Фонд социального страхования исполнительные листы погашение кредита. Вопросы удержаний алиментов из пособий в регионах, участвующих в пилотном проекте. Что будут выплачивать работникам сами работодатели

Действующее законодательство не предусматривает обязанности организации, в которой работает работник, имеющий обязательства по уплате алиментов, уведомлять территориальный орган ФСС РФ об этом в рамках пилотного проекта по выплате пособий. Необходимые документы для удержания алиментов поступают в территориальный орган ФСС РФ от лица, получающего алименты.

Обоснование: В соответствии с п. п. 9, 12, 17 ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в числе доходов, на которые не может быть обращено взыскание, названы:

— страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию, за исключением страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты и пособия по временной нетрудоспособности;

— пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

— социальное пособие на погребение.

В соответствии со ст. 82 Семейного кодекса РФ виды заработка или иного дохода, которые получают родители в рублях или в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, определяются Правительством РФ. Подпунктом "в" п. 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 N 841, также предусмотрено, что удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится в том числе с пособий по временной нетрудоспособности. Таким образом, территориальный орган ФСС РФ вправе производить удержания с пособий по временной нетрудоспособности.

Основным документом, определяющим порядок взаимодействия субъектов при выплате пособий в рамках пилотного проекта, является Положение об особенностях назначения и выплаты в 2012 — 2016 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 (далее — Положение).

В соответствии с п. 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Положения страхователь не позднее пяти календарных дней со дня представления застрахованным лицом заявления и документов представляет в территориальный орган фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов.

Перечень документов, необходимых для назначения и выплаты пособий, определяется в соответствии с Федеральными законами от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". Указанные Законы не содержат в числе представляемых документов для назначения пособий уведомление страхователя о работниках, имеющих обязательства по уплате алиментов. Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность страхователя (работодателя) представлять документы на удержания из пособий по временной нетрудоспособности в территориальный орган ФСС РФ.

Следует отметить, что ст. 111 СК РФ предусмотрено, что лицо, обязанное уплачивать алименты, обязано сообщить судебному исполнителю и лицу, получающему алименты, о наличии дополнительного заработка или иного дохода. Пособие по временной нетрудоспособности является иным доходом. За несообщение об ином доходе предусмотрена административная ответственность в отношении лица, обязанного уплачивать алименты (ст. 17.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

На практике необходимые документы для удержаний алиментов с пособий по временной нетрудоспособности поступают от получателей алиментов в территориальный орган ФСС РФ.

Территориальный орган ФСС РФ в рамках пилотного проекта обязан удерживать алименты из пособий по временной нетрудоспособности. Работник представил заявление о выплате пособия по нетрудоспособности. Данный работник имеет обязательства по уплате алиментов. Обязана ли организация, в которой работает работник, уведомлять ФСС РФ об алиментах? Если да, то каким образом?

Вопрос 1.

Я обратилась к работодателю за выплатой пособия по беременности и родам в октябре 2015 г. с заявлением о замене 2013-го, 2014 гг. на 2010-й, 2011 гг., поскольку я находилась в отпуске по беременности, родам и по уходу за ребенком полностью и частично в 2012-2014 гг. Мне было отказано, расчет произведен из заработка за 2013-й, 2014 гг., из минимального размера оплаты труда. Могу ли я сейчас получить доплату пособия?

Письмом ФСС РФ от 30.11.2015 №02-09-11/15-23247 даны дополнительные разъяснения по вопросу замены лет с примерами:

1) если страховой случай наступил в 2015 г., но при этом в 2013-2014 гг. застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, то эти годы могут быть заменены только на 2012-2011 гг.

