственные интересы и способности. Поскольку информация о стандартах предоставляется в открытом доступе, это позволяет учащимся сознательно избирать персональную линию собственного развития.

Данный подход к содержанию общего образования в большей степени снимает неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение учащихся, дает возможность каждому учиться на наиболее посильном ему уровне, сформировывает позитивные мотивы учения и позволяет создать условия для настоящего полноценного развития ребенка.

Реализация главных функций федерального государственного образовательного стандарта поистине содействует:

  • обеспечиванию единства образовательной позиции в условиях существования самых разных типов образовательных учреждений;
  • формированию у учащихся положительной мотивации учения;
  • переходу к оценке результатов труда учителя на базе соответствия учебных достижений учащихся стандарту образования;
  • принятию обоснованных управленческих решений;
  • выделению в учебном процессе времени для занятий по выбору учащихся с учетом их возможностей, в соответствии с личными интересами и склонностями.

1. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

(часть 5.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 317-ФЗ)

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

(часть 7 в ред. Федерального закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ)

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

Закон РФ «Об образовании» - N 273-ФЗ - регламентирует общественные отношения, появляющиеся в области образования из-за реализации населением права на образование. Обеспечивает государственные гарантии свобод и прав людей в сфере образования и надлежащие условия для реализации права на образование. Определяет правовое положение участников взаимоотношений в рамках образовательной деятельности. Устанавливает экономическую, правовую, организационную базу образования в нашей стране, принципы государственной политики в области образования, правила работы учебной системы и осуществления образовательной деятельности.

И федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.