2) если страховой случай наступило в 2015 г., но при этом застрахованное лицо полностью (в 2012-м и 2013 гг.) и частично (в 2014-м и 2011 гг.) находилось в отпуске по беременности, родам и по уходу за ребенком, то все вышеуказанные годы могут быть заменены на календарные годы, непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в указанных отпусках, то есть 2009-й и 2010 гг. Либо в расчет может быть взят заработок за 2014-го и 2011 гг.;

3) если страховой случай наступил в 2015 г., но при этом с ноября 2010-го по июль 2015 г. застрахованное лицо находилось в отпусках по беременности, родам и по уходу за ребенком, а до ноября 2010 г. застрахованное лицо частично работало, то расчетный период по его заявлению может быть сдвинут на 2008-й и 2009 гг., либо в расчет может быть взят заработок за 2010 г. (если застрахованное лицо частично работало) и за 2009 г.;

4) если страховой случай наступил в 2015 г., но при этом застрахованное лицо в 2014-м, 2013 гг. находилось в отпуске по беременности, родам и в отпуске по уходу за ребенком, а в 2012 г. работало, в 2011-м и 2010 гг. находилось также в отпуске по уходу за ребенком, то расчетный период по его заявлению может быть сдвинут на 2012-й и 2009 гг.

В соответствии с п. 3 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012-2015 гг. застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 №294, в случае представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления о перерасчете страхователь не позднее 5 календарных дней со дня получения заявления о перерасчете представляет их в территориальный орган Фонда по месту регистрации. Территориальным органом Фонда производится перерасчет назначенного пособия. Для того чтобы застрахованному лицу получить доплату пособий в связи с разъяснением Письма ФСС РФ от 30.11.2015 №02-09-11/15-23247, застрахованному лицу следует обратиться к страхователю с заявлением о доплате пособия к страхователю, а страхователь должен направить реестр сведений (с признаком «Перерасчет») или документы в филиал Нижегородского РО ФСС РФ.

Вопрос 2.

Бывший муж выплачивает алименты на двух несовершеннолетних детей. Как поступить, если бывший муж будет нетрудоспособен (как получить алименты с выплат по листку нетрудоспособности и что для этого нужно) в регионе, участвующем в пилотном проекте по выплате пособий?

Для удержания алиментов с пособия по временной нетрудоспособности женщина должна обратиться в территориальный орган ФСС РФ с документами, подтверждающими ее права на удержание (исполнительный лист, судебный приказ или постановление Службы судебных приставов).

В соответствии с п. 2 Положения об особенностях назначения и выплаты в 2012-2015 гг. застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 №294 (далее – Положение), при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством РФ. В силу п. 3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов представляет в территориальный орган фонда по месту регистрации поступившие к нему заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявления и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом. П. 8 Положения определено, что после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган ФСС РФ в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий. Согласно п. 9 Положения выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом ФСС РФ путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.

Согласно ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в число доходов, на которые может быть обращено взыскание, включены пособия по временной нетрудоспособности.

Обязанность работодателя в рамках пилотного проекта по выплате пособий представлять документы для удержания алиментов в территориальный орган ФСС РФ не предусмотрена.

В соответствии со ст. 12 ФЗ №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ №229-ФЗ) исполнительными документами , направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются:

– исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;

– судебные приказы;

– нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;

– постановления судебного пристава-исполнителя.

Таким образом, удержания территориальным органом ФСС РФ из пособия по временной нетрудоспособности производятся на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ, соглашение об уплате алиментов). Данные документы предоставляются взыскателем напрямую в территориальный орган ФСС РФ. Также удержание с пособия по временной нетрудоспособности производится на основании постановления о возбуждении исполнительного производства.

Вопрос 3.

В регионе, участвующем в пилотном проекте, страхователь предоставил в территориальный орган ФСС РФ недостоверные сведения для выплаты пособия по временной нетрудоспособности работнику. В добровольном порядке страхователь готов оплатить излишне уплаченное территориальным органом ФСС РФ пособие. В каком размере следует возвратить излишне уплаченное пособие – с учетом НДФЛ или без учета НДФЛ?

В соответствии с п. 2 Положения, при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством РФ. В силу п. 3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов представляет в территориальный орган фонда по месту регистрации поступившие к нему заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявления и документов, составленную по форме, утверждаемой фондом. П. 8 Положения определено, что после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия либо реестра сведений территориальный орган ФСС РФ в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий. Согласно п. 9 Положения выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом ФСС РФ путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия. В соответствии с п. 1 ст. 226 Налогового кодекса РФ НДФЛ с суммы пособия по временной нетрудоспособности за счет средств территориальные органы ФСС РФ ФСС РФ исчисляют, удерживают и уплачивают как налоговые агенты, в регионах, участвующих в пилотном проекте по выплате пособий.

В соответствии с п. 16 Положения за непредставление (за несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или исчисление его размера, возмещение расходов на оплату 4 дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством РФ. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством РФ.

Территориальный орган ФСС РФ, излишне выплатив пособие, понес расходы на выплату пособия, в том числе на уплату НДФЛ, поэтому страхователь должен возместить сумму пособия и расходы на уплату НДФЛ.

Страхователь обязан возвратить сумму излишне уплаченного пособия в полном размере, в том числе НДФЛ.

Вопрос 4.

В регионе, участвующем в пилотном проекте по выплате пособий, страхователь представил в территориальный орган ФСС РФ продолжение листка нетрудоспособности, поскольку в течение периода освобождения по листку нетрудоспособности первичному женщина продолжала работать. Вправе ли территориальный орган ФСС РФ отказать в принятии продолжения листка нетрудоспособности при отсутствии первичного листка нетрудоспособности? Как оплачивается данное пособие?

В соответствии с п. 8 Положения, ч. 2 ст. 9Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон №255-ФЗ) при поступлении в территориальный орган Фонда документов или сведений, подтверждающих наличие оснований для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности, а именно: 1) наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства; 2) наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления территориальный орган Фонда выносит мотивированное решение о таком отказе.

Страховым риском, то есть предполагаемым событием, с которым связано наступление негативных последствий для застрахованного лица, является временная утрата заработка (ч. 1 ст. 1.3 Закона №255-ФЗ). Поскольку по первичному листку нетрудоспособности утрата заработка отсутствует, права на пособие по временной нетрудоспособности женщина не имеет.

Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 №347н утверждена форма бланка листка нетрудоспособности. Порядок и правила заполнения листка нетрудоспособности разъяснены в гл. 9 Порядка выдачи листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 №624н (далее – Порядок).

На основании п. 58 Порядка выдачи листков нетрудоспособности в строке «Отметки о нарушении режима» раздела «Заполняется врачом медицинской организации» листка нетрудоспособности в строке «Отметки о нарушении режима» указывается код 25, обозначающий выход на работу без выписки.

Таким образом, выход на работу без выписки расценивается как нарушение режима, предписанного врачом.

В соответствии с пп.1 п. 1 ст. 8 Закона №255-ФЗ основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности является нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом. Согласно ч. 2 ст. 8 Закона №255-ФЗ со дня, когда произошло нарушение режима, размер пособия не может превышать за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, – в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

Кроме того, за счет средств работодателя оплачиваются первые 3 дня временной нетрудоспособности по продолжению листка нетрудоспособности (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона №255-ФЗ).

Отказать в приеме продолжения листка нетрудоспособности территориальный орган ФСС РФ не вправе. Продолжение листка нетрудоспособности оплачивается из минимального размера оплаты труда, поскольку имеет место нарушение режима, первые 3 дня -оплачивает работодатель.

Отделение ФСС по Орловской области разъяснило, как удерживать алименты с пособий по временной нетрудоспособности.

Семейный кодекс РФ предусматривает два различных порядка уплаты алиментов: добровольный (по соглашению сторон) и судебный. Поэтому алименты на несовершеннолетних детей удерживаются на основании одного из следующих документов (пп. 1 - 3 п. 1 ст. 12 Закона N 229-ФЗ):

В исполнительном документе должны быть определены размер, условия и порядок выплаты алиментов, а также указаны реквизиты для перечисления удержанной суммы получателю или его почтовый адрес.

Алименты удерживаются только на основании оригиналов исполнительных документов (ст. 109 Семейного кодекса Российской Федерации). Кроме того, необходимо иметь ввиду, что, в соответствии с ч.1 ст.428 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист (оригинал) после вступления судебного постановления в законную силу, может быть выдан по просьбе взыскателя, как и для работодателя, так и для Орловского отделения Фонда социального страхования.

Удержание алиментов из исчисленного пособия по временной нетрудоспособности застрахованного лица - должника осуществляется Орловским отделением Фонда социального страхования с четвертого дня временной нетрудоспособности, а за первые три дня временной нетрудоспособности и с заработной платы удержание производит работодатель.

Исполнительный документ о взыскании алиментов с соответствующим заявлением предъявляется взыскателем в Орловское отделение Фонда социального страхования. Если взыскатель не может предоставить в отделение Фонда оригинал исполнительного документа, в рассматриваемой ситуации, взыскателю необходимо обратиться в службу судебных приставов с заявлением о выдаче постановления об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в порядке, предусмотренном п.1 ч.1 ст.98 Закона N 229-ФЗ.

Зачастую, взыскатель узнает о нетрудоспособности плательщика алиментов (должника) только после того, как получает алименты в уменьшенной сумме или не получает совсем. К тому моменту пособие по временной нетрудоспособности уже выплачено, так как в соответствии с п. 9 Положения N 294 выплата пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу осуществляется отделением Фонда путем перечисления на банковский счет этого лица, в течение десяти календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности.

Если отделение Фонда социального страхования не удержит алименты с пособия по временной нетрудоспособности, то образуется задолженность по алиментам. Ее размер определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Для этого, судебный пристав-исполнитель (у которого находится исполнительное производство) вправе направить в территориальный орган ФСС запрос о сумме выплаченного пособия по временной нетрудоспособности.

Таким образом, задолженность за этот период взыскивается по постановлению судебного пристава-исполнителя, постановление может быть предъявлено взыскателем по месту работы должника.

Обратите внимание, что Фонд социального страхования вправе производить удержания только с пособия по временной нетрудоспособности. Это касается пособий и при травмах, заболеваниях, несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, и по уходу за больным ребенком и другими членами семьи.

С пособий, связанных с материнство (пособие по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком) удержания не производятся.

Пакет документов для удержания алиментных платежей:

  • Заявление (скачать форму заявления можно на официальном сайте ФСС РФ);
  • Постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на заработную плату (доходы) должника с синей печатью;
  • Копия исполнительного документа (судебный приказ или исполнительный лист);
  • Копии свидетельств о рождении детей;
  • Банковские реквизиты для перечисления;
  • Копия документа подтверждающего смену ФИО (если менялись).

Кроме того, необходимо иметь ввиду, что, в соответствии с ч.1 ст.428 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист (оригинал) после вступления судебного постановления в законную силу, может быть выдан по просьбе взыскателя, как и для работодателя, так и для Орловского отделения Фонда социального страхования. Удержание алиментов из исчисленного пособия по временной нетрудоспособности застрахованного лица — должника осуществляется Орловским отделением Фонда социального страхования с четвертого дня временной нетрудоспособности, а за первые три дня временной нетрудоспособности и с заработной платы удержание производит работодатель. Исполнительный документ о взыскании алиментов с соответствующим заявлением предъявляется взыскателем в Орловское отделение Фонда социального страхования.

An error occurred.

Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает два различных порядка уплаты алиментов: добровольный (по соглашению сторон) и судебный. Поэтому алименты на несовершеннолетних детей удерживаются на основании одного из следующих документов (пп. 1 — 3 п. 1 ст. 12 Закона N 229-ФЗ): исполнительного листа, выданного судом; судебного приказа; соглашения об уплате алиментов, удостоверенного нотариально; письменного заявления граждан о добровольной уплате алиментов. В исполнительном документе должны быть определены размер, условия и порядок выплаты алиментов, а также указаны реквизиты для перечисления удержанной суммы получателю или его почтовый адрес.
Алименты удерживаются только на основании оригиналов исполнительных документов (ст. 109 Семейного кодекса Российской Федерации).

Банк данных исполнительных производств

Исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются: 1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов; 2) судебные приказы; 3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии; 4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам; 4.1) акты Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов; (п.

Куда предъявлять исполнительный лист, если должник – пенсионный фонд?

Внимание

Положения N 294 выплата пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу осуществляется отделением Фонда путем перечисления на банковский счет этого лица, в течение десяти календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Если отделение Фонда социального страхования не удержит алименты с пособия по временной нетрудоспособности, то образуется задолженность по алиментам. Ее размер определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.


Для этого, судебный пристав-исполнитель (у которого находится исполнительное производство) вправе направить в территориальный орган ФСС запрос о сумме выплаченного пособия по временной нетрудоспособности.

Формы документов в рамках проекта «прямые выплаты»

Федеральным законом от 21.12.2013 N 358-ФЗ) 5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, за исключением исполнительных документов, указанных в пункте 4.1 настоящей части, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований; (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 358-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; 7) постановления судебного пристава-исполнителя; 8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом; 9) исполнительная надпись нотариуса; (п.

Статья 12. виды исполнительных документов

Важно

Таким образом, задолженность за этот период взыскивается по постановлению судебного пристава-исполнителя, постановление может быть предъявлено взыскателем по месту работы должника. Обратите внимание, что Фонд социального страхования вправе производить удержания только с пособия по временной нетрудоспособности. Это касается пособий и при травмах, заболеваниях, несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях, и по уходу за больным ребенком и другими членами семьи.


С пособий, связанных с материнство (пособие по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком) удержания не производятся.

В сегодняшнем материале мы уделим внимание проблемам, связанным с техникой удержания конкретных сумм по исполнительным листам

02.08.2018

Как «вычесть» налоги

По правилам Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» сумма удержаний по исполнительным документам определяется исходя из дохода должника, оставшегося после удержания налогов. Однако эта, казалось бы, простая норма на практике вызывает сложности в ситуациях, когда у работника удерживается НДФЛ не только с дохода в виде зарплаты, а, к примеру, еще с материальной выгоды от экономии на процентах при пользовании займом. Нужно ли этот НДФЛ вычитать из суммы дохода для целей удержаний по исполнительному листу? Давайте разбираться.

Начнем с внимательного прочтения нормы профильного закона (п. 1 ст. 99 Закона № 229-ФЗ). Она гласит: размер удержания из заработной платы должника исчисляются из суммы, оставшейся после удержания налогов. И все. Никакой конкретизации по виду и (или) ставке удерживаемого налога закон не содержит.

Чуть больше информации находим в Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей (утв. постановлением Правительства РФ от 18.07.96 № 841). В пункте 4 этого Перечня сказано, что взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой зарплаты и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством. Как видим, тут уже есть оговорка, что налоги надо удержать в соответствии с налоговым законодательством.

Это означает, что размер удержания из зарплаты надо исчислять из суммы, оставшейся после того, как налоговый агент удержит из выплаты работнику все суммы НДФЛ в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ (см. также письмо Роструда от 28.12.06 № 2261-6-1). То есть приоритет в данном случае имеют положения НК РФ. Обратимся к ним.

Согласно п. 3 ст. 226 НК РФ, исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ. Исчисленную таким образом сумму налога налоговые агенты обязаны удержать непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226НК РФ).

Для доходов в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах, датой фактического получения дохода признается последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные или кредитные средства (пп. 7 п. 1 ст. 223НК РФ). Соответственно, на эту дату организация-займодавец, выступающая в роли налогового агента, обязана исчислить сумму НДФЛ. А исчисленная сумма должна быть удержана из любых доходов в денежной форме, выплачиваемых в этот день или позднее налоговым агентом налогоплательщику (п. 4 ст. 226 НК РФ). Получается следующее. НДФЛ с экономии на процентах может (и должен) удерживаться в том числе и из заработной платы сотрудника, если таковая выплачивается в последний день месяца, за который определена матвыгода, или позже.

Таким образом, налоговый агент, выплачивающий зарплату работнику, в отношении которого имеется исполнительный документ на удержание части дохода, должен определять сумму удержания по такому исполнительному документу, исходя из суммы, уменьшенной на величину удержанного при выплате данной зарплаты НДФЛ, включая и налог, исчисленный с дохода в виде материальной выгоды, удержанный при осуществлении данной выплаты в порядке п. 4 ст. 226 НК РФ.

Удержания из аванса

Второй спорный момент, связанный с «очисткой» от налогов дохода, из которого определяется размер удержаний, возникает при удержании из зарплаты за первую половину месяца. Ведь, по правилам п. 3 ст. 226 НК РФ, исчисление сумм НДФЛ производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 НК РФ. Для дохода в виде заработной платы датой фактического получения является последний день месяца, за который она начислена (п. 2 ст. 223 НК РФ).

Получается, что определить сумму, подлежащую удержанию из зарплаты по правилам ст. 99 Закона № 229-ФЗ (т. е. за минусом сумм налогов), работодатель может только по итогам месяца. Соответственно, исчисление и удержание по исполнительным листам необходимо производить только при окончательном расчете с сотрудником (если, конечно, иное прямо не предусмотрено самим исполнительным документом). Но при этом расчет производится исходя из всей суммы заработной платы, включая авансы (письмо Роструда от 28.12.06 № 2261-6-1).

В то же время на практике бывают ситуации, когда размер удержаний таков, что зарплаты, выплачиваемой при окончательном расчете, может оказаться недостаточно для полного удержания по всем исполнительным документам. Полагаем, что в таком случае допустимо удерживать часть сумм и при выплате зарплаты за первую половину месяца. В этом случае удерживаемую из «аванса» сумму надо определять без учета НДФЛ (т.е. от подлежащей выплате суммы) с последующей корректировкой по итогам месяца уже с учетом НДФЛ.

Можно использовать и другой подход, а именно — выплачивать аванс исходя из той суммы, которую сотрудник должен получить «на руки» после всех удержаний. Для этого определяем сумму, которая должна быть выплачена сотруднику после удержаний исходя из величины зарплаты за полный месяц (то есть от полной зарплаты отнимаем НДФЛ и все допустимые удержания в пределах 50 или 70 процентов в зависимости от их вида). И в качестве аванса выплачиваем сотруднику некий процент (к примеру, половину) именно от этой, «очищенной» от НДФЛ и удержаний, суммы. В таком случае суммы, причитающейся к выплате при окончательном расчете, всегда будет достаточно для осуществления всех удержаний. Причем, работник ни в середине месяца, ни по его итогам не будет оставаться вообще без зарплаты, на что, собственно, и направлены требования ст. 138 ТК РФ.

Расходы на перевод при максимальных удержаниях

Следующий проблемный вопрос связан с удержанием у работника сумм, которые расходуются организацией на перевод удержанных средств в пользу взыскателей. Ведь по правилам п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ, перевод и перечисление удержанных денежных средств производятся за счет должника. Но как быть, если исполнительные документы предписывают взыскать с сотрудника максимально допустимую сумму зарплаты (50 или 70 процентов)? Можно ли расходы на перевод удержать «сверху»? Для простоты понимания ситуации, рассмотрим ее на конкретном примере.

Предположим, у сотрудника надо сделать удержание из зарплаты по двум исполнительным документам. Первый на удержание алиментов на несовершеннолетних детей в размере 1/3 от заработной платы, а второй — на возмещение материального ущерба в размере 17% от зарплаты. Что в сумме дает половину заработной платы. Но за перевод каждой из этих сумм банк взимает с компании 35 рублей, которые также положено удержать у сотрудника. И в результате из-за этих 70 рублей общая сумма удержаний становится больше половины зарплаты. Как быть?

Статьей 138 Трудового кодекса установлено универсальное правило: при удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50% зарплаты. Это ограничение не применяется, в частности, при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, когда размер удержания не может превышать 70 процентов дохода. Также законом № 229-ФЗ установлена очередность удовлетворения требований по нескольким исполнительным листам. Согласно положениям пп. 1 п. 1 статьи 111 указанного закона, требования по взысканию алиментов удовлетворяются в первую очередь. А требования по взысканию в счет возмещения материального ущерба, согласно пп. 4 п. 1, удовлетворяются в четвертую очередь.

В свою очередь, порядок распределения взысканных сумм определен ст. 110 Закона № 229-ФЗ, согласно п. 3 которой в первую очередь удерживается сумма долга, затем расходы по совершению исполнительных действий и исполнительский сбор. Как уже упоминалось, перевод и перечисление удержанных денежных средств производятся за счет должника. При этом указанная сумма, согласно пп. 3 п. 2 ст. 116 Закона № 229-ФЗ, относится именно к расходам по совершению исполнительных действий.

Сведя воедино все вышеприведенные правила, получаем для нашего примера следующий алгоритм действий. Сначала из заработка сотрудника должна быть удержана сумма алиментов (ведь это первая очередь взыскания), а также расходы по ее перечислению. Поскольку после удержания данных сумм за работником сохраняется более 50 процентов зарплаты, то можно продолжать удержания по второму исполнительному листу в счет возмещения материального ущерба и расходов на перечисление удержанной суммы. Но лишь в пределах половины заработка! А значит, в рассматриваемом случае по второму исполнительному листу удержание будет произведено не в полном размере с тем, чтобы и удержание, и возмещение расходов на перевод «уложились» в оставшуюся часть в пределах половины заработка (ст. 138 ТК РФ, п. 2 ст. 111 Закона № 229-ФЗ).

Проиллюстрируем на цифрах. Предположим, заработная плата сотрудника составляет 10 000 руб. в месяц и у него имеется два несовершеннолетних ребенка, на содержание которых и взыскиваются алименты. Работником предоставлены заявление и документы на соответствующий стандартный налоговый вычет, а сумма его дохода с начала года еще не превысила 350 000 руб. Рассчитаем сумму удержаний.

Поскольку размер удержания из зарплаты исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов, то в данном случае все суммы будут определяться исходя из 9 064 руб. (10 000 - (10 000 — 1 400 × 2) × 13%). Соответственно удержать по обоим исполнительным документам можно не более 4532 руб. (9064/2). Из них во исполнение требований по уплате алиментов (первая очередь) будет удержано и перечислено 3021,33 руб. (9064 × 1/3). И при этом организация удержит дополнительно 35 рублей на перевод. Соответственно, по второму исполнительному документу компания сможет удержать только 1 475,67 руб., но т.к. из этой суммы еще нужно «изъять» еще 35 рублей на перевод, то фактически взыскатель по второму исполнительному документу получит 1 440,67 руб.

Удержания в рамках пилотного проекта ФСС

Следующий блок сложностей, возникающих при работе с исполнительными документами, касается регионов, где действует пилотный проект ФСС. В рамках проекта «больничные» оплачиваются напрямую из бюджета фонда.

Но ведь из пособия по временной нетрудоспособности также положено удержать алименты (пп. 9 п. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ). Возникает вопрос: как это сделать, если в данном случае к выплате организация не имеет никакого отношения?

Как сказано в п. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ, обязанность по удержанию средств из доходов должника лежит на лицах, выплачивающих такому должнику зарплату или иные периодические платежи. Данная обязанность возникает со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя. В субъектах РФ, в которых реализуется пилотный проект, пособия по социальному страхованию страхователи выплачивают только за первые три дня болезни. Оставшуюся часть оплачивают непосредственно территориальные органы ФСС (п. 6 и 9 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 21.04.11 № 294).

Напрямую вопрос удержания по исполнительным листам из суммы пособия, выплачиваемого Фондом, законодательно не урегулирован. Как следует из разъяснений ФСС, удержание алиментов с сумм назначенных пособий по временной нетрудоспособности производит отделение Фонда при поступлении исполнительного листа, судебного приказа или соглашения об уплате алиментов или их дубликатов. При этом обратиться в отделение Фонда должен получатель алиментов или служба судебных приставов. Для работодателей такая обязанность не предусмотрена.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации удерживать суммы по исполнительным листам при выплате пособия будет орган ФСС. Причем, уведомить Фонд о такой необходимости обязан сам должник в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 98 Закона № 229-ФЗ. Также это может сделать взыскатель, либо непосредственно Служба судебных приставов в рамках соответствующего исполнительного производства.

Как видим, в данном случае у работодателя в данном случае нет ни обязанности по удержанию (т.к. доход им не выплачивается), ни по уведомлению Фонда о необходимости провести подобные удержания из пособия при его выплате. Значит, работодатель удерживает положенные суммы только с тех выплат, которые производит лично и пилотный проект на его обязанности никак не влияет.

В то же время надо учитывать следующее. Если ФСС выплатил пособие без удержания, т.к. не располагал информацией об исполнительном документе, то на данную сумму образуется задолженность. А если о сумме данной задолженности станет известно судебному приставу-исполнителю, он может направить в организацию по месту работы должника отдельное постановление о взыскании этой задолженности. В таком случае работодатель должен будет дополнительно к обычным удержаниям провести также и удержание задолженности, определенной приставом, при условии, конечно, что размера заработка сотрудника хватает для таких дополнительных удержаний.

Новые исполнительные листы: очередность взыскания

В заключение рассмотрим ситуацию, когда в бухгалтерию поступают новые исполнительные документы в отношении тех работников, по которым уже производятся удержания. Как поступать с ними: начинать исполнять сразу или же нужно организовать своеобразную очередь? Как быть, если на сотрудника уже есть четыре постановления об обращении взыскания на заработную плату; все по задолженности по кредитам в пользу коммерческих банков. И на него продолжают поступать новые постановления, тоже по задолженности банкам. Нужно ли новые постановления на взыскание включать в расчет с момента получения, или удержания по ним можно будет проводить только после полной оплаты предыдущих?

Сразу скажем, что Закон № 229-ФЗ в части исполнения нескольких документов о взыскании не оперирует таким термином как «календарная очередность». Напротив, в п. 3 ст. 111 закона сказано: если взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения требований одной очереди в полном объеме, то они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме, указанной в исполнительном документе. Без какой-либо привязки ко времени поступления исполнительного документа.

Значит, с момента получения очередного постановления организация должна начать исполнять содержащиеся в нем требования наравне с уже имеющимися. То есть, в рассматриваемой ситуации организация должна исполнять все поступившие к ней исполнительные документы одновременно (вне зависимости от времени поступления того или иного исполнительного документа). При этом удержанию подлежит не более 50% от зарплаты (дохода) сотрудника вне зависимости от количества исполнительных документов.

Удержанная сумма распределяется между всеми взыскателями (опять же без привязки ко времени поступления исполнительного документа) пропорционально причитающейся каждому из них на основании соответствующего исполнительного листа сумме. Взыскание по любому из исполнительных документов производится таким образом до исполнения в полном объеме содержащихся в нем требований, после чего он из расчета пропорции для распределения взысканной суммы выбывает и распределение производится между оставшимися взыскателями